Звоны великого поста подробное руководство

Оvelikiy_postБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В будние дни Великого Поста трезвоны не совершаются. На вечерние службы звучит только благовест (40 ударов) в постовой благовестник, созывающий верующих на богослужение. По окончании богослужения звона не бывает. Звонари выделяют из набора колоколов особый Постовой колокол, который следует за большим благовестником (2-ой или 3-ий по величине), и спускают с колокольни веревку для осуществления благовеста с земли.

Утром читаются Великопостные Часы, Изобразительны, Вечерня, к которой по средам и пятницам присоединяется Литургия Преждеосвященных Даров. Перед началом богослужения звучит звон для созыва – благовест (40 ударов). В Типиконе говорится: «Ударяет кандиловозжигатель в било довольно, и собираемся в церковь». Во весь период Великого поста перед началом чтения 3-го часа совершается 3 удара в постовой колокол, перед 6-м часом – 6 ударов в постовой колокол, а перед 9-ым – 9 ударов в постовой колокол. На это есть указания в Типиконе: «Кандиловозжигатель же, взем благословение у настоятеля, изшед ударяет в кампан трижды», затем пред 6-ым часом: «Кандиловозжигатель же, сотворив обычный поклон предстоятелю, изшед ударяет в кампан шесть крат», затем перед 9-ым часом: «Параекклесиарх же, изшед, ударяет в кампан 9 крат, и поем час 9-й, трипсалмный». Изобразительны звоном не предваряются. Перед Вечерней (когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров) бывает звон «в двои», т.е. в 2 постовых колокола, которые перебираются по очереди. Об этом указывается в Типиконе: «Господи, помилуй 40 и поклоны 3 великих, и в то время параекклесиарх знаменует в два кампана. И по триех поклонах великих глаголем: Приидите поклонимся: и поем вечерню».

Поскольку в воскресные и субботние дни Великого Поста на службу пост отлагается и совершается полная Литургия, звоны в эти дни совершают в обычном порядке. В качестве благовестника используется воскресный колокол, а трезвон совершается со всеми колоколами. Данное правило касается богослужений вечера пятницы (накануне субботы), субботнего дня (Литургии Иоанна Златоуста), вечера субботы (Всенощного Бдения), воскресного дня (Литургии Василия Великого). Вечером в воскресенье перед службой звучит благовест в большой Воскресный колокол (ради великого прокимна), а по окончании богослужения – звона нет. Воскресенье – малая Пасха.

В пятницу не полагется великих поклонов, следовательно, и звон совершается по не постному чину.

Необходимо особо отметить звон в подготовительные седмицы. Уже в среду и пятницу Сырной седмицы Литургия не совершается и звучит только благовест (40 ударов) в постный колокол, по окончании службы — звона нет. На это в Типиконе указывается в 49-ой главе «На часех в кампан не ударяем».

Тем не менее – 9 марта, когда празднуется 1-е и 2-е обретение главы Иоанна Предтечи, и 22-го марта, когда празднуется день 40 мучеников Севастийских, полиелей должен совершаться обязательно, даже в период поста. Об этом есть указание в Типиконе: «Егда же поем поилелей, на часех в кампан не ударяем».

7 апреля в двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы звон должен быть праздничным «во вся», т.к. накануне служится Всенощное бдение, а в сам день праздника – Литургия Иоанна Златоуста.

На первой седмице с понедельника по четверг включительно читается Канон Андрея Критского.

Субботы 2-ой, 3-й и 4-ой седмицы – родительские.

Примеры Великопостных звонов:

Звон в двои:

https://bellschool.ru/wp-content/uploads/2014/02/zvon_v_dvoi.mp3

Особенные даты, которые могут попасть
на будние дни Великого Поста:

8 марта – вечер: Великое повечерие, Утреня с полиелеем
9 марта – утро: Часы, Изобразительны, Вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров

21 марта – вечер: Великое повечерие, Утреня с полиелеем
22 марта — утро: Часы, Изобразительны, Вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров

6 апреля – вечер: Всенощное Бдение. 1 час.
7 апреля – утро: 3 и 6 часы. Литургия Иоанна Златоуста.

Порядок Богослужений Великого Поста:

Сырная седмица.
ВТ0 –
вечер: Великое Повечерие
СР0 –
утро: Утреня, 1, 3, 6, 9 часы, Изобразительны, Вечерня.
ЧТ0 –
вечер: Великое Повечерие
ПТ0 –
утро: Утреня, 1, 3, 6, 9 часы, Изобразительны, Вечерня.
ВС0 –
вечер: Вечерня с чином прощения.

1-ая седмица Великого поста.
ПН1 – утро: Утреня, 1, 3, 6, 9 часы, Изобразительны, Вечерня.
ПН1 –
вечер: Великое Повечерие с Каноном Андрея Критского.
ВТ1 –
утро: Утреня, 1, 3, 6, 9 часы, Изобразительны, Вечерня.
ВТ1 –
вечер: Великое Повечерие с Каноном Андрея Критского.
СР1 –
утро: Утреня, 1, 3, 6, 9 часы, Изобразительны, Вечерня, ЛПД
СР1 —
вечер: Великое Повечерие с Каноном Андрея Критского.
ЧТ1 –
утро: Утреня, 1, 3, 6, 9 часы, Изобразительны, Вечерня.
ЧТ1 —
вечер: Великое Повечерие с Каноном Андрея Критского.
ПТ1 –
утро: Утреня, 1, 3, 6, 9 часы, Изобразительны, Вечерня, ЛПД. Освящение колива. Раздача колива.
ПТ1 –
вечер: Великое Повечерие. Утреня. 1 час
СБ1 –
утро: 3 и 6 часы. Литургия Иоанна Златоуста.
СБ1 –
вечер: Всенощное Бдение. 1 час.
ВС1 – утро: 3 и 6 часы. Литургия Василия Великого (совершается молебен).
ВС1 – вечер: Вечерня.

2 седмица Великого поста.
ПН2 –
утро: Утреня, Часы, Изобразительны, Вечерня.
ПН2 –
вечер: Великое повечерие
ВТ2 –
утро: Утреня, Часы, Изобразительны, Вечерня.
ВТ2–
вечер: Великое повечерие.
СР2 –
утро: Утреня, Часы, Изобразительны, Вечерня, ЛПД
СР2 —
вечер: Великое повечерие.
ЧТ2 –
утро: Часы, Изобразительны, Вечерня.
ЧТ2 —
вечер: Великое повечерие.
ПТ2 –
утро: Утреня, Часы, Изобразительны, Вечерня, ЛПД
ПТ2 –
вечер: Великое повечерие, Парастас. 1 час.
СБ2 –
утро: Часы, Литургия Иоанна Златоуста. (родительская суббота)
СБ2 –
вечер: Всенощное Бдение, 1 час.
ВС2 –
утро: Часы, Литургия Василия Великого
ВС2 –
вечер: Пассия.

3 седмица Великого поста.
ПН3 –
утро: Утреня, Часы, Изобразительны, Вечерня.
ПН3 –
вечер: Великое повечерие.
ВТ3 –
утро: Утреня, Часы, Изобразительны, Вечерня.
ВТ3 –
вечер: Великое повечерие.
СР3 –
утро: Утреня, Часы, Изобразительны, Вечерня, ЛПД
СР3 –
вечер: Великое повечерие.
ЧТ3 –
утро: Утреня, Часы, Изобразительны, Вечерня.
ЧТ3 –
вечер: Великое повечерие.
ПТ3 –
утро: Утреня, Часы, Изобразительны, Вечерня, ЛПД
ПТ3 –
вечер: Великое повечерие. Парастас, 1 час.
СБ3 –
утро: Часы, Литургия Иоанна Златоуста. (родительская суббота)
СБ3 –
вечер: Всенощное Бдение, ВЫНОС КРЕСТА, 1 час.
ВС3 –
утро: Часы, Литургия Василия Великого
ВС3 –
вечер: Пассия.

4 седмица Великого поста.
ПН4 –
утро: Утреня, 1, 3, 6, 9 часы, Изобразительны, Вечерня.
ПН4 –
вечер: Великое повечерие.
ВТ4 –
утро: Утреня, 1, 3, 6, 9 часы, Изобразительны, Вечерня.
ВТ4 –
вечер: Великое повечерие.
СР4 –
утро: Утреня, Часы, Изобразительны, Вечерня, ЛПД
СР4 –
вечер: Великое повечерие.
ЧТ4 –
утро: Утреня, 1, 3, 6, 9 часы, Изобразительны, Вечерня.
ЧТ4 –
вечер: Великое повечерие.
ПТ4 –
утро: Утреня, Часы, Изобразительны, Вечерня, ЛПД
ПТ4 –
вечер: Великое повечерие. Парастас, 1 час.
СБ4 –
утро: Часы, Литургия Иоанна Златоуста. (родительская суббота)
СБ4 –
вечер: Всенощное Бдение, 1 час.
ВС4 –
утро: Часы, Литургия Василия Великого
ВС4 –
вечер: Пассия.

5 седмица Великого поста.
ПН5 –
утро: Утреня, 1, 3, 6, 9 часы, Изобразительны, Вечерня.
ПН5 –
вечер: Великое повечерие.
ВТ5 –
утро: Утреня, 1, 3, 6, 9 часы, Изобразительны, Вечерня.
ВТ5 –
вечер: Великое повечерие.
СР5 –
утро: Утреня, Часы, Изобразительны, Вечерня, ЛПД
СР5 –
вечер: Утреня. Канон Андрея Критского
ЧТ5 –
утро: Часы, Изобразительны, Вечерня, ЛПД
ЧТ5 –
вечер: Великое повечерие.
ПТ5 –
утро: Утреня, Часы, Изобразительны, Вечерня, ЛПД
ПТ5 –
вечер: Утреня. Чтение акафиста Похвала Пресвятой Богородицы (суббота акафиста)
СБ5 –
утро: Часы, Литургия Иоанна Златоуста.
СБ5 –
вечер: Всенощное Бдение, 1 час.
ВС5 –
утро: Часы, Литургия Василия Великого
ВС5 –
вечер: Пассия.

6 седмица Великого поста
ПН6 –
утро: Утреня, 1, 3, 6, 9 часы, Изобразительны, Вечерня.
ПН6 –
вечер: Великое повечерие.
ВТ6 –
утро: Утреня, 1, 3, 6, 9 часы, Изобразительны, Вечерня.
ВТ6 –
вечер: Великое повечерие.
СР6 –
утро: Утреня, Часы, Изобразительны, Вечерня, ЛПД
СР6 –
вечер: Великое повечерие.
ЧТ6 –
утро: Утреня, 1, 3, 6, 9 часы, Изобразительны, Вечерня.
ЧТ6 –
вечер: Великое повечерие.
ПТ6 –
утро: Утреня, Часы, Изобразительны, Вечерня, ЛПД
ПТ6 –
вечер: Великое повечерие. Утреня 1 час.
СБ6 –
утро: Часы, Литургия Иоанна Златоуста.
СБ6 –
вечер: Всенощное Бдение, 1 час.
ВС6 –
утро: Часы, Литургия Иоанна Златоуста.
ВС6 –
вечер: Вечерня.

Страстная седмица Великого поста
ПН7 –
утро: Утреня, Часы, Изобразительны, Вечерня, ЛПД
ПН7 –
вечер: Великое повечерие.
ВТ7 –
утро: Утреня, Часы, Изобразительны, Вечерня, ЛПД
ВТ7 –
вечер: Великое повечерие.
СР7 –
утро: Утреня, Часы, Изобразительны, Вечерня, ЛПД
СР7 –
вечер: Малое повечерие.
ЧТ7 –
утро: Утреня, Часы, Вечерня, Литургия Василия Великого.
ЧТ7 –
вечер: Утреня с чтением 12 Евангелий
ПТ7 –
утро: Царские часы. Изобразительны
ПТ7 –
день: Вечерня. Вынос Плащаницы.
ПТ7 –
вечер: Утреня. Погребение Плащаницы.
СБ7 –
утро: Часы, Изобразительны, Вечерня, Литургия Василия Великого.

ПАСХА – ночь: Полунощница, Утреня, Пасхальные часы, Литургия Иоанна Златоуста
ПАСХА –
вечер: Великая вечерня.

Порядок совершения звонов
во дни Великого Поста

Сырная седмица.
В среду и пятницу Сырной седмицы Литургия не совершается и звучит только благовест (40 ударов) в постный колокол, по окончании службы — звона нет. На это в Типиконе указывается в 49-ой главе «На часех в кампан не ударяем».
В прощеное воскресенье:
к Вечерне – благовест в Воскресный колокол (ради великого прокимна), после чина прощения – звона нет.

1 седмица Великого поста. Торжество Православия
С понедельника по четверг включительно:
звон перед Повечерием (с чтением Великого Покоянного Канона) – благовест (40 раз)
Среда и пятницаЛитургия Преждеосвященных Даров (к часам – часят, перед Литургией Преждеосвященных Даров – звон в двои).
В пятницу
вечером перед службой – благовест (40 раз) и трезвон, по окончании – трезвон.
В субботуЛитургия Иоанна Златоуста (звон обычный), вечером – всенощное бдение (звон обычный)
В воскресеньеЛитургия Василия Великого – звоны обычные
В воскресенье
к Вечерне – благовест в Воскресный колокол (ради великого прокимна).

2 седмица Великого поста. Григория Паламы
Среда и пятница Литургия Преждеосвященных Даров (к часам – часят, перед Литургией Преждеосвященных Даров – звон в двои).
В пятницу вечером перед службой – благовест (40 раз) и трезвон, по окончании – трезвон.
В субботу Литургия Иоанна Златоуста (звон обычный), вечером – всенощное бдение (звон обычный)
В воскресеньеЛитургия Василия Великого – звоны обычные.
В воскресенье к Пассии — благовест в Воскресный колокол (ради великого прокимна).

3 седмица Великого поста. Неделя Крестопоклонная
Среда и пятницаЛитургия Преждеосвященных Даров (к часам – часят, перед Литургией Преждеосвященных Даров – звон в двои).
В пятницу вечером перед службой – благовест (40 раз) и трезвон, по окончании – трезвон.
В субботний день перед началом Всенощного Бдения Крест переносят с жертвенника на престол. Звоны обычные. В конце Всенощного бдения, во время пения Великого Славословия, при выносе Креста, совершается перезвон от большого к малым колоколам, по положении Креста на аналое – трезвон.
В воскресеньеЛитургия Василия Великого – звоны обычные
В воскресенье к Пассии — благовест в Воскресный колокол (ради великого прокимна).

4 седмица Великого поста. Иоанна Лествичника.
Среда и пятница
Литургия Преждеосвященных Даров (к часам – часят, перед Литургией Преждеосвященных Даров – звон в двои).
В пятницу вечером перед службой – благовест (40 раз) и трезвон, по окончании – трезвон.
В субботуЛитургия Иоанна Златоуста (звон обычный), вечером – всенощное бдение (звон обычный)
В воскресеньеЛитургия Василия Великого – звоны обычные.
В воскресенье к Пассии — благовест в Воскресный колокол (ради великого прокимна).

5 седмица Великого поста. Марии Египетской.
В воскресенье
к Вечерне — благовест и трезвон (ради великого прокимна).
Среда и пятницаЛитургия Преждеосвященных Даров (к часам – часят, перед Литургией Преждеосвященных Даров – звон в двои).
Среда вечер – вечером читается Покаянный Канон (Мариино стояние). К вечерне благовест (40 раз), трезвон без больших колоколов. В Типиконе указывается: «звон в красныя: такожде и в четверток ко утрени и вечерни»
Пятница вечер – Суббота Акафиста. К вечерне – благовест (40 раз), трезвон без больших колоколов.
В субботуЛитургия Иоанна Златоуста (звон обычный), вечером – всенощное бдение (звон обычный)
В воскресеньеЛитургия Василия Великого – звоны обычные.
В воскресенье к Пассии — благовест в Воскресный колокол (ради великого прокимна).

6 седмица Великого поста.
Среда и пятница
Литургия Преждеосвященных Даров (к часам – часят, перед Литургией Преждеосвященных Даров – звон в двои).
В пятницу вечером перед службой – благовест (40 раз) и трезвон, по окончании – трезвон.
В субботуЛитургия Иоанна Златоуста (звон обычный), вечером – всенощное бдение (звон обычный)
В воскресеньеЛитургия Василия Великого – звоны обычные.
В воскресенье к Вечерне — благовест в Воскресный колокол (ради великого прокимна).

7 седмица. Страстная седмица.
Великий Понедельник, Великий Вторник, Великая Среда
Литургия Преждеосвященных Даров, благовест – к часам (перед Литургией Преждеосвященных Даров – звон в двои).
Великая Среда вечер – К Повечерию – благовест (40 ударов)
Великий Четверг –
Литургия Василия Великого — только благовест перед службой (40 ударов)
Великий Четверг вечер Чтение 12 Евангелий. К Утрене – благовест (40 ударов), а во время чтения Евангелия – удары в благовест (перед чтением каждого Евангелия ударяют в большой колокол в соответствии со счетом чтений (1 раз – перед первым, 2 раза – перед вторым и т.д.), по окончании 12-го Евангелия – краткий трезвон).
Великий Пяток (утро) Царские часы. Перед часамизвонят благовест в Воскресный колокол, затем «звон в двои един долгий». Во время часов не часят. Литургии нет.
Великий Пяток (день) – Вынос Плащаницы. Перед Вечерней – благовест (40 ударов). Во время выноса Плащаницы – перезвон от большого к малым колоколам. По поставлении плащаницы в середине храма — краткий трезвон.
Великий Пяткок (вечер) – Чин погребения Плащаницы. К Утрене – благовест (40 ударов). Во время Крестного хода — перезвон от большого к малым колоколам. По входе в храм – краткий трезвон.
Великая Суббота – Литургия Василия Великого. ЗВОНА НЕТ По установившейся традиции, звонов от чина погребения до полунощницы совершать не принято.

Пасха. К Полунощнице – благовест (40 ударов редкими ударами – 5 минут). Во время Крестного хода – перезвон от большого к малым колоколам. По входе в храм – трезвон «во вся». Остальные звоны – как обычно.

Дроздихин Илья,
руководитель Московской Школы Звонарей,
специально для сайта «Колокола.Ком»

С наступлением Великого
поста в богослужебной практике происходят значительные
изменения. Они касаются не только чтения и пения, но также
и порядка колокольных звонов. О том, как правильно,
согласно уставу, совершать колокольные звоны в период
святой
Четыредесятницы, рассказывает известный московский
звонарь, преподаватель кампанологии Сретенской духовной
семинарии Николай
Завьялов.

***

Зимний колокол. Фото: Н.Завьялов
Зимний колокол. Фото: Н.Завьялов

С наступлением Великого
поста в богослужебной практике происходят
изменения. Меняется порядок чтения кафизм: чтения
становится больше, а пения – меньше; характер
пения меняется, становится более сдержанным. Появляются
разновидности звонов, присущие только периоду Великого
поста, например часовые.

Великий
пост начинается не сразу, существует период
«приуготовительный», когда в воскресных
евангельских чтениях уже появляются темы, ориентированные
на приближение великой
Четыредесятницы.

В приуготовительные дни к Великому
посту, в среду и пятницу сырные, не совершается
литургии, а совершается чтение Часов по великопостному
образцу. Однако звонить великопостным звоном (часить) еще
пока не нужно. На это в Типиконе и указывается в 49-й
главе: «На часех в кампан не ударяем».

В Прощеное
воскресенье
к вечерне благовестят в
праздничный колокол. По окончании вечерни во время чина
прощения – звон в двои (в два
колокола – часовой и меньший, следующий за ним по
величине; впрочем, это не является обязательным и из
соображений улучшения благозвучия иногда используются
просто два малых колокола, наиболее подходящих для этого
звона).

При наступлении Четыредесятницы
во весь ее период перед началом 3-го часа совершают три
удара в Постный колокол: перед 6-м – шесть ударов,
перед 9-м – девять ударов.

К вечерне, утрене и литургии Преждеосвященных Даров
– звон в двои.

Если молящиеся расходятся из храма после чтения 3-го или
6-го часа (как бывает в монастырях), то согласно указаниям
Типикона «кандиловозжигатель ударяет в
древо»,
а к началу часа «по первом же
Трисвятом ударяет в кампан».
В современном
варианте «ударение в древо» может быть в виде
благовеста в постный колокол (поскольку била теперь
используют довольно редко), а уже затем, в положенном
месте, – удары в часовой колокол.

В понедельник к полунощнице
«знаменает параекклесиарх к свету коснее
вечерняго ради утешения»
(Типикон, гл. 49).

Это означает, что благовест отличается от обычного большим
интервалом между ударами. Например – через молитву
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя
грешнаго», как это принято было, например, в
Троице-Сергиевой лавре.

Следующее указание в Типиконе: «Ударяет
кандиловозжигатель в било довольно, и собираемся в
церковь
». Этот звон совершается для того, чтобы
собирались в церковь, а далее звоны обозначают тот час,
который в настоящее время предстоит читать в храме.

Перед началом 3-го часа: «Кандиловозжигатель же,
взем благословение у настоятеля, изшед ударяет в кампан
трижды»
.

О 6-м часе: «Кандиловозжигатель же, сотворив
обычный поклон предстоятелю, изшед ударяет в кампан шесть
крат».

На 9-м часе: «Кандиловозжигатель, взем
благословение у настоятеля, ударяет в великое древо, и
собравшиеся в церковь, благословившу иерею, поем 9-й
час»
.

И далее, так же как и в начале, после обычного начала:
«Параекклесиарх же, изшед, ударяет в
кампан 9 крат, и поем час 9-й, трипсалмный»
.

Изобразительны совершаются сразу после 9-го часа и
особенным звоном не обозначаются.

С понедельника до четверга
1-й
седмицы на повечериях совершается чтение Великого канона
Андрея Критского. В эти дни к повечерию
предписывается: «Входит свещевозжигатель и,
сотворив поклон предстоятелю, изшед биет в било 12, и
собираемся вси в церковь»
.

В настоящее время совершается благовест в постный колокол.

В среду и
пятницу
во весь период Великого
поста служится литургия Преждеосвященных Даров.

Перед вечерней совершают звон в двои (поскольку литургия
служится в соединении с вечерней).
«Параекклесиарх же, поклон сотворив
настоятелю, и благословение взем, и шед
звонити».

И еще: «На блаженнах глаголем Предтечи…
Господи, помилуй 40 и поклоны 3 великих, и в то время
параекклесиарх знаменует в два кампана. И по триех
поклонах великих глаголем: Приидите поклонимся: и поем
вечерню»
.

Здесь мы видим конкретное указание на момент совершения
звонов (именно этот вопрос является наиболее часто
задаваемым: «В какой момент звонят в двои перед
литургией Преждеосвященных Даров?» Отвечаем:
«Перед началом вечерни, согласно Типикону»).

В следующие седмицы таких подробных указаний относительно
звонов уже не дается, и мы можем предположить, что
1-я
седмица являет собою образец совершения звонов на весь
период поста, если на этот счет нет каких-либо специальных
указаний.

В период поста не совершаются службы с полиелеем, кроме 24
февраля (обретения главы Иоанна Предтечи) и 9 марта
(день 40
мучеников Севастийских). В эти дни полагается
полиелейный звон. Ради этого отменяются часовые звоны:
«Егда же поем поилелей, на часех в кампан не
ударяем».

На время поста не следует менять характер
воскресных звонов
. Воскресенье – малая
Пасха.

В субботние и воскресные дни пост на службу отлагается,
совершается полная литургия. Следовательно, уже в пятницу
к великому повечерию не полагается великих поклонов, и
соответственно – к вечерним службам положены звоны
не постные.

К вечерням в воскресные дни
полагается благовест в большой колокол, поскольку
собственно пост наступает после вечерни, и еще потому, что
на этих вечернях совершается вход, возглашается Великий
Прокимен.

Каждый воскресный день в период Великого
поста празднуется особо.

В неделю
3-ю, Крестопоклонную
,
в чине выноса
креста совершается перезвон по одному удару в каждый
колокол перед выносом креста (на великом славословии), а в
момент шествия с крестом на середину храма совершается
трезвон «во вся», который
продолжается до возложения креста на аналой.

Указаний на это в Типиконе нет, но в дошедших до нас
уставах московского Успенского и новгородского Софийского
соборов этот звон присутствует. В настоящее время этот
звон уже повсеместно вошел в чин всенощной и стал
традиционным. Автор полагает, что это заимствовано из чина
празднования Крестовоздвижения.

В среду 5-й
седмицы
«звон в красныя: такожде и в
четверток ко утрени и вечерни».

Красными именовали колокола среднего размера за их высокий
красивый голос. В данном случае предписывается совершать
трезвон без больших колоколов.

Этот праздник именуется иногда Стояние Марии Египетской,
поскольку вместе со службой, посвященной памяти прп. Марии
Египетской, вычитывается весь Великий канон
Андрея Критского в один прием. В четверг совершается
литургия Преждеосвященных Даров. Полагается, как указано в
Учебном уставе Константина Никольского, благовест в
полиелейный колокол; трезвон – «во все
кроме первого»
.

Такой же звон совершается и в
пятницу вечером к службе, которая
именуется Суббота
акафиста.

В пяток 6-й
седмицы
Четыредесятница
заканчивается, вместе с этим прекращается использование
характерных для этого периода часовых звонов.

В субботу, именуемой Лазаревой
субботой
,
совершается благовест в
праздничный колокол, трезвон – во все без
праздничного. Указаний в Типиконе об этом нет (есть в
других уставах, например в чиновнике новгородского
Софийского собора). Во многих местах звон к этой службе
совершается в праздничный колокол, и так же, как и в
неделю Крестопоклонную, звон этот уже стал традиционным.

Отличие звона на Царских часах от Великопостных в том, что на Царских не обозначают каждый Час количеством ударов.

Затем следуют изобразительны, великая вечерня, литургия Василия Великого в соединении с вечерней. На литургии совершают двенадцать ударов на Евхаристии. Так как евхаристические молитвы на литургии Василия Великого длиннее, чем на литургии Иоанна Златоуста, то интервал между ударами в большой колокол нужно увеличить примерно вдвое***.

В Крещенский сочельник совершается великое освящение воды. После литургии, во время шествия клира во главе со священником к месту освящения воды, совершается перезвон по семь ударов в каждый колокол от большого к малому. Продолжительность перезвона до начала великой ектеньи в чине освящения. Во время погружения креста в освящаемую воду, при пении праздничного тропаря, совершают трезвон «во вся».

Поскольку вечерня в сочельник соединена с литургией, то благовест к началу всенощной, начинаемой с повечерья, завершается трезвоном в два приема.

ЗВОНЫ В ПЕРИОД ВЕЛИКОГО ПОСТА

С наступлением Великого поста в богослужебной практике происходят изменения. Например, меняется система счета дней седмицы. Если в обычное время (в период пения Октоиха) первым днем седмицы считается воскресение, то в Великий пост это понедельник. Меняется порядок чтения кафизм; вообще, чтения становится больше, а пенияменьше; характер пения меняется, становится более сдержанным.

Появляются разновидности звонов, присущие только периоду Великого поста,

например, часовые: перед 3 м часом совершают три удара в постный колокол, перед 6 м часом шесть ударов, перед 9 м девять ударов, а перед повечерием двенадцать.

Во многих храмах звоны на период Великого поста отменяются.

К вечерне, утрене и литургии Преждеосвященных Даров — звон в двои (в два колокола часовой и меньший, следующий за ним по величине).

ВТипиконе прямого указания на эти звоны нет, но в Учебном Уставе протоиерея Константина Никольского сказано: «…звон в два колокола еще бывает: перед вечернею и утренею в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток великой Четыредесятницы…» (стр. 40 в издании 1995 г.).

Если молящиеся расходятся из храма после чтения 3 го или 6 го часа (как бывает в монастырях), то, согласно указаниям Типикона, «кандиловозжигатель ударяет в древо…» (в качестве благовеста), а к началу часа «по первом же Трисвятом ударяет в кампан…».

Всовременном варианте, когда била уже практически не используют, это может быть благовест в постный колокол, а затем, в положенном месте, удары в часовой колокол.

Вприуготовительные дни к Великому посту, в среду и пятницу на Сырной седмице, не совершается литургии, а совершается чтение часов по великопостному образцу. Однако звонить великопостным звоном («часить») еще не нужно. На это указывается в 49 й главе Типикона: «На часех в кампан не ударяем».

ВПрощеное воскресенье к вечерне благовестят в праздничный колокол. После чина прощения — звон в двои.

Первая седмица В понедельник к полунощнице «знаменает параекклесиарх к свету коснее

вечерняго ради утешения» (Типикон, гл. 49). Это означает, что благовест отличается большими, чем обычно, интервалами между ударами, например: через молитву

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», как это принято в

12

Свято Троицкой Сергиевой Лавре. Далее указано в главе 49 Типикона:

К3-му часу: «Ударяет кандиловозжигатель в било довольно, и собираемся в церковь…» После совершения «начала обычного» перед началом третьего часа:

«Кандиловозжигатель же взем благословение у настоятеля, исшед ударяет в кампан триждьС.

К6-му часу: «Кандиловозжигатель же сотворив обычный поклон предстоятелю, и шед ударяет в кампан, шесть крат».

К9-му часу: «Кандиловозжигатель взем благословение у настоятеля ударяет в великое древо и собравшееся в церковь, благословившу иерею, поем 9 й час». И далее, после «обычного начала»: «Параекклесиарх же изшед ударяет в кампан 9 крат и поем час 9 й трипсалмный»

Изобразительны совершаются сразу после 9 го часа и особенным звоном не обозначаются.

С понедельника до четверга первой седмицы на Великих повечериях читается Великий канон прп. Андрея Критского. В эти дни согласно Типикону: » Входит свещевозжигатель, и сотворив поклон предстоятелю, и шед биет в било, 12, и собираемся вси в церковь». В настоящее время к повечерию совершают благовест в

постный колокол.

В среду и пятницу во весь период Великого поста к вечерне совершают звон в двои, поскольку в соединении с вечерней служится литургия Преж деосвященных Даров.

Типикон так говорит об этом: «Параекклесиархже, поклон сотворив настоятелю,

иблагословение взем, и шед звонити… На блаженнах глаголем Предтечи… Господи помилуй 40 и поклоны 3 великия и в то же время параекклесиарх знаменует в два кампана. И по триех поклонах великих глаголем: Приидите поклонимся: и поем вечерню».

В пятницу к Великому повечерию службе субботнего богослужебного дня положены звоны не постные.

В субботние и воскресные дни пост на службу отменяется, так как в эти дни совершается литургия. Воскресенье малая Пасха. Следовательно, характер воскресных звонов в Великий пост не меняется.

Квоскресной вечерне полагается благовест в большой колокол, поскольку пост наступает лишь после окончания вечерни, а еще и потому, что на этих вечернях совершается вход и поется Великий прокимен.

В следующие седмицы таких подробных указаний относительно звонов в Типиконе не дается, и мы можем только предположить, что первая седмица являет собою образец совершения звона на весь период Великого поста, если на этот счет нет каких либо специальных указаний.

Будни великопостных седмиц

Звоны на будничных службах других великопостных седмиц, кроме пятой, особенностей по сравнению со звонами первой седмицы не имеют.

Особенности пятой седмицы

Вчетверг празднуется память Марии Египетской.

Всреду пятой седмицы «звон в красныя; такожде и в четверток ко утрени и вечерни» (Типикон). На утрене читается весь Великий канон прп. Андрея Критского в один прием. Ради этого в четверг совершается литургия Преждеосвященных Даров, при этом бывает благовест в полиелейный колокол; трезвон — «во все кроме первого»2.

2 Здесь «первым» колоколом именуется, по всей вероятности, наибольший из участвующих в данном звоне колоколов, а именно

13

1. СЛУЖБА БЕЗ ПРАЗДНИЧНОГО ЗНАКА

ВЕЧЕРНЯ:
40
ударов во вседневный Благовест.

ПОВЕЧЕРИЕ:
12 ударов во вседневный
Благовест.

ПОЛУНОЩНИЦА:
12 ударов во вседневный
Благовест.

УТРЕНЯ*:
40 ударов во вседневный
Благовест. (*Если утреня соединяется с вечерней, то звон
не положен.)

ЛИТУРГИЯ:
к началу 40 ударов
во вседневный Благовест.

Трезвон (5 минут, без
праздничного, воскресного, полиелейного)
.

Евхаристический
канон:
удары во вседневный
Благовест от: «Достойно и праведно есть…» до «Достойно
есть яко

воистину…».

2. СЛАВОСЛОВНАЯ СЛУЖБА

ВЕЧЕРНЯ:
50 ударов во вседневный
Благовест.

ПОВЕЧЕРИЕ:
12 ударов во вседневный
Благовест.

ПОЛУНОЩНИЦА:
12 ударов во вседневный
Благовест.

УТРЕНЯ:
50 ударов во вседневный
Благовест. Трезвон (5 минут, без больших колоколов).

ЛИТУРГИЯ:
К началу 50 ударов
во вседневный Благовест.

Трезвон (5-7 минут, без
праздничного, воскресного, полиелейного).

Евхаристический
канон:
удары во вседневный
Благовест от: «Достойно и праведно есть…» до «Достойно
есть яко воистинну…».

3. ПОЛИЕЛЕЙНАЯ СЛУЖБА

ВЕЧЕРНЯ:
50 ударов в полиелейный
Благовест. Трезвон (5-7 минут без воскресного и
праздничного).

ПОВЕЧЕРИЕ:
12 ударов в полиелейный
Благовест.

ПОЛУНОЩНИЦА:
12 ударов в полиелейный
Благовест.

УТРЕНЯ:
К началу 50 ударов
в полиелейный Благовест.

Трезвон (5-7 минут, без
праздничного и воскресного).
К Евангелию Трезвон от Степенна…
до возгласа «Мир
всем».

На Честнейшую 7 ударов в полиелейный Благовест.

ЛИТУРГИЯ:
К началу 50 ударов
в полиелейный Благовест.

Трезвон (5-7минут без
воскресного и праздничного).

Евхаристический
канон:
удары в полиелейный
Благовест от «Достойно и праведно есть…» до «Достойно
есть…».

4. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

ВЕЛИКАЯ
ВЕЧЕРНЯ;
Удары в полиелейный
Благовест

(15-20
минут),
трезвон во вся (10
минут, без праздничного Благовеста).

УТРЕНЯ:
К началу ДВУЗВОН
(во время пения
33 Псалма до начала шестопсалмия). К Евангелию Трезвон от Степенна..,
до возгласа «Мир
всем».

На
Честнейшую
7
ударов в полиелейный Благовест.

ЛИТУРГИЯ*: К началу удары в полиелейный Благовест
(15-20 минут), трезвон во вся (10
минут, без праздничного). (
*
Если служится ранняя литургия, то звон как в
будни.)

Евхаристический
канон:
удары в праздничный
Благовест: от «Достойно и праведно есть…», до «Достойно
есть…»,
по
окончании: краткий трезвон.

5. СЛУЖБЫ 1- 6 СЕДМИЦ ВЕЛИКОГО ПОСТА*

ПОЛУНОЩНИЦА:
12 ударов в постный
Благовест.

УТРЕНЯ:
звон в два колокола.

Перед началом часов удары в постный Благовест (10
минут)

3-й
ЧАС:
по Трисвятом 3 удара
в постный Благовест.

6-й
ЧАС:
6 ударов в постный
Благовест.

9-й
ЧАС:
9 ударов в постный
Благовест.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ:
12 ударов в постный
Благовест.

ВЕЧЕРНЯ:
звон в два колокола.

ВЕЛИКОЕ
ПОВЕЧЕРИЕ:
12
ударов в постный Благовест.

*До Великого Пятка
звон совершается только в малые колокола.

В
субботние и воскресные дни звон как вне поста.

Если
Великим Постом случится двунадесятый праздник, служба с полиелеем или
бдением
— звон как вне поста.

На 3-й Неделе (Крестопоклонной) при выносе Креста во время пения великого славословия совершается перезвон по 3 раза с большого по малый колокол, как только полагают Крест: краткий трезвон.

На
5-й седмице в среду вечера, в четверг утра и вечера – звон как вне поста
(как на службу со
славословием).

6. СЛУЖБЫ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ

Великий
Понедельник — Великая Среда

ПОЛУНОЩНИЦА:
12 ударов в постный
Благовест.

УТРЕНЯ:
звон в два колокола.

Перед началом часов удары в постный Благовест (10
минут).

3-й
ЧАС:
3 удара в постный
Благовест.

6-й
ЧАС:
6 ударов в постный
Благовест.

9-й
ЧАС:
9 ударов в постный
Благовест.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ:
12 ударов в постный
Благовест.

ВЕЧЕРНЯ:
звон в два колокола.

ПОВЕЧЕРИЕ:
12 ударов в постный
Благовест

Великий
Четверг*

ПОЛУНОЩНИЦА:12 ударов в постный Благовест.

УТРЕНЯ:
звон в два колокола.

Перед началом часов удары в постный Благовест (10
минут).

3-й
ЧАС:
3 удара в постный
Благовест.

6-й
ЧАС:
6 ударов в постный
Благовест.

9-й
ЧАС:
9 ударов в постный
Благовест.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ:
12 ударов в постный
Благовест.

ЛИТУРГИЯ:
в соединении с ВЕЧЕРНЕЙ:
звон в два колокола.

ПОВЕЧЕРИЕ:
12 ударов в постный
Благовест.

*
С Великого Четвертка наступает т.н. «пост колоколов»: до Пасхальной полунощнщы
звон не совершается
(исключение
— утреня Великого Пятка, вынос Плащаницы, Погребение).

Великая
Пятница

ПОЛУНОЩНИЦА:12 ударов в постный Благовест.

УТРЕНЯ*:
к началу звон в два
колокола (воскресный и полиелейный Благовест).

К Евангелию: соответствующее количество ударов в полиелейный
Благовест перед чтением каждого Евангелия (от 1 до 12).

По окончании службы краткий трезвон (без
праздничного и воскресного).

Перед
началом часов
звон
в два колокола (10 минут в воскресный и полиелейный Благовест).

3-й
ЧАС:
3 удара в полиелейный
Благовест.

6-й
ЧАС:
6 ударов в полиелейный
Благовест.

9-й
ЧАС:
9 ударов в полиелейный
Благовест.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ:
12 ударов в полиелейный
Благовест,

ВЕЧЕРНЯ:
12
ударов в
воскресный Благовест.

Вынос
Плащаницы:
медленный
перезвон по одному разу в каждый колокол с большого по малый, как только Плащаницу
полагают по центру храма — трезвон.

* Последование святых и спасительных страстей Господа
нашего Иисуса Христа — обычно совершается в четверг вечера.

Великая
Суббота

ПОЛУНОЩНИЦА:
12 ударов в полиелейный
Благовест.

УТРЕНЯ:
(Погребение) к началу Двузвон в праздничный и воскресный
Благовесты.

При выносе Плащаницы медленный перезвон с большого по малый
колокол по 1 разу, как только донесли до Царских врат — трезвон.

Перед началом часов удары в постный Благовест,

3-й,
6-й, 9-й ЧАСЫ, изобразительны:
звон по обычаю.

Вечерня с
литургией:
удары в воскресный Благовест.

7. СЛУЖБЫ СВЕТЛОГО ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ (Пасхи)

Полунощница
и светлая заутреня

За
десять минут до начала полунощницы:
удары в праздничный Благовест до начала Крестного
Хода.

Во
время Крестного хода:
трезвон
во вся до окончания хода.

ЛИТУРГИЯ:
к началу удары в праздничный
Благовест (20 минут), трезвон во вся (10
минут).

Чтение
Евангелия:
во
время чтения Евангелия по 7 быстрых

ударов в каждый колокол с большого по малый, по
прочтении — трезвон.

Евхаристический
канон:
удары в праздничный
Благовест:

от «Достойно и
праведно есть…»
до
«Достойно есть…», по окончании краткий трезвон во вся.

ВЕЧЕРНЯ:
удары в праздничный
Благовест (15мин.), трезвон во вся (10
мин.)

Крестный ход: трезвон во вся
с начала до окончания хода.

8. СЛУЖБЫ ОТ ПАСХИ ДО ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

От
Пасхи до Антипасхи

ВЕЧЕРНЯ:
удары в праздничный
Благовест (15 мин.), трезвон во вся (10
мин.)

УТРЕНЯ:
удары в праздничный
Благовест (15 мин.), трезвон во вся (7мин.)

ЛИТУРГИЯ:
звон как на Пасху
(кроме звона на Евангелие).

Крестный
ход:
звон во вся от начала
до окончания хода.

Всю
седмицу
(до воскресного всенощного бдения) звон от окончания литургии до начала звона
к вечерне.

От
Антипасхи до Вознесения*

ВЕЧЕРНЯ:
удары в воскресный
Благовест (15 мин.), трезвон во вся (7
мин., без праздничного Благовеста).

ПОВЕЧЕРИЕ:
12 ударов в воскресный
Благовест.

ПОЛУНОЩНИЦА:
12 ударов в воскресный
Благовест.

УТРЕНЯ:
удары в воскресный
Благовест (15 мин.), трезвон во вся (7мин.,
без праздничного Благовеста).

ЛИТУРГИЯ:
удары в воскресный
Благовест (15мин.), трезвон во вся (7
мин., без праздничного Благовеста).

Евхаристический
канон:
удары в воскресный
Благовест от «Достойно и праведно есть…», до «Достойно
есть…».

От
Антипасхи до Вознесения
после каждой
воскресной литургии совершается трезвон во вся. Звон на Воскресное Всенощное
бдение и Литургию совершается с праздничным Благовестом.

НА
ОТДАНИЕ ПАСХИ:
звон
как в СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО

ВОСКРЕСЕНИЕ
(кроме звона на чтение
Евангелия).

От
Вознесения до Пятидесятницы

Звон совершается как в обычные дни.

9. ПРЕДПРАЗДНЕСТВА, ПОПРАЗДНЕСТВА, ОТДАНИЯ

От предпразднества до отдания звон, как на славословие
(полиелей и бдение по Уставу).

На отдание праздника звон как на праздник.

10.
ОСОБЕННОСТИ ЗВОНА В ИНЫХ СЛУЧАЯХ

Навечерие
Рождества Христова

ЦАРСКИЕ
ЧАСЫ:
к началу удары в праздничный
Благовест (12 раз).

3-й
ЧАС:
3 удара в праздничный
Благовест.

6-й
ЧАС:
6 ударов в праздничный
Благовест.

9-й
ЧАС:
9 ударов в праздничный
Благовест.

Изобразительны:
12 ударов в праздничный
Благовест.

Рождество
Христово

ВСЕНОЩНОЕ
БДЕНИЕ:
удары в праздничный
Благовест: (20 минут), трезвон во вся (10
минут)

ЛИТУРГИЯ:
удары в праздничный
Благовест: (20 минут), трезвон во вся (10
минут),
далее по обычаю.

По окончании литургии — трезвон до вечерни.

Крещение
Господне

Совершается звон как в праздник Рождества Христова,
за исключением звона от литургии до вечерни.

На Великое освящение
воды
совершается ПЕРЕЗВОН:
по 7 раз в каждый колокол с большого по малый с момента погружения Креста в воду,
по окончании освящения — трезвон во вся.

Малое
освящение воды

На малое освящение воды совершается ПЕРЕЗВОН по 3 раза в каждый колокол с большого по малый с момента погружения Креста в воду, по окончании освящения — трезвон во вся.

На
вынос Креста

В
день Воздвижения
Креста Господня,
в
Неделю

Крестопоклонную
и 1(14)
августа
перед выносом Креста
из алтаря во время пения великого славословия начинаем ПЕРЕЗВОН: по 3 раза с большого
по малый колокол, а когда Крест полагается на середине храма — трезвон.

На
вынос Плащаницы

На праздник Успения
Пресвятой Богородицы
звон
как на вынос Креста.

На
вынос Плащаницы Господней

смотрите п.6 Службы Страстной седмицы.

Всенощное
бдение

В Двунадесятые, Великие и храмовые праздники по
окончании бдения и литургии полагается трезвон. В воскресное Всенощное бдение и
на литургию Благовест совершается в воскресный Благовест, трезвон без праздничного
Благовеста.

Архиерейская
служба

Благовест к службам начинается в положенное время,
при приближении Архиерея полагается трезвон, который заканчивается:

ЛИТУРГИЯ
— до облачения Архиерея.

ВЕЧЕРНЯ
— по входе Архиерея
в храм.

В иных случаях Благовест начинаем за 10-15 минут
до прибытия Архиерея, при приближении — трезвон который заканчиваем либо при встрече
Архиерея настоятелем, либо при входе Архиерея в храм.

По окончании службы, либо при отъезде Архиерея
– трезвон на проводы Архиерея.

Если Архиерей прибывает во время Великого Поста,
то в будние дни — звон на встречу и на проводы в два колокола, в субботу и воскресение
— звон как вне поста.

Храмовый
праздник

Звон в храмовый праздник совершается как к воскресной
службе (трезвон без праздничного Благовеста). По окончании бдения и литургии — трезвон.

На освящении воды при погружении Креста совершается
ПЕРЕЗВОН по 5 раз с большого по малый колокол, по освящении — трезвон.

Погребение
мирян

При несении усопшего на отпевание в храм совершается скорбный ПЕРЕБОР по одному разу с малого по большой колокол с ударом во вся, а при внесении в храм — трезвон. После отпевания, при выносе усопшего из храма, снова ПЕРЕБОР, оканчивающийся трезвоном.

Погребение
иереев, иеромонахов, архимандритов и Архиеереев

При шествии к храму сначала ударяют в праздничный
Благовест 12 раз, затем ПЕРЕБОР с малого по большой колокол с ударом во вся и снова
12 Благовестов и т. д., до внесения усопшего в храм.

При внесении в храм — трезвон. По прочтении разрешительной
молитвы — трезвон. При выносе усопшего из храма: 12 Благовестов, ПЕРЕБОР и т.д.,
а при поставлении в могилу (или машину) — трезвон.

Звон
на Сырной седмице в среду и пятницу

В
среду и пятницу на часах звон не полагается.

Re: Скоро Великий пост; Как звонить в будни поста, начиная с первой седмицы

Сообщение

Григорий Зарайский »

На период великого поста на основе типикона существуют такие наставления:
Перед вечерней благовест в постный колокол(следующий за будничным) Кстати, во многих храмах для этой цели с колокольни от него вниз тянут трос, чтобы каждый раз не бегать наверх)
В среду и пятницу на протяжении всего Поста перед 3 часом — три удара в постный колокол, перед 6 — 6 ударов, перед 9 — 9 ударов
Перед началом вечерни, соединённой с Литургией Преждеосвященных Даров полагается «звон вдвои»(постовой и следующий за ним по размеру колокол).
По субботам и воскресеньям богослужебный пост ОТМЕНЁН, по этой причине звоним как обычно 🔔

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по эксплуатации бмв х5 f15 на русском
  • Уголок на тетрадь из бумаги пошаговая инструкция фото
  • Аквадетрим инструкция по применению для детей до года как давать
  • Клацид 500 инструкция по применению взрослым как принимать отзывы врачей
  • Руководство цеха на заводе