Перечень инструкций по охране труда
Перечень инструкций по охране труда для работников — это список документов, принятых на предприятии и устанавливающих правила безопасной деятельности сотрудников при выполнении трудовых обязанностей.
Для правильной организации делопроизводства и соблюдения требований охраны труда составляется перечень инструкций по охране труда на предприятии (ИОТ), в соответствии с законодательством и спецификой каждой организации.
Зачем требуется
По действующему законодательству перечень действующих правил по охране труда не является обязательным документом. В то же время в ст. 212 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных актов об охране труда с учетом специфики деятельности предприятия.
Имеет смысл вести перечень инструкций по ОТ в следующих целях:
- оптимизации работы по разработке правил ОТ;
- правильного проведения инструктажа работников;
- создании номенклатуры дел.
В Порядке обучения №1/29 указано, что инструктаж проводится в соответствии с должностными обязанностями работника и технологическими особенностями применяемого оборудования. Получается, что правила по ОТ следует составлять на должность или профессию практически каждого работника.
Как составить
Документ включает в себя три части:
- перечень инструкций по видам работ;
- список ИОТ по профессиям (должностям);
- список общих ИОТ.
Работа над списком проводится в несколько этапов:
- включение в него всех должностей из штатного расписания, даже вакантных;
- включение правил по видам работ, выполняемых на предприятии (например, для однотипных работ, или погрузочно-разгрузочных, если их выполняет не грузчик, а представители других профессий и т.д.);
- включение общих правил (первая помощь и т.д.);
- присвоение понятного порядкового номера;
- установление ответственного за составление списка (чаще всего это специалист ОТ или работник отдела ОТ);
- установление даты пересмотра (обычно пять лет, но ведомственными документами иногда устанавливается иной срок).
В соответствии с этими этапами формируется бланк. Он оформляется в виде таблицы, в которой обязательно присутствуют следующие реквизиты:
- номер по порядку;
- наименование ИОТ;
- код или номер;
- дата утверждения;
- дата проверки.
Таблица делится на сегменты по видам ИОТ. Внизу ставится подпись ответственного лица.
Документ вводится в действие приказом руководителя. Список является приложением к нему. В подразделения утвержденный перечень инструкций по охране труда отправляется целиком или в виде выписки (это допустимо).
Образец
Вот примерный образец перечня действующих инструкций по охране труда в соответствии с видами деятельности предприятия.
Список документов, устанавливающих правила безопасной деятельности, не является унифицированным.
Журналы учета
Важно не только утвердить перечень инструкций по охране труда, но и вести учет ИОТ в виде журнала.
Есть две формы журналов:
- учета всех ИОТ в компании;
- учета выдачи работнику для ознакомления.
Форма журналов дана в методических рекомендациях, утвержденных постановлением Минтруда РФ №80 от 17.12.2002. В документе сказано, что форма примерная. Кроме того, это постановление не прошло обязательную процедуру регистрации в Минюсте, поэтому не создает обязательных правовых норм. В соответствии с письмом Минтруда России №15-2/ООГ-3318 от 15.09.2016 ведение этих журналов не является обязательным.
Если на предприятии решено вести эти документы, допускается использовать приведенные в методических рекомендациях формы. В первом журнале фиксируется информация обо всех ИОТ, включая их наименование, код или цифрово-буквенные обозначения. Во втором — по правилам, установленным внутренними документами, отражается факт выдачи конкретному сотруднику, даты выдачи и возвращения. Оба журнала хранятся не менее 10 лет, согласно п. 626 «б» перечня, утвержденного приказом Минкультуры России №558 от 25.08.2010.
Глушенкова Юлия
Юрист
Окончила Уральскую государственную юридическую академию в 2001 году. Работала в государственных органах и коммерческих организациях, веду частную практику.
Все статьи автора
Вам может быть интересно:
Журнал учета инструкций по охране труда обязательно должен использоваться в системе кадрового документооборота предприятия. В чем заключаются особенности журнала учета инструкций по охране труда, а также других документов схожего назначения, расскажем в нашей статье.
Какие журналы для инструкций по охране труда могут использоваться?
Инструкция по охране труда обязательна для использования работодателем в силу положений ст. 214 ТК РФ. Минтруд РФ опубликовал Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда от 13.05.2004 (далее — Рекомендации): соответствующий документ предусматривает ведение учета инструкций с использованием журналов двух типов:
- учета инструкций;
- учета выдачи инструкций.
Рассмотрим специфику этих документов подробнее.
Для чего нужен журнал учета инструкций по охране труда?
В соответствии с рекомендациями, опубликованными Минтрудом РФ, журнал учета инструкций по охране труда должен использоваться в целях отражения в реестрах кадровой службы предприятия следующих сведений об инструкциях:
- даты постановки документа на учет;
- наименования;
- даты утверждения руководителем фирмы;
- планового срока проверки документа;
- сведений о сотрудниках, ответственных за постановку инструкций на учет.
Данные, отражаемые в журнале учета инструкций по охране труда, подтверждаются подписью сотрудника, ответственного за постановку инструкций на учет.
Рекомендуемая форма такого журнала зафиксирована в приложении 2 к вышеупомянутым Методическим рекомендациям Минтруда. Вы можете скачать бланк такой формы бесплатно по ссылке ниже:
Скачать форму журнала учета инструкций по охране труда
Журнал учета инструкций по охране труда, разработанных для сотрудников конкретного подразделения фирмы, хранится, как и сами инструкции, у руководителя соответствующего подразделения (п. 9 Рекомендаций от 13.05.2004). Желательно, чтобы место их хранения было оптимальным в плане получения сотрудниками фирмы оперативного доступа к инструкциям (п. 10 Рекомендаций).
Как организовать охрану труда на предприятии, детально разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Путеводитель по кадровым вопросам.
ВАЖНО! С 1 марта 2022 года работников необходимо информировать об условиях и охране труда на предприятии.
Что представляет собой журнал выдачи инструкций по охране труда?
Минтруд РФ определяет, что инструкции могут выдаваться сотрудникам на руки для того, чтобы те могли изучить соответствующие документы в рамках первичного инструктажа. Каждый факт выдачи инструкций подлежит учету в отдельном журнале.
Узнайте больше о специфике проведения первичного инструктажа на рабочем месте.
В журнале фиксируются:
- даты выдачи инструкций;
- номера инструкций либо иные их обозначения;
- названия;
- количество выданных копий;
- Ф. И. О. сотрудников, которым выдаются документы.
Эксперты «КонсультантПлюс» рассказали о том, как составлять инструкции по охране труда. Получите пробный доступ к материалу на данную тему.
Каждый работник, получивший инструкцию, расписывается в журнале.
Рекомендуемая форма данного журнала утверждена в приложении 3 к Методическим рекомендациям. Скачайте его бесплатно по ссылке ниже:
Скачать форму журнала учета выдачи инструкций
Где можно скачать образец журнала учета инструкций по охране труда?
Скачать образец журнала вы можете на нашем портале по ссылке ниже. Наши специалисты подготовили его для вас по форме, утвержденной Методическими рекомендациями, в которых Минтруд устанавливает механизм использования фирмами-работодателями журналов учета (выдачи) инструкций по охране труда.
Скачать образец журнала учета инструкций по охране труда
Инструкции по охране труда хранятся в организации в течение установленного срока. Подробности — в специальном материале, размещенном в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к нему бесплатно.
Итоги
Инструкция по охране труда — важный документ в документообороте предприятия, положения которого работник обязан соблюдать. Минтруд РФ предлагает учитывать их с помощью журналов двух типов — для учета данных документов и для учета их предоставления сотрудникам.
Журнал первого типа позволит работодателю контролировать, имеются ли в кадровом реестре инструкции, наличие которых на предприятии необходимо, исходя из специфики должностей по штатному расписанию, а также насколько своевременно они учитываются. Второй журнал поможет кадровику отслеживать, кто именно из сотрудников уже ознакомлен с инструкцией по охране труда, а кому еще предстоит это сделать.
Рассмотреть иные полезные нюансы по охране труда вы можете в статьях:
- «С чего начать охрану труда на предприятии (нюансы)»;
- «Какие сроки хранения документов по охране труда»;
- «Приказ о создании комиссии по охране труда – образец»;
- «Как составить план мероприятий по охране труда (образец)».