Заявления руководства экономического субъекта могут


20 января 2014 00:00


На официальном сайте Минфина России опубликован документ Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни,ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (ПЗ-11/2013)
 

 Организация и осуществление экономическим субъектом

внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни,

ведения бухгалтерского учета

и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

 (ПЗ-11/2013)

1. Общие положения

 1. В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

2. Настоящий документ содержит рекомендации по организации и осуществлению экономическим субъектом (за исключением организаций сектора государственного управления) внутреннего контроля, предусмотренного статьей 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (далее – внутренний контроль).

Внутренний контроль, предусмотренный иными федеральными законами, организуется и осуществляется экономическим субъектом в соответствии с такими федеральными законами.

3. Внутренний контроль – процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

в) соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

4. Внутренний контроль способствует достижению экономическим субъектом целей своей деятельности. Он должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности. Эффективность внутреннего контроля может быть ограничена:

а) изменением экономической конъюнктуры или законодательства, возникновением новых обстоятельств вне сферы влияния руководства экономического субъекта;

б) превышением должностных полномочий руководством или иным персоналом экономического субъекта, включая сговор персонала;

в) возникновением ошибок в процессе принятия решений, осуществления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2. Элементы внутреннего контроля

5. Основными элементами внутреннего контроля экономического субъекта являются:

а) контрольная среда;

б) оценка рисков;

в) процедуры внутреннего контроля;

г) информация и коммуникация;

д) оценка внутреннего контроля.

6. Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне экономического субъекта в целом. Контрольная среда отражает культуру управления экономическим субъектом и создает надлежащее отношение персонала к организации и осуществлению внутреннего контроля.

7. Оценка рисков представляет собой процесс выявления и анализа рисков. Для целей настоящего документа под риском понимается сочетание вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности. При выявлении рисков экономический субъект принимает соответствующие решения по управлению ими, в том числе путем создания необходимой контрольной среды, организации процедур внутреннего контроля, информирования персонала и оценки результатов осуществления внутреннего контроля.

7.1. Применительно к ведению бухгалтерского учета, в том числе составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, оценка рисков призвана выявлять риски, которые могут повлиять на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. В ходе такой оценки экономический субъект рассматривает вероятность искажения учетных и отчетных данных исходя из следующих допущений:

а) возникновение и существование: факты хозяйственной жизни, отраженные в бухгалтерском учете, имели место в отчетном периоде и относятся к деятельности экономического субъекта;

б) полнота: факты хозяйственной жизни, имевшие место в отчетном периоде и подлежащие отнесению к этому периоду, фактически отражены в бухгалтерском учете;

в) права и обязательства: имущество, имущественные права и обязательства экономического субъекта, отраженные в бухгалтерском учете, фактически существуют;

г) оценка и распределение: активы, обязательства, доходы и расходы отражены в правильном стоимостном измерении на соответствующих счетах бухгалтерского учета и в соответствующих регистрах бухгалтерского учета;

д) представление и раскрытие: данные бухгалтерского учета корректно представлены и раскрыты в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

7.2. Поскольку эффективность внутреннего контроля снижается при превышении руководством или иным персоналом экономического субъекта должностных полномочий, одним из важных направлений оценки рисков является оценка риска возникновения злоупотреблений. Злоупотребления могут быть связаны с приобретением и использованием активов, ведением бухгалтерского учета, в том числе составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, совершением действий, являющихся коррупциогенными (включая коммерческий подкуп). Оценка данного риска предполагает выявление участков (областей, процессов), на которых могут возникать злоупотребления, а также возможностей для их совершения, в том числе связанных с недостатками контрольной среды и процедур внутреннего контроля экономического субъекта.

8. Процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей экономического субъекта.

8.1. Экономический субъект может применять следующие процедуры внутреннего контроля:

а) документальное оформление (например, осуществление записей в регистрах бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов, в том числе бухгалтерских справок; включение в бухгалтерскую (финансовую) отчетность существенных оценочных значений исключительно на основе расчетов);

б) подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям (например, проверка оформления первичных учетных документов на соответствие установленным требованиям при принятии их к бухгалтерскому учету). К данным процедурам внутреннего контроля относятся также процедуры контроля взаимосвязанных фактов хозяйственной жизни (например, соотнесение перечисления денежных средств в оплату материальных ценностей с получением и оприходованием этих ценностей);

в) санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности совершения их; как правило, выполняется персоналом более высокого уровня, чем лицо, осуществляющее сделку или операцию (например, утверждение авансового отчета сотрудника его руководителем);

г) сверка данных (например, сверка расчетов экономического субъекта с поставщиками и покупателями для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности; сверка остатков по счетам бухгалтерского учета наличных денежных средств с остатками денежных средств по данным кассовой книги);

д) разграничение полномочий и ротация обязанностей (например, возложение полномочий по составлению первичных учетных документов, санкционированию (авторизации) сделок и операций и отражению их результатов в бухгалтерском учете на разных лиц на ограниченный период с целью уменьшения рисков возникновения ошибок и злоупотреблений);

е) процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация;

ж) надзор, обеспечивающий оценку достижения поставленных целей или показателей (например, правильности осуществления сделок и операций, выполнения учетных операций, точности составления бюджетов (смет, планов), соблюдения установленных сроков составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

з) процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами, среди которых, как правило, выделяют процедуры общего компьютерного контроля и процедуры контроля, осуществляемые в отношении отдельных функциональных элементов системы (модулей, приложений). Процедуры общего компьютерного контроля включают правила и процедуры, регламентирующие доступ к информационным системам, данным и справочникам, правила внедрения и поддержки информационных систем, процедуры восстановления данных и другие процедуры, обеспечивающие бесперебойное использование информационных систем. Процедуры контроля, осуществляемые в отношении отдельных функциональных элементов системы, включают, в частности, логическую и арифметическую проверку данных в ходе обработки информации о фактах хозяйственной жизни (проверку правильности оформления реквизитов документов, контроль введенных сумм, автоматическую сверку данных, отчеты об операциях и ошибках, др.).

8.1.1. Для целей противодействия злоупотреблениям наиболее эффективными процедурами внутреннего контроля являются санкционирование (авторизация) сделок и операций, разграничение полномочий и ротация обязанностей, контроль фактического наличия и состояния объектов.

8.2. В зависимости от момента осуществления различают предварительные и последующие процедуры внутреннего контроля. Предварительные процедуры внутреннего контроля направлены на предупреждение появления ошибок и нарушений установленного порядка деятельности (контроль фактического наличия и состояния объектов, санкционирование (авторизация) сделок и операций, др.). Последующие процедуры внутреннего контроля направлены на выявление ошибок и нарушений установленного порядка деятельности (сверка, надзор, др.).

8.3. В зависимости от степени автоматизации различают автоматические, полуавтоматические, ручные процедуры внутреннего контроля. Автоматические процедуры внутреннего контроля выполняются информационной системой без участия персонала, например, контроль доступа. Полуавтоматические процедуры внутреннего контроля выполняются информационной системой, но инициируются или завершаются вручную; например, отчеты о выполненных в информационной системе исправлениях данных бухгалтерского учета проверяются исполнителем. Ручные процедуры внутреннего контроля выполняются персоналом экономического субъекта вне информационных систем.

8.4. Процедуры внутреннего контроля основываются на принципах и стандартах, составляющих контрольную среду экономического субъекта, и применяются с учетом ее особенностей. Например, такая процедура внутреннего контроля, как санкционирование (авторизация) платежей может осуществляться руководителями разного уровня в зависимости от суммы платежа.

9. Качественная и своевременная информация обеспечивает функционирование внутреннего контроля и возможность достижения им поставленных целей. Основным источником информации для принятия решений являются информационные системы экономического субъекта. Качество хранимой и обрабатываемой в них информации может существенно влиять на управленческие решения экономического субъекта, эффективность внутреннего контроля. Информационная система экономического субъекта должна обеспечивать ведение бухгалтерского учета, в том числе составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в соответствии с допущениями, приведенными в пункте 7.1 настоящего документа.

9.1. Коммуникация представляет собой распространение информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля. Например, персонал экономического субъекта должен быть осведомлен о рисках, относящихся к сфере его ответственности, об отведенной ему роли и задачах по осуществлению внутреннего контроля и информированию руководства.

10. Оценка внутреннего контроля осуществляется в отношении элементов внутреннего контроля, указанных в подпунктах «а» — «г» пункта 5 настоящего документа, с целью определения их эффективности и результативности, а также необходимости изменения их. Оценка внутреннего контроля осуществляется не реже одного раза в год. Объем оценки внутреннего контроля определяется руководителем или внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) экономического субъекта.

Рекомендации по оценке внутреннего контроля экономического субъекта приведены в приложении № 1 к настоящему документу.

10.1. Одним из видов оценки внутреннего контроля является непрерывный мониторинг внутреннего контроля, т.е. оценка внутреннего контроля, осуществляемая экономическим субъектом на постоянной основе в ходе его повседневной деятельности. Непрерывный мониторинг может осуществляться руководством экономического субъекта в форме регулярного анализа результатов деятельности экономического субъекта, проверки результатов выполнения отдельных хозяйственных операций, регулярной оценки и уточнения внутренней организационно-распорядительной документации и других формах.

10.2. Осуществление непрерывного мониторинга и периодической оценки внутреннего контроля позволяет удостовериться в том, что внутренний контроль экономического субъекта обеспечивает достаточную уверенность в достижении экономическим субъектом целей, указанных в пункте 3 настоящего документа.

3. Документирование внутреннего контроля

 11. Порядок организации и осуществления внутреннего контроля оформляется документально на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Положения, касающиеся организации внутреннего контроля, являются частью учредительных и внутренних организационно-распорядительных документов экономического субъекта (приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учета экономического субъекта).

12. Положения, касающиеся контрольной среды экономического субъекта, могут являться частью документов, определяющих:

а) стратегию, цели и ценности экономического субъекта, его поведение на рынке и методы управления им;

б) правила поведения руководства и иного персонала экономического субъекта при наступлении различных событий, процедуры рассмотрения жалоб (кодекс корпоративного управления, кодекс деловой этики);

в) организационную структуру экономического субъекта, в том числе место и роль его подразделений, уровни принятия решений, штатное расписание;

г) функции подразделений экономического субъекта, полномочия и ответственность их руководителей (положения об отдельных подразделениях экономического субъекта);

д) правила принятия управленческих решений и осуществления сделок и операций, в том числе учетную политику экономического субъекта;

е) кадровую политику, устанавливающую подходы к найму, обучению и развитию персонала экономического субъекта, критерии оценки результатов деятельности, систему оплаты труда.

12.1. Применительно к ведению бухгалтерского учета, в том числе составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, контрольную среду могут описывать положение о бухгалтерской службе, учетная политика экономического субъекта, требования к квалификации бухгалтерского персонала и другие документы, устанавливающие общие требования к среде, в которой организуется и ведется бухгалтерский учет, порядку взаимодействия подразделений и персонала экономического субъекта и принятия решений по вопросам бухгалтерского учета.

13. Документированию рисков, как правило, предшествует описание бизнес-процессов и процедур работы экономического субъекта. Достоверное описание бизнес-процессов экономического субъекта способствует выявлению и оценке всех существенных рисков вне зависимости от того, осуществляется ли в настоящее время в отношении них внутренний контроль.

13.1. Описание бизнес-процессов экономического субъекта может проводиться в разрезе направлений его деятельности, его юридической или организационной структуры. Описания бизнес-процессов экономического субъекта составляются в текстовой и графической форме, что обеспечивает полноту и наглядность представления деятельности экономического субъекта.

13.2. Описание риска включает:

а) указание на потенциальное неблагоприятное внутреннее и (или) внешнее событие (факт, обстоятельство), порождающее риск;

б) причину и вероятность его возникновения;

в) возможные негативные последствия (ущерб), их количественную и (или) качественную оценку.

13.3. По результатам оценки рисков экономический субъект определяет наиболее существенные риски и принимает решения для минимизации их посредством организации и осуществления внутреннего контроля.

С целью систематизации принятых экономическим субъектом процедур внутреннего контроля, относящихся к определенным выявленным рискам и зафиксированных в соответствующих внутренних организационно-распорядительных документах, а также оценки полноты покрытия внутренним контролем выявленных рисков, как правило, составляется матрица рисков и процедур внутреннего контроля. Матрица рисков и процедур внутреннего контроля содержит:

а) описание риска, на минимизацию последствий которого направлен внутренний контроль;

б) наименование области или процесса, который подвержен риску;

в) наименование и краткое описание процедуры (процедур) внутреннего контроля, посредством осуществления которой (которых) минимизируются последствия риска;

г) классификацию процедуры внутреннего контроля (если это необходимо для структурирования информации);

д) ссылку на регламент осуществления процедуры внутреннего контроля (документ, в котором устанавливаются детальные требования к осуществлению внутреннего контроля);

е) исполнителя процедуры внутреннего контроля (сотрудник или информационная система);

ж) частоту (периодичность) осуществления процедуры внутреннего контроля;

з) входящие документы (на основании которых осуществляется процедура внутреннего контроля);

и) исходящие документы (свидетельства осуществления процедуры внутреннего контроля).

14. Документами, устанавливающими правила коммуникации, могут являться: положение об информационной политике (в области внешних и внутренних коммуникаций), графики предоставления данных и составления отчетности, должностные инструкции.

15. Документация, оформляющая организацию внутреннего контроля, регулярно обновляется. Экономический субъект не реже одного раза в год проводит оценку необходимости обновления документации. Основанием для обновления документации могут являться, например, результаты периодической оценки и непрерывного мониторинга внутреннего контроля, организационные изменения, изменения процессов и процедур работы экономического субъекта. Обновление документации производится в течение разумного срока после выявления ее недостатков или изменений в деятельности экономического субъекта.

16. Экономический субъект обеспечивает хранение документации, оформляющей организацию и осуществление внутреннего контроля, в течение разумных сроков.

4. Организация внутреннего контроля

17. Порядок организации внутреннего контроля, в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала экономического субъекта, определяются в зависимости от характера и масштабов деятельности экономического субъекта, особенностей его системы управления.

18. При организации внутреннего контроля необходимо исходить из того, что:

а) внутренний контроль должен осуществляться на всех уровнях управления экономическим субъектом, во всех его подразделениях;

б) в осуществлении внутреннего контроля должен участвовать весь персонал экономического субъекта в соответствии с его полномочиями и функциями;

в) полезность внутреннего контроля должна быть сопоставима с затратами на его организацию и осуществление.

18.1. Внутренний контроль, как правило, осуществляют:

а) органы управления экономического субъекта;

б) ревизионная комиссия (ревизор) экономического субъекта;

в) главный бухгалтер или иное должностное лицо экономического субъекта, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета (физическое или юридическое лицо, с которым экономический субъект заключил договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета);

г) внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) экономического субъекта;

д) специальные должностные лица, специальное подразделение экономического субъекта, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, предусмотренного иными федеральными законами;

е) другой персонал и подразделения экономического субъекта.

18.2. Организация и оценка внутреннего контроля может осуществляться экономическим субъектом самостоятельно или (и) внешним консультантом (в том числе, аудиторской организацией).

19. Для организации внутреннего контроля экономический субъект может создать специальное подразделение (службу внутреннего контроля).

19.1. Специальное подразделение внутреннего контроля (служба внутреннего контроля) экономического субъекта:

а) осуществляет методическое обеспечение организации и осуществления внутреннего контроля;

б) координирует деятельность подразделений по организации и осуществлению внутреннего контроля.

19.2. Создание специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля) обоснованно в случаях, когда:

а) задачи и объем деятельности по организации внутреннего контроля таковы, что экономически целесообразно возложить исполнение этой функции на подразделение, осуществляющее указанную деятельность на постоянной основе;

б) в силу специфики деятельности экономического субъекта для обеспечения эффективности внутреннего контроля требуется накопление, сохранение и передача специальных знаний, навыков и опыта;

в) риски деятельности экономического субъекта настолько высоки, что обеспечение эффективности внутреннего контроля предполагает деятельность специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля) на постоянной основе;

г) существуют требования законодательства или регулятора финансового рынка о создании экономическим субъектом специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля).

 20. При организации и осуществлении внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни субъект малого предпринимательства должен руководствоваться требованием рациональности. В случае если какие-либо элементы внутреннего контроля не могут быть применены субъектом малого предпринимательства, его руководитель может организовать внутренний контроль любым другим способом, который обеспечивает достижение целей организации и осуществления внутреннего контроля. Например: руководитель субъекта малого предпринимательства может принять на себя все функции по организации и осуществлению внутреннего контроля; если численность персонала экономического субъекта не позволяет осуществить разграничение полномочий и ротацию обязанностей, субъект малого предпринимательства может использовать другие процедуры внутреннего контроля, которые позволяют покрыть имеющиеся риски (сверку, надзор).

Аналогичный подход может применяться отдельными формами некоммерческих организаций.

21. Пример распределения полномочий и функций по организации и осуществлению внутреннего контроля экономического субъекта, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, приведен в приложении № 2 к настоящему документу.

22. Привлечение внешнего консультанта для организации или оценки внутреннего контроля целесообразно в следующих случаях:

а) собственные ресурсы экономического субъекта недостаточны для выполнения задач по организации или оценке внутреннего контроля в установленные сроки;

б) затраты на создание и содержание специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля) или внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) превышают стоимость привлечения независимого консультанта (аудиторской организации) для выполнения задач по организации или оценке внутреннего контроля соответственно;

г) заинтересованность руководства экономического субъекта в независимости оценки внутреннего контроля;

д) использование стандартных, апробированных подходов к организации или оценке внутреннего контроля.

Приложение № 1 к документу ПЗ-11/2013

«Организация и осуществление экономическим

субъектом внутреннего контроля совершаемых

фактов хозяйственной жизни, ведения

бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности»

 Оценка внутреннего контроля экономического субъекта

 1. Объем и характер способов и методов оценки внутреннего контроля определяются руководителем соответствующего подразделения или руководителем экономического субъекта.

2. Оценка внутреннего контроля включает оценку эффективности дизайна внутреннего контроля и оценку операционной эффективности внутреннего контроля.

3. Эффективный дизайн внутреннего контроля представляет собой такую организацию внутреннего контроля, при которой внутренний контроль достигает своей цели. Оценка эффективности дизайна внутреннего контроля позволяет выявить неэффективные, недостающие и дублирующие процедуры внутреннего контроля.

4. Оценка эффективности дизайна внутреннего контроля включает проверку описания дизайна внутреннего контроля и подтверждение дизайна внутреннего контроля.

4.1. Для проверки описания дизайна внутреннего контроля выполняются следующие действия:

а) ознакомление с матрицей рисков и процедур внутреннего контроля и проверка наличия процедур внутреннего контроля, направленных на минимизацию каждого риска;

б) формирование мнения о том, насколько принятые процедуры внутреннего контроля достаточны для минимизации риска;

в) проверка того, насколько описание процедур внутреннего контроля правильно и понятно;

г) подготовка списка вопросов и требуемой информации для проведения подтверждения дизайна внутреннего контроля.

4.2. Подтверждение дизайна внутреннего контроля представляет собой ознакомление с практикой осуществления внутреннего контроля, которое доказывает наличие внутреннего контроля, подтверждает полноту и правильность описания внутреннего контроля, результативность внутреннего контроля, а также полноту покрытия внутренним контролем рисков экономического субъекта.

5. Операционная эффективность внутреннего контроля означает, что внутренний контроль осуществляется в течение всего отчетного периода постоянно (без пропусков) в полном соответствии с утвержденным дизайном. Подтверждение операционной эффективности предполагает тестирование определенного объема доказательств осуществления внутреннего контроля в течение периода или выполнение определенного количества повторений процедур внутреннего контроля.

5.1. Выборку операций для тестирования операционной эффективности внутреннего контроля определяют обоснованным методом. На размер выборки могут повлиять следующие обстоятельства и особенности внутреннего контроля:

а) частота выполнения ручного внутреннего контроля — чем чаще работает ручной внутренний контроль, тем больше операций подлежат тестированию;

б) существенность внутреннего контроля – процедуры внутреннего контроля, являющиеся относительно более важными, подлежат более обширному тестированию. Например, чем больше типов искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности призван предотвратить внутренний контроль, тем более важным он является для тестирования;

в) риск сбоя тестируемой процедуры внутреннего контроля — изменения в объемах или видах сделок и операций, в дизайне внутреннего контроля, а также численности и квалификации ключевого персонала экономического субъекта, ответственного за осуществление и оценку внутреннего контроля, произошедшие в течение проверяемого периода, могут потребовать увеличения размера выборки. Кроме того, на риск сбоя тестируемой процедуры внутреннего контроля влияют степень зависимости данной процедуры от других процедур внутреннего контроля, сложность и уровень субъективности, присущие процедуре внутреннего контролю, зависимость процедуры внутреннего контроля от человеческого фактора;

г) уровень автоматизации процедуры внутреннего контроля. Для того чтобы протестировать автоматическую процедуру внутреннего контроля, достаточно выполнить единственное ее повторение в информационной системе, т.е. создавать выборку не требуется. При этом также необходимо подтвердить эффективность процедур общего компьютерного контроля в течение периода.

5.2. Для проведения тестирования операционной эффективности внутреннего контроля составляется план тестирования с определением в нем способов, процедур, объема и периода тестирования.

6. Для оценки эффективности дизайна и оценки операционной эффективности внутреннего контроля могут быть применены следующие способы:

а) опрос персонала экономического субъекта. Опрос проводится для того, чтобы оценить знания и квалификацию персонала, а также получить информацию о фактическом порядке совершения сделок и операций и осуществления внутреннего контроля. Опрос может проводиться как среди персонала, непосредственно осуществляющего сделки и операции и внутренний контроль, так и среди персонала, чья роль позволяет обладать информацией об эффективности внутреннего контроля;

б) наблюдение за совершением сделок и операций и осуществлением внутреннего контроля. Данный способ позволяет подтвердить факт осуществления внутреннего контроля;

в) проверка доказательств осуществления внутреннего контроля и его результатов. Данный способ применяется, когда осуществление внутреннего контроля и информация о выявленных ошибках с мерами по их устранению документируется;

г) повторное осуществление процедуры внутреннего контроля. Данный способ применяется, когда все остальные способы не обеспечивают достаточного доказательства эффективности внутреннего контроля, отсутствует его документальное оформление, а также когда внутренний контроль является автоматическим.

7. Обособленное применение большинства приведенных способов оценки внутреннего контроля не может обеспечить достаточную уверенность в эффективности дизайна внутреннего контроля или операционной эффективности внутреннего контроля. Например, при наблюдении существует риск того, что процедура внутреннего контроля осуществляется исключительно для наблюдателя. При опросе персонал может предоставлять информацию об утвержденном порядке осуществления внутреннего контроля, но на практике не следовать такому порядку. В связи с этим способы оценки внутреннего контроля должны комбинироваться в зависимости от особенностей тестируемых процедур внутреннего контроля.

8. Для того чтобы убедиться в надежности информации, используемой для осуществления внутреннего контроля, при проведении оценки внутреннего контроля используются те же документы и информационные системы, которые используются персоналом экономического субъекта.

9. Результаты оценки внутреннего контроля оформляются документально, обсуждаются с исполнителями процедур внутреннего контроля и представляются руководству экономического субъекта. Объем, состав и формы документации определяется потребностями экономического субъекта.

10. При выявлении недостатков дизайна или операционной эффективности внутреннего контроля осуществляются следующие действия:

а) анализ характера и причин выявленных недостатков;

б) проведение при необходимости дополнительной проверки или тестирования;

в) определение приоритетов и составление плана устранения выявленных недостатков.

10.1. В плане устранения выявленных недостатков приводится:

а) описание недостатка внутреннего контроля и сопутствующего ему риска;

б) подробное описание действий, которые необходимо предпринять для устранения недостатка;

в) лицо, ответственное за устранение недостатка;

г) сроки устранения недостатка.

11. По истечении разумного срока после исправления недостатка проводится повторная оценка эффективности дизайна и операционной эффективности контроля, признанного ранее неэффективным.

Приложение № 2 к документу ПЗ-11/2013

«Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля

совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета

 и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности»

Пример распределения полномочий и функций по организации и осуществлению внутреннего контроля экономическим субъектом, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам

1. Совет директоров (наблюдательный совет) экономического субъекта:

а) устанавливает общие принципы и требования к внутреннему контролю;

б) утверждает стандарты, методики организации и осуществления внутреннего контроля на уровне экономического субъекта в целом;

в) принимает решения по повышению эффективности внутреннего контроля.

2. Комитет по аудиту совета директоров (наблюдательного совета) экономического субъекта:

а) наблюдает за эффективностью внутреннего контроля, независимостью специального подразделения внутреннего контроля, процессом обеспечения соблюдения законодательства и кодекса делового поведения (этики) экономического субъекта;

б) анализирует отчеты внешнего и внутреннего аудитора о состоянии внутреннего контроля;

в) проводит регулярные встречи с руководителями подразделений экономического субъекта для рассмотрения существенных рисков, проблем внутреннего контроля и соответствующих планов;

г) анализирует результаты и качество выполнения разработанных руководителями подразделений экономического субъекта мероприятий (корректирующих шагов) по совершенствованию внутреннего контроля;

д) рассматривает случаи злоупотреблений и оценивает адекватность принятых руководителями подразделений мер по предупреждению таких случаев.

3. Генеральный директор (директор) экономического субъекта отвечает за организацию и осуществление внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом.

4. Главный бухгалтер экономического субъекта отвечает за организацию и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

5. Руководители подразделений и иной персонал экономического субъекта в соответствии со своими полномочиями и функциями:

а) проводят оценку рисков;

б) составляют и обновляют документацию, оформляющую организацию внутреннего контроля;

в) осуществляют внутренний контроль в соответствии с установленным порядком;

г) осуществляют оценку внутреннего контроля.

6. Специальное подразделение внутреннего контроля (служба внутреннего контроля) экономического субъекта:

а) осуществляет методическое обеспечение организации и осуществления внутреннего контроля;

б) координирует деятельность подразделений по организации и осуществлению внутреннего контроля.

7. Внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) экономического субъекта:

а) осуществляет оценку внутреннего контроля;

б) подготавливает рекомендации (предложения) по устранению выявленных нарушений и недостатков.

2. Порядок обращения аудитора

за получением официальных разъяснений от руководства

проверяемого экономического субъекта

2.1. Перед обращением к руководству проверяемого экономического субъекта с целью получения официального разъяснения аудитор должен иметь письменное доказательство, подтверждающее понимание руководством экономического субъекта того факта, что оно несет ответственность за предоставление бухгалтерской отчетности, подготовленной с учетом требований нормативных документов, а также подтверждение осведомленности о своей ответственности за предоставление аудитору всей необходимой для аудита точной, полной, относящейся к делу информации. Такие доказательства можно получить в форме соответствующих положений договора на проведение аудита, письма — обязательства на проведение аудита, заявления об ответственности руководителей экономического субъекта, подписанного этими руководителями.

2.2. Аудитор в соответствующих случаях должен получить от руководства экономического субъекта разъяснения, необходимые ему для достижения целей его работы. Необходимый объем информации, подлежащей получению от руководства проверяемого экономического субъекта, а также перечень случаев, в которых необходимо получение таких разъяснений, определяются аудитором самостоятельно.

2.3. Разъяснения, получаемые аудитором от руководства проверяемого экономического субъекта, могут быть запрошены на этапе предварительного планирования аудита, на этапе подготовки общего плана и программы аудита, непосредственно на этапе проверки — в ходе выполнения аудиторских процедур по существу и тестирования средств контроля, на этапе завершения аудита и подготовки аудиторского заключения.

2.4. На разных этапах проведения проверки аудитору следует получать разъяснения от руководства проверяемого экономического субъекта в следующих целях:

а) на этапе предварительного планирования аудита эти разъяснения могут быть использованы для подтверждения допущения непрерывности деятельности предприятия, а также для первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

б) на этапе подготовки общего плана и программы аудита такие разъяснения могут способствовать пониманию деятельности экономического субъекта и особенностей его системы внутреннего контроля, а также получению оценок аудиторских рисков;

в) на этапе тестирования средств контроля и выполнения аудиторских процедур по существу такие разъяснения могут подтвердить или опровергнуть сделанные аудитором выводы о надежности отдельных средств контроля, а также предоставить аудиторские доказательства в тех случаях, когда такие доказательства сложно или невозможно получить иными способами;

г) на этапе завершения аудита и составления аудиторского заключения такие разъяснения могут служить источником свидетельств о наличии существенных искажений бухгалтерской отчетности, а также свидетельств о возможном существовании неопределенных обязательств.

2.5. При обращении к руководству проверяемого экономического субъекта с целью получения аудиторских доказательств аудитор должен придерживаться согласованной с руководством проверяемого экономического субъекта последовательности действий. При этом аудитору следует иметь в виду, что руководство проверяемого экономического субъекта не вправе ограничивать круг вопросов, подлежащих аудиту. Желательно довести это обстоятельство до указанного руководства официально на стадии заключения договора (например, в письме — обязательстве о согласии на проведение аудита).

2.6. Порядок обращения аудитора к руководству может быть оговорен при заключении договора на аудиторскую проверку, а также в письме — обязательстве. В случае, если такой порядок не оговорен, аудитор вправе сам определить способ обращения к руководству экономического субъекта в зависимости от степени важности, объема и содержания требуемой информации. Таковыми могут быть как устное, так и письменное обращение непосредственно к руководителю или представителям руководства проверяемого экономического субъекта, как для получения информации от них самих, так и для содействия их в обращении аудитора непосредственно к руководителям низовых подразделений проверяемого экономического субъекта.

2.7. При любой форме обращения аудитор должен по возможности точно и конкретно сформулировать перечень необходимых сведений, которые он предполагает получить или подтвердить, а также может снабдить свой запрос пояснениями, которые сочтет необходимыми.

2.8. Аудитор должен убедится, что его запрос правильно понят. Свидетельством тому могут служить уточнение вопроса в устной беседе, а также анализ полученного ответа.

2.9. При получении разъяснений аудитор должен быть готов уточнить отдельные стороны ответа для того, чтобы иметь достаточную уверенность в том, что предоставленные ему разъяснения поняты и истолкованы им правильно. Форма обращения аудитора за уточнением может быть устной или письменной и выбирается самим аудитором.

2.10. Отказ руководства экономического субъекта предоставить информацию по запросу аудитора может непосредственным образом повлиять на возможность аудитора сформировать свое мнение. Аудитору следует оценить степень влияния отказа руководства проверяемого экономического субъекта в даче разъяснений по конкретному вопросу на выводы, которые он сделает по результатам аудита. В существенных случаях отказ руководства проверяемого экономического субъекта в предоставлении сведений по запросу аудитора либо неполное предоставление таких сведений должно расцениваться аудитором как ограничение объема аудита и как фактор, который может привести к подготовке аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного. Желательно, чтобы аудитор довел последнее обстоятельство до сведения руководства проверяемого экономического субъекта.

Письмо ФНС России от 26.06.2013 № ЕД-4-3/11569@ «О передаче полномочий руководителя экономического субъекта по подписанию бухгалтерской (финансовой) отчетности иному лицу на основании доверенности»

Номер: ЕД-4-3/11569@
Дата письма: 27.06.2013
Дата публикации: 27.06.2013

Категория (тематика) письма: Налог на прибыль организаций
Теги:
Статья 23 НК РФ

Вопрос:

О передаче полномочий руководителя экономического субъекта по подписанию бухгалтерской (финансовой) отчетности иному лицу на основании доверенности

Ответ:

Федеральная налоговая служба по вопросу возможности передачи руководителем экономического субъекта своих полномочий по подписанию бухгалтерской (финансовой) отчетности иному лицу на основании доверенности сообщает следующее.

Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

В соответствии с Информацией Минфина России от 04.12.2012 № П3-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в делах экономического субъекта должен храниться экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, подписанный руководителем экономического субъекта; причем подпись руководителя экономического субъекта должна содержать дату подписания этого экземпляра. В случаях представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в несколько адресов такая отчетность должна быть подписана одними и теми же уполномоченными лицами.

В пункте 7 статьи 3 Федерального закона № 402-ФЗ указано, что руководителем экономического субъекта является лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 91 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью относится образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Согласно пункту 4 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998   № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Федеральный закон № 14-ФЗ) порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.

Вместе с тем, в подпункте 2 пункта 3 статьи 40  Федерального закона № 14-ФЗ указано, что единоличный исполнительный орган общества выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия.

В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 103 ГК РФ к компетенции общего собрания акционеров общества относится изменение устава общества; образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета).

Вместе с тем, на основании пункта 3 статьи 103 ГК РФ по решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Согласно пункту 2 статьи 69  Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» к компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Исходя из вышеизложенного, ФНС России сообщает, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть подписана лицами, уполномоченными на это законодательством Российской Федерации или учредительными документами экономического субъекта, или решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом. К таким лицам относится руководитель экономического субъекта, то есть единоличный исполнительный орган или управляющий, которому были переданы полномочия первого на основании решения органов управления экономического субъекта. Вместе с тем, если иное не предусмотрено уставом экономического субъекта, руководитель экономического субъекта вправе передать свои полномочия на основе доверенности, в том числе на подписание бухгалтерской (финансовой) отчетности, без сообщения об этом органам управления экономическим субъектом.

Министерством финансов Российской Федерации  в письме от 30.04.2013 № 07-01-10/15212 также высказано мнение о том, что Федеральный закон № 402-ФЗ не содержит положений, ограничивающих право руководителя экономического субъекта передать свое полномочие по подписанию бухгалтерской (финансовой) отчетности этого экономического субъекта иному лицу на основании доверенности.

Доведите изложенную в настоящем письме позицию до подведомственных налоговых органов, а также до налогоплательщиков.

Действительный государственный
советник Российской Федерации 3 класса
Д.В. Егоров

Основным руководством по использованию в ходе аудиторской проверки информации о финансовой отчетности, представленной руководством хозяйствующего субъекта, для аудитора является МСА 580 «Заявления руководства», которым предусмотрена обязанность аудитора получать соответствующие заявления от руководства субъекта. В этом стандарте определены случаи, когда такая информация особенно важна и когда ее следует получать в письменной форме.

В разделе «Признание руководством своей ответственности за финансовую отчетность», в частности, отмечено, что аудитор должен получить доказательство того, что руководство признает свою

ответственность за достоверное представление финансовой отчетности в соответствии с установленными основными принципами составления финансовой отчетности, а также того, что данная финансовая отчетность была утверждена руководством.

В разделе «Заявления руководства в качестве аудиторских доказательств» говорится о необходимости получения аудитором письменных заявлений от руководства по вопросам, существенным для финансовой отчетности, если предполагается, что получить достаточные и уместные аудиторские доказательства другим путем невозможно. Под заявлениями руководства понимаются сведения, предоставляемые руководством аудитору в ходе проверки по собственной инициативе или в ответ на конкретные запросы.

Указывается, что в ходе аудиторской проверки руководство по своей инициативе или в ответ на конкретный запрос представляет аудитору множество заявлений. В тех случаях, когда они касаются вопросов, существенных для финансовой отчетности, аудитору следует:

• получить аудиторские доказательства, подтверждающие заявления руководства, из источников внутри или вне предприятия;

• оценить, являются ли заявления, сделанные руководством, объективными и соответствуют ли они прочей информации, полученной в ходе аудита, включая другие заявления, сделанные руководством;

• определить степень информированности лиц, представивших заявления по конкретным вопросам.

Аудитор может попросить руководство заявить, в частности:

• о признании своей ответственности за составление и представление финансовой отчетности;

• об отсутствии нарушений в учете и искажений в отчетности;

• о полноте представленных аудитору документации и информации;

• о существовании связанных сторон;

• об убытках по различным операциям;

• о планах и намерениях относительно активов;

• о праве собственности на активы;

• о порядке определения оценочных значений;

• об оценке уместности допущения непрерывности деятельности;

• о раскрытии условных обязательств и гарантий;

• о последующих событиях.

Отмечено, что заявления, сделанные руководством, не могут заменить другие аудиторские доказательства, которые предположительно будут доступны аудитору. Если аудитор не может получить доста

точные и уместные аудиторские доказательства относительно факта, существенного для финансовой отчетности, в то время как они предположительно должны существовать и быть доступны, то это рассматривается как ограничение объема аудита, даже если руководство сделало соответствующие заявления по данному вопросу. Если заявления руководства противоречат другим аудиторским доказательствам, аудитору рекомендуется изучить обстоятельства и в случае необходимости заново проанализировать вопрос о достоверности других заявлений руководства.

Если аудитор считает, что другие доказательства существуют и доступны, но он не может их получить, то это расценивается как ограничение объема аудита, несмотря на информацию, имеющуюся в заявлениях руководства. Однако в некоторых случаях доказательства могут быть получены исключительно-из заявлений руководства (например, информация о намерениях исполнительного органа относительно сохранения на балансе каких-либо активов).

Согласно разделу «Документальное оформление заявлений, сделанных руководством» доказательства, подтверждающие факт получения аудитором заявлений от руководства, должны найти отражение в рабочей документации в форме краткого изложения бесед с руководством или заявлений, предоставленных руководству в письменном виде.

В связи с тем что письменные заявления являются сравнительно лучшим аудиторским доказательством, нежели устные, нужен серьезный подход к их оформлению и включению в состав рабочей документации в качестве аудиторских доказательств. Такие заявления могут быть документально оформлены в виде: письма-заявления от руководства; письма аудитора, в котором излагается его понимание заявлений руководства и которое затем подтверждается руководством; соответствующих протоколов заседаний совета директоров или аналогичного органа либо подписанного руководством экземпляра финансовой отчетности.

Письмо-заявление обычно датируется тем же числом, что и аудиторское заключение. Однако при определенных обстоятельствах отдельное письмо-заявление относительно конкретных операций или событий может быть получено в ходе аудиторской проверки либо после даты аудиторского заключения, например на дату публичного размещения. Письмо-заявление обычно подписывают должностные лица, несущие ответственность за деятельность субъекта и ее финансовые аспекты (генеральный и финансовый директора).

Международный стандарт аудита завершается разделом «Действия в случае отказа руководства предоставить заявления», в котором

отмечено, что если руководство отказывается предоставить заявления, которые аудитор считает необходимыми, это рассматривается как ограничение объема аудиторской проверки. В таком случае аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения в отношении финансовой отчетности. Аудитору рекомендуется также оценить, насколько важны другие заявления, сделанные руководством в ходе аудиторской проверки, и проанализировать, может ли такой отказ оказать какое-либо дополнительное влияние на аудиторское заключение.

В приложении к данному МСА приведен образец письма-заявления руководства (с оговоркой, что этот образец не является стандартным).

Российским аналогом МСА 580 является ПСАД «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта».

Российским стандартом, как и международным, предусмотрено, что перед обращением к руководству проверяемого экономического субъекта с целью получения официального разъяснения аудитор должен иметь письменное доказательство понимания руководством экономического субъекта того факта, что оно несет ответственность за представление бухгалтерской отчетности, подготовленной с учетом требований нормативных документов, а также подтверждение осведомленности субъекта о своей ответственности за предоставление аудитору всей необходимой для аудита точной, полной, относящейся к делу информации.

ПСАД включает в себя следующие разделы, содержание которых идентично содержанию соответствующих разделов МСА 580: «Общие положения»; «Порядок обращения аудитора за получением официальных разъяснений от руководства проверяемого экономического субъекта»; «Использование разъяснений проверяемого экономического субъекта для получения аудиторских доказательств»; «Документирование разъяснений руководства проверяемого экономического субъекта». Отечественный стандарт содержит три приложения: «Рекомендуемая форма письма аудитору от руководства экономического субъекта»; «Рекомендуемая форма рабочего документа аудитора, содержащего информацию о полученных устных разъяснениях», «Рекомендуемая форма письма аудитора с запросом на подтверждение определенной точки зрения».

Особое место в национальном стандарте аудита отведено вопросам документирования. В частности, говорится, что в рабочих документах должно быть раскрыто использование примененных аудитором

процедур и должны содержаться сведения о результатах, полученных как следствие применения данных процедур. Рабочие документы должны содержать следующую информацию:

• вопрос, с которым аудитор обратился за разъяснениями;

• краткое содержание полученных разъяснений;

• оценку аудитором убедительности доказательств, содержащихся в разъяснениях, в том числе с использованием подтверждений, полученных альтернативным способом;

• собственные выводы аудитора по поставленному вопросу с учетом полученных разъяснений.

Порядок передачи официального письма аудитору определяется соглашением между аудитором и руководством проверяемого экономического субъекта и может быть прописан в договоре на аудит. Если такой порядок не предусмотрен, он остается на усмотрение руководства проверяемого экономического субъекта. В любом случае при получении официального письма аудитор должен документально подтвердить факт его получения для руководства проверяемого экономического субъекта.

Перед
обращением к руководству проверяемого
экономического субъекта для получения
от него официального разъяснения аудитор
должен иметь письменное доказательство,
подтверждающее, что руководство
экономического субъекта осознает свою
ответственность за предоставление
точной и полной бухгалтерской отчетности,
подготовленной с учетом требований
нормативных документов. Для этого можно
включить соответствующие пункты договора
на проведение аудита в письмо-обязательство,
а также получить заявление, подписанное
руководителями экономического субъекта,
о том, что они осознают свою ответственность.

Разъяснения,
получаемые аудитором от руководства
проверяемого экономического субъекта,
могут быть запрошены на разных этапах
аудита, поэтому аудитор может получать
разъяснения от руководства проверяемого
субъекта по различным вопросам:

на
этапе предварительного планирования
аудита эти разъяснения могут быть
использованы для подтверждения допущения
непрерывности деятельности предприятия,
а также для первичной оценки надежности
систем бухгалтерского учета и внутреннего
контроля экономического субъекта;

на
этапе подготовки общего плана и программы
аудита такие разъяснения могут
способствовать пониманию деятельности
экономического субъекта и особенностей
его СВК, а также получению оценок
аудиторских рисков;

на
этапе тестирования средств контроля и
выполнения аудиторских процедур по
существу такие разъяснения могут
подтвердить или опровергнуть сделанные
аудитором выводы о надежности отдельных
средств контроля, а также предоставить
аудиторские доказательства в тех
случаях, когда такие доказательства
сложно или невозможно получить иными
способами;

на
этапе завершения аудита и составления
аудиторского заключения такие разъяснения
могут служить источником свидетельств
о наличии существенных искажений
бухгалтерской отчетности, а также
свидетельств о возможном существовании
неопределенных обязательств.

Аудитору
следует иметь в виду, что руководство
проверяемого экономического субъекта
не вправе ограничивать круг вопросов,
подлежащих аудиту (желательно довести
это до руководства официально).

Порядок
обращения аудитора к руководству может
быть оговорен при заключении договора
на аудиторскую проверку, а также в
письме-обязательстве. Если такой порядок
не оговорен, аудитор вправе сам определить
способ обращения к руководству
экономического субъекта в зависимости
от степени важности, объема и содержания
требуемой информации. Это могут быть
устные и письменные обращения
непосредственно к руководителю или его
представителям как для получения
информации от них самих, так и для их
содействия в обращении аудитора
непосредственно к руководителям низовых
подразделений проверяемого экономического
субъекта.

При
любой форме обращения аудитор должен
по возможности точно и конкретно
сформулировать перечень необходимых
сведений, которые он предполагает
получить или подтвердить, а также
снабдить свой запрос пояснениями,
которые сочтет необходимыми, и обязательно
убедиться, что его запрос правильно
понят.

Отказ
руководства экономического субъекта
предоставить информацию по запросу
аудитора может непосредственно повлиять
на возможность аудитора сформировать
свое мнение. Аудитор должен оценить
степень влияния отказа руководства
проверяемого экономического субъекта
в даче разъяснений по конкретному
вопросу на выводы, которые он сделает
по результатам аудита. В существенных
случаях отказ в предоставлении сведений
по запросу аудитора либо неполное
предоставление таких сведений должно
расцениваться как ограничение объема
аудита и как фактор, который может
привести к подготовке аудиторского
заключения, отличного от безусловно
положительного (желательно, чтобы
аудитор довел последнее обстоятельство
до сведения руководства проверяемого
экономического субъекта).

Аудитору
следует оценить, насколько хорошо
информированы лица, предоставившие ему
разъяснения, поскольку эти разъяснения
могут считаться надежными лишь в том
случае, если предоставившие их лица
занимают положение, позволяющее им
обладать необходимой информацией.

В
ряде случаев аудитор может подвергнуть
сомнению компетентность лиц, предоставивших
разъяснения, если они не обладают
достаточной квалификацией для
подтверждения предоставленной информации,
— как правило, такие ситуации возникают,
когда подтверждению подлежит информация,
требующая определенных знаний в
технических или иных областях, выходящих
за рамки должностных обязанностей
предоставившего разъяснения лица.

Разъяснения,
предоставленные руководством проверяемого
экономического субъекта, являются
определенным источником аудиторских
доказательств наряду с другими доступными
аудитору источниками, поскольку могут
быть получены аудитором применительно
практически к любому разделу бухгалтерской
отчетности. Аудитор должен использовать
разъяснения, допуская их правдивость,
пока не получит фактических данных,
которые противоречили бы информации,
содержащейся в данных разъяснениях.

При
анализе сведений, полученных из
разъяснений, аудитор должен проявлять
профессиональный скептицизм, сопоставляя
их с информацией, полученной из других
источников, и допуская со стороны
руководителей экономического субъекта
возможность преднамеренных искажений
бухгалтерской отчетности.

При
сомнении в правильности информации
аудитор может сопоставить информацию,
полученную из различных источников,
привлечь к работе независимого эксперта
либо провести другие необходимые
аудиторские процедуры.

Если
аудитору не удалось получить достаточно
альтернативных доказательств об
информации, содержащейся в разъяснениях
руководства проверяемого субъекта, а
такая информация, по мнению аудитора,
существенна, он может рассматривать
такую ситуацию как ограничение объема
аудита.

В
случаях когда разъяснения подготовлены
руководством проверяемого экономического
субъекта по собственной инициативе,
аудитор в дополнение к обычным проверкам
компетентности и информированности
источника разъяснений должен применить
обычные процедуры проверки достоверности
такой информации.

Иногда
руководство проверяемого экономического
субъекта является единственным источником
информации по отдельному вопросу — в
этом случае аудитор должен оценить
убедительность полученных разъяснений,
прежде чем сформулировать свое мнение.

Аудитору
следует оценить важность разъяснений,
полученных им от руководства в устной
форме и зафиксированных им в рабочих
документах. Если в результате анализа
данных сведений аудитор пришел к выводу,
что ряд разъяснений, полученных им в
устной форме, весьма важен для формирования
его мнения, такие разъяснения следует
обобщить и представить руководству
проверяемого экономического субъекта
в виде самостоятельного письма,
содержащего точку зрения аудитора по
рассмотренным вопросам, и получить
письменное подтверждение от руководства
экономического субъекта о согласии с
данной трактовкой. Если разъяснения,
полученные аудитором от руководства,
противоречат другим аудиторским
доказательствам, аудитор должен выяснить
причину этих противоречий и в необходимых
случаях снизить степень доверия к
остальной информации, представленной
этим руководством.

В
письменном виде должны быть представлены
все разъяснения в отношении аспектов,
признанных аудитором существенными
для выражения им мнения о достоверности
бухгалтерской отчетности проверяемого
экономического субъекта.

Письменные
разъяснения руководства проверяемого
экономического субъекта могут быть
представлены аудитору в виде:

официального
письма этого руководства с разъяснениями;

письма,
подготовленного аудитором, содержащего
точку зрения аудитора по определенным
вопросам и согласие руководства
проверяемого экономического субъекта
с данной трактовкой;

официально
заверенных копий бухгалтерской отчетности
экономического субъекта, протоколов
собрания советов директоров, общих
собраний акционеров и других мероприятий
проверяемого экономического субъекта,
содержащих сведения о позиции руководства
проверяемого экономического субъекта
по определенным вопросам.

Копия
письма аудитора с запросом руководству
проверяемого экономического субъекта
(с подтверждением получения) и официальное
письмо в адрес аудиторской организации
от руководства проверяемого субъекта
с разъяснениями и подтверждениями
подлежат включению в рабочую документацию
аудитора.

Информация об
устных разъяснениях, полученных аудитором
от руководства проверяемого экономического
субъекта, должна быть включена в рабочие
документы аудитора. Содержание рабочих
документов определяется аудитором
самостоятельно, тем не менее рабочие
документы должны подтверждать
использование примененных аудитором
процедур и содержать сведения о
результатах, полученных как устно, так
и письменно.

42 . Использование
работы эксперта и другой АФ.
А-ры
и АФ имеют право привлекать к участию
в аудиторской проверке иных
специалистов-экспертов.Эксперт-это
специалист, не состоящий в штате данной
АФ, обладающий достаточными знаниями,
навыками и опытом работы в области,
отличной от БУ и аудита, и дающий
заключение по вопросу, относящемуся к
этой области. Эксперт м/т предоставить
свидетельства или заключения по следующим
вопросам:- оценка ОС и НМА;- оценка работ,
выполненных по долгосрочным контрактам;-
оценка ТМЦ;- геологическое определение
запасов полезных ископаемых и их хар-ка;-
юр. консультации относительно заключенных
договоров и действующих законодательных
актов и инструкций; Услугами эксперта
пользуются для получения объективных
данных в какой либо узкой области
знания, связ с проведением аудиторской
проверки или для разделения ответственности
с аудитором за результаты проверки. В
качестве экспертов привлекаются как
физические, так и юридические лица.
Эксперт д/н иметь док/т, подтверждающий
наличие у него соответствующей
квалификации и специального разрешения
гос/ва, подтверждающего право заниматься
данным видом деят-ти.Д/р с экспертом м\б
заключен либо рук/ом проверяемой
организации, либо аудитором. Объем и
усл/я выполнения работ д\б опр/ны а/ром,
клиентом и экспертом до начала выполнения
экспертом р/т и оформлены договором. АЗ
не должно содержать ссылок на мнение
экспертов по причине возможного
неправильно о их толкования. А/р должен
внести в свой отчет ограничения,
основанные на заключении эксперта,
после предварительного обсуждения с
клиентом.При проведении аудита аудиторская
организация может исп/вать рез/ты работы
другой организации. Это относится к
случаям, когда АО проводит аудит
бухгалтерской отчетности, включающей
показатели одного или нескольких
подразделений э.с., аудит в отношении
которых проводит другая АО. При проведении
такого аудита основная АО должна опр/ть,
достаточна ли проводимая ею работа для
подготовки ауд/го заключения о БО, в
состав которого входят подразделения,
а в отношении кот/ых проводит др.аудиторская
организация. Основная АО должна сообщить
другой АО о своем намерении использовать
результаты работы последней при
проведении аудита бухгалтерской
отчетности э.с. Планируя использовать
работу др. АО, осн.АО должна: оценить
проф. компетентность др. АО, получить
аудиторские док-ва того, что работа,
выполняемая др. АО, адекватна целям и
задачам аудита, сроки проведения и
завершения аудита. Др. АО должна письменно
подтвердить оснюАО соблюдение этих
требований.Осн. АО должна документировать
использование работы др.АО посредством
составления раб. док-в.Важное значение
при проведение аудита имеют изучение
работы внут. а. , оценка его влияния на
V
и процедуры внешнего аудита, использование
рез-в его работы. Эф-ть внут. а. может
оказаться важным фактором при оценке
АО риска и системы внут контроля,
позволить сократить объем процедур,
которые предстоит выполнить АО.

Соседние файлы в папке госник1

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сервис мануалы для автомобилей
  • Руководство по ремонту газель умз 4216 скачать
  • Как пользоваться йогуртницей инструкция по применению правильно
  • Ситуация наиболее благоприятная для руководства организации это ситуация
  • Как перенести фото с телефона на телефон андроид пошаговая инструкция