Замена помпы на ваз 2106 своими руками пошаговая инструкция

По сравнению с нынешними автомобилями система охлаждения двигателя ВАЗ 2106 отличается простотой конструкции, позволяющей владельцу машины производить ремонт самостоятельно. Сюда относится и замена насоса охлаждающей жидкости (ОЖ), выполняемая с интервалом 40–60 тыс. км пробега в зависимости от качества установленной запчасти. Главное — вовремя заметить признаки критического износа и сразу поставить новую помпу либо попытаться отреставрировать старую.

Устройство и назначение помпы

Принцип действия охлаждающей системы любого автомобиля состоит в отборе лишнего тепла у греющихся элементов мотора — камер сгорания, поршней и цилиндров. Рабочим телом выступает незамерзающая жидкость — антифриз (иначе — тосол), отдающая теплоту основному радиатору, обдуваемому воздушным потоком.

Вторичная функция системы охлаждения — обогрев пассажиров зимой посредством малого радиатора салонного отопителя.

Принудительную циркуляцию ОЖ по каналам двигателя, патрубкам и теплообменникам обеспечивает водяной насос. Естественное течение антифриза внутри системы невозможно, поэтому в случае поломки помпы силовой агрегат неизбежно перегреется. Последствия фатальны — из-за теплового расширения поршней двигатель заклинивает, а компрессионные кольца получают термический отпуск и становятся мягкой проволокой.

Как устроена система охлаждения двигателя ВАЗ 2106

К водяному насосу сходятся патрубки от радиатора, салонного отопителя и термостата

В классических моделях ВАЗ водяной насос вращается ремённой передачей от коленчатого вала. Элемент располагается на передней плоскости мотора и оснащён обычным шкивом, рассчитанным под клиновидный ремень. Крепление помпы задумано следующим образом:

  • к фланцу блока цилиндров на трёх длинных болтах М8 прикручен корпус из лёгкого сплава;
  • на передней стенке корпуса выполнен фланец и оставлено отверстие под крыльчатку насоса с четырьмя шпильками М8 по краям;
  • помпа надевается на указанные шпильки и крепится гайками под ключ 13 мм, между элементами стоит уплотнительная прокладка из картона.

Поликлиновый приводной ремень вращает не только вал перекачивающего устройства, но и якорь генератора. Описанная схема работы одинакова для моторов с различными системами питания — карбюраторными и инжекторными.

Привод генератора и помпы ВАЗ 2106

Ротор генератора и крыльчатка насоса приводятся в движение одним ремнём, идущим от коленчатого вала

Конструкция насосного агрегата

Корпус помпы представляет собой квадратный фланец, отлитый из алюминиевого сплава. В центре корпуса располагается выступающая вперёд втулка, внутри которой находятся рабочие элементы:

  • шариковый подшипник;
  • вал насоса;
  • сальник, предотвращающий вытекание антифриза наружу по поверхности валика;
  • стопорный винт для фиксации обоймы подшипника;
  • крыльчатка, напрессованная на конец вала;
  • круглая или треугольная ступица на противоположном торце вала, куда крепится ведомый шкив (тремя болтами М6).

    Конструкция насоса охлаждающей жидкости ВАЗ 2106

    Для свободного вращения вала во втулке установлен подшипник качения закрытого типа

Принцип работы водяного насоса довольно прост: ремень крутит шкив и вал, крыльчатка перекачивает антифриз, поступающий из патрубков внутрь корпуса. Компенсацию силы трения обеспечивает подшипник, герметичность узла — сальник.

Первые крыльчатки помп ВАЗ 2106 изготавливались из металла, отчего тяжёлая деталь быстро изнашивала подшипниковый узел. Сейчас рабочее колесо делается из прочной пластмассы.

Устройство насосного узла «шестёрки»

Втулка с валом и крыльчаткой и корпус соединяются с помощью четырёх шпилек и гаек

Симптомы и причины неисправности

Слабые места помпы — подшипник и сальник. Именно эти детали изнашиваются быстрее всего, вызывая протечку охлаждающей жидкости, появление люфта на валу и последующее разрушение крыльчатки. Когда в механизме образуются большие зазоры, валик начинает болтаться, а рабочее колесо — задевать внутренние стенки корпуса.

Характерные поломки водяного насоса:

  • потеря герметичности соединения между двумя фланцами — помпы и корпуса — из-за прохудившейся прокладки;
  • истирание подшипника по причине отсутствия смазки либо естественного износа;
  • протекание сальника, вызванное люфтом вала или трещинами уплотнительных элементов;
  • поломка рабочего колеса, заклинивание и разрушение вала.

    Неисправность вала помпы ВАЗ 2106

    В случае заклинивания подшипника вал может разломиться на 2 части

Критический износ подшипникового узла ведёт к таким последствиям:

  1. Валик сильно перекашивается, лопасти крыльчатки ударяются о металлические стенки и отламываются.
  2. Шарики и сепаратор перемалываются, крупная стружка заклинивает вал, отчего последний может переломиться пополам. В момент принудительной остановки шкива ремённая передача начинает проскальзывать и пищать. Иногда ремень привода генератора слетает со шкивов.
  3. Худший сценарий — пробой самого корпуса рабочим колесом помпы и моментальный выброс большого количества антифриза наружу.

    Разрушение крыльчатки на помпе ВАЗ 2106

    От удара о стенки корпуса лопасти рабочего колеса откалываются, помпа теряет работоспособность

Вышеописанные поломки трудно не заметить — на панели приборов вспыхивает красный индикатор зарядки аккумуляторной батареи, а указатель температуры буквально зашкаливает. Присутствует и звуковое сопровождение — металлический стук и треск, свист ремня. Услышав подобные звуки, немедленно прекратите движение и заглушите двигатель.

Из-за неопытности мне довелось столкнуться с третьим вариантом развития событий. Не проверив техническое состояние «шестёрки», я отправился в дальнюю поездку. Вал изношенного насоса ОЖ разболтался, крыльчатка выбила кусок корпуса и весь тосол выбросило наружу. Пришлось просить помощи — друзья подвезли требуемые запчасти и запас антифриза. На замену водяного насоса вместе с корпусом ушло 2 часа.

Утечка антифриза через корпус водяного насоса ВАЗ 2106

При сильном люфте рабочее колесо помпы пробивает металлическую стенку корпуса

Как выявить симптомы износа перекачивающего агрегата на ранних стадиях:

  • истёртый подшипник издаёт явственный гул, позже начинает тарахтеть;
  • вокруг посадочного места помпы все поверхности становятся влажными от тосола, зачастую намокает ремень;
  • люфт валика ощущается рукой, если покачать шкив насоса;
  • мокрый ремень может проскальзывать и издавать неприятный свист.

Обнаружить указанные признаки на ходу нереально — шум подшипникового узла плохо слышен на фоне работающего мотора. Лучший способ диагностики — открыть капот, осмотреть переднюю часть двигателя и покачать шкив рукой. При малейшем подозрении рекомендуется ослабить натяжку ремня, открутив гайку на скобе генератора, и попробовать люфт вала ещё раз. Допустимая амплитуда перемещения — 1 мм.

Следы течи тосола на натяжителе ремня генератора

При неисправном сальнике антифриз забрызгивает все поверхности вокруг насоса

Когда пробег насоса достигает 40—50 тыс. км, проверки нужно выполнять перед каждой поездкой. Именно столько служат нынешние помпы, качество которых гораздо хуже оригинальных запчастей, снятых с производства. При выявлении люфта либо протечки проблема решается двумя способами — заменой или ремонтом помпы.

Как снять помпу на автомобиле ВАЗ 2106

Независимо от выбранного способа устранения неполадки водяной насос придётся демонтировать с автомобиля. Операцию нельзя назвать сложной, но времени она займёт немало, особенно у малоопытных водителей. Вся процедура выполняется в 4 этапа.

  1. Приготовление инструментов и места проведения работ.
  2. Разборка и демонтаж элемента.
  3. Выбор новой запчасти либо ремкомплекта для старого насоса.
  4. Реставрация или замена помпы.

После разборки снятый перекачивающий агрегат стоит обследовать на предмет восстановления. Если заметны только первичные симптомы износа — небольшой люфт вала, а также отсутствие повреждений корпуса и главной втулки — элемент можно реставрировать.

Насос ОЖ для автомобилей ВАЗ 2101—07

Купить и поставить новую запчасть гораздо проще, чем разбирать и восстанавливать изношенную помпу

Большинство автолюбителей склоняется к полной замене агрегата. Причина — недолговечность восстановленной помпы, малая экономия на реставрации и отсутствие ремонтных комплектов в продаже.

Необходимые инструменты и расходные материалы

Снять водяной насос «шестёрки» можно на любой ровной площадке. Смотровая канава упрощает лишь одну задачу — откручивание гайки крепления генератора с целью ослабить ремень. При желании операция выполняется лёжа под автомобилем — до болта дотянуться нетрудно. Исключением являются машины, на которых сохранились боковые кожухи — пыльники, прикрученные снизу на саморезах.

Специальных съёмников и приспособлений не потребуется. Из инструментов нужно приготовить:

  • комплект головок с воротком, оборудованным трещоткой;
  • широкая ёмкость и шланг для слива антифриза;
  • набор накидных или рожковых ключей размерами 8—19 мм;
  • лопатка монтажная;
  • отвёртка с плоским шлицем;
  • нож и щётка с металлическим ворсом для очистки фланцев;
  • ветошь;
  • перчатки защитные.

    Инструменты для замены помпы на «шестёрке»

    При разборке насосного узла удобнее работать накидными головками, чем рожковыми ключами

Из расходных материалов рекомендуется подготовить тосол, высокотемпературный герметик и аэрозольную смазку типа WD-40, облегчающую ослабление резьбовых соединений. Количество покупаемого антифриза зависит от потерь ОЖ вследствие поломки насоса. Если наблюдалась небольшая протечка, достаточно приобрести бутылку 1 л.

Пользуясь удобным случаем, можно произвести замену старого тосола, поскольку жидкость все равно придётся сливать. Тогда подготовьте полный заправочный объем антифриза — 10 л.

Порядок разборки

Процедура демонтажа помпы на «шестёрке» сильно упрощена по сравнению с более новыми переднеприводными моделями ВАЗ, где приходится снимать ремень ГРМ и разбирать половину привода с выставлением меток. На «классике» насос установлен отдельно от газораспределительного механизма и находится снаружи двигателя.

Прежде чем приступить к разборке, желательно охладить прогретый мотор, чтобы не пришлось обжигаться горячим антифризом. Машину загоните на рабочее место, включите ручной тормоз и разбирайте согласно инструкции.

  1. Поднимите крышку капота, найдите сливную пробку на блоке цилиндров и подставьте снизу обрезанную канистру для слива тосола. Упомянутая пробка в виде болта вкручена в левую стенку блока (если смотреть по ходу движения авто).

    Как слить тосол из блока двигателя

    Сливная пробка представляет собой бронзовый болт, который легко откручивается ключом

  2. Частично опорожните систему охлаждения, открутив пробку ключом на 13 мм. Чтобы антифриз не брызгал во все стороны, приставьте к отверстию конец садового шланга, опущенного в ёмкость. В процессе слива медленно откройте крышки радиатора и расширительного бачка.

    Откручивание пробки радиатора

    После снятия крышки радиатора в систему начинает проникать воздух и жидкость стекает быстрее

  3. Когда основной объем тосола вытечет, смело заворачивайте пробку назад, затянув ключом. Полностью сливать жидкость из системы не требуется — помпа расположена довольно высоко. После этого ослабьте нижнюю гайку крепления генератора.

    Как ослабить ремень привода генератора

    Чтобы открутить нижнюю гайку крепления генератора, придётся залезть под автомобиль

  4. Снимите ремённую передачу между коленвалом, помпой и генератором. Для этого нужно ослабить ключом на 19 мм вторую гайку крепления генератора на регулировочной скобе. Монтировкой подвиньте корпус агрегата вправо и сбросьте ремень.

    Как снять ремень генератора

    Ремень привода генератора снимается вручную после откручивания гайки натяжного кронштейна

  5. Накидным ключом на 10 мм выкрутите 3 болта М6, удерживающие шкив ремённой передачи на ступице насоса. Чтобы вал не крутился, вставьте между головками болтов отвёртку. Снимите шкив.

    Снятие шкива помпы

    Чтобы шкив не крутился, придержите головки винтов отвёрткой

  6. Отделите от корпуса помпы регулировочную скобу натяжения ремня, открутив сбоку гайку размером 17 мм.
  7. Головкой на 13 мм ослабьте и скрутите 4 гайки крепления насоса. Пользуясь плоской отвёрткой, разъедините фланцы и вытащите помпу из корпуса.

    Как снимается водяной насос

    Когда шкив снят со ступицы агрегата, 4 гайки крепления легко откручиваются головкой на 13 мм с воротком

Существует более простой способ демонтажа шкива. Без натянутого ремня он свободно вращается, что создаёт неудобства при ослаблении крепёжных болтов. Чтобы не фиксировать элемент отвёрткой, ослабьте указанные крепления ещё до снятия ремённой передачи, вставив отвёртку в прорезь шкива на коленчатом валу.

После извлечения перекачивающего агрегата выполните 3 заключительные операции:

  • заткните ветошью открытый проём и счистите ножом остатки картонной прокладки с посадочной площадки;
  • оботрите блок и другие узлы, куда ранее брызгал антифриз;
  • снимите патрубок самой высокой точки охлаждающей системы, подключённый к штуцеру впускного коллектора (на инжекторе трубка подогрева подсоединяется к блоку дроссельной заслонки).

    Самая высокая точка системы охлаждения ВАЗ 2106

    Патрубок подогрева лучше снять сразу после слива тосола из блока цилиндров

Патрубок в наивысшей точке отключается с одной целью — открыть путь воздуху, вытесняемому антифризом при заполнении системы. Если проигнорировать эту операцию, в трубопроводах может образоваться воздушная пробка.

Видео: как снять водяной насос ВАЗ 2101—2107

Выбор и монтаж новой запчасти

Поскольку автомобиль ВАЗ 2106 и детали к нему давно сняты с производства, оригинальных запчастей найти не удастся. Поэтому при выборе нового насоса стоит учесть ряд рекомендаций.

  1. Проверяйте маркировку детали, соответствующую каталожному номеру 2107–1307011–75. На «классику» подойдёт насос от «Нивы» 2123–1307011–75 с более мощной крыльчаткой.
  2. Покупайте помпу от проверенных брендов — Luzar, TZA, «Фенокс».

    Маркировка производителя на крыльчатке помпы

    Оттиск логотипа между лопастями рабочего колеса свидетельствует о качестве изделия

  3. Достаньте запчасть из упаковки, осмотрите фланец и рабочее колесо. Вышеперечисленные производители делают оттиск логотипа на корпусе или лопастях крыльчатки.
  4. В продаже встречаются насосы с пластмассовой, чугунной и стальной крыльчаткой. Предпочтение лучше отдать пластику, поскольку этот материал лёгкий и довольно прочный. На втором месте чугун, на третьем — сталь.

    Из чего делаются крыльчатки водяного насоса «Жигулей»

    Пластиковые лопасти отличаются большей площадью рабочей поверхности и меньшим весом

  5. В комплекте с насосом должна идти картонная либо паронитовая прокладка.

Почему не стоит брать помпу с железной крыльчаткой? Практика показывает, что среди подобных изделий встречается большой процент подделок. Выполнить кустарное литье чугуна или пластика гораздо сложнее, нежели выточить лопасти из стали.

Иногда подделку можно выявить по несовпадению размеров. Наденьте купленное изделие на крепёжные шпильки и рукой проверните вал. Если лопасти рабочего колеса начнут цепляться за корпус, вам подсунули некачественное изделие.

Установку водяного насоса производите в обратном порядке.

  1. На прокладку нанесите высокотемпературный герметик и наденьте её на шпильки. Намажьте составом фланец помпы.
  2. Вставьте элемент в отверстие правильно — шпилька крепления скобы генератора должна оказаться слева.

    Как правильно установить помпу на ВАЗ 2106

    В правильном положении насоса шпилька крепления генератора находится с левой стороны

  3. Накрутите и затяните 4 гайки, прижимающие помпу к корпусу. Закрепите шкив, установите и натяните ремень.

Заполнение охлаждающей системы производится через горловину радиатора. При заливке тосола следите за трубкой, отключённой от коллектора (на инжекторе — дросселя). Когда антифриз побежит из этой трубки, наденьте её на штуцер, зажмите хомутом и долейте жидкости в расширительный бачок до номинального уровня.

Видео: как правильно выбрать насос ОЖ

Ремонт изношенной детали

Чтобы восстановить работоспособность помпы, нужно заменить основные детали — подшипник и сальник, при необходимости — крыльчатку. Подшипник продаётся в сборе с валом, сальниковый элемент и рабочее колесо — по отдельности.

Собираясь покупать ремонтный комплект, обязательно прихватите с собой старый вал. Изделия, продающиеся в магазине, могут отличаться по диаметру и длине.

Вал для водяного насоса ВАЗ 2106

Подшипник и вал для насоса «шестёрки» продаются в сборе

Для разборки насоса приготовьте следующие приспособления:

  • съёмник типа «болт внутри болта», наружная резьба — М18 х 1,5;
  • вороток и метчик М18 с шагом резьбы 1,5 мм — первый и второй номер;
  • тиски;
  • молоток;
  • деревянную наставку.

    Приспособления для реставрации помпы «Жигулей»

    Метчики понадобятся для крыльчатки, сделанной из пластика, в чугунной предусматривается заводская резьба

Суть процедуры заключается в поочерёдном снятии крыльчатки, вала с подшипником и сальника. Работы ведутся в такой последовательности.

  1. С помощью съёмника выдавите вал из крыльчатки. Если рабочее колесо сделано из пластика, предварительно нарежьте в нём резьбу М18 х 1,5 под съёмное приспособление.

    Как снять крыльчатку помпы ВАЗ 2106

    Деталь аккуратно зажимайте тисками — алюминиевый сплав может треснуть

  2. Выверните стопорный винт подшипникового узла и выбейте вал со стороны посадочной втулки. Попытайтесь ударять на весу, но если валик не поддаётся, опирайте фланец на разжатые тиски и бейте через наставку.

    Как вытащить вал помпы

    Ограничивайте силу ударов по валику, чтобы не повредить посадочную втулку

  3. Освобождённый вал с подшипником переверните, уложите ступицей на губки тисков и с помощью наставки разъедините эти детали.

    Как снять ступицу шкива водяного насоса

    Ступица легко сбивается с вала ударами молотка через проставку

  4. Изношенный сальник выколачивается из гнезда с помощью старого вала, чей короткий конец большего диаметра используется в качестве наставки. Предварительно зачистите подшипниковую обойму наждачной бумагой.

    Как заменить сальник помпы ВАЗ 2106

    Для демонтажа сальника используется старый вал, перевёрнутый верхним концом вниз

Как правило, функциональные элементы помпы не выходят из строя поодиночке. Лопасти крыльчатки отламываются из-за люфта на валу и удара о корпус, по той же причине начинает протекать сальник. Отсюда совет — разбирайте насос полностью и меняйте весь комплект деталей. Неповрежденное рабочее колесо и ступицу крепления шкива можно оставить.

Ремкомплект насоса охлаждающей жидкости для ВАЗ 2106

После ремонта от старой помпы остаётся только корпус и ступица шкива, остальные детали лучше заменить

Сборка выполняется в следующем порядке.

  1. Аккуратно запрессуйте новый сальник в гнездо, пользуясь наставкой из трубы подходящего диаметра.

    Запрессовка сальника в гнездо водяного насоса

    Посадка сальника производится лёгкими ударами молотка через круглую наставку

  2. Насадите ступицу на новый вал с подшипником.
  3. Почистите внутренние стенки втулки мелкой шкуркой, вставьте в неё вал и забейте молотком до упора. Ударять по торцу валика лучше на весу. Закрутите стопорный винт.
  4. Посадите на место крыльчатку, используя деревянную прокладку.

    Графитовое кольцо сальника помпы

    После запрессовки торец крыльчатки должен упереться в графитовое кольцо на сальнике

При забивке вала обязательно проследите, чтобы отверстие на обойме подшипника совпало с отверстием под стопорный винт в теле втулки.

По окончании ремонта установите водяной насос на автомобиль, пользуясь приведённой выше инструкцией.

Видео: как восстановить помпу ВАЗ 2106

Помпа играет ключевую роль в системе охлаждения двигателя ВАЗ 2106. Своевременное обнаружение неисправности и замена насоса избавит от силовой агрегат от перегрева, а владельца машины — от дорогостоящего ремонта. Цена запчасти мизерна сравнительно со стоимостью элементов поршневой и клапанной группы.

  • Распечатать

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(18 голосов, среднее: 3.9 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Замена помпы!

Фото в бортжурнале Lada 2106
Начинаем работу, по замене помпы…
Фото в бортжурнале Lada 2106
Для снятия помпы, мешал обдуватель радиатора, пришлось его снять…
Фото в бортжурнале Lada 2106
Откручиваем три болта и снимаем обдуватель…
Фото в бортжурнале Lada 2106
Ну вот, уже просторнее чуть — чуть…
Фото в бортжурнале Lada 2106
Ослабляем гайку натижителя генератора…
Фото в бортжурнале Lada 2106
Откручиваем гайку крепления генератора, которая крепиться к помпе…
Фото в бортжурнале Lada 2106
Ослабляем хомут патрубка, чтобы слить тосол…
Фото в бортжурнале Lada 2106
Пошла работа…
Фото в бортжурнале Lada 2106
После слития тосола, начинаем откручивать помпу…откручиваем четыре болта крепления…
Фото в бортжурнале Lada 2106
Маленько постучать и помпа снята…
Фото в бортжурнале Lada 2106
Чтобы открутить шкив, зажимаем помпу в тиски и откручиваем три болта…
Фото в бортжурнале Lada 2106
Очищаем старую прокладку с поверхности…
Фото в бортжурнале Lada 2106
На новую помпу ставим шкивок, в том же порядке как и со старой помпы…
Фото в бортжурнале Lada 2106
Намазываем герметиком, не слишком большим слоем…
Фото в бортжурнале Lada 2106
Аккуратно ставим помпу на место…
Фото в бортжурнале Lada 2106
Наживляем гайки и очень хорошо закручиваем…
Фото в бортжурнале Lada 2106
Ставим натежитель генератора и закручиваем…
Фото в бортжурнале Lada 2106
Натягиваем ремень и закручиваем гайку…
Фото в бортжурнале Lada 2106
Всё ещё раз внимательно проверяем, и заливаем новый тосол и проверяем чтобы не где ни чё не бежало…

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.

Сливаем жидкость из системы охлаждения двигателя.

Отсоединяем верхний и нижний шланги термостата.

Замена помпы ВАЗ 2106 своими руками

Снимаем ремень генератора.

Отсоединяем регулировочную планку генератора и ослабляем его нижнее крепление. Отводим генератор к брызговику.

Ключом «на 13» отворачиваем три болта и снимаем шкив привода насоса охлаждающей жидкости.

Ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления трубы отвода жидкости от радиатора отопителя, а также ослабляем затяжку гайки крепления трубы к выпускному коллектору.

Ключом «на 13» отворачиваем три болта (один сверху и два снизу) крепления насоса к блоку цилиндров и снимаем насос охлаждающей жидкости.

Между насосом и блоком установлена уплотнительная прокладка.

Ключом «на 13» отворачиваем четыре гайки и снимаем крышку насоса в сборе. Между крышкой и корпусом установлена уплотнительная прокладка.

Собираем насос с новой крышкой и новыми уплотнительными прокладками. Устанавливаем его на двигатель в обратной последовательности.

Замена помпы ВАЗ 2106 своими руками

Заменить крышку насоса можно и не снимая его корпус с двигателя. Для этого сливаем охлаждающую жидкость и снимаем только крышку насоса, как указано выше, оставив корпус насоса на блоке цилиндров.

Устанавливаем новую крышку в обратной последовательности.

Водяной насос системы охлаждения на классических моделях ВАЗ 2101–07 не отличается надёжностью. В среднем пробег детали составляет 40 тыс. км, после чего она выходит из строя и подлежит замене. Но для мастеровитого владельца «Жигулей» есть другой путь — снять и отремонтировать помпу, заменив изношенные либо поломанные элементы: сальник, подшипник или крыльчатку. Если вам близок подобный подход, то перед началом работ стоит изучить подробную инструкцию по реставрации насосного агрегата «классики».

Неисправности водяных насосов «классики»

В старых моделях «Жигулей» двигатель охлаждается при помощи специальной незамерзающей жидкости — антифриза, циркулирующего от водяной рубашки мотора к основному радиатору. Двигаться жидкость по системе принуждает вращающаяся крыльчатка помпы, встроенной в переднюю часть силового агрегата. Она приводится в действие коленчатым валом посредством ременной передачи.

Схема системы водяного охлаждения ВАЗ 2106

Шкив насоса и генератора крутится ремнём от коленчатого вала

Чтобы понимать причины неисправностей насоса, нужно знать его устройство. Деталь состоит из следующих основных элементов, выполняющих определённые функции:

  • корпус с фланцем служит для герметичного крепления к двигателю;
  • вал необходим для крепления крыльчатки и приводного шкива;
  • роликовый подшипник обеспечивает вращение вала;
  • крыльчатка с лопастями перекачивает охлаждающую жидкость;
  • ступица — крепёжный элемент приводного шкива;
  • сальник не даёт антифризу просачиваться внутрь подшипника;
  • стопорный винт фиксирует обойму подшипника внутри корпуса.Устройство водяного насоса «Жигулей»
    Причиной поломки помпы обычно является роликовый подшипник и сальник

Помпа прикручивается не напрямую к блоку цилиндров, а ко второму корпусу, куда подходит патрубок от термостата.

Подавляющее большинство неисправностей водяного насоса возникает по причине износа двух элементов — сальника и подшипника. Хозяевам «классики» приходится сталкиваться с такими поломками:

Все перечисленные неполадки можно устранить путём замены соответствующих элементов при условии, что не разбит сам корпус. В этом случае помпа меняется целиком.

Руководство по ремонту помпы

Чтобы устранить неисправности водяного насоса ВАЗ 2101—07, необходимо снять его с автомобиля. Исключение — операция по замене шкива, в данном случае помпу демонтировать не придётся. Для выполнения ремонтных работ приготовьте такой комплект инструментов и материалов:

  • молоток;
  • отвёртка с плоским шлицем;
  • стандартные наборы головок и накидных ключей (размеры 9—22 мм);
  • лопатка монтажная (монтировка);
  • ёмкость на 10 л и садовый шланг длиной 1 м для слива тосола из блока цилиндров;
  • 1 л антифриза на доливку;
  • ветошь и перчатки матерчатые.Инструмент для ремонта помпы ВАЗ 2101–07
    Для реставрации водяного насоса понадобится стандартный слесарный инструментарий

Для замены шкива понадобятся ключи и монтировка, тазик под антифриз и шланг не потребуется.

Отдельно под выпрессовку крыльчатки необходимо подготовить съёмник типа «болт в болте» с наружной резьбой М18 х 1,5. Также очень желательно располагать тисками, без них разборку помпы вести крайне неудобно. Если понадобится снимать пластиковую крыльчатку нового образца, то обязательно приготовьте метчик М18 х 1,5, дабы нарезать внутри неё резьбу. На старых металлических крыльчатках резьба сделана с завода.

Съёмник для разборки насоса ВАЗ 2101

Для нарезки качественной резьбы необходимо применять 2 метчика — номер первый и второй

Подготовительный этап — снятие детали

Перед разборкой узла необходимо опорожнить водяную рубашку двигателя, чтобы тосол не потёк через технологический проём после демонтажа помпы. Для этого отверните болт — пробку, находящийся на левой стенке блока цилиндров (если смотреть по ходу движения авто). Под отверстие подставьте тазик и шланг, дабы не разлить антифриз на землю.

Слив антифриза из блока цилиндров «Жигулей»

Для опорожнения блока цилиндров следует выкрутить пробку и снять крышку радиатора

После откручивания пробки на блоке откройте верхнюю крышку радиатора — охлаждающая жидкость стечёт быстрее.

Когда струя тосола спадёт и станет течь по стенке блока, заверните пробку на место и переходите к разборке узла, выполняемой согласно пошаговой инструкции:

  1. Ключом на 17 мм ослабьте гайку на длинном болте крепления генератора, находящейся под его корпусом. Полностью откручивать гайку нет нужды.Нижний болт крепления генератора ВАЗ 2101–07
    Для освобождения генератора и ослабления ремня нужно открутить гайку под его корпусом
  2. Отверните 3 болта крепления шкива помпы, пользуясь головкой на 13 мм.
  3. Ослабьте такую же гайку на верхней регулировочной скобе, она фиксирует ременной привод в натянутом состоянии. Монтировкой подвиньте корпус генератора в сторону коленчатого вала и сбросьте ремень.Снятие ремня привода генератора на ВАЗ 2101–07
    Ремень привода генератора, вращающий шкив помпы, снимается после откручивания фиксирующей гайки на кронштейне
  4. Окончательно выкрутите болты, удерживающие шкив водяного насоса, снимите последний со ступицы.
  5. Отверните 4 гайки (головка 13 мм), прижимающие фланец помпы к корпусу, и вытащите её из гнезда. Если деталь прочно удерживается старым герметиком, аккуратно обстучите фланец через деревянную наставку.Гайки крепления водяного насоса «Жигулей»
    Помпа снимается после откручивания четырёх гаек крепления

Крепёж шкива помпы удобнее ослаблять при натянутом ремне привода генератора, не позволяющем валу крутиться.

Откручивание шкива помпы ВАЗ 2106

Когда ремень находится в натянутом состоянии, болты шкива открутить легче

После демонтажа очистите посадочное место водяного насоса от остатков прокладки и герметизирующего состава, а также протрите двигатель и находящиеся рядом узлы от потёков антифриза.

Как снять и поменять крыльчатку

Практика показывает, что разрушение лопастей крыльчатки происходит от соприкосновения с ответной частью корпуса, когда вал помпы сильно разболтан. Поэтому поломка лопастей при прочих работоспособных элементах насоса встречается крайне редко и бывает результатом заводского брака. Но если вы обнаружили именно такую неисправность, то процедура ограничится заменой крыльчатки без дальнейшей разборки детали.

Поломанная крыльчатка помпы ВАЗ 2106

Разрушение крыльчатки обычно сопровождается износом подшипника насоса

На водяных насосах автомобилей ВАЗ 2101—07 встречается 2 типа крыльчаток:

  • старого образца, изготовленные из металла и снабжённые внутренней резьбой М18 с шагом 1,5 мм;
  • нового образца — элементы из пластика, не имеющие резьбы.Крыльчатки насоса ВАЗ 2101–07
    Все новые крыльчатки делаются без внутренней резьбы

Обе разновидности крыльчаток крепятся на вал одинаково — путём запрессовки с натягом. Демонтаж пластмассового элемента нового образца выполняется в таком порядке:

  1. Закрепите ступицу вала в тисках и нарежьте метчиками резьбу внутри крыльчатки. Перед использованием инструмент смажьте моторным или другим жидким маслом.
  2. Вкрутите в отверстие съёмник типа «болт в болте» и слегка подтяните наружный болт.
  3. Вращая головку внутреннего болта по часовой стрелке, выпрессуйте крыльчатку и снимите с вала.Снятие крыльчатки с вала помпы «Жигулей»
    Внутренний болт съёмника упирается в торец вала и выдавливает крыльчатку вверх

Старые металлические (точнее, чугунные) элементы просто выдавливаются съёмником, поскольку резьба в них уже нарезана производителем.

Новая крыльчатка насаживается на вал и напрессовывается лёгкими ударами молотка через наставку, дабы не разбить лопасти. Внимательно следите за посадкой элемента: нижняя часть должна упереться в графитовое кольцо на сальнике, а затем усадить его на 2—3 мм (внутри стоит пружина). Плоская поверхность вращающейся крыльчатки плотно прижимается к кольцу — таким образом обеспечивается герметичность стыка.

Кольцо сальника водяного насоса ВАЗ 2101

После посадки нижняя кромка крыльчатки должна упираться в кольцо сальника

Видео: технология демонтажа крыльчатки

Инструкция по замене подшипника и сальника

В помпах классических моделей «Жигулей» подшипник и вал представляют собой единую запчасть и продаются в сборе. Соответственно, при поломке вала он также меняется совместно с роликовым подшипником.

Подшипник и вал насоса «Жигулей»

Вал насоса продаётся в сборе с подшипником и бывает разной длины

При покупке нового вала для водяного насоса ВАЗ 2101—07 обязательно возьмите с собой в магазин старую деталь. Дело в том, что в продаже имеются ремонтные комплекты для различных автомобилей, отличающиеся по длине и диаметру оси, а продавец не всегда компетентен в подобных мелочах.

Чтобы заменить вал, нужно действовать так:

  1. Выпрессуйте крыльчатку съёмником, как описывалось в предыдущем разделе.
  2. Ослабьте и выкрутите стопорный винт плоской отвёрткой.
  3. Удерживая помпу за корпус одной рукой, ударяйте по торцу вала молотком на весу. Если деталь не поддаётся, закрепите насос в тисках и выбивайте её через наставку из дерева.Выпрессовка подшипника помпы ВАЗ 2107
    После демонтажа крыльчатки старый вал выбивается молотком
  4. Сбейте со старой оси ступицу крепления шкива, уперев её в губки тисков и ударяя молотком по торцу.
  5. На новый вал напрессуйте ступицу и аккуратно забейте его в корпус насоса до упора.
  6. Закрутите стопорный винт и поставьте крыльчатку.Установка ступицы шкива на вал насоса ВАЗ 2107
    Ступица насаживается на вал лёгкими ударами молотка

Вставляя подшипник в обойму корпуса, проследите, чтобы отверстия под стопорный винт совпадали на обеих деталях. Не пытайтесь сильно затягивать стопор, иначе при следующей замене возникнут проблемы с разборкой и помпу придётся менять полностью.

Выпрессовка сальника помпы ВАЗ 2101–07

Сальник выбивается с помощью вала, повернутого толстым концом

Если необходимо поменять протекающий сальник, то его несложно выбить с помощью старого вала. Обработайте корпус подшипника наждачной бумагой, затем переверните его другим концом и вставьте в отверстие помпы. Дальше забивайте стальную ось молотком, пока сальник не выпадет. Это происходит за счёт того, что второй конец вала под ступицу короче и больше по диаметру. Новый сальник усадите в гнездо до упора с помощью круглой наставки, например, обрезка трубы.

Установка сальника в помпу ВАЗ 2101–07

Сальник аккуратно забивается в корпус с помощью оправки

Установка нового шкива

Замена шкива водяного насоса не представляет никакой сложности и не требует снятия детали с двигателя, а также слива охлаждающей жидкости. Простейший способ разборки такой:

  1. В первую очередь ослабьте три болта, на которых держится шкив.
  2. Отпустите гайки крепления генератора и натяжки ремня.
  3. Подперев генератор монтажной лопаткой, подайте его в сторону двигателя и снимите ремень.
  4. От руки выверните 3 болта крепления и снимите шкив.Снятие шкива водяного насоса «Жигулей»
    Для замены шкива сливать антифриз и демонтировать помпу не требуется

Установка новой запчасти и сборка узла производится в обратной последовательности. Соблюдайте порядок операций: сначала наживите шкив и подтяните болты ключом насколько возможно, а потом надевайте ремень. Окончательная затяжка шкива делается после натяжения ремня привода генератора.

Видео: как меняются детали помпы

Можно ли устранить течь насоса в пути

О потере части тосола в дороге свидетельствует повышение температуры охлаждающей жидкости и снижение уровня в расширительном бачке. Если вы локализовали место утечки и убедились, что виновата помпа, можно попытаться устранить неисправность. Поломки, вызывающие протекание антифриза, бывают такие:

  • потерял герметичность стык между фланцами насоса и блока цилиндров, тосол течёт из-под прокладки;
  • в корпусе помпы образовалась трещина;
  • корпус разрушен ударом крыльчатки.

Устранение течи из корпуса помпы ВАЗ 2101–07

В дырку корпуса с лицевой стороны можно вставить клин и обмазать холодной сваркой

Как правило, неполадки с протечкой водяного насоса являются критическими, их довольно сложно устранить в пути. Подтекающую прокладку попытайтесь ужать затягиванием 4 гаек крепления помпы, для чего придётся снять ремень привода генератора и шкив. Не переусердствуйте — резьбу на шпильках Ø8 мм сорвать нетрудно.

Мелкую трещину попробуйте заделать химическим составом — холодной сваркой. По возможности примотайте чем-нибудь заплатку к корпусу, чтобы она не отвалилась, долейте воды и добирайтесь до гаража. Законопатить большой пролом от крыльчатки не удастся, нужно искать вариант буксировки авто либо вызывать эвакуатор.

Видео: заделка трещины корпуса

С финансовой точки зрения, реставрация помпы выгоднее полной замены, экономия — порядка 50% стоимости новой детали. Учитывая, как часто на «Жигулях» происходят мелкие поломки, подобная разница в цене играет роль. Технология замены подшипника и сальника на водяном насосе ВАЗ 2101 подходит и для других автомобилей, оборудованных двигателем от «классики»: ВАЗ 2121 «Нива» и её модификации, «Нива-Шевроле».

На автомобилях ВАЗ-2106 помпу нужно менять, если она подает даже малейшие признаки поломки – посторонние шумы, стуки, появляется течь антифриза. Насос в системе охлаждения должен работать тихо и ровно, никакие скрежеты недопустимы. Но только перед началом работ обязательно убедитесь, что причина не в генераторе, а в жидкостном насосе. При обнаружении протечек можно заменить только сальник. Но практика показывает, что этого хватает ненадолго – из-за выработки на роторе помпы сальник быстро разрушается.

Для чего необходима помпа

ваз 2106 помпа

Помпа легковых автомобилей – это «сердце» системы охлаждения. Именно с ее помощью происходит принудительная циркуляция по патрубкам, рубашке мотора, радиаторам. Насос обеспечивает давление антифриза, за счет этого намного быстрее происходит охлаждение рубашки двигателя.

Если бы не было помпы, и жидкость перемещалась внутри системы произвольно, вся работа оказалась бы нарушенной. Антифриз начнет закипать, двигатель перегреется, и это чревато тем, что кольца на поршнях залягут.

Основные элементы помпы

Привод осуществляется от шкива на коленчатом валу двигателя. Ремень приводной общий для насоса охлаждающей жидкости и генератора. При вращении шкива насоса происходит движение крыльчатки внутри полости, находящейся в блоке двигателя. Эта крыльчатка полностью погружена в антифриз и обеспечивает его циркуляцию. Цена помпы на ВАЗ-2106 зависит от материала, из которого она изготовлена.

Обычно весь корпус выполнен из сплава алюминия, ротор — из стали, а крыльчатка — из пластика. На некоторых видах насосов устанавливались подшипники, но втулки из бронзы намного дешевле и долговечнее. Некоторые крыльчатки делаются из алюминия – преимущества это не дает, так как этот металл подвержен разрушению сильнее, чем пластмасса.

Инструменты для проведения замены

ремонт ваз 2106

Желательно производить замену помпы на ВАЗ-2106, а не ремонтировать ее. Стоимость нового насоса составляет около 700-900 рублей, а для работы нужно максимум час времени. И это при условии, что антифриз будет остывать до температуры окружающей среды. Для работы необходимо:

  1. Несколько ключей: «10», «13», «17». Желательно трещотки с головками, так как с ними намного удобнее работать.
  2. Герметик на основе силикона. Лучше всего белый. Красный или черный использовать нежелательно – при последующих ремонтах сложно будет очистить поверхности.
  3. Тазик для слива жидкости из системы охлаждения.
  4. Отвертки крестовые и плоские.

Может потребоваться нож для удаления старой прокладки, но делать это нужно аккуратно, чтобы не нанести вред поверхности.

Снятие жидкостного насоса

помпа ваз 2106 цена

Нет необходимости полностью менять насос, достаточно поставить новую крышку, в которой расположена ось и крыльчатка. Чтобы сделать ремонт ВАЗ-2106, вам необходимо выполнить следующие манипуляции:

  1. Дайте двигателю остыть до температуры 20-40 градусов.
  2. Устанавливаете под сливное отверстие в радиаторе тазик. Избавляетесь от антифриза. Чтобы он лучше вытекал, нужно выкрутить сверху пробку.
  3. Затем, установив под двигателем тазик и выкрутив ключом на 13 заглушку в блоке, слейте остатки из рубашки охлаждения. Кран печки при этом обязательно должен быть открытым.
  4. Снимите ремень привода генератора и помпы на ВАЗ-2106. Для этого ключом на 17 выкрутите гайку с верхнего крепления генератора, ремень ослабнет.
  5. Ключом на 10 выкрутите трубку, идущую от помпы к крану отопителя.
  6. Слейте остатки антифриза.
  7. Ключом на 13 выкрутите все гайки крепления крышки помпы.
  8. Аккуратно снимите помпу.

Чтобы ослабить натяжение ремня, можно снять шкив с помпы. Но при установке все равно придется ослаблять крепление генератора, так как установить шкив на место не получится.

Установка новой помпы

замена помпы ваз 2106

Прежде чем установить новый насос охлаждающей жидкости, оцените его состояние – не должно быть на корпусе никаких повреждений, задиров. Чтобы обеспечить максимальную герметичность, необходимо всю поверхность на блоке двигателя, к которой прилегает корпус помпы, зачистить до блеска и обезжирить. На прокладку с обеих сторон нанесите тонкий слой белого герметика. Слишком толстый делать не стоит – дольше сохнуть будет, да и надежность от этого пострадает, так как часть герметика может попасть внутрь системы охлаждения.

После этого устанавливаете прокладку и помпу на место, наживляете гайки, но не затягиваете их. Необходимо дождаться, когда герметик начнет застывать – для этого потребуется 15-25 минут. Только после того как он застынет, можно затянуть все резьбовые соединения крест-накрест для равномерности. На этом ремонт ВАЗ-2106 не окончен – потребуется установить на место все патрубки. Хомуты желательно использовать новые, замените и прокладку под трубкой, идущей к крану отопителя.

Прокачка системы

помпа легковых автомобилей

Без этого не обойтись, так как придется заливать антифриз в систему. Просто выполните ряд действий:

  1. Откройте кран печки и установите автомобиль так, чтобы передняя его часть была немного выше задней. Так получится добиться того, чтобы антифриз равномерно заполнил всю систему.
  2. Убедитесь, что все сливные отверстия закрыты.
  3. Залейте в радиатор антифриз по максимуму. Прожимайте руками патрубки, чтобы вытеснить воздух из них.
  4. Закройте крышку на радиаторе и залейте в расширительный бачок антифриз чуть выше нижней метки.
  5. Запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры. Обратите внимание на то, нет ли течи жидкости из системы.
  6. Если помпа на ВАЗ-2106 работает правильно, то охлаждение будет происходить в нормальном режиме. Чтобы избавиться от воздушных пробок, прожимайте руками патрубки. Но не забывайте, что они горячие, поэтому пользуйтесь перчатками.

При работе с системой охлаждения обязательно соблюдайте правила техники безопасности. Если антифриз попадет на руки, то ничего не последует. Но не допускайте попадания в дыхательные пути или на глаза. Если это произойдет, сразу же обратитесь к медикам. С горячим антифризом нужно быть особенно аккуратным – если сорвется патрубок, то можно получить очень сильный ожог.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ангидак раствор инструкция по применению для детей
  • Как настроить градусник gp 300 инструкция
  • Приволжская ржд руководство
  • Весы tefal body up bm252x инструкция на русском
  • Алфлутоп уколы инструкция по применению внутримышечно взрослым цена отзывы