ZALA AERO
Группа компаний ZALA AERO — ведущий российский разработчик и производитель беспилотных воздушных систем, уникальных целевых нагрузок и мобильных комплексов.
Главными продуктами компании являются беспилотные комплексы и программные решения для авиационного мониторинга. В настоящее время в России применяется более 2000 беспилотных комплексов ZALA для охраны государственных границ, проведения разведывательных и спасательных операций, мониторинга нефтегазовой инфраструктуры, обследования объектов повышенной опасности и мест чрезвычайных ситуаций.
ZALA AERO является ведущим российским поставщиком услуг воздушного мониторинга для нефтегазовой промышленности. На ежегодной основе беспилотные авиационные системы ZALA AERO обследуют более 5 миллионов километров трубопроводов и сопутствующей инфраструктуры выполняя более 30 000 полетов.
ZALA AERO обладает лицензированным учебным центром для профессиональной подготовки операторов и разрабатывает индивидуальные курсы обучения программным решениям и тактикам применения систем.
From Wikipedia, the free encyclopedia
Industry | Aerospace |
---|---|
Founded | 2003 |
Headquarters | Izhevsk |
Key people |
Aleksandr Zakharov |
Products | Unmanned aerial vehicles, Jammers |
Parent | Kalashnikov Concern |
Website | zala-aero.com |
ZALA Aero Group (also called A-Level Aerosystems) is a Russian company specialising in unmanned aerial vehicle (UAV) development, located in Izhevsk, Russia. ZALA Aero has provided UAV systems for several sectors of the Russian government, including the Ministry of Defence, and has also won contracts to supply UAVs to foreign countries.[1][2][3] The company’s in-house design and production projects include a variety of systems related to UAV design, manufacture and operation, including autopilots, airframes, mechanical and pneumatic catapults, launchers, payloads and communication technologies.[4] ZALA Aero is the only Russian company producing unmanned helicopters,[citation needed] portable anti-drone EW systems and a VTOL drone.[5][6][7]
Company[edit]
The company is a subsidiary of Kalashnikov Concern.[8]
Products[edit]
The ZALA 421-06 is an unmanned helicopter.
The ZALA 421-08 and ZALA 421-12 UAV are conventional UAVs.
The ZALA 421-16E5G is an unmanned aircraft outfitted with a hybrid powerplant combining an electric motor and an internal combustion engine. This UAV model is used by the Russian military in Ukraine. One of them was shot down by the Ukrainian military on April 25th, 2023 and recovered two days later in a minefield.[9]
The ZALA 421-24 is Russia’s first quadcopter, which the company claims is invulnerable to electronic warfare systems.[10][11]
The KUB-BLA is military UAV that can loiter over a combat area for an extended period and allegedly identifies targets using artificial intelligence. It has a 1.2 m (3 ft 11 in) wingspan. It is fired from a portable launcher. Its top speed is 130 km/h (81 mph), which it can maintain for 30 minutes. It crashes into its target and detonates a 3 kg (6.6 lb) explosive.[8] The complex with loitering ammunition «KUB-BLA» has successfully passed state tests and is recommended for adoption by the Russian army at the end of 2021.[12]
The ZALA Lancet is a further development of the KUB-BLA. It consists of two versions: bigger Lancet-3 and smaller Lancet-1.
It was reported in September 2023 that ZALA AERO has developed a copy of the Geran suicide drone (Russian designation for the Iranian Shahed-136 suicide drone) with a 200 km range. The drone received the name Italmas.[13]
History[edit]
ZALA Aero was founded in 2003 by Aleksandr Zakharov, Its first production UAV went to the Russian Ministry of Internal Affairs in 2006. In addition to providing aircraft for defense and military purposes, the company markets its products to the energy sector, and has contracted with Gazprom to provide UAVs to monitor over 2,000 km of the company’s pipeline network. ZALA Aero has worked with Gazprom’s Space Systems division to use UAVs to transmit real-time video over satellite channels.[14]
In 2008, the ZALA 421-06 and the ZALA 421-08 completed test-flying and entered operational service. The aircraft were trialled aboard an icebreaker, participating in reconnaissance to assist the ship’s work.[14] As of 2021, ZALA 421-08 is used by scientists in the Antarctic.[15] In 2009, ZALA Aero reached an agreement with Turkmenistan’s Ministry of Internal Affairs to supply the country with the ZALA 421-12 UAV system.[1]
As of 2019 Russia operated over one thousand ZALA drones.[16] In 2019, ZALA Aero developed an unmanned aerial vehicle (UAV)-borne detection system that employs artificial intelligence (AI) technology to recognise objects.[17]
In 2021, ZALA Aero launched into serial production the ZALA 421-16E5G and developed the ZALA 421-24.[10][11]
In November 2021, ZALA Aero Group signed a contract with Panamian UAV Latam for a supply of seven UAV systems in 2022–23 on eight local markets of UAV Latam. The company will help with the construction of a UAV training center as well as the preparation of local operations and other technical specialists.[18]
The KUB-BLA UAV was demonstrated in 2019. In March 2022, it was reportedly deployed in the Russo-Ukrainian War.[8][19]
See also[edit]
- Aircraft industry of Russia
- Defence industry of Russia
References[edit]
- ^ a b «Zala Aero To Deliver UAVs To Ministry of Internal Affairs of Turkmenistan». Shephard. 2010-02-06.
- ^ «Russia’s ZALA latest drones already in use over Latin America, says UAV Latam spokesman». TASS. 2021-10-30. Archived from the original on 2021-10-30.
- ^ «ЦАМТО / / Барражирующие боеприпасы производства ZALA AERO – лидеры в своем классе в России».
- ^ «Беспилотные летательные аппараты самолеты, вертолет — купить». Zala-aero.com.
- ^ «Средства радиоэлектронной борьбы». Zala-aero.com.
- ^ «Zala Aero developed a new multipurpose VTOL UAV». www.airrecognition.com. Retrieved 2020-09-01.
- ^ «Cutting-edge Russian drone unveiled at MAKS 2021 air show».
- ^ a b c Knight, Will (2022-03-18). «Russia’s Killer Drone in Ukraine Raises Fears About AI in Warfare». Wired. ISSN 1059-1028.
- ^ https://www.pravda.com.ua/eng/news/2023/04/28/7399918/
- ^ a b «Russia develops world’s first light drone with hybrid engine».
- ^ a b «Tech firm unveils Russia’s first quadcopter invulnerable to electronic warfare systems».
- ^ «ЦАМТО / / Комплекс с барражирующими боеприпасами «КУБ-БЛА» рекомендован к принятию на вооружение».
- ^ https://armstrade.org/includes/periodics/news/2023/0921/085575393/detail.shtml
- ^ a b «ZALA AERO — Беспилотные системы (БПЛА), беспилотные воздушные суда (БВС)». zala-aero.com.
- ^ «Russia’s ZALA latest drones tested in extreme Antarctic conditions».
- ^ «Kalashnikov creates new anti-drone gun». Airrecognition.com.
- ^ «MAKS 2019: Zala Aero develops world’s first artificial intelligence identification system». airrecognition.com. Retrieved 2020-09-01.
- ^ «Компания ZALA Aero поставит семь комплексов беспилотников в Латинскую Америку» (in Russian). ТАСС. 2021-11-15.
- ^ «Kasad Battalion of DPR Uses Zala Kub Drone to Destroy Afu Squad in Ugledar». 2022-11-24.
External links[edit]
- Company website
ZALA Aero Group (also called A-Level Aerosystems) is a Russian company specialising in unmanned aerial vehicle (UAV) development, located in Izhevsk, Russia. ZALA Aero has provided UAV systems for several sectors of the Russian government, including the Ministry of Defence, and has also won contracts to supply UAVs to foreign countries.[1][2][3] The company’s in-house design and production projects include a variety of systems related to UAV design, manufacture and operation, including autopilots, airframes, mechanical and pneumatic catapults, launchers, payloads and communication technologies.[4] ZALA Aero is the only Russian company producing unmanned helicopters,[citation needed] portable anti-drone EW systems and a VTOL drone.[5][6][7]
Industry | Aerospace |
---|---|
Founded | 2003 |
Headquarters | Izhevsk |
Key people |
Aleksandr Zakharov |
Products | Unmanned aerial vehicles, Jammers |
Parent | Kalashnikov Concern |
Website | zala-aero.com |
Company
Edit
The company is a subsidiary of Kalashnikov Concern.[8]
Products
Edit
The ZALA 421-06 is an unmanned helicopter.
The ZALA 421-08 and ZALA 421-12 UAV are conventional UAVs.
The ZALA 421-16E5G is an unmanned aircraft outfitted with a hybrid powerplant combining an electric motor and an internal combustion engine. This UAV model is used by the Russian military in Ukraine. One of them was shot down by the Ukrainian military on April 25th, 2023 and recovered two days later in a minefield.[9]
The ZALA 421-24 is Russia’s first quadcopter, which the company claims is invulnerable to electronic warfare systems.[10][11]
The KUB-BLA is military UAV that can loiter over a combat area for an extended period and allegedly identifies targets using artificial intelligence. It has a 1.2 m (3 ft 11 in) wingspan. It is fired from a portable launcher. Its top speed is 130 km/h (81 mph), which it can maintain for 30 minutes. It crashes into its target and detonates a 3 kg (6.6 lb) explosive.[8] The complex with loitering ammunition «KUB-BLA» has successfully passed state tests and is recommended for adoption by the Russian army at the end of 2021.[12]
The ZALA Lancet is a further development of the KUB-BLA. It consists of two versions: bigger Lancet-3 and smaller Lancet-1.
It was reported in September 2023 that ZALA AERO has developed a copy of the Geran suicide drone (Russian designation for the Iranian Shahed-136 suicide drone) with a 200 km range. The drone received the name Italmas.[13]
History
Edit
ZALA Aero was founded in 2003 by Aleksandr Zakharov, Its first production UAV went to the Russian Ministry of Internal Affairs in 2006. In addition to providing aircraft for defense and military purposes, the company markets its products to the energy sector, and has contracted with Gazprom to provide UAVs to monitor over 2,000 km of the company’s pipeline network. ZALA Aero has worked with Gazprom’s Space Systems division to use UAVs to transmit real-time video over satellite channels.[14]
In 2008, the ZALA 421-06 and the ZALA 421-08 completed test-flying and entered operational service. The aircraft were trialled aboard an icebreaker, participating in reconnaissance to assist the ship’s work.[14] As of 2021, ZALA 421-08 is used by scientists in the Antarctic.[15] In 2009, ZALA Aero reached an agreement with Turkmenistan’s Ministry of Internal Affairs to supply the country with the ZALA 421-12 UAV system.[1]
As of 2019 Russia operated over one thousand ZALA drones.[16] In 2019, ZALA Aero developed an unmanned aerial vehicle (UAV)-borne detection system that employs artificial intelligence (AI) technology to recognise objects.[17]
In 2021, ZALA Aero launched into serial production the ZALA 421-16E5G and developed the ZALA 421-24.[10][11]
In November 2021, ZALA Aero Group signed a contract with Panamian UAV Latam for a supply of seven UAV systems in 2022–23 on eight local markets of UAV Latam. The company will help with the construction of a UAV training center as well as the preparation of local operations and other technical specialists.[18]
The KUB-BLA UAV was demonstrated in 2019. In March 2022, it was reportedly deployed in the Russo-Ukrainian War.[8][19]
See also
Edit
- Aircraft industry of Russia
- Defence industry of Russia
References
Edit
- ^ a b «Zala Aero To Deliver UAVs To Ministry of Internal Affairs of Turkmenistan». Shephard. 2010-02-06.
- ^ «Russia’s ZALA latest drones already in use over Latin America, says UAV Latam spokesman». TASS. 2021-10-30. Archived from the original on 2021-10-30.
- ^ «ЦАМТО / / Барражирующие боеприпасы производства ZALA AERO – лидеры в своем классе в России».
- ^ «Беспилотные летательные аппараты самолеты, вертолет — купить». Zala-aero.com.
- ^ «Средства радиоэлектронной борьбы». Zala-aero.com.
- ^ «Zala Aero developed a new multipurpose VTOL UAV». www.airrecognition.com. Retrieved 2020-09-01.
- ^ «Cutting-edge Russian drone unveiled at MAKS 2021 air show».
- ^ a b c Knight, Will (2022-03-18). «Russia’s Killer Drone in Ukraine Raises Fears About AI in Warfare». Wired. ISSN 1059-1028.
- ^ https://www.pravda.com.ua/eng/news/2023/04/28/7399918/
- ^ a b «Russia develops world’s first light drone with hybrid engine».
- ^ a b «Tech firm unveils Russia’s first quadcopter invulnerable to electronic warfare systems».
- ^ «ЦАМТО / / Комплекс с барражирующими боеприпасами «КУБ-БЛА» рекомендован к принятию на вооружение».
- ^ https://armstrade.org/includes/periodics/news/2023/0921/085575393/detail.shtml
- ^ a b «ZALA AERO — Беспилотные системы (БПЛА), беспилотные воздушные суда (БВС)». zala-aero.com.
- ^ «Russia’s ZALA latest drones tested in extreme Antarctic conditions».
- ^ «Kalashnikov creates new anti-drone gun». Airrecognition.com.
- ^ «MAKS 2019: Zala Aero develops world’s first artificial intelligence identification system». airrecognition.com. Retrieved 2020-09-01.
- ^ «Компания ZALA Aero поставит семь комплексов беспилотников в Латинскую Америку» (in Russian). ТАСС. 2021-11-15.
- ^ «Kasad Battalion of DPR Uses Zala Kub Drone to Destroy Afu Squad in Ugledar». 2022-11-24.
External links
Edit
- Company website
Группа компаний «ЗАЛА АЭРО»
- Общие данные
- Дополнительно
- Вакансии
- Мониторинг
Организационно-правовая форма: Общество с ограниченной ответственностью
Сокращенное наименование: ООО «ЦСТ»
Официальное наименование на английском: ZALA AERO GROUP, LLC
- Адрес: 426011, Россия, Удмуртская респ., г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 118
- Телефон: +7 (3412) 430-505, +7 (495) 665-5120
- Факс: +7 (3412) 430-505, +7 (495) 665-5120, +7 (3412) 379-461
- E-mail: info@zala.aero
- Web: http://www.zala.aero/
- Дата организации предприятия: 2004 г.
-
Анкета создана: 07.12.2005
, изменена: 18.07.2019
Сфера деятельности
ZALA AERO GROUP — занимает лидирующие позиции среди разработчиков и производителей беспилотной авиационной техники. С 2004 года компания регулярно принимает участие в специализированных конкурсах и выставках, в течение нескольких лет на постоянной основе успешно сотрудничает с органами безопасности, гражданскими ведомствами и крупнейшими предприятиями коммерческого сектора.
Группа компаний «ZALA AERO» предлагает выгодные комплексные решения для широкого спектра задач — обеспечение государственной безопасности, получение информации с мест ЧС, поисково-спасательные работы, аэрофотосъемка, мониторинг объектов различных инфраструктур и др. Модельный ряд ZALA включает в себя БЛА как самолетного, так и вертолетного типа, способные решать самые сложные задачи в любое время суток при различных погодных и климатических условиях.
Контактные лица
Генеральный директор — Абашкин Константин Игоревич
Проекты
Компания «ZALA AERO GROUP» на сегодняшний день выполняет многочисленные опытно-промышленные испытания с крупнейшими организациями и предприятиями государственного и коммерческого сектора, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с научными институтами.
Сертификаты и лицензии:
— Лицензии на осуществление разработки, производства и ремонта авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения
— Лицензия на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну
— Лицензия на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение
— Лицензия на осуществление образовательной деятельности по программе профессиональной подготовки — оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом
— Сертификат соответствия на требования ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и ГОСТ РВ 15.002-2003
Историческая справка:
Дата организации компании — 2004 год.
Изменения в сведения об авиапредприятии Группа компаний «ЗАЛА АЭРО» вносились:
18.07.2019.
Дополнить размещенную информацию или внести в нее изменения можно
обратившись в агентство «АвиаПорт».
Объем мирового рынка беспилотных летательных аппаратов превышает два миллиарда долларов. В ближайшие годы эта цифра будет расти. По оценкам Global Market Insights, Inc., к 2024-му она достигнет отметки в 17 миллиардов долларов. «Шторм» рассказывает о российских производителях беспилотников, которым удалось выстроить отношения с госкомпаниями и начать на дронах зарабатывать.
Активное использование беспилотников становится трендом не только на Западе, но и у нас в стране. Так, по информации «Коммерсантъ», Минтранс готовится изменить правила полетов гражданских БПЛА — уменьшить ограничения и сократить бумажную волокиту.
Госкомпании, в свою очередь, активно тратят деньги на дроны.
Zala Aero
Больше всего контрактов в системе государственных закупок в 2017 году (а также по итогам пяти с половиной месяцев в текущем году) удалось заключить компании «ЦСТ» из Ижевска, которая работает под брендом Zala.
На 51% компания принадлежит концерну «Калашников» (а через него «Ростеху»), на 49% — основателю «ЦСТ» и ее генеральному директору Александру Захарову.
Самым удачным с точки зрения госконтрактов для «ЦСТ» стал 2015 год (заключено договоров на 832 миллиона рублей), когда дроны Zala массово закупали подразделения МВД и войсковые части ФСБ. В 2016 году эта тенденция продолжилась (контракты на 671 миллион рублей): заинтересованность в дронах проявили полицейские. Также концерн «Калашников» заключил со своей «дочкой» контракт на 105 миллионов рублей — на разработку таинственного изделия УБ-1. Его описание в документации на закупку отсутствует.
В 2018 году структура заказов несколько изменилось. Контрактов с силовиками стало меньше, зато появились соглашения с компаниями из нефтегазового сектора — на воздушное патрулирование трубопроводов. Соглашения с «дочками» «Газпрома» и «Роснефти» принесли Zala более 100 миллионов рублей. Еще один большой пласт контрактов — техническое обслуживание дронов.
Параллельно с разработкой беспилотников специалисты «ЦСТ» занимались созданием средств для борьбы с дронами. В 2017 году концерн »Калашников» презентовал винтовку для охоты на беспилотники REX-1, созданные в компании Zala. В «ЦСТ» заявили, что ружье-антидрон может стоит от 5 до 50 тысяч долларов.
Supercam
Ближайший конкурент Zala — и по финансовым показателям, и чисто географически — это компания «Финко» из Ижевска. Они поставляют на рынок продукцию под брендом Supercam.
Ее создатель — Максим Шинкевич, который работал заместителем генерального директора в Zala Aero. Сейчас ему принадлежат 50% компании «Финко», еще 50% — у ижевского предпринимателя Дмитрия Шарова.
За отметку в 100 миллионов рублей в год на госконтрактах Supercam удалось выйти только в 2017-м (заключено соглашений на 153 миллиона рублей). В отличие от Zala Aero, находящейся под крылом у «Ростеха», «Финко» долгое время не удавалось получать контракты от силовиков.
Компания зарабатывала как на соглашениях о патрулировании трубопроводов («Газпром», «Роснефть», «Сахатранснефтегаз» и другие), так и непосредственно на поставках дронов («Авиалесоохрана», аэропорт Домодедово и другие). В 2018 году «Финко» удалось подписать первое серьезное соглашение на поставку беспилотников для полицейских. Правда, номинальным покупателем было не МВД, а Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы.
Чиновники за 79 миллионов приобрели у Supercam для столичной полиции два передвижных комплекса для наблюдения за окружающей обстановкой при помощи дронов. Туда входит два автомобиля (фургон и минивэн) и мотоциклы, с которых операторы смогут управлять беспилотниками, набор дронов, а также средства для нейтрализации чужих БПЛА в зоне интересов правоохранителей.
Всего в 2018 году компания «Финко» получила госконтрактов на 211 миллионов рублей.
Geoscan
Компания «Геоскан» (Geoscan) из Санкт-Петербурга попала в список создателей дронов, востребованных госкомпаниями, благодаря своему соглашению на 93 миллиона рублей на аэрофотосъемку и создание геодезически точной 3D-модели Тульской области. Контракт был заключен в 2017 году, а заказчиком по нему выступило ООО «Титул» — дочерняя фирма самого «Геоскана» и Российской венчурной компании из «Сколково».
Также бренд Geoscan обслуживает еще одна компания из Санкт-Петербурга — ООО «Плаз». В 2017 году она заключила госконтрактов на 121 миллион рублей — на поставку дронов в учебные заведения и аэрофотосъемку и создание моделей — с несколькими десятками заказчиков, включая «родственное» ООО «Титул».
Владельцы Geoscan — Семенов Алексей Евгеньевич и Семенов Дмитрий Алексеевич. Их компании «Плаз» и «Геоскан» близки не только к «Сколково», но и весьма влиятельному Агентству стратегических инициатив (АСИ). Согласно информации с официального сайта АСИ, дроны Geoscan применялись не только в Тульской области:
«Геоскан» создает уникальные отечественные беспилотные летательные аппараты, превосходящие мировые аналоги. Они используются в сельском хозяйстве и способны за один полет выполнить мультиспектральную съемку до 3000 гектаров посевов. С помощью этих беспилотников проведены самые масштабные в России работы изыскания на трассе «Шелковый путь» протяженностью более 2000 километров, а также создана детальная 3D-модель города Томска площадью 320 квадратных километров. Более 200 беспилотников компании сегодня работают у нас и за рубежом — в Казахстане, Белоруссии, Киргизии, Греции, Мексике, Швейцарии, Бразилии».
Aeroxo
Небольшая московская компания «Аэроксо» — еще один резидент «Сколково». Хотя создатели Aeroxo позиционируют свою фирму как стартап, им удалось ярко проявить себя в сфере государственных закупок.
В 2017 году ООО «Аэроксо» заключило соглашение со Сбербанком об испытании инкассаторского дрона (конвертоплана). В июне прошлого года представители банка отчитались об успехе: дрон в рамках пилотного проекта успешно доставил наличные от кассового центра до инкассаторского автомобиля, двигаясь со скоростью около 180 километров в час. Пролетел он около 10 километров.
Aeroxo заработало на этих испытаниях не слишком много. Соглашение было всего на миллион рублей, однако получило хорошую рекламу — благодаря сотрудничеству со Сбербанком.
Ключевые собственники ООО «Аэроксо» – это латвийская компания «Гелио» и Илья Голубович, сын топ-менеджера ЮКОСа Алексея Голубовича, который проходил обвиняемым по делу о хищениях в компании, но после того как дал показания на Ходорковского, сменил свой статус на свидетеля.
В отличие от большинства российских производителей БПЛА, делающих акцент на разработку дронов типа «летающее крыло», востребованных в нефтяных и газовых компаниях, в Aeroxo уделяют внимание футуристическим проектам, вроде авиабайка — персонального летающего мотоцикла.
COEX
Компания «Коптер Экспресс Технологии» (COEX) казанского предпринимателя Олега Понфиленка отчасти напоминает Aeroxо: стартап, резидент «Сколково»; в заголовки СМИ начала попадать благодаря яркой акции — первой в России коммерческой доставке пиццы при помощи коптера. Это знаковое для компании событие произошло в 2014 году в Сыктывкаре.
Еще немного рекламы COEX «подарили» органы прокуратуры и суд, которые пытались привлечь «Коптер Экспресс» к ответственности за нарушение воздушного пространства и осуществление грузоперевозки по воздуху без лицензии. Тяжбы продолжались нескольких месяцев и завершились в пользу предпринимателя.
После этого компании удалось заключить контракт на поставку оборудования для детского технопарка «Кванториум» на шесть миллионов рублей. Других серьезных успехов на госторгах у COEX не было. Лучший результат в 2018 году — контракт на 744 тысячи рублей с университетом имени Ярослава Мудрого в Великом Новгороде.
IDS
Беспилотный комплекс IDS от Восточной арматурной компании (ВАРК) пока находится в числе перспективных разработок — еще ни одной его поставки в рамках госзакупок не состоялось.
Однако обратить на него внимание стоит, потому что ВАРК со своей продукцией пытается составить конкуренции главных игрокам на этом рынке — Zala Aero и Supercam.
Партнер ВАРК по разработке — компания «ИДС Технологии», которая в 2017 году заключила контракт на 5,7 миллиона рублей на обследование «Нефтеюганских электрических сетей» с помощью беспилотного летательного аппарата с «Тюменьэнерго».
ВАРК на 98% принадлежит кипрской EASTERN VALVE ALLIANCE LTD, а среди основных клиентов компании значатся дочерние предприятия «Роснефти» и «Газпрома».