Закупки с чего начать работу пошаговая инструкция

Закупки или тендер — это обозначения электронных торгов, которые проходят на интернет-площадках, где заключаются сделки между участниками торгов и заказчиками.
Перед тем как принять участие в Госзакупках, новичок должен подготовиться. Для начала уделяют внимание:

  • закону, регулирующему закупки для государственных и муниципальных нужд, в том числе в электронной форме;

  • спросу на реализуемые товары, работы и услуги;

  • изучению конкурентов;

  • ценовой политике в выбранной сфере;

  • техзаданию и расчёту прибыльности.

Если условия закупки удовлетворяют и предлагаемая вами продукция соответствует потребности заказчика, то можно принимать участие в электронных торгах.

Какие документы понадобятся для участия

В закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд могут участвовать физические лица, ИП и юридические лица. При этом заказчиком может быть установлено ограничение на участие в закупке только представители малого бизнеса. Чтобы начать работу, ИП и юрлицам необходимо подготовить пакет документов:

  • заявку на участие по 44-ФЗ РФ;

  • приказ и устав организации;

  • документы, подтверждающие полномочия генерального директора или лица, его замещающего, — протокол общего собрания участников;

  • выписку из ЕГРЮЛ и заверенную копию;

  • заверенные учредительные документы;

  • Декларацию о соответствии требованиям, установленным к участникам закупки;

  • Банковскую гарантию или денежные средства для обеспечения заявки;

Для отдельных закупок потребуется предоставить выписки из соответствующих реестров, договоры, подтверждающие опыт выполнения аналогичных работ, подтверждение страны происхождения товара и т.д.

Регистрация в ЕИС

Чтобы новичку начать работать на федеральных электронных площадках, необходимо выполнить следующее требование. ИП и юрлица должны получить усиленную квалифицированную электронную подпись. Их выпускают в аккредитованных удостоверяющих центрах, сертифицированных Минкомсвязи РФ, в течение суток. С помощью дополнительной услуги в УЦ ГК «Астрал», можно получить подпись за час.
Далее происходит регистрация в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). Подробную настройку рабочего места получают в разделе Документы на сайте ЕИС.

Государственные и муниципальные заказчики размещают свои заказы на 8 федеральных электронных торговых площадках. Перечень операторов по 44-ФЗ и 223-ФЗ ( для закупок у МСП), регулирует распоряжение Правительства РФ от 12 июля 2018 г. № 1447-р.:

  • АО «Электронные торговые системы»;

  • ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»;

  • ООО «РТС-тендер»;

  • ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;

  • ОАО «Российский аукционный дом»;

  • АО «Единая электронная торговая площадка»;

  • ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»;

  • АО «ТЭК — Торг».

Оператор электронной площадки взимает комиссию с победившего участника.

Как найти подходящий тендер

Информацию о закупках заказчики размещают на сайте ЕИС. Тендеры можно найти самостоятельно или с помощью специальных платных сервисов. Каждый поставщик подбирает параметры исходя из своих требований и возможностей исполнения заказа.

Для поиска на сайте ЕИС необходимо:

  • прописать в строке поиска ключевые слова исходя из предоставляемых услуг;

  • кликнуть на иконку с лупой, после чего сайт выдаст результаты запроса;

  • в параметрах поиска оставить галочку только напротив строк «44-ФЗ» и «подача заявок»;

  • ниже можно выбрать способ определения поставщика — аукцион, конкурс, запрос котировок или предложений;

  • нажать «Применить».

Чтобы настроить более детальные требования, необходимо кликнуть «Все параметры» — появится расширенный список.

Платные сервисы предлагают более удобный поиск выгодных предложений, таким является «Астрал.Тендер». Он предоставляет ряд дополнительных услуг, таких как: анализ рынка и конкурентов, информация о заказчиках. Выполняет поиск не только госзакупок, но и субподрядов. Позволяет создавать готовые шаблоны для поиска и показывает оценку рисков.

Зачем нужен спецсчёт

Если закупка проходит в форме конкурса или аукциона, то заказчик устанавливает требование об обеспечении заявки. Обеспечение может быть представлено банковской гарантией или путем внесения денежных средств на специальный счет. Без обеспечения заявки участник не допускается к торгам. Размер обеспечения установлен в пределах:

  • ½ — 1% — если НМЦК до двадцати миллионов рублей;

  • ½ — 5% — если НМЦК более двадцати миллионов рублей.

Обеспечение не может превышать 2% НМЦК для УИС и организаций инвалидов.

Для обеспечения заявки открывается спецсчёт. С него списывают плату за победу оператору площадки, сумму обеспечения заявки. Если участник не победил в торгах сумма обеспечения возвращается на спец. счет.

Для начала необходимо выбрать банк и подходящие условия. Открытие и содержание счёта могут быть платными. Спецсчёт не обязательно открывать отдельно, его можно создать на базе действующего расчётного.

Индивидуальный предприниматель предоставляет в банк:

  • паспорт предпринимателя или его представителя вместе с доверенностью;

  • свидетельство о регистрации ИП, ЕГРИП и постановке на учёт в ФНС.

Юрлицам потребуется предоставить:

  • учредительные документы (устав или учредительный договор);

  • протокол об избрании руководителя или приказ и доверенность о назначении на должность доверенного лица;

  • карточку с образцами печати и подписей;

  • документы, удостоверяющие личности ответственных за ведение счёта;

  • свидетельства ЕГРЮЛ и постановки на учёт в ФНС.

Некоторые банки требуют заполнения дополнительных бланков, не указанных в данном перечне. После предоставленных документов банк рассматривает обращение. При положительном решении клиенту остаётся подписать договор на обслуживание.

Подготовка и подача заявки

После выбора торгов поставщик (подрядчик, исполнитель) подаёт на электронной площадке заявку на участие, подписанную электронной подписью. Оператор электронной площадки её подтверждают и присваивают порядковый номер.

Заявку на участие могут не принять, если:

  • она не подписана электронной подписью;

  • она создана с ошибками или имеет опечатки;

  • срок аккредитации истекает меньше, чем через 3 месяца;

  • истёк срок подачи документов;

  • от участника подано более одной заявки;

  • не предоставлена гарантия обеспечения заявки.

Заявки отправляют не позднее даты окончания срока подачи на участие:

  • Запрос предложений – за 5 рабочих дней

  • Запрос котировок – за 4 рабочих дня;

  • Открытый конкурс – 15 рабочих дней;

  • Аукцион – за 15 дней, если превышает триста миллионов рублей, либо 2 млрд. руб. — для закупок подрядных работ, в остальных случаях – за 7 дней

Результаты тендера публикуются на сайте ЕИС.

Подписание контракта

При заключении контракта исполнитель перечисляет на счёт заказчика обеспечение контракта. Обеспечение устанавливается заказчиком в размере от 0,5% до 30% начальной максимальной цены контракта. Обеспечение может быть предоставлено денежными средствами или банковской гарантией.
После победы в электронном аукционе заказчик отправляет проект контракта в течение пяти дней. Победитель знакомится с положениями контракта и может единожды отправить протокол разногласий, если какие либо условия его не устраивают.
После подписания контракта исполнитель может приступать к работе.


Подготовка и успешный финал в госзакупках требует специальной подготовки и знаний. «Астрал.Тендер» предлагает целый комплекс услуг для участия в электронных торгах. Специалисты компании проведут обучение руководителей и сотрудников для самостоятельной работы или пройдут регистрацию и примут участие в электронных торгах за клиента.
Чтобы выбрать подходящий тариф, достаточно и сотрудники компании свяжутся с вами в короткий срок.

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Виды закупок по 44-ФЗ
  • С чего начать заказчику закупки по 44-ФЗ
  • Нюансы, которые должен знать начинающий заказчик

Закупки по 44-ФЗ, с чего начать заказчику? Этот вопрос нередко возникает у тех, кто недавно стал контрактным управляющим и еще не имеет опыта проведения госзакупок. Возможно, такой человек даже слышал от опытных коллег, насколько тяжела эта работа, велика ответственность и сложность.

Конечно, в рамках небольшой статьи будет невозможно ответить на все вопросы, но об основных видах закупок, алгоритме и нюансах проведения мы расскажем. Это поможет еще не столь опытным управляющим организовать первые закупки без ошибок и получить положительный опыт проведения торгов.

Виды закупок по 44-ФЗ

Государственные заказчики имеют возможность проводить закупки товаров и работ для собственных нужд по нескольким схемам.

В большинстве случаев для этого используются электронные торговые площадки (ЭТП), список которых представлен ниже:

  1. Агентство по государственному заказу Республики Татарстан.
  2. Единая электронная торговая площадка.
  3. Российский аукционный дом.
  4. ТЭК — Торг.
  5. Электронные торговые системы.
  6. Сбербанк — Автоматизированная система торгов.
  7. РТС — тендер.
  8. Электронная торговая площадка ГПБ.

Для того чтобы иметь возможность предложить свои товары или услуги, поставщики должны получить аккредитацию на этих площадках и обзавестись электронной подписью – это первое, с чего надо начать потенциальному участнику торгов.

  • Электронный аукцион

    6 из 10 сделок в сфере государственных закупок проводятся в форме открытого аукциона. Для этого выбирается одна из электронных площадок. Компания, ИП или физическое лицо, желающее принять участие в торгах, направляет заявку, в первой части которой изложено предложение, касающееся объекта закупки, а во второй содержится информация о потенциальном поставщике. Виды закупок по 44-ФЗ

    Решение о допуске на аукцион принимается заказчиком на основании сведений из первой части заявки. Если заявка принята, то потенциальный поставщик в назначенное время допускается для участия в аукционе на торговой площадке.

    Само участие в процедуре предполагает, что продавцы падают предложения по цене объекта закупки, уменьшая их с шагом от 0,5 до 5 % от НМЦ. Торги продолжаются, пока поступают новые предложения. Если на протяжении 10 минут никто из участников не снизил цену в очередной раз, то победа присуждается субъекту, предложившему минимальную цену. Но предварительно изучается информация из вторых частей заявок, и только затем объявляется победитель. Потом следует процедура подписания контракта.

  • Открытый конкурс

    Заявки поступают на конкурс в запечатанных конвертах. В предложениях участников содержится информация не только по цене товара или услуги, но и по другим параметрам, которые способны предоставить претендентам конкурентные преимущества, а именно опыт работы в данной сфере, профессионализм сотрудников, качество товара и услуги. Закупочная комиссия оценивает заявки по всем этим критериям и выбирает наиболее выгодное предложение.

  • Запрос котировок

    Эта процедура отличается простой схемой и наименьшими временными затратами. Её применяют, если объект закупки представляет собой типовой товар или услугу при сумме контракта до 0,5 млн руб. Каждому участнику даётся возможность предоставить одну заявку со своим ценовым предложением. Затем заказчик выбирает наименьшую стоимость и заключает контракт с предложившим ее субъектом.

  • Закупка у единственного поставщика

    Эту процедуру по 44-ФЗ заказчик должен начать с самостоятельного выбора поставщика. Обычно к такой схеме прибегают для небольших закупок до 100 000 руб. Закон обязывает с 1 марта 2019 года крупных заказчиков осуществлять закупки у единственного поставщика на Едином агрегаторе торгов «Березка».

    Закон устанавливает и ряд других процедур, в ходе которых государственный заказчик выбирает поставщика. Это конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но четыре вышеописанные схемы используются чаще всего.

С чего начать заказчику закупки по 44-ФЗ

Далее разберём, как проводится закупка с точки зрения покупателя по 44-ФЗ, с чего начать заказчику и как действовать правильно на при выборе поставщика.

Итак, для любого контрактного управляющего необходимо хорошо разбираться в нормативной базе, касающейся закупок в своей сфере. На предприятии в обязательном порядке должно быть разработано Положение о контрактном управляющем, а также издаётся приказ о назначении КУ. Помимо этого, должны быть утверждены план закупок (ПЗ) и план-график закупок (ПГЗ). Эти документы являются основой, на котором в дальнейшем строится работа контрактного управляющего.

Начать следует с того, чтобы выделить первоочередные задачи. Потребуется определиться, какие объекты необходимо закупить прежде всего, в каком объёме, на какую сумму и в какие сроки. Затем нужно сверить, занесена ли данная закупка в план-график и когда именно.

Дело в том, что 44-ФЗ накладывает временные ограничения на различные этапы реализации государственных закупок. Изменения в законе с 01 июля 2018 года отменили десятидневный срок ожидания для публикации извещения после того, как закупка вносится в план-график. Но это касается сделок с единственным поставщиком и проведения повторных конкурсных процедур. Данное нововведение в 44-ФЗ позволяет заказчику быстрее начать закупку.

После определения ближайшей цели можно составлять план действий.

  1. В первую очередь нужно определить схему, по которой будет проводиться выбор поставщика: аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок, закупка у единственного поставщика. Важно учесть все ограничивающие факторы, которые установлены законом для той или иной процедуры, в частности не попадает ли объект закупки в обязательный аукционный перечень. Алгоритм дальнейших действий распишем на примере электронного аукциона.
  2. Вторым шагом сверяемся с планом-графиком. Если закупка в нём присутствует, то уточняем, какая именно информация занесена в план-график – объем закупки, её стоимость. Затем следует поднять документы, обосновывающие цену контракта. Если вы убедились, что вся информация актуальна и нужные бумаги в наличии, можно приступать к составлению конкурсной документации.
  3. Если у вас нет опыта проведения государственных закупок, то лучше всего в качестве примера взять документацию с предыдущих торгов, что позволит вам не изобретать велосипед и в то же время включить всю нужную информацию. Все положения необходимо сверить с актуальной редакцией закона. Затем документацию потребуется согласовать.
  4. 44-ФЗ жёстко регламентирует этапы аукциона по срокам. Поэтому необходимо соблюдать временные рамки всех действий: прием заявок, их рассмотрение, дата проведения самого аукциона, оформление результатов. Удобнее всего рассчитать сроки таким образом, чтобы прием заявок заканчивался в утренние часы на 8-й день после того, как будет опубликовано извещение об аукционе. Таким образом у вас окажется достаточно времени, чтобы оформить первый протокол. Помимо этого, нужно принимать во внимание, что при размещении извещения в системе оно подвергается казначейскому контролю, на что также требуется время.
  5. Аукцион может состояться только при условии, что на него подается не менее 2 заявок. Если вы только начинаете свою деятельность в должности конкурсного управляющего, то интересно и полезно наблюдать за ходом торгов через личный кабинет, находясь онлайн на электронной площадке. Как только аукцион закончен, вам потребуется подвести итоги, сформировать и разместить протокол, содержащий результаты рассмотрения вторых частей заявок. Затем следует процедура подписания контракта с победителем. Функционал электронной площадки не позволит сделать этого раньше, нежели установлено законом. Поэтому нужно внимательно наблюдать за подсказками в личном кабинете, и тогда вы сделаете всё вовремя.
  6. После подписания контракта стороны приступают к его непосредственному исполнению. С 01 июля 2018 года в 44-ФЗ были внесены изменения, сократившие количество процедур, по которым потребуется размещать в системе отчеты по результатам закупок. В настоящее время такая обязанность осталась, если предметом закупки являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, по сохранению объектов культурного наследия. А также в том случае, если начальная минимальная цена контракта больше 1 млрд руб. Соответственно, объём работы контрактного управляющего по всем остальным закупкам будет меньше.

    Никакими нормативными документами нельзя предусмотреть весь спектр обстоятельств, возникающий для каждой конкретной закупки. Поэтому контрактный управляющий должен обладать широкими знаниями в разных сферах, чтобы быстро ориентироваться в любой ситуации и успешно справляться даже с самыми трудными моментами, уметь эффективно действовать при форс-мажорах.

От КУ потребуются навыки быстро концентрироваться на сложных вопросах, быть внимательным при проведении процедур. Также нужен аналитический ум и очень хорошая память, потому что для такого специалиста недостаточно знаний в узкой сфере. Помимо специфики своей отрасли, нужно хорошо разбираться и в тех вопросах, которые касаются непосредственно самой закупки. Любой контрактный управляющий должен быть одновременно и экономистом, и юристом. Но при этом учителю или врачу, ведущему контракт, например, по сооружению здания, понадобятся знания в сфере строительства.

Нюансы, которые должен знать начинающий заказчик

Каким ещё требованиям должны соответствовать потенциальные поставщики

Закон предоставляет заказчикам право выбирать исполнителя, способного не только предложить лучшую цену, но и имеющего соответствующую репутацию на рынке, квалифицированный персонал, надлежащий опыт работы, определённый финансовый уровень и производственную базу и пр. Также заказчик может установить требование по наличию лицензии для выполнения определенных работ или выбирать исполнителя исключительно из числа принадлежащих к саморегулируемым организациям.

Подобные требования предъявляются к исполнителям работ в сфере капитального строительства, дорожного ремонта, при восстановительных работах на объектах культурного наследия, а также для прочих видов деятельности, список которых изложен в Постановлении Правительства № 99.

Если подобные требования к исполнителю содержатся в извещении, то участники конкурсной процедуры обязаны в своём личном кабинете на электронной площадке разместить документы, подтверждающие соответствие потенциального поставщика указанным параметрам. Сделать это необходимо до момента подачи заявки.

Начинающий заказчик

Если же объектом заказа является интеллектуальный продукт, права на который в итоге передаются заказчику, то исполнитель обязан предъявить патент, лицензионный договор или другой подобный документ, удостоверяющий его права на результаты интеллектуальной деятельности. Государственное учреждение не должно выдвигать подобное требование, когда по его заказу создаётся или исполняется произведение литературы или искусства, в том числе прокат или показ фильма, автором которого являются отечественные субъекты.

Какие льготы могут быть предоставлены участникам закупок

44-ФЗ гарантирует определенные преференции ряду категорий экономических субъектов, участвующих в государственных закупках. Одной из таких категорий являются предприятия среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированные некоммерческие организации (СОНКО), которым госучреждения должны отдавать 15 % своих заказов.

Помимо вышеуказанных субъектов, на льготы в этой сфере могут рассчитывать:

  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  • организации инвалидов,
  • поставщики товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).
  • В каком порядке обеспечиваются заявка и контракт и как предоставляются гарантийные обязательства

44-ФЗ обязывает всех потенциальных поставщиков по государственным контрактам при подаче заявки внести определённую сумму на счёт заказчика (или предоставить банковскую гарантию), которая гарантирует серьезность намерений компании участвовать в конкурсе. Это так называемое обеспечение заявки, сумма которого устанавливается в зависимости от НМЦК:

  • 0,5–1 % НМЦК при цене контракта 0–20 млн руб.;
  • 0,5–5 % НМЦК при цене контракта свыше 20 млн руб.

По окончании торгов и выборе поставщика обеспечение заявки возвращается всем участникам.

Ещё одна гарантийная сумма – обеспечение исполнения контракта – вносится поставщиком в виде денежной суммы или банковской гарантии при подписании контракта. Таким образом продавец подкрепляет свои обязательства по договору. Данная гарантийная сумма устанавливается на уровне 10–30 % от НМЦК. После того как поставщик в полной мере выполняет свои обязательства по контракту, заказчик возвращает ему эти деньги.

Существуют дополнительные гарантийные обязательства, которые заказчик имеет право потребовать обеспечить. Это значит, что исполнитель должен будет перечислить на счёт покупателя ещё одну сумму – в пределах 10 % НМЦК – в качестве гарантии по объекту поставки. И только после этого будет подписан акт приемки товара (работ).

Каковы условия по уменьшению начальной цены контракта на 25 %

В ходе торгов начальная минимальная цена контракта может быть существенно снижена. Если победитель конкурса предложил стоимость, более чем на 25 % отличающуюся от начальной, то он подпадает под антидемпинговые меры.

Это означает, что обеспечение контракта для такого поставщика существенно возрастет – в 1,5 раза. При цене договора свыше 15 млн руб. это условие является обязательным. При меньшей стоимости контракта исполнитель вправе внести обеспечение в обычном размере, но при этом он должен предоставить документальное подтверждение своей добросовестности. Таковым считаются три в полной мере реализованных (без неустоек и прочих санкций) контракта за последние 3 года. В то же время хотя бы одна из сделок должна быть проведена по цене, которая меньше НМЦ настоящего контракта не более чем на 20 %.

Ещё одной антидемпинговой мерой является то, что поставщик, предложивший сниженную более чем на 25 % цену, теряет право на аванс, даже если он был заявлен в документации по закупке.

В каком случае исполнитель попадает в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП)

Субъект, победивший в конкурсе, но не исполнивший своих обязательств, вносится заказчиком в вышеуказанный реестр.

44-ФЗ предусматривает для этого следующие причины:

  • Субъект победил в конкурсе (аукционе) или оказался единственным допущенным участником закупки, после чего уклонился от заключения договора.
  • Победитель конкурсной процедуры нарушил сроки для подписания контракта.
  • Победитель конкурсной процедуры не перечислил деньги в счет обеспечения контракта (не предоставил банковскую гарантию) или данные действия были выполнены с нарушением сроков или ошибками.
  • Выигравший тендер субъект нарушил условия договора, в результате чего в судебном порядке контракт был расторгнут.
  • Контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.

Если стороны пришли к соглашению и добровольно расторгли контракт, то исполнителю не грозит попасть в РНП.

Экономический агент, занесённый в РНП, лишается допуска к государственным закупкам по 44-ФЗ и прочим, если заказчик сочтет необходимым выдвинуть подобное требование.

Практически любая государственная структура — весьма перспективный заказчик для бизнеса. Многие бюджетные ведомства и организации регулярно нуждаются в различных товарах и услугах. При этом они располагают достаточным запасом финансовых ресурсов, и гарантируют прозрачность исполнения обязательств. Однако некоторые поставщики, уже имеющие опыт работы в данном сегменте, критикуют сопутствующие сложности, связанные с регистрацией в системе, подачей электронной заявки, оформлением документов и другими нюансами. Разобраться в возникающих вопросах поможет наша пошаговая инструкция о том, как получить тендер на госзаказ, с чего начать работу, и что нужно знать, чтобы участвовать в госзакупках.

предпринимательство

Общее представление

Начнем с того, что в действующем законодательстве, регламентирующем рассматриваемую сферу, понятие о тендерных сделках и операциях фактически отсутствует. Впрочем, это не помешало ему прочно закрепиться в лексиконе специалистов, которые регулярно работают с государственными заказами. Законодатель же использует в нормативных актах термин «закупки», которым определяет приобретение различных видов товаров, работ или услуг, необходимых для удовлетворения нужд муниципальных или госструктур, и оплачиваемых бюджетными средствами.

В соответствии с законом, образовательные и медицинские учреждения, администрации и мэрии не имеют права самостоятельно закупать какую-либо продукцию напрямую. При этом для них точно также остается актуальной проблема обеспечения питания, расходных материалов, ремонта помещений или обновления мебели и т. д. Решением задачи стала разработка специальной системы, в рамках которой частные предприниматели и организации получают возможность на конкурсной основе заявить свою кандидатуру в статусе поставщика, способного закрыть потребность с минимальными затратами. После сопоставления предложений, поданных в срок и с соблюдением процессуального регламента, организаторы сопоставляют заявки и определяют победителя.

Кто может принимать участие в государственных закупках

документы

В соответствии с содержанием регламентирующего нормативного акта — 223-ФЗ и 44-ФЗ, в качестве потенциальных участников организуемых тендеров рассматриваются:

  • Юридические лица, вне зависимости от их организационной формы, объема капитала и местонахождения (за исключением субъектов, официально признанных иноагентами, либо прошедших регистрацию в офшорных зонах).
  • Все граждане, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.

Формально получается, что подать заявку может любой желающий, однако в данном случае нужно учитывать определенные оговорки закона. Например, физлица вправе заниматься оказанием услуг, но вместе с тем не имеют права поставлять товары. Практика показывает, что на электронных торговых площадках, где публикуются сведения об актуальных запросах, в целом встречается не так много вариантов, в которых потенциально могли бы участвовать физические лица. Причина — в нежелании многих компаний дополнительно уплачивать в бюджет НДФЛ, а также перечислять взносы в страховые и пенсионные фонды. Соответственно, перед тем, как выйти на госзакупки и начать заниматься поставками для бюджетных организаций, целесообразно будет пройти регистрацию в статусе ИП или самозанятого.

В чем преимущества

закупки

С точки зрения бизнеса можно выделить сразу несколько положительных сторон:

  • Гарантия оплаты выполненных работ. В этом случае заказчиком выступает государство, что исключает вероятность мошенничества или умышленного недобросовестного поведения, встречающегося в рамках обычных гражданских правоотношений.
  • Статус официального поставщика зачастую положительно сказывается на рыночной репутации компании, поскольку автоматически подтверждает наличие гарантированных и верифицированных контрактов.
  • Возможность заключения тендера даже в ситуациях, когда юридическое лицо было зарегистрировано непосредственно перед подачей заявки, и еще не успело обзавестись многолетней историей или каким-либо опытом в конкретной сфере деятельности.
  • Широкий спектр направлений — бюджетные организации и муниципальные ведомства закупают практически все самые распространенные виды товаров и услуг, что открывает хорошие перспективы для начала нового бизнеса или диверсификации деятельности.
  • Укороченный цикл оформления сделок, обусловленный регламентированием сроков подписания и оплаты заключаемых контрактов.
  • Отсутствие необходимости вкладываться в маркетинговое продвижение — достаточно оформить заявку надлежащим образом, без лишних затрат на рекламу.

В рамках пошаговой инструкции по тендерным закупкам отправной точкой можно считать поиск подходящего варианта. Быстро найти решение для финансовых задач возможно на платформе Invorica. Госфакторинг позволит сократить кассовые разрывы, увеличить объемы продаж и ускорить оборот капитала.

Факторинг без регресса


Покупка до 100%

До 180 дней

Любые дебиторы по всей стране

От 9% годовых

Узнать подробнее

Факторинг с регрессом


Финансирование до 100%

До 180 дней

Любые дебиторы по всей стране

От 9% годовых

Узнать подробнее

Скрытый факторинг


Финансирование до 90%

До 120 дней

Любые дебиторы по всей стране

От 12% годовых

Узнать подробнее

Факторинг госконтрактов


Финансирование до 70%

До 365 дней

госконтракты по 223-ФЗ и 44-ФЗ

От 11% годовых

Узнать подробнее

Импортный факторинг


Финансирование до 100%

До 180 дней

Любые иностранные поставщики

От 1% с поставки

Узнать подробнее

Экспортный факторинг


Финансирование до 100%

До 180 дней

Любые иностранные дебиторы

От 1% с поставки

Узнать подробнее

Агентский факторинг


Финансирование до 100%

До 180 дней

Любые поставщики по всей стране

От 9,5% годовых

Узнать подробнее

Покрытие кредитных рисков


Покрытие риска до 100%

До 180 дней

Любые дебиторы по всей стране

От 0,5% с поставки

Узнать подробнее

Закупочный факторинг


Финансирование до 100%

До 180 дней

Любые поставщики по всей стране

От 9,5% годовых

Узнать подробнее

Где можно найти тендеры для участия в госзакупках

Для начинающих оптимальным вариантом является Единая информационная система — официальный портал, на котором размещаются все актуальные сведения об открытых заказах. Впрочем, ЕИС — это не единственный доступный ресурс. В качестве альтернативы также стоит рассмотреть Сбер-А, РТС-тендер и Росэлторг, а выполнить отбор с детализацией по конкретным параметрам и требованиям помогут сервисы Контура, Тендерплан и Torg Box.

Как участвовать в государственных закупках

поставщик

Алгоритм действий, основанный на рекомендациях специалистов, выглядит следующим образом:

  1. Изучите всю информацию, касающуюся регламентирования подобных сделок, в первую очередь — содержание 44-ФЗ и 223-ФЗ, смежных нормативно-правовых актов и документов. Все необходимое легко можно найти в соответствующем разделе на сайте ЕИС.
  2. Проведите анализ спроса с точки зрения востребованности товаров или услуг, которые Вы собираетесь предложить. В получении нужных аналитических данных также поможет Единая информационная система, функционал которой позволяет отобрать соответствующие позиции и заявки, выставить фильтры по стоимости и срокам и т. д.
  3. Подготовьте все необходимое. Оформите ООО или индивидуальное предпринимательство с упрощенным налоговым режимом, и получите необходимую для аккредитации усиленную квалифицированную электронную подпись. При выборе формата налогообложения стоит учитывать специфику планируемой деятельности — так, для товарных поставок оптимальным вариантом считается УСН 15%, а для оказания услуг с небольшой себестоимостью — схема с налогом в размере 6%. В феврале 2022 года также начала действовать автоматизированная система, которая исключает страховые взносы и упрощает взаимодействие с контролирующими органами, однако предлагает более высокие процентные ставки.
  4. Пройдите процедуру регистрации на платформе ЕИС, используя КЭП и соблюдая инструкции, чтобы получить доступ к восьми торговым площадкам.
  5. Подготовьте финансовый план, наглядно отражающий точку безубыточности и порог рентабельности при той или иной экономической модели. Практика проведения тендеров не отличается особой оригинальностью — побеждает участник, предложивший наименьшую цену, поэтому нужно заранее понять, до какого момента потенциальная сделка будет оставаться целесообразной.
  6. Изучите конкретный лот на предмет того, что нужно для участия в госзакупках. Условия, представленные в сопроводительной документации, содержат всю необходимую информацию, на основе которой можно принять решение о подаче заявки. Если вердикт положительный — заполните форму на сайте.
  7. Зарегистрируйте специальный обеспечительный счет в банке. Это обязательное требование — каждый претендент должен подтвердить добросовестность намерений и готовность к подписанию контракта в случае победы. Сумма, которая временно замораживается на балансе, обычно варьируется в диапазоне 0,5–5% от первоначальной стоимости. Стоит отметить, что Минфин периодически обновляет перечень аккредитованных банковских организаций, поэтому перед тем, как оформить реквизиты, нелишне будет проверить список еще раз.

Как распознать проблемный госзаказ

налог

Для новичков важно с осторожностью подходить к выбору, поскольку существует вероятность нарваться на заказы, которые вместо ожидаемой прибыли принесут дополнительные проблемы. Характерными признаками, указывающими на сомнительность тендера, считаются:

  1. Организация госзакупок с привлечением малоизвестных частных предприятий.
  2. Заявленный период отсрочки платежа, изначально превышающий 30 дней, и увеличивающийся по ходу торгов.
  3. Цена контракта, изначально более низкая, чем себестоимость поставляемых товаров или оказываемых услуг.
  4. Фигурирование заказчика в судебных делопроизводствах, в том числе — связанных с правовыми спорами по выплате неустоек.
  5. Намеки на дачу взятки, в обмен на которую решение может быть принято в вашу пользу.

В компании Invorica представлены готовые инструменты для вашего бизнеса. Для поиска достаточно выбрать актуальную задачу, и платформа подберет продукты для ее эффективного решения.

Факторинг без регресса


Покупка до 100%

До 180 дней

Любые дебиторы по всей стране

От 9% годовых

Узнать подробнее

Факторинг с регрессом


Финансирование до 100%

До 180 дней

Любые дебиторы по всей стране

От 9% годовых

Узнать подробнее

Скрытый факторинг


Финансирование до 90%

До 120 дней

Любые дебиторы по всей стране

От 12% годовых

Узнать подробнее

Факторинг госконтрактов


Финансирование до 70%

До 365 дней

госконтракты по 223-ФЗ и 44-ФЗ

От 11% годовых

Узнать подробнее

Импортный факторинг


Финансирование до 100%

До 180 дней

Любые иностранные поставщики

От 1% с поставки

Узнать подробнее

Экспортный факторинг


Финансирование до 100%

До 180 дней

Любые иностранные дебиторы

От 1% с поставки

Узнать подробнее

Агентский факторинг


Финансирование до 100%

До 180 дней

Любые поставщики по всей стране

От 9,5% годовых

Узнать подробнее

Покрытие кредитных рисков


Покрытие риска до 100%

До 180 дней

Любые дебиторы по всей стране

От 0,5% с поставки

Узнать подробнее

Закупочный факторинг


Финансирование до 100%

До 180 дней

Любые поставщики по всей стране

От 9,5% годовых

Узнать подробнее

Оформление банковской гарантии

Перед тем как начать работать с госзакупками, необходимо заручиться поддержкой аккредитованной кредитно-финансовой организации. Как правило, для подачи заявки достаточно заполнить стандартную форму на сайте банка. Специалисты предоставят подробную консультацию и сообщат о результатах рассмотрения в течение нескольких часов. После этого останется только загрузить копию паспорта, документы по отчетности и шаблон заявления, подписанный КЭП. Стоит отметить, что услуга предусматривает комиссию в пользу поручителя, оплата которой может быть произведена как со счета организации, так и третьими лицами. Сведения о гарантии поступают в ЕИС автоматически, и подтверждают законный статус участника торгов.

Как избежать попадания в РНП

Официальный реестр недобросовестных поставщиков выполняет функцию инструмента публичной ответственности, который должен стимулировать предпринимателей соблюдать обязательства по заключенным договорам. Однако, как показывает практика, в списке вполне могут оказаться и те, кто на самом деле невиновен в каких-либо нарушениях, причем не только в случае отказа заказчика от принятия результатов работы, но и на стадии подписания контракта. Для тех, кто пока еще только изучает вопрос о том, как стать участником госзакупок, особенно важно избегать подобных ситуаций, способных поставить под сомнение перспективы бизнеса в целом.

К числу оснований для внесения субъекта в РНП относят:

  • Уклонение от заключения сделки. Выигрыш тендера означает, что у исполнителя есть пять дней на оформление контрактных документов и отправку их организатору. Нарушение сроков является поводом для заявления в Федеральную антимонопольную службу.
  • Вынесение судебного постановления о расторжении контракта. Причиной может послужить несоблюдение базовых условий, наличие ошибок в поставках, неисполнение обязательств и т. д.
  • Отказ от приемки выполненной работы ввиду несоответствия качественных характеристик, либо нежелание исполнителя устранять недостатки по гарантии.

Любые разногласия между сторонами должны укладываться в рамках правового поля. В отдельных случаях решением проблемы может стать достижение соглашения о прекращении действия договора — в этом случае у заказчика не будет оснований для передачи данных контролирующим органам.

Чем грозит попадание в РНП

подготовка

Организации и индивидуальные предприниматели, внесенные в черный список, лишаются права участия в госзакупках на два года. При этом речь идет не только о конкретных юридических лицах: в ситуациях, когда ИНН учредителя ассоциируется со статусом недобросовестного поставщика, любое другое аффилированное предприятие также попадает под ограничения.

Как оформить жалобу, если вас внесли в перечень

Основанием для включения субъекта в реестр является решение ФАС, которая анализирует возникший прецедент и определяет правоту заказчика. Очевидно, что в данном случае нельзя полностью исключить возможное влияние человеческого фактора, поэтому действовать можно двумя способами:

  1. Представить доказательства добросовестного исполнения обязательств на стадии разбирательства, связавшись с представителями антимонопольной службы и объяснив собственное видение ситуации. Стоит отметить, что в ходе рассмотрения дела в обязательном порядке назначается внеплановая проверка соблюдения регламента проведения закупок, регулируемых федеральным законодательством.
  2. Если решение уже было вынесено — подать апелляцию в арбитражный суд в течение трех месяцев с момента включения в РНП. Этот срок определяется положениями статьи 198 АПК РФ. При этом на время разбирательства присвоенный статус останется неизменным.

Важный момент: несоблюдение процессуального порядка извещения исполнителя о намеченном заседании, посвященном вопросу о внесении в реестр недобросовестных предпринимателей, исключает возможность рассмотрения дела контролирующим органом.

Участие в госзакупках: на что обратить внимание

тендер

Специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:

  • Регулярно сверять сроки действия сертификата квалифицированной электронной подписи, с помощью которой планируется подписание проектной документации.
  • Пользоваться плагином «Независимый регистратор», который отслеживает все действия, совершаемые на торговой площадке, потенциально обладающие юридической значимостью.
  • Соблюдать определенные по регламенту сроки заключения контракта и оформления банковской гарантии.
  • Всегда проверять наличие у выбранного в качестве поручителя банка актуальной аккредитации, выданной Министерством финансов.

Кроме того, важно убедиться, что вы действительно смогли обеспечить условия, которые позволят своевременно и надлежащим образом исполнить контрактные обязательства. Если же избежать расторжения ранее достигнутых договоренностей не представляется возможным, необходимо приложить максимум усилий, чтобы процедура прошла по соглашению сторон. Подберите эффективное решение для финансовых задач быстро на платформе Invorica. Здесь для любой области бизнеса будут предложены инструменты в зависимости от указанных потребностей. Экономия времени и средств (цена ниже, чем при сотрудничестве с фактором) позволит эффективнее развить бизнес своего предприятия.

Как можно расторгнуть госконтракт

законодатель

В соответствии с положениями части восьмой статьи 95 44-ФЗ, в качестве возможных оснований рассматриваются судебное постановление, односторонний отказ на основе норм гражданского законодательства, либо совместное решение участников сделки. При этом условия, позволяющие заказчику инициировать прекращение сотрудничества, должны предусматриваться содержанием договора.

Согласно 223-ФЗ расторжение можно следующими способами:

  • В одностороннем порядке.
  • По решению суда.
  • По соглашению сторон.

Заключение

Ведение бизнеса с государством, априори занимающим более сильную позицию, всегда требует повышенного внимания и осторожности. Если Вы планируете участие в госзакупках и тендерах — пошаговая инструкция поможет сориентироваться в основных нюансах подобной деятельности и выбрать верное направление, которое принесет желаемый результат.

чтобы получить решение абсолютно бесплатно

Главная → Статьи → С чего начать участие в закупках. 10 важных шагов.

Что такое электронные торги? Как участвовать в тендерах? Где найти закупки? Как заключить госконтракт? Эти и другие вопросы все чаще возникают у предпринимателей.

Владельцам бизнеса важна любая возможность сохранить доход, рабочие места, клиентов, рынки сбыта. Одна из таких возможностей – участие в торгах, это хороший шанс найти новых клиентов на огромном готовом рынке товаров и услуг по всей России, где не нужно искать потребителей самостоятельно, тратить деньги на маркетинг, PR и отдел продаж.

Главный вопрос, который возникает у будущего участника торгов, с чего же начать?

Поиск ответа на этот вопрос может занять немало времени, поэтому мы решили помочь вам сэкономить ресурсы, максимально подготовиться к участию и избежать досадных ошибок на старте.

В нашей статье описаны 10 важных шагов, с которых начинается путь в закупках.

ШАГ 1. Получение электронной подписи и настройка компьютера


Электронная подпись (ЭП) придает юридический статус электронному документу, она необходима для подтверждения подлинности документов при онлайн-операциях. Это средство подтверждения личности и безопасной передачи данных в сети. Наличие электронной подписи является обязательным требованием для каждого участника торгов, как на государственных (федеральных), так и на коммерческих электронных торговых площадках (ЭТП). Получить ЭП можно только в удостоверяющем центре (УЦ), который аккредитован Минцифры России. При смене реквизитов организации или каких-либо данных ответственного лица ЭП становится недействительной и требуется внеплановый перевыпуск.

Для корректного использования ЭП необходимо произвести настройку компьютера и установить программное обеспечение для работы с электронными торговыми площадками.

Для получения ЭП вы можете обратиться в Удостоверяющий центр Электронный Экспресс (УЦ ГАРАНТ).

Электронная подпись будет готова в течение 1-2 дней с момента подачи всех необходимых документов, а специалисты технической поддержки окажут необходимую помощь по настройке.

ШАГ 2. Регистрация руководителя на «Госуслугах»


У руководителя или уполномоченного представителя компании должна быть подтвержденная учетная запись физического лица на «Госуслугах». Этот шаг проходит именно первое лицо компании, а не менеджер, коммерческий директор, бухгалтер или другой сотрудник, не обладающий соответствующими полномочиями.

На обработку данных и создание такого профиля уйдет до пяти рабочих дней.

ШАГ 3. Регистрация компании и сотрудников на «Госуслугах»


Создать кабинет юридического лица можно только при наличии подтвержденной учетной записи физического лица – руководителя организации или уполномоченного представителя. Чтобы быстро определить, кто это, достаточно открыть выписку из ЕГРЮЛ и проверить раздел «Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица».


Если с электронными торгами будут работать какие-либо сотрудники, кроме руководителя, то их следует добавить в кабинет юридического лица. Это делает руководитель с помощью своей учетной записи. Все добавленные таким образом сотрудники также должны иметь подтвержденную учетную запись на портале gosuslugi.ru.


ШАГ 4. Регистрация в системе закупок и на федеральных ЭТП


Для проведения государственных закупок аккредитован ряд ЭТП. Только эти торговые площадки имеют право проводить торги по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП.


С 1 января 2020 года для участия в торгах на этих торговых площадках обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок.


Для прохождения регистрации необходимо подать на сайте ЕИС корректно оформленный комплект документов. Уведомление об успешной регистрации придет на вашу электронную почту.


Обычно регистрация подтверждается на следующий день, но по регламенту подтверждение может занять до пяти рабочих дней. В случае успешного прохождения регистрации, участник закупок попадает в ЕРУЗ и получает аккредитацию сразу на всех федеральных торговых площадках.


В случае возникновения затруднений на любом этапе регистрации или если вы получили отказ после подачи заявки, сообщите нам – мы поможем решить возникшую проблему.

ШАГ 5. Открытие специального счета


Для полноценного участия в торгах, предусмотренных 44-ФЗ и в закупках у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ, поставщику понадобится открыть спецсчет. Специальный счет — это отдельный счет, открытый участником закупок в одном из банков, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 13 июля 2018 г. № 1451-р, с целью внесения обеспечения заявок на участие в государственных закупках.


Банк должен быть уполномочен Правительством РФ вести обслуживание спецсчета и иметь синхронизацию с электронными торговыми площадками.

ШАГ 6. Поиск тендеров


Все закупки, которые попадают под действие 44-ФЗ или 223-ФЗ, размещены в единой информационной системе (ЕИС) – на сайте zakupki.gov.ru. Коммерческие торги, которые не регулируются 44-ФЗ и 223-ФЗ, можно найти на специализированных электронных торговых площадках.


Если вы планируете развитие тендерного направления, то будет полезно использование агрегаторов закупок, например, Гарант Тендер. Это вид поисковых систем, которые просматривают и отбирают по заданным вами критериям интересующие закупки. Такой подход экономит очень много времени и дает широкий выбор закупок для старта.


С каких закупок начинать? Мы рекомендуем сегмент, в котором новичку будет легко выиграть свою первую закупку, – это закупки по 44-ФЗ стоимостью до 10 млн. рублей, проходящие в форме запроса котировок или электронного аукциона.

ШАГ 7. Внесение финансового обеспечения заявки


После того, как вы нашли закупку, обязательно ознакомьтесь с картой процедуры. Заказчик вправе указать требование о необходимости внести обеспечение заявки.


Обеспечение заявки — это установленное в закупке количество денежных средств, которое участник вносит в качестве гарантии его участия и достоверности предоставляемой информации. Размер обеспечения составляет от 0,5 до 5% начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Необходимая в конкретном случае сумма указана в извещении о проведении торгов. Данная сумма будет возвращена после завершения закупки, если участник не нарушил ее условия.

ШАГ 8. Подготовка и подача заявки на участие в закупке

Подготовка документов заявки — самый важный этап.


На этом этапе необходимо подготовить все запрошенные заказчиком документы, изучить положения документации закупки, а также дополнительные требования заказчика, рассчитать минимальную стоимость участия, подготовить и подать заявку на торговую площадку.


Подготовка документов для закупки часто вызывает затруднения, связанные с отсутствием опыта участия и незнанием многих нюансов. Во избежание возможных трудностей при подготовке заявки на участие рекомендуем обратиться за профессиональной помощью в тендерном сопровождении.


Специалисты тендерного отдела Электронного Экспресса окажут грамотную поддержку, проконсультируют по всем вопросам участия в торгах, возьмут на себя юридическую сторону процесса (оформление запроса на разъяснение положений закупки, подписание контракта), помогут подготовить пакет документов, правильно оформят и подадут заявку, помогут при проведении процедур торгов (в т.ч. электронных аукционов). Каждый в коллективе высококвалифицированных сотрудников готов прийти вам на помощь.

ШАГ 9. Участие в тендере


После подачи заявки наступает один из самых волнительных этапов участия в торгах: ожидание рассмотрения заявки и, в случае если речь идет об электронном аукционе, участие в аукционе. По остальным способам закупок необходимо дождаться, когда заказчик рассмотрит все заявки и объявит победителя.

ШАГ 10. Заключение и исполнение контракта


В случае признания участника закупки победителем, ему необходимо сравнить направленный заказчиком контракт с проектом контракта из закупочной документации, который был доступен на торговой площадке перед началом процедуры. В случае, когда есть отличия в этих редакциях или победитель не согласен с условиями полученного документа, он вправе направить протокол разногласий.


Зачастую для подписания контракта требуется внести обеспечение. Оно бывает двух видов: собственные средства и банковская гарантия.


Банковскую гарантию использовать гораздо удобнее, особенно при работе с крупными контрактами – она позволяет не изымать из оборота собственные средства. Как получить банковскую гарантию?


Самый простой способ – использовать калькулятор и выбрать наиболее подходящий банк. Если вы боитесь ошибиться, то мы можем вам помочь с подбором самого выгодного предложения.


После заключения контракта, участнику необходимо приступить к выполнению взятых на себя обязательств.


В случае, если победитель не подпишет контракт в установленные сроки, он признается уклонившимся от заключения и заказчик обязан направить сведения о нем в ФАС для включения в реестр недобросовестных поставщиков. Также победитель теряет обеспечение заявки (ШАГ 7).


Если после прочтения у вас возникли вопросы или остались пробелы в знаниях, обращайтесь к нам – мы подскажем как лучше поступить именно в вашей ситуации.


Мы сможем помочь вам с запуском и развитием тендерного направления в вашей компании, поддерживать текущую работу или быть полезными на любом из этапов вашей работы в электронных торгах: от получения электронной подписи до заключения госконтракта.

Решили охватывать больше тендеров?

Будьте уверены – закажите профессиональное тендерное сопровождение специалистами ГАРАНТа в удобном вам формате – консалтинговая поддержка, подготовка комплекта документов или аутсорсинг тендерного отдела. Помощь в получении банковской гарантии. Оставить заявку >>

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Denture cleanser tablets инструкция к применению
  • Антибиотик макропен для детей инструкция по применению
  • Руководство людьми примеры
  • Терминал для оплаты банковскими картами ingenico iwl250 инструкция
  • Тех руководство балканкар