Состав
участников проекта, их роли, распределение
функций и ответственности зависят от
типа, вида, масштаба и сложности проекта,
а также от фаз жизненного цикла проекта.
Постоянными
являются функции по реализации проекта
на протяжении его жизненного цикла, а
состав участников, их роли, распределение
ответственности и обязанностей могут
меняться. Здесь не существует общепринятых
жестких правил. Неизменными можно
считать следующие функции по осуществлению
проекта.
1.
Проект должен быть осмыслен, придуман
и инициирован, значит, у него должен
быть инициатор.
2.
Проект должен обрести главное
заинтересованное лицо (организацию) —
сторону, которая станет будущим владельцем
и пользователем результатами проекта
и будет нести за него ответственность.
В нашей терминологии это обычно заказчик
проекта. В рыночной экономике это
владелец (собственник), часто в литературе
по управлению проектами — клиент.
3.
Осуществление проекта требует привлечения
инвестиций, значит, у него должны быть
инвесторы, так как средств заказчика
обычно недостаточно.
4.
Проект нужно готовить и осуществлять,
значит, у него должны быть соответствующие
исполнители.
5.
В результате реализации большинства
проектов должно что-то производится
или оказываться какие-то услуги, значит,
у проекта должны быть свои производители,
продавцы и потребители, которые в
конечном счете должны возместить все
расходы по проекту и принести прибыль
остальным его участникам.
6.
Проектом нужно управлять, значит, у
проекта должен быть менеджер.
Каждый
проект, кроме того, может затрагивать
интересы различных сторон: местных
властей, общественных групп, населения
и отдельных граждан — это все участники
проекта. На рис. 1.6.1. приведена принципиальная
схема участников проекта по выпуску
новой продукции.
Рис.
1.6.1. Схема участников проекта
Очевидно,
что для любого проекта принципиальный
состав функций остается неизменным. В
простейшем случае (например, теплица
на дачном участке) все основные функции
проекта могут осуществляться одним
лицом. В другом крайнем случае (например,
строительство новой очереди автозавода)
мы, очевидно, сталкиваемся с полным
набором участников с детальным разделением
функций. В практике же мы имеем дело с
промежуточными структурами участников
проекта.
Каково
же распределение ролей и как связаны с
проектом и между собой основные участники
проекта?
Инициатор
проекта — сторона,
являющаяся автором главной идеи проекта,
его предварительного обоснования и
предложений по осуществлению проекта.
В качестве инициатора может выступать
практически любой из будущих участников
проекта, но в конечном счете деловая
инициатива по осуществлению проекта
должна исходить от обретенного проектом
заказчика.
Заказчик
(владелец)
— главная сторона, заинтересованная в
осуществлении проекта и достижении его
результатов, будущий владелец и
пользователь результатов проекта.
Заказчик определяет основные требования
и масштабы проекта, обеспечивает
финансирование проекта за счет своих
средств или средств привлекаемых
инвесторов, заключает контракты с
основными исполнителями проекта, несет
ответственность по этим контрактам,
управляет процессом взаимодействия
между всеми участниками проекта. Несет
ответственность за проект в целом перед
обществом и законом.
Инвестор
проекта — сторона,
вкладывающая инвестиции в проект,
например, посредством кредитов. Цель
инвесторов — максимизация прибыли на
свои инвестиции от реализации проекта.
Если инвестор и заказчик не являются
одним и тем же лицом, то в качестве
инвесторов обычно выступают банки,
инвестиционные фонды и другие организации.
Инвесторы
вступают в контрактные отношения с
заказчиком, контролируют выполнение
контрактов и осуществляют расчеты с
другими сторонами по мере выполнения
проекта. Инвесторы являются полноправными
партнерами проекта и владельцами всего
имущества, которое приобретается за
счет их инвестиций, пока им не будут
выплачены все средства по контракту с
заказчиком или кредитному соглашению.
Руководитель
проекта —
юридическое лицо, которому заказчик и
инвестор делегируют полномочия по
руководству работами по осуществлению
проекта: планированию, контролю и
координации работ всех участников
проекта. Состав функций и полномочий
руководителя проекта определяется
контрактом с заказчиком. Однако перед
менеджером проекта и его командой обычно
ставится задача всеобъемлющего
руководства и координации работ на
протяжении жизненного цикла проекта,
до достижения определенных в проекте
целей и результатов при соблюдении
установленных сроков, бюджета и требований
к качеству.
Команда
проекта — специфическая
организационная структура, возглавляемая
менеджером и создаваемая на период
осуществления проекта. Задача команды
проекта — осуществление функций управления
проектом до эффективного достижения
его целей. Состав и функции команды
проекта зависят от масштабов, сложности
и других характеристик, однако во всех
случаях состав команды должен обеспечить
высокий профессиональный уровень
выполнения всех возложенных на нее
обязанностей. В качестве примера на
рис. 1.6.2. приводятся типовой состав
команды строительного проекта и основные
функции ее членов.
Команда
проекта формируется в зависимости от
потребностей проекта, опыта и квалификации
персонала, а также от условий и организации
выполнения проекта.
Генеральный
контрактор
— сторона или участник проекта, вступающий
в отношения с заказчиком и берущий на
себя ответственность за по ставку
товаров или выполнение работ по контракту;
это может быть весь проект или его часть.
В функции генконтрактора входит
заключение контракта с заказчиком
(инвестором), отбор и заключение договоров
с субконтракторами, обеспечение
координации их работ, принятие и оплата
товаров (работ) соисполнителей. В качестве
контрактора могут выступать
генконтракторные, инжиниринговые,
консалтинговые фирмы и профессиональные
организации по управлению проектами.
Рис. 1.6.2. Пример
структурной схемы типовой команды
проекта
Субконтрактор
— вступает
в договорные отношения с контактором
или субконтрактором более высокого
уровня, несет ответственность за
выполнение работ и услуг в соответствии
с контрактом.
Лицензоры
— организации,
выдающие лицензии на право владения
земельным участком, ведения торгов,
выполнения определенных видов работ и
услуг и т.п.
Органы
власти —
сторона, удовлетворяющая свои интересы
путем получения налогов от участников
проекта, выдвигающая и поддерживающая
экологические, социальные и другие
общественные и государственные
требования, связанные с реализацией
проекта.
Владелец
земельного участка — юридическое
или физическое лицо, являющееся владельцем
участка земли, вовлеченного в проект.
Вступает в отношения с заказчиком и
передает на договорной основе право
пользования или владения этим участком.
Производитель
готовой продукции —
осуществляют эксплуатацию созданных
основных фондов и производит конечную
продукцию. Главная цель — получение
прибыли от продажи готовой продукции
потребителям. Принимает участие на всех
фазах проекта и взаимодействует с
основными участниками проекта. Его роль
и функции зависят от доли собственности
в конечных результатах проекта. Во
многих случаях является заказчиком и
инвестором проекта.
Покупатели
конечной продукции
— юридические и физические лица, являющиеся
покупателями и пользователями конечной
продукции, определяющие требования к
производимой продукции и оказываемым
услугам, формирующие спрос на них. За
счет средств потребителей возмещаются
затраты на проект и формируется прибыль
всех участников проекта.
Таблица
1.6.1.
№ п/п |
Функция участника |
Участник |
||||||||||||
3 |
РП |
П |
ГП |
СП |
Б |
ОВ |
ПС |
В |
Л |
И |
ИП |
ПП |
||
1 |
Разработка |
* |
Х |
|||||||||||
2 |
Анализ |
* |
Х |
|||||||||||
3 |
Разработка |
Х |
* |
|||||||||||
4 |
Разработка |
* |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||||
5 |
Выбор |
* |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||||
6 |
Базовое |
* |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||||
7 |
Проведение |
* |
* |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||
8 |
Детальное |
Х |
* |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||
9 |
Закупка, |
* |
Х |
Х |
Х |
Х |
* |
Х |
Х |
Х |
||||
10 |
Строительно-монтажные |
Х |
* |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||||
11 |
Надзор |
Х |
* |
Х |
Х |
* |
Х |
|||||||
12 |
Освоение |
* |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
* |
Х |
Пример
основных функций и возможных взаимодействий
участников инвестиционного проекта
Условные обозначения:
3
— заказчик; РП — руководитель проекта; П
— проектировщик; ГП — генпроектировщик;
СП — субподрядчик; Б — банки; ОВ — органы
власти; ПС — поставщики; В — владелец
земли; Л — лицензоры; И — инженер; ИП
-изготовители продукции; ПП — потребители
продукции; * — должен осуществлять; Х —
может осуществлять.
На
осуществление проекта оказывают влияние
и другие стороны из окружения проекта,
которые по существу также могут быть
отнесены к участникам проекта:
• конкуренты
основных участников проекта;
• общественные
группы и население, чьи экономические
и внеэкономические интересы затрагивает
осуществление проекта;
• спонсоры проекта;
• различные
консалтинговые, инжиниринговые,
юридические организации, вовлеченные
в процесс осуществления проекта, и др.
Для
определения полного состава участников
проекта, построения его функциональной
и организационной структуры на стадии
разработки концепции проекта необходимо
определить:
1)
предметную область — цели, задачи, работы
и основные результаты, т.е. что нужно
сделать, чтобы реализовать проект, а
также его масштабы, сложность, допустимые
сроки;
2)
отношения собственности, вовлеченной
в процесс осуществления проекта (что
сколько стоит и кому принадлежит?);
3) основные идеи
реализации проекта (как сделать?);
4)
основных активных участников проекта
(кто будет делать?);
5)
основных пассивных участников проекта
(кого касается проект?);
6) мотивацию
участников проекта (возможный доход,
ущерб, риск и т.д.).
Ответы
на эти вопросы позволяют выявить
участников проекта, их цели, функции,
мотивацию, определить взаимоотношения
и на этой основе принять обоснованные
решения по организации проекта и
управлению им.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Детали файла
Имя файла: | 1976.01.01;Т-Т.01;1 |
Размер: | 109 Kb |
Дата публикации: | 2015-03-09 03:52:58 |
Описание: | |
Проектный анализ (магистр) — Тест-тренинг
Список вопросов теста (скачайте файл для отображения ответов): Административные или законодательные, прямые и косвенные ограничения цен со стороны государства – это ____ цен |
|
Для скачивания этого файла Вы должны ввести код указаный на картинке справа в поле под этой картинкой —> | |
ВНИМАНИЕ: | |
Нажимая на кнопку «Скачать бесплатно» Вы подтверждаете свое полное и безоговорочное согласие с «Правилами сервиса» | |
ГОСТ Р 57363-2016
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЯЮЩЕГО ПРОЕКТОМ (ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАКАЗЧИКА)
Project management for real estate development (construction). Project manager (client’s technical representative) activities
ОКС 91.010.30
Дата введения 2017-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений» (АО «ЦНИИПромзданий»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 декабря 2016 г. N 2043-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования по управлению проектом в строительстве, позволяющие обеспечить эффективное достижение целей и задач проектов при осуществлении инвестиционно-строительной деятельности.
Требования настоящего стандарта распространяются на управление любыми проектами в строительстве и могут быть применены при строительстве зданий и сооружений различного функционального назначения, их реконструкции и капитальном ремонте, за исключением объектов определенных в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса как особо опасные и технически сложные, линейные объекты железнодорожного транспорта, объекты культурного наследия.
Настоящий стандарт допускается использовать с целью оценки соответствия управления проектом в строительстве установленным в стандарте требованиям.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51901.4* Менеджмент риска. Руководство по применению при проектировании
________________
* Действует ГОСТ Р МЭК 62198-2015.
ГОСТ Р 52807 Руководство по оценке компетентности менеджеров проектов
ГОСТ Р 54869 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом
ГОСТ Р 54870 Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов
ГОСТ Р 54871 Проектный менеджмент. Требования к управлению программой
ГОСТ Р ИСО 21500 Руководство по проектному менеджменту
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 инвестиционно-строительная деятельность: Деятельность, направленная на привлечение, вложение и управление инвестициями (инвестирование) для целей строительства, реконструкции и капитального ремонта, организацию (планирование), ввод в действие объектов производственного и непроизводственного назначения, а также линейных сооружений.
3.2 оптимизация проектных решений (value engineering): Модификация проектной или рабочей документации, направленная на определение и принятие проектных решений, снижающих стоимость капитальных затрат, затрат на эксплуатацию, улучшающих эффективность строительства и качество объекта.
3.3 предпроектная подготовка строительства: Комплекс работ, проводимых в целях обоснования градостроительной деятельности на территории и получение права на ее проведение [1].
3.4 проект в строительстве (инвестиционно-строительный проект): Комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание объекта (основных фондов), комплекса объектов производственного или непроизводственного назначения, линейных сооружений в условиях временных и ресурсных ограничений.
3.5 управляющая компания в строительстве: Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по управлению проектами в строительстве, направленную на достижение целей и задач инвестиционно-строительного проекта, действующее по договору и от имени застройщика (инвестора), в рамках определенных сторонами полномочий.
3.6 управляющий проектом в строительстве (руководитель проекта, менеджер проекта) (project manager): Ответственное лицо, которому застройщик (инвестор) делегирует полномочия по руководству работами, планированию, контролю и координации работ участников проекта, распоряжению, контролю за финансовыми средствами, оценку и управление рисками.
Примечание — Управляющий проектом представляет управляющую компанию или непосредственно организацию застройщика (инвестора).
3.7 управление строительством (construction management): Организация строительного производства на объекте, включая: планирование, контроль, оценку и управление рисками, координацию работ подрядных и строительно-монтажных организаций, авторского надзора, строительного контроля, других участников строительства, реконструкции или капитального ремонта.
4 Общие положения. Управление проектом в строительстве
4.1 Управление проектом в строительстве — это деятельность, направленная на достижение целей и задач инвестиционно-строительного проекта, начиная с формирования инвестиционных намерений, выбора земельных участков или объектов, инженерных изысканий, предпроектной и проектной подготовки строительства и заканчивая строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов, последующей сдачей-приемкой их в эксплуатацию.
4.2 Настоящий стандарт устанавливает порядок организации управления проектами в строительстве, определяет этапы реализации проекта, а также области управления проектами в строительстве.
4.3 Стандарт содержит рекомендуемые унифицированные подходы по деятельности управляющего проектом, его основные функции и задачи, в которые может входить весь комплекс организационно-управленческих работ, обеспечивающих строительство «под ключ», в том числе:
— организация реализации инвестиционно-строительного проекта;
— сбор и подготовка исходных данных;
— предпроектная подготовка строительства;
— анализ участников инвестиционно-строительного проекта, их компетенций, финансово-хозяйственного состояния, репутации и соответствия их возможностей предъявляемым требованиям;
— оценка и управление рисками;
— обеспечение функции технического заказчика и строительного контроля;
— планирование, организация и контроль строительства, включая проектные, изыскательские (в том числе специальные: сейсмические, геофизические и др.), научно-исследовательские, опытно-конструкторские, строительно-монтажные, отделочные и другие работы, связанные со строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов производственного и непроизводственного назначения, а также линейных сооружений;
— обеспечение эффективности капитальных вложений на основе применения прогрессивных и современных решений, с учетом использования местных материалов, современных информационных технологий, других требований инвестора к техническому уровню и качеству объекта, позволяющих получить конкурентоспособный результат;
— сдача-приемка объекта в эксплуатацию.
4.4 Взаимодействие управляющего проектом в строительстве с другими участниками инвестиционно-строительного проекта осуществляется на основе договорно-правовых отношений и установленных ему застройщиком (инвестором) полномочий.
4.5 Управляющая компания в строительстве может совмещать функции управления проектом и технического заказчика, так как роль, ответственность и участие технического заказчика при реализации инвестиционно-строительного проекта ограничена стадиями предпроектной и проектной подготовки строительства, строительстве и сдачи-приемки объекта в эксплуатацию. Большая часть управленческих, организационных, финансовых и технических решений принимается на этапах инициации и планирования проекта. Застройщик (инвестор) вправе заключить договор только на исполнение управляющей компанией функции технического заказчика.
4.6 При осуществлении управляющей компанией функций строительного контроля необходимо наличие допуска саморегулируемой организации и штата специалистов, обладающих требуемой квалификацией и компетенциями.
4.7 Методология управления проектом в строительстве разработана в соответствии с отечественными и международными стандартами и практиками по управлению проектами. Основные этапы управления проектом в строительстве приведены на рисунке А.1 приложения А.
4.8 Принципиальная схема управления проектом в строительстве приведена на рисунке А.2 приложения А.
5 Организация управления проектом в строительстве
5.1 Управление проектом в строительстве предполагает использование соответствующих методов и компетенций для их реализации. Существенное значение имеет системная последовательность и взаимоувязка различных этапов реализации проектов в строительстве, большая часть из которых строго регламентирована существующим законодательством.
5.2 Управление взаимодействием участников проекта в строительстве осуществляется с учетом процессов проектного менеджмента, приведенных в соответствующих национальных стандартах по проектному менеджменту.
5.3 Организационная структура управления проектом в строительстве зависит от сложности проекта, его специфики, объема инвестирования, сроков реализации, региональных и климатических особенностей, таких как работа в условиях Крайнего Севера, значительная удаленность от населенных пунктов, а также прочих неблагоприятных условий.
5.4 Определение организационной структуры управления проектом, компетенции экспертов команды проекта напрямую влияют на достижение надлежащего результата: объекта завершенного строительством, отвечающего требованиям норм и правил, выполненного с надлежащим качеством, в рамках определенного бюджета и в установленные сроки.
5.5 Организационная структура управления проектом в строительстве — это временная структура, включающая в себя участников команды проекта, определение зон их ответственности, а также уровней и границ полномочий, которые следует четко определять и доводить до сведения всех заинтересованных лиц проекта. Состав основных участников проектной команды представлен в приложении Б.
5.6 Для руководства проектом на уровне организации застройщика (инвестора) следует определить куратора (ответственного представителя), уполномоченного санкционировать начало проекта и использование ресурсов, способствовать успешной реализации проекта в строительстве и его поддержку. Куратор принимает управленческие решения, разрешает задачи и вопросы, которые не могут быть решены силами управляющего проекта, включая изменение бюджета инвестиционно-строительного проекта и сроков его реализации.
6 Этапы реализации проекта в строительстве
6.1 Инициирование проекта в строительстве
На данном этапе определяется необходимость и возможность инвестиционного проекта в строительстве, его бизнес-планирование.
6.1.1 Инвестиционная деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [2], а также в соответствии с Федеральным законом N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях» и другими нормативно-правовыми документами [3].
6.1.2 Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и/или модернизируемого имущества [2].
6.1.3 В рамках этапа инициирование проекта застройщик (инвестор) устанавливает изначальные цели и ожидаемые результаты проекта (критерии успеха), назначает куратора и управляющего проектом, осуществляет бизнес-планирование, в котором определяет содержание, финансовые ресурсы, внутренние и внешние заинтересованные стороны, а также другие факторы, влияющие на конечный результат.
6.1.4 Утверждение проекта и принятие решения о его финансировании осуществляется до начала самого проекта. Однако следует привлекать управляющего проектом и команду проекта для участия в подготовке и анализе данных в процессе бизнес-планирования. Участие экспертов на ранней стадии позволяет выявить потенциальные риски проекта в строительстве и определить пути их максимального снижения или устранения на первоначальном этапе.
6.1.5 В процессе принятия решения о целесообразности и возможности инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений на соответствующей территории, а также для получения предварительных исходных данных, наличии земельных участков для строительства, условий присоединения объекта к источникам снабжения, инженерным коммуникациям и сетям необходимо разрабатывать Ходатайство (Декларацию) [4] о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений на территории Российской Федерации. При разработке Ходатайства (Декларации) [4] следует руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и другими государственными документами, регулирующими инвестиционно-строительную деятельность.
6.2 Планирование проекта в строительстве
Управляющий проектом совместно с застройщиком (инвестором) осуществляет детальное планирование будущей реализации проекта в строительстве, определяет и уточняет цели и задачи, разрабатывает последовательность действий, требуемых для их последующего достижения, определяет состав (общее содержание) работ. Результатом данного этапа является план по управлению проектом в строительстве, включающий:
— определение состава работ (содержания) проекта, предпроектные проработки, предварительный выбор земельного участка (объекта строительства/реконструкции);
— планирование коммуникаций — обмен информацией и документацией в проекте;
— планирование бюджета проекта;
— планирование закупок для проекта;
— планирование качества проекта;
— планирование кадровых ресурсов проекта;
— определение рисков проекта и вероятных путей снижения их воздействия;
— планирование и управление сроками (графиком) реализации проекта;
— планирование работы с возможными изменениями проекта;
— определение ключевых показателей эффективности и результатов проекта в строительстве.
План по управлению проектом в строительстве является основным документом при планировании и реализации проекта, его управления и контроля, а также условиям сдачи-приемки в эксплуатацию и формального завершения проекта.
6.2.1 Определение состава работ (содержания) проекта
Определение состава работ направлено на формулирование детальных требований и характеристик будущего проекта, его технических и технологических особенностей, обоснование инвестиций.
Основными составляющими для определения состава работ проекта в строительстве являются предпроектные проработки (концептуальный проект), обоснованный выбор земельного участка, условия и ограничения территориального планирования, наличие инженерной инфраструктуры, грунтовые и прочие условия, которые могут существенно повлиять на стоимость и сроки реализации проекта.
6.2.2 Планирование коммуникаций в проекте, обмен информацией и документацией между участниками проекта
Планирование коммуникаций и последующее ими управление включает в себя содействие своевременному и качественному обмену информацией при принятии решений, внесению изменений, сборе и рассылке исходных данных, чертежей и прочей документации, с последующим архивированием и возможностью быстрого извлечения. Ключевым фактором успешного осуществления проекта в строительстве является обеспечение актуализированной базы данных, документации и отчетности для всех участников проекта в строительстве.
6.2.3 Планирование бюджета проекта в строительстве
Финансовое планирование и управление бюджетом (стоимостью) проекта в строительстве включает в себя:
— расчет стоимости планируемых работ и услуг;
— сведение всех элементов и операций для планирования бюджета проекта, а также определение источников его финансирования;
— проверку предъявляемых к оплате документов организаций за выполненные работы, поставленную продукцию и оказанные услуги;
— обеспечение своевременного финансирования и своевременной оплаты работ по договорам с исполнителями работ;
— определение стоимости необходимых изменений, предложения по оптимизации бюджета;
— предоставление отчетов застройщику (инвестору) об использовании финансовых ресурсов, потребности в финансовых ресурсах на следующий период, а также по запросу ответственного представителя застройщика (инвестора) оперативную информацию о реализации инвестиционно-строительного проекта.
На основании расчета бюджета проводят дополнительную проверку финансовых показателей, определенных на стадии бизнес-планирования. Ведение бухгалтерского, оперативного и статистического учета обычно осуществляется застройщиком (инвестором).
6.2.4 Планирование закупок для проекта
Одним из инструментов управления проектами является планирование закупок материалов, оборудования, работ и услуг для оптимизации стоимости закупаемой продукции и сроков ее поставки.
Управляющий проектом участвует в обеспечении и организации закупок, на основании конкурентного выбора, предпочтительных материалов, конструкций, изделий и оборудования, организует разработку технического задания, подготовку заключения договоров поставок оборудования и материалов, осуществляет контроль за патентной чистотой впервые примененных или разработанных в проекте решений, технологических процессов, оборудования, конструкций, материалов или изделий, готовит документы по предъявлению заказчиком претензий или экономических санкций к исполнителям проектной продукции, поставщикам материалов и оборудования, а также производителям строительно-монтажных работ за ненадлежащее выполнение договорных обязательств или качества работ.
Отдел закупок может входить в структуру застройщика (инвестора).
6.2.5 Планирование и управление качеством проекта в строительстве
Основным результатом, с точки зрения качества проекта в строительстве, является обеспечение защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений. Обеспечение качества следует планировать и осуществлять на всех этапах реализации проекта. Разработка плана качества должна учитывать специфику строительного проекта и участие сторонних организаций, ответственных за обеспечение качества и их взаимодействия. К таким организациям относятся строительный контроль подрядной организации, строительный контроль застройщика, авторский надзор проектной организации (при необходимости или на основании решения застройщика), органы экспертизы, органы государственного строительного надзора и другие компетентные структуры.
6.2.6 Планирование и управление кадровыми ресурсами проекта
Разработка плана управления кадровыми ресурсами — это процесс определения, распределения и документирования ролей и ответственности между участниками проекта. Привлекаемый персонал должен обладать необходимым набором профессиональных знаний, навыков, компетенций, чтобы успешно реализовывать поставленные задачи. Ответственность управляющего проектом заключается в правильном определении критически необходимых ресурсов в конкретный момент времени на этапе планирования и реализации проекта.
6.2.7 Планирование и управление рисками проекта в строительстве
Вероятный риск в проекте — это событие или ряд событий и условий, которые могут, в случае если они произойдут, повлиять на успешную реализацию проекта. В соответствии с общими положениями менеджмента риска основными подпроцессами являются идентификация риска, оценка риска, обработка риска (в том числе разработка мероприятий по снижению или устранению его воздействия), исследование и мониторинг риска, обмен информацией по вопросам риска и другие. Необходимыми документами для планирования и управления рисками являются план менеджмента риска и реестр проектного риска. Контроль и управление рисками следует осуществлять на протяжении всего проекта.
6.2.8 Планирование и управление сроками (графиком) реализации проекта в строительстве
Планирование сроков начинается с момента определения состава работ (содержания) проекта. Итогом планирования является разработанный детальный график реализации проекта, включающий в себя: график разработки проектной документации; календарный и сетевой графики строительства (производства строительно-монтажных работ); график финансирования и другие. В процессе реализации инвестиционно-строительного проекта управляющий проекта осуществляет постоянный контроль графика и, по необходимости, внесение корректировок и изменений.
6.2.9 Планирование работы с возможными изменениями проекта в строительстве и управление ими
Проекты в строительстве наиболее часто подвержены изменениям, как при проектировании, так и в процессе строительства, зачастую не только по причинам необходимости корректировки первоначальных решений, но и под воздействием внешних неконтролируемых факторов, таких как изменение законодательства и прочих. Для целей управления изменениями и минимизации их вероятного негативного эффекта следует определить порядок работы с ними. В рамках проектного менеджмента результатами процесса управления изменениями являются определение и документирование процесса работы с изменениями в проекте, а именно: выявление изменений, определение величины влияния на сроки, бюджет или качество проекта, согласование и утверждение изменений, организация учета версий и продуктов проекта, доведение информации об изменениях до заинтересованных сторон. Необходимость проведения повторной экспертизы проектных решений определяют в соответствии с действующим законодательством.
6.2.10 Определение ключевых показателей эффективности и результатов проекта в строительстве
Ключевые показатели эффективности и результатов проекта в строительстве свидетельствуют об эффективности выполнения всего проекта и его отдельных частей. В качестве показателей эффективности допускается применять:
— проект закончен в срок, в рамках бюджета;
— требуемое (проектное) качество объекта достигнуто;
— ресурсы проекта распределены максимально эффективно;
— проект соответствует бизнес-плану.
Ключевые показатели эффективности для каждого проекта разрабатывают управляющий проектом совместно с застройщиком (инвестором).
6.3 Реализация проекта строительства
6.3.1 Первоначальным этапом реализации проекта в строительстве является выбор площадки (объекта) строительства и оформление правоустанавливающих документов. Объект строительства должен соответствовать схемам территориального планирования. Управляющий проектом оказывает содействие при выборе земельного участка и оформлении его в установленном порядке.
6.3.2 На стадии сбора и подготовки исходных данных для предпроектной и проектной подготовки строительства управляющий проектом организует и обеспечивает необходимую поддержку при проведении инженерных изысканий, оформлении разрешений на присоединение к мощностям и действующим инженерным коммуникациям, выборе проектных, изыскательских и прочих организаций, подготовке технических заданий и задания на проектирование, оформлении градостроительной документации.
Управляющий проектом обеспечивает полноту и качество передаваемых исходных данных для проектирования, представляет интересы застройщика при подготовке документации и проведение общественных слушаний.
6.3.3 На стадии проектирования управляющий проектом принимает участие в выборе генпроектировщика, а также других проектно-изыскательских организаций, оформлении договорных отношений, согласовывает с проектными организациями сроки выполнения, бюджета работ и выдачи проектной документации, осуществляет контроль за их исполнением (design management).
Управляющий проектом координирует, в случае необходимости, взаимодействие проектных, изыскательских и прочих организаций — участников проектной подготовки строительства, контролирует обеспечение требуемого уровня качества проектных решений в процессе разработки и реализации проектной и рабочей документации, определяет целесообразность вариантного проектирования и оптимизации (value engineering) предлагаемых проектных решений.
Управляющий проектом принимает, хранит и передает подрядным организациям проектную и рабочую документацию, ведет отчетность о ходе проектирования, своевременно информирует инвестора о необходимости внесения изменений или корректировок, а также существенного отклонения от определенных условий проектирования.
6.3.4 На стадии согласования проектной документации (permission management), управляющий проектом обеспечивает рассмотрение и согласование в установленном порядке проектной документации в государственных органах, муниципальных образованиях и прочих заинтересованных организациях, в том числе в органах экспертизы, для чего определяет органы экспертизы (в случае негосударственной экспертизы) и принимает участие в заключении соответствующих договоров. Управляющий проектом организует утверждение и переутверждение проектной документации, а также внесение в проектную документацию изменений по требованиям экспертизы.
6.3.5 На стадии строительства управляющий проектом принимает участие в выборе генподрядной и подрядных организаций, преимущественно по результатам тендеров, разрабатывает задание на проведение тендера, оценивает условия строительства объекта приведенные в тендерном предложении, реализуемую подрядчиком технологию производства строительно-монтажных работ, оснащенность необходимым оборудованием и техникой, наличие необходимых допусков саморегулируемых организаций, внутреннюю систему менеджмента качества, репутацию, финансовое состояния подрядной организации и другие аспекты.
Управляющий проектом участвует в заключении договора на капитальное строительство, реконструкцию или капитальный ремонт предприятий, зданий и сооружений. При заключении договора управляющий проектом, на основании утвержденного плана по управлению проектом, устанавливает требования к срокам строительства, качеству построенного объекта, рассматривает, в соответствии с проектной документацией, состав и номенклатуру строительных материалов, конструкций, технологического оборудования и других видов материальных ресурсов, поставляемых подрядчиком, порядок проведения пусконаладочных работ, уточняет договорную цену работ, условия страхования рисков, связанных со строительством, требования по охране труда и технике безопасности при производстве строительно-монтажных работ, имущественную ответственность сторон за неисполнение договорных обязательств, условия конфиденциальности при выполнении контракта и прочих условий.
Управляющий проектом может выступать в роли управляющего строительством (генерального подрядчика), при наличии у него допуска саморегулируемой организации и поручения застройщика (инвестора) о выполнении данных функций.
Совместно с застройщиком (инвестором) управляющий проектом принимает решение о привлечении авторского надзора, за исключением случаев, когда авторский надзор за строительством объектов является обязательным.
Управляющий проектом от имени и по поручению застройщика получает разрешения соответствующих эксплуатирующих организаций на производство работ в зоне воздушных линий электропередач, линий связи в полосе отвода железных дорог, в местах прохождения подземных коммуникаций (кабельных, газопроводных, водопроводных, канализационных) и других расположенных на строительной площадке; использование в период строительства электроэнергии, газа, воды и пара от существующих источников, в соответствии с проектом организации строительства, в случае отсутствия у застройщика (инвестора) собственных объектов газо-, водо-, паро- и энергоснабжения; вырубку зеленых насаждений и пересадку деревьев, оформление порубочных билетов.
Управляющий проектом заказывает создание геодезической основы строительства, вынос и закрепление осей, оказывает содействие в регистрации в органах государственного строительного надзора должностных лиц, ответственных за ведение строительного контроля со стороны застройщика, готовит документы для получения разрешения на строительство, осуществляет организацию подготовки строительной площадки, снос существующих зданий и сооружений, перенос инженерных коммуникаций, включая компенсационные выплаты за счет застройщика (инвестора).
Управляющий проектом осуществляет контроль за сроками получения оборудования и материалов, организации приемки, представление и рассмотрение претензий к изготовителям и поставщикам, а также участие в арбитражном обсуждении (в случае необходимости), рассматривает и урегулирует спорные вопросы по выполнению условий договоров (контрактов) строительного подряда с генподрядчиком и другими подрядными организациями.
Управляющий проектом готовит периодическую отчетность о ходе строительства и выполнении графиков производства работ, своевременно информирует застройщика (инвестора) в случае отклонения от сроков реализации проекта, предлагает решения по сокращению и оптимизации сроков и бюджета строительства.
6.4 Мониторинг и контроль за реализацией проекта в строительстве
6.4.1 Целью мониторинга и контроля за реализацией проекта в строительстве является проверка соответствия промежуточных результатов проекта и хода его работ установленным требованиям и критериям качества, сроков, стоимости.
6.4.2 Существенным требованием контроля инвестиционно-строительных проектов является ведение строительного контроля за проведением строительно-монтажных работ на этапе реализации проекта, на соответствие объема и качества выполняемых работ проектной документации.
6.4.3 Деятельность строительного контроля регламентирована действующим законодательством Российской Федерации, может осуществляться только при наличии допуска саморегулируемой организации.
6.5 Завершение проекта, приемка объекта в эксплуатацию
6.5.1 Управляющий проектом:
— определяет режим эксплуатации объекта в период индивидуальных и комплексных испытаний инженерных систем, оборудования их приемки, обеспечивает контроль за пусконаладочными работами и организацию подготовки объекта к сдаче в эксплуатацию;
— проверяет исполнительную документацию, передает документацию по приемке объекта в эксплуатацию на хранение пользователю объекта, если иное не предусмотрено нормативными документами местных органов власти и/или договором с застройщиком (инвестором);
— представляет приемо-сдаточной комиссии необходимые документы по законченному строительством объекту;
— создает от имени и по поручению застройщика (инвестора) приемо-сдаточную комиссию и проводит приемку от исполнителя работ, законченного строительством объекта;
— взаимодействует с авторским надзором для получения заключения по объекту в случае необходимости;
— согласует сроки устранения дефектов и недоделок в рамках договора с подрядной организацией;
— готовит документы для обращения в соответствующие органы исполнительной власти за получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
— готовит документы для осуществления ввода объекта в эксплуатацию и его последующей регистрации в местных органах власти, в установленном ими порядке;
— передает завершенный строительством объект застройщику (инвестору) или организациям-пользователям, уполномоченным инвестором или выносит его на реализацию (продажу, отчуждение, аренду);
— готовит и передает застройщику (инвестору) отчет о выполнении договорных обязательств и о достижении проектом необходимых параметров по результатам строительства.
6.6 Эксплуатация объекта, гарантийный период, его капитальный ремонт, реконструкция и ликвидация
Эксплуатация объекта не является этапом реализации проекта в строительстве, однако является существенной частью жизненного цикла здания, сооружения вплоть до его ликвидации (вывода из эксплуатации и сноса).
Эксплуатация объекта допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Эксплуатацию зданий, сооружений следует осуществлять в соответствии с их назначением, разрешенным использованием, без нарушения требований технических регламентов, проектной документации, нормативно-правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В целях обеспечения безопасности зданий и сооружений в процессе их эксплуатации следует обеспечивать их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль, текущие и планово-профилактические ремонты, в соответствии с требованиями нормативных документов РФ.
Управляющий проектом, совместно с подрядной организацией организует обучение персонала застройщика (инвестора) — службы эксплуатации по заранее разработанной и согласованной программе.
В период гарантийной эксплуатации объекта управляющий проектом, по требованию застройщика (инвестора), контролирует исполнение обязательств участниками строительства в гарантийный период, участвует в организации и устранении дефектов, выявленных после ввода объекта в эксплуатацию, силами виновной стороны. Срок гарантийной эксплуатации определяется договором подряда или в соответствии с положениями Гражданского кодекса.
7 Основные права управляющего проектом в строительстве
7.1 Управляющий проектом в строительстве в своей деятельности руководствуется законодательными и нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также иными документами, регулирующими инвестиционно-строительную деятельность. Обязательными являются требования, устанавливаемые техническими регламентами и государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг, защиты жизни и здоровья граждан, имущества, охраны окружающей среды.
7.2 Управляющий проектом в строительстве имеет право:
— представлять интересы застройщика (инвестора) в учреждениях, организациях и на предприятиях по вопросам реализации инвестиционно-строительного проекта, в рамках своей компетенции и условий, определенных договором;
— принимать участие в выборе участников разработки и реализации проекта в строительстве, представлять свои предложения и рекомендации;
— иметь доступ ко всей достоверной и полной организационной, проектной и исполнительной документации, имеющей отношение к разработке и реализации проекта, ко всем участникам инвестиционно-строительного проекта и их службам, вовлеченным в проект;
— оценивать риски и влияние на проект изменений, предлагаемых застройщиком (инвестором), своевременно доводить рекомендации до ответственного представителя;
— принимать решения в рамках своих полномочий и компетенций, по всем вопросам планирования и реализации проекта в строительстве;
— осуществлять постоянный контроль за качеством проектной документации, строительно-монтажных работ, поставляемого оборудования, конструкций, изделий и материалов;
— при необходимости приостанавливать работу по реализации проекта, в том числе производство отдельных видов строительно-монтажных работ;
— участвовать на постоянной основе самому или его представителю при рассмотрении производственных вопросов и споров между участниками разработки и реализации проекта;
— требовать в установленные сроки утвержденными планами работ отчеты, информацию, а также получать материалы и документы по возникающим оперативным вопросам;
— вносить предложения застройщику (инвестору) о наложении в установленном порядке взысканий и других мер административного воздействия на виновных в несвоевременном или некачественном выполнении работ, заданий и поручений управляющего проектом;
— предоставлять отчеты куратору (ответственному представителю) застройщика (инвестора);
— вносить предложения по оптимизации бюджета, сроков производства работ, корректировке решений, улучшающих качество производимых работ и/или характеристик объекта в целом.
7.3 Обязанности и ответственность управляющего проектом в строительстве определяются договором, в зависимости от сложности объекта, и объемом работ управляющего проектом, определенным сторонами.
Приложение А
(справочное)
Основные этапы управления проектом в строительстве
А.1 Основные этапы управления проектом в строительстве приведены на рисунке А.1.
|
Рисунок А.1
А.2 Принципиальная схема управления проектом в строительстве приведена на рисунке А.2.
|
Рисунок А.2
Приложение Б
(справочное)
Состав основных участников команды проекта в строительстве
В состав организационной структуры (команды) проекта в строительстве могут входить:
1 управляющий проектом в строительстве (руководитель проекта, менеджер проекта/project manager); обеспечивает общее руководство и управление процессами и работами, отвечает за получение результатов проекта, управляет командой проекта;
2 руководитель по проектированию (design manager); координирует выполнение работ по проектированию в рамках проекта, контролирует соответствие выполняемых рабочих документов проектных работ — ранее утвержденной предпроектной и проектной документации, отвечает за внедрение эффективных решений, вариантное проектирование и оптимизацию проектных решений (value engineering);
3 руководитель по строительству (construction manager); координирует все виды работ, выполняемые на строительной площадке, контролирует выполнение работ в соответствии с рабочей документацией, техническими регламентами и сводами правил;
4 руководитель по согласованиям (permission manager); координирует все вопросы, связанные с оформлением градостроительной и иной исходно-разрешительной документацей, получением технических условий и специальных технических условий, согласованием проектной и рабочей документации в установленном порядке;
5 руководитель по финансово-учетным вопросам (cost manager); координирует своевременность и полноту оплат по договорным обязательствам и прочим расходам в соответствии с графиком финансирования и фактом выполнения работ, контроль налоговых выплат, соответствие фактических затрат бюджету проекта, внесение необходимых корректировок в процессе реализации проекта;
6 руководитель по закупкам и поставкам материалов и оборудования (procurement manager); координирует все виды закупок и поставок на этапах реализации проекта в строительстве;
7 координатор по планированию (scheduling control coordinator/planner); отвечает за разработку графика реализации проекта и регулярный контроль его исполнения, внесение необходимых корректировок и изменений по ходу реализации проекта;
8 координатор по договорно-правовым вопросам (contract manager); осуществляет контроль за исполнением договорных обязательств, отвечает за соблюдение процедур по внесению изменений в договора, претензионную работу;
9 координатор работ по подготовке к эксплуатации и гарантийной эксплуатации; отвечает за организацию и проведение эксплуатационных испытаний, подготовку объекта к эксплуатации, передачу эксплуатационной и гарантийной документации застройщику (инвестору), поддержку застройщика (инвестора) в период гарантийной эксплуатации;
10 администратор проекта (document control coordinator); координирует и контролирует документооборот, а также вспомогательную деятельность, обеспечивает необходимые условия для работы команды проекта.
Библиография
[1] |
Рекомендации по деятельности Управляющего проектом при разработке и реализации проектной и рабочей документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, МДС 11-2.99 (утверждено письмом Госстроя РФ 10 июня 1999 г. N ЛБ-1992/5) |
[2] |
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» |
[3] |
Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях» |
[4] |
Типовое положение по разработке и составу Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений (утверждено Минстроем РФ 7 марта 1997 г*.) |
УДК 721.013:006.354 |
ОКС 91.010.30 |
|
Ключевые слова: управление проектом в строительстве, управляющий проектом в строительстве, команда проекта, технический заказчик |
Руководитель проекта
- Руководитель проекта
-
Руководитель проекта
Юридическое лицо (управляющий, менеджер), которому заказчик (инвестор) делегирует полномочия по руководству работами по реализации проекта: планированию, контролю и координации работ всех участников на протяжении жизненного цикла. Состав функций и полномочий руководителя проекта определяется контрактом с заказчиком
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации.
.
2015.
Смотреть что такое «Руководитель проекта» в других словарях:
-
руководитель проекта — Член проектной команды, ответственный за тактическое управление проектом и за результаты проекта. Руководитель проекта предоставляет отчеты владельцу проекта во время его реализации. Эта должность является обязательной для всех проектов.… … Справочник технического переводчика
-
руководитель проекта по защите окружающей среды — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN environmental project manager … Справочник технического переводчика
-
руководитель проекта по обеспечению качества на ТЭС или АЭС — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN project quality assurance managerPQAM … Справочник технического переводчика
-
руководитель проекта по оказанию технической помощи — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN technical assistance project managerTAPM … Справочник технического переводчика
-
инженер-руководитель проекта — инженер руководитель проекта, инженера руководителя проекта … Орфографический словарь-справочник
-
главный технический руководитель проекта — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN general technical project leader … Справочник технического переводчика
-
исполнительный руководитель проекта — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN administrative project manager … Справочник технического переводчика
-
технический руководитель проекта — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN technical project leaderproject engineering headTPL … Справочник технического переводчика
-
руководитель научно-исследовательского проекта — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN research manager … Справочник технического переводчика
-
Матричная организация проекта — тип организации проекта, при которой руководитель проекта разделяет обязанности по контролю над деятельностью членов команды с их непосредственным начальником … Словарь терминов по экспертизе и управлению недвижимостью
В зависимости от вида проекта в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу. Вместе с тем все эти организации в зависимости от выполняемых ими функций принято объединять в конкретные группы участников проекта.
Основные участники проекта
Заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое лицо, так и юридическое.
Инвестор – физические или юридические лица, вкладывающие средства в проект. Инвестор может быть и заказчиком. Если это не одно и то же лицо, то инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта. Инвесторами в РФ могут быть: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом; организации, юридические лица всех форм собственности, международные организации, иностранные юр. лица, физические лица – граждане РФ, иностранные граждане. Одним из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта, является банк.
Проектировщик – специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию. Ответственной за выполнение всего комплекса этих работ обычно является одна организация, называемая генеральным проектировщиком.
Поставщик – организации, обеспечивающие материально-техническое обеспечение проекта (закупки, поставки).
Исполнитель (организация—исполнитель, подрядчик, субподрядчик) – юридические лица, несущие ответственность за выполнение работ по контракту. К ним относятся индивидуальные предприниматели, производственные предприятия, вузы и т.д.
Научно-технические советы (НТС) – ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий для достижения проектных целей; организующие конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.
Руководитель проекта (в принятой на Западе терминологии «проект-менеджер») – юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Конкретный состав полномочий руководителя проекта определяется контрактом с заказчиком.
Команда проекта – специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта. Состав и функции команды зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта. Команда проекта вместе с руководителем проекта является разработчиком проекта.
Поддерживающие структуры – организации , содействующие основным участникам проекта в выполнении задач проекта и образующие вместе с ними инфраструктуру инновационного предпринимательства. К поддерживающим структурам относятся: инновационные центры; фонды поддержки программ, проектов; консалтинговые фирмы; органы независимой экспертизы; патентно-лицензионные фирмы; аудиторские фирмы;
Состав и порядок формирования инновационных проектов
Инн. проект – это сложная система взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных инн. идей на приоритетных направлениях развития науки и техники. Другими словами, ин. проект представляет собой намечаемый к планомерному осуществлению, объединенный единой целью и приуроченный к определенному времени комплекс работ и мероприятий по созданию, производству и продвижению на рынок новых высокотехнологичных продуктов с указанием исполнителей, используемых ресурсов и их источников.
Т.о. понятие «ин. проект» можно рассматривать в трех аспектах:
— как совокупность мероприятий для достижения ин. целей;
— как процесс осуществления ин. деятельности;
— как пакет документов, обосновывающих и описывающих эти мероприятия.
К основным элементам ин. проекта относятся:
-сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;
-комплекс проектных мероприятий по решению ин. проблемы и реализации поставленных целей;
-организация выполнения проектных мероприятий, т.е. увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданной стоимости и качества;
-основные показатели проекта, в том числе показатели, характеризующие его эффективность.
Основные элементы инновационного проекта
Порядок разработки ин. проекта
Разработка ин. проекта представляет собой НИР прогнозно-аналитического и технико-экономического характера, связанную с постановкой цели ин. проекта, разработкой его концепции, планированием проекта и оформлением его проектно-сметной документации.
Концепция ин.проекта должна определять варианты его реализации, формировать основные цели и ожидаемые конечные результаты, оценивать конкурентоспособность и перспективность результатов проекта, а также возможную эффективность. В процессе разработки концепции можно выделить этапы: формирование ин. идеи и постановка цели проекта, маркетинговые исследования идеи проекта, структуризация проекта, анализ риска и неопределенности, выбор варианта реализации проекта.
Формирование ин. идеи – идея создания нового продукта или услуги, идея организационных преобразований в отрасли, регионе, на действующем предприятии.
Маркетинговые исследования идеи проекта :
-устанавливаются возможные потребители целевого продукта проекта;
-анализируются возможности и экономическая целесообразность замены производимой продукции новыми видами целевой продукции;
-изучается структура отраслей, обеспечивающих реализацию проекта сырьем, энергоресурсами, комплектующими изделиями, коммуникациями и т.д.
-исследуются экономические и социальные последствия реализации проекта.
Структуризация проекта.
Для определения состава необходимых мероприятий конечные цели предварительно структурируются, т.е. разбиваются на составные элементы.
Анализ риска и неопределенности
Результат анализа рисков при разработке и.п. выражается в определении вероятности реализации альтернативных вариантов.
Выбор из альтернативных вариантов ин. проекта самого жизнеспособного представляет собой: установление основных критериев (показателей) эффективности проекта, расчет показателей эффективности вариантов проекта, сравнение и выбор варианта ин. проекта для реализации.
Планирование ИП. Основная цель планирования – интеграция всех участников проекта для выполнения комплекса работ, обеспечивающих достижение конечных результатов проекта. План реализации проекта представляет собой детальный, развернутый во времени, сбалансированный по ресурсам и исполнителям, взаимоувязанный перечень научно-технических, производственных, организационных и других мероприятий, направленных на достижение общей цели. План содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, а также какие ресурсы выделить на решение каждой задачи.
Оформление проектно-сметной документации.
Разработка ИП завершается подготовкой проектной документации. ИП любого уровня должен включать следующие разделы:
-содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения;
-основные цели и задачи, сроки и этапы реализации проекта;
-система мероприятий программы проекта;
-состав НТС;
-ресурсное обеспечение проекта за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, внебюджетных источников и т.п.
-оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации проекта;
-механизм реализации проекта;
-организация управления проектом и контроль за ходом его реализации.
Каждый из перечисленных разделов представляется в табличном или графическом виде. Прилагается пояснительная записка и бизнес план с социально-экономическими и технико-экономическими обоснованиями.