Являюсь классное руководство

Самопрезентация к  конкурсу

«Я классный руководитель»

Разрешите представиться. Я классный руководитель и учитель русского языка и литературы и классный руководитель 7 класса  МОБУСОШ села имени Восьмое Марта филиал ООШ с. Бекетово Идрисова Ирина Рафгатовна.Ермекеевского района республики Башкортостан

Классный руководитель-самый необходимый человек для ребёнка в современной школе. У него необычная миссия в жизни:не только руководить, направлять, но и воспитывать. Его предназначение- проследить за становлением личности ребёнка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни. Я являюсь классным руководителем 7 класса. Смотрю на них и радуюсь- они стали уже совсем взрослыми… А ведь три года назад, когда я их приняла в свои объятия, были совсем крошечными, несмышлёными.

В самом начале работы с детьми, когда мои пятиклассники пришли ко мне, я знала о них по рассказам учителя начальных классов и по своим эпизодическим наблюдениям. Несомненно, мне хотелось узнать их получше, поближе. Поэтому я искала любую возможность привлекать их к внеклассным и общешкольным мероприятиям. Мои пятиклассники  под  моим руководством  провели «День Учителя», подготовили великолепный классный час для своих родителей «Я уже пятиклассник», к Международному Женскому Дню 8 Марта организовали праздник для мам, приняли самое активное участие в «Вечере встрече с выпускниками». В этом году мы организовали общешкольный праздник «Здравствуй, Новый 2012 год!».

К сожалению, в моём классе не так много детей, умственно одарённых от природы, но все они старательные, послушные, внимательные и заботливые и у всех без исключения добрые сердца и искренние души. Хочется отметить, что мои ученики любят трудиться! Их не пугает никакой физический труд- это непременно заслуга их родителей. Живя с сельской местности, именно родители приучили своих чад к труду. Я считаю, что это — одно из важнейших качеств в наше время.

Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но и учатся сопереживать успехами победам своих товарищей и даже учителя. Считаю, что за эти годы ребята стали более дисциплинированными, дружными, повысилась культура общения и поведения, изменились их представления о значимости общечеловеческих ценностей. Это начинают замечать и окружающие.

У нас много планов на будущее. Самое страшное уверится в том, что всё знаешь, всё умеешь, всё понимаешь. Учится всю жизнь, не успокаиваться на достигнутом, сомневаться, искать новые ответы на вечные вопросы: какой я? достоин лия? достаточно ли моих знаний, чтобы не бояться возражений учащихся? не избегать детских вопросов, смело и убеждённо вести диалог со своими учениками? Эти вопросыпостоянно тревожат и заствляют трудиться  и над своей собственной душой. В конечном счёте, позиция классного руководителя- мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании, когда законом жизни становится «Закон протянутой руки, души распахнутой»

Условием достижения цели является чёткое соблюдение следующих заповедей воспитания:

  1. Не навреди.
  2. Твоё хорошее настроение и спокойствие приведёт к намеченной цели.
  3. Определи, что ты хочешь от ребёнка, узнай его мнение на этот счёт.
  4. УЧИТЫВАЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СВОЕГО ВОСПИТАННИКА.
  5. Предоставь самостоятельность ребёнку.
  6. Создай условия для осознанной деятельности воспитанника.
  7. Не упусти момент первого успеха ребёнка.

А вот моя памятка классного руководителя:

  1. Не отходить от поставленных целей.
  2. Моё поведение- пример моим воспитанникам.
  3. Не забывать о принципиальной основе моего педагогического кредо- доброта, доверие, внимание, терпение.

Довольно прозы да ещё в таком серьёзном тоне! Предлагаю перейти к поэзии и лирике, и  внесу немного юмора в свой монолог.

  • Я – учитель с молодой и прекрасной душой!
  • 20 лет отдаю душу всем, молодым!
  • И поэтому душа много лет остается юной —
  • Вот секрет моей жизни!

Понимаю я отлично,
Не могу не понимать,
Что своим примером личным,
Можно много показать.

Должен видеть ученик,
Что учитель не ленив,
И не видеть в нём изъянов.
При общенье постоянном.

В общем, надо мне хвалиться.
Скромность прочь — и говорить.
 По гороскопу  я -телец
Значит, лидером мне быть!
Лидером не только в школе —
В жизни лидером тем более!

Летом я готовлю сани,
А велосипед — зимой.
Кто пока ещё не с нами,
Собирайтесь — и за мной!

И в маршрутку, по привычке,
Я вперёд всегда сажусь:
Я водитель, стаж приличный —
Пешеходов не боюсь.

Дача, баня и цветы,
Лыжи, плаванье, мечты,
В школе тоже всё прекрасно:
Я — руководитель классный!

Когда пришел ко мне мой класс,
Увидела сиянье глаз
Веселых, грустных, озорных,
Таких мне милых и родных.
С тех пор мы вместе много лет,
Немало радостей и бед,
На нашем встретилось пути
Что не мешало нам идти.
К вершинам знаний и побед.
Да, вместе мы уже 3 года
Мы с классом – дружная семья
И в это очень верю я!

Мои ребята очень разные, есть робкие и отважные, есть ленивые и очень старательные.

Кто танцует, кто поет,
Кто уроки делает усердно,
Но, а кто – баклуши бьет…

У каждого из нас характер свой,
И взгляды пусть порой неадекватные,
Но в классе мы живем одной семьей,
Внушая детям истины понятные. 

Поймет не каждый, но свидетель Бог,
Я о другой не помышляла доле,
И званием «прекрасный педагог» горжусь,
Я счастлива, работать в нашей школе.

Решая задачу со многими неизвестными,организую работу не только по «горизонтали», но и по «вертикали». Хочу, чтобы мои ученики умели интересы общества ставить выше своих личных, чтобы они обладали острым чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива, были бескорыстными, смелыми, честными и справедливыми.

Мой класс:

  • веселый и шумный;
  • задорный, спортивный;
  • мобильный и умный;
  • весьма креативный;
  • везде побеждающий;
  • призы забирающий;

в учебе и спорте, везде и всегда!

Наш класс – содружество идей, друзей, затей!
Над проектом трудимся с ночи до зари,
Дружные и добрые как не посмотри,
До чего же шустрые, взгляд не отвести!
Про жизнь свою расскажут: слушай и смотри!

Я, ты, он, она –
Вместе дружная семья:
Большеглазых, озорных,
Милых, добрых и смешных!
Предо мной они все равны – все способны и добры!
Наши дети, наше чудо,
Наши радости и боли,
Без детей семьи не будет,
Ну, а школы и тем более!  

А вот и наши родители– верные путеводители. Они запомнили как пароль «Внимание!

Мои ученики, их родители и я, классный руководитель – все являемся содружеством «ученик-учитель-родитель» под названием « Школьное  братство», девиз которого:«Нас классная семья недаром породнила, мы – школьные друзья, и в этом наша сила».

Работа с классами строится по принципу: «Не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай, предлагаешь – внедряй».

Кто я в содружестве « Школьное братство»?

Для меня было очень важно осознать свою роль, а точнее роли в содружестве, которых, как оказалось, не мало. И так,

  • ЭНТУЗИАСТ,
  • СПЕЦИАЛИСТ,
  • КОНСУЛЬТАНТ,
  • РУКОВОДИТЕЛЬ,
  • «ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ»,
  • КООРДИНАТОРсодружества;
  • ЭКСПЕРТ, анализирующий результаты работы содружества.

Мои педагогические принципы:

  • Ребенок уникален.Прими его таким, каков он есть, со всеми его чувствами и эмоциями.
  • Создавай ситуацию успеха!Улыбайся! Улыбкой ничего нельзя испортить, а вот исправить можно.
  • Ребенок – это человек растущий.А я выросший. Два человека способны понять друг друга.
  • Не вынуждай ребенка чувствовать неравенство.Общайся с ним «глаза в глаза»
  • Протяни руку помощи! Не бывает плохих детей, бывают дети, нуждающиеся в помощи.

Выработался определенный стиль отношенияс детьми:

  • Не запрещать, а направлять;
  • Не управлять, а соуправлять;
  • Не принуждать, а убеждать;
  • Не командовать, а организовывать;
  • Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Вы даже представить себе не можете,
Сколько было у нас интересного!
Викторины и разные конкурсы
В нашем классе надолго запомнятся.

Совмещали порой невозможное…
Репетиции вместе с контрольными,
Тренировки, потом сочинения,
Даже выборы и изложения.
Может, что-то и не успевается,

Это жизнью у нас называется.

Все дела творческие! Иначе – зачем?»

В своей работе выделяю 3 этапа со следующими названиями и девизами:

  • «Делай, как я!»;
  • «Делай, как большинство из нас!»;
  • «Делай, как лучшие из нас!».

Я горжусь результатами нашей работы.

Посмотрите!
Какие хорошие выросли дети!
У них удивительно ясные лица!
Должно быть, им легче живется на свете,
Им проще пробиться, им легче добиться

Положим, они говорят, что труднее:
Экзамены всякие, конкурсы эти
Быть может, и верно. Им детям, виднее.
Но очень хорошие выросли дети. 

Классное руководство – это не должность, а образ жизни, состояние души.

Вы думаете, «классным» быть легко?
Не спать от мыслей долгими ночами
И вслушиваться в шум учеников,
И спорить с тем, кто не доволен мелочами.

Прожить сто жизней, добрых и плохих,
Чужой бедой болеть однажды.
Да, может «классным» быть легко,
Но КЛАССНЫМ ведь становится не каждый.

Я никогда ни от кого не жду поблажек,
И долю «классного» я с честью донесу.
Должна возиться с кипами бумажек
Порой ночами во втором часу

И снова «классный» делом перегружен
Но так ему не выжить одному.
Ведь сам себе зачем он будет нужен.
Когда не нужен он ученику?

И поэтому я стараюсь использовать предоставленное мне право на самостоятельность, творчество, поиск, право на яркую индивидуальность! Ищу необычное в обычном, делаю «открытия».

Дорогие друзья!

Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте мы навек объединимся,
Давайте наши души сохраним!

Душа всегда обязана трудиться!
Творите, ищите, фантазируйте смелее –
Поиск идет необычной идеи!

Желаю всем удачи!!!

Классный руководитель
должен быть организатором ученического коллектива класса, хорошо знать
учащихся, условия их жизни, особенности характеров, их интересы и склонности
и с учетом этого проводить разностороннюю работу с классом по решению
учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой. Классный руководитель —
это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в
усвоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений
через разнообразные виды воспитывающей деятельности в классном коллективе,
создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и
осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации. 

В своей деятельности педагогические работники, осуществляющие классное
руководство, руководствуются Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией
РФ, Законом РФ «Об образовании», законодательными актами Российской
Федерации и Чувашской республики, нормативными правовыми актами Министерства
образования РФ и Чувашской Республики, регулярно читают методическую
литературу. 

Классное руководство осуществляется как педагогическая функция,
обеспечивающая организацию воспитательного процесса в основном его звене —
первичном ученическом коллективе. 

В работе с конкретным коллективом учащихся классный руководитель изменяет
содержание и соотношение видов деятельности школьников в зависимости от их
возраста и уровня воспитанности. Он учитывает также особенности социальной
обстановки в стране и конкретные условия школы, класса. Планирование
воспитательной работы по видам деятельности обеспечивает разносторонность
взаимодействия школьника с окружающим миром, позволяет предупредить однобокое
влияние школы, сведение ее воспитательного влияния к узкому кругу
однообразных дел, широкого процесса воспитания личности — к обучению. 

Классный руководитель должен владеть целой палитрой форм организуемой
деятельности. Необходимо отметить, что количество форм коллективной, группой
и индивидуальной деятельности учащихся безгранично. Выбор и создание новых
форм определяется как целями воспитания данного коллектива, так и конкретной
ситуацией, в которой оно осуществляется. Но вместе с тем форма не может быть
самоцелью, она создается как выражение глубокого психологического замысла и
реализации воспитательной цели. В этой связи совершенно очевидно, что
классный руководитель должен обладать методическим запасом образованных,
распространенных в практике школьного воспитания и наиболее популярных форм
работы со школьниками, особенно дискуссионных, игровых, состязательных,
творческих и др. 

Классный руководитель работает по плану, составленному на четверть или
полугодие, в котором кратко определяются конкретные мероприятия по
воспитательной работе с классом исходя из наиболее актуальных задач, стоящих
перед школой. 

План классного руководителя утверждается директором школы. В крупных школах
директор школы может поручать утверждение части планов классных руководителей
заведующему учебной частью. Классный руководитель подотчетен в своей работе
директору школы, заведующему учебной частью и педагогическому совету. 

Целью классного руководства является формирование ценностных ориентации
обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности,
соответствующую насущным интересам личности и общества, принципам
государственной политики в области образования и определенных Законом РФ
«Об образовании». Цель его работы с классом состоит в создании
благоприятной микросферы и психологического климата в коллективе, а также в
координации усилий педагогов (учителей-предметников, воспитателей,
руководителей кружков и др.), родителей, других взрослых, влияющих на
становление личности его воспитанников. 

Задачи классного
руководства:

Создание классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды,
обеспечивающей социализацию каждого ребенка. 

Организация всех видов коллективной и индивидуальной , деятельности,
вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, с помощью
представителей всех социальных институтов воспитания. 

Коррекция индивидуального развития учащихся класса, I способствующая
свободному и полному проявлению и развитию их способностей. 

Основополагающими для классного руководства являются следующие принципы:

гуманистическая направленность: в центре внимания классного руководителя —
развитие личности каждого обучающегося закрепленного класса (учебной группы),
обеспечение прав и свобод обучающихся; 

коллегиальность в организации воспитательного процесса: участие в нем
обучающихся, их родителей (законных представителей), а также педагогических
работников; 

системность: обеспечение взаимосвязанности и целостности усилий всех
участников воспитательного процесса; 

природосообразность: выбор форм организации воспитательного процесса с учетом
половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, ценностных и
целевых ориентации коллектива образовательного учреждения, объективных
условий его жизнедеятельности. 

Основные направления
классного руководства:

Аналитико-прогностическое: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и
динамики их развития; выявление специфики, определение состояния и перспектив
развития классного коллектива. 

Организационно-педагогическое: организация и стимулирование творческой
деятельности обучающихся; установление связей семьи и образовательного
учреждения; координация педагогических работников в вопросах организации
обучения и воспитания в закрепленном классе (учебной группе), индивидуальная
работа с обучающимися; формирование классного коллектива. 

Коммуникативное: развитие и регулирование межличностных отношений между
обучаююимися и педагогическими работниками, содействие развитию общего
благоприятного психологического климата в коллективе.

В процессе своей
деятельности классный руководитель:

получает регулярную информацию о физическом и психическом здоровье
воспитанников, их успеваемости и поведении; 

по мере необходимости обращается за методической и
организационно-педагогической помощью к руководству образовательного
учреждения, методическим объединениям, работающим в нем; 
выносит на рассмотрение администрации, педагогического совета или совета
образовательного учреждения предложения, направленные на улучшение
жизнедеятельности детского коллектива закрепленного класса, отдельных
обучающихся; 

по согласованию с администрацией образовательного учреждения приглашает
родителей (законных представителей) для оказания помощи, координации действий
в воспитании их детей, обращается в комиссию, инспекцию по делам
несовершеннолетних и другие организации для решения вопросов, связанных с
обучением и воспитанием обучающихся класса;

систематически анализирует динамику личностного развития обучающихся; 
контролирует ведение дневников; 

проводит классные часы (собрания, «часы общения» и т. п.) и
родительские собрания; 

содействует деятельности родительского комитета класса (учебной группы); 

при поддержке коллег и родителей (законных представителей) осуществляет
диагностику вос-питанности обучающихся, эффективности воспитательной работы с
ними; 

повышает свою профессиональную квалификацию в целях совершенствования
воспитательного процесса; 

планирует свою деятельность по классному руководству в соответствии с
требованиями к планированию, установленными администрацией образовательного
учреждения для классных руководителей; 

ведет личные дела обучающихся, дневник (журнал, карту и т. п.) педагогических
наблюдений за динамикой развития обучающихся и коллектива класса (учебной
группы) в целом; 

осуществляет постоянный текущий контроль над учебным процессом;

работает с родителями по всем профессиональным, воспитательным и бытовым
проблемам учащихся; 

ведет индивидуальную работу с «трудными» учащимися и их родителями; 

осуществляет сбор сведений о семьях с указанием места работы, жительства,
контактных телефонах; 

осуществляет организационную поддержку досуга школьников. 

Классный руководитель
является организатором разнообразных видов жизнедеятельности детей:

познавательной, которая расширяет кругозор школьников, приобщает их к чтению,
развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует
интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями; 

трудовой, направленной на создание, сохранение, приумножение материальных
ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного
труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым
формирующего уважительное отношение к материальным ценностям как средству
существования человека; 

художественной, развивающей чувственные мироощущения, потребность в прекрасном,
способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям и
стимулирующей художественную самодеятельность школьника; 

спортивной, культивирующей здоровый образ жизни, формирующей силу,
выносливость, пластичность и красоту человеческого тела; 

общественной, содействующей социализации школьника, приобщающей его к
активному преобразованию действительности; 

ценностно-ориентировочной, направленной на рациональное осмысление
общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной
причастности к миру во всех его проявлениях; 

свободного общения, осуществляемого как досуг школьников, когда их общение
освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью их деятельности
является общение с «другим человеком» как ценностью.

Полномочия классного
руководителя:

получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей;

контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса; 

контролировать успеваемость каждого ученика; 

координировать работу учителей-предметников, организовывать педконсилиумы,
«малые педсоветы»; 

выносить на рассмотрение администрации, педагогического или методического
совета школы согласованные с коллективом класса предложения;

посещать уроки учителей и внеклассные занятия в своем классе;

оценивать поведение учащихся по согласованию со всеми учителями класса,
объявлять благодарность классу в целом и отдельным учащимся за успехи в
учении, труде, общественно полезной работе и поведении, а также порицание
учащимся за допущенные проступки; 

входить в педагогический совет с предложениями о поощрениях учащихся за
отличные успехи в учении, труде, другой общественно полезной работе и за
примерное поведение в установленном порядке, а также об исключении из школы
отдельных учащихся за серьезные проступки, если в отношении к ним были
исчерпаны все другие меры педагогического воздействия; 

вызывать родителей учащихся для совместного решения вопросов, связанных с
улучшением учебной и трудовой деятельности школьников и их воспитанием; 

проводить собрания родителей класса;

приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в школу; 

по согласованию с администрацией обращаться в отдел по профилактике
правонарушений среди несовершеннолетних (ОППН), советы содействия семье и
школе на предприятиях, организуя решение вопросов, связанных с обучением и
воспитанием учащихся его класса;

определять программы индивидуальной работы с детьми; 

по согласованию с администрацией и с разрешения педагогического совета школы
вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и
воспитательной деятельности; 

выбирать формы повышения педагогического мастерства через систему
переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и
групповых формах методической работы, через систему образования и выездную
стажировку. 

Требования к подготовке
классного руководителя и общие условия его работы

Слагаемыми профессиональной подготовки классного руководителя являются: 

знания и умения по педагогике, детской и возрастной психологии, социальной
психологии и психологии отношений; психологии детских коллективов;
педагогической этике; 

знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков; владение
эффективными методами изучения отдельной личности и группы; 

знание возрастной физиологии, школьной гигиены; 

знание теоретических основ воспитания, владение технологией воспитательного
воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой
организации свободного времени школьников, коллективной творческой
деятельности; техникой индивидуального общения с детьми, родителями и др.); 

знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по
организации воспитательного процесса; основных направлений и перспектив
развития народного образования и педагогической практики; 

знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других
государственных органов по вопросам обучения и воспитания учащихся; Конвенции
о правах ребенка; основ трудового законодательства; 

способности к анализу, диагностированию, прогнозированию, программированию,
коррекции, самоконтролю; 
организаторские умения и навыки; 
коммуникативные способности; 
высокая духовная культура. 

Для реализации
педагогических задач классному руководителю необходимо создать соответствующие
условия:
материально-техническое обеспечение организуемой им воспитательной
деятельности; 

организационно-методическую помощь со стороны руководства учреждения
образования, методической службы;

мотивированное обеспечение (организация систематического коллективного
педагогического анализа состояния и перспектив классного руководства,
использования методов и мер морального и материального поощрения и др.). 

Круг обязанностей
классного руководителя

1. Организация
деятельности классного коллектива.
 
• Ведение журнала. 
• Организация классного коллектива: распределение поручений, работа с
активом, направление учеников класса в советы дел, правильная организация
каждого коллективного творческого дела, помощь в работе старшего дежурного. 
• Организация дежурства по классу, по школе, по столовой. 
• Соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета. 
• Забота о внешнем виде воспитанников. 
• Организация питания. 

2. Организация учебной
работы классного коллектива и отдельных учащихся.
 

• Строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель несет личную
ответственность за пропуски учащимися уроков без уважительных причин.

• Забота о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, обеспечение им
помощи в учебе, передачи уроков, внимания товарищей по классу. 

• Создание обстановки, благоприятствующей учебе. 

• Координация деятельности учителей, работающих в классе (регулирование
отношений, коррекции, помощи в учебе; проведение минипедсовета учителей,
работающих в классе, раз в четверть). 

• Работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу
успеваемости школьника. 

• Создание условий для развития наиболее одаренных детей, для развития
познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлечение в кружки,
факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры, организация устных журналов,
экскурсий, посещений выставок, дальних поездок и т. п.). 

• Развитие умения научно организовать умственный труд (цикл бесед,
рекомендации, индивидуальная работа, привлечение к работе психолога). 

• Забота о круге чтения (рекомендации учителей-предметников, знакомство с
кругом чтения, помощь в выборе книг, коррекция). 

3. Организация
внеучебной жизни классного коллектива.
 

• Создание микроклимата в классе, формирование межличностных отношении, их
коррекция, регулирование взаимоотношений. 

• Развитие умений общаться, воспитание ответственности перед коллективом за
порученное дело, помощь в его исполнении, контроль за его исполнением. 

• Организация творческих дел в классе с привлечением отдельных учащихся или
всего коллектива класса.

• Всемерное вовлечение в общественно полезную, нужную товарищам, людям
деятельность, воспитание доброты и милосердия. 

• Охрана здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика,
укрепление здоровья, вовлечение в физкультурную, спортивную работу через
походы. 

• Организация спортивных соревнований, спортивных игр, походов. 

• Помощь в деятельности различных детских общественных организаций. 

• Поиск интересных форм, глубокого содержания каждого организуемого дела,
определение целесообразности и целенаправленности при организации и
проведении любой встречи классного руководителя с классным коллективом (будь
то классный час, классное собрание, политчас, беседа, откровенный разговор,
огонек и т. д.). (Проведение 1 тематического классного часа в месяц
обязательно). 

4. Изучение личности и
коррекция в воспитании школьников.
 

• Изучение личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, с
учетом мнения учителей, работающих в классе, и родителей. 

• Работа с характеристиками учащихся, использование характеристик для
коррекции личности воспитанника. 
• Организация нравственного воспитания. 

• Воспитание политической культуры. Формирование эстетической культуры. 

• Воспитание ответственного отношения к труду и формирование трудовых
навыков. 
• Привитие санитарно-гигиенических навыков. 

5. Работа с родителями. 

• Проведение тематических родительских собраний 1 раз в четверть и дня
открытых дверей 1 раз в четверть.
• Изучение условий воспитания в семье. 
• Индивидуальная работа с родителями.

• Привлечение родителей для организации интересной, насыщенной внеучебной
деятельности классного коллектива. 
• Влияние на общение ребят с родителями. 

Критерии оценки
деятельности классного руководителя.
 

Основным критерием оценки работы классного руководителя является реальный
рост воспитанности, общей культуры учащихся класса. В оценке уровня
воспитанности отдельно взятого ребенка классный руководитель ориентируется на
идеальную модель всесторонне развитой личности, т. е. личности, у которой
сформированы интеллектуальные, физические, нравственные, эстетические и
трудовые качества, наблюдается целостность бытия, сознания и самосознания,
сформированы чувства, воля и правильное поведение. Задача классного
руководителя — установить меру соответствия реального образа школьника
идеальной модели, выражающей цели воспитания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподовательской деятельности, другие называют её самой главной.

Как бы не была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.

В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.

Так кто же такой – классный руководитель?

Классный руководитель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., Академия, 2001).

Классный руководитель – это профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности (Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. – М., 5 за знания, 2006).

Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни (Рожков М.И. Классному руководителю. – М., ВЛАДОС, 1999).

Классное руководство – традиционный для российского образования вид педагогической деятельности по организации воспитания учащихся в условиях первичного детского коллектива.

Классный руководитель является формальным и фактическим лидером группы, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников.

Классный руководитель играет важную роль в образовании ребенка, потому что влияет на формирование личности учащихся, раскрывает их творческий и мыслительный потенциал. А еще хороший руководитель класса всегда защитит права детей и их интересы, выстроит воспитательный процесс по принципам гуманизма. Профессиональный руководитель поможет ученику стать человеком, если деятельность его будет развивающей.​​​​​​​

Функции и обязанности классного руководителя

Какое значение в нынешних реалиях имеет классный руководитель? Он является основным организатором учебного процесса школы, должностным лицом, назначенным директором школы для организации воспитательной работы с учащимися. В настоящее время существуют несколько типов классного руководства:

  • педагог и преподаватель, одновременно осуществляющий классное управление;
  • руководитель класса, освобожденный от других форм деятельности, выполняет только воспитательные действия с учащимися класса;
  • куратор класса, отвечающий за определенный набор работ класса;​​​​​​​
  • тьютор, который покровительствует классу или направляет учащихся в выполнение ими определенного рода деятельности.

Функции классного руководителя:

  • Воспитательная деятельность.
  • Социальная защита.
  • Организация в классе любых видов деятельности, которые способствуют всесторонней подготовке учеников, формированию их индивидуальности, гармоническому существованию коллектива.
  • Координирование, направленное на положительное взаимодействие всех участников учебного процесса – педагогов, учеников, родителей.
  • Управление, способствующее контролю динамики развития личностей учащихся и коллектива учеников.

Классный руководитель является лицом, обладающим определенными правами и обязанностями:

  • быть информированным о здоровье каждого ученика;
  • контролировать успеваемость учеников и посещаемость занятий;
  • взаимодействовать с администрацией школы и учителями, библиотекой, психологом школы, медработником школы, специализированными службами, родителями учащихся;
  • проводить воспитательную работу с учащимися класса по различным направлениям и методикам;
  • содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласовывать их в классе;
  • получать помощь от коллектива учителей школы;
  • проводить индивидуальную работу с учениками и родителями;
  • не принимать поручения, которые не касаются прямых обязанностей;
  • проводить экспериментальные и исследовательские работы по актуальным педагогическим вопросам;
  • организовывать воспитательные мероприятия, которые окажут оптимальное влияние на развитие личности учеников;
  • помогать каждому конкретному ученику в решении проблем;
  • оказывать помощь родителям школьников в вопросах воспитания детей.
Замечание 1

Хороший классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования.

Система работы

В последние годы одним из главных требований, связанных с организацией и осуществлением грамотного профессионального классного руководства, является ведение системной работы и в классе, и с каждом учеником в целом. Такой труд должен быть направлен на развитие индивидуальности каждого ученика, а также на неповторимость и успех всего класса. Важнейшим заданием классного руководства является обеспечение взаимопонимания между его учениками и создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе учеников.​​​​​​​

Классный руководитель ведёт системное управление на основе следующих принципов:

  • Воспитательная программа по концепции, принятой в учебном заведении.
  • Анализ результатов деятельности, позитивных и негативных явлений жизни.
  • Личностно-ориентированный подход к педагогике.
  • Актуальные задачи воспитания.
  • Принцип толерантности.
Замечание 2

Грамотный классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства.

Система работы руководителя класса включает в себя:

  • аналитическую, практическую, организационную деятельность в области воспитания;
  • контроль за повседневной деятельностью класса;​​​​​​​
  • использование современных методов воспитания.

Внедряя и традиционные, и новаторские методы, формы взаимодействия с учениками, классному руководителю следует понимать: чем больше их и чем интереснее они для учеников, тем лучше. Это могут быть разговоры и дискуссии, дебаты и игры, тренинги и экскурсии, интересная встреча, конкурсы, турниры и другие формы общественной и творческой работы. Успешная работа классного руководителя предполагает тесную связь с родителями учеников. Работа с родителями осуществляется при помощи следующих форм:

  • проведение родительского собрания;
  • совместное мероприятие для учеников и их родителей (праздник, соревнование, игра, турнир);​​​​​​​
  • родители могут проводить лекции по актуальным педагогическим проблемам.

В первую очередь классный руководитель является профессиональным педагогическим сотрудником, который для учеников является:

  • духовным образцом культуры человечества;
  • защитником от безнравственности;
  • инициатором объединения ученических коллективов;
  • стимулом для развития личности и самовыражении каждого ученика;
  • консультантом по социализации ребенка;
  • консультантом по проблемам повседневной жизни школьников;
  • человеком, который помогает осознать ученику социальную и экономическую жизнь в обществе;
  • консультантом по профессиональной ориентации;
  • координатором совместного усилия педагогов, родителей и общества в области воспитания школьников;
  • человеком, позитивно влияющим на нравственный и психологический климат учебного коллектива.

Чтобы считаться профессиональным классным руководителем, нужно уметь:

  • Эффективно взаимодействовать с учителями, педагогами, родителями.
  • Уважать детей, которые поддерживают инициативу и развивают чувство ответственности.
  • Правильно понимать и реализовывать цели воспитания.
  • Планировать деятельность.
  • Организовывать воспитательные мероприятия./li>
  • Использовать методики психологического анализа учеников.​​​​​​​
  • Внедрять нравственные и эстетические технологий в образовательный процесс, направленные на формирование духовности учеников.
Замечание 3

Сущность самообразования заключается в умении организовать самостоятельную работу по совершенствованию себя, в том числе и в профессиональном плане.

Классный руководитель может повышать уровень образования, используя такие формы:

  1. Курсы повышения квалификации, конференции, семинары.
  2. Самостоятельная образовательная работа.

Выбирая тему самообразования, классному руководителю следует выработать алгоритм работы, который должен включать в себя:

  • Выбор тематики.
  • Определение цели и задачи работы.
  • Выделение предмета и объекта.
  • Подробное исследование литературного источника по выбранной теме.
  •  
  • Практическое применение результатов своего опыта и эксперимента.
  • Анализ выполненной работы, формулировка выводов, рекомендаций, направления дальнейшей работы.
  • Оформление работы и представление отчета в педагогическом коллективе.

На курсы повышения квалификации, конференции и семинары может направить администрация школы. А вот индивидуальную работу по самообразованию нужно суметь организовать самому, например, с помощью:

  • Изучение профессиональной научно-практической литературы и электронных ресурсов.
  • Участие в научных организациях, клубах и проектах.
  • Ведение научных и экспериментальных работ.
  • Изучение современных педагогических практик.
  • Посещение библиотеки.
  • Поездки на экскурсию.
  • Профессиональное общение с учеными и иными интересными и выдающимися личностями.
  • Посещение мероприятий, повышение культурного уровня (музея, концерта, выставки и так далее).

Документы классного руководителя

Немаловажно умение классного руководителя работать с информацией, её систематизировать и хранить.

Общий список документов классного руководителя:

  1. Годовой план воспитательной работы.
  2. Внесение информации в классную книгу.
  3. Таблица родительских сведений.
  4. Список членов родительской комиссии.
  5. Подробная информация о содержании протоколов родительского собрания.
  6. Расписание, содержание занятий учителей различных предметов для изучения образовательных моментов.
  7. Сценарии мероприятий по воспитанию, классные часы.
  8. Диагностические методы.
  9. Информация об индивидуальной работе с проблемными учениками.
  10. Классный журнал.
  11. Журнал инструктажа по безопасности и ПДД.
  12. Отчеты по воспитанию.
  13. Сведения о посещаемости, их успешности, присутствии, состоянии здоровья учащихся.
  14. Информация по внеурочным занятиям учащихся.
  15. Личные дела школьников.

На сегодняшний день классный руководитель является мыслящим педагогом, постоянно развивающимся, ищущим ответы на проблемы, которые волнуют учеников, родителей и учителей. Такая личность открыта для новых свершений, способна положительно повлиять на развитие учеников, сформировать их личность.

Определение 1

Если рассматривать психологическое мастерство с технологической точки зрения, то его можно определить как систему, в число компонентов которой входят профессиональные знания и навыки, общий уровень культуры, способность к творчеству и технологическая компетентность.

Мастерство учителя в основном зависит от его собственной личности, от наличия у него специфических качеств. Данные качества не только должны способствовать формированию профессионального опыта в работе, но также должны самостоятельно организовать свои педагогические действия.​​​​​​​

Пример 1

Состав набора качеств преподавателя-профессионала, необходимых, чтобы обеспечить учебный процесс, довольно разнообразен и широк. Здесь и развитое чувство патриотизма, и гражданственность, высокий уровень интеллигентности и гуманизма, а также богатая внутренняя культура.

Педагогическое мастерство также подразумевает любовь к труду во всех его формах и отличную работоспособность. Кроме того, педагог-мастер просто обязан обладать человеколюбием, уметь общаться с людьми различных психологических типов и доводить до них тот объем информации и знаний, которые ему требуется довести в рамках обязательной образовательной программы и мер психологического воспитания.

Дмитрий Косяков

Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета

Классный руководитель — это не просто педагог, а наставник и помощник для детей и родителей; учитель, которого любят и уважают дети, к мнению которого прислушиваются родители. Он руководит воспитательным процессом в классе, планирует, организует, мотивирует, поддерживает и вдохновляет ребят на успехи!

Функции классного руководителя:

  • Планирование воспитательной деятельности;

  • Организация воспитательного процесса;

  • Мотивация субъектов воспитательного процесса;

  • Анализ и контроль воспитательной деятельности.

«Справочник классного руководителя» — это методическое пособие, раскрывающее содержание воспитательной деятельности классного руководителя на современном этапе. Он включает в себя основы деятельности классного руководителя в соответствии с его функциями, нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней; алгоритмы работы с детским коллективом, лучшие воспитательные практики классных руководителей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лекокса 200 мг инструкция по применению взрослым в таблетках
  • Карты таро как гадать инструкция для начинающих
  • Одестон инструкция по применению аналоги российские
  • Инструкция по установке по на ноутбук
  • Нужна ли инструкция по охране труда для бухгалтера