Самопрезентация к конкурсу
«Я классный руководитель»
Разрешите представиться. Я классный руководитель и учитель русского языка и литературы и классный руководитель 7 класса МОБУСОШ села имени Восьмое Марта филиал ООШ с. Бекетово Идрисова Ирина Рафгатовна.Ермекеевского района республики Башкортостан
Классный руководитель-самый необходимый человек для ребёнка в современной школе. У него необычная миссия в жизни:не только руководить, направлять, но и воспитывать. Его предназначение- проследить за становлением личности ребёнка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни. Я являюсь классным руководителем 7 класса. Смотрю на них и радуюсь- они стали уже совсем взрослыми… А ведь три года назад, когда я их приняла в свои объятия, были совсем крошечными, несмышлёными.
В самом начале работы с детьми, когда мои пятиклассники пришли ко мне, я знала о них по рассказам учителя начальных классов и по своим эпизодическим наблюдениям. Несомненно, мне хотелось узнать их получше, поближе. Поэтому я искала любую возможность привлекать их к внеклассным и общешкольным мероприятиям. Мои пятиклассники под моим руководством провели «День Учителя», подготовили великолепный классный час для своих родителей «Я уже пятиклассник», к Международному Женскому Дню 8 Марта организовали праздник для мам, приняли самое активное участие в «Вечере встрече с выпускниками». В этом году мы организовали общешкольный праздник «Здравствуй, Новый 2012 год!».
К сожалению, в моём классе не так много детей, умственно одарённых от природы, но все они старательные, послушные, внимательные и заботливые и у всех без исключения добрые сердца и искренние души. Хочется отметить, что мои ученики любят трудиться! Их не пугает никакой физический труд- это непременно заслуга их родителей. Живя с сельской местности, именно родители приучили своих чад к труду. Я считаю, что это — одно из важнейших качеств в наше время.
Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но и учатся сопереживать успехами победам своих товарищей и даже учителя. Считаю, что за эти годы ребята стали более дисциплинированными, дружными, повысилась культура общения и поведения, изменились их представления о значимости общечеловеческих ценностей. Это начинают замечать и окружающие.
У нас много планов на будущее. Самое страшное уверится в том, что всё знаешь, всё умеешь, всё понимаешь. Учится всю жизнь, не успокаиваться на достигнутом, сомневаться, искать новые ответы на вечные вопросы: какой я? достоин лия? достаточно ли моих знаний, чтобы не бояться возражений учащихся? не избегать детских вопросов, смело и убеждённо вести диалог со своими учениками? Эти вопросыпостоянно тревожат и заствляют трудиться и над своей собственной душой. В конечном счёте, позиция классного руководителя- мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании, когда законом жизни становится «Закон протянутой руки, души распахнутой»
Условием достижения цели является чёткое соблюдение следующих заповедей воспитания:
- Не навреди.
- Твоё хорошее настроение и спокойствие приведёт к намеченной цели.
- Определи, что ты хочешь от ребёнка, узнай его мнение на этот счёт.
- УЧИТЫВАЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СВОЕГО ВОСПИТАННИКА.
- Предоставь самостоятельность ребёнку.
- Создай условия для осознанной деятельности воспитанника.
- Не упусти момент первого успеха ребёнка.
А вот моя памятка классного руководителя:
- Не отходить от поставленных целей.
- Моё поведение- пример моим воспитанникам.
- Не забывать о принципиальной основе моего педагогического кредо- доброта, доверие, внимание, терпение.
Довольно прозы да ещё в таком серьёзном тоне! Предлагаю перейти к поэзии и лирике, и внесу немного юмора в свой монолог.
- Я – учитель с молодой и прекрасной душой!
- 20 лет отдаю душу всем, молодым!
- И поэтому душа много лет остается юной —
- Вот секрет моей жизни!
Понимаю я отлично,
Не могу не понимать,
Что своим примером личным,
Можно много показать.
Должен видеть ученик,
Что учитель не ленив,
И не видеть в нём изъянов.
При общенье постоянном.
В общем, надо мне хвалиться.
Скромность прочь — и говорить.
По гороскопу я -телец
Значит, лидером мне быть!
Лидером не только в школе —
В жизни лидером тем более!
Летом я готовлю сани,
А велосипед — зимой.
Кто пока ещё не с нами,
Собирайтесь — и за мной!
И в маршрутку, по привычке,
Я вперёд всегда сажусь:
Я водитель, стаж приличный —
Пешеходов не боюсь.
Дача, баня и цветы,
Лыжи, плаванье, мечты,
В школе тоже всё прекрасно:
Я — руководитель классный!
Когда пришел ко мне мой класс,
Увидела сиянье глаз
Веселых, грустных, озорных,
Таких мне милых и родных.
С тех пор мы вместе много лет,
Немало радостей и бед,
На нашем встретилось пути
Что не мешало нам идти.
К вершинам знаний и побед.
Да, вместе мы уже 3 года
Мы с классом – дружная семья
И в это очень верю я!
Мои ребята очень разные, есть робкие и отважные, есть ленивые и очень старательные.
Кто танцует, кто поет,
Кто уроки делает усердно,
Но, а кто – баклуши бьет…
У каждого из нас характер свой,
И взгляды пусть порой неадекватные,
Но в классе мы живем одной семьей,
Внушая детям истины понятные.
Поймет не каждый, но свидетель Бог,
Я о другой не помышляла доле,
И званием «прекрасный педагог» горжусь,
Я счастлива, работать в нашей школе.
Решая задачу со многими неизвестными,организую работу не только по «горизонтали», но и по «вертикали». Хочу, чтобы мои ученики умели интересы общества ставить выше своих личных, чтобы они обладали острым чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива, были бескорыстными, смелыми, честными и справедливыми.
Мой класс:
- веселый и шумный;
- задорный, спортивный;
- мобильный и умный;
- весьма креативный;
- везде побеждающий;
- призы забирающий;
в учебе и спорте, везде и всегда!
Наш класс – содружество идей, друзей, затей!
Над проектом трудимся с ночи до зари,
Дружные и добрые как не посмотри,
До чего же шустрые, взгляд не отвести!
Про жизнь свою расскажут: слушай и смотри!
Я, ты, он, она –
Вместе дружная семья:
Большеглазых, озорных,
Милых, добрых и смешных!
Предо мной они все равны – все способны и добры!
Наши дети, наше чудо,
Наши радости и боли,
Без детей семьи не будет,
Ну, а школы и тем более!
А вот и наши родители– верные путеводители. Они запомнили как пароль «Внимание!
Мои ученики, их родители и я, классный руководитель – все являемся содружеством «ученик-учитель-родитель» под названием « Школьное братство», девиз которого:«Нас классная семья недаром породнила, мы – школьные друзья, и в этом наша сила».
Работа с классами строится по принципу: «Не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай, предлагаешь – внедряй».
Кто я в содружестве « Школьное братство»?
Для меня было очень важно осознать свою роль, а точнее роли в содружестве, которых, как оказалось, не мало. И так,
- ЭНТУЗИАСТ,
- СПЕЦИАЛИСТ,
- КОНСУЛЬТАНТ,
- РУКОВОДИТЕЛЬ,
- «ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ»,
- КООРДИНАТОРсодружества;
- ЭКСПЕРТ, анализирующий результаты работы содружества.
Мои педагогические принципы:
- Ребенок уникален.Прими его таким, каков он есть, со всеми его чувствами и эмоциями.
- Создавай ситуацию успеха!Улыбайся! Улыбкой ничего нельзя испортить, а вот исправить можно.
- Ребенок – это человек растущий.А я выросший. Два человека способны понять друг друга.
- Не вынуждай ребенка чувствовать неравенство.Общайся с ним «глаза в глаза»
- Протяни руку помощи! Не бывает плохих детей, бывают дети, нуждающиеся в помощи.
Выработался определенный стиль отношенияс детьми:
- Не запрещать, а направлять;
- Не управлять, а соуправлять;
- Не принуждать, а убеждать;
- Не командовать, а организовывать;
- Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Вы даже представить себе не можете,
Сколько было у нас интересного!
Викторины и разные конкурсы
В нашем классе надолго запомнятся.
Совмещали порой невозможное…
Репетиции вместе с контрольными,
Тренировки, потом сочинения,
Даже выборы и изложения.
Может, что-то и не успевается,
Это жизнью у нас называется.
Все дела творческие! Иначе – зачем?»
В своей работе выделяю 3 этапа со следующими названиями и девизами:
- «Делай, как я!»;
- «Делай, как большинство из нас!»;
- «Делай, как лучшие из нас!».
Я горжусь результатами нашей работы.
Посмотрите!
Какие хорошие выросли дети!
У них удивительно ясные лица!
Должно быть, им легче живется на свете,
Им проще пробиться, им легче добиться
Положим, они говорят, что труднее:
Экзамены всякие, конкурсы эти
Быть может, и верно. Им детям, виднее.
Но очень хорошие выросли дети.
Классное руководство – это не должность, а образ жизни, состояние души.
Вы думаете, «классным» быть легко?
Не спать от мыслей долгими ночами
И вслушиваться в шум учеников,
И спорить с тем, кто не доволен мелочами.
Прожить сто жизней, добрых и плохих,
Чужой бедой болеть однажды.
Да, может «классным» быть легко,
Но КЛАССНЫМ ведь становится не каждый.
Я никогда ни от кого не жду поблажек,
И долю «классного» я с честью донесу.
Должна возиться с кипами бумажек
Порой ночами во втором часу
И снова «классный» делом перегружен
Но так ему не выжить одному.
Ведь сам себе зачем он будет нужен.
Когда не нужен он ученику?
И поэтому я стараюсь использовать предоставленное мне право на самостоятельность, творчество, поиск, право на яркую индивидуальность! Ищу необычное в обычном, делаю «открытия».
Дорогие друзья!
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте мы навек объединимся,
Давайте наши души сохраним!
Душа всегда обязана трудиться!
Творите, ищите, фантазируйте смелее –
Поиск идет необычной идеи!
Желаю всем удачи!!!
должен быть организатором ученического коллектива класса, хорошо знать
учащихся, условия их жизни, особенности характеров, их интересы и склонности
и с учетом этого проводить разностороннюю работу с классом по решению
учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой. Классный руководитель —
это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в
усвоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений
через разнообразные виды воспитывающей деятельности в классном коллективе,
создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и
осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации.
В своей деятельности педагогические работники, осуществляющие классное
руководство, руководствуются Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией
РФ, Законом РФ «Об образовании», законодательными актами Российской
Федерации и Чувашской республики, нормативными правовыми актами Министерства
образования РФ и Чувашской Республики, регулярно читают методическую
литературу.
Классное руководство осуществляется как педагогическая функция,
обеспечивающая организацию воспитательного процесса в основном его звене —
первичном ученическом коллективе.
В работе с конкретным коллективом учащихся классный руководитель изменяет
содержание и соотношение видов деятельности школьников в зависимости от их
возраста и уровня воспитанности. Он учитывает также особенности социальной
обстановки в стране и конкретные условия школы, класса. Планирование
воспитательной работы по видам деятельности обеспечивает разносторонность
взаимодействия школьника с окружающим миром, позволяет предупредить однобокое
влияние школы, сведение ее воспитательного влияния к узкому кругу
однообразных дел, широкого процесса воспитания личности — к обучению.
Классный руководитель должен владеть целой палитрой форм организуемой
деятельности. Необходимо отметить, что количество форм коллективной, группой
и индивидуальной деятельности учащихся безгранично. Выбор и создание новых
форм определяется как целями воспитания данного коллектива, так и конкретной
ситуацией, в которой оно осуществляется. Но вместе с тем форма не может быть
самоцелью, она создается как выражение глубокого психологического замысла и
реализации воспитательной цели. В этой связи совершенно очевидно, что
классный руководитель должен обладать методическим запасом образованных,
распространенных в практике школьного воспитания и наиболее популярных форм
работы со школьниками, особенно дискуссионных, игровых, состязательных,
творческих и др.
Классный руководитель работает по плану, составленному на четверть или
полугодие, в котором кратко определяются конкретные мероприятия по
воспитательной работе с классом исходя из наиболее актуальных задач, стоящих
перед школой.
План классного руководителя утверждается директором школы. В крупных школах
директор школы может поручать утверждение части планов классных руководителей
заведующему учебной частью. Классный руководитель подотчетен в своей работе
директору школы, заведующему учебной частью и педагогическому совету.
Целью классного руководства является формирование ценностных ориентации
обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности,
соответствующую насущным интересам личности и общества, принципам
государственной политики в области образования и определенных Законом РФ
«Об образовании». Цель его работы с классом состоит в создании
благоприятной микросферы и психологического климата в коллективе, а также в
координации усилий педагогов (учителей-предметников, воспитателей,
руководителей кружков и др.), родителей, других взрослых, влияющих на
становление личности его воспитанников.
Задачи классного
руководства:
Создание классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды,
обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
Организация всех видов коллективной и индивидуальной , деятельности,
вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, с помощью
представителей всех социальных институтов воспитания.
Коррекция индивидуального развития учащихся класса, I способствующая
свободному и полному проявлению и развитию их способностей.
Основополагающими для классного руководства являются следующие принципы:
гуманистическая направленность: в центре внимания классного руководителя —
развитие личности каждого обучающегося закрепленного класса (учебной группы),
обеспечение прав и свобод обучающихся;
коллегиальность в организации воспитательного процесса: участие в нем
обучающихся, их родителей (законных представителей), а также педагогических
работников;
системность: обеспечение взаимосвязанности и целостности усилий всех
участников воспитательного процесса;
природосообразность: выбор форм организации воспитательного процесса с учетом
половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, ценностных и
целевых ориентации коллектива образовательного учреждения, объективных
условий его жизнедеятельности.
Основные направления
классного руководства:
Аналитико-прогностическое: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и
динамики их развития; выявление специфики, определение состояния и перспектив
развития классного коллектива.
Организационно-педагогическое: организация и стимулирование творческой
деятельности обучающихся; установление связей семьи и образовательного
учреждения; координация педагогических работников в вопросах организации
обучения и воспитания в закрепленном классе (учебной группе), индивидуальная
работа с обучающимися; формирование классного коллектива.
Коммуникативное: развитие и регулирование межличностных отношений между
обучаююимися и педагогическими работниками, содействие развитию общего
благоприятного психологического климата в коллективе.
В процессе своей
деятельности классный руководитель:
получает регулярную информацию о физическом и психическом здоровье
воспитанников, их успеваемости и поведении;
по мере необходимости обращается за методической и
организационно-педагогической помощью к руководству образовательного
учреждения, методическим объединениям, работающим в нем;
выносит на рассмотрение администрации, педагогического совета или совета
образовательного учреждения предложения, направленные на улучшение
жизнедеятельности детского коллектива закрепленного класса, отдельных
обучающихся;
по согласованию с администрацией образовательного учреждения приглашает
родителей (законных представителей) для оказания помощи, координации действий
в воспитании их детей, обращается в комиссию, инспекцию по делам
несовершеннолетних и другие организации для решения вопросов, связанных с
обучением и воспитанием обучающихся класса;
систематически анализирует динамику личностного развития обучающихся;
контролирует ведение дневников;
проводит классные часы (собрания, «часы общения» и т. п.) и
родительские собрания;
содействует деятельности родительского комитета класса (учебной группы);
при поддержке коллег и родителей (законных представителей) осуществляет
диагностику вос-питанности обучающихся, эффективности воспитательной работы с
ними;
повышает свою профессиональную квалификацию в целях совершенствования
воспитательного процесса;
планирует свою деятельность по классному руководству в соответствии с
требованиями к планированию, установленными администрацией образовательного
учреждения для классных руководителей;
ведет личные дела обучающихся, дневник (журнал, карту и т. п.) педагогических
наблюдений за динамикой развития обучающихся и коллектива класса (учебной
группы) в целом;
осуществляет постоянный текущий контроль над учебным процессом;
работает с родителями по всем профессиональным, воспитательным и бытовым
проблемам учащихся;
ведет индивидуальную работу с «трудными» учащимися и их родителями;
осуществляет сбор сведений о семьях с указанием места работы, жительства,
контактных телефонах;
осуществляет организационную поддержку досуга школьников.
Классный руководитель
является организатором разнообразных видов жизнедеятельности детей:
познавательной, которая расширяет кругозор школьников, приобщает их к чтению,
развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует
интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;
трудовой, направленной на создание, сохранение, приумножение материальных
ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного
труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым
формирующего уважительное отношение к материальным ценностям как средству
существования человека;
художественной, развивающей чувственные мироощущения, потребность в прекрасном,
способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям и
стимулирующей художественную самодеятельность школьника;
спортивной, культивирующей здоровый образ жизни, формирующей силу,
выносливость, пластичность и красоту человеческого тела;
общественной, содействующей социализации школьника, приобщающей его к
активному преобразованию действительности;
ценностно-ориентировочной, направленной на рациональное осмысление
общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной
причастности к миру во всех его проявлениях;
свободного общения, осуществляемого как досуг школьников, когда их общение
освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью их деятельности
является общение с «другим человеком» как ценностью.
Полномочия классного
руководителя:
получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей;
контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
контролировать успеваемость каждого ученика;
координировать работу учителей-предметников, организовывать педконсилиумы,
«малые педсоветы»;
выносить на рассмотрение администрации, педагогического или методического
совета школы согласованные с коллективом класса предложения;
посещать уроки учителей и внеклассные занятия в своем классе;
оценивать поведение учащихся по согласованию со всеми учителями класса,
объявлять благодарность классу в целом и отдельным учащимся за успехи в
учении, труде, общественно полезной работе и поведении, а также порицание
учащимся за допущенные проступки;
входить в педагогический совет с предложениями о поощрениях учащихся за
отличные успехи в учении, труде, другой общественно полезной работе и за
примерное поведение в установленном порядке, а также об исключении из школы
отдельных учащихся за серьезные проступки, если в отношении к ним были
исчерпаны все другие меры педагогического воздействия;
вызывать родителей учащихся для совместного решения вопросов, связанных с
улучшением учебной и трудовой деятельности школьников и их воспитанием;
проводить собрания родителей класса;
приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в школу;
по согласованию с администрацией обращаться в отдел по профилактике
правонарушений среди несовершеннолетних (ОППН), советы содействия семье и
школе на предприятиях, организуя решение вопросов, связанных с обучением и
воспитанием учащихся его класса;
определять программы индивидуальной работы с детьми;
по согласованию с администрацией и с разрешения педагогического совета школы
вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и
воспитательной деятельности;
выбирать формы повышения педагогического мастерства через систему
переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и
групповых формах методической работы, через систему образования и выездную
стажировку.
Требования к подготовке
классного руководителя и общие условия его работы
Слагаемыми профессиональной подготовки классного руководителя являются:
знания и умения по педагогике, детской и возрастной психологии, социальной
психологии и психологии отношений; психологии детских коллективов;
педагогической этике;
знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков; владение
эффективными методами изучения отдельной личности и группы;
знание возрастной физиологии, школьной гигиены;
знание теоретических основ воспитания, владение технологией воспитательного
воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой
организации свободного времени школьников, коллективной творческой
деятельности; техникой индивидуального общения с детьми, родителями и др.);
знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по
организации воспитательного процесса; основных направлений и перспектив
развития народного образования и педагогической практики;
знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других
государственных органов по вопросам обучения и воспитания учащихся; Конвенции
о правах ребенка; основ трудового законодательства;
способности к анализу, диагностированию, прогнозированию, программированию,
коррекции, самоконтролю;
организаторские умения и навыки;
коммуникативные способности;
высокая духовная культура.
Для реализации
педагогических задач классному руководителю необходимо создать соответствующие
условия:материально-техническое обеспечение организуемой им воспитательной
деятельности;
организационно-методическую помощь со стороны руководства учреждения
образования, методической службы;
мотивированное обеспечение (организация систематического коллективного
педагогического анализа состояния и перспектив классного руководства,
использования методов и мер морального и материального поощрения и др.).
Круг обязанностей
классного руководителя
1. Организация
деятельности классного коллектива.
• Ведение журнала.
• Организация классного коллектива: распределение поручений, работа с
активом, направление учеников класса в советы дел, правильная организация
каждого коллективного творческого дела, помощь в работе старшего дежурного.
• Организация дежурства по классу, по школе, по столовой.
• Соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета.
• Забота о внешнем виде воспитанников.
• Организация питания.
2. Организация учебной
работы классного коллектива и отдельных учащихся.
• Строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель несет личную
ответственность за пропуски учащимися уроков без уважительных причин.
• Забота о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, обеспечение им
помощи в учебе, передачи уроков, внимания товарищей по классу.
• Создание обстановки, благоприятствующей учебе.
• Координация деятельности учителей, работающих в классе (регулирование
отношений, коррекции, помощи в учебе; проведение минипедсовета учителей,
работающих в классе, раз в четверть).
• Работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу
успеваемости школьника.
• Создание условий для развития наиболее одаренных детей, для развития
познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлечение в кружки,
факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры, организация устных журналов,
экскурсий, посещений выставок, дальних поездок и т. п.).
• Развитие умения научно организовать умственный труд (цикл бесед,
рекомендации, индивидуальная работа, привлечение к работе психолога).
• Забота о круге чтения (рекомендации учителей-предметников, знакомство с
кругом чтения, помощь в выборе книг, коррекция).
3. Организация
внеучебной жизни классного коллектива.
• Создание микроклимата в классе, формирование межличностных отношении, их
коррекция, регулирование взаимоотношений.
• Развитие умений общаться, воспитание ответственности перед коллективом за
порученное дело, помощь в его исполнении, контроль за его исполнением.
• Организация творческих дел в классе с привлечением отдельных учащихся или
всего коллектива класса.
• Всемерное вовлечение в общественно полезную, нужную товарищам, людям
деятельность, воспитание доброты и милосердия.
• Охрана здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика,
укрепление здоровья, вовлечение в физкультурную, спортивную работу через
походы.
• Организация спортивных соревнований, спортивных игр, походов.
• Помощь в деятельности различных детских общественных организаций.
• Поиск интересных форм, глубокого содержания каждого организуемого дела,
определение целесообразности и целенаправленности при организации и
проведении любой встречи классного руководителя с классным коллективом (будь
то классный час, классное собрание, политчас, беседа, откровенный разговор,
огонек и т. д.). (Проведение 1 тематического классного часа в месяц
обязательно).
4. Изучение личности и
коррекция в воспитании школьников.
• Изучение личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, с
учетом мнения учителей, работающих в классе, и родителей.
• Работа с характеристиками учащихся, использование характеристик для
коррекции личности воспитанника.
• Организация нравственного воспитания.
• Воспитание политической культуры. Формирование эстетической культуры.
• Воспитание ответственного отношения к труду и формирование трудовых
навыков.
• Привитие санитарно-гигиенических навыков.
5. Работа с родителями.
• Проведение тематических родительских собраний 1 раз в четверть и дня
открытых дверей 1 раз в четверть.
• Изучение условий воспитания в семье.
• Индивидуальная работа с родителями.
• Привлечение родителей для организации интересной, насыщенной внеучебной
деятельности классного коллектива.
• Влияние на общение ребят с родителями.
Критерии оценки
деятельности классного руководителя.
Основным критерием оценки работы классного руководителя является реальный
рост воспитанности, общей культуры учащихся класса. В оценке уровня
воспитанности отдельно взятого ребенка классный руководитель ориентируется на
идеальную модель всесторонне развитой личности, т. е. личности, у которой
сформированы интеллектуальные, физические, нравственные, эстетические и
трудовые качества, наблюдается целостность бытия, сознания и самосознания,
сформированы чувства, воля и правильное поведение. Задача классного
руководителя — установить меру соответствия реального образа школьника
идеальной модели, выражающей цели воспитания.
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподовательской деятельности, другие называют её самой главной.
Как бы не была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.
В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.
Так кто же такой – классный руководитель?
Классный руководитель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., Академия, 2001).
Классный руководитель – это профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности (Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. – М., 5 за знания, 2006).
Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни (Рожков М.И. Классному руководителю. – М., ВЛАДОС, 1999).
Классное руководство – традиционный для российского образования вид педагогической деятельности по организации воспитания учащихся в условиях первичного детского коллектива.
Классный руководитель является формальным и фактическим лидером группы, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников.
Классный руководитель играет важную роль в образовании ребенка, потому что влияет на формирование личности учащихся, раскрывает их творческий и мыслительный потенциал. А еще хороший руководитель класса всегда защитит права детей и их интересы, выстроит воспитательный процесс по принципам гуманизма. Профессиональный руководитель поможет ученику стать человеком, если деятельность его будет развивающей.
Функции и обязанности классного руководителя
Какое значение в нынешних реалиях имеет классный руководитель? Он является основным организатором учебного процесса школы, должностным лицом, назначенным директором школы для организации воспитательной работы с учащимися. В настоящее время существуют несколько типов классного руководства:
- педагог и преподаватель, одновременно осуществляющий классное управление;
- руководитель класса, освобожденный от других форм деятельности, выполняет только воспитательные действия с учащимися класса;
- куратор класса, отвечающий за определенный набор работ класса;
- тьютор, который покровительствует классу или направляет учащихся в выполнение ими определенного рода деятельности.
Функции классного руководителя:
- Воспитательная деятельность.
- Социальная защита.
- Организация в классе любых видов деятельности, которые способствуют всесторонней подготовке учеников, формированию их индивидуальности, гармоническому существованию коллектива.
- Координирование, направленное на положительное взаимодействие всех участников учебного процесса – педагогов, учеников, родителей.
- Управление, способствующее контролю динамики развития личностей учащихся и коллектива учеников.
Классный руководитель является лицом, обладающим определенными правами и обязанностями:
- быть информированным о здоровье каждого ученика;
- контролировать успеваемость учеников и посещаемость занятий;
- взаимодействовать с администрацией школы и учителями, библиотекой, психологом школы, медработником школы, специализированными службами, родителями учащихся;
- проводить воспитательную работу с учащимися класса по различным направлениям и методикам;
- содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласовывать их в классе;
- получать помощь от коллектива учителей школы;
- проводить индивидуальную работу с учениками и родителями;
- не принимать поручения, которые не касаются прямых обязанностей;
- проводить экспериментальные и исследовательские работы по актуальным педагогическим вопросам;
- организовывать воспитательные мероприятия, которые окажут оптимальное влияние на развитие личности учеников;
- помогать каждому конкретному ученику в решении проблем;
- оказывать помощь родителям школьников в вопросах воспитания детей.
Хороший классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования.
Система работы
В последние годы одним из главных требований, связанных с организацией и осуществлением грамотного профессионального классного руководства, является ведение системной работы и в классе, и с каждом учеником в целом. Такой труд должен быть направлен на развитие индивидуальности каждого ученика, а также на неповторимость и успех всего класса. Важнейшим заданием классного руководства является обеспечение взаимопонимания между его учениками и создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе учеников.
Классный руководитель ведёт системное управление на основе следующих принципов:
- Воспитательная программа по концепции, принятой в учебном заведении.
- Анализ результатов деятельности, позитивных и негативных явлений жизни.
- Личностно-ориентированный подход к педагогике.
- Актуальные задачи воспитания.
- Принцип толерантности.
Грамотный классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства.
Система работы руководителя класса включает в себя:
- аналитическую, практическую, организационную деятельность в области воспитания;
- контроль за повседневной деятельностью класса;
- использование современных методов воспитания.
Внедряя и традиционные, и новаторские методы, формы взаимодействия с учениками, классному руководителю следует понимать: чем больше их и чем интереснее они для учеников, тем лучше. Это могут быть разговоры и дискуссии, дебаты и игры, тренинги и экскурсии, интересная встреча, конкурсы, турниры и другие формы общественной и творческой работы. Успешная работа классного руководителя предполагает тесную связь с родителями учеников. Работа с родителями осуществляется при помощи следующих форм:
- проведение родительского собрания;
- совместное мероприятие для учеников и их родителей (праздник, соревнование, игра, турнир);
- родители могут проводить лекции по актуальным педагогическим проблемам.
В первую очередь классный руководитель является профессиональным педагогическим сотрудником, который для учеников является:
- духовным образцом культуры человечества;
- защитником от безнравственности;
- инициатором объединения ученических коллективов;
- стимулом для развития личности и самовыражении каждого ученика;
- консультантом по социализации ребенка;
- консультантом по проблемам повседневной жизни школьников;
- человеком, который помогает осознать ученику социальную и экономическую жизнь в обществе;
- консультантом по профессиональной ориентации;
- координатором совместного усилия педагогов, родителей и общества в области воспитания школьников;
- человеком, позитивно влияющим на нравственный и психологический климат учебного коллектива.
Чтобы считаться профессиональным классным руководителем, нужно уметь:
- Эффективно взаимодействовать с учителями, педагогами, родителями.
- Уважать детей, которые поддерживают инициативу и развивают чувство ответственности.
- Правильно понимать и реализовывать цели воспитания.
- Планировать деятельность.
- Организовывать воспитательные мероприятия./li>
- Использовать методики психологического анализа учеников.
- Внедрять нравственные и эстетические технологий в образовательный процесс, направленные на формирование духовности учеников.
Сущность самообразования заключается в умении организовать самостоятельную работу по совершенствованию себя, в том числе и в профессиональном плане.
Классный руководитель может повышать уровень образования, используя такие формы:
- Курсы повышения квалификации, конференции, семинары.
- Самостоятельная образовательная работа.
Выбирая тему самообразования, классному руководителю следует выработать алгоритм работы, который должен включать в себя:
- Выбор тематики.
- Определение цели и задачи работы.
- Выделение предмета и объекта.
- Подробное исследование литературного источника по выбранной теме.
- Практическое применение результатов своего опыта и эксперимента.
- Анализ выполненной работы, формулировка выводов, рекомендаций, направления дальнейшей работы.
- Оформление работы и представление отчета в педагогическом коллективе.
На курсы повышения квалификации, конференции и семинары может направить администрация школы. А вот индивидуальную работу по самообразованию нужно суметь организовать самому, например, с помощью:
- Изучение профессиональной научно-практической литературы и электронных ресурсов.
- Участие в научных организациях, клубах и проектах.
- Ведение научных и экспериментальных работ.
- Изучение современных педагогических практик.
- Посещение библиотеки.
- Поездки на экскурсию.
- Профессиональное общение с учеными и иными интересными и выдающимися личностями.
- Посещение мероприятий, повышение культурного уровня (музея, концерта, выставки и так далее).
Документы классного руководителя
Немаловажно умение классного руководителя работать с информацией, её систематизировать и хранить.
Общий список документов классного руководителя:
- Годовой план воспитательной работы.
- Внесение информации в классную книгу.
- Таблица родительских сведений.
- Список членов родительской комиссии.
- Подробная информация о содержании протоколов родительского собрания.
- Расписание, содержание занятий учителей различных предметов для изучения образовательных моментов.
- Сценарии мероприятий по воспитанию, классные часы.
- Диагностические методы.
- Информация об индивидуальной работе с проблемными учениками.
- Классный журнал.
- Журнал инструктажа по безопасности и ПДД.
- Отчеты по воспитанию.
- Сведения о посещаемости, их успешности, присутствии, состоянии здоровья учащихся.
- Информация по внеурочным занятиям учащихся.
- Личные дела школьников.
На сегодняшний день классный руководитель является мыслящим педагогом, постоянно развивающимся, ищущим ответы на проблемы, которые волнуют учеников, родителей и учителей. Такая личность открыта для новых свершений, способна положительно повлиять на развитие учеников, сформировать их личность.
Если рассматривать психологическое мастерство с технологической точки зрения, то его можно определить как систему, в число компонентов которой входят профессиональные знания и навыки, общий уровень культуры, способность к творчеству и технологическая компетентность.
Мастерство учителя в основном зависит от его собственной личности, от наличия у него специфических качеств. Данные качества не только должны способствовать формированию профессионального опыта в работе, но также должны самостоятельно организовать свои педагогические действия.
Состав набора качеств преподавателя-профессионала, необходимых, чтобы обеспечить учебный процесс, довольно разнообразен и широк. Здесь и развитое чувство патриотизма, и гражданственность, высокий уровень интеллигентности и гуманизма, а также богатая внутренняя культура.
Педагогическое мастерство также подразумевает любовь к труду во всех его формах и отличную работоспособность. Кроме того, педагог-мастер просто обязан обладать человеколюбием, уметь общаться с людьми различных психологических типов и доводить до них тот объем информации и знаний, которые ему требуется довести в рамках обязательной образовательной программы и мер психологического воспитания.
Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета
Классный руководитель — это не просто педагог, а наставник и помощник для детей и родителей; учитель, которого любят и уважают дети, к мнению которого прислушиваются родители. Он руководит воспитательным процессом в классе, планирует, организует, мотивирует, поддерживает и вдохновляет ребят на успехи!
Функции классного руководителя:
-
Планирование воспитательной деятельности;
-
Организация воспитательного процесса;
-
Мотивация субъектов воспитательного процесса;
- Анализ и контроль воспитательной деятельности.
«Справочник классного руководителя» — это методическое пособие, раскрывающее содержание воспитательной деятельности классного руководителя на современном этапе. Он включает в себя основы деятельности классного руководителя в соответствии с его функциями, нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней; алгоритмы работы с детским коллективом, лучшие воспитательные практики классных руководителей.