Xiaomi mi one мануал

Отец российского красноречия – Ломоносов Михаил Васильевич появился на свет в простой крестьянской семье, в 1711 году. Грамоту освоил еще в юности, подталкиваемый жаждой знаний, в 20 лет Михаил ушел в Москву за получением образования, был принят на обучение в Спасские школы. В первые годы Ломоносову приходилось нести нищенское существование, терпеть насмешки одноклассников и укоры родного отца, но быстрое усвоение науки и его выдающиеся успехи в учебе были замечены, и Михаил был вызван в Санкт-Петербург для обучения в Академии наук.

В 1736 году отец русского красноречия отправился в Германию для обучения геометрии, физике, химии и другим наукам. Через два года, получив отличное образование, Ломоносов отправил письмо – отчет на немецком языке в Питерскую Академию о прослушанных лекциях и пройденных предметах.

Михаил Васильевич Ломоносов, отец российского красноречия, обладал крутым нравом и в 1740 году, поссорившись с наставником иностранной школы, сбежал и отправился в странствование по немецкой стороне и успел жениться на Елизавете-Христине Цильх.

Через год его вольной жизни Академия наук вызвала своего ученика и приказала вернуться на Родину. В 1745 году Михаил Васильевич назначается профессором химии при Академии.

При жизни Ломоносов показывал выдающиеся знания во многих отраслях науки, он многое сделал для академии и человечества. Ученый привнес свой вклад во многие отрасли науки, начиная от физики, заканчивая филологией. Ломоносов был выдающимся ученым своего времени, и его роль в развитии риторики отмечена историей. Все его труды были направлены на улучшение жизни в стране и становление экономики, все книги были изложены доступным и понятным языком.

В 1764 году Екатерина II отметила заслуги Ломоносова перед страной и лично посетила ученого с визитом. Умер Михаил Васильевич на 54 году жизни из-за болезни.

Отец российского

Красноречие по Ломоносову

Филологическая деятельность ученого была обширной и одним из направлений в этой работе, было изучение и становление стилистики русской прозы. Вклад Ломоносова в риторику был увековечен трудом «Риторика» в 1744 году, под названием «Краткое руководство по риторике на пользу любителей сладкоречия».

Самым главным плюсом данной работы было то, что она написана на русском языке, в понятном всем изложении. Данная книга была написана для широкого круга читателей. Такой вариант не устроил академическое большинство того времени, и он был отвергнут. Мало кто из ученых в то время обращал внимание на проблемы красноречия в России.

Но трудности не остановили ученого, «Риторика» Ломоносова вышла вновь в 1747 году и была напечатана. Краткое руководство к красноречию произвело фурор среди крупных представителей культуры того времени. Ломоносов определял риторику, как науку, которая занимается красотой письменной и устной речи. Его книга – это свод определенных правил, которым нужно следовать при составлении прозы и в публичных выступлениях.

Учение о красноречии Михаила Ломоносова состоит из нескольких частей:

  • «О изобретении»;
  • «О украшении»;
  • «О расположении».

Ученый выделял в своей книге красноречие, ораторию и поэзию. Как определял риторику Ломоносов: как учение о красноречии в целом, в нее, как в науку, входит и учение о красоте поэзии, и о письменной речи, и о прозе. Вся теория в книге ученого сопровождается подкреплениями в виде цитат писателей Древнего Рима и Древней Греции, эпохи Возрождения и Нового времени.

Теория красноречия Ломоносова – обширный труд, его трудно пересказать, труд написан более чем на 300 страницах, в него входит:

  1. множественные правила риторики;
  2. требования к оратору и лектору;
  3. целый свод примеров, в том числе и в виде поэзии.

Ученый пишет о том, что публичное выступление лектора должно основываться на логике, быть грамотно изложено литературным языком. Речь для выступления должна тщательно отбираться и подкрепляться поясняющими примерами.

Красноречие

Краткое руководство к красноречию Ломоносова

Ломоносов выпустил в свет «Краткое руководство к красноречию» в 1748 году, чем положил новое начало в российской науке о красоте слова. В своем руководстве ученый определяет риторику, как определенный вид искусства, с помощью которого можно убеждать и склонять к своему мнению других. Термин «красноречие» впервые был применен в случае с данной наукой именно Михаилом Васильевичем.

Термины, которые определял Ломоносов в своем учении:

  • красноречие искусство;
  • риторика наука;
  • учение;
  • умение красно говорить;
  • правила.

Ломоносов считал, что для красноречия важны два аспекта:

  1. телесный – поставленный голос и дыхание, располагающая к себе внешность и прямая осанка;
  2. духовный – высокий интеллект и хорошая память.

Книга «Краткое руководство к красноречию» издавалась несколько раз еще при жизни ученого, многое из примеров и высказываний Михаила Васильевича имеет актуальность и в современные дни. Его труд стал фундаментом для всей последующей риторики России.

В «Кратком руководстве …» Ломоносова указано, что одних телесных и духовных качеств для блестящего выступления не достаточно. Важно выдерживать элементы структурирования речи, последовательность построение текста должна быть следующей:

  • вступление;
  • пояснение;
  • утверждение;
  • заключение.

Каждая часть текста имеет свои задачи и должна быть произнесена согласно определенным правилам. Аргументы и доказательная база речи должны быть заранее продуманы и подготовлены, подкрепляться все должно эмоциональной выразительностью. По мнению Ломоносова, настоящий оратор должен уметь воздействовать своей речью на разум слушателей, вызывать у них бурю чувств и эмоций, для этого нужно знать, что сегодня интересно человеку, чем он живет.

Ломоносов писал, что настоящее красноречие – это ряд закономерностей, которые должен соблюдать оратор. Книга «Краткое руководство к красноречию…» имеет три части:

  1. в первой содержатся общие правила ораторского искусства, которые указывают на некоторые условия настоящего красноречия;
  2. во второй части больше говорится об украшении устной речи, о красоте слова, которая зависит от уровня знаний языка и интеллекта говорящего;
  3. третья часть содержит в себе информацию о правильной подаче и размещении материала, для убеждения и произведения впечатления на слушателя или читателя.

Для воздействия на людей, чтобы вызывать у слушателей ненависть, любовь, восхищение, страх и другие эмоции, важно подробно изучить свою аудиторию. Оратору полезно знать возрастную категорию случателей, их интересы, для чего они собрались, уровень интеллекта, воспитание и гендерные признаки. Важно учитывать обстоятельства выступления, информационный повод и веяния времени. Ломоносов указывает на то, что лектор должен воздействовать на «слабые места» его публики, а для этого нужно вычислить «там, где тонко» и надавить эмоционально.

Риторика, по Ломоносову, является наукой убеждения, чтобы овладеть ею в совершенстве, не достаточно быть просто творческим человеком, нужно обладать острым умом и хорошей ораторской подготовкой. В конце третьей части ученый приводит большое количество наглядных примеров, что облегчает процесс понимания материала.

Риторика м.В. Ломоносова

Огромную
роль в развитии риторики сыграл М.В.
Ломоносов, которого Н.М. Карамзин
назвал «отцом российского
красноречия». С именем М.В. Ломоносова
связано подлинное
искусство публичного слова, отвечавшее
интересам
общественного прогресса в России.

Первую
краткую риторику он написал предположительно
в 1743 году. Она называлась «Краткое
руководство к
риторике на пользу любителей сладкоречия».
Однако этот вариант был отвергнут
академиками-немцами. Так, Г.Ф. Миллер
при рассмотрении рукописи заявил:
«Я полагаю, что следует написать автору
свою книгу на
латинском языке, расширить и украсить
ее материалом
из учения новых риторов и, присоединив
русский перевод, представить ее Академии».
Но М.В. Ломоносов
«ослушался» и свою вторую, «пространную»,
риторику «Краткое руководство к
красноречию»
также написал по-русски, простым,
доходчивым и
образным языком. Первое печатное издание
этой «Риторики»
появилось в 1748 году.

«Риторика»
М.В. Ломоносова представляет собой
фундаментальный
научный труд, определивший развитие
этой науки в России не только в ХVIII
веке, но и в последующие
периоды. В нем ученый уделяет существенное
внимание истории риторики, анализу
мастерства лучших античных ораторов,
излагает систему правил
и требований, которые должны соблюдаться
каждым выступающим
перед аудиторией.

Сочинение
Ломоносова стало настольной книгой
всех образованных,
читателей ХVIII
века и принесло ученому
громкую славу. В.Н. Татищев в своей
«Истории Российской»
назвал «Риторику» М.В. Ломоносова
«особливо изрядной, хвалы достойной».
В.Г. Белинский
считал ее «великою заслугою своего
времени». В
канцелярии
Академии сохранился рапорт о том, что
«купцы (книготорговцы) беспрестанно
спрашивают «Риторику»
Ломоносова. В ХVIII
веке она выдержала семь изданий
(последнее –
в 1797 г.), в начале ХIХ
века –
два (1805 г. и 1810
г.).

Риторика
М.М. Сперанского

Заслуживает
внимания
работа известного государственного и
политического
деятеля М.М. Сперанского. В 1792 г. им был
написан
курс словесности, который он читал в
Петербургской
духовной академии. В 1844 году (через пять
лет после смерти автора) эти лекции были
опубликованы
под названием «Правила высшего
красноречия». По
словам А.Ф. Кони, книга М.М. Сперанского
представляет
собой «систематический обзор теоретических
правил
о красноречии вообще, изложенных
прекрасным языком».
Она относится к роду нормативной,
«учительской»
литературы. В ней выделяются разделы:
«О
частях слова», «О сочинении», «О
расположении слов»,
«О слоге», «О произношении».

Особое
значение М.М. Сперанский придавал
эмоциональности
речи.
Значительное место в его работе отводится
описанию экспрессивности в слоге и
анализу
природы «страстей». Большое внимание
он уделил стилистике
индивидуальной речи, изложил собственную
концепцию теории слога, в чем проявилась
самобытность его
сочинения.

Риторика
И.С. Рижского

Значительное
место в истории отечественной науки о
красноречии занимает «Риторика» И.С.
Рижского, написанная
в 1796 году. Самым популярным стало третье
издание его сочинения
под названием «Опыт риторики,
сочиненный и ныне вновь исправленный
и пополненный
Иваном Рижским» (М., 1809). По этому учебнику
обучалось несколько поколений трех
ведущих университетов страны –
Московского, Казанского и Харьковского.
Свои представления об ораторском
искусстве
И.С. Рижский самым тесным образом
связывает
с проблемами стилистики и правильности
речи, что было
чрезвычайно актуальным для конца ХVIII
века.

«Риторика»
И.С. Рижского состоит из четырех частей.
Первая часть, озаглавленная «О
совершенствах слова,
которые происходят от выражений, или
об украшении»,
посвящена чистоте языка. Вторая часть
называется
«О совершенствах слова, которые происходятот
мыслей, или об изобретении». В третьей
части «О расположении и о различных
родах прозаических сочинений»
представлена теория жанров прозаической
литературы
ХVIII
века. В четвертой части «О слоге, или о
совершенствах
слога» вновь рассматриваются проблемы
чистоты языка.

Достоинством
риторики И.С. Рижского является
непосредственная
связь с языковой и сочинительской
практикой деятелей
ХVIII
века (поэтов, прозаиков, ученых).
Изложение теоретического материала
сопровождается
прекрасными литературными иллюстрациями

примерами
из произведений Хераскова, Сумарокова,
Дмитриева,
Хемницера, Державина, Карамзина и других
литераторов того времени. Как отмечают
исследователи,
«риторика И.С. Рижского представляет
собой единственную
в своем роде теоретическую стилистику
литературного
языка ХVIII
века».

Русская
риторика

ХIХ
века

Широкую
известность к России получили многократно
переизданные курсы риторики А.Ф.
Мерзлякова (1809-1828),
Н.Ф. Кошанского (1829-1850), К.П. Зеленецкого
(1846-1852) и др.
Исследователи считают первую половину
ХIХ
века временем расцвета русской риторики.

Русская
риторика конца ХVIII

начала ХIХ
века имела традиционную
трехчастную структуру –
изобретение, расположение,
выражение –
и рассматривала классический набор
предметов риторики: общие места, учение
о страстях, периоды, тропы, фигуры и т.
п.

Характерной
особенностью русской риторики, отличавшей
ее от всех других риторик, было деление
еена общую и частную.
Общая риторика
рассматривала
общие законы
речи, а частная
описывала
прозу, ее виды и разновидности. Эта
традиция русской риторики шла от М.В.
Ломоносова и продолжена выдающимися
русскими филологами Я.В. Толмачевым,
Н.Ф. Кошанским, М.М. Сперанским, К.П.
Зеленецким и многими
другими.

Во
второй половине ХIХ
века начинается постепенный
упадок риторики как науки о прозе
(деловой, научной,
ораторской). В отечественной культуре
наиболее яркой фигурой, в чьей
публицистической деятельности была
развернута целая кампания настоящего
ниспровержения риторики и как науки, и
как учебного предмета в гимназиях, был,
несомненно, В.Г. Белинский. Возможно,
именно Белинскому мы обязаны изменением
самого значения слова риторика: «Все
ложное, пошлое, всякую форму без
содержания, все это называют риторикой!»
– пишет Белинский в 1844 г.; «реторика –
вздорная наука и вредное знание, … сущий
вздор», наконец, «вовсе даже и не наука»,
– восклицает «неистовый Виссарион».
Белинский обвинял риторику в том, что
она насаждает в обществе ложь и лицемерие.Центром внимания
филологической
мысли становится изучение художественной
прозы и поэтических форм речи.

В
системе образования появляется новый
предмет, получивший
название «Теория словесности». «Под
этим названием
выходили школьные нормативные руководства
с 70-х годов ХIХ
в. до 20-х годов ХХ в. Содержание этих
руководств показывает, что обучение
филологии в школе
постепенно все более ориентируется на
исключительное
изучение фольклора и художественной
литературы.
Новая учебная дисциплина взяла из
риторики рядпонятий
и даже целых разделов, например, учение
о композиции,
о стилях речи, о фигурах стиля. Но
традиционная трехчастная схема риторики
нарушается. Многие
вопросы, связанные с изложением
изобретения,
расположения и выражения, опускаются.
Таким образом,
как самостоятельная учебная дисциплина
риторика ко
второй половине ХIХ
века оказалась утраченной.

Русская риторика
ХХ века

Дальнейшее
развитие курса теории словесности
приводит к
окончательному исчезновению из него
правил риторики и самого терминариторика. Системаправил
искусства речи была окончательно
заменена понятиями
художественной стилистики, поэтики и
эстетики. Задачей
курса теории словесности в первой
четверти 20 века становится формирование
массового читателя художественной
литературы. Теория словесности как
куре, обучающий искусству речи, была
разрушена, а затем
и исключена из состава учебных дисциплин.
Наследником теории словесности по
существу становится
стилистика, которая разрабатывала
учение о видах
языка и стиля. Наиболее крупными
представителями этого направления
филологической науки были С.П.
Обнорский, Л.П. Якубинский, В.В. Виноградов,
П.А. Ларин, Л.В. Щерба и др.

После 1917 года
делаются попытки возродить риторику
как науку об ораторском искусстве, как
учение о прозе. В
1918 году в Петрограде был создан «Институт
живого слова».
Выступая на открытии этого института,
А.В. Луначарский
говорил: «Нужно
вернуть человеку его живое слово. <..>
Человек, который
умеет говорить, то есть который умеет
в максимальной
степени передать свои переживания
ближнему, убедить
его, если нужно выдвинуть аргументы или
рассеять его
предрассудки и заблуждения, наконец,
повлиять
непосредственно на весь его организм
путем возбуждения
в нем соответственно чувств, этот человек
обладает в полной
мере речью».

В
1919 году ораторское искусство начали
преподавать в
Коммунистическом университете им. Я.М.
Свердлова, а
затем в созданном в Ленинграде Институте
им. Володарского.
В Московском университете и других
вузах страны
читался курс риторики.

В первые годы
советской власти издано немало литературы
по вопросам ораторского искусства.
Авторы делали попытку осмыслить практику
революционных ораторов, давали
практические советы и рекомендации
начинающим агитаторам. Впервые была
описана пропагандистская
речь.

Дальнейшее
развитие нашего государства, укрепление
тоталитарного режима, административно-командной
системы управления, массовые репрессии
привели к
свертыванию различных форм публичной
речи и значительно
снизили интерес к научным разработкам
в области ораторского искусства. В 50-60
годы ученые в основном занимались
проблемами культуры речи. Все это привело
к существенному отставанию в развитиириторики в нашей
стране по сравнению с такими странами,
как США, Япония, Франция, в которых велась
большая исследовательская работа в
области ораторского
искусства, речевого воздействия,
словесной культуры,
пропагандистского убеждения т. п.
Общественный
и научный интерес к проблемам ораторского
искусства в нашей стране вновь возродился
в 70-х годах в связи с запросами и
требованиями устной агитации и пропаганды,
особенно лекционнойпропаганды.
Ораторскому искусству начали обучать
в некоторых
вузах страны. Огромная
заслуга в привлечении общественного
внимания
к теоретическим и практическим проблемам
ораторского искусства принадлежит
Всесоюзной организации
общества «Знание». Она стала инициатором
и организатором
ежегодных научно-практических конференций
по вопросам ораторского искусства и
лекторского
мастерства. Были открыты многочисленные
школы
молодого лектора, университеты лекторского
мастерства,
постоянно действующие семинары для
лекторов, агитаторов,
пропагандистов. Стала
разворачиваться исследовательская
работа в области ораторского искусства.

Возрождение
российской риторики в третьей трети ХХ
века связано с именами А.А. Волкова, В.И.
Аннушкина, А.К. Михальской, Е.А. Юниной
и др. Особое место в этом списке занимает
проф. Т.А. Ладыженская: в 1988 году она
создала в Московском педагогическом
институте им. В.И. Ленина кафедру, которая
сначала носила название «Кафедра
культуры речи учителя» (в то время слово
риторика
воспринималось как бранное), с 2000 года
она называется «Кафедра риторики и
культуры речи». Выдающаяся заслуга Т.А.
Ладыженской в том, что она вместе с
учениками, коллегами разработала систему
риторической подготовки учащихся,
обеспечила курс школьной риторики с 1
по 11 класс учебниками и методическими
пособиями, предложила концепцию, создала
программы и курс педагогической риторики
для студентов.

Появилось
значительное
количество диссертаций, опубликована
многочисленная
научная и методическая литература.
Развитие риторической
теории в современных условиях происходит
на стыке целого ряда наук: философии,
логики, психологии, языкознания, теории
речевой деятельности,
теории массовой коммуникации, социологии
и т. д. Поэтому
проблемами ораторского искусства
занимаются
специалисты разных областей знания.

В
настоящее время велика общественная
потребность в практическом овладении
ораторским искусством самыми различными
слоями населения вследствие процессов
демократизации, возникновения новых
социально-политических движений и
общественных формирований, повышения
социальной активности граждан, развития
предпринимательской деятельности.

Неориторика– это уже не только теория ораторства:
цель неориторики определяется как поиск
оптимальных форм, вариантов, алгоритмов
общения в современных условиях, в самых
разнообразных ситуациях. Само общение
понимается в широком смысле: не только
обмен информацией, диалог, но и все
возможные ситуации вербальных и
невербальных контактов, включая
эмоциональный, использование разных
кодов – знаковых систем, включая
внутренние, мыслительные, коды. Текст
понимается как дискурс – речь в потоке
жизни с учетом окружения, событий,
прошлых и ожидаемых, кодов телодвижений
и пр. (по Л.А. Введенской, Л. Г. Павловой).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 г. в крестьянской семье. Еще в юности он освоил основы грамоты, а в 20 лет отправился в Москву получать образование. Вскоре успехи юноши в науке были замечены, и его пригласили в Санкт-Петербург, в Академию наук.

риторика ломоносова

В то время западно-европейская культура достигла своего расцвета: развивались риторика и ораторское искусство, совершались открытия в самых разных областях. Россия успешно перенимала иностранный опыт.

Ломоносов стал выдающимся ученым. Он занимался разными научными отраслями – от физики до филологии. И в каждой из них он добивался успехов. Неоценим вклад Ломоносова в русский язык. Далее в статье расскажем об одном из главных трудов ученого, о риторике.

Филологическая деятельность Ломоносова

Михаил Васильевич провел масштабную работу по изучению книг по ораторскому искусству. Он исследовал стилистику русской прозы, разрабатывал собственные подходы к ее развитию. Вклад Ломоносова в русский язык заключается в создании масштабного труда, предназначенного для широкого круга читателей, — «Краткого руководства по риторике». Написана эта книга в 1744 г.

Надо сказать, что работа «Краткое руководство к риторике», Ломоносова, не была принята научным сообществом. Дело в том, что в то время в России лишь немногие ученые занимались проблемами красноречия.

Однако сложности не остановили Ломоносова. «Риторика» была им доработана и увидела свет 1747 г. Она вызвала широкий резонанс в кругу крупных представителей культуры той эпохи.

Общая характеристика «Риторики» М. В. Ломоносова

В своей книге автор раскрывает ключевые понятия русского языка. В частности, риторику Ломоносов называет наукой, изучающей красоту письменной и устной речи.

Несомненным достоинством труда ученого является простота и доступность изложения. Несмотря на то, что в своем учении о красноречии автор приводит правила, по которым следует составлять тексты к публичным выступлениям и художественную прозу, понимать их было очень легко.

вклад ломоносова в русский язык

Структура книги

Труд М. В. Ломоносова написан более чем на 300 страницах. Пересказать его достаточно сложно. Отметим основные части книги:

  1. Правила риторики.
  2. Требования к лектору и оратору.
  3. Примеры, в т. ч. из поэзии.

В своей книге по ораторскому искусству ученый пишет о том, что все публичные выступления должны строиться на логике, излагаться грамотно, литературным языком. Каждому выступающему необходимо тщательно составлять речь, подкреплять свои слова примерами.

Ученый считал, что любой человек в состоянии заниматься развитием красноречия. Каждый может научиться искусству оратора.

Открытия Ломоносова в риторике и русской грамматике

До Михаила Васильевича проблемами красноречия в России практически никто не занимался. Во всяком случае, никто не пытался создать ни учебник риторики, ни какое-либо другое практическое руководство.

До издания этой работы об ораторском искусстве, грамматике, риторике говорилось только в рукописях на церковно-славянском языке и латыни.

Ученый первым обратил внимание на проблемы составления письменных и устных текстов, затрагивающих преимущественно общественные, религиозно-философские, государственные темы.

В своем учебнике по риторике автор выделял несколько крупных блоков. Первым можно отметить ораторию, т. е. рекомендации и наставления к созданию публичных речей. Следующий блок – собственно, риторика. Ломоносов приводит общие правила красноречия, касающиеся создания текстов и художественной прозы. Еще один блок — о поэзии. Здесь автор излагает свое видение процесса сочинения стихов и других рифмованных произведений.

риторика учебник

Элементы «Риторики»

Этот блок включает в себя три части:

  1. «Об изобретении».
  2. «Об украшении».
  3. «О расположении».

Способ построения структуры книги Ломоносов объясняет следующим образом. Автор говорит о том, что риторика – это наука, занимающаяся изучением красноречия в целом. В этой науке он видит правила 3-х родов: «Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретение украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется риторика на три части — на изобретение, украшение и расположение».

Ключевые теоретические аспекты риторики Ломоносов подкрепляет цитатами из трудов известных древнегреческих и древнеримских писателей, авторов Средневековья, нового времени. Кроме этого, ученый приводит множество собственных примеров, поэтических в том числе.

Правила публичного выступления

В труде Ломоносова содержатся мысли автора о способностях лектора, его поведении перед аудиторией. Выделим ключевые рекомендации о публичных выступлениях.

По мнению Ломоносова, речь оратора/лектора должна быть грамотно написана, логично изложена. В ней следует использовать литературные обороты. Необходимо не только тщательно отбирать текст, но и правильно располагать его элементы. Что касается примеров, подтверждающих мысли выступающего, то они не должны быть случайными. Их тоже следует выбирать и готовить заранее.

Ломоносов приводит следующие рекомендации выступающему:

  1. В подробном описании элементов предмета, его свойств, разных обстоятельств, событий и пр. необходимо использовать «слова избранные» и избегать «весьма подлых», поскольку они нивелируют важность и силу даже самого лучшего выступления. Проще говоря, следует говорить грамотно, не использовать слова, несущие негативные эмоции.
  2. О хороших мыслях и идеях следует говорить сначала, в середине – о тех, что лучше, а в самом конце выступления нужно излагать самые хорошие, чтобы аудитория сразу почувствовала силу и важность речи, которые к концу будут возрастать.

Эмоциональная составляющая выступления

Отдельно Ломоносов рассматривает в своей книге вопрос о том, как пробудить в слушателях те или иные чувства: ненависть и любовь, страх и радость, гнев и благодушие. Автор справедливо считал, что воздействие эмоциями может оказаться сильнее строгого логического построения слов.

риторика и ораторское искусство

Ломоносов говорил о том, что несмотря на то, что доводы могут указывать на справедливость тех или иных умозаключений, выступающему необходимо пробудить у слушателей интерес к теме. Зачастую лучшие доказательства не имеют достаточно силы для склонения аудитории в сторону оратора. В таких случаях лучшим помощником выступающего может стать эмоционально окрашенный призыв слушателей.

«Страсть к теме»

Чтобы заинтересовать слушателей, выступающему необходимо разбираться в нравах и характерах людей, понимать, от какой идеи или представления возбуждается страсть к теме. Как пишет Ломоносов: «Изведать чрез нравоучение глубину сердец человеческих».

Страстью ученый называл сильную чувственную «охоту или неохоту». Возбуждение и утоление страстей связано с:

  • состоянием выступающего;
  • состоянием аудитории;
  • силой и действием красноречия.

По мнению Ломоносова, заинтересовать слушающих может добросердечный, совестливый человек, а не лукавый и легкомысленный, пользующийся любовью людей. Важно, чтобы оратор сам искренне интересовался темой.

Кроме этого, выступающий должен учесть пол, возраст, образование, воспитание слушателей и многие другие моменты.

Управление голосом

Перед произнесением слова выступающий должен привести его в соответствие с темой. Это значит, что звук голоса должен согласовываться с содержанием речи. Для этого выступающему надлежит научиться управлять тембром, тоном (повышать либо понижать его). Другими словами, радостные вести нужно нести с радостью, печальные – с печалью. Если же речь выступающего выражает прошение, то голос нужно делать «умильным». Высокие слова следует произносить гордо, с пафосом, сердитые – гневным тоном.

книги по ораторскому искусству

Автор предостерегает выступающего от слишком быстрой или протяжной речи. В первом случае слушателям будет непонятно, о чем речь, а во втором – станет скучно.

«Украшение» речи

По мнению автора, оно заключается в чистоте стиля, плавном течении слова, силе и великолепии фраз. Чистота стиля зависит от уровня знания языка. Для его повышения необходимо читать больше хороших книг, общаться с людьми грамотными, образованными.

Говоря о «плавности слова», Ломоносов рекомендует обращать внимание на количество слов в предложении, чередование ударений. Автор советует воздействовать на слушателей каждой буквой или их сочетанием. В речи оратора должны присутствовать аллегории, гиперболы, поговорки, пословицы, метафоры, крылатые выражения или цитаты из известных произведений. Вместе с тем Ломоносов призывает не забывать о мере в использовании художественных форм.

Структурирование текста

Отдельную часть книги Михаил Васильевич посвятил размещению идей и частей материала. Автор рекомендует так располагать элементы текста, чтобы в целом речь произвела на слушателей должное впечатление.

Нет никакой пользы, по мнению ученого, в огромном множестве идей, если располагаются они несистемно. Тут же автор приводит ассоциацию с военным искусством. «Искусство храброго вождя, — пишет Ломоносов, — состоит не только в выборе мужественных и добрых воинов, но и не меньше зависит от приличного установления полков». Сказанное автор разъясняет многочисленными примерами.

Успех Ломоносова-оратора

Современники ученого с восхищением отзывались о его способностях. Ломоносов с успехом пользовался своими рекомендациями в собственных выступлениях. Талант ритора признавали не только друзья ученого, но и его недруги. Так, к примеру, Шумахер однажды написал: «Очень я желал бы, чтобы не Ломоносов произнес речь в будущее торжественное заседание, но не знаю такого между нашими академиками. Оратор должен быть смел и некоторым образом нахален. Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошел его в этом качестве?». Во фразе явно видна враждебность, но и просматривается невольное восхищение ораторскими способностями Ломоносова.

Речи ученого пользовались большой популярностью – на лекциях и выступлениях всегда было огромное количество слушателей. Как вспоминал Н. И. Новиков (известнейший русский просветитель), слог Ломоносова отличался твердостью, чистотой, громкостью. Вместе с тем, отмечает автор, нрав ученого был веселым: он всегда говорил остроумно, коротко, частенько шутил.

учение о красноречии

Примером успеха Ломоносова-оратора является его выступление со «Словом о пользе химии». Ученый обладал удивительной способностью интересно, образно говорить о научных достижениях, доступным языком объяснять ранее неизвестные вещи и процессы. Со «Словом о пользе химии» Ломоносов выступал в публичном собрании Академии наук в 1751 году. Начиналась речь с того, что автор с восхищением говорит о людях, приносящих пользу обществу «трудами приятными и беспорочными». Речь идет, главным образом, о научных деятелях, для которых процесс познания – полезное и приятное упражнение. «Учение» Ломоносов считал способом открытия красоты вещей, различий действий, свойств. Человек, обогащающийся знаниями, считал ученый, никого не обидит тем, что приобретает «неистощимое и принадлежащее всем сокровище».

Михаил Васильевич всегда акцентировал внимание на пользе познания. Он говорил о том, что знания должен приобретать каждый, поскольку образованный человек отличается от невежественного только в лучшую сторону. Ломоносов всех призывал учиться. В подтверждение своих слов ученый сразу же приводит примеры. К примеру, он сравнивает двух людей, один из которых в состоянии только назвать все предметы и явления, находящиеся в его поле зрения. Другой же, более образованный, способен не только их назвать, но и объяснить их особенности и свойства. Более того, грамотный человек «и чувствам нашим отнюдь не подверженные понятия ясно и живо словом изображает». Один, например, и по пальцам считать не умеет, а другой определяет величину без специальных приспособлений, расстояния большие высчитывает не только на земле, но и на небе. На основании примеров ученый тут же делает вывод: » Не ясно ли видите, что один почти выше смертных жребия поставлен, другой едва только от бессловесных животных разнится». Ломоносов считает, что образованный человек не пребывает в унынии, так как знание радует его. Необразованный же индивид живет в «мрачной ночи невежества».

Заключение

Ломоносова справедливо называют «отцом русского красноречия». Михаил Васильевич действительно был человеком уникальным, высокообразованным. Он всегда стремился получить новые знания, использовал для этого любую возможность.

труды м в ломоносова

Большое влияние на ученого оказали годы пребывания его в Германии. В 1736 г. он отправился туда на обучение. Спустя 4 год отправился путешествовать по Германии. В 1745 году Ломоносов вернулся в Россию и начал преподавательскую деятельность. Параллельно ученый работал над своей «Риторикой» и другими книгами.

Успехи Ломоносова в науках были настолько велики, что в 1764 году его лично посетила Екатерина II.

Все книги ученого, вся его научная деятельность были направлены на улучшение жизни в России. Ведь сам он был из семьи крестьян и не понаслышке знал об уровне грамотности простого народа. Ломоносов стремился привить любовь к образованию, познанию всем слушателям его лекций. Его вклад в развитие отечественных наук, бесспорно, бесценен. Многие правила и рекомендации, которые разработал Ломоносов, можно и даже нужно применять сегодня. Особенно они актуальны для тех людей, деятельность которых связана с общением, среди которых лидеры и члены политических партий, руководители предприятий, работники сферы обслуживания и других экономических отраслей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Белизна инструкция по применению для дезинфекции в доу
  • Intelligence car dvr w6 q2 инструкция на русском
  • Цефотаксим инструкция по применению цена уколы детям дозировка
  • Апиформула 1 тенториум инструкция по применению
  • Руководство по диагностике электронных систем управления двигателем