Высшим руководством банка

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.

Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется ее единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом.

При избрании лиц в состав совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации и на должность председателя совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации должны соблюдаться ограничения, установленные пунктом 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа (далее — руководитель кредитной организации), главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации, не вправе осуществлять функции руководителя, главного бухгалтера в других организациях, являющихся кредитными организациями, иностранными банками, страховыми или клиринговыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, организаторами торговли на товарных и (или) финансовых рынках, акционерными инвестиционными фондами, специализированными депозитариями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, организациями, осуществляющими деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, микрофинансовыми компаниями, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации. Указанное ограничение не применяется, если кредитные организации (иностранный банк и кредитная организация) являются по отношению друг к другу основным и дочерним хозяйственными обществами, а также если аффилированным лицом кредитной организации является некоммерческая организация (за исключением государственной корпорации).

(в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 105-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лицо, осуществляющее функции члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, и кандидат на указанную должность должны соответствовать требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, а также квалификационным требованиям, устанавливаемым в соответствии с федеральными законами.

В случае, если в отношении члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации вступил в законную силу обвинительный приговор суда за совершение умышленного преступления либо вступило в силу решение суда о привлечении члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации к субсидиарной ответственности по обязательствам кредитной или некредитной финансовой организации (далее при совместном упоминании — финансовая организация) либо к ответственности в виде взыскания убытков в пользу финансовой организации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)») или о назначении административного наказания в виде дисквалификации, указанный член совета директоров (наблюдательного совета) считается выбывшим из состава совета директоров (наблюдательного совета) со дня вступления в силу соответствующего решения суда.

Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об избрании (освобождении) члена совета директоров (наблюдательного совета) в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения и представить сведения и документы, предусмотренные пунктом 10 части первой статьи 14 настоящего Федерального закона.

Кредитная организация в соответствии с порядком, установленным частями восьмой и десятой настоящей статьи, может возложить отдельные обязанности указанных в части восьмой настоящей статьи лиц, предусматривающие право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации, на лиц, занимающих должности, указанные в части девятой настоящей статьи, и иные должности в кредитной организации и соответствующих квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

Лицо, осуществляющее функции руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации (за исключением небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций) и единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, при согласовании кандидатур, назначении (избрании) на должности и в течение всего периода осуществления функций по указанным должностям, включая временное исполнение должностных обязанностей, должно соответствовать квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

Лицо, осуществляющее функции заместителя единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, заместителя главного бухгалтера, руководителя или главного бухгалтера филиала, а также кандидаты на указанные должности небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, при их назначении (избрании) на должности и в течение всего периода осуществления ими функций по указанным должностям (включая временное исполнение должностных обязанностей) должны соответствовать требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

Для получения согласия Банка России кредитная организация (включая небанковскую кредитную организацию, имеющую право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций) обязана направить ходатайство о согласовании кандидатов на должности, указанные в части восьмой настоящей статьи (возложении временного исполнения обязанностей по этим должностям и (или) исполнения отдельных обязанностей, предусматривающих право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации), и представить сведения и документы, предусмотренные пунктами 8 — 10 части первой статьи 14 настоящего Федерального закона. Банк России в месячный срок со дня получения таких документов в порядке, предусмотренном нормативным актом Банка России, дает согласие на назначение (избрание) указанных лиц на перечисленные должности или представляет мотивированный отказ в письменной форме по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона. Отказ Банка России в согласии на назначение (избрание) кандидата может быть обжалован им в судебном порядке.

Кредитная организация (включая небанковскую кредитную организацию, имеющую право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций) обязана в порядке, установленном нормативным актом Банка России, в письменной форме уведомить Банк России о назначении (избрании) кандидатов на должности, указанные в частях восьмой и девятой настоящей статьи (возложении временного исполнения обязанностей по этим должностям и (или) исполнения отдельных обязанностей, предусматривающих право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации), в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения и об освобождении указанных лиц от занимаемых должностей (освобождении от временного исполнения обязанностей по этим должностям и (или) исполнения отдельных обязанностей, предусматривающих право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации) не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.

В случае, если кредитной организацией (включая небанковскую кредитную организацию, имеющую право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций) после получения согласия Банка России на назначение (избрание) кандидатов, указанных в частях седьмой и восьмой настоящей статьи, и до фактического их назначения (избрания) на должности, указанные в части восьмой настоящей статьи (возложения временного исполнения обязанностей по этим должностям и (или) исполнения отдельных обязанностей, предусматривающих право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации), выявлены факты несоответствия кандидатов квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, кредитная организация обязана отказать кандидату в назначении на должность и не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выявления таких фактов, в письменной форме уведомить об этом Банк России с указанием фактов, повлекших принятие такого решения. При этом положительное заключение Банка России о согласовании кандидата считается аннулированным.

В случае, если факты несоответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, выявлены кредитной организацией после фактического назначения (избрания) кандидатов на должности, указанные в части восьмой настоящей статьи (возложения временного исполнения обязанностей по указанным должностям и (или) исполнения отдельных обязанностей, предусматривающих право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации), либо на должности, перечисленные в части девятой настоящей статьи (возложения временного исполнения обязанностей по указанным должностям), кредитная организация обязана:

1) не позднее двух рабочих дней, следующих за днем выявления таких фактов, в письменной форме уведомить об этом Банк России (с указанием соответствующих фактов);

2) не позднее одного месяца со дня выявления таких фактов в порядке, предусмотренном трудовым законодательством, освободить лицо от занимаемой должности (освободить от временного исполнения обязанностей по этой должности и (или) исполнения отдельных обязанностей, предусматривающих право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации);

3) уведомить Банк России об освобождении лица от занимаемой должности (освобождении от временного исполнения обязанностей по этой должности и (или) исполнения отдельных обязанностей, предусматривающих право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации) в порядке, предусмотренном частью одиннадцатой настоящей статьи.

В случае, если после направления кредитной организацией уведомления, предусмотренного частью шестой настоящей статьи, кредитной организацией выявлены факты, свидетельствующие о несоответствии деловой репутации избранного члена совета директоров (наблюдательного совета) требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, кредитная организация обязана не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких фактов, в письменной форме уведомить Банк России об этом (с указанием соответствующих фактов), а также о принятых кредитной организацией мерах по прекращению полномочий указанного лица.

В случае неисполнения кредитной организацией обязанностей, предусмотренных пунктом 3 части тринадцатой и частью четырнадцатой настоящей статьи, либо в случае самостоятельного выявления Банком России фактов несоответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, лиц, указанных в частях четвертой, седьмой — девятой настоящей статьи, Банк России направляет в кредитную организацию предписание с требованием об их замене в порядке, установленном нормативным актом Банка России.

В случаях, установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», полномочия единоличного исполнительного органа банка могут осуществляться обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора». При этом положения частей восьмой и десятой настоящей статьи не применяются.

Структура Банка России является сложно организованной системой. Ее определяют цели и задачи деятельности Банка, которая обеспечивает нормальную работу финансовых рынков, а также осуществляет эмиссию дензнаков, защищает и обеспечивает устойчивость рубля. Система Банка России состоит из центрального аппарата, территориальных и полевых учреждений, расчетно-кассовых и вычислительных центров.

Замечание 1

Одним из структурных элементов являются подразделения безопасности и Российское объединение инкассации. Именно они позволяют осуществлять деятельность Банка России. Исследователи считают, что система Банка состоит из 4-х частей: центрального аппарата, а также из территориальных, функциональных и вспомогательных подразделений. Каждый элемент имеет собственное устройство.

Основные функции Банка России частично осуществляются территориальными и функциональными подразделениями, частично – центральным аппаратом. Последний руководит работой всех элементов системы. Именно благодаря ему Банк России является единой централизованной системой с вертикальной структурой управления.

Центральный аппарат

Структура центрального аппарата полностью соответствует приоритетным направлениям работы Банка России. Данная государственная организация руководствуется принципами единоначалия и коллегиальности. Принцип единоначалия осуществляется тем, что единоличным исполнительным органом является Председатель Банка России, который оперативно управляет его работой. Коллегиальность представлена Национальным финансовым советом и Советом директоров. Причем первый стоит выше Председателя Банка России и Совета директоров, а второй является и исполнительным, и коллегиальным органом.

Национальный финансовый совет рассматривает два вида вопросов. Прежде всего, они касаются глобальных вопросов работы российских финансовых рынков.

Пример 1

В частности, эти вопросы связаны с развитием финансового рынка и банковской системы России. Члены Национального финансового совета решают, как осуществлять банковское регулирование и надзор, как обеспечить контроль валюты и стабильность национальной платежной системы, как реализовать единую гос. политику по Основным направлениям. Они участвуют в подготовке законопроектов, касаемых финансового рынка РФ.

Помимо этого, Национальный финансовый совет организует работу Банка России и его внутренних подразделений. Им рассматриваются и утверждаются годовые отчеты Банка России, а также основные экономико-финансовые показатели на будущий год. Последние базируются на предложении членов Совета директоров и включают в себя зарплаты банковских служащих, объем вложений капитала, участие Банка России в кредитных организациях, объемы денежных средств на различные административно-хозяйственные расходы.

Национальный финансовый банк исполняет смету расходов Банка России, назначает аудиторскую организацию и выступает в Госдуме с инициативой, чтобы Счетная палата РФ проверила работу Банка. По инициативе Совета директоров Национальный финансовый совет формирует порядок доходов и распределяет прибыль Банка России, которая остается в его распоряжении. А еще он отчитывается о расходах Банка России на содержание его сотрудников, включая пенсионные отчисления и медицинское страхование. В конце каждого квартала Совет директоров информирует членов Национального финансового совета по базовым направлениям деятельности Банка России. Заседания проводятся не реже чем раз в три месяца.

Исходя из вышесказанного, Национальный финансовый совет координирует и направляет работу Банка России. В какой-то мере он осуществляет и контролирующую функцию за деятельность Совета директоров и Председателя Банка. Состав данного подразделения формируется с учетом широкой сферы компетенции. Два сотрудника являются членами Совета Федерации, три – Госдумы. Еще три человека назначаются Президентом РФ, и троих выбирает Правительство РФ. Председатель Банка России также является членом Национального финансового совета.

Совет директоров

Совет директоров выполняет значительную руководящую функцию. Этот коллегиальный орган решает, как развивается и как будет развиваться финансовый рынок РФ. Совместно с Правительством РФ он разрабатывает проекты, которые формируют единую денежно-кредитную политику и прорабатывают базовые направления развития денежного рынка. Готовые проекты представляются на рассмотрение Национального финансового совета и Госдумы РФ, а также Правительства и Президента. Ответственность за выполнение утвержденного проекта ложится на Совет директоров.

Замечание 2

Советом директоров рассматривается и утверждается ежегодный отчет о работе Банка России и годовая финансовая отчетность с заключением аудиторов и членов Счетной палаты РФ, а также анализируется экономическое состояние страны. Годовой отчет Банка России состоит из перечисленных документов. Весь пакет документов передается сначала в Национальный финансовый совет, а затем – в Госдуму. Кроме этого, Совет директоров планирует показатели по базовым статьям расходов Банка России на следующий год, а затем представляет их в Национальный финансовый совет. Им устанавливается размер заработной платы всех служащих Банка России, включая Председателя.

И все же основной функцией Совета директоров остается регулирование. Он решает, как проводить банковские операции на территории РФ, утверждает стандарты и планы бухучета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций с учетом конкретной отрасли. Кредитные организации формируют резервы в порядке, который предписал Совет директоров. Им же определяются условия, на которых иностранный капитал допускается в банковскую систему РФ. Помимо этого, Совет директоров принимает оперативные решения по самым важным вопросам работы финансового рынка в России.

Данный коллегиальный орган изменяет процентные ставки по кредитам и ставки рефинансирования, а также определяет лимиты финансовых операций на открытом рынке. Он выпускает банкноты и монеты нового образца, а также отвечает за выпуск или дополнительный выпуск банковских облигаций. Он же изымает из обращения дензнаки старого образца.

В Совет директоров, помимо Председателя Банка России, входит 14 членов. Председатель подбирает подходящие кандидатуры, согласовывает их с Президентом, а затем представляет список кандидатов на утверждение депутатам Госдумы. Члены Совета директоров назначаются на пять лет, в Банке России они работают на постоянной основе. Кандидаты должны соответствовать ряду требований. Они не должны быть причастны к законодательным, исполнительным или судебным органам власти любого уровня. Им запрещено принадлежать к определенной политической партии, а также работать в общественно-политической или религиозной организации. Кроме того, для них действует ряд ограничений.

Пример 2

Служащим Совета директоров запрещается совмещать работу в Банке России с любым другим видом деятельности. Исключение делается только для преподавательской, научной и творческой работы. Они не имеют право получать подарки при исполнении служебных обязанностей, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством. Если служащие получают подарок в ходе протокольного мероприятия или служебной командировки, подношение автоматически считается федеральной собственностью. Подарок следует передать в Банк России, предварительно составив соответствующий акт. После этого сотрудник может выкупить его за свои деньги в установленном порядке.

Заседания коллегиального органа проводятся минимум один раз в месяц. Кворум признается состоявшимся, если на заседании присутствует 8 членов Совета директоров, Председатель Банка или его заместитель. Председательствует или Председатель или его заместитель. Решения принимаются большинством голосов. Если голоса равны, решающее слово остается за председательствующим. Если принимается решение по финансово-кредитной политики, меньшинство имеет право потребовать, чтобы их мнение занесли в протокол заседания.

Председатель

Председатель осуществляет оперативное руководство деятельностью Банка России, в связи с чем ему предоставлен широкий круг полномочий. Он реализует функции Банка России согласно соответствующему Закону и решает вопросы, регулируемые федеральными законами. Исключением являются вопросы, закрепленные Национальным финансовым советом или Советом директоров. Согласно п.7 ст. 20 Закона о Банке России, Председатель полностью отвечает за работу Банка. На практике данное положение считается некорректным, поскольку за деятельность Банка России в равной степени отвечают все его структурные элементы.

Замечание 3

Теоретики допускают наличие пробела в действующем законодательстве. В частности, речь идет о коллегиальном исполнительном органе вроде правления или президиума. Ведь отдельные подразделения Банка России могут собираться только раз в месяц или квартал, а вопросы, которые требуют более оперативного рассмотрения возникают едва ли не каждый день. Предполагается, что данные вопросы решаются на оперативных совещаниях, которые проводит Председатель. Однако, это во многом связано с личностью руководителя. Поэтому исследователи настаивают, что нужно сформировать правление Банка России, а также определить его компетенцию и порядок работы.

Председатель является главным лицом Банка России. Ему не требуется доверенность, чтобы действовать от имени организации, представлять ее интересы, председательствовать на заседаниях Совета директоров. Его подписью заверяются нормативные акты Банка России, протоколы заседаний и решения Совета директоров. Им подписываются соглашения, которые заключает организация, а также приказы и распоряжения. Указания Председателя обязательны к исполнению для всех подразделений и служащих.

Кандидатуру на пост Председателя выдвигает Президент РФ, а затем выносит ее на рассмотрение ГосДумы. Депутаты утверждают Председателя в должности. Срок его полномочий рассчитан на пять лет. Один и тот же человек не может занимать этот пост больше трех сроков подряд. Председатель не имеет права работать по совместительству, но может заниматься любой творческой деятельностью в сфере науки, искусства или образования. Он не имеет права состоять в органах иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Исключением являются случаи, которые предусмотрены в международном законодательстве или законами РФ: это могут быть межбанковские соглашения или соглашения с иностранным регулятором финансов. Допускается вариант, когда Банк России участвует в капиталах и работе организаций.

Председатель Банка России имеет право назначить и освободить от должности своих заместителей, распределить между ними обязанности и передать им часть своих полномочий. Например, один из первых заместителей может замещать Председателя, пока он отсутствует. Заместители отвечают за работу определенных подразделений центрального аппарата Банка России.

Пример 3

Председатель распределяет обязанности с учетом специфики направлений банковской работы. Один заместитель должен осуществлять денежно-кредитную политику, другой – управлять золотовалютным запасом, третий – осуществлять банковское регулирование и надзор во всех сегментах рынка финансов. Помимо этого, он обязан предотвращать возможные конфликты интересов, выявлять и управлять ими.

Таким образом, руководство Банка России представлено тремя подразделениями: Национальным финансовым советом, Советом директоров и Председателем Банка России. Однако, первый контролирует и координирует работу Банка, поэтому он выше всех остальных руководителей данной организации. При этом ответственность за работу Банка России в полной мере несет Председатель. Исследователи теории права считают данную ситуацию несправедливой. Они убеждены, что все подразделения банка должны в равной степени отвечать за его бесперебойное и эффективное функционирование.

Структура центрального аппарата

Департамент – одно из основных подразделений центрального аппарата Банка России. Каждый департамент выполняет конкретные задачи. Один отвечает за наличное денежное обращение, другой – за национальную платежную систему, третий – за операции на рынке финансов. Шесть лет назад были учреждены новые службы, ответственные за развитие рынка финансов, микрофинансирования и страхового рынка, а также за коллективные инвестиции. Один из департаментов противодействует нечистоплотным практикам поведения на рынке финансов, другой защищает права потребителей финансовых услуг.

Наряду с остальными департаментами, работает и юридический. Его сфера деятельности лежит в области правовых аспектов работы Банка России. Его директор является заместителем Председателя. Им координируется и контролируется работа всего юридического департамента.

Директор организует претензионно-исковую работу в структуре Банка, представляет Банк России в суде и ведет судебные дела, защищая права и интересы организации, преодолевает конфликты интересов. Им осуществляется договорно-правовая работа. Он систематизирует действующие законы, включая нормативные акты Банка России, а также информирует и консультирует подразделения по вопросам практического применения законов. Помимо этого, директор юридического департамента выявляет и устраняет некорректные положения нормативных актов Банка России, которые способствуют проявлению коррупции.

Территориальные подразделения

Территориальные подразделения (или учреждения) работают во всех регионах РФ. Именно они занимаются самой тяжелой работой Банка России, ведь их руководителям приходится иметь дело с различными финансовыми организациями, взаимодействовать с местными органами власти и муниципальными образованиями.

Исследователи определяют территориальные учреждения как особые подразделения Банка России, которые осуществляют функции Банка в пределах конкретного субъекта РФ или крупного экономического региона. Их деятельность подкреплена соответствующей нормативно-правовой базой. Национальные банки республик, которые входят в состав нашей страны также признаются территориальными. Любое территориальное учреждение называется Главным управлением Банка России. Образовать и ликвидировать его может только Совет директоров.

Данное учреждение работает по генеральной доверенности, которую выдает Председатель. Поэтому каждое территориальное учреждение имеет правовой статус филиала Банка России, но не является юридическим лицом. В связи с этим теоретики выдвигают идею, что данным учреждениям следует предоставить права, аналогичные правам юридических лиц. По их мнению, это позволит территориальным учреждениям действовать в качестве самостоятельной некоммерческой организации или гос. автономного учреждения. Это позволило бы расширить их круг полномочий и увеличить ответственность за результаты работы.

Замечание 4

Независимо от места локации, территориальные учреждения проводят единую гос. денежно-кредитную политику, обеспечивают эффективную и бесперебойную работу национальной платежной системы, развивают и укрепляют банковскую систему. Они осуществляют оперативное регулирование и надзор за работой кредитных фирм (при необходимости могут их ликвидировать), контролируют работу некредитных организаций, организовывают валютный контроль, а также анализируют состояния и дают прогнозы экономического развития регионов.

Права территориальных учреждений имеют ряд ограничений. Например, они не могут издавать нормативно-правовые акты или предоставить кредит, чтобы профинансировать дефицит местного бюджета или бюджета гос. внебюджетного фонда. Банковские операции в иностранной валюте осуществляются только с разрешения руководства Банка России. Они не имеют права выписать гарантию, вексель или поручительство. Территориальные учреждения правомочны владеть и пользоваться имуществом, которое находится на их балансе. Как распоряжаться определенным балансом, определяет руководство Банка России. В частности, Совет директоров определяет особенности работы и соответствующий объем полномочий для конкретного учреждения. Поскольку объем работы увеличивается, логично было бы увеличить компетенцию, повысить ответственность и признать территориальные учреждения юридическими лицами. Однако, предложение исследователей права пока остается без внимания.

Территориальные учреждения отличаются сложной структурой, поскольку в них входит ряд функциональных подразделений. Например, это расчетно-кассовые и вычислительные центры, а также образовательные организации. Руководителям подразделений предоставляется доверенность Банка России, которая позволяет им вступать в правовые отношения с третьими лицами. Например, расчетно-кассовые центры проводят платежи по безналичным расчетам, благодаря корреспондентским счетам и банковским идентификационным кодам.

Российское объединение инкассации

Определение 1

РОСИНКАС представляет собой специализированное функциональное учреждение Банка России. Им осуществляется инкассация и перевозка наличности на территории РФ.

Данная организация состоит из 78 территориальных управлений, которые действуют на правах филиалов Объединения. Подразделения инкассируют организации, которые не входят в банковскую систему. Данную услугу они оказывают на платной основе.

Объединение РОСИНКАС – юридическое лицо, оно занесено в единый гос. реестр юридических лиц, но его организационно-правовая форма при этом не указывается, что противоречит отдельным положениям действующего законодательства. Ведь данной организации не характерны черты объединения, гос. компанией она также не является.

Теоретики считают так: Объединение РОСИНКАС неофициально является дочерней структурой Банка России. Поэтому можно называть его самостоятельной некоммерческой организацией или гос. автономным учреждением. На практике РОСИНКАС выполняет функции либо первого, либо второго учреждения. В обоих случаях данная организация имеет право заниматься предпринимательством.

Чтобы обеспечить банковское обслуживание военнослужащим, Банк России создает полевые учреждения. Их организуют совместно с Министерством обороны, поэтому данные организации имеют статус воинских учреждений. Их работа регламентируется уставами о военной службе, а также специальным Положением о нулевых организациях, который утверждается руководством Банка и Министерства обороны. Вспомогательные отделения также представлены вычислительными центрами, образовательными учреждениями, подразделениями безопасности, которые обеспечивают работу основных банковских подразделений.

Работа в Банке России

В подразделениях Банка России трудятся более 69 тысяч человек. Трудовые отношения регулируются Трудовым Кодексом РФ и нормативно-правовыми актами трудового законодательства. Помимо определенных требований к сотрудникам, Совет директоров может устанавливать нюансы, на основании которых нанимаются или увольняются сотрудники. Им также регулируется оклад сотрудников, должностные права и обязанности, система дисциплинарных взысканий.

Совет директоров создает фонд для дополнительного обеспечения служащих Банка, достигших пенсионного возраста или ушедших на пенсию. Благодаря его решению, служащие могут застраховать жизнь и здоровье, а также получить медицинскую страховку. Данные положения указаны в Законе Банка России, однако, в нем не хватает конкретики. Например, не указывается, является ли медицинская страховка обязательной или это добровольное дело каждого. Аналогичная ситуация с пенсионным фондом: не понятно, создан ли он вообще, и если создан, кто им управляет. Ученые указывают на необходимость вписать данные нюансы в Закон о Банке России.

Замечание 5

Предполагается, что сотрудники Банка России берут на себя обязательство о неразглашении информации о банковской работе. В период работы служащие действительно должны соблюдать секретность. Однако, для обычных служащих данное положении перестает действовать с момента увольнения из системы. Ответственность за хранение служебной информации продолжают нести лица, занимающие высокие посты в данной организации.

В современном мире большую роль играет так называемая инсайдерская информация, которая представляет собой публично не раскрытые сведения организации. Ее опубликование может изменить рыночную стоимость ценных бумаг Банка России. В связи с этим, сегодня говорится о необходимости регулирования вопросов, касаемых допустимого раскрытия информации о банковской работе. Нужно предусмотреть, какие решения руководства Банка можно обнародовать, а какие из них являются конфиденциальными. Регулирование данных вопросов должно проводиться в соответствии с действующей законодательной базой РФ.

Исследователи предлагают включить в действующий Закон о Банке России отдельную главу, в которой будут прописаны положения, регулирующие порядок опубликования сведений. В глобальном смысле это существенно снизит риск, что инсайдерская информация будет использоваться недобросовестно. А граждане и юридические лица будут своевременно информироваться об изменениях, которые касаются их имуществ.

В 2012-2013 годах банковская структура существенно изменилась, поскольку расширились функции Банка России, ведь он стал регулировать все сегменты рынка финансов во всей стране. Вполне возможно, что представленная структура будет неоднократно меняться. Причем каждое изменение направлено на улучшение работы всех подразделений банковской системы. Каждое из них должно быть эффективным, поскольку от этой организации зависит не только экономический рост, но и благосостояние жителей Российской Федерации.

Управление банком имеет многоуровневую структуру. Поскольку большинство современных коммерческих банков создаются в форме акционерных обществ, высшим органом управления в них является общее собрание акционеров. Высший орган управления в банке, созданном в форме общества с ограниченной ответственностью, – общее собрание пайщиков.

Собрания собственников кредитных организаций, в соответствии с действующим законодательством и их уставами, проводятся не реже одного раза в год.

В промежутках между собраниями акционеров или пайщиков оперативное управление банком осуществляет совет директоров, который избирается собственниками.

В функции совета директоров входит:

– определение стратегических целей и формулирование политики,

– подбор сотрудников на руководящие посты,

– создание комитетов.

В крупном банке обычно есть как минимум четыре комитета: административный, решающий текущие вопросы; кредитный, который дает заключения о выдаче займов; комитет по доверительной деятельности, отвечающий за инвестирование средств; ревизионный, проверяющий финансовое состояние подразделений кредитной организации.

Председатель совета директоров обычно не занимается оперативным управлением. Он созывает и ведет заседания совета директоров, участвует в выработке стратегических решений, представляет банк на различных форумах.

Текущей деятельностью современной кредитной организации, как правило, руководит президент, который избирается общим собранием акционеров.

На президента или председателя правления возложено оперативное управление банком. Реальная роль президента зависит от многих обстоятельств. В круг его обязанностей часто входит налаживание связей банка с властями, общественными организациями и другими финансовыми учреждениями. Он участвует в выработке оперативных решений, дает указания о выдаче крупных кредитов, оценивает перспективных клиентов и т. п.

В крупных кредитных организациях вместе с президентом работает ряд вице-президентов, отвечающих за отдельные направления деятельности банка. Они руководят ключевыми отделами и региональными подразделениями.

Кроме того, к высшим должностям финансового учреждения принято относить руководителя казначейства, главного бухгалтера и ревизора.

Руководитель казначейства отвечает за непосредственное осуществление всех оперативных функций, является связующим звеном между главными отделами банка. По его указанию и с его разрешения производится учет и продажа векселей, акцептование тратт, индоссирование различных документов. Под его контролем осуществляется выдача ссуд, прием депозитов, покупка и продажа ценных бумаг для банка. Он отвечает за кассовые операции, банковскую документацию и отчетность.

Как правило, одна из функций руководителя казначейства – контроль за текущей ликвидностью кредитной организации, то есть сведение поступающих и исходящих платежей, поддержание необходимых остатков денежных средств.

Главный бухгалтер возглавляет бухгалтерскую работу и отдел статистики, а также занимается проблемами введения новых методов работы, автоматизацией и т. п.

Ревизор осуществляет комплексную и выборочную проверку работы банка, его отдельных подразделений.

Совет директоров Банка России — коллегиальный орган управления Банка России, в который входят Председатель Банка России и 14 членов Совета директоров, работающих на постоянной основе в Банке России. Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой сроком на пять лет по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Совет директоров осуществляет широкий круг функций, отнесенных к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

В сфере денежно-кредитной политики и развития финансового рынка Российской Федерации Совет директоров во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления развития финансового рынка, принимает решения об изменении процентных ставок Банка России, о размере обязательных резервных требований и другие решения.

В сфере наличного денежного обращения Совет директоров принимает решения о выпуске банкнот и монет Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монет Банка России старого образца.

В сфере регулирования банковской системы и финансового рынка Совет директоров устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы Российской Федерации, принимает решения об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций, банковских групп и некредитных финансовых организаций, о порядке формирования резервов кредитными организациями, а также иные решения.

В сфере обеспечения финансовой стабильности Совет директоров принимает решения о размерах надбавок к коэффициентам риска по отдельным видам активов, о применении макропруденциальных лимитов.

В сфере национальной платежной системы Совет директоров устанавливает правила осуществления расчетов в национальной платежной системе, определяет тарифы на услуги в платежной системе Банка России, включая Систему быстрых платежей, устанавливает предельные значения комиссий в рамках иных платежных систем, а также комиссий, взимаемых банками со своих клиентов по договорам о приеме платежных карт за переводы денежных средств.

В сфере финансово-хозяйственной и организационно-кадровой деятельности Банка России Совет директоров утверждает структуру Банка России, годовую финансовую отчетность и отчет о деятельности Банка России, а также осуществляет иные функции.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих на его заседании членов при кворуме в восемь человек. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.

Последнее обновление страницы: 25.09.2023


На основании Вашего запроса эти примеры могут содержать грубую лексику.


На основании Вашего запроса эти примеры могут содержать разговорную лексику.

высшим руководством Банка

Перевод «высшим руководством Банка» на английский


Такое трехстороннее мероприятие было высоко оценено высшим руководством Банка и правительством.


Такие инвестиции одобряются высшим руководством банка.


Другими словами, как следует из этого документа, вся операция по движению кредита Златоустовскому металлургическому заводу контролировалась высшим руководством банка».



In other words, it follows from this document, the whole operation to the movement of credit Zlatoust Metallurgical Plant monitored by the Bank’s management.


Он заявил, что правительство Соединенных Штатов находится в контакте с высшим руководством банка «ДжейПиМорган Чейз бэнк» и других банков и занимается поиском как долгосрочного, так и краткосрочного решения.



He stated that the United States Government was in contact with top management officials at JPMorgan Chase and other banks, and was looking for both long- and short-term solutions.


Основная причина слабости американских и британских регуляторов и прокуроров состоит в том, что им очень сложно доказать связь между правонарушениями, которые происходят на низких руководящих звеньях банка, с высшим руководством банка, например в случае со ставкой LIBOR.



The main reason that American and British regulators give for the paucity of prosecutions is that they have struggled to connect wrongdoing lower down in the bank, such as the LIBOR scandal, to those running it.

Другие результаты


Контакты с судьями и представителями высшего руководства Банка требуют значительного дипломатического искусства и такта.


Это включает в себя встречи с советами директоров и/или высшим руководством банков в 2018 году для получения сведений о ходе реализации Принципов.



This includes meeting with banks‘ boards of directors and senior management in 2018 to receive updates on implementation progress.


Участие Совета директоров и высшего руководства банка в программе стресс-тестирования имеет важное значение для ее эффективной реализации.



Board and senior management involvement in the stress testing program is essential for its effective operation.


Власти возбудили несколько уголовных дел против высшего руководства банка по обвинениям, связанным с выводом капитала заграницу.



The authorities initiated several criminal cases against the bank’s top management on charges relating to the withdrawal of funds.


До того как присоединиться к нашей компании он работал в высшем руководстве банков Вёаг Stearns и Alex Brown, который затем стал Deutsche Bank/Alex Brown.



He previously worked at the senior management level for Bear Stearns and Alex Brown, which later became Deutsche Bank/Alex Brown.


Процесс риск-менеджмента в Банке охватывает все его структурные уровни — от высшего руководства Банка (Наблюдательного Совета и Правления Банка) до уровня, на котором непосредственно принимается и/или генерируется риск.



Risk management process in the Bank embraces all its levels — from upper Bank’s management (Supervisory Board and Management Board) till the level, on which the risks are accepted and generated.


Я предъявлю вам часть свидетельских показаний госпожи Кендолл о том, что некий трейдер нарушил установленные правила и создал личный резервный фонд, фонд, который держался в секрете от высшего руководства банка Блая Филлипса.



I put it to you part of Ms Kendall’s testimony was that a certain trader went off reservation and established a private slush fund, a fund kept secret from the entire senior management of Bligh Phillips Bank.


Комитет по развитию — рабочая группа из представителей высшего руководства банка, в обязанности которой входит генерация предложений по запуску проектов и их оценка, обеспечение и контроль реализации проектов развития.



Development Committee is a work group, consisting of senior executives of the bank, which is responsible for creation of proposals on project launch, their assessment, support and control of implementation of development projects.


«Эта информация получена из доклада разоблачителя, написанного топ-менеджером Danske Bank и отправленного напрямую высшему руководству банка в Копенгаген в декабре 2013 года», — пишет издание.



The information stems from a whistle-blowing report which was written by an executive within Danske Bank and sent directly to the bank’s top management in Copenhagen in December 2013.


По просьбе Статистической комиссии высшему руководству Всемирного банка было направлено официальное письмо.



Based on the Statistical Commission’s request, an official correspondence was sent to the World Bank senior management.


обеспечение должного контроля за допуском в банковскую систему добросовестных, финансово устойчивых и обладающих надежной репутацией инвесторов, а также за профессионализмом и репутацией высшего руководства банков



ensuring appropriate control over admission of bona fide, financially stable and reputable investors to the banking system, as well as control over professionalism and reputation of senior management of banks


МАП принимала участие в ежегодных совещаниях Глобальных союзов с членами высшего руководства Всемирного банка и Международного валютного фонда.



EI also participated in the annual meeting of Global Unions with the top leaderships of the World Bank and the International Monetary Fund.


Исполняет обязанности по проведению независимой оценки операций Банка Канады от имени высшего руководства и правления банка.



Carries out obligations on the execution of the independent estimation of transactions of the Bank of Canada on behalf of the executive management and bank directors.


Шейла является членом группы высшего руководства Группы Всемирного банка и консультирует президента и руководителей по вопросам стратегических коммуникаций и решениям по привлечению заинтересованных сторон.



Sheila serves on the World Bank Group’s senior leadership group and advises the President and CEOs on strategic communications and stakeholder engagement decisions.


Мы считаем, что интерактивное участие в обсуждениях представителей высшего руководства Всемирного банка, МВФ и ВТО носило беспрецедентный характер, и выражаем глубокое удовлетворение по этому поводу.



We believe the interactive participation in the discussions by senior staff of the World Bank, IMF and WTO was unprecedented. It is deeply appreciated.

Ничего не найдено для этого значения.

Результатов: 3742. Точных совпадений: 5. Затраченное время: 190 мс

Автор статьи

Наталья Викторовна Зайцева

Эксперт по предмету «Банковское дело»

Стать автором

Основные принципы, факторы и цели формирования управления банком

Основные принципы организации банка являются основополагающими для налаживания банковского бизнеса и его увеличения. Они вырабатываются в зависимости от стратегии и тактики, предусматривающей осуществление основной деятельности в зависимости от имеющейся лицензии. К ним можно отнести:

  • функциональную систему построения банка;
  • иерархию властных полномочий и уровня организации;
  • соответствие органов управления банка поставленным целям;
  • целостную систему и её соответствие условиям внешней среды;
  • совместные и координированные действия;
  • рационализационные требования к управлению;
  • обеспечение контроля;
  • регламентацию деятельности персонала;
  • обеспечение оперативной и достаточной информацией.

Структура кредитной организации определяется следующими факторами: размерами банков; наличием квалифицированного персонала; универсализацией или специализацией деятельности; задачами экономии расходов и загрузкой персонала.

Замечание 1

Конечная цель по формированию структуры кредитной организации – достижение высокой эффективности управления всеми направлениями банковской деятельности и повышение рентабельности.

В связи с этим банковская структура управления не должна быть не развивающейся. Она видоизменяется в соответствии требованиями внешней и внутренней банковской среды.

Обычно организационное устройство кредитной организации соответствует общепринятой схеме управления в соответствии с российским и банковским законодательством (рисунок 1).

Организационная структура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Организационная структура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Управление банком и его структура» 👇

Высший орган управления кредитной организацией – это общее собрание, проходит не реже одного раза в год. На нём решаются вопросы, которые согласно российского законодательства относятся только к его компетенции.

Совет директоров наделён правом осуществлять общее руководство деятельностью в промежутках между годовыми собраниями.
Совет директоров и ревизионная комиссия – это наблюдательные органы.

Непосредственно руководством текущей деятельностью банков осуществляется единоличными исполнительными органами и коллегиальными исполнительными органами.

Основные варианты структуры управления банком

Банковская деятельность предусматривает три альтернативные варианта структуры управления кредитной организацией. Они включают: однолинейную (линейную) структуру; многолинейную структуру; линейно-штабную структуру.

Однолинейная (линейная) структура управления (рисунок 2) разработана экономистом А. Файоль. Она предусматривает принцип единоначалия, т.е. нижестоящая инстанция получает распоряжение только от существующей вышестоящей инстанции, и, наоборот, отдельная вышестоящая инстанция сможет отдать распоряжение не всем нижестоящим, а только одной или нескольким указанным во внутренних документах.

Однолинейная структура управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Однолинейная структура управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Её достоинством является четкое разграничение компетенций и указание ответственных лиц. Недостатком – малая гибкость в связи с длительным периодом прохождения сведений по цепочке инстанций, поэтому однолинейная структура управления применяется мелкими банками с базовой лицензией.

Многолинейной (штабной) структурой управления предусмотрен принцип прямого пути, её создателем является Ф.У. Тейлор (рисунок 3).

Многолинейная структура управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Многолинейная структура управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Верхние уровни данной структуры разделяют управленческие функции между несколькими инстанциями, которые выступают в виде специализированных штабов (к примеру, возможно наличие нескольких заместителей президента банка, и каждый наделён определённой сферой компетенций, т.е. снижается нагрузка на руководителя). Отличительная особенность штабов – наделение правами отдавать распоряжение напрямую разным нижестоящим подразделениям. В результате каждая нижестоящая инстанция получает распоряжение не от одной, а от нескольких вышестоящих, и перед ними несет ответственность за своевременное выполнение приказаний.

Достоинства: большая гибкость по сравнению с однолинейной структурой, сокращение времени движения информационных сообщений по инстанциям, использование выгод в специализации управленческой деятельности.
Недостатки: возможность пересечения областей компетенции штабов, нескоординированность их приказаний, возникновение конфликтных ситуаций, использование такой структуры только банками с базовой лицензией.

Линейно-штабной структурой управления предусмотрена попытка соединения достоинств двух вышеуказанных структур (рисунок 4).

Линейно-штабная структура управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 4. Линейно-штабная структура управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Такая структура пытается соединить достоинства всех структур и преодолеть имеющиеся недостатки. Создаются инстанции двух видов: линейные инстанции, которые обладают правами выдачи приказаний, и специализированные штабы, лишь принимающие приказания от вышестоящих линейных подразделений, но они правом их отдачи не наделяются. Следовательно, они функционируют только как консультативные органы, которые оказывают помощь линейным подразделениям при подготовке принятия решения (отделы кадров, юридические отделы, отделы маркетинга и др.)

Её достоинства: четко разграниченные полномочия и применение специализации управленческого труда. Недостатком является разграничение процессов подготовки и принятия решений.

Замечание 2

Линейно-штабная и модифицированная на практике линейно-штабная структура, способная наряду со штабными подразделениями без прав отдачи приказаний создавать штабы, которые обладают ограниченными правами отдачи распоряжений (ревизионные отделы, юридические отделы и др.), применяются банками с универсальной лицензией.

Субъекты управления банком и их характеристика

Современная банковская практика предусматривает трехступенчатую классификацию субъектов управления кредитной организацией по объёму распорядительных полномочий независимо от формы собственности:

  1. высшее руководство, обязано принимать основополагающие решения по реализации целевых установок и различных направлений банковской политики, подбору и расстановке кадров, руководству нижестоящих управленческих подразделений;
  2. среднее руководство должно осуществлять управление конкретными направлениями банковской деятельности, регулировать их процессы, руководить служащими подразделения, подготавливать принятие решений высших руководителей;
  3. низшее руководство производит распределение необходимых для решения заданий и контролирует работу отдельных групп.

При управлении банком следует разделить деятельность на следующие блоки:

  • блок, включающий общие вопросы планирования, прогнозирования, общих вопросов управления, методического обеспечения, анализа и т.д.;
  • блок коммерческой деятельности (кредитное, инвестиционное, расчетно-кассовое, консультационное и иные банковское обслуживание);
  • финансовый блок обеспечивает порядок учёта доходов, расходов и собственных операций деятельности банка (включает бухгалтерию, отделы внутрибанковских расчётов и корреспондентских отношений, кассу);
  • блок автоматизации;
  • административный блок.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Самым эффективным стилем руководства является адаптивный или ориентированный на реальность
  • Зеркалин инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки
  • Тримедат 100 мг инструкция по применению для детей
  • Инструкция по охране труда для медсестры в доу
  • Панангин плюс витамин в6 инструкция по применению