Высшего руководства общества

ВЫСШЕЕ РУКОВОДСТВО

ВЫСШЕЕ РУКОВОДСТВО
(top leaders) — совокупность руководителей самого высокого положения в данной области, например, в сфере власти государственной, военной и т.д.

Власть. Политика. Государственная служба. Словарь. — М.: Луч.
.
1996.

Смотреть что такое «ВЫСШЕЕ РУКОВОДСТВО» в других словарях:

  • высшее руководство — Лицо или группа работников, осуществляющих руководство и управление организацией на высшем уровне. [ГОСТ Р ИСО 9000 2008] Тематики системы менеджмента качества EN top management …   Справочник технического переводчика

  • высшее руководство — 3.5 высшее руководство (top management): Лицо или группа работников, осуществляющих управление деятельностью организации. Примечание В образовательном учреждении высшего профессионального образования к высшему руководству относятся ректор и… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • высшее руководство вещательной компании страны-организатора — [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] Тематики спорт (коммуникации и средства массовой информации) EN senior management personnel of host broadcaster …   Справочник технического переводчика

  • высшее руководство ОАО «Газпром» — 3.3.1.5 высшее руководство ОАО Газпром : Лица осуществляющие направление деятельности и управление ОАО Газпром на высшем уровне в рамках своих полномочий. Источник: СТО Газпром 9000 2006: Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Руководство — см. «Высшее руководство». Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Руководство Азербайджанской ССР — Высшее руководство в Азербайджанской ССР с момента установления Советской власти в 1920 году и вплоть до Августовского путча 1991 года осуществляла Коммунистическая партия Азербайджана в составе КПСС. Высшим органом Компартии Азербайджана был… …   Википедия

  • Руководство Белорусской ССР — Высшее руководство в Белорусской ССР с момента её провозглашения и вплоть до Августовского путча 1991 года осуществляла Коммунистическая партия Белоруссии в составе КПСС[источник не указан 132 дня]. Высшим органом Компартии… …   Википедия

  • Руководство Грузинской ССР — Высшее руководство в Грузинской ССР с момента установления Советской власти в 1921 году до первых многопартийных выборов в октябре 1990 года осуществляла Коммунистическая партия Грузии в составе… …   Википедия

  • Руководство Киргизской ССР — Высшее руководство в Киргизской ССР с момента её образования в декабре 1936 года и до октября 1990 года осуществляла Коммунистическая партия Киргизии в составе КПСС. Высшим органом Компартии Киргизии был Центральный Комитет (ЦК), и… …   Википедия

  • Высшее учебное заведение — Запрос «Вуз» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Московский государственный университет …   Википедия

Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы толкования и применения ст. 32

1. Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников общества может быть очередным или внеочередным.

Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.

Положения устава общества или решения органов общества, ограничивающие указанные права участников общества, ничтожны.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Уставом общества при его учреждении или путем внесения в устав общества изменений по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно, может быть установлен иной порядок определения числа голосов участников общества. Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих такой порядок, осуществляются по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.

2. Уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Абзацы второй — третий утратили силу с 1 июля 2009 года. — Федеральный закон от 30.12.2008 N 312-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также порядок прекращения полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и компетенция председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества определяются уставом общества.

Члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров (наблюдательного совета) общества. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества.

По решению общего собрания участников общества членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением указанных обязанностей. Размеры указанных вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания участников общества.

2.1. Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества в соответствии с настоящим Федеральным законом. Уставом общества может быть предусмотрено, что к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся:

1) определение основных направлений деятельности общества;

2) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее — управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;

3) установление размера вознаграждения и денежных компенсаций единоличному исполнительному органу общества, членам коллегиального исполнительного органа общества, управляющему;

4) принятие решения об участии общества в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

5) принятие решения о проведении аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, назначение аудиторской организации (индивидуального аудитора) общества и определение размера оплаты ее (его) услуг;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 114-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) утверждение или принятие документов, регулирующих организацию деятельности общества (внутренних документов общества);

7) создание филиалов и открытие представительств общества;

8) решение вопросов об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных статьей 45 настоящего Федерального закона;

9) решение вопросов об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных статьей 46 настоящего Федерального закона;

10) решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества;

11) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом вопросы, а также вопросы, предусмотренные уставом общества и не отнесенные к компетенции общего собрания участников общества или исполнительного органа общества.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ)

2.2. В случае, если решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества, отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительный орган общества приобретает право требовать проведения внеочередного общего собрания участников общества.

(п. 2.2 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ)

3. Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, и члены коллегиального исполнительного органа общества, не являющиеся участниками общества, могут участвовать в общем собрании участников общества с правом совещательного голоса.

4. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.

5. Передача права голоса членом совета директоров (наблюдательного совета) общества, членом коллегиального исполнительного органа общества иным лицам, в том числе другим членам совета директоров (наблюдательного совета) общества, другим членам коллегиального исполнительного органа общества, не допускается.

6. Уставом общества может быть предусмотрено образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества. Членом ревизионной комиссии (ревизором) общества может быть также лицо, не являющееся участником общества.

(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 114-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Функции ревизионной комиссии (ревизора) общества, если это предусмотрено уставом общества, может осуществлять назначенная (назначенный) общим собранием участников общества аудиторская организация (индивидуальный аудитор), которая должна быть независима (который должен быть независим) в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 114-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Членами ревизионной комиссии (ревизором) общества не могут быть члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, и члены коллегиального исполнительного органа общества.

Как формируются элиты: теории элит Моска, Парето и Михельса

Автор: Геннадий Константинович Ашин, основоположник научной элитологии в России, профессор кафедры философии MГИMO, доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ.

Идеи политического элитизма, согласно которым функцию управления обществом должны выполнять избранные, лучшие из лучших, аристократы, появились еще в глубокой древности. Наиболее четко эти идеи прослеживаются в работах Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Но серьезного социологического обоснования эти идеи еще не получили. Как определенная система взглядов элитарные теории были сформулированы в конце XIX — начале ХХ века в работах итальянских мыслителей Гаэтано Моска (1858-1941), Вильфреда Парето (1848-1923) и немецкого социолога Роберта Михельса (1878-1936).

Теория элит Гаэтано Моска

Моска в работе «Правящий класс» утверждал, что во всех обществах существуют два класса: класс управляющих (элита) и класс управляемых. Правящий класс является малочисленным, он монополизирует власть и осуществляет управленческие функции. Господство меньшинства предопределено тем, что это господство организованного меньшинства над инертным, неорганизованным большинством.

Правящий класс стремится упрочить свое господство, используя свои знания и опыт в сфере государственного управления, военную силу, священнический статус, распространяя и поддерживая в обществе ту идеологию, которая способствует легитимации его власти. Вхождение в состав правящего класса, по мнению Моска, обусловлено следующими критериями: способностью к управлению другими людьми (организаторская способность), а также интеллектуальным, моральным и материальным превосходством. Правящий класс постепенно обновляется.

Существуют две тенденции в его развитии. Аристократическая тенденция проявляется в стремлении передать власть наследникам или ближайшим соратникам, что постепенно приводит к вырождению элиты. Демократическая тенденция реализуется посредством включения в состав правящего класса лучших представителей из класса управляемых, что предотвращает дегенерацию элиты.

Оптимальное сочетание этих двух тенденций наиболее желательно для общества, т.к. позволит обеспечить преемственность и стабильность в руководстве страной и качественное обновление правящего класса.

Теория «циркуляции элит» Вальфредо Парето

Парето, введший в политическую науку термин «элита», так же, как и Моска, считал, что все общества делятся на управляющих (элиту) и управляемых. В элите он выделял два главных типа, последовательно сменяющих друг друга: элиту «львов» и элиту «лис». Для «львов» характерно использование силовых методов правления, консерватизм. «Лисы» предпочитают поддерживать свою власть пропагандой, они мастера политико-финансовых комбинаций, обмана, хитрости, изворотливости.

Правление «лис» эффективно, когда политическая система неустойчива, когда требуются новаторы, комбинаторы. Но «лисы» не способны применять насилие, когда оно необходимо. Тогда им на смену приходит элита «львов», которая готова действовать решительно. Постоянная смена одной элиты другой обусловлена социальной динамикой общества.

Каждый тип элиты обладает определенным преимуществом, которое постепенно перестает соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому обеспечение равновесия социальной и политической системы требует постоянной замены одной элиты другой.

Парето выделял также правящую и неправящую элиты. Представители, входящие в состав потенциальной элиты (контрэлиты), наделены характерными для элиты качествами, но не обладают властью из-за своего социального статуса. Со временем правящая элита начинает вырождаться и неэффективно управлять обществом, тогда активизируется контрэлита, претендующая на власть. Но чтобы прийти к власти, ей необходима поддержка масс, которые она побуждает к активным действиям и с помощью которых свергает правящую элиту.

Очередная правящая элита со временем также утратит свои выдающиеся качества, придет в упадок и будет отстранена от власти новой контрэлитой. Через некоторое время процесс «циркуляции элит» повторится вновь и вновь.

Парето считал, что постоянная смена и циркуляция элит позволяет понять историческое движение общества, которое предстает как история постоянной смены аристократий: их возвышений, властвования, упадка и замены новым правящим привилегированным меньшинством. Поэтому революции, с точки зрения Парето, — лишь борьба элит, смена правящей и потенциальной элиты.

«Железный закон олигархичеких тенденций» Роберта Михельса

Михельс исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества, и пришел к выводу, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть состоит в том, что развитие общества сопровождается формированием крупных организаций. Руководство такими организациями не может осуществляться всеми ее членами.

Для эффективного функционирования организациям (в том числе и политическим партиям) требуется создание системы иерархически организованного управления, которое приводит в конечном счете к концентрации власти в руках правящего ядра и аппарата. Происходит, таким образом, образование правящей элиты.

Правящая элита обладает преимуществами перед рядовыми членами: она в большей степени обладает навыками политической борьбы, имеет превосходство в знании и информации, осуществляет контроль над формальными средствами коммуникации. Рядовые члены организации недостаточно компетентны, информированы и зачастую пассивны.

Правящая элита постепенно выходит из-под контроля своих рядовых членов, отрывается от них и подчиняет политику собственным интересам, заботясь о сохранении своего привилегированного положения. В результате любой, даже демократической организацией, реально правит олигархическая группа, члены которой не уступают свою власть массам, передавая ее другим лидерам.

Во всех партиях независимо от их типа «демократия ведет к олигархизации». Это закономерность развития политической организации. Олигархизация означает, что власть в организации концентрируется в руках руководящего аппарата, происходит снижение роли рядовых членов организации в принятии решений.

Увеличивается разница между интересами и идейной позицией руководителей и членов партий с преобладанием интересов руководящего звена. По существу, Михельс сформулировал одну из первых концепций бюрократизации правящей элиты.

Современные концепции элитаризма

Классические теории элит послужили основой для формирования современных концепций элитаризма. Во второй половине ХХ века сложились различные подходы к изучению проблемы элитарности общества, ведущими среди которых являются макиавеллистский, ценностный, структурнофункциональный и либеральный.

Макиавеллистский подход

Основы макиавеллистского подхода заложены в работах Моска и Парето. Для представителей данного подхода (Дж. Бернхэм) характерно представление об элите как о властвующем привилегированном меньшинстве, обладающем выдающимися качествами и способностями к управлению во всех сферах жизни общества и в первую очередь в политике и экономике.

Главной функцией элиты признается ее управленческая, административная функция, определяющая ее руководящее, господствующее положение в обществе по отношению к пассивному, нетворческому большинству населения. Формирование и смена элит происходит в ходе борьбы за власть. При этом внимание на нравственных качествах представителей элиты и моральных аспектах ее борьбы за власть не акцентируется.

Ценностный подход

В ценностном подходе (Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев) элита рассматривается не только как организованное управляющее меньшинство, но и как наиболее ценный элемент социальной системы, обладающий высокими способностями и показателями в важнейших сферах государственной деятельности, заботящийся в первую очередь об общем благе.

Элита — это наиболее творческая и продуктивная часть общества, обладающая высокими интеллектуальными и нравственными качествами. Взаимоотношения между элитой и массой приобретают характер управления, базирующегося на заслуженном авторитете власть имущих. Формирование элиты происходит вследствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.

Структурно-функциональный подход

Для структурно-функционального подхода (Г. Лассуэлл, С. Липсет) типично выделение в качестве главного признака элиты ее социального статуса в системе властных структур. В состав элиты входят индивиды, обладающие высоким социальным положением в обществе, занимающие ключевые командные позиции в важнейших институтах и организациях общества (экономических, политических, военных), осуществляющие наиболее важные управленческие функции в обществе, оказывающие определяющее влияние на выработку и принятие важнейших для общества решений.

Г. Лассуэлл, в частности, считал, что основную роль в разработке и принятии политических решений играет интеллектуальное знание. Поэтому к политической элите он относил тех, кто обладает этим знанием и имеет наибольший престиж и статус в обществе.

Либеральный подход к формированию элиты

Либеральный подход к элитарности общества (Й. Шумпетер, Ч. Миллс) отличает демократичность и отрицание ряда жестких установок классических теорий элит. Демократия трактуется в данном подходе как конкуренция между потенциальными руководителями за доверие избирателей. Таким образом, демократия не означает отсутствие страты элиты, она характеризуется новым способом рекрутирования и новым самосознанием элиты.

Элита рассматривается как властвующее меньшинство, занимающее в государственных и экономических институтах общества стратегические позиции и оказывающее значительное влияние на жизнь большинства людей.

Изучите элиты и власть с помощью курсов «Элитология: наука об элитах»  и «Кратология: наука о власти»:

Элитология: наука об элитах: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс

Элитология: наука об элитах: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс

From Wikipedia, the free encyclopedia

Senior management, executive management, upper management, or a management is generally individuals at the highest level of management of an organization who have the day-to-day tasks of managing that organization—sometimes a company or a corporation.

Overview[edit]

Executive managers hold executive powers delegated to them with and by authority of a board of directors and/or the shareholders. Generally, higher levels of responsibility exist, such as a board of directors and those who own the company (shareholders), but they focus on managing the senior or executive management instead of on the day-to-day activities of the business. The executive management typically consists of the heads of a firm’s product and/or geographic units and of functional executives such as the chief financial officer, the chief operating officer, and the chief strategy officer.[1] In project management, senior management authorises the funding of projects.[2]

Senior management are sometimes referred to, within corporations, as executive management, top management, upper management, higher management, or simply seniors.[citation needed]

Top management[edit]

A top management (TMT) is a specific form of which typically consists of some of the top managers in a firm. However, there is no clear definition to what the top management of an organization is. It is put together by the chief executive officer (CEO) to work on a specific task.[3] In working on this task, the generally has a much higher responsibility and considerable autonomy than other types of teams.

Possible tasks include:

  • ensuring the organization is effective and successful by taking on responsibility for the implementation of an appropriate strategy that the organization can adapt to,
  • effectively managing the demands of stakeholders,
  • giving clear definitions of what constitutes effectiveness and success,
  • ensuring the implementation of the strategy and the targeting of resources towards success,
  • reviewing if their actions are relevant to the organization’s overall goals.

The way TMTs are put together and work together as a team can greatly differ from other teams. This is mainly based on the fact that top managers have succeeded as individuals which often leads to a focus on functional team objectives rather than to working interdependently on a shared goal. TMTs consist of top managers from different functional areas of the firm, so they usually have different areas of expertise. Diversity and heterogeneity in teams can have a positive effect on teamwork. Nevertheless, there are also negative effects which have to be overcome as a team like not valuing different opinions and perspectives. A CEO that models valuing behavior and ensures the team has both a clear purpose and clear objectives can do just that. This also reduces social categorization effects because it leads to team members focusing more on their shared goals than on their differences.

The exchange of information during the working process is as important for TMTs as it is for all other kinds of teams. In order to work effectively, the team needs to understand how to communicate, share information, set goals, give feedback, manage conflict, engage in joint planning and task coordination and solve problems collaboratively. The CEO plays a key role in enabling the team to do so. He or she must take on the responsibility to coach the team and to reflect on their work. In their research in 2005, Simsek and colleagues[4] found that especially a CEO’s collectivistic orientation has a positive influence on team work behavior. Collectivistic orientation means that the CEO subordinates his or her personal to the group interests and goals, emphasizes sharing and cooperation within the team and enhances task-relevant processes of teamwork like gathering, processing and interpreting strategic information. This in turn enhances a process called behavioral integration which was developed by Hambrick (1994).[5] It describes the degree to which a group, here the top management, engages in mutual and collective interaction.

Hambrick divided this concept into three parts:

  1. The level of collaborative behavior within the team
  2. The quantity and quality of exchanged information
  3. The emphasis on joint decision making

TMTs can face multiple difficulties which mainly derive from their individualistic views and strong opinions. It is therefore of great importance that the team works through these conflicts, creating a climate of safety, keeping their vision and mission in mind and build an appropriate work environment for themselves and the organization.

See also[edit]

  • Business school
  • Corporate titles
  • Executive education
  • Line management
  • Middle management

References[edit]

  1. ^ Menz, M. 2012. Functional Top Management Team Members: A Review, Synthesis, and Research Agenda. Journal of Management, 38(1), 45-80.
  2. ^
    Compare: Hankewicz, Alexander (2008-02-21). «Project Management Pitfalls». The.Project.Management.Hut. PM Hut. Retrieved 2016-09-05. Senior Management although providing the authorization for the funding, must be seen playing an active role in providing top–down leadership for the project and participate in key decisions related to the project.
  3. ^ West, Michael A. (2012). Effective teamwork: Practical lessons from organizational research. John Wiley & Sons. pp. 241–268.
  4. ^ Simsek, Zeki; Veiga, John F.; Lubatkin, Michael H.; Dino, Richard N. (2005-02-01). «Modeling the Multilevel Determinants of Top Management Team Behavioral Integration». Academy of Management Journal. 48 (1): 69–84. doi:10.5465/AMJ.2005.15993139. ISSN 0001-4273.
  5. ^ Hambrick, I. (1994). «Top management groups: A conceptual integration and reconsideration of ‘the team label». Research in Organizational Behavior. 15: 171–214.

Модель высшего руководства фирмой

Устойчивые
внешние условия

(оперативные
проблемы)

Изменчивые
внешние условия

(стратегические
проблемы)

Вид
деятельности

Получение
прибыли (реализация потенциала)

Создание
стратегического потенциала

Характер
проблемы

Внешний

Реализация
рыночной стратегии

Разработка
стратегического потенциала (1)

Внутренний

Экономичность
использования ресурсов

Разработка
организационного потенциала (2)

Примечание: Совокупность (1) и (2)
представляют собой полный потенциал.

Теория институтов и институциональных
изменений

В конце 1980-х — начале 1990-х годов американский
ученый Дуглас Норт, ставший впоследствии
лауреатом Нобелевской премии по
экономике, опубликовал целую серию
работ, имеющих непосред­ственное
отношение к обоснованию роли и принципов
функциони­рования организаций. По
мысли Норта, рынок — это сложное и
неод­нозначное явление. Он представляет
собой структуру, охватывающую различные
институты: законы, правила игры и, что
наиболее важно, определенные кодексы
поведения, типы отношений и связей.
Инсти­туты, согласно Норту, — это
набор правил, процедура соответствий,
моральное и этическое поведение
индивидуумов в интересах макси­мизации
дохода. Институты — это разработанные
людьми формаль­ные (законы, конституции)
и неформальные (договоры и доброволь­но
принятые кодексы поведения) ограничения,
а также факторы при­нуждения,
структурирующие их взаимодействие. Все
вместе они об­разуют побудительную
структуру общества и экономики.
Институци­ональное развитие экономики
происходит под влиянием взаимодей­ствия
между институтами и организациями,
когда первые определя­ют «правила
игры», а вторые являются «игроками».
Новые институ­ты, согласно Норту,
появляются, когда общество усматривает
возмож­ность получения дохода, который
не может быть получен в условиях
сложившейся институциональной системы.
Иными словами, если производственные
факторы предоставляют возможность
увеличения дохода, а институциональные
— этому препятствуют, то велики шан­сы
возникновения новых институтов.

Норт показал, что организационные
факторы играют более важ­ную роль,
чем технические, поскольку ведут к
изменению институ­тов, которые, в свою
очередь, оказывают существенное влияние
на развитие экономики. Технические
изменения и другие считающиеся важными
факторы экономического развития
рассматриваются Нортом как недостаточные:
являясь составляющей процесса роста,
сами по себе они не могут его объяснить.
Ключом к экономическому росту является
эффективная организация экономики. В
своих работах Норт ставит фундаментальный
вопрос: почему некоторые страны богаты,
а другие — бедны. И отвечает: «Институты
создают базовые структуры, с помощью
которых люди на протяжении всей истории
добились по­рядка и таким образом
снизили степень своей неуверенности.
Исполь­зуя технику, они определяют
стоимость операций и преобразований
и, следовательно, рентабельность и
обоснованность экономической активности».

Крупные институциональные изменения
происходят медленно, так как институты
являются результатом исторических
перемен, формирующих индивидуальное
поведение. Чем выше институцио­нальная
неуверенность, тем выше становятся
затраты по операциям. Отсутствие
возможности заключать контракты и
вступать в другие обя­зывающие
институциональные отношения является
причиной эко­номической стагнации.
Норт в своих работах выдвигает
фундамен­тальные вопросы о связи
экономических изменений, технического
развития и институциональных условий.

В книге «Институты, институциональные
изменения и функцио­нирование
экономики», опубликованной на русском
языке в 1997 г., Норт, развивая свою теорию,
пересматривает понятие рациональнос­ти.
Он делает особый акцент на двух
концептуальных проблемах: одна из них
возникает при восприятии человеком
мира с его множеством фактов, другая —
при сортировке этих фактов по важности
и расчете оптимального выбора. Анализ
ведет к глубокому пониманию роли
институтов в решении этих проблем.

Принципиальное значение и актуальность
сохраняют выводы из теории новой
институциональной экономики,
сформулированные Нортом. Главное состоит
в том, что чрезвычайно трудно, да и
практи­чески недостоверно анализировать
переход от плановой экономики к рыночной
без институционального подхода к
проблемам и событиям. Суть выводов
сводится к следующему.

1. Если законы могут быть изменены в
течение короткого времени, то неформальные
нормы меняются постепенно. Именно такие
нормы создают легитимную основу для
действия законов, а революционные
изменения последних часто приводят к
результатам, отличающимся от ожидаемых.
Страны, которые принимают законы, при
годные для дру­гих экономических
условий, для других неформальных норм
и побуди­тельных факторов, приобретают
совсем не то направление развития, что
имеют государства, откуда эти законы
заимствованы.

2. Функционирование экономики в
значительной степени опре­деляется
государственным устройством, формирующим
экономичес­кие законы, создающим и
обеспечивающим эффективные права
соб­ственности и влияющим на политику
развития. При этом существует объективная
необходимость соблюдения определенных
условий: а) по­литические институты
сохраняют стабильность, если их
поддержива­ют организации,
заинтересованные в их неизменности; б)
для успеш­ного осуществления реформ
необходимо изменение институциональ­ной
системы; в) модификация норм поведения,
поддерживающих и легитимизирующих
новые законы, является длительным
процессом, и при отсутствии такого
побудительного механизма государственное
устройство не может быть стабильным;
г) в долгосрочной перспекти­ве
экономический рост требует разработки
законов и правил; д) не­формальные
ограничения иногда (но в краткие периоды)
могут обеспечивать экономический рост
даже при неблагоприятных или нестабиль­ных
законах.

3. Эффективные политико-экономические
системы формируют гибкие институциональные
структуры, способные переживать шоки
и перемены и являющиеся фактором
успешного развития. Однако формирование
этих систем является результатом
длительного процес­са; создание же
эффективных систем, рассчитанных на
краткосроч­ную перспективу, требует
в каждом случае специальных исследовании
и разработок.

Современные направления теоретических
разработок

На переднем крае теоретических разработок,
имеющих большую практическую значимость,
в настоящее время оказались направления,
которые в наибольшей мере отражают
изменившиеся условия функ­ционирования
организаций. Это вызвано и ориентацией
на новейшие технологии, и проблемой
рисковых инвестиций, и способами
высо­копродуктивного ведения хозяйства,
и прогнозированием потреби­тельского
спроса и поведения конкурентов, и
господством стратеги­ческого подхода
в управлении. Среди основных направлений
теоре­тических обобщений и разработок
можно назвать следующие.

1. Реинжиниринг, или перестройка на
современной информацион­ной и
технологической основе организации
производства и управле­ния. Это и
теория, и методы комплексного оздоровления
корпораций, управленческого ренессанса
с охватом и реконструкцией всех без
ис­ключения элементов, в том числе
систем человеческих мотиваций и стимулов.
В рамках этого направления рассматриваются
и новые им­пульсы повышения эффективности,
связанные с сокращением раз­меров и
оптимизацией хозяйствующих субъектов,
и потенциал мат­ричных структур,
органически сочетающих линейное и
программное руководство, и возможности
деятельности комплексных целевых
ко­манд, и многое другое. Управленческий
механизм фирмы настраива­ется на
овладение рынком — анализ его емкости,
организацию сбыта товаров, способы
стимулирования продаж, обеспечение
конкуренто­способности товаров и
услуг.

2. Концепция внутренних рынков корпораций
(или организационных рынков).
Она
характеризуется перенесением
закономерностей и прин­ципов рыночного
хозяйства на внутреннюю деятельность
корпораций. Такие революционные
преобразования должны охватить все их
под­разделения (линейные, функциональные,
маркетинговые и даже ап­парат высших
руководителей). Они становятся автономными
звенья­ми, которые покупают и продают
товары и услуги, участвуя во внут­рифирменном
и межфирменном обороте, и объединяются
едиными информационными сетями,
финансовыми системами и предприни­мательской
культурой. Благодаря развитию прямых
связей организа­ционные рынки резко
сокращают многие виды расходов, внимание
фирм фокусируется на обосновании
перехода от иерархических к го­ризонтальным
управленческим структурам, на поиске
выгодного со­отношения между крупными
и малыми операциями.

Согласно этой концепции, подразделения,
имеющие широкую экономическую
самостоятельность внутри предприятий,
могут опе­ративно вносить изменения
в производстве товаров, предоставлении
услуг, во всей системе отношений с
потребителями. На этой основе и с
использованием информационных технологий
формируются сете­вые организации
с распределенными автономными звеньями,
так на­зываемые виртуальные
корпорации.
Появляется принципиально
новый объект управления, требующий
очень тонкой настройки. К этому
на­правлению примыкает и разрабатываемая
концепция «демократичес­кой
корпорации»,
предусматривающая
широкую децентрализацию уп­равления
с развитием демократических форм и
методов функциони­рования подразделений
и руководителей.

3. Теория альянсов (ассоциативных форм
организации и управления).
Интеграционные
процессы в управлении, ориентированные
на бо­лее эффективное использование
всех видов ресурсов (и в первую очередь
научно-технических, инвестиционных и
финансовых), при­водят к появлению
многообразных форм горизонтального
объедине­ния организаций. Образуются
плоские организационные иерархии
во­круг основных процессов, имеющие
специфические цели. Это не толь­ко
так называемые горизонтальные
корпорации,
но и стратегические союзы,
различные модификации конгломератов,
консорциумов, хол­дингов, хозяйственных
ассоциаций и групп.

Новая корпоративная модель предусматривает
расширение коо­перации среди
конкурентов, поставщиков и потребителей
и тем са­мым меняет представление о
границах организации. Профессиональ­ные
знания и умения каждого партнера
позволяют создавать более эф­фективную
организацию, в которой любая функция и
процесс реали­зуются на глобальном
уровне. Компании объединяются для того,
что­бы использовать специфические
рыночные возможности, которые от­дельно
взятыми организациями не могут быть
реализованы. Особое внимание уделяется
проблеме всестороннего развития
человеческих ресурсов. Отношение к
людям как к ведущему ресурсу, к капиталу,
а не как к персонифицированным издержкам
производства становится едва ли не
центральным постулатом теории организации.
Важное зна­чение придается проблеме
доверия — к системе управления,
прини­маемым решениям, их исполнению,
руководителям.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Выравнивание участка культиватором своими руками пошаговая инструкция
  • Пантотеновая кислота в таблетках инструкция цена
  • Сбербанк руководство телефон
  • Tcontrol cont 03 инструкция по настройке
  • Ангиофорт инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена