Высшее руководство политической партии

1. Высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии.

2. Высшим руководящим органом регионального отделения политической партии является конференция или общее собрание регионального отделения политической партии.

3. Избрание руководящих органов политической партии должно осуществляться не реже одного раза в пять лет.

(в ред. Федерального закона от 02.04.2012 N 28-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Избрание руководящих органов региональных отделений политической партии должно осуществляться не реже одного раза в пять лет;

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 64-ФЗ, от 02.04.2012 N 28-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Уставом политической партии должна предусматриваться ротация руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политической партии и ее региональных отделений.

(п. 5 введен Федеральным законом от 28.04.2009 N 75-ФЗ)

196

Глава 5. Внутреннее устройство политических партий

решает первичным партийным организациям самостоятельно определять порядок работы со сторонниками партии, в том числе привлекать их для участия в различных политических кампаниях и мероприятиях.

Институт сторонника члена партии предметно регламентирован Уставом Всероссийской партии «Единство и Отечество» – Единая Россия. Согласно пункту 4.6 Устава, сторонниками партии признаются граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, поддерживающие программные цели и практические действия партии, оказывающие ей любое содействие, не противоречащее действующему законодательству и уставу партии. Сторонниками партии автоматически становятся и граждане, временно приостановившие свое членство в связи с назначением на государственные и иные должности, на которых не допускается членство в партиях. Устав предусматривает право сторонников партии, выдвинутых от партии на выборные должности, на поддержку партии в проведении их избирательных кампаний. В соответствии с решениями руководящих органов периодически проводятся совещания сторонников партии – представителей различных социальных слоев (работников образования, военнослужащих, представителей малого и среднего бизнеса и т.д.).

Создание руководящих органов представляет собой, по сути, процесс установления системы разделения властей внутри партии. Помимо упорядочения внутрипартийных отношений создание руководящих органов партии вызывается потребностями в «институционализации политического капитала» ее создателей и в разграничении между ними «зон влияния». На выбор формы организации центральных руководящих органов оказывает большое влияние характер взаимоотношений потенциальных руководителей образуемых партий, а в случае их слияния – также баланс сил между партиями, стремящимися к объединению.

Согласно классификации, предложенной М.Дюверже, политические партии подразделяются на партии, имеющие, соответственно, прямую структуру и непрямую. По данным сравнительного анализа, проведенного Г.М.Михалевой, в настоящее время оргструктура большинства партий зарубежных стран, имеющих в своей основе прямую структуру, выстроена по следующему принципу:

съезд (конгресс) делегатов организаций нижнего уровня, на котором принимаются устав и программа партии, избираются руководящие органы;

исполнительный орган с ограниченным по сравнению со съездом объемом полномочий;

5.3. Система руководящих органов политических партий

197

руководящий орган партии, выполняющий политические и административные функции; может дополняться президиумом правления или комиссиями, выполняющими специфические функции;

председатель (лидер партии);

фракция, имеющая зачастую особые права;

партийный суд, разрешающий внутрипартийные конфликты;

другие организационные единицы.

Высший орган партии. В статье 25 Федерального закона «О политических партиях» выделены два вида руководящих органов партии: «высший руководящий орган» и «руководящие органы партии». Отличительными признаками высшего руководящего органа партии являются:

верховенство решений, принимаемых от имени партии высшим руководящим органом;

формирование им иных руководящих органов партии;

подотчетность иных руководящих органов политической партии ее высшему руководящему органу;

наличие у высшего руководящего органа исключительных (в том числе учредительных) полномочий, которые в соответствии с нормами публичного права не могут быть делегированы иным руководящим органам.

В соответствии с Законом высшим руководящим органом общероссийской партии является ее съезд, к ведению которого относятся:

принятие устава и программы политической партии, внесение в них изменений и дополнений;

избрание руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии;

выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов)

вдепутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

рассмотрение вопросов о реорганизации или ликвидации политической партии.

Кроме того, к исключительной компетенции съезда политической партии относится принятие решения о вхождении партии в избирательный блок с иным избирательным объединением.

Как мы видим, законодатель, устанавливая указанный перечень вопросов, подлежащих решению исключительно на съезде, руководствовался необходимостью обеспечения правовых гарантий внутрипартийной демократии при решении наиболее важных вопросов, содержание которых во многом выходит за рамки внутрипартийной жизни и составляет предмет публичной политики.

Перечень полномочий съезда как высшего органа партии не является исчерпывающим и может быть расширен в уставе партии за счет отнесения к ведению съезда иных вопросов. В уставных документах значитель-

198

Глава 5. Внутреннее устройство политических партий

ной части партий компетенция съезда в решении вопросов деятельности партий в принципе не имеет ограничения по предмету. Так, согласно Уставу КПРФ, съезд партии вправе рассмотреть и принять любое решение по любому вопросу деятельности партии. В ряде партий к исключительным полномочиям съезда отнесены вопросы, связанные с реорганизацией и ликвидацией региональных отделений (ЛДПР, КПРФ, РПСТ), с изменением одномандатного округа, по которому кандидат был первоначально выдвинут (ЛДПР), с рассмотрением апелляций от исключенных членов партии и принятием по ним окончательных решений (ДПР), с определением количественного состава коллегиальных руководящих органов (Народная партия) и т.д.

Процедура избрания делегатов съезда и квоты представительства от региональных отделений определяются в соответствии с уставом политической партии. При определении состава делегатов съезда может использоваться как избрание региональными отделениями делегатов по квотам, так и представительство по должности глав региональных отделений. В ряде случаев уставы предусматривают возможность участия в съезде в качестве делегатов отдельных категорий партийного истеблишмента: представителей от партии в Государственной Думе, членов высших руководящих органов партии и т.д.

Применительно к учредительному съезду политической партии или съезду общественного объединения, подлежащего преобразованию в партию, Закон предусматривает жесткие требования к норме представительства: не менее трех делегатов от каждого из региональных отделений, находящихся на территории более чем половины субъектов Российской Федерации и постоянно либо преимущественно проживающих на территориях указанных субъектов.

Подобные нормы не могут рассматриваться как обязательные применительно к проведению съездов партии, не являющихся учредительными. Вместе с тем относительно критериев определения кворума очередного либо внеочередного съезда следует руководствоваться аналогией нормы статьи 14 Федерального закона «О политических партиях», согласно которой съезд не может считаться легитимным в случае, если в его работе не участвуют делегаты от организаций, находящихся на территориях более чем половины субъектов Российской Федерации. Правомерность такой трактовки также вытекает из необходимости подтверждения политической партией своего общероссийского статуса и реального функционирования региональных отделений политической партии.

Федеральный закон «О политических партиях» не регламентирует процедуру принятия съездом решений (в том числе и по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с пунктом 1 статьи 25а), указывая лишь, что они должны приниматься большинством голосов от числа присутствующих на съезде делегатов. При этом Закон не определяет,

5.3. Система руководящих органов политических партий

199

какое именно большинство – простое или квалифицированное – необходимо для принятия указанных решений. В отсутствие таких требований партии могут предусматривать в уставах, что решения по тем либо иным вопросам принимаются простым либо квалифицированным большинством голосов. Вместе с тем следует учесть, что, согласно статье 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», по некоторым вопросам (изменение устава организации; образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий; реорганизация и ликвидация организации) предусмотрена необходимость квалифицированного большинства.

Кроме того, пункт 3 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях» закрепляет тайное голосование как обязательную процедурную форму принятия решений об избрании руководящих и контрольно-реви- зионных органов партии и ее региональных отделений, о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Применительно к порядку голосования за выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления необходимость соблюдения тайной формы голосования явствует также из положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Это вызвано необходимостью обеспечения реальной свободы волеизъявления делегатов съезда, принципов и норм внутрипартийной демократии, а также потребностью исключить возможность манипулирования процедурой голосования.

С учетом отмеченных требований процедура принятия решений съездом партии может существенно варьироваться. Так, выдвижение кандидатур может осуществляться как на альтернативной, так и на безальтернативной основе; право выдвижения может иметь либо делегат, либо группа определенной численности, либо выборный партийный орган. Решения могут приниматься как путем голосования за список в целом, так и персональным голосованием по каждой кандидатуре. Возможны и иные различия в подходе к процедуре принятия указанных решений в рамках общих законодательно закрепленных требований. Решения же по иным вопросам деятельности партии (в том числе порядок обсуждения и принятия заявлений и резолюций; решение вопросов о наличии и размере членских взносов, о структуре и кадровом составе работников партийного аппарата и т.д.) принимаются съездом в соответствии с уставом партии.

Высшим руководящим органом регионального отделения партии является конференция или общее собрание регионального отделения партии. Процедура избрания данного органа регламентирована в пунктах 2–3 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях». Тот факт, что законодатель в данном случае предусмотрел два варианта организации

200

Глава 5. Внутреннее устройство политических партий

высшего руководящего органа регионального уровня, объясняется возможными существенными различиями в численности региональных отделений, самые малочисленные из которых могут состоять из 50 членов, а самые многочисленные (судя по наиболее крупным российским партиям) вполне могут насчитывать по 5–10 тысяч членов. Поскольку Закон не содержит указаний о порядке выбора региональным отделением одной из предложенных форм, партии самостоятельно решают этот вопрос. Исходя из практики партийного строительства, адекватной формой урегулирования данного вопроса является внесение в устав партии нормы, соотносящей численность регионального отделения и рекомендуемую форму высшего руководящего органа.

При этом следует иметь в виду, что конференция (в отличие от общего собрания) представляет собой двухступенчатую форму внутрипартийной демократии: на первом этапе осуществляются выборы делегатов конференции, а на втором – сама работа конференции. Использование такой усложненной процедуры целесообразно, как правило, в крупных региональных отделениях, где проведение общих собраний сопряжено со значительными организационными и финансовыми трудностями и потому практически невозможно.

Федеральный закон «О политических партиях» напрямую не устанавливает периодичность проведения съездов партии и ее региональных конференций, однако соответствующие требования вытекают из положений пунктов 3 и 4 статьи 24, согласно которым избрание руководящих органов политической партии должно осуществляться не реже одного раза в четыре года, а избрание руководящих органов региональных отделений – не реже одного раза в два года. Реализация этой нормы предполагает, что очередные съезды партии, на которых должны обновляться руководящие органы партии, проводятся не реже чем это требуется для перевыборов. Вместе с тем уставы политических партий, как показывает практика партстроительства, могут предусматривать и более короткие временные интервалы между проведением очередных съездов: два года (Демократическая партия России, «Союз Правых Сил», партия «Единая Россия»). Созыв и организация очередного съезда возлагается в соответствии с уставами политических партий на различные органы: Политический совет (Демократическая партия России), ЦК партии (Народная партия Российской Федерации), Федеральный политический совет («Союз Правых Сил»). Как правило, орган, принимающий решение о созыве съезда, определяет нормы представительства региональных отделений, а также формирует проект повестки, выносимой на рассмотрение съезда.

Анализ практики проведения партийных съездов показывает, что при определении квот представительства региональных отделений могут использоваться различные критерии. В большинстве политических партий (АПР, КПРФ, Народная партия Российской Федерации) квота предста-

5.3. Система руководящих органов политических партий

201

вительства на съезде определяется пропорционально количеству членов, состоящих в региональном отделении политической партии. При этом масштаб представительства далеко не всегда выдерживается, поскольку во многих партиях минимально необходимое представительство региональных отделений составляет, как правило, три человека.

Иной – электоральный – порядок квотирования предполагает определение числа делегатов съезда регионального отделения партии в соответствии с результатами голосования (в абсолютном и относительном выражении) в соответствующем субъекте Федерации за партию (избирательный блок, в состав которого входит партия) при проведении последних перед съездом выборов депутатов Государственной Думы. Именно такой порядок предусмотрен Уставом партии «Союз Правых Сил». При этом каждое региональное отделение должно быть представлено не менее чем одним делегатом.

В ряде партий при утверждении нормы представительства делегатов от региональных организаций допускается возможность сверхлимитного делегирования отдельных категорий членов партии (так называемые VIP-персоны). Так, согласно Уставу Демократической партии России, члены Центрального комитета, председатели региональных отделений, а по решению Политического совета ДПР – члены ДПР из числа депутатов представительных органов власти субъектов Российской Федерации делегируются на съезд региональными отделениями сверх установленной квоты с правом решающего голоса. Члены КРК ДПР принимают участие в работе съезда с правом совещательного голоса.

Наряду с очередными возможно проведение и внеочередных съездов партий, конференций и общих собраний их региональных отделений. Основания проведения внеочередных съездов и круг лиц, имеющих право требовать их проведения, определяются уставами партий. Такое право может быть предоставлено председателю партии, коллегиальному руководящему органу (Коммунистическая партия Российской Федерации, Либе- рально-демократическая партия России, Народная партия РФ), контроль- но-ревизионному органу (КПРФ, Народная партия РФ), определенной части региональных отделений (Народная партия РФ – не менее трети, ЛДПР – более половины), региональным отделениям, объединяющим в совокупности определенную часть членов партии (в КПРФ – не менее трети от общего числа членов).

Помимо съезда как высшего органа уставы ряда партий предусматривают также возможность проведения общепартийной конференции, к решению которой могло относиться рассмотрение и принятие решений по широкому кругу задач. Так, в КПРФ в период между съездами ЦК партии может созывать Всероссийскую конференцию партии для обсуждения назревших вопросов политики и практической деятельности партии и заслушивания отчетов фракции КПРФ в Государственной Думе.

202

Глава 5. Внутреннее устройство политических партий

Председатель (лидер) партии. Федеральный закон «О политических партиях» оперирует общим понятием «руководящие органы партии», не раскрывая его содержание. Вместе с тем следует учесть требования, установленные Федеральным законом «О некоммерческих организациях», которые распространяются на партию как разновидность некоммерческих организаций (в той части, в которой отсутствует специальное правовое регулирование). Это возможность создания постоянно действующего коллегиального органа управления данной организацией, избираемого на собрании высшего органа управления (для политических партий – съезда) путем тайного голосования (п.1 и 3 ст.25).

С учетом вышеназванных факторов организационно-правовое решение проблемы институционализации лидерства может иметь различные варианты. В ситуации, когда лидер создаваемой партии известен заранее, а его право на руководство партией признается большинством членов партии, обычно выбирается «персонифицированная» организационная модель с учреждением должности главы партии (председателя партии, генерального секретаря, лидера и т.д.), наделенного широкими полномочиями по совершению политических действий от имени партии. По этому принципу построена значительная часть российских партий, позиция которых зачастую определяется политическими интересами ее лидера.

Наделение лидера партии полномочиями может осуществляться как путем прямых выборов на съезде партии (Народная партия РФ, ЛДПР, ДПР, Партия возрождения России), так и в результате непрямых выборов – решением избранного съездом коллегиального органа (например, председатель ЦК КПРФ избирается решением пленума ЦК на срок осуществления его полномочий). Крайне редко встречающаяся форма избрания – общепартийное предварительное голосование за кандидатуру лидера – в настоящее время предусмотрена только в Российской демократической партии «Яблоко», причем ее назначение является правом, а не обязанностью руководящего органа партии – Бюро Федерального Совета партии).

Объем и содержание полномочий лидеров различных партий существенно различаются. Вместе с тем в большинстве из них функции главы партии предусматривают наличие следующих полномочий:

представлять партию и ее руководящие органы во взаимоотношениях с органами власти, государственными учреждениями, общественными организациями, политическими партиями, средствами массовой информации и другими структурами;

осуществлять руководство партийным аппаратом, подбором кадров на ключевые руководящие должности (в том числе и вносить кандидатуры на те из них, которые являются выборными);

распоряжаться финансовыми активами и имуществом партии;

подписывать документы партии.

5.3. Система руководящих органов политических партий

203

Следует отметить, что диапазон возможных различий в положениях уставов, определяющих полномочия глав политических партий, в связи

спринятием Федерального закона «О политических партиях» несколько уменьшился из-за невозможности сохранения прежних полномочий у лидеров партий, «вождистский» характер власти которых общеизвестен.

Так, согласно прежней редакции Устава Либерально-демократической партии России, Председатель партии, избираемый на шесть лет, обладал правом назначать заместителей Председателя партии, утверждать или назначать и отстранять от должности руководителей региональных, городских и районных организаций ЛДПР, а также уполномоченных представителей Высшего совета. В новой редакции указанные полномочия были упразднены, а срок осуществления полномочий сокращен до четырех лет.

Вслучаях, когда партия не имеет общепризнанного лидера либо имеет место соперничество внутрипартийных группировок, организационная модель партии обычно строится на основе коллегиального принятия решений. В рамках этой модели возможны два варианта: либо все принципиальные решения принимаются высшим коллегиальным органом с председателем, имеющим ограниченный круг функций, либо вводится институт сопредседательства.

Классическим примером коллегиальной формы правления во главе

спредседателем являлся Политический совет Российской христианскодемократической партии (до 2001 года). На заседании Политсовета решалось подавляющее большинство политических и кадровых вопросов. Председатель Политсовета РХДП мог распоряжаться имуществом и денежными средствами партии в пределах, установленных Политическим советом, обладал правом первой подписи на финансовых документах, был вправе представлять партию во взаимоотношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления, иными партиями и общественными организациями. В то же время его деятельность по ряду существенных позиций подлежала согласованию с Политсоветом партии.

Справедливости ради следует отметить, что коллегиальная модель управления партией может на деле оборачиваться сильной властью высшего лица партии, хотя де-юре он является лишь «первым среди равных». Уместно вспомнить, что именно по такой модели формально было организовано Политбюро ЦК Коммунистической партии Советского Союза, десятилетиями находившейся у руля политической власти в стране. Да и схема внутрипартийной организации ее правопреемницы – Коммунистической партии Российской Федерации – в целом укладывается (по крайней мере, на бумаге) в традиционные каноны коллективного руководства.

Если коллегиальное управление во главе с председателем может сохраняться и по мере укрепления партийных рядов, то введение института сопредседательства, как правило, характерно для новообразованных политических партий, которые пока не приобрели четкой организационной

204

Глава 5. Внутреннее устройство политических партий

структуры, или для партий, отличающихся большим числом внутрипартийных «центров влияния». К последним относятся и значительная часть политических партий, образованных уже после вступления в силу Федерального закона «О политических партиях» путем объединения двух и более партий в одну.

В90-х годах институт сопредседателей действовал в ряде партий, в том числе во Всероссийском союзе «Обновление», Народной партии России, Народно-патриотической партии России, Свободной демократической партии России, Социал-демократической партии России. По состоянию на июнь 2003 года данный институт предусматривался уставами Республиканской партии России, Партии «Либеральная Россия», Партии гражданРоссии,Партиисоциальнойсправедливости,Партиироссийскихрегионов, причем в зависимости от партии число сопредседателей колеблется от двух до восьми. Практика, однако, показала, что такая организационная модель малоэффективна, и прежде всего из за невозможности ведения в

еерамках активной политики вследствие ее организационной аморфности и потенциальной угрозы внутрипартийных расколов. Вместе с тем, как показала практика партстроительства 2000–2002 годов, выбор института сопредседательства является основным (если не единственным) способом обеспечения организационно-политического единства на этапе учреждения объединенной партии и выборов руководящих органов.

Поэтому особый интерес представляет собой избранная СПС гибридная модель организации высших партийных органов, сочетающая коллегиальность высшего руководства и единоличный характер решения ряда вопросов. В соответствии со статьей 18 Устава партии «Союз Правых Сил» сопредседатели партии избираются Съездом в количестве, определяемом Съездом, сроком на два года, а Председатель Федерального политического совета избирается из числа сопредседателей партии сроком на два года Съездом по представлению Федерального политического совета.

Вцелом же по мере становления и укрепления партийных рядов, а также появления перспективного политического лидера некоторые партии (например, Российская партии жизни) вводят в свои уставы положения о должности лидера партии,

Вряде политических партий проблема институционализации политического капитала ее лидеров разрешена за счет учреждения нескольких руководящих должностей с различным объемом полномочий. Так, Уставом Партии любителей пива предусмотрено наличие сразу двух руководителей партии: Генерального секретаря и Председателя партии. В Национальнореспубликанской партии России помимо должности Председателя партии одно время существовала должность Политического секретаря партии. В ходе партийной реформы 2001–2003 годов этот опыт был активно использован при создании новых партий. В частности, в Социал-демокра- тической партии России, образованной посредством слияния Российской

5.3. Система руководящих органов политических партий

205

партии социальной демократии (К.А.Титов) и Социал-демократической объединенной партии (М.С.Горбачев), были учреждены сразу три должности: лидера партии, ее председателя и генерального секретаря.

Обогащение форм, в соответствии с которыми определяется правовой статус персонального руководителя партий, не в последнюю очередь связано с тем, что федеральное законодательство не допускает возможности совмещения государственной должности категории «А», а также должности государственной службы и руководящих должностей в политических партиях. В связи с этим политические партии, возглавляемые лицами, занимающими соответствующие должности в органах государственной власти, традиционно используют «обходной маневр» с учреждением должности лидера, формально не имеющего права распоряжаться материальными средствами партии, подписывать документы. Хотя в правовом отношении легитимность такой модели вызывает серьезные сомнения, она позволяет отграничить лидерские функции от функций, осуществляемых исполнительным органом партии.

Руководящий и исполнительный органы. Обязательным условием для партии, является существование в ней руководящего коллегиального органа, определяющего в период между съездами вопросы ее текущей деятельности. Его наименование, процедура избрания, численность и механизмы формирования определяются уставами партий. Практика партийного строительства характеризуется заметным разнообразием при формировании постоянно действующих коллегиальных органов партий. Что касается наименований, то это может быть Центральный комитет, Высший совет партии, Политсовет, Правление и т.д.

Анализ существующей практики внутрипартийного разделения властей выявляет различные сложноустроенные модели организации центральных органов партии. Согласно первой модели, высший орган партии – Съезд избирает постоянно действующий коллегиальный орган партийного руководства. Именно такая модель заложена в уставах Аграрной партии России, КПРФ, Народной партии Российской Федерации, ЛДПР. Высшие органы партии действуют на сессионной основе; периодичность их деятельности определяется уставами партий. К компетенции указанных органов относится решение как политико-идеологических, так и организационных и кадровых вопросов.

Уставы многих политических партий (КПРФ, Народной партии РФ, «Яблока» и др.) предусматривают создание в рамках таких руководящих органов также и рабочих координационных органов (президиума ЦК, президиума Политсовета, правления Центрального совета), обеспечивающих текущую деятельность партии в перерыве между заседаниями и принимающих решения по неотложным вопросам.

Для обеспечения и реализации принимаемых решений может создаваться исполнительная структура, правовой статус которой, однако, может

206

Глава 5. Внутреннее устройство политических партий

быть разным. В ЛДПР это фактически техническая служба – Центральный аппарат партии, в КПРФ – Секретариат, формируемый из членов ЦК партии, в состав которого входят секретари, курирующие отдельные виды деятельности. При всей значительности в статусности и порядке формирования данных структур их роднит то, что они фактически являются исполнительными органами не всей партии, а ее руководящего органа, у которого они находятся в подчинении.

Воснову второй модели организации руководящих органов политических партий положено структурно-функциональное разделение избираемых на съезде и формально не находящихся в отношениях субординации руководящих органов партии. Мотивом такого разделения обычно выступало стремление избежать чрезмерной концентрации полномочий путем их рассредоточения по нескольким выборным структурам, обладающим как раздельной, так и совместной компетенцией (своего рода аналог парламентского бикамерализма). В ряде случаев, однако, множественность руководящих органов партии имела и более прозаичное объяснение: лиц, претендовавших на занятие руководящих должностей, было так много, что без создания дополнительных реальных и мнимых «параллельных» структур безболезненно решить проблему формирования руководящих органов не представлялось возможным.

Вряде партий при структурно-функциональном построении системы руководящих органов использовалось разделение их на политико-идеоло- гические (политсовет) и организационно-распорядительные (ЦК, правление) органы. Именно такая дуалистическая система руководящих органов существует в ДПР, Устав которой предусматривает одновременное сосуществование двух органов – Правления и Политсовета, причем их компетенция по ряду позиций пересекается.

Сложную и разветвленную структуру руководящих органов предусматривает Устав «Единой России». Она включает постоянно действующие координационные органы: Генеральный совет партии со своим Президиумом (высший политический орган партии в составе 13 членов) и Центральный исполнительный комитет, обеспечивающий исполнение принятых партией решений. Высшим же руководящим органом в период между съездами партии является Центральный политический совет.

Наряду с высшим органом управления как обязательным для всякой некоммерческой организации, а также с постоянно действующим высшим коллегиальным органом, наличие которого зависит от решения самой организации, некоммерческая организация (в том числе и политическая партия) в обязательном порядке должна иметь исполнительный орган. К его компетенции относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию иных органов управления организацией.

Контрольно-ревизионные органы. Необходимость создания конт-

рольно-ревизионных органов в структуре политических партий и избрания

5.3. Система руководящих органов политических партий

207

их непосредственно на съезде партии закреплена в действующем законодательстве. Соответственно, уставы всех без исключения зарегистрированных партий предусматривают создание этой структуры, наделяя ее фактически одинаковым объемом полномочий. К последним относится осуществление контроля:

за соблюдением членами партии и ее структурными подразделениями устава партии;

за ведением хозяйственно-финансовой деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;

за выполнением решений съезда партии.

В ряде партий контрольно-ревизионный орган, кроме того, выполняет функции апелляционной инстанции и партийного арбитража для разрешения возможных внутренних разногласий. Так, согласно Уставу КПРФ, Центральная контрольно-ревизионная комиссия рассматривает апелляции членов партии по вопросам наложения на них партийных взысканий и по поводу исключения из партии, осуществляет контроль за соблюдением порядка рассмотрения жалоб, заявлений, писем членов КПРФ и других граждан. В целях обеспечения независимости контрольно-реви- зионных структур уставы большинства партий предусматривают запрет на совмещение членства в них с занятием должностей в иных руководящих партийных органах.

Партийный суд (партийный арбитраж) для разрешения внутрипартийных разногласий в настоящее время существует только в Российской демократической партии «Яблоко». Партийный арбитраж рассматривает споры и конфликты внутри партии, обращения Бюро Федерального Совета и Федерального Совета об исключении из партии членов обращения Бюро Федерального Совета, Федерального Совета и Контрольно-ревизи- онной комиссии, а также – в качестве второй инстанции – жалобы граждан, исключенных из партии, жалобы на отказ в приеме в партию и т.д. Политические вопросы арбитраж не рассматривает, кроме оценки действий, связанных с нанесением политического ущерба, при рассмотрении обращений и жалоб об исключении из партии по этим основаниям. Решения арбитража вступают в силу немедленно, но могут быть обжалованы Съезду партии.

Иные партийные органы. В ряде случаев наряду с руководящими органами устав партии предусматривает и наличие консультативных органов, не являющихся руководящими. Так, Устав СПС предусматривает существование наряду с руководящими органами деятельность Креативного совета, являющегося консультативно-экспертным органом по вопросам электоральной политики при Федеральном политическом совете СПС. Руководитель Креативного совета назначается Федеральным политическим советом и по должности принимает участие в совещаниях сопредседателей партии.

208

Глава 5. Внутреннее устройство политических партий

Устав Демократической партии России помимо политсовета также предусматривает возможность создания Совета Лидера на правах консультативного органа при руководителе партии. Устав Евразийской партии предусматривает создание консультативного органа – Наблюдательного Совета.

Особое место в системе руководящих органов партии «Единая Россия» занимает Высший совет, избираемый из числа выдающихся общественных и политических деятелей (не обязательно членов партии), имеющих большой авторитет в российском обществе. Основным предназначением Высшего совета является выработка предложений для Съезда партии и его руководящих органов по наиболее важным вопросам общественнополитической жизни страны.

Аппарат партии. Аппарат политической партии фактически выступает в роли рабочего механизма, приводящего в движение политическую волю партии и ее руководящих органов. Его действиями опосредованы все решения, требующие закрепления в какой-либо документированной форме, все сколь-либо значимые мероприятия, проводимые со значительным количеством участвующих, для чего необходимы предварительное планирование и соответствующий уровень организационного обеспечения, профессиональные навыки и умение. Использование для этой цели лишь партийных активистов, работающих на общественных началах, было бы непродуктивно.

Аппарат является неотъемлемым элементом партийной организации практически во всех партиях, однако он не относится к руководящим и контрольно-ревизионным органам, а лишь обеспечивает их деятельность. На практике подчас трудно отделить статус сотрудников аппарата от статуса освобожденных партийных работников, что связано с функциональным единством их деятельности, а также с общностью требований, обычно предъявляемых к тем и другим (профессиональный и возмездный характер деятельности и т.д.). Нередко подбор руководящих работников исполнительных органов партии производится по конкурсу – аналогично подбору менеджеров в коммерческих структурах. В связи с этим подобное различие усматривается, как минимум, по двум критериям: по основаниям, порядку назначения и освобождения от должности, а также по различным соотношениям требований, предъявляемых к ним трудовым законодательством и уставом партии.

Так, сотрудники аппарата партии в большинстве своем назначаются на должность и освобождаются от нее решением должностных лиц партии (исключением являются только руководящие сотрудники аппарата партии, утверждение которых в должности нередко составляет прерогативу коллегиального органа). Вопросы приема на работу, осуществления трудовой деятельности, увольнения с работы регулируются требованиями трудового законодательства, условиями трудового договора. Реорга-

From Wikipedia, the free encyclopedia

In politics, a party chair (often party chairperson/-man/-woman or party president) is the presiding officer of a political party. The nature and importance of the position differs from country to country, and also between political parties.

The role of a party chairman is often quite different from that of a party leader. The duties of the chairman are typically concerned with the party membership as a whole, and the activities of the party organization. Chairmen often play important roles in strategies to recruit and retain members, in campaign fundraising, and in internal party governance, where they may serve as a member of, or even preside over, a governing board or council. They often also have influence in candidate selections, and sometimes in the development and promulgation of party policy. When describing the position within the American Democratic Party, PBS NewsHour described it as «part cheerleader, part fundraiser, part organizer and recruiter, part public messenger».[1]

Throughout the years Party Chairman roles have changed as candidates create their own fundraising committees.[2]

Examples[edit]

Belgium[edit]

In Belgium, the top position of a political party is typically called its chairman (voorzitter/président), but its role is rather that of a party leader or even a combination of both. The party chairman/leader is the mightiest person within the party, controlling appointments etc. After the Prime Minister of Belgium the party chairmen are the most important figures in Belgian politics, sometimes characterized as a particracy. Following parliamentary elections, the party chairmen are the chief negotiators of the coalition agreement, and subsequently the chairman of the largest governing party typically becomes the Prime Minister and resigns as party chairman; he is replaced by a different chairman, usually interim. For example, PS chairman Elio Di Rupo became Prime Minister of the Di Rupo Government in 2011 and resumed the chairmanship in 2014 at the end of the government. He was replaced by Thierry Giet and Paul Magnette during this period.

Most major political parties elect their chairman by a vote of all the party’s members. This practice was started by the Flemish liberal party in the 1990s.

China[edit]

The leader of Chinese Communist Party between 1943 and 1982 was the Chairman of the Chinese Communist Party. The post of chairman was abolished in 1982, and most of its functions were transferred to the revived post of General Secretary. The move was made as part of a larger effort to distance the country from Maoist politics.

Malaysia[edit]

Usually in Malaysia, the term is used to refer any leader of a political coalition. The term ‘president’ in the other hand refer to a political party leader. Despite that, the role of a coalition chair is the same as party leader. The leader of the largest party within the coalition is usually will also be the chairperson of his or her alliance. However, this is not a requirement. For example, current President of People’s Justice Party cum Prime Minister Anwar Ibrahim is also the Chairman of Pakatan Harapan despite his party is not the largest one in the coalition.

However, in a political party, there may still a title of Chairperson (often styled as Permanent Chairperson) exist in most of parties. It holds the highest ranking in any party posts. Despite that, the position is not the most powerful within the party as the President still holds its power.

Netherlands[edit]

In the Netherlands, in contrast to Belgium, the chairmen are relatively weak, due to a separation of powers. Chairmen of political parties merely control the party organization, the bureau, and its finances, while the political leader, often the chair of the parliamentary party, decides over the party’s political course. Many party chairmen go on to occupy more important posts. Ria Beckers for instance was chairman of the Political Party of Radicals, before she became chair of its parliamentary party. There is one important exception to the above picture: Jan Marijnissen, former political leader of the Socialist Party combined being political leader of its parliamentary party and chairman of the party itself.

United Kingdom[edit]

In the United Kingdom the term may refer to the holder of the office of Chairman of the Conservative Party or to a senior member of the Labour Party (not to be confused with the other Chairman of the Labour Party who chairs the NEC or the Chairman of the Parliamentary Labour Party elected solely by Labour MPs). This title was given to Labour’s Harriet Harman after she was elected Deputy Leader of the Labour Party in June 2007.

United States[edit]

The chairmen of the Democratic National Committee (DNC) and Republican National Committee (RNC) serve as the operational heads of their respective political party. In addition, each state and territory has their own Democratic and Republican Party which also have chairmen or chairwomen.

See also[edit]

  • Party leader

References[edit]

  1. ^ «Why does the Democratic Party chair race matter?». PBS NewsHour. 2017-02-24. Retrieved 2023-04-15.
  2. ^ «Race for Florida GOP chair heats up ahead of 2024 — POLITICO». www.politico.com. Retrieved 2023-04-15.

Политическая партия: сущность, структура, генезис становления

Политическая партия — это специализированная общественная организация, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей и направленная на борьбу за завоевание и использование политической власти.

Термин «партия» в переводе с латинского означает «часть», «группа». Он получил распространение еще в Древнем мире. Так, например, Аристотель упоминал о партиях жителей горы, равнины и прибрежной полосы, партиями он также обозначал группы политиков, входящих в ближайшее окружение вождя (партия Цезаря, Суллы и др.). Это же понятие употреблялось при характеристике группы людей, управляющих государством. Однако собственно политические партии, в принятом для обывателя понятии, стали появляться только в процессе становления парламентаризма (XVIII — XIX вв.).

В политической науке общепринята следующая эволюция политических партий, предложенная М.Вебером: аристократические кружки, политические клубы, массовые партии.

Сущностными признаками любой политической партии, по М.Веберу, являются: стремление использовать власть в соответствии со своим видением решения политических и других общественных проблем; идейно-политическая ориентация; самодеятельные и добровольные начала.

В политической науке существует достаточно много подходов к определению партии: либеральный трактует ее как идеологическое объединение; институциональный понимает партию как организацию, действующую в системе государства; традиционный определение партии связывает с избирательным процессом, выдвижением кандидатов, предвыборной борьбой, стремлением овладеть законодательной и исполнительной властью; марксистский подходит к определению партии с классовых позиций, считая ее наиболее сознательной и организованной частью класса, отстаивающей его интересы.

Особо следует отметить юридический подход к определению партий, который в обязательном порядке регламентирует: политический статус и функции партии; постоянный характер деятельности; непременное участие в выборах; степень политического участия; уровень организации; возможности в сравнении с другими политическими институтами; число членов партии и даже название. С юридической точки зрения не считаются партиями непостоянно действующие организации типа союзов избирателей, различных ассоциаций и т. п.

Важнейшей государственной процедурой, представляющей официальное признание партии, дающей ей государственную защиту, при юридическом подходе является регистрация в органах исполнительной власти. Только пройдя официальную государственную регистрацию, партия получает право на участие в выборах, на налоговые льготы, государственное финансирование и т.п.

Сегодня в политологии выделяют следующие обобщенные признаки политической партии:

  • во-первых, всякая партия является носителем идеологии или, по крайней мере, выражает конкретную ориентацию, видение мира и человека;
  • во-вторых, партия — это организация; устойчивое относительно продолжительное по времени объединение людей;
  • в-третьих, цель партии — завоевание и осуществление власти (хотя при многопартийной системе одна партия сама по себе редко может завоевать власть, здесь, скорее всего, следует говорить об участии в реализации властных функций или о включении в политическую систему);
  • в-четвертых, каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа — вплоть до членства или активного членства (активисты) в ней.

Политическая партия имеет внутреннюю и внешнюю структуру.

  • Внутренняя структура представлена руководством и рядовыми членами. Руководство подразделяется, в свою очередь, на высшее руководство и функционеров. Высшее руководство — это лидеры партии, ее наиболее авторитетные и опытные деятели, идеологи, мозговой центр, определяющие общий политический курс, конкретные цели и средства их достижения, разрабатывающие программу партии. Функционеры — это партийные активисты, работающие на всех уровнях, как в центральных, так и в местных органах партии — организаторы работы всех звеньев партии и проводники ее политической линии. Рядовые члены партии, как правило, работают в первичных организациях и действуют в соответствии с политическим курсом партии, выполняют задания партийного руководства.
  • Внешняя структура — это «сочувствующие» партийной программе, «партийный электорат», то есть те, кто голосует за нее на выборах.

Важным вопросом развития политической партии является финансирование ее деятельности. Основными источниками материального обеспечения политических партий являются: взносы самих членов партии; средства от спонсоров, доходы от собственной деятельности (главным образом издательской); средства из государственного бюджета (в период избирательных кампаний); поступления из зарубежных источников (в ряде стран это запрещается законом).

Основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Более конкретно назначение партии проявляется в ее функциях, которые можно объединить в три группы: политические, идеологические и социальные функции.

  • Политические функции: борьба за власть, рекрутирование политических лидеров и правящей элиты (участвуя во всех политических процессах и являясь, по существу, одним из главных механизмов распределения и перераспределения политической власти партии имеют своей главной целью завоевание и использование политической власти для достижения тех целей, которые поставлены в их программах; и руководящего состава политических партий осуществляется отбор в политическую элиту всех уровней).
  • Идеологические функции: создание партийной идеологии и политических доктрин, партийная пропаганда (каждая партия вырабатывает и корректирует свою идейно-политическую ориентацию).
  • Социальные функции: социальное представительство и социализация граждан (каждая политическая партия опирается на определенные группы и слои населения и выражает их интересы).

Содержание функций, выполняемых политическими партиями, позволяет сформулировать общественно важные задачи, которые они решают достаточно эффективно:

  • во-первых, политические партии обеспечивают связь населения с государственными структурами, тем самым они заменяют стихийные (и, следовательно, непредсказуемые) формы политической активности населения;
  • во-вторых, партии являются одной из самых эффективных форм преодоления политической апатии и пассивности граждан;
  • в-третьих, выступая за распределение и перераспределение политической власти, партии чаще всего обеспечивают мирный путь осуществления этих процессов, позволяют избегать общественных потрясений.

Таким образом, партия — это организованная группа людей, объединившихся ради захвата власти.

Ключевые слова: Партия

Источник: Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). — М.: Юридический институт МИИТа, 2009. — 302 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Janome jt 1108 инструкция по эксплуатации на русском
  • Пуско зарядное устройство striver pw700 инструкция по применению
  • Дюспаталин инструкция отзывы форум пациентов принимавших препарат
  • Тонорма инструкция по применению цена в украине
  • Как сделать газыри своими руками пошаговая инструкция