Высшее руководство ордена

3. Верховные Сановники (Großgebietiger). Под Верховными сановниками понимались те 5 должностных лиц Ордена, которые первоначально исполняли самые важные обязанности в главном доме и образовали позднее узкий совет Великого магистра. Эта их функция определялась еще старым законом ордена:„ За советами по менее важным делам должны они (здесь речь идет о Великих магистрах) обращаться к опытным братьям» и «о других делах и учреждениях (здесь: если они не принадлежат к компетенции исключительно генерального капитула) он решит после совещания с fatres discreti». В развитие этого положения закладывались определенные пункты, о том, что должен решать магистр только с советом fatres prudentiores, discreti или братьями на высших должностях, например, об учреждении больниц, вооружении братьев, разрешаемой для них дозе напитков, выдаче больше чем 100 золотых безантов и так далее. Кто должен был принадлежать к кругу этих «опытных» братьев и в какой форме должно быть принято решение об этом, не говорится. Было вполне логично опрашивать тех братьев, которые занимали самые важные должности главного дома, так как они имели больше всего опыта в практических делах и были большей частью, пожалуй, самыми умными братьями в доме. Во всяком случае, развилось состояние, при котором эти высшие должностные лица главного дома считались советниками руководителя ордена и в силу обычая получили исключительные права на это. С какого времени — неизвестно.

Этих высших должностей было организовано в ордене — по образцу Тамплиеров — пять: Великий комтур, маршал, госпитальер, казначей и интендант. Мы находим 3 названных первыми должности упомянутыми уже в 1208 году. Интендант упоминается впервые в 1228 году, казначей лишь в 1240. Образование коллегии, позже обозначенной термином «верховные сановники», происходило, следовательно, медленно. Верховные сановники были первоначально занимающими должности главного дома в Акре. Распространялась ли их сфера влияния, до тех пор пока орден имел владения в Св.Земле, на все дома Востока, не доказано по скупости сообщений. Официальные права в баллеях запада остаются неподтвержденными. При перенесении резиденции магистра из Акры в Мариенбург верховные сановники оставались советниками магистра и дальше, но прекратили находящимися на должностной службе главного дома. Самый очевидный знак этого состоит в том, что госпитальер, интендант и маршал получили свои места пребывания не в Мариенбурге, а в Эльбинге, Христбурге и Кенигсберге. По современным принципам управления следовало бы ожидать, что из верховных сановников будут созданы отраслевые министерства в сегодняшней терминологии. Старые историки также единодушно говорят об этом. Но отсутствуют доказательства, того, что сановники имели с 1309 официальные права во всей Пруссии, не говоря уже о пределах всего ордена.

Верховные сановники выбирались генеральным капитулом. Теоретически время их пребывания в должности продолжалось только год, так как при каждом генеральном капитуле все должности, исключая должность Великого магистра, должны были слагаться с их носителей; однако, они могли снова и снова избираться без временного ограничения.

Иерархия между отдельными высшими должностями не устанавливалась законом, но образовалась со временем сама. Роль играо при этом как объективное значение отдельных должностей, так и временный приоритет их вначале. Великий комтур получил первое место. За ним следовали маршал, госпитальер, интендант и казначей.

Der Großkomtur, Великий комтур — на латыни сначала praeceptor, позже чаще только как Великий Коммендатор упоминаемый, по-немецки — комтур или Великий комтур, был ближайшим советником Великого магистра. Он был первоначально комтуром главного дома в Акре и, таким образом, руководителем всех тамошних братьев и всех финансов дома. Наряду с этим у него был сонадзор за управлением казной Ордена и всеми приходящими и исходящщими средствами. В поле ему вменялось в обязанность руководство обозом. При кратковременном отсутствии магистра он представлял его автоматически; пока резиденция была в Акре, он был часто наместником или представителем долго отсутствующего магистра. После перенесения резиденции в Мариенбург он первоначально стал комтуром этого дома. Позже он, кажется, был освобожден от этой должности (комтура дома Мариенбург).

Мало что известно в отношении служебных обязанностей великого комтура этого периода. То, что он оставался, однако, так сказать, правой рукой магистра и много работал в управлении страной, видимо, было следствием того, что выходило из этой должности больше чем из какой-либо другой Великих магистров.

Маршалу подчинялся весь военный округ главного дома. При походах, в которых не принимал участие магистр, руководство армией и боевыми действиями вменялось в обязанность маршалу, при присутствии великого комтура. Позже он занимал должность, как уже упомянуто, в Кенигсберге. При отдаленности восточных пограничных районов Пруссии от центра в Мариенбурге развилось такое состояние, что маршал ордена принял управление востоком в полном объеме.

Der Spitler, госпитальер, был руководителем больничного дела главного дома, в части ухода за больными, не относящимися к ордену. Он получил местом своего пребывания Эльбинг в Пруссии. Пожалуй, потому, что там же существовал старейший госпиталь ордена в Пруссии, и, так как Эльбинг был избран после 1255 престолом прусского ландмейстера.

Der Trapier, интендант, нес соответственно его имени — Trapus или drappus, то есть платье, одежда — заботы о снабжении одеждой братьев главного дома, если не шла речь о военном снаряжении, то есть броне и тому подобном. Это вменялось в обязанности маршала. Когда интендант стал комтуром Христбурга, учреждение превратилось в чисто почетное звание, так как заботы об одежде братьев Мариенбурга достались теперь тамошнему комтуру дома.

Der Tresler, казначей, вел управление казной главного дома. Должность казначея по времени самая поздняя из верховных сановников. Причину нужно искать в том, что управление казной главного здания велось до 1240 великим комтуром. Управление казной казначей сохраняло также и в Пруссии. Сверх этого он получил еще управление гохмейстерской кассой. Так как эта касса медленно развивалась в настоящую казну, можно обозначить его как министра финансов прусского государства ордена.

Верховные сановники внешне в целом не отличались от других братьев. Они носили ту же одежду, ели за столом конвента, спали в общей спальне. Они полностью оставались в обществе прочих братьев.
Также им в строгом смысле не причитались почетные права. То, что „братья великих учреждений» могли иметь лошадей больше чем другие братья, было обусловлено больше необходимостью, чем предоставлением вознаграждения. Только великий комтур и маршал пользовались несколькими привилегиями: они всегда должны были иметь по одному брату-рыцарю, брату-сержанту и туркополу в качестве провожатых и маршал мог приглашать также гостей в поле.
Эти привилегии также не были настоящими почетными правами, а просто необходимо предусматривались исполнением служебных обязанностей.

Великий магистр ордена

  • Великий магистр ордена, также гроссмейстер (фр. Grand maître, нем. Großmeister, исп. Gran Maestre) — титул высшего лица и руководителя в рыцарском ордене, как в духовном, так и в светском.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Ры́царские о́рдены — сообщества воинов Христовых (milites Christi), в том числе аристократов (рыцарей) в странах Западной Европы, в первую очередь Священной Римской Империи в период XIV—XV вв.

Подробнее: Рыцарский орден

Госпиталье́ры или Иоанни́ты (также известные, как Иерусалимский, Родосский и Мальтийский Сувере́нный Вое́нный Странноприи́мный О́рден Святого Иоанна, также как О́рден Свято́го Иоа́нна, как Мальти́йские ры́цари или Ры́цари Ма́льты; фр. Ordre des Hospitaliers, мальт. Ordni ta’ San Ġwann) — основанная в 1099 году в Иерусалиме в качестве амальфийского госпиталя христианская организация, целью которой была забота о неимущих, больных или раненых пилигримах в Святой земле. После захвата Иерусалима в…

Военный и госпитальерский орден Святого Лазаря Иерусалимского — один из древнейших рыцарских религиозных орденов. На протяжении всей своей истории рыцари-лазариты были сосредоточены на попечении о больных (с чем связано возникновение слова лазарет). Символом лазаритов служил зелёный крест на белом плаще.

Духо́вно-ры́царские о́рдены — организации рыцарей, создававшиеся в период крестовых походов в XI—XIII века под руководством католической церкви главным образом для контроля границ христианского мира, защиты пилигримов на пути в Святую Землю, а также крестовых, и других походов: против ислама в Святой земле, в Испании или в Турции, или против язычников в Литве, в Эстонии или в Пруссии с целью распространения католичества (после Реформации иногда против протестантства). Впоследствии ордены могли стать…

Подробнее: Духовно-рыцарский орден

Па́пский лега́т (лат. Legatus papae, Legatus Pontificius) — личный представитель папы римского в разных странах с поручением на срок, необходимый для его выполнения. Легат назначается лично папой и посылается с поручением к правительству, к монарху или к определённой общине верующих или же для организации определённого важного церковного мероприятия. Легаты стали назначаться папами с VI века. В отличие от папского нунция, легат не являлся постоянным дипломатическим представителем и действует от имени…

Упоминания в литературе

Появлению этого ордена в системе российских наград невольно поспособствовал… Наполеон Бонапарт. Когда в 1798 г. его войска захватили остров Мальта, руководство Мальтийского ордена обратилось к императору России Павлу I с просьбой принять орден под свое покровительство. Павел ответил согласием, и 29 ноября 1798 г. орден Святого Иоанна Иерусалимского был включен в систему российских наград, а сам государь стал считаться Великим магистром ордена.

27 октября 1798 г. мальтийские рыцари избрали Павла I великим магистром ордена, а Литта стал его наместником. Незадолго до гибели императора Литта попал в опалу, но в 1810 г., при Александре I, вновь поступил на государственную службу: «в отправление звания обер-гофмейстера»[356].

25 октября 1555 года по приказу Карла V представители нидерландских сословий собрались в большом зале императорского дворца в Брюсселе. Здесь когда-то был провозглашен совершеннолетним юный габсбургский принц, ставший теперь пожилым, явно нездоровым мужчиной с вытянутым усталым лицом, характерной выступающей вперед «габсбургской» нижней губой и седеющей бородой. Негромким голосом Карл V произнес речь, в которой подвел итог своего многолетнего правления. Ноты смирения и бегства от мирской суеты, к чему так стремился усталый монарх, слышались в его словах, которые, по свидетельствам современников, произвели большое впечатление на присутствовавших в зале брюссельского дворца. Формально речь Карла V была отречением от власти в пользу сына только в бургундских владениях Габсбургов, т. е. в Нидерландах. Тремя днями раньше, однако, произошло другое знаменательное событие: император сложил с себя полномочия великого магистра ордена Золотого Руна, которые были привилегией главы габсбургского дома, и передал их опять-таки сыну Филиппу – что было весьма спорным шагом, учитывая запутанность вопроса о преемнике Карла, на котором мы остановимся ниже. Позднее Филиппу II была отдана власть в испанских и итальянских владениях Габсбургов. Императорская корона формально оставалась у Карла, хотя все полномочия главы империи давно уже были в руках Фердинанда. Только в марте 1558 года, когда его старшему брату оставалось жить лишь несколько месяцев, Фердинанд I с согласия курфюрстов был провозглашен новым римско-германским императором. Эпоха Карла V завершилась.

Противоречивой была и внешняя политика Павла. Он хотел мирного сосуществования со всеми государствами, но международное положение на рубеже веков отнюдь этому не способствовало. Первоначально он продолжал политику Екатерины, стремясь сдержать распространение идей Французской революции. Россия открыла двери французским эмигрантам и вступила в союз с Австрией и Англией. Одновременно Павел надеялся распространить влияние России на все Восточное Средиземноморье. Добиться этого он рассчитывал, заключив союз с Турцией. С той же целью Павел 4 января 1797 года взял под покровительство Мальтийский орден (орден иоаннитов), а когда Мальта была захвачена французами, принял звание Великого магистра ордена. Все это привело к столкновению России с республиканской Францией, которая тоже стремилась к господству в этой части Средиземного моря.

Но все же главной, хоть и не явной, его задачей была целенаправленная дипломатия. Ведь у России с Оттоманской империей были свои счеты. И наместник Вятский и ближний боярин Петра I имел поручение прощупать настроения Рима перед приездом туда русского Великого посольства. Очень важно было сблизить позиции в «турецком вопросе» российского государя и главы католической церкви. Тот, как и раньше, мог способствовать объединению европейских стран против угрозы с Востока. Порученец Петра I имел для этих целей соответствующие царевы грамоты для папы и Великого магистра ордена госпитальеров. Такие же Петровы посланцы, с намерением заново сплотить партнеров по Антитурецкой лиге, разъехались по Европе и старались взрыхлить боевую почву при дворах в Лондоне, Вене, Праге, Кенигсберге…

Гуго де Пейн возвращается в Палестину. – Его смерть. – Робер де Краон – Второй Великий магистр ордена. – Завоевания Зангидов. – Второй крестовый поход. – Красный крест – символ ордена. – Участие тамплиеров во Втором крестовом походе. – Земли, владения и церкви, пожалованные им в Англии. – Бернар де Трамле становится магистром. – Смерть от рук иноверцев. – Магистр Бертран де Бланшфор. – Пленение магистра. – Послание папы. – Символика знамени. – Возвышение и неудачи ордена госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского

В 1308 году Жак де Моле, тогда Великий магистр ордена, готовился к походу, чтобы отомстить неверным за все страдания и беды, которые постигли христиан на Востоке, и папа, чьей суверенной власти храмовники были обязаны подчиняться, направил его во Францию.

Сожжение на костре Великого магистра ордена тамплиеров Жака де Молэ в 1314 г. Миниатюра Хроники Сен-Дени. XIV в.

В августе 1390 г. 40-тысячное войско под началом Витовта и великого магистра ордена Конрада Валенрода двинулось к Трокам. После нескольких штурмов город и его замок были захвачены и сожжены. Войско двинулось дальше на Вильно. Недалеко от города на р. Вилия наступавшие встретились с армией Скиргайло. Битва была жестокой и продолжительной. Войско Скиргайло было разгромлено.

Связанные понятия (продолжение)

Прио́р (от лат. prior «первый; старший») — титул (звание), должность и их носитель (должностное лицо). Приор — это духовный служитель из сериала ЗВ- ! А в расшифровке Прислужник расы Орай! ПриОр…

Генеральный магистр Ордена проповедников — официальный титул главы Ордена проповедников (O.P.), широко известных как доминиканцы. На протяжении истории ордена его возглавляли 87 человек, первым был основатель ордена Святой Доминик, в настоящее время на посту генерального магистра доминиканцев находится Брюно Кадоре.

Князь Церкви — термин, в настоящее время применяющийся исключительно к кардиналам Римско-католической церкви. Однако, исторически термин более значим как общее название всех высших священнослужителей (епископов и архиепископов и даже аббатов), чьё служение даёт им высокий светский ранг и привилегии князей (в самом широком смысле) или приравнивает их к князьям. В случае с кардиналами, с ними всегда обращаются в протоколе как с принцами королевской крови.

Апо́стольский протонота́рий (лат. protonotarius apostolicus) — титул в Римско-католической церкви. Апостольским протонотарием называется либо член самой высшей неепископской коллегии прелатов в Римской курии, либо, вне Рима, почётный прелат, которому папа римский присвоил этот титул и его особые привилегии.

Апостольская пенитенциария (лат. Sacra Paenitentiaria), более формально Верховный Трибунал Апостольской Пенитенциарии — один из трёх трибуналов Римской курии. Апостольская пенитенциария решает вопросы, связанные с внутренней подсудностью и располагает не судебной, а административной властью. Апостольскую пенитенциарию возглавляет великий пенитенциарий, который, как правило, должен носить звание кардинала.

Апостольская канцелярия (лат. Cancellaria Apostolica) — один из древних институтов Римской курии. На протяжении веков многократно реформировалась, меняла структуру и функции. Упразднена в XX веке, функции переданы Государственному секретариату Ватикана.

Тамплие́ры (фр. templiers — «храмовники»), также известны под официальными названиями Орден бедных рыцарей Христа (фр. L’Ordre des Pauvres Chevaliers du Christ), Орден бедных рыцарей Иерусалимского храма (фр. L’Ordre des Pauvres Chevaliers du Temple de Jerusalem), Бедные воины Христа и Храма Соломона (лат. Pauperes commilitones Christi Templique Salomonici) — духовно-рыцарский орден, основанный на Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового…

Папский двор — ближайшее окружение римского понтифика. Папский двор был двором знати папы римского. Он был эффективным аппаратом, сформированным разными сановниками различных санов и рангов в пределах Апостольского дворца чтобы выполнять отдельные религиозные церемонии и светские функции. Это именно все, те кто работают для Святого Престола, но особенно кто занимает посты особо близкие к персоне римского папы и принадлежащие к высшим рангам Папских Вооруженных Сил. Двор был организован в двух органах…

Кардинал-мирянин — традиционное название кардиналов Римско-католической церкви, не имевших сана священника или епископа. До 1917 года любой мужчина, причисленный только к малому чину католической церкви, мог получить ранг кардинала-дьякона. Такие кардиналы не могли совершать таинств и не давали обета безбрачия.

Папская коронация — церемония, на протяжении многих лет существовавшая в Римско-католической церкви, во время которой новый папа римский короновался как земной глава Римско-католической церкви и суверен государства-града Ватикан (а до 1870 года — глава государства Папской области). В церемонии использовались трёхъярусная тройная корона (Папская Тиара).

Обсерванты в католической церкви — люди, предпочитающие монашеский образ жизни. Первоначально обсервантами считались отдельные лица из числа монашествующих, которые отличались особо строгим укладом жизни. позднее обсерванты выделились в особый класс в монастырях. В указанном смысле название «обсерванты» впервые было упомянуто на Констанцском соборе. В 1350 году в ордене францисканцев насчитывалось около 12 монастырей обсервантов. Во время раздоров между простыми монахами и обсервантами, последним…

Помощник Папского Трона (лат. Assistens Throno Pontificio) — церковный титул в Римско-католической Церкви по 28 марта 1968 года — когда титул был отменён motu proprio Pontificalis Domus Папы Павла VI — мог быть предоставлен епископам. Титул обозначает прелата, принадлежащего Папской Капелле, который стоит около трона папы римского при торжественных церемониях и это положение было аналогично положению каноников своего епископа. Каноники во время торжественных церемоний занимают места рядом с епископом…

Патриарх Лиссабона — один из пяти епископов Римско-католической Церкви латинского обряда, носящих титул патриарха, более характерного для Восточных Церквей (Православия и Восточнокатолических церквей). Другими являются Патриарх Венеции, Патриархом Иерусалима, Патриарх Восточной Индии и Патриарх Западной Индии.

Па́пство — богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий Па́пу Ри́мского видимым главой всей Католической церкви. Папа также является верховным правителем Святого Престола, вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан, где находится его постоянная резиденция.

Инвеститура (позднелат. investitura от investio — облачаю, облекаю) — согласие парламента на начало деятельности правительства.

Кардинальский перстень — символ кардинальского достоинства, который является с IX века одной из инсигний кардинала и предназначен, чтобы символизировать верность Церкви.

Папский Камергер или Тайный Камергер Его Святейшества (итал. Cameriere di spada e cappa — Камергер Меча и Мантии) — была одной из высших почестей, которая могла дароваться мирянам-католикам папой римским, и часто давалась членам знатных семей. Должность была главным образом почётным постом, но камергер служил папе римскому в течение одной недели в год в период официальных церемоний. Пост был упразднен в 1968 году папой римским Павлом VI.

Ка́нцлер Ри́мско-католи́ческой це́ркви, точное название Ка́нцлер Свято́й Ри́мской Це́ркви (лат. Cancellarius Santa Romana Ecclesia). Исторический титул в Римско-католической Церкви, присваивался кардиналу — руководителю Апостольской канцелярии. Аналогом этого титула был титул Канцлера Святого Апостольского Престола (лат. Cancellarius Santa Sedis Apostolicae), впервые упоминающийся в документе папы римского Формоза, датируемом 864 годом. Как титул главы Апостольской канцелярии он был утверждён в середине…

Бенефи́ций (от лат. beneficium — благодеяние) — (1) в Средние века условное срочное пожалование (преимущественно в виде земельного участка) за выполнение военной или административной службы; (2) в католической церкви начиная со Средних веков до Второго Ватиканского собора доходная должность при храме, пожалованная за заслуги перед церковью.

Целести́нцы — бывший монашеский орден (ветвь бенедиктинцев), основанный в Абруццо в 1254 году отшельником Петром с горы Мурроне (впоследствии папа Целестин V). Орден просуществовал до начала XIX века, в ходе Великой французской революции и наполеоновских войн был уничтожен.

Примас (лат. primas — первенствующий, primus — первый), в Римско-католической Церкви и Англиканской Церкви почётный титул церковного иерарха в стране, обладающего высшей духовной юрисдикцией над прочими епископами страны. В Православных Церквях используется аналогичный титул «предстоятель».

Камерле́нго, или камера́рий Римско-католической церкви (итал. Camerlengo, лат. Camerarius) — одна из высших придворных должностей при Святом Престоле. Должность камерленго имеет светские административные функции, среди которых выделяются управление финансами и имуществом Папского Престола. Камерленго возглавляет Апостольскую Палату (Camera Apostolica). Генеральный Администратор Папского Двора и суперинтендант собственности и доходов Папского престола. Пост камерленго занимает всегда только кардинал…

Великий инквизитор (лат. Inquisitor Generalis) — глава испанской инквизиции. Наиболее известен первый Великий инквизитор, Томас де Торквемада.

Нунций — высший дипломатический представитель Святого Престола, соответствует чрезвычайному и полномочному послу. В большинстве стран с исторически преобладающим католическим населением со времени Венского мирного конгресса (1815) нунций является дуайеном (старейшиной) дипломатического корпуса. Производное от «нунций» — «нунциатура» — папское посольство в какой-либо стране.

Протонотарий (греч. Προτονοταριϊ) — первый или главный секретарь высшей судебной инстанции; в Константинопольском патриархате второе после патриарха лицо. В Средние века протонотарий заведовал делопроизводством патриархата, по повелению патриарха составлял тексты указов, адресованных патриаршим сановникам и другим властям, докладывал патриарху дела, дважды в год проверял деятельность юристов, выступавших от имени церкви, и лиц, чьи иски рассматривались в церковных судах, проверял достоверность и…

Па́ллий, паллиум (лат. pallium покров; накидка) — элемент литургического облачения папы римского и митрополитов латинского обряда католической церкви. Представляет собой узкую ленту из белой овечьей шерсти с вышитыми шестью чёрными, красными или фиолетовыми крестами. Три из шести крестов украшены золотыми иглами с драгоценными камнями. На концах — обшитые чёрным шелком кусочки свинца. Носится поверх орната таким образом, чтобы один конец паллия свисал спереди, а другой — сзади. В восточных обрядах…

Антипа́па — термин, которым в Католической церкви принято именовать человека, незаконно носившего звание Папы. Обычно вопрос о том, кто из претендентов, одновременно оспаривавших папский сан, являлся законным папой, а кто антипапой, решался уже после исторической «победы» приверженцев одного из них. Относительно некоторых претендентов на папство данная проблема не решена до сих пор.

Уничтожение ордена иезуитов — изгнание иезуитов из католических стран Европы и их колоний, расформирование общества Иисуса (ордена иезуитов) и гонения на бывших членов ордена во второй половине XVIII века. Упразднение ордена было вызвано политическими и экономическими, а не внутрицерковными, богословскими либо другими, причинами.

Папская отставка (лат. Renuntiatio) — добровольное сложение Папой римским своего сана. Хотя в СМИ и даже в научной литературе широко распространено употребление термина «отречение» в данном случае, он не употребляется в каноническом праве и официальной документации.

Подробнее: Папское отречение

Конкла́в (лат. conclave — запертая комната, от лат. cum clave — с ключом, под ключом) — собрание кардиналов, созываемое после смерти или ухода в отставку папы римского для избрания нового папы, а также само это помещение. Проходит в изолированном от внешнего мира помещении. Выборы производятся закрытым голосованием дважды в день, для избрания необходимо собрать не менее ⅔ голосов плюс один. Помещение открывают лишь после избрания папы. Об избрании нового понтифика оповещают белым дымом из печной…

Мантуанский собор — международный конгресс, посвященный организации крестового похода на турок, проходивший в Мантуе с июня 1459 по январь 1460.

Администра́тор (лат. administrator), в Римско-католической церкви — духовное лицо, управляющее соответствующими церковными структурами.

Гербовый король (фр. roi d’armes, нем. Wappenkönig, англ. King of Arms — буквально «король оружия») — титул главы герольдов и геральдической службы во Французском королевстве, Великобритании и некоторых других странах.

Доминика́нцы, Доминиканский орден, Орден братьев-проповедников (Ordo fratrum praedicatorum, O.P.) — католический монашеский орден, основанный испанским монахом святым Домиником.

Дворянская гвардия (итал. Guardia Nobile) являлась одной из трёх гвардий Ватикана, часть вооружённых сил папского государства.

Кардинальская шапка — один из главных символов облачения кардиналов Римско-католической Церкви. Впервые красная шапка была дарована кардиналам папой римским Иннокентием IV в 1245 году. Красный цвет символизирует готовность её носителя пролить кровь за веру и за Церковь.

Вели́кий за́падный раско́л (также Па́пский раско́л, или Вели́кая схи́зма) — раскол в Римской церкви в 1378—1417 годах, когда сразу два (а с 1409 года — три) претендента объявили себя истинными папами. Раскол в церкви произошёл после смерти папы римского Григория XI в 1378 году.

Благословлённые меч и шляпа (лат. ensis benedictus, pileus benedictus) — символы особого расположения Папского престола, вручавшиеся епископом Римским европейским правителям или государственным деятелям «в знак признания их вклада в защиту христианского мира». Чаще всего передавались как выражение одобрения католической церковью грядущего или совершённого присоединения земель, население которых исповедовало ранее другие религии. Меч, благословлённый папой, не является конкретной единицей оружия…

Его (королевское) апостолическое величество (лат. Rex Apostolicus/Regina Apostolica, венг. Apostoli Királya, нем. Apostolische Majestät) — титул, используемый королями Венгрии в знак того, что они были поздними распространителями христианства, одновременно с этим подчеркивая божественное происхождение их власти.

Подробнее: Апостолический король

Кардиналы-выборщики — термин, употребляемый по отношению к тем членам Коллегии Кардиналов, которые избирают на Конклаве папу римского.

Интерди́кт (лат. interdictum — запрещение) — в римско-католической церкви временное запрещение всех церковных действий и треб (например, миропомазания, исповеди, бракосочетаний, евхаристии), налагаемое папой или епископом. Часто интердикт налагался на население целой страны или города, гораздо реже — на отдельных лиц. Интердикт в отношении определённого лица обычно называют отлучением от церкви (экскоммуникацией).

Монсеньо́р (фр. Monseigneur, итал. monsignore) мн. ч. monsignori — один из титулов высшего католического духовенства. Монсеньор является формой обращения для тех членов духовенства Римско-католической церкви, которые носят некоторые церковные почётные титулы. Монсеньор — форма апокопы от итальянского monsignore, от французского mon seigneur, означая «мой господин». В литературном русском языке встречаются сокращения мон. и монс.

Тиа́ра (греч. τιάρα, древний персидский головной убор) — тройная корона, отличительный высокий яйцеобразный головной убор, увенчанный небольшим крестом и тремя венцами и имеющий сзади две ниспадающие ленты, который носили папы римские с начала XIV века по 1965 год.

Дека́н (лат. decanus, от decem — десять; греч. δεκανός от греч. δέκα — десять) — в церковно-административной системе декан, называемый также окружным викарием (vicarius foraneus) или архипресвитером, выполняет административные и пастырские функции по координации деятельности приходов в определённой части епархии — деканате. В Восточных Католических Церквях исполняющий эту должность чаще всего называется протопресвитером (protopresbyter) (CCEO 276 § 1), а в Русской Православной Церкви аналогичные…

Коллегия кардиналов или кардинальская коллегия, до 1983 года носившая название Священная коллегия кардиналов (лат. Sacrum Cardinalium Collegium) — коллегиальный орган, в который входят все кардиналы Римско-католической церкви.

О высшем руководстве ордена

О высшем руководстве ордена

        Тевтонский орден Пресвятой Девы Марии имел строгий устав и четкую иерархическую структуру. Во главе ордена стоял Совет (Конвент) высших должностных лиц, называвшихся по-немецки «(гросс)гебитигеры» и, в свою очередь, возглавлявшихся «орденсгебитигером», избиравшимся пожизненно Генеральным Капитулом (административным советом) и носившим титул Верховного Магистра («Супремус Магистер» или «Магистер генералис» по-латыни и «Гохмейстер» по-немецки). Данное обстоятельство следует особо подчеркнуть, поскольку глава Тевтонского ордена в русскоязычной литературе почему-то (вероятно, в подражание главам других военно-монашеских орденов — например, храмовников или госпитальеров) упорно именуется не «Верховным», а  «Великим» магистром.  Латинское слово магистер (нам более привычна руссифицированная форма магистр), равно как и его немецкий эквивалент «мейстер» («майстер») означает «мастер» в антично-средневековом значении этого слова («начальник», «учитель», «наставник» или, как тогда говорили — «ректор»  — ср. наше «мэтр» в значении «авторитет», «величина в своей области»). Например, в немецком переводе Евангелия ученики Иисусовы именуют своего Божественного Учителя «Мейстер» (буквально «мастер»). Верховный магистр Тевтонского ордена, осуществлявший, в соответствии со своим титулом, верховную духовную и светскую власть и подчиненный непосредственно римскому папе, избирался пожизненно, хотя иногда рыцари его смещали (например, Гергарда фон Мальберга или Генриха фон Плауэна), а иногда — даже убивали (как Вернера фон Орзельна). По своему достоинству Верховный магистр, как духовное лицо, считался равным епископу римско-католической церкви, в знак чего носил полученный от папы епископский перстень («кольцо Верховного магистра») и посох. Первоначально Верховные магистры тевтонов носили то же самое белое, с черным крестом на левом плече, облачение, что и все братья-рыцари Ордена, независимо от занимаемой должности. Единственным внешним отличием Верховного магистра от остальных рыцарей Ордена в описываемый ранний период орденской истории являлся нашитый на груди его белого полукафтанья (сюрко) черный крест с серебряной окантовкой — первоначально прямой, но со временем превратившийся в лапчатый. К концу XV века серебряную окантовку, судя по дошедшим до нас иллюстрациям и гравюрам, получили и черные лапчатые кресты на белых плащах рыцарей и священни ков Тевтонского ордена. Именно этот черный, прошитый серебром тевтонский крест впоследствии, в начале XIX века, вдохновил прусских художников на создание знака Железного Креста, а в годы Первой мировой войны — эмблем для боевых машин и самолетов германской армии.

Читайте также

ИЗРАИЛЬСКАЯ УДАВКА НА ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

ИЗРАИЛЬСКАЯ УДАВКА НА ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
В отличие от политических институтов и СМИ, в университетских корпусах Лобби не располагает столь эффективными инструментами контроля. В 1990-х гг., ко­гда началась реализация Соглашений в Осло, критика Из­раиля была очень мягкой.

Часть 4 На высшем уровне

Часть 4
На высшем уровне

Во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти.
Платон
Государству тоже нужны деньги.И государству в целом, и отдельным представителям государственной власти.Если деньги негде взять

Глава 5. АВТОРИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО – ХАОС В РУКОВОДСТВЕ

Глава 5. АВТОРИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО – ХАОС В РУКОВОДСТВЕ
Гитлер был жертвой собственных идей. Его твердая воля никогда не сгибалась, даже когда действительность физически сокрушила его. В борьбе со своими врагами он первым из всей команды пал духом. Он жил в иллюзорном мире

КАЗУСЫ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

КАЗУСЫ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ
 Многих читателей интересует история возникновения памятных дат. Например, выпускник Высшего военно- морского училища имени М. В. Фрунзе В. Э. Эргер пишет: «Правомерно ли считать дату образования в Москве Петром I 25 января 1701 г. “Школы

ОБЪЕДИНЕНИЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА И ОРДЕНА МЕЧЕНОСЦЕВ

ОБЪЕДИНЕНИЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА И ОРДЕНА МЕЧЕНОСЦЕВ
Идея Крестовых походов, направленных вроде бы против мусульман, захвативших Гроб Господень, прекрасно подошла для практически любых завоеваний, которые вели западноевропейские феодалы, любых мероприятий, в которых

Глава 15 Встречи на высшем уровне

Глава 15
Встречи на высшем уровне
Хотя первый воздушный налет на Токио произошел два года назад, а атаки противника на японские позиции становились все интенсивнее, за время моей учебы на базе Хиро не было ни одной бомбежки.Теперь потеря таких жизненно важных баз, как

Внутренняя борьба в руководстве

Внутренняя борьба в руководстве
Кроме того, искренние, благородные побуждения студенчества были использованы как инструмент внутренней борьбы в китайском руководстве. Глава Пекинского горкома Чэнь Ситун при поддержке «старой гвардии» требовал применить против

Геральдика Суверенного Рыцарского Ордена госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского Ордена) XVIII-XXI вв.   

Геральдика Суверенного Рыцарского Ордена госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского Ордена) XVIII-XXI вв.   
     В XVIII в. на основе печатей должностных лиц «языков» («лангов» или «наций») Ордена Святого Иоанна были разработаны гербы восьми «языков»

1.5. Политическая борьба в советском руководстве

1.5. Политическая борьба в советском руководстве

Политическая борьба в 1920–1922 гг
В 1921–1922 гг. не произошло существенных перемен в кремлевской политической элите. Ленин, Троцкий, Каменев, Зиновьев, Сталин — таковы были ключевые фигуры в политическом руководстве в это

1.3. Политическая борьба в руководстве СССР

1.3. Политическая борьба в руководстве СССР
Брежнев поначалу не считался сильной фигурой в высших эшелонах власти. Однако, умело пользуясь «подбором кадров» для того, чтобы расставить на ключевых местах преданных ему людей, и лавируя в Политбюро ЦК, он медленно, но

Глава 1. Предательство на высшем уровне

Глава 1. Предательство на высшем уровне
Есть такая пословица: «Бог троицу любит». А как насчёт Сатаны? Если этот бес во всём старается копировать Создателя, то и он туда же. Наверное, поэтому над Россией и нависла третья перестройка.Но читатель может удивиться. Почему

ТЕРРОРИЗМ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

ТЕРРОРИЗМ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

В результате насилия наши политические потери неисчислимы. Было бы явным упрощением сказать, что либерализм иссяк на идеи и умер; правильнее сказать, что его лидеры были уничтожены.
После убийства Джона Кеннеди, Роберта Кеннеди и Мартина

КАЗУСЫ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

КАЗУСЫ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ
 Многих читателей интересует история возникновения памятных дат. Например, выпускник Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе В. Э. Эргер пишет: «Правомерно ли считать дату образования в Москве Петром I 25 января 1701 г. “Школы

Разногласия в коллегиальном руководстве

Разногласия в коллегиальном руководстве
Уже это высказывание Микояна свидетельствовало о разногласиях в Советском правительстве. Одна за другой разрушались догмы — сначала это слово воспринимали всерьез, потом — не без иронии[52]. В этих условиях было трудно и

I.9. Соединение Ордена меченосцев и Тевтонского ордена. Угрозы для Руси

I.9. Соединение Ордена меченосцев и Тевтонского ордена. Угрозы для Руси
Как только Тевтонский орден вступил в пределы Пруссии (1229 г.), к великому магистру Герману Зальцу в Рим прибыли послы из Ливонии от меченосцев. Они предложили соединить оба ордена, поскольку они

В руководстве парламентом

В руководстве парламентом
Когда 24-го в 19.00 народные депу таты собрались вновь, Р. И. Хасбулатов пред ложил завершить работ у съезда[987].Он был прав. В Белом доме достаточно было оставить членов Верховного Совета. Остальным депутатам следовало разъехаться по своим округам,

Великий магистр ордена, также гроссмейстер (фр. Grand maître, нем. Großmeister, исп. Gran Maestre) — титул высшего лица и руководителя в рыцарском ордене, как в духовном, так и в светском.

Великий магистр в рыцарских и духовных орденахПравить

Великий магистр (мастер) в духовных рыцарских орденах обычно избирался (избирается) высшим капитулом ордена. Согласно орденским правилам и его уставу, посвящённые члены ордена должны беспрекословно повиноваться любым приказам и указаниям своего великого магистра. В то же время, несмотря на его особое положение внутри рыцарского ордена, власть магистра может быть ограничена решениями орденского капитула. Он также лишён права так корректировать устав ордена, что делает возможным добиться для великого магистра в нём большей власти.

В светских орденахПравить

Кроме духовных рыцарских орденов, существуют также и светские рыцарские ордена, учреждённые монархами различных европейских государств с целью поощрения наиболее заслуженных своих подданных, а также для усиления и упрочнения своей власти в государстве. Великим магистром в таких орденах обычно являлся сам император (король, герцог и т. п.), звание это передавалось в семье монарха по наследству. Также и некоторые духовные рыцарские ордена (например, в Испании и в Португалии после окончания в этих странах Реконкисты) с XV—XVI столетий возглавлялись великими магистрами — королями этих государств.

В масонствеПравить

Великий мастер в масонстве является самым старшим великим офицером и руководителем лож в своей масонской юрисдикции[1]. Он председательствует в великой ложе и имеет определенные права в учреждении лож, которые формируют его юрисдикцию. К нему обращаются «весьма достопочтенный брат»[2]. Согласно масонским ландмаркам, он также наделён дополнительными привилегиями, которые волен как применять, так и не использовать вообще в течение срока своего пребывания в должности. Должность великого мастера является выборной и срок пребывания в ней варьирует от одного года и более. В некоторых юрисдикциях установлено пребывание в должности не более двух сроков, в других же иногда и больше. В Уставе Мемфис-Мицраим великий мастер занимает должность пожизненно, а в Шведском масонском ордене главой ордена является Король Швеции, также пожизненно[3].

Нынешние рыцарские орденаПравить

Мальтийский орденПравить

Великий магистр Мальтийского ордена избирается начиная с 1100 года его верховным капитулом пожизненно. В настоящее время это 80-й магистр брат Джакомо Далла Торре.

Орден Святого Гроба Господнего ИерусалимскогоПравить

Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского был преобразован в 1847 году и с тех пор сохраняет свою нынешнюю форму. Первоначально его возглавляли патриархи Иерусалимские. Затем орден руководился лично римскими папами. С 1949 года великим магистром ордена является один из кардиналов папской курии. В настоящее время кардиналом — великим магистром ордена является Кардинал Фернандо Филони[4].

Орден Святого ЛазаряПравить

49-м Великим магистром ордена является дон Карлос Гереда-и-де-Бурбон, маркиз де Альмазан.

Орден рыцарей креста с красной звездойПравить

48-й Велмистр Йозеф Шедиви с 20 июня 2011 года.

ЛитератураПравить

  • Alain Demurger. Die Ritter des Herrn. Geschichte der geistlichen Ritterorden. — Beck, München, 2003. — ISBN 3-406-50282-2.

ПримечанияПравить

  1. MASONIC LODGE OFFICER DUTIES
  2. The New United Grand Lodges of Europe
  3. John J. Robinson The Lost Secrets of Freemasonry. — New York: Evans, 1989. — ISBN 9780871316028
  4. Rinunce e nomine

From Wikipedia, the free encyclopedia

Alfonso XIII of Spain (left) with his cousin-in-law, the future King George V (right), during his State Visit to the United Kingdom in 1905. Alfonso is wearing the uniform of a general of the British Army, the Royal Victorian Chain, the sash and star of the Garter, the cross of the Order of Charles III, the neck badge of the Golden Fleece, and the badge of the four Spanish military orders. George, then Prince of Wales, is wearing the neck badge of the Golden Fleece, the sash and grand cross grade of the Order of Charles III, the Royal Victorian Chain, and the stars of the Garter and the Order of St Michael and St George.

An order of chivalry, order of knighthood, chivalric order, or equestrian order is an order of knights,[1] typically founded during or inspired by the original Catholic military orders of the Crusades (c. 1099–1291) and paired with medieval concepts of ideals of chivalry.

Since the 15th century, orders of chivalry, often as dynastic orders, began to be established in a more courtly fashion[clarification needed] that could be created ad hoc. These orders would often retain the notion of being a confraternity, society or other association of members, but some of them were ultimately purely honorific and consisted of a medal decoration. In fact, these decorations themselves often came to be known informally as orders. These institutions in turn gave rise to the modern-day orders of merit of sovereign states.[2]

Overview[edit]

An order of knights is a community of knights composed by order rules with the main purpose of an ideal or charitable task. The original ideal lay in monachus et miles (monk and knight), who in the order – ordo (Latin for ‘order’ / ‘status’) – is dedicated to a Christian purpose. The first orders of knights were religious orders that were founded to protect and guide pilgrims to the Holy Land. The knightly orders were characterized by an order-like community life in poverty, obedience and chastity, which was linked with charitable tasks, armed pilgrimage protection and military action against external and occasionally internal enemies of Christianity. Examples are the Knights Templar, Knights of the Holy Sepulchre officially called The Equestrian Order of the Holy Sepulchre of Jerusalem, founded in 1090, the Order of St. John and the Order of Malta. These communities only became orders in the sense of canon law through papal recognition of their own binding rules of order and through the dissolution of ecclesiastical diocesan organizations.

In addition to the religious orders of knights, courtly orders of knights emerged in many European royal houses from the middle of the 14th century. This enabled the monarchs and princes to create a reliable household power independent of the church and to combine their court life with knightly virtues. During this time, the Burgundian court culture was leading and so the Order of the Golden Fleece, founded there in 1430, was for many a model in the sense of a princely order based on the ideals of Christian chivalry.[3]

In the course of time, many orders of knights have been dissolved due to a lack of people or the field of activity has changed. So in many areas the charitable aspect and nursing came to the fore. There were also dissolutions for political reasons, such as the Knights Templar in 1312 or many orders of knights as opposition by Nazi Germany. While the Knights Templar was not re-established, some orders were reactivated after the end of World War II and the fall of the Iron Curtain.

There are repeated attempts to revive or restore old orders of knights. Often old, old knight orders are used today to honor personalities. For example, the British Queen Elizabeth II regularly appointed new members to the Order of the British Empire in the 21st century.[4] In Central Europe, for example, the Order of St. George, whose roots also go back to the so-called «last knight» Emperor Maximilian I, was reactivated by the House of Habsburg after its dissolution by Nazi Germany. Meanwhile, to this day, deserved personalities in republican France are highlighted by being awarded the Knight of the Legion of Honour.[5] In contrast, the knights of the ecclesiastical orders of knights such as the Sovereign Military Order of Malta and the Order of St. John mainly devote themselves to social tasks, nursing and care.[6]

Terminology[edit]

This section needs to be updated. Please help update this article to reflect recent events or newly available information. (February 2020)

Holy See[edit]

The Secretariat of the State of the Holy See – medieval pioneer of the original military orders – distinguishes orders in the following manner:[7]

  • State orders or orders of merit: order of a sovereign state, rewarding military or civil merits of citizens, legally based on the sovereignty of their states
  • Pontifical equestrian orders
    • collazioni diretti: conferred by the Pope
    • subcollazioni: under the protection of the Holy See (Teutonic Order and Order of the Holy Sepulchre)
  • Sovereign orders: the only extant one in this category is the Sovereign Military Order of Malta, an international sovereign entity
  • Dynastic orders of a sovereign royal dynasty, either an active «dynastic state order» (e.g. Order of the Garter), otherwise a «non-national dynastic order», as the head of a formerly reigning royal house operating under ius collationis (right to confer), typically approved by Papal bulls in the case of older origins (e.g. Order of Saints Maurice and Lazarus)

Sansovino[edit]

In Dell’origine dei Cavalieri (1566), the Italian scholar Francesco Sansovino (1521–1586) distinguished knights and their respective societies in three main categories:[8]

  • «Knights of Collar», i.e. dynastic orders of knighthood
  • «Knights of the Cross», i.e. religious military orders
  • «Knights of Spur», i.e. knighted by the sovereign, later also by feudal lords and knights elderly (e.g. Knight Bachelor)

Over time, the above division became no longer sufficient, and heraldic science distinguished orders into: hereditary, military, religious and fees.

Boulton[edit]

In a more generous distribution proposed in The Knights in the Crown: The Monarchical Orders of Knighthood in Late Medieval Europe (1987), the Canadian heraldist D’Arcy Boulton classifies chivalric orders as follows:

  • Monarchical orders (i.e. dynastic orders of knighthood)
  • Confraternal orders (as seen in military orders)
  • Fraternal orders
  • Votive orders
  • Cliental pseudo-orders
  • Honorific orders

Based on Boulton, this article distinguishes:

  • Chivalric orders by time of foundation:
    • Medieval chivalric orders: foundation of the order during the Middle Ages or the Renaissance
    • Modern chivalric orders: foundation after 1789
  • Chivalric orders by religion:
    • Catholic chivalric orders: membership exclusively for members of the Catholic Church
    • Orthodox chivalric orders: blessed by the heads of Orthodox churches
    • Protestant chivalric orders: blessed by the heads of Protestant churches
  • Chivalric orders by purpose:
    • Monarchical chivalric orders: foundation by a monarch who is a fount of honour; either ruling or not
    • Confraternal chivalric orders: foundation by a nobleman, either high nobility or low nobility
    • Fraternal chivalric orders: founded for a specific purpose only
    • Votive chivalric orders: founded for a limited period of time only by members who take a vow
    • Honorific chivalric orders: consist only of honorific insignia bestowed on knights on festive occasions, consisting of nothing but the badge
    • Self-styled orders: self-proclaimed imitation-orders without statutes or restricted memberships

Military orders by time[edit]

Another occurrent chronological categorisation is into:[citation needed]

  • Military-monastic orders (c. 1100–1291), beginning with the Order of Saint John of Jerusalem
  • Monarchical orders (c. 1330 – c. 1470), beginning with the Order of Saint George (Kingdom of Hungary). Most military-monastic orders (except the Teutonic Order and the Order of Saint John) became parts of this category during the 15th and 16th century (e.g. the Order of Santiago)
  • Honorific orders (c. 1580–present), beginning with the Order of Saint Stephen (despite its military obligations) and the Order of the Holy Spirit. With the Order of Saint Louis, the time of proper orders of merit begun. The monarchical orders became de facto honours during the shift from feudalism to absolutism.[9]

Medieval orders[edit]

Monarchical orders[edit]

Investiture of three new members of the Order of the Knot (miniature from the order’s statutes, 1352/4).
  • Late medieval monarchical orders (14th and 15th centuries) are orders of chivalry with the presidency attached to a monarch:
Order of Montesa founded by James II of Aragon (Spain) in 1317.
Order of Saint George, founded by Charles I of Hungary in 1325
Order of the Band, founded by Alfonso XI of Castile in c. 1330
Order of the Garter, founded by Edward III of England in 1348[10]
Order of the Star, founded by John II of France in 1351
Order of the Knot, founded by Louis I of Naples in 1352.
Supreme Order of the Most Holy Annunciation, founded by Amadeus VI, Count of Savoy in 1362.
Order of the Ermine, founded by John V, Duke of Brittany in 1381: First order to accept Women.
Order of the Ship, founded by Charles III of Naples on 1 December 1381
Order of the Dragon, founded by Sigismund, as king of Hungary in 1408.
Order of the Golden Fleece, founded by Philip III, Duke of Burgundy in 1430
Order of the Tower and Sword, founded by Afonso V of Portugal in 1459
Order of Saint Michael, founded by Louis XI of France in 1469[11]
  • Post-medieval foundations of chivalric orders:
Order of Saint Stephen (1561)
Order of the Holy Spirit (1578)
Blood of Jesus Christ (military order) (1608)
Order of the Thistle (1687)[12]
Order of the Elephant (1693)
Order of Saint Louis (1694)
Order of the Seraphim (1748)
Order of Saint Stephen of Hungary (1764)
Order of St. Patrick (1783)[13]
Order of Saint Joseph (1807)
Order of Guadalupe (1821)
Order of the Mexican Eagle (1865)
Order of Saint Charles (1866)
  • Monarchical orders whose monarch no longer reigns but continues to bestow the order:
Order of Saints Maurice and Lazarus (Italian House of Savoy)
Order of Merit of Savoy (Italian House of Savoy)
Order of the Golden Fleece (Austrian branch)
Order of St. George (Habsburg-Lorraine)
Order of the Holy Spirit
Order of Prince Danilo I of Montenegro
Order of Saint Peter of Cetinje
Order of Skanderbeg
Royal Order of Saint George for the Defense of the Immaculate Conception (Bavaria)
Order of the Crown (Romania)
Order of Carol I (Romania)
Order of the Immaculate Conception of Vila Viçosa (Portugal)
Order of Saint Michael of the Wing (Portugal)
Sacred Military Constantinian Order of Saint George (Two Sicilies)
Order of the Eagle of Georgia (Georgia)
Order of Queen Tamara (Georgia)
Order of the Crown of Georgia (Georgia)
Royal Order of the Crown of Hawai’i (Hawai’i)

Confraternal orders[edit]

Confraternal orders are orders of chivalry with the presidency attached to a nobleman:

  • Princely orders were founded by noblemen of higher rank. Most of these were founded in imitation of the Order of the Golden Fleece, after 1430:
Order of Saint Catherine, founded by Humbert II, Dauphin du Viennois around 1335
Order of Saint Anthony, founded by Albrecht I of Bavaria in 1384
Order of the Rüdenband, founded in Silesia, Upper Lusatia and Boehmia before 1389
Society of the Eagle, founded by Albrecht II von Habsburg in 1433
Society of Our Lady (Order of the Swan), founded by Frederick II, Elector of Brandenburg in 1440
Order of Saint Hubert, founded by Gerhard V of Jülich and Berg in 1444
Order of the Crescent, founded by René d’Anjou in 1448
Society of Saint Jerome, founded by Friedrich II of Wettin in 1450
Order of Saint Joachim, founded by fourteen nobles in 1755
  • Baronial orders, founded by noblemen of lower rank:
Order of Saint Hubert (Barrois, 1422)
Noble Order of Saint George of Rougemont, also called Confraternity of Saint-Georges of Burgundy (Franche-Comté, 1440)

Fraternal orders[edit]

Fraternal orders are orders of chivalry that were formed off a vow & for a certain enterprise:

Compagnie of the Black Swan, founded by 3 princes and 11 knights in Savoy (1350)
Corps et Ordre du Tiercelet, founded by the vicomte de Thouars and 17 barons in Poitou (1377–1385)
Ordre de la Pomme d’Or, founded by 14 knights in Auvergne (1394)
Alliance et Compagnie du Levrier, founded by 44 knights in the Barrois (1416–1422), subsequently converted into the Confraternal order of Saint Hubert (see above)

Votive orders[edit]

Votive orders are orders of chivalry, temporarily formed on the basis of a vow. These were courtly chivalric games rather than actual pledges as in the case of the fraternal orders. Three are known from their statutes:

Emprise de l’Escu vert à la Dame Blanche (Enterprise of the green shield with the white lady), founded by Jean Le Maingre dit Boucicaut and 12 knights in 1399 for the duration of 5 years
Emprise du Fer de Prisonnier (Enterprise of the Prisoner’s Iron), founded by Jean de Bourbon and 16 knights in 1415 for the duration of 2 years
Emprise de la gueule de dragon (Enterprise of the Dragon’s Mouth), founded by Jean comte de Foix in 1446 for 1 year.

Cliental pseudo-orders[edit]

Cliental pseudo-orders are not orders of chivalry and were princes’ retinues fashionably termed orders. They are without statutes or restricted memberships:

Ordre de la Cosse de Genêt (Order of the Broom-Pod), founded by Charles VI of France ca. 1388
Order of the camail or Porcupine, created by Louis d’Orléans in 1394
Order of the Dove, Castile, 1390
Order of the Scale of Castile, ca. 1430

Honorific orders[edit]

Honorific orders were honorific insignia consisting of nothing but the badge:

Order of the Stoat and the Ear, founded by Francis I, Duke of Brittany in 1448
Order of the Golden Spur, a papal order (since the 14th century, flourishes in the 16th century)

Together with the monarchical chivalric orders (see above) these honorific orders are the prime ancestors of the modern-day orders of knighthood (see below) which are orders of merit in character.

The distinction between these orders and decorations is somewhat vague, except that these honorific orders still implied membership in a group. Decorations have no such limitations and are awarded purely to recognize the merit or accomplishments of the recipient. Both orders and decorations often come in multiple classes.[14]

Influence[edit]

The orders have influenced organizations which are completely separate and distinct from them. Since at least the 18th century, Freemasonry has incorporated symbols and rituals of several medieval military orders in a number of Masonic bodies, most notably, in the «Red Cross of Constantine» (derived from the Sacred Military Constantinian Order of Saint George), the «Order of Malta» (derived from the Sovereign Military Order of Malta), and the «Order of the Temple» (derived from the historical Knights Templar), the latter two featuring prominently in the York Rite.

Modern orders[edit]

Most orders created since the late 17th century were no longer societies and fellowships of knights[1] who followed a common mission but were established by monarchs or governments with the specific purpose of bestowing honours on deserving individuals. In most European monarchies, these new orders retained some outward forms from the medieval orders of chivalry (such as rituals and structure) but were in essence orders of merit, mainly distinguished from their republican counterparts by the fact that members were entitled to a title of nobility.[citation needed] While some orders required noble birth (such as the Order of Saint Stephen of Hungary, established in 1764), others would confer a title upon appointment (such as the Military Order of Max Joseph, established in 1806) while in yet other orders only the top classes were considered knights (such as in the Order of St Michael and St George, established in 1818). Orders of merit which still confer privileges of knighthood are sometimes referred to as orders of knighthood. As a consequence of being not an order of chivalry but orders of merit or decorations, some republican honours have thus avoided the traditional structure found in medieval orders of chivalry and created new ones instead, e.g. the Order of Merit of the Federal Republic of Germany, the Decoration for Services to the Republic of Austria, or the Legion of Merit of the United States.

Current orders[edit]

  • Order of the Holy Sepulchre, one of the original military orders founded circa 1099, and its definite acceptance in 1103 by King Baldwin I.[15]
  • Sovereign Military Order of Malta, one of the original military orders, founded as the Order of St. John of Jerusalem in 1048, sanctioned by Pope Paschal II on 15 February 1113.
  • Teutonic Order, a Catholic religious order founded as a military order in 1190 in Acre, Kingdom of Jerusalem.
  • Order of Aviz founded by Afonso I of Portugal in 1146
  • Order of Calatrava founded by St. Raymond of Fitero (Spain) in 1164.
  • Order of Alcantara founded by Ferdinand II of León (Spain) in 1167.
  • Order of Santiago founded Ferdinand II of León (Spain) in 1170.
  • Order of Saint James of the Sword founded by Afonso I of Portugal in 1172.
  • Order of Montesa founded by James II of Aragon (Spain) in 1317.
  • Order of Christ (Portugal), founded by Denis of Portugal in 1319. This order considers itself successor of the Knights Templar.
  • Order of the Garter, founded by Edward III of England ca. 1348
  • Order of the Most Holy Annunciation, founded by Amadeus VI, Count of Savoy in 1362, ceased to be a national order of Italy when the Kingdom became a Republic in 1946, but continues to be awarded by the heir of the last King as the head of the house of Savoy rules in fons honorum.
  • Order of the Golden Fleece, founded by Philip III, Duke of Burgundy in 1430
  • Knights of the Thistle of Bourbon, founded by Duke of Bourbon in 1370 where today is headed by the Seigneur of Fief Blondel and also includeds Order of Our Lady of the Thistle[16]

Spanish orders of chivalry. In the centre, the Order of the Golden Fleece, 1820
  • Order of the Tower and Sword, founded by Afonso V of Portugal in 1459
  • Order of Saints Maurice and Lazarus In 1572, Pope Gregory XIII united the Order of Saint Lazarus in perpetuity with the Crown of Savoy. Emmanuel Philibert, Duke of Savoy, merged it with the Savoyan Order of Saint Maurice, and thenceforth the title of Grand Master of the Order of Saints Maurice and Lazarus was hereditary in that house. 1572
  • Order of the Dannebrog, founded by King Christian V of Denmark in 1671
  • Order of the Thistle, founded by King James VII of Scotland in 1687
  • Order of the Elephant, founded by King Christian V of Denmark in 1693
  • Order of St. Andrew, founded by Tsar Peter the Great of Russia in 1698
  • Order of the White Eagle, founded by King Augustus II of Poland in 1705
  • Order of the Bath,[17] founded by King George I of Great Britain on 18 May 1725[18]
  • Order of the Seraphim, founded by Frederick I of Sweden in 1748.
  • Order of the Sword, founded by Frederick I of Sweden in 1748 [Dormant between 1974-2023].
  • Order of the Polar Star, founded by Frederick I of Sweden in 1748.
  • Order of St. George the Triumphant, founded by Catherine the Great of the Russian Empire in 1769.
  • Royal and Distinguished Spanish Order of Carlos III, founded by Charles III of Spain on 19 September 1771 (became a Spanish order)
  • Order of Vasa, founded by Gustav III of Sweden in 1772 (Dormant between 1974-2023).
  • Order of St Patrick, founded by George III of the United Kingdom in 1783 (Not awarded since 1936).
  • Order of Charles XIII, founded by Charles XIII of Sweden in 1811.
  • Royal Order of Isabella the Catholic, founded by King Ferdinand VII of Spain on 14 March 1815 (became a Spanish order).
  • Military William Order, founded by King William I of the Netherlands on 30 April 1815.
  • Order of the Netherlands Lion, founded by King William I of the Netherlands on 29 September 1815.
  • Order of St Michael and St George, is an order of chivalry founded on 28 April 1818 by George, Prince Regent, later George IV of the United Kingdom, while he was acting as Prince Regent for his father, George III.
  • Order of the Southern Cross, founded by Emperor Pedro I of Brazil on 1 December 1822.
  • Order of Leopold, founded by King Leopold I of the Belgians on 11 July 1832.
  • Royal Norwegian Order of St Olav, founded by King Oscar I of Norway on 21 August 1847.
  • Order of Saint John (Bailiwick of Brandenburg), Order founded in 1099 and refounded in 1852.
  • Order of the Gold Lion of the House of Nassau, founded by King-Grand Duke William III of Luxembourg in 1858.
  • Order of the White Elephant is an order of Thailand. It was established in 1861 by King Rama IV of the Kingdom of Siam.
  • Order of the Mexican Eagle, a Mexican Imperial Order founded on 1 January 1865 by Maximilian I of Mexico, renamed the Order of the Aztec Eagle in 1933.
  • Order of the Crown of Italy, founded by Victor Emmanuel II, to celebrate the unification of italy 1868
  • Order of Orange-Nassau, founded by the Queen regent Emma of the Netherlands, acting on behalf of her under-age daughter Queen Wilhelmina of the Netherlands on 4 April 1892.
  • Royal Victorian Order, founded by Queen Victoria of the United Kingdom on 21 April 1896.
  • Order of the Crown, founded by King Leopold II of the Congo Free State on 15 October 1897 (became a Belgian order in 1908).
  • Order of Leopold II, founded by King Leopold II of the Congo Free State on 24 August 1900 (became a Belgian order in 1908).
  • Order of Monisaraphon (or Muni Isvarabarna): founded by King Sisowath of Cambodia on 1 February 1905.
  • Order of Michael the Brave, founded by King Ferdinand I of Romania on 26 September 1916.
  • Order of the British Empire, founded by King George V of the United Kingdom on 4 June 1917.
  • Knightly Order of Vitéz, founded by Miklós Horthy the Regent of Hungary in 1921.
  • Order of the Knights of the Southern Cross Australia, founded by the Catholic Bishops of Australia in 1919.
  • Order of Skanderbeg, founded by Zog I of Albania in 1925.
  • Order of the Sun, founded by Man Singh II, the Maharaja of Jaipur in 1947.
  • Royal Order of Sahametrei, founded by King Norodom Sihanouk of the Kingdom of Cambodia on 9 September 1948.
  • Order of the Knights of Rizal, granted a legislative charter by President of the Philippines Elpidio Quirino on 14 June 1951.
  • Order of Canada, founded by Queen Elizabeth II of Canada in 1967.
  • Order of Australia, founded by Queen Elizabeth II of Australia in 1975.
  • Order of Merit of Savoy, founded by Vittorio Emanuele, Prince of Naples in 1988.[19]
  • New Zealand Order of Merit, founded by Queen Elizabeth II of New Zealand in 1996.

Former orders[edit]

  • Order of Saint Lazarus, founded in 1098 at a leper hospital in the Latin Kingdom of Jerusalem and is one of the lesser known orders.
  • Order of Saint Stanislaus, founded by King Stanislaus II Augustus Poniatowski of Poland in 1765
  • Ludwigsorden (Order of Louis) of the Grand Duchy of Hesse, founded 1807, abolished 1918
  • Order of the Iron Helmet of Hesse-Kassel (or Hesse-Cassel) (in present-day Germany), founded 1814, abolished 1866[20]
  • Wilhelmsorden (Order of Wilhelm) of Hesse-Kassel, founded 1851, abolished 1875[20]
  • Order of the Star of India, founded by Queen Victoria in 1861 and has not been awarded since the independence of India in 1947
  • Order of the Indian Empire, founded by Queen Victoria in 1878 and has not been awarded since the independence of India in 1947
  • Order of the African Star, founded by King Leopold II of the Congo Free State on 30 December 1888, which became a Belgian order in 1908 and has not been awarded since the independence of Congo in 1960
  • Royal Order of the Lion, founded by King Leopold II of the Congo Free State on 9 April 1891, which became a Belgian order in 1908 and has not been awarded since the independence of Congo in 1960
  • Order of the Norwegian Lion, founded 1904, abolished 1952
  • Order of Pahlavi, founded 1928 by Reza Shah, abolished 1979 after the Iranian Revolution. There were two classes. The first class, the Grand Collar, was worn by the Shah, crown prince, and awarded to heads of state. The second class, the Grand Cordon, was worn by princes and princesses.

Typical insignia and ranks[edit]

Lemuel Francis Abbott’s portrait of Admiral Lord Nelson depicting his honours embroidered on his coat jacket
Insignia of the British Order of the Garter.

Following the example set by the French Legion of Honour, founded by Napoleon, most multi-level European orders comprise five ranks or classes. The highest is usually called the Grand Cross, then descending with varying titles. Alternatively, the ranks are referred to by number (for example «1st class» instead of «Grand Cross»). Typical rankings are:

Class Common names
I Grand Cross, Commander Grand Cross, Grand Cordon, Grand Collar
II Grand Officer, Commander 1st Class, Grand Commander, Knight Commander, Knight Companion, Commander with Star
III Commander, Commander 2nd Class, Companion
IV Officer, Knight 1st Class, Member 1st Class
V Knight, Knight 2nd Class, Chevalier, Cavaliere, Member

Each of these ranks wear insignia, usually badge (often enamelled) on a ribbon. Typically these insignia are worn from a sash in the case of the senior ranks, around the neck for the middle ranks (see also neck decorations), and on the left chest for the lower grades. Many orders use insignia in the form of a cross, but there may also be stars, and military awards may have crossed swords added onto the insignias. Ladies may wear the badge on a bow on the left chest. In orders following the example set by the French Legion of Honour, the two highest classes also wear a star (or plaque) on the chest. In special cases the senior class may wear the badge on a collar, which is an elaborate chain around the neck.

In certain countries with feudal heritage the higher ranks (usually at least the Grand Cross) may have vestments proper to them, including a robe or mantle and a hat. An example of such a modern-day order is the Order of the British Empire.

The French Legion of Honour democratised the honour systems of orders of chivalry and merit in the sense of formally omitting both the expectations of nobility on admittees while also no further implying the same status on previously non-noble conferees. Yet some orders may still expect noble ancestry on the part of recipients, such as the Sovereign Military Order of Malta and those of the Alliance of the Orders of Saint John of Jerusalem. Others may continue to imply conferral of nobility on any admittee, whether hereditary or personal, such as in some of the cases of dynastic orders conferred by the House of Bavaria or the House of Imperial Russia.

Self-styled orders[edit]

Some organisations claim to be chivalric orders but are actually private membership organisations that have not been created by a state or a reigning monarch.[21] The answer to the question of whether an order is legitimate or not varies from nation to nation,[22] François Velde wrote an «order of knighthood is legitimate if it is defined as legal, recognized and acknowledged as such by a sovereign authority. Within its borders, a sovereign state does as it pleases. Most, if not all, modern states have honorific orders and decorations of some kind, and those are sometimes called orders of knighthood.»[23] Exactly what makes one order legitimate and another self-styled or false is a matter of debate with some arguing that any monarch (reigning or not) or even the descendants of such can create an order while others assert that only a government with actual internationally recognized authority has such power (regardless of whether that government is republican or monarchical in nature).[24][25] Historically, nobility and knights have also formed Orders of Knighthood. The Noble Order of Saint George of Rougemont is a Baronial Order and the Ordre de la Pomme d’Or was founded by 14 knights in Auvergne in 1394.[26][27]

See also[edit]

  • Military order (society)
  • Order (honour)
  • Title of honor
  • Self-styled orders

Notes[edit]

  1. ^ a b «St. George’s Chapel: History: Order of the Garter». See the definition of the Order of the Garter as «a society, fellowship and college of knights» there. – St. George’s Chapel, Windsor Castle. 2005. Archived from the original on 15 September 2006. Retrieved 6 November 2006.
  2. ^ Velde, François Velde (25 February 2004). «Legitimacy and Orders of Knighthood». Heraldica. Retrieved 18 November 2012.
  3. ^ See also: Johannes Fried «Das Mittelalter. Geschichte und Kultur.» (2011), p 460.
  4. ^ «Order of the British Empire». Archived from the original on 2010-03-27. Retrieved 2021-03-11.
  5. ^ «What is the Legion d’Honneur?». BBC News. 24 May 2004.
  6. ^ Jürgen Sarnowsky «Die geistlichen Ritterorden» (2018), pp 221.
  7. ^ «La Santa Sede e gli Ordini Cavallereschi: doverosi chiarimenti (Prima parte) | ZENIT — Il mondo visto da Roma». www.zenit.org. Archived from the original on 2013-07-26.
  8. ^ Sansovino, Francesco (1570). Della origine de cavalieri (in Italian). Vol. 1. Heredi di Marchio Sessa. p. 14.
  9. ^ «History of Orders of Chivalry». www.heraldica.org. Retrieved 2023-04-14.
  10. ^ «Order of the Garter». Official website of the British Monarchy. Archived from the original on 2009-06-14. Retrieved 2012-11-18.
  11. ^ Vachaudez, Christophe; Walgrave, Jan (2008). Diana Scarisbrick (ed.). Royal jewels: from Charlemagne to the Romanovs. New York: Vendôme Press. p. 146. ISBN 978-0-86565-193-7. Louis XI founded the Order of Saint Michael in 1469. Initially, there were thirty-six knights, but their numbers increased to such a point that the order began to lose its prestige. Louis XIV reformed the order on 12 January 1665, reducing the number of knights to one hundred
  12. ^ «Order of the Thistle». Official website of the British Monarchy. Retrieved 2012-11-18.
  13. ^ «Monarchy Today: Queen and Public: Honours: Order of St Patrick». Official website of the British Monarchy. Retrieved 2012-11-18.
  14. ^ Definition adapted from www.turkishmedals.net, accessed 2010-02-20. Archived 2012-05-05 at the Wayback Machine
  15. ^ Pierredon (de) M.: L’Ordre equestre du Saint Sepulchre de Jerusalem. Paris, 1928.
  16. ^ «Knights of Thistle Bourbon 1370».
  17. ^ Anstis, John (1725). Observations introductory to an historical essay upon the Knighthood of the Bath. London: J. Woodman. p. 4.
  18. ^ The Dean and Chapter of Westminster Abbey (2011). «Order of the Bath». Westminster Abbey. Retrieved 11 December 2012. The Most Honourable Order of the Bath was established as a military order by Letters Patent of George I on 18 May 1725, when the Dean of Westminster was made Dean of the Order in perpetuity and King Henry VII’s Chapel designated as the Chapel of the Order.
  19. ^ «REGISTERS». International Commission for Orders of Chivalry (in Italian). Retrieved 2022-09-22.
  20. ^ a b Sauer, Werner (1950). Die Orden und Ehrenzeichen des Kurfürstentums Hessen-Kassel (in German). Hamburg: Verlag Kleine Reihe für Freunde der Ordens- und Ehrenzeichenkunde. pp. 19–24.
  21. ^ Barber, Malcom; Mallia-Milanes, Victor, eds. (2008). The Military Orders. Vol. 3, History and Heritage. Aldershot, England: Ashgate. pp. 4–6. ISBN 9780754662907.
  22. ^ Hoegen Dijkhof, Hendrik Johannes (2006). The legitimacy of Orders of St. John: a historical and legal analysis and case study of a para-religious phenomenon (Thesis). Amsterdam: Hoegen Dijkhof Advocaten (van Universiteit Leiden). pp. 35–41.
  23. ^ Velde, François Velde (25 February 2004). «Legal Definitions of Orders of Knighthood». Heraldica. Retrieved 18 November 2012.
  24. ^ Brett-Crowther, Michael Richard (1990). Orders of Chivalry under the Aegis of the Church. London: Lambeth Diploma of Student in Theology Thesis. pp. 80–90.
  25. ^ Kurrild-Klitgaard, Peter (2002). Knights of fantasy: an overview, history, and critique of the self-styled «Orders» called «of Saint John» or «of Malta», in Denmark and other Nordic countries. Turku: Digipaino. ISBN 9512922657.
  26. ^ Thiou, E. (2002). La noble confrérie & les chevaliers de Saint-Georges au Comté de Bourgogne sous l’Ancien régime & la révolution. Mémoire et documents.
  27. ^ Bossuat, A. (1944). Un ordre de chevalerie auvergnat; l’ordre de la Pomme d’or’. Bidle/in bistoriqia it stienti/iqm dt I’Aupergite, Uiv (1944), 83–98; H. Morel,’Unc associa, 523-4.

Bibliography[edit]

  • Anstis, John (1752). Observations introductory to an historical essay upon the Knighthood of the Bath. London: James Woodman.
  • Burke, John (1725). Statutes of the Most Honourable Order of the Bath.
  • D’Arcy Jonathan Dacre Boulton (2000) [February 1987]. The knights of the crown: the monarchical orders of knighthood in later medieval Europe. Woodbridge, Suffolk: Boydell Press, Palgrave Macmillan. pp. 1325–1520. ISBN 0-312-45842-8.
  • Kaeuper, Richard W.; Kennedy, Elspeth; De Charny, Geoffroi (December 1996). The Book of Chivalry of Geoffroi De Charny: Text, Context, and Translation. University of Pennsylvania Press. ISBN 0-8122-1579-6.
  • Risk, James C. (1972). The History of the Order of the Bath and its Insignia. London: Spink & Son.

External links[edit]

  • History of Orders of Chivalry: A Survey
  • International Commission for Orders of Chivalry
  • Medieval Chivalry – World History Encyclopedia
  • Fake Titles

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Metabo ks 216 m lasercut инструкция по эксплуатации
  • Маникюр дома своими руками пошаговая инструкция с машинкой
  • Циркуляционный насос беламос brs25 4g инструкция
  • Общественные процессы руководство
  • Руководство уфссп россии по вологодской области