Высшее руководство фонда

Структура органов управления в фонде

Орган управления фонда — это лицо или совокупность лиц, уполномоченных в соответствии с законом, иными правовыми актами или учредительными документами осуществлять управление деятельностью фонда. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ  «О некоммерческих организациях» фондом принято считать «не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели».

Что означает формулировка «не имеющая членства» — все просто: после создания фонда, он может осуществлять свою деятельность и взаимодействовать с третьими лицами, будь то физические либо юридические, без приема их в члены. Лица, входящие в состав руководящих органов фонда при создании, осуществляют свою деятельность до тех пор, пока не примут решение о расширении или изменении своего состава. Состав, структура, порядок формирования и распределение полномочий органов управления определяются уставом фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

Содержание:

  • Органы управления фонда
  • Совет фонда
  • Попечительский совет фонда
  • Исполнительный орган фонда
  • Контроль деятельности фонда

Органы управления фонда

Для начала стоит сказать, что орган управления фонда – есть не что иное, как лицо либо совокупность лиц, которые в силу закона и учредительных документов осуществляют управление фондом. Важно понимать, что органы фонда не являются обособленными и самостоятельными субъектами гражданских правоотношений. Наоборот, фонд через свои органы принимает на себя гражданские права и несет обязанности. Структура, порядок формирования и состав органов управления определяется уставом фонда в полном соответствии с законами Российской Федерации.
В настоящий момент структура органов управления в фонде выглядит следующим образом: 

  1. Высший коллегиальный орган управления (например — Совет или Президиум фонда);
  2. Надзорный орган Попечительский совет фонда;
  3. Исполнительный орган фонда: единоличный (например – Президент, или Председатель)
  4. При желании исполнительный коллегиальный орган (например — Правление);
  5.  Контрольно-ревизионный орган — Ревизор фонда.

Совет фонда

Совет фонда (коллегиальный орган) – является высшим органом управления фонда. Совет фонда осуществляет общее руководство деятельностью фонда. Члены совета фонда могут получать вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей только в случае, если это предусмотрено уставом фонда. Совет фонда является высшим коллегиальным органом управления фонда, в основные задачи которого входит общее руководство деятельностью фонда. Оговоримся, что лица, входящие в Совет фонда, могут получать денежное вознаграждение за осуществление своих обязанностей, но только в том случае, если это прямо предусмотрено уставом данного фонда.

Структура и порядок формирования данного органа должны быть определены в уставе фонда. К примеру, на момент создания Совет фонда может состоять из учредителей или их представителей. Дальнейшие изменения состава совета фонда определяются самим советом фонда. Совет фонда выбирается на определенный срок, который также определен учредительным документом.
Заседание Совета фонда считается правомочным, если на нем присутствуют более 50% от его членов. Решения принимаются большинством голосов, а членами Совета фонда могут быть полностью дееспособные лица, достигшие возраста 18 лет. В компетенцию данного органа входят следующие вопросы:

  • Изменения устава фонда;
  • Определения приоритетных направлений деятельности фонда, принципов формирования и использования его имущества;
  • Образования исполнительных органов фонда и досрочного прекращение их полномочий;
  • Реорганизации фонда;
  • Участие в других организациях;
  • Утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
  • Утверждение финансового плана фонда и внесение в него изменений;
  • Создание филиалов и открытие представительств фонда;
  • Утверждение правил организации и осуществления внутреннего контроля, внесение в них изменений;
  • Утверждение пенсионных и страховых правил фонда, внесение в них изменений;
  • Иные вопросы, отведенные к компетенции Совета фонда уставом фонда.

Попечительский совет фонда

Органом, выполняющим надзорные функции и обеспечивающим общественный контроль за деятельностью фонда является попечительский совет фонда. Порядок формирования и полномочия попечительского совета определяются уставом фонда. Выполнение обязанностей членов попечительского совета – безвозмездно. В его сферу деятельности входит контрольно-надзорные функции за деятельностью фонда, в том числе обеспечение общественного контроля за осуществлением фондом своей деятельности в пределах целей, заложенных уставом, а также надзор за использованием средств фонда. Решения попечительского совета принимаются большинством голосов. Как правило, полномочия попечительского совета определены в уставе фонда, а затем могут быть конкретизированы и дополнены в положении о попечительском совете, которое принимает Совет фонда. На практике самыми распространенными полномочиями фонда являются:

  • Надзор за соблюдением фондом при осуществлении деятельности законодательства РФ, а также контроль за выполнением решений совета фонда;
  • Выработка предложений по внесению дополнений и изменений во внутренние положения фонда;
  • Регулярная проверка отчетности фонда о расходовании средств;
  • Другие функции, предусмотренные уставом или положением о попечительском совете фонда. 

Основной функцией ревизора является осуществление контроля финансово-хозяйственной деятельности фонда. Ревизор вправе требовать от должностных лиц фонда предоставления необходимой информации, документов или личных объяснений. 

Исполнительный орган фонда

Говоря про исполнительный орган, стоит отметить, что он создается для осуществления оперативного управления фондом. В свою очередь исполнительный орган может быть, как единоличным (Председатель/Президент/Директор), так и (при желании) коллегиальным (например, Правление). Его избирает Совет Фонда. К слову, осуществляя текущее руководство деятельностью фонда, подотчетен высшему органу управления, то есть Совету фонда.
Поскольку компетенция исполнительного органа определяется также учредительным документом и, при наличии, специальным положением об исполнительном органе, на практике она [компетенция] сводится ко всему тому, что не входит в исключительную компетенцию других органов управления фонда. Таким образом, будь то Президент фонда или Правление – к его функции обычно относится ведение текущих дел фонда, то есть осуществление текущего руководства деятельностью. Членами коллегиального исполнительного органа либо единоличным исполнительным органом может быть исключительно полностью дееспособное лицо, достигшее возраста 18 лет. 

Также не стоит забывать, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа – по закону является лицом, которое имеет право выступать от имени фонда без доверенности. Именно единоличный исполнительный орган фонда в лице, предположим, Президента, правомочно представлять интересы фонда в органах государственной власти, а также выступать от лица фонда при контактировании с контрагентами в гражданско-правовых отношениях. Как правило, иными полномочиями исполнительного органа фонда выступают:

  • Формирование организационной структуры фонда:
  • Утверждение штатного расписания;
  • Обеспечение выполнения решений Совета фонда;
  • Заключение трудовых договоров с сотрудниками фонда от лица фонда;
  • Издание в пределах своей компетенции приказов, распоряжений, обязательных для всех работников фонда;
  • Совершение в пределах своей компетенции гражданско-правовых сделок от имени фонда в рамках осуществления фондом своей деятельности;
  • Иные полномочия.

Контроль деятельности фонда

Наконец, контроль финансово-хозяйственной деятельности фонда возложена на ревизионный орган в лице Ревизора либо ревизионной комиссии. Данный орган управления независим и самостоятелен в своей деятельности от других органов, что в свою очередь позволяет ему при необходимости запросить у должностных лиц фонда предоставления необходимой информации, документов или личных объяснений. Так или иначе, основной задачей ревизионного органа в фонде является осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности фонда. Более того, к компетенции Ревизора в контексте его правомочий относят: 

  • Право потребовать внеочередного созыва Совета фонда;
  • Право проводить проверку учета всех финансовых поступлений в фонд, а также из фонда;
  • Право ходатайствовать о привлечении должностных лиц фонда, в случае если будет доказано, что их неправомерные действия нанесли ущерб имуществу фонда и самому фонду;
  • Право определять размер ущерба, нанесенного фонду неправомерными действиями должностных лиц фонда;
  • Право проводить частичную и полную ревизию всей финансовой деятельности фонда.

Как уже было сказано ранее, создание ревизионного органа предусмотрено уставом фонда, а в случае, если ревизионный орган присутствует в виде ревизионной комиссии, то, как правило, Председатель ревизионной комиссии назначает Совет фонда. Наконец, ревизионный орган в случае проведения той или иной проверки – докладывает о ее результатах Совету фонда. 

Таким образом, мы видим, что все органы управления фонда являются элементами взаимодействующей структуры, где каждый отдельный орган отвечает в своей сфере ответственности для соблюдения баланса внутри некоммерческой организации. Не стоит забывать, что фундаментальные вещи, касающиеся структуры органов управления фондом и их компетенция должны быть определены на момент первичной регистрации в уставе фонда, в последующем – можно дополнять спектр правомочий, путем принятия положений внутри фонда. Таким образом, специалисты Ресурсного Центра НКО считает, что написание качественного с точки зрения закона устава является ключевым фактором для успешного прохождения регистрации и дальнейшего осуществления деятельности. 


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК),
8 (812) 629-00-03 (СПБ),
8 (800) 100-60-71 (по России).

Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


Вам также может быть интересно:

  • Наименование фонда
  • Виды деятельности НКО

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

(введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Если иное не предусмотрено законом или иным правовым актом, к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся:

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества;

образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;

принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда, за исключением случаев, когда уставом фонда принятие решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов фонда;

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;

изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом;

одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.

Законом или уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда может быть отнесено принятие решений по иным вопросам.

2. Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление) или иной коллегиальный орган фонда, если законом или другим правовым актом указанные полномочия не отнесены к компетенции учредителя фонда.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

К компетенции единоличного исполнительного и (или) коллегиальных органов фонда относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Лица, уполномоченные выступать от имени фонда, обязаны по требованию членов его высшего коллегиального органа, действующих в интересах фонда, в соответствии со статьей 53.1 настоящего Кодекса возместить убытки, причиненные ими фонду.

4. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Чирков Сергей Александрович

Председатель Социального фонда России

Суслина Татьяна Анатольевна

Первый заместитель Председателя CФР

Петрова Наталия Владимировна

Заместитель Председателя CФР

Семенова Марина Александровна

Заместитель Председателя CФР

Чернышев Александр Владимирович

Заместитель Председателя CФР

Сидорова Наталья Сергеевна

Заместитель Председателя CФР

Чалов Андрей Владимирович

Заместитель Председателя CФР

Кожевников Александр Васильевич

Заместитель Председателя CФР

Омелай Ярослав Владимирович

заместитель Председателя CФР

Шолкин Андрей Анатольевич

Заместитель Председателя CФР

Поликашин Алексей Петрович

Заместитель Председателя CФР

Информация во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 №1521

Структура органов управления в фонде

Орган управления фонда — это лицо или совокупность лиц, уполномоченных в соответствии с законом, иными правовыми актами или учредительными документами осуществлять управление деятельностью фонда. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ  «О некоммерческих организациях» фондом принято считать «не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели».

Что означает формулировка «не имеющая членства» — все просто: после создания фонда, он может осуществлять свою деятельность и взаимодействовать с третьими лицами, будь то физические либо юридические, без приема их в члены. Лица, входящие в состав руководящих органов фонда при создании, осуществляют свою деятельность до тех пор, пока не примут решение о расширении или изменении своего состава. Состав, структура, порядок формирования и распределение полномочий органов управления определяются уставом фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

Содержание:

  • Органы управления фонда
  • Совет фонда
  • Попечительский совет фонда
  • Исполнительный орган фонда
  • Контроль деятельности фонда

Органы управления фонда

Для начала стоит сказать, что орган управления фонда – есть не что иное, как лицо либо совокупность лиц, которые в силу закона и учредительных документов осуществляют управление фондом. Важно понимать, что органы фонда не являются обособленными и самостоятельными субъектами гражданских правоотношений. Наоборот, фонд через свои органы принимает на себя гражданские права и несет обязанности. Структура, порядок формирования и состав органов управления определяется уставом фонда в полном соответствии с законами Российской Федерации.
В настоящий момент структура органов управления в фонде выглядит следующим образом: 

  1. Высший коллегиальный орган управления (например — Совет или Президиум фонда);
  2. Надзорный орган Попечительский совет фонда;
  3. Исполнительный орган фонда: единоличный (например – Президент, или Председатель)
  4. При желании исполнительный коллегиальный орган (например — Правление);
  5.  Контрольно-ревизионный орган — Ревизор фонда.

Совет фонда

Совет фонда (коллегиальный орган) – является высшим органом управления фонда. Совет фонда осуществляет общее руководство деятельностью фонда. Члены совета фонда могут получать вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей только в случае, если это предусмотрено уставом фонда. Совет фонда является высшим коллегиальным органом управления фонда, в основные задачи которого входит общее руководство деятельностью фонда. Оговоримся, что лица, входящие в Совет фонда, могут получать денежное вознаграждение за осуществление своих обязанностей, но только в том случае, если это прямо предусмотрено уставом данного фонда.

Структура и порядок формирования данного органа должны быть определены в уставе фонда. К примеру, на момент создания Совет фонда может состоять из учредителей или их представителей. Дальнейшие изменения состава совета фонда определяются самим советом фонда. Совет фонда выбирается на определенный срок, который также определен учредительным документом.
Заседание Совета фонда считается правомочным, если на нем присутствуют более 50% от его членов. Решения принимаются большинством голосов, а членами Совета фонда могут быть полностью дееспособные лица, достигшие возраста 18 лет. В компетенцию данного органа входят следующие вопросы:

  • Изменения устава фонда;
  • Определения приоритетных направлений деятельности фонда, принципов формирования и использования его имущества;
  • Образования исполнительных органов фонда и досрочного прекращение их полномочий;
  • Реорганизации фонда;
  • Участие в других организациях;
  • Утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
  • Утверждение финансового плана фонда и внесение в него изменений;
  • Создание филиалов и открытие представительств фонда;
  • Утверждение правил организации и осуществления внутреннего контроля, внесение в них изменений;
  • Утверждение пенсионных и страховых правил фонда, внесение в них изменений;
  • Иные вопросы, отведенные к компетенции Совета фонда уставом фонда.

Попечительский совет фонда

Органом, выполняющим надзорные функции и обеспечивающим общественный контроль за деятельностью фонда является попечительский совет фонда. Порядок формирования и полномочия попечительского совета определяются уставом фонда. Выполнение обязанностей членов попечительского совета – безвозмездно. В его сферу деятельности входит контрольно-надзорные функции за деятельностью фонда, в том числе обеспечение общественного контроля за осуществлением фондом своей деятельности в пределах целей, заложенных уставом, а также надзор за использованием средств фонда. Решения попечительского совета принимаются большинством голосов. Как правило, полномочия попечительского совета определены в уставе фонда, а затем могут быть конкретизированы и дополнены в положении о попечительском совете, которое принимает Совет фонда. На практике самыми распространенными полномочиями фонда являются:

  • Надзор за соблюдением фондом при осуществлении деятельности законодательства РФ, а также контроль за выполнением решений совета фонда;
  • Выработка предложений по внесению дополнений и изменений во внутренние положения фонда;
  • Регулярная проверка отчетности фонда о расходовании средств;
  • Другие функции, предусмотренные уставом или положением о попечительском совете фонда. 

Основной функцией ревизора является осуществление контроля финансово-хозяйственной деятельности фонда. Ревизор вправе требовать от должностных лиц фонда предоставления необходимой информации, документов или личных объяснений. 

Исполнительный орган фонда

Говоря про исполнительный орган, стоит отметить, что он создается для осуществления оперативного управления фондом. В свою очередь исполнительный орган может быть, как единоличным (Председатель/Президент/Директор), так и (при желании) коллегиальным (например, Правление). Его избирает Совет Фонда. К слову, осуществляя текущее руководство деятельностью фонда, подотчетен высшему органу управления, то есть Совету фонда.
Поскольку компетенция исполнительного органа определяется также учредительным документом и, при наличии, специальным положением об исполнительном органе, на практике она [компетенция] сводится ко всему тому, что не входит в исключительную компетенцию других органов управления фонда. Таким образом, будь то Президент фонда или Правление – к его функции обычно относится ведение текущих дел фонда, то есть осуществление текущего руководства деятельностью. Членами коллегиального исполнительного органа либо единоличным исполнительным органом может быть исключительно полностью дееспособное лицо, достигшее возраста 18 лет. 

Также не стоит забывать, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа – по закону является лицом, которое имеет право выступать от имени фонда без доверенности. Именно единоличный исполнительный орган фонда в лице, предположим, Президента, правомочно представлять интересы фонда в органах государственной власти, а также выступать от лица фонда при контактировании с контрагентами в гражданско-правовых отношениях. Как правило, иными полномочиями исполнительного органа фонда выступают:

  • Формирование организационной структуры фонда:
  • Утверждение штатного расписания;
  • Обеспечение выполнения решений Совета фонда;
  • Заключение трудовых договоров с сотрудниками фонда от лица фонда;
  • Издание в пределах своей компетенции приказов, распоряжений, обязательных для всех работников фонда;
  • Совершение в пределах своей компетенции гражданско-правовых сделок от имени фонда в рамках осуществления фондом своей деятельности;
  • Иные полномочия.

Контроль деятельности фонда

Наконец, контроль финансово-хозяйственной деятельности фонда возложена на ревизионный орган в лице Ревизора либо ревизионной комиссии. Данный орган управления независим и самостоятелен в своей деятельности от других органов, что в свою очередь позволяет ему при необходимости запросить у должностных лиц фонда предоставления необходимой информации, документов или личных объяснений. Так или иначе, основной задачей ревизионного органа в фонде является осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности фонда. Более того, к компетенции Ревизора в контексте его правомочий относят: 

  • Право потребовать внеочередного созыва Совета фонда;
  • Право проводить проверку учета всех финансовых поступлений в фонд, а также из фонда;
  • Право ходатайствовать о привлечении должностных лиц фонда, в случае если будет доказано, что их неправомерные действия нанесли ущерб имуществу фонда и самому фонду;
  • Право определять размер ущерба, нанесенного фонду неправомерными действиями должностных лиц фонда;
  • Право проводить частичную и полную ревизию всей финансовой деятельности фонда.

Как уже было сказано ранее, создание ревизионного органа предусмотрено уставом фонда, а в случае, если ревизионный орган присутствует в виде ревизионной комиссии, то, как правило, Председатель ревизионной комиссии назначает Совет фонда. Наконец, ревизионный орган в случае проведения той или иной проверки – докладывает о ее результатах Совету фонда. 

Таким образом, мы видим, что все органы управления фонда являются элементами взаимодействующей структуры, где каждый отдельный орган отвечает в своей сфере ответственности для соблюдения баланса внутри некоммерческой организации. Не стоит забывать, что фундаментальные вещи, касающиеся структуры органов управления фондом и их компетенция должны быть определены на момент первичной регистрации в уставе фонда, в последующем – можно дополнять спектр правомочий, путем принятия положений внутри фонда. Таким образом, специалисты Ресурсного Центра НКО считает, что написание качественного с точки зрения закона устава является ключевым фактором для успешного прохождения регистрации и дальнейшего осуществления деятельности. 


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК),
8 (812) 629-00-03 (СПБ),
8 (800) 100-60-71 (по России).

Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


Вам также может быть интересно:

  • Наименование фонда
  • Виды деятельности НКО

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

(введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Если иное не предусмотрено законом или иным правовым актом, к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся:

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества;

образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;

принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда, за исключением случаев, когда уставом фонда принятие решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов фонда;

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;

изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом;

одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.

Законом или уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда может быть отнесено принятие решений по иным вопросам.

2. Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление) или иной коллегиальный орган фонда, если законом или другим правовым актом указанные полномочия не отнесены к компетенции учредителя фонда.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

К компетенции единоличного исполнительного и (или) коллегиальных органов фонда относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Лица, уполномоченные выступать от имени фонда, обязаны по требованию членов его высшего коллегиального органа, действующих в интересах фонда, в соответствии со статьей 53.1 настоящего Кодекса возместить убытки, причиненные ими фонду.

4. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Чирков Сергей Александрович

Председатель Социального фонда России

Суслина Татьяна Анатольевна

Первый заместитель Председателя CФР

Кожевников Александр Васильевич

Заместитель Председателя CФР

Омелай Ярослав Владимирович

заместитель Председателя CФР

Петрова Наталия Владимировна

Заместитель Председателя CФР

Поликашин Алексей Петрович

Заместитель Председателя CФР

Семенова Марина Александровна

Заместитель Председателя CФР

Сидорова Наталья Сергеевна

Заместитель Председателя CФР

Чалов Андрей Владимирович

Заместитель Председателя CФР

Чернышев Александр Владимирович

Заместитель Председателя CФР

Шолкин Андрей Анатольевич

Заместитель Председателя CФР

Информация во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 №1521

Может ли генеральный директор благотворительного фонда являться членом высшего органа управления данного фонда?

Вопрос: Может ли генеральный директор, являющийся единоличным исполнительным органом благотворительного фонда, являться членом высшего органа управления данного фонда?

  Ответ: Генеральный директор благотворительного фонда может быть членом высшего органа управления данного фонда, если другие работники исполнительных органов благотворительного фонда не входят в состав высшего органа управления данного фонда.

  Обоснование: Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами (п. 1 ст. 28 Федерального закона N 7-ФЗ).
Особенности создания и деятельности фондов отдельных видов и управления ими могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах (п. 4 ст. 7 Федерального закона N 7-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» высшим органом управления благотворительной организацией является ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом благотворительной организации.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ в составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).
Согласно п. 2 ст. 123.19 Гражданского кодекса РФ высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление) или иной коллегиальный орган фонда, если законом или другим правовым актом указанные полномочия не отнесены к компетенции учредителя фонда.
Таким образом, исполнительными органами фонда являются единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.
В ст. 274 Трудового кодекса РФ установлено, что права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель (ч. 1 ст. 20 ТК РФ).
Таким образом, генеральный директор является работником организации и, соответственно, работником исполнительных органов фонда.
В связи с этим, если другие работники исполнительных органов благотворительного фонда не входят в состав высшего органа управления данного фонда, генеральный директор благотворительного фонда может быть членом высшего органа управления данного фонда.

Региональный информационный центр

08.08.2017

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Гражданское право — разделы » Юр. лица » Управление фондом

Управление фондом

Правовое положение, организационная структура, органы управления фондов.

Содержание

  • Фонд: понятие, особенности организационной формы
  • Высший коллегиальный орган фонда, вопросы его исключительной компетенции
  • Исполнительный орган управления фонда, его функции и компетенция
  • Понятие и полномочия попечительского совета фонда

Фонд: понятие, особенности организационной формы

Фондом в России признается структура, созданная для реализации не противоречащих закону социально значимых целей в сфере благотворительности, культуры, образования. Работа фондов, в зависимости от сферы деятельности, регламентирована отраслевым законодательством, например – 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Правовое положение, организационная структура, органы управления фондов описаны в пределах подпараграфа первого (ст.123.17-123.20) §7 «Некоммерческие унитарные организации» гл.4 Гражданского кодекса.

Признак «некоммерческие» подразумевает отсутствие у фонда правовых оснований для реализации деятельности, связанной с извлечением прибыли. Законодатель сделал некоторые попущения в отношении некоммерческих структур, в отдельных случаях позволяя им предоставлять платные услуги или осуществлять мероприятия, связанные с получением дохода, впоследствии направляемого на реализацию уставных целей. Для фондов запрет коммерческой деятельности является абсолютным.

Признак «унитарные» следует рассматривать в контексте ст. 65.1 ГК, действие которой распространяется также на некоммерческие структуры. Корпоративные организации функционируют на основе членства. Иными словами, их учредители автоматически признаются членами и формируют органы управления. Учредители унитарных организаций (в т. ч. – фондов) членства в созданных ими структурах не приобретают, в число руководящих органов не входят.

Это имеет ключевое значение для определения структуры органов фонда:

  • Во-первых, необходимо обеспечить учредителям контроль пожертвований, которые являются главным источником формирования доходов фонда, возможность эффективно контролировать расходование средств. Законодатель разрешил этот вопрос, предусмотрев для фондов такой надзорный орган как попечительский совет.
  • Во-вторых, необходимо предотвратить произвол, самоуправство и разного рода злоупотребления со стороны управленцев. Ввиду некоммерческого использования средств фонда проконтролировать эффективность вложений очень сложно. Проблема разрешена путем установления обязательной коллегиальности высших органов управления фондом. По задумке законодателя члены коллегиальных органов контролируют друг друга.

Высший коллегиальный орган фонда, вопросы его исключительной компетенции

Законодатель не дал названия высшему органу управления фонда, оставив этот вопрос на усмотрение учредителей.

Наибольшее распространение в правоприменительной практике получили такие наименования как «собрание» и «общее собрание». Ключевое требование к этому органу – коллегиальность. Оно отображено непосредственно в ст. 123.17, 123.19 ГК.

Общее собрание это зачастую многочисленный и «громоздкий» орган, который:

  • собирается единожды за оговоренный уставом период (например, раз в полугодие);
  • созывается по необходимости.

Законодатель применяет понятие «исключительная компетенция». Объем полномочий, которым высший коллегиальный орган обладает в силу ст.123.19 ГК, уставом может быть только расширен.

  • Общее собрание обладает статусными полномочиями. Прежде всего, оно устанавливает приоритетные сферы деятельности фонда и векторы расходования его средств. Последние должны соответствовать целям создания фонда, выписанным в уставе. При необходимости собрание вносит правки в устав или принимает документ в новой редакции.
  • Закон наделяет высший коллегиальный орган полномочиями определять источники доходов фонда. Думается, что реализовывать такие функции фонд может лишь условно. Дело в том, что члены собрания – наемные управленцы. Они не являются учредителями фонда или его финансовыми донорами. Обязывать кого-либо жертвовать средства и/или имущество в пользу фонда они, конечно, не вправе. Вместе с тем, фонд не имеет оснований отказывать в принятии пожертвований от любых заинтересованных в его деятельности лиц. Вместе с тем, общее собрание инициирует популяризацию деятельности фонда, сбор средств и т. п.
  • Высший коллегиальный орган образовывает все другие органы управления, определяет их персональный состав. Он же при необходимости прекращает деятельность должностных лиц таких органов досрочно.
  • Общее собрание утверждает годовые планы и отчеты о деятельности, составленные на основании бухгалтерской и финотчестности. Он также дает согласие исполнительному органу на совершение крупных гражданских сделок.
  • Коллегиальный орган не вправе инициировать создание или участие в действующих хозяйственных обществах. Впрочем, это полномочие может быть отнесено к компетенции иных органов. Собрание принимает решения о создании филиалов и территориальных представительств фонда.

Исполнительный орган управления фонда, его функции и компетенция

Организационное обеспечение текущей деятельности фонда ложится на исполнительный орган. Законодатель не предъявляет к составу исполнительных органов каких-либо требований, а также не устанавливает его названия.

Основываясь на предписаниях ГК и правоприменительной практике можно утверждать следующее:

  • Исполнительный орган фонда бывает коллегиальным и единоличным.
  • Есть возможность комбинирования: гендиректор/председатель + правление. Тогда значимые вопросы подведомственны коллегиальному, малозначимые – единоличному исполнительному органу.
  • В пределах коллегиального исполнительного органа крупных фондов могут функционировать отделения, сектора.

Исполнительный орган фонда по общему правилу избирается его высшим коллегиальным органом. Однако профильным законодательством о фондах отдельных видов, а также уставом фонда это полномочие может быть отнесено к прерогативам учредителей.

К компетенции исполнительного органа/органов фонда относится разрешение всех вопросов его функционирования и деятельности, кроме отнесенных к исключительной компетенции общего собрания или иного высшего коллегиального органа.

В пределах п.3 ст. 123.19 ГК законодатель ссылается на возможность возложения на члена исполнительного органа обязательства компенсировать убытки, причиненные фонду его неправомерными действиями/бездействием, ненадлежащим исполнением служебных обязанностей и т. п. Основания и порядок привлечения к ответственности должностных лиц исполнительных органов юридических лиц оговорен ст.53.1 ГК.

Понятие и полномочия попечительского совета фонда

Попечительский совет фонда – это контрольно-надзорный орган, необходимость существования которого обусловлена унитарностью фонда и отсутствием в его пределах членских отношений.

Учредители и финансовые доноры фонда не входят в состав его руководящих органов, поэтому контролировать и влиять на расходование средств они могут только косвенно:

  • избирая исполнительный орган (если предусмотрено уставом);
  • участвуя в работе попечительского совета.

Членами попечительского совета обычно выступают его учредители и благотворители, пожертвования которых формируют основу финансовой деятельности фонда.

Для обеспечения надлежащей прозрачности деятельности и улучшения имиджа фонда (способствует сбору средств) в попечительский совет зачастую приглашают представителей общественности, известных деятельней культуры, искусства. Это особо актуально для фондов с единственным учредителем.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет;
Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Срочный вопрос

Нужно ли где-либо регистрировать изменения в составе правления фонда?

Нужно ли где-либо регистрировать изменения в составе правления фонда? Или для вступления в силу достаточно просто решения предыдущего состава правления, оформленного соответствующим протоколом?

05.10.2021 00:06

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)

Органы управления в фонде поддержки педпринимательства

В нашем уставе фонда 2009г. высшим органом управления является попечительский совет. Надо ли вносить изменения в устав?

Владимир25.09.2021 14:40

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (1)

Инна02.11.2021 23:44

Добрый день, возможно ли существование фонда с учредителями (учредителем) выполняющими функции высшего коллегиального органа и попечительским советом

Добрый день!

Согласно ст. 123.19 ГК РФ (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/f319259fbcb27679c7b7a7dce939651050989d73/), Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Коллегиальный орган — это орган правления организации. Единоличным исполнительным органом  некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан. Попечительский совет в фонде создается из числа его учредителей или их представителей, а также иных лиц.

Если у вас возникнут трудности в решении данного вопроса, можете обратится в нашу компанию за консультацией.
Юридическая группа МИП — Москва
№1 в рейтинге адвокатов России — top-advokats.ru
Консультации проводят адвокаты с 20 летним опытом по скайпу или телефону
Телефон для записи +7 (499) 577-03-28

Куренкова Елена Владимировна

Куренкова Елена Владимировна03.11.2021 18:17

Ответы на вопросы по регистрации фонда

Нужно ли формировать высший коллегиальный орган в фонде?

До осени 2014 года высший коллегиальный орган был нужен только для благотворительных фондов. В настоящее время данный орган должен быть у любого фонда в соответствии с гражданским кодексом. Поэтому данный орган должен быть сформирован обязательно. Важно, не называйте данный орган Правлением. Дело в том, что п.2 ст.123.19 данное название закреплено за коллегиальным исполнительным органом. Можете назвать его например Советом или Президиумом.

Может ли высший коллегиальный орган фонда назначен после государственной регистрации?

Решение о создании юридического лица наряду с иными требования должно содержать сведения об образовании органов управления. Высший коллегиальный орган является органом управления. Поэтому формировать его нужно на момент государственной регистрации.

Зачем нужен Попечительский совет фонда и можно ли его сформировать после государственной регистрации фонда?

Попечительский совет является надзорным органом, осуществляет контроль за деятельностью и расходованием средств фонда. Попечительский совет может быть инициатором внесения изменений в устав фонда и даже его ликвидации. Хотя многие не придают данному органу особого значения, попечительский совет может серьезно осложнить фонду жизнь. Формирование данного органа является обязательным для такой формы собственности как фонд. Я рекомендую формировать его до государственной регистрации. В сети встречал примеры успешной регистрации без данного органа в решении о создании фонда. Я бы так рисковать не стал, т.к. попечительский совет все же является полноценным органом фонда. И не факт, что инспектор, который будет проверять ваши документы, пропустит их в таком виде. В любом случае Вам его придется сформировать, фонд не может осуществлять деятельность без данного органа, так почему это не сделать на момент регистрации?

Каким образом учредитель может осуществлять контроль над фондом?

В связи с тем, что управляет фондом высший коллегиальным орган, учредитель (ли) могут не составлять его большинство. Поэтому не всегда могут повлиять на его решения. Если Вам нужен полный контроль, в гражданском кодексе предусмотрена такая возможность. Реализовать ее можно, если к компетенции учредителя отнести изменение устава и избрание единолично исполнительного органа фонда. Таким образом учредитель способен полностью изменить структуру управления, например сделать высшим коллегиальным органом управления — учредителей. Таким образом третьи лица из него будут исключены. В случае, если учредитель в фонде только один, перед изменением устава, он может принять в качестве еще одного учредителя своего «союзника». Надеюсь у Вас все хорошо в плане управления и все разногласия Вы урегулируете с помощью переговоров и не доводите до крайностей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по топологии от william vaughan
  • Руководство эксплуатации дэс 100
  • Нпп геофизика космос руководство
  • Руководство по эксплуатации снегохода буран 640 скачать
  • Мануал для кавасаки vn800