Выделите основные задачи которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно ролевыми играми

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21 ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

 «ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК»

Тема: «Формы и методы сюжетно-ролевой игры и роль воспитателя в проведении игры»

                                                       Воспитатель:

Дзюба Лариса Владимировна

воспитатель СП «Детский сад «Терем-теремок»

г.о. Новокуйбышевск

2020

Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.
В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.
В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.
   В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

Актуальность.

Качественно новые социальные требования к системе образования в целом предполагают, что «… развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные… люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора… способные к сотрудничеству… » Вышеперечисленные качества современной личности формируются далеко не во «взрослой жизни». Как известно, фундамент мировоззрения, характера, привычек закладывается у человека с раннего возраста. Поэтому сегодня «развивающееся общество» особенное внимание уделяет системе образования в целом и дошкольному образованию в частности.   Весь педагогический процесс в условиях дошкольного учреждения строится на игровой деятельности. Так как игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста.

        Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения.

Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, и в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.

Цель — не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно ролевыми играми:

1. Развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

2. Использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Компоненты сюжетно-ролевой игры

Сюжет игры — это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.

Содержание игры — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.

Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии. Роль является основным стержнем сюжетно — ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Предпосылки сюжетно-ролевой игры:

Первый этап — ознакомительная игра, Взрослый организует предметно- игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы.

Второй этап — отобразительная игра. Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта.

Третий этап сюжетно-отобразительная игра. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.

Основными особенностями сюжетно ролевой игры являются:

1. Социальный мотив игры.

2. Соблюдение правил.

3. В сюжетно — ролевой игре идет эмоциональное развитие.

4. В ходе сюжетно — ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

5. Развитие воображения и творчества.

6. Развитие речи.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило носит коллективный характер. Наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевой игры.

Виды сюжетно — ролевых игр:

1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения».

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей: (магазин, больница, школа, почта, парикмахерская и т. д.)

3. Игры на героически — патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле — и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов и др.).

5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах – и за куклу и за себя, направляя все действие. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни.

Уровни развития сюжетно — ролевой игры:

I уровень. Действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. II уровень.  В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному.

III уровень.  Выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношений с другим участником игры. Выполнение действий, связанных с отношением к другим людям.

Приемы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы:

— Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

— Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.).  Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой.                                                                         Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры:

— исполнение воспитателем главной роли;                                                                                    — индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль;                                                                                                    

 — внесение образных игрушек;                                                                                                

  — прием параллельной игры;                                                                                                    

 — прием ролевой игры с продолжением;                                                                                        

  — активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни;                                                    

 — игра в телефон; обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;                         — разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций;                                                

 — игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») участие воспитателя в игре (главная роль); — использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера);                                                  — внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;                                         — создание разновозрастных игровых триад.

Основные моменты методики применения сюжетно — ролевой игры:

1. Выбор игры. Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Каждая игра выполняет специфичные функции, поэтому педагог должен отчетливо представлять ее реальные возможности.

2. Педагогическая разработка плана игры. Педагогическая разработка плана игры. Начальный этап педагогического конструирования длительной игры наметки ее сюжета, определения игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием.

Приступая к разработке плана организации игровой деятельности  учитывайте интересы детей, уровень развития игровых действий, способности развивать сюжет и др. Продумайте и опишите содержание игры. Спланируйте возможные направления развития сюжета. Определите игровые правила. Подготовьте все необходимые атрибуты для игры. Организуйте игровую среду. Создайте игровую ситуацию для возникновения игрового замысла детей. Организуйте ситуацию распределения ролей между детьми.

3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. План игры, который разрабатывает воспитатель, может предлагаться детям старшей и подготовительной группы. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

4. Создание воображаемой ситуации. Это важнейшая основа начала сюжетно-ролевой игры. Педагогу очень важно помочь ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла ему радость творчества.

5. Распределение ролей. При распределение ролей в длительной сюжетно-ролевой игре воспитатель руководствуется теми же общепедагогическими положениями, что и в развернутой творческой игре: он стремиться удовлетворять игровые потребности детей, то есть каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.

6. Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация. Для этого можно использовать некоторые методические приемы. Например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода.

7. Сохранение игровой ситуации.

Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса

1) Взрослый организатор игры обязан задавать тон обращения с играющими детьми, употреблять условную терминологию

2) Педагог по возможности должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива

3) Все меры педагогического воздействия на детей педагог должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.

4) В ходе длительной сюжетно-ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры

5) Можно организовать коллективные соревнования между небольшими группами играющего коллектива

8. Завершение игр.

Педагог, разрабатывая план игры, должен наметить предлагаемую концовку, чтобы сохранить острое эмоциональное состояние и желание.

Следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.

       Идеальный детский сад – это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в разных видах деятельности.

      С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, мы – педагоги должны максимально насытить жизнь игрой и эмоциональными событиями. В современной жизни при отсутствии возможности передавать игровой опыт от старших детей младшим (а так же от родителей детям) единственным носителем игровой культуры является воспитатель, способный увлечь детей темой игры, помочь овладеть игровой деятельностью во всей ее многогранности.

В игре между собой взаимосвязываются все образовательные области. Наиболее эффективной формой с внедрением ФГОС является форма тематических недель. С целью обогащения знаний детей по теме сюжетно- ролевой и режиссерской игр должна проводиться НОД, включающая в себя беседы, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстративного материала, обсуждение видео презентаций.

Очень важен подбор художественной литературы, в которой есть диалоги действующих лиц с использованием профессиональной лексики.

Так же должна осуществляться разнообразная продуктивная деятельность (самостоятельная и совместная с воспитателем) по изготовлению атрибутов, игровых модулей, макетов по теме игры. Такая форма деятельности активизирует диалогическую речь, коммуникативные навыки развития творчества.

 Для более успешного проведения игры желательно планировать в плане эпизоды (блоки – сюжеты) запланированной игры. Где воспитатель выступает то равноправным партнером, то лидером, демонстрирующим более сложные способы игровой деятельности.

Режиссерские и сюжетно-ролевые игры длительные повремени игры. Поэтому при организации жизни детей в возрастных группах нужно учитывать:

 — проведение режимных моментов, прогулок и НОД по физической культуре не меняется

 — НОД и II-ая половина дня отводятся для игровой и тематически связанной с ней продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, чтение соответствующей художественной литературы

 — Образовательные задачи на всех этапах должны решаться в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности дошкольников.

    Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений – одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей.

Как и для сюжетной игры, материал для игры с правилами должен быть типизирован и подобран с учетом культурных форм игры с правилами.

Рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры.

1.Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста — это игра.

2.Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста.

 3.Выполняйте требования СанПин о режиме дня.

 4.Планирование организуйте так, что бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа.

5.Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры.

6.Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.

7.Обагащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве.

8.Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике.

9.Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воспитателем, а в конце средней группы — в совместной игре со сверстниками.

10.Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

11.Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть».

 12.В игре ориентируйте ребенка на сверстника, втягивайте ненавязчиво нескольких детей.

Роль воспитателя в сюжетно- ролевой игре.

Успех воспитания ребёнка в игре достигается прежде всего кропотливой, повседневной работой педагога и во многом зависит от его личных качеств. Роль воспитателя в игре бывает различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т. д. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативы и самостоятельности, влияет на содержание игр, создаёт условия для их развёртывания, для развития детской изобразительности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребёнка, его интересы, желания, индивидуальные особенности, следит за его переживаниями, с тем чтобы найти правильные пути и средства воспитания.  

Организация игры в старшей и подготовительной группах

Задачи: Овладение новым, более сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением (игра — фантазирование).

Роль педагога (в ходе игры второстепенная)

— Учитывает дружеские привязанности между детьми при организации совместных игр. — Объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом, развивает умение договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность. — Включает в игру застенчивых детей способствует ролевой социализации мальчиков и девочек в игре.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

Вывод.

Итак, игра занимает важное место в организации жизни детей. Игры повторяются ежедневно, на «их плечах» в благоприятных условия растет и крепнет детский коллектив, с присущим ему разнообразием интересов, радостью общения, навыками общественной жизни. В играх ясно виден уровень общественного воспитания, моральные качества, навыки поведения в обществе детей, уровень их интересов.

Процесс игры у дошкольников требует включения воспитателя, но с разными целями, на разных уровнях развития отношений между детьми. Когда воспитатель входит в центр детской жизни – в круг отношений, которые складываются между детьми, то ему легко ориентироваться в организации игры. Отсюда следует вывод о необходимости владеть мастерством руководства игрой в такой мере, чтобы быть готовым в любой момент показать детям игру, проиграть ее с ними, оценить их достижения в овладении правилами и еще небольшой, но все же существующей техникой игры. Для ребенка овладение новой игрой означает получение нового опыта. Когда дети овладеют игрой, тогда мы скажем: «Теперь вы уже умеете играть сами». Взрослый в роли ценителя и советчика выступает тем чаще, чем больше у него контакта с детьми. Высказывать оценку следует дружески, избегая тона наставления, приказа. Дайте детству состояться! Дайте детству наиграться!            

Литература:

1. Белая К.Ю. О нетрадиционных формах работы // Дошкольное воспитание – 1990 – №2-13-17с.

2. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М., 1981.

3.  Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М., 1983-211с.

4.  Игрушки и пособия для детского сада. /Под ред. В.М. Изгаршевой. –М.: Просвещение, 1987 – 174с

 5. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. / Под ред. С.А. Новоселовой. – М., 1989-121.

 6.  Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Под ред. Н.Я. Михайленко. – М., 1978-327.

  7. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка.- М.: Просвещение, 1980-64с

8. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2000-405.

9.  Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1976-327.

Составитель:

Сомова Светлана Александровна

воспитатель МБДОУ » ДС КВ » Золотой ключик» г.Тарко-Сале

ЯНАО Пуровский район

Игра дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов.

Многие отечественные и зарубежные психологи считали, что никто не разовьёт творческие способности ребёнка лучше, чем он сам. Поэтому, прежде всего, ребёнку нужно создать условия для спонтанной творческой игры.

Можно выделить основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно — ролевыми играми:

1)развитие игры, как деятельности;

2)использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Развитие игры как отдельной деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь.

Чем организованнее игра, тем выше её воспитательное воздействие. Признаками хорошей игры являются: умение играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать желание и интересы своих товарищей, помогать друг другу при затруднениях.

Игра также может быть источником формирования и отрицательного опыта, когда одни и те же дети выступают как организаторы, берут себе главные роли, подавляя самостоятельность и инициативу других.

Немаловажным для развития сюжетно — ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.

Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учётом ближайшей перспективы их развития. Для детей младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игры в семью, детский сад и пр. В группах среднего и старшего возраста подбор игрушек должен обеспечивать развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления. При подборе игрушек воспитателю следует принимать во внимание и характер тех требований, которые предъявляют к игрушке дети данного возраста.

Организуя хранение игрушек, воспитатель должен учитывать развитие игровой деятельности. В младших группах наиболее целесообразно хранить игрушки так, чтобы они находились в поле зрения ребёнка — в игровых центрах: так как игрушка стимулирует игровой замысел малыша, соответственно она должна быть видна и доступна.

В средних и старших группах такой необходимости нет, так как дети в подборе игрушек идут от замысла игры. Но дети обязательно должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения и поддерживать соответствующий порядок.

В старших группах игрушки могут быть скомплектованы по темам (например, для игры в больницу, почту, путешествие, космонавтов, и т.д.) Наличие таких готовых комплектов, состоящих из самых необходимых игрушек, позволяет детям быстрее развернуть игру, подобрать дополнительные игровые материалы. Такой набор игрушек должен составляться воспитателем совместно с детьми по мере развития игры, а не даваться детям только в готовом виде. Дети совместно с воспитателем могут изготавливать сами игрушки — самоделки (например, для игры в аптеку слепить из пластилина таблетки, витамины, а для игры в почту – на занятиях аппликацией — поздравительные открытки.)

Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в игре: кто с кем любит играть, какова нравственная основа этих объединений, их устойчивость, характер отношений в игре и т.д. Наблюдая за играми, воспитатель оценивает степень развития самостоятельности и самоорганизации детей в игре, их умение договориться, создать игровую обстановку, справедливо разрешить возникающие конфликты и пр.

В отечественной дошкольной педагогике вопросом руководства детскими играми занимались Р.И. Жуковская, В.П. Залогина, Н.Я Михайленко и другие. Они считали, что используемые воспитателями приёмы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приёмы косвенного воздействия и приёмы прямого руководства.

Косвенное руководство игрой осуществляется путём обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т.д., т.е без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры.

Одним из приёмов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки ещё до начала игры. Этот приём используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже имеющейся.

Прямые приёмы руководства (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры и т.д.) дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих. Не стоит забывать о том, что основное условие использования этих приёмов – сохранение и развитие самостоятельности детей в игре. В концепции Н.Я Михайленко о формировании сюжетной игры в дошкольном детстве говорится, что развитие самостоятельности игры детей происходит гораздо быстрее, если воспитатель целенаправленно руководит ею, формируя специфические игровые умения на протяжении всего дошкольного детства.

Н.Я. Михайленко выделяет 3 этапа формирования сюжетной игры.

На первом этапе (1,5 – 3 года) – педагог, развёртывая игру, делает акцент на игровом действии с игрушками и предметами- заместителями, создаёт ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществлению условных действий с предметом.

На втором этапе (3года – 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развёртывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить , если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог).

На третьем этапе (5 – 7лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру – придумывание, протекающую чисто в речевом плане, основное содержание которой – придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.

По мнению Н.Я. Михайленко, особенность процесса формирования игровых умений заключаются в том, что взрослый здесь не педагог, а равный партнёр: он как бы занимает позицию ребёнка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры.

Рассмотрим основные моменты методики применения сюжетно- ролевой игры.

1.Выбор игры.

Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Каждая игра выполняет специфические функции, поэтому педагог должен отчётливо представлять её реальные возможности.

Элементы творческой игры и игровая форма деятельности могут быть кратковременными или длительными.

Кратковременно функционирующая игра выполняет лишь роль стимула в преодолении ребёнком определённых трудностей. Воспитательные функции в такой игре в некоторой мере ограничены; нередко после эмоционального подъёма наступает спад общего настроения. Это происходит в тех случаях, когда у детей не возникло потребности выполнять серьёзную деятельность. Игра при этом выполняет лишь роль эмоционального стимула.

Элементы игры, игровая форма в длительной игре выполняют функции упражнений в организации коллективной деятельности детей (например, игра «Мойдодыр» требует от детей постоянной чистоты и опрятности)

2.Педагогическая разработка плана игры.

Начальный этап педагогического конструирования длительной игры – наметки её сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием. Самая большая трудность разработки длительной игры заключается в том, чтобы увлечь детей игрой в предлагаемом варианте. Младшие дети слабо представляют, как можно играть в космонавтов не на космодроме, а в группе, в моряков — не на речке, а в комнате. Поэтому при разработке длительной игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребёнка. Также важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации, которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.

3.Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

План игры, который разрабатывает воспитатель, может предлагаться детям старшей и подготовительной группы. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

4.Создание воображаемой ситуации.

Дошкольники всегда начинают сюжетно – ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья – поезд, кустарники – граница, брёвна – корабль и т.п. Создание воображаемой ситуации – важнейшая основа начала творческой сюжетно – ролевой игры. Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к реальным. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным.

5. Распределение ролей.

При распределении ролей в длительной сюжетно – ролевой игре, воспитатель руководствуется теми же общепедагогическими положениями, что и в развёрнутой творческой игре: он стремится удовлетворять игровые потребности детей, т.е. каждому даёт желаемую роль, предлагает очерёдность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребёнка в коллективе через игровую роль.

6.Начало игры.

Для того, чтобы смогла развернуться длительная игра, связанная с выполнением повседневных обязанностей дошкольников, важно позаботиться о создании интересной игровой ситуации. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация. Например, подготовить группу к разыгрыванию игрового эпизода.

7. Сохранение игровой ситуации.

В развёрнутой сюжетно — ролевой игре игровой сюжет естественно и непринуждённо развивают сами играющие дети. В длительной игре, организованной педагогом, возможности свободного творчества ограничены рамками тех повседневных обязанностей, которые постоянно выполняет дошкольник.

Условия сохранения у детей интереса к игре:

1)Взрослый организатор игры обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх – чёткость и лаконизм команд, требование ответа: «Есть, товарищ командир!», рапорт о выполненном поручении).

2)Чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний, педагог должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива.

3)Все меры педагогического воздействия на детей – требования, поощрения, наказания – педагог должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.

4)В ходе длительной сюжетно – ролевой игры целесообразно включать развёрнутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами. Это позволяет внести в длительную игру атмосферу свободного игрового творчества и укрепить воображаемую ситуацию игры.

5)В процессе длительной сюжетно – ролевой игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива. Условия соревнования и подведение итогов разрабатываются в игровом ключе.

Соблюдение перечисленных условий позволит педагогу сохранить эмоционально привлекательную для детей игровую ситуацию на продолжительное время.

8. Завершение игры.

Игра всегда рассчитана педагогом на определённый промежуток времени, в течение которого дети упражняются в выполнении воспитываемых форм поведения. Если игра проходит интересно, захватывая детей волнующими переживаниями, завершение игры, как правило, вызывает у них большое огорчение.

Необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива всё лучшее, что принесла с собой игра.

Вывод:

Планируя работу по руководству сюжетно – ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащения содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений. Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и её управлению, а не деятельность детей в игре.

Для повышения воспитательной эффективности сюжетно – ролевых игр необходима относительная длительность их проведения на идентичные сюжеты. В таком случае игры выполняют функции упражнений в решении конкретных воспитательных задач, оказывая на детей комплексное воспитательное воздействие.

Использованная литература: Краснощёкова Н.В. Сюжетно ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Изд. 8 – е. – Ростов — на — Дону: Феникс, 2014.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005836

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Психолого-педагогические
исследования детской игры показывают,
что сюжетная игра, как любая деятельность,
не возникает у ребенка спонтанно, а
передается другими людьми, которые уже
владеют ею. Сегодня в педагогической
теории и практике все чаще отмечается,
что игра детей в ДОУ не достигает должного
уровня, а следовательно, не выполняет
присущих ей функций. Игра уходит из
жизни дошкольников, ее место занимают
познавательная, художественно-эстетическая
деятельность. Такой факт является
следствием целого ряда причин. Общепринятым
стало утверждение “Необходимо учить
детей играть”. Однако специальных
занятий для этого в режиме дня ДОУ не
предусмотрено. Поэтому педагог часто
учит детей играть: задает тему, строит
игру, распределяет роли, развивает
сюжет, оценивает действия детей. Таким
образом, самостоятельность, инициатива
и творчество детей вытесняются слишком
прямым воздействием взрослого. В группе
появляется четко подобранный для каждой
игры комплект атрибутов, обыгранный с
педагогом сценарий, дети воспроизводят
его, внося лишь небольшие коррективы.
Такие игры перестают вызывать интерес
у детей. Кроме того, педагоги, из года в
год предлагая детям темы игр, часто не
учитывают интересы, культуру ребенка,
которые меняются со временем.

Жизнь
современного ребенка многообразна,
наполнена различными впечатлениями,
которые он с удовольствием отражает в
игре при отсутствии слишком жесткого
руководства со стороны педагога. Многими
исследователями детской игры критикуется
ложное, по их мнению, понятие “коллективный
характер игры”, когда все дети должны
играть одновременно в одну игру. Эту
установку на коллективный характер
игры важно понимать как добровольное
объединение детей в интересной для
каждого деятельности. В других ситуациях
индивидуализация педагогического
процесса реализуется в соответствии с
самостоятельным выбором видов активности
детьми в свободное время.

Естественнее
всего ребенок входит в игру, втягиваясь
в мир играющих детей. Это происходит
при вхождении ребенка в разновозрастную
группу детей, обладающих разным игровым
опытом. В такой среде ребенок постепенно
накапливает собственный опыт в плане
игровых умений, тем игры и уже сам
становится носителем игры для младших
детей. Разновозрастные группы в ДОУ
встречаются редко, дети разного возраста
чаще разобщены. В этом случае педагог
должен заменить дошкольнику недостающий
разновозрастной детский коллектив,
помочь ребенку овладевать игровыми
умениями.

Н.Я.
Михайленко, Н.А. Короткова в этой связи
пишут: “Для того чтобы осуществить
адекватные педагогические воздействия
по отношению к сюжетной игре детей,
необходимо хорошо понимать ее специфику,
иметь представление о ее развивающем
значении, о том, какой она должна быть
на каждом возрастном этапе, а также
уметь играть соответствующим образом
с детьми разных дошкольных возрастов”
(17; с. 80).

Сюжетная
игра схематично строится как цепочка
условных действий с предметами; в более
сложном виде – цепочка специфических
ролевых взаимодействий, а в еще более
сложном – последовательность разнообразных
событий. Такое усложнение игровой
деятельности возможно при наличии у
детей соответствующих игровых умений.
Следовательно, чем полнее в деятельности
ребенка представлены все способы
построения игры, чем шире репертуар
игровых умений, тем разнообразнее может
быть предлагаемое детям содержание,
тем больше возможностей для детской
самореализации.

В
качестве основного критерия оценки
уровня игровой деятельности дошкольников
авторы теории считают уровень развития
игровых умений, преобладающий способ
построения игры, возможность комбинировать
эти способы, умение ребенка в зависимости
от замысла включать в игру условные
действия с предметами, ролевые диалоги,
комбинировать разные события.

Целью
педагогических воздействий по отношению
к игре должна быть не коллективная
проработка знаний, а формирование
игровых умений, обеспечивающих
самостоятельную творческую игру детей,
в которой они реализуют разнообразные
представления, вступают во взаимодействие
со сверстниками в небольших игровых
объединениях (17; с. 11).

Н.Я.
Михайленко, Н. А. Короткова сформулировали
принципы организации сюжетной игры в
ДОУ. Выделим эти принципы.

Принципы
организации сюжетно- ролевой игры в ДОУ

1.
Воспитатель должен играть вместе с
детьми. При этом он занимает позицию
умеющего интересно играть эмоционального
партнера, с которым ребенок чувствует
себя на равных, ощущает себя вне оценок,
проявляет инициативу.

2.
Воспитатель должен играть с детьми на
протяжении всего дошкольного детства,
но на каждом этапе следует развертывать
игру таким образом, чтобы дети сразу
открывали и усваивали новый, более
сложный способ ее построения.

3.
Начиная с раннего возраста и далее на
каждом этапе дошкольного детства
необходимо при формировании игровых
умений одновременно ориентировать
ребенка как на осуществление игрового
действия, так и на пояснение его смысла
партнерам – взрослому или сверстнику.

4.
На каждом возрастном этапе педагогический
процесс организации игры должен носить
двучастный характер, включая моменты
формирования игровых умений в совместной
игре воспитателя с детьми и создание
условий для самостоятельной детской
игры.

Коротко
осветим основные методические рекомендации
к развитию сюжетно-ролевых игр дошкольников
на разных возрастных этапах.

Первая
младшая группа.
 Педагог
в первом полугодии решает задачи
формирования у детей условных действий
с сюжетными игрушками и предметами-заместителями,
элементарного предметно-игрового
взаимодействия ребенка со сверстником,
включая одного-двух детей в игру со
взрослым, организуя групповые игры,
требующие от всех участников однотипных
условных игровых действий.

Во
втором полугодии деятельность педагога
направлена на формирование у детей
умения выстраивать в игре смысловые
цепочки из 2-3 игровых действий с сюжетными
игрушками, предметами-заместителями и
воображаемыми предметами. Средством
формирования является совместная игра
воспитателя с детьми, в которой он
разворачивает двухфазные, а затем и
более сложные сюжеты.

Таким
образом, уже на первом этапе организации
игры носят двучастный характер: совместная
игра взрослого с детьми сочетается с
самостоятельной игрой самих детей, в
которой они воплощают приобретенные
игровые умения.

Во
второй младшей группе
 ребенок
способен овладеть ролью. Ролевое
поведение охватывает диапазон от
ролевого подражания до осознанного
оперирования ролью, включения ее в
разнообразные связи и отношения. Освоение
ролевого поведения складывается из
умения принять на себя игровую роль и
обозначить ее для партнера. Овладение
ролью складывается из умений осуществлять
условные предметные действия, разворачивать
ролевой диалог, по ходу игры изменять
ролевое поведение исходя из роли
партнера, менять игровую роль в зависимости
от развертывающегося сюжета. Эти умения
формируются постепенно. Для детей
четырех лет достаточно уметь принимать
и обозначать игровую роль, реализовывать
специфические игровые действия,
направленные на партнера-игрушку,
осуществлять парное ролевое взаимодействие,
элементарный ролевой диалог со
сверстником.

Задача
педагога – построить совместную игру
с ними так, чтобы центром стало ролевое
поведение. Внимание ребенка важно
перевести от действий с игрушками на
взаимодействие с партнером-взрослым.
Ребенок вступает в инициированный
взрослым ролевой диалог, приобретает
опыт выполнения и развития разных ролей.
Выделяются независимые (строитель,
шофер, космонавт, пожарный) и
взаимодополнительные (врач, медсестра,
больной) роли. Для формирования ролевого
поведения педагог начинает игру с
детьми, используя взаимодополнительные
роли, понятные детям. Парные
взаимодополнительные роли ставят детей
перед необходимостью строить ролевой
диалог для разворачивания сюжета.
Сначала ведущую роль в паре партнеров
выполняет педагог, а затем уступает ее
другому ребенку и ориентирует детей
друг на друга. Роли инициируются разные
– от самых простых (мама – дочь) до любых
социальных ролей и сказочных персонажей.
Игра может быть начата ребенком, педагог
“угадывает”, что делает ребенок,
подключается к игре, действует внутри
нее, корректно разворачивает ролевое
взаимодействие с опорой на личные
интересы дошкольника. С позиции своей
роли педагог вопросами и репликами
активизирует речь детей. Для акцентирования
внимания на диалоге в игре используется
минимальное количество игрушек. Создать
разговорные ситуации педагог может в
играх типа “телефонный разговор”, где
воспитатель участвует в диалоге и может
подсказывать содержание ответов. Так
же эффективно использовать игры-импровизации
по известным сказкам типа “Колобок”,
“Репка”.

Таким
образом, воспитатель играет вместе с
детьми, он разворачивает игру таким
образом, чтобы вызывать у детей ролевое
поведение. Для этого используются сюжеты
с парными ролевыми связями и ролевой
диалог. Ролевое поведение ребенка
ориентировано на партнера (сначала на
взрослого, а затем на сверстника).

Средняя
группа.
 Задача
воспитателя на этом этапе – перевести
детей к более сложному ролевому поведению
в игре, формировать умение изменять
свое ролевое поведение в соответствии
с разными ролями партнеров, менять
игровую роль и обозначать новую роль
для партнеров в ходе игры.

Это
возможно при соблюдении воспитателем
двух условий: использования многоперсонажных
сюжетов с определенной ролевой структурой,
где одна из ролей включена в непосредственные
связи со всеми остальными; отказа от
однозначного соответствия числа ролей
количеству участников игры, персонажей
в сюжете должно быть больше, чем
участников.

В
практике развития игры в возрастной
группе педагог любую тему игры раскладывает
в виде “куста” ролей, где одна основная
(капитан) и несколько сопутствующих ей
по смыслу (пассажир, матрос, водолаз).
Таким образом получается развертка
темы в ролях (поездка на пароходе). Сюжет
в этом случае раскрывается постепенно:
основная роль и каждая дополнительная
по очереди (капитан и матрос, капитан и
пассажир, капитан и водолаз). Основная
роль разворачивается для выполняющего
ее ребенка в многообразии различных
связей. Играя с детьми, важно предоставить
возможность каждому выполнять основную
и сопутствующие роли для приобретения
опыта ролевого взаимодействия. При этом
предполагаемых ролей в игре должно быть
больше, чем играющих детей, чтобы дети
учились менять роли, тип поведения и
взаимодействия по ходу игры. Сюжет также
не должен быть продуман заранее, он
развивается в процессе игры. Для детей
пятого года жизни достаточно 2–3
дополнительных ролей (продавец –
основная; дополнительные – покупатель,
директор магазина, шофер, привозящий
продукты). Для игр могут быть использованы
сказочные сюжеты, где главный герой
встречается последовательно с каждым
из сказочных персонажей (Золушка –
мачеха, фея, принц). Далее можно к концу
игры подключить вторую роль, такую же
как основная. Общение одинаковых
персонажей позволяет расширить опыт
каждого ребенка, еще раз увидеть связи
и взаимоотношения ролей.

Педагог
на этом этапе развития сюжетно-ролевой
игры вступает со многими детьми в ролевое
взаимодействие, активизирует ролевой
диалог, “замыкает” детей на ролевом
взаимодействии друг с другом. Игра носит
характер свободной импровизации. Игра
воспитателя с каждым из детей и
микрогруппами стимулирует гибкое
ролевое поведение и смену роли, дает
существенные сдвиги в самостоятельной
игре детей. В игре ребенок не только
согласованно взаимодействует со
сверстниками, но и моделирует ролевой
диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым
партнером. Дети широко и творчески
используют актуализированные игровые
роли, выполняют условные действия с
игрушками и предметами-заместителями.

Старший
дошкольный возраст.
 В этот
период усиливается стремление ребенка
играть вместе со сверстниками, каждый
из детей стремится воплотить свой
достаточно сложный замысел. Вместе с
тем у детей увеличивается объем знаний
об окружающем, определяются интересы
к разным сторонам жизни. Для построения
игр нового уровня детей необходимо
научить более сложному построению игры
– способу совместного сюжетосложения.
Сюжетосложение включает:

– умение
ребенка выстраивать новые последовательности
событий, охватывающие разнообразное
тематическое содержание;

– быть
ориентированным на партнеров-сверстников;

– обозначать
свои дальнейшие замыслы для партеров,
прислушиваться к их мнению;

– умение
комбинировать предложенные самим
ребенком и партнерами по игре события
в общем сюжете в процессе игры.

Совместная
игра со взрослым по-прежнему является
ведущим методом на первом этапе освоения
сюжетосложения. Однако меняется форма
взаимодействия. Овладевать сюжетосложением
Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова предлагают
посредством метода “игра-придумывание”,
протекающего в чисто словесном плане.
В игре-придумывании взрослый ненавязчиво
может стимулировать детей к комбинированию
и согласованию различных сюжетных
событий. При этом придумывание
осуществляется без участия игровых
атрибутов. Такая игра для дошкольников
доступна только совместно со взрослым.
В самостоятельной игре дети возвращаются
к игрушкам, но полученные умения по
придумыванию сюжетных линий помогают
им полно и согласованно реализовывать
свои игровые замыслы.

Совместное
придумывание рекомендуется начинать
с частичного изменения уже известных
сюжетов. Постепенно воспитатель переводит
детей к более сложным преобразованиям
знакомого сюжета. А затем – к совместному
придумыванию нового.

Для
такой работы лучше всего подходят сюжеты
известных сказок. Остается общая
смысловая канва событий, меняются лишь
конкретные условия действий персонажей.
Все сказки имеют достаточно четкую
схему:

– обнаруживается
желание иметь какой-то предмет, за
которым отправляется главный герой;

– герой
встречается с обладателем волшебного
средства и для его получения проходит
испытание;

– герой
получает волшебное средство, при помощи
которого достается желаемый объект;

– герой
обнаруживает противника, в руках которого
находится искомый объект, и проходит
основное испытание (сражается с
противником);

– герой
побеждает противника и получает искомый
объект;

– герой
возвращается домой и получает заслуженную
награду.

Рассмотрим
организацию сюжетно-ролевой игры на
примере сказки “Иван-царевич и серый
волк”. Иван-царевич может отправиться
не за жар-птицей, а за новогодней елкой,
встретить на пути не серого волка, а
фею, получить не волшебный клубочек, а
мышку-проводника. С помощью волшебной
мышки он попадает в Страну елок. Елки
охраняет великан, с которым надо
сразиться. Одолев врага, герой забирает
самую красивую елку и возвращается
домой. В награду он получает праздник
в царстве, новую летающую машину и т.д.
При преобразовании сказки используются
известные детям другие сказки, истории
из жизни, фильмы.

Общая
схема сказки детям не дается, она нужна
воспитателю, чтобы развернуть
игру-придумывание, иначе игра превратится
в учебную задачу. В играх-придумываниях
важно научить детей слушать друг друга,
уметь продолжить рассказ партнера.
Начинать изменение сказки можно с
главного героя, а затем вносить другие
изменения.

Игра
продолжается 10-15 минут. Количество детей
можно увеличивать от двух до трех.
Воспитатель должен вести игру эмоционально.
В таких играх присутствуют и наблюдатели,
которые частично усваивают умения. От
сказочных сюжетов можно перейти к
реальным событиям из жизни. Полученные
умения ребенок использует в самостоятельных
играх, делая их согласованными и
разнообразными.

Таким
образом, следуя методике Н.Я. Михайленко,
Н.А. Коротковой, игра дошкольников
становится разнообразной, активной,
творческой, развивающейся деятельностью.
В этом случае она выполняет все присущие
ей функции и занимает адекватное место
в развитии, воспитании и обучении детей,
в их жизни.

Игра
ребенка дошкольника развивается под
влиянием воспитания и обучения, зависит
от приобретения знаний и умений, от
воспитания интересов. В игре с особой
силой проявляются индивидуальные
особенности ребенка, при этом можно
наблюдать, что один и тот же ребенок
обнаруживает разный уровень игрового
творчества в зависимости от содержания
игры, выполняемой роли, от взаимоотношений
с товарищами.

Многие
отечественные и зарубежные психологи
считают, что никто не разовьет творческие
способности ребенка лучше, чем он сам.
Поэтому, прежде всего ребенку нужно
создать условия ом спонтанной творческой
игры.

Можно
выделить основные задачи, которые стоят
перед воспитателем при руководстве
сюжетно-ролевыми играми:
1) развитие
игры как деятельности;
2) использование
игры в целях воспитания детского
коллектива и отдельных детей.

Развитие
игры как деятельности означает расширение
тематики детских игр, углубление их
содержания. В игре лети должны приобретать
положительный социальный опыт, вот
почему необходимо, чтобы в ней находили
отражение любовь взрослых к труду,
дружба, взаимопомощь и др.

Чем
организованнее игра, тем выше ее
воспитательное воздействие. Признаками
хорошей игры являются: умение играть
сосредоточенно, целенаправленно,
учитывать интересы и желания своих
товарищей, дружески разрешать возникающие
конфликты, помогать друг другу при
затруднениях.

Однако
игра также может быть источником
формирования и отрицательного опыта,
когда одни и те же дети выступают как
организаторы, берут себе главные роли,
подавляя самостоятельность и инициативу
других; в игре может найти отражение
отрицательных сторон жизни взрослых.
Воспитатели, руководя игрой, должны
обеспечивать накопление положительного
опыта социальных отношений.

Постоянное
расширение знаний детей об окружающей
жизни, обогащение их впечатлений — одно
из важнейших условий развития полноценной
игры в той или иной группе детей.

Немаловажным
для развития сюжетно-ролевой игры
является педагогически целесообразный
подбор игрушек и игровых материалов,
что создает «материальную основу» игры,
обеспечивает развитие игры как
деятельности.

Подбор
игрушек должен осуществляться в
соответствии с основной тематикой
детских игр в данной возрастной группе,
с учетом ближайшей перспективы их
развития. Для детей младшего дошкольного
возраста нужна игрушка, позволяющая
развернуть игры в семью, детский сад и
т. д. В группах детей среднего и старшего
возраста подбор игрушек должен обеспечить
развитие игр на трудовые темы и игр,
отражающих общественные события и
явления. При подборе игрушек воспитателю
следует принимать во внимание и характер
тех требований, которые предъявляют к
игрушке дети данного возраста.

Воспитатель,
организуя хранение игрушек, должен
также учитывать развитие игровой
деятельности. В младших группах наиболее
целесообразно хранить игрушки так,
чтобы они находились в поле зрения
ребенка — в игровых уголках: ведь игрушка
стимулирует игровой замысел малыша,
поэтому она должна быть видна и доступна.

В
средней и старших группах такой
необходимости нет, т. к. дети в подборе
игрушек идут от замысла игры. Но дети
обязательно должны знать, какие игрушки
имеются в группе, места их хранения и
поддерживать соответствующий порядок.

В
старших группах игрушки могут быть
скомплектованы по темам 
(например,
для игры в больницу, почту, путешествие,
космонавтов и т.д.). Наличие таких готовых
комплектов, состоящих из самых необходимых
игрушек, позволяет детям быстрее
развернуть игру, подобрать дополнительные
игровые материалы. Такой набор игрушек
должен составляться воспитателем
совместно с детьми по мере развития
игры, а выдаваться детям только в готовом
виде. Дети совместно с воспитателем
могут изготавливать сами игрушки-самоделки.

Для
правильного руководства играми
воспитателю необходимо изучать интересы
детей, их любимые игры, полноту и
воспитательную ценность бытующих в
группе игр; знать, как объединяются дети
в игре:  кто с кем любит играть,  какова
нравственная основа этих объединений,
их устойчивость, характер отношений в
игре и т. д.  Наблюдая за играми,
воспитатель оценивает степень развития
самостоятельности и самоорганизации
детей в игре, их умение договориться,
создать игровую обстановку, справедливо
разрешить возникающие конфликты и т.
д.

В
отечественной дошкольной педагогике
вопросом руководства детскими играми
занимались Д. В. Менджерицкая, Р. И.
Жуковская, В. П. Залогина, Н. Я. Михайленко
и др. Они считали, что используемые
воспитателями приемы руководства играми
детей могут быть условно разделены на
две группы: приемы косвенного воздействия
и приемы прямого руководства.

Косвенное
руководство игрой осуществляется путем
обогащения знаний Детей об окружающей
общественной жизни, обновления игровых
материалов и т. д., т. е. без непосредственного
вмешательства в игру. Это сохраняет
самостоятельность детей в процессе
игры.

Одним
из приемов такого косвенного воздействия
на игры детей является внесение игрушек
и создание игровой обстановки еще до
начала игры. Этот прием используется
для того, чтобы вызвать интерес у детей
к новой теме игры или обогатить содержание
уже бытующей. Внесение новых игрушек
вызывает одновременно и игровой, и
познавательный интерес детей.

Прямые
приемы руководства (ролевое участие в
игре, участие в сговоре детей, разъяснение,
помощь, совет по ходу игры, предложение
новой темы игры и др.) дают возможность
целенаправленно влиять на содержание
игры, взаимоотношения детей в игре,
поведение играющих и т. д. Но нужно не
забывать, что основное условие
использования этих приемов — сохранение
и развитие самостоятельности детей в
игре.

Рассмотрим
некоторые моменты концепции Н. Я.
Михаленко о формировании сюжетной игры
в дошкольном детстве. В ней говорится,
что развитие самостоятельной игры детей
происходит гораздо быстрее, если
воспитатель целенаправленно руководит
ею, формируя специфические игровые
умения на протяжении всего дошкольного
детства.

Условия
и способы развития сюжетно — ролевой
игры у дошкольников.

Основные
задачи, которые стоят перед воспитателем
при руководстве сюжетно-ролевыми играми:

1)
развитие игры как деятельности;

2)
использование игры в целях воспитания
детского коллектива и отдельных детей.

Развитие
игры как деятельности означает расширение
тематики детских игр, углубление их
содержания. В игре дети должны приобретать
положительный социальный опыт, вот
почему необходимо, чтобы в ней находили
отражение любовь взрослых к труду,
дружба взаимопомощь и др.

Чем
организованнее игра, тем выше ее
воспитательное воздействие. Признаками
хорошей игры являются: умение играть
сосредоточенно, целенаправленно,
учитывать интересы и желания своих
товарищей, дружески разрешать возникающие
конфликты, помогать друг другу при
затруднениях.

3.
Для развития сюжетно ролевой игры
необходим педагогически целесообразный
подбор игрушек и игровых материалов,
что создает «материальную основу игры,
обеспечивает развитие игры как
деятельности.

Подбор
игрушек должен осуществляться в
соответствии с основной тематикой
детских игр в данной возрастной группе,
с учетом ближайшей перспективы их
развития. Для детей младшего дошкольного
возраста нужна игрушка, позволяющая
развернуть игру в семью, детский сад и
т. д. В группах детей среднего и старшего
возраста подбор игрушек должен обеспечить
развитие игр на трудовые темы и игр,
отражающих общественные события и
явления.

4.
Приемы руководства играми детей могут
быть условно разделены на две группы:
приемы косвенного воздействия и приемы
прямого руководства.

Косвенное
руководство игрой осуществляется путем
обогащения знаний детей об окружающей
общественной жизни, обновления игровых
материалов и т. д, то есть без
непосредственного вмешательства в
игру. Одним из приемов такого косвенного
воздействия на игры детей является
внесение игрушек и создание игровой
обстановки еще до начала игры. Этот
прием используется для того, чтобы
вызвать интерес у детей к новой теме
игры или обогатить содержание уже
бытующей. Внесение новых игрушек вызывает
одновременно игровой и познавательный
интерес детей

Прямые
приемы руководства : ролевое участие в
игре, участие в сговоре детей, разъяснение,
помощь, совет по ходу игры, предложение
новой темы игры и др. Но нужно не забывать,
что основное условие использования
этих приемов — сохранение и развитие
самостоятельности детей в игре.

5.
Три этапа формирования сюжетно – ролевой
игры:

На
первом этапе
 (
1, 5 – 3 года) педагог стимулирует ребенка
к осуществлению условных действий с
предметами.

На
втором этапе
 (
3 года – 5 лет) формирует у детей умение
принимать роль, переходить в игре от
одной роли к другой. Наиболее успешно
это можно осуществить, если строить
совместную игру с детьми в виде цепочки
ролевых диалогов между участниками,
смещая внимание детей с условных действий
с предметами на ролевую речь.

На
третьем этапе
 (
5-7 лет) дети должны овладеть умением
придумывать разнообразные сюжеты игр.
Для этого воспитатель может развернуть
совместную с детьми игру – придумывание,
протекающую в чисто речевом плане,
основное содержание которой – придумывание
новых сюжетов, которые включают в себя
разнообразные события.

Соседние файлы в папке 1 блок

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Лекция
для воспитателей:

«Условия
и способы  развития сюжетно — ролевой игры  у дошкольников»

   Игра
дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от
приобретения знаний и умений, от воспитания интересов.

   Многие
отечественные и зарубежные психологи считали, что никто не разовьёт творческие
способности ребёнка лучше, чем он сам. Поэтому, прежде всего, ребёнку нужно
создать условия для спонтанной творческой игры.

   Можно выделить
основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно —
ролевыми играми:

1)развитие игры,
как деятельности;

2)использование игры
в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

   Развитие игры
как отдельной деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление
их содержания. В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт,
вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду,
дружба, взаимопомощь.

   Чем
организованнее игра, тем выше её воспитательное воздействие. Признаками хорошей
игры являются: умение играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать желание
и интересы своих товарищей, помогать друг другу при затруднениях. 

   Игра также
может быть источником формирования и отрицательного опыта, когда одни и те же
дети выступают как организаторы, берут себе главные роли, подавляя
самостоятельность и инициативу других.

   Немаловажным
для развития сюжетно — ролевой игры является педагогически целесообразный
подбор игрушек и игровых материалов, что создаёт «материальную основу» игры,
обеспечивает развитие игры как деятельности.

   Подбор игрушек
должен осуществляться  в соответствии с основной тематикой детских игр в данной
возрастной группе, с учётом ближайшей перспективы их развития. Для детей
младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игры в
семью, детский сад и пр. В группах среднего и старшего возраста подбор игрушек
должен обеспечивать развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих
общественные события и явления. При подборе игрушек воспитателю следует
принимать во внимание  и характер тех требований, которые предъявляют к игрушке
дети данного возраста.

   Организуя
хранение игрушек, воспитатель должен учитывать развитие игровой
деятельности.
В младших группах наиболее целесообразно хранить игрушки
так, чтобы они находились в поле зрения ребёнка — в игровых центрах: так как
игрушка стимулирует игровой замысел малыша, соответственно она должна быть видна
и доступна.

  
В средних и старших группах такой
необходимости нет, так как дети в подборе игрушек идут от замысла игры. Но дети
обязательно должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения и
поддерживать соответствующий порядок.

   В старших
группах игрушки могут быть скомплектованы по темам (например, для игры в
больницу, почту, путешествие, космонавтов, и т.д.) Наличие таких готовых
комплектов, состоящих из самых необходимых игрушек, позволяет детям быстрее
развернуть игру, подобрать дополнительные игровые материалы. Такой набор
игрушек должен составляться воспитателем совместно с детьми по мере развития
игры, а не даваться детям только в готовом виде. Дети совместно с воспитателем
могут изготавливать сами игрушки — самоделки (например, для игры в аптеку
слепить из пластилина таблетки, витамины,  а для игры в почту – на занятиях
аппликацией — поздравительные открытки.)

   Для правильного
руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые
игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как
объединяются дети в игре: кто с кем любит играть, какова нравственная основа
этих объединений, их устойчивость, характер отношений в игре и т.д. Наблюдая за
играми, воспитатель оценивает степень развития самостоятельности и
самоорганизации детей в игре, их умение договориться, создать игровую
обстановку, справедливо разрешить возникающие конфликты и пр.

   В отечественной
дошкольной педагогике вопросом руководства детскими играми занимались Р.И.
Жуковская, В.П. Залогина, Н.Я Михайленко и другие. Они считали, что
используемые воспитателями приёмы руководства играми детей могут быть условно
разделены на две группы: приёмы косвенного воздействия и приёмы прямого
руководства.

   Косвенное
руководство игрой осуществляется путём обогащения знаний детей об окружающей
общественной жизни, обновления игровых материалов и т.д., т.е без
непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в
процессе игры.

   Одним из
приёмов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и
создание игровой обстановки ещё до начала игры. Этот приём используется для
того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание
уже имеющейся.

   Прямые приёмы
руководства (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение,
помощь, совет по ходу игры и т.д.) дают возможность целенаправленно влиять на
содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих. Не стоит
забывать о том, что основное условие использования этих приёмов – сохранение и
развитие самостоятельности детей в игре. В концепции Н.Я Михайленко о
формировании сюжетной игры в дошкольном детстве говорится, что развитие
самостоятельности игры детей происходит гораздо быстрее, если воспитатель
целенаправленно руководит ею, формируя специфические игровые умения на
протяжении всего дошкольного детства.

   Н.Я. Михайленко
выделяет 3 этапа формирования сюжетной игры.

   На первом
этапе (1,5 – 3 года)
– педагог, развёртывая игру, делает акцент на
игровом действии с игрушками и предметами- заместителями, создаёт ситуации,
которые стимулируют ребёнка к осуществлению условных действий с предметом.

   На втором
этапе (3года – 5 лет)
воспитатель формирует у детей умение принимать
роль, развёртывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к
другой. Наиболее успешно это можно осуществить , если строить совместную игру с
детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей
с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог).

   На
третьем этапе (5 – 7лет)
дети должны овладеть умением придумывать новые
разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой
целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру –
придумывание, протекающую чисто в речевом плане, основное содержание которой –
придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.

   По мнению Н.Я.
Михайленко, особенность процесса формирования игровых умений заключаются в том,
что взрослый здесь не педагог, а равный партнёр: он как бы занимает позицию
ребёнка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры.

   Рассмотрим
основные моменты методики применения сюжетно- ролевой игры.

   1.Выбор игры.

   Выбор игры,
которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется
конкретной воспитательной задачей. Каждая игра выполняет специфические функции,
поэтому педагог должен отчётливо представлять её реальные возможности.

   Элементы творческой
игры и игровая форма деятельности  могут быть кратковременными или длительными.

   Кратковременно
функционирующая игра выполняет лишь роль стимула в преодолении ребёнком
определённых трудностей. Воспитательные функции в такой игре в некоторой мере
ограничены; нередко после эмоционального подъёма наступает спад общего
настроения. Это происходит в тех случаях, когда у детей не возникло потребности
выполнять серьёзную деятельность. Игра при этом выполняет лишь роль
эмоционального стимула.

   Элементы игры,
игровая форма в длительной игре выполняют функции упражнений в организации
коллективной деятельности детей (например, игра «Мойдодыр» требует от детей
постоянной чистоты и опрятности)

  
2.Педагогическая разработка плана игры.

   Начальный этап
педагогического конструирования длительной игры – наметки её сюжета,
определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием. Самая большая
трудность разработки длительной игры заключается в том, чтобы увлечь детей
игрой в предлагаемом варианте. Младшие дети слабо представляют, как можно
играть в космонавтов не на космодроме, а в группе, в моряков — не на речке, а в
комнате. Поэтому при разработке длительной игры воспитателю необходимо
стремиться к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь
ребёнка. Также важно определить предполагаемые роли и средства игровой
организации, которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных
задач.

   3.Ознакомление
детей с планом игры и совместная его доработка.

   План игры,
который разрабатывает воспитатель, может предлагаться детям старшей и
подготовительной группы. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы
как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке
содержания ролевых действий.

   4.Создание
воображаемой ситуации.

   Дошкольники
всегда начинают сюжетно – ролевые игры с наделения окружающих предметов
переносными значениями: стулья – поезд, кустарники – граница, брёвна – корабль
и т.п. Создание воображаемой ситуации – важнейшая основа начала творческой
сюжетно – ролевой игры. Чем младше дети, тем у них меньше потребность
приблизить игровые предметы к реальным. Дети более старшего возраста нуждаются
в оснащении игры предметами, более близкими по их значению к реальным,
жизненным.

   5. Распределение
ролей.

   При
распределении ролей в длительной сюжетно – ролевой игре, воспитатель
руководствуется теми же общепедагогическими положениями, что и в развёрнутой
творческой игре: он стремится удовлетворять игровые потребности детей, т.е.
каждому даёт желаемую роль, предлагает очерёдность разыгрывания ролей разной
степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребёнка в
коллективе через игровую роль.

   6.Начало игры.

   Для того, чтобы
смогла развернуться длительная игра, связанная с выполнением повседневных
обязанностей дошкольников, важно позаботиться о создании интересной игровой
ситуации. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры,
воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором
бы сразу возникла воображаемая ситуация. Например, подготовить группу к
разыгрыванию игрового эпизода.

7. Сохранение
игровой ситуации.

   В развёрнутой
сюжетно — ролевой игре игровой сюжет естественно и непринуждённо развивают сами
играющие дети. В длительной игре, организованной педагогом, возможности
свободного творчества ограничены рамками тех повседневных обязанностей, которые
постоянно выполняет дошкольник.

   Условия
сохранения у детей интереса к игре:

1)Взрослый
организатор игры обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя
условную игровую терминологию (в военизированных играх – чёткость и лаконизм
команд, требование ответа: «Есть, товарищ командир!», рапорт о выполненном
поручении).

2)Чтобы сохранить
воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний, педагог должен
стараться обыгрывать любое дело детского коллектива.

3)Все меры
педагогического воздействия на детей – требования, поощрения, наказания –
педагог должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.

4)В ходе
длительной сюжетно – ролевой игры целесообразно включать развёрнутые творческие
игры или игры на местности с идентичными сюжетами. Это позволяет внести в
длительную игру атмосферу свободного игрового творчества и укрепить
воображаемую ситуацию игры.

5)В процессе
длительной сюжетно – ролевой игры воспитатель может организовать коллективное
соревнование между небольшими группами играющего коллектива. Условия
соревнования и подведение итогов разрабатываются в игровом ключе.

Соблюдение
перечисленных условий позволит педагогу сохранить эмоционально привлекательную
для детей игровую ситуацию на продолжительное время.

8. Завершение
игры.

   Игра всегда
рассчитана педагогом на определённый промежуток времени, в течение которого
дети упражняются в выполнении воспитываемых форм поведения. Если игра проходит
интересно, захватывая детей волнующими переживаниями, завершение игры, как
правило, вызывает у них большое огорчение.

   Необходимо
позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное
состояние и желание сохранить в жизни коллектива всё лучшее, что принесла с
собой игра.

Вывод:

   Планируя работу
по руководству сюжетно – ролевыми играми детей, педагогу необходимо
предусматривать обогащения содержания игры, расширение игрового опыта детей.
Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей,
формированию положительных взаимоотношений. Воспитателю следует помнить, что
планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и её управлению, а
не деятельность детей в игре.

   Для повышения
воспитательной эффективности сюжетно – ролевых игр необходима относительная
длительность их проведения на идентичные сюжеты. В таком случае игры выполняют
функции упражнений в решении конкретных воспитательных задач, оказывая на детей
комплексное воспитательное воздействие.

Подготовил: старший воспитатель —
Безбородко Ю.Н.

Использованная литература: Краснощёкова
Н.В. Сюжетно ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Изд. 8 – е. –
Ростов — на — Дону: Феникс, 2014.

Автор статьи

Яна Игоревна Архипенко

Эксперт по предмету «Педагогика»

Предложить статью

Значение руководства сюжетно-ролевой игрой

Игра является не просто забавой для ребенка дошкольного возраста, а ведущим видом деятельности, в процессе которой формируется и развивается его личность.

Сюжетно-ролевая игра интересна детям тем, что в процессе игры они могут на время «войти» в мир взрослых, примерить на себе различные роли и профессии, понять их значимость в жизни. Кроме того, сюжетно-ролевые игры развивают у детей творческое отношение к окружающей действительности, дают выход энергии и эмоциям детям, учат общаться с окружающими людьми, обогащают его новыми знаниями, умениями, навыками и практическим опытом.

Замечание 1

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является первой «школой» для ребенка, которая формирует у него качества, необходимые для полноценного существования в окружающем социуме.

Важным моментом в процессе организации сюжетно-ролевой игры является руководство игрой. В детском саду сюжетно-ролевыми играми дошкольников руководят воспитатели. Во время руководства воспитатель оказывает воздействие на все стороны личности ребенка (чувства, воля, поведение и т.д.), используя их в целях всестороннего развития ребенка.

Процесс руководства сюжетно-ролевой игры необходим не только для того, чтобы игра развивалась по сюжету, но и для того чтобы воспитатель мог уточнить и углубить некоторые знания и представления детей. Например, для выполнения роли врача в игре ребенок должен не только иметь представление о работе врача, но и перевести ее игровые действия. Это достигается посредством руководства со стороны воспитателя (объяснение, показ, уточнение и т.д.).
Во время руководства воспитатель помогает детям устанавливать взаимоотношения, учит договариваться друг с другом и т.д.

Замечание 2

Таким образом, сюжетно-ролевая игра под руководством воспитателя не только закрепляет у детей конкретные знания и представления, но и выступает своеобразной формой активной познавательной деятельности по овладению новыми знаниями и умениями.

«Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников » 👇

Виды и направления руководства игрой

Руководством сюжетно-ролевыми играми дошкольников осуществляется в двух направлениях.

Косвенное руководство – осуществляется без непосредственного вмешательства воспитателя в игру детей, направлено на обеспечение получения детьми определенного практического и жизненного опыта.

Основные приемы: наблюдение, целевая прогулка, экскурсия, беседа, чтение, просмотр фильмов, специальные занятия и т.п.

В процессе сюжетно-ролевой игры воспитатель наблюдает за игрой детей, при необходимости он дает им указания, подсказки, направляет игру детей в нужное русло и т.д., но при этом сам он не выполняет игровых действий.

Прямое руководство – осуществляется путем вмешательства воспитателя в игру детей, либо он принимает в ней непосредственное участие.

Основные приемы: роль в игре, показ игрового действия, советы в процессе игры, разъяснения, беседа, различная помощь в ходе игры и т.п.

Данное руководство осуществляется у детей младшего дошкольного возраста, так как они не в полной мере еще овладели умениями играть. Воспитатель принимает непосредственное участие в игре, чаще всего он выполняет определенную роль, то есть играет вместе с детьми и при этом руководит ими.

Роль педагога в руководстве игрой

Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста зависит от возраста детей.

Дети младшего дошкольного возраста чаще нуждаются в помощи (руководстве) воспитателя в процессе игры, так как у них еще небольшой игровой опыт. Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточный игровой опыт и могут самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру. Руководство со стороны воспитателя необходимо только в том случае, если у детей возникла спорная или конфликтная ситуация, либо если игра организована воспитателем для усвоения ими конкретных знаний и умений.

Замечание 3

Таким образом, роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми дошкольников заключается в том, что он выступает как носитель игровых действий и игрового опыта, направленных на сохранение устойчивого игрового замысла.

Задача воспитателя в процессе руководства сюжетно-ролевыми играми в младшей дошкольной группе:

  1. Показать детям необходимые игровые действия.
  2. Описать сюжет и характерные черты персонажа.
  3. Упражнять детей в игровых действиях в различных ситуациях.
  4. Создание проблемных игровых ситуаций, с целью активации деятельности детей.

Таким образом, основная задача воспитателя младшей группы в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой заключается в том, чтобы научить детей играть и развивать у них игровые действия.

В средней дошкольной группе воспитатель в процессе руководства игрой выступает как партнер. Его основная задача заключается в обогащении игрового опыта детей.

Воспитатель средней группы во время руководства сюжетно-ролевой игрой:

  • принимает непосредственное участие в игре;
  • предлагает тему игры, ставить проблемные задачи или вопросы, проводит беседы перед началом игры, распределяет роли и обговаривает действия персонажей;
  • при необходимости дает детям советы;
  • вместе с детьми создает сюжет, следит за его развитием, комбинирует последовательность игровых действий;
  • дает подсказки по ходу игры.

Воспитатель старшей и подготовительной к школе группе выступает в роли наблюдателя. Его основная задача формировать у детей умения и навыки строить и развивать сюжет игры совместными усилиями, понимать партнеров по игре и согласовывать с ними свои игровые действия.

В процессе руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников воспитатель:

  • дает советы перед началом игры;
  • в случае затруднений в ходе игры оказывает помощь (намек, подсказка, совет, наводящий вопрос и т.д.);
  • при необходимости осуществляет прямое вмешательство в игру детей (особенно если она начинает приобретать отрицательное направление, воспитатель находит игровые действия и приемы исправить эту ситуацию и направить игру в нужное русло).

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хускварна 240 руководство по эксплуатации
  • Лавиталь 03 инструкция по применению цена
  • Фсб по кбр руководства
  • Скачать бесплатно руководство по эксплуатации тойота витц
  • Детские антибиотики в суспензии амоксиклав инструкция