Выборы руководства государственной думы

23 сентября 2021 г.

Выборы Председателя Государственной Думы и его заместителей проходят на первом заседании нового созыва ГД

В соответствии с Регламентом ГД Председатель, его Первые заместители и заместители избираются из числа депутатов Государственной Думы.

Кандидатов на должность Председателя ГД вправе выдвигать фракции. По всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться на должность, проводится обсуждение, в ходе которого кандидаты выступают на заседании и отвечают на вопросы депутатов. Представители каждой фракции, выдвинувшей своего кандидата, имеют право высказаться за или против кандидата, после чего обсуждение прекращается.

В список для голосования вносятся все кандидаты, выдвинутые на должность Председателя Государственной Думы, за исключением лиц, взявших самоотвод. Голосование — тайное с использованием бюллетеней, но Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования. 

Депутат считается избранным Председателем Государственной Думы, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов. Если на должность Председателя избран руководитель фракции, он вправе совмещать пребывание на указанной должности и руководство фракцией.

В случае, если ни один из кандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат может голосовать только за одного кандидата.

Избранным на должность Председателя ГД по итогам второго тура голосования считается кандидат, за которого проголосовало более половины от общего числа депутатов.

Если и во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал требуемого числа голосов, есть два варианта:

1. Проводятся повторные выборы Председателя Государственной Думы. 

Допускается выдвижение кандидатов, которые выдвигались ранее. Депутат считается избранным Председателем Государственной Думы, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Решение об избрании Председателя Государственной Думы оформляется постановлением ГД без дополнительного голосования.

2. Либо принимается решение о выборах Первых заместителей и заместителей Председателя. 

Решение о переходе к выборам Первых заместителей Председателя ГД и заместителей Председателя ГД принимается большинством голосов от общего числа депутатов ГД. Важно: если ГД принимает решение о переходе к выборам Первых заместителей и заместителей Председателя, то после избрания по крайней мере одного из заместителей Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя.

Кандидатов на должности заместителей Председателя Государственной Думы могут выдвигать фракции. Кандидаты, не заявившие самоотвод, включаются в список для тайного голосования. Им предоставляется слово на заседании палаты для выступления и ответов на вопросы депутатов Государственной Думы.

Кандидатуры могут быть предварительно рассмотрены фракциями в целях утверждения списка кандидатов. В этом случае ГД может провести открытое голосование по списку в целом.
 

Избранными на должности заместителей Председателя считаются кандидаты, за которых проголосовало большинство от общего числа депутатов. В случае голосования по списку в целом избранными являются все кандидаты, включенные в список, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов. В случае, если на должность заместителя Председателя избран руководитель фракции, он вправе совмещать пребывание на указанной должности и руководство фракцией.

Решение об избрании Первых заместителей и заместителей Председателя оформляется постановлением палаты без дополнительного голосования.
 

Ранее мы также рассказывали, как проходит первое заседание нового созыва Государственной Думы.

Как прошло первое заседание новой Госдумы

Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова открыла первое пленарное заседание Госдумы VIII созыва – как старейший депутат, ей уступил это право Владимир Ресин. Спикером нового парламента избран Вячеслав Володин — как и в прежнем созыве. Парламентарии также выбрали заместителей председателя Госдумы — первыми зампредами стали единоросс Александр Жуков и коммунист Иван Мельников — как и в прошлом созыве.

В Москве приступил к работе VIII созыв Государственной Думы. Как сообщает ТАСС, депутаты начали первое пленарное заседание с выступления депутата от «Единой России», первой женщины-космонавта Валентины Терешковой.

«Уважаемые депутаты Государственной думы, уважаемые гости, первое заседание Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва объявляю открытым», — сказала она.

По регламенту первое заседание новой Госдумы открывает старейший по возрасту депутат. Таковым является единоросс Владимир Ресин, бывший первый вице-мэр Москвы. Однако он предоставил это право Терешковой, которая младше Ресина на год. Заседавшей еще в Верховном Совете СССР VII-XI созывов Терешковой сейчас 84 года.

Выступала первая женщина-космонавт, находясь в президиуме, по бокам от нее заняли места старейшие по возрасту депутаты от каждой фракции. После ее выступления парламентарии поднялись со своих кресел, зазвучал гимн Российской Федерации.

Состав новой Думы выглядит следующим образом: 324 мандата у «Единой России», 57 мандатов у КПРФ, 27 кресел получили справедливороссы, 21 место – ЛДПР, еще 13 депутатов представляют «Новых людей». Кроме того, в новом созыве Госдумы есть по одному представителю от «Родины», «Партии роста» и «Гражданской платформы». Самовыдвиженцы примкнули к другим фракциям.

Спикером Госдумы VIII созыва был избран единоросс Вячеслав Володин, занимавший этот пост и в прошлом парламенте.

Проголосовали депутаты и за кандидатуры вице-спикеров. Первыми зампредами Думы стали единоросс Александр Жуков и коммунист Иван Мельников — они уже работали на этих постах раньше. Посты вице-спикеров заняли представители парламентского большинства Алексей Гордеев, Анна Кузнецова, Ирина Яровая, Петр Толстой, Сергей Неверов и Шолбан Кара-Оол. От фракции «Справедливой России — За правду» вице-спикером стал Александр Бабаков, от ЛДПР пост занял Борис Чернышов, от «Новых людей» — Владислав Даванков.

Вячеслав Володин ранее сообщил, что средний возраст всех депутатов — мужчин Госдумы VIII созыва составляет 53 года (на один год больше, чем в седьмом созыве), а депутатов-женщин — 51,8 года.

Отметим также, что 13 участников программ Кадрового управленческого резерва (Школы губернаторов) вошли в руководящие органы Государственной Думы. В частности, Владимир Иванов и Александр Борисов стали заместителями руководителя фракции ЕР, Сергей Пахомов, Владимир Гутенев, Алексей Диденко (ЛДПР) возглавили думские комитеты, а Борис Чернышов от ЛДПР избран заместителе председателя Государственной Думы.

Кроме того, 16 победителей и участников конкурсов «Лидеры России», «Лидеры России. Политика» избраны в руководящие органы Государственной Думы (один председатель Комитета, остальные – заместители председателей).

По словам Володина, самой «молодой» фракцией являются «Новые люди». Средний возраст депутатов этой партии 37,6 года.

Парламентариев моложе 30 лет в нынешнем созыве Госдумы будет семь, а в возрасте 60 лет и старше — 126, в прошлом созыве было 116, уточнил спикер.

За Вячеслава Володина на первом заседании нового созыва нижней палаты парламента проголосовали 360 депутатов. 

Он поблагодарил депутатов за поддержку и призвал к активной работе.  «Мы с вами понимаем всю ответственность и ставим задачу повысить роль парламента в решении вопросов, стоящих перед гражданами и страной. Надеюсь, что поддержка будет и в будущем независимо от партийных принадлежностей, потому что у нас страна одна. И давайте руководствоваться этим. Выборы закончились. Начинается работа», — сказал Вячеслав Володин.

Спикер парламента также отметил, что «Единая Россия» при создании комитетов поддержала конструкцию, которая позволяет вести диалог и участвовать в согласовании различных вопросов всем представленным в Госдуме политическим силам. 

«Это решение, которое мы должны оценивать, как серьезное развитие по пути построения новых форм демократии», — указал он. 

Вячеслав Володин возглавлял нижнюю палату парламента в VII созыве, ранее его кандидатуру на должность спикера Госдумы одобрили депутаты от «Единой России» в ходе совместного заседания Бюро Высшего и Генерального советов партии. На пост председателя парламента Вячеслава Володина предложил Президент РФ Владимир Путин

Первым заместителем председателя Госдумы избран Александр Жуков — его кандидатуру также выдвинула фракция «Единой России». На должности заместителей избраны кандидаты от фракции партии — Алексей Гордеев, Шолбан Кара-оол, Анна Кузнецова, Сергей Неверов, Петр Толстой и Ирина Яровая.

Кроме того, на заседании Госдумы 12 октября зарегистрирована фракция «Единой России» — в нее вошли 324 депутата. Руководителем фракции стал Владимир Васильев — ранее его кандидатуру выдвинули единороссы на заседании Бюро Высшего и Генерального советов партии.

Президент России Владимир Путин 25 сентября на встрече с лидерами партий, прошедших в Госдуму VIII созыва, предложил вновь избрать Вячеслава Володина председателем палаты. Впереди, по словам президента, много общих задач и ответить предстоит на немало общих вызовов. Среди главных целей — свести до минимума уровень бедности в стране и повысить темпы роста экономики. Глава государства призвал депутатов выполнять взятые на себя предвыборные обещания и нести ответственность перед избирателями за свои слова.

Госдума продолжит уход от популизма

Окончательный выбор спикера за депутатами Госдумы, однако, по мнению президента, руководство Госдумы VII созыва профессионально выстроило работу палаты, «особенно в очень сложный период борьбы с пандемией», показав, что Госдума может консолидировать свои усилия на основных направлениях развития страны.

«В значительной степени это было сделано благодаря председателю Государственной Думы Вячеславу Викторовичу Володину. Я считаю, что Вячеслав Викторович вполне достоин того, чтобы возглавить и Государственную Думу следующего VIII созыва», — подчеркнул Владимир Путин. Кандидатуру Володина поддержал и присутствовавший на встрече председатель «Единой России» Дмитрий Медведев.

Со своей стороны спикер Госдумы VII cозыва отметил, что эффективно работать в условиях пандемии парламентариям удалось благодаря тому, что депутаты «выше всего ставили интересы страны, объединяющие задачи». «Мы уходим от популизма», — сказал он, пояснив, что проблемы граждан, повышение их благосостояния, развитие экономики, защиту суверенитета законодатели ставят выше сиюминутных политических задач.

«Мы и дальше будем руководствоваться этим», — пообещал Вячеслав Володин.

Что показали прошедшие выборы

Прошедшие выборы в Госдуму, отметил Владимир Путин, прошли открыто, в строгом соответствии с законом и при высокой явке: в них приняли участие больше половины избирателей. О демократичности избирательных правил и процедур говорит и то, что впервые после выборов 1999-го года в Думе будет больше четырёх фракций. «Это тоже говорит о развитии демократии в нашей стране, о том, что реальный шанс заявить о себе есть у разных политических сил», — подчеркнул Владимир Путин.

© kremlin.ru

Президент напомнил, что роль Госдумы в соответствии с обновлённой Конституцией значительно возросла. Увеличилась и ответственность депутатского корпуса, «в первую очередь за реализацию тех обязательств, которые парламентарии взяли в ходе выборной кампании, многочисленных встреч с избирателями» «И, кстати, не важно, кто в какой партии: всё, что обещали, безусловно нужно выполнять», — призвал Владимир Путин.

Одна из главных задач, стоящих перед властями всех уровней — свести до минимума уровень бедности в стране и вытащить из неё значительное число людей, отметил глава государства. Не менее важно, по словам президента, повысить уровень и доступность для всех качественного, современного образования, здравоохранения. Изменения в структуре экономике необходимо продолжать в пользу передовых, высокотехнологичных отраслей. «Это чрезвычайно сложная, но абсолютно приоритетная задача», — сказал президент.

Борьба с бедностью выйдет на новый уровень

«Единая Россия» одержала убедительную победу на выборах, и это колоссальная ответственность, сказал президенту председатель партии Дмитрий Медведев. В «Единой России» намерены следить за неукоснительным исполнением своей «народной программы», авторами которой выступили около двух миллионов россиян. Все наиболее важные предложения направленные в адрес партии в этом документе учтены, пояснил Медведев.

КПРФ включились в предвыборную кампанию, исходя из двух главных соображений: чтобы Россия вошла в пятёрку самых экономически развитых стран и победила бедность, пояснил лидер партии Геннадий Зюганов. Ещё одна важная задача, по его словам, — остановить убыль населения. «В этом плане мы подготовили целый пакет важных предложений и законов», — сказал он.

Читайте также:

• Какие партии прошли в Госдуму
• Выборы-2021: где смотреть списки победителей

Председатель партии «Справедливой России — За правду» Сергей Миронов предложил отказаться от пенсионной реформы и вернуться к прежнему пенсионному возрасту.

Сделать голосование на выборах обязательном для всех считает полезным лидер ЛДПР Владимир Жириновский. «Во многих странах это есть. Штраф — вплоть до уголовного наказания. Тогда за парламент проголосует вся страна. Придут 100 миллионов — и всем будет видно, как они голосуют», — пояснил он.

Лидер партии «Новые люди» Алексей Нечаев предложил Владимиру Путину создать единый федеральный оклад для учителей и избавить педагогов от излишней отчетности.

В конце этой недели Центризбирком (ЦИК) запустил серию просветительских мероприятий, рассказывающих об истории избирательной системы России. Акция приурочена к 30-летию учреждения самого ЦИКа, но просвещать россиян будут начиная аж с новгородского веча. Впрочем, завотделом политики «Ъ» Дмитрий Камышев решил ограничиться постсоветской историей и напомнить основные вехи в развитии российских выборов за последние три десятилетия.

24 сентября 1993 года президент Борис Ельцин издал указ «О формировании Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации». Именно эту дату в Центризбиркоме теперь считают днем рождения современной избирательной системы России, которая за минувшие 30 лет прошла непростой и местами весьма извилистый путь.

Первые выборы в Госдуму 12 декабря 1993 года проходили по временному положению, утвержденному указом президента. Поэтому формировать избирательную систему новоизбранным депутатам пришлось фактически с нуля. Уже к середине 1995 года был принят основной набор необходимых для этого документов:

  • базовый закон о гарантиях избирательных прав,
  • законы о выборах Госдумы и президента,
  • а также закон о местном самоуправлении, закрепивший избрание глав муниципалитетов либо напрямую гражданами, либо представительными органами из своего состава.

А ЦИК в том же году запустил Государственную автоматизированную систему (ГАС) «Выборы», позволившую перевести на электронную основу большинство избирательных процедур — от учета избирателей до обработки итогов голосования на выборах разных уровней.

В последующие пять лет Дума периодически возвращалась к избирательному законодательству — в основном для его совершенствования исходя из выборной практики. Например, в 1999 году был принят большой пакет поправок в закон о гарантиях, направленных прежде всего на борьбу с разнообразными нарушениями и, в частности, с «грязными» политтехнологиями вроде «черного пиара» и выдвижения кандидатов-двойников. А осенью 1999-го наконец появился рамочный закон об органах власти субъектов федерации, впервые законодательно закрепивший прямые выборы глав регионов. Избирать губернаторов россияне массово начали еще с 1995 года, но формально это делалось на основании указа президента Ельцина, а не федерального закона.

Главным событием следующего десятилетия, серьезно повлиявшим на развитие российской избирательной системы, стала партийная реформа. В 2001 году был принят закон «О политических партиях», которые превратились в единственных коллективных участников избирательного процесса.

Если в 1990-е годы выдвигать кандидатов на выборы разных уровней могли практически любые общественно-политические организации, то теперь это право осталось только у партий, отвечающих всем требованиям нового закона.

Чтобы простимулировать партстроительство на местах, в закон о региональных органах власти добавили требование распределять как минимум 50% мест в заксобраниях субъектов по партспискам (позже аналогичные нормы ввели и по отношению к муниципальным советам). И даже в сфере наблюдения за выборами партийцы получили главенствующую роль: если раньше назначать наблюдателей на участки могли общественные организации, то теперь — только партии и кандидаты.

Впрочем, воспользоваться этими преимуществами смогли не все партии, поскольку требования к ним самим в середине нулевых годов тоже были ужесточены. Повышение минимальной численности партий с 10 тыс. до 50 тыс. человек привело к исчезновению десятков организаций и укрупнению оставшихся, и в итоге из 50 партий, зарегистрированных к 2003 году по новому закону, до думских выборов 2007 года дотянули 15, а до выборов-2011-го — всего семь. А сами выборы-2007 впервые прошли исключительно по партспискам (до этого половина депутатов избиралась по спискам и половина — по одномандатным округам) и с повышенным с 5% до 7% проходным барьером. Кремль объяснил эти нововведения необходимостью укрепления вертикали власти после кровавого теракта в Беслане в сентябре 2004 года.

С той же мотивацией с начала 2005-го были отменены прямые выборы губернаторов, которых стали утверждать региональные парламенты по представлению президента РФ. Таким образом, главы субъектов, по сути, были выведены из общей избирательной системы. Кроме того, в середине нулевых были приняты еще несколько новаций, направленных на упорядочение избирательного процесса. В частности, были отменены избирательный залог, графа «против всех» в бюллетенях и нижний порог явки, вместо «плавающего» графика выборов в разных регионах были введены два единых дня голосования — в марте и октябре, а представленные в Думе партии получили «парламентскую льготу» — право выдвигать кандидатов на выборах всех уровней без сбора подписей избирателей.

Толчком к следующей избирательной реформе снова стали «чрезвычайные обстоятельства», но на этот раз уже сугубо мирного характера.

После выборов в Госдуму, прошедших в декабре 2011 года, по России прокатилась волна массовых митингов, участники которых протестовали против фальсификации итогов голосования. Пересматривать итоги выборов, как требовали протестующие, власти отказались, но вскоре объявили о существенной либерализации партийного и выборного законодательства. Главными из этих мер оказались возвращение прямых губернаторских выборов (но при одновременном введении «муниципального фильтра», для преодоления которого кандидаты должны заручиться поддержкой определенного числа муниципальных депутатов) и значительное смягчение требований к партиям: их минимальная численность снизилась до 500 человек, а «парламентскую льготу» предоставили всем зарегистрированным партиям, а не только имеющим фракции в Госдуме. Это привело к всплеску партстроительства: к концу 2012 года количество зарегистрированных партий увеличилось до 78. Чуть позже были возвращены и смешанные выборы в Думу — в прежней пропорции 50/50.

Правда, некоторые из этих послаблений продержались недолго. Так, уже через пару лет «парламентскую льготу» у малых партий отняли, оставив ее лишь за теми, кто имеет фракции в Госдуме или региональных заксобраниях. Регионам было предоставлено право добровольно отказаться от прямых выборов губернаторов в пользу их утверждения парламентами, что и было сделано в большинстве республик Северного Кавказа (позднее эту норму распространили и на автономные округа, входящие в состав «матрешечных» субъектов). Помимо этого, с 0,5% до 3% от списочного состава избирателей был повышен норматив сбора подписей для самовыдвиженцев, а вместо двух единых дней голосования остался один — в сентябре. В начале 2015 года были приняты поправки в закон о местном самоуправлении, разрешающие субъектам РФ заменять прямые выборы глав местных администраций на их назначение по конкурсу, чем тут же начали охотно пользоваться многие региональные власти. В результате к середине 2023 года в России осталось всего пять региональных столиц, мэры которых все еще избираются напрямую жителями.

Ну а последним (пока) событием даже не общероссийского, а мирового масштаба, которое весьма радикальным образом сказалось на избирательной системе РФ, стал, конечно, COVID-19.

Именно для борьбы с распространением новой инфекции было придумано многодневное голосование, позволяющее, по замыслу организаторов выборов, минимизировать число избирателей, одновременно пребывающих на участке.

Впервые «многодневка» была опробована в ходе общероссийского голосования по поправкам в Конституцию летом 2020 года и зарекомендовала себя настолько хорошо, что уже через месяц ее закрепили в законодательстве как законный способ волеизъявления на выборах любого уровня. Только вместо семи дней, как это было на плебисците, законодатели ограничили «многодневку» максимум тремя, а право принятия решения по этому вопросу предоставили региональным избиркомам. Заодно, правда, пришлось придумывать дополнительные меры по сохранности бюллетеней, которые в течение двух ночей остаются, по сути, без присмотра со стороны членов избиркома и наблюдателей.

На той же антиковидной волне получило новый импульс и дистанционное электронное голосование (ДЭГ), протестированное на выборах в Мосгордуму еще в допандемийном 2019 году. Правда, масштабы внедрения этого новшества пока уступают распространенности «трехдневки»: на сентябрьских выборах 2023 года ДЭГ использовалось всего в 25 регионах, и достичь к президентским выборам-2024 хотя бы 50-процентного покрытия территории страны онлайн-голосованием ЦИКу вряд ли удастся. Но там уже дали понять, что, как бы ни развивалась эпидемиологическая обстановка, отказываться от обеих этих новаций не собираются, поскольку и «трехдневка», и ДЭГ, по единодушной оценке избиркомовцев и социологов, оказались чрезвычайно удобными для обычных избирателей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Счетчик нартис д101 инструкция по эксплуатации
  • Действия советского руководства в начале великой отечественной войны
  • Колонка megabass a2dp stereo инструкция по применению
  • Хлоргексидин биглюконат 20 процентов инструкция по применению
  • Заправка картриджей для принтера пантум м6500 своими руками пошаговая инструкция