Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задания Д6 № 356
i
Второе Отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии, возглавляемое М. М. Сперанским, занималось
1) разработкой проекта отмены крепостного права
2) подготовкой и проведением реформы государственной деревни
3) цензурным надзором
4) составлением Свода законов Российской империи
Спрятать пояснение
Пояснение.
Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии (1826−1882 гг.) — высшее государственное учреждение по кодификации (составлению сборников, сводов) законов Российской империи. Первым руководителем был возвращенный из ссылки Сперанский.
Правильный ответ указан под номером 4.
поделиться знаниями или
запомнить страничку
- Все категории
-
экономические
43,679 -
гуманитарные
33,657 -
юридические
17,917 -
школьный раздел
612,469 -
разное
16,911
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
ВТОРОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИИ
Российская империя, Российский исторический словник, Термины
ВТОРОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИИ (1826—82), высшее государственное учреждение по кодификации (составлению сборников, сводов) законов Российской Империи, созданное на основании Высочайшего повеления Николая I от 31 янв. 1826, данного М. М. Сперанскому. Подчинялось непосредственно императору.
Штат отделения был утвержден указом от 19 нояб. 1826 в составе: начальник, 16 чиновников, 2 курьера и 15 писарей. Штат, утвержденный 2 апр. 1840, включал начальника, 7 старших чиновников с помощниками, 10 младших, управляющего письмоводством, его помощника, начальника архива (он же контролер), его помощника, врача, 4 чиновников для письмоводства. В 1875 была добавлена должность старшего чиновника.
В соответствии с «Наставлением Второму отделению о порядке его трудов», подготовленным М. М. Сперанским, функции отделения сводились к составлению свода законов государственной и частной собственности и внутренней безопасности, а также изданию всех законов в виде полного собрания. В процессе работы Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии использовало законодательные материалы, собранные Комиссией составления законов при Государственном Совете, а также проводило собственные архивные разыскания. Отделение осуществило подготовку и выпуск Полного собрания законов и сводов законов Российской Империи (1-е ПСЗ, выпущенное в 1830 в составе 45 томов, включало 30 600, а с дополнениями 1845 — 30 920 законодательных актов за время от Соборного уложения 1649 до 3 дек. 1825; 2-е ПСЗ, выпущенное с 1830 по 1884 в 55 томах, включало 61 928 законодательных актов — с 25 дек. 1825 до 29 февр. 1881).
17 янв. 1833 на заседании общего собрания Государственного Совета отделением были представлены 15 томов «Свода законов Российской Империи», куда были включены законы, действовавшие на данное время, расположенные в тематическом порядке. Последующие издания сводов законов предпринимались в 1842, 1857 (между ними — ежегодные и сводные продолжения). В своды законов не вошли военные и военно-морские законы, законы, касавшиеся национальных окраин и Русской Православной Церкви. В 1832 был подготовлен отдельно «Свод военных постановлений», в 1841 — «Свод степных законов кочевых инородцев Восточной Сибири», в 1845 — изданы первые 2 части «Свода законов остзейских губерний»; под надзором отделения специальный комитет в Гельсингфорсе разрабатывал «Свод законов Финляндии».
Новый контент мы берем из этой рубрики.
М. М. Сперанский
Высшей формой кодификации М. М. Сперанский считал составление «уложений», основанием которых должен был стать «Свод законов». В 1840-е под руководством гр. Д. Н. Блудова специальной комиссией отделения началась разработка проекта «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных». Этот обширный кодекс в 2224 статьи был утвержден Николаем I 15 авг. 1845 и в переработанном виде действовал до 1917. Помимо кодификационной деятельности отделение выполняло и другие функции: с 1834 при нем находился Рекрутский комитет, в 1840—50-е оно давало юридические заключения на проекты законов.
Отделение прекратило деятельность на основании указа от 23 янв. 1882 в связи с образованием Кодификационного отдела Государственного Совета. А. Е.
Обновлено: 23.09.2023
Шамрун А.Н., соискатель кафедры государственно-правовых дисциплин Межрегионального института экономики и права.
Многочисленность, раздробленность, запутанность нормативных актов требовали постоянного их разъяснения, что еще более усложняло ситуацию. Для решения назревшей проблемы семь российских монархов — от Петра I до Александра I включительно — приступали к задаче систематизации законодательства, однако практических результатов достигнуто не было до тех пор, пока при Николае I для решения этой задачи не было образовано Второе отделение Собственной Его Величества канцелярии .
См.: Матвеева Л.А. Государство и право Российской Империи в XIX веке. Пенза, 2001. С. 14 — 15.
Работа по систематизации законодательства во вновь образованной Собственной Его Величества канцелярии Николаем I была поручена М.М. Сперанскому. О.И. Чистяков пишет, что Николай I с большой неохотой привлек М.М. Сперанского к этой работе, «прежние либеральные взгляды которого, конечно, были известны, императору». Поэтому во главе Второго отделения был поставлен М.А. Багульянский, хотя фактически всю работу возглавил М.М. Сперанский. По мнению О.И. Чистякова, Николай I «дал указание ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. За проведением в жизнь этой директивы император наблюдал лично. Для этого комиссия была создана не при Государственном совете, который должен был заниматься подготовкой законопроектов, а была просто преобразована во II Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии» .
История отечественного государства и права. Часть 1 / Под ред. О.И. Чистякова. М., 2004. С. 323, 324.
Следует отметить, что в литературе зачастую неправильно называют работу, проведенную под руководством М.М. Сперанского во Втором отделении Собственной Его Величества канцелярии, кодификацией . Кодификация законов действительно входила в планы М.М. Сперанского, который хотел разработать новое уложение как совокупность действующих законов, исправленных и дополненных в соответствии с новым временем . Однако Николай I решил ограничиться составлением сборника ранее изданных законов, собрать весь законодательный материал, скопившийся с 1649 г., и расположить его в хронологическом порядке . Такой процесс в теории права называется инкорпорацией, а инкорпорация вместе с кодификацией составляют систематизацию законодательства. При этом высшей формой систематизации признается именно кодификация, в результате которой создается новый крупный нормативно-правовой акт, охватывающий, как правило, целые отрасли права и законодательства .
См., например: Осипов И.Д. Истинная монархия графа Сперанского // Сперанский М.М. Руководство к познанию законов / Отв. ред. И.Д. Осипов. М., 2002. С. 39; История государства и права России / Отв. ред. Ю.П. Титов. М., 1997. С. 200.
См.: Матвеева Л.А. Указ. соч. С. 15.
См.: Кутырева М.А. Идеи законотворчества в истории политико-правовой мысли: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2002. С. 12.
См.: Григонис Э.П. Теория государства и права. СПб., 2002. С. 138.
Тем не менее и инкорпорация, осуществленная под руководством М.М. Сперанского, представляла собой гигантский труд. Как справедливо отмечает по этому поводу Л.А. Матвеева, «М.М. Сперанский и его помощники повторили подвиг юристов Юстиниана, за семь лет они осуществили грандиозную систематизацию российских законов». Сначала были проведены работы по сбору и размещению в хронологическом порядке указов, международных договоров, важнейших судебных решений за 1649 — 1825 гг., т.е. от Соборного уложения до начала правления Николая I. Многое не удалось разыскать, но тем не менее свыше 30 тысяч законодательных актов было собрано в 45 томов Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ). Все правовые акты, принятые до 1649 г., признавались недействительными и потому не подлежали включению в собрание .
См.: Матвеева Л.А. Указ. соч. С. 15.
Одновременно велась работа над составлением Свода законов Российской империи, который в отличие от ПСЗ, компоновался по тематическому принципу. Систематизация была проведена на основе деления права на публичное (государственные законы) и частное (гражданские законы). Юридическая техника для составления Свода основывалась на методике, разработанной М. Бэконом: а) статьи Свода, основанные на одном действующем указе, излагать теми же словами, которые содержатся в тексте и без изменений; б) статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других указов; в) под каждой статьей давать ссылки на указы, в нее вошедшие; г) сократить многосложные тексты законов; д) из противоречащих друг другу законов выбирать лучший или более поздний.
К 1832 г. для обсуждения в Государственном совете было подготовлено 15 томов Свода законов (СЗ), объединенных в восьми книгах. В первых трех томах были изложены основные и учредительные законы, определяющие пределы власти и порядок делопроизводства государственных учреждений (Государственного совета, Сената, министерств, губернских учреждений), в четвертом томе — уставы о государственных повинностях, в пятом — восьмом томах — уставы казенного управления, том девятый — законы о сословиях («состояниях»). Десятый — двенадцатый тома охватывали законы гражданские и межевые, кредитные отношения, торговую и предпринимательскую деятельность. Тринадцатый и четырнадцатый тома содержали уставы благочиния (полицейские законы), а пятнадцатый том — уголовные законы . По книгам СЗ делился следующим образом: первая книга включила по преимуществу законы об органах власти и государственной службе, вторая — уставы о повинностях, третья — уставы казенного управления (уставы о податях, пошлинах, питейном сборе и др.), четвертая — законы о сословиях, пятая — гражданское законодательство, шестая — уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые и о промышленности и др.), седьмая — уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, общественного призрения и врачебный и др.), восьмая — уголовное законодательство . Каждый том СЗ делился на части. При этом той части СЗ, которая получила название Основных государственных законов (т. 1, ч. 1), впоследствии изложенной в редакции от 23 апреля 1906 г., суждено было стать первой русской конституцией. К каждой части (отрасли) СЗ подготавливалась историческая справка. Для каждой статьи СЗ составлялся комментарий, имевший силу толкования. СЗ включал в себя только действующие законы, что проверяли специальные ревизионные комитеты при министерствах и главных управлениях, куда направлялись отдельные части СЗ. Ревизия окончилась в мае 1832 г.
См.: Матвеева Л.А. Указ. соч. С. 16.
См.: Чистяков О.И. Указ. соч. С. 325.
В планах М.М. Сперанского была и дальнейшая систематизация законодательства, но уже в виде кодификации. Было решено начать с кодификации уголовного законодательства. Руководство кодификацией было поручено М.М. Сперанскому, однако завершилась она уже после его смерти (в 1839 г.) .
См.: Титов Ю.П. Указ. соч. С. 205.
Новый кодифицированный акт получил название Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. Его разработка началась сразу же после создания СЗ и велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во Втором отделении Собственной Его Величества канцелярии. При разработке проекта был использован пятнадцатый том СЗ. Но авторы Уложения не ограничились российским опытом. Они изучили многочисленные западноевропейские уголовные кодексы и проекты таких кодексов .
См.: История отечественного государства и права. Часть 1 / Под ред. О.И. Чистякова. С. 326.
Проект Уложения и объяснительная записка к нему, размноженные для предварительного ознакомления, были подготовлены к 1844 г. . Уложение о наказаниях уголовных и исправительных было рассмотрено в Государственном совете и утверждено в августе 1845 г., введено в действие оно было с 1 мая 1846 г. Судебные органы в приговорах, вынесенных после 1 мая 1846 г., должны были ссылаться только на новое Уложение .
См.: Там же.
См.: Титов Ю.П. Указ. соч. С. 205.
Таким образом, в первой половине XIX в. в России благодаря усилиям М.М. Сперанского и его единомышленников (М.А. Багульянского, К.И. Арсеньева, Ф.И. Цейера, А.П. Куницына, М.А. Корфа, В.Е. Клокова и др.) была проведена огромная работа по систематизации законодательства в виде инкорпорации (Полное собрание законов и Свод законов) и кодификации (Уложение о наказаниях уголовных и исправительных). Все это придало российскому законодательству стройный и законченный вид.
Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. —> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.
Со́бственная Его́ Импера́торского Вели́чества канцеля́рия (сокращённо — Собственная Е. И. В. канцелярия) — личная канцелярия российских императоров, со временем видоизменённая в один из центральных органов власти. Была создана при Петре I, реформирована при Екатерине II, упразднена Александром I при создании министерств; однако в 1812 году вновь учреждена для работы с делами, требовавшими личного участия государя. Функции Собственной Е. И. В. канцелярии императором Николаем I были значительно расширены. Она просуществовала до крушения Российской империи в 1917 году. С 1826 и до 1881 года Собственная канцелярия подразделялась на несколько самостоятельных отделений, значение каждого равнялось министерскому.
Содержание
История
При Петре I Собственная канцелярия государя называлась Кабинетом. При Петре II Кабинету была подчинена Собственная вотчинная канцелярия, учреждённая Екатериной I для заведования императорским имуществом и просуществовавшая до 1765 года, вследствие чего в деятельности Кабинета получили преобладание дела по заведованию императорскими вотчинами и особенно горными заводами.
Существовавшая до Февральской революции 1917 года Собственная Его Императорского Величества канцелярия учреждена в 1812 году ввиду чрезвычайных обстоятельств Отечественной войны; указа об учреждении её в Полном Собрании Законов Российской империи нет. В ней сосредоточивались дела, подлежавшие высочайшему усмотрению; доклады почти по всем ведомствам восходили к государю через Собственную канцелярию, которой с 1812 по 1825 г. управлял А. А. Аракчеев.
Новое развитие Собственная канцелярия получила в царствование Николая I, когда на неё были возложены особые задачи, для чего были постепенно образованы шесть отделений канцелярии, имевших самостоятельное положение, а по своему значению равные министерствам. В 1826 году прежняя Собственная канцелярия получила наименование первого отделения Собственной Е. И. В. канцелярии; в том же году были учреждены второе и третье отделения Собственной канцелярии, в 1828 — четвёртое, в 1836 — пятое и в 1842 — шестое (два последних отделения — временные).
Четыре отделения Собственной канцелярии просуществовали до начала 1880-х годов, когда началось постепенное сокращение отделений Собственной канцелярии.
Первое отделение
В царствование Николая I и Александра II занималось подготовкой высочайших указов, приказов и рескриптов, контролем за их исполнением, представлением государю докладов и прошений.
Отделение в 1882 году вновь получило наименование Собственной Е. И. В. канцелярии, которая выполняла функции личной канцелярии императора. К её ведению относились исполнение получаемых от государя повелений и поручений, изготовление в некоторых случаях высочайших указов, рескриптов, приказов, грамот; представление государю поступавших в канцелярию на высочайшее имя бумаг по некоторым из высших государственных учреждений, а также донесений начальников губерний и объявление, в иных случаях, монаршей воли по означенным представлениям; рассмотрение ведомостей о неисполненных высочайших указах и повелениях; рассмотрение и представление на усмотрение императора ходатайств благотворительных учреждений, не состоявших в прямом ведении министерств или главных управлений (прежде всего — находившихся под покровительством высочайших особ); первоначальное рассмотрение и дальнейшее направление вопросов, касающихся общих, преимущественно формальных условий гражданской службы, а также наград; другие вопросы, связанные с внутренней работой Собственной канцелярии.
Управляющими первым отделением (Собственной канцелярией) после Аракчеева были: Н. Н. Муравьёв, А. С. Танеев (1832—1865), его сын С. А. Танеев (1865—89), К. К. Ренненкампф (1889—96) и внук первого Танеева А. С. Танеев (с 1896).
Второе отделение
Важной заслугой II отделения является его содействие развитию юридических наук в России. В 1828 году по предложению Сперанского ко II отделению были прикомандированы по три студента Санкт-Петербургской и Московской духовных академий для подготовки к профессорскому званию. В следующем году были вызваны для той же цели ещё 6 студентов академий, к которым присоединились ещё три студента Санкт-Петербургского университета: эти лица слушали в университете римское право и латинскую словесность и, кроме того, занимались во II отделении практически.
Пробыв около полутора лет при II отделении, студенты подверглись экзамену во II отделении; затем были посланы (в 1829 и 1831 годах) в Берлин, где под руководством Савиньи три года слушали лекции по юридическим наукам; по возвращении в Петербург они вновь подверглись экзамену и получили степень доктора прав. Все они (кроме трех рано умерших) заняли кафедры юридических наук в различных университетах и произвели переворот в преподавании юриспруденции в России, принеся с собой знакомство с европейской наукой и основательное знание отечественного права. Из них наиболее выдвинулись своими научными заслугами К. А. Неволин, Н. Крылов, Я. И. и С. И. Баршевы, П. Д. Калмыков и П. Редкин.
Во главе II отделения Собственной Е. И. В. канцелярии стояли: М. А. Балугьянский, граф Д. Н. Блудов, граф М. А. Корф, граф В. Н. Панин, князь С. Н. Урусов.
Третье отделение
Наиболее известно III Отделение Собственной Е. И. В. канцелярии. Было создано 3 (15) июня 1826 года [1] , во главе стоял А. Х. Бенкендорф.
В день своего рождения, 25 июня 1826 года, император Николай I подписал указ об учреждении новой должности шефа жандармов с назначением на неё начальника 2-й кирасирской дивизии, генерал-адъютанта (впоследствии графа) А. Х. Бенкендорфа, и подчинением ему всех жандармов, как состоящих при войсках (Жандармский полк), так и числившихся по Корпусу внутренней стражи (Жандармские команды). А Высочайшим указом от 3 июля того же года Особая канцелярия министра внутренних дел была преобразована в самостоятельное учреждение, под названием Третьего Отделения Собственной Е. И. В. канцелярии, отданное под главное начальство того же Бенкендорфа. Таким образом, высшая полиция и жандармская часть соединялись под начальством одного лица. В основании Отделения сыграли важную роль, с одной стороны, политические события того времени (и прежде всего восстание декабристов), а с другой — убеждение императора в могуществе административных воздействий не только на государственную, но и на общественную жизнь.
III Отделение занималось сыском и следствием по политическим делам, осуществляло цензуру, боролось со старообрядчеством и сектантством, расследовало дела о жестоком обращении помещиков с крестьянами и т. д.
Граф А. Х. Бенкендорф оставался главным начальником Отделения до самой своей смерти (15 сентября 1844 года); преемником его был князь Алексей Фёдорович Орлов (с 17 сентября 1844 года по 5 апреля 1856 года).
Структура III Отделения:
Осуществляла надзор за деятельностью в России различных религиозных конфессий, распространением религиозных культов и сект, а также административно-хозяйственным заведованием общегосударственными политическими тюрьмами: Алексеевским равелином, Петропавловской крепостью, Шлиссельбургской крепостью, Суздальским Спасо-Евфимиевым монастырем и Шварцгольмским домом. Организовывала борьбу с должностными и особо опасными уголовными преступлениями. Собирала сведения о деятельности общественных организаций, культурных, просветительских, экономических, страховых обществ, о различных изобретениях, усовершенствованиях, открытиях, а также о появлении фальшивых денег, документов и т. п. Занималась рассмотрением жалоб, прошений, доносов и составлением докладов по ним. Осуществляла надзор за решением гражданских дел о разделах земель и имущества, случаях супружеской неверности и др. Занималась комплектованием штатов III Отделения и распределением обязанностей между структурными подразделениями.
- III экспедиция занималась специально иностранцами, проживающими в России, и высылкой неблагонадёжных и подозрительных людей.
С 1826 года до середины 1866 года экспедиция осуществляла наблюдение за пребыванием иностранцев в России, контроль за их приездом и отъездом, функции контрразведки. С середины 1866 года к III экспедиции перешли также функции I экспедиции по наблюдению за общественным и революционным движением и производству дознаний по политическим делам. С 1873 года, в связи с ликвидацией IV экспедиции, её функции по сбору сведений о происшествиях на территории России (в том числе на железных дорогах) были также возложены на III экспедицию.
Осуществляла сбор информации о всех важных событиях в стране: выступлениях крестьян, волнениях в городах, мероприятиях правительства по крестьянскому вопросу и т. д. В IV экспедицию поступали сведения о видах на урожай, снабжении населения продовольствием, о ярмарках, ходе торговли и др., а также донесения из действующей армии во время военных действий, о столкновениях и инцидентах на границах Российской империи. Экспедиция руководила борьбой с контрабандой, проводила сбор материалов о злоупотреблениях местной администрации, сведений о происшествиях (пожарах, наводнениях и других бедствиях, уголовных преступлениях и т. д.). Ликвидирована в 1873 году.
- V экспедиция (создана 23 октября1842 года) занималась специально цензурой.
V экспедиция ведала драматической (театральной) цензурой, надзором за книгопродавцами, типографиями, изъятием запрещенных книг, надзором за изданием и обращением публичных известий (афиш), составлением каталогов пропущенных из-за границы книг, разрешением издания новых сочинений, переводов, наблюдением за периодическими изданиями.
В Архиве хранились дела всех экспедиций, докладов и отчётов императору, вещественных доказательств и приложений к делам.
Указом 12 февраля 1880 года была учреждена Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия под главным начальством графа М. Т. Лорис-Меликова, и ей временно подчинено III Отделение вместе с корпусом жандармов, а указом 6 августа того же года Верховная распорядительная комиссия была закрыта и III Отделение Собственной Е. И. В. канцелярии упразднено с передачей дел в Департамент государственной полиции, образованный при Министерстве внутренних дел.
Главные начальники III Отделения и шефы жандармов: граф А. X. Бенкендорф (1826—1844), граф А. Ф. Орлов (1845—1856), князь В. А. Долгоруков (1856—1866), граф П. А. Шувалов (1867—1875), А. Л. Потапов (1875—1877), Н. В. Мезенцов (1877—1878) и А. Р. Дрентельн (1878—1880), П. А. Черевин (март—август 1880).
Четвёртое отделение
Было создано в 1828 году на основе канцелярии скончавшейся императрицы Марии Фёдоровны. Оно занималось делами благотворительности: женским образованием, приютами, здравоохранением.
Пятое отделение
В 1835 г. было создано для подготовки реформы государственной деревни (возглавил — П. Д. Киселев). Управляло государственными крестьянами Петербургской губернии. В 1837 году преобразовано в Министерство государственных имуществ Российской империи.
Шестое отделение
Учреждено в 1843 году временно. Занималось устроением мирной жизни в Закавказском крае.
В 1880 году Собственная Е. И. В. канцелярия была сокращена. Все отделения, кроме первого, были переданы соответствующим министерствам.
Источники
Литература
- Собственная Его Императорского Величества канцелярия
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Собственная Его Императорского Величества канцелярия» в других словарях:
СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ — высшее государственное учреждение Российской империи, находившееся в прямом подчинении Императора. В конце XVIII в. оформилась как личная канцелярия Павла I, при Александре I получила общегосударственные функции, при Николае I превратилась в… … Юридическая энциклопедия
СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ — личная канцелярия российского императора (кон. 18 в. 1917). Имела ряд отделений; крупнейшие Второе отделение и Третье отделение … Большой Энциклопедический словарь
СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ — СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ, личная канцелярия российского императора (конец 18 в. 1917). Подразделялась на отделения; важнейшие Второе отделение и Третье отделение. Упразднена после Февральской революции 1917. Источник:… … Русская история
Собственная Его Императорского Величества канцелярия — личная канцелярия российского императора (кон. 18 в. 1917). Имела ряд отделений; крупнейшие Второе отделение и Третье отделение. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
Собственная его Императорского Величества канцелярия — личная канцелярия российского императора (конец XVIII в. 1917). Имела ряд отделений; крупнейшие Второе отделение и Третье отделение. * * * СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ … Энциклопедический словарь
СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ — высшее гос. учреждение в России 19 нач. 20 вв. Находилось в непосредств. подчинении императора. В кон. 18 в. оформилась как личная канцелярия Павла I. Общегос. функции приобрела с 1812. I отделение канцелярии (с 1826) ведало назначением,… … Советская историческая энциклопедия
Собственная Его Императорского Величества канцелярия — высшее государственное учреждение в Российской империи. Возникла в конце 18 в. как личная канцелярия императора Павла I. Общегосударственные функции получила в 1812. Для ведения дел по различным отраслям управления в канцелярии… … Большая советская энциклопедия
Собственная Его Императорского Величества канцелярия — гос. учреждение Рос. империи 19 нач. 20 в. Оформилось в 1812 в связи с Отеч. войной как личная канцелярия императора. Во 2 й четв. 19 в. распалась на ряд отделений, каждое из к рых являлось по существу самостоят. учреждением. 1 е отд., осн. в… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Собственная Его Императорского Величества Канцелярия по делам Царства Польского — была образована в 1866 г. из статс секретариата Царства Польского. В канцелярии были сосредоточены законодательные работы по преобразованию гражданского управления в Царстве Польском. Законодательная деятельность канцелярии имела ближайшей целью… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Собственная Его Императорского Величества канцелярия по принятию прошений на Высочайшее имя приносимых — возникла в 1895 г. (26 февраля) вследствие выделения канцелярии прошений из состава императорской главной квартиры. Во главе ее поставлен непосредственно подчиненный Императору главноуправляющий, сравненный по правам и обязанностям с министрами и … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Второе отделение Собственной Его императорского Величества канцелярии
Первоначально Второе отделение располагалось в доме на участке Литейный, 46, но к середине XIX века здание и все постройки обветшали, и в 1859 году для этого важнейшего государственного учреждения был приобретен соседний дом архитектора А. Х. Пеля — Литейный, 44.
А. Х. Пель произвел все необходимые работы для устройства в здании государственного учреждения. Помещения в лицевом корпусе были отделаны изящно и даже роскошно — с паркетами и мраморными каминами.
Именно в этом здании осуществлялась грандиозная деятельность по дальнейшей систематизации законов Российской Империи, начатая М. М. Сперанским.
Здесь было подготовлено второе издание Полного собрания законов Российской Империи (1832—1881), здесь осуществлялось предварительное рассмотрение законодательных предложений министерств и ведомств, консультирование Государственного совета и Комитета министров, здесь производилась выдача разрешений на издание собраний и сводов законов частными лицами (до 1862 года), а также осуществлялась цензура книг юридического содержания. Кроме того, Второе отделение занималось изданием источников и научных работ по истории русского законодательства.
Эта ответственная работа проводилась под руководством таких известных государственных деятелей, как Д. Н. Блудов, М. А. Корф, В. Н. Панин, С. Н. Урусов, Ф. М. Маркус, которые являлись Главноуправляющими Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.
Особую роль сыграло Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии в подготовке Судебной реформы 1864 года.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ
ВТОРОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИИ (1826—82), высшее государственное учреждение по кодификации (составлению сборников, сводов) законов Российской Империи, созданное на основании Высочайшего повеления Николая I от 31 янв. 1826, данного М. М. Сперанскому. Подчинялось непосредственно императору.
Штат отделения был утвержден указом от 19 нояб. 1826 в составе: начальник, 16 чиновников, 2 курьера и 15 писарей. Штат, утвержденный 2 апр. 1840, включал начальника, 7 старших чиновников с помощниками, 10 младших, управляющего письмоводством, его помощника, начальника архива (он же контролер), его помощника, врача, 4 чиновников для письмоводства. В 1875 была добавлена должность старшего чиновника.
Отделение прекратило деятельность на основании указа от 23 янв. 1882 в связи с образованием Кодификационного отдела Государственного Совета. А. Е.
Шамрун А.Н., соискатель кафедры государственно-правовых дисциплин Межрегионального института экономики и права.
Многочисленность, раздробленность, запутанность нормативных актов требовали постоянного их разъяснения, что еще более усложняло ситуацию. Для решения назревшей проблемы семь российских монархов — от Петра I до Александра I включительно — приступали к задаче систематизации законодательства, однако практических результатов достигнуто не было до тех пор, пока при Николае I для решения этой задачи не было образовано Второе отделение Собственной Его Величества канцелярии .
См.: Матвеева Л.А. Государство и право Российской Империи в XIX веке. Пенза, 2001. С. 14 — 15.
Работа по систематизации законодательства во вновь образованной Собственной Его Величества канцелярии Николаем I была поручена М.М. Сперанскому. О.И. Чистяков пишет, что Николай I с большой неохотой привлек М.М. Сперанского к этой работе, «прежние либеральные взгляды которого, конечно, были известны, императору». Поэтому во главе Второго отделения был поставлен М.А. Багульянский, хотя фактически всю работу возглавил М.М. Сперанский. По мнению О.И. Чистякова, Николай I «дал указание ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. За проведением в жизнь этой директивы император наблюдал лично. Для этого комиссия была создана не при Государственном совете, который должен был заниматься подготовкой законопроектов, а была просто преобразована во II Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии» .
История отечественного государства и права. Часть 1 / Под ред. О.И. Чистякова. М., 2004. С. 323, 324.
Следует отметить, что в литературе зачастую неправильно называют работу, проведенную под руководством М.М. Сперанского во Втором отделении Собственной Его Величества канцелярии, кодификацией . Кодификация законов действительно входила в планы М.М. Сперанского, который хотел разработать новое уложение как совокупность действующих законов, исправленных и дополненных в соответствии с новым временем . Однако Николай I решил ограничиться составлением сборника ранее изданных законов, собрать весь законодательный материал, скопившийся с 1649 г., и расположить его в хронологическом порядке . Такой процесс в теории права называется инкорпорацией, а инкорпорация вместе с кодификацией составляют систематизацию законодательства. При этом высшей формой систематизации признается именно кодификация, в результате которой создается новый крупный нормативно-правовой акт, охватывающий, как правило, целые отрасли права и законодательства .
См., например: Осипов И.Д. Истинная монархия графа Сперанского // Сперанский М.М. Руководство к познанию законов / Отв. ред. И.Д. Осипов. М., 2002. С. 39; История государства и права России / Отв. ред. Ю.П. Титов. М., 1997. С. 200.
См.: Матвеева Л.А. Указ. соч. С. 15.
См.: Кутырева М.А. Идеи законотворчества в истории политико-правовой мысли: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2002. С. 12.
См.: Григонис Э.П. Теория государства и права. СПб., 2002. С. 138.
Тем не менее и инкорпорация, осуществленная под руководством М.М. Сперанского, представляла собой гигантский труд. Как справедливо отмечает по этому поводу Л.А. Матвеева, «М.М. Сперанский и его помощники повторили подвиг юристов Юстиниана, за семь лет они осуществили грандиозную систематизацию российских законов». Сначала были проведены работы по сбору и размещению в хронологическом порядке указов, международных договоров, важнейших судебных решений за 1649 — 1825 гг., т.е. от Соборного уложения до начала правления Николая I. Многое не удалось разыскать, но тем не менее свыше 30 тысяч законодательных актов было собрано в 45 томов Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ). Все правовые акты, принятые до 1649 г., признавались недействительными и потому не подлежали включению в собрание .
См.: Матвеева Л.А. Указ. соч. С. 15.
Одновременно велась работа над составлением Свода законов Российской империи, который в отличие от ПСЗ, компоновался по тематическому принципу. Систематизация была проведена на основе деления права на публичное (государственные законы) и частное (гражданские законы). Юридическая техника для составления Свода основывалась на методике, разработанной М. Бэконом: а) статьи Свода, основанные на одном действующем указе, излагать теми же словами, которые содержатся в тексте и без изменений; б) статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других указов; в) под каждой статьей давать ссылки на указы, в нее вошедшие; г) сократить многосложные тексты законов; д) из противоречащих друг другу законов выбирать лучший или более поздний.
К 1832 г. для обсуждения в Государственном совете было подготовлено 15 томов Свода законов (СЗ), объединенных в восьми книгах. В первых трех томах были изложены основные и учредительные законы, определяющие пределы власти и порядок делопроизводства государственных учреждений (Государственного совета, Сената, министерств, губернских учреждений), в четвертом томе — уставы о государственных повинностях, в пятом — восьмом томах — уставы казенного управления, том девятый — законы о сословиях («состояниях»). Десятый — двенадцатый тома охватывали законы гражданские и межевые, кредитные отношения, торговую и предпринимательскую деятельность. Тринадцатый и четырнадцатый тома содержали уставы благочиния (полицейские законы), а пятнадцатый том — уголовные законы . По книгам СЗ делился следующим образом: первая книга включила по преимуществу законы об органах власти и государственной службе, вторая — уставы о повинностях, третья — уставы казенного управления (уставы о податях, пошлинах, питейном сборе и др.), четвертая — законы о сословиях, пятая — гражданское законодательство, шестая — уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые и о промышленности и др.), седьмая — уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, общественного призрения и врачебный и др.), восьмая — уголовное законодательство . Каждый том СЗ делился на части. При этом той части СЗ, которая получила название Основных государственных законов (т. 1, ч. 1), впоследствии изложенной в редакции от 23 апреля 1906 г., суждено было стать первой русской конституцией. К каждой части (отрасли) СЗ подготавливалась историческая справка. Для каждой статьи СЗ составлялся комментарий, имевший силу толкования. СЗ включал в себя только действующие законы, что проверяли специальные ревизионные комитеты при министерствах и главных управлениях, куда направлялись отдельные части СЗ. Ревизия окончилась в мае 1832 г.
См.: Матвеева Л.А. Указ. соч. С. 16.
См.: Чистяков О.И. Указ. соч. С. 325.
В планах М.М. Сперанского была и дальнейшая систематизация законодательства, но уже в виде кодификации. Было решено начать с кодификации уголовного законодательства. Руководство кодификацией было поручено М.М. Сперанскому, однако завершилась она уже после его смерти (в 1839 г.) .
См.: Титов Ю.П. Указ. соч. С. 205.
Новый кодифицированный акт получил название Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. Его разработка началась сразу же после создания СЗ и велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во Втором отделении Собственной Его Величества канцелярии. При разработке проекта был использован пятнадцатый том СЗ. Но авторы Уложения не ограничились российским опытом. Они изучили многочисленные западноевропейские уголовные кодексы и проекты таких кодексов .
См.: История отечественного государства и права. Часть 1 / Под ред. О.И. Чистякова. С. 326.
Проект Уложения и объяснительная записка к нему, размноженные для предварительного ознакомления, были подготовлены к 1844 г. . Уложение о наказаниях уголовных и исправительных было рассмотрено в Государственном совете и утверждено в августе 1845 г., введено в действие оно было с 1 мая 1846 г. Судебные органы в приговорах, вынесенных после 1 мая 1846 г., должны были ссылаться только на новое Уложение .
См.: Там же.
См.: Титов Ю.П. Указ. соч. С. 205.
Таким образом, в первой половине XIX в. в России благодаря усилиям М.М. Сперанского и его единомышленников (М.А. Багульянского, К.И. Арсеньева, Ф.И. Цейера, А.П. Куницына, М.А. Корфа, В.Е. Клокова и др.) была проведена огромная работа по систематизации законодательства в виде инкорпорации (Полное собрание законов и Свод законов) и кодификации (Уложение о наказаниях уголовных и исправительных). Все это придало российскому законодательству стройный и законченный вид.
Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. —> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.
Читайте также:
- Приказ об отстранении ребенка из детского сада без справки от фтизиатра как выглядит
- Сплоченность как межличностная аттракция кратко
- Проект в доу комнатные растения средняя группа
- Направления деятельности работы с детьми с овз учителя логопеда в школе
- В чем отличие гипотезы опарина от гипотезы холдейна кратко
Собственная Его
Императорского Величества Канцелярия
— личная канцелярия российского
императора (конец XVIII в.—1917). Подразделялась
на отделения; важнейшие — Второе
отделение и Третье отделение. Упразднена
после Февральской революции 1917. При
Александре I Собственная Его Императорского
Величества Канцелярия выполняла чисто
канцелярские функции при императорском
дворе. С 1826 года СЕИВК стала органом,
возглавившим всю систему центральных
отраслевых органов государственного
управления. При Николае I (с 1826) Собственная
Его Императорского Величества Канцелярия
состояла из следующих отделений: 1.
Первое отделение Собственной Его
Императорского Величества Канцелярии
выполняло канцелярское обслуживание
канцелярии, осуществляло контроль над
министерствами, готовило законопроекты,
ведало назначением и увольнением высших
чиновников (с одобрения и утверждения
царя). 2. Второе отделение Собственной
Его Императорского Величества Канцелярии
занималось систематизацией законодательства
(выносимые законопроекты из министерств
в Государственный совет) иногда занималось
подготовкой собственных законопроектов
– 1882 – упразднено, дела переданы
Государственному совету, здесь работал
М.М. Сперанский. Начальником Второго
отделения Собственной Его Императорского
Величества Канцелярии занимался проф.
Балугьянский, декан Юридического
факультета Петербургского университета.
3. Третье отделение Собственной Его
Императорского Величества Канцелярии
к исходу царствования Николая I состояла
из пяти экспедиций (Исаев – восемь
отделений): первая занималась борьбой
с революционным движением; вторая
занималась борьбой со старообрядчеством
и сектанством; третья занималась
наблюдением за иностранцами; четвертая
занималась борьбой с крестьянскими
волнениями, пятая (учрежденная в 1842)
занималась цензурой. В состав Третьего
отделения Собственной Его Императорского
Величества Канцелярии входил также
Корпус жандармов (оперативная и
вооружённая опора)+ (1836 – Положение о
корпусе жандармов, создавалась сеть
жандармских округов, подчинявшихся
главному жандармскому управлению),
начальником Третьего отделения
Собственной Его Императорского Величества
Канцелярии и шефом жандармов в течение
долго времени в николаевскую эпоху был
граф Бенкендорф, позже его сменил
Дубельт. В 1871 году при отделении создаётся
юрисконсульская часть, преобразованная
в Судебный отдел МВД. Задачи – борьба
с революционерами, сектантами и
раскольниками, руководство полицией,
управление тюрьмами и наблюдение за
иностранцами. Подчинялось непосредственно
императору. 4. Четвертое (с 1828) отделение
Собственной Его Императорского Величества
Канцелярии ведало благотворительными
учреждениями и женскими учебными
заведениями. 5. Пятое (с 1836) отделение
Собственной Его Императорского Величества
Канцелярии готовило проект реформы
государственных крестьян. 6. Шестое
(существовало в 1842-1845) отделение
Собственной Его Императорского Величества
Канцелярии готовило проект реформы
управления Кавказом.
Первые три отделения
были образованы в 1826, четвёртое – 1828,
пятое – 1836, шестое – 1842.
Во второй четверти
XIXв. Собственная Его Императорского
Величества Канцелярия превратилась в
непосредственный аппарат при царе и
рассматривала все важнейшие вопросы
жизни страны. Она приобретала особое
значение, оттесняя на второй план
Государственный совет. Собственная Его
Императорского Величества Канцелярия
была органом, связывавшим царя с
правительственными учреждениями по
всем важнейшим вопросам государственного
управления.
12 февраля 1826 — |
Вступление |
88.
Политико-правовые
факторы, которые привели к трансформации
государственного и политического строя
России, стали проявляться задолго до
революционных событий 1905 г (нарастание
студенческого движения, увеличение
забастовок и стачек, крестьянских
бунтов).
На пути конституционного
строительства в России важнейшими
вехами стали: Манифест 17 октября 1905г.,
провозгласивший введение гражданских
свобод и организацию законодательного
органа (Государственной думы),
ограничивающей монархическую власть,
и Основные законы 23 апреля 1906 г.,
определившие двухпалатную систему, но
сохранившую весьма широкие пределы для
императорской власти. В Основных законах
отмечалось, что вместе с Думой и
Государственным советом император
осуществляет законодательную власть,
но без императорского утверждения ни
один закон не приобретает силы.
Государственный
совет был преобразован в феврале 1906
года, а в апреле ему был придан
государственно-правовой статус второй
парламентской палаты. Новая структура
Совета состояла из общего собрания,
двух департаментов, двух присутствий
и канцелярии.
С января 1905 г. Совет
министров стал действовать на
организационных началах 1861 г. В октябре
1905 г. происходит его реорганизация –
Совет министров становится постоянно
действующим органом. Акт, которым было
осуществлено преобразование, назывался:
“О мерах к укреплению в деятельности
министерства и главных управлений”.
Функции упраздненного в апреле 1906 г.
Комитета министров передавалась частично
Совету министров, частично Государственному
совету. Министры были ответственны
только перед царем, и им же назначались,
правительство еще не приобрело характера
“буржуазного кабинета”. В это время
наблюдается довольно частая смена
председателей Совета министров (с 1905
по 1916 – Витте, Горемыкин, Столыпин,
Коковцев, Горемыкин).
20 февраля 1906 года
вышло “Учреждение Государственной
думы”, в котором определялись ее
компетенция: предварительная разработка
и обсуждение законодательных предложений,
утверждение государственного бюджета,
обсуждение вопросов строительства
железных дорог и учреждении акционерных
обществ. Дума избиралась на 5 лет. Депутаты
Думы были неподотчетны избирателям, их
отстранение могло осуществляться
Сенатом, Дума могла распускаться досрочно
решением императора. С законодательной
инициативой в Думу могли входить
министры, комиссии депутатов и
Государственный совет.
Одновременно с
“Учреждением” было принято новое
Положение о Государственном совете,
который стал верхней палатой, обладающей
теми же правами, что и Государственная
дума. Все законы, принятые Думой, должны
были затем поступать в Государственный
совет и лишь в случае принятия их Советом
представляться на утверждение императору.
Половину реформированного Государственного
совета составляли выборные члены,
половину – члены “по высочайшему
назначению”, председатель и
вице-председатель ежегодно назначались
императором. В избираемую часть Совета
входили представители от духовенства,
Академии наук и университетов, от земских
собраний, от дворянских обществ, от
торговли и промышленности (всего 98
членов). Такое же число членов ежегодно
назначалось императором во вторую часть
Совета из высших государственных
сановников. Одно и то же лицо не могло
одновременно быть членом Государственной
думы и Государственного совета.
23 апреля 1906 г. были
изданы “Основные государственные
законы” (изменение которых могло
осуществляться только по инициативе
императора, но не Думы или Совета). В
гл.1 была дана формулировка верховной
власти: “Императору Всероссийскому
принадлежит верховная самодержавная
власть”. Власть управления также
принадлежала императору “во всем ее
объеме”, но законодательную власть
император осуществлял “в единении с
Государственным советом и Государственной
думой” и никакой новый закон не мог
быть принят без их одобрения и вступить
в силу без одобрения императора. Однако
ст.87 Основных законов предоставляла
возможность императору по представлению
Совета министров принимать указы
законодательного характера в случаях,
когда имелась такая необходимость, а
сессия Думы и Совета прерывались. Но
после открытия законодательной сессии
в течение двух месяцев такой указ должен
был выноситься на одобрение Думы, иначе
он автоматически прекращал свое действие.
Не подлежали
обсуждению Государственной думой и
Государственным советом вопросы об
исключении или сокращении платежей по
государственным долгам, о кредитах
Министерству двора, о государственных
займах.
Весной 1906 года Дума
начала свою работу. Источник будущих
коллизий был заложен в самом устройстве
русской конституции, давшей Государственному
совету одинаковые законодательные
права с Думой. Необходимо отметить, что
Государственный Совет состоявший
наполовину из государственных чиновников
был консервативным органом, постоянно
сдерживавший либеральные порыва Думы
(отмена исключительных законов, полная
амнистия политзаключенных, отмена
смертной казни и т.д.)
89
В октябре 1905 года
Совет министров стал действовать на
орагнизационных началах 1861 года. В
октябре 1905 года произошла его реорганизация
– Совет министров стал постоянно
действующим органом. Акт, которым было
осуществлено преобразование, назывался
«О мерах к укреплению единства в
деятельности министерств и главных
управлений». Совет министров превращался
в высшее правительственное учреждение,
на которое возлагались задачи по
направлению действий ведомств в сфере
законодательства и государственного
управления.
Совет министров
не был кабинетом в «английском» смысле
этого понятия. Отдельные министры
назначались непосредственно императором,
были ответственны перед ним, выступали
как независимые перед Советом главы
отдельных ведомств. Совет министров
играл роль координационного центра и
не был органом, осуществлявшим политическую
программу, одобренную его членами.
Все законопроекты
и административные распоряжения до
того, как они передавались царю, должны
были рассматриваться в Совете министров,
некоторые законопроекты Совет министров
мог обсуждать независимо от законодательных
палат. Часть их поступала непосредственно
на утверждение императора, согласно
ст. 11 ОГЗ, в качестве актов верховного
управления, часть принимала форму
чрезвычайных указов. Одной из важнейших
функций Совета министров было исполнение
государственного бюджета, утверждаемого
Думой. Совет министров руководил
составлением смет бюджета, открывал
кредиты министерствам. Некоторые
ведомства могли обращаться для
«высочайшего рассмотрения» своих дел
непосредственно к императору, минуя
Совет министров. Председатель Совета
министров и министры назначались царём
и были ответственны перед ним.
Функции
упразднённого в апреле 1906 года Комитета
министров частично передавались Совету
министров, частично Государственному
Совету. Министры были ответственны
только перед царём и им же назначались,
правительство ещё не приобрело характера
«буржуазного кабинета»
Система местного
управления также подверглась определённым
изменениям. При охранных отделениях
Министерства внутренних дел открывались
регистрационные конторы, происходила
децентрализация органов политического
сыска, создавались окраинные отделения
и упразднялись районные охранные
отделения. Цензурные органы преобразовывались
в местные комитеты по печати, для
регистрации образовавшихся обществ
создавались специальные присутствия.
С 1906 года каждое
губернское земское собрание получило
право выбирать по одному члену
Государственного совета. С 1912 года
уездные земские собрания вновь стали
выбирать мировых судей фактически
упразднённых в 1889 года Мировые суды
восстанавливались в апреле 1912 года,
тогда же ликвидировался институт земских
начальников.