Все руководство полиции тюмени

   
   
Детали файла

Имя файла: 5545.01.01;МТ.01;1
Размер: 105 Kb
Дата публикации: 2015-03-09 04:47:55
Описание:
Методы принятия управленческих решений (курс 1) — Модульный тест

Список вопросов теста (скачайте файл для отображения ответов):

Верны ли определения?
А) Однокритериальные решения позволяют оценивать варианты, исходя из одного базового показателя, уровень важности которого может определяться ЛПР субъективно или основываться на объективных условиях
В) Многокритериальные решения принимаются с учетом системы показателей
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Тактические решения – решения, направленные на детализацию стратегических решений на среднесрочном (1–3 года) интервале времени с точки зрения выбора способов, методов реализации стратегических решений
В) Тактические решения – решения, которые определяют содержание текущей деятельности организации, лежат в основе оперативно-календарных планов и действий по их реализации
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Эвристические решения принимаются при строгой формализации процедур и операций, предполагают обязательное использование правил, алгоритмов, формул, статистических данных, методов математического программирования и статистических методов
В) Алгоритмические решения основаны на использовании логики, интуиции, опыта, знаний ЛПР, принимаются путем беседы, обсуждения, задавания наводящих вопросов
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Управленческое решение – выбор альтернативы, осуществленный лицом, принимающим решение, в рамках его полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации
В) Лицо, принимающее решение, – основное звено процесса принятия решения, являющееся субъектом управления и наделенное правом принятия решений
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Информационная асимметрия – ситуация, в которой одна из участвующих сторон имеет более полную информацию, чем другая
В) Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более людьми
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Мотивация – процесс побуждения только самого себя к деятельности для достижения целей организации и личных целей
В) Структуризация – возможность количественного выражения зависимостей между элементами ситуации
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Объем информации – целенаправленное движение информации от источников до потребителей
В) Поток информации – количественная характеристика, измеряемая с помощью условных единиц информации
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени и при установленном бюджете поставленных задач с четко определенными целями
В) Качество управленческого решения – степень соответствия параметров выбранной альтернативы решения определенной системе характеристик, удовлетворяющая его разработчиков и потребителей и обеспечивающая возможность эффективной реализации
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Управление – осуществление целенаправленных воздействий, включающих сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие и реализацию соответствующих решений
В) Решением называется выбор одного из альтернативных вариантов конечного результата управления
Подберите правильный ответ
___________ решения принимаются в условиях определенности при наличии полной информации о состоянии объекта в настоящем и в будущем
__________ решения определяют содержание текущей деятельности организации, лежат в основе оперативно-календарных планов и действий по их реализации
___________ проблемы содержат лишь описания важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны
_________решения связаны со сложностью и непредсказуемостью событий
При разработке ___________ решений сочетается использование творческого нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными ранее возможностями
При решении __________ проблем используются количественные методы анализа: линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр
Проблемы, в которых зависимости между элементами ситуации могут получать численные значения или символы, называются
Решение ___________ проблем производится с использованием эвристических методов, основанных на интуиции, логике, теоретических рассуждениях, опыте, профессионализме лица или коллегиального органа субъекта управления
Решения, использующие известные методы и модели оптимального управления объектами, называются
Решения, которые предполагают учет мнений всех членов коллектива, применяются в случае решений, имеющих принципиальное значение для всего коллектива, называются
Решения, которые принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий, называются
Решения, определяющие содержание текущей деятельности организации, лежащие в основе оперативно-календарных планов и действий по их реализации, называются
Решения, принимаемые в условиях вероятностной определенности, когда в результате каждого действия могут быть получены разные результаты, вероятности достижения которых известны или могут быть оценены, называются
Решения, принимаемые группой специалистов, уполномоченных для этого коллективом, называются
Решения, связанные с разработкой стратегических документов, ориентированные на длительную перспективу и касающиеся ключевых элементов компании, называются
Сложные проблемы, которые содержат как качественные, так и количественные элементы при преобладающем составе первых, называются
В зависимости от степени полноты и достоверности информации управленческие решения бывают
В зависимости от прогнозируемых последствий управленческие решения бывают
В зависимости от __________ управленческие решения бывают: интуитивными, рациональными и основанными на суждениях
В зависимости от __________ управленческие решения бывают: корректируемые и некорректируемые
В зависимости от __________ управленческие решения бывают: оперативными, тактическими, стратегическими
В зависимости от метода разработки управленческие решения бывают
В зависимости от функциональной направленности управленческие решения бывают
Представления о единстве мира, о всеобщей связи и взаимной обусловленности процессов и явлений материального мира отражает концепция теории принятия решений
Суть концепции ___________ состоит в том, что решающим аргументом при принятии решения является логически непротиворечивая, полная и количественно подтвержденная система доказательств
Проблемы, имеющие четкую структуру, причинно-следственные связи, аналоги, называются
________ стиль управления – хаотичный подход администратора, который уходит от принятия решения при затруднительных обстоятельствах
_________ функция решений проявляется в том, что они принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, конкретизируются в многообразных задачах
__________ функция решений реализуется через систему организационных мер, экономических стимулов и социальных оценок
___________ решения – решения, которые принимаются ЛПР, без использования определенных методов и без сознательной оценки вариантов решений
___________ функция решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества
____________ решения принимаются в условиях отсутствия необходимой информации о состоянии объекта при реализации альтернатив, либо неизвестен набор возможных стратегий
_____________ решения – решения, которые принимается членами определенной группы, связанными между собой формальными или неформальными отношениями
_____________ функция управленческого решения проявляется в организации как разработки, так и выполнения управленческого решения
В менеджменте __________ руководство работниками осуществляется на основе целей и смет, которые согласованы между руководителями и работниками
Выбор методов контроля – решение, типичное для такой функции управления, как
Выбор миссии организации – решение, типичное для такой функции управления, как
Выбор социальных методов стимулирования эффективности труда – решение, типичное для такой функции управления, как
Выбор стратегии по достижению поставленных целей – решение, типичное для такой функции управления, как
Для ___________ типа характерен «колебательный настрой» в принятии решений, которые могут и затягиваться, и приниматься, и отменяться в зависимости от психоэмоционального состояния
Для ___________ типа характерно преобладание волевых решений на основе здравого смысла и интуиции, что способствует быстрому и точному попаданию в цель благодаря отбрасыванию деталей
Для ___________ типа характерно преобладание детализации решений, их согласование, проработка всех этапов и выбор варианта на основе глубокой интеллектуальной вовлеченности
Для ___________ типа характерно преобладание мягких управленческих решений, впитывающих мнения работников, в которых учитываются те последствия, которые могут позитивно или негативно отразиться на их интересах
Координация людей и других ресурсов во время выполнения проекта характерна для процессов
Менеджмент ____________ означает, что вмешательство происходит только в порядке исключения при грозящем нарушении целей, предполагает экстремально сильное успешное делегирование полномочий
Наблюдение и измерение результатов выполнения проекта и внесение необходимых коррективов характерно для процессов
Найм и увольнение персонала – решение, типичное для такой функции управления, как
Определение рабочих схем достижения целей проекта характерно для процессов
Осуществление целенаправленных воздействий, включающих сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие и реализацию соответствующих решений, – это
При __________ стиле управления все решения принимает сам руководитель, ни с кем не советуясь; он всегда указывает всем сверху и не выносит никаких отступлений от собственных планов
При _____________ стиле руководства основным источником управленческих решений являются официальные документы
При _____________ стиле руководства решения принимаются всеми членами коллектива, которые разделяют ответственность за принятые решения
При _____________ стиле руководства часть полномочий по управлению передана коллективу, для функционирования этого стиля создается комитет
Примером _______________ проблемы является расчет эффективности работы персонала в небольшой по численности организации в зависимости от конкретных показателей деятельности персонала организации
Принятие решения о начале проекта или его фазы характерно для процессов
Рационализация распределения задач, обязанностей и прав – решение, типичное для такой функции управления, как
Решения, в которых инициатива и свобода действий на данном уровне проявляется в ограниченных пределах, называются
Решения, для которых определение критерия оптимальности (целевой функции) в явном виде затруднено, называются
Создание надлежащего морального климата в организации – решение, типичное для такой функции управления, как
Суть концепции __________ формулируется следующим образом: – выбирайте ту альтернативу, лучше которой нет ни одной другой, а сама она – лучше любой из рассматриваемых альтернатив
Техника менеджмента ___________ основана на приоритете конечных результатов над планированием и прогнозированием
У ЛПР _________ типа преобладают управленческие решения, которые могут быть сгенерированы по-новому; сильная вера в новую идею затрудняет прогноз в оценке их последствий
Установление показателей, подлежащих контролю, – решение, типичное для такой функции управления, как

Для скачивания этого файла Вы должны ввести код указаный на картинке справа в поле под этой картинкой —>
ВНИМАНИЕ:
Нажимая на кнопку «Скачать бесплатно» Вы подтверждаете свое полное и безоговорочное согласие с «Правилами сервиса»

Каждый
руководитель в управленческой
деятельности выполняет служебные
обязанности в определенном, свойственном
только ему стиле работы. Честерфилд
говорил, что «стиль — одежда мысли»,
а Бюффон утверждал даже, что «стиль
— это сам человек». Справедливость
этих афоризмов подтверждается и
современным толкованием стиля работы,
который оценивается как совокупность
типичных и относительно устойчивых
приемов воздействия руководителя на
подчиненных с целью эффективного
выполнения управленческих функций и
стоящих задач.

Существует
сложное соотношение между понятиями
«стиль деятельности» и «тактика
поведения». Возникает как бы
противоречие между этими понятиями:
«стиль деятельности» — устойчивая
система приемов и способов деятельности,
психологических средств уравновешивания
индивидуальности субъекта с объективными
требованиями деятельности и «тактика
поведения» — целесообразное
использование средств, форм и методов
адекватно условиям для достижения
победы. Соответственно, противоречивость
понятий ставит ряд вопросов: каким
образом разнообразные задачи решаются
субъектом посредством определенного
стиля деятельности? Как происходит
перестройка стиля деятельности в разных
условиях? Какие особенности стиля
являются устойчивыми, а какие — вариативно
изменчивыми? Существует ли граница
вариаций стиля?

В
литературе утвердилось словосочетание
«индивидуальный стиль деятельности»,
поскольку под ним понимается индивидуальная
система психологических средств, к
которым прибегает человек в целях
наилучшего уравновешивания своей
индивидуальности с внешними условиями
деятельности. Фактически данный стиль
присущ многим лицам, обладающим
одинаковыми типологическими особенностями.
Индивидуальность скорее реализуется
в стилях деятельности, отражающих
своеобразную, а порой и неповторимую
манеру выполнения тех или иных действий.
Поэтому мы считаем целесообразным
различать понятия: «типический стиль
деятельности», присущий определенному
типу людей, и «индивидуальный стиль
деятельности», присущий данному
индивиду.

Администраторы
имеют определенные и устоявшиеся стили
управления — к примеру, в исследовании
стилей управления в области образования
они варьируются от авторитарного до
демократического. Многие администраторы
действуют по-разному во время кризисных
ситуаций по сравнению с благоприятными
ситуациями.

Основные
виды стилей руководства

Основные
характеристики административных стилей
руководства:

Демократический

Отражает
систему взаимоотношений, для которой
характерно постоянное взаимопонимание
между администратором и членами
коллектива. Педагоги и администраторы
вместе работают над целями, задачами,
планами, методикам и проблемами. Решения
принимаются всеми членами коллектива,
и ответственность принимают на себя
все члены группы.

Кооперативный

Часть
полномочий по управлению передана
коллективу. Комитет — это тот орган,
который наиболее часто используется
для функционирования кооперативного
стиля руководства. Обычно вопросы
управления являются постоянными
обязанностями членов комитета. Например,
решение вопросов распределения
заработной платы может принимать
коллегиальный орган-комитет.

Этот
стиль имеет варианты: — коммуникационный
стиль (менеджер затрудняется в принятии
решения и информирует сотрудников,
последние задают вопросы, высказывают
свое мнение, однако в конце концов
должны следовать указаниям менеджера);
— консультативный стиль управления (то
же самое, но решения принимаются
совместно совещательно); — совместное
решение (менеджер выдвигает проблему,
указывает ограничения, сотрудники сами
принимают решение, менеджер сохраняет
право вето).

Ограниченное
участие

Незначительная
часть управленческих функций делегируется
персоналу. Специальным рабочим группам
предлагается решить вопросы планирования
и дать рекомендации. Однако, конечное
решение никогда не поручается комитету,
принимающему участие в рассмотрении
какой-либо проблемы.

Бюрократический

При
этом стиле управления почти нет места
сотрудничеству или даже ограниченному
участию кого-либо. Обычно основным
источником управленческих решений
являются официальные документы,
справочники, правила или другие
руководства к действию. Место в занимаемой
структуре — это главное, и власть
непосредственно связана с занимаемым
местом. Здесь превалируют традиция и
стабильность, изменения редки: конечно,
они никогда не устанавливаются снизу.

Невмешательский

Это
хаотичный подход администратора,
который, как страус, прячет голову в
песке в затруднительных ситуациях. Он
позволяет каждому члену коллектива
вести себя так, как ему удобно, не
заботясь об объективной оценке или
последствиях. Он не способствует
выработке коллективных решений и не
может принять на себя ответственность
в трудной ситуации. Подчиненные ничего
не знают о способах контроля. Каждый
сам решает свои проблемы или терпит
неудачу.

Благожелательный
деспот

Этот
администратор обычно улыбается, слушает
вас (или делает вид, что слушает), а затем
поступает, как считает нужным. Он обычно
говорит: «Я слушаю Вас», «Мы,
может быть, примем Ваше предложение».
Не потребуется много времени для того,
чтобы обнаружить, что это лишь отговорки.

Авторитарный

Все
решения принимает сам руководитель,
ни с кем не советуясь. Он всегда указывает
всем сверху и не выносит никаких
отступлений от собственных планов. Он
знает «что лучше» для сотрудников
и предприятия.

Авторитарный
стиль управления имеет разновидности:
— диктаторский стиль (менеджер все
решает сам, сотрудники исполняют под
угрозой санкций); — автократический
(менеджер имеет в своем распоряжении
обширный аппарат власти); — бюрократический
(авторитет менеджера покоится на
формальных иерархических положениях
системы); — патриархальный (менеджер
имеет авторитет «главы семьи», сотрудники
неограниченно ему доверяют); — благосклонный
(менеджер использует свои неповторимые
личные качества и пользуется высоким
авторитетом, сотрудники поэтому следят
за его решениями).

Смешанные
стили управления

При
анализе полученных экспериментальных
данных было отмечено, что существуют
руководители, которые имеют два
равнозначных ведущих стиля. Для данной
выборки (стили руководства в области
образования) таким смешанным стилем
является тип управления, объединяющий
демократический и авторитарный стили.
На основании данных можно сделать
вывод, что чаще всего руководители
выбирают в качестве ведущего смешанный
стиль (демократически-авторитарный),
второй по числу выбравших его —
кооперативный стиль, затем демократический
и т. д. замыкают ряд авторитарный и
бюрократический типы, их выбирают
наиболее редко.

Используя
показатели, характеризующие проявление
отдельного стиля для каждого испытуемого,
можно построить графики структуры
административных стилей, а на основе
их анализа предложить обобщенные,
наиболее типичные структурные профили
стилей руководства: «сотрудничество»,
«бюрократ-автократ», «демократ-автократ».

Стиль
руководства «сотрудничество» —
стиль руководителя, который, в основном,
использует демократический и кооперативный
стили. Авторитарный, бюрократический,
благожелательно-деспотичный и
невмешательский для них не характерны.

Стиль
руководства «бюрократ-автократ»
— это стиль руководителя, который
использует авторитарный, бюрократический
и благожелательно-деспотичный стили,
отказывается от стилей сотрудничества,
отношение к невмешательскому
противоречиво.

Стиль
руководства «демократ-автократ»
— стиль руководителя, чаще всего
использующего демократический и
авторитарный стили, часто кооперативный,
отрицает невмешательский, бюрократический
и благожелательно-деспотичный стили

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  1. Стили руководства.

Основные
виды стилей руководства

Основные
характеристики административных стилей
руководства:

Демократический

Отражает
систему взаимоотношений, для которой
характерно постоянное взаимопонимание
между администратором и членами
коллектива. Педагоги и администраторы
вместе работают над целями, задачами,
планами, методикам и проблемами. Решения
принимаются всеми членами коллектива,
и ответственность принимают на себя
все члены группы.

Кооперативный

Часть
полномочий по управлению передана
коллективу. Комитет — это тот орган,
который наиболее часто используется
для функционирования кооперативного
стиля руководства. Обычно вопросы
управления являются постоянными
обязанностями членов комитета. Например,
решение вопросов распределения заработной
платы может принимать коллегиальный
орган-комитет.

Этот
стиль имеет варианты: — коммуникационный
стиль (менеджер затрудняется в принятии
решения и информирует сотрудников,
последние задают вопросы, высказывают
свое мнение, однако в конце концов должны
следовать указаниям менеджера); —
консультативный стиль управления (то
же самое, но решения принимаются совместно
совещательно); — совместное решение
(менеджер выдвигает проблему, указывает
ограничения, сотрудники сами принимают
решение, менеджер сохраняет право вето).

Ограниченное
участие

Незначительная
часть управленческих функций делегируется
персоналу. Специальным рабочим группам
предлагается решить вопросы планирования
и дать рекомендации. Однако, конечное
решение никогда не поручается комитету,
принимающему участие в рассмотрении
какой-либо проблемы.

Бюрократический

При
этом стиле управления почти нет места
сотрудничеству или даже ограниченному
участию кого-либо. Обычно основным
источником управленческих решений
являются официальные документы,
справочники, правила или другие
руководства к действию. Место в занимаемой
структуре — это главное, и власть
непосредственно связана с занимаемым
местом. Здесь превалируют традиция и
стабильность, изменения редки: конечно,
они никогда не устанавливаются снизу.

Невмешательский

Это
хаотичный подход администратора,
который, как страус, прячет голову в
песке в затруднительных ситуациях. Он
позволяет каждому члену коллектива
вести себя так, как ему удобно, не заботясь
об объективной оценке или последствиях.
Он не способствует выработке коллективных
решений и не может принять на себя
ответственность в трудной ситуации.
Подчиненные ничего не знают о способах
контроля. Каждый сам решает свои проблемы
или терпит неудачу.

Благожелательный
деспот

Этот
администратор обычно улыбается, слушает
вас (или делает вид, что слушает), а затем
поступает, как считает нужным. Он обычно
говорит: «Я слушаю Вас», «Мы, может
быть, примем Ваше предложение». Не
потребуется много времени для того,
чтобы обнаружить, что это лишь отговорки.

Авторитарный

Все
решения принимает сам руководитель, ни
с кем не советуясь. Он всегда указывает
всем сверху и не выносит никаких
отступлений от собственных планов. Он
знает «что лучше» для сотрудников
и предприятия.

Авторитарный
стиль управления имеет разновидности:
— диктаторский стиль (менеджер все решает
сам, сотрудники исполняют под угрозой
санкций); — автократический (менеджер
имеет в своем распоряжении обширный
аппарат власти); — бюрократический
(авторитет менеджера покоится на
формальных иерархических положениях
системы); — патриархальный (менеджер
имеет авторитет «главы семьи», сотрудники
неограниченно ему доверяют); — благосклонный
(менеджер использует свои неповторимые
личные качества и пользуется высоким
авторитетом, сотрудники поэтому следят
за его решениями).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Лицо, принимающее решения (ЛПР) – это
индивид, который производит выбор
определенной альтернативы в качестве
решения и несет ответственность за
последствия реализации данного решения.
Иногда ЛПР связывают и с группой лиц,
принимающих то или иное управленческое
решение .

Эффективность принимаемых решений в
значительной мере зависит от личностных
качеств ЛПР, важнейшими из которых
являются способность к творчеству,
оригинальность, гибкость мышления,
воображение, инициативность, развитая
интуиция, целеустремленность, и системы
памяти.

Целеустремленностьхарактеризуется
способностью:

  • создавать подцели различных подуровней,
    имеющих иерархическую структуру;

  • выбирать средства (методы, стратегии,
    программы), адекватные данной задаче;

  • вернуться, в случае прерывания процесса
    решения (из-за внутренних или внешних
    причин), через некоторое время к этапу,
    на котором процесс решения был прерван;

  • избегать повторений благодаря памяти;

  • завершить работу, если достигнута
    ситуация, субъективная ценность которой
    соответствует запланированной цели,
    т. е. выгоде, которую хотелось получить.

Различают долговременную и кратковременную
память.

Долговременная памятьЛПР носит
ассоциативный характер. Она имеет очень
большую емкость, но к данной информации
нет непосредственного доступа. Необходимо
затратить время и усилия для считывания
этой информации. Индивидуальные различия
в объеме долговременной памяти и скорости
считывания информации огромны.

Кратковременная памятьимеет
ограниченный объем. Информация, хранящаяся
в этой памяти, непосредственно доступна.
Это главная система, где происходит
процесс переработки информации в
соответствии с целью. Информация
поступает в кратковременную память из
долговременной памяти или из внешней
среды.

Многое зависит и от того, кто и как
психологически предрасположен принимать
управленческие решения. По этому критерию
можно выделить несколько психологических
типов ЛПР:

  • рассудочный тип, если ЛПР свойственны
    детализация решения, его тщательное
    согласование, скрупулезная проработка
    всех этапов разработки решения и выбор
    варианта на основе глубокой интеллектуальной
    вовлеченности;

  • прагматический тип, когда
    преобладают волевые решения на основе
    здравого смысла, происходит как бы
    быстрое и точное «попадание в цель»
    благодаря отбрасыванию деталей;

  • комплексивный тип, если свойственен
    «колебательный настрой» в принятии
    решений, которые могут затягиваться,
    приниматься и отменяться в зависимости
    от переживания собственных проблем;

  • посреднический тип, когда преобладают
    «мягкие» управленческие решения,
    впитывающие мнения работников, в которых
    учитываются те последствия, которые
    могут позитивно или негативно отразиться
    на их интересах;

  • эвристический тип, когда доминируют
    управленческие решения, сгенерированные
    по-новому, однако сильная вера в новую
    идею не всегда сопровождается адекватным
    прогнозом последствий принимаемых
    решений.

В практике управления и сами руководители,
и их команда редко представляют эти
психологические типы в «чистом виде».
Все они, так или иначе, совмещаются.
Оценка личностных качеств и проблем,
связанных с отбором руководителей,
является одним из самых сложных аспектов
управленческой деятельности[20].

Руководители имеют определенные и
устоявшиеся стили деятельности, которые
варьируются от авторитарного до
демократического. Очевидно, администраторы
могут действовать с использованием
разных стилей в разные периоды времени.
Основные разновидности административных
стилей
руководства таковы:

  • Демократический. Отражает систему
    взаимоотношений, для которой характерно
    устойчивое взаимопонимание между
    администратором и членами коллектива.
    Подчиненные и руководители
    вместе работают над целями, задачами,
    планами, методиками и проблемами.
    Решения принимаются всеми членами
    коллектива, которые разделяют
    ответственность за принятые решения;

  • Кооперативный. Часть полномочий
    по управлению передана коллективу.
    Комитет – это тот орган, который наиболее
    часто используется для функционирования
    кооперативного стиля руководства.
    Обычно вопросы управления являются
    постоянными обязанностями членов
    комитета;

  • Ограниченное участие. Незначительная
    часть управленческих функций делегируется
    персоналу. Специальным рабочим группам
    предлагается решить вопросы планирования
    и дать рекомендации. Однако конечное
    решение никогда не принимается комитетом,
    принимающим участие в
    рассмотрении какой-либо проблемы;

  • Бюрократический.При этом стиле
    управления основным источником
    управленческих решений являются
    официальные документы, справочники,
    правила или другие руководства к
    действию. Должность в управленческой
    структуре – это главное,
    именно она определяет уровень властных
    полномочий. Здесь превалируют традиция
    и стабильность, изменения редки и они
    никогда не инициируются снизу;

  • Невмешивающийся.Это бессистемный
    подход администратора, который, как
    страус, прячет голову в песке в
    затруднительных ситуациях. Он позволяет
    каждому члену коллектива вести себя
    так, как ему удобно, не заботясь об
    объективной оценке или последствиях.
    «Руководитель» не способствует выработке
    коллективных решений и не может принять
    на себя ответственность в трудной
    ситуации. Подчиненные ничего не знают
    о способах контроля, и каждый сам решает
    свои проблемы;

  • Благожелательный деспот.Этот
    администратор обычно улыбается, слушает
    вас (или делает вид, что слушает), а затем
    поступает, как считает нужным;

  • Авторитарный.Все решения принимает
    сам руководитель, ни с кем не советуясь.
    Он всегда указывает всем сверху и не
    выносит никаких отступлений от
    собственных планов.

Ряд авторов, анализируя стили руководства,
считает авторитарный стиль наименее
предпочтительным, однако данный стиль
имеет и сильные стороны: он делает
возможным быстрое принятие решений и
мобилизацию сотрудников на их выполнение,
позволяет стабилизировать ситуацию в
конфликтных коллективах. Этот стиль
может быть эффективным в кризисных
ситуациях, а также в условиях низкого
профессионального и культурного уровня
сотрудников, их слабой трудовой мотивации.
Вариантом авторитарного стиля управления
является патерналистский. Он
предполагает обращение с подчиненными
как с «детьми», опосредование трудовой
мотивации через личную зависимость от
руководителя, при этом служебная
информация распространяется сверху
вниз в зависимости от благосклонности
руководства; контроль деятельности
осуществляется выборочно, по желанию
и интуиции руководителя.

Исходя из различных критериев, можно
выделить разные типы лидеров. Тип
«политика-лисы»соединяет в себе
такие качества, как умение лавировать,
предугадывать ход событий, скрывать
свои истинные цели, намерения, быть
хитрым, осторожным, уметь не попасть в
расставленные капканы, запутать свои
следы и т. д.«Политики-львы»чаще
всего действуют прямолинейно, методом
силового давления и чаще всего попадают
в капкан. Их основной принцип – сокрушить
противника в решающий момент в открытом
бою.

Идеальный тип– политик, обладающий
сокрушающей силой и твердостью льва,
ловкостью и хитростью лисы. Большое
влияние на исследователей оказала
типология, разработанная немецким
философом и социологом М. Вебером. Он
выделилтрадиционное лидерство,
основанное на вере в святость и
неизменность традиций ихаризматическое
лидерство
, опирающееся на веру в
исключительные способности вождя. Такой
тип лидера нельзя оценивать однозначно.
В период глубоких структурных трансформаций
харизматический лидер иногда самим
фактом своего существования способен
сплотить нацию, вселить веру в успех
преобразований. Вместе с тем у масс
нередко формируется патерналистское
сознание, и они перекладывают заботу о
своем существовании, разрешении всех
возникающих проблем на плечи руководителей.

По способу и методам достижения
поставленных целей можно выделить
политика-реформатора,сторонника
постепенных, эволюционных, плавных
методов, иполитика-революционера,приверженца крутых, радикальных методов.

На изломах общественной жизни, на крутых,
переломных этапах истории активизируется
популистский тип лидера. Этокумир толпы, вызывающий ее восторг и
умеющий добиться ее безоглядной
поддержки. Он выражает реальные нужды
широких народных масс, активно
втягивающихся в политическую жизнь,
стремящихся непосредственно воздействовать
на официальные институты власти, на
принятие важных политических решений.
Однако политический эффект достигается
нередко с помощью использования
сиюминутных средств достижения частного
или ближайшего результата при игнорировании
общих или долговременных последствий
принимаемых решений.

Чтобы добиться лидирующих позиций,
руководитель должен выступать в некотором
амплуа,ему необходимо «исполнять»
определенные социальные роли, связанные
в восприятии окружающих с идеей лидера.
(Амплуа – специализация актера на
исполнении ролей, сходных по своему
типу и объединенных условным наименованием).

В таблице 10.2 показан механизм
«проектирования» амплуа, когда некоторым
сферам, формирующим ассоциации с лидером,
поставлены в соответствие его возможные
амплуа и подразумеваемые поведенческие
стереотипы.

Одним из важнейших качеств, необходимых
ЛПР, является ответственность, что
означает:

  • готовность в собственных решениях или
    действиях учитывать интересы тех, кого
    касается решение;

  • готовность отвечать за свои действия;

  • готовность отвечать за действия
    исполнителей задания, если контроль и
    анализ не установил их личной вины.

Таблица 10.2.Механизм «проектирования»
амплуа лидера

Сферы, формирующие
ассоциации с лидером

Возможные
амплуа лидера

Подразумеваемые
свойства и поведение лидера

Архетипы
сознания, культуры; иррациональная
сфера, подсознание

Сакральные:
мученик, святой, мессия, полубог, ангел,
спаситель

Святость,
чистота, непогрешимость, максимализм

Демонические:
дьявол,
колдун, ведьма, совратитель, растлитель

Потакание
низменным инстинктам, греховным
желаниям, освобождение Эго от гнета
культуры и условностей, комплексов

Герой
мифов, легенд, преданий, сказок

Соответствие
глубинной народной (национальной)
психологии, традициям

Чародей,
маг, волшебник, гений

Способность
решать неразрешимые проблемы

Доисторические
времена, история

Вождь

Мудрость
и сила, защита и покровительство

Герой

Мужественность,
честность, готовность к самопожертвованию

Конкретная
историческая личность

Преемник
легендарных личностей, их черт характера
и достоинств

Семья

Отец

Сила,
властность, строгость, бескомпромиссность

Мать

Справедливость,
доброта, сострадание, забота, чистота,
порядок

Другие
(сын, дочь, жених, невеста и др.)

Вызывает
соответствующие (родительские и др.)
чувства

Сферы
управления, производства, обучения

Начальник

Принимает
решения, дает команды

Профессионал

Высокие
профессиональные, деловые качества

Руководитель занят преимущественно
обеспечением текущей деятельности
организации. Он зависит от персонала,
который собирает информацию, готовит
заключения о ценностях, вероятностях
событий, реакций, а также варианты
решений, суждения о лучших из возможных
альтернатив. При принятии группового
решения
создается причастность к
управленческому решению, что облегчает
его реализацию. Кроме того, принятие
решений группой иногда обеспечивает
выбор наилучших вариантов управленческого
решения, поскольку в результате увеличения
числа участников расширяется и объем
рассматриваемой информации.

Наконец, принятие групповых решений
компенсирует отсутствие компетенции
у некоторых лиц, которые в противном
случае были бы вынуждены принимать
такое решение сами. С помощью коллективных
решений можно избежать пагубных
индивидуальных решений.

Среди недостатков групповых управленческих
решений надо отметить то, что для их
принятия требуется длительное время.
Помимо этого, групповые решения открыты
для рисков, связанных с отрицательными
характеристиками динамики поведения
коллектива, такими, как групповое
мышление или подавление некоторых
членов группы со стороны доминирующих.

Некоторые традиционные проблемы ЛПР
при принятии управленческих решений:

  • импровизированные, спорадические и
    незапланированные контакты являются
    больше правилом, чем исключением. Работа
    ЛПР часто является ни чем иным, как
    «перепрыгиванием» от вопроса к вопросу
    и от человека к человеку;

  • множественность целей в сочетании с
    существованием разных групп и интересов
    часто приводит к конфликтам и
    противоречиям;

  • решения – продукт сложного посреднического
    и переговорного
    процесса, занимающего
    гораздо больше времени, чем запланировано,
    и вовлекающего большое количество
    заинтересованных сторон.

Соседние файлы в папке 01.Учебники РБ

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Методы принятия управленческих решений

При разработке ___________ решений сочетается использование творческого нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными ранее возможностями

Методы принятия управленческих решений

Менеджмент ____________ означает, что вмешательство происходит только в порядке исключения при грозящем нарушении целей, предполагает экстремально сильное успешное делегирование полномочий

Методы принятия управленческих решений

Для ___________ типа характерен «колебательный настрой» в принятии решений, которые могут и затягиваться, и приниматься, и отменяться в зависимости от психоэмоционального состояния

Методы принятия управленческих решений

В зависимости от функциональной направленности управленческие решения бывают

планирующие, организующие, координирующие, мотивирующие контролирующие, информирующие

корректируемые, некорректируемые

интуитивные решения, рациональные решения и решения, основанные на суждениях

оперативные, тактические, стратегические

Методы принятия управленческих решений

Верны ли определения? А) Информационная асимметрия – ситуация, в которой одна из участвующих сторон имеет более полную информацию, чем другая В) Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более людьми Подберите правильный ответ

Методы принятия управленческих решений

____________ решения принимаются в условиях отсутствия необходимой информации о состоянии объекта при реализации альтернатив, либо неизвестен набор возможных стратегий

Методы принятия управленческих решений

Решение ___________ проблем производится с использованием эвристических методов, основанных на интуиции, логике, теоретических рассуждениях, опыте, профессионализме лица или коллегиального органа субъекта управления

Методы принятия управленческих решений

Для ___________ типа характерно преобладание мягких управленческих решений, впитывающих мнения работников, в которых учитываются те последствия, которые могут позитивно или негативно отразиться на их интересах

Методы принятия управленческих решений

Суть концепции __________ формулируется следующим образом: – выбирайте ту альтернативу, лучше которой нет ни одной другой, а сама она – лучше любой из рассматриваемых альтернатив

Методы принятия управленческих решений

При __________ стиле управления все решения принимает сам руководитель, ни с кем не советуясь; он всегда указывает всем сверху и не выносит никаких отступлений от собственных планов

Методы принятия управленческих решений

Сложные проблемы, которые содержат как качественные, так и количественные элементы при преобладающем составе первых, называются

хорошо структуризованными

Методы принятия управленческих решений

___________ проблемы содержат лишь описания важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны

Методы принятия управленческих решений

Примером _______________ проблемы является расчет эффективности работы персонала в небольшой по численности организации в зависимости от конкретных показателей деятельности персонала организации

Методы принятия управленческих решений

___________ функция решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества

Методы принятия управленческих решений

В зависимости от степени полноты и достоверности информации управленческие решения бывают

детерминированными,вероятностными, неопределенными

количественными (алгоритмическими) и эвристическими

оперативными, тактическими, стратегическими

корректируемыми, некорректируемыми

Методы принятия управленческих решений

Верны ли определения? А) Мотивация – процесс побуждения только самого себя к деятельности для достижения целей организации и личных целей В) Структуризация – возможность количественного выражения зависимостей между элементами ситуации Подберите правильный ответ

«Управлять – значит принимать решения и организовывать их исполнения».

От качества управленческих решений, состояния контроля за тем, как они реализуются на практике, от того, насколько они соответствуют складывающейся оперативной обстановке и приоритетным задачам, стоящим перед органами внутренних дел, в значительной мере зависит успех борьбы с преступностью и правоохранительной деятельности в целом.

Управленческую деятельность любого руководителя, можно считать успешной только в том случае, если он умело и профессионально грамотно организует разработку, принятие и исполнение решений.

Понятие управленческого решения.

Требования к управленческому решению.

Существует многообразие управленческих решений, принимаемых и реализуемых органами внутренних дел. Без сомнения, выработка решения — процесс творческий, требующий от руководителя глубоких профессиональных знаний, исключения стереотипов мышления и ограниченного видения проблем, правильного использования разносторонней информации, умения сочетать коллегиальность и единоначалие при выработке решений.

Применительно к ОВД управленческое решение можно определить как основанный на законах и подзаконных актах, анализе и оценке оперативной обстановки волевой акт соответствующего руководителя, содержащий постановку целей, обоснование путей и средств их осуществления, имеющий директивный характер, принятый в установленном порядке и обеспечивающий организационную устойчивость и совершенствование деятельности ОВД при решении возлагаемых на него задач.

Сложность и разнообразие функций и задач, стоящих перед ОВД, обусловливают необходимость принятия в ОВД множества самых различных решений. Чем больше задач приходится решать одновременно, тем выше потребность решать их во взаимной увязке. В этой связи для руководителей и должностных лиц ОВД, участвующих в разработке управленческих решений, важным является системное видение управленческих решений. Оно позволяет:

— оценивать приоритеты целей в условиях конкретной оперативной обстановки уже на начальных стадиях разработки решения, т.е. действовать целеустремленно, обеспечивать цикличность, преемственность решений, ритмичность и планомерность процесса их разработки и принятия;

— рассматривать каждое из них как звено в общей цепи постановки и реализации целей деятельности органов внутренних дел.

Условия эффективности управленческого решения

(требования, предъявляемые к управленческому решению).

Решение может быть эффективным, если оно всесторонне обоснованно, когда оно как бы предвидит и учитывает всевозможные повороты событий и принимается с учетом наиболее вероятного исхода.

Надлежащее информационное обеспечение – одно из первых и непременных условий выполнения вышеуказанного требования, позволяющее своевременно выявить проблемы и установить причины их возникновения. Также, оно дает возможность обосновать цель, пути и средства ее достижения, оперативно регулировать процесс реализации решения.

Кроме того, эффективное решение должно отвечать требованиям законности, т.е. оно не противоречит действующим государственным и ведомственным нормативным актам, приказам, инструкциям и т.п.

Следующим важнейшим условием эффективности решения является его полномочность и властность. Это означает, что оно должно исходить из объема властных полномочий, которыми наделен субъект управления. Соблюдение этого требования придает решению силу, способную воздействовать на объект управления и при необходимости использовать принуждение в виде различных санкций.

Безусловным является условие компетентности решения. Решение компетентно, если оно принято тем лицом, которое вправе принимать подобного рода решения. При этом надо отметить, что компетентность решения резко снижается и в тех случаях, когда подменяются функции нижестоящих органов.

Следующее условие эффективности решения – его своевременность. Правильное и обоснованное решение, но принятое с опозданием, равносильно ошибке. В органах внутренних дел принятие решения часто происходит в условиях постоянно меняющейся оперативной обстановки и жесткого лимита времени. Важнейшими факторами в достижении этого требования выступают оперативность в принятии решения и гибкость реакции на меняющиеся события.

Решение эффективно, если оно актуально. Факт актуальности решения в какой-то мере связан со своевременностью решения. Однако, это далеко не тождественные понятия. Актуальны те решения, которые направлены на разрешение актуальных задач, которые необходимо выбрать среди большого количества имеющихся проблем путем оценки их значимости. Поэтому, когда имеется много вопросов, требующих решения, необходимо учитывать, были ли они оценены по степени актуальности и принимались ли по ним решения в порядке их важности.

Решение руководителя ОВД, при сохранении своей общей целенаправленности, должно определяться его гибкостью по отношению к исполнителям, т.е. учитывать их субъективные особенности и не навязывать им излишне строгих рамок поведения. Во всех случаях наиболее эффективны решения, оставляющие простор для проявления инициативы и творчества подчиненных. Такие решения воспринимаются исполнителями как проявление доверия к ним. Однако при оценке этого требования всегда следует исходить из конкретно сложившейся ситуации и субъективных качеств исполнителей.

Вместе с тем, результативность решения во многом зависит от адаптации его к исполнительскому уровню, от того, какие условия созданы для его исполнения. Нереальные и явно завышенные планы, непосильные задачи, поставленные перед отдельными сотрудниками или службами, подрывают веру в людей в собственные возможности, снижают их инициативу и активность.

С другой стороны, явно облегченные решения, умышленно заниженные планы, обязательства, также дают отрицательный эффект. Они расслабляют сотрудников и резко снижают эффективность труда.

Решение эффективно, если оно исчерпывает, т.е. разрешает проблему полностью или на длительный срок. На практике часто встречаются решения, принимаемые как бы в ответ создавшейся ситуации, но не разрешающие ее до конца. Как правило, это является следствием неглубокой оценки обстановки, недостаточного анализа причин, породивших данную ситуацию. Повторные решения по одному и тому же вопросу требуют больших затрат сил, энергии и времени.

Эффективное решение отличается преемственностью, т.е. оно не противоречит принятым решениям, является как бы логическим продолжением общих стратегических установочных решений (концепций).

Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что решение будет эффективным при условии, если оно имеет общественную мотивацию и соответствует общим целям ОВД. Сотрудники всегда должны знать, какими мотивами руководствовался руководитель, принимая то или иное решение, и какие цели будут достигнуты в итоге его выполнения.

Наконец, к условиям эффективности управленческих решений ОВД следует отнести оперативность их оформления. Оно предполагает осуществление комплекса мер по обеспечению четкого и быстрого оформления принятого решения, что представляется здесь весьма важным.

Общая характеристика управленческих решений ОВД.

Характеристика управленческих решений связана с определением их видов, форм, структуры и содержания.

В условиях большого количества разнохарактерных управленческих решений, действующих и периодически разрабатываемых ОВД, большое практическое значение имеет их классификация.

Применительно к аппаратам МВД целесообразно выделить следующие виды управленческих решений.

По целевому назначению можно выделить стратегические и тактические решения. При этом необходимо отметить, что цели управления всегда относятся к двум категориям – это развития (или, по другому говоря, совершенствования) и стабилизации (или обеспечения организационной устойчивости).

К стратегическим управленческим решениям относятся: пятилетние, годовые планы работы, установочные приказы о задачах органов внутренних дел на очередной год, комплексные программы совершенствования деятельности органов внутренних дел на очередной год, комплексные программы совершенствования деятельности органов внутренних дел по отдельным проблемам борьбы с преступностью и охраны общественного порядка и т.п.

Тактические решения призваны стабилизировать деятельность органов и подразделений путем своевременного внесения корректив в работу и устранения отклонений от целей стратегических решений. К таким решениям относятся приказы, указания, решения коллегии или оперативного совещания, а также планы, принимаемые в процессе повседневного управления.

По признаку юридических свойств выделяются индивидуальные и нормативные решения.

Индивидуальные решения имеют, можно сказать, разовое назначение, т.е. после реализации они прекращают свое действие. Исполнение предписаний решения нормативного характера в одной ситуации не прекращает его действия в других подобных ситуациях.

Нормативные решения закрепляют основы организации и деятельности ОВД и тем самым обеспечивают их развитие и организационную устойчивость. К ним относятся: положения об органах и подразделениях, инструкции об организации деятельности аппаратов МВД и их подразделений. Такие решения рассчитаны на многократное, долговременное их использование и по своей сущности являются нормативными актами в узком юридическом значении этого слова.

По охвату проблем и задействованных в их решении сил и средств выделяются общие и частные решения.

Общие носят общесистемный, многоцелевой, комплексный характер, охватывают все направления деятельности и все службы и подразделения. При их разработке используется весь имеющийся информационный потенциал ОВД.

В этой группе целесообразно выделить особый вид — директивы МВД России, установочные приказы МВД по организации деятельности подчиненных органов и подразделений в предстоящем году.

Частные решения связаны с выполнением отдельных задач по одной или нескольким проблемам. Разрабатываются они одной или несколькими службами и подразделениями. К ним относятся решения по вопросам:

— организации и проведения комплексных операций различного масштаба и направленности;

— организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в связи с особыми событиями общественно-политического характера;

— анализа различных сторон деятельности органов внутренних дел и принятия мер по устранению недостатков в работе;

— изучения, обобщения и распространения передового опыта работы;

— организации воспитательной и учебно-методической работы с личным составом и укрепления исполнительной дисциплины и законности в деятельности органов внутренних дел.

По свое форме такие решения – это, как правило, приказы, указания, планы.

По принадлежности используемых в решении задач борьбы с преступностью и охраны общественного порядка сил и средств решения делятся на собственные (ведомственные) и совместные (межведомственные).

В первом случае поставленные в этих решениях задачи реализуются собственными силами служб, подразделений органов внутренних дел с использованием имеющихся в их распоряжении средств, форм и методов.

Совместные же решения применяются для выполнения стоящих перед ОВД задач, которые в той или иной мере решаются с использованием сил и возможностей других ведомств, органов, организаций.

Наиболее типичными формами этого вида решений являются комплексные планы профилактики, планы совместных мероприятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних, совместные решения коллегии МВД и других государственных органов и общественных организаций.

По признаку «начала — окончания» реализации поставленной задачи выделяются основные (исходные), дополнительные и итоговые решения.

Основные решения являются исходным, начальным пунктом в процессе решения той или иной задачи, в ряде случаев открывают временные циклы деятельности ОВД (год, полугодие, квартал).

Итоговые решения связаны с моментом завершения определенного периода работы или моментом реализации конкретного управленческого решения, например, приказ об итогах работы за полугодие, об итогах проведения конкретной операции и т.д.

Очень часто в процессе решения одной проблемы возникает необходимость в разработке и принятии нескольких управленческих решений. В этом случае наряду с основным (исходным) и итоговым по данной проблеме решением появляются дополнительные (промежуточные) решения. Так, к примеру, при наличии приказа об усилении борьбы с организованной преступностью (основное решение), решение коллегии МВД о ходе выполнения органами внутренних дел этого приказа будет являться дополнительным (промежуточным) решением. Итоговым решением по данной проблеме может быть приказ или решение коллегии МВД об итогах выполнения основного решения.

По времени (моменту) реализации поставленных задач выделяются перспективные и текущие (оперативные) решения.

К первому виду решений относятся годовые планы деятельности органов внутренних дел республики, комплексные программы, приказы, инструкции, уставы, наставления, регламентирующие те или иные вопросы управленческой деятельности (организацию контроля и проверки исполнения, порядок подготовки и проведения коллегии или оперативного совещания, разработку и принятие управленческих решений и т.д.).

Текущие управленческие решения возникают и реализуются в рамках текущего управления или в определенный в самом решении срок, но в пределах текущего года. Как правило, эти решения вытекают и связаны с реализацией годовых планов работы МВД. В то же время необходимость немедленного решения тех или иных задач борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, своевременного реагирования на изменения оперативной обстановки определяет систему оперативного управления, в процессе которого принимается и реализуется большое число управленческих решений. Эти решения могут быть связаны с резким ростом числа совершаемых преступлений в отдельных городах или районах, совершением отдельных тяжких преступлений, серьезными дорожно-транспортными происшествиями, грубыми нарушениями законности со стороны сотрудников ОВД.

По форме выражения выделяются устные и письменные управленческие решения.

Наибольшую сложность представляет подготовка письменных управленческих решений, имеющих организационно-распорядительный характер, которые классифицируются на: нормативные (приказ по личному составу, положение, указание, инструкция, предписание, решение оперативного совещания) и ненормативные (должностная инструкция, функциональные обязанности, план работы).

Приказ — акт субъекта управления, имеющий высшую юридическую силу и регламентирующий организацию и деятельность органов, подразделений, должностных лиц.

Приказы различаются — по общим вопросам и по личному составу. Приказы по общим вопросам могут быть нормативными или индивидуальными решениями. Приказы по личному составу всегда индивидуальны.

Структура приказов по общим вопросам состоит из двух частей: констатирующая и распорядительная.

В первой части излагаются причины, послужившие основанием к изданию приказа, цели и задачи предписываемых действий. Если приказ издается «во исполнение», в констатирующей части указываются наименование директивного указания, дата и его номер. Констатирующая часть приказа может быть опущена, если распорядительная не нуждается в обосновании.

Другой вид письменного решения — Положение — это нормативный акт, в котором систематизировано излагаются правовые нормы. В них определяются порядок образования, задачи, функции, оргструктура, права. Обязанности и организация работы подразделения, а также его руководителя.

Положения могут быть типовыми и индивидуальными. Индивидуальные разрабатываются на основе типовых положений. Типовые положения, как правило, утверждаются вышестоящими органами управления.

Обычно структура положения состоит из следующих разделов: общие положения, задачи, функции органа (подразделения), права и обязанности его руководителя и т.д.

Весьма распространенной письменной формой управленческого решения является инструкция. Она представляет собой документ длительного действия, содержащий систематизированные нормы по организации деятельности органов, подразделений, должностных лиц. Структура инструкции существенно различается в зависимости от ее вида.

Указание — это такая форма управленческого решения, в котором излагаются конкретные предписания по отдельным вопросам оперативно-служебной деятельности разового характера. Письменные указания являются распорядительным документом начальника ОВД, используемым в повседневной организационно-распорядительной деятельности. Указание не является нормативным актом, а потому не должно содержать нормативные предписания. Следует отметить, что подмена управленческих решений нормативного характера (приказов, положений, инструкций и т.д.) индивидуальными актами (указаниями) снижает значимость нормативных предписаний, приводит к тому, что предписания, рассчитанные на неоднократное исполнение, могут оказаться невыполненными.

Решение коллегии (совещания) является особой формой нормативного или индивидуального акта, регулирующего деятельность органа и подразделения по частным или общим вопросам, принятого в особом порядке на основе коллективного обсуждения тех или иных вопросов организации и деятельности ОВД.

Плановые решения — особая разновидность управленческих решений в форме различного назначения планов и программ. После их утверждения соответствующими руководителями ОВД они приобретают силу акта управления и обязательны для исполнения.

Организационное обеспечение и технология разработки и реализации управленческих решений.

Процесс разработки и принятия управленческих решений, как правило, требует организации коллективной работы руководителя и большого числа сотрудников ОВД.

Организовать разработку управленческих решений это значит:

— определить основных разработчиков решений — структурные подразделения и должностных лиц в зависимости от выполняемых ими задач и функций;

— обеспечить плановость подготовки и принятия решений;

— осуществить четкое распределение обязанностей и закрепление необходимых прав служб и подразделений, а также конкретных сотрудников, участвующих в разработке решений;

— обеспечить необходимой информацией службы и подразделения, ведущие разработку проектов решений;

— обеспечить координацию и контроль всего процесса подготовки и принятия решений;

— привлечь специалистов других ведомств и учреждений, если в этом возникает необходимость.

Организация разработки управленческих решений возлагается на руководство ОВД, начальников штабных, функциональных и отраслевых подразделений.

Разработка и реализация управленческих решений ОВД представляет ряд логически и последовательно взаимосвязанных стадий:

— стадия «осознания и выявления проблем» заключает следующие этапы: поиск и распознание проблемной обстановки; анализ проблемной обстановки; определение целей; формулирование проблем и их ранжирование; анализ проблем; предварительная постановка задач по решению проблем;

— стадия «информационной подготовки решения» включает следующие этапы: сбор и передача данных; восприятие информации; анализ и оценка информации; точная формулировка задачи;

— стадия «поиска и принятия решения» включает следующие этапы: разработка вариантов решения; определение критериев для выбора лучших вариантов; анализ вариантов решений и прогноз предпочтительности вариантов; выбор наилучшего варианта — принятие решения;

— стадия «реализации решений» включает следующие этапы: уяснение управленческого решения; определение наличия необходимых организационных предпосылок для реализации решения; детализация решения и разработка организационных мероприятий (плана); подбор исполнителей; доведение решения до исполнителей; обеспечение работы исполнителей; оперативное руководство исполнением решения; контроль исполнения решения; подведение итогов выполнения решения; информирование (отчет) о выполнении решения.

Приведенный алгоритм разработки и реализации решений ОВД осуществляется в полном объеме при решении наиболее сложных комплексных задач управления. Вместе с тем его элементы в той или иной мере могут быть использованы руководителями при решении простых задач.

Организация исполнения управленческих решений

Вопросы своевременного и качественного исполнения управленческих решений, механизма их реализации имеют исключительно важное значение. Пагубны не только ошибочные и неэффективные решения, но и их несвоевременное и некачественное выполнение или неисполнение их вообще.

Именно на стадии реализации проверяется пригодность управленческого решения в конкретной оперативной обстановке. При этом даже самые верные решения могут не дать желаемых результатов при несвоевременности либо низком качестве их выполнения.

В этой связи, эффективность любого управленческого воздействия обусловлена четкой организаторской работой по реализации принятых решений, достижению поставленных в них целей. Между тем именно это звено часто выпадает из поля зрения руководителей, а организаторская работа по исполнению принятых решений носит формальный характер.

Под исполнением управленческого решения понимается деятельность руководителей, организованная в соответствии с определенными требованиями и направленная на достижение поставленных в решении целей и задач с помощью различных методов и форм управления с учетом условий конкретной оперативной обстановки.

Организация реализации решений возлагается на начальника ОВД. В этих целях он назначает конкретных исполнителей, формулирует им задания, устанавливает сроки исполнения, организует инструктажи и обучение подчиненных, проводит совещания, создает необходимые условия исполнителям, обеспечивает необходимыми средствами, осуществляет контроль за выполнением плановых мероприятий, определяет время, порядок, формы контроля и информирования об исполнении планов.

Руководитель не должен стараться сделать все сам лично, тем более при реализации сложных, ответственных решений. Однако контроль, основных этапов и конечного результата реализации решения он должен и обязан обеспечить.

Важную роль в процессе реализации управленческих решений играют штабные аппараты ОВД, осуществляющие разработку и организационное обеспечение исполнения решений, имеющих комплексный характер. Они должны систематически анализировать ход выполнения принятых решений, эффективность расстановки сил и средств, задействованных в их реализации, уровень исполнительской дисциплины, вносят руководству ОВД предложения по корректировке деятельности в случае возникновения такой необходимости.

Для организации исполнения отдельных решений могут создаваться временные органы со специальными полномочиями: штабы, рабочие группы. Их компетенция ограничивается вопросами организации исполнения решений локального характера.

Формы реализации управленческих решений разнообразны. К ним можно отнести проведение различного рода совещаний, целевых рейдов и операций, выезды в служебные командировки для оказания помощи и т.п.

Контроль за ходом исполнения решения является обязательным условием успешной реализации управленческих решений. Одной из важнейших частей контроля как функции управления является проверка исполнения. Основная цель проверки — это повышение уровня исполнительской дисциплины руководителей служб и подразделений, непосредственных исполнителей, обеспечение своевременного, полного и качественного исполнения принятых решений и задач.

Существуют различные формы контроля исполнения управленческих решений: контрольные и целевые проверки; заслушивание руководителей служб и подчиненных им сотрудников о проделанной работе; истребование письменных отчетов; анализ информации о ходе выполнения планов работы и заданий.

Важным этапом реализации управленческого решения является подведение итогов и оценка выполнения поставленных задач. При подготовке к подведению итогов выполнения управленческих решений необходимо тщательно проанализировать всю проделанную работу по их реализации, конечные результаты этой работы и сопоставить их с основными целями и задачами, вытекающими из решений, с мероприятиями, разработанными по их реализации.

Решение считается выполненным, если цель, поставленная в нем, достигнута полностью.

Могут быть использованы различные формы подведения итогов выполнения управленческих решений: обсуждение итогов на совещаниях, издание приказов, обзоров и т.д.

Эффективная реализация управленческих решений возможна только при наличии хорошо отлаженного механизма их исполнения и контроля.

Штаб МВД по Республике Марий Эл

ПО МВД по Республике Марий Эл    

Анализ оперативной обстановки и принимаемые соответствующие решения по охране общественного порядка и обеспечению безопасности граждан, планирование работы, контроль – все это важные направления деятельности начальника. Однако успех работы личного состава органов внутренних дел в конечном счете зависит от применяемых методов и стиля руководства.

Понятие «стиль» и «метод» традиционно ставятся рядом. И методы, и стиль выражают взаимоотношения руководителя и подчиненных – в этом их родственность. Но если методы, т.е. способы воздействия на подчиненных являются алгоритмом решения той или иной задачи, то стиль относится к характеру применения этого алгоритма и определяется в основном личностными, субъективными факторами. Другими словами стиль – определенным образом упорядоченное применение методов (приемов управления), опосредованное личными качествами руководителя [1, с. 129].

В отечественной литературе стиль руководства определяется довольно формально, как «совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решений типовых задач и проблем, возникающих в процессе реализации руководства» [2, с. 238].

Как следствие такого формализованного подхода в самом общем виде происходит однозначное разделение руководителей на администраторов-автократов и демократов, ориентированных на потребности подчиненных.

Руководитель-автократ в первую очередь заботится о выполнении административных функций, видит главную свою задачу в организации дисциплины и контроля. Для него характерен директивный стиль, он жаждет подчинения сотрудников своей воле, не терпит возражений и не прислушивается к иному мнению.

Представления руководителя-демократа в корне отличаются от вышеизложенных. Его стиль характеризуется вовлечением подчиненных в активное участие в управлении. Он прислушивается к мнению коллег, никогда не подчеркивает своего превосходства и разумно реагирует на критику, не уходит от ответственности за принимаемые решения.

Следуя логике приведенных рассуждений, начальник ОВД должен придерживаться демократического стиля. Однако не все так просто, на практике данная элементарная схема «не срабатывает».

И демократический стиль при всей своей привлекательности, часто создает ситуации, когда на общение тратится много времени, но качество выполнения оперативно-служебных задач при этом ухудшается.

Специалистами в области психологии и управления выделено несколько типов руководителя по различным стилям взаимоотношений с подчиненными (предполагаемая типология, составленная на эмпирическом уровне содержится в [3]).

1. «Руководитель-регламентер». Идеалом регламентирующего стиля руководства является достижение полного описания деятельности подчиненных при помощи должностных инструкций, предписаний, нормативов. Регламентер, чрезмерно стремящийся «спрятаться» за разного рода бумаги, подменить ими реальный процесс управления, обычно избегает психологического контакта с людьми, поэтому психологический климат в возглавляемом им коллективе оставляет желать лучшего. Причем, если «здоровая» регламентация повышает эффективность управления, то чрезмерная ухудшает его, устраняя психологию даже из тех областей, где она объективно необходима. Сверхрегламентация чревата также бюрократизмом.

2. «Руководитель-коллегиал». Видит залог эффективного управления в использовании коллективных форм принятия решений. В своей деятельности коллегиал отводит важное место организации работы постоянных комиссий, регулярному проведению собраний, совещаний и заседаний. В большинстве случаев он находит оптимальное сочетание единоначалия и коллегиальности в управлении, однако абсолютизация коллегиальных форм приводит к уменьшению персональной ответственности. Чрезмерное увеличение числа заседаний и совещаний почти всегда сопряжено с неэффективным управлением.

3. «Руководитель-показушник». Умеет хорошо реагировать на быстро меняющиеся управленческие ситуации, способен своевременно принимать решения. Обычно легко делает карьеру. Руководители такого типа незаменимы, когда нужно мобилизировать все силы для решения трудной проблемы. Превосходя многих других в тактике, «показушники», как правило, проигрывают в стратегии. Такой начальник может обеспечить организации быстрые успехи, но делает это за счет исчерпывания всех ресурсов, в «авральном» порядке.

4. «Руководитель-объективист». Главный упор делает на «объективные факторы», внешние по отношению к управленческой системе. Именно ими объясняет и успех, и неудачи в управлении. Безусловно, объективные факторы играют важную роль в управлении. Однако сила управленческой системы и заключается в относительной независимости от такого рода факторов: финансирования, материально-технической базы, трудовых ресурсов. Высокая степень такой зависимости означает неэффективность внутреннего управления организацией.

5. «Руководитель-формалист». Всячески оттягивает решение любой проблемы, стремясь к тому, чтобы проблема «состарилась» и тем самым оттягивание решения превратилось в само решение. Как это ни странно на первый взгляд, но в деятельности формалиста есть свои положительные моменты: путем «вылеживания» бумаг он дифференцирует главные и второстепенные проблемы. Кроме того, бывают такие конфликтные ситуации, любое решение которых только раздувает конфликт и которые разрешаются сами собой с течением времени. Если же формализм чрезмерно развит, то он превращается в разновидность бюрократизма.

6. «Руководитель-максималист». Не признает мелких проблем. Всегда стремится решать любую проблему на максимально высоком уровне. Наиболее важное его качество-способность генерировать идеи. Как правило, очень энергичен и горит на работе. Чрезмерно развитый «максимализм» приводит к тому, что руководитель не замечает текущих дел, не любит и не умеет ими заниматься.

7. «Руководитель-организатор». Считает, что решив глобальные проблемы (подбора и расстановки кадров, оптимального планирования, материально-технического снабжения), можно успокоиться. Под фундаментальными проблемами он понимает не идеи, а соответствующие направления деятельности. Занимается ими лично, никому не перепоручая. Как правило, исходит из упрощенной модели подчиненных, отводя главную стимулирующую роль материальным факторам. Настойчиво добивается персональных надбавок для сотрудников, которых он ценит. Всячески уклоняется от текущих дел, перепоручая их помощникам. Не любит заседаний и совещаний. Не задерживается на работе.

8. «Руководитель-диспетчер». Содержит в порядке документацию, начинает совещание точно в назначенное время, не забывает своих обещаний, обычно успевает сделать все намеченные на день дела. Отличается высокой исполнительской дисциплиной. С подчиненными контактирует исключительно по деловым вопросам, его задания и замечания всегда конкретны. Конечно, такое руководство-необходимый момент деятельности любого начальника, но его абсолютизация означает выдвижение на первый план текущих дел и забвение перспективных, а также неизбежно ведет к перегрузкам руководителя. Проблем у него возникает больше, чем решений.

Практика со всей отчетливостью показала, что не существует оптимального стиля руководства, который равным образом можно использовать во всех случаях. Управленческое мышление в настоящее время прошло путь от одномерного авторитарного-демократического подхода к трехмерному мышлению. Внимание, уделяемое деятельности подразделения, его задачам, а также личному составу во многом зависит от конкретной ситуации. Формальное положение начальника, его профессиональные знания в качестве основы и условия работоспособности коллектива постепенно уступают место искусству управления подчиненными. Главной ролью руководителя все больше становиться роль «дирижера». Как утверждают видные специалисты в области управления, подлинное искусство руководства заключается не в принятии блестящих решений, а в умении координировать деятельность своих сотрудников [4, с. 24].

В быстро меняющейся оперативной обстановке, столь характерной для руководителей органов внутренних дел, самым лучшим будет стиль, в котором сочетается гибкость начальника с его умением адаптироваться к ситуации. Чтобы точно оценить ее, начальник ОВД должен хорошо представлять себе первоочередность задач, стоящих перед конкретным органом, полноту и качество информации, обеспечивающей их выполнение, свои возможности и полномочия, хорошо представлять себе способности и потребности личного состава. В то же время должен быть всегда готовым к переоценке своих суждений и, если необходимо, соответствующим изменениям стиля руководства.

Современный начальник ОВД, который хочет работать эффективно, не может позволить себе довольствоваться раз и навсегда установленным стилем. Он должен научиться пользоваться всеми стилями, методами, типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации. Лучшим в наше время будет стиль, по удачному выражению Криса Арджириса, «ориентированный на реальность» (Цит. по кн: [5, с. 509]). Так, вряд ли будет успешной управленческая деятельность недавно назначенного начальника ОВД, если он строго будет придерживаться стиля, хорошо зарекомендовавшего себя в прошлом, когда он был, к примеру, начальником отраслевой службы.

Говоря о методах работы с личным составом руководителей, необходимо отметить, что теория управления пережила много увлечений, когда главным в методике становилось попеременно администрирование, стимулирование, мотивация, моделирование, количественный, ситуационный или системный подход. Но при всем различии подходов существуют два основных способа воздействия на подчиненного – принуждение и побуждение. При первом сотрудника органов внутренних дел заставляют делать то, что требуется, при втором он сам выполняет требуемое.

В зависимости от преобладания того или иного способа воздействия – принуждения, основанного на регламентации деятельности, или побуждения, связанного со стимулированием – определяются и методы руководства: регламентирующие и стимулирующие.

Регламентирующие методы относятся к традиционным административным (властным) воздействиям – организационным, директивным, правовым. Их основой являются нормативные акты длительного действия – законы, директивы, приказы, наставления, инструкции и т.д., закрепляющие задачи, функции, структуру органов внутренних дел, взаимосвязь и взаимоподчиненность структурных подразделений и отдельных должностных лиц, их статус, права, обязанности. Эти методы в силу специфики деятельности органов внутренних дел являются преобладающими.

Преимущество регламентирующих методов заключается в быстроте выполнения управленческих решений, в экономичности, поскольку для их реализации не нужны дополнительные ресурсы, а также в гарантированной надежности, при условии, что орган внутренних дел возглавляет сильный, умный, опытный начальник, который является не только формально должностным лицом, но и лидером, обладающим в коллективе заслуженным авторитетом.

И все же, несмотря на то, что в определенных ситуациях и по отношению к некоторым сотрудникам органов внутренних дел методы властного воздействия бывают совершенно необходимы, в современных условиях их эффективность заметно снижается из-за целого ряда факторов.

Несомненно к числу решающих относится изменение социальных ценностей, когда приоритетным в определении эффективности управления становится не технократические, а гуманистические критерии. Если прежде руководители ОВД полагались лишь на силу власти и приказы, то теперь они должны нередко считаться с чувствами и желаниями своих подчиненных.

Сегодня одним из инструментов управления становятся стимулирующие методы: экономические (материальное стимулирование) и социально-психологические, выражающиеся в налаживании прочных связей с людьми, чутком реагировании на настроения и мнения, возникающие среди личного состава, способности убеждать, стремлении добиться поддержки решения руководителя.

Как резюме может прозвучать чисто практический совет: организовать работу в коллективе целесообразнее посредством активизации мотивов к выполнению оперативно-служебных задач, для чего сотрудник должен видеть успешность своей деятельности, иметь возможность выразить себя в труде, ощутить свою значимость.

Одной из основных форм стимулирующего метода, призванного доказать истинность того или иного поведения, является убеждение. Его цель состоит не только в том, чтобы привести личность к пониманию, но и в том, чтобы добиться согласия и принятия доказываемого. Убеждение затрагивает ум и эмоции в их единстве, изменяет неправильные взгляды, отношения и формирует новые. Чтобы убеждение как форма воздействия было максимально полезным, необходимо соблюдать следующие правила:

– объективность – начальник должен верить в истинность того, в чем он убеждает подчиненных;

– всесторонность – следует полностью раскрыть вопрос, рассмотрев его различные аспекты;

– дифференцированность – содержание и форма убеждения должны отвечать уровню развития личности и занимаемой должности;

– доказательность – при всех условиях убеждение должно быть последовательным, логичным;

– эмоциональность – сухой, казенной речью вряд ли кого убедишь.

Анализ административных, экономических, социально-психологи­ческих методов со всей неизбежностью подводит нас к вопросу о преимуществах того или иного метода перед другими. Какой же метод лучше? Тем более, что сейчас явно ощущается стремление противопоставить один метод другому, как у нас, так и за рубежом. Все методы, несмотря на их внешнюю противоположность (побуждение – принуждение, стимулирование – регламентация), тесно связаны между собой. Экономические методы опосредованно решают организационные и воспитательные задачи, административные—экономические и воспитательные, а социально-психологические способствуют решению организационных и экономических задач.

Преобладание в управлении лишь одного из методов, как правило, приводит к грубым ошибкам и просчетам в деятельности руководителя. Так, преобладание экономических методов, оправданное в одних ситуациях, оказывается неоправданным в других, когда начальник ОВД исходит из ложной установки, что личным составом движет лишь материальный интерес, поэтому это единственное средство решения всех и всяческих проблем. Преобладание же административных методов постепенно вырабатывает жесткий директивный стиль со всеми его недостатками. Неограниченное применение социально-психологических методов может привести к морализаторскому стилю общения, постоянному чаепитию, вместо работы, невниманию к материальным стимулам, а значит, к неудовлетворенности личного состава органа.

Таким образом, главная задача руководителей ОВД – овладеть комплексом административных, экономических социально-психологических методов воздействия на подчиненных с тем, чтобы умело применять каждый метод в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальности сотрудника.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Конвалис инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена 300
  • Кризис руководства характерен для
  • Инструкция по отчету сзв стаж исправление ошибок
  • Razogen 20 инструкция на русском языке
  • Биотрин гель для суставов цена инструкция