Все руководство минобороны

Президент Российской Федерации — http://kremlin.ru

Путин

Владимир Владимирович

Президент РФ

«Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации» Конституция России Биография

Шойгу

Сергей Кужугетович

Министр обороны РФ, генерал армии

Указом Президента РФ «О Министре обороны Российской Федерации» от 6 ноября 2012 года назначен Министром обороны Российской Федерации.

Биография Фотоальбом

Medium emblem of the Министерство обороны Российской Федерации

В статье представлен список заместителей Министра обороны Российской Федерации с 1992 г. В отличие от Министерства обороны СССР, Главнокомандующие видами Вооружённых Сил Российской Федерации не являются по должности заместителями Министра обороны Российской Федерации.

После даты назначения или освобождения от должности стоит номер соответствующего указа или распоряжения Президента Российской Федерации (в случаях официального опубликования или упоминания в открытых источниках).

Содержание

  • 1 Действующие
  • 2 Бывшие
    • 2.1 Бывшие первые заместители Министра обороны Российской Федерации
    • 2.2 Бывшие заместители Министра обороны Российской Федерации
  • 3 Начальники служб Министерства обороны Российской Федерации
  • 4 Примечания
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки

Действующие[править | править код]

Портрет ФИО, воинское звание (классный чин)[1] Полное наименование должности,
подчинённые органы
Дата назначения, номер приказа
Первые заместители Министра обороны Российской Федерации

Valery Gerasimov official photo version 2017-07-11.jpg

Герасимов Валерий Васильевич
генерал армии
RAF A F9GenArmy after2013h.png
Начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации —
Первый заместитель Министра обороны Российской Федерации

Подчинённые органы военного управления:

  • Главное оперативное управление Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации
  • Главное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации
  • Главное управление связи Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Национальный центр управления обороной Российской Федерации
  • Управление начальника войск радиоэлектронной борьбы Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Военно-топографическое управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Восьмое управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Управление оперативной подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Управление (строительства и развития системы применения беспилотных летательных аппаратов) Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Управление интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Минобороны России
  • Архивная служба Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Главное управление боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Главное управление военной полиции Минобороны России
  • Служба безопасности полётов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Военно-оркестровая служба Вооружённых Сил Российской Федерации

с 9 ноября 2012 г., № 1505

Tsalikov HR-gr.jpg

Цаликов Руслан Хаджисмелович
действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса
Действительный государственный советник РФ 1 класса (Генерал армии)№.png
Первый заместитель Министра обороны Российской Федерации

Подчинённые органы военного управления:

  • Департамент претензионной и судебно-правовой работы Минобороны России
  • Управление государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны России
  • Департамент ведомственного финансового контроля и аудита Минобороны России
  • Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны России
  • Главное управление контрольной и надзорной деятельности Минобороны России
  • Департамент финансового мониторинга государственного оборонного заказа Минобороны России

с 24 декабря 2015 г.[2]
Заместители Министра обороны Российской Федерации[3]

Nikolai Pankov, portret.jpg

Панков Николай Александрович
генерал армии в отставке
RAF A F9GenArmy after2013h.png
Статс-секретарь — заместитель Министра обороны Российской Федерации[4]

Подчинённые органы военного управления:

  • Главное управление кадров Минобороны России
  • Управление физической подготовки и спорта Вооружённых Сил Российской Федерации
  • Военно-геральдическая служба Вооружённых Сил Российской Федерации

с 13 сентября 2005 г.

Yuriy Sadovenko (General).jpg

Садовенко Юрий Эдуардович
генерал-полковник
Epaulets Colonel General Air Force of the Russian Federation.png
Заместитель Министра обороны Российской Федерации — руководитель Аппарата Министра обороны Российской Федерации

Подчинённые органы военного управления:

  • Управление делами Минобороны России
  • Правовой департамент Минобороны России
  • Протокольно-координационный департамент Минобороны России
  • Организационное управление Минобороны России
  • Контрольное управление Минобороны России

с 7 января 2013 г., № 6

Alexey Kryvoruchko (2018) 2.jpg

Криворучко Алексей Юрьевич
действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.png
Заместитель Министра обороны Российской Федерации (отвечающий за организацию военно-технического обеспечения Вооруженных Сил)

Подчинённые органы военного управления:

  • Главное управление вооружения Минобороны России
  • Департамент Минобороны России по обеспечению государственного оборонного заказа
  • Департамент государственных закупок Минобороны России
  • Управление заказов по совершенствованию технической основы системы управления Вооружённых Сил Российской Федерации
  • Управление перспективных межвидовых исследований и специальных проектов Минобороны России
  • Департамент аудита государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации
  • Направление комплексной оценки оборонной продукции Минобороны России
  • Управление военно-экономического анализа ГПВ и ГОЗ
  • Управление военных представительств Минобороны России
  • 46-й Центральный научно-исследовательский институт Минобороны России
  • Центр специальных разработок Министерства обороны Российской Федерации

с 13 июня 2018 г., № 304

Dmitry Bulgakov, 2016.jpg

Булгаков Дмитрий Витальевич
генерал армии
RAF A F9GenArmy after2013h.png
Заместитель Министра обороны Российской Федерации (отвечающий за организацию материально-технического обеспечения Вооруженных Сил)

Подчинённые органы военного управления:

  • Штаб материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Департамент транспортного обеспечения Минобороны России
  • Продовольственное управление Минобороны России
  • Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России
  • Главное автобронетанковое управление Минобороны России
  • Главное ракетно-артиллерийское управление Минобороны России
  • Главное управление начальника Железнодорожных войск Минобороны России
  • Управление метрологии Вооружённых Сил Российской Федерации
  • Управление Минобороны России по увековечению памяти погибших при защите Отечества
  • Управление ракетного топлива и горючего Министерства обороны Российской Федерации

с 2 декабря 2008 г.

Timur Ivanov, 2017 (1).jpg

Иванов Тимур Вадимович
действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса.png
Заместитель Министра обороны Российской Федерации (отвечающий за организацию управления имуществом, расквартирования войск (сил), жилищного и медицинского обеспечения Вооруженных Сил)

Подчинённые органы военного управления:

  • Департамент строительства Минобороны России
  • Департамент жилищного обеспечения Минобороны России
  • Департамент имущественных отношений Минобороны России
  • Государственная экспертиза Минобороны России
  • Главное военно-медицинское управление Минобороны России
  • Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих

с 23 мая 2016 г.

Popov HR.jpg

Попов Павел Анатольевич
генерал армии
RAF A F9GenArmy after2013h.png
Заместитель Министра обороны Российской Федерации (отвечающий за развитие технической основы системы управления и информационных технологий)

Подчинённые органы военного управления:

  • Главное управление научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий (инновационных исследований) Минобороны России
  • Главное управление развития информационных и телекоммуникационных технологий Минобороны России
  • Главный научно-исследовательский испытательный центр робототехники Минобороны России

с 7 ноября 2013 г., № 826

Alexander Fomin (2018).jpg

Фомин Александр Васильевич
генерал-полковник
RAF A F8ColGen after2010h.png
Заместитель Министра обороны Российской Федерации (отвечающий за организацию международного военного и военно-технического сотрудничества)

Подчинённые органы военного управления:

  • Главное управление международного военного сотрудничества Минобороны России
  • Управление Минобороны России по контролю за выполнением договоров (Национальный центр по уменьшению ядерной опасности)

с 31 января 2017 г., № 42

Shevtsova HR.jpg

Шевцова Татьяна Викторовна
действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса
Действительный государственный советник РФ 1 класса (Генерал армии)№.png
Заместитель Министра обороны Российской Федерации (отвечающий за организацию финансового обеспечения Вооруженных Сил)

Подчинённые органы военного управления:

  • Департамент финансового обеспечения Минобороны России
  • Департамент финансового планирования Минобороны России
  • Департамент социальных гарантий Минобороны России
  • Департамент экономического анализа и прогнозирования Минобороны России

с 4 августа 2010 г., № 970

Andrey Kartapolov, 2018.jpg

Картаполов Андрей Валериевич
генерал-полковник
RAF A F8ColGen after2010h.png
Заместитель Министра обороны Российской Федерации — начальник Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации

Подчинённые органы военного управления:

  • Главное военно-политическое управление Вооружённых Сил Российской Федерации
  • Департамент культуры Минобороны России
  • Управление Минобороны России по работе с обращениями граждан (общественная приёмная Министра обороны Российской Федерации)

с 30 июля 2018 г., № 456

Бывшие[править | править код]

Бывшие первые заместители Министра обороны Российской Федерации[править | править код]

  1. Кокошин Андрей Афанасьевич, 1-й заместитель Министра обороны РФ (с 3 апреля 1992 г., № 355), статс-секретарь — 1-й заместитель Министра обороны РФ (25 января 1996 г., № 90 — 28 августа 1997 г., № 946)
  2. Грачёв Павел Сергеевич (3 апреля 1992, № 356 — 18 мая 1992[5])
  3. Дубынин Виктор Петрович, начальник Генерального штаба Вооружённых Сил — 1-й заместитель Министра обороны РФ (10 июня 1992 г., № 613 — умер 22 ноября 1992 г.)
  4. Колесников Михаил Петрович, начальник Генерального штаба Вооружённых Сил — 1-й заместитель Министра обороны РФ (23 декабря 1992 г., № 1577 — 18 октября 1996 г., № 1460)
  5. Самсонов Виктор Николаевич, начальник Генерального штаба Вооружённых Сил — 1-й заместитель Министра обороны РФ (18 октября 1996 г., № 1461 — 22 мая 1997 г., № 514)
  6. Квашнин Анатолий Васильевич, исполняющий обязанности начальника Генерального штаба Вооружённых Сил — 1-го заместителя Министра обороны РФ (с 23 мая 1997 г., № 517), начальник Генерального штаба Вооружённых Сил — 1-й заместитель Министра обороны РФ (19 июня 1997 г., № 629 — 19 июля 2004 г., № 912)
  7. Михайлов Николай Васильевич, статс-секретарь — 1-й заместитель Министра обороны РФ (11 сентября 1997 г., № 362-рп — 28 марта 2000 г.)
  8. Матюхин Владимир Георгиевич[6] (11 марта 2003 г., № 320 — 21 мая 2004 г., № 656)
  9. Балуевский Юрий Николаевич, начальник Генерального штаба Вооружённых Сил — 1-й заместитель Министра обороны РФ (19 июля 2004 г., № 916 — 3 июня 2008 г., № 876)
  10. Белоусов Александр Васильевич (19 июля 2004 г., № 917 — 25 сентября 2007 г., № 1278[7])
  11. Колмаков Александр Петрович (25 сентября 2007 г., № 1279 — 21 июня 2010 г., № 767)
  12. Макаров Николай Егорович, начальник Генерального штаба Вооружённых Сил — 1-й заместитель Министра обороны РФ (3 июня 2008 г., № 878 — 9 ноября 2012 г., № 1504)
  13. Поповкин Владимир Александрович (21 июня 2010 г., № 767 — 29 апреля 2011 г., № 552)
  14. Сухоруков Александр Петрович (1 сентября 2011 г., № 1131 — 9 ноября 2012 г., № 1504)
  15. Бахин Аркадий Викторович (9 ноября 2012 г., № 1506 — 17 ноября 2015 г., № 561)

Бывшие заместители Министра обороны Российской Федерации[править | править код]

  1. Кондратьев Георгий Григорьевич (10 июня 1992 г., № 611 — 9 февраля 1995 г., № 122)
  2. Миронов Валерий Иванович (10 июня 1992 г., № 611 — 9 февраля 1995 г.)
  3. Топоров Владимир Михайлович (10 июня 1992 г., № 611 — 28 марта 2001 г.)
  4. Громов Борис Всеволодович (24 июня 1992 г., № 707 — 16 марта 1995 г.)
  5. Кобец Константин Иванович, главный военный инспектор Вооружённых Сил Российской Федерации — заместитель Министра обороны Российской Федерации (июнь 1993 г. — 18 мая 1997 г.)
  6. Бурлаков Матвей Прокопьевич (23 августа 1994 г. — 9 февраля 1995 г., № 122[8])
  7. Соломатин Анатолий Васильевич, заместитель Министра обороны Российской Федерации — начальник строительства и расквартирования войск (9 февраля 1995 г. — апрель 1997 г.)
  8. Чуранов Владимир Тимофеевич, заместитель Министра обороны Российской Федерации — начальник Тыла Вооружённых Сил Российской Федерации[9] (17 января 1995 г. — 16 июня 1997 г.)
  9. Косован Александр Давыдович, начальник строительства и расквартирования войск — заместитель Министра обороны Российской Федерации (апрель 1997 г. — 6 марта 2003 г.)
  10. Исаков Владимир Ильич, начальник Тыла Вооружённых Сил Российской Федерации — заместитель Министра обороны Российской Федерации (30 июня 1997 г., № 647 — 2 декабря 2008 г.)
  11. Дмитриев Михаил Аркадьевич[10] (13 ноября 2000 г., № 505-рп — 8 апреля 2004 г., № 512)
  12. Московский Алексей Михайлович, начальник вооружения Вооружённых Сил Российской Федерации — заместитель Министра обороны Российской Федерации (28 марта 2001 г., № 368 — 19 апреля 2007 г.)
  13. Пузанов Игорь Евгеньевич, статс-секретарь — заместитель Министра обороны Российской Федерации (28 марта 2001 г., № 369— 18 октября 2004 г.)
  14. Куделина Любовь Кондратьевна, начальник Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Российской Федерации — заместитель Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе (28 марта 2001 г., № 157-рп[11] — 18 октября 2004 г.), заместитель Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе (1 сентября 2007 г. — 14 апреля 2009 г., № 401[12])
  15. Кормильцев Николай Викторович, Главнокомандующий Сухопутными войсками — заместитель Министра обороны Российской Федерации (28 апреля 2001 г. — 29 сентября 2004 г.)
  16. Гребенюк Анатолий Владимирович, начальник строительства и расквартирования войск — заместитель Министра обороны Российской Федерации (4 марта 2003 г. — 18 октября 2004 г.)
  17. Макаров Николай Егорович, начальник вооружения Вооружённых Сил Российской Федерации — заместитель Министра обороны Российской Федерации (19 апреля 2007 г., № 504 — 3 июня 2008 г., № 878)
  18. Эскин Олег Феликсович (19 ноября 2007 г. — 20 ноября 2008 г.)
  19. Поповкин Владимир Александрович, начальник вооружения Вооружённых Сил Российской Федерации — заместитель Министра обороны Российской Федерации (июль 2008 г. — 21 июня 2010 г., № 767)
  20. Филиппов Владимир Иванович, начальник расквартирования и обустройства — заместитель Министра обороны Российской Федерации (17 сентября 2008 г. — 12 января 2010 г.)
  21. Чушкин Дмитрий Анатольевич (20 ноября 2008 г. — 15 ноября 2012 г., № 1543)
  22. Булгаков Дмитрий Витальевич, начальник Тыла Вооружённых Сил Российской Федерации — заместитель Министра обороны Российской Федерации (2 декабря 2008 г. — 27 июля 2010 г., № 941), заместитель Министра обороны Российской Федерации (с 27 июля 2010 г., № 941)
  23. Чистова Вера Ергешевна, заместитель Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе (14 апреля 2009 г., № 401[12] — 4 ноября 2010 г., № 1332)
  24. Нагинский Григорий Михайлович, начальник расквартирования и обустройства — заместитель Министра обороны Российской Федерации (12 января — 6 июля 2010 г., № 835), заместитель Министра обороны Российской Федерации (6 июля 2010 г., № 835 — 22 апреля 2011 г., № 499)
  25. Мокрецов Михаил Павлович, начальник аппарата Министра обороны Российской Федерации — заместитель Министра обороны Российской Федерации (27 июля 2010 г., № 941 — 5 июля 2011 г., № 888), заместитель Министра обороны РФ (5 июля 2011 г., № 888 — 10 декабря 2011 г., № 1597)
  26. Козлова Елена Викторовна (25 июня 2012 г., № 887 — 15 ноября 2012 г., № 1543)
  27. Остапенко Олег Николаевич (9 ноября 2012 г., № 1507 — 9 октября 2013 г., № 772)
  28. Цаликов Руслан Хаджисмелович (15 ноября 2012 г., № 1545 — 24 декабря 2015 г.)
  29. Дюмин Алексей Геннадьевич (24 декабря 2015 г. — 2 февраля 2016 г.)
  30. Антонов Анатолий Иванович (2 февраля 2011 г., № 136 — 28 декабря 2016 г., № 721)
  31. Борисов Юрий Иванович (15 ноября 2012 г., № 1544 — 18 мая 2018 г., № 222)

Начальники служб Министерства обороны Российской Федерации[править | править код]

(пользовались правами заместителей министра обороны Российской Федерации)

  1. Куделина Любовь Кондратьевна, начальник Службы экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации (18 октября 2004 г., № 1317 — 1 сентября 2007 г.)
  2. Панков Николай Александрович, начальник Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации (18 октября 2004 г, № 1317 — сентябрь 2005 г.)
  3. Гребенюк Анатолий Владимирович, начальник Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации (18 октября 2004 г. — 1 сентября 2007 г.)
  4. Чоботов Андрей Сергеевич, начальник аппарата Министра обороны Российской Федерации (1 ноября 2004 г. — июнь 2008 г.)
  5. Власов Виктор Владимирович, начальник Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации (21 ноября 2007 г. — покончил жизнь самоубийством 21 февраля 2008 г.)
  6. Филиппов Владимир Иванович, начальник Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации (26 апреля — 17 сентября 2008 г.)
  7. Мокрецов Михаил Павлович, начальник аппарата Министра обороны Российской Федерации (6 апреля 2010 г., № 431 — 27 июля 2010 г., № 941)

Примечания[править | править код]

  1. для государственных гражданских служащих
  2. Источник: Цаликов назначен первым заместителем министра обороны России | РИА Новости
  3. Порядок следования согласно сайту Минобороны
  4. с 3 июня 2002 г. (№ 539) по 18 октября 2004 г. — начальник Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации — заместитель Министра обороны Российской Федерации по кадрам
  5. Указом Президента Российской Федерации № 512 назначен министром обороны Российской Федерации
  6. Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 320 на первого заместителя министра обороны Российской Федерации В. Г. Матюхина возложено исполнение обязанностей председателя Государственного комитета Российской Федерации по оборонному заказу при Министерстве обороны Российской Федерации (освобожден от исполнения этих обязанностей Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. № 513)
  7. Указом Президента РФ от 25 сентября 2007 г. № 1278 назначен начальником Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.
  8. Отстранен от должности Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 1994 г. № 2051
  9. Начальником Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации был назначен Указом Президента Российской Федерации от 16 июля 1992 г. № 770.
  10. Распоряжением Президента Российской Федерации от 28 декабря 2000 г. № 593-рп на заместителя министра обороны Российской Федерации М. А. Дмитриева возложено исполнение обязанностей председателя Комитета Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (освобожден от исполнения этих обязанностей Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. № 512)
  11. Распоряжение Президента РФ «О начальнике Главного финансово-экономического управления — заместителе Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе» от 28.03.2001 г. № 157-рп. (недоступная ссылка)
  12. 1 2 Указ Президента РФ «О заместителе Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе» от 14.04.2009 г. № 401. (недоступная ссылка). Проверено 23 апреля 2009. Архивировано 22 апреля 2009 года.

См. также[править | править код]

  • Список командующих войсками военных округов и флотами (Россия)

Ссылки[править | править код]

  • Список Зам. министров на сайте Министерства обороны Российской Федерации

Военное ведомство: вчера и сегодня

Проблема государственного управления военной сферой всегда была актуальной для нашего Отечества, и ее решение являлось одним из наиболее приоритетных на протяжении всей истории государства Российского.

Система военного управления Российского государства

Задолго до образования Древнерусского государства у славян сложилась форма управления в виде народного собрания — веча, на котором выбирался военачальник, определялись направления и маршруты походов, численность и состав войска.

С развитием феодальных отношений выделяется родоплеменная знать, объединявшаяся вокруг князей — военачальников с наследственной властью. Во главе первого Древнерусского государства встал князь, опиравшийся на дружину, которая на Руси была не только военной силой, но и принимала активное участие в управлении страной. При князьях для решения военных вопросов создавались «советы». Важное место в государственной иерархии занимали воеводы – предводители княжеских полков в военное время и наместники князя в подвластных ему городах в мирное время.

В ходе объединения русских земель вокруг Москвы совершенствовалась и военная организация Московского княжества.

Достаточно стройная система военного управления сложилась в ходе реформ Ивана IV Грозного. Общее руководство всеми вооруженными силами государства осуществлял царь, опираясь на Боярскую думу. Непосредственное руководство строительством и подготовкой вооруженных сил сосредоточилось в приказах (Стрелецком, Оружейном, Бронном, Пушкарском, Ямском и др.). Высшим органом военного управления с 1535 г. являлся Разрядный приказ – родоначальник созданного в будущем Военного министерства. Он ведал всеми ратными людьми государства, вел учет поместного войска, распределял его по полкам, осуществлял смотры и сбор войска, по указанию царя назначал главного воеводу и воевод полков, доводил до них план военных действий.

С образованием в XVII в. полков «нового строя» произошли изменения и в системе высшего военного управления. Появилась военно-территориальная система, а с ней и соответствующие органы управления – разряды.

Начало XVIII в. в России ознаменовалось крупномасштабными реформами. Завершение преобразования постоянного войска в регулярную армию потребовало создания единой централизованной системы военного управления. Были созданы 12 коллегий, в том числе Военная и Адмиралтейств-коллегия. Военная коллегия занималась всеми военными делами государства, определяла штаты полков, вела учет командного состава и представляла к присвоению офицерских чинов. Флотскими делами управляла Адмиралтейств-коллегия. Именно эти органы военного управления стали прообразом Военного министерства. Первым президентом Военной коллегии был назначен ближайший соратник Петра I генерал-фельдмаршал А.Д. Меншиков. Адмиралтейств-коллегию возглавил еще один сподвижник царя — генерал-адмирал Ф.М. Апраксин.

Благодаря активности Петра I и постоянному контролю за работой коллегий в первые годы они были довольно эффективны. Но после его смерти коллегии стали превращаться в бюрократические инстанции, часто тормозившие принятие необходимых военно-управленческих решений. Президенты коллегий постепенно утрачивали власть, а при дворе стали возникать новые органы управления (советы, комитеты и т.д.).

Недостаточная оперативность в решении вопросов управления вооруженными силами привела к созданию с восшествием на престол в 1762 г. Екатерины II специальной воинской комиссии с целью пересмотра всех существовавших штатов войск, преобразования военных учреждений и усовершенствования организационных основ русской армии. В 1763 г. по предложению этой комиссии был учрежден Генеральный штаб, руководство которым возглавил вице-президент Военной коллегии генерал-аншеф граф З.Г. Чернышев. По Положению 1772 г., представленном императрице генерал-майором Ф.В. Бауром, на Генеральный штаб были возложены задачи подготовки данных для боевой деятельности войск, изучения местности, организации движения и размещения войск, составления топографических карт для военных потребностей, военно-исторического журнала боевых действий. В 1774 г. Генеральный штаб был переименован в Департамент Генерального штаба, а в 1796 г. по указу Павла I упразднен. Вместо него создается Свита Его Императорского Величества по квартирмейстерской части, подчиненная непосредственно царю.

В XIX век Россия вступала как одно из наиболее могущественных и влиятельных государств Европы. В немалой степени этому способствовала отлаженная военная организация. Вместе с тем численный рост вооруженных сил России, усложнение организации войск требовали более гибкого и оперативного управления ими. В ходе реформы системы государственного управления 8 (20) сентября 1802 г. в России создаются 8 министерств, в том числе Министерство военных сухопутных сил (с 1808 г. – Военное министерство). Оно объединило под своим началом все отрасли военного управления. Первым министром военных сухопутных сил России стал генерал от инфантерии С.К. Вязмитинов, который подчинялся лично императору Александру I.

Сергей Кузьмич Вязмитинов был не только военным руководителем, но и политическим деятелем государственного масштаба. Уйдя в отставку, он являлся членом Государственного совета, министром полиции, управляющим Санкт-Петербургом, затем руководил Комитетом министров.

Исполнительным органом Военного министерства по-прежнему продолжала оставаться Военная коллегия. В 1812 г. она была окончательно упразднена, а при министерстве учреждены Совет, общая и особенная канцелярии, 7 департаментов (инспекторский, артиллерийский, инженерный, провиантский, медицинский, комиссарский, аудиторский). А также в составе министерства были созданы Военно-ученый комитет и Военно-топографическое депо.

В 1802 г. наряду с Министерством военных сухопутных сил было учреждено и Министерство морских сил (с 1815 г. — Морское министерство).

Создание Военного и Морского министерств явилось важнейшим этапным событием в истории реформирования системы центрального военного управления страны. На ключевые посты в Военном и Морском министерствах были назначены наиболее подготовленные, опытные, прекрасно зарекомендовавшие себя на военной службе люди. Они внесли значительный вклад в создание передовой на то время военной организации государства, доказавшей свою прочность в ходе Отечественной войны 1812 г. Разгром наполеоновской армии предопределил на целых полвека ведущую роль России в Европе.

В декабре 1815 г. управление военным ведомством было разделено на две части. В ведение начальника вновь созданного Главного штаба перешли все вопросы управления войсками, а возглавлявший Военное министерство военный министр руководил хозяйственной деятельностью и не имел в отличие от начальника Главного штаба права непосредственного доклада императору. «Раздвоение» системы центрального военного управления вносило изрядную путаницу и затрудняло решение многих вопросов по руководству вооруженными силами. Главный штаб Его Императорского Величества как таковой в прежнем виде был упразднен только в 1832 г. (название сохранено), а вскоре вошел в состав Военного министерства, получил новые функции и организационную структуру. Единство высшего военного управления было восстановлено, и оно сосредоточилось в руках военного министра (им в 1832 г. стал генерал от кавалерии и генерал-адъютант граф А.И. Чернышев, бывший с 1827 г. его управляющим).

Во многом благодаря усилиям А.И. Чернышева на смену кремневого оружия в армию пришло ударное, совершенствовались артиллерийские орудия, создавалась горная артиллерия. Была проведена работа по военно-статистическому описанию губерний, основаны 8 кадетских корпусов. Еще находясь на военной службе, генерал от кавалерии и генерал-адъютант граф А.И. Чернышев назначается председателем Государственного совета.

К середине XIX в. постоянно нараставшая крайняя централизация военного управления, строгая регламентация деятельности его низших звеньев, численный рост управленческого аппарата значительно осложнили систему управления войсками, переставшую соответствовать требованиям времени. Проблемы и недостатки, имевшиеся в русской армии, с особой остротой обнажились в ходе Крымской (Восточной) войны 1853—1856 гг. Поражение в Крымской войне выдвигало в качестве первоочередной задачи модернизацию армии. Инициатором и организатором остро назревших преобразований в военной области выступило Военное министерство во главе с Дмитрием Алексеевичем Милютиным.

Одним из важнейших звеньев реформ стало введение в России военно-окружной системы. В 1864 г. согласно «Положению о военных округах» вся территория страны была поделена на 15 военных округов. Военно-окружные управления представляли собой военные министерства в миниатюре, сочетавшие военно-административное руководство и войсковое управление.

Процесс реорганизации центрального военного управления длился с 1862 по 1868 г. 1 января 1869 г. был завершен с выходом «Положения о Военном министерстве». Права военного министра в соответствии с ним были значительно расширены. Возросло значение Военного совета. Пять его главных комитетов решали вопросы устройства армии, ее внутреннего управления, снаряжения, вооружения, подготовки офицерских кадров, законодательных актов. Департаменты Военного министерства были преобразованы в главные управления (их стало 7) с предоставлением их начальникам больших административных прав.

В 1863 г. Департамент Генерального штаба (так он стал называться с 1832 г.) преобразован в Главное управление Генерального штаба, превращавшееся в орган, охватывавший все основные вопросы руководства вооруженными силами в мирное и военное время. В 1865 г. Главное управление Генштаба и Инспекторский департамент были объединены в Главный штаб, ставший одним из управлений Военного министерства. При Главном штабе находились Военно-ученый комитет, Николаевская академия Генерального штаба, редакции газеты «Русский инвалид» и журнала «Военный сборник». Аппарат Военного министерства сократился на тысячу человек, а объем входящих и исходящих документов — в 2 раза.

1 января 1874 г. в России был утвержден Закон о всеобщей воинской повинности, что позволило создать массовую современную армию и иметь обученные резервы.

Победа русской армии над Турцией в войне 1877-1878 гг. подтвердила правильность курса реформ, проведенных в армии под руководством Д.А. Милютина. В 1898 г. ему было присвоено звание генерал-фельдмаршал.

Усиление внимания к вооруженным силам России в годы правления Александра II привело к качественному улучшению системы военного управления, значительному повышению уровня управленческой деятельности руководящих кадров, профессионализма командиров и начальников всех степеней.

Однако в конце XIX — начале XX вв. система военного управления стала постепенно отставать от требований современной войны, обрастая громоздким штатом со многими, в том числе и несвойственными функциями. После поражения в Русско-японской войне 1904-1905 гг., вскрывшей недостатки военного управленческого аппарата, в котором общество видело «корень всех наших бед и неудач», в 1905-1912 гг. были проведены военные реформы, в значительной степени подготовившие армию и флот к мировой войне и восстановившие их репутацию.

Для объединения деятельности сухопутного и морского ведомств и организации взаимодействия между ними и другими министерствами в июне 1905 г. создается Совет государственной обороны (СГО). В его состав вошли военный и морской министры, начальники Главного штаба и Главного морского штаба, генерал-инспекторы всех родов войск (оружия) и ряд командующих войсками военных округов. Под наблюдением СГО была разработана программа восстановления боеспособности вооруженных сил.

Для обновления и омоложения старшего командного состава при Совете в 1906 г. создается Высшая аттестационная комиссия, которая в обязательном порядке рассматривала всех кандидатов для назначения на руководящие должности от командира бригады и выше.

Введение в середине 1905 г. в состав СГО должностей генерал-инспекторов родов войск (оружия) не принесло практической пользы армии. Ими были либо великие князья, либо их приближенные. Они вмешивались в решения командиров всех степеней, зачастую не считаясь с их мнением и не согласовывая свои действия с Военным министерством.

В том же году Главное управление Генерального штаба выводится из состава Военного министерства. Вновь учреждается должность начальника Генерального штаба, подчинявшегося непосредственно императору Николаю II. Военное ведомство вновь оказалось расчлененным. Министр со своим аппаратом занимался административно-хозяйственными вопросами, а Главное управление Генерального штаба — подготовкой страны к войне в стратегическом отношении. Создалось многовластие, еще больше дезорганизовавшее и без того расстроенную после проигранной войны армию. Вновь стала очевидной необходимость кардинальных мер по реформированию военной организации государства.

Совет государственной обороны из-за острых разногласий с царем по вопросам дальнейшего военного строительства и последовавшей в 1908 г. отставки его руководителя утратил свое значение, а через год был упразднен. После этого власть военного министра значительно усилилась. Он стал руководить Высшей аттестационной комиссией, генерал-инспекторами. В конце 1908 г. в состав Военного министерства было возвращено и Главное управление Генштаба, начальник Генерального штаба перешел в подчинение министру и превратился в его ближайшего помощника по военно-оперативным вопросам. Таким образом, единство центрального военного управления было вновь восстановлено.

Под непосредственным руководством Военного министерства была введена новая организационно-штатная структура войск, проведена в определенной степени техническая модернизация армии, создан новый род войск — авиация, удалось добиться и некоторого сокращения расходов на оборону. Вместе с тем недооценка роли отечественной оборонной промышленности привела к тому, что довольно значительные поставки оружия, боевой техники и боеприпасов осуществлялись в армию из-за рубежа. Это явилось одной из причин неподготовленности России к Первой мировой войне.

С началом Первой мировой войны руководство действующей армией перешло к Ставке Верховного главнокомандующего и его штабу, Военное министерство занималось обеспечением нужд и потребностей фронта, начиная от снабжения продовольствием и кончая формированием новых частей и соединений.

Реорганизация органов военного управления активно проводилась и в ходе Первой мировой войны. В 1916 г. в Военном министерстве было образовано управление военно-воздушного флота, в 1917 г. — управление по заграничному снабжению. С 1915 г. для контроля за снабжением армии и флота и координации усилий различных ведомств было создано Особое совещание по обороне.

Неудачи русской армии на фронтах Первой мировой войны, революционные события, назревавшие в стране, привели к тому, что за три года, с июля 1915-го по октябрь 1917 г., у руля военного ведомства сменилось шесть руководителей.

Военное ведомство Советского государства

В результате Октябрьской революции к концу 1917 г. старая русская армия прекратила свое существование. Создание новой армии явилось для большевиков, пришедших к власти, первой и наиглавнейшей задачей. Этого требовала внешняя и внутренняя политическая обстановка в стране. Сохранить советскую власть и остановить международную интервенцию добровольческие красногвардейские отряды были не в состоянии. Как показали первые месяцы Гражданской войны, не давало положительных результатов и «всеобщее вооружение народа». В связи с упразднением старых звеньев центрального военного управления необходимо было создавать совершенно новую систему руководства армией и флотом. В этих условиях ощущалась острая нехватка командных кадров, сказывалось отсутствие в руководстве страны опыта военного строительства.

Управление создаваемыми вооруженными силами налаживалось постепенно, зачастую стихийно, отличалось многоступенчатостью, часто менялись названия и функции руководящих органов. В конце ноября 1917 г. был образован Наркомат по военным делам во главе с Коллегией (его предшественником являлся Комитет по военным и морским делам, затем Совет народных комиссаров (СНК) по военным и морским делам). Уже в феврале 1918 г. он был разделен на два наркомата — по военным и по морским делам. К этому времени существовавшие ранее Военное и Морское министерства были расформированы.

Общее руководство обороной страны и Вооруженными силами Республики с ноября 1918 г. осуществлял Совет Рабочей и Крестьянской обороны (с 1923 г. – Совет Труда и Обороны), созданный по аналогии с Советом государственной обороны 1905-1909 гг., который через Реввоенсовет (РВС) объединял деятельность двух наркоматов: по военным и по морским делам, разрабатывал и проводил в жизнь планы обороны страны, руководил строительством армии и флота и военными действиями через Главкома ВС, РВС фронтов и армий.

Частая смена высших военных руководителей была характерна для периода формирования органов военного управления новой армии. Полевой штаб РВС Республики разрабатывал стратегические планы, осуществлял сбор и обработку разведывательной информации и обеспечивал управление войсками. После упразднения в мае 1918 г. Генерального штаба старой русской армии был создан Всероссийский Главный штаб, который занимался организацией, мобилизацией, комплектованием и пополнением армии, подготовкой командных кадров.

Структура управления вооруженными силами в этот период отличалась громоздкостью и неповоротливостью. Многие органы дублировали друг друга, а численность аппарата достигла 11 тыс. сотрудников и 9 тыс. человек обслуживающего персонала, тогда как в Военном министерстве Императорской армии в 1914 г. работало всего около 3,5 тыс. человек.

Вместе с тем новые органы военного управления сыграли значительную роль в победе советской власти и укреплении рабоче-крестьянского государства.

После окончания Гражданской войны и образования Союза ССР существовавшие раздельно наркоматы в июле 1923 г. были объединены в общесоюзный Наркомат по военным и морским делам. Нарком являлся одновременно председателем Реввоенсовета СССР. В ноябре было утверждено первое Положение о Наркомате, определившее его функции, задачи и организационную структуру.

Первым народным комиссаром по военным делам в советском правительстве стал Н.И. Подвойский. С 1918 по 1925 г. во главе военного ведомства находился Л.Д. Троцкий (Бронштейн). Несмотря на отсутствие военного образования, обладая высокими организаторскими способностями, он достаточно быстро навел порядок в войсках и заложил основы для проведения военных реформ, продолженных при его преемнике М.В. Фрунзе.

В ходе военных реформ 1920-х гг. центральный аппарат управления Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) подвергался неоднократной реорганизации. Централизация управления привела к слиянию в 1921 г. Всероссийского Главного штаба и Полевого штаба в Штаб РККА. Он являлся исполнительным органом РВС Республики и подчинялся Главкому, а через него — наркому по военным и морским делам. В составе штаба в 2 раза было сокращено число отделов и управлений, упорядочена их работа и уточнены функции.

Руководивший комиссией по подготовке и проведению военной реформы М.В. Фрунзе подчеркивал, что «этот оперативный штаб должен стать не только мозгом Красной Армии, – он должен стать военным мозгом для всего нашего Советского государства».

Под непосредственным руководством и при личном участии наркома М.В. Фрунзе создавались военно-научные общества, журналы «Военная наука и революция», «Красная Армия», «Война и революция», менялись стиль и методы работы центрального аппарата, прекратилась кадровая чехарда, была ликвидирована достигшая небывалых размеров система отчетности нижестоящих органов военного управления перед вышестоящими, сделаны первые шаги по техническому перевооружению армии.

Однако, начиная со второй половины 1920-х гг., на командный состав армии и флота обрушилась волна репрессий. Поиск классовых врагов, скрытых вредителей, японско-немецких шпионов и диверсантов, троцкистско-зиновьевских предателей нанес непоправимый вред всей системе высшего военного управления СССР.

Дальнейшее развитие системы военного управления осуществлялось в преддверии новой мировой войны, в условиях строительства массовой армии и введения всеобщей воинской обязанности.

Был упразднен существовавший со времен Гражданской войны Совет Труда и Обороны, вместо которого при СНК СССР образован Комитет по военным и морским делам – коллегиальный орган, объединявший и координировавший деятельность по укреплению обороны страны, строительству вооруженных сил.

В 1934 г. был упразднен РВС СССР, а Наркомат по военным и морским делам был преобразован в Наркомат обороны (НКО) СССР, при котором создан Военный совет совещательного характера. С 1938 г. начал действовать Главный военный совет РККА, к которому в 1940 г. перешли роль и функции Военного совета. Он рассматривал основные вопросы строительства и организации Сухопутных войск и Военно-воздушных сил, устройства и обучения личного состава, разработки новых образцов вооружения и техники. В 1937 г. был создан самостоятельный Наркомат ВМФ.

Важное значение имело преобразование в 1935 г. Штаба РККА в Генеральный штаб в составе Наркомата обороны, повысившее эффективность работы всего центрального аппарата. При Наркомате обороны были образованы инспекции пехоты, кавалерии, артиллерии, ВВС, автобронетанковых войск, войск связи и инженерных войск. Создавались новые органы: управление военно-технического снабжения, управление начальника снабжений РККА (Главное интендантское управление).

По мере развертывания родов войск и усложнения решаемых ими задач их управления укрупнялись и реорганизовывались в главные, были сформированы управления военного строительства Красной Армии и воздушно-десантных войск. Для осуществления мероприятий, связанных с подготовкой допризывных и призывных контингентов, проведением очередных призывов, учетом и обучением военнообязанных запаса, НКО СССР имел в союзных и автономных республиках, областях, городах и районах органы местного военного управления (военные комиссариаты), подчиненные военным советам округов. При СНК союзных республик продолжали оставаться уполномоченные НКО СССР.

Принятые меры способствовали совершенствованию управления Вооруженными Силами. Под руководством наркома обороны К.Е. Ворошилова была проведена значительная работа по строительству Вооруженных Сил, их техническому перевооружению, подготовке кадров, обучению и воспитанию войск. Однако непрерывные кадровые изменения в условиях репрессий командно-начальствующего состава нанесли значительный урон, в первую очередь звену высшего и старшего военного руководства.

Наиболее существенные вопросы перестройки органов военного руководства решались уже в ходе Великой Отечественной войны и очень дорогой ценой. «Война — самая суровая проверка умения управлять войсками», — подчеркивал в своих воспоминаниях маршал А.М. Василевский. Эту проверку предстояло выдержать.

С началом Великой Отечественной войны система военного руководства срочно приспосабливалась к новым условиям. Решением Политбюро ЦК ВКП(б) 23 июня 1941 г. была создана Ставка Главного Командования, с 10 июля — Ставка Верховного Командования, а с 8 августа – Ставка Верховного Главнокомандования (ВГК), которая подчинялась Государственному Комитету Обороны (ГКО) СССР. Председателем ГКО, наркомом обороны (с 19 июля 1941 г.) и Верховным Главнокомандующим ВС СССР (с 8 августа 1941 г.) стал И.В. Сталин.

Основным рабочим органом Ставки по стратегическому планированию и руководству армией и флотом стал Генеральный штаб. На Генеральный штаб возлагались задачи по сбору и анализу данных об обстановке на фронтах, подготовке выводов и предложений Ставке ВГК, разработке планов кампаний и стратегических операций, организации стратегического взаимодействия видов ВС и фронтов, доведению до войск решений, приказов и директив Верховного Главнокомандующего, контролю их выполнения, руководству военной разведкой, организации оперативных перевозок войск, контролю за формированием и направлением на фронт резервов.

В войска для оказания помощи штабам объединений и соединений (до дивизии включительно) и обеспечения центра объективной информацией направлялись офицеры * представители Генерального штаба. Для обобщения боевого опыта был создан отдел (с 1944 г. — управление) по использованию опыта войны.

Другими рабочими органами Ставки стали наркоматы (обороны и Военно-морского флота).

Управления НКО решали задачи организационно-административного характера, занимаясь вопросами развития, строительства и подготовки Вооруженных Сил, их обеспечения, комплектования, оснащения необходимыми техническими средствами, подготовки к выполнению задач по боевому предназначению. Народный комиссариат ВМФ осуществлял руководство флотом, подчиняясь Ставке ВГК и координируя работу с Генеральным штабом РККА.

При Ставке ВГК в мае 1942 г. был создан Центральный штаб партизанского движения и местные штабы для организации и управления партизанской борьбой. Для координации действий фронтов создаются главные командования стратегических направлений (Северо-Западного, Западного, Северо-Кавказского и Юго-Западного, упразднены в 1942 г.). Для тылового обеспечения создано Управление Тыла Красной Армии. Развивалась и совершенствовалась структура управления родами войск, многократно возросли роль и значение штабов в достижении непрерывного управления войсками.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны система военного руководства была строго централизованной. Высшая военная и гражданская власть были сосредоточены в руках единого органа, сложилась жизнеспособная структура управления Вооруженными Силами от Главнокомандующего к Ставке и от нее к Генеральному штабу, наркоматам обороны и ВМФ. В войсках действовала отлаженная годами система: командир — штаб во всех звеньях (до батальона включительно). Во многом совершенство сложившейся организации, талант военачальников, самоотверженность и героизм командного корпуса способствовали победе советского народа над врагом.

После окончания войны были упразднены все чрезвычайные органы военного управления: Государственный Комитет Обороны, Ставка Верховного Главнокомандования. Единым органом руководства армией, авиацией и флотом стал Наркомат Вооруженных Сил СССР, созданный в результате объединения в феврале 1946 г. наркоматов обороны и ВМФ (с марта — Министерство Вооруженных Сил СССР). В состав Наркомата вошел и Генеральный штаб, ставший его ведущим органом управления.

В феврале 1950 г. Министерство Вооруженных Сил СССР вновь было разделено на Военное министерство СССР и Военно-морское министерство СССР. Генеральный штаб ВС СССР преобразован в Генеральный штаб Советской Армии (СА), тогда же по его образцу создан Морской Генеральный штаб. Однако от подобной децентрализации высшего военного управления советское правительство отказалось уже в марте 1953 г., создав единое Министерство обороны СССР. Генеральный штаб Советской Армии в сентябре 1955 г. был преобразован в Генеральный штаб ВС СССР, в состав которого вошел и Морской Генеральный штаб.

В это время система военного управления Советского государства окончательно сформировалась и включала в себя следующие основные элементы. Высшее руководство обороной страны и Вооруженными Силами осуществляли ЦК КПСС и высшие органы государственной власти — Верховный Совет СССР и Совет Министров СССР. Непосредственное руководство ВС СССР (кроме Пограничных и внутренних войск) осуществлялось Министерством обороны СССР во главе с министром обороны. Виды Вооруженных Сил подчинялись главнокомандующим, являвшимся заместителями министра обороны.

Руководство Вооруженными Силами СССР Министерство обороны осуществляло через Генеральный штаб, главные штабы видов Вооруженных Сил, Штаб Тыла, Штаб гражданской обороны, главные и центральные управления министерства.

Руководство партийно-политической работой осуществлялось ЦК КПСС через Главное политическое управление СА и ВМФ, работавшее на правах отдела ЦК партии.

В послевоенный период высший орган военного управления играл ведущую роль в оснащении Вооруженных Сил ракетно-ядерным оружием, внедрении современных видов обычных вооружений, создании и развитии новых видов ВС и родов войск. Коренные изменения произошли в структуре боевого состава, вооружении и дислокации Вооруженных Сил и их группировок на различных направлениях, организационной структуре входящих в их состав объединений и соединений. Значительно были повышены боевые потенциалы союзных армий по Организации Варшавского Договора (ОВД) и уровень их взаимодействия с советскими группами войск и приграничными военными округами. В конечном итоге было достигнуто военно-стратегическое равновесие (паритет) как в стратегических ядерных силах, так и в обычных вооружениях, между СССР и США, ОВД и НАТО. За всем этим стояла напряженная ежедневная работа руководителей и рядовых сотрудников Министерства обороны и Генерального штаба.

Министерством обороны в разное время руководили талантливые, яркие личности, которые своим примером, ответственным отношением к делу, блестящими организаторскими способностями поднимали на новый уровень не только работу самого военного ведомства, но и в целом обороноспособность страны.

Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, возглавлял Министерство обороны СССР в 1955-1957 гг. Народный герой Великой Отечественной войны умело применял богатый боевой опыт при обучении войск в условиях переоснащения их новыми средствами вооруженной борьбы, в первую очередь, ядерным оружием.

Маршал Советского Союза Дмитрий Федорович Устинов во главе военного ведомства (1976-1984) внес огромный вклад в создание и освоение современных образцов вооружения, развитие ракетной техники, повышение боевой мощи видов Вооруженных Сил СССР и родов войск, усиление политической и морально-психологической закалки личного состава армии и флота.

Значительный вклад в укрепление обороноспособности страны внесли возглавлявшие Министерство обороны Маршалы Советского Союза А.М. Василевский (1949-1953), Р.Я. Малиновский (1957-1967), А.А. Гречко (1967-1976). Через судьбы этих и других руководителей военного ведомства можно проследить историю наших Вооруженных Сил, да и всего государства.

Министерство обороны Российской Федерации

В связи с распадом СССР и в соответствии с Соглашением глав государств — участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в декабре 1991 г. было образовано Главное командование Вооруженных Сил СНГ (с 1992 г. — Главное командование Объединенных Вооруженных Сил СНГ, с 1993 г. — Штаб по координации военного сотрудничества государств — участников СНГ).

16 марта 1992 г. на базе Министерства обороны СССР Указом Президента Российской Федерации создано Министерство обороны Российской Федерации, являющееся сегодня его правопреемником «в отношении объединений, соединений, воинских частей, военно-учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций Советской Армии и Военно-Морского Флота бывшего СССР, дислоцированных по состоянию на 7 мая 1992 г. на территории Российской Федерации, либо взятых под юрисдикцию Российской Федерации на территории других государств, а также расформированных Российской Федерацией».

Основные усилия Министерства обороны Российской Федерации в начале его деятельности были сосредоточены на «инвентаризации» наследия Вооруженных Сил СССР, организации вывода войск из Восточной Европы и бывших республик Советского Союза, размещении и обустройстве их на территории Российской Федерации с учетом создания группировок войск (сил) на стратегических направлениях. Параллельно осуществлялось восстановление нарушенной системы управления Вооруженными Силами, приведение ее в соответствие с новой структурой, боевым составом, численностью и объемом решаемых задач.

В основу реформирования Вооруженных Сил в тот период были положены следующие требования: повышение качественных характеристик армии и флота; соответствие армии и флота требованиям обеспечения военной безопасности страны; пропорциональное развитие всех видов ВС и родов войск, наступательных и оборонительных вооружений; упразднение громоздких организационных структур, их рациональная перестройка с учетом характера возможных военных столкновений.

Из состава Вооруженных Сил были выведены Пограничные, внутренние и Железнодорожные войска, войска гражданской обороны, правительственной связи, инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования.

Крупной реорганизации подверглись силы общего назначения. В Сухопутных войсках резко сократилось количество общевойсковых и танковых армий, вместо них стали создаваться армейские корпуса. Значительное количество мотострелковых и танковых дивизий было переформировано в мотострелковые бригады.

Произошла крупная реорганизация в ВВС. Армейская авиация была передана в Сухопутные войска в качестве одного из родов войск, упразднены воздушные армии фронтового назначения, созданы ВВС резерва, перестроен авиационный тыл.

В Войсках противовоздушной обороны (ПВО) образованы новые зоны и районы ПВО, перестроены группировки радиотехнических и зенитных ракетных войск на наиболее опасных направлениях.

Была упрощена организационная структура ВМФ. Ряд флотилий и эскадр флота расформирован. Пересмотрен состав сил постоянной готовности. На новую организацию переведены береговые войска. Реорганизована система боевой службы.

С мая 1997-го по 2000 г. в Вооруженных Силах РФ продолжались выработка важнейших направлений формирования их будущего облика, создание нормативно-правовой базы военного строительства.

В соответствии с разработанной нормативно-правовой базой получили дальнейшее развитие с учетом договорных ограничений стратегические ядерные силы. В состав Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) были включены войска ракетно-космической обороны (с выводом их из состава Войск ПВО) и Военно-космические силы.

Существенным преобразованиям подверглись силы общего назначения. Сухопутные войска претерпели наибольшее сокращение личного состава. Был взят курс на формирование соединений и частей постоянной готовности, способных немедленно приступить к выполнению боевых задач. Крупные группировки на западе и востоке страны были переданы в состав Балтийского и Тихоокеанского флотов.

Одним из главных итогов реформирования Вооруженных Сил стало объединение в 1998 г. ВВС и Войск ПВО в один вид вооруженных сил — ВВС. В результате Вооруженные Силы были переведены на четырехвидовую структуру.

На каждом из стратегических направлений были созданы принципиально новые объединения ВВС — армии ВВС и ПВО. В их состав кроме ударной, разведывательной, военно-транспортной и специальной авиации вошли истребительная авиация ПВО, зенитные ракетные и радиотехнические войска.

В ВМФ в целях повышения устойчивости управления войсками (силами) в обособленных районах России в состав Балтийского флота была включена группировка Сухопутных войск, дислоцированная в Калининградской области, а также сформирована единая группировка войск и сил на северо-востоке страны.

Велась системная, целенаправленная работа по переходу на новую организационно-штатную структуру ВМФ. Были созданы уникальные объединения ВМФ на Балтийском и Тихоокеанском флотах, включающие в себя морские силы, сухопутные и береговые войска, авиацию и ПВО.

Забайкальский и Сибирский военные округа были объединены в один Сибирский военный округ. Военные округа получили статус оперативно-стратегических командований.

В целом в результате оптимизации боевого состава видов Вооруженных Сил и родов войск, систем обеспечения и органов военного управления было сокращено количество объединений, соединений и воинских частей, обеспечен выход на установленный уровень штатной численности Вооруженных Сил РФ. Параллельно было начато формирование элементов территориальных систем тылового и технического обеспечения, общих для ВС РФ, других войск и воинских формирований, а также преобразование системы подготовки кадров и военного образования.

В 2001 г. начался новый этап реформирования ВС РФ. Он характеризовался как период оптимизации Вооруженных Сил, постепенного становления их нового облика.

Одним из основных направлений реформирования ВС РФ явилось дальнейшее совершенствование их структуры. РВСН как вид ВС в 2001 г. были преобразованы в два самостоятельных рода войск – РВСН и Космические войска. Тем самым Вооруженные Силы были переведены на трехвидовую структуру: Сухопутные войска, ВВС и ВМФ, которая в большей степени соответствует характеру вооруженной борьбы в трех основных сферах — на суше, в воздухе и на море – и позволяет повысить эффективность боевого применения, серьезно упростить взаимодействие различных видов вооруженных сил и удешевить систему управления войсками.

В 2001 г. было воссоздано Главное командование Сухопутных войск, что позволило добиться централизации руководства этим видом ВС, его строительством, обеспечить проведение единой кадровой, военно-технической и военно-научной политики.

С марта 2001-го по февраль 2007 г. Министерство обороны Российской Федерации возглавлял Сергей Борисович Иванов.

В этот период были проведены глубокие структурные изменения в Вооруженных Силах и других войсках, частичный перевод их на комплектование только военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, с созданием системы подготовки обученных резервистов, что позволило в 2008 г. сократить срок службы по призыву до одного года.
Осуществлены ликвидация кадрированных частей и соединений и формирование на контрактной основе частей постоянной готовности.

Большое внимание было уделено формированию единой системы подготовки военных кадров и комплектования ими Вооруженных Сил и других войск, а также реорганизации военно-промышленного комплекса, обеспечивающего выпуск в необходимом количестве современных вооружений и военной техники для нужд обороны России и ее союзников.

В соответствии с задачами обеспечения военной безопасности были пересмотрены оперативные функции Вооруженных Сил и других силовых ведомств с тем, чтобы исключить их дублирование и обеспечить более эффективную координацию их деятельности.

Была установлена единая система военно-административного деления территории Российской Федерации с целью позволить силовым ведомствам наиболее полно использовать военную инфраструктуру страны и избежать распыления сил.

Минобороны получило исключительное право заказа военной техники и вооружений, в том числе и для других силовых структур, а также руководящие функции в отношении системы тылового обеспечения силового блока.

Была принята на вооружение новая межконтинентальная ракета «Тополь-М» шахтного и мобильного базирования.

15 февраля 2007 г. Министром обороны Российской Федерации был назначен Анатолий Эдуардович Сердюков. С его именем связан запуск кардинальной реформы Вооруженных Сил России, придание им «нового облика». Катализатором, ускорившим принятие решения о реформе, стал военный конфликт с Грузией в августе 2008 г. Опыт участия российских Вооруженных Сил в конфликте выявил массу проблем, связанных как с недостатками системы управления войсками, так и с устаревшими вооружением, снаряжением и средствами связи. Официально о начале реформы было объявлено 14 октября 2008 г. Изменения коснулись всех основных элементов Вооруженных Сил.

Так, вместо шести военных округов были сформированы четыре военных округа и четыре объединенных стратегических командования, в подчинение которых были переданы основные группировки всех видов Вооруженных Сил и родов войск.

Проведены реорганизация и сокращение органов центрального военного управления со значительным сокращением роли командований видами Вооруженных Сил и родами войск. Существенно сокращена численность Вооруженных Сил, в том числе численность офицерских должностей.

Реформирована система военного образования, заключающаяся в укрупнении и трансформации 65 военно-учебных заведений в десять системных военных вузов. Созданы военные учебно-научные центры, реализующие образовательные программы различных уровней, профилей и специальностей.

Осуществлены перевод Сухопутных войск на бригадную основу с упразднением дивизионного и полкового звена и превращение всех соединений в силы постоянной готовности.

Проведена реорганизация Военно-воздушных сил и ПВО с упразднением армий, корпусов, дивизий и авиационных полков и переход на систему авиационных баз и бригад воздушно-космической обороны.

Все системы обеспечения и обслуживания Вооруженных Сил России переведены на аутсорсинг (обслуживание гражданскими организациями).

Запущена программа перевооружения, предусматривающая оснащение Вооруженных Сил новейшими образцами вооружения и военной техники, в том числе военного производства.

В настоящее время Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства России функции в этой области. Руководство деятельностью Министерства обороны осуществляет Президент Российской Федерации.

Министерство обороны выполняет задачи по выработке и проведению государственной политики в области обороны; нормативно-правовому регулированию в области обороны; нормативно-правовому регулированию деятельности Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти; координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны, координации деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координации строительства войск и воинских формирований; координации и контролю деятельности подведомственных Минобороны органов исполнительной власти; организации применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации; поддержанию в необходимой готовности Вооруженных Сил; осуществлению мероприятий по строительству Вооруженных Сил; обеспечению социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей; выработке и реализации государственной политики в области международного военного и военно-технического сотрудничества.

Министерство обороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации. Оно состоит из Генерального штаба, главных и центральных управлений и ряда других подразделений.

В состав Минобороны России входят главные командования видов Вооруженных Сил (Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, Военно-Морского Флота), командования родов войск ВС (Ракетных войск стратегического назначения, Войск Воздушно-космической обороны, Воздушно-десантных войск), управление Тыла ВС, а также другие органы управления.

Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации является основным органом оперативного управления ВС РФ, координирующим деятельность и организующим взаимодействие ВС РФ и других войск по выполнению задач в области обороны. Генеральный штаб всесторонне анализирует и оценивает складывающуюся военно-политическую обстановку, определяет тенденции развития средств ведения войны, способов их применения, организует подготовку ВС и проведение необходимых мероприятий по обеспечению их высокой боевой готовности к отражению любой агрессии и осуществляет управление в ходе ведения военных действий.

К основным структурным подразделениям Генерального штаба относятся: Главное оперативное управление, Главное разведывательное управление, Главное организационно-мобилизационное управление.

Главные командования видов Вооруженных Сил, командования родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляют разработку и реализацию планов строительства и применения видов (родов) войск Вооруженных Сил РФ, планируют и осуществляют оперативную и мобилизационную подготовку своих войск (сил), их техническое оснащение, подготовку кадров, обеспечивают управление войсками (силами) в повседневной деятельности, развивают систему базирования и инфраструктуры.

Главные и центральные управления Минобороны России предназначены для руководства определенными направлениями работы или отдельными службами в масштабе Вооруженных Сил. Эти управления подчиняются непосредственно Министру обороны или его заместителям и тесно взаимодействуют с Генштабом.

За 210-летнюю историю Министерство обороны неоднократно меняло своё название, но неизменным всегда оставалось его назначение — обеспечение территориальной целостности и независимости страны, надежная защита государственных интересов.

Источник: сайт министерства обороны Российской Федерации

На Главную


Путин Владимир Владимирович

Президент РФ- Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации


Шойгу Сергей Кужугетович

Министр обороны Российской Федерации,

генерал армии


Герасимов Валерий Васильевич

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первый заместитель Министра обороны Российской Федерации,

генерал армии


Панков Николай Александрович

Статс-секретарь — заместитель Министра обороны Российской Федерации

генерал-армии запаса


Горемыкин Виктор Петрович

Заместитель Министра обороны РФ — начальник Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации

генерал-полковник


Кузнецов Юрий Васильвич

Начальник Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации

генерал-лейтенант


Суровикин Сергей Владимирович

Главнокомандующий Воздушно-космическими силами Российской Федерации

генерал армии


Костюков Игорь Олегович

Начальник Главного управления Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации – заместитель начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации,

адмирал


Ставицкий Юрий Михайлович

Начальник Инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации

генерал-лейтенант


Кириллов Игорь Анатольевич

Начальник войск радиационной, химической и биологической (РХБ) защиты Вооруженных Сил Российской Федерации,

генерал-лейтенант


Шестаков Александр Анатольевич

Начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации

генерал-майор


Барабанщикова Валентина Владимировна

Руководитель Департамента психологической работы Министерства обороны Российской Федерации


Мордвичев Андрей Николаевич

командующий войсками ЦВО

генерал-лейтенант

Ministry of Defence of
the Russian Federation

Министерство обороны Российской Федерации

Ministry emblem

Ministry flag


The Main Building of the Ministry in Khamovniki District
Agency overview
Formed 1717 as College of War
Preceding agencies
  • Ministry of Defence of the Soviet Union (1946–1991)
  • People’s Commissariat of Defence of the Soviet Union (1934–1946)
  • Ministry of War of the Russian Empire (1802–1917)
  • College of War (1717–1802)
Jurisdiction President of Russia
Headquarters Znamenka 19, Moscow, Russia[1]
55°43′40″N 37°35′22″E / 55.72778°N 37.58944°E
Annual budget US$69.3 billion (2014)
Minister responsible
  • General Sergei Shoigu, Minister of Defence
Child agency
  • Federal Service for Military-Technical Cooperation
    Federal Service for Technical and Export Control
    Federal Service for Defence Contracts
    Federal Agency for Special Construction
    Federal Agency for the supply of arms, military and special equipment and material supplies
Website eng.mil.ru

The Ministry of Defence of the Russian Federation (Russian: Министерство обороны Российской Федерации, Минобороны России, informally abbreviated as МО, МО РФ or Minoboron) is the governing body of the Russian Armed Forces.

The President of Russia is the Commander-in-Chief of the Armed Forces of the Russian Federation and directs the activity of the Ministry. The Minister of Defence exercises day-to-day administrative and operational authority over the armed forces.[2] The General Staff of the Armed Forces executes the president’s and the defence minister’s instructions and orders.

The main building of the ministry, built in the 1940s, is located on Arbatskaya Square, near Arbat Street. Other buildings of the ministry are located throughout the city of Moscow. The supreme body responsible for the Ministry’s management and supervision of the Armed Forces is the National Defense Management Center located on Frunzenskaya Embankment and responsible for the centralization of the Armed Forces’ command.

The current Minister of Defence is Army General Sergei Shoigu.

History[edit]

Defence minister Army general Sergei Shoigu with shoulder boards
Lobanov-Rostovsky Palace, former Defense Ministry building

The U.S. Library of Congress Country Studies’ volume for Russia said in July 1996 that:

[The] structure […] does not imply military subordination to civilian authority in the Western sense […]. The historical tradition of military command is considerably different in Russia. The tsars were educated as officers, and they regularly wore military uniforms and carried military rank. Stalin always wore a military uniform, and he assumed the title generalissimo. Even General Secretary Leonid I. Brezhnev […] appointed himself general of the army, and he encouraged portraits of himself in full uniform. By tradition dating back to the tsars, the minister of defense normally is a uniformed officer. The State Duma also seats a large number of deputies who are active-duty military officers—another tradition that began in the Russian imperial era. These combinations of military and civilian authority ensure that military concerns are considered at the highest levels of the Russian government.[3]

In May 1992, President of Russia Boris Yeltsin appointed General of the Army Pavel Grachev to the post of Minister of Defence. Grachev’s decision to side with Yeltsin in the Russian constitutional crisis of 1993, when the president called up tanks to shell the Russian White House to blast his opponents out of parliament, effectively deprived the Supreme Soviet of Russia of its nominal an opportunity[clarification needed] to overturn the president’s authority. At least partly for that reason, Yeltsin retained his defence minister despite intense criticism of Grachev’s management of the First Chechen War and the Russian military establishment in general. Finally, Yeltsin’s victory in the first round of the 1996 Russian presidential election spurred Yeltsin to dismiss Grachev.[citation needed]

In March 2001, Sergei Ivanov, previously secretary of the Security Council of Russia, was appointed defence minister by President Vladimir Putin, becoming Russia’s first non-uniformed civilian defence minister.[4]
Putin called the personnel changes in Russia’s security structures coinciding with Ivanov’s appointment as defence minister «a step toward demilitarizing public life.» Putin also stressed Ivanov’s responsibility for overseeing military reform as defence minister. What Putin did not emphasise was Ivanov’s long service within the KGB and FSB and his then rank of General-Lieutenant within the FSB. Such military and security agency associated men are known as siloviki.

As of 2002 there were four living Marshals of the Soviet Union. Such men are automatically Advisors to the Defence Minister. The Marshals alive at that time were Viktor Kulikov, Vasily Petrov, Sergei Sokolov, a former Minister of Defence of the Soviet Union, and Dmitri Yazov. Yazov was listed by the American analysts Scott and Scott in 2002 as a consultant to the (former 10th) Directorate for International Military Cooperation.[5]

Perhaps the first ‘real’ non-uniformed Defence Minister was Anatoliy Serdyukov, appointed in February 2007. Serdyukov was a former Tax Minister with little siloviki or military associations beyond his two years’ military service.

Structure[edit]

The Ministry of Defence is managed by a collegium chaired by the Defence Minister and including the deputy Defence Ministers, heads of Main Defence Ministry and General Staff Directorates, and the commanders of the Joint Strategic Commands/Military Districts, the three Services, and three branches, who together form the principal staff and advisory board of the Minister of Defence.

The executive body of the Ministry of Defence is the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation. It is commanded by the Chief of General Staff. U.S. expert William Odom said in 1998 that ‘the Soviet General Staff without the MoD is conceivable, but the MoD without the General Staff is not.’[6] Russian General Staff officers exercise command authority in their own right. In 1996 the General Staff included fifteen main directorates and an undetermined number of operating agencies. The staff is organized by functions, with each directorate and operating agency overseeing a functional area, generally indicated by the organization’s title.

Military Thought is the military-theoretical journal of the Ministry of Defence, and Krasnaya Zvezda its daily newspaper.

Structure in 2021[edit]

Senior staff in 2021 included:[7]

Minister of Defence:

  • Minister of Defence of the Russian Federation – General of the Army Sergei Shoigu (since 6 November 2012)

First Deputy Minister(s) of Defence:

  • Chief of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation – First Deputy Minister of Defence of the Russian Federation – General of the Army Valery Gerasimov (since 9 November 2012)
  • First Deputy Minister of Defence of the Russian Federation – Active State Advisor of the Russian Federation, 1st Class Ruslan Tsalikov (since 24 December 2015)

Deputy Minister(s) of Defence:

  • State Secretary – Deputy Minister of Defence of the Russian Federation – General of the Army (Retired) Nikolay Pankov (since 13 September 2005)
  • Deputy Minister of Defence of the Russian Federation (Responsible for Organising Material-Technical Support for the Armed Forces) – Colonel General Mikhail Mizintsev (since 24 September 2022)
  • Deputy Minister of Defence of the Russian Federation (Responsible for Organising Financial Support for the Armed Forces) – Active State Advisor of the Russian Federation, 1st Class Tatiana Shevtsova (since 4 August 2010)
  • Deputy Minister of Defence of the Russian Federation – Supervisor of the Apparatus of the Ministry of Defence of the Russian Federation – Colonel General Yuriy Sadovenko (since 7 January 2013)
  • Deputy Minister of Defence of the Russian Federation (Responsible for the Development of the Technical Basis for the Management System and Information Technology) – General of the Army Pavel Popov (since 7 November 2013)
  • Deputy Minister of Defence of the Russian Federation (Responsible for Organising Property Management, Quartering of Troops (Forces), Housing, and Medical Support for the Armed Forces) – Active State Advisor of the Russian Federation, 2nd Class Timur Ivanov (since 23 May 2016)
  • Deputy Minister of Defence of the Russian Federation (Responsible for Organising International Military and Military-Technical Cooperation) – Colonel General Alexander Fomin (since 31 January 2017)
  • Deputy Minister of Defence of the Russian Federation (Responsible for Organising Military-Technical Support for the Armed Forces) – Active State Councillor of the Russian Federation, 1st Class Aleksey Krivoruchko [ru] (since 13 June 2018)
  • Deputy Minister of Defence of the Russian Federation (Responsible for Combat Training) – Colonel General Yunus-Bek Yevkurov (since 8 July 2019)
  • Deputy Minister of Defence of the Russian Federation – Chief of the Main Directorate for Political-Military Affairs of the Russian Armed Forces – Colonel General Viktor Goremykin [ru] (since 28 July 2022)

Entities directly subordinated to the Minister of Defence in August 2012 included:[7]

  • MOD Press Service and Information Directorate
  • MOD Physical Training Directorate
  • MOD Financial Auditing Inspectorate
  • MOD Main Military Medical Directorate
  • MOD State Order Placement Department
  • MOD Property Relations Department
  • Expert Center of the MOD Staff
  • MOD Administration Directorate
  • MOD State Defence Order Facilitation Department
  • MOD Department of the State Customer for Capital Construction
  • MOD State Architectural-Construction Oversight Department
  • MOD Sanatoria-resort Support Department
  • MOD Housekeeping Directorate
  • MOD State Review/Study Group
  • MOD Educational Department
  • MOD Legal Department
  • MOD Organizational-inspection Department
  • MOD Personnel Inspectorate
  • MOD Military Inspectorate
  • MOD State Technical Oversight Directorate
  • MOD Aviation Flight Safety Service
  • MOD Nuclear and Radiation Safety Oversight Directorate
  • MOD Autotransport Directorate
  • MOD Staff Protocol Department
  • MOD Armed Force Weapons Turnover Oversight Service
  • MOD Main Military Police Directorate

The Office of Inspectors General of the Ministry of Defence was established in 2008, consisting of around thirty retired senior officers. The main task of the office is «to promote the organization of combat and operational training of troops, the construction and further development of the Armed Forces of the Russian Federation, the development of the theory and history of military art, and the education of personnel.»[8] It is the successor to the Soviet Armed Forces’s Group of Inspectors General, which was dissolved in 1992.[8]

Outline structure 2004[edit]

An outline structure of the Ministry of Defence includes the groupings below, but this structure was in transition when it was recorded in 2004, with several deputy minister posts being abolished:[9]

  • Federal Service for Military-Technical Cooperation
  • Federal Service for the Defence Order
  • Federal Service for Technical and Export Control
  • Federal Special Construction Agency of the MOD
  • 11th Directorate of the MOD (function unclear)
  • 12th Main Directorate of the MOD (nuclear weapons)
  • 16th Directorate of the MOD (function unclear)
  • Hydrometrological Service of the Armed Forces
  • Military Inspectorate
  • Directorate of Information and Public Relations
  • 1st Separate Brigade of Protection of the MOD
  • Archives of the Armed Forces (see also Central Archives of the Russian Ministry of Defence)
  • State Corporation for Air Traffic Control
  • Central Theater of the Russian Army
  • All-Russian Centre for Retraining Officers
  • General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation
    • directorates, departments, etc.
    • Russian Ground Forces
    • Russian Air Force
    • Russian Navy
    • Strategic Rocket Forces
    • Russian Airborne Troops
    • Russian Space Forces
  • First Deputy Minister of Defence
    • Main Directorate for Combat Training of the Armed Forces
    • Directorate of Force Management and Security of Military Service
  • Army General Nikolay Pankov, State Secretary – Deputy Min. of Defence[10]
    • Liaison with Political Power Institutions
    • [Main] Directorate for Indoctrination [Political Work, Morale]
    • [Main] Directorate for International Military Cooperation
    • Directorate for Military Education of the Ministry of Defence
    • Directorate of Foreign Relations
    • Directorate of Force Management & Security of Military Service
    • Directorate of Ecology & Special Means of Protection Min Def RF
    • Press Service of the Ministry of Defence
    • Flight Safety Service of Aviation of the Armed Forces RF
  • Deputy Minister of Defence – Chief of Rear of the Armed Forces
    • Military medical, trade, transportation, food, clothing, etc.
  • Deputy Minister of Defence – Chief of Armaments of the Armed Forces
    • Test ranges, study centres, Military research institutes etc.
    • GRAU
    • Main Automotive-Armoured Tank Directorate of the MOD (GABTU)
    • Autobase of Ministry of Defence
    • Military Registry
    • Federal State Unitary Enterprise Rosoboronexport
    • Military Industrial Council
  • Deputy Minister of Defence – Chief of Construction and Billeting Service
    • Main Military Construction Directorate
    • Main Quarters Exploitation Directorate
    • other Directorates, departments etc.
  • Lyubov Kudelina, Deputy Minister of Defence for Financial-Economic Work
    • Financial-Economic Section of the MOD
    • Directorate of Military-Economic Analysis and Expertise
    • Financial Inspectorate of the MOD
    • Federation of Trade Unions for Civilian Workers of the Armed Forces
  • Deputy Minister of Defence – Chief of the Main Department of Cadres [personnel]
    • military schools, military academies, etc.

See also[edit]

  • Awards and emblems of the Ministry of Defence of the Russian Federation

References[edit]

  1. ^ RF MOS website www.mil.ru accessed 9 August 2012.
  2. ^ Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» Archived 2018-08-19 at the Wayback Machine See Article 13, §§ 1, 2.
  3. ^ Library of Congress Country Studies Russia, Command Structure Archived 2017-09-21 at the Wayback Machine
  4. ^ Peter Finn, Russian Leader Expands Powers of a Possible Successor Archived 2017-10-18 at the Wayback Machine, Washington Post, 16 February 2007.
  5. ^ Harriet F. Scott and William Scott, Russian Military Directory 2002, p. 341, citing DS2002-0802.
  6. ^ William Eldridge Odom, ‘The Collapse of the Soviet Military,’ Yale University Press, 1998, ISBN 0-300-08271-1, p. 27.
  7. ^ a b RF MOD website www.mil.ru accessed 18 August 2019.
  8. ^ a b Misyura, Vyacheslav (12 February 2018). «Управлению генеральных инспекторов Минобороны России — 60 лет!» (in Russian). Russian Ministry of Defence. Retrieved 8 June 2021.
  9. ^ H.F. Scott & William F. Scott, Russian Military Directory 2004, pp. 61–82, 97–116.
  10. ^ State Secretary, Deputy Minister of Defence Archived 2008-04-11 at the Wayback Machine, Russian Ministry of Defence, accessed May 2008.

External links[edit]

  • Official website Edit this at Wikidata (in Russian and English)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как называется инструкция по эксплуатации автомобиля
  • Руководство пользователя mapbasic
  • Савир спрей дезинфицирующее средство инструкция по применению
  • Руководство изданием чего либо называется
  • Как получить должностную инструкцию от работодателя