Восстание башкир под руководством абдуллы галеева год

Башкирское восстание 1755–1756 гг.

Дата:
1755–1756 гг.

Противники:
Башкирские повстанцы

Другие названия конфликта

Восстание Батырши

Дата начала конфликта

Май 1755

Дата завершения конфликта

Февраль 1756

Декларация начала конфликта

Май 1755 г. (Воззвание – «Тахризнамэ» муллы Абдуллы Галеева с призывом башкир к газавату)

Театр военных действий

Уфимская провинция Оренбургской губернии

Аннотация

После разгрома Башкирского восстания 1735–1740 гг. российское правительство начало проводить в жизнь программу по включению Башкирии в административную систему империи. Было ликвидировано местное самоуправление. Башкирские земли изымались под строительство крепостей, заводов и населенных пунктов для пришлого населения. Осуществлялась политика христианизации. 16 марта 1754 г. вышел указ, распространявший на башкир государственную монополию на соль. Запрет на пользование соляными месторождениями, которые башкиры считали своей собственностью, вызвал недовольство населения. Лидеры башкир Бурзянской волости стали готовить открытое выступление. Определенную роль в подготовке восстания сыграла активная проповедническая деятельность религиозного мыслителя муллы Абдуллы Галиева (Батырши), который призывал башкир к «священной войне» с «неверными».

Формирования и командующие России

Войска Оренбургской укрепленной линии – оренбургский губернатор тайный советник Иван Иванович Неплюев

Формирования и командующие противника

Отряд – Кучукбай, отряд – Худайберда-мулла, отряд – Джилан Иткул

Причина конфликта

Башкирское восстание 1755–1756 гг. Вызвано ограничением местной автономии, земельными притеснениями и христианизацией населения, проводимыми царской администрацией. Повстанцы разорили несколько заводов, рудников и селений. Восстание потерпело поражение. Многие из его участников были вынуждены бежать в казахские степи.

Цели

Сопротивление башкир политике царского правительства по ликвидации местной автономии, колонизации края и христианизации населения.

Стратегический замысел

Повстанцы не имели последовательной и четкой программы действий, при плохой организации и согласованности, даже по сравнению с прежними выступлениями 1704–1711 и 1735–1740 гг. Основной стратегией повстанцев стала малая партизанская война диверсионного характера. Башкиры предпочитали действовать набегами и сразу отступать в казахские степи, о чем предварительно договорились с ханами Среднего Жуза. Стратегия царского правительства относительно Башкирского восстания 1755–1756 гг. помимо военных методов подавления предполагала недопущение его распространения на другие регионы, прежде всего, Казанский. С этой целью в сентябре 1755 г. правительство издало ряд указов, в которых для татар предусматривались определенные льготы и отмена некоторых ограничений. Так, вводилась оплата за ночные работы, прекратилось отселение некрещеных татар из мест проживания крещеных, отменялись некоторые налоги и т. д. В результате такой политики казанские татары не приняли участия в Башкирском восстании.

Политическая обстановка

Как внешняя, так и внутренняя политическая обстановка не благоприятствовали восстанию. В данный период Россия не участвовала в каких-либо крупных войнах и имела достаточные ресурсы для подавления внутреннего брожения. Политические лозунги Батырши о создании единого мусульманского государства не нашли безусловной поддержки ни у соседних народов, ни в самом башкирском обществе, которое не отличалось единством. Так, в восстании не приняли участие верхи башкирского общества. Более того, они способствовали подавлению протестов. Восстание также не нашло поддержки у некоторых социальных групп и народностей Башкирии. Благодаря политике царского правительства, заодно с башкирами не выступили и казанские татары. Казахи, на помощь которых рассчитывали повстанцы, нередко проявляли даже враждебность, которая вылилась в башкиро-казахскую войну. Не имея внешней поддержки, повстанческое движение в Башкирии изначально оказалось в состоянии изоляции. Все эти факторы способствовали его поражению.

Ход конфликта

Восстание началось 15 мая в Бурзянской волости Ногайской дороги (Южная Башкирия) убийством начальника горно-изыскательной партии Брагина и его товарищей, разорением Сапсальского почтового стана и прекращением обслуживания Исетского тракта. Повстанцами руководили Джилян Иткул и Худайберда-мулла. Кроме того, был разгромлен русский воинский отряд из 45 чел., из которых 10 чел. были убиты. После этого повстанцы бежали в казахские степи. В августе движение в этом районе возобновилось и перекинулось на ряд соседних волостей. 11 августа повстанцы окружили строящуюся Зилаирскую крепость. Они также напали на Вознесенский и Преображенский заводы, сожгли Покровский завод, разорили несколько почтовых ямов, после чего стали массами уходить в казахские степи. В конце августа восстание вспыхнуло в районе Осинской дороги, на севере Башкирии. Повстанцы во главе с Мустаем и Акбашем убили своего старшину. Против них выступили местные власти, и движение прекратилось. В данный период главный идеолог восстания — Батырша активного участия в нем не принимал, а затем скрывался в лесах.

Неплюев принял срочные меры для подавления разрозненных выступлений. Все крепости были объявлены на военном положении. В Башкирию были двинуты Московский, Ревельский и Троицкий полки, а также иррегулярные части (яицкие, донские казаки, калмыки). Следом за ними был направлен еще ряд регулярных полков. В это время повстанцы, которые бежали в степи, стали частично возвращаться в Башкирию, оставив у казахов семьи и скот. В их отсутствие казахи начали грабежи и насилие по отношению к оставшимся. Это вынудило башкир-повстанцев возвращаться и защищать свои семьи. Осенью 1755 г. башкирское восстание на юге переросло в башкиро-казахскую войну. В августе 1756 г. лидеры Малой Орды приняли решение выдать находившихся у них башкир царским властям. На территории Ногайской дороги отдельные столкновения с повстанцами имели место до февраля 1756 г. Немало повстанцев (в их числе оказался и Батырша) были арестованы и выданы самими башкирами.

Состав войск России

11 пехотных полков, 1 тыс. яицких казаков, 1 тыс. донских казаков, 1 тыс. калмыков, татарское ополчение – 5 тыс. человек.

Состав войск противника

Дружины башкирских родов и башкирское ополчение – до 30 тыс. человек

Потери России

Не подсчитаны

Потери противника

неизвестно

Результат

Поражение восстания. Возращение части повстанцев, бежавших в казахские степи, домой.

Последствия конфликта

Царское правительство было вынуждено подтвердить вотчинное право башкир на землю, отказаться от планов превращения башкир в крепостных крестьян и от их насильственной христианизации.

Длительное охлаждение казахско-башкирских отношений.

Литература

Акманов И.Г. Башкирские восстания XVII — начала XVIII вв. Уфа, 1998.

Акманов И.Г. Башкирия в составе Российского государства в XVII — первой половине XVIII века. Свердловск, 1991.

Еникеев 3.И., Еникеев А.3. История государства и права Башкортостана. Уфа, 2007.Казахско-русские отношения в XVI–XVIII в. Сб. документов и материалов. Алма-Ата, 1961.

Чулошников А.П. Восстание 1755 г. в Башкирии. М.; Л., 1940.

Обновлено: 23.09.2023

Габдулла Галиев (или Батырша) был выходцем или из мишарей, или башкир (точно не установлено). С детства получив хорошее религиозное образование занимался учительствованием и был муллой.

Батырша́ (1710 — 24 июня 1762) — идеолог и предводитель Башкирского восстания (1755—1756). Публицист, мулла.

Батырша́ (1710 — 24 июня 1762) — идеолог и предводитель Башкирского восстания (1755—1756). Публицист, мулла.

Причины башкирского восстания 1755-1756 годов

Уфимский уезд, где жил Батырша было местом, где мусульмане чувствовали себя вольготно и их права не притеснялись.

Но при нем уже началась насильственная христианизация мусульманского населения Уфимского уезда.

«. оглашен указ о том, чтобы старшина Илтабан со своей командой, оставив веру ислама, перешли бы в русскую веру; жители долины Ай, зауральцы и жители Ногайской дороги решили в силу нестерпимых мучений со стороны неверных приготовить боевое оружие, чтобы отвратить этих неверных, отомстить им и добиться возмездия». Тоже происходило на западе Уфимского уезда. «Население Осинской и Казанской дорог доведено до крайней степени бессилия от причиняемых им угнетений в вере и мирских делах».

Видя всё это Батырша стал готовить восстание на 1 июля 1755 года, поскольку по его словам:

«огонь злодеяний притеснителей, перешедший все границы, непреодолимо охватывая здания и постройки города нашей веры, почти разбивает и уничтожает и цитадель нашей веры»

Несмотря на назначенную дату некоторые повстанцы начали действовать раньше. Уже 15 мая 1755 года в Бурзянской волости был убит начальник горноизыскательной партии Брагин и разорён Сапсальский почтовый стан. Но эти стихийные выступления были быстро подавлены, а зачинщики арестованы или вынуждены уйти в казахские степи.

Подготовка к восстанию

Для того чтобы провести агитацию Батырша летом 1755 года проехал до Оренбурга (якобы для покупки литературы) и по пути встречался с населением. Везде он читал свое воззвание, которое сам и написал.

Также он провел встречи с мусульманским духовенством и представителями казанских татар — была выработан единая программа действия восставших.

Начало восстания Батыршы

В начале августа 1755 года отряды повстанцев в разных местах Уфимского уезда напали на представителей власти и мелкие воинские команды.

  • В небольшой промежуток времени восстание охватило уже много волостей: Усерганскую, Тангаурскую, Чакмин-Кипчакскую и другие. Во многих местах организуются самостоятельные отряды. Некоторыми отрядами руководят старшины, которые отлично понимают, что на основании инструкции им помилования не будет. Один из таких отрядов под руководством старшин Салтыкова и Тияумбета разрушил медеплавильный завод Шувалова А. И. На защиту завода был выслан отряд под начальством капитана Шкопского, но восставшие окружили его в горном ущелье, замкнули выход, и отряд был весь уничтожен. Восставшие нападали на крепости, заводы, уничтожали русские селения. В случае поражения башкиры предполагали уйти в казахскую степь, о чём договорились ещё в 1754 году с Аблай-ханом Среднего жуза — Википедия

Командиры воинских команд доносили в Казань, что повстанцы намерены:

Оренбургский губернатор И.Неплюев предпринял ряд мер для подавления восстания:

Ивáн Ивáнович Неплю́ев (5 [15] ноября 1693 — 11 [22] ноября 1773) — русский адмирал, действительный тайный советник, дипломат из рода Неплюевых, устроитель Южного Урала, автор мемуаров.

Ивáн Ивáнович Неплю́ев (5 [15] ноября 1693 — 11 [22] ноября 1773) — русский адмирал, действительный тайный советник, дипломат из рода Неплюевых, устроитель Южного Урала, автор мемуаров.

Он сконцентрировал в своих руках все войска, имевшиеся в его распоряжении — более 24 тысяч воинов из драгун, казаков, калмыков, отрядов провластных татар и башкир. Все эти силы, поделенные на три полка были посланы против восставших. Также, на подкрепление вскоре прибыли ещё три полка: Владимирский из Пензы, Астраханский из Шацка и Азовский из Алатырска .

Повстанцы в ответ поступили неразумно и стали казнить сборщиков налогов из числа башкирских старейшин:

Это отвратили от восставших местную племенную аристократию и она перешла на сторону правительственных сил. Одним из таких был уважаемый крупный рудопромышленник, старшина Гайнинской волости Осинской дороги, торговец Туктамыш Ижбулатов:

  • Туктамыш Ижбулатов был широко образованным человеком, имел глубокое знание о социально-экономическом и политико-правовом положении башкирского народа, его истории, интересах и требованиях, традициях, быте и нравах. Наказ, написанный на 47 страницах и состоявший из 35 пунктов, защищал интересы башкир-вотчинников, их внутреннее самоуправление, отстаивал право мусульман на свободное вероисповедание — Кулбахтин Н. М. Туктамыш Ижбулатов — защитник сословных интересов башкир в XVIII веке Архивировано 17 февраля 2009 года. // Ватандаш, 2003. — № 7. — С.59-63.

Ижбулатов развернул активную агитацию против Батырши и отвратил от восстания многих сторонников мятежного муллы.

  • 26 сентября 1755 года Елизавета Петровна обратилась с манифестом к татарам Среднего Поволжья. За участие в походе против восставших татарам обещали разрешить захваченное ими в боях имущество и пленных оставить у себя. Для их полной верности царскому правительству была несколько ослаблена насильственная христианизация, в частности, было разрешено строить мечети — Википедия

Елизаве́та Петро́вна (18 [29] декабря 1709, Коломенское — 25 декабря 1761 [5 января 1762], Санкт-Петербург) — императрица Всероссийская из династии Романовых с 25 ноября (6 декабря) 1741 года по 25 декабря 1761 (5 января 1762), младшая дочь Петра I и Екатерины I, рождённая за два года до их вступления в брак. Она руководила страной во время двух главных европейских конфликтов своего времени: Войны за австрийское наследство и Семилетней войны. За время её правления были обследованы и заселены земли Сибири — Википедия

Елизаве́та Петро́вна (18 [29] декабря 1709, Коломенское — 25 декабря 1761 [5 января 1762], Санкт-Петербург) — императрица Всероссийская из династии Романовых с 25 ноября (6 декабря) 1741 года по 25 декабря 1761 (5 января 1762), младшая дочь Петра I и Екатерины I, рождённая за два года до их вступления в брак. Она руководила страной во время двух главных европейских конфликтов своего времени: Войны за австрийское наследство и Семилетней войны. За время её правления были обследованы и заселены земли Сибири — Википедия

Конец Батыршы

После поражения восстания Батырша долго скрывался в Надырской волости. Но 8 августа 1756 года он был схвачен и лично Елизавета Петровна приказала:

В Санкт-Петербурге Батырша дал письменные показания, в которых просил императрицу прекратить преследования мусульман. Если оное прекратится, то по его разумению мусульмане превратятся в:

«о невыносимых обидах, а именно о насильственном крещении из магометанской веры в христианский закон»

В заточении Батырша долго не был. Привыкший к вольной жизни, он не вытерпел изоляции и вступив в схватку в охраной погиб в ней, убив двух солдат охраны.

Статья подготовлена на основе клипа из цикла передач «Татары сквозь время» — Батырша против Российской Империя | Воззвание мусульманским народам против несправедливости | на Ютуб-канале «Татары мира».

Восстание Батырши, выступление в северных и южных районах Башкирии, вызванное наступлением цар­ских властей на права и самоуправление башкир.

Поводом стала реформа взимания ясака, приведшая к росту налогов в несколько раз. Программу восстания в 1754 разработал мулла Абдулла Галеев (Батырша), призвавший мусульман края объединиться для изгнания русских. Однако фактически он не руководил восстанием, которое началось в южной Башкирии под руководством Джилана Иткула и Худайберды-муллы с расправы над начальником русской горной партии Брагиным в мае 1755 и быстро охватило обширные территории.

Русским войскам удалось разгромить очаг выступления, однако в августе оно возобновилось.

Намест­ник Оренбургского края генерал И. И. Неплюев направил на подавление восставших значительные силы, вынудив башкир уйти в степи, где их разбили казахи, действовавшие по согласованию с царскими властями.

На юге Башкирии восстание продолжалось до весны 1756. Итогом его стало подтверждение правитель­ством прав башкир на землю.

Восстание началось в Бурзянской волости. В 1754 г. в Башкирию был прислан начальником горно-розыскной экспедиции Брагин для изыскания драгоценных камней на Ирындыке. Он со своим отрядом начал грабить народ, издеваться над народом. Это послужило возмущению и началу восстания башкир. 15 мая они напали на горно-розыскную экспедицию. Восстание началось неожиданно, поэтому многие волости Ногайской дороги к нему не присоединились.

Выразителем интересов баш-го и тат-го крестьянства Башкирии был Абдулла Галиев (Батырша). Родился он в 1715 г. в деревне Карыш, в Башкирии, в семье татарского крестьянина Гали ага. Начальное образование получил в родной деревне, затем учился в знаменитом медресе деревни Тайсуганово. Он поднимал народ на борьбу и против всех неверных, в защиту мусульманской религии.

В марте 1755 г. Батырша принялся составлять программу, призывая народы Среднего Поволжья и Урала к восстанию. Начало восст. было намечено на 3 июля, но началось стихийно, до назнач. срока.

Основные силы повстанцев сосредоточились возле бугульчан по Агидели. 21 авг основная масса повстанцев перебралась на казахские земли и нападала оттуда на опорные пункты правительства.

Царское правительство стало умело разжигать национальную рознь.

С 1 сентября повстанцы должны были начать наступление в Осинском и Кунгурском направлениях. Но в рядах повстанцев этих регионов не было единства. Повстанцы обратились к Батырше и предупредили его о грозящей ему опасности ареста. За голову Батырши была обещана 1 тыс. руб. Батырша с семьей и несколькими учениками бежал в лес.

В сентябре правительство издало два указа. 1) служилые татары и мурзы были переведены из КГ канцелярии в ведение конторы Казанского адмиралтейства. Вводилась оплата за ночные работы. 2)прекратилось отселение некрещеных татар из мест проживания крещеных.

Правительство этим не ограничилось: 27—28 сентября оно издает новые указы. Первый из них отменил взимавшиеся ранее с татар налоги и набор рекрутов из новокрещенцев. В 1755 г. с ясачных татар не взимался подушный налог + был переведен ненавистный татарам архиерей Лука Канашевич.

В результате такой политики татары Казанского уезда не приняли участия в восстании Батырши.

В 1756 г. шли поиски, аресты повстанцев, следствие по их делам. Смертная казнь была запрещена. В 1757 г. вышел указ о прекращении преследований.

В середине 1757 г. его навсегда заперли в Шлиссельбургскую крепость, где продолжел работать и писал письма ЕII.

Восстание Батырши подготовило нерусские народы края к будущей борьбе. Оно послужило предпосылкой для их участия в крестьянской войне под предводительством Пугачева.

Восстание началось в Бурзянской волости. В 1754 г. в Башкирию был прислан начальником горно-розыскной экспедиции Брагин для изыскания драгоценных камней на Ирындыке. Он со своим отрядом начал грабить народ, издеваться над народом. Это послужило возмущению и началу восстания башкир. 15 мая они напали на горно-розыскную экспедицию. Восстание началось неожиданно, поэтому многие волости Ногайской дороги к нему не присоединились.

Выразителем интересов баш-го и тат-го крестьянства Башкирии был Абдулла Галиев (Батырша). Родился он в 1715 г. в деревне Карыш, в Башкирии, в семье татарского крестьянина Гали ага. Начальное образование получил в родной деревне, затем учился в знаменитом медресе деревни Тайсуганово. Он поднимал народ на борьбу и против всех неверных, в защиту мусульманской религии.

В марте 1755 г. Батырша принялся составлять программу, призывая народы Среднего Поволжья и Урала к восстанию. Начало восст. было намечено на 3 июля, но началось стихийно, до назнач. срока.

Основные силы повстанцев сосредоточились возле бугульчан по Агидели. 21 авг основная масса повстанцев перебралась на казахские земли и нападала оттуда на опорные пункты правительства.

Царское правительство стало умело разжигать национальную рознь.

С 1 сентября повстанцы должны были начать наступление в Осинском и Кунгурском направлениях. Но в рядах повстанцев этих регионов не было единства. Повстанцы обратились к Батырше и предупредили его о грозящей ему опасности ареста. За голову Батырши была обещана 1 тыс. руб. Батырша с семьей и несколькими учениками бежал в лес.

В сентябре правительство издало два указа. 1) служилые татары и мурзы были переведены из КГ канцелярии в ведение конторы Казанского адмиралтейства. Вводилась оплата за ночные работы. 2)прекратилось отселение некрещеных татар из мест проживания крещеных.

Правительство этим не ограничилось: 27—28 сентября оно издает новые указы. Первый из них отменил взимавшиеся ранее с татар налоги и набор рекрутов из новокрещенцев. В 1755 г. с ясачных татар не взимался подушный налог + был переведен ненавистный татарам архиерей Лука Канашевич.

В результате такой политики татары Казанского уезда не приняли участия в восстании Батырши.

В 1756 г. шли поиски, аресты повстанцев, следствие по их делам. Смертная казнь была запрещена. В 1757 г. вышел указ о прекращении преследований.

В середине 1757 г. его навсегда заперли в Шлиссельбургскую крепость, где продолжел работать и писал письма ЕII.

Восстание Батырши подготовило нерусские народы края к будущей борьбе. Оно послужило предпосылкой для их участия в крестьянской войне под предводительством Пугачева.

Неплюев сосредоточил в Башкирии около 50 тысяч военных, но, несмотря на все его усилия, 8 августа бунт вспыхнул снова. В этот день бурзяне убили приставленного к ним мишарского старшину Абдуллу Вагапа, его писаря и двух мишарей. На следующий день они появились около Преображенского и Вознесенского заводов, 11 августа окружили строящуюся Зилаирскую крепость. Вскоре к ним присоединились Кипчакские, Усергенская, Тангаурская и Тамьянская волости. Повстанцы напали на Вознесенский и Преображен­ский заводы, сожгли Покровский завод, разорили несколько почтовых ямов, разгромили посланные против них команды, после чего стали массами уходить за Яик. В середине августа в Казахстан­ ушло свыше 10 тысяч человек. Оставив у казахов семьи и скот, повстанцы возвращались назад, нередко с казахами, и вступали в борьбу с правительственными войсками.

После посещения Оренбурга, приб­лизительно в начале августа, Батырша благополучно вернулся на Сибир­скую дорогу. Власти еще не догадывались о его деятельности и подлинной роли в событиях. Чулошников считает, что Гайнинской волости на северо-запад Башкирии отводилась та же роль, какая была на юго-востоке, на Ногайской дороге у башкир Бурзян­ской волости: открыть и возглавить восстание на Осинской, Сибирской и Казанской дорогах20. Большинство историков считают, что Батырша и предводитель гайнинцев Чурагул Минлибаев в ответственный момент проя­вили нерешительность и стали выжидать, чем обернутся события на Ногайской дороге. На наш взгляд, более верно мнение Валиди о том, что Батырша находился у себя, между Башкирией и Казанским уездом, чтобы организовать взаимодействие пов­станческих сил21. Однако ему не удалось поднять татар, мишарей и тептярей.

Источники и литература

Читайте также:

      

  • Астраханский заповедник описание кратко
  •   

  • Монтажник наружных трубопроводов обязанности кратко
  •   

  • Гражданская дееспособность кратко шпаргалка
  •   

  • Режим реки волга кратко замерзает или нет
  •   

  • Источники финансирования оборотного капитала кратко

После разгрома восстания 1735—1740 годов Российское правительство наметило широкую программу по колонизации Башкирии. Ее реализация была поручена знатоку восточного мира, бывшему русскому резиденту в Стамбуле Ивану Ивановичу Неплюеву. Питомец Петра I энергично взялся за освоение юго-восточной окраины империи. В 1743 году он перенес на новое место Оренбург, по его признанию, в первую очередь «для ближайшего надзирания над склонным к бунтам башкирским народом»1, превратив его в неприступную крепость. Прежний Оренбург, основанный в 1735 году, был переименован в Орскую крепость. В следующем году на территории Башкирии была учреждена Оренбургская губерния. Граница губернии с Казахстаном была перекрыта протяженной цепью крепостей. Башкир, проливших много крови, чтобы не допустить появления на их земле крепостей, заставили нести линейную пограничную службу. Эта тягостная и изнурительная служба исполнялась без всякого довольствия и жалованья. Также за свой счет башкиры должны были содержать почтовые станции и ямы. Было ликвидировано местное самоуправление. Родовая аристократия в лице потомственных старшин была заменена на бюрократию – назначаемых старшин, как правило, лояльных, но далеко не всегда достойных людей. Каждый человек находился под бдительным административно-полицей­ским оком. Земельный вопрос в Башкирии еще более обострился. В ходе последнего восстания многие вотчинники потеряли право на часть своих земель, конфискованных как «бунтовщичьи». При Неплюеве около трети башкирских владений было изъято под интенсивное строительство крепостей, металлургических заводов и населенных пунктов для растущего потока пришлого населения. 16 марта 1754 года вышел указ, запрещавший частным лицам бесплатную добычу соли и обязывавший покупать ее по сильно завышенной цене. Этот указ ударил по интересам всего населения Башкирии. В отношении всего нерусского населения осуществлялась политика христианизации. Наиболее активно она проводилась в Казанской губернии, где действовала так называемая Новокрещенская контора. Там за несколько лет было крещено около 250 тысяч душ, закрыто и разрушено несколько сот мечетей и мусульманских школ. В Башкирии мечети были оставлены «впредь до указа». 
Запрет на пользование соляными месторождениями, которые башкиры считали своей исконной собственностью, вновь пробудил их мятежные настроения. В краю, едва залечившем раны, началось глухое брожение. Очаг нового восстания возник в южных волостях. Башкиры Ногайской дороги установили связь с Сибирской дорогой. Прежде восставшие башкиры призывали к себе казахских и каракалпак­ских ханов, пытаясь таким образом отложиться от русского монарха. После того, как ханы сами приняли россий­скую протекцию, этот путь был закрыт. Башкиры сознавали, что в одиночку им нельзя рассчитывать на успех. Необходимо было объединиться с другими угнетенными народами. Для этого нужен был влиятельный и авторитетный человек, который мог бы поднять на борьбу все мусульманское население края и, может быть, заручиться поддержкой соседних мусульманских народов. Выбор пал на мишарского муллу Батыршу из аула Карышбаш Сибирской дороги.

Абдулла Алеев, по прозвищу Батырша, духовное имя Губайдулла Мягзялдин, родился около 1710—1715 годов.­ Начальное образование получил у известного своей ученостью муллы Абдрахмана в ауле Тайсуйган команды башкирского старшины Надыра Уразметова, близ современного города Альметьевска. Затем он продолжил обучение у пользовавшегося большой известностью муллы, а позднее ахуна Абдуселяма Ураева, содержавшего медресе в ауле Ташкичу, также находившемся на территории современного Татарстана. После окончания образования в 1744—1745 гг. молодой мулла обучал мальчиков в Гайнинской волости Осинской дороги Уфимской провинции в ауле муллы Илиша, в современной Пермской области. Затем в качестве муллы и учителя прослужил в 1746—1749 гг. в Исетской провинции в ауле старшины Муслима Аширова, в современном Кунашакском районе Челябинской области. Позже вернулся в аул Карышбаш мишарского старшины Яныша Абдуллина, где пробыл последние шесть лет в должности муллы и содержал собственное медресе. Батырша много путешествовал по Башкирии и за ее пределами, имел обширные связи в мусульманском мире. Основательные знания в области шариата, значительная начитанность, справедливость выносимых им судебных решений, прямой и независимый характер создали ему большую извест­ность3. Ему предлагали стать ахуном Сибир­ской дороги, но он отказался. Батырша с горечью смотрел на гонения своей веры и невзгоды единоверцев. В по­следующем он писал императрице Елизавете, что сначала, как духовное лицо, наставлял народ, призывал людей к терпению и повиновению властям, надеялся довести до сведения «падишаха» бесправное положение ее подданных, злоупотребления губернского начальства. Однако потом он вынужден был отказаться от этой мысли и пришел к выводу о неизбежности вооруженной борьбы.

Батырша принял предложение башкир. Он рассчитывал на поддержку мишарей и татар. Для этого, казалось, были основания. Батырша вспоминал, как летом 1754 г. татарская молодежь Каргалинской слободы упражнялась в стрельбе из лука, приговаривая: «Мы вот так будем простреливать неверных и объединимся с башкирами». На противоположном краю Башкирии мишари Осинской дороги говорили: «Если окрестные башкиры поднимутся, то и мы поднимемся»4. Была надежда и на казахов. В Среднем жузе были недовольны тем, что в результате возведения Ишимской крепостной линии их лишили пастбищ в междуречье Ишима и Иртыша, еще раньше запретили кочевать на правом берегу Иртыша. Зимой 1754—1755 года кочевники стали открыто пересекать кордон и вступать в конфликт с пограничными властями. Казахи султана Аблая говорили русским: «Пора вас за Волгу прогнать по-прежнему»5. Младший жуз также имел причины к недовольству, ибо у него были отняты земли в междуречье Яика и Илека. Батырша исподволь начал подготовку к восстанию. Современник событий историк П.И.Рычков сообщает, что «…Батырша еще в 1754 году, как то по допросам открылось, по всей Башкирии и в другие места ездил с истолкованием своего закона, рассевая в народ разные возмутительные мысли и якобы еще в том же 1754 году со многими волостями согласился, чтоб сделать бунт и усилясь склонить на то, с одной стороны, в Казанской губернии живущих магометан, а с другой киргизцев и прочих тамошних народов, а потом рассеял в разные места возмутительное письмо…»6. Другой современник А.И.Тевкелев отмечал, что «…при последнем башкирском замешании возмущены они были от известного Батырши наипаче тем, что в случае их бунта киргисы и другие дальнейшие махометанские народы к ним, башкирам, пристанут»7. Ученик Батырши Ибрагим Тимергазин при допросе в канцелярии Яныша Абдуллина говорил, что учитель его посылал с нарочными письмами «на все 4 дороги и в киргисцы, тако ж и в Казанский уезд…»8.­ По признанию самого Батырши, он приступил к составлению воззвания в марте 1755 г., после того, как получил известие от башкир Ногай­ской дороги, что они поднимутся в мае.

Непосредственным поводом к вооруженному выступлению стали беззакония некоего Брагина, начальника горно-изыскательных работ, присланного из Петербурга для отыскания и обработки цветных камней. Брагин и шесть его товарищей, в числе которых были две женщины, несколько лет работали в Бурзянской волости, около озера Талкас. При этом Брагин, по свидетельству старшины Усерганской волости Кувата Кинзягулова, делал башкирам «обиды побоями и взятками, а особливо что де у многих жен и хороших дочерей отнимал и содержал при себе для блудодейства»10. Неоднократные жалобы башкир Неплюеву и Тевкелеву ни к чему не привели. Тогда, 15 мая 1755 года, башкиры, «умысля поступить на злодейство и учиня собрание, …Брагина с товарищи и некоторых бывших по лежащей чрез ту волость дороге на почтовых станах драгун тако ж и двух проезжих крестьян убили до смерти и один почтовый стан разорили, а потом с семьями, оставя домы свои… при той реке (Яике — С. Т.) на ехавшую на них из ближних редутов драгунскую партию сорок пять человек разбили и десять из них убили, да тридцать человек ранили, а лошадей их всех с собой угнали, и тако покинув свой рогатой скот 21 того же мая бежали в Киргизскую Орду…»11. Инициаторами расправы над русскими были башкиры Бурзянской волости Джилан Иткул и Бушмас-Кипчакской волости Худайберды-мулла. Затем 124 мужчины с семьями двинулись в казахские степи. При переправе через Яик они разбили сторожевой отряд капитана Лядомского. После 8-суточного перехода башкиры остановились в кочевьях Джагалбайлинского рода Младшего жуза в ведомстве султана Айчувака и были приняты достаточно госте­приимно. Неплюев в своих воспоминаниях пишет, что башкиры взбунтовались «по их природному зверству» совершенно неожиданно, когда он, якобы, собирался послать очередную инспекцию, чтобы проверить, «нет ли им от кого обид?» Он немедленно направил войска в Башкирию, приказав действовать «не щадя не токмо жилищ, но самих башкирцев, жен их и детей, для вкоренения страха к недопущению сему злу распространиться»12. Каратели произвели в Бурзянской волости массовые аресты. Большинство схваченных погибло в застенках Оренбурга и других крепостей. Часть башкирских старшин была заменена мишар­скими, прибывшими в волость со свои­ми командами. Эти старшины были подобраны, по выражению Чулошникова, «с нарочитым пренебрежением всяких интересов местного башкирского населения». Чтобы держать мятежную область под особым контролем, Неплюев приказал построить внутри нее новую Зилаирскую крепость. 29 мая он послал гонца к правителю Младшего жуза Нурали-хану с приказом разграбить и сделать пленниками бежавших к нему башкир. Соответствующее указание было отправлено и в Средний жуз к Аблай-султану13. Тептярям и мишарам губернатор отправил грамоты с призывом выступить против башкир, которые, якобы, хотят поработить их. 
Что делал в это время Батырша? После известий о событиях в Бурзянской волости он отправил одного ученика с воззванием в Гайнинскую волость. В ответ приехал мулла Исхак и сообщил о готовности северных башкир. Но Батырша попросил подождать, пока он вернется из Оренбурга15. Это решение, очевидно, было связано с намерением выяснить обстановку на месте. По некоторым сведениям, на Осинской дороге была предпринята попытка поднять восстание в начале июля. Так, 16 июля Пермское горное начальство, на основании рапорта башкирского старшины деревни Барды Аптыка Козягулова, извещало Бергколлегию о том, что башкиры четырех гайнинских деревень начинают бунт, прогнали посланных к ним копииста с солдатами, и осинские крестьяне, опасаясь башкир, бежали с семьями и «со шкарбом» в Осу16. Приблизительно в конце июня—начале июля Батырша выехал из дома. В пути он инкогнито беседовал со случайно встретившимися ему бурзянами. На вопрос: «Что же подумываете теперь вы – оставшиеся?», получил ответ: «…если народ восстанет, то хорошо, будем с ним, а если же не восстанет, то, в конце концов нам все же придется восстать, потому что мы все равно, донося друг на друга, будем переловлены и истреблены. Хотя мы ничего воровского против падишаха и не замышляем, но то, что мы не выносим злодеяния притеснителей — русских, считают воровством. Русских, сколько бы они ни совершали злодеяний и воровства, «ворами» не обзывают. Сами видите, ни один из пойманных наших не был выслушан и возвращен, все они гибнут под именем вора. Таким образом, надеясь на что, можем мы не скрываться? По нашему мнению, чтобы не случилось, — восстать, уповая на Аллаха»17. Из показаний старшины Кувата Кинзягулова и его подчиненного Бикжана Тайлякова, сохранявших лояльность до августа 1755 г., видно, что неоправданная жестокость людей Неплюева, ­таких как майор Назаров, капитан ­Моисеев и другие, фактически спровоцировали новое, более мощное восстание18. Правительство неоднократно напоминало Неплюеву о умеренности в действиях, ибо стремилось не допускать внутренних осложнений накануне надвигавшейся Семилетней войны. Правда, по мнению Чулошникова, деятельность правительства «ни в какой мере не сопровождалась действительным стремлением к ограждению несправедливо задетых интересов мест­ного населения. Так, отстраненный первоначально от должности за то, что «з башкирцами поступал с высочайшим Ея И.В. милосердием не сходственно и с великой жестокостью против долж­ных порядков», майор князь Г.Д. Назаров позднее, после подавления восстания, был совершенно оправдан во всех своих поступках «за отсутствием в них всякого состава преступления по их (башкир) явно оказываему бунту и злодейству»19. Неплюев же, как известно, не только не привлекался к ответственности, но был щедро наг­ражден за успешную деятельность во благо России. Дореволюционные историки А.И.Левшин, С.М.Соловьев, В.Н.Витевский ставят Неплюеву в заслугу ликвидацию опасного для России бунта, не учитывая, что именно неумеренная политика губернатора стало одной из причин серьезного политического кризиса в крае.

Неплюев сосредоточил в Башкирии около 50 тысяч военных, но, несмотря на все его усилия, 8 августа бунт вспыхнул снова. В этот день бурзяне убили приставленного к ним мишарского старшину Абдуллу Вагапа, его писаря и двух мишарей. На следующий день они появились около Преображенского и Вознесенского заводов, 11 августа окружили строящуюся Зилаирскую крепость. Вскоре к ним присоединились Кипчакские, Усергенская, Тангаурская и Тамьянская волости. Повстанцы напали на Вознесенский и Преображен­ский заводы, сожгли Покровский завод, разорили несколько почтовых ямов, разгромили посланные против них команды, после чего стали массами уходить за Яик. В середине августа в Казахстан­ ушло свыше 10 тысяч человек. Оставив у казахов семьи и скот, повстанцы возвращались назад, нередко с казахами, и вступали в борьбу с правительственными войсками. 

После посещения Оренбурга, приб­лизительно в начале августа, Батырша благополучно вернулся на Сибир­скую дорогу. Власти еще не догадывались о его деятельности и подлинной роли в событиях. Чулошников считает, что Гайнинской волости на северо-запад Башкирии отводилась та же роль, какая была на юго-востоке, на Ногайской дороге у башкир Бурзян­ской волости: открыть и возглавить восстание на Осинской, Сибирской и Казанской дорогах20. Большинство историков считают, что Батырша и предводитель гайнинцев Чурагул Минлибаев в ответственный момент проя­вили нерешительность и стали выжидать, чем обернутся события на Ногайской дороге. На наш взгляд, более верно мнение Валиди о том, что Батырша находился у себя, между Башкирией и Казанским уездом, чтобы организовать взаимодействие пов­станческих сил21. Однако ему не удалось поднять татар, мишарей и тептярей. 

Неплюеву и правительству удалось парализовать действия Батырши, и восстание 1775 года не переросло во всеобщее антиколониальное выступление мусульманских народов. Более того, власти сумели посеять между казахами и башкирами глубокую вражду. Известную роль в этом сыграли и личные качества Нурали-хана: его беспринципность, корыстолюбие, политическая наивность и ограниченность. Возвратившиеся домой башкиры бросились обратно выручать свои семьи, подвергшиеся насилию и разграблению со стороны казахов. Осенью 1755 г.­­­­­­ башкирское восстание на юге фактически переросло в башкиро-казахскую войну. Итоги восстания оказались плачевными для башкир: множество ­повстанцев было убито в стычках с правительственными войсками, столк­новениях с казахами, погибло под пытками в крепостных застенках, было сос­лано на каторгу, определено в солдаты. Их жены и дети были крещены и проданы в Россию. Много башкир пропало на чужбине. Более десяти лет из Казахстана убегали группами и в одиночку члены семей повстанцев. Далеко не каждому удавалось благополучно преодолеть среднеазиатские степи и пустыни. Насколько велика была тяга к родине, можно судить по следующим фактам: иногда подростки, добравшиеся до родной земли, не могли назвать свою деревню, имя родителей, а порой не знали даже своего настоящего имени. Возвращались и 70—80-летние старики. Расскажем о случае, не самом трагическом, но свое­образном и в то же время характерном. Башкир Бурзянской волости Махмуд Ермяков, 34 лет, подозреваемый в нападении на каменотесца Брагина, был наказан плетьми и 16 октября 1755 года отправлен в остзейские полки. Он бежал из Риги в Башкирию, был схвачен и 25 августа 1761 года отправлен в Кронштадтский гарнизон. Весной 1762 года, бросив ружье, мундир и амуницию, он снова бежал. Пешком, через Санкт-Петербург, Москву, Казань добрался до родины. Для того, чтобы избежать нового ареста, Махмуд решил легализироваться. Не показываясь на глаза знакомым, он попытался тайно пробраться в Казахстан, чтобы через несколько дней вернуться оттуда под видом казахского пленника. Но после пересечения границы около Верхояицкой крепости (современный г.Верхнеуральск) его по следам настиг дозор. При задержании Махмуд оказал яростное сопротивление. Теперь его, как неисправимого бунтовщика, ожидала смертная казнь. Тогда он заявил о своем желании принять православие. Согласно правительственному указу от 20 декабря 1743 г., находившиеся под судом «иноверцы» в случае принятия православной веры освобождались от наказания. Вскоре башкир, под новым именем Михаила Ле­онтьева, в кандалах и под конвоем, отправился на службу в остзейские полки.

Вернемся к Батырше. Он скрывался ровно год. За это время его жену и детей увезли в Россию и окрестили. 8 августа 1756 года в ауле Азяк современного Бураевского района Батырша был схвачен. По его словам, он решил вернуться на родину, явиться к мишарскому старшине Сулейману Диваеву, чтобы в его сопровождении добраться до Оренбурга и испросить разрешение на поездку в Петербург. Сулейман, прельстившись крупным вознаграждением, обещанным за поимку бунтовщика, доставил своего соплеменника властям как пленника. 23 августа Батырша был доставлен в Оренбург. Здесь он безуспешно добивался свидания с Неплюевым. 10 сентября его под усиленным конвоем отправили в столицу. Во время следствия Батырша наотрез отказался отвечать на вопросы по существу дела и говорил, что у него есть к императрице «секретный разговор». Не следует думать, что это желание было из разряда экстраординарных. Аудиенции неофициальных лиц у российских монархов в те времена были привычным делом. Между прочим, антагонисты Батырши — Яныш и Сулейман — были удостоены этой чести. В Моск­ве Батырше было предложено вместо аудиенции написать письмо императрице, и он согласился. В течение 4—24 ноября 1756 г. узник сочинил обширное обращение, которое дошло до наших дней. Оно было издано с комментариями академика Г.Б.Хусаинова. По его оценке, этот документ являет собой «историко-политический, социально-экономический, этико-философский трактат о Башкирии того периода». От себя добавим, что это также памфлет. В нем Батырша, в частности, пишет: «…если падишах не одинаково обращает взор милости на своих рабов, не наказывает злодеев, как подобает, и если он, презрительно относясь к своим подданным, потому что последние не состоят с ним в одной вере, чинит притеснения их вере и мирским делам, то и любой, хоть и мало разумеющий, поймет, каково может быть последствие. Некоторые говорили, что государство, играющее со своими подданными и творящее злодеяние своим подчиненным, не дойдет до добра, и то, что входит в живую народную молву, не может быть попусту: в конце концов есть предел для таких злодеяний…»23. Как видим, автор не только критикует и обличает, он дает своему государю совет, как через достижение согласия в обществе достичь процветания и могущества государства.

В Петербурге Батырша пожелал видеть православного священника для теологической беседы. Витевский предполагает, что таким образом «хитрый мулла» хотел избежать наказания или смягчить его. Некоторые историки даже предполагают, что мулла, якобы, подумывал об отречении от своей веры. Батырша был приговорен к наказанию кнутом и пожизненному заключению в Шлиссельбургской крепости, где содержался с кандалами на руках и ногах. Он погиб 24 июля 1762 года в схватке, зарубив топором четырех стражников. Вряд ли это была попытка к бегству, как полагает Витевский. Бежать в кандалах из тюрьмы на острове невозможно. Иногда пишут, что Батырша не годился для роли руководителя и не обладал качествами воина. Есть даже попытки подвергнуть сомнению его роль в восстании 1755 года. Считаем, что это глубоко ошибочные мнения. Не подлежит сомнению, что Батырша был не только теоретиком-идеологом, но и подлинным борцом, готовым в любых обстоятельствах защищать и отстаивать свои убеждения, честь и достоинство.

Источники и литература

1. Жизнь И.И. Неплюева (им самим написанная). Факсимильное издание. Оренбург, 2004, с. 137.
2. В а л и д и А х м е т з а к и Т у г а н. История башкир. История тюрков и татар (на баш. яз.). Уфа: Китап, 1994, с. 117.
3. Ч у л о ш н и к о в А.П. Восстание 1755 г. в Башкирии. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1940, с. 67.
4. Письмо Батырши императрице Елизавете Петровне. Составитель Г.Б.Хусаинов Уфа: УНЦ РАН, 1993, с. 83, 85.
5. Ч у л о ш н и к о в А.П. Ук. соч., с. 77.
6. Р ы ч к о в П.И. Топография Оренбургской губернии. Уфа: Китап, 1999, с 183.
7. Казахско-русские отношения в XVI – XVIII веке. Сб. документов и материалов. Алма-Ата: АН Каз. ССР, 1961, с. 587.
8. В а с и л ь е в С.М. Роль Батырши в восстании 1755 г. в Башкирии // Страницы истории Башкирии. Уфа: БФАН СССР, 1974, с. 27.
9. Письмо Батырши.., с. 87.
10. Материалы по истории Башкирской АССР. Том II. Корректура сб. документов, подготовленная А.П. Чулошниковым в 1940 г. Док. № 116.
11. ГАОО. Ф. З. Д. 37. Л. 101-101 об.
12. Жизнь И.И. Неплюева.., с. 144-146.
13. Материалы по истории Башкирской АССР. Т. II. Док. № 98, 99.
14. Жизнь И.И.Неплюева.., с. 153.
15. Письмо Батырши.., с. 95.
16. ГАОО. Ф. З. Д. 37. Л. 116-116 об.
17. Письмо Батырши.., с. 96-97.
18. Материалы по истории Башкирской АССР. Т. II. Док. № 109, 116.
19. Ч у л о ш н и к о в А.П. Ук. соч., с. 104.
20. Там же, с. 84.
21. В а л и д и А х м е т з а к и Т у г а н. Ук. соч., с. 121.
22. ГАОО. Ф. З. Д.65. Л. 494-495, 569-572.
23. Письмо Батырши.., с. 77-78.

В 1755—1756 годах на Южном Урале произошло восстание, которое обычно называют «восстанием Батырши». Настоящее имя организатора восстания Габдулла, фамилию (точнее отчество) пишут в разных вариантах – Галиев, Алиев, Алеев. Но известен он под именем Батырша. Описывать восстание не буду – это тема не статьи, а книги, да и книги про это восстание уже написаны. Есть и книги про Батыршу.


На картине показано, разумеется, современное представление о Батырше.

Укажу только, что это была первая и единственная попытка организованного выступления по всей территории Южного Урала. И организатором, несколько лет прощупывавшим почву, а затем готовившим это восстание, был именно Габдулла Алеев. Попытка почти удалась, но только почти… Тем не менее, имя Батырши Алеева навсегда вписано в историю Южного Урала. Я хотел бы здесь рассказать о некоторых моментах из его жизни, связанных с нашими краями, с Южным Зауральем. Опираться в своем рассказе я буду на работы Файзулхака Габдулхаковича Ислаева (автора одной из книг о Батырше) и опубликованные документы того времени, в первую очередь на «Письмо Батырши императрице Елезавете Петровне», изданное в Уфе в 1993 году. В письме Батырша подробно описывал ситуацию сложившуюся накануне восстания и свои впечатления от общения с людьми.
Батырша родился в деревне Карыш (ныне село Верхний Карыш Балтачевского района Республики Башкортостан) в 1710 году в семье муллы Туктаргали Дусалиева. По достижении примерно 7-8 лет стал учиться у своего отца в мектебе при мечети деревни Карыш. Позже, по достижении 15 или 16 лет отец направил его в медресе знаменитого имама Абдурахмана Тайсугани в деревне Тайсуганово (сегодня это Альметьевский район Республики Татарстан). Как пишет Ф.Г. Ислаев, это медресе стало «местом формирования его взглядов под непосредственным влиянием известного имама и поэта Абдурахмана Тайсугани». В 1733 году он направился в деревню Ташкичу, в Заказанье, для продолжения религиозного образования. В общей сложности Габдулла Галеев учился около 18 лет. По окончании обучения стал преподавать в мектебе – религиозная школа низшей ступени. Около четырех лет, в 1746–1749 годах, он служил муллой и мугаллимом (преподавателем в мектебе) здесь, в Зауралье, у мещеряков команды Муслюма Аширова.
О служилых мещеряках команды Муслюма Аширова я уже писал как-то. Напомню, что в 1742 году им была отведена земля по реке Тече, а также озера Тишки, Кунашак, Чебакуль… Одна из первых деревень, которая была основана мещеряками – Кунашак, скорее всего, на месте существовавшей деревни Итаяковой. Именно в Кунашаке и служил муллой Батырша, там же и преподавал. Вплоть до последней трети XIX века ситуация с образованием в православных и мусульманских деревнях Южного Урала сильно отличалась. Почти во всех татарских и башкирских деревнях были мечети и практически при каждой мечети была низшая школа – мектеб, где учились многие дети. Учились они писать и читать на тюркском языке (в документах того времени писали – «на татарском»). Поэтому процент грамотных среди мусульманского населения был существенно выше, чем среди православного, но как писал один из современников, писать и читать они умели «на своем языке».
Здесь же, в Кунашаке, Батырша женился. Женой его стала двадцатидвухлетняя Гульбохар Хасанова (Асанова), дочь служилого мещеряка Асяна Тукаева из деревни Улугуш  Исетского ведомства, близкая родственница старшины Муслюма Аширова. В 1749 году Батырша с женой уехал в свою родную деревню Карыш, где стал имамом мечети и открыл медресе – школу более высого уровня, чем мектеб. Вскоре он стал одним из самых известных мусульманских религиозных деятелей Южного Урала.
В 1754 году он приезжал в гости в команду старшины Мслюма Аширова. Как писал он позже в своих показаниях: “Население Муслимова аула , приняв мое пребывание в гостях за благоприятный случай, оказали мне почести и уважение и, пригласив из окрестных аулов мулл и других, устроили в своих летних аулах-кочевьях круг и одаривали народ разными благами и вещами”[1]. «Средь мишеров команды того Муслима я пробыл около месяца, или более того. У некоторых я ночевал 5 раз у некоторых 6 раз; в доме Мянсура также провел 6 или 7 ночей…. Ясаул Мансур Тукай-улы ис команды старшины Муслима и аула Муслима тоже. Но в данное время он ушел из аула старшины Муслима в Янги-аул, за 70 верст от аула Муслима. По собственному приглашению самого того Мансура я ночевал у него. Он пригласил меня, чтобы я читал Коран по душе ушедшей из сего мира покойной его матери»[2]. Мансур Тукаев – дядя жены Батырши, основатель деревни Мансурово, которая сегодня относится к Сафакулевскому району Курганской области. Приехав к Мансуру Батырша спрашивал его «о переменчивости времен и об изменении обстоятельств», в ответ на что услышал: «По желанию падишаха (царя – Г.С.) я проливал кровь своих мусульман; не щадя своей души и идя навстречу стрелам и пикам, мужественно перенес многие раны: в конце концов «наши челны сели на мель» (то есть «мы зашли в тупик») [3].
Разговаривал он и с самим Муслюмом Ашировым. Вместе они ездили к жившим рядом башкирам племени сальют. Эту поездку в письме императрице Елизавете Петровне Батырша описал довольно подробно, описав настроение салют. Я приведу лишь одну фразу из его письма: «Некоторые говорили: «Мы не называем падишаха злодеем – он справедливый, однако, какая нам польза от его справедливости, находящейся у него за пазухой и не дошедшей до нас?»[4].
Таким образом, Батырша описывал настроение башкир и мещеряков, объясняя причины начала восстания. Интересно, что братья его жены, жившие в деревне Чулмяк (Чумляк), пошли учиться к нему в медресе. После того, как восстание потерпело поражение, а Батырша вместе с учениками был арестован, все они оказались под следствием…
Батырша Алеев – мулла, богослов, учитель, бунтовщик и литератор, оказывается, был довольно тесно связан с нашими краями. Из его письма мы узнаем подробности о жизни башкир и мещеряков того времени. В частности, что мещеряки тогда на летнее время тоже переселялись в юрты, на летние пастбища, которые, хоть и находились недалеко от постоянных жилищ, но все же назывались «кочевьями». Таким образом, Батырша выступал еще и как бытописатель, будучи одним из очень немногих авторов, описывавших такие моменты, которые в официальных документах не упоминаются. И у нас есть повод вспомнить о Батырше Алееве не только как об организаторе восстания, но и как о человеке, обладавшем немалым литературным даром, оставившем после себя описание ситуации на Южном Урале в середине XVIII века.


[1] Письмо Батырши императрице Елизавете Петровне. – Уфа: УНЦ РАН, 1993. – 250 с. – С. 76.

[3] Письмо Батырши… – С. 80.

[4] Письмо Батырши… – С. 78.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Visolvit junior zelki инструкция по применению
  • Руководство компании темп
  • Тригельм цена в аптеке инструкция по применению отзывы пациентов
  • 2108 руководство пользователя
  • Как принимать аминалон взрослым таблетки 250мг инструкция