Воспитанность классное руководство

Работа классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся

Парадокс воспитания состоит в том,

что хорошо поддаются воспитанию

как раз те, которые не нуждаются

в воспитании (Фазиль Искандер)

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства, который обеспечивает приобщение подрастающего поколения к социально-культурному опыту. Характер ведения воспитательной работы в классе во многом определяет уровень воспитанности учащихся.

Понятие воспитанности является сборным, определяющим стереотипные модели поведения учащихся в конкретных сферах жизни.

Прежде чем говорить о роли классного руководителя  в повышении уровня воспитанности, следует определить, какие именно критерии учитываются при определении данного уровня.

Изучив педагогическую литературу, я остановилась на следующих положениях.

Воспитанность – это интегрированный показатель результата воспитательной работы, отражающий сформированность отношений ученика:

  • к обществу (к природе, стране, к родному краю, своей школе);
  • к  умственному труду (познавательная активность; стремление реализовывать свои интеллектуальные способности; саморазвитие; организованность в учебе);
  • к физическому труду (инициативность и творчество в труде; бережное отношение к результатам своего и чужого труда; осознание значимости труда);
  • к людям (уважительное отношение к старшим, дружеское отношение к сверстникам; милосердие; честность в отношении с товарищами, ровесниками, взрослыми);
  • к себе (самоуважение; соблюдение правил культуры поведения; организованность и пунктуальность; требовательность к себе);
  • к прекрасному (оценивание красоты в своих делах;  видение прекрасного в окружающей жизни; овладение основами художественной и творческой деятельности; понимание доступных произведений искусства).

Мы видим, что работа классного руководителя – это многоплановая деятельность, касающаяся абсолютно всех областей жизни ученика.

В чем же заключается воспитательная деятельность классного руководителя?

Особенность профессии учителя состоит в том, что за его работой, за его словами и поступками следят дети. Они замечают все: как он одет — небрежно или тщательно, как он разговаривает с другими людьми: родителями, своими товарищами — учителями, с директором или завучем, со своими учениками. Как он относится к разным ребятам, отличникам и неуспевающим, как оценивает их поведение. Выполняет ли свои обещания или нет, может ли признать свою неправоту или нет. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности.

Авторитет учителя – это авторитет старшего, более умного, более знающего, умеющего и справедливого. Поэтому учитель сам должен серьезно относиться к своему авторитету, понимать, что его каждое действие, оценка явлений и людей сознательно или бессознательно усваивается учениками.

Главная задача классного руководителя – изучать воспитанников и их потребности, определять цели, вовлекать обучающихся в нужные для формирования личности виды деятельности, помогать им вырабатывать соответствующие отношения к событиям и явлениям, сопоставлять достигнутые результаты с поставленными целями, объективно оценивать действия детей.

Чтобы осуществить намеченное, мне предстояло как можно полнее изучить своих пятиклассников. В начале учебного года я предложила им анкету, содержащую следующие вопросы:

— Что тебе нравится делать?

— Какое поручение выполнял в классе раньше, какое хотел бы выполнять теперь?

— Чему хотел бы научиться?

— Чему можешь научить товарищей?

— Что предлагаешь для улучшения жизни класса?

Полученные от ребят анкеты раскрыли мне много интересного о каждом. Так в течение месяца я составила мнение о каждом ученике. Помогли также беседы с учителем начальных классов, родителями.

При распределении обязанностей, связанных с жизнью классного коллектива, старалась учитывать индивидуальные особенности, склонности, пожелания ребят.

Так же, в целях изучения взаимоотношений между учащимися класса, провела социометрический опрос. Дети должны были выбирать с кем бы они

хотели сидеть за одной партой, кого бы из одноклассников пригласил на день рождения, с кем из одноклассников отправился бы в опасное путешествие,  кому из одноклассников доверил бы секреты. Этот опрос мне позволил узнать,  в классе к кому как относятся. Увидела, что дети не хотят общаться с Сабирзяновым Аскаром и Каримовым Камилем. И действительно, с этими учащимися пришлось пот соли съесть. Камиля мы так не смогли перевоспитать, и он у нас с радостью сам перешел в новую школу. Но я общаюсь с его одноклассниками из той школы, и они мне рассказывают о том, что Камиль и там не смог найти себе друзей, со всеми подрался и перессорился. Аскар, слава богу, меняется, и в лучшую сторону. В этом учебном году и дети,  и родители практически на него уже не жалуются.

Одним из критериев воспитанности является самостоятельность в каких-либо делах. Самостоятельность я старалась развивать у детей с пятого класса. Ежегодно в классе выбирается  актив. Ребята с удовольствием выполняют поручения: дежурят по классу, распределяют посты во время дежурства по школе, проверяют посты,  поливают цветы, делают генеральную уборку в классе, следят за опрятностью одноклассников, следят за состоянием учебников, дневников. А в пятом классе мы ежемесячно проводили конкурсы «У кого больше пятерок», «Самый лучший дневник», «Самая лучшая тетрадь». Активисты класса сидели с электронным журналом классного руководителя и считали пятерки всех учащихся класса.

Такой вид деятельности развивает навыки работы в группе, команде, ведет к повышению не только уровня воспитанности, но и уровня обученности и качества знаний, к улучшению дисциплины. Каждый ребенок в системе самоуправления имеет возможность самореализации. Многие ребята являются лидерами, хорошими организаторами.

Классные часы стараюсь проводить регулярно, по графику и по плану. Тематику классных часов выбираю  по направлениям воспитательной работы. Стараюсь выбирать темы, которые подходят для своего класса. В декабре по направлению воспитания социальной ответственности, проводили тренинг «Я и мой мир».  Дома я их просила подготовить сочинение описание на тему «Я». Многие написали, прочитали. Мне все эти сочинения понравились, потому что каждый написал от души, показали свои положительные и отрицательные стороны, хотя я им об этом не говорила. Потом раздала каждому чистые листочки, просила делить на 2 части. В первой колонке поставить знак +, во второй -. Подписали.  Потом эти листочки и пустили по кругу. И одноклассники перечислили и положительные и отрицательные качества каждого, кто принимал участие.  Когда листочки вернулись, каждый прочитал, ознакомился. Потом просила их поделиться  теми хорошими качествами, которые видят в них одноклассники. Желающих было много. Но в некоторых листочках были и отрицательные качества. Здесь я просила учащихся поделиться с теми отрицательными качествами, которыми они не согласны. И здесь были выступающие, но и я, и класс им объяснили, что к сожалению это правда. Пришли к выводу о том, заставить других поменять свое мнение нельзя. Сначала надо измениться самому, а потом и остальные будут думать о тебе по -другому.  (Читаю сочинение Разалии и отзывы одноклассников о ней). Самое главное случилось в конце классного часа. После нашего итога, дети предложили мне оставить эти листочки у меня и в конце учебного года, еще раз провести такой же опрос об одноклассниках. Сказали: Храните в конверте рядом с нашей капсулой времени, а мы до конца учебного года постараемся ликвидировать наши минусы. Как классный руководитель обрадовалась во первых  за искренность учащихся, а во вторых за их желание измениться в лучшую сторону. Ведь о Разалии никто плохо написать не мог, потому что она сама ко всем относится хорошо. И ведь кому – то тоже захотелось стать, такой или таким как она.

Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в различных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, концертах делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, танцора и другие.

Ребята нашего класса принимали участие во многих школьных мероприятиях: посвященной к юбилею школы, в «Фестивале дружбы народов», ежегодно принимаем участие в танцевальном конкурсе «Осенний балл», в конкурсе «Смотр строя и песни». Активно принимаем участие при встрече гостей. Ежегодно принимаем участие в акции «Ветеран живет рядом». К поздравлению ветеранов тщательно готовимся. Пишем поздравления с праздником и слова благодарностей в виде солдатских писем. К ветеранам идем не только с открытками, но и с гостинцами. Дети учат слова поздравлений, стихотворения и даже читают стихотворения собственного сочинения.   Также ежегодно принимаем участие в акции «Бессмертный полк». К сожалению, не все дети идут, так как многие с родителями  уезжают на выходные загород. Но у нас есть своя команда учащихся и родителей, которые с удовольствием участвуют  в шествии.  В этом учебном году наш класс является отрядом ЮИД. Мы с учащимися закрепляем знания по правилам дорожного движения, принимали участие в дистанционных олимпиадах: 10 учащихся являются призерами и победителями международной « II Большой олимпиады школьников» «Законы дорог», так же 10 человек стали победителями и призерами международного проекта «Викторина для 7-8 класса «ПДД от А до Я»», 5 человек принимали участие во «Всероссийской олимпиаде по ПДД для 1-9 классов. Зимний сезон». С агитбригадой в конце 1 четверти побывали в начальных классах. Сегодня посетили 5 ые классы.

В классе организовываем мероприятия,  посвященные ко 23 февраля, к 8 марту. Мальчики придумывают конкурсы девочкам, девочки – мальчикам.  Ребята сами сделали видео поздравление родителям к Новому году, которое я показала на родительском собрании.  Участие в различных мероприятиях укрепляют существующие приятельские, дружеские отношения между одноклассниками и способствуют возникновению новых. Ведь ребята видят своих одноклассников с новой, совершенно неожиданной стороны. Помогают раскрыть свой творческий потенциал, поверить в свои способности, испытать радость победы, чувство гордости и ответственности за себя, своих одноклассников.

Посещение  выставок, музеев, различных мероприятий так же обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия. Мы в 5 классе посетили национальный музей Татарстана, в 6 классе музей Тукая. Бываем в различных мероприятиях. В ноябре мы посетили региональный чемпионат «World Skills», финал – праздник республиканского конкурса фестиваля «Гыйлем – фест». На чемпионат рабочих профессий я сама их сопровождала. Ребята внимательно послушали экскурсоводов, с удовольствием посетили конкурсные площадки. Вели себя достойно. Делились впечатлениями. Некоторые уже захотели пойти учиться туда после 9 ого класса. А когда ехали обратно и доехали до своей остановки и я сказала 7 а класс выходим, кондуктор начал их хвалить, сказала что они молодцы и таких воспитанных классов она не видела и начал апплодировать весь автобус. Я думаю, это тоже показатель воспитанности.

Моя работа по повышению уровня воспитанности обучающихся была направлена на создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе принципов самоуправления.

Многое мы сделать еще не успели, не всегда все получается, так как было задумано. В связи с этим, перспективными целями воспитательной работы в классе для меня являются:

  1. вовлечение каждого ученика в воспитательный процесс;
  2. развитие у учащихся самостоятельности, ответственности, инициативы, творчества;
  3. развитие физически здоровой личности, уважающей права и свободы граждан, воспитание патриотов;
  4. создание ситуации «успеха» для каждого ученика;
  5. профилактика асоциального поведения, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений;
  6. повышение своего уровня профессиональной культуры и педагогического мастерства для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учащихся.

В заключении хочется сказать, что воспитание начинается с установления правильных взаимоотношений с детьми. Ни количество самых увлекательных мероприятий, ни степень охвата ими детей не имеют определяющего значения для накопления детьми положительного нравственного опыта. Главное — это стиль отношений учителя и детей, который должен быть основан на разумной и требовательной любви к детям, на глубоком уважении к детям.

И хочу обратиться к классным руководителям. После каникул я жду от вас сводные ведомости по изучению  уровня  воспитанности ваших учащихся. Большая к вам просьба.  Когда оцениваете поведение детей по  показателям диагностической таблицы: долг и ответственность, бережливость, дисциплинированность, ответственное отношение к учению, коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость, простота и скромность, культурный ставьте, пожалуйста,  объективные оценки. Давайте заполним таблицу не просто так, только потому что спрашивают, а для того чтобы увидеть результат своей работы: есть улучшение или наоборот ухудшение. Какое звено западает и над чем дальше работать.  Когда анализирую эти таблицы по классам, вижу, многие классные руководители оценки завышают.  Уровень воспитанности у ребёнка 5, а он не здоровается с учителями, опаздывает на уроки, может даже нагрубить старшим. Так же у нас многие ученики здороваются только с отдельными учителями или с теми учителями, которые у них преподают. Стоят и  разговаривают несколько учителей, а некоторые учащиеся проходят и здороваются только с одним из них. Или дети заявляют в открытую, что они уважают только конкретных учителей, ведут себя в отношении других преподавателей  и администрации школы агрессивно. Это наша с вами работа. Это мы не научили детей уважать старших. Это мы с вами обсуждаем с учениками то, чего нельзя обсуждать. Пожалуйста, будьте всегда примерами для своих учащихся, даже если вы не классный руководитель. Если дети уходят,  оставив за собой грязный кабинет,  и учитель никого не попросит убраться, хотя бы стереть с доски, подметать или выносить мусор, они начинают думать, что так и надо. Они и на следующий день приходят в этот грязный кабинет, и будут думать, что так положено. Уважаемые учителя, не только классные руководители и администрация должны воспитывать наших учащихся, а весь педагогический коллектив. Даже если нет у вас классного руководства, нет прикрепленного кабинета за вами, оставляйте после себя в учебных кабинетах порядок. Попросите учащихся,  у которых был с вами последний урок подметать, стереть с доски, выносить мусор хотя бы. Классные руководители и заведующие кабинетами не могут уследить и убраться  за всеми. У них тоже бывают и методические дни, и конференции, и конкурсы, и олимпиады,   и уроки,  в конце концов. Если учителя не уважают своих коллег и чужой труд, то как мы будем это требовать с наших учеников, и как нам, классным руководителям, работать над повышением уровня воспитанности. Если не будет единых требований с нашей стороны, мы так и ничего с вами и не добьемся.

На этом хочу завершить свое выступление. Всем огромное спасибо за внимание и понимание.  Поздравляю всех от всей души  с новым годом! Желаю вам в новом году здоровья, счастья, благополучия, успехов во всем и, конечно же, хороших и воспитанных учеников!

Роль классного руководителя по повышению
уровня воспитанности обучающихся.

 “Не
прием, не метод, а система является ключевым понятием в педагогике будущего”.
Л.
Новикова

В подавляющем большинстве случаев
воспитательную работу с классным коллективом общеобразовательного учреждения
проводит классный руководитель.
Он – педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в
освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений
через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива;
создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития
каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных
способностей, защиты интересов детства.
Работа классного руководителя – целенаправленная система, планируемая
деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного
учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций
общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом
актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в
классном коллективе. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности
обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных
обстоятельств.
Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с
обучающимися всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного
ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и
стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы
индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития
гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда,
творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования
демократической культуры в системе классного самоуправления.
Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с
коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе,
способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров,
организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном
сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему
самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта,
благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка,
способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа
направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, «лица»
классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и
месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению.
Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка
необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса,
дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином
образовательном пространстве и социокультурной среде.

В процессе своей деятельности
классный руководитель в первую очередь взаимодействует с
учителями-предметниками: совместная разработка общих педагогических требований
и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей
образовательного учреждения; Совместно с педагогом-психологом классный
руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации. При
поддержке педагога-психолога классный руководитель анализирует развитие
коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и
возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей
профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и
групповой учебной и внеклассной деятельности как со своей стороны, так и со
стороны других участников воспитательного процесса.
Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом,
призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными
институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном
участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую
деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных
инициатив, реализацию социальных проектов.

Сотрудничая с библиотекарем,
классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует
формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим
нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение
классической и современной литературы.
В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих
воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников
образовательного учреждения.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа
классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в
интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное
изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку
близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и
духовном развитии обучающегося.

Система класса – как способ организации
жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий
собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и
содействующий развитию личности и коллектива. Воспитательная система класса –
это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого
количества элементов.

Своеобразие классной
воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми
особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для
классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс 
увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень
развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений
и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы
и способы построения воспитательной системы. Важно проанализировать, какими
стали дети в процессе развития и воспитания. Какими жизненными и нравственными
ценностями они овладели, добры  ли они, внимательны ли к людям, насколько
трудолюбивы, доброжелательны, инициативны, самостоятельны, милосердны, честны,
отзывчивы.  

С моей точки зрения, воспитанность – это
интегрированный показатель результата воспитательной работы, отражающий
сформированность отношения ученика к родному краю, своему городу, обществу,
учёбе, природе, к себе. Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет,
культуру общения.

В последнее
десятилетие в стране произошли экономические и политические изменения, которые
привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для
всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное
воздействие культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма.
Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного
российского патриотического сознания, поэтому необходимо объединить усилия
школы, семьи и общественности, учреждений, расположенных на территории города,
в гражданско-патриотическом воспитании детей.

В 5 класс учащиеся приходят, ещё не вполне осознавая то, что им можно
делать, а что является нарушением сложившихся норм и законов общества В 6-ом
классе  необходимо  делать упор на повышение уровня отношения к обществу, к
классному коллективу, к труду, к людям. Изучать разнообразные темы по данным
направлениям, в которых определяются понятия совести, доброты и гуманности,
злобности и жестокости, национализма.

Чтобы заинтересовать детей,  можно использовать урок-путешествие, урок-размышление,
урок с элементами драматизации, урок-самопознание и т.д. Опираясь на личностный
опыт учащихся, развивать представления о назначении норм морали, права и пр.

В 7-ом классе ставится цель создать первоначальное представление о
юридической ответственности, раскрыть причины негативного отношения общества к
людям, преступающим закон. Учащиеся должны отличать правонарушения от нарушений
норм морали, иметь представление о вине как обязательном составе преступления,
и наказании как результате наступления юридической ответственности. Необходимо
разъяснять ошибочность представлений подростков о возможности избежать
наказания, формировать ответственное отношение к своим поступкам и поведению.

В 8-ом классе рассматриваются основные отличия человека от других живых
существ: способность к творчеству, потребности духовные и материальные,
способности ординарные и выдающиеся.

 В 9-ом классе подробно изучить вопросы: «Личность и мораль»,
«Гражданин, государство, право», «Права человека и гражданина». Определить роль
морали в анализе и оценке наших поступков, роль обязанности и ответственности
гражданина перед обществом, взаимосвязь любви и морали, юридическую и моральную
основы брака, соотношение права и закона. Изучить сущность и признаки понятий
«гражданин», «частная и духовная жизнь», «гуманизм».

Всё вышесказанное свидетельствует о том, что повышение уровня
воспитанности – это комплексная и системная работа ряда лет. Только темп и
объём развития постепенно меняются в зависимости от возраста учащихся.

Классный руководитель
– это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это
педагог, который является “центром” организации, координации всех влияний,
оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это – координатор
совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования,
психолога, социолога. Деятельность классного руководителя в современной школе
необходимо оценивать именно с такой позиции. Завершить свою работу хочу словами
В.А.Сухомлинского: “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское
творчество – верная дорога к сердцу ребёнка”.Практика гуманистического
личностно — ориентированного воспитания, для которого характерно субъект —
субъектное взаимодействие, — важное условие развития индивидуальности ребенка,
а одним из важнейших направлений модернизации российского образования является
смена педагогики насильственного формирования личности на педагогику поддержки
ребенка.

Повышение уровня воспитанности обучающихся

Доклад подготовила классный руководитель Л.И.Недригайлова

     Главная задача классного руководителя – изучать воспитанников и их потребности, определять цели, вовлекать обучающихся в нужные для формирования личности виды деятельности, помогать им вырабатывать соответствующие отношения к событиям и явлениям, сопоставлять достигнутые результаты с поставленными целями, объективно оценивать действия детей.

     Думается, что после всех этих рассуждений можно сделать вывод, что воспитание – это целенаправленный процесс формирования общественно активной, трудолюбивой и культурной личности, осуществляемый воспитателем в тесном общении с воспитуемым посредством деятельности.

     Чтобы осуществить намеченное, мне предстояло как можно полнее изучить своих бывших четвероклассников. В начале учебного года я предложила им анкету, содержащую следующие вопросы:

     — Что тебе нравится делать?

     — Какое поручение выполнял в классе раньше, какое хотел бы выполнять теперь?

     — Чему хотел бы научиться?

     — Чему можешь научить товарищей?

     — Что предлагаешь для улучшения жизни класса?

      Полученные от ребят анкеты раскрыли мне много интересного о каждом. Так в течение месяца я составила мнение о каждом ученике. Помогли также беседы с учителем начальных классов, родителями.

      При распределении обязанностей, связанных с жизнью классного коллектива, старалась учитывать индивидуальные особенности, склонности, пожелания ребят.

     Готовить и проводить воспитательные мероприятия должны все учащиеся, а не только активисты. Каждого ученика в классе следует привлекать к подготовке очередного мероприятия, обязательно учитывать при этом его возможности. Кроме того, классному руководителю необходимо применять те методы, которые ставят школьников в условия, когда нужно действовать им самим. А для этого формами воспитательной работы не должны быть только беседы или лекции, необходимо использовать диспуты, вечера вопросов и ответов, тематические вечера, устные журналы и другие более интересные формы.

     Воспитание творческого человека – важная задача. Формировать его надо общими усилиями: в семье, в школе. Всем вместе надо заботиться о всестороннем развитии детских способностей. Творческая личность формируется в детстве. Если вовремя не обратить на это внимание, то человек вырастет подражателем. Слово «творчество» указывает на то, что человек должен творить, выдумывать новое, иметь смекалку, острый ясный ум, воображение, уметь в конкретной ситуации принимать самостоятельное решение, быть смелым, мужественным, отстаивая истину.

     Чтобы ребенок вырос творческой личностью, надо учить его смотреть на мир своими глазами, осмысливать его своим умом , критически подходить к явлениям.

     Известно, как важны в военно – патриотическом воспитании школьников кинофильмы о Великой Отечественной войне. Нужны фильмы, раскрывающие, что собой представляли фашисты, вероломно напавшие на нашу Родину, их бесчинства над мирными жителями, показывающие как воевали и трудились люди и даже дети в тяжелые военные годы, приближая победу над врагом.

     В школах на высоком организационном и идейном уровне должны проводиться военно – спортивные игры «Зарница» и «Орленок», действовать военно – патриотические объединения, клубы юных моряков, космонавтов и др. Должна возрасти роль ученического самоуправления. Важно рассказывать ребятам о боевых заслугах и подвигах выпускников школы.

     Для улучшения эстетического воспитания  учащихся необходимы такие формы воспитания, как недели книги, недели музыки, праздники песни, смотры детской художественной самодеятельности, конкурсы рисунков, фотографий, любительских кинофильмов.

     Внеклассное мероприятие должно быть таким, чтобы в ходе его ребенок моделировал свои поступки, проигрывал ситуации, которые, возможно, он должен будет проживать в своей жизни, но уже не играя. Это возможно только в том случае, когда педагог неформально относится к своему делу, когда процесс воспитания учащихся носит системный характер, когда педагог понимает, что процесс воспитания человека – это процесс создания личности, причем личности способной впитать культуру своего народа, человечества и способной шагнуть дальше в развитии себя, своей собственной культуры.

     Занимаясь вопросами нравственного воспитания личности, классный руководитель должен руководствоваться и помнить, что человек – произведение культуры того социума, в котором он формируется.  Именно социум задает ему программу, с помощью которой он формирует свой собственный мир. Задача классного руководителя состоит в том, чтобы не только знать о личностном развитии школьника, о тех ролях, которые он может играть во взрослой жизни, но и использовать свои педагогические знания и умения для построения неформальной воспитательной системы, способной помочь ребенку состояться умственно и нравственно. Но при этом взрослые, которые занимаются процессом воспитания, должны быть сами примером ребенку, иначе воспитание не только не будет иметь нужного результата, но и будет способствовать скорее саморазрушению, нежели развитию и совершенствованию. Только построив отношения с обучающимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нем, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.

Просмотр содержимого документа

«Повышение уровня воспитанности обучающихся »

Автор: Демина Людмила Владимировна

ТЕМА:

 «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ»

Воспитанность — систематический направленный процесс формирования отношений человека с окружающей средой.

  Цель педагогического совета: выработка единой педагогической позиции учебного и воспитательного процесса по моделированию личности выпускника.

Форма проведения: работа в группах

Программа педсовета:

1. Доклад «Повышение уровня воспитанности учащихся» — зам дир по ВР 

2. Выступление «Критерий оценки воспитанности учащихся на уроках математики» —

3. Выступление «Влияние социума на воспитание личности» — социальный педагог  4. Выступление «Воспитательные цели обучения истории» —

5. Игра «Личность учителя – важнейшее условие эффективного воспитания».

Доклад «Повышение уровня воспитанности учащихся»

Желание понять окружающий мир и самого себя, найти свое место в этом мире – одна из главных потребностей человека. Стремление к пониманию пронизывает всю нашу жизнь: мы учимся понимать. Когда сидим за школьной партой. Когда переживаем горести и радости, когда делимся мыслями с друзьями – мы учимся понимать всегда и везде.

Понимание- одна из самых удивительных способностей человека, и оно связано со смыслом, потому что еще Пушкин писал:

        …я понять тебя хочу,

       смысла я в тебе ищу.

Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является их совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в классе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком –то деле, но в любом случае. Оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах.

Проанализировав, сделав опрос детей, вот что можно сказать о взаимоотношениях среди учащихся в 9 классе:

  1. Какие отношения у меня с одноклассниками?

    Что мне нравится в них, что не нравится?

    ( Хорошие, нормальные, дружеские, средние, отличные)

  2. У тебя есть конфликты с ровесниками?

    (Да – 2 ч, нет – 5 ч, иногда -1)

  3. Каким я хочу видеть своего друга?

    ( Умным, честным. Веселым. Не жадным.   Добрым , с настроением, понимающим)

    4.Что делает мою жизнь интересной, содержательной?

    ( интерес к  учебе, кружки и секции, дружба, внеклассные мероприятия, друзья-6, мама)

    5Я не хочу конфликтовать с одноклассниками. Но что мне мешает?

    (затрудняюсь ответить -2, ничего, меня не понимают, вспыльчивость, разногласие, не могу донести, то чего хочу)

    6.Кого бы я взял на необитаемый остров?

    ( всех-2,Шестакова Илью- 5, Симоненко Алену-2, Беспалову Кристину-3)

    7. Кого бы я не взял?

    ( затрудняюсь ответить-3, Самусь Василия — 3, Кондитерова Дмитрия-3, Жукову Веру-1, Манинен Викторию-1)

    8. Я люблю быть первым среди своих товарищей?

    ( нет – 3 ч, да – 1 ч, иногда-3 ч, не всегда -1 ч1) .

    9. Мне нравится помогать другим, но не выделяться из них

    (да – 9).

    10. Я расстраиваюсь, если поссорюсь с одноклассниками?

    ( да -6, часто, но не всегда- 2)

    11. Что бы я сделал, чтобы отношения были хорошими?

    (извинился-2 ч, поговорил,  помирился-3 ч, затрудняюсь ответить-3 ч)

    12. Кто в нашем классе общительный, компанейский?

    (все-1 ч,  Симоненко Алена -6 ч, Жукова Вера- 1 ч , Зубова Ирина- 1 ч, Манинен Виктория-2 ч, Шестаков Илья -1 ч.)

    13. Ради друга я способен на …

    (- на все, на многое, помочь в трудной ситуации, все, что в моих силах, почти на всё, на подвиг)

    14. Я всегда готов помочь другу, однокласснику.

    ( да-8 ч).

    15 Для меня авторитет?

    ( мама-1 ч, родители – 4 ч, учителя – 1 ч, не знаю -2 ч ).

    В общем можно сделать вывод: детям нравится в классе. Они стараются друг другу помочь, поддержать.

    Одним из 12 направлений воспитательной работы является направление «Патриотическое».

    Задачи данного направления:

    — расширить знания учащихся о Республике Казахстан,

    — познакомить с природой Казахстана, обычаями, традициями казахского народа, памятниками культуры,

    — воспитание любви и гордости за свою родину, уважение  к истории страны, её символам, культуре народов, населяющих Республику Казахстан.

    По данному направлению были проведены такие мероприятия как «Для чего нужно соблюдать закон», «День языков РК», «Герои Казахстана в ВОВ», и т.д.   

Еще одним направлением в системе воспитательной работы является направление «Интеллектуальное»

Задачи данного направления:

  • выявить и создать условия для реализации творческих способностей учащихся;

  • способствовать воспитанию личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности, таких как: активность, увлеченность, целеустремленность, самостоятельность;

  • повышать интеллектуальный и культурный  уровень учащихся;

  • развивать умение общаться со сверстниками.

    Формы организации работы по данному направлению могут быть самыми разнообразными. Это и различные конкурсы (конкурсы рисунков, стихотворений, кроссвордов, ребусов, поделок и т. д.), и выпуск стенных газет, и КВНы, и праздники, утренники, которые проходят в классах.

    Очень важно на начальном этапе показать, что каждый ребенок может проявить себя в чем-либо, у каждого ребенка есть творческие способности и возможности.

    В этом году, в 1 классе мы проводили конкурс рисунков «Золотая осень», конкурс поделок из природного материала «Дары осени», праздник «Посвящение первоклассников в юные пешеходы», конкурс чтецов  и  т.д. Первоклассники с удовольствием принимают участие во всех этих делах.   

       Роль семьи в воспитании личности ребёнка.

    В психологии не так уж много истин. Но утверждение о том, что тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребёнка, — истина.

В целом  зрелая личность формируется под воздействием адекватной родительской установки, которая представляет собой сочетание эмоционального принятия с высоким объёмом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью.

Родительская позиция – важный фактор личностного развития ребёнка, но не первичный. Позиция формируется на основе более широкой системы жизненных ценностей взрослого и того,  какое место в ней занимает воспитательный процесс. Наибольшие перспективы открываются в том случае, если воспитание собственных детей является для взрослого человека ценностным процессом. Значительно больше подводных камней и опасностей таит в себе другой вариант: когда воспитание  является « вставкой» в различные  жизненные мотивы человека. Воспитание человека. Воспитание ребенка как реализация потребности в эмоциональном контакте. Воспитание ребенка как реализация  потребности в смысле жизни. Воспитание как реализация потребности взрослого в достижениях.

Неблагополучие в семье в том или иной степени практически  всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или  каких-то  иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера  человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека  с другими людьми, такого и его счастье.

Есть такой термин педагогически несостоятельная семья. Под это определение попадают многие семья. НА ПРАКТИКЕ ПЕДОГОГИЧЕСКИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЕМЬИ ОКАЗЫВАЮТ НЕГАТИВНОЕ  ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ДЕТЕЙ.

Вот наиболее типичные, неправильно сложившиеся педагогические стили в функционально несостоятельных семьях , не справляющихся с воспитанием детей

ПОПУСТИТЕЛЬСКО-СНИСХОДИТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ, когда родители не придают значение проступкам детей , не видят в них ничего страшного, считают, что  ( ВСЕ ДЕТИ ТАКИЕ), либо рассуждают так :(мы сами такие были). Педагогу, психологу в подобных случаях бывает трудно изменить благодушное самоуспокоенное настроение такие родителей, заставить их всерьез реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка.

ПОЗИЦИЯ КРУГОВОЙ ОБОРОНЫ, которую также может занимать определенная часть родителей,
строя свои отношения с окружающими по принципу (наш ребенок всегда прав) . Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем . Кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже
совершение подростков

ребенка считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием – физическая рас­права. Дети обычно в подобных случаях  растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать

слабых, маленьких, беззащитных.

Увещевательный стиль. Родители  проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздейст­вий и наказаний. Дети в таких семьях, что называется  »садятся на голову»

Отстраненно-равнодушный стиль возникает в семьях, где родители, в частности мать ,поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит время ,ни душевных сил для своих детей от первого брака ,равнодушна как к самим детям так и к их поступкам .Дети предоставлены самим себе ,чувствуют себя лишними ,стремятся меньше бывать дома ,с болью воспринимают равно­душно отстраненное отношение матери .

Воспитание по типу »кумир семьи» часто возникает по отношению к «поздним детям», когда долго­жданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться. Все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

Непоследовательный стиль – когда у родителей не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно – ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей, подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей.

О семье и ее роли в воспитании детей

Семья есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье формируется и крепнет правильного отношения к ближним, а значит и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества. Принижение социальной значимости материнства и отцовства сравнительно с успехами мужчин и женщин в профессиональной области приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза; оно так же способствует отчуждению и развитию антагонизма между поколениями. Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.

Ученическое самоуправление как один из факторов повышение уровня воспитанности учащихся.

      Современных детей объединяет желание быть значимыми и полезными для других. Им нужна забота, понимание и внимание общества. Школьный период в жизни создает благоприятные условия для общения детей, обмена нравственными ценностями, личными интересами. В условиях демократизации общественной жизни чрезвычайно актуальна проблема формирования лидеров, организаторов, которые в обозримом будущем могли бы взять на себя ответственность в решении задач экономического, культурологического, политического порядка. С этой целью в школах создаётся и вводится ученическое (или школьное) самоуправление.

Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои возможности и способности. Суть ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Цель ученического самоуправления: создать дружный коллектив детей.

Задачи УС:

— выработать новый стиль отношений в системе «администратор – педагог —  ученик»;

— создать условия для самореализации личности, перехода то отношении субординации к отношениям сотрудничества детей и взрослых;

— развивать творческую инициативу, умение ставить цели и достигать их;

— воспитывать самостоятельность в решении личных и общественных проблем, ответственность за себя и других.

При создании органов самоуправления необходимо учитывать интересы учащихся школы, так как важно не столько разнообразие органов самоуправления, сколько деятельность, на основе которой оно возникает.

Для того, чтобы выяснить, на какой ступени развития классное самоуправление в нашей школе, было проведено анкетирование в среднем и старшем звеньях учащихся. Школьникам было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое ученическое самоуправление?

  2. Имеешь ли ты  в классе какое-либо поручение?

  3. Принимаешь ли ты участие в подготовке проведения классных часов, внеклассных мероприятий?

    Всего было опрошено    учащихся: среднее звено-71 человек, старшее звено-126 человек.

               Среди учащихся 5-6 классов (среднее звено) были получены следующие данные:

    1 вопрос: не знаю-75% (53 человека)

                        смутное представление -6% («сами за собой следят», «помощь кому-либо», «организовывают какой-либо праздник»);

                         неверное -15% (11 человек)- «ученик выполняет свои обязанности  без родительских упрёков», «сами управляют собой», «учить д/з, хорошо вести себя на уроке», т.е. понятие «самоуправление» истолковывается как самоконтроль в обучении и поведении, буквально «управление собой».

    верное – 4% ( 3 человека из 71) — «создают кружки», «ученики помогают учителям в школе»

    2 вопрос: имеют поручение – 39% ( 28 человек) – в основном это старосты, физорги, редколлегия, ответственные за дисциплинарный журнал, цветы в классе;

    не имеют поручения – 61% ( 43 человека). Это говорит о том, что большая часть ребят никак не задействована в делах класса.

    3 вопрос принимают участие – 58%

    не принимают участие – 42%. Наиболее активными в этом отношении 5 «А», 6 «А» и 6 «Б» классы, процент принимающих участие в подготовке внеклассных мероприятий гораздо выше, потенциал активности больше чем в других классах.

    Среди учащихся 7-9 классов были получены следующие данные:

    1 вопрос: не знаю-66% (83 человека)

                        смутное представление -10% (22 человека) «принимать участие в мероприятиях», «самостоятельность»;

                         неверное -14% (18 человек)- «ученики становятся учителями на один день», т.е.  так же истолковывают понятие «самоуправление» буквально и путают с Днем дублера

    2 вопрос: имеют поручение – 34% ( 43 человек)

    не имеют поручения – 66% ( 83 человека). Присутствовала такая реакция на вопрос:  « Я помню, что я кто-то, но кто именно – не помню», один ученик напоминал другому, что тот кем–то является. Формально органы самоуправления существуют, но реально они действуют слабо, при непосредственном участии контроле классных руководителей.

    3 вопрос принимают участие – 61% (77 человек).

    не принимают участие – 42%. Если в среднем звене выше процент учащихся в подготовке внеклассных мероприятий, то в старшем звене эта активность резко падает, процент пассивности возрастает.

    По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы: классное самоуправление развито слабо, разнообразие внеклассной работы зачастую существует только на бумаге, формально. В связи с этим можно дать следующие рекомендации: одним из главных условий развития классного самоуправления является компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, проявляющемся в поведении и общении с детьми, т. е. характер межличностного контакта. Пути такой работы:

    — разнообразие форм и содержания совместной деятельности, позволяющее ребятам  менять роли, позиции;

    — дружность, дружественность использовать как критерий в оценке совместных дел;

    — помнить: путь к тесным взаимоотношениям лежит через совместную деятельность;

    — проявление классного руководителя как организатора и участника интересной совместной деятельности.

    Результаты данных изучения уровня воспитанности

     учащихся 1-11 классов

    Цель: получение данных о личностях  качествах уч-ся; качеств, являющихся            

           компонентами воспитанности, определение педагогами уровня воспитанности  учащихся.

Рассматривались следующие компоненты воспитанности: ответственное отношение к учению, отношение к труду, отношение к общественной деятельности, отношение к ЗОЖ, отношение к товарищам.

«Три уровня воспитанности школьника»

Воспитанность – это итог знаний и умений человека по нравственному поведению, соблюдение общепризнанных правил поведения.

повышение уровня воспитанности школьниковповышение уровня воспитанности школьниковповышение уровня воспитанности школьников

1 уровень «Начальный». Знание норм поведения, отношения к обществу, к труду, к природе, к другому человеку, к себе и т.д. (информированность ребенка)

2 уровень. Личностное отношение к знаниям норм поведения (согласованность между знаниями и убеждениями)

3 уровень. Согласованность между знаниями,  убеждениями и поведением.

Выводы: Наиболее низкий % по отношению к учебе, общественной деятельности, товарищам 4 класс; по отношению к труду 8 класс; по отношению к ЗОЖ 10 класс; наиболее высокий % по таким показателям, как по отношению к учебе 11 класс. Самым низким является показатель воспитанности учащихся (4 и 8 классы).

Следовательно, необходимо продолжать работу по формированию личностных качеств учащихся, определяющих уровень воспитанности. Классным руководителям планировать больше мероприятий нравственно этической направленности, на самоанализ, рефлексию поступков самими учащимися, работать по сплочению ученического коллектива и создавать условия для самореализации каждого ученика, а главное работать над формированием учебной мотивации, которая во многом определяет и дисциплинированность и ответственное отношение к учению.

Игра

Личность учителя — важнейшее условие эффективного воспитания.

       При входе в аудиторию учителя выбирают один из предложенных цветных жетонов (красный, сини, желтый, зеленый), затем проходят, рассаживаются на места сектора своего цвета.

       Каждый сектор образует отдельную команду.

       Конкурсы судят члены жюри (5 человек) по 3-бальной системе.

       Вопросы находятся на стенде в разноцветных кармашках (соответственно цветам команд).

Конкурсы

  Конкурс №1. «История».

        — О чем идет речь?

     «Установленный порядок поведения и формы обхождения при дворе монарха».

Что означат это определение?

Ответ: «Этикет».

        — При каком монархе была издана это книга и откуда отрывок: «Не хватай еду первым со стола, не жри, как свинья, перстов не облизывай, костей не грызи». «Лучше, когда про кого скажут: он есть, вежлив,  смиренный кавалер и молодец, нежили, когда скажут про кого: он есть спесивый болван».

 Ответ: Екатерина II

    Откуда этот отрывок (название книги)?

«Следует тебе самому, господину, жену, детей и домодчацев, учить не красть, не блудить, не лгать, не клевать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать».

     Ответ: «Домострой, XVI век»

Конкурс№2 «Культура речи»

 — Поставьте правильно ударение: «оптовый».

 — Поставьте правильно ударение: «она звонит», «ей звонят».

 — Поставьте правильно ударение: «обеспечение».

 — Поставьте правильно ударение: «алкоголь».

Конкурс №3 «Этикет».

— Вы не сдали вовремя отчет о проделанной работе. Что должен подумать о вас руководитель:

       1.Вы ленивы и безответственны.

       2. Вы его не уважаете.

       3.Вы плохо воспитаны.

— Кто здоровается первым, мужчина или женщина, если:

       1.Он — начальник; она — подчиненный.

       2. Она — начальник; он — подчиненный.

Ответ: Всегда подчиненный.

— Найдите ошибку:

Я  вхожу в незнакомый класс и говор: «Здравствуйте. Меня звать  Иванов Иван Иванович»

Ответ: «Здравствуйте Меня зовут Иван Иванович. Моя фамилия Иванов».

-Уже поздно, вам надо проверять тетради или готовиться к семинару, а ваша подруга (соседка) не собирается уходить домой. Вы:

            1. тихо страдаете, что придется работать ночью.

            2. извинитесь и предложите ей прийти в другой раз.

Ответ: номер 2

Конкурс №4 «Педагогика».

 — Надо ли знать ученикам о событиях, проблемах в личной жизни учителя (приезд родственников, свадьба, развод и т.д.)

— Надо ли знать ученикам, сколько денег получат учитель за свою работу.

— Надо ли знать ученикам, об отношениях учителя с администрацией ( например, вызвали на «ковёр», дали премию и т.д.)

— Надо ли знать ученикам, что учитель плохо себя чувствует, что у него высокая температура и т.п.

Конкурс №5 «Ситуация»

— Вы плохо провели открытый урок. Что скажут вам не доброжелательно настроенные коллеги?

— Вы в порыве гнева оскорбили ученика, который нарушал дисциплине. В ответе он оскорбляет вас. Что вы делаете?

— Вы в порыве гнева оскорбили ученика, который нарушал дисциплину. Он жалуется на вас администрации школы и родителям. Ваши действия?

— Вы плохо провели открытый урок. Что и как вам скажет доброжелательно настроенные коллеги?

           Комментарии к цветовому тексту

«Зеленый».  Вы практичны.  Самоуверенность, рассудительность, уравновешенность — это то, чего у вас не отнять. Вы добры, при внешней холодности вы обладаете горячим сердцем. Вы склонны к точным наукам. Одиночество вас не тяготит, потому что в любой момент вы можете наладить отношения с коллегами, с соседями и т.п. — вы контактны. На работе вас ценят как хорошего специалиста, вы легко взбираетесь по служебной лестнице, но отсутствие честолюбие мешает вашей карьере.

«Желтый». Цвет не однозначен. Золотисто-желтый – цвет идеалистов, мечтателей, весёлых и непрактичных жизнелюбов. Уступчивы во всём, что не касается принципов. Ни когда не унывает, легко справляетесь с безденежьем.

Густой  жёлтый – цвет практицизма, умеренности и порядка во всём. Ваша уступчивость – способ приспособления. У вас всегда есть деньги и запасы всего. Больше всего в жизни вас беспокоит то, как и чем живёт ваш дом: муж и дети.

Охрово-жёлтый (ближе к коричневому). У вас есть что скрывать. Вы не так просты, как кажетесь на первый взгляд. Характер у вас сильный.    

«Красный». Цвет героев, победителей и вождей. Лидерство — ваша стихия, вы стремитесь к быстрому успеху. Характер у вас активный, решительный, иногда резкий. И почти всегда вы заводитесь с полуоборота. Неудачи переносить вы не умеете. Помните! Это цвет болезни, скрытых неудач.

«Синий». Цвет покоя. К успеху идете, шаг за шагом, но всегда добиваетесь своей цели. Страдая от неудач, вы всегда владеете собой. В делах педантичны, предусмотрительны, это не мешает вам в дружбе. Любите мечтать, может быть, пытайтесь писать стихи. Из таких, как вы, выходят сестры милосердия, монашенки, любимые учительницы.

Передо мной ученик. Какой он? Кем хочет стать? О чем думает? Мечтает о чем? А может он — перекати- поле? Тогда ему известна только одна истина- земля круглая. И «катится» по жизни такое «сокровище», одинокое,  ненадежное, неуверенное в себе, «катится», ничего не оставляя после себя, как пепел, куда ветер — туда и он.

Наша задача быть рядом, ведь подросток постигает устройство мира вместе с учителем. Вместе с ним он борется, трудится, усваивает законы добра и зла. Наши ученики могут стать нам друзьями, продолжателями нашего дела, а могут стать противниками всего того, чему отдана жизнь, что так дорого и ценно.

Ум сердце учителя ищут путь к душе ребёнка — доброе слово, совет, уговор, внушение. Многое зависит от нас, он нашей жизненной позиции, от степени доброты, которую мы проявляем к ним.

Считаю, что успех учительской деятельности зависит от личности. Уверенна, если учителю не скучно наедине с самим собой, он всегда будет интересен своим ученикам.

Работа в группах: выработка единой педагогической позиции учебного и воспитательного процесса по моделированию личности выпускника.

Решение педагогического совета:

  1. Активизировать работу педагогов по преемственности воспитательной работы. Анализ работы по отслеживанию результата проводить на заседаниях методических объединений.

  2. Классным руководителям разнообразить формы и содержание учебной и внеклассной деятельности, направленной на повышение уровня воспитанности и отслеживать позитивные изменения.

  3. Исходя из того, что семейное воспитание и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка социальному педагогу  и классным руководителям провести диагностику уровня информированности знаний родителей по вопросам воспитания в семье.

  4. Заместителю  директора по воспитательной работе, вожатому школы, классным руководителям выработать эффективные подходы в создании условий для самореализации личности в системе педагог – ученик – родители.

  5. Отметить положительную работу классных руководителей 3 класса, 5 класса, 11 класса  по сплочению ученического коллектива

“Классный руководитель- педагог, основная деятельность которого – работа, направленная на помощь школьникам в личностном развитии”

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом.

1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя.

Воспитательная деятельность классного руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учения и практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога. Но поскольку любая область поведения и жизни учащихся затрагивает сферу нравственности, постольку все разнообразные виды педагогической деятельности классного руководителя так или иначе связаны и направлены на моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития учащихся.

Основополагающее значение этой стороны в работе классного руководителя состоит в том, что ведущим направлением деятельности его является формирование у школьников основ научного мировоззрения, воспитание их в духе общественной морали, работа по идейно-нравственному убеждению учащихся.

Если учителя осуществляют нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приемы,способствующие осмыслению и усвоению морально-политических идей, то классные руководители проводят эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время.

Задачи, которые призван решать классный руководитель по нравственному формированию учащихся в системе организации внеурочной воспитательной работы следующие:

  1. Вся многообразная внеурочная работа, её содержание и формы должны иметь четкую нравственную направленность и способствовать моральному развитию учащихся. Какое бы воспитательное мероприятие ни проводилось в классе, классному руководителю необходимо всегда глубоко продумывать его нравственно-формирующее значение и акцентировать внимание на тех содержательных и методических сторонах, которые содействуют расширению моральных знаний школьников, побуждают их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта.
  2. Существенным компонентом нравственного воспитания является формирование и развитие морально-политического сознания учащихся. Эта задача в значительной мере решается учителями в процессе обучения. Вместе с тем работа по нравственному просвещению учащихся должна продолжаться во внеурочное время классным руководителем. В его задачу входит согласование внеурочной морально-разъяснительной работы с нравственным воспитанием учащихся в процессе учебных занятий и придание ей необходимой системы и целенаправленности. Только он, зная особенности своего класса и уровень его нравственной воспитанности, сможет правильно определить содержание и логику проводимых мероприятий по формированию морально-этического сознания и чувств школьников и способствовать их интенсивному нравственному развитию.
  3. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно- массовую деятельность
  4. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.
  5. Наконец, важной задачей классного руководителя в повышении эффективности внеурочной работы является обеспечение тесной взаимосвязи и комплексное осуществление политического, нравственного и трудового воспитания, способствующего формированию у учащихся активной жизненной позиции.

Следующие функции должен выполнять классный руководитель по организации процесса нравственного воспитания и повышения его педагогической действенности:

Одной из существенных функций классного руководителя является систематическое и всестороннее изучение учащихся, особенностей их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.

Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи.

В нравственном воспитании большую роль играет разумное использование мер поощрения учащихся за добросовестное отношение к выполнению своих обязанностей, ученического долга и проявление высокой сознательности в работе. Опыт показывает, что кто бы ни прибегал к применению мер стимулирования положительного поведения учащихся, в большинстве случаев необходимо предварительно посоветоваться с классным руководителем, как лучше использовать различные меры поощрения и общественного осуждения по отношению к тем или иным школьникам, чтобы эти меры оказались педагогически эффективными.

Есть ещё одна немаловажная функция классного руководителя, связанная с организацией нравственного воспитания учащихся. Речь идёт о тех серьёзных отклонениях в моральном развитии отдельных школьников, которые иногда имеют место в школе.

«Воспитательная работа, — подчеркивал А.С. Макаренко, — есть прежде всего работа организатора». По отношению к деятельности классного руководителя это положение приобретает буквальный смысл. Только проявляя организаторские умения и вовлекая учащихся вразнообразную практическую деятельность, он может закалять характер учащихся, формировать у них устойчивые положительные нравственные качества и стремление к борьбе против различных аморальных явлений в жизни и в быту. А для этого классный руководитель должен знать технологию организации (методы и формы).

2. Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя.

Основные формы метода убеждения.

Классные руководители отбирают такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности учащихся того или иного возраста, конкретные условия жизни классного коллектива.

Рассмотрим основные формы и методы нравственного просвещения и убеждения школьников:

Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.

Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В V-VI классах обычно проводятся беседы о трудолюбии и бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. В VII-VIII классах – о сознательной дисциплине, скромности, долге и чести, счастье и достоинстве человека, целеустремленности, культуре общения и др. В старших классах проводятся классные часы о нравственности, об активной жизненной позиции и др.

В деятельности классных руководителей особенно большое место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников. Опытные классные руководители при проведении бесед о дисциплине меньше говорят о том, чего нельзя делать, а рассказывают о том, что, зачем и как нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.

Беседа проводится с классом или индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок. Опытные классные руководители не увлекаются коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности.

Одна из форм нравственного убеждения – читательская конференция. Она помогает не только расширить кругозор школьников, развить у них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности. Нередко в ходе читательских конференций обсуждение принимает дискуссионный характер, и конференция перерастает в диспут (особенно в старших классах).

Диспут по вопросам морали – сложная и вместе с тем действенная форма убеждения. Она требует серьёзной подготовки учащихся. Готовясь высказать самостоятельное мнение, они лучше уясняют и усваивают нравственные принципы.

В целях убеждения используются и нравственные требования к поведению школьников. Требуя, чтобы они хорошо вели себя на уроке и вне школы, уважали старших, были правдивыми и искренними, классный руководитель сообщает им знания о нормах и правилах поведения, обогащает их нравственные представления и понятия. Требования воспитателя к поведению достигают цели лишь при условии, если они понятны и доступны, связаны с практикой повседневного поведения детей.

Метод коррекции поведения.

Этот метод направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример — наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся.

Большое влияние на сознание и поведение учащихся оказывает пример других людей. Воспитательная сила примера основана на склонности и способности к подражанию. Не имея достаточных знаний и жизненного опыта, школьники присматриваются к поступкам и действиям окружающих, подражают им, стараются вести себя так, как ведут себя взрослые, товарищи. Пример поведения других людей оказывает прямое и косвенное воздействие на воспитанников, стимулирует их стремление к совершенствованию, самовоспитанию и изменению их жизненной позиции.

Воспитательное воздействие при помощи примера – это своеобразное использование наглядности в воспитании. Примеры поведения других людей влияют не только на сознание, но и на чувства воспитанников; они затрагивают не только их ум, но и нервную систему. Классные руководители широко используют примеры из жизни и деятельности некоторых знаменитостей.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры.

Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

На формирование сознания и поведения школьников серьёзноё влияние оказывает и личный пример классного руководителя, родителей, близких людей, товарищей. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия. Дети постоянно наблюдают, как учитель держится на уроке и в жизни, как он одет, как обращается с окружающими его людьми. Их интересует, как он откликается на то или иное событие, как относятся к своим обязанностям. Особенно высоко ценится в классном руководителе цельность характера, требовательность к себе и другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.

Упражнение в системе нравственного воспитания.

Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя приучение воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработку и закрепление у них устойчивых привычек поведения. Достигается это, прежде всего упражнением, организацией практической деятельности воспитанников.

В процессе нравственного воспитания классным руководителем применяются в основном два типа упражнений: организация нравственного опыта воспитанников путём вовлечения их в разнообразную деятельность и специальные упражнения для детей.

Особенно велико значение упражнений, связанных с организацией нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной деятельности, — основное условие приучения. Упражнения в разнообразной деятельности имеют целью выработать привычки в труде и в общественной работе, во взаимоотношениях с друг с другом. Они содействуют приучению к коллективной деятельности.

Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если школьник занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к себе и честен, он надёжный помощник в семье. У него больше развито чувство ответственности. К сожалению, из стен школы выходят юноши и девушки, для которых труд не стал делом жизни. Они не прочь порассуждать о долге, чести, о высоких принципах морали. Но слова их не подкрепляются делами.

Серьёзное влияние на формирование поведения оказывает выполнение различных общественных поручений. Они тесно связаны, прежде всего, с организационной деятельностью. Ещё Н.Г. Чернышевский утверждал, что

«…занятия важными общественными делами есть наилучшая школа для развития в человеке всех истинно человеческих достоинств».

Классный руководитель должен организовать дежурство по классу и школьным коридорам. Это подтягивает школьников, обязывает лучше вести себя, поддерживать порядок.

Метод игровых ситуаций.

Для младших школьников отражением и воспроизведением общественной жизни является игра. Игровые ситуации позволяют легко, увлекательно, без назойливого дидактизма взрослых усваивать на практике правила поведения. «Игра, — говорил А.С. Макаренко, — имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Методы стимулирования.

В педагогике в качестве стимулирования распространены поощрение и наказание. Поощрение применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Наказание состоит в наложении дополнительных обязанностей; лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения. Если побуждение заключается в одобрении действий воспитанников, то наказание должно предупреждать у них нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство дискомфортности перед собой и другими людьми. Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей — пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации.

Методы воспитывающих ситуаций.

Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и другие. Классный руководитель специально создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка, и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания.

Методы дилемм.

Они направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой — «труд души» (В.А. Сухомлинский). В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, еще лучше — решать так называемые дилеммы.

Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость. Использование дилемм, безусловно, продуктивно. По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека.

Итак, мы проанализировали методы формирования нравственного поведения школьников. Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система.

Таким образом, теоретический анализ состояния проблемы нравственного воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при повышении нравственного воспитания школьников.

“Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребёнке”

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Контроллер stulz c2020 инструкция на русском
  • Парацетамол 500 мг инструкция по применению детям в таблетках
  • Нетология курсы руководства
  • Метолазон инструкция по применению цена отзывы
  • Maruchi мультиварка инструкция по применению на русском