Вопрос как главный прием руководства беседой требования к вопросам

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Воспитание словом, — самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике. Совершенной нелепостью является утверждение о том, что порок воспитательной работы… — словесное воспитание. Надо говорить о другом: о примитивности словесного воспитания, о неумении отдельных учителей воспитывать словом».

В.А. Сухомлинский

Педагогическое общение – постоянная составная часть работы любого классного руководителя. Не секрет, что успех педагогической деятельности во многом зависит именно от культуры общения. Умение общаться с коллегами, учащимися и их родителями входит в понятие коммуникативной компетентности педагога. А одна из её составляющих – это умение применять метод беседы в практической педагогической деятельности. Сегодня мы поговорим о методах, приёмах и особенностях ведения беседы с учащимися.

Беседа – это диалог, речевое общение между двумя и более лицами. Беседа в педагогической практике – метод познания личности учащегося и сути его проблем, взаимная работа с проблемой на основе словесного общения между педагогом и учащимся. Без беседы классному руководителю не обойтись никак.

Требования к беседе.

  1. Непринужденность. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта и взаимопонимания классного руководителя с учащимся. Здесь важны открытость, искренность и доверительные отношения.
  2. Продуманность. Необходимо заранее тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем и вопросов, подлежащих выяснению. Этим беседа отличается от простого разговора.
  3. Диалог. В беседе важна именно двусторонность общения. Если взрослый только задаёт вопросы, а учащийся на них отвечает, при этом не проводится их анализ и нет развития тематики обсуждаемой проблемы, не делаются выводы, не даются разъяснения и т. п., то это не беседа. Двусторонняя беседа дает больше результата по проблеме, чем только ответы учащихся на поставленные вопросы.

Неудачи проведения бесед.

Причинами плохой взаимокоммуникации могут быть:

  1. Стереотипы классного руководителя – упрощенные мнения относительно отдельных учащихся или ситуации, которая возникла. В результате нет объективного анализа и понимания подростков, ситуаций, проблем.
  2. «Предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно.
  3. Отсутствие внимания и интереса к учащимся со стороны классного руководителя. Интерес и внимание возникают только тогда, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий.
  4. Пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы и заключения при отсутствии достаточного числа фактов.
  5. Ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.
  6. Неверный выбор стратегии и тактики общения.

Классификация бесед.

Все беседы можно разделить на:

Полностью контролируемая беседа предполагает жёсткую программу, стратегию и тактику.

Здесь уместно обратиться к словарям и вспомнить значение слов «программа», «стратегия» и «тактика».

Программа – план действия, деятельности, работы.

Стратегия – общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, являющейся главной на данный момент, в дальнейшем корректируемой под изменившиеся условия существования.

Тактика – это линия поведения, а также совокупность приёмов и способов для достижения какой-либо цели.

Практически свободная беседа предполагает отсутствие заранее обдуманной чёткой структуры, развитие беседы зависит от инициативы того, с кем она проводится.

Между ними располагаются следующие основные типы бесед:

  • стандартизированная беседа – предполагает стойкие программу, стратегию и тактику;
  • частично стандартизированная беседа – предполагает стойкие программу и стратегию, тактика же значительно более свободная;
  • свободная беседа – предполагает, что программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.

В беседе всегда присутствуют различные высказывания, вопросы и ответы. Поощрить учащегося к высказыванию своих мыслей можно посредством «минимизации ответов», т. е. сознательным использованием классным руководителем в своей речи нейтральных фраз, позволяющих содержательно продолжить беседу. Это не просто реплики, которые делаются тогда, когда ответить нечего. Эти фразы помогают выразить одобрение, понимание, интерес, приглашение, высказаться свободно и непринужденно. Подобные реплики или просто утвердительный наклон головы ободряют собеседника и вызывают у него желание продолжать общение. Наиболее употребительными минимальными ответами считаются следующие: «Продолжай, это меня очень заинтересовало»; «Понимаю…»; «Можно узнать поподробнее…» и т. п.

Беседа – это вопросно-ответная форма воспитательного мероприятия. Между вопросом и ответом существует достаточно строгая смысловая связь. Вопрос строится в зависимости от потенциального ответа. Существует несколько классификаций типов вопросов, используемых в беседе.

Классификация типов вопросов.

Одна из них основана на широте предстоящего ответа. В ней выделяются три основные группы:

Закрытые вопросы – это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Закрытые вопросы достаточно часто приводят к созданию напряженной атмосферы в беседе, поскольку резко сужают возможности ответа.

Открытые вопросы – это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», они требуют какого-то объяснения. Это так называемые вопросы «кто», «что», «как», «сколько», «почему».

Выясняющие вопросы – обращение к говорящему за уточнением. Они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что уже было сказано. Например: «В чём, на твой взгляд, состоит проблема?»; «Что ты имеешь в виду?» и т. п.

Однако более удобным представляется не просто формулирование вопросов, а приём перефразирования, когда говорящему передают его же сообщение, но словами слушающего. Цель перефразирования – собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности. Перефразирование можно начать следующими словами: «Как я понял тебя…»; «Другими словами, ты считаешь…»; «По твоему мнению.».

Методы и приемы беседы.

Для эффективности беседы так же помогает применение следующих методов и приемов:

Метод аналогий. Суть метода заключается в использовании аналогий – образов, случаев из жизни, сказок, притч, пословиц, поговорок для иллюстрации актуальной ситуации (темы, вопроса). Метафора имеет косвенное влияние на установки, стереотипы, мнения человека, позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны. Благодаря этому снижаются субъективная значимость и ложное ощущение уникальности проблемы. Кроме того, удается разрядить излишне напряженную атмосферу беседы.

Установление логических взаимосвязей. Классный руководитель вместе с учащимся устанавливает последовательность событий, выделяет роль субъективных факторов в происхождении событий жизни и их взаимосвязи. Данный способ позволяет расширить и уточнить понимание.

Самораскрытие. Классный руководитель косвенно побуждает учащегося «стать самим собой», делясь собственным личным опытом, выражая терпимое отношение к различным его высказываниям и чувствам.

Убеждение. Данный способ целесообразно использовать на фоне уравновешенного эмоционального состояния, его применение предполагает хорошее развитие образного и абстрактного мышления, устойчивости внимания. Классный руководитель, используя понятные аргументы для учащегося, позволяет ему утвердиться в понимании определенных событий, способов, мыслей.

Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения следующих педагогических требований:

1. Высокий авторитет педагога у воспитанников. Логически грамотные убеждающие речи неуважаемого человека вызывают лишь раздражение слушателей и желание поступать наоборот, но, с другой стороны, и авторитет не поможет, если в речи наблюдаются логические неточности, противоречия в рассуждениях, подтасованные примеры.

2. Опора на собственный жизненный опыт учащихся.

3. Искренность, логическая четкость, конкретность и доступность убеждения.

4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Оценка. Самооценка. Переоценка. При наличии негативных чувств, мыслей позволяет выработать новый взгляд (отношение) на ситуацию – «сменить рамку». Переоценка включает выделение негативных переживаний (мыслей, образов), их фиксацию, поиск положительного (трансформацию в положительное), концентрацию на положительном и объединение положительного с негативным с целью изменения (переоценки) негатива.

Анализ ситуаций. В ходе беседы нужно проводить совместный анализ как реальных жизненных ситуаций учащихся, так и ситуаций из жизни других людей, включая литературные примеры.

Невербальное общение. В процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счёт невербальных средств общения и только 20-40% информации передаётся с помощью слова. Необходимо обращать внимание на невербальные знаки и во время беседы.

Невербальные знаки общения могут быть двух видов и воспринимаются и анализируются на подсознательном уровне.

  1. Одни непременно сопровождают нашу речь – это интонация, логические ударения, ритм, громкость речи. От того, с какой интонацией произнесено слово, зависит восприятие смысла высказывания.
  2. Вторая группа невербальных знаков общение – это непосредственно мимика, жесты, направленность взгляда и поворот головы, позы.

Общеизвестно, что движением головы мы выражаем утверждение или отрицание. Если человек держит голову прямо – он нейтрально относится к тому, что слышит. Если голова наклоняется немного в сторону, это свидетельствует о том, что у собеседника пробудился интерес к информации.

Выразительны и непроизвольные жесты рук. Ладонь у лба – человек в задумчивости. Ладонью человек подпирает подбородок – его – что-то беспокоит, он чем-то встревожен. Руки скрещены на груди – жест закрытости, означает как бы защитный барьер, с помощью которого человек отгораживает себя от окружающего мира и неприятных или тревожащих его ситуаций. Это жест максимальной обороны от происходящего («надоело», «не хочу и не буду» и т. п.).

Жест «Потирание кончика носа» можно считать одним из наиболее распространенных жестов, который сигнализирует нам о неискренности или обмане. Объясняется этот жест примерно так: когда человек говорит неправду, он непроизвольно как бы хочет прикрыть рот рукой. У данного жеста может быть два значения, в зависимости от того, что делает человек: говорит или слушает. Если человек, использующий этот жест, говорит сам, то видимо, он говорит совсем не то, что он думает на самом деле. Если же человек, проделывающий этот жест, в этот момент слушает кого-то, – то он не верит тому, что слышит от своего собеседника, или сомневается в искренности слов говорящего. Еще одно значение этого жеста – умолчание правды, когда человек её знает, но говорит о том, что не знает.

Прятанье рук в разговоре так же может указывать на желание что-то скрыть или намеренно исказить сообщаемую вам информацию.

Зональное пространство. Для успешного проведения любой беседы необходимо учитывать и такой немаловажный фактор, как зональное пространство. Здесь выделяется 4 зоны:

  1. Интимная зона – от 15 до 45 см. Это зона собственности человека, сюда допускаются только близкие люди.
  2. Личная зона – от 45 до 1,2 м. Наиболее приемлема для делового общения.
  3. Социальная зона – от 1,2 до 3,6 м. На таком расстоянии люди предпочитают держаться от посторонних людей или тех, кто им неприятен.
  4. Общественная зона – более 3, 6 м.

Если вам необходимо организовать доверительную беседу, не сидите далеко от учащегося, находитесь к нему на расстоянии от 1 м до 45 см. Без необходимости не стоит вторгаться в интимную зону человека, это вызывает бессознательное напряжение и недоверие.

Наблюдать за невербальными знаками учащегося при беседе очень полезно, так как это даёт массу полезной дополнительной информации.

Всё вышесказанное относится как к беседе «с глазу на глаз», так и для групповой беседы. Подбирая материал для доклада, внимательно изучила книгу Стефановской Т.А. «Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности», в которой автор, на мой взгляд, дает хорошие рекомендации для проведения тематических бесед в группе. Чётко изложен порядок подготовки к беседе, который учитывает всё – от возраста учащихся до пошаговых действий учащихся, входящих во временную инициативную группу (ВИГ). Изложена структура беседы, даются методические рекомендации, анализируются условия повышения действенности беседы.

Некоторые правила проведения индивидуальных бесед с родителями воспитанников по вопросам взаимоотношений в семье.

Индивидуальные беседы с родителями воспитаников проводятся с целью:

1.  повышения социально-психологической и педагогической компетентности родителей;

2.  согласования требований, предъявляемых родителями ребенку;

3.  коррекции стиля родительского воспитания;

4.  обучения родителей навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций.

5. информирования родителей, предполагающее расширение знаний родителей о психологии семейных отношений, психологии воспитания и возрастно-психологических законах развития ребенка.

Предлагаемый материал должен быть предельно доступным, образным и убедительным и учитывать образовательный уровень аудитории.

Задачи:

  1. обеспечить оптимальные условия для воспитания ребёнка, ближе знакомиться с родителями, помогать им конкретным советом, намечать совместные пути педагогического воздействия на ребёнка, конкретизировать требования к нему, оказывать действенную помощь семье;
  2. воспитателю узнавать от родителей индивидуальные особенности и склонности своих воспитанников, находить правильный подход к ребёнку;
  3. устанавливать с родителями дружеские доверительные отношения.

Подготовка к беседе:

— наметить тему и план беседы;

— подготовить вопросы и продумать ход беседы;

— продумать место и время беседы;

— подготовить при необходимости литературу;

— сформулировать советы, рекомендации;

— заранее оповестить родителей о предстоящей беседе.

Ход беседы.

Во вступительной части педагог начинает беседу с положительной, позитивной информации.

В основной части педагог задаёт вопросы, освещает тему, выслушивает родителей, ведёт с ними диалог.

В заключении воспитатель даёт конкретные советы, рекомендации, направленные на совместную работу семьи и педагогов, и беседа заканчивается на положительной позитивной ноте.

В беседе могут участвовать также заведующая, врач, музыкальный работник, руководитель физической культуры и другие. Беседа может проводиться в ходе экскурсии по группе, детскому саду.

Тематика бесед разнообразная. Важно через беседу выявлять положительный опыт воспитания, готовить родителей к выступлению на собрании. Беседа может быть продолжительной и короткой.

Требования к проведению беседы.

*Содержание индивидуальной беседы должно оставаться достоянием только беседующих.

*Соблюдать деловой тон в беседе, создавать атмосферу непринуждённости.

*Если родитель задал вопрос, на который педагог не может ответить, он предлагает отложить беседу, чтобы подготовиться и уже тогда дать квалифицированную рекомендацию.

*Если надо говорить о плохом поступке ребёнка, беседу надо начинать с положительного, что есть в ребёнке.

*В беседе с разными членами семьи (мама, папа, бабушка) нужно соблюдать дифференцированный подход.

*Просьбы родителей в процессе беседы надо выполнять, если они не приносят вреда ребёнку.

*Нельзя беседовать в присутствии ребёнка.

*Уметь слушать ребёнка, меньше давать указаний, предъявлять требований.

Одним из факторов эффективного родительства является гармония в отношениях между родителями как супругами. Общий фон межличностных отношений, стиль общения и взаимодействия супругов друг с другом переносятся ими на детско-родительские отношения  и в последующем копируются ребёнком, воспроизводятся им в игре и общении с другими людьми.

Умение супругов договариваться друг с другом о содержании и способах реализации ими обоими общей модели родительства в их семье. Супругам следует заранее обговорить семейные правила и распределение прав и обязанностей между ними как родителями, способы осуществления родительской роли.

Удовлетворённость брачных партнёров супружескими отношениями и браком: условие здорового функционирования семьи, а значит развития ребёнка в атмосфере любви и уважения.

Контакт между родителями и детьми в семье. Основная функция родительства – создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребёнка. Ведущую роль в этом играет установление и поддержание эмоционального, зрительного, физического контакта с ребёнком, который обеспечивает прочную связь с ним и даёт чувство уверенности и защищённости ребёнку. С помощью эмоционального контакта реализуются ведущие детские потребности: в общении, во впечатлениях, в любви и эмоциональной привязанности. Нарушение контакта между ребёнком и взрослым приводит  к негативным последствиям для психического, физического развития и для жизни ребёнка. Контакт необходимо строить каждый день в общении с ребёнком. При чём не важно какое это общение, главное, чтобы оно было искренним.

Безусловная родительская любовь – значит любить ребёнка таким, какой он есть; любить его потому, что он есть на свете. Безусловная родительская любовь является залогом принятия ими ребёнка и в целом, определяет родительское отношение , стиль семейного воспитания. Дети учатся любви у своих родителей. Поэтому тем самим нужно учиться безусловной любви к ребёнку.

Требования к методу беседы:

  • сформулировать
    цель беседы;

  • составить план
    (целевые вопросы);

  • подготовить
    «поддерживающие» вопросы;

  • определить способы
    регистрации (магнитофон, бланки записи,
    кодировка ответов, условные обозначения);

  • создать благоприятную
    обстановку (место, время и т.д.);

  • уметь владеть
    собой (педагогический такт);

  • следить
    за поведением собеседника, его мимикой,
    эмоциональными реакциями и особенностями
    речи;

  • фиксировать
    результаты беседы.

Основные приёмы
установления контакта:

  1. Деловые, естественные
    взаимоотношения.

  2. Учёт интересов и
    потребностей собеседника.

  3. Учёт событий
    (объектов), имеющих эмоциональный
    характер.

При
формулировке и постановке вопросов
следует предпочитать:

  • вопросы в косвенной
    форме;

  • вопросы в
    определительной форме;

  • вопросы краткие,
    максимально понятные собеседнику;

  • достижение
    определённой цели каждым вопросом.

Следует избегать:

  • ставить вопросы
    в «лоб» (прямые);

  • малораспространённых
    слов. Слов с двойным значением;

  • формулировок, на
    которые могут быть шаблонные ответы;

  • формулировок,
    внушающих определённые ответы;

  • слов,
    вызывающих определённое отрицательное
    (положительное) отношение;

  • неэтичного
    затрагивания интимных сторон личности
    самого собеседника.

Основные приёмы
ведения беседы:

  1. Не торопить
    собеседника. Дать высказаться полностью.

  2. Помогать наводящими
    (не внушающими) вопросами.

  3. Искренность
    ответов проверять соответствующими
    вопросами.

  4. Поощрять собеседника
    на взаимность. Слушать дружелюбно.

  5. Соблюдать требования
    воспитательного процесса.

Характеристика
вопросов беседы

Прямые.
Вопросы с однозначно понимаемым смыслом.
(Нравится ли тебе…?) Прямой «личный»
вопрос иногда смущает собеседника,
поэтому ответ не искренен.

Косвенные.
Истинные цели для собеседника
замаскированы. («Предположим, что ты не
успел закончить рисунок в отведённое
время, будешь ли ты дорисовывать его
позже?»; «Нравится ли вашим ребятам ваша
группа, класс?»). При ответе на такие
безличные вопросы собеседник выражает
свою точку зрения.

Проективные.
В таких вопросах речь идёт не о самом
собеседнике, а о каком-то другом
воображаемом человеке. («Как ты считаешь,
как бы поступил ребёнок, если бы его
незаслуженно наказали?»). В вопросе
может быть описана ситуация с вымышленной
личностью. При ответе собеседник поставит
себя на место лица, упоминаемого в
вопросе, и таким образом выразит своё
собственное отношение.

Вопросы внушающего
действия.

Очень
внушающие: «Не согласен ли ты с тем,
что…?», «Не считаешь ли ты, что…?», «Не
кажется ли тебе, что…?».

Внушающие: «Поделки
ты делаешь?» (здесь совсем неизвестно,
делает ли вообще ребёнок поделки).

Менее внушающие:
«Или – или», «Любишь ли ты делать поделки
или рисовать?».

Наиболее благоприятная
форма вопроса – это определительные
вопросы: «Чем ты любишь заниматься
дома?».

примечание:
любой вопрос всегда имеет то или иное
внушающее влияние, поэтому необходимо
максимально оградить собеседника от
внушения.

При анализе беседы
необходимо обратить внимание на
следующее:

  • Получилась ли
    беседа, если нет, то почему?

  • Какие приёмы
    использовались: поощрения, кивки,
    изменения голоса, рисунки и пр.?

  • Особенности
    поведения ребёнка, его мимика, жесты,
    интонация речи, оговорки и др.

  • На
    какие вопросы собеседник наиболее
    активно отвечал и почему?

  • Какие вопросы
    достигли цели и почему?

  • Характер
    окончания беседы, её воспитательный
    (диагностический) эффект.

  • Какие задачи
    решены в результате беседы?

(Б.С.Волков,
Н.В.Волкова, 1994. С.16 – 19).

Беседа
служит средством установления контакта
с ребёнком.

Беседа
позволяет судить о личностных качествах
и поведении ребёнка, помогает вскрыть
причины некоторых отклонений в развитии.
В ходе беседы выявляются запас сведений
и точность представлений. Чтобы выполнить
функции метода исследования, беседа
должна быть целенаправленной. При
установлении умственных способностей
ребёнка в беседе следует выявить:

  1. точность
    представлений ребёнка о себе, своих
    родителях, ближайших родственниках,
    друзьях (имя, отчество, фамилия, возраст)
    и способность дифференцировать понятия
    «семья», «соседи», «родственники» и
    т.д.;

  2. характер
    представлений о времени (умение
    определять время на часах, понимание
    временной протяжённости и т.д.);

  3. представления о
    явлениях природы (различение времён
    года с учётом их признаков, наличие
    представлений о грозе, снегопаде и
    т.д.);

  4. умение
    ориентироваться в пространстве
    (практическое овладение понятиями
    «справа-слева», «вверху-внизу»,
    «ближе-дальше» и т. д.);

  5. запас
    сведений о своей родине, о выдающихся
    событиях, понимание прочитанных книг,
    просмотренных фильмов и т.д.

Вопросы
должны быть чёткими и понятными, а сама
беседа носить непринуждённый характер.
Важно соблюдать педагогический такт.

Не
рекомендуется начинать беседу, если
дети имеют дефекты речи, слуха или трудно
вступают в контакт. В этих случаях можно
воспользоваться наглядным материалом,
который заинтересует ребёнка и позволит
выявить то, что требуется исследователю
(С.Д. Забрамная, 1995. С. 63–64).

Характеристика
метода анализа продуктов деятельности
человека. Определение понятий «продукты
деятельности» и «продукты детской
деятельности». Анализ продуктов детской
деятельности. Интерпретация результатов
анализа

В
педагогической деятельности в качестве
её продуктов могут рассматриваться
тетради с сочинениями, дневники, альбомы
по рисованию, журналы и т.п. Для проведения
указанного метода исследования
определяется категория анализа, например,
оценка, тема, пропуски занятий и т. п.
Далее подсчитывается частота встречаемости
элемента, соответствующего категории
наблюдения в продуктах деятельности
(игровой, учебной, трудовой) испытуемого.
После этого производится содержательная
интерпретация результатов статистического
анализа (Н.И. Шевандрин, 1993. С.11).

В
психодиагностике существует способ
получения информации о человеке – это
количественно-качественный анализ
документальных и материальных источников,
позволяющий изучать продукты человеческой
деятельности. Под понятием «документальный
источник» понимаются письма, автобиографии,
дневники, фотографии, записи на киноплёнке,
творческие результаты в разных видах
искусства, материалы средств массовой
информации (газеты, журналы и т. п.).

Изучение продуктов
деятельности позволяет выявить:

  • интересы, склонности,
    способности;

  • особенности
    навыков и умений; объём знаний;

  • отношение к
    деятельности;

  • особенности
    различных сторон психики: восприятия,
    мышления, воображения и др.

Объекты
изучения:
изделия
ручного труда (рукоделие, вышивка и
др.); рисунки, лепка, аппликация, постройки
и др.; стихи, сказки, рассказы (пересказ,
сочинение).

Требования к
методу:

  • наличие программы
    изучения как предмета деятельности,
    так и процесса его изготовления;

  • систематичность,
    всесторонность выбора объекта;

  • изучение
    объекта в соответствии с условиями
    жизни и деятельности испытуемых.

Примерный анализ
постройки «Мост» ( по условиям )

  1. Выполнены ли все
    условия?

  2. Прочность постройки.

  3. Эффективность и
    целесообразность подбора деталей.
    Возможна ли их замена?

  4. Использование
    цвета.

  5. Симметрична ли
    постройка?

  6. Наличие украшений
    и дополнительных элементов.

Наблюдая
за процессом создания постройки ребёнком,
обратить внимание на:

  • последовательность
    действий;

  • наличие ошибок и
    их исправление, самоконтроль;

  • обращение за
    помощью;

  • самостоятельность
    и увлечённость;

  • устойчивость
    внимания;

  • преодоление
    трудностей и достижение результата;

  • речевые и
    эмоциональные реакции.

(Б.С.Волков,
Н.В.Волкова, 1994. С. 45).

Обследование
детей в ПМПК (психолого-медико-педагогической
комиссии), как правило, начинается с
изучения их документации (медицинской
карты, характеристики) и продуктов
деятельности (тетрадей, рисунков и
т.п.).

Если
ребёнок учился в школе, необходимо очень
внимательно проанализировать его
тетради. Внешний вид тетради свидетельствует
о таких качествах ребёнка, как аккуратность,
понимание школьных требований, интерес
к самому процессу учения. Характер
выполнения письменных работ поставит
перед исследователем вопрос о причинах
имеющихся у ребёнка трудностей. Так,
несоблюдение линий при письме может
быть вызвано и нарушением моторики, и
трудностями пространственной ориентировки,
и просто непониманием требований и др.
Ошибки при письме (перестановка, пропуск
букв, недописывание слов, смешение
глухих и звонких согласных и т.д.) также
имеют разные причины. Важно проследить,
как ребёнок преодолевал эти трудности,
какая помощь и в какой мере оказывалась
ему учителем. Сравнивая первую и последнюю
тетради, можно установить динамику
развития ребёнка. Интересные сведения
о ребёнке можно получить и из его
рисунков. Иногда именно рисунок является
первым сигналом о том или ином психическом
неблагополучии (С.Д. Забрамная., 1995. С.
60–61).

Метод изучения
рисунков.

Рисунок
является важным дифференциально-диагностическим
показателем при изучении детей. В тех
случаях, когда рисунок, находящийся в
педагогической документации ребёнка,
чем-то настораживает, целесообразно
провести специальное исследование,
предложив ребёнку рисование свободное
и по заданию. Способность ребёнка выбрать
тему, характер изображения, сам процесс
рисования могут дать ценный дополнительный
материал для уточнения окончательного
диагноза.

Как
правило, умственно отсталые дети
затрудняются выбрать тему, прибегая к
изображению привычных однотипных
предметов, не создавая сюжета. В их
рисунках на свободную тему нет замысла,
фантазии. Даже когда детям даётся
задание, что надо рисовать, они не всегда
выполняют его в соответствии с инструкцией.
Бедность и нечёткость представлений
проявляются в несоблюдении форм,
пропорций частей предмета, в ограниченном
и не всегда верном использовании цвета.
Умственно отсталые дети затрудняются
объяснить рисунок. В зависимости от
степени интеллектуального снижения
эти недостатки меньше или больше
выражены.

Своеобразны
рисунки детей с психическими заболеваниями.
Нелогичность, нелепость изображения;
неадекватное, беспорядочное использование
цвета, несообразность пропорций;
сексуальная выраженность и др. могут
проявляться в их рисунках.

Так,
для больных шизофренией характерны
незавершённость, отсутствие основных
частей, геометризация, вычурность,
нагромождения и наслоения, несогласование
замысла рисунка с размерами листа,
боязнь рисовать далеко от края, уплощение
рисунка.

При
эпилептической деменции характерны
чрезмерная тщательность, излишняя
скрупулёзность, выраженная медлительность,
трудность переключения. Они тратят на
рисунок очень много времени, застревают
на вырисовывании отдельных несущественных
деталей. Им сложно выделить главное, их
рисунки стереотипны.

Помимо
диагностических целей, в условиях
психолого-медико-педагогических
консультаций рисунок может быть
использован для установления контакта
с ребёнком и как «безречевая» методика
в тех случаях, когда имеются трудности
речевого общения (С.Д.Забрамная., 1995. С.
65-66).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Приложение 3

Основные требования к проведению беседы

Определите цель беседы, иначе она будет бесплодным проведением времени. При этом истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику.

Определите целевые вопросы.

  • Распределите вопросы в порядке их значимости.
  • Обратите внимание на соответствие их формулировок психологическим требованиям.
  • Составьте план беседы исходя из конкретной ситуации.

Определите вопросы, поддерживающие беседу, исходя из потребностей, интересов собеседника.

Вступите в контакт с собеседником (табл. П3.1).

Таблица П3.1

Психология ведения беседы

Вопросы общения

Рекомендации

Для поддержания беседы

Используйте вопросы на темы, интересующие собеседника: победа на конкурсе, в спорте, случаи из жизни и др.

С целью создания

эмоционального

настроения

1. Вникните в то, что интересует собеседника.

2. Взгляните на мир его глазами, почувствуйте его.

3. Если увидите пассивность собеседника, то:

— вы начали с неудачного вопроса;

— спросили его невпопад;

— у него нет настроения;

— взяли не тот тон;

— угодили в уязвимое место.

4. Ошибку исправляйте быстро, своевременно, будьте
всегда активно-внимательными.

5. Нельзя использовать вопросы, вызывающие у собесед-
ника негативную реакцию

Создайте атмосферу доверия.

  • Собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу.
  • При тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями, чувствами, довериться.
  • Контакту способствуют собственное «раскрытие», доверительный рассказ о себе.

Обстановка для беседы может быть:

  • благоприятной: совместный отдых, прогулки по улице, домашняя обстановка, изолированная комната;
  • дискомфортной: присутствие, вмешательство других людей, незащищенность, беспокойство, тревога.

Примечания.

Владейте собой, соблюдайте педагогический такт:

  • не обнаруживайте признаков властности;
  • не допускайте упреков, реплик и т. д.;
  • поддерживайте обстановку взаимного доверия.

Во время беседы следите:

  • за особенностями речевого поведения собеседника: точностью мыслей, формулировок; оговорками, недомолвками; желанием уйти от ответа; паузами;
  • за эмоциональными реакциями: тембром голоса, интонацией; мимикой, жестами и др.
  • за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты;
  • за тем, не затронуты ли достоинство, самоуважение.

Как правильно вести беседу? Нужно, чтобы:

  • вопросы не задавались «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме);
  • вопросы не были внушающими, не носили форму утверждения («Видимо, ты регулярно выполняешь задание?»);
  • вопросы ставились в определительной форме, были краткими, понятными собеседнику.

Необходимо слушать внимательно и доверительно, показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к нему. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать все, что хотелось бы узнать.

Нужно дать возможность собеседнику высказаться. Не торопите его! Помогитеему освободиться от возможных страхов, одобряйте точность высказанных мыслей. Встречные вопросы могут быть заданы только с целью:

  • оказать помощь собеседнику, если он желает высказаться;
  • оказать помощь собеседнику, если он хочет освободиться от возможных страхов;
  • одобрения точности высказанных мыслей.

Не прерывайте высказывания собеседника в случаях его волнения, импульсивности, несущественности высказываний, незначительности деталей, отсутствия полезной информации и т. д. Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах!

Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.

Если в ходе беседы ваш собеседник заметил какую-то неточность (алогичность), не ищите оправданий, а согласитесь с ним, похвалите за сделанное замечание и продолжайте беседу.

Скачать книгу «Психология общения в детском возрасте»

Вернуться к оглавлению

21.02.2018

Методические приёмы проведения беседы

Подстрешная Анна Константиновна

учитель начальных классов

В статье содержатся конкретные методические приёмы поведения такого воспитательного мероприятия, как беседа.

Оценить




2952

Содержимое разработки

Методические приемы проведения беседы

Доклад на МО классных руководителей

Цель доклада:Рассмотреть конкретные методические приёмы поведения такого воспитательного мероприятия как беседа.

«Воспитание словом, — самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике. Совершенной нелепостью является утверждение о том, что порок воспитательной работы… — словесное воспитание. Надо говорить о другом: о примитивности словесного воспитания, о неумении отдельных учителей воспитывать словом».

В.А. Сухомлинский

Педагогическое общение – постоянная составная часть работы любого классного руководителя. Не секрет, что успех педагогической деятельности во многом зависит именно от культуры общения. Умение общаться с коллегами, учащимися и их родителями входит в понятие коммуникативной компетентности педагога. А одна из её составляющих – это умение применять метод беседы в практической педагогической деятельности. Сегодня мы поговорим о методах, приёмах и особенностях ведения беседы с учащимися.

Беседа – это диалог, речевое общение между двумя и более лицами. Беседа в педагогической практике – метод познания личности учащегося и сути его проблем, взаимная работа с проблемой на основе словесного общения между педагогом и учащимся. Без беседы классному руководителю не обойтись никак.

Требования к беседе.

Непринужденность. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта и взаимопонимания классного руководителя с учащимся. Здесь важны открытость, искренность и доверительные отношения.

Продуманность. Необходимо заранее тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем и вопросов, подлежащих выяснению. Этим беседа отличается от простого разговора.

Диалог. В беседе важна именно двусторонность общения. Если взрослый только задаёт вопросы, а учащийся на них отвечает, при этом не проводится их анализ и нет развития тематики обсуждаемой проблемы, не делаются выводы, не даются разъяснения и т. п., то это не беседа. Двусторонняя беседа дает больше результата по проблеме, чем только ответы учащихся на поставленные вопросы.

Неудачи проведения бесед.

Причинами плохой взаимокоммуникации могут быть:

Стереотипы классного руководителя – упрощенные мнения относительно отдельных учащихся или ситуации, которая возникла. В результате нет объективного анализа и понимания подростков, ситуаций, проблем.

«Предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно.

Отсутствие внимания и интереса к учащимся со стороны классного руководителя. Интерес и внимание возникают только тогда, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий.

Пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы и заключения при отсутствии достаточного числа фактов.

Ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.

Неверный выбор стратегии и тактики общения.

Классификация бесед.

Все беседы можно разделить на:

Полностью контролируемая беседа предполагает жёсткую программу, стратегию и тактику.

Здесь уместно обратиться к словарям и вспомнить значение слов «программа», «стратегия» и «тактика».

Программа – план действия, деятельности, работы.

Стратегия – общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, являющейся главной на данный момент, в дальнейшем корректируемой под изменившиеся условия существования.

Тактика – это линия поведения, а также совокупность приёмов и способов для достижения какой-либо цели.

Практически свободная беседа предполагает отсутствие заранее обдуманной чёткой структуры, развитие беседы зависит от инициативы того, с кем она проводится.

Между ними располагаются следующие основные типыбесед:

стандартизированная беседа– предполагает стойкие программу, стратегию и тактику;

частично стандартизированная беседа– предполагает стойкие программу и стратегию, тактика же значительно более свободная;

свободная беседа – предполагает, что программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.

В беседе всегда присутствуют различные высказывания, вопросы и ответы. Поощрить учащегося к высказыванию своих мыслей можно посредством «минимизации ответов», т. е. сознательным использованием классным руководителем в своей речи нейтральных фраз, позволяющих содержательно продолжить беседу. Это не просто реплики, которые делаются тогда, когда ответить нечего. Эти фразы помогают выразить одобрение, понимание, интерес, приглашение, высказаться свободно и непринужденно. Подобные реплики или просто утвердительный наклон головы ободряют собеседника и вызывают у него желание продолжать общение. Наиболее употребительными минимальными ответами считаются следующие: «Продолжай, это меня очень заинтересовало»; «Понимаю…»; «Можно узнать поподробнее…» и т. п.

Беседа – это вопросно-ответная форма воспитательного мероприятия. Между вопросом и ответом существует достаточно строгая смысловая связь. Вопрос строится в зависимости от потенциального ответа. Существует несколько классификаций типов вопросов, используемых в беседе.

Классификация типов вопросов.

Одна из них основана на широте предстоящего ответа. В ней выделяются три основные группы:

Закрытые вопросы – это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Закрытые вопросы достаточно часто приводят к созданию напряженной атмосферы в беседе, поскольку резко сужают возможности ответа.

Открытые вопросы – это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», они требуют какого-то объяснения. Это так называемые вопросы «кто», «что», «как», «сколько», «почему».

Выясняющие вопросы – обращение к говорящему за уточнением. Они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что уже было сказано. Например: «В чём, на твой взгляд, состоит проблема?»; «Что ты имеешь в виду?» и т. п.

Однако более удобным представляется не просто формулирование вопросов, а приём перефразирования, когда говорящему передают его же сообщение, но словами слушающего. Цель перефразирования – собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности. Перефразирование можно начать следующими словами: «Как я понял тебя…»; «Другими словами, ты считаешь…»; «По твоему мнению…».

Методы и приемы беседы.

Для эффективности беседы так же помогает применение следующих методов и приемов:

Метод аналогий. Суть метода заключается в использовании аналогий – образов, случаев из жизни, сказок, притч, пословиц, поговорок для иллюстрации актуальной ситуации (темы, вопроса). Метафора имеет косвенное влияние на установки, стереотипы, мнения человека, позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны. Благодаря этому снижаются субъективная значимость и ложное ощущение уникальности проблемы. Кроме того, удается разрядить излишне напряженную атмосферу беседы.

Установление логических взаимосвязей. Классный руководитель вместе с учащимся устанавливает последовательность событий, выделяет роль субъективных факторов в происхождении событий жизни и их взаимосвязи. Данный способ позволяет расширить и уточнить понимание.

Самораскрытие. Классный руководитель косвенно побуждает учащегося «стать самим собой», делясь собственным личным опытом, выражая терпимое отношение к различным его высказываниям и чувствам.

Убеждение. Данный способ целесообразно использовать на фоне уравновешенного эмоционального состояния, его применение предполагает хорошее развитие образного и абстрактного мышления, устойчивости внимания. Классный руководитель, используя понятные аргументы для учащегося, позволяет ему утвердиться в понимании определенных событий, способов, мыслей.

Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения следующих педагогических требований:

1. Высокий авторитет педагога у воспитанников. Логически грамотные убеждающие речи неуважаемого человека вызывают лишь раздражение слушателей и желание поступать наоборот, но, с другой стороны, и авторитет не поможет, если в речи наблюдаются логические неточности, противоречия в рассуждениях, подтасованные примеры.

2. Опора на собственный жизненный опыт учащихся.

3. Искренность, логическая четкость, конкретность и доступность убеждения.

4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Оценка. Самооценка. Переоценка. При наличии негативных чувств, мыслей позволяет выработать новый взгляд (отношение) на ситуацию – «сменить рамку». Переоценка включает выделение негативных переживаний (мыслей, образов), их фиксацию, поиск положительного (трансформацию в положительное), концентрацию на положительном и объединение положительного с негативным с целью изменения (переоценки) негатива.

Анализ ситуаций. В ходе беседы нужно проводить совместный анализ как реальных жизненных ситуаций учащихся, так и ситуаций из жизни других людей, включая литературные примеры.

Невербальное общение. В процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счёт невербальных средств общения и только 20-40% информации передаётся с помощью слова. Необходимо обращать внимание на невербальные знаки и во время беседы.

Невербальные знаки общения могут быть двух видов и воспринимаются и анализируются на подсознательном уровне.

Одни непременно сопровождают нашу речь – это интонация, логические ударения, ритм, громкость речи. От того, с какой интонацией произнесено слово, зависит восприятие смысла высказывания.

Вторая группа невербальных знаков общение – это непосредственно мимика, жесты, направленность взгляда и поворот головы, позы.

Общеизвестно, что движением головы мы выражаем утверждение или отрицание. Если человек держит голову прямо – он нейтрально относится к тому, что слышит. Если голова наклоняется немного в сторону, это свидетельствует о том, что у собеседника пробудился интерес к информации.

Выразительны и непроизвольные жесты рук. Ладонь у лба – человек в задумчивости. Ладонью человек подпирает подбородок – его – что-то беспокоит, он чем-то встревожен. Руки скрещены на груди – жест закрытости, означает как бы защитный барьер, с помощью которого человек отгораживает себя от окружающего мира и неприятных или тревожащих его ситуаций. Это жест максимальной обороны от происходящего («надоело», «не хочу и не буду» и т. п.).

Жест «Потирание кончика носа» можно считать одним из наиболее распространенных жестов, который сигнализирует нам о неискренности или обмане. Объясняется этот жест примерно так: когда человек говорит неправду, он непроизвольно как бы хочет прикрыть рот рукой. У данного жеста может быть два значения, в зависимости от того, что делает человек: говорит или слушает. Если человек, использующий этот жест, говорит сам, то видимо, он говорит совсем не то, что он думает на самом деле. Если же человек, проделывающий этот жест, в этот момент слушает кого-то, – то он не верит тому, что слышит от своего собеседника, или сомневается в искренности слов говорящего. Еще одно значение этого жеста – умолчание правды, когда человек её знает, но говорит о том, что не знает.

Прятанье рук в разговоре так же может указывать на желание что-то скрыть или намеренно исказить сообщаемую вам информацию.

Зональное пространство. Для успешного проведения любой беседы необходимо учитывать и такой немаловажный фактор, как зональное пространство. Здесь выделяется 4 зоны:

Интимнаязона – от 15 до 45 см. Это зона собственности человека, сюда допускаются только близкие люди.

Личная зона – от 45 до 1,2 м. Наиболее приемлема для делового общения.

Социальная зона – от 1,2 до 3,6 м. На таком расстоянии люди предпочитают держаться от посторонних людей или тех, кто им неприятен.

Общественная зона – более 3, 6 м.

Если вам необходимо организовать доверительную беседу, не сидите далеко от учащегося, находитесь к нему на расстоянии от 1 м до 45 см. Без необходимости не стоит вторгаться в интимную зону человека, это вызывает бессознательное напряжение и недоверие.

Наблюдать за невербальными знаками учащегося при беседе очень полезно, так как это даёт массу полезной дополнительной информации.

Всё вышесказанное относится как к беседе «с глазу на глаз», так и для групповой беседы. Подбирая материал для доклада, внимательно изучила книгу Стефановской Т.А. «Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности», в которой автор, на мой взгляд, дает хорошие рекомендации для проведения тематических бесед в группе. Чётко изложен порядок подготовки к беседе, который учитывает всё – от возраста учащихся до пошаговых действий учащихся, входящих во временную инициативную группу (ВИГ). Изложена структура беседы, даются методические рекомендации, анализируются условия повышения действенности беседы. И всё же, на мой взгляд, рекомендации Стефановской более подходят для школьников, нежели для учащихся ОУ НПО. Мне кажется, в её изложении беседа будет больше похожа на диспут, а это уже другой вид воспитательного мероприятия.

Список литературы и источников

Стефановская, Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности [Текст]/Т.А.Стефановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192 с. – ISBN 5-7695-2681-5

Метод беседы в работе классного руководителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wiki.iot.ru

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/300105-metodicheskie-prijomy-provedenija-besedy

Также вас может заинтересовать

  • Экскурсия по школе для первоклассников
  • Развлекательно-познавательное мероприятие для 1 класса. Прощание с Азбукой
  • Внеклассное мероприятие «Война была», посвящённое празднованию Дня победы над немецко-фашистскими захватчиками
  • Я среди людей. Внеклассное занятие. 3 класс.
  • Интеллектуальный ипподром Ученик года

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Воспитание словом, — самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике. Совершенной нелепостью является утверждение о том, что порок воспитательной работы… — словесное воспитание. Надо говорить о другом: о примитивности словесного воспитания, о неумении отдельных учителей воспитывать словом».

В.А. Сухомлинский

Педагогическое общение – постоянная составная часть работы любого классного руководителя. Не секрет, что успех педагогической деятельности во многом зависит именно от культуры общения. Умение общаться с коллегами, учащимися и их родителями входит в понятие коммуникативной компетентности педагога. А одна из её составляющих – это умение применять метод беседы в практической педагогической деятельности. Сегодня мы поговорим о методах, приёмах и особенностях ведения беседы с учащимися.

Беседа – это диалог, речевое общение между двумя и более лицами. Беседа в педагогической практике – метод познания личности учащегося и сути его проблем, взаимная работа с проблемой на основе словесного общения между педагогом и учащимся. Без беседы классному руководителю не обойтись никак.

Требования к беседе.

  1. Непринужденность. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта и взаимопонимания классного руководителя с учащимся. Здесь важны открытость, искренность и доверительные отношения.
  2. Продуманность. Необходимо заранее тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем и вопросов, подлежащих выяснению. Этим беседа отличается от простого разговора.
  3. Диалог. В беседе важна именно двусторонность общения. Если взрослый только задаёт вопросы, а учащийся на них отвечает, при этом не проводится их анализ и нет развития тематики обсуждаемой проблемы, не делаются выводы, не даются разъяснения и т. п., то это не беседа. Двусторонняя беседа дает больше результата по проблеме, чем только ответы учащихся на поставленные вопросы.

Неудачи проведения бесед.

Причинами плохой взаимокоммуникации могут быть:

  1. Стереотипы классного руководителя – упрощенные мнения относительно отдельных учащихся или ситуации, которая возникла. В результате нет объективного анализа и понимания подростков, ситуаций, проблем.
  2. «Предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно.
  3. Отсутствие внимания и интереса к учащимся со стороны классного руководителя. Интерес и внимание возникают только тогда, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий.
  4. Пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы и заключения при отсутствии достаточного числа фактов.
  5. Ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.
  6. Неверный выбор стратегии и тактики общения.

Классификация бесед.

Все беседы можно разделить на:

Полностью контролируемая беседа предполагает жёсткую программу, стратегию и тактику.

Здесь уместно обратиться к словарям и вспомнить значение слов «программа», «стратегия» и «тактика».

Программа – план действия, деятельности, работы.

Стратегия – общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, являющейся главной на данный момент, в дальнейшем корректируемой под изменившиеся условия существования.

Тактика – это линия поведения, а также совокупность приёмов и способов для достижения какой-либо цели.

Практически свободная беседа предполагает отсутствие заранее обдуманной чёткой структуры, развитие беседы зависит от инициативы того, с кем она проводится.

Между ними располагаются следующие основные типы бесед:

  • стандартизированная беседа – предполагает стойкие программу, стратегию и тактику;
  • частично стандартизированная беседа – предполагает стойкие программу и стратегию, тактика же значительно более свободная;
  • свободная беседа – предполагает, что программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.

В беседе всегда присутствуют различные высказывания, вопросы и ответы. Поощрить учащегося к высказыванию своих мыслей можно посредством «минимизации ответов», т. е. сознательным использованием классным руководителем в своей речи нейтральных фраз, позволяющих содержательно продолжить беседу. Это не просто реплики, которые делаются тогда, когда ответить нечего. Эти фразы помогают выразить одобрение, понимание, интерес, приглашение, высказаться свободно и непринужденно. Подобные реплики или просто утвердительный наклон головы ободряют собеседника и вызывают у него желание продолжать общение. Наиболее употребительными минимальными ответами считаются следующие: «Продолжай, это меня очень заинтересовало»; «Понимаю…»; «Можно узнать поподробнее…» и т. п.

Беседа – это вопросно-ответная форма воспитательного мероприятия. Между вопросом и ответом существует достаточно строгая смысловая связь. Вопрос строится в зависимости от потенциального ответа. Существует несколько классификаций типов вопросов, используемых в беседе.

Классификация типов вопросов.

Одна из них основана на широте предстоящего ответа. В ней выделяются три основные группы:

Закрытые вопросы – это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Закрытые вопросы достаточно часто приводят к созданию напряженной атмосферы в беседе, поскольку резко сужают возможности ответа.

Открытые вопросы – это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», они требуют какого-то объяснения. Это так называемые вопросы «кто», «что», «как», «сколько», «почему».

Выясняющие вопросы – обращение к говорящему за уточнением. Они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что уже было сказано. Например: «В чём, на твой взгляд, состоит проблема?»; «Что ты имеешь в виду?» и т. п.

Однако более удобным представляется не просто формулирование вопросов, а приём перефразирования, когда говорящему передают его же сообщение, но словами слушающего. Цель перефразирования – собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности. Перефразирование можно начать следующими словами: «Как я понял тебя…»; «Другими словами, ты считаешь…»; «По твоему мнению.».

Методы и приемы беседы.

Для эффективности беседы так же помогает применение следующих методов и приемов:

Метод аналогий. Суть метода заключается в использовании аналогий – образов, случаев из жизни, сказок, притч, пословиц, поговорок для иллюстрации актуальной ситуации (темы, вопроса). Метафора имеет косвенное влияние на установки, стереотипы, мнения человека, позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны. Благодаря этому снижаются субъективная значимость и ложное ощущение уникальности проблемы. Кроме того, удается разрядить излишне напряженную атмосферу беседы.

Установление логических взаимосвязей. Классный руководитель вместе с учащимся устанавливает последовательность событий, выделяет роль субъективных факторов в происхождении событий жизни и их взаимосвязи. Данный способ позволяет расширить и уточнить понимание.

Самораскрытие. Классный руководитель косвенно побуждает учащегося «стать самим собой», делясь собственным личным опытом, выражая терпимое отношение к различным его высказываниям и чувствам.

Убеждение. Данный способ целесообразно использовать на фоне уравновешенного эмоционального состояния, его применение предполагает хорошее развитие образного и абстрактного мышления, устойчивости внимания. Классный руководитель, используя понятные аргументы для учащегося, позволяет ему утвердиться в понимании определенных событий, способов, мыслей.

Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения следующих педагогических требований:

1. Высокий авторитет педагога у воспитанников. Логически грамотные убеждающие речи неуважаемого человека вызывают лишь раздражение слушателей и желание поступать наоборот, но, с другой стороны, и авторитет не поможет, если в речи наблюдаются логические неточности, противоречия в рассуждениях, подтасованные примеры.

2. Опора на собственный жизненный опыт учащихся.

3. Искренность, логическая четкость, конкретность и доступность убеждения.

4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Оценка. Самооценка. Переоценка. При наличии негативных чувств, мыслей позволяет выработать новый взгляд (отношение) на ситуацию – «сменить рамку». Переоценка включает выделение негативных переживаний (мыслей, образов), их фиксацию, поиск положительного (трансформацию в положительное), концентрацию на положительном и объединение положительного с негативным с целью изменения (переоценки) негатива.

Анализ ситуаций. В ходе беседы нужно проводить совместный анализ как реальных жизненных ситуаций учащихся, так и ситуаций из жизни других людей, включая литературные примеры.

Невербальное общение. В процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счёт невербальных средств общения и только 20-40% информации передаётся с помощью слова. Необходимо обращать внимание на невербальные знаки и во время беседы.

Невербальные знаки общения могут быть двух видов и воспринимаются и анализируются на подсознательном уровне.

  1. Одни непременно сопровождают нашу речь – это интонация, логические ударения, ритм, громкость речи. От того, с какой интонацией произнесено слово, зависит восприятие смысла высказывания.
  2. Вторая группа невербальных знаков общение – это непосредственно мимика, жесты, направленность взгляда и поворот головы, позы.

Общеизвестно, что движением головы мы выражаем утверждение или отрицание. Если человек держит голову прямо – он нейтрально относится к тому, что слышит. Если голова наклоняется немного в сторону, это свидетельствует о том, что у собеседника пробудился интерес к информации.

Выразительны и непроизвольные жесты рук. Ладонь у лба – человек в задумчивости. Ладонью человек подпирает подбородок – его – что-то беспокоит, он чем-то встревожен. Руки скрещены на груди – жест закрытости, означает как бы защитный барьер, с помощью которого человек отгораживает себя от окружающего мира и неприятных или тревожащих его ситуаций. Это жест максимальной обороны от происходящего («надоело», «не хочу и не буду» и т. п.).

Жест «Потирание кончика носа» можно считать одним из наиболее распространенных жестов, который сигнализирует нам о неискренности или обмане. Объясняется этот жест примерно так: когда человек говорит неправду, он непроизвольно как бы хочет прикрыть рот рукой. У данного жеста может быть два значения, в зависимости от того, что делает человек: говорит или слушает. Если человек, использующий этот жест, говорит сам, то видимо, он говорит совсем не то, что он думает на самом деле. Если же человек, проделывающий этот жест, в этот момент слушает кого-то, – то он не верит тому, что слышит от своего собеседника, или сомневается в искренности слов говорящего. Еще одно значение этого жеста – умолчание правды, когда человек её знает, но говорит о том, что не знает.

Прятанье рук в разговоре так же может указывать на желание что-то скрыть или намеренно исказить сообщаемую вам информацию.

Зональное пространство. Для успешного проведения любой беседы необходимо учитывать и такой немаловажный фактор, как зональное пространство. Здесь выделяется 4 зоны:

  1. Интимная зона – от 15 до 45 см. Это зона собственности человека, сюда допускаются только близкие люди.
  2. Личная зона – от 45 до 1,2 м. Наиболее приемлема для делового общения.
  3. Социальная зона – от 1,2 до 3,6 м. На таком расстоянии люди предпочитают держаться от посторонних людей или тех, кто им неприятен.
  4. Общественная зона – более 3, 6 м.

Если вам необходимо организовать доверительную беседу, не сидите далеко от учащегося, находитесь к нему на расстоянии от 1 м до 45 см. Без необходимости не стоит вторгаться в интимную зону человека, это вызывает бессознательное напряжение и недоверие.

Наблюдать за невербальными знаками учащегося при беседе очень полезно, так как это даёт массу полезной дополнительной информации.

Всё вышесказанное относится как к беседе «с глазу на глаз», так и для групповой беседы. Подбирая материал для доклада, внимательно изучила книгу Стефановской Т.А. «Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности», в которой автор, на мой взгляд, дает хорошие рекомендации для проведения тематических бесед в группе. Чётко изложен порядок подготовки к беседе, который учитывает всё – от возраста учащихся до пошаговых действий учащихся, входящих во временную инициативную группу (ВИГ). Изложена структура беседы, даются методические рекомендации, анализируются условия повышения действенности беседы.

Требования к методу беседы:

  • сформулировать
    цель беседы;

  • составить план
    (целевые вопросы);

  • подготовить
    «поддерживающие» вопросы;

  • определить способы
    регистрации (магнитофон, бланки записи,
    кодировка ответов, условные обозначения);

  • создать благоприятную
    обстановку (место, время и т.д.);

  • уметь владеть
    собой (педагогический такт);

  • следить
    за поведением собеседника, его мимикой,
    эмоциональными реакциями и особенностями
    речи;

  • фиксировать
    результаты беседы.

Основные приёмы
установления контакта:

  1. Деловые, естественные
    взаимоотношения.

  2. Учёт интересов и
    потребностей собеседника.

  3. Учёт событий
    (объектов), имеющих эмоциональный
    характер.

При
формулировке и постановке вопросов
следует предпочитать:

  • вопросы в косвенной
    форме;

  • вопросы в
    определительной форме;

  • вопросы краткие,
    максимально понятные собеседнику;

  • достижение
    определённой цели каждым вопросом.

Следует избегать:

  • ставить вопросы
    в «лоб» (прямые);

  • малораспространённых
    слов. Слов с двойным значением;

  • формулировок, на
    которые могут быть шаблонные ответы;

  • формулировок,
    внушающих определённые ответы;

  • слов,
    вызывающих определённое отрицательное
    (положительное) отношение;

  • неэтичного
    затрагивания интимных сторон личности
    самого собеседника.

Основные приёмы
ведения беседы:

  1. Не торопить
    собеседника. Дать высказаться полностью.

  2. Помогать наводящими
    (не внушающими) вопросами.

  3. Искренность
    ответов проверять соответствующими
    вопросами.

  4. Поощрять собеседника
    на взаимность. Слушать дружелюбно.

  5. Соблюдать требования
    воспитательного процесса.

Характеристика
вопросов беседы

Прямые.
Вопросы с однозначно понимаемым смыслом.
(Нравится ли тебе…?) Прямой «личный»
вопрос иногда смущает собеседника,
поэтому ответ не искренен.

Косвенные.
Истинные цели для собеседника
замаскированы. («Предположим, что ты не
успел закончить рисунок в отведённое
время, будешь ли ты дорисовывать его
позже?»; «Нравится ли вашим ребятам ваша
группа, класс?»). При ответе на такие
безличные вопросы собеседник выражает
свою точку зрения.

Проективные.
В таких вопросах речь идёт не о самом
собеседнике, а о каком-то другом
воображаемом человеке. («Как ты считаешь,
как бы поступил ребёнок, если бы его
незаслуженно наказали?»). В вопросе
может быть описана ситуация с вымышленной
личностью. При ответе собеседник поставит
себя на место лица, упоминаемого в
вопросе, и таким образом выразит своё
собственное отношение.

Вопросы внушающего
действия.

Очень
внушающие: «Не согласен ли ты с тем,
что…?», «Не считаешь ли ты, что…?», «Не
кажется ли тебе, что…?».

Внушающие: «Поделки
ты делаешь?» (здесь совсем неизвестно,
делает ли вообще ребёнок поделки).

Менее внушающие:
«Или – или», «Любишь ли ты делать поделки
или рисовать?».

Наиболее благоприятная
форма вопроса – это определительные
вопросы: «Чем ты любишь заниматься
дома?».

примечание:
любой вопрос всегда имеет то или иное
внушающее влияние, поэтому необходимо
максимально оградить собеседника от
внушения.

При анализе беседы
необходимо обратить внимание на
следующее:

  • Получилась ли
    беседа, если нет, то почему?

  • Какие приёмы
    использовались: поощрения, кивки,
    изменения голоса, рисунки и пр.?

  • Особенности
    поведения ребёнка, его мимика, жесты,
    интонация речи, оговорки и др.

  • На
    какие вопросы собеседник наиболее
    активно отвечал и почему?

  • Какие вопросы
    достигли цели и почему?

  • Характер
    окончания беседы, её воспитательный
    (диагностический) эффект.

  • Какие задачи
    решены в результате беседы?

(Б.С.Волков,
Н.В.Волкова, 1994. С.16 – 19).

Беседа
служит средством установления контакта
с ребёнком.

Беседа
позволяет судить о личностных качествах
и поведении ребёнка, помогает вскрыть
причины некоторых отклонений в развитии.
В ходе беседы выявляются запас сведений
и точность представлений. Чтобы выполнить
функции метода исследования, беседа
должна быть целенаправленной. При
установлении умственных способностей
ребёнка в беседе следует выявить:

  1. точность
    представлений ребёнка о себе, своих
    родителях, ближайших родственниках,
    друзьях (имя, отчество, фамилия, возраст)
    и способность дифференцировать понятия
    «семья», «соседи», «родственники» и
    т.д.;

  2. характер
    представлений о времени (умение
    определять время на часах, понимание
    временной протяжённости и т.д.);

  3. представления о
    явлениях природы (различение времён
    года с учётом их признаков, наличие
    представлений о грозе, снегопаде и
    т.д.);

  4. умение
    ориентироваться в пространстве
    (практическое овладение понятиями
    «справа-слева», «вверху-внизу»,
    «ближе-дальше» и т. д.);

  5. запас
    сведений о своей родине, о выдающихся
    событиях, понимание прочитанных книг,
    просмотренных фильмов и т.д.

Вопросы
должны быть чёткими и понятными, а сама
беседа носить непринуждённый характер.
Важно соблюдать педагогический такт.

Не
рекомендуется начинать беседу, если
дети имеют дефекты речи, слуха или трудно
вступают в контакт. В этих случаях можно
воспользоваться наглядным материалом,
который заинтересует ребёнка и позволит
выявить то, что требуется исследователю
(С.Д. Забрамная, 1995. С. 63–64).

Характеристика
метода анализа продуктов деятельности
человека. Определение понятий «продукты
деятельности» и «продукты детской
деятельности». Анализ продуктов детской
деятельности. Интерпретация результатов
анализа

В
педагогической деятельности в качестве
её продуктов могут рассматриваться
тетради с сочинениями, дневники, альбомы
по рисованию, журналы и т.п. Для проведения
указанного метода исследования
определяется категория анализа, например,
оценка, тема, пропуски занятий и т. п.
Далее подсчитывается частота встречаемости
элемента, соответствующего категории
наблюдения в продуктах деятельности
(игровой, учебной, трудовой) испытуемого.
После этого производится содержательная
интерпретация результатов статистического
анализа (Н.И. Шевандрин, 1993. С.11).

В
психодиагностике существует способ
получения информации о человеке – это
количественно-качественный анализ
документальных и материальных источников,
позволяющий изучать продукты человеческой
деятельности. Под понятием «документальный
источник» понимаются письма, автобиографии,
дневники, фотографии, записи на киноплёнке,
творческие результаты в разных видах
искусства, материалы средств массовой
информации (газеты, журналы и т. п.).

Изучение продуктов
деятельности позволяет выявить:

  • интересы, склонности,
    способности;

  • особенности
    навыков и умений; объём знаний;

  • отношение к
    деятельности;

  • особенности
    различных сторон психики: восприятия,
    мышления, воображения и др.

Объекты
изучения:
изделия
ручного труда (рукоделие, вышивка и
др.); рисунки, лепка, аппликация, постройки
и др.; стихи, сказки, рассказы (пересказ,
сочинение).

Требования к
методу:

  • наличие программы
    изучения как предмета деятельности,
    так и процесса его изготовления;

  • систематичность,
    всесторонность выбора объекта;

  • изучение
    объекта в соответствии с условиями
    жизни и деятельности испытуемых.

Примерный анализ
постройки «Мост» ( по условиям )

  1. Выполнены ли все
    условия?

  2. Прочность постройки.

  3. Эффективность и
    целесообразность подбора деталей.
    Возможна ли их замена?

  4. Использование
    цвета.

  5. Симметрична ли
    постройка?

  6. Наличие украшений
    и дополнительных элементов.

Наблюдая
за процессом создания постройки ребёнком,
обратить внимание на:

  • последовательность
    действий;

  • наличие ошибок и
    их исправление, самоконтроль;

  • обращение за
    помощью;

  • самостоятельность
    и увлечённость;

  • устойчивость
    внимания;

  • преодоление
    трудностей и достижение результата;

  • речевые и
    эмоциональные реакции.

(Б.С.Волков,
Н.В.Волкова, 1994. С. 45).

Обследование
детей в ПМПК (психолого-медико-педагогической
комиссии), как правило, начинается с
изучения их документации (медицинской
карты, характеристики) и продуктов
деятельности (тетрадей, рисунков и
т.п.).

Если
ребёнок учился в школе, необходимо очень
внимательно проанализировать его
тетради. Внешний вид тетради свидетельствует
о таких качествах ребёнка, как аккуратность,
понимание школьных требований, интерес
к самому процессу учения. Характер
выполнения письменных работ поставит
перед исследователем вопрос о причинах
имеющихся у ребёнка трудностей. Так,
несоблюдение линий при письме может
быть вызвано и нарушением моторики, и
трудностями пространственной ориентировки,
и просто непониманием требований и др.
Ошибки при письме (перестановка, пропуск
букв, недописывание слов, смешение
глухих и звонких согласных и т.д.) также
имеют разные причины. Важно проследить,
как ребёнок преодолевал эти трудности,
какая помощь и в какой мере оказывалась
ему учителем. Сравнивая первую и последнюю
тетради, можно установить динамику
развития ребёнка. Интересные сведения
о ребёнке можно получить и из его
рисунков. Иногда именно рисунок является
первым сигналом о том или ином психическом
неблагополучии (С.Д. Забрамная., 1995. С.
60–61).

Метод изучения
рисунков.

Рисунок
является важным дифференциально-диагностическим
показателем при изучении детей. В тех
случаях, когда рисунок, находящийся в
педагогической документации ребёнка,
чем-то настораживает, целесообразно
провести специальное исследование,
предложив ребёнку рисование свободное
и по заданию. Способность ребёнка выбрать
тему, характер изображения, сам процесс
рисования могут дать ценный дополнительный
материал для уточнения окончательного
диагноза.

Как
правило, умственно отсталые дети
затрудняются выбрать тему, прибегая к
изображению привычных однотипных
предметов, не создавая сюжета. В их
рисунках на свободную тему нет замысла,
фантазии. Даже когда детям даётся
задание, что надо рисовать, они не всегда
выполняют его в соответствии с инструкцией.
Бедность и нечёткость представлений
проявляются в несоблюдении форм,
пропорций частей предмета, в ограниченном
и не всегда верном использовании цвета.
Умственно отсталые дети затрудняются
объяснить рисунок. В зависимости от
степени интеллектуального снижения
эти недостатки меньше или больше
выражены.

Своеобразны
рисунки детей с психическими заболеваниями.
Нелогичность, нелепость изображения;
неадекватное, беспорядочное использование
цвета, несообразность пропорций;
сексуальная выраженность и др. могут
проявляться в их рисунках.

Так,
для больных шизофренией характерны
незавершённость, отсутствие основных
частей, геометризация, вычурность,
нагромождения и наслоения, несогласование
замысла рисунка с размерами листа,
боязнь рисовать далеко от края, уплощение
рисунка.

При
эпилептической деменции характерны
чрезмерная тщательность, излишняя
скрупулёзность, выраженная медлительность,
трудность переключения. Они тратят на
рисунок очень много времени, застревают
на вырисовывании отдельных несущественных
деталей. Им сложно выделить главное, их
рисунки стереотипны.

Помимо
диагностических целей, в условиях
психолого-медико-педагогических
консультаций рисунок может быть
использован для установления контакта
с ребёнком и как «безречевая» методика
в тех случаях, когда имеются трудности
речевого общения (С.Д.Забрамная., 1995. С.
65-66).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #



Скачать материал

Методические 
приёмы 
проведения 
беседы



Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Методические 
приёмы 
проведения 
беседы

    1 слайд

    Методические
    приёмы
    проведения
    беседы

  • Цель доклада: 
Рассмотреть конкретные методические приёмы поведения такого во...

    2 слайд

    Цель доклада:
    Рассмотреть конкретные методические приёмы поведения такого воспитательного мероприятия как беседа
    «Воспитание словом, — самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике. Совершенной нелепостью является утверждение о том, что порок воспитательной работы… — словесное воспитание. Надо говорить о другом: о примитивности словесного воспитания, о неумении отдельных учителей воспитывать словом».
    В.А. Сухомлинский

  • Беседа – это диалог, речевое общение между двумя и более лицами. 


Беседа в...

    3 слайд

    Беседа – это диалог, речевое общение между двумя и более лицами.

    Беседа в педагогической практике – метод познания личности учащегося и сути его проблем, взаимная работа с проблемой на основе словесного общения между педагогом и учащимся.

  • Требования к беседе:

Непринужденность. 
Продуманность. 
Диалог.  Неудачи про...

    4 слайд

    Требования к беседе:

    Непринужденность.
    Продуманность.
    Диалог.
    Неудачи проведения бесед:

    Стереотипы классного руководителя
    Предвзятые представления
    Отсутствие внимания и интереса к учащимся
    Пренебрежение фактами
    Ошибки в построении высказываний
    Неверный выбор стратегии и тактики общения.

  • Классификация 
беседПолностью контролируемая 
беседа 
(с жёсткой программой,...

    5 слайд

    Классификация
    бесед
    Полностью контролируемая
    беседа
    (с жёсткой программой, стратегией и тактикой)
    Практически свободная
    беседа
    (отсутствие заранее чёткой структуры, развитие беседы зависит от инициативы того, с кем она проводится)
    Стандартизированная беседа
    (стойкие программа, стратегия и тактика)
    Частично стандартизированная беседа
    (стойкие программа, стратегия, тактика более свободная)
    Свободная беседа — программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная

  • Программа  – план   действия, деятельности, работы. 

Стратегия  – общий, нед...

    6 слайд

    Программа – план действия, деятельности, работы.

    Стратегия – общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, являющейся главной на данный момент, в дальнейшем корректируемой под изменившиеся условия существования.

    Тактика – это линия поведения, а также совокупность приёмов и способов для достижения какой-либо цели.

  • Наиболее употребительные минимальные ответы: 

«Продолжай, это меня очень заи...

    7 слайд

    Наиболее употребительные минимальные ответы:

    «Продолжай, это меня очень заинтересовало»;
    «Понимаю…»;
    «Можно узнать поподробнее…» и т. п.

  • Классификация типов вопросов по широте предстоящего ответа: 

Закрытые вопрос...

    8 слайд

    Классификация типов вопросов по широте предстоящего ответа:

    Закрытые вопросы – это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет».
    Открытые вопросы – это вопросы «кто», «что», «как», «сколько», «почему».
    Выясняющие вопросы – обращение к говорящему за уточнением: «В чём, на твой взгляд, состоит проблема?»; «Что ты имеешь в виду?» и т. п.

  • Классификация типов вопросов по широте предстоящего ответа: 

Приём перефрази...

    9 слайд

    Классификация типов вопросов по широте предстоящего ответа:

    Приём перефразирования – когда говорящему передают его же сообщение, но словами слушающего.

    Цель перефразирования – собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности:

    «Как я понял тебя…»;
    «Другими словами, ты считаешь…»;
    «По твоему мнению…».

  • Методы и приемы беседы: 


Метод аналогий
Установление логических взаимосвязе...

    10 слайд

    Методы и приемы беседы:

    Метод аналогий
    Установление логических взаимосвязей
    Самораскрытие
    Убеждение

  • Методы и приемы беседы: 

Метод аналогий
Установление логических взаимосвязей...

    11 слайд

    Методы и приемы беседы:

    Метод аналогий
    Установление логических взаимосвязей
    Самораскрытие
    Убеждение

    Эффективность методов убеждения зависит:
    1. Высокий авторитет педагога у воспитанников
    2. Опора на собственный жизненный опыт учащихся
    3. Искренность, логическая четкость, конкретность и доступность убеждения
    4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

  • Методы и приемы беседы: 

    5. Оценка. Самооценка.
        Переоценка
    6...

    12 слайд

    Методы и приемы беседы:

    5. Оценка. Самооценка.
    Переоценка
    6. Анализ ситуаций
    7. Невербальное общение

    Два вида невербального общения:

    1. Интонация, логические ударения, ритм, громкость речи
    2. Мимика, жесты, направленность взгляда и поворот головы, позы

  • Список литературы и источников
 
Стефановская, Т.А. Классный руководитель: Фу...

    13 слайд

    Список литературы и источников

     Стефановская, Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности [Текст]/Т.А.Стефановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192 с. – ISBN 5-7695-2681-5
    Метод беседы в работе классного руководителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wiki.iot.ru

  • Спасибо 
за внимание!

    14 слайд

    Спасибо
    за внимание!

Краткое описание документа:

Метод как форма теоретического и практического освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития младшего школьника. Методы, приемы, правила и средства обучения, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Многомерные классификации методов. Основание классификации: соотношение в структуре метода чувственного образа и понятия; модели и оригиналы; репродуктивной и творческой деятельности; знаний, умений и навыков; биологического и социального; осознанного и внушаемого.

Выбор методов обучения. Критерии выбора методов, приемов, средств обучения.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 366 492 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 09.06.2015
  • 460
  • 0
  • 09.06.2015
  • 6854
  • 3
  • 09.06.2015
  • 883
  • 0

Рейтинг:
5 из 5

  • 09.06.2015
  • 3865
  • 1
  • 09.06.2015
  • 2205
  • 21
  • 09.06.2015
  • 597
  • 0
  • 09.06.2015
  • 779
  • 0

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Перинева таблетки инструкция по применению цена от давления взрослым
  • Руководств по ремонту w210
  • Мочалка крючком для начинающих пошаговая инструкция простая плоская
  • Meloxicami уколы инструкция по применению цена отзывы
  • Должностные инструкции для инженерно технических работников