Военный союз под руководством сша

Военно-политические союзы. Североатлантический пакт

В годы «холодной войны» под руководством
США сформировались военно-политические
союзы в Европе, Азии и Латинской Америке.
Первым из них был Межамериканский
«договор о взаимной помощи», подписанный
в 1947 г. Его членами стали все американские
государства, за исключением Канады.
Договор предусматривал совместные
действия американских государств в
случае вооруженного нападения на одно
из них, а также в случаеj«агрессии, не представляющей собой
вооруженное нападение», например при
возникновении «внеконтинентального
или межконтинентального конфликта» и
вообще любой ситуации, которая может
«угрожать миру Америки». Столь широко
сформулированные обязательства
значительно отличались от общепринятой
дипломатической практики и открывали
правящим кругам США большие возможности
для вмешательства в дела латиноамериканских
государств. Созданная в 1948 г. постоянная
Организация американских государств,
где США играли ведущую роль, окончательно
оформила военно-политический союз
государств Американского континента.

В Европе главными инициаторами
формирования блоков были правящие круги
Англии и Франции. 4 марта 1947 г. Англия и
Франция подписали в Дюнкерке договор
о взаимной помощи. Формально он был
направлен против возможности новой
агрессии со стороны Германии, но
фактически представлял собой соглашение
двух крупнейших держав Западной Европы
с целью защиты своих интересов. В 1948 г.
к Англии и Франции присоединились
правительства Бельгии, Голландии и
Люксембурга. Они образовали Западный
Союз, члены которого обязались оказывать
помощь друг другу в случае агрессии в
Европе. Так возникла замкнутая
военно-политическая группировка
западноевропейских государств, тесно
связанных с Соединенными Штатами.

Крупнейшим военно-политическим союзом,
объединившим страны Западной Европы и
Америки, стала Организация
Североатлантического договора (НАТО),
подписанного 4 апреля 1949 г. Первоначально
в него вошли 12 государств, в том числе
ведущие державы западного мира: США,
Англия, Франция, Италия, с 1955 г.—
Федеративная Республика Германии, а
затем и другие государства. Они обязывались
оказывать помощь друг другу в случае
вооруженного нападения «против одной
из них или нескольких из них в Европе
или в Северной Америке».

Подобно Межамериканскому договору о
взаимной помощи, Североатлантический
договор содержал положения, допускавшие
возможность вмешательства во внутренние
дела его членов. Совместные действия
стран-участниц НАТО могли осуществляться
не только при вооруженном конфликте,
но и в том случае, если «территориальная
целостность, политическая независимость
или безопасность любой из сторон будут
поставлены под угрозу». В отличие от
обычных договоров о взаимной помощи
Североатлантический союз имел специальную
интегрированную военную организацию,
постоянные вооруженные силы и объединенное
командование, во главе которого стал
американский генерал.

Во время войны в Корее и после ее окончания
Соединенные Штаты Америки дополнили
систему военно-политических блоков
новыми договорами с государствами Азии
и Тихого океана. Сохраняя в силе «договор
безопасности» с Японией и договор о
взаимной помощи с Южной Кореей, США в
1951 г. заключили «договор безопасности»
с Австралией и Новой Зеландией (договор
АНЗЮС). Затем они приступили к организации
многостороннего блока — Организации
договора для Юго-Восточной Азии (СЕАТО).

Договор СЕАТО, подписанный 8 сентября
1954 г. в Маниле, должен был играть на
Дальнем Востоке и в Тихом океане такую
же роль, как Североатлантический пакт
на Западе. В него вошли 8 стран: США,
Англия, Франция и 5 стран Азии и Тихого
океана — Пакистан, Таиланд, Филиппины,
Австралия, Новая Зеландия. Подобно
Североатлантическому пакту, договор
СЕАТО был направлен не только против
внешней, но и против «внутренней
опасности» или «подрывной деятельности».

Члены СЕАТО обещали оказывать помощь
друг другу как при вооруженном нападении
извне, так и в том случае, когда их
территориальная целостность и политическая
независимость «будут поставлены под
угрозу9, каким-либо иным путем». При
СЕАТО существовал ряд постоянно
действующих органов, в том числе группа
военных советников и комитет по борьбе
с «подрывной деятельностью».

В эти же годы часть американских правящих
кругов перешла от доктрины «сдерживания
коммунизма» к доктрине «освобождения»
социалистических стран и «отбрасывания
коммунизма». Вскоре она была дополнена
доктриной «массированного возмездия»,
т.е. угрозой массового применения
атомного оружия. В соответствии с этим
США и их союзники окружили Советский
Союз и другие социалистические страны
целой системой военных баз, с которых
их авиация могла бы наносить удары по
социалистическим государствам.

В свою очередь СССР стремился укрепить
свою безопасность созданием противостоящей
системы военно-политических союзов.
После окончания войны Советский Союз
установил союзные отношения с
социалистическими государствами
Центральной и Юго-Восточной Европы. 14
февраля 1950 г. был подписан Договор о
дружбе, союзе и взаимопомощи между
Советским Союзом и Китайской Народной
Республикой.

14 мая 1955 г. на совещании руководителей
СССР и других европейских социалистических
стран в Варшаве был подписан Договор о
дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи
между Албанией, Болгарией, Венгрией,
ГДР, Польшей, Румынией, Чехословакией
и СССР. Участники Варшавского договора
обязались немедленно оказывать помощь
друг другу, если один из них подвергнется
вооруженному нападению в Европе.

В 1955 г. в Багдаде был подписан Багдадский
пакт. В него вошли Турция. Ирак, Пакистан,
Иран и Великобритания. Все они поддерживали
тесные связи с США. Но в связи с победой
июльской революции 1958 г. Ирак вышел из
Багдадского пакта, созданного в 1955 г.
по инициативе США и Великобритании в
составе Великобритании, Турции, Ирана,
Пакистана и Ирака. Выход Ирака существенно
ослабил пакт, который с 1959 г. был воссоздан
остальными его участниками под именем
Организации Центрального договора
(СЕНТО).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ТГ Образ будущего. ФРГ, Франция, Нидерланды, Бельгия, Польша, Прибалтика, Румыния, Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания, Испания и Португалия: так выглядит новый союз стран под руководством США, готовящихся к войне с Россией.(Минус Италия, Австрия и Швейцария). Военный Союз под руководством Еврокомиссии и евробюрократов был заключен вчера в Мюнхене при посредничестве Блинкена. Военные действия прямого столкновения планируются на лето 2024 года и будут насчитаны на 2-3 года, где целью будет оккупация европейской части России и нанесение ударов высокоточным и ТЯО по военным объектам в ЦФО и Сибири и Зауралья.Для этого в ближайшие шесть месяцев сделают апгрейд Генсека НАТО с популиста-финансиста до профессионала-ястреба, заведут спецслужбы ФРГ и Франции под «пять глаз» с центром в Великобритании, а также усилят работу с внутриевропейским диссидентством периода 2022 года. В случае, если Эрдоган присоединится к этому союзу, Блинкен гарантировал ему финансирование восстановительных мероприятий после землетрясения и переизбрание в мае. Россия и Беларусь рассматриваются как единый военный соперник. С июня Израиль начнёт спецоперацию по скрытому вывозу 700 тысяч евреев из Российской Федерации. Также осенью начнётся череда разрывов дипломатических отношений с Россией. Параллельно уже заявлено о военном трибунале, скоро будет объявлено, что он коснется 145 человек из высшего военно-политического руководства России.

***
ТГ Лев Вершинин. ГАДАНИЕ НА ФАКТАХ
По этому поводу могу сказать только то, что строить предположения о вероятности реализации таких прогнозов можно только по совокупности точно известных фактов. А факты таковы:

(а) Действительно, в Мюнхене, где было открыто объявлено о предстоящей «горячей войне» Альянса с Россией, от поддержки общего решения в той или иной форме уклонились только Италия, Австрия и Швейцария плюс не помянутая в заметке Венгрия. Все остальные сказали «да».

(б) Действительно, за полгода Штаты провели работу, по итогам которой из списка возможных глав НАТО исчезли марионеточные фигуры, и генсеком либо останется г-н Столтенберг, один из архитекторов «войны до конца», либо станет м-с Фриланд, опытная и фанатичная «ястребиха».

(в) Действительно, в ходе скорого визита в Ангару м-р Блинкен намерен говорить о финансовой поддержке Турции и гарантии, что «цветной революции» (которой весьма опасается Эрдоган) не будет в обмен на выполнения ряда условий, в первую очередь присоединения к проекту.

(г) Действительно (тут и ссылок не надо) в Альянсе рассматривают РФ и РБ как «единый военный блок», действительно, работа над проектом релокации евреев из РФ уже (пока что в скрытой форме) началась, и действительно, идея «трибунала», как мы уже знаем, обрела плоть.

Таким образом, нет подтверждений только двум пунктам из шести: насчет нападения (сприменением ЯО и с целью оккупации РФ) летом 2024 года и насчет старта этой осени цикла разрывов дипотношений с РФ, — но такие факты, как всем понятно, не попадают в открытый доступ.
Подводя итоги, вероятность предложенного инсайда «Образ будущего» склонен оценивать прим. в 75%, но это если Москва не смешает карты радикально. Но лично я, чисто на уровне ощущений, в то, что Москва смешает карты, не верю. Люди в Кремле слишком добрые и терпеливые…

        НАТО (North Atlantic Treaty Organization — NATO), военно-политический союз, направленный против социалистический стран и национально-освободительная движения; создан по инициативе США. Начал свою деятельность в разгар «холодной войны», на основе Североатлантического договора, подписанного в Вашингтоне 4 апреля 1949 представителями правительств США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Португалии, Норвегии, Дании, Исландии; в 1952 к договору присоединились Греция и Турция, в 1955 — ФРГ. Статья 5 — важнейшая ст. Североатлантического договора — устанавливает, что в случае «вооружённого нападения» на одного или нескольких его участников другие члены НАТО немедленно окажут помощь стране или странам, подвергшимся «нападению», путём осуществления такого действия, какое они «сочтут необходимым, включая применение вооружённой силы». Географическая сфера действия договора, определяемая ст. 6, охватывает территории всех участников договора, острова «в североатлантическом районе — к северу от тропика Рака», находящиеся под юрисдикцией участников договора, и Средиземное море. Ст. 4 договора предусматривает консультации между странами — членами НАТО всякий раз, когда, по мнению любой из них, «…территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любой из сторон окажется под угрозой». Эта статья имеет целью «обосновать», в случае надобности, вмешательство НАТО во внутренние дела её участников (например, в случае возникновения революционной ситуации в той или иной стране). В договоре не указывается срок его действия. Согласно ст. 13, любая страна, входящая в НАТО, имеет право отказаться от участия в договоре через 20 лет после его вступления в силу и выйти из него через год после уведомления о его денонсации. В июле 1966 Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей Североатлантического договора. Своё решение французское правительство обосновало стремлением «восстановить на французской территории полное осуществление своего суверенитета». В августе 1974 из военной организации НАТО вышла Греция.

         Высшие органы Североатлантического блока — сессии Совета НАТО и Комитет военного планирования, созываемые, как правило, 2 раза в год. На сессиях Совета НАТО правительства входящих в НАТО стран представлены министром иностранных дел и в зависимости от повестки дня также министром обороны, финансов, экономики. В периоды между сессиями Совет заседает в составе постоянных представителей государств — членов блока в ранге послов в качестве Постоянного совета НАТО; заседания Постоянного совета проводятся 2—3 раза в неделю. В связи с выходом Франции из военной организации блока и её отказом обсуждать в рамках НАТО военные вопросы, рассмотрение этих вопросов на уровне министров, а также на уровне постоянных представителей с 1966 проводится в Комитете военного планирования, в который входят государственные деятели такого же ранга и тех же стран (за исключением Франции), что и в Совет НАТО. Всю текущую работу и подготовку к заседаниям руководящих органов НАТО осуществляет Международный секретариат под руководством генерального секретаря НАТО (с 1971 — И. Лунс, Нидерланды); штаб-квартира — в Брюсселе.

         Военные расходы НАТО неуклонно растут. В 1949 общие расходы стран НАТО на военные цели составляли 18,7 млрд. долл., в 1959—61,6 млрд., в 1969—106,4 млрд., в 1973—свыше 120 млрд. Более 75% этой суммы приходится на долю США, которые занимают доминирующее положение в НАТО. Значительно укрепились военно-экономические позиции и возросло политическое влияние ФРГ в НАТО.

         Военно-экономическое и политическое сотрудничество стран НАТО не устранило противоречий между членами этого агрессивного союза, в рамках которого сталкиваются интересы крупных и малых государств, государств, входящих и не входящих в «Общий рынок», а также экономические и политические интересы США и европейских стран НАТО.

         Агрессивный характер деятельности НАТО и связанных с ней военно-политических союзов побудил социалистические страны создать организацию Варшавского договора 1955 (См. Варшавский договор 1955), которая, будучи в отличие от НАТО оборонительной организацией, открыта для присоединения любого государства. НАТО упорно отвергала предложения организации Варшавского договора о заключении пакта о ненападении между членами обоих союзов, так же как предложения о роспуске этих союзов или о ликвидации их военных организаций. Происходящая в начале 70-х гг. нормализация отношений между государствами, принадлежащими к противоположным общественным системам, общее улучшение международной обстановки содействуют распространению недовольства деятельностью этой организации среди широких масс населения стран НАТО и обострению противоречий между её участниками.

Ю. И. Тимофеев.

         Вооружённые силы НАТО подразделяются на объединённые вооруженные силы (ОВС), переданные в НАТО, и вооруженные силы, остающиеся в национальном подчинении. В ОВС переданы объединения, соединения и части сухопутных войск и ВВС США, Великобритании, Канады, ФРГ, Бельгии, Нидерландов, Италии и Турции, ВВС Норвегии и Дании. В военное время и на период учений в их состав передаются ВМС перечисленных стран, а также основная часть вооруженных сил Норвегии, Дании, Португалии и Люксембурга. В национальном подчинении находятся межконтинентальные баллистические ракеты США, стратегическая авиация и атомные ракетоносные подводные лодки США и Великобритании, отдельные соединения и части сухопутных войск, военно-учебные заведения и др. формирования, обеспечивающие мобилизационное развёртывание и охрану национальных объектов стран-участниц НАТО. Вооруженные силы Франции, вышедшей из военной организации НАТО, периодически принимают участие в совместных учениях ОВС НАТО в Европе, а также координируют действия сил ПВО страны с силами объединенной системы ПВО НАТО. Всего в вооруженных силах стран НАТО в 1973 насчитывалось: личного состава свыше 5,3 млн. чел., дивизий свыше 70, отдельных бригад и полков около 130, межконтинентальных баллистических ракет 1054, пусковых установок ракет оперативно-тактического и тактического назначения около 1000, боевых самолётов свыше 12 тыс. (в т. ч. свыше 3,2 тыс. носителей ядерного оружия), танков свыше 17 тыс., орудий и миномётов около 27 тыс., кораблей основных классов в регулярных ВМС около 1500. Из этого количества сил и средств в состав ОВС НАТО выделено: дивизий свыше 50, пусковых установок ракет оперативно-тактического и тактического назначения свыше 350, боевых самолётов свыше 2700 (в т. ч. около 1000 носителей ядерного оружия), танков свыше 10 тыс., орудий и миномётов около 14 тыс., личного состава всего около 1,5 млн. чел. Для вооруженных сил НАТО в Европе содержится на складах (1973) свыше 7 тыс. ядерных боеприпасов.

         Высший военный орган НАТО — Комитет военного планирования рассматривает вопросы, касающиеся руководящих военных органов, строительства и использования ОВС, утверждает стратегические концепции блока, определяет долю военного участия каждой из стран и др. Высший исполнительный военный орган — Военный комитет, в который входят начальник генерального штабов стран-участниц блока (кроме Франции, Исландии и Люксембурга). Он разрабатывает военную стратегию и стратегические планы НАТО, определяет направление строительства ОВС. Военному комитету подчинён Международный объединённый штаб. В период между заседаниями Военного комитета наблюдение за выполнением принятых им решений осуществляет Постоянный военный комитет, состоящий из представителей генеральных штабов стран НАТО. Консультативным органом НАТО является Комитет ядерной обороны, а рабочим органом комитета — Группа ядерного планирования, занимающиеся разработкой вопросов применения ядерного оружия ОВС. Непосредственное руководство ОВС на возможных театрах войны осуществляют стратегические (верховные) командования НАТО в Европе и на Атлантике, главное командование НАТО в зоне пролива Ла-Манш и региональная группа стратегического планирования США — Канада. В состав объединённых командований и штабов входят представители всех стран — участниц военной организации НАТО, но большую часть высших военных должностей занимают представители вооруженных сил США.

         Стратегическое (верховное) командование НАТО в Европе (возглавляется верховным главнокомандующим) предназначено для руководства ОВС на территории европейских стран (включая Турцию и акваторию Средиземного моря). На должность верховного главнокомандующего назначаются американские генералы (в 1950—52 Д. Эйзенхауэр, в 1952—53 М. Риджуэй, в 1953—56 А. Грюнтер, в 1956—63 Л. Норстэд, в 1963—69 Л. Лемнитцер, с 1969 Э. Гудпейстер). Верховному главнокомандующему подчинены главные командования на 3 европейских театрах военных действий: Североевропейском (территории и прибрежные воды Норвегии, Дании, западногерманские земли Шлезвиг-Гольштейн и проливная зона Балтийского моря); Центральноевропейском (территории и прибрежные воды ФРГ без земли Шлезвиг-Гольштейн, Нидерландов, Бельгии и Люксембурга); Южноевропейском (территории Италии и Турции, а также акватории Средиземного, Мраморного и южной части Чёрного морей).

         Главнокомандующему на Североевропейском театре (на эту должность обычно назначается английский генерал или адмирал) подчинены 3 объединённых командования НАТО: в Северной Норвегии, Южной Норвегии и в зоне Балтийского пролива; в состав ОВС переданы только соединения и части сухопутных войск и ВВС ФРГ, дислоцирующиеся в Шлезвиг-Гольштейне, и ВВС Норвегии и Дании.

         Главнокомандующему на Центральноевропейском театре подчинены объединённые сухопутные войска и ВВС, в которые входят соединения и части США, Великобритании, ФРГ, Бельгии, Нидерландов и Канады. Сухопутные войска организационно объединены в Северную и Центральную группы армий, всего 22 дивизии. Войска размещены на территории ФРГ, за исключением отдельных голландских, бельгийских и английских соединений и частей, дислоцирующихся на терр. своих стран. ВВС сведены в два объединённых тактических авиационных командования (2-е и 4-е), насчитывающих до 1500 боевых самолётов, в том числе свыше 500 носителей ядерного оружия.

         Главнокомандующему на Южноевропейском театре подчинены объединённые сухопутные войска и ВВС. Сухопутные войска сведены в командование в южной части театра (ему подчинены соединения и части, расположенные на территории Италии) и командование в юго-восточной части театра (подчинены соединения и части, расположенные в Турции), всего 36 дивизий. ВВС состоят из авиационных частей США, Италии и Турции, сведены в 5-е и 6-е тактические авиационные командования; насчитывают свыше 900 боевых самолётов.

         В ОВС НАТО в Европе созданы мобильные силы, состоящие из усиленных батальонов сухопутных войск США, Великобритании, ФРГ, Италии, Бельгии, Люксембурга и Канады, подготовленных к переброске по воздуху, а также отдельных эскадрилий тактической авиации. Подразделения мобильных сил дислоцируются в районах расположения соединений и частей, в состав которых они входят. Для прикрытия группировок войск и важных объектов на Европейском театре создана объединённая система противовоздушной обороны НАТО, состоящая из зон, районов и секторов ПВО и охватывающая территории всех европейских стран НАТО.

         Стратегическое (верховное) командование НАТО на Атлантике (возглавляется верховным главнокомандующим, обычно на эту должность назначается американский адмирал) предназначено для руководства операциями ВМС в военное время в зоне Атлантического океана к С. от тропика Рака (исключая территории Великобритании, её прибрежные воды, пролив Ла-Манш и южную часть Северного моря). Для руководства ОВС созданы и постоянно действуют главные командования и штабы объединённых вооруженных сил НАТО в Западной, Восточной и Иберийской Атлантике, а также командование ударного флота НАТО на Атлантике. В подчинении верховного главнокомандующего в мирное время находится постоянное соединение ВМС, в которое периодически включаются надводные боевые корабли из состава ВМС США, Великобритании, Канады, ФРГ, Нидерландов, Дании, Норвегии и Португалии.

         Главное командование НАТО в зоне пролива Ла-Манш предназначено для руководства боевыми операциями ВМС в зоне проливов Ла-Манш, Па-де-Кале и южной части Северного моря (исключая Гельголандскую бухту).

         Региональная группа стратегического планирования США — Канада занимается разработкой вопросов, связанных с обороной территории США и Канады. В её состав входят представители комитетов начальников штабов вооруженных сил США и Канады.

         Со штабами и войсками НАТО проводятся многочисленные учения, военные игры, на которых отрабатываются вопросы ведения операций. Наиболее крупными являются проводимые стратегические командно-штабные учения ОВС НАТО типа «Уинтер», манёвры «Стронг экспресс», оперативные командно-штабные учения на европейских театрах военных действий типов «Колд уинтер», «Франт сентрал», «Дип фарроу», учения ВВС и ПВО «Рено рулет», учения типа «Экспресс» по переброске авиатранспортом мобильных сил НАТО в «угрожаемые» районы.

В. С. Ильин.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.

То, как было создано новое военное партнёрство между США, Великобританией и Австралией (AUKUS), наглядно продемонстрировало, как выглядит миропорядок, основанный на правилах, а не на праве. Такое мнение выразила официальный представитель российского МИД Мария Захарова. По её словам, даже на Западе это не всем пришлось по вкусу. Ранее министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил, что создание AUKUS подрывает доверие между союзниками. Эксперты отмечают, что резкая реакция европейских стран обусловлена осознанием того, что в Вашингтоне их рассматривают лишь как стратегический актив, которым можно распоряжаться по своему усмотрению.

Внезапное объявление о создании оборонного партнёрства AUKUS между США, Великобританией и Австралией показало всем западным странам, каким может стать миропорядок, основанный не на праве, а на правилах. Такое мнение высказала официальный представитель российского МИД Мария Захарова в эфире программы «Вечер с Владимиром Соловьёвым» на телеканале «Россия 1».

«Коллективный Запад постоянно вбрасывает в повестку новые правила, выдавая их за право… Все повторяют, что новый миропорядок будет основан на вот этих новых правилах. И всем нравилось. Перестало нравиться, когда все столкнулись с этой концепцией на практике. Когда США, Великобритания и Австралия, не спросив никого, в один день придумали новый тройственный союз, который изменяет расклад в мире, в коллективной безопасности и международной стабильности. Вот тут почему-то эти новые правила, которые ещё вчера были такими интересными, оказались не столь уж заманчивыми», — сказала Захарова.

По словам дипломата, если ранее правовой основой миропорядка был устав ООН, выработанный коллегиально, то сейчас так называемые правила возникают стихийно.

«Она (правовая основа. — RT) обсуждалась и принималась коллективно, с учётом мнений различных стран, которые очень часто друг с другом не совпадали, на основе компромисса и учёта интересов. Сегодня правила штампуются абсолютно хаотично», — подчеркнула представитель МИД.

Вместе с тем, по словам Захаровой, страны — авторы этих «правил» зачастую сами не представляют, как те должны работать.

«Вроде бы правила есть, но вроде бы даже сами акторы, сами страны не могут понять, что же из них является основным, доминирующим, а что вторичным», — пояснила она.

  • Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова
  • © REUTERS / Shamil Zhumatov

Ранее, выступая на общеполитической дискуссии в рамках 76-й сессии Генассамблеи ООН, министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил, что насаждение «порядка, основанного на правилах» вместо соблюдения международного права чревато созданием «разделительных линий» между группой западных стран и остальными государствами. При этом он подчеркнул, что, как показывает практика, эти правила могут создаваться и для сдерживания тех, кто в западном лагере проявляет излишнюю самостоятельность.

«По крайней мере, многие мировые СМИ расценили эпопею с поставками подводных лодок в Австралию как реакцию на разговоры о «стратегической автономии» Европы, которые активизировались после поспешного выхода США из Афганистана», — добавил Лавров.

Позднее на пресс-конференции по итогам участия в Генассамблее ООН глава российской дипломатии высказал предположение, что новое партнёрство США, Австралии и Великобритании может подтолкнуть Евросоюз к сближению с РФ.

«Последствия того, что там происходит, конечно, мы можем на себе ощутить. Это может повлиять и на наши отношения с Европейским союзом, может вызвать интерес в Евросоюзе к тому, чтобы с нами всё-таки сотрудничать, используя очевидные геополитические и геостратегические преимущества нахождения на одном огромном континенте», — сказал Лавров.

Союз раздора

О создании партнёрства AUKUS (по первым буквам стран- участниц: Australia, United Kingdom, United States) главы США, Австралии и Великобритании объявили 15 сентября. В рамках нового объединения страны планируют углубить военное и военно-техническое сотрудничество, которое отвечает «интересам продвижения мира и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе». В частности, планируется оказать содействие Канберре в создании собственного атомного подводного флота. В ближайшие полтора года партнёры намерены провести оценку возможностей в этом направлении.

Также по теме

Подводная лодка класса Attack
«Эта ссора не останется незамеченной»: к чему может привести решение Австралии отказаться от французских субмарин

Франция отозвала своих послов в Вашингтоне и Канберре для консультаций на фоне образования нового стратегического партнёрства AUKUS, в…

По заверению британского премьер-министра Бориса Джонсона, нет никаких оснований опасаться нарушения Договора о нераспространении ядерного оружия.

После объявления о создании AUKUS Австралия сообщила о расторжении многомиллиардного контракта с Францией на поставку Канберре французских подводных лодок. Соглашение стоимостью €56 млрд предполагало производство 12 ударных субмарин класса Attack компанией Naval Group.

Стоит отметить, что объявление о создании AUKUS стало полной неожиданностью для Евросоюза. 16 сентября официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано признал, что Брюссель не был проинформирован о планах США, Великобритании и Австралии. В свою очередь, глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан указал на односторонность и непредсказуемость действий членов новоявленного партнёрства, недопустимого в отношении других западных союзников.

«Вопрос не только в разрыве контракта по вооружениям — действительно, это негативный момент для Франции, — но и в подрыве доверия между союзниками», — сказал Ле Дриан во время пресс-конференции на полях сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке.

Ещё более жёсткая реакция на формирование нового военного союза последовала со стороны Китая. Пекин расценил создание AUKUS как недружественный шаг в свою сторону. Как заявил официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь, договорённости между тремя странами, в том числе и по атомным подводным лодкам, «противоречат духу нераспространения ядерного оружия». В свою очередь, посол Китая в США Цинь Ган подчеркнул, что это сотрудничество «чрезвычайно безответственно» и ускорит гонку вооружений.

«Оно подрывает региональный мир и стабильность и пренебрегает международными усилиями по нераспространению», — приводит ТАСС слова главы дипмиссии.

Бывший заместитель Генсекретаря ООН по экономическим и социальным вопросам китайский дипломат Ша Цзукан и вовсе заявил, что Пекин должен отказаться от политики неприменения ядерного оружия первым и быть готовым нанести удар, чтобы дать отпор новым альянсам в Тихоокеанском регионе.

  • Учения США в Тихом океане
  • © U.S. Navy / Chief Mass Communication Specialist Shannon Renfroe, via AP

Незначительные союзники

Опрошенные RT эксперты отмечают, что резкая реакция европейских стран обусловлена осознанием того, что США рассматривают их лишь как стратегический актив, к которому Вашингтон относится достаточно цинично и меркантильно.

Так, ведущий эксперт Центра координации исследований РИСИ Сергей Ермаков обратил внимание на тот факт, что свою последнюю поездку по Европе президент США Джо Байден начал как раз с Лондона, где подписал новую версию Атлантической хартии, созданную по образцу соглашения 1941 года, в которой обозначены восемь ключевых областей сотрудничества двух государств.

«Это весьма символичный шаг, ведь данный документ по своему существу использует как прообраз первую редакцию хартии, когда Запад стоял на пороге серьёзного выбора парадигмы своего дальнейшего существования. Тогда то соглашение во многом предопределило исход Второй мировой войны и дальнейшее взаимодействие США и Британии с СССР. Сейчас, в мирной обстановке, заключение такого договора, казалось бы, излишне, но американские усилия развиваются в направлении создания более расширенного англосаксонского блока», — пояснил Ермаков.

Также по теме


«Раскол коллективного Запада»: как оборонный союз AUKUS может повлиять на отношения ЕС и англосаксонского содружества

Франция выступила против переговоров о свободной торговле ЕС с Австралией из-за скандала вокруг оборонного союза AUKUS, заключённого…

Помимо этого, полагает эксперт, заключением нового партнёрства США ещё раз показали, что считают себя вправе кооперироваться с теми союзниками, которые им ближе и выгоднее в конкретный момент.

«В целом Вашингтон сейчас пытается продемонстрировать, что если страны Европы не с ним, то они могут остаться одни в некой изоляции. Ведь, к сожалению, страны ЕС пока только на словах демонстрируют желание быть самодостаточными в вопросах обороны. Они говорят о стратегической автономии, а на деле прогибаются под американским давлением», — добавил аналитик.

Схожую точку зрения высказал и заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений ИАМП Дипломатической академии МИД РФ Вадим Козюлин. Эксперт отметил, что по своим задачам AUKUS напоминает разведывательный альянс США, Австралии, Канады, Новой Зеландии и Великобритании «Пять глаз» (FVEY) и необходим Вашингтону для противостояния Китаю.

«Соединённым Штатам сейчас важно участие Австралии, так как у неё долгое время были хорошие отношения с Пекином и она являлась важным торговым партнёром для КНР. Сегодня эти связи рвутся и в целом вектор развития событий понятен, но непонятно, зачем это нужно было делать скрытно. Это повод для возникновения сомнений у Европы в надёжности Североатлантического альянса как инструмента противодействия России», — сказал Козюлин в комментарии RT.

В свою очередь, Сергей Ермаков отметил, что США, полагая себя лидером НАТО, уверены, что остальные союзники должны безоговорочно принимать все их действия.

«В Вашингтоне считают, что союзникам следует выстроиться в шеренгу, следовать за ним или ждать, когда их позовут для решения практических задач. А в свободное время они должны проделать свою «домашнюю работу», которая предполагает повышение расходов на оборону и взносы в НАТО, увеличение интенсивности тренировок и развитие общей стратегии», — сказал эксперт.

Что касается предоставления Вашингтоном технологий для самостоятельного строительства Австралией атомных подлодок, Вадим Козюлин выразил мнение, что вопрос завязан на будущей согласованности действий партнёров и в дальнейшем вполне может предполагать ядерное оснащение субмарин.

«Хотя эти подводные лодки заявляются не носителями ядерного оружия, можно предположить, что такая техническая возможность будет предусмотрена. И в случае часа икс эти неядерные подводные лодки смогут стрелять самыми что ни на есть ядерными снарядами», — подытожил эксперт.

Сегодня, 4 апреля, исполняется 74 года со дня подписания в Вашингтоне Североатлантического договора, послужившего учредительным документом создания НАТО. Это международное соглашение было заключено между западноевропейскими и североамериканскими странами с целью объединить усилия для коллективной обороны. Первыми договор подписали 12 стран: Франция, Италия, Португалия, Исландия, Великобритания, Бельгия, Норвегия, Дания, Нидерланды, Люксембург, Канада и США. 

В настоящее время членами НАТО является 31 страна. Последним государством-членом, которое присоединилось к Альянсу, стала Финляндия – документ был подписан сегодня. В Кремле сообщили, что Россия ответит на вступление Финляндии в Альянс, приняв контрмеры в тактическом и стратегическом плане.

Подробнее об истории НАТО и невыполненных обещаниях Альянса не расширять свои силы на восток – в материале РЕН ТВ.

История создания НАТО

Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation) – военно-политический союз европейских государств, США и Канады. Главная цель Альянса заключается в обеспечении свободы и безопасности ее членов в соответствии с принципами устава ООН. Он был основан после Второй мировой войны как военно-политический блок, направленный против СССР. 

В марте 1947 года президент США Гарри Трумэн провозгласил доктрину сдерживания СССР. Через год, в марте 1948 года, в Брюсселе был заключен пакт между Великобританией, Францией, Люксембургом, Бельгией и Нидерландами, который лег в основу Альянса. А еще через год, 4 апреля 1949 года, в Вашингтоне 12 стран подписали Североатлантический договор. Среди них – Франция, Италия, Португалия, Исландия, Великобритания, Бельгия, Норвегия, Дания, Нидерланды, Люксембург, Канада и США. В 1954 году на вступление в НАТО подавал заявку и СССР, но ее отклонили. 

Фото: © Global Look Press/KEYSTONE Pictures

Заключив договор, государства-члены взяли на себя обязательство поддерживать и развивать свой оборонный потенциал, обеспечивая основу для коллективного военного планирования. Важнейшим пунктом документа является ст. 5, в которой говорится, что в случае «вооруженного нападения» на одного или нескольких его участников другие члены НАТО окажут немедленную помощь странам, подвергшимся нападению, любым путем, «включая применение вооруженной силы».

Этапы расширения НАТО до развала СССР 

За свою историю НАТО расширялось восемь раз. До распада Советского Союза были три волны расширения: к союзу 12 стран присоединились Греция, Турция, Германия и Испания. 

Фото: © Global Look Press/Keystone Press Agency/Pavlo Gonchar

Основатели НАТО

Страны подписали договор о вступлении в Североатлантический альянс 4 апреля 1949 года. Основатели союза:

  • Бельгия;
  • Великобритания;
  • Дания;
  • Исландия;
  • Италия;
  • Канада;
  • Люксембург;
  • Нидерланды;
  • Норвегия;
  • Португалия;
  • США;
  • Франция.

Первая волна расширения 

  • Греция – одна из старейших членов Североатлантического альянса. Присоединилась к блоку 18 февраля 1952 года, через три года после подписания договора. 14 августа 1974 года на фоне обострения кипрского кризиса премьер-министр Греции заявил о выходе страны из военной организации НАТО, мотивируя решение неспособностью блока помешать возникновению вооруженного конфликта между Грецией и Турцией. В 1980 году Греция вернулась к участию в военной организации Альянса.
  • Турция – одна из старейших членов Североатлантического альянса. Вступила в НАТО 18 февраля 1952 года. Принятие в Альянс «несевероатлантических» членов лежит в основе доктрины Трумэна – расширение военной и экономической помощи государствам, уязвимым для советской угрозы.

Вторая волна расширения 

  • Германия стала членом Североатлантического альянса 9 мая 1955 года. Получила право на формирование вооруженных сил, но не имела права иметь собственное оружие массового поражения.

Третья волна расширения

  • Испания была принята в Альянс 30 мая 1982 года. В 1996 году испанский парламент одобрил участие страны в общей командной структуре НАТО.

Этапы расширения НАТО после распада СССР 

После распада СССР Альянс стал создавать различные механизмы консультаций с бывшими странами Варшавского договора, начал проводить политику «открытых дверей». Путь к расширению Альянса открыла программа «Партнерство ради мира» (1994 год), активизировавшая сотрудничество со странами бывшего соцлагеря.

Фото: © Global Look Press/Keystone Press Agency

Четвертая волна расширения

12 марта 1999 года, за 12 дней до начала бомбардировок Югославии, в Альянс вступили Венгрия, Польша и Чехия – с этого началось расширение НАТО на восток. Президент России Борис Ельцин еще в феврале 1999 года в обращении к парламенту призывал противостоять концепции «натоцентризма», поскольку расширение Альянса «остается для России неприемлемым».

Пятая волна расширения

В 2004 году к НАТО присоединились Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония. Это расширение стало самым крупным в истории Альянса. Кроме того, НАТО вплотную приблизилась к границам России. Глава МИД РФ Сергей Лавров тогда подчеркивал, что «Россия по-прежнему считает расширение НАТО ошибочным шагом на пути укрепления европейской безопасности». 

Шестая волна расширения

В 2009 году к Североатлантическому альянсу присоединились Албания и Хорватия. Новое расширение произошло 1 апреля. В сентябре того же года президент России Дмитрий Медведев отмечал, что у Москвы «ровные, нормальные отношения с Североатлантическим альянсом», однако «НАТО – это все-таки военный блок, и его ракеты направлены в российскую сторону».

Седьмая волна расширения

В 2017 году в НАТО вступила Черногория. Страна была принята в Альянс спустя 11 лет и два дня после провозглашения независимости. Присоединение происходило на фоне утверждений о вмешательстве РФ в выборы в республике. Лавров указывал, что такое развитие событий было предрешено, поскольку НАТО «хочет вобрать все Балканы в свою структуру». 

Восьмая волна расширения

6 февраля 2019 года был подписан протокол о вступлении в НАТО Северной Македонии. Официально страна стала членом Альянса 27 марта 2020 года, в разгар пандемии коронавируса. МИД РФ тогда заявил, что «присоединение Скопье к Альянсу не несет никакой добавленной стоимости ни европейской, ни региональной, ни национальной безопасности» и, напротив, «будет только создавать новые разделительные линии».

На пороге девятой волны расширения 

В 2018 году для Боснии и Герцеговины запустили План действий по членству. После его реализации следует официальное приглашение в Альянс, однако вступление пока так и не произошло.

Кроме того, партнерами по ускоренному диалогу с НАТО являются Грузия и Украина. Однако еще весной 2022 года лидеры Альянса и украинское руководство признали, что вступление Украины в НАТО невозможно. 30 сентября 2022 года 30 украинский президент Владимир Зеленский заявил, что Украина в ускоренном порядке подает заявку на вступление в НАТО. Однако в январе 2023 года экс-председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер заявил, что Украина не может вступить в НАТО из-за несоответствия требованиям Альянса.

Финляндия и Швеция подали заявки на вступление в НАТО летом 2022 года. С того момента 28 из 30 стран – членов блока ратифицировали договоры о приеме североевропейских стран. Блокировали процесс Венгрия и Турция. Позднее Венгрия все же одобрила заявку Хельсинки. А 1 апреля текущего года заявку Финляндии ратифицировал президент Турции Реджеп Эрдоган. 

В Кремле сообщали, что Россия ответит на вступление Финляндии в Альянс, приняв контрмеры в тактическом и стратегическом плане. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков обращал внимание на то, что расширение НАТО является посягательством на безопасность и интересы России.

4 апреля 2023 года Финляндия все-таки официально вступила в НАТО – без Швеции.

Фото: © Global Look Press

Самые известные военные операции НАТО

И хотя международно-правовым основанием для операций по принуждению к миру является решение Совета Безопасности ООН, на практике подобные операции осуществлялись и без разрешения. 

Так, силы Альянса приняли участие в боевых действиях в 1994–1995 году в Боснии и Герцеговине, проведя ряд операций, в том числе организовав воздушное прикрытие сил ООН. Операция стала первой крупномасштабной военной акцией в истории НАТО. Официальным поводом начала военных действий было объявлено присутствие сербских войск на территории края Косова и Метохии.

В период с 24 марта по 10 июня 1999 года была проведена бомбардировка Югославии, которая в документах НАТО указана как «операция» «Союзная сила». Главной целью «Союзнической силы» руководство НАТО назвало «предотвращение геноцида албанского населения Косова». Американцы и их союзники атаковали как военные, так и гражданские объекты, вызвав масштабный гуманитарный кризис. По данным из открытых источников, в итоге погибли свыше 1,7 тысячи мирных жителей, в том числе почти 400 детей. 

С 1999 г. НАТО возглавляет Международные силы безопасности в Косове, с 2001 г. проводит в Средиземном море операцию «Активные усилия» (Active Endeavour). С 2003 года – руководит Международными силами безопасности в Афганистане (ИСАФ), с 2005 года – осуществляет миссию в Ираке по подготовке кадров для иракских силовых структур, с 2008 года – участвует в операциях у берегов Африканского Рога, с 2011 года в Ливии – «Объединенный защитник» (Unified Protector) по поддержке оппозиционных формирований.

Нарушение соглашения по нерасширению НАТО

Несмотря на изначальные цели, современная деятельность НАТО выходит за пределы трансатлантического региона. В начале 1990-х годов чиновники военного блока уверяли Россию в том, что Альянс не будет расширяться на восток, придерживаясь принципа «не обеспечивать безопасность одних стран в ущерб другим». В 2021 году Москва предложила зафиксировать это правило юридически, однако переговоры окончились безрезультатно.

По мнению бывшего аналитика ЦРУ Рэя Макговерна, Запад обманул Россию о нерасширении НАТО. Он подчеркнул, что решающим доказательством лжи является найденный в британских архивах протокол встречи политических директоров министерств иностранных дел США, Великобритании, Франции и Германии. Согласно документу, политдиректор МИД ФРГ Юрген Хробог заявил, что Альянс не будет расширяться за пределы реки Одер, в связи с чем Польше не могут предложить членство в НАТО.

Макговерн считает, что данный документ ставит точку в споре между Россией, которая отмечала, что Советскому Союзу на исходе холодной войны обещали нераспространение Альянса на восток, и США, где отрицают, что такое обещание когда-либо существовало. По его словам, США должны признать, что нарушили данное властям СССР обещание.

Отношения между Россией и НАТО

Фото: © Global Look Press/Keystone Press Agency

Отношения между Россией и НАТО были установлены в начале 90-х. В 1994 году прошли первые совместные учения («Помор» в Баренцевом море). В мае 1997 года Россия и НАТО заключили Основополагающий акт, в котором подтвердили, что «не рассматривают друг друга как противников» и создают «механизм для консультаций, координации и совместных действий», а в 2002 году была подписана Римская декларация, по которой в качестве основного органа, курирующего двусторонние отношения, действует Совет Россия – НАТО (СРН).

Россия и НАТО замораживали свои отношения в марте 1999 года (по решению России – после военной операции НАТО против Югославии, и в августе 2008 года – по инициативе блока).

Одним из главных камней преткновения в отношениях сторон сейчас считается невыполненные обещания НАТО по нерасширению на восток. Первый президент СССР Михаил Горбачев заявлял, что западные руководители давали обещания, что Альянс не будет расширяться на восток, а о включении в состав Альянса бывших республик СССР даже и речи не шло. Это обещание Запад нарушил практически сразу после объединения Германии. 

В настоящее время Россия продолжает отмечать, что Запад нарушил соглашения по нерасширению НАТО. В начале февраля 2022 года президент России Владимир Путин заявил, что Россию «кинули» и «просто обманули» в обещании не продвигаться на восток, ведь сейчас все видят, где находится НАТО – Польша, Румыния и страны Прибалтики.

В феврале 2022 года Россия начала спецоперацию по защите Донбасса на Украине. Путин заявлял, что причинами стали расширение НАТО и отказ Киева от выполнения Минских соглашений. Он также напомнил, что еще одна попытка со стороны России договориться о нерасширении НАТО в конце 2021 года «в очередной раз провалилась». 

При этом НАТО активно вмешивается в российскую спецоперацию. Альянс, в частности, организует поставки оружия Украине, растягивая конфликт.

В сентябре 2022 года НАТО официально признала, что планирование расширения присутствия у границ России началось несколько лет назад. 

Какие страны входят в состав НАТО

На сегодняшний день действующими членами НАТО является 31 страна: Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Северная Македония, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Эстония, Финляндия.

Штаб-квартира НАТО расположена в Брюсселе. Официальные языки: английский и французский.

Признание ошибки

11 марта 2022 глава дипломатической миссии Европейского союза Жозеп Боррель признал, что Запад совершил ошибки в отношениях с Россией. 

«Мы сделали ряд ошибок и потеряли возможность сближения России с Западом. Есть моменты, которые мы могли сделать лучше. Есть вещи, которые мы предлагали и потом не могли реализовать, как, например, обещание, что Украина и Грузия станут частью НАТО. Это ошибка: давать обещания, которые не можешь выполнить», – заявил Боррель. 

В сентябре 2022 года издании The National Interest вышел материал о том, страны Запада допустили ошибку, не приняв во внимание позицию России по расширению НАТО в восточном направлении.

В том же месяце американский экономист Джеффри Сакс раскритиковал США за игнорирование предостережения Путина.

Современная стратегия НАТО

Летом 2022 года лидеры НАТО утвердили новую Стратегическую концепцию Североатлантического союза, в которой установлены приоритеты, основные задачи и подходы НАТО на следующее десятилетие. Один из основных пунктов документа: определение самой значительной и прямой угрозы безопасности Альянса. Этой угрозой назвали Россию. Также угрозой ценностям и интересам Альянса в концепции обозначены и партнерские отношения между Россией и Китаем.

Кроме того, в концепции, в частности, возложили на Россию ответственность за конфликт на Украине, заявили о намерении продолжить укреплять отношения с Киевом и Тбилиси, назвали ядерные силы высшей гарантией безопасности НАТО, обозначили своей задачей усиление укрепления восточного фланга.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по применению пробиотики для собак
  • Ферум лек инъекции инструкция по применению цена
  • Пульт управления светодиодной люстры инструкция по применению
  • Tfa метеостанция инструкция на русском языке
  • Классное руководство тесты для родителей