Военно политическое руководство это

АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК №12 2021 Г

А. ЧЕРТОПОЛОХ, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, кандидат исторических наук, профессор, доцент кафедры военно-политической работы Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, капитан 1-го ранга в отставке,

К. НАСОНОВ, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры военно-политической работы, подполковник запаса,

Д. ИСАЕВ, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры военно-политической работы, подполковник

Система военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации на современном этапе

Понятие системы военно-политической работы, ее признаки, компоненты и предназначение

Военно-политическая работа (ВПР) является государственной формой политического руководства Вооруженными Силами и обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Ее целевая функция состоит в достижении высокого уровня морально-политического и психологического состояния войск (сил) в мирное и военное время. ВПР организуется в ходе всех видов деятельности войск (сил) с учетом их предназначения, особенностей комплектования, уровня подготовки, морально-политического и психологического состояния личного состава (МППС), а также социально-политической обстановки в районе дислокации (базирования) воинской части. Особенности организации ВПР при выполнении боевых и учебно-боевых задач определяются соответствующими боевыми уставами, наставлениями и руководствами.

Вместе с тем ВПР в ВС РФ представляет собой не только эффективный инструмент управления войсками (силами), но и целостную функциональную систему по формированию духовно-нравственного потенциала армии. Она имеет свою специфику и отличается разнообразием форм и методов работы с военнослужащими.

Для ВПР характерны все признаки сложной военно-социальной системы. Во-первых, она имеет иерархическую структуру, управляемую субъектами, которая придает ей организованный порядок и функциональность. Во-вторых, многоаспектные внутренние связи между компонентами придают ВПР характер социального механизма, способного оказывать духовно-нравственное и психологическое влияние на сознание и поведение военнослужащих. В-третьих, ВПР соединяет в себе идеальные (духовные ценности, идеалы, принципы) и материальные (аппарат, силы, средства, ресурсы, технологии) компоненты в единое целое. Таким образом, она приобретает интегративное качество, т. е. способность формировать убеждения военнослужащих, мотивировать их службу, влиять на МППС подразделений, частей и соединений. В-четвертых, основные компоненты системы ВПР (военная пропаганда и агитация, военно-политическая подготовка, культурно-досуговая работа и др.), с одной стороны, обладают относительной устойчивостью и самостоятельностью, а с другой — меняются в соответствии с динамикой решаемых войсками (силами) задач. Как адаптивная система ВПР способна развиваться, решать проблемы военной службы и формировать нужное МППС Вооруженных Сил государства.

Таким образом,система военно-политической работы— совокупность логически взаимосвязанных компонентов, предназначенных для воздействия на разум и поведение личного состава с целью формирования у него политического сознания, качеств воина-гражданина, поддержания и восстановления МППС подразделений и частей. Целостность и единство ВПР как системы проявляются в том, что все ее компоненты и связи закономерно обусловлены, а ее функционирование объективно необходимо Вооруженным Силам нашего государства для успешного выполнения миссии по обеспечению военной безопасности России.

Военно-социальные науки, положения руководящих документов и войсковая практика выделяют такие системные компоненты ВПР, как цели, задачи, функции, принципы, формы и методы. Они олицетворяют содержательно-теоретическую сторону системы ВПР в войсках (силах). Вместе с тем ее другая, организационно-практическая сторона, представлена субъектами и объектами, военно-политическим аппаратом, техническими средствами и организационными формами ВПР.

К целям ВПР относят:

1) обеспечение реализации и поддержки личным составом государственной политики в области обороны, решений Президента России — Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации;

2) создание условий для осознанного выполнения личным составом требований Военной присяги, законов, общевоинских уставов, приказов командиров и начальников;

3) формирование у военнослужащих патриотизма, высокого профессионализма, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам, боевой слаженности и сплоченности воинских коллективов.

Достижение целей ВПР осуществляется поэтапно и по направлениям, для которых руководящими документами определены конкретные задачи ВПР в войсках (силах):

1) поддержание высокого уровня МППС личного состава;

2) формирование у личного состава чувства патриотизма, военно-политического сознания и культуры, осознанного отношения к выполнению воинского долга, приказов командиров и начальников, трудовых (служебных) обязанностей, требований законодательных и иных правовых актов РФ;

3) повышение мотивации и профессионального мастерства военнослужащих, формирование у них стремления к добросовестной высокоэффективной служебной и боевой деятельности;

4) обеспечение правопорядка и воинской дисциплины в воинских частях, формирование у личного состава правовой культуры;

5) создание условий для удовлетворения военнослужащими, членами их семей и лицами гражданского персонала ВС культурных и духовных потребностей, реализации установленных законодательством РФ прав и социальных гарантий.

Субъекты и объекты — главные взаимодействующие структурные элементы системы ВПР. Субъекты воздействуют на объекты с целью формирования у них определенных качеств и состояний. Им принадлежит руководящая и организаторская роль. Поскольку ВПР в ВС РФ — социально-политический институт, то она имеет иерархическую группу субъектов: общественные институты и организации, органы государственной власти и управления, государственные учреждения, общественно-политические и религиозные объединения, а также видные общественные деятели, работники науки и культуры. Но субъектами, непосредственно отвечающими за руководство, организацию и эффективность системы ВПР, являются командиры (начальники), штабы и военно-политические органы.

Согласно требованиям руководящих документов, ВПР в ВС РФ осуществляют органы военного управления и должностные лица всех уровней управления. При этом командующие, командиры и начальники осуществляют руководство военно-политической работой при решении конкретных задач боевой, мобилизационной готовности и подготовки подчиненных воинских частей и подразделений, задач по поддержанию высокого уровня МППС, правопорядка и воинской дисциплины.

Кроме того, командующие и командиры (начальники) ставят задачи подчиненным должностным лицам, органам военного управления по организации и содержанию ВПР и лично участвуют в ее проведении, а также контролируют выполнение поставленных задач по ВПР и подводят итоги этой работы. В их обязанности входят доклады вышестоящему командованию о МППС подчиненного личного состава (его настроениях), состоянии правопорядка и воинской дисциплины в подчиненных воинских частях и подразделениях.

Штабы (органы военного управления) также наделены определенными полномочиями в области ВПР. Они обеспечивают согласованность планирования повседневной деятельности, оперативной и боевой подготовки (учебного процесса) и мероприятий ВПР, налаживают деятельность органов военного управления по поддержанию уставного порядка, комплектованию подразделений (экипажей, расчетов), дежурных смен и караулов с учетом результатов профессионального психологического отбора и рекомендаций военных психологов и других должностных лиц военно-политических органов. Кроме того, штабы на основе анализа МППС личного состава, состояния правопорядка и воинской дисциплины в воинских частях вносят предложения по их укреплению и участвуют в практических действиях, направленных на это.

Начальники родов войск, специальных войск и служб, в свою очередь, отвечают за МППС подчиненного личного состава, состояние правопорядка, воинской дисциплины, участвуют в организации и проведении мероприятий ВПР в подчиненных воинских частях и подразделениях. В их обязанности входит забота о качестве выполнения задач различных видов обеспечения, способствующих поддержанию высокого уровня МППС, правопорядка и воинской дисциплины.

Основным субъектом в системе ВПР в ВС РФ наряду с командирами (начальниками) являются военно-политические органы и должностные лица, призванные претворять в жизнь ее цели и задачи, инициировать и проводить мероприятия в рамках ВПР в подразделениях и частях. Они, как и другие органы военного управления, обладают разветвленной иерархической структурой. Центральная должностная фигура среди них — заместитель командира подразделения (части, соединения) по ВПР как непосредственный организатор и проводник всех форм и методов ВПР в войсках (силах).

Следует подчеркнуть, что целевая функция системы военно-политической работы всегда направлена на объекты системы ВПР, что предполагает их определение и характеристику. Войсковой опыт показывает, что наиболее целесообразно выделить пять групп объектов системы ВПР. Первая, наиболее массовая группа объектов — различные категории личного состава — офицеры, прапорщики (мичманы), сержанты (старшины) и рядовой состав, проходящий службу по призыву или по контракту, а также гражданский персонал. Всем им присущи определенные социально-политические и групповые морально-боевые, профессиональные и психологические особенности. Вторая группа объектов — воинские коллективы, которые могут быть дифференцированы по решаемым задачам, роду войск, численности, предназначению, воинским специальностям, уровням подготовки, опытности и т. д. К третьей группе объектов относятся решаемые боевые и специальные задачи, конкретные виды деятельности и формы применения войск
(сил), например боевое дежурство, несение караульной службы, тактические учения, боевая подготовка, контртеррористические и миротворческие операции и т. д. Четвертую группу объектов составляют семьи военнослужащих, гражданского персонала и население в местах постоянной дислокации подразделений и частей или в районах выполнения поставленных задач по предназначению. Данная категория граждан чрезвычайно чувствительна к динамике военно-политической обстановки и существенно влияет на морально-психологический климат в местах проживания или нахождения военнослужащих, проходящих службу по контракту. К пятой группе объектов специалисты относят войска и население противника в случае ведения боевых действий на его территории. Не только опыт давно минувших войн и военных конфликтов, но и свежий боевой опыт участия российской группировки войск в операциях в Сирийской Арабской Республике красноречиво убеждает в том, что ВПР в боевых условиях обязательно распространяется на эти социальные объекты и решает ряд специальных задач.

Системообразующим компонентом ВПР являются функции военно-политических органов в ВС РФ, сгруппированные по ее основным направлениям:

— в части организации военно-политической работы — организация ВПР в ходе повседневной деятельности войск (сил), а также оперативной и боевой подготовки войск (сил), боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней (дежурной, вахтенной) служб, выполнения войсками (силами) боевых (учебно-боевых) задач и др.;

— в части организации работы по поддержанию правопорядка, воинской дисциплины и профилактике правонарушений — организация работы по всестороннему анализу причин, условий и обстоятельств совершенных правонарушений, деятельность по разработке мер их профилактики, контроль и участие в их реализации, а также участие в реализации мер по сохранению жизни и здоровья военнослужащих, обеспечению соблюдения ими требований безопасности военной службы и др.;

— в части организации военно-политической пропаганды и агитации — организация и проведение военно-политической подготовки и военно-политического информирования личного состава, а также подготовка агитационно-пропагандистских материалов по разъяснению личному составу государственной внутренней и внешней политики, мероприятий строительства и подготовки ВС РФ, организации военно-политической работы и др.;

— в части организации военно-патриотической работы —участие в реализации государственных программ патриотического воспитания граждан России, в их подготовке к военной службе и военно-патриотической работе с населением; организационная и методическая помощь Всероссийскому детско-юношескому военно-патриотическому общественному движению «ЮНАРМИЯ» и другим общественным объединениям военно-патриотической направленности в их деятельности;

— в части организации военно-социальной работы — участие в пределах предоставленных полномочий в работе по реализации в органах военного управления и воинских частях прав и социальных гарантий военнослужащих, членов их семей и лиц гражданского персонала ВС РФ, участие в правовом обучении военнослужащих и лиц гражданского персонала, участие в работе по разрешению обращений (заявлений, жалоб), поступивших командованию воинских частей по вопросам реализации социальных гарантий и компенсаций, установленных военнослужащим, членам их семей и лицам гражданского персонала ВС РФ;

в части организации культурно-досуговой работы — организация работы учреждений культуры в войсках (силах), культурно-художественного обслуживания личного состава, проведение мероприятий по организации отдыха и досуга, а также самодеятельного художественного творчества военнослужащих, членов их семей и лиц гражданского персонала, организация кино- и видеообслуживания личного состава;

в части организации работы с верующими военнослужащими — координация взаимодействия органов военного управления с традиционными религиозными объединениями Российской Федерации по реализации прав военнослужащих на свободу совести и вероисповедания с учетом особенностей военной службы; организация работы с верующими военнослужащими в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки, выполнения боевых задач.

Проверка и оценка состояния ВПР в воинских частях организуются и проводятся комиссиями (должностными лицами) Министерства обороны, Главного военно-политического управления, главных командований видов Вооруженных Сил, управлений военных округов и Северного флота, командований родов войск, объединений и соединений. Они проходят во время плановых (в том числе контрольных, итоговых) и внезапных проверок, мероприятий по контролю и оказанию помощи в организации подготовки и повседневной деятельности войск (сил). Состояние ВПР в воинской части оценивается комплексно по следующим показателям: организация ВПР; ВПП; МППС личного состава; состояние правопорядка и воинской дисциплины.

Принципы, основные формы и методы военно-политической работы

ВПР строится на нескольких исходных постулатах, положениях, которые в сжатом виде отражают главные запросы к содержанию, организации, методике проведения мероприятий военно-политической работы и управлению ею как социальной системой. Такие специальные требования выражены в принципах ВПР — это установленные органами военного управления, а также выработанные войсковым опытом общие руководящие положения и правила, на основе которых ведется ВПР в подразделениях (частях и соединениях). Они предписывают определенный порядок действий и условия, которые необходимо соблюдать субъектам и объектам ВПР.

Принципы военно-политической работыделятся на общие и частные. Общие принципы относятся ко всей системе ВПР, проводимой в Вооруженных Силах России, а частные затрагивают в большей степени ее основные сферы.

Принцип научности ориентирует на необходимость строить военно-политическую работу на фундаменте положений, выводов и рекомендаций ряда общественно-гуманитарных и военно-политических наук и внедрение в ее практику современных научно-технических достижений.

Принцип единства теории и практики проявляется в надобности строгого соответствия содержания и организации ВПР тем концептуальным и доктринальным положениям, а также требованиям руководящих документов и научно обоснованным рекомендациям, которые вытекают из научно-теоретических основ ВПР. Кроме того, этот принцип предполагает единство слова и дела в деятельности командиров (начальников) и органов ВПР, научного осмысления, обобщения и распространения положительного опыта ее проведения.

Принцип политической целесообразности нацеливает субъекты ВПР на то, чтобы она была эффективным проводником военной политики государства в Вооруженных Силах, инструментом формирования у личного состава политического сознания и политических взглядов.

Принцип правомерности побуждает командиров и работников военно-политических органов при формировании духовно-нравственного потенциала Вооруженных Сил опираться на правопорядок и развивать правосознание у военнослужащих в свете требований федеральных законов, указов Президента России, постановлений Правительства РФ, приказов и директив Министра обороны, уставов, положений и наставлений по вопросам организации ВПР.

Принцип активности направлен на придание ВПР энергичного, наступательного и эффективного характера, стимулирование инициативного отношения военно-политических органов к делу формирования высоких морально-политических и боевых качеств у личного состава, а также на становление активной служебной позиции в деятельности заместителей командиров (начальников) по ВПР.

Принцип комплексности заставляет подходить к определению содержания, форм и методов проведения ВПР в войсках (силах) всесторонне, во взаимосвязи с текущей военно-политической обстановкой, решаемыми задачами, условиями жизнедеятельности, морально-психологическим климатом в воинских коллективах, возможностями сил и средств, национальными и религиозными особенностями военнослужащих.

Принцип массированного применения сил и средств указывает на необходимость интенсивного воздействия силами и средствами ВПР на сознание и поведение военнослужащих в мирное и военное время для усиления продуктивности военно-политической работы.

Среди частных принципов, характерных для управления, организации ВПР, методики обучения и воспитания военнослужащих, фундаментообразующую роль играют принципы оптимальности, оперативности, плановости, непрерывности, дифференцированного подхода, личного примера и др.

Так, принцип оптимальности состоит в том, чтобы правильно выбирать приоритеты ВПР, принимать взвешенные и продуманные решения, добиваться высоких ее результатов при минимальных затратах времени, ресурсов и средств. Для этого необходимо совершенствовать профессионально-должностную и методическую подготовку военно-политических работников и актива подразделений (частей), обеспечивать необходимые условия для проведения с личным составом качественных военно-политических мероприятий.

Принцип оперативности выражает общий императив органов военного управления решать задачи быстро и эффективно в соответствии с нормативами боевой готовности. Другими словами, военно-политические органы и заместители командиров (начальников) по ВПР должны тесно взаимодействовать в режиме реального времени с командирами и штабами, обеспечивая тем самым военно-политическое сопровождение решаемых войсками (силами) тактических или оперативных задач.

Принцип плановости обязывает субъекты ВПР проводить ее в строгом соответствии с руководящими документами и принятыми решениями, заранее определяя цели и задачи, сроки, силы, средства и ресурсы, необходимые для подготовки и проведения военно-политических мероприятий с личным составом, а также круг лиц, ответственных за выполнение поставленных задач, и их полномочия.

Принцип непрерывности требует от организаторов ВПР проводить ее постоянно со всеми категориями личного состава, по всем видам повседневной и боевой деятельности войск (сил) и поставленным задачам, и тем более интенсивно, чем более сложная и напряженная складывается обстановка.

Принцип дифференцированного подхода проявляется в требовании учитывать в проведении ВПР специфику видов Вооруженных Сил и родов войск, особенности решаемых задач, личностные, профессиональные и этнические различия военнослужащих, их служебный статус, опыт службы, участие в боевых действиях и т. д.

Принцип интерактивности нацеливает субъекты и объекты ВПР в войсках (силах) на активное взаимодействие, на совместный поиск эффективных путей решения актуальных армейских проблем. Например, решение задач укрепления воинской дисциплины и правопорядка должно опираться на широкую инициативу снизу, чтобы формировался здоровый морально-психологический климат в воинских коллективах.

Принцип личного примера особенно важен в деятельности заместителей командиров подразделений, частей и соединений по ВПР, ибо авторитет их должности и личности должны совпадать, чтобы стать залогом эффективной организации ВПР среди военнослужащих.

Даже краткое рассмотрение некоторых общих и частных принципов военно-политической работы показывает их важное практическое значение, выраженную регулятивную роль в функционировании всей системы ВПР в Вооруженных Силах России. Очевидно, что принципы регулируют деятельность, то есть реализацию функций военно-политических органов, которая, в свою очередь, имеет широкий спектр организационных форм. Из этого следует, что одним из системообразующих компонентов являются разнообразные формы ВПР в войсках (силах). Их целесообразно группировать по основным направлениям ВПР (таблица 1).

 В качестве ключевой формы ВПР в войсках выступает военно-политическая подготовка (ВПП) личного состава. Это один из основных предметов подготовки личного состава и важнейшая форма военно-политического, государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового и эстетического воспитания.

Организационные формы ВПР, во-первых, упорядочивают взаимоотношения субъектов и объектов в процессе ее проведения с различными категориями военнослужащих и в различных условиях. Во-вторых, они устанавливают организационные рамки (права, время, условия) полномочий военно-политических органов и обязанностей групповых объектов их влияния. В-третьих, формы предусматривают не только определенный порядок действий, но и алгоритм применения методов, то есть методику проведения тех или иных мероприятий военно-политической работы. В-четвертых, четко определенные руководящими документами организационные формы позволяют проверять и оценивать ее состояние с точки зрения эффективности на основе стандартных требований и процедур.

Организационные формы систематизируют ВПР, придают ей регулярность и устойчивость. Кроме того, они позволяют объединить цели, задачи и функции подсистем ВПР в единую целевую функцию, что значительно повышает ее эффективность.

Особое место в системе занимают методы ВПР, на основе которых формируется методология и методики различных мероприятий, составляющих ее научно-теоретический и прикладной базис. Под методом обычно понимают совокупность правил, приемов, способов и процедур познавательно-теоретической и практической деятельности, позволяющих достигать целей деятельности или решать ее частные задачи. В практике ВПР в войсках (силах) сложился достаточно большой круг эффективных методов, заточенных на решение конкретных задач или актуальных вопросов ее руководства, организации и проведения. Перечислим некоторые из них.

Приказание— уставной метод отдачи распоряжения должностным лицом, являющимся по статусу начальником или старшим, в требовательной форме с указанием результатов и сроков его исполнения.

Пропаганда — способ распространения важной социальной и военно-политической информации, обращенной к познавательной сфере личности военнослужащего с ярко выраженной функцией убеждения, отражающей интересы и потребности государства, его военной политики, тех или иных субъектов военно-политической работы.

Агитация — способ целенаправленного образного воздействия на эмоционально-волевую сферу личности (чувства, настроения, сознание, волю) с целью вызвать стремления и побуждения к определенным действиям или необходимому поведению.

Убеждение — способ воздействия на сознание, основанный на образно-чувственном изложении и доказательном обосновании суждений и умозаключений с целью выработки у военнослужащих согласия или доверия к сообщаемым сведениям и готовности действовать в соответствии с ними.

Внушение — способ воздействия на психику военнослужащего с помощью эмоционально-волевой передачи сообщений или указаний в повелительной форме, в которых что-то утверждается или отрицается. При этом информация воспринимается адресатом некритически, то есть принимается на веру. Внушение направлено на формирование положительных установок, действующих на поведение военнослужащих на подсознательном уровне психики.

Дискуссия — форма публичного спора в целях выяснения разных точек зрения, а также нахождения правильного решения спорного вопроса.

Критика— способ психолого-педагогического воздействия на военнослужащих с помощью отрицательных оценочных суждений или разбора их поведения в целях указания на недостатки и необходимость исправления.

Инструктаж — устная форма наставления с четкими правилами деятельности или предостережениями, а также указанием на особенности поведения в той или иной обстановке или ситуации.

Демонстрация — способ наглядного, визуального, пространственного или предметного представления каких-либо объектов, сообщений и персонажей, рассчитанного на формирование их целостного образа с целью познания, доказательства, убеждения.

Тренировка — многократное методическое повторение определенных действий или алгоритма решения каких-либо задач, например командно-штабное учение, направленное на выработку навыков, умений или других качеств у должностных лиц военно-политических органов и военнослужащих.

Прогноз — предсказание перспектив развития объектов, процессов, явлений в практике военно-политической работы на основе выявления их характеристик, динамики или тенденций.

Диагностика — выявление и описание качественного состояния объектов, процессов и явлений в сфере ВПР для их оценки или идентификации.

К эффективным методам влияния на подчиненных можно отнести также личный пример командира или военно-политического работника.

Система ВПР в Вооруженных Силах имеет многокомпонентную организационную структуру, все элементы которой тесно взаимосвязаны между собой и предназначены для выполнения определенных функций, предписанных руководящими документами. Таким образом, эффективность ВПР обеспечивается скоординированными действиями должностных лиц органов военного управления и воинских частей по проведению ВПР, обучению и воспитанию личного состава с учетом его уровня образования, психологических, национальных особенностей и отношения к религии; четкой организацией боевой подготовки и повседневной деятельности, службы войск и безопасности военной службы, соблюдением служебной субординации, правил ношения военной формы одежды, воинских ритуалов; непрерывностью и комплексным подходом к ВПР с различными категориями личного состава, сочетанием мер коллективного и индивидуального воздействия; наличием профессионально подготовленных кадров военно-политических органов и надлежащим материально-техническим обеспечением ВПР.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что системный характер ВПР в Вооруженных Силах России придает ей интегральные свойства, а ее целевая функция позволяет добиться морально-политического и психологического превосходства над армиями потенциальных агрессоров. За счет этого государство приобретает дополнительные возможности для достижения военно-политических целей и обеспечения военной безопасности России.

Методические рекомендации

В начале занятия необходимо подчеркнуть, что в последние годы роль и значение военно-политической работы как государственной формы политического руководства Вооруженными Силами и обеспечения военной безопасности Российской Федерации возросли. Такая тенденция во многом обусловлена осложнившейся военно-политической обстановкой вокруг Российской Федерации и обширным спектром угроз для нее, в том числе в духовно-нравственной области.

В первом учебном вопросе нужно дать определение понятию «военно-политическая работа», пояснить, какие аргументы дают основания говорить именно о системе ВПР в войсках (силах) и перечислить субъекты, непосредственно отвечающие за руководство, организацию и эффективность системы ВПР.

На примере конкретного подразделения (воинской части, соединения), где проходит занятие, полезно разобрать должностные обязанности специалистов, причастных к организации и осуществлению ВПР.

Во втором вопросе важно озвучить общие и частные принципы ВПР, а также изучить основные ее формы и методы. Эту часть занятия целесообразно построить в форме диалога со слушателями, то есть, например, можно попросить их ответить на вопрос, какие формы и методы они считают наиболее эффективными и почему.

В заключение надо озвучить список литературы и руководящих документов по теме, ответить на вопросы аудитории.

Основные направления и формы военно-политической работы в войсках

Военно-политическая пропаганда и агитация:

— военно-политическая подготовка;

— военно-политическое информирование;

— единые дни информирования;

— подготовка и распространение агитационно-пропагандистских материалов;

— работа стенной печати и др.

Работа по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины:

— подведение итогов воинской дисциплины;

— инструкторские занятия,

— профилактика правонарушений;

— медицинские осмотры;

— дисциплинарная практика;

— обмен положительным опытом.

Военно-социальная работа:

— социальная защита военнослужащих и членов их семей;

— правовое обучение;

— разрешение жалоб и заявлений;

— работа с семьями военнослужащих и др.

Культурно-досуговая работа:

— кино- и видеообслуживание;

— правовое обучение;

— художественная самодеятельность;

— спортивные состязания;

— культурно-шефская работа и др.

Работа с верующими:

— богослужения (литургии);

— беседы на религиозные темы;

— проповеди, исповеди;

— освящение боевой техники и помещений;

— работа походных храмов и др.

Военно-патриотическая работа:

— встречи личного состава с ветеранами войн и военных конфликтов;

— лекции, доклады, диспуты на военно-патриотическую тематику;

— мероприятия с юнармейцами;

— экскурсии в музеи боевой славы, посещение мест боев и захоронений защитников Отечества и др.

ЛИТЕРАТУРА:

Основы военно-политической работы: Учебник. — М.: ВУ, 2020. — 551 с.

Военно-политическая пропаганда и агитация в части (соединении) / Уч. пос. под ред. С.А. Сакуна. — М.: ВУ, 2019.

Организационно-методические указания по военно-политической работе на текущий учебный год. — М.: ГВПУ.

Подвигу жить в веках: политическая работа в годы Великой Отечественной войны (к 75-летию Великой Победы): сборник материалов Всероссийской военно-патриотической конференции / Под общей ред. С.А. Сакуна. — М.: ВУ, 2020. — 276 с.

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2019 г. № 404 «Об организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».

С 1 января 2023 года вступит в силу указ президента России Владимира Путина об увеличении штатной численности Вооруженных сил (ВС) до 2,04 миллиона. В их состав входят три вида ВС, два отдельных рода войск и специальные войска. Российская армия оснащена современным оружием и техникой. Также Россия обладает крупнейшим арсеналом ядерного оружия. По словам Министра обороны России Сергея Шойгу, в 2023 году соединения и воинские части постоянной готовности обеспечат вооружением и техникой на 97 процентов. Кто управляет Вооруженными силами и как руководят обороной страны, разбиралась «Лента.ру».

Кто является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил России

Высшим руководителем Вооруженных сил России является президент страны — Владимир Путин. В мирное время главнокомандующий осуществляет общее политическое руководство Вооруженными силами, а в военное — непосредственно руководит ВС и обороной государства. Президент может вводить военное положение в стране в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе

Правовой режим военного положения определяет Федеральный конституционный закон «О военном положении».

Верховный главнокомандующий утверждает военную доктрину России, определяет основные направления военной политики страны, назначает и освобождает от обязанностей высшее командование Вооруженных сил. Помимо этого, президент утверждает концепцию, планы строительства и развития ВС России. В августе 2022 года Владимир Путин подписал указ об увеличении штатной численности ВС, а сценарии, в которых Россия может осуществлять ядерное сдерживание, описаны в указе «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания».

Президент России Владимир Путин, министр обороны Сергей Шойгу и начальник генштаба Валерий Герасимов

Президент России Владимир Путин, министр обороны Сергей Шойгу и начальник генштаба Валерий Герасимов

Фото: Михаил Климентьев / РИА Новости

Также президент формирует и возглавляет Совет безопасности (Совбез) России, который осуществляет подготовку его решений по вопросам обеспечения защищенности общества и государства от внутренних и внешних угроз. К задачам Совбеза относится и формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией. Совет безопасности обеспечивает условия для реализации конституционных полномочий президента по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета, независимости и целостности России.

Задачи Министерства обороны России

Министерство обороны (Минобороны) России является органом управления ВС страны. Оборонное ведомство вырабатывает и проводит государственную политику в области обороны, а также обеспечивает нормативно-правовое регулирование в области обороны. Ведомство осуществляет строительство, поддержание в необходимой готовности и организацию применения Вооруженных сил.

Возглавляющего оборонное ведомство министра назначает президент России, которому непосредственно подчиняется министр обороны. При этом в вопросах, которые относятся к ведению правительства, министр обороны подчиняется председателю правительства Российской Федерации. Главой Минобороны России является генерал армии Сергей Шойгу. Министр несет ответственность за решение задач, возложенных на оборонное ведомство и ВС России.

Заседание коллегии Минобороны России в Национальном центре управления обороной Российской Федерации

Заседание коллегии Минобороны России в Национальном центре управления обороной Российской Федерации

Фото: Алексей Ерешко / ТАСС

В полномочия министра обороны России входят различные задачи, включая принятие решений о формировании и расформировании частей и подразделений до полка включительно. Также он представляет в правительство государственную программу вооружения и осуществляет управление стратегическим развертыванием ВС и их применением на основании решения президента.

В состав Минобороны России входят главные командования Сухопутных войск, Воздушно-космических сил и Военно-морского флота, а также командования Ракетных войск стратегического назначения и Воздушно-десантных войск.

Какие задачи выполняет Генеральный штаб ВС России

Центральным органом военного управления Министерства обороны и основным органом оперативного управления Вооруженными силами является Генеральный штаб, который возглавляет генерал армии Валерий Герасимов. Эта структура управляет ВС, организует планирование обороны страны, мобилизационную подготовку и мобилизацию. Руководство деятельностью генштаба осуществляет министр обороны. В составе Генштаба находится:

— Главное оперативное управление;

— Главное управление;

— Главное организационно-мобилизационное управление;

— Главное управление связи;

— Национальный центр управления обороной Российской Федерации;

— Управление начальника войск радиоэлектронной борьбы;

— Военно-топографическое управление;

— Восьмое управление (возглавляет Службу защиты государственной тайны ВС России);

— Управление оперативной подготовки;

— Архивная служба.

Планированием военных операций разного уровня занимается Главное оперативное управление (ГОУ) Генштаба. Также ГОУ осуществляет оперативное управление войсками в мирное и военное время, принимает участие в определении источников внешних угроз безопасности страны и организации разработки Плана обороны Российской Федерации.

Фото: Минобороны России

В свою очередь Главное управление (ГУ) Генштаба является органом внешней разведки Минобороны и центральным органом разведки Вооруженных сил. ГУ обеспечивает президента, Федеральное собрание, правительство, министра обороны и начальника генштаба информацией, необходимой для принятия решений в различных областях.

Национальный центр управления обороной Российской Федерации

Также в подчинении Генштаба находится Национальный центр управления обороной Российской Федерации (НЦУ), созданный для обеспечения централизованного боевого управления Вооруженными силами. Помимо этого, НЦУ обеспечивает управление повседневной деятельностью Военно-воздушных сил и Военно-морского флота, а также сбор, обобщение и анализ информации по военно-политической обстановке в России и мире.

В основные задачи НЦУ входит поддержание системы централизованного боевого управления Вооруженных сил в готовности к боевому применению, контроль состояния ВС и выполнения основных задач боевого дежурства. НЦУ обеспечивает управление, координацию и контроль выполнения задач силами ВМФ, а также полетов и перелетов авиации Вооруженных сил.

НЦУ опирается на вычислительные мощности суперкомпьютера, производительность которого оценивается в 16 петафлопс. Он может хранить данные объемом 236 петабайт. По словам министра обороны Сергея Шойгу, суперкомпьютер НЦУ способен прогнозировать развитие конфликтов, основываясь на историческом опыте.

В Минобороны РФ создана принципиально новая структура — Военно-политическое управление Вооруженных сил России. Его возглавил бывший командующий войсками в Сирии и экс-командующий Западным военным округом генерал Андрей Картаполов. Соответствующие указы подписал президент Владимир Путин.

Новое управление, как объявлено, будет заниматься вопросами военной политики, идеологии и патриотического воспитания солдат и офицеров. Что фактически означает возрождение института, который был с грохотом упразднен в нашей стране после прихода к власти «демократов» во главе с Ельциным в начале 90-х. Тогда этот шаг объяснили стремлением сделать так, чтобы армия оказалась вне политики. В Вооруженных силах все, где хотя бы упоминалось слово «политика», искореняли прямо-таки с кровью. Как теперь выясняется — ненадолго.

Но почему же назрела необходимость вернуться к тому, что когда-то сами же и развалили?

Как считает председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев, созданная в Минобороны структура поможет дать отпор попыткам Запада дискредитировать Россию и ее армию, станет важным звеном обеспечения национальной безопасности страны.

По его словам, сейчас уровень патриотизма среди военных очень высок, хотя с момента распада СССР в армии не было структуры, которая вплотную бы занималась патриотической работой среди военнослужащих. Но жизнь и геополитика, как отметил Бондарев, «бросает России новые вызовы, к которым она должна быть готова, и уже сегодня необходимо формировать системный подход к вопросам нравственности, идеологии, а также к патриотическому воспитанию». Поэтому решение о создании Военно-политического управления сенатор считает правильным и своевременным.

Генерал-полковник Леонид Ивашов, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны, назвал решение о возрождении политуправления в Вооруженных силах осознанной необходимостью. Правда, функции новой структуры, как он считает, будут серьезно отличаться от тех, которые были предписаны Главному политуправлению (ГлавПУРу) времен СССР. Поскольку теперь стоит задача готовить военнослужащих к гибридным войнам.

То есть, комиссары в армии все-таки нужны. Правда, почти три десятка лет потребовалось на то, чтобы стало понятно: солдат вообще без идеологии — не воин.

— Одним из первых действий новых властей, пришедших к власти в 1991 году под руководством Ельцина, был разгон Главного военно-политического управления Советской армии и Военно-Морского флота, — вспоминает капитан 1 ранга в отставке, военный обозреватель «СП» Сергей Ищенко. — Тогда это делалось «под флагом» тотальной деидеологизации армии. Нужно было, говорили нам, искоренить не только коммунистическую, но и любую идеологию в войсках. Армия должна была стать деполитизированой, утверждали тогда пришедшие к власти.

Это был фетиш. Убрали из армии всех замполитов, заменив их помощниками командиров по работе с личным составом, с невнятными функциями и полномочиями. Почти сразу выяснилось, что в головах военных возник опасный вакуум.

Можно относиться к этому скептически, можно — как угодно. Но если раньше на солдата или матроса происходило все-таки какое-то постоянное идеологическое воздействие, в том числе — и методом политических занятий, а на офицерский состав — в ходе марксистско-ленинской подготовки, то это было в одночасье разрушено. Взамен придумали некую гуманитарную подготовку. Что это — не знали и сами инициаторы.

Тогда идеологи реформы во главе с генералом Волкогоновым нам стали говорить, что на место замполитов пришлют священослужителей и в войсках наступит счастье. Попытка такая была сделана, но ни к чему внятному тоже не привела. Потому что в многоконфессиональной стране армия тоже многоконфессиональная. А в нашем случае — во многом еще и атеистически настроенная.

На месте бывших ленинских комнат трудно сделать одновременно и мечеть, и православную церковь, и буддийский храм. Это просто невозможно. Поэтому толком ничего в этом смысле не получалось. И не получается.

Отсюда проблемы с воспитанием личного состава, В том числе все-таки, как ни говори, — с идеологическим воспитанием. Потому что любовь к Родине — тоже идеология.

«СП»: — В этом смысле поколение, выросшее в 90-е годы, фактически потерянное.

— Я такой статистикой не владею. Но и тех, кто сегодня приходит в армию, тоже приходится образовывать. И рассказывать, что они обязаны здесь, на службе, случись чего, даже умереть. Пояснять, за что тогда умирать. Не за деньги же?

Поэтому в конце концов вернулись туда, откуда в 1991 году пытались бежать. Начали фактически возрождаться новые «ГлавПУРы». Правда, те, кто эти организационно-штатные мероприятия проводил, как огня боялись слова «политика» в названиях. Вот что угодно было — Главное управление воспитательной работы, Главное управление по работе с личным составом. Но только чтобы не политика.

И вот сейчас, по сути дела, произошло что? Стало понятно, что четверть века борьбы, так сказать, с политикой в войсках ни к чему не приводили. Поэтому возрождено именно Военно-политическое управление Российской армии.

«СП»: — А то, что генерал Картаполов, его возглавивший, не политработник — это имеет какое-то значение?

— Картаполов — боевой генерал, командовал Западным военным округом и нашей группировкой в Сирии. Но практика ставить во главе воспитательных структур командиров, кстати говоря, была и раньше. И Главное управление по работе с личным составом, и Главное управление воспитательной работы возглавляли именно командиры. Потому что замполитов или офицеров-воспитателей у нас уже давно толком не готовят.

В то время, когда я служил в ГУВР, этим управлением руководил генерал Богданов, бывший командарм. Но, как бывший командарм, он был совершенно далек от воспитательной работы, совершенно не понимал, зачем сюда пришел? И занимался своими служебными обязанностями постольку-поскольку. Это было далеко от его служебного опыта, от накопленных умений.

Я думаю, что скоро придется возрождать и сеть специализированных военных училищ. Или факультеты при командных училищах, которые бы готовили кадры офицеров-воспитателей. То есть, надо начинать с кадров.

По мнению доктора политических наук, профессора МГУ Андрея Манойло, в современном мире с его информационными войнами перо приравнено к пулемету. И идеология является таким же оружием, как автоматы, самолеты, танки, ракеты:

— Понимаете, поскольку даже самой продвинутой техникой управляют люди, то даже оснащенная великолепно технически и материально армия может рассыпаться в одну секунду, если у солдат и офицеров нет идейного стержня. И современные войны это показывают.

Таким примером является очень хорошая, состоявшая из наемников, армия, которая была у Каддафи. Когда Запад развязал войну против Ливии, наемники решили, что умирать за интересы ливийского народа им совершенно неинтересно. И просто отошли в сторону. В частности, на комплексах ПВО у Каддафи сидели пакистанцы. Они вообще не сделали ни одного залпа по натовским самолетам.

«СП»: — То есть, появление новой структуры в Минобороны абсолютно оправдано?

— Раз она появилось, значит, необходимость есть. Вопрос, какая именно необходимость? Когда в свое время комиссары появились в Красной армии, совершенно было понятно, почему они нужны. Потому что командовали подразделениями очень часто не коммунисты, а военспецы из бывших офицеров царской армии. Им новая власть не доверяла. К этим людям обязательно надо было приставить кого-то проверенного, кто бы за командиром следил и идеологически направлял. Поэтому появился этот институт.

Сейчас идеология рассматривается как элемент консолидации и сплочения. Нужна сплоченная, консолидированная армия. Для сплочения требуются общие ценности, идеалы. И своя идеология, которая бы армию сплачивала.

Читайте также

Армения бросила военный вызов Москве

Армения бросила военный вызов Москве

На фоне уголовного преследования главы ОДКБ Хачатурова дрейф Еревана в сторону НАТО все заметнее

Вот у Красной армии были совершенно понятные ценности, совершенно понятная идеология. У Советской армии такие ценности, такая идеология тоже были. А у Российской армии в девяностые — на пике ее развала — ценностей не было. Там были только задачи выживания.

Сейчас, видимо, снова есть необходимость в сплоченной армии. И есть понимание, что идеология является одним из мощнейших инструментов, позволяющих армию сплотить и настроить против врагов, которые у нас вокруг в большом количестве.

Поэтому и вводятся как раз специалисты по идеологической работе с личным составом.

«СП»: — Кто будет формулировать политику и идеологию ВПУ?

— Я бы поставил вопрос иначе: где та идеология, которую будут использовать в армии? Идеология всегда является отражением национальной идеи. Для государства совокупность идеалов и ценностей представляет собой национальную идею. У нас национальная идея не сформулирована. Часто говорят о патриотизме, как о такой идее. Но патриотизм не может быть национальной идеей.

Очень долгое время была формула, что армия вне политики.

«СП»: — Насколько я знаю, в законе «О статусе военнослужащего» до сих пор военным не разрешено участвовать в работе объединений, имеющих политические цели…

— Да. Но когда речь идет об идеологии, это означает, что армия будет обязательно политизироваться в ту или иную сторону. Обязательно, как была политизирована и Красная армия. Вероятно, поменяются способы продвижения и внедрения этих идей. Для чего, собственно, новая структура и создается.

«Об утверждении Положения о Главном военно-политическом управлении Вооруженных Сил Российской Федерации»

1. Утвердить Положение о Главном военно-политическом управлении Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение к настоящему приказу).

2. Признать утратившими силу:

  • приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 октября 2018 г. № 585 «Об утверждении Положения о Главном военно-политическом управлении Вооруженных Сил Российской Федерации»;

  • приказ Министра обороны Российской Федерации от 4 января 2021 г. № 6 «О внесении изменения в пункт 8 Положения о Главном военно-политическом управлении Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 октября 2018 г. № 585»;

  • подпункт 2 пункта 3 Перечня изменений, внесенных в приказы Министра обороны Российской Федерации (приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации от 27 июля 2020 г. № 342 «О внесении изменений в приказы Министра обороны Российской Федерации»).

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

генерал армии

С.Шойгу

Приложение

к приказу Министра обороны Российской Федерации

от «22» февраля 2022 г. № 110

Положение о Главном военно-политическом управлении Вооруженных Сил Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано на основании Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082.

2. Главное военно-политическое управление Вооруженных Сил Российской Федерации*
предназначено для организации в Вооруженных Силах военно-политической работы, а также руководства в пределах предоставленных полномочий военно-политическими органами.

3. Главное военно-политическое управление является центральным органом военного управления.

4. Главное военно-политическое управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, изданными в пределах их компетенции, правовыми актами Министерства обороны, а также настоящим Положением.

5. В процессе своей деятельности Главное военно-политическое управление взаимодействует с заместителями Министра обороны Российской Федерации, центральными и иными органами военного управления, в установленном порядке — с Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями (в том числе с религиозными организациями традиционных конфессий).

6. Организационная структура Главного военно-политического управления определяется штатом, утверждаемым в установленном порядке.

II. Основные задачи Главного военно-политического управления

7. Основными задачами Главного военно-политического управления являются:

1) организация деятельности военно-политических органов и совершенствование системы военно-политической работы Вооруженных Сил;

2) организация комплектования военно-политических органов и подготовки специалистов военно-политической работы;

3) организация работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах;

4) организация военно-политической пропаганды и агитации в Вооруженных Силах;

5) организация военно-патриотической работы;

6) организация военно-социальной работы в Вооруженных Силах;

7) организация культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах;

8) организация духовно-просветительской работы и работы с верующими военнослужащими в Вооруженных Силах;

9) организационно-техническое обеспечение деятельности Общественного совета;

10) организация работы с ветеранами Вооруженных Сил, общественными объединениями ветеранов Вооруженных Сил;

11) организация обеспечения Вооруженных Сил техническими средствами, полиграфическим оборудованием, культурно-досуговым имуществом по номенклатуре Главного военно-политического управления;

12) организация геральдического обеспечения Вооруженных Сил.

III. Функции Главного военно-политического управления

8. Главное военно-политическое управление осуществляет следующие функции:

1) в части организации деятельности военно-политических органов и совершенствования системы военно-политической работы Вооруженных Сил:

изучение опыта военно-политической работы, его анализ и определение направлений совершенствования военно-политической работы в Вооруженных Силах;

разработка проектов правовых актов по вопросам организации военно-политической работы в Вооруженных Силах;

подготовка предложений в проекты концепции и плана строительства и развития Вооруженных Сил, плана применения Вооруженных Сил, плана оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа, а также государственных программ Российской Федерации, реализуемых Министерством обороны;

подготовка предложений в проект плана деятельности Министерства обороны в части, касающейся компетенции Главного военно-политического управления;

разработка и организация выполнения плана деятельности Главного военно-политического управления;

планирование военно-политической работы в Вооруженных Силах и контроль за ее проведением в войсках (силах) в мирное и военное время;

разработка плана совершенствования системы военно-политической работы Вооруженных Сил, организация и контроль его выполнения;

подготовка предложений по совершенствованию организационно-штатной структуры военно-политических органов;

координация деятельности органов военного управления и организаций Вооруженных Сил по вопросам совершенствования системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил;

участие в разработке и выполнении мобилизационного плана Вооруженных Сил в части, касающейся плана обеспечения мобилизационного развертывания Вооруженных Сил техническими средствами по номенклатуре Главного военно-политического управления;

организация мероприятий по обеспечению боевой и мобилизационной готовности Главного военно-политического управления;

методическое обеспечение военно-политической работы в Вооруженных Силах;

организация проведения сборов (оперативно-специальных, методических) руководящего состава военно-политических органов и специалистов военно-политической работы;

организационно-методическое руководство научной работой в части, касающейся организации военно-политической работы в Вооруженных Силах;

проведение совместно с Департаментом психологической работы Министерства обороны анализа морально-политического и психологического состояния личного состава, выработка предложений и участие в реализации мер по его поддержанию на уровне, обеспечивающем выполнение задач по предназначению;

организация взаимодействия с военно-политическими органами (воспитательной работы, по работе с личным составом) других войск, воинских формирований и органов по вопросам военно-политической работы;

участие в планировании и проведении мероприятий по вопросам международного военного сотрудничества в части, касающейся компетенции Главного военно-политического управления;

осуществление в установленном порядке мероприятий по защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также по защите информации в части, касающейся решения задач, возложенных на Главное военно-политическое управление;

организация и осуществление работы по определению потребности в бюджетных ассигнованиях, подготовке расчетов и обоснований по закрепленным направлениям деятельности, а также своевременному их представлению в органы военного управления, осуществляющие планирование бюджетных ассигнований для включения в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период);

подготовка и представление в установленном порядке предложений по распределению (перераспределению) лимитов бюджетных обязательств и объемов бюджетных ассигнований по закрепленным направлениям деятельности;

осуществление мероприятий по целевому расходованию бюджетных ассигнований, выделенных Главному военно-политическому управлению по статьям расходов сводной бюджетной сметы Министерства обороны;

2) в части организации комплектования военно-политических органов и подготовки специалистов военно-политической работы:

организация подбора и расстановки кадров на должности, подлежащие замещению военнослужащими и федеральными государственными гражданскими служащими, в Главном военно-политическом управлении, органах военного управления и организациях, подчиненных заместителю Министра обороны Российской Федерации — начальнику Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации*;

рассмотрение материалов по вопросам назначения на воинские должности, присвоения воинских званий, награждения, увольнения отдельных категорий военнослужащих** военно-политических органов;

организация подготовки специалистов военно-политической работы по основным профессиональным образовательным программам и программам дополнительного профессионального образования;

организационно-методическое обеспечение подготовки военных кадров в военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны по вопросам организации военно-политической работы в Вооруженных Силах;

3) в части организации работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах:

проведение анализа состояния правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах, выработка мер по профилактике правонарушений, гибели и травматизма личного состава, подготовка соответствующих информационно-справочных, аналитических и методических материалов;

подготовка (участие в подготовке) проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам укрепления правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах;

осуществление контроля за соблюдением в Вооруженных Силах требований законодательства Российской Федерации, правовых актов Министерства обороны по вопросам укрепления правопорядка и воинской дисциплины, участие в проведении разбирательств по фактам совершения личным составом правонарушений;

организация в установленном порядке взаимодействия с органами военной прокуратуры, военными следственными органами Следственного комитета Российской Федерации, другими правоохранительными органами и военными судами Российской Федерации по вопросам профилактики правонарушений в Вооруженных Силах;

координация деятельности органов военного управления по противодействию незаконному потреблению и обороту наркотических средств и психотропных веществ в Вооруженных Силах;

проведение совместно с Департаментом психологической работы Министерства обороны анализа суицидальных происшествий в Вооруженных Силах, эффективности деятельности должностных лиц по их предупреждению, разработка необходимых профилактических мер;

4) в части организации военно-политической пропаганды и агитации в Вооруженных Силах:

организация в Вооруженных Силах военно-политической подготовки, военно-политического информирования, единых дней информирования, иных агитационно-пропагандистских мероприятий и акций;

разработка и реализация мер, направленных на повышение в обществе и Вооруженных Силах авторитета и престижа военной службы, сохранение и приумножение патриотических и боевых традиций, военно-патриотическое воспитание личного состава;

организация информационно-разъяснительной работы по порядку реализации избирательных прав военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил;

организация и контроль выполнения мероприятий по противодействию идеологии экстремизма и терроризма в Вооруженных Силах;

участие в выполнении задач информационного противоборства, организация работы по защите личного состава от негативного информационно-психологического воздействия;

методическое руководство деятельностью редакций, телерадиоцентров и периодических изданий, подчиненных командующим объединениями (командирам соединений);

организационно-методическое обеспечение наглядно-художественного оформления территории и объектов (помещений) органов военного управления, воинских частей (подразделений) в целях популяризации истории и государственных символов Российской Федерации, а также истории, современного состояния, воинских символов и реликвий Вооруженных Сил, боевых традиций воинских частей и героических поступков военнослужащих;

разработка норм подписки на периодические издания в Вооруженных Силах, организация работы по обеспечению органов военного управления и воинских частей периодическими печатными изданиями и агитационно-пропагандистской продукцией;

организация разработки, издания и обеспечения органов военного управления и воинских частей учебно-методическими пособиями по вопросам военной истории и военно-политической работы в Вооруженных Силах;

выполнение функций заказывающего органа по подготовке документальных (учебных) фильмов и видеоматериалов в интересах военно-политической пропаганды и агитации;

разработка в пределах предоставленных полномочий проектов актов Правительства Российской Федерации об утверждении правил предоставления субсидий юридическим лицам, а также организация в пределах предоставленных полномочий разработки, согласования с заинтересованными органами военного управления и подписания соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета юридическим лицам, участие в контроле за их использованием на цели, установленные в соответствующих соглашениях;

5) в части организации военно-патриотической работы:

реализация в пределах предоставленных полномочий государственных программ (проектов) патриотического воспитания граждан Российской Федерации и их подготовки к военной службе;

разработка и реализация мер, направленных на повышение в обществе авторитета и престижа военной службы, в рамках организации военно-патриотической работы;

координация взаимодействия органов военного управления с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными организациями в интересах военно-патриотического воспитания молодежи;

оказание организационной и методической помощи в развитии молодежных общественных объединений военно-патриотической направленности, в том числе Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ»;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам методического обеспечения военно-патриотической работы, в том числе — по организации деятельности учебно-методических центров военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард»;

участие в организационно-техническом, методическом и ином обеспечении деятельности Межведомственной комиссии по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и военно- патриотическому воспитанию;

координация в пределах предоставленных полномочий деятельности общественных организаций (объединений) в интересах военно-патриотической работы;

6) в части организации военно-социальной работы в Вооруженных Силах:

изучение, анализ и прогнозирование социальной обстановки в войсках (силах), обеспечение в пределах предоставленных полномочий соблюдения мер социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил;

участие в анализе результатов мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также в подготовке предложений в пределах своей компетенции для принятия соответствующих решений;

участие в подготовке нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил;

координация деятельности органов военного управления по вопросам реализации установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами мер социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил;

выработка предложений по порядку выдачи рекомендаций командиров гражданам, прошедшим военную службу по призыву и поступающим на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

организация работы по оказанию всесторонней поддержки военнослужащим, пострадавшим при исполнении обязанностей военной службы, и членам семей погибших (умерших) военнослужащих;

организация правового обучения в Вооруженных Силах;

оказание содействия семьям военнослужащих в разрешении социальных проблем;

организация взаимодействия с профсоюзными организациями, включающими лиц гражданского персонала Вооруженных Сил;

методическое обеспечение военно-социальной работы в Вооруженных Силах;

организация работы по награждению Почетной грамотой Министерства обороны Российской Федерации;

определение потребности Министерства обороны в бюджетных ассигнованиях на наградной фонд на очередной финансовый год и плановый период, разработка проекта плана распределения бюджетных ассигнований на наградной фонд;

7) в части организации культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах:

планирование применения сил и средств культурно-досуговой работы в системе военно-политической работы в Вооруженных Силах;

организационно-правовое и методическое обеспечение деятельности учреждений культуры и искусства Вооруженных Сил, содержащихся на самостоятельных штатах (за исключением учреждений культуры и искусства, руководство деятельностью которых осуществляет Департамент культуры Министерства обороны), а также структурных подразделений воинских частей, осуществляющих деятельность в сфере культурно-досуговой работы (далее — войсковые военные учреждения культуры);

организация культурно-художественного обслуживания личного состава при осуществлении всех видов деятельности войск (сил);

организация кино- и видеообслуживания личного состава;

организация в Вооруженных Силах работы в области военно-музейного и библиотечного дела;

организация взаимодействия в установленном порядке органов военного управления и воинских частей с организациями и деятелями культуры и искусства в интересах духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания личного состава;

организация и ведение оперативного учета, анализ и прогнозирование количественного и качественного состава войсковых военных учреждений культуры и специалистов культурно-досуговой работы органов военного управления и воинских частей;

координация деятельности по формированию, утверждению и выполнению государственных заданий, сбор, обобщение и направление в центральный орган военного управления, осуществляющий бюджетное планирование, сведений о потребности в бюджетных ассигнованиях на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий федеральными учреждениями культуры, находящимися в ведении главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, Северным флотом, родами войск Вооруженных Сил, по закрепленным за Главным военно-политическим управлением статьям бюджетной сметы Министерства обороны;

организация и ведение оперативного учета памятников, размещенных на территории органов военного управления и воинских частей;

координация деятельности Комиссии по выявлению и сохранению объектов военно-технической истории и фортификации, расположенных вне государственных и частных военно-исторических и военно-технических музеев, экспозиций и хранилищ;

8) в части организации духовно-просветительской работы и работы с верующими военнослужащими в Вооруженных Силах:

организационно-правовое обеспечение работы по реализации личным составом права на свободу вероисповедания с учетом особенностей военной службы в повседневной деятельности войск (сил), в ходе выполнения учебно-боевых (боевых), специальных и иных задач;

координация взаимодействия органов военного управления и религиозных организаций традиционных конфессий по вопросам организации и осуществления духовно-просветительской работы и работы с верующими военнослужащими;

изучение и подбор совместно с уполномоченными структурными подразделениями религиозных организаций традиционных конфессий кандидатов для назначения на должности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими;

анализ влияния религиозной обстановки в местах дислокации (базирования) войск (сил) и воинских коллективах на выполнение ими задач по предназначению;

методическое обеспечение вопросов духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания личного состава, предотвращения национальных и религиозных конфликтов, профилактики проявлений религиозного экстремизма;

организация и ведение оперативного учета количественного и качественного состояния расположенных на территориях воинских частей культовых зданий, сооружений, иных мест и объектов, предназначенных для отправления религиозного культа и религиозного почитания;

9) в части организационно-технического обеспечения деятельности Общественного совета:

участие в подготовке предложений Министерства обороны по формированию структуры и персонального состава Общественного совета;

участие в планировании работы Общественного совета;

организация подготовки пленарных заседаний Общественного совета, заседаний президиума и комиссий Общественного совета;

организация работы членов Общественного совета в войсках (силах) в соответствии с планом основных мероприятий Общественного совета;

координация взаимодействия Общественного совета с органами военного управления;

10) в части организации работы с ветеранами Вооруженных Сил, общественными объединениями ветеранов Вооруженных Сил:

участие в подготовке проектов правовых актов по вопросам работы с ветеранами в части, касающейся Министерства обороны;

участие в подготовке мероприятий с ветеранами в связи с проведением государственных праздников Российской Федерации, дней воинской славы (победных дней) России, иных знаменательных и памятных дат;

оказание содействия в деятельности Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил и других общественных объединений ветеранов Вооруженных Сил;

участие в подготовке материалов к заседаниям Российского организационного комитета «Победа», Координационного совета ветеранских организаций при Российском организационном комитете «Победа» и Комиссии по делам ветеранов при Президенте Российской Федерации, а также в выполнении их решений;

оказание организационной и методической помощи Управлению генеральных инспекторов Министерства обороны по вопросам повседневной деятельности;

организация работы по подготовке сведений о ветеранах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов — пенсионерах Министерства обороны для подготовки поздравлений Президента Российской Федерации;

11) в части организации обеспечения Вооруженных Сил техническими средствами, полиграфическим оборудованием, культурно-досуговым имуществом по номенклатуре Главного военно-политического управления (далее — технические средства):

разработка проектов правовых актов Министерства обороны в части снабжения техническими средствами и их эксплуатации;

планирование обеспечения довольствующих органов военных округов (флотов), органов военного управления, прикрепленных на централизованное снабжение техническими средствами к Главному военно-политическому управлению;

ведение оперативного учета технических средств по военным округам (флотам), органам военного управления на основании данных, получаемых в соответствии с табелем срочных донесений;

подготовка предложений в государственную программу вооружения и государственный оборонный заказ по номенклатуре Главного военно-политического управления;

выполнение функций заказывающего органа по закупкам для обеспечения Вооруженных Сил товарами, работами, услугами по закрепленной номенклатуре (направлениям деятельности) в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств;

выполнение функций довольствующего органа по обеспечению Вооруженных Сил техническими средствами в соответствии с порядком, установленным в Министерстве обороны;

организация работ по снятию со снабжения технических средств, не имеющих перспектив применения в Вооруженных Силах, а также по принятию на снабжение новых образцов технических средств;

12) в части организации геральдического обеспечения Вооруженных Сил:

разработка порядка учреждения, изготовления и использования в Вооруженных Силах ведомственных наград, грамот, официальных геральдических знаков (за исключением официальных геральдических знаков, утверждаемых Президентом Российской Федерации), порядка проведения ведомственной геральдической экспертизы проектов и образцов официальных геральдических знаков;

координация работы органов военного управления и воинских частей по разработке, учреждению, изготовлению, регистрации, учету и использованию в Вооруженных Силах официальных символов;

проведение ведомственной геральдической экспертизы проектов и образцов официальных геральдических знаков в Вооруженных Силах;

совершенствование системы воинских символов Вооруженных Сил: эмблем, знаков различия и отличия, знамен и флагов;

организация ведения и хранения Геральдического регистра Вооруженных Сил Российской Федерации;

организация и проведение мероприятий по популяризации государственных символов и знаков, научных исследований по вопросам развития военной геральдики, символики, эмблематики, фалеристики и вексилологии;

взаимодействие в установленном порядке с государственными органами и общественными организациями по вопросам геральдического обеспечения;

выполнение в установленном порядке в Министерстве обороны функций государственного заказчика геральдического имущества по закрепленной номенклатуре.

Главное военно-политическое управление осуществляет также иные функции по решениям Министра обороны Российской Федерации.

IV. Руководство Главного военно-политического управления

9. Главное военно-политическое управление возглавляет заместитель Министра обороны Российской Федерации — начальник Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — заместитель Министра обороны Российской Федерации — начальник Главного военно-политического управления).

Заместитель Министра обороны Российской Федерации — начальник Главного военно-политического управления является прямым начальником личного состава Главного военно-политического управления и подчиняется Министру обороны Российской Федерации.

10. Заместитель Министра обороны Российской Федерации — начальник Главного военно-политического управления в мирное и военное время отвечает: за боевую и мобилизационную готовность Главного военно-политического управления; за успешное выполнение задач и функций, возложенных на Главное военно-политическое управление; за подготовку, воспитание, воинскую (служебную) дисциплину, правопорядок, морально-политическое и психологическое состояние личного состава Главного военно-политического управления, охрану труда и безопасность военной службы; за внутренний порядок в Главном военно-политическом управлении; за организацию всестороннего обеспечения личного состава Главного военно-политического управления.

11. Заместитель Министра обороны Российской Федерации — начальник Главного военно-политического управления имеет трех заместителей начальника Главного военно-политического управления, в том числе одного первого заместителя.

Определение обязанностей заместителей начальника Главного военно-политического управления осуществляет заместитель Министра обороны Российской Федерации — начальник Главного военно-политического управления.

12. Заместитель Министра обороны Российской Федерации — начальник Главного военно-политического управления исполняет обязанности, определенные правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации*, а также в рамках руководства Главным военно-политическим управлением:

1) организует выполнение задач и функций, возложенных на Главное военно-политическое управление;

2) руководит приведением Главного военно-политического управления в боевую готовность;

3) организует проведение мероприятий по оперативной и мобилизационной подготовке Главного военно-политического управления, а также военно-политических органов;

4) организует приписку граждан, работающих (проходящих государственную гражданскую службу) в Главном военно-политическом управлении в мирное время, пребывающих в запасе, для направления по мобилизации и в военное время на работу в должностях гражданского персонала Вооруженных Сил;

5) участвует в планировании и реализации задач боевой и мобилизационной готовности, подготовки и применения войск (сил) по вопросам, отнесенным к компетенции Главного военно- политического управления;

6) организует разработку и выполнение плана совершенствования системы военно-политической работы Вооруженных Сил, плана военно-политической работы в Вооруженных Силах, плана подготовки Главного военно-политического управления;

7) рассматривает и согласовывает проекты правовых актов, планов, программ и иных служебных документов по вопросам, входящим в компетенцию Главного военно-политического управления;

8) проводит оперативно-специальные и учебно-методические сборы с заместителями (помощниками) руководителей центральных органов военного управления, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, Северным флотом, родами войск Вооруженных Сил, флотами и объединениями по военно-политической работе, другими специалистами военно-политической работы;

9) возглавляет в установленном порядке комиссии по проверке состояния военно-политической работы в органах военного управления и воинских частях;

10) принимает участие в работе Комитета руководителей органов по работе с личным составом (воспитательной работы) министерств обороны государств — участников Содружества Независимых Государств при Совете министров обороны государств — участников Содружества Независимых Государств;

11) решает в установленном порядке вопросы прохождения в Главном военно-политическом управлении военной службы военнослужащими и государственной гражданской службы федеральными государственными гражданскими служащими;

12) представляет в установленном порядке предложения о поощрении личного состава Главного военно-политического управления;

13) осуществляет функции руководителя довольствующего и заказывающего органа Министерства обороны по закрепленной номенклатуре специальной техники, военно-технического и геральдического имущества;

14) организует целевое, экономное и рациональное использование материальных ценностей и денежных средств, находящихся в ведении Главного военно-политического управления, принимает в установленном порядке и в пределах своей компетенции решение о списании материальных ценностей и сумм ущерба;

15) издает приказы и дает указания в пределах своих полномочий, организует и проверяет их выполнение;

16) утверждает положения о структурных подразделениях и должностные обязанности непосредственно подчиненных должностных лиц Главного военно-политического управления;

17) организует мероприятия по противодействию коррупции в Главном военно-политическом управлении;

18) организует участие представителей Главного военно-политического управления в судебных заседаниях по рассмотрению дел в части, касающейся деятельности Главного военно-политического управления;

19) организует и обеспечивает рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Главного военно-политического управления;

20) организует и обеспечивает защиту государственной и иной охраняемой законом тайны, а также защиту информации в Главном военно-политическом управлении;

21) принимает решение о передаче в установленном порядке органам государственной власти и организациям Российской Федерации сведений, составляющих государственную тайну, отнесенных к его компетенции, со степенью секретности «совершенно секретно» и «секретно».

Заместитель Министра обороны Российской Федерации — начальник Главного военно-политического управления осуществляет также иные полномочия в соответствии с Регламентом Министерства обороны Российской Федерации, должностными обязанностями и решениями Министра обороны Российской Федерации.


* Далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации — Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации — Министерством обороны; Главное военно-политическое управление Вооруженных Сил Российской Федерации — Главным военно-политическим управлением; военно-политические органы Вооруженных Сил Российской Федерации — военно-политическими органами; объединения, соединения, воинские части, корабли и организации Вооруженных Сил Российской Федерации — воинскими частями; личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации — личным составом; федеральные государственные гражданские служащие н работники Вооруженных Сил Российской Федерации — лицами гражданского персонала Вооруженных Сил; личный состав военно-политических органов, а также помощники командиров воинских частей по работе с верующими военнослужащими и должностные лица воинских частей, подчиненные по специальным вопросам должностным лицам военно-политических органов, — специалистами военно-политической работы; Общественный совет при Министерстве обороны Российской Федерации — Общественным советом.

* За исключением Департамента психологической работы Министерства обороны.

** Здесь и далее в тексте настоящего Положения под отдельными категориями военнослужащих понимаются: заместители командиров (начальников) по военно-политической работе со штатно-должностной категорией от «подполковник» и выше, выпускники вузов — специалисты военно-политической работы, граждане, пребывающие в запасе и поступающие на военную службу по контракту на воинские должности специалистов военно-политической работы, подлежащие замещению офицерами.

* Приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 октября 2018 г. № 580 «Об обязанностях заместителя Министра обороны Российской Федерации — начальника Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации».

From Wikipedia, the free encyclopedia

Main Military-Political Directorate of the Armed Forces of the Russian Federation

Emblem of the directorate

Founded 30 July 2018
Country  Russian Federation
Branch Ministry of Defense
Part of  Russian Armed Forces
Headquarters House number 8/1, Bolshoi Znamensky lane, Sokolniki District, Moscow
Commanders
Current
commander
Colonel General Viktor Goremykin [ru]

The Main Military-Political Directorate of the Armed Forces of the Russian Federation (GVPU VS RF) (Russian: Главное военно-политическое управление Вооружённых сил Российской Федерации (ГВПУ ВС РФ)) is the central military-political organization of the Russian Armed Forces, responsible for instilling ideological loyalty to the ruling government within the military. A revival of the Soviet Main Political Directorate, it is informally referred to as GlavPuR (ГлавПУР), the Russian abbreviation for the latter.

History[edit]

The GVPU was established by a decree of President Vladimir Putin on 30 July 2018 and Colonel General Andrey Kartapolov appointed its head. Unlike the other main directorates, the head of the GVPU is one of the deputy minister of defense positions.[1][2] The first reports on its creation appeared in the media in February of that year, citing Ministry of Defense sources who stated that it would be organized from the Main Directorate for Work with Personnel,[3][4] the successor of the Main Military-Political Directorate of the Soviet Army and Soviet Navy, disbanded after the August coup in 1991 when Communist Party influence was removed from the Armed Forces.[5][6] Thus, Aleksandr Kanshin, deputy chairman of the Public Council of the Ministry of Defense, noted that «in the context of a global information and psychological confrontation, the role of the moral and political unity of the army and society increases immeasurably,» for which «a radical restructuring and significant strengthening of the entire organization of the Armed Forces is necessary, which will organize, conduct and be responsible for the moral and ideological component in the Russian Army.»[7] According to media reports, the idea of recreating the Political Directorate was promoted by Defense Minister Sergei Shoigu.[8] The revival of the directorate was framed as part of confrontation with the West by Russian authorities, with Viktor Bondarev describing it as «important for ensuring national security» in response to a putative campaign by «Western enemies to discredit the image of Russia and the Russian Army.»[9]

[edit]

Officially, the GVPU «organizes military-political work in the Armed Forces,» carrying out the Ministry of Defense objective of «developing and implementing measures aimed at publicizing the activities of the Armed Forces, increasing the societal authority and prestige of military service, and the preservation and enhancement of patriotic traditions.»[1] The directorate absorbed the Main Directorate for Work with Personnel, which became a directorate within the GVPU, taking over responsibility for Yunarmiya and «patriotic education,» the Department of Culture and the Press Service of the Ministry of Defense, as well as the release of Armed Forces media.[10][11][12][13] In the press, the emergence of the GVPU was regarded as a return to the Soviet practice of political commissars who engaged in political propaganda within the Armed Forces. Nevertheless, retired general Leonid Ivashov noted that “now without a powerful scheme of political education and ideological education, it is impossible to build an army,” since “Russia’s opponents have appeared in the West,»[14] and Russian state media directly stated that “Russia has nothing to be ashamed of” and “by the decision to create a new old structure, Russia openly declares that it is participating in a global military-geopolitical confrontation.»[15]

Leadership[edit]

  • Colonel General Andrey Kartapolov (30 July 2018 – 5 October 2021)
  • Major General Viktor Miskovets (acting 5 October – 12 November 2021)
  • Colonel General Gennady Zhidko (12 November 2021 – 28 July 2022)[16]
  • Colonel-General Viktor Goremykin (28 July 2022 – present)[17]

References[edit]

  1. ^ a b «Указ Президента Российской Федерации от 30.07.2018 № 454 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации». publication.pravo.gov.ru. Retrieved 2022-06-04.
  2. ^ «Указ Президента Российской Федерации от 30.07.2018 № 456 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации». publication.pravo.gov.ru. Retrieved 2022-06-04.
  3. ^ Новости, Р. И. А. (5 February 2018). «Источник: Минобороны планирует возродить главное политуправление». РИА Новости (in Russian). Retrieved 2022-06-04.
  4. ^ «В российской армии воссоздали политическое управление». Meduza (in Russian). Retrieved 2022-06-04.
  5. ^ «Главное военно-политическое управление создано в Минобороны». tass.ru. Retrieved 2022-06-04.
  6. ^ «Iltalehti (Финляндия): большой сюрприз от Путина». ИноСМИ (in Russian). 17 August 2018. Retrieved 2022-06-04.
  7. ^ «В российской армии будет воссоздан руководящий политический орган». Interfax.ru (in Russian). Retrieved 2022-06-04.
  8. ^ «Комиссарский ренессанс: политруки вернутся в армию». Газета.Ru (in Russian). Retrieved 2022-06-04.
  9. ^ «В СФ рассказали о создании военно-политического управления ВС России». РИА Новости (in Russian). 31 July 2018. Retrieved 2022-06-04.
  10. ^ «Патриотический зам для Шойгу: кто стал новым куратором «Юнармии»«. РБК (in Russian). Retrieved 2022-06-04.
  11. ^ «В Минобороны создано Главное военно-политическое управление». Ведомости (in Russian). Retrieved 2022-06-04.
  12. ^ «На главном политическом направлении». www.kommersant.ru (in Russian). 2018-07-30. Retrieved 2022-06-04.
  13. ^ Крецул, Алексей Рамм, Александр Круглов, Богдан Степовой, Роман (2018-08-01). «Управление патриотизма». Известия (in Russian). Retrieved 2022-06-04.{{cite web}}: CS1 maint: multiple names: authors list (link)
  14. ^ «Эксперт назвал задачу военно-политического управления Вооруженных сил». RIA Novosti (in Russian). 30 July 2018. Retrieved 2022-06-04.
  15. ^ Alksnis, Irina (1 August 2018). «России нечего стесняться. На создание военно-политического управления». RIA Novosti (in Russian). Retrieved 2022-06-04.
  16. ^ «В Восточном военном округе сменился командующий < Новости | Дебри-ДВ». www.debri-dv.ru. Retrieved 2022-06-04.
  17. ^ «Russian President appoints Goremykin as Deputy Minister of Defense». www.apa.az. Retrieved 2022-07-31.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ортосифон тычиночный инструкция показания к применению цена
  • Стили руководства сотрудничество
  • Вязание с нуля спицами пошаговая инструкция для начинающих фото
  • Как сделать кольцо из гель лака своими руками пошаговая инструкция
  • Стили руководства схема таблица