Внутренний фактор стиль руководства

Стиль руководства – это манера, методы
применяемые руководителем в процессе
управления персоналом.

Существует три основных стиля –
авторитарный, сопричастный и автономный.
При использовании авторитарного стиля
все вопросы, связанные с производством,
решает непосредственно сам руководитель,
при внедрении второго применяются
демократические элементы, и сотрудники
кампании участвуют в решении вопросов,
третий стиль подразумевает под собой
решение вопросов сотрудниками,
преимущественно большинством.

Стиль руководства — способ обращении
руководителей с подчиненными в процессе
исполнения служебных обязанностей. По
К.Левину различают три типа стилей
руководства:

— демократический (коллегиальный);

— директивный (авторитарный, единоличный);
и

— попустительствующий (либеральный,
анархический, пассивный).

Каждый из стилей имеет
положительные и отрицательные моменты
при использовании на практике. Внедряя
авторитарный стиль для руководства
персоналом необходимо быть уверенным
на сто процентов в своей влиятельности
и умению вести за собой людей. Этим
даром, думаю, нужно обладать и иметь от
рождения лидерские способности. Используя
автономный, нельзя не отметить то, что
в этом случае авторитет руководителя
отодвигается на второй план. Применять
его удобно в том случае, когда руководство
не знает, как поступить в той или иной
ситуации и прислушивается к мнению
сотрудников, которые заинтересованы в
благополучном решении вопроса и
самостоятельно проявляют инициативу,
опираясь непосредственно на свои знания
и умения. При сопричастном стиле обе
стороны имеют заинтересованность в
работе.

Думая над тем, какой стиль
руководства применить Нужно реально
оценивать свои силы и знания во всех
областях, касающихся производства. Не
имея реальной оценки и взвалив на себя
слишком много, можно придти к результату,
обратному от желаемого. Необходимо
брать во внимание свои личные качества,
ибо скромный безвольный человек вряд
ли добьётся успехов на руководящем
посту, применяя для управления персоналом
авторитарный стиль руководства. Немалую
роль также играют опыт работы, знания,
и умение быстро принимать решения, от
которых зависит успешная работа
производства.

Подводя итог, хочется отметить,
что наиболее эффективный и успешный
стиль, это тот стиль, при котором
руководитель умеет применять все стили
в определённые моменты при руководстве
персоналом, выбирая методы воздействия
на персонал, приемлемые для решения
именно этого вопроса.

37. Управление организационными конфликтами.

Выделяют две группы факторов, способствующих
возникновению социальной напряженности
в трудовом коллективе: внутренние и
внешние.

1. К внутренним факторам относятся:
невыполнение руководством организации
своих обещаний и нежелание объяснить
людям действительное состояние дел;
нарушение режима производства из-за
постоянного срыва поставок сырья и
материалов; невозможность для членов
трудового коллектива хорошо заработать;
отсутствие видимых результатов предметной
заботы об улучшении условий труда, быта
и отдыха работников; конфронтация
персонала управления и работников из-за
несправедливого распределения
материальных благ и фонда оплаты труда;
внедрение инноваций и радикальных
преобразований без учета интересов
работников; подстрекательская деятельность
неформальных лидеров.

2 Внешние факторы: дестабилизация
обстановки в стране, столкновение
интересов различных политических групп;
возникновение острого дефицита на
продукты и товары первой необходимости;
ущемление социальных льгот в новых
законодательных актах; резкое ослабление
правовой социальной защиты интересов
членов трудового коллектива; обеспечение
честного и добросовестного труда,
незаконное обогащение отдельных граждан.

Нарастание социальной напряженности
в организации, перерастающее в конфликт,
может быть преодолено при адекватном
разрешении конфликтной ситуации.

Соотношений интересов в организации.
Конфликты в организации развиваются,
как правило, через конфронтацию частных
и общих интересов. Соотношение интересов
может быть выражено как:

  1. полное
    тождество, т.е. однонаправленность
    интересов; 2) различие в направленности
    интересов, т.е. то, что выгодно одним,
    другим выгодно не в той же мере; 3)
    противоположная направленность
    интересов — когда субъекты для
    удовлетворения своих потребностей
    должны двигаться в противоположных
    направлениях.

Конфликтная ситуация и конфликтные
действия. Конфликты в организациях
порождаются определенной конфликтной
ситуацией, которая может существовать
задолго до прямого столкновения ее
участников. Понятие конфликтной ситуации
не совпадает с понятием конфликта, ибо
характеризует лишь предпосылку, создает
почву для возникновения реального
конфликта, а также реальные действия
сторон по отстаиванию своих интересов.

В конфликтных ситуациях, как правило,
переплетаются социально- экономические,
нравственные и другие отношения людей.

Наиболее характерными признаками
конфликтных ситуаций в организациях
могут быть: унижение достоинства личности
в официальной и неофициальной обстановке;
уклонение от выполнения указаний,
распоряжений непосредственных
руководителей; негативные высказывания
в адрес члена коллектива, словесные или
физические оскорбления; замкнутость,
равнодушие, уединение, подавленность
отдельных работников.

Конфликтная ситуация перерастает в
конфликт только при наличии действий
обеих сторон. Такими действиями могут
быть: 1) внешние поведенческие акты и 2)
действия, которые осознаются противостоящей
стороной как направленные против нее.

Конфликтные действия — это действия,
направленные на то, чтобы прямо или
косвенно препятствовать противостоящей
стороне достичь ее целей. Они резко
обостряют сам фон протекания конфликта;
могут усложнять конфликт, порождать
тенденцию к его экскалации.

Условиями, влияющими на возникновение
конфликтов в организациях, могут быть:
сохраняющиеся в трудовых коллективах
отрицательные обычаи и традиции;
недоверие начальника к подчиненному
(которое может проявляться в излишней
опеке подчиненных при выполнении ими
своих обязанностей); предвзятое
отрицательное отношение одного члена
коллектива к другому; снисходительное
отношение к людям, проявляющееся в
излишней терпимости к ним и всепрощенчестве;
наличие в организациях неформальных
микрогрупп, характеризующихся
дисфункциональностью, которая может
выражаться в недовольстве высокой
требовательностью руководителя, в
проявлении межличных антипатий.

С наибольшей силой это проявляется в
малых производственных группах, бригадах,
звеньях, сменах и т.д., т.е. там, где
создаются материальные ценности,
решаются основные проблемы производства.

Конфликт практически всегда виден, так
как проявляется внешне: высокий уровень
напряженности в коллективе; снижение
работоспособности и как следствие —
ухудшение производственных и финансовых
показателей, взаимоотношений с
поставщиками, покупателями и др.

Конфликты в организациях являются
результатом противоречий, вызванных
расхождением интересов, норм поведения,
ценностей людей. Среди них следует,
прежде всего, выделить следующие типы
противоречий: организационные,
производственные, деловые, инновационные.

В соответствии с этим можно выделить и
основные типы конфликтов в организациях:
организационные; производственные;
трудовые; инновационные.

Технологии разрешения и предупреждения
конфликтов ориентированы на формирование
такой ситуации, когда изначально в
качестве нормы задается их отсутствие
в организации. Задачей менеджера
становится следование этой установке.
Даже в случае признания неизбежности
организационных конфликтов речь идет
либо о значительном снижении вероятности
их возникновения, либо о минимизации
их деструктивных последствий. Следует
отдать должное разработанным технологиям
разрешения и предупреждения конфликтов,
поскольку задачу, поставленную перед
ними заказчиками, они выполняют. Другой
вопрос, насколько корректно поставлена
сама задача и работает ли ее решение на
реализацию целевой функции организации,
а не только на удовлетворение интересов
менеджеров.

Что касается создания технологий
управления конфликтами, то их принципиальное
отличие состоит в использовании
конфликтов как фактора развития
организации: в этом контексте они могут
выступать и как средство диагностики
организации, и как движитель организационных
изменений. При таком подходе функциональная
роль конфликтов используется максимально
широко. Однако такого рода технологий
пока мало, концентрируются они, в
основном, в рамках игрового подхода и
далеко не в полной мере удовлетворяют
требованиям, предъявляемым к социальным
технологиям. Выступая как средство
организации, алгоритмизации деятельности
человека при решении определенных
задач, эти технологии не позволяют
достичь той цели, ради которой формируются,
и гарантировать заданный результат. И
здесь открывается принципиально новый
уровень этой проблемы, имеющей
методологический характер, восходящий
к развитости академической науки.

Существование теорий, характеризующихся
разным отношением к конфликтам, заложило
основы двух принципиально противоположных
подходов к возможностям и необходимости
управления ими: 1) если мы признаем, что
конфликт представляет собой некое
патологическое явление, то управленческой
задачей становится «лечение»
организации, основанное на стремлении
избавить ее от этой патологии.
Соответственно, выбор методов диагностики
и методов устранения конфликта не
ориентирован на сохранение и усиление
его конструктивных последствий, зато
значительное внимание уделяется методам
профилактики как нежелательного и
вредного для организации явления; 2)
если же создателями теории конфликта,
с одной стороны, и специалистами по
теории организации, с другой, признается,
что конфликт — неизбежное и закономерное
явление, представляющее собой оборотную
сторону сотрудничества, особый тип
взаимодействия, то методы управления
этим типом взаимодействий должны быть
иными. Однако они зачастую не сильно
отличаются от методов, предлагаемых
представителями первого подхода:
функциональный подход к организационным
конфликтам, декларируемый представителями
второй парадигмы, часто оказывается
таковым лишь в отношении признания их
неотъемлемой частью организационных
взаимодействий, но не методов управления
ими.

Не умаляя значения методов работы с
конфликтами, которые были созданы
западными и отечественными специалистами,
следует признать, что даже на уровне
теории пока нет систематического
осмысления, классификации существующего
разнообразия подходов к их управлению.
Многие авторы, разрабатывая версии
классификаций, ориентируются в большей
степени на их практическую значимость,
вследствие чего эти классификации
подчас имеют сходные признаки, которые
могут дезориентировать менеджеров-практиков
при выборе методов управления. В связи
с этим мы видим свою задачу в том, чтобы
систематизировать, попытаться
типологизировать подходы к управлению
организационными конфликтами.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Организация представляет собой сложную систему и неотъемлемой ее частью является руководство, которое координирует ее действия, обеспечивает ее целостность, сохранение и развитие, степень взаимодействия с внешней средой и, в конечном итоге, достижение поставленных целей.

Успех и эффективность организации напрямую зависит от менеджера, который будет направлять работу других и нести персональную ответственность за ее результаты. Но значительная часть людей, начинающих заниматься профессиональной управленческой деятельностью, не обладают необходимой степенью грамотности в сфере управления. Поэтому, в настоящее время особое внимание уделяется вопросам эффективного взаимодействия руководителя и подчиненного. В данной работе будут рассматриваться различные стили руководства, той области менеджмента, которая имеет огромное значение в управлении. Ведь от выбранного стиля руководства будут зависеть мотивация работников, их отношение к труду, уровень и качество производительности, дисциплина, взаимоотношения в коллективе и многое другое.

Управление – это одна из самых сложных сфер общественной деятельности. Корни управления персоналом уходят глубоко в историю человеческого общества. Сегодня вряд ли кто скажет точно, когда именно зародилась наука управления. Менеджмент существовал там, где люди работали группами. Прежде чем выделиться в самостоятельную науку, человечество тысячелетиями накапливало опыт управления. Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ. Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления. Платон дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления. Александр Македонский развил теорию и практику управления войсками. С тех пор наука управления в течение многих веков впитывала в себя множество теорий, экспериментов и исследований. Стили руководства, как теоретическая основа, были разработаны многими исследователями, такими как, Л.К. Аверченко, Г.М. Андреева, Д. Кейси, Р.Л. Кричевский, Э. Мэйо, Ф.У. Тейлор, К. Левин и др.

Проблема исследования состоит в том, что в реальной жизни стили руководства не соответствуют теоретической основе, так как все люди различны, что порождает трудности в выборе того или иного стиля руководства. Человек это не машина, которой можно управлять, всего лишь нажав одну-две кнопки. Прежде всего, человек – это личность, поэтому требует к себе определенного подхода и уважения.

Практической значимостью результатов работы является то, что они позволяют оценить стили руководства и их эффективность в деятельности организации. Так как от выбранного менеджером стиля будут зависеть внутренняя среда организации, установленные в ней порядки, отношения между руководителем и подчиненными, отношения непосредственно между работниками, правильная организация труда, дисциплина, эффективность принимаемых менеджером решений, что на выходе отразится на качестве и количестве выпускаемых организацией товаров и услуг.

СТИЛИ РУКОВОДСТВА И ИХ ОСОБЕННОСТИ

«Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода «почерк» в действиях менеджера».

«Стиль руководства можно рассматривать как частную форму стиля вообще. Учение о стилях в психологии относительно молодое, поэтому не существует общепринятого определения стиля (А.В. Либин, 1998). Самое общее определение стиля делает акцент на способе взаимодействия личности с миром – как предметным, так и социальным. Можно связать стиль с конкретными формами жизнедеятельности, при этом он станет атрибутом личности в этой конкретной деятельности. Либин определяет стиль как устойчивый и интегральный паттерн индивидуально-личностных проявлений человека через предпочитаемую форму взаимодействия с социальной и предметной средой. Общим для существующих представлений о стиле является акцент на устойчивости и целостности поведения и деятельности человека в определенных условиях среды. Руководство и управление – это особые формы профессиональной деятельности, которые требуют адаптации социально-психологических свойств субъектов этих форм деятельности. В связи с этим очевидна возможность формирования стилей в профессиональной управленческой деятельности как устойчивых и интегральных систем личностно-детерминированных способов управления и руководства».

Возникновение понятия «стиль руководства» и его изучение можно связать с именем немецкого психолога К. Левина. Название и количество стилей руководства было разнообразным, что, как правило, связано с политическими процессами происходившими в тридцатые – сороковые годы 20 века. «Классический эксперимент проведен под руководством К. Левина (1938). Группа детей-подростков (мальчики 11–12 лет) под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп (взрослые руководители, а не лидеры, стихийно выдвинувшиеся из среды детей) демонстрировали разный стиль руководства, а экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп. Именно этот эксперимент позволил выделить три основных стиля руководства / лидерства:

  • авторитарный (директивный);

  • демократический (коллегиальный);

  • попустительский (разрешительный, либеральный)»

Стиль руководства является способом, с помощью которого руководитель управляет подчиненными, достигая удовлетворенность работой. Рассмотрим каждый стиль отдельно, выделим их особенности:

Авторитарный (директивный) стиль руководства. Этот стиль характеризуется высокой централизацией власти, жестким диктатом воли, доминированием единоначалия. Позиция лидера – вне группы, он дает краткие, четкие, деловые распоряжения, его тон неприветлив, его голос решающий. Действия подчиненных строго контролируются, руководитель не дает возможности проявлять им инициативу.

Авторитарный стиль предполагает большую дистанцию в образовании между руководителем и подчиненным, а также материальную мотивацию сотрудников. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость, критика в адрес руководителя не приемлема, ведь только он знает фактическое состояние дел в коллективе и перспективы дальнейшего развития. Все решения принимаются единолично, мнение подчиненных при этом не учитывается. Руководитель соблюдает дистанцию в отношениях с подчиненными и информирует их только о тех фактах, которые они обязательно должны знать для выполнения своих задач. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот.

Применительно к данному стилю можно использовать теорию Х Дугласа Мак-Грегора, в которой руководитель использует директивные жесткие методы управления, такие как принуждения и наказания как факторы мотивации труда. Также он ограничивает свободу и автономию подчиненных. Последние в свою очередь являются средними, ленивыми людьми и, насколько возможно, отлынивают от работы, они нечестолюбивы, боятся какой-либо ответственности и сами желают быть руководимыми. Давление со стороны руководителя необходимо для достижения целей организации, строгое управление подчиненными и частный контроль над ними неизбежны.

Руководитель стремится упростить цели, разбить их на более мелкие, каждому подчиненному поставить отдельную задачу, что позволяет легко контролировать ее исполнение. Иерархия в таких организациях, как правило, очень строгая, каналы сбора информации работают четко и оперативно.

Авторитарный стиль управления считается оправданным в кризисной ситуации (война, стихийное бедствие, кризисная ситуация в фирме) когда решения необходимо применять быстро. Жесткий диктат становится необходим для гарантии оперативности выполнения решений и их надежного контроля.

Демократический (коллегиальный) стиль руководства характеризуется распределением полномочий, ответственности и инициативы между руководителем и подчиненными.Позиция лидера – внутри группы, он всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения.

Руководитель сознательно децентрализует свою власть, не навязывает свою волю и чаще всего делегирует свои полномочия подчиненным насколько это возможно. Общение проходит в доброжелательном, вежливом, товарищеском тоне, в форме просьб, советов и пожеланий. Только по мере необходимости руководитель может применять приказы. Дисциплина в коллективе основывается только на сознательности подчиненных, а не на страхе перед начальством. Все действия не планируются заранее, а обсуждаются в коллективе, так как руководитель сознает то, что не может все знать и предвидеть. Основная его функция – координация и ненавязчивый контроль над результатом работы, он включает подчиненных в процесс принятия решений, за которые несет ответственность. Допускается самоконтроль.

Руководитель подробно информирует о фактическом положении дел, которое должно быть известно для выполнения производственных задач, в такой организации имеет место свободный доступ к информации. Также руководитель открыт и доверяет своим подчиненным, во благо коллектива отказывается от индивидуальных привилегий и поощряет инициативу.

Применительно к данному стилю можно использовать теорию Y Дугласа Мак-Грегора, в которой «труд – процесс естественный, самоуправление и приобщение к задачам и целям организации позволяют творчески решать возникающие проблемы совместно с руководством». Сотрудники принимают во внимание целевые установки, обладают самодисциплиной и самоконтролем. Цели предприятия достигаются кратчайшим путем посредством денежного поощрения и предоставления возможности индивидуального развития. При благоприятном опыте сотрудники не боятся ответственности.

Обычно демократический стиль управления применяется, когда исполнители хорошо разбираются в той работе, которую они выполняют и могут творчески, со всех сторон подойти к ней, внести новизну.

Попустительский (разрешительный, либеральный) стиль руководства. Данный стиль характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом, таким образом, позиция лидера – в стороне от группы. Работники предоставлены сами себе, имеют полную свободу принимать самостоятельные решения по основным производственным задачам. Похвала и порицания со стороны руководителя почти отсутствуют. «Стиль управления, ориентированный на укрепление коллектива и поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными, но если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что от них требуется. В этих условиях ориентация на организационную сторону дела может вызвать конфликт, в результате которого и без того слабое влияние руководителя на подчиненных упадет еще больше. Ориентация на человеческие отношения, наоборот, может повысить его влияние и улучшить отношения с подчиненными».

Этот стиль руководства опирается на высокую сознательность и преданность общему делу, компетенция и ответственность за действия передается сотрудникам, которые и принимают решения, предварительно согласовав их с руководителем. При таком делегировании полномочий поддерживается собственная инициатива работников, руководитель лишь создает необходимые организационные условия для их работы, которые предопределяют конечный результат, обеспечивает необходимой информацией, а сам отходит на второй план. Таким образом, руководитель находится в роли консультанта и эксперта, оценивающего полученные результаты. Эффективность этого стиля зависит от стремлений подчиненных, их высокой квалификации, преданности делу и справедливостью со стороны руководителя в отношении результатов оценки и вознаграждении. При этом поощрения и наказания остаются на втором плане по сравнению с тем внутренним удовлетворением, которое получают подчиненные от реализации своего потенциала и творческих возможностей.

Такой стиль руководства оправдан, если коллектив укомплектован из высококвалифицированных специалистов, и они выполняют творческую или индивидуальную работу.

«Популярна графическая интерпретация стилей руководства (рис. 1), которая получила название «решетка менеджмента» и наглядно раскрывает суть этих стилей:

Внимание к человеку

9

Идеальный

8

Либеральный

7

6

5

Демократический

4

3

2

Авторитарный

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Рис. 1. Стили управления на «решетке менеджмента»

Предложенная американскими учеными Р. Блейком и Д. Моутоном «решетка менеджмента» в своеобразной «системе координат» отражает все рассмотренные нами стили руководства и наглядно демонстрирует, что идеальным, самым продуктивным должен быть стиль с координатами 9–9, когда наиболее полно учитываются все нужды производства и потребности коллектива». Таким образом, если ориентация руководителя попадает на поле 1.1., которое наглядно показывает, что он в равной мере не уделяет внимания ни производству, ни подчиненным, то такого руководителя можно без сожаления удалять с руководящего поста.Руководитель, ориентированный на поле 1.9., все внимание уделяет коллективу, всячески способствует его сплоченности и творческой настроенности, старается создать благоприятный морально-психологический климат, так как считает, что таким образом можно достичь более высоких результатов. Такой руководитель чаше всего необходим в научных коллективах, где залог успеха состоит именно в этом.Руководитель, находящийся на поле 9.1. уделяет основное внимание производству, организационно-техническим факторам производства, а не коллективу, человеческим отношениям. Внутренний мир членов коллектива такого руководителя не интересует. Эффективность подобного управления может проявиться скорее всего на производственном предприятии, где наиболее важна роль технологических процессов, нежели взаимоотношения между работниками.Руководитель с поля 5.5. делит поровну свои предпочтения между коллективом и производством. Обычно такой руководитель не обладает должной управленческой гибкостью, однако он твердо стоит на ногах во всех сферах своей деятельности. Но все его управленческие способности представляют нечто среднее, нет той привлекательной способности, делающей руководителя непохожим на других.Таким образом, если использовать «решетку менеджмента» можно без труда определить комбинацию оценок, соответствующих требуемой должности, и, сравнив с ними экспертные оценки качеств претендентов, определить их пригодность к должности руководителя.

«Искусство управления предполагает гибкое применение того или иного стиля руководства, а взятие руководителем на вооружение одного из них должно быть связанно с групповой эффективностью применения конкретного стиля. В заключение приведем сводную таблицу характеристик стилей руководства, предложенную отечественным исследователем Э. Старобинским. (таблица 2).Таблица 2

Параметры взаимодействия с подчиненными

Стили руководства

Авторитарный

Демократический

Нейтральный

принятие решений

решения принимаются единолично

решения принимаются после обсуждения в группе.

решения принимаются сами собой (кем-то в группе) или по указанию руководства

способ доведения решения

приказы, распоряжения, команды

предложения, советы

просьбы

отношение ответственности

или берет полностью на себя или полностью перекладывает на подчиненных

коллективная ответственность

снимает с себя всякую ответственность

отношение к инициативе

подавляется

поощряется

отдается в руки подчиненных

отношение квалифицированным кадрам

стремится задавить

стремится максимально эффективно их использовать

отпускает их в «свободное плаванье»

отношение к недостаткам собственных знаний

недостатков нет «и не может быть по определению»

постоянно повышает свою квалификацию

нет «большого значения»

стиль общения

«держит дистанцию»

поддерживает дружеское общение

избегает общения

характер отношений с подчиненными

в зависимости от настроения

манера поведения со всеми как с равными коллегами

мягкая манера поведения

отношение к дисциплине

жесткая формализованная дисциплины

сторонник дисциплины «разумной достаточности»

формально-попустительское отношение

отношение к моральному воздействию на подчиненных

неотвратимость наказание – основной метод стимулирования

необходимо использовать различные методы поощрения и наказания

безразличное

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЕЙ

«Стиль руководства – это система методов воздействия руководителя на подчиненных, также это «стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующихся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя».

Главной характеристикой эффективности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе менеджер. Стиль руководства связан с определением типичной для руководителя системы деятельности, используемой им в работе с людьми, которая проявляется в отношении к людям, в подготовке, принятии и реализации решений, в организации труда коллектива.

Во многом стиль руководства определяется индивидуальными особенностями руководителя, что составляет субъективный элемент стиля: уровень профессиональной подготовки, особенности характера и темперамента, нравственные ценности, коммуникативные способности, поведенческие аспекты. Но также существуют объективные элементы стиля. К ним относятся: специфика конкретной сферы деятельности, социально-психологические черты подчиненных, уровень иерархии управления, способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями.

Стиль руководителя может меняться в зависимости от сложившихся особенностей и потребностей коллектива, а стиль работы подчиненных от интеллекта и культуры руководителя. Таким образом, субъективные и объективные элементы стиля интегрируют друг с другом и образуют уникальный и неповторимый стиль руководства.

«Анализ теоретических и практических исследований позволяет выявить основные элементы, формирующие тот или иной стиль управления руководителя:

  • Распределение полномочий;

  • Установление ответственности;

  • Характер процесса принятия управленческих решений;

  • Используемые методы руководства;

  • Осуществление контроля за деятельностью подчиненных;

  • Отношение к самостоятельности и инициативности подчиненных;

  • Уровень сотрудничества и доверия между руководством и подчиненными;

  • Отношение к нововведениям;

  • Заинтересованность в образовательном и профессиональном росте подчиненных»

Руководитель каждой организации применяет только свой уникальный стиль. Учитывая большое количество факторов и условий, его стиль приобретает конкретную направленность и содержание. Рассмотрев вышеперечисленные факторы, можно сделать вывод о том, что стиль – это, прежде всего социальное явление, так как в него заложены и убеждения руководителя, и поведение подчиненных, и морально-психологическая атмосфера организации.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА

И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Стиль руководства – это важнейший фактор в управлении предприятием, правильно определенный стиль позволит наиболее успешно использовать потенциал сотрудников организации. Поэтому, рассмотрев особенности авторитарного, демократического и либерального стилей, следует перейти к их достоинствам и недостаткам.

Необходимо отметить сразу, что не существует «плохих» и «хороших» стилей руководства, так как все зависит от ситуации, вида деятельности, сработанности, личных особенностей членов коллектива и многого другого. Например, авторитарный стиль вполне уместен при наличии двух условий, если подчиненные добровольно согласен на директивные методы руководства, и, если того требует производственная ситуация.

Преимущества авторитарного стиля состоят из:

  • успешности при повседневных, обычных работах, которые не требуют творческого подхода и новизны, а основные силы направлены на количество производимой продукции;

  • обеспечения четкости управления, которое позволяет быстрее принимать производственные решения минимизировать затраты;

  • обеспечения в малых организациях быстрой реакции на изменения условий внешней среды;

Недостатки авторитарного стиля выражаются в подавлении инициативы и творческого потенциала подчиненных, слабой мотивации, отсутствии действенных стимулов труда. Также, у подчиненных наблюдается высокая степень зависимости от постоянной воли руководителя, работник при авторитарном стиле выполняет лишь то, что скажет начальник, хотя в действительности, мог бы сделать больше и, возможно, качественнее. Их работа носит рутинный характер. Исполнители не могут быть в полной мере удовлетворены своим трудом, так как их мнение, опыт игнорируются. Цена ошибок при таком стиле руководства очень велика, так как несет в себе не только экономические потери, но и наносит психологичекую травму во взаимоотношения подчиненных и руководителя. Адаптация подчиненных к резким преобразованиям в организации значительно снижается. Общение в таком коллективе беднеет, творческий рост исключается уже только потому, что в последствии перспективный сотрудник может составить конкуренцию руководителю.

«На первое место из всех отрицательных качеств руководителей данного типа большинство опрошенных ставит грубость. С полной определенностью можно сказать, что ничто так не отталкивает людей, как грубость. В.И. Лебедев (1990) отмечает, что грубость и хамство имеют свои корни и причины. Первая из них – подражание руководителя коллектива руководителю более высокого уровня и порой неосознанное копирование его стиля управления. А так как грубость – одна из черт административно-командной системы, то она не будет изжита до тех пор, пока такая система будет существовать.

Вторая причина состоит в том, что некоторым руководителям легче командовать, приказывать, кричать, чем по-настоящему организовывать производственный процесс.

К третьей причине относится недооценка мнения подчиненных. Руководитель считает, что нет смысла советоваться, считаться с ними, так как их знания не соответствуют уровню его компетенции.

Четвертая причина заключается в ошибочном мнении, что подчиненные должны бояться руководителя.

Пятая причина. Грубость, чванливость, самодурство начальника могут быть средством психологической защиты, ибо нормальные человеческие отношения неизбежно выявят его некомпетентность, несостоятельность. По этому поводу американский психолог Т. Шибутани писал, что «…те, кто очень самодоволен и властен, лишь компенсируют укоренившееся чувство неполноценности…». Вот почему такие руководители «чувствительны к неуважению и невниманию, проявляют большой интерес к символам статуса власти, внешним признакам успеха и постоянно озабочены тем, какое впечатление они произведут на окружающих». Отсюда их болезненная нетерпимость к критике.

К шестой причине можно отнести нахождение на должности руководителя человека с психопатическими чертами характера: подозрительностью, властолюбием, преувеличенным самомнением, самоуверенностью и так далее.

Седьмая – неправильное отношение вышестоящих органов управления к таким руководителям: «Да, грубоват, жестковат, но план дает… Хозяин!».»

Демократический стиль управления, как показывают различные исследования, имеет больше преимуществ, нежели авторитарный, практически во всех случаях коллектив организации наиболее удовлетворен демократическим стилем руководства, то есть таким, при котором руководитель ориентирован в своей деятельности на подчиненных: принимает решения с учетом их мнения, предоставляет им инициативу в процессе работы. Также демократический стиль обладает следующим рядом преимуществ:

  • позволяет решать нестандартные задачи, которые требуют творческого подхода;

  • идеи, выдвинутые подчиненными, ложатся в основу решений руководителя и, таким образом, сотрудники остаются удовлетворенными, а ответственность руководителя подкрепляется их моральной поддержкой;

  • в коллективе организации создается благоприятный психологический климат, что позволяет эффективнее использовать психологические механизмы мотивации подчиненных;

  • руководитель освобожден от принятия малозначащих, не принципиальных вопросов деятельности организации;

  • заботливое отношение со стороны руководителя, позволяет сочетать требовательность с готовностью прийти на помощь подчиненным;

  • цели и задачи деятельности организации доступны и понятны подчиненным.

Однако демократический стиль руководства не следует применять, если коллектив не устоявшийся, работники не обладают достаточной квалификацией и активностью, а производство основано не на экстремальных условиях. Также данные стили требует много времени на разработку и согласования управленческого решения, таит в себе опасность ослабления контроля, иногда даже приводит к безответственности.

Применение последнего, либерального стиля, имеет все большее распространение из-за растущих масштабов научно-технической деятельности, где участвуют высококвалифицированные специалисты. Именно они не хотят находиться под давлением руководителя, быть у кого-либо в подчинении.

Как и любой другой стиль руководства, либеральный стиль имеет также ряд следующих преимуществ:

  • подчиненным предоставляется значительная свобода действий, инициатива подчиненных не подавляется, они избавлены от постоянного контроля;

  • подчиненные чаще всего имеют достаточно широкую осведомленность о положении дел в коллективе, а также о перспективах его развития;

  • работа в подобном коллективе приносит удовлетворение сотрудникам и формирует благоприятный психологический климат;

  • руководитель максимально разгружен, подчиненным передается ответственность за действия;

  • высокая трудовая мотивация сотрудников;

  • подчиненные чаще всего хорошо информированы о положении дел в организации, а также о перспективах ее развития.

«Тактика минимального вмешательства (интервенции) в дела коллектива требует от руководителя такта, высокой эрудиции и управленческого мастерства, нужно уметь ничего якобы не делать самому, но знать обо всем и ничего не упускать из своего поля зрения. Руководитель-либерал должен мастерски владеть принципом делегирования полномочий, поддерживать добрые отношения с неформальными лидерами, уметь корректно ставить задачи и определять основные направления работы, координировать взаимодействие сотрудников для достижения общих целей.

Самое опасное испытание для либерального стиля управления – возникновение конфликтных ситуаций, своеобразная битва амбиций, вероятность которой весьма велика в коллективе, состоящем из одаренных неординарных личностей». И таким образом, при отсутствии регламентированной децентрализации властных полномочий неформальные лидеры могут присвоить функции руководителя себе и пользоваться большим влиянием на членов коллектива. Менеджер может потерять собственный авторитет, свое значение в коллективе, сопутствующих ему благ и статус.

Невысокий уровень требовательности к подчиненным, может привести к низкому качеству исполнения производственных задач. Поэтому эффективность либерального стиля зависит от стремлений членов коллектива, четкой формулировкой руководителем целей и задач производства и условий их деятельности.

Очевидно, что ни один стиль не является универсальным для любого типа организации. В каждом конкретном случае между либеральным, авторитарным, демократическим стилями имеется определенный баланс, таким образом, если увеличивать долю элементов какого-либо стиля, то это приведет к уменьшению доли других.

«Считается, что руководители используют разные стороны стилей в зависимости от их личных качеств, ситуации, конкретной задачи, индивидуальных особенностей подчиненных.

Наиболее устойчивые признаки по фактору «авторитарность – либеральность»:

1) централизация власти – децентрализация, делегирование;

2) склонность к единоличному принятию решений – коллегиальному;

3) оперативность в решении вопросов – не оперативность;

4) контроль – слабый контроль;

5) использование организационно-административных методов – морально-психологический;

6) стремление обеспечить исполнительскую дисциплину и персональную ответственность – установка на сознательность и самостоятельность сотрудников;

7) ориентация на вышестоящее руководство – на коллектив;

8) решение вопросов в соответствии с должностной субординацией – в соответствии с неформальной структурой;

9) активность кадровой политики – пассивность;

10) повышенная конфликтность – стремление ухода от конфликтов;

11) преобладание негативных мотиваций в руководстве людьми – позитивной мотивации, отсутствие принуждения и давления;

12) стремление сконцентрировать всю информацию – склонность передавать информацию вниз;

13) большая коммуникабельность сверху – снизу;

14) стремление к единой линии поведения – склонность к разногласиям и борьбе мнений

На формирование стиля оказывает влияние характер работы: у руководителей научно исследовательского института авторитарный стиль встречается реже, чем в группе руководителей производства и строительства. Стиль не зависит от иерархического уровня управления и от профессиональных знаний. Эффективными могут быть как либеральные, так и авторитарные (чаще) стили руководства. У руководителей низшего звена эффективность положительно связана с авторитарностью и отрицательно – с либеральным стилем».

«По мнению Френка Фидлера, особенности управления во многом зависят от ситуации, и поскольку руководитель, исповедующий определенный стиль, изменить себя, как правило, не может, нужно, исходя из стоящей задачи, помещать его в те условия, где он сможет наилучшим способом себя проявить».

По мнению автора данной работы, самым оптимальным все же можно признать демократический стиль руководства, так как он позволяет избежать серьезных ошибок при принятии решении и учитывает знания и опыт подчиненных. При данном стиле легче адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Этот стиль предполагает определенную гибкость, позволяющую использовать высокие технологии и инновации. Но все же, руководство – это искусство, поэтому ни один исследователь не сможет разработать теорию эффективного стиля руководства, который будет идеален для всех ситуаций, для всех коллективов и их руководителей. Само по себе руководство утратило бы свою привлекательность, если таковой стиль был бы выработан, превратив процесс руководства в использование стандартных приемов. Руководство стало бы рутинным и неинтересным. Поэтому каждый руководитель должен знать и уметь использовать в соответствии с ситуацией все три стиля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стиль руководства в контексте управления — это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи — все отражает стиль руководства, характеризующий данного руководителя

В высшей степени авторитарный или автократичный руководитель навязывает свою волю путем принуждения, вознаграждения и т.д. Руководитель демократичный, предпочитает оказывать влияние с помощью убеждения, разумной веры или харизмы. Он избегает навязывать свою волю подчиненным.

Совершенно очевидно, что ни авторитарный ни демократический стили управления персоналом в крайних своих проявлениях найти весьма трудно. Стили руководства могут быть смешанными и зависеть от ситуации, т.е. адаптивными. Это приносит больший результат, нежели приверженность только одному стилю. Тем не менее в целом можно сказать, что основной упор в руководстве должен делаться на социально-психологические, экономические методы руководства и на демократичный стиль управления. Командный метод не подходит, т.к. по моему мнению, нельзя заставить, чтобы новые идеи, нестандартные подходы к решению проблем рождались по указке, только потому, что так хочет начальник.

Опираясь на демократический стиль, необходимо максимально предоставить свободу сотрудникам в выполнении поставленных перед ними задач. Одновременно необходимо определить контрольные точки для проверки, а возможно и корректировки хода выполнения задания, т.к. пользуясь чрезмерной свободой подчиненные, не понимая конечной цели, могут решать поставленные задачи не в том направлении.

Таким образом, самый эффективным стилем в сегодняшнем быстро меняющемся мире является стиль адаптивный, т.е. стиль, ориентированный на реальность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кнорринг В.И. Общий и социальный менеджмент. М, 1997.

2. Васильева Ю.В., Парахина В.Н., Ушвицкий. Л.И. Теория управления: Учебник –2-е изд., доп. – М., 2005.

3. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом: Учебник – М.: «Юнити», 2001 г.

4. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник. 3-е изд. изм., доп. – М.: Норма, 2007

5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – 4-е изд. – М.: Новое знание, 2001.

6. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2000.

Внешние и внутренние факторы управления персоналом

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Управление персоналом»

преподавательский стаж — 10 лет

Стать автором

Внешние факторы управления персоналом

Определение 1

Внешние и внутренние факторы управления персоналом — это условия и события, на которые организация может (не может) влиять в той или иной степени, определяющие характеристики управления персоналом.

Внешние по отношению к организации факторы слабо поддаются влиянию с ее стороны. При этом сами внешние факторы могут в значительной степени определять формирование политики и практики управления персоналом. Основными внешними факторами являются:

  1. Законодательство. В российском законодательстве внимание уделяется регламентации отношений между работником и работодателем. В частности, на законодательном уровне устанавливаются:

    • гарантии базовых прав человека,
    • равные возможности при трудоустройстве, отсутствие дискриминации,
    • минимальный размер оплаты труда,
    • продолжительность рабочего дня, рабочей недели,
    • порядок предоставления и длительность отпусков,
    • нормы и стандарты по условиям труда,
    • требования безопасности труда,
    • функции профсоюзов.
  2. Экономические условия. Практика управления человеческими ресурсами зависит от трех макроэкономических компонентов:

    • общественная производительность труда. В России в настоящее время производительность труда крайне низка по сравнению с уровнем, достигнутым развитыми странами. Несмотря на предпринимаемые государством действия, отставание остается значительным. Негативно влияют на ситуацию с производительностью изменения в государственной экономической политике, в частности, снижение затрат на здравоохранение и образование, а также разнообразные вызывающие кризис явления и события;
    • природа конкуренции. В разных отраслях и на разных рынках уровень конкуренции отличается. На высоко конкурентных рынках предприятия вынуждены прикладывать усилия к снижению издержек. Соответственно, могут сокращаться и оплата труда, и дополнительные вознаграждения сотрудникам;
    • природа рынка труда. Она оказывает непосредственное влияние на программу управления персоналом. Если спрос меньше, чем предложение, издержки компаний в связи с наймом сотрудников невелики. На российском рынке труда ситуация неоднородна. По многим специальностям, по которым несколько лет назад наблюдался дефицит специалистов, в настоящее время наблюдается их избыток. Так происходит с юристами, экономистами, маркетологами, специалистами по связям с общественностью, управлению финансами. В то же время ярко проявляется нехватка инженеров, технических специалистов, представителей рабочих специальностей, которых ранее был избыток.

Внутренние факторы, влияющие на управление персоналом

Среди внутренних факторов, оказывающих влияние на управление персоналом, можно выделить следующие:

  1. Миссия и цели компании. Миссию можно определить как основную общую цель существования компании, главную причину ее создания. Любая организация, независимо от формы собственности и сферы деятельности, начинается с определения миссии. Речь идет о том, для чего существует организация как самостоятельная автономная единица. С момента зарождения организация подобна живому организму, она функционирует и развивается. Важно различать миссию самой компании и интересы связанных с ней групп влияния, например, владельцев. Если цели организации четко не сформулированы, это оказывает отрицательное воздействие на управление. В частности, повышается загруженность линейного руководства, требуется проводить дополнительный контроль со стороны персонала. Часто в ответ на вопрос о миссии организации можно услышать, что ею является получение прибыли. Однако получение прибыли не должно быть целью, это необходимое условие существования и развития компании. Целью может быть выпуск уникальных продуктов, услуг, технологий, которые отличают эту организацию от остальных, помогают привлечь клиентуру, пользующуюся этим продуктом.
  2. Корпоративная культура. Корпоративная культура представляет собой систему ценностей, разделяемых большинством работников. Она влияет на ожидания, поведение и производительность персонала, закладывает стандарты для всех важных направлений функционирования организации.
  3. Природа труда. Ряд исследователей признает природу труда главным фактором, оказывающим влияние на управление работниками. Природа труда определяется следующими факторами:

    • физическими нагрузками,
    • агрессивностью условий труда,
    • размещением рабочего места,
    • интенсивностью трудовой деятельности,
    • интенсивностью коммуникаций,
    • автономностью и ответственностью сотрудника,
    • структурой труда и степенью его законченности.
  4. Рабочие группы. Группа представляет собой объединение людей, общающихся и взаимодействующих на относительно постоянной основе. Если в коллективе сформирован доброжелательный климат, имеются тесные неформальные отношения, это положительно влияет на мотивированность и лояльность персонала, приверженность организации, способствует сокращению текучести кадров. В эффективной группе члены ведут себя как единая команда, работают на общий результат, вовлекаются в процесс принятия решений.

  5. Стиль руководства. Стиль руководства представляет собой сформировавшийся стереотип отношений между руководителями и подчиненными. Он включает в себя приемы и способы управления, присущие конкретному типу руководителя. Традиционно различают авторитарный (концентрация абсолютной власти в руках руководителя), демократический (все проблемы решаются сообща) и попустительский (руководитель не влияет на ситуацию, его роль чисто номинальная, каждый сотрудник предоставлен сам себе) стили. Поскольку практически все программы управления персоналом реализуются конкретными руководителями структурных подразделений, опыт и стиль руководства не могут не оказывать влияние на управление персоналом. Стиль руководства отражается и на организационной культуре, и на стереотипах рабочих и неформальных отношений в рамках организации.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата написания статьи: 10.04.2022

Чтобы работа персонала была эффективной, руководителю важно выбрать правильный стиль управления. Как слишком жесткие, так и слишком лояльные методы могут демотивировать сотрудников. Это провоцирует текучку и безответственную, безучастную работу персонала и снижает эффективность всей компании. В статье разберем, какие есть стили управления и как выбрать оптимальный вариант.

Управление — многогранный процесс, который можно осуществить разными способами. Для этого руководителю нужно выбрать стиль. 

Стиль управления — это модель поведения руководителя для управления подчиненными. Стратегию выбирают в зависимости от специфики деятельности организации, характера руководителя и коллектива.

Стили управления классифицировали социальные психологи на протяжении десятилетий. Признанными стали принципы Дугласа МакГрегора, Лайкерта, Блэйка-Моутона и Курта Левина. Это позволяет выбрать классификацию наиболее близкую вашему бизнесу.

Дуглас МакГрегор представил теорию «X» и «Y» в рамках бихевиористского подхода.

Теория «X» основана на утверждениях:

  • Среднестатистический человек обладает отвращением к труду и всеми силами старается его избежать.
  • Многих приходится принуждать трудиться и управлять этим процессом, прибегая даже к угрозе наказания для получения нужного результата.
  • Работник стремится быть защищенным и избегает ответственности. Ему необходимо руководство.

Основные положения теории «Y»:

  • Труд и отдых — естественные явления. У человека нет врожденной антипатии к нему.
  • Отождествление себя с целями порождает самодисциплину, самоконтроль, поэтому наказание излишне.
  • Обязанность в отношении постановки целей заключается в вознаграждении.
  • При определенных условиях человек стремиться брать на себя ответственность.
  • Трудящиеся находчивы и способны к творчеству.
  • Духовный потенциал едва активизируется в индустриальной жизни.

Теория показывает два противоположных типа человека и определяет стиль. Первая — пример авторитарного руководства, а вторая — демократического.

В 1961 году Лайкерт предложил свои варианты управления. Он выделил две крайние противоположные позиции: первая сосредоточена на человеке, а вторая на работе. Между ними находятся остальные.

На основании теории выделяют четыре стиля руководства:

  • Эксплуататорско-авторитарный. Руководитель — автократ, не доверяет подчиненным, все решает сам. Держит подчиненных в страхе наказания за неисполнение обязанностей или ошибок. Вознаграждения редки. Неформальные образования внутри компании находятся в явном противостоянии руководящему звену.
  • Патерналистски-авторитарный. Руководитель позволяет работникам участвовать в принятии решений. Остается угроза наказания. Основной стимул — вознаграждение. При таком стиле неформальной организации наблюдается частичная конфронтация.
  • Консультативный. Стратегия и принятие решений остается за руководителем. А тактика — дело подчиненных. Хороший уровень среди управляющего и подчиненного звена.
  • Демократический. Основан на доверии, когда работники активно участвуют в процессе управления, в том числе, принятии решений. Коммуникации осуществляются и по вертикали, и по горизонтали. Этот подход Лайкерт считает самым эффективным и конструктивным.

Классификация была предложена в 1930-е годы и выделяет три стиля управления:

  • Авторитарный.

Авторитарные лидеры не советуются в принятии решений с остальными членами команды. Когда нужно принимать решение в короткие сроки, это лучший вариант. Приказы и распоряжения руководителя не подлежат сомнениям. При таком подходе высокий уровень текучести кадров.

  • Либеральный.

Подчиненные самостоятельно решают, когда выполнять поставленные задачи, сами определяют временные рамки. Лидер дает распоряжения и при необходимости может оказать поддержку. Высокая удовлетворенность работников и отличная мотивация обеспечивают эффективность. Стоит следить за тем, чтобы позиция лидера не была воспринята как непрофессионализм и попустительство.

  • Демократический.

Руководитель принимает решения вместе с членами команды. Поощряется творческий подход и креативность. Работники ценят такое руководство, имеют высокую мотивацию, эффективно трудятся. Не подходит для срочного принятия решения.

Концепцию разработали в 1964 году, но популяризировали ее именно Роберт Блэйко и Джэйн Моутон. В ней представлены пять стилей управления:

  • Примитивное руководство.

Руководитель не заботится о сотрудниках и производстве. У него нет заинтересованности в своей работе, мотивации работников. В такой компании высокий уровень неорганизованности, постоянно страдают сроки выполнения задач.

  • Авторитарное руководство.

Руководитель заботится только о производстве. Он ответственный и дисциплинированный, у него высокий iq и прекрасные способности организатора. С сотрудниками держит дистанцию. Принимает решения единолично без вовлечения сотрудников. Слишком большая отдаленность руководящего звена может вызвать недовольство сотрудников.

  • Производственно-социальное руководство.

Это компромисс между заботой о производстве и работниках. Руководитель мыслит широко, придерживается современных взглядов. Получается усредненный результат, поскольку лидер не сильно настойчив в достижении поставленных целей.

  • Социальное руководство.

Руководитель заботится о работниках, а не о производстве, в целях повышения мотивации сотрудников. Это улучшает атмосферу внутри коллектива. Но обратная сторона — снижение производительности.

  • Командное руководство.

По мнению создателей данной теории, командное руководство — самый оптимальный стиль управления. Руководитель принимает во внимание и потребности работников, и производственные нужды. Это повышает эффективность производства и создает прекрасную командную атмосферу.

Американский психолог и писатель Д. Гоулман предложил новый подход в классификации. В своей книге «Эмоциональный интеллект» он описал шесть эмоциональных стилей управления.

Подходит для постановки общих целей и для поиска новых направлений в развитии. Руководитель обозначает цели и задачи, а сотрудники сами выбирают методы их реализации.

Стиль управления нацелен на развитие сотрудников и повышение производительности. Способ может быть не всегда действенен, потому что наставничество эффективно при наличии инициативы, иначе работники воспримут его как строгий контроль.

Подход направлен на сближение членов команды и эффективен, когда нужно улучшить коммуникацию и восстановить доверие внутри коллектива. Важно, чтобы в погоне за сплоченностью коллектива руководитель не забывал о производительности.

Отличительная особенность стиля — принятие решений коллективом. Эффективен, когда непонятно, в каком направлении двигаться компании: вовлечение всех сотрудников и сбор мнений поможет найти верный курс. Во время кризисов этот стиль управления не подходит, так как нужны быстрые решения.

Специфический стиль, при котором руководитель считает, что все можно делать и эффективнее, и лучше, и быстрее. Он постоянно задает завышенные производственные стандарты и мотивирует сотрудников на их достижение. Гоулман считает, что применение направляющего стиля требует от руководителя мудрости и умеренности, ведь неправильное применение негативно повлияет на коллектив.

Классический военный подход и самый неэффективный из представленных. При таком управлении руководитель много критикует и не приветствует поощрения, у сотрудников возникает низкая удовлетворенность работой. Гоулман поясняет, что такой подход эффективен в моменты кризисов для быстрого улучшения ситуации.

По классической классификации есть несколько стилей управления в менеджменте. Рассмотрим их преимущества и недостатки.

Характеризуется сосредоточением власти в руках одного руководителя. Преимущества этого стиля в том, что он не требует высоких материальных затрат и позволяет за короткий срок наладить работу между отделами и сотрудниками. Но у авторитарного стиля много недостатков: он подавляет инициативу и самостоятельность, провоцирует чрезмерный контроль и высокую степень бюрократизма, что снижает эффективность деятельности организации в целом.

При этом стиле управления руководитель делегирует полномочия сотрудникам, решения принимаются коллегиально. Его преимущества:

  • стимулирует творческую деятельность;
  • сотрудники мотивированы и удовлетворены работой;
  • благоприятный психологический климат в организации.

Недостаток демократичного подхода — сотрудники могут перекладывать ответственность за выполнение работы.

В центре этого стиля — работник со своими потребностями и ожиданиями. Преимущества личностно-ориентированного стиля в высокой заинтересованности работников. А недостатки проявляются в том, что безответственные сотрудники могут злоупотреблять подходом и недобросовестно выполнять обязанности, из-за чего эффективность производства снижается. Кроме того, стиль не подходит для решения проблем во время кризисов.

Стиль подразумевает сотрудничество руководителя и подчиненного. Он хорош для компаний, которые занимаются творческой деятельностью. Менеджер и подчиненные — партнеры, обладают примерно одним уровнем образования. Контролируют результат работ, а не самих сотрудников.

Преимущества стиля в том, что легче принять целесообразные решения, у сотрудников высокая мотивация, а у менеджера меньше нагрузки. Но есть вероятность, что процесс принятия решений станет медленнее.

Современный метод управления, когда компетенции и ответственность за совершенные действия возлагаются на сотрудника. В таком делегировании много плюсов: оно снимает нагрузку с руководства, позволяет быстро принимать решения и развивает личную инициативу у работников. Оно применимо в любой сфере. Недостатки могут обернуться, если руководитель делегирует только неинтересные рутинные задачи, а жесткая иерархия и ориентированность исключительно на выполнение задач может угнетать сотрудников.

Современный коучинг — структурированная система приемов, принципов, направленных на развитие возможностей индивида, группы. Помогает раскрыть потенциал на 100%. Это не обучение, а помощь и поддержка. Коучинг развивает амбициозность, обучаемость, ориентацию на результат и ответственность.

Коучинг как стиль управления включает в себя:

  • постановку целей;
  • нахождение ресурсов для их достижения;
  • создание нужных отношений внутри команды;
  • анализ полученных результатов.

Главная цель коучинга — построение отношений партнерства среди сотрудников, работа на принципах ответственности и осознанности. Применение коучинга дает лучшие результаты и повышает уровень развития каждого сотрудника в профессиональном и личном планах.

При выборе стиля управления руководитель может ориентироваться на следующие факторы:

  • Уровень стресса. Когда-то эффективнее делегировать полномочия, а когда-то принимать решения самостоятельно и оперативно. Даже либеральный руководитель время от времени должен становиться авторитарным, если того требуют обстоятельства.
  • Сложность поставленной задачи. Простую задачу легко делегировать исполнителю. Важные вопросы стоит решать коллегиально.
  • Команда. Коллектив состоит из индивидов, где каждый со своим характером. Кому-то требуется авторитарный стиль управления, а для кого-то он может стать настоящим угнетением, которое убивает мотивацию.
  • Характер работы. Творческим работникам не подойдут жесткие меры, но если необходимо оперативное решение проблемы, этот стиль вполне конструктивен.

Чтобы выбрать оптимальный стиль управления, нужно рассмотреть, какие внешние и внутренние факторы влияют на компанию. К внешним факторам относят:

  • активную политику конкурентов;
  • изменения в политической и экономической сферах;
  • неблагоприятные погодные условия;
  • ухудшение или улучшение благосостояния общества;
  • миграционные процессы;
  • внесение корректировок в законодательство.

Внутренние факторы выражаются в аспектах:

  • психологическом климате в коллективе;
  • изменениях в деятельности организации;
  • увеличении или сокращении штата;
  • конфликтах на производстве;
  • мотивации коллектива;
  • планировании деятельности предприятия.

Ошибочный стиль управления персоналом может привести к серьезным последствиям:

  • Угнетающей психологической атмосфере в коллективе. У демократичного руководства, как правило, с этим проблем нет. А вот те, кто работает под страхом наказания, часто имеют заниженную самооценку и теряют мотивацию, интерес к работе.
  • Текучести кадров. Когда стиль управления не устраивает сотрудников, они увольняются или терпят, но работают плохо.
  • Саботажу задач. Проблема возможна при разных стилях, только ее проявление разное. При авторитарном стиле подчиненные могут работать противоположно указаниям, а при демократичном стиле сотрудники могут откладывать задачи и срывать сроки.
  • Упадку в развитии. Новые идеи важны для развития компании. Когда их генерирует всего один человек, это может привести к тому, что организация откатится на прошлые позиции.

Стиль управления — важная составляющая эффективного менеджмента. Он влияет на атмосферу в коллективе, на производственные процессы, на результат и на многое другое. Учитывая внутренние и внешние факторы, руководитель может менять свой стиль, адаптировать его к новым реалиям. 

Стиль менеджмента напрямую влияет на развитие сотрудников внутри компании, успешность организации, её корпоративную культуру и удержание специалистов. 

Процесс менеджмента включает в себя функции планирования своих задач и задач подчиненных, организации работы команды, руководство и контроль с учетом достижения целей. В нашей новой статье мы обсудим, что значит стиль управления, какие они бывают и рассмотрим пять наиболее популярных. 

Что такое стиль управления

Стиль управления персоналом – это способ, с помощью которого менеджер работает для достижения цели и выполняет свои обязанности. 

Управление сотрудниками – это сложный процесс, который затрагивает большое количество психологических аспектов. 

Эффективный менеджер – это тот, кто может корректировать свой способ управления в соответствии с различными факторами, сохраняя при этом свое внимание на успешном достижении своих целей.   

Факторы, которые влияют на стили управления:

  • Внутренние факторы. Сюда относится общая организационная и корпоративная культура, а также политика компании, приоритеты, вовлеченность сотрудников и уровни квалификации персонала. Как правило, квалифицированный персонал не нуждается в постоянном контроле, в отличие от менее профессионального. 
  • Внешние факторы. Сюда относятся законы о занятости, экономика, конкуренты, поставщики и потребители. Эти факторы находятся вне контроля компании, но влияют как на менеджеров, так и сотрудников. 

Как неправильный стиль управления влияет на компанию и сотрудников

Выбор руководителя – одно из самых важных решений для компании. Но, по данным исследования Gallup, компании выбирают не подходящего менеджера в 82% случаев.  Можно было бы предположить, что эти 82% просто не предназначены для руководящих должностей. Но, если верить исследованию Leadership IQ, причина может быть в том, что способ управления менеджера просто не подходит команде и корпоративной культуре компании. 

Разным проектам, командам, задачам и бизнесу нужны разные стили управления. Если вы не можете приспособиться к потребностям вашей должности и организации, вы обречены на неудачу. 

Неспособность адаптироваться может не только привести к понижению в должности или увольнению, но также вредит всей компании.

Subscribe Hurma

Подписывайтесь на рассылку статей для HR и рекрутеров! Будьте в тренде с Hurma 😉

Спасибо!

Вы подписаны!

Success

Исследования Gallup говорят, что в США только 30% сотрудников продуктивно работают, а во всем мире показатель еще меньше – 13%. По данным этого же исследования, минимум 70% расхождений в оценках вовлеченности сотрудников напрямую связаны со стилем управления их руководителей. 

Следовательно, низкая вовлеченность сотрудников влияет на:

  • снижение производительности;
  • снижение качества конечного итога работы;
  • повышение текучести персонала;
  • повышение процентов прогулов;
  • снижение рентабельности. 

Суть в том, что неправильное управление демотивирует сотрудников, снижает их результативность, производительность, вынуждает к увольнению. Чтобы предотвратить это, очень важно выбрать подходящий для себя менеджмент.

Итак, давайте рассмотрим пять основных стилей менеджмента.

Авторитарный стиль управления

Его также называют автократическим или директивным. Суть этого стиля в том, что управление осуществляется через жесткий контроль сотрудников. Менеджеры с авторитарным стилем управлением ожидают от сотрудников беспрекословного подчинения и четкого выполнения всех поставленных задач, так сказать, без лишних вопросов. 

Авторитарное управление в команде требует четко определенных ролей, а менеджер внимательно следит за каждой задачей, которую выполняет сотрудник. Авторитарные лидеры считают, что без микроконтроля специалисты не смогут хорошо работать и все «поломают». Своих подчиненных авторитарные лидеры мотивируют угрозами и ультиматумами, а тех, кто нарушает дисциплину – наказывают. 

В каких ситуациях авторитарный стиль принесет наибольший эффект?

В экстренных случаях или во время кризиса, когда решения нужно принимать быстро и без промедлений. В такой ситуации менеджеры просто говорят сотрудникам, что и как делать без каких-либо объяснений.

Ученые Хунлей Ван и Бичен Гуань выяснили, что в правильной среде авторитарное управление положительно влияет на производительность сотрудников. Лучшая среда для авторитарного управления включает традиционную культуру, такую ​​как та, которая обычно встречается в Китае и некоторых других азиатских странах. В этих культурах существует большая дистанция власти, когда сотрудники ожидают, что у людей более высокого уровня будет больше власти, и склонны автоматически подчиняться тем, кто занимает более высокие должности.

Плюсы авторитарного стиля управления:

  • обеспечивают в работе четкую структуру и системности, а каждый сотрудник понимает за что он отвечает и свои задачи;
  • позволяет быстро принимать решения и создает четкие ожидания;
  • руководство всегда в курсе задач своих подчиненных и процента их выполнения;
  • эффективный способ управления неопытными новичками, которым нужно много рекомендаций, инструкций и помощи;
  • менеджер всегда самостоятельно принимает решение, контролирует работу, что позволяет избежать разногласий между исполнителями.

Минусы авторитарного стиля управления:

  • сотрудники выступают в роли исполнителей без права предложить новые идеи. Они просто делают то, что им скажут. Такой подход не способствует обучению и развитию специалистов;
  • страдает командный дух и мотивация сотрудников, поскольку на них постоянно давят, из-за чего они не чувствуют себя важной частью команды;
  • даже самый инициативный и вовлеченный специалист потеряет мотивацию и желание себя проявлять с авторитарным менеджером;
  • не все люди согласятся работать с авторитарным менеджером, в результате чего они будут увольняться, а в компании повысится показатель текучести кадров;
  • микроменеджмент процветает, поскольку руководитель включается даже в самую мелкую задачу, чтобы удостовериться в правильности её выполнения. 

Визионерский или авторитетный стиль управления

Авторитетные менеджеры = дальновидные менеджеры, которые фокусируются на том, чтобы донести команде общее видение компании, отдела или проекта. Если сравнивать менеджеров с авторитарным стилем и визионерским, то можно отметить, что вторые не вовлекаются в рутинные задачи сотрудников, а фокусируются на стратегии. Кроме того, им важно, чтобы команда была мотивирована и нацелена на достижение общей цели.

Как правило, менеджеры с визионерским стилем управления – харизматичны, общительны и обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта. Они всегда готовы к изменениям, могут ими управлять и настраивать подчиненных на позитив. 

Чтобы такое управление принесло успех компании, менеджер должен обладать высоким уровнем доверия от команды и уважением. Тогда, сотрудники будут прислушиваться к руководителю, следовать ему и его видению. 

Subscribe Hurma

Подписывайтесь на рассылку статей для HR и рекрутеров! Будьте в тренде с Hurma 😉

Спасибо!

Вы подписаны!

Success

В каких ситуациях визионерский стиль принесет наибольший эффект?

Менеджеры с визионерским стилем управления – отличный вариант для небольших стартапов. Как правило, на этом этапе у компании нет стратегии развития, миссии, видения и нужен человек, который даст бизнесу правильное направление. 

Плюсы авторитетного стиля управления:

  • сотрудники могут самостоятельно принимать решения, разрабатывать свою стратегию для достижения командной цели;
  • специалисты регулярно получают обратную связь от руководства, знают свои сильные и слабые стороны, благодаря чему всегда развиваются и совершенствуют навыки;
  • сотрудники знают глобальную командную цель и имеют четкое направление, стандарты, которым нужно соответствовать;
  • специалисты всегда мотивированы и вовлечены, поскольку чувствуют себя не просто «шестеренкой» в большом механизме;
  • руководители с таким стилем менеджмента могут соединить разделенную команду в одно целое, а также подготовить её к изменениям. 

Минусы авторитетного стиля управления:

  • недостаток внимания менеджера к деталям может привести к проблемам в исполнении задач, особенно, если в команде есть новички;
  • больше подходит для применения в опытных, профессиональных командах, сотрудники которых осведомлены во всех процессах и могут самостоятельно выполнять работу без постоянных проверок;
  • такой подход может заставить некоторых специалистов расслабиться и выполнять обязанности на 50% (а то и меньше);
  • решения в командах с визионерским руководителем принимаются долго, поскольку он выслушивает мнение каждого сотрудника. Ускорить этот процесс можно с помощью установки четких дедлайнов.

Стиль управления «служащее лидерство»

Другие названия этого стиля управления – коучинг, обучение или наставничество. Сам термин «служащее лидерство» был введен в 1970 году Робертом К. Гринлифом в его эссе «Слуга как лидер». 

Основная цель этого стиля управления – создание менеджером поддержки сотрудников, обучая их и наставляя. Роль менеджера в таком стиле заключается в роли советника или наставника, а не диктатора. 

Отличным примером менеджера со стилем управления «служащее лидерство» является Джек Ма – исполнительный председатель Alibaba Group. В своей работе он оказывает сотрудникам огромную поддержку, используя эмоциональный интеллект, проявляя эмпатию для достижения желаемых результатов.   

Чтобы использовать такой менеджмент, руководителю нужно иметь большой опыт как в менторстве, так и в управлении людьми. Менеджер должен иметь хорошо развитые навыки межличностного общения, чтобы команда ему доверяла и уважала.

Не лучшее время для применения такого стиля управления – кризис. В такой ситуации, у компании нет свободных ресурсов на обучение сотрудников, поскольку нужно действовать быстро и эффективно. 

В каких ситуациях стиль управления «служащее лидерство» принесет наибольший эффект?

Лучше всего применяется, когда сотрудники нуждаются в обучении и наставничестве от лидера. Но при этом очень важно, чтобы специалисты были мотивированными и заинтересованными в развитии. Готовыми к прохождению обучения, чтобы повысить свои навыки и уровень компетентности. 

Плюсы стиля управления «служащее лидерство»:

  • помогает команде развиваться и продвигаться в профессиональном плане;
  • создает прочную связь между сотрудником и менеджером, способствуя большему доверию и уважению;
  • сосредоточен не на тотальной дисциплине и контроле, а сотрудничестве и помощи, с целью улучшения производительности.

Минусы стиля управления «служащее лидерство»:

  • неэффективен в командах с немотивированными или токсичными сотрудниками, поскольку попытки обучить их и поддержать будут напрасными;
  • требует больше времени и сил менеджера, так как ему нужно постоянно обучать и поддерживать сотрудников на личных встречах;
  • если у руководителя нехватает квалификации, чтобы обучать подчиненных, он подорвет свой авторитет, а затраченное время не принесет никаких результатов;
  • есть риск возникновения нездоровой конкуренции между специалистами.

Стиль «управление скоростью и темпами»

Суть этого стиля заключается в том, что менеджер сам задает темп для работы команде с ожиданием поддержки от сотрудников. Определение темпа подразумевает установку высоких или труднодостижимых стандартов, с целью мотивирования команды к достижению глобальных целей. Менеджеру нужно уметь задавать правильный темп команде, но перед этим, важно убедиться в том, что сотрудники достаточно мотивированы. 

Бывший генеральный директор General Eectric Джек Уэлч – пример настойчивого и требовательного лидера. Он эффективно руководил компанией в течение двадцати лет, но заслужил негативную репутацию за то, что задал высокие темпы и сократил 25% рабочих мест в компании за четырехлетний период. 

В каких ситуациях стиль «управление скоростью и темпами» принесет наибольший эффект?

Отлично работает в компаниях, где сотрудники обладают высоким уровнем профессионализма и квалификации. Они мотивированы, легко следуют примеру лидера, соответствуют его ожиданиям. Кроме того, очень важно, чтобы и лидер имел высокую экспертизу, пользовался доверием и авторитетом у команды. 

Плюсы стиля «управление скоростью и темпами»:

  • повышает мотивацию команды и способствует появлению здоровой конкуренции;
  • по данным исследования Harvard Business Review, динамическое управление – отличный способ вывести работу эффективной и профессиональной команды на новый уровень;
  • сотрудники получают больше возможностей использовать и продемонстрировать свои навыки, и компетенции;
  • мотивация специалистов повышается, поскольку они принимают вызов от руководителя и делают все возможное для соответствия заданному темпу.

Минусы стиля «управление скоростью и темпами»:

  • иногда менеджеры устанавливают нереальные темпы и сроки выполнения задач, тем самым, демотивируя и изнуряя сотрудников;
  • специалисты с недостаточно развитыми профессиональными навыками могут быть не готовыми к большому давлению и не смогут соответствовать установленным стандартам;
  • не всем людям нравится, когда кто-то другой устанавливает тем для их работы;
  • постоянное подталкивание команды к достижению сложных целей может привести к выгоранию специалистов;
  • подчеркивает личные достижения и может вызывать разногласия и недовольства в команде. 

Стиль управления «Laissez-Faire»

Подразумевает предоставление сотрудникам полную свободу и самостоятельность в действиях. Менеджеры с таким стилем управления не вмешиваются в работу команды и участвуют только в том случае, если что-то идет не так или команда сама этого требует. 

«Laissez-Faire» подразумевает присутствие менеджера только в начале и в конце рабочего процесса. Роль лидера в начале – дать рекомендации по работе, сказать о своем видении, ответить на вопросы. Роль в конце процесса – просмотр и оценка результатов, рекомендации, что можно сделать, чтобы в будущем достичь еще больших успехов. 

В 2004 году, основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин внедрили правило «20 процентов рабочего времени». Это правило подразумевало то, что один рабочий день в неделю (то есть 20%) сотрудники могут уделять на работу над любым проектом без какого-либо контроля. Эта свобода дает возможность специалистам сосредоточиться на работе, которой они увлечены и экспериментировать с новыми творческими идеями. Используя правило «20 процентов рабочего времени», были внедрены такие успешные инновации как AdSense, Gmail и Google Maps.

В каких ситуациях стиль управления «Laissez-Faire» принесет наибольший эффект?

Следует отметить, что этот способ управления нужно использовать в командах, которые обладают высокой экспертизой и профессионализмом. Дело в том, что команды, в которых много новичков не способны полностью весь процесс вести самостоятельно без менеджера и периодически требуют консультации. В противном случае конечный результат будет не таким, как его ожидал менеджер. 

Плюсы стиля управления «Laissez-Faire»:

  • в компаниях, где работают высококвалифицированные специалисты способствует инновациям и творчеству;
  • сотрудники, которые всегда хотели быть более самостоятельными в работе становятся мотивированными и вовлеченными;
  • повышается командная работа, поскольку специалисты синхронизируются и помогают друг другу.

Минусы стиля управления «Laissez-Faire»:

  • без руководства может пострадать производительность и результативность, поскольку есть риск, что сотрудники будут испытывать недостаток общения с менеджером;
  • некоторые сотрудники могут думать, что менеджеру все равно на команду, её работу и конечный результат;
  • если команда не может самомотивироваться и не обладает достаточным количеством скилов, чтобы решать проблемы самостоятельно, есть риск того, что задачи не будут сделаны в срок.

Самый подходящий стиль менеджмента: есть ли он

К сожалению, волшебной таблетки, как и одного волшебного стиля менеджмента, который решит все проблемы нет. У каждого из стиля есть как свои преимущества, так и недостатки. Более того, многое зависит от характера руководителя и сотрудников, задачи и проектов, над которыми нужно работать. 

Именно поэтому многие руководители используют несколько типов управления, в зависимости от опыта команды, задач и профессионализма. Например, если ситуация экстренная и нужно быстро принять решение, оптимальный вариант – авторитарный стиль, но если команда состоит из творческих людей, которые высококвалифицированные и хотят больше свободы, управление «Laissez-Faire» – must-have.

В целом, чтобы подытожить, хотим отметить, что идеальный стиль управления должен соответствовать вашим навыками, опыту и личности, потребностям команды и, конечно же, культуре компании.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Каптоприл инструкция по применению при каком давлении можно принимать дозировка
  • Инструкция по обработке расчесок в доу санпин
  • Сулайдин гель инструкция от чего помогает
  • Руководство по ремонту hyundai galloper 1 galloper 2
  • Обн 450 облучатель бактерицидный инструкция по применению