Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия
г. Зернограда
Подготовила: классный руководитель 8 «Б» класса
Ревенко Людмила Ивановна
—
2016 –
Мы все родом из детства. Вспоминая детство,
каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его
жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге,
с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении
проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще
всего — это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит
к ребенку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья,
поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками,
учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое
являются сферами заботы классного руководителя. Поэтому можно сказать, что
он — одна из ключевых фигур в процессе развития
и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения.
Какова же роль классного руководителя в организации
внеурочной деятельности учащихся?
Внеурочная познавательная деятельность
традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной
деятельности детей в школе. Она может быть организована в форме факультативных,
кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности.
Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно
понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические
и физические — ложатся именно на классного руководителя. Для
учителя не составляет труда провести урок, но эмоциональные
составляющие классной жизни надо прочувствовать. Те, кто сегодня отказываются
от классного руководства, понимают, какой большой объем работы выполняют
классные руководители.
Традиционно в школах внеурочная
деятельность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке,
спортивной секции, детском общественном объединении и т. д. Современный
ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по
характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру
реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них
ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счёт одних своих свойств
он может порождать процессы усреднения личности, за счет других — развивать
индивидуальность ученика, его творческий потенциал.
Индивидуальные формы, как правило,
связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и детей.
Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют
успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, задушевный разговор,
консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного
поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск
решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но
чаще всего они сопровождают друг друга.
Использование индивидуальных форм
работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать
ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру,
устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо
взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный,
индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе
подростка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание
поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах
работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может
оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных дел.
К групповым формам работы можно отнести
советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих
формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как
организатор. Главная его задача, с одной стороны, помочь каждому проявить себя,
а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного
результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. Влияние
классного руководителя в групповых формах направлено также на развитие гуманных
взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой
связи важным средством является пример демократичного, уважительного,
тактичного отношения к детям самого классного руководителя.
К коллективным формам работы классного
руководителя со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы,
спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, турслеты, спортивные
соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий в
этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего
участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на
детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным
примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.
Многообразие форм и практическая
необходимость постоянного их обновления ставят классных руководителей перед
проблемой их выбора. В педагогической литературе можно найти описание различных
форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т.д.
Классный руководитель и педагогический
коллектив. Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве
с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами,
которые работают с учениками данного класса. Взаимодействуя с
учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и
координатора педагогической работы с учащимися и коллективом. Он знакомит
учителей с результатами изучения детей, привлекая и классный коллектив, и
учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи
ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск
средств, способов, обеспечивающих успешность учебной деятельности ребенка, его
самореализацию на уроке и во внеучебное время.
Классный руководитель систематически
информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях,
об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и
его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к
обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам
скорректировать их действия, предварительно познакомив их с особенностями
психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными
способами педагогического влияния на таких детей.
Классный руководитель регулирует
отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии
воспитания, особенностях родителей, организует встречи родителей с
учителями-предметниками с целью обмена информацией об успехах обучения и
воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с
учащимися.
Классный руководитель привлекает
учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе,
способствует закреплению знаний и умений, учету профессиональных интересов
школьников; привлекает учителей к подготовке и проведению собраний с
родителями.
Классному руководителю
— целесообразно выявлять типичные проблемы в
работе с коллективом, отдельными группами учащихся, проводить специальные
семинары для педагогов.
— полезно организовать посещение учебных занятий
с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку
и способов взаимодействия педагогов с коллективом.
Классному руководителю необходимо быть
интересной личностью, глубоко владеть знаниями, умениями в одной
из областей культуры: увлекаться театром, живописью, каким-то направлением
в литературе, играть на гитаре, рисовать, петь, заниматься спортом,
разбираться в моде, подпитываться информацией из сети Интернет
и быть просто культурным человеком. Уважение у ребят вызывает
классный руководитель, который духовно богат, справедлив, имеет свои принципы,
умеет защищать интересы своего класса и свои собственные интересы. Важным
качеством ученики считают обладание чувством юмора, умение не довести
ситуацию до конфликта, оказать педагогическую поддержку. Приоритетными для
настоящего классного руководителя являются принятие каждого ребенка, уважение
его как личности.
Классный наставник обязан был вникать
во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за
взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА»
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
АВТОР: СКЛЯРЕНКО ТАТЬЯНА ГРАНИТОВНА,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ 2 «Б» КЛАССА
МБОУ Г. ИРКУТСКА СОШ № 4
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
СТР. 3 |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Сравнение целевых установок Формы и способы организации внеурочной деятельности Виды внеурочных занятий Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности в школе Из опыта работы |
СТР. 5 СТР. 6 СТР. 6 СТР. 7 СТР. 7 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
СТР. 8 |
ЛИТЕРАТУРА |
СТР. 9 |
ПРИЛОЖЕНИЯ Конспект внеурочного занятия «Мы за МИР без войны!» |
СТР. 10 |
ВВЕДЕНИЕ
Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.
Актуальность данного исследования состоит в том, что внеурочная деятельность представляется нами как систематический творческий поиск форм и способов жизнедеятельности школьников, а так же как продуктивное сотрудничество ученика и учителя. Мы рассматриваем внеурочную работу как хорошую возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Цель исследования обосновать возможность внеурочной деятельности выступать частью воспитательной системы класса.
Объект исследования внеурочные занятия в начальной школе.
Предмет исследования воспитательный потенциал внеурочных занятий.
Гипотеза исследования состоит в том, что мы предполагаем если внеурочная деятельность младших школьников будет включена в воспитательную систему класса, то возможен более эффективный результат в достижении образа выпускника начальной школы определенного ФГОС.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть внеурочные занятия как часть воспитательной системы класса.
2. Обосновать и экспериментально проверить эффективность воспитательного потенциала внеурочной деятельности.
Теоретические методы исследования:
- теоретический анализ педагогической литературы по предмету исследования;
- обобщение и анализ опыта воспитательной деятельности средних общеобразовательных учреждений.
Эмпирические методы исследования:
- констатирующий и формирующий эксперименты;
- сравнение и обобщение;
- диагностические методики (анкетирование, тестирование, беседы).
Экспериментальная база исследования: МБОУ г. Иркутска СОШ № 4.
Этапы исследования:
На первом этапе (01.09.2014 г. – 25.12.2014 г.) – проводилось изучение и теоретический анализ состояния проблемы, выявлялся воспитательный потенциал внеурочных занятий.
На втором этапе (26.12. 2014 г. – 31.01.2015 г.) — осуществлялось обоснование методических основ решения проблемы исследования, шла корректировка авторского материала, проводилась проверка основных положений гипотезы и уточнение теоретических выводов и итоговых результатов исследования.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА
Сравнение целевых установок
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания.[1] При этом внеурочная деятельность рассматривается как проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива. А воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, содействующий развитию личности и коллектива. При ближайшем рассмотрении целевых ориентиров внеурочной деятельности и воспитательной системы класса мы увидим, насколько они тесно перекликаются и в качестве главного и там и там определяется содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности, становлению и проявлению индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности. Конкретные цели определяются педагогическим коллективом образовательного учреждения самостоятельно.
Исходя из вышеизложенного мы можем сделать вывод, что умело организованная внеурочная деятельность, вполне может стать частью воспитательной системы класса. При этом следует помнить, что для младших школьников свойственна неустойчивость интересов и увлечений, поэтому проектируемое многообразие деятельности станет хорошим подспорьем для удовлетворения новых потребностей и интересов, для апробирования своих сил и способностей.
Создание воспитательной системы класса предполагает использование системного подхода в учебно-воспитательном процессе. Внеурочная деятельность в контексте системного построения практики воспитания рассматривается лишь как один из элементов воспитательной системы, который взаимосвязан с другими её компонентами и призван способствовать повышению эффективности и развитию этого целостного воспитательного комплекса.
Формы и способы организации внеурочной деятельности
Занимаясь организацией внеурочной деятельности мы определили, что для достижения большего эффекта необходимо продумать формы и способы организации внеурочной деятельности. В Федеральном стандарте рекомендуется использовать такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Надежда Евгеньевна Щуркова отмечала «В режиме внеурочной (внеклассной) деятельности ядром воспитательного процесса становится и традиционно является в российской школе групповая деятельность учащихся, называемая в практике групповым делом или воспитательным мероприятием».[2]
Виды внеурочных занятий.
Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей. Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги и т.д.
Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей — всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности.
Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах самоуправления, участие в трудовых, социальных и других акциях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка класса и школы, вечера, праздники и пр.
Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий учащихся, таких как инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещения театров и многое другое.
Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и прочее.
Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности в школе.
Одна из распространенных моделей организации внеурочной деятельности в школе является Оптимизационная модель. Это модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения.
В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Опыт работы показывает, что преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Из опыта работы
Разрабатывая воспитательную систему класса мы ориентировались на три уровня результатов воспитательной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Воспитательная система класса включает 4 подпрограммы:
1 класс – «Познавайка» (узнают свои способности)
2 класс – «Развивайка» (развивают свои способности)
3 класс – «Сотворяйка» (творческое проектирование)
4 класс — «Помогайка» (социальное проектирование)
В 1-м классе можно увидеть, как важен именно деятельностный подход, где ученики учатся не только открывать для себя новые знания, но и сами открывают в себе, то, что им больше всего интересно.
Второй год обучения предполагает раскрытие творческих способностей, чтобы не только выявить талантливых детей, но и помочь раскрыться детям замкнутым, стеснительным.
Третий год обучения, посвящен общественно-полезному труду и творческому проектированию. В этом направлении каждый ученик может попробовать себя в роли исследователя, художника, дизайнера.
На четвертый год обучения, учитель знает, на что способен его ученик, в каком творчестве преуспел. Когда выпускник начальной школы чувствует себя уверенно, принимает активное участие во всех школьных, классных делах, знает что хочет, в какой области ему нет равных – он хочет показать себя и помочь тому, кто в этом нуждается.
Основные направления воспитательной системы класса находят свое отражение во внеурочных занятиях:
Спортивно-оздоровительное — «Юные шахматисты», «Здоровое питание»
Художественно-эстетическое — «Художественное творчество . Станем волшебниками»; «Смотрю на мир глазами художника»
Научно-познавательное — «В мире книг»
Социальное — «Дарить радость»
Общеинтеллектуальное — «Путешествие в компьютерную долину»
Общекультурное — «Любительский театр»
Проектная деятельность – «Я – исследователь»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, стоит отметить, что внеурочная деятельность, как часть воспитательной системы класса играет значительную роль в достижении результата, соответствующего образу выпускника начальной школы:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир; владеющий основными умениями учиться;
- любящий родной край и свою страну;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни.
И еще, современный ребенок сегодня должен не только что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит актуальным остается деятельностный метод не только в учебной деятельности, но и во внеурочной, так как этот метод предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика.
Подводя итог, отмечу, внеурочная деятельность — это система занятий школьника, где педагогами решаются задачи воспитания. В рамках воспитательной системы класса из этих отдельных занятий должна получиться целостная общественная жизнь ученика в школе — интересная, насыщенная.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010.
3. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. — М., 1999.
4. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
5. Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010.
6. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. — М., 2010.
ПРИЛОЖЕНИЕ
План внеурочного занятия по программе «Художественное творчество. Станем волшебниками»
Тема: «Мы за МИР без войны!»
Форма: интерактивное занятие с элементами творческого проектирования.
Направленность: нравственная, патриотическая.
1 этап:
- работа со стихотворением А. Барто «В дни войны»
В дни войны |
|
Война — самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей. Война искалечила тысячи, миллионы детских судеб. Дети войны рано взрослели и испытали все тяготы военного времени: холод, голод, отсутствие родительской ласки.
- сравнение фотографий военных разрушений и мирной жизни
«Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?» Толстой Л. Н.
- сравнение фотографий детей войны и современных детей
- рефлексия этапа: мы не хотим войны, мы благодарны ветеранам за мирную жизнь, хотим сказать им спасибо. В знак благодарности можем изготовить панно «Мы за МИР без войны!» и подарить госпиталю ветеранов, расположенному в нашем микрорайоне.
2 этап: коллективная работа над созданием панно.
3 этап: экскурсия в госпиталь ветеранов, вручение подарка.
[1] Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
[2] Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. — М., 2010
Роль классного руководителя во внеурочной деятельности в условиях ФГОС
Новая модель российского образования до 2020г предполагает , что учащиеся сами строят индивидуальные траектории и становятся мобильными за счёт выбора курсов и программ.
Ключевым фактором результативности становится самостоятельная работа обучающихся , следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования.
Индивидуализация образовательных траекторий и повышение самостоятельности обучающихся меняют роль педагога. Складывается новый портрет педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов.
Уже в школе дети должны раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном мире.
Педагог, который не сковывает, а освобождает,
не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует,
не диктует, а учит, не требует, а спрашивает,
переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут.
Януш Корчак
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и среднего общего образования. Это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива. Это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
ФГОС является преемником многих идей, реализованных с различной степенью полноты в предшествующих проектах образовательных стандартов. Его инновационность заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности.
В материалах ФГОС используется понятие «внеурочная деятельность», которая стала рассматриваться как неотъемлемая частью образовательного процесса, но ее четкого и внятного определения в стандарте не дается. Она характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Эта деятельность имеет свои собственные задачи, но, одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Главной целью организации внеурочной деятельности в школе является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
Задачами внеурочной деятельности по ФГОС является:
создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;
создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося;
создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время;
развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Внеурочной деятельности предписывается организация направлений развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное) в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Во внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения принимают участие все педагогические работники данного учреждения (классные руководители, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, школьные педагоги дополнительного образования и другие).
Классный руководитель – самая массовая категория организаторов внеурочной деятельности в образовательных учреждениях. Главное направление деятельности классного руководителя – забота об индивидуальном развитии ребёнка, проследить формирование личности, посодействовать максимальному проявлению личностных особенностей и выявить индивидуальные способности.
Настоящий классный руководитель – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе. Классный руководитель ведёт внеурочную деятельность в рамках классного коллектива: это дни именинника, диспуты, походы, экскурсии, спортивные состязания в рамках класса, конкурсы, совместные мероприятия с родителями и т.д.
Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны для самого классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает классному руководителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности как сейчас говорят.
Классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.
В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в основе реализации стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств. Классный руководитель становится активным участником заключения взаимной договоренности между школой и родителями по удовлетворению потребностей, интересов и требований каждой из сторон, закрепляя за стандартом характер конвенциональной нормы.
В условиях реализации новых образовательных стандартов классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для проявления инновационной активности детей.
Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности, которую организуют педагоги-организаторы. Общешкольные досуговые, познавательные и спортивные мероприятия неотъемлемая часть внеурочной деятельности. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, «круглых столов», конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Большое значение во внеурочной деятельности имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников. Возможность ребенку сменить статус (неуспевающего на успешного), роль ученика на роль ребенка, подростка – спортсмена, художника, танцора, певца, актера и т.п. Неуспевающий ребенок в учебе, успевающий в творчестве.
Кроме того, именно в пространстве дополнительного образования появляется реальная возможность расширить круг общения как взрослых, так и детей, найти друзей среди ребят другого возраста, включиться в общение с руководителями творческих объединений, которые не являются их учителями и, следовательно, не знают о его учебных успехах и неудачах.
К тому же, там, где дополнительное образование достаточно развито и стало настоящим подразделением школы, большинство занятий проводятся не в учебных классах, а в иных помещениях. Это также сказывается положительно на эмоциональном состоянии детей.
Творческое объединение в системе дополнительного образования детей – это не просто занятия кружка по предмету, который ведет учитель. Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественно и технического творчества, различных спортивных дисциплин, декоративно-прикладного искусства и др. видов деятельности, число которых весьма велико, а также профориентации подростков – выбор специальности.
Внеурочная деятельность, является значительным стимул к развитию, обогащает образовательное пространство школы вместе с дополнительным образованием.
Роль школьного дополнительного образования необходимая и неотъемлемая часть внеурочной деятельности, способствующая гармоничному соединению трех равнозначных сфер: учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования. Такой подход позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать, как содержательные, так и организационные проблемы, проблемы интеграции основного и дополнительного образования.
В заключении хочу сказать:
«Ребенок – росток человеческий.
В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию.
Цель становящейся личности – утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.Красота души учителя России – уникальное национальное достояние нашей страны. От гуманности его мышления, уровня сознания, интеллекта и глубины культуры зависит умение в столь сложное время происходящих в стране глобальных перемен не только передать детям всё богатство мировой и отечественной культуры, но и научить их беречь его, развивать духовные традиции многонациональной России.»
25.04.2022
Формы внеурочной деятельности классного руководителя в р амках ФГОС
учитель информатики, социальный педагог, зам. директора по ВР
Статья на тему «Формы внеурочной деятельности классного руководителя в рамках ФГОС». Рассмотрены вопросы роли классного руководителя в реализации внеурочной деятельности обучающихся сквозь призму «портрета выпускника».
Оценить
361
Содержимое разработки
«Формы внеурочной деятельности классного руководителя в рамкахФГОС»
Потапенко Оксана Павловна,
учитель информатики, заместитель директора по ВР
МБОУ «СШ №40»
города Нижневартовска
ВоспитательныйкомпонентФГОСОО
Всовременныхусловияхобразованиевыполняетважнейшуюрольвобеспечениистабильностиобщественнойжизни,впреодолениикризисныхпроцессов,связанныхссоциализациейчеловека,егоидентичностью,духовнойжизнью,наследованиемипродолжениемнациональныхтрадиций иценностей.
Всвязисэтимпередсовременнойроссийскойшколойпоставленамасштабнаясоциокультурнаязадача–статьструктурообразующимкомпонентомобщенациональногопространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,интегрирующимнетолькоинтеллектуальную,ноигражданскую,духовную,культурнуюжизнедеятельностьшкольника.
Необходимостьрешенияданнойзадачиприводитктому,чтовсистемеобщегообразованияактуализируетсязначимостьтакихпроцессов,каквоспитание,развитиеисоциализацияличности,всвязисчемвпервыевисториироссийскогообразованиявФедеральный государственный стандарт общего образования и был введен воспитательныйкомпонент.
«Концепциядуховно-нравственногоразвитияивоспитанияличностигражданинаРоссии»
Методологическойиценностно-нормативнойосновойреализациивоспитательногокомпонента ФГОС ОО является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитанияличностигражданинаРоссии»,вкоторойсформулированысовременныйнациональныйвоспитательныйидеал,системабазовыхнациональныхценностей,определенаважнейшаяпедагогическаяцельсовременногообразования,охарактеризованыосновныепринципыпостроенияоткрытогоинравственногоуклада школьной жизни
Воспитательныйидеал
В ФГОС ОО для разных ступеней общего образования современный воспитательный идеалконкретизируется в виде «портрета выпускника»соответствующей ступени образования,представляющегопереченьопределенныхличностныххарактеристик,согласованныхсвозрастными задачами развития обучающегося определенной ступени общего образования ссоблюдениемпринципапреемственности и развития
Модельвоспитательнойсистемы
Модельвоспитательнойсистемы,реализуемойвобразовательнойорганизациипредставленавсоответствующихвоспитательныхпрограммах: Согласно требованиям ФГОС НОО к структуре ООП для начального уровня общегообразования представлены две программы, непосредственно направленные на решение задачвоспитания и социализации младших школьников – это «Программа духовно-нравственногоразвитияивоспитанияобучающихсянаступениНОО»и«Программаформированияэкологическойкультуры, культурыбезопасного издоровогообразажизни».
А для уровня основного и среднего общегообразования – это «Программа воспитанияисоциализациинаступениООО» и«ПрограммавоспитанияисоциализациинаступениС(П)ОО», которые направлены на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания исоциализации обучающихся соответствующих ступеней, их профессиональную ориентацию,формированиеэкологическойкультуры,культурыбезопасногоиздоровогообразажизни.
Внеурочнаядеятельность
Образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, инаправленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательнойпрограммыначального общего образования.
Задачивнеурочнойдеятельности
-
обеспечитьблагоприятнуюадаптациюребенкавшколе;
-
оптимизироватьучебнуюнагрузкуобучающихся;
-
улучшить условиядляразвитияребенка;
-
учестьвозрастныеииндивидуальныеособенностиобучающихся.
Направлениявнеурочнойдеятельности
-
спортивно-оздоровительное
-
духовно-нравственное
-
социальное
-
общеинтеллектуальное
-
общекультурное
Типыорганизационныхмоделейвнеурочнойдеятельности»
-
модельдополнительногообразования
-
модель«школыполногодня»;
-
оптимизационнаямодель
-
инновационно-образовательная модель.
Оптимизационнаямодель
Модельвнеурочнойдеятельностинаосновеоптимизациивсехвнутреннихресурсовобразовательногоучрежденияпредполагает,чтовеереализациипринимаютучастиевсепедагогическиеработники данногоучреждения:
учителя,педагог-организатор,социальныйпедагог,педагог-психолог,учитель-дефектолог,учитель-логопед,воспитатель, старший вожатый,тьютори другие.
Формыорганизациивнеурочнойдеятельности:(наслайде)
-
экскурсии
-
кружки, секции,
-
круглыестолы
-
конференции
-
диспуты
-
школьныенаучныеобщества
-
олимпиады
-
соревнования
-
поисковые и научные исследованияобщественнополезныепрактики идругих.
Неоценимарольклассногоруководителяворганизациивнеурочнойдеятельностиврамкахреализации оптимизационной модели.
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей.
Внеурочнуюдеятельностьклассныйруководительосуществляетвтомчислечерезвзаимодействиесколлегами изразличныхструктурных подразделенийобразовательной организации.
Совместнаядеятельностьклассногоруководителя:
-
педагог-психолог;
-
социальныйпедагог;
-
библиотекарь;
-
педагог-организатор.
Внеурочная деятельность классного руководителя ориентирована на создание условийдля:
-
творческойсамореализацииребѐнкавкомфортнойразвивающейсреде,стимулирующейвозникновениеличностногоинтересакразличнымаспектамжизнедеятельностиипозитивногопреобразующегоотношениякокружающейдействительности;
-
социальногостановленияличностиребѐнкавпроцессеобщенияисовместнойдеятельностивдетскомсообществе,активноговзаимодействиясосверстникамиипедагогами;
-
профессиональногосамоопределенияучащегося,необходимогодляуспешнойреализациидальнейшихжизненныхплановиперспектив.
Формы внеурочной деятельности – их спектр широк и практическивкаждом из нихвеликарольклассногоруководителя.
Нетрадиционные формы внеурочнойдеятельностиносятсобытийный характер)
«Снимаемфильм»(включаетформу«Сценарий»)
«Образовательнаяэкспедиция»,«Расписаниеканикул», «Коллективноетворческоедело»,«Музейкласса»,«Гость»(можетвключатьформу «Интервью»)
«Столнаходок»–ребѐнокнаходитрешениесвоихпроблем,трудностей
«Студия»–учащийсядемонстрируетинаучаеттому,чтоможет сам
«Ритуалвзросления»–традицияотмечатьновыйсоциальныйопыт,приобретѐнныйдетьми
«Образовательная встреча» – ученик пользуется своим правом получитьконсультативнуюпомощьпедагогаили психолога
Патриотическое
−Образовательныеикраеведческиеэкскурсии
−Классныечасынаизучениеправовыхнормгосударства,законов
−КТД,праздники,викторины,познавательныеигры
−Смотры-конкурсы,выставки
−Исследовательскаядеятельность
−Школьныймузей
−Этическиебеседы, урокимужества,встречисветеранамиВОВ
Образовательноенаправление
−Викторины,познавательныеигрыибеседы
−Детскиеисследовательскиепроекты
−Внешкольныеакциипознавательнойнаправленности(олимпиады,конференцииучащихся,интеллектуальныемарафоны)
−Предметныенедели,праздники,урокиЗнаний,конкурсы
Спортивно-оздоровительное
− Спортивно-массовыеи физкультурно-оздоровительныеобщешкольныемероприятия:школьныеспортивныетурниры, соревнования, ДниЗдоровья
−Утренняязарядка, физкультминуткинауроках,организация активныхоздоровительныхперемени прогулокнасвежемвоздухевовремя группыпродленногодня
−Контрользасоблюдениемсанитарно-гигиеническихтребований
−Оформлениеуголковпотехникебезопасности,проведениеинструктажасдетьми
−Тематическиебеседысошкольнымфельдшером
−Интерактивныеигры,спортивныеконкурсывклассе,викторины,проекты«Здоровье-плюс»,обсуждениегазетныхижурнальных публикацийпотеме«Спорт»
−Поощрениеучащихся,демонстрирующихответственноеотношениекзанятиямспортом,демонстрацияспортивныхдостиженийучащихся класса
−Агитацияизаписьучащихсяклассавспортивныесекции
−Организацияпоходоввыходногодня
Художественно-эстетическое
-
Культпоходывтеатры,музеи,выставки
-
Концерты,инсценировки,праздникинауровнеклассаишколы
-
Кружкихудожественноготворчества
-
Художественныевыставки,фестивалиискусств,спектакливклассе,школе
-
Приглашениеартистовтеатровгородавшколу
-
Праздничноеоформлениешколыиклассныхкомнат
Очень важны современные активные формы: виртуальные музеи, экскурсии, витруальные путешествия, — квесты (Квест (английское “quest”, поиск) – это разновидность игр, в которых ваш герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то поручение (примеры: убить дракона, спасти мир, )
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/493683-formy-vneurochnoj-dejatelnosti-klassnogo-ruko
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Жиганшина Е.И., руководитель МО классных руководителей
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
Организация внеурочной деятельности детей в любой школе всегда была и остается очень важной сферой деятельности классных руководителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для классного руководителя, и для детей. Так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для обучающихся стороны личности самого классного руководителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает взрослого и ребёнка друзьями на всю жизнь. Это дает классному руководителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность обучающихся своего класса. При этом важно учесть, что:
-ребенок, подросток, девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей, взрослой;
-нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям обучающихся реальная жизнь с разнообразными видами деятельности (не только учебными, но и трудовыми, благотворительными, общественно значимыми, самодеятельно творческими, досуговыми и др.), имеющими познавательно- мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенно-практическую направленность;
-каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека;
-при отборе содержания, форм и методов воспитания следует непременно учитывать специфические позиции детей и взрослых, прежде всего педагогов и родителей, в воспитательном процессе:
а) в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями,
б) в связи с особенностями номинальных и реальных групп,
в) с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;
-наконец, классный руководитель ориентируется на приоритетные, наиболее популярные формы работы с сегодняшними детьми и подростками, сохраняя то лучшее, что накоплено отечественной и зарубежной практикой и методикой воспитания.
Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей детей к различным видам деятельности;
- оказание помощи в поисках «себя»;
- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширение рамок общения с социумом.
Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.
Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.
Во внеурочной деятельности, как у любого социально-психологического культурологического явления, есть свои формы и методы.
Методы внеурочной деятельности.
1.Метод поиска правильного решения. Включение ребёнка в активную самостоятельную познавательную деятельность, оценка и поддержка на каждом этапе поиска.
- Метод взрыва. Доведение до наивысшего эмоционального накала радости или переживаний ребёнка, создание ситуации, когда ребёнок как бы сам принимает правильное решение, что приводит к эмоциональному и моральному удовлетворению.
3.Метод реконструирования. Создание положительных перспектив в жизни ребёнка, составление программ саморазвития личности в целом или отдельных качеств ребёнка.
4.Метод поощрения. Грамоты, сюрпризы, подарки, поощрения в виде экскурсионных поездок, участия в праздничных мероприятиях, благодарность за групповую работу как в устной форме, так и с вручением похвальных листов, выпуск стенных газет с одобрением работы класса,
5.Метод осмысленного, целенаправленного наблюдения, нацеленного на решение определённых задач. Синтез, группировка, классификация, обобщение, самостоятельное формулирование выводов на основе наблюдений; передача от учителя к ученику инициативы в реализации отдельных компонентов внеурочной деятельности поэтапно; усложнение заданий
- Метод обучения правильному общению через деловое общение в группах с поэтапным контролем и проверкой на заключительном уровне, эмоциональному общению во внеурочной деятельности. Беседы с последующим анализом ситуаций как положительного, так и отрицательного свойства, создание условий для приобретения положительного опыта общения, создание положительного общественного мнения.
- Метод переучивания. Включение ребёнка в активную социально – ценную деятельность, оценка и поддержка положительных проявлений со стороны обучающегося, контроль и проверка выполнения предъявляемых к ребёнку требований, предъявление чётких запретов на негативные проявления обучающихся.
8.Метод убеждения и переубеждения. Работа в группе, участие в работе класса, в подготовке внеклассных мероприятий, участие в различных групповых соревнованиях на разных уровнях. Беседы с приглашением взрослых товарищей. создание положительно общественного мнения на имение собственного взгляда на проблему, создание условий для приобретения ребёнком положительного жизненного опыта, включение в активную социально – ценную деятельность, оценка и поддержка положительных проявлений со стороны обучающегося, контроль и проверка выполнения предъявляемых к ребёнку требований, предъявление чётких запретов на негативные проявления обучающегося, такие как отстаивание заведомо неверной точки зрения.
9.Метод перевоспитания. Вовлечение индивидуума в общественную жизнь, где чётко оговорены права и обязанности каждого для всех, оценка и поддержка положительных проявлений со стороны учащегося, как члена коллектива, контроль за деятельностью ребёнка как члена социума.
10.Метод «узнаю лучше – уважаю больше». Коллективные посещения учреждений культуры, проведение достаточно количества внеклассных мероприятий с самоподготовкой к ним.
- Метод личного примера. Включение ребёнка в работу через подражание примеру взрослого, беседы с родителями о правильности трудового домашнего воспитания, проведение совместно с трудовых десантов, выездов на природу, где личным примером будут учить правилам поведения в лесу, лугу и т. д.
Форма– это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.
В поисках формы классный руководитель исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое бы наилучшим образом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребенок же от формы идет к содержанию: он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути; он увлекается формой, чтобы потом принять идею.
Форма внеурочной деятельности выполняет чрезвычайное назначение: благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме воспитанник проживает удовлетворение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетворения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности.
У формы есть еще одно ключевое назначение:
она помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенность малышей и старших, девочек и мальчиков, подростков и юношей, несходство групп, классов, индивидуальностей. Им нравится специфическое оформление, подчеркивающее их автономию.
Педагогический поиск формы сопряжен с некоторыми условиями.
- Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия так, чтобы аудиалы, визуалы и кинестетики получали достаточную духовную пищу для внутренней активности.
- Форма должна быть изменчивой, но осуществлять это следует не через резкую замену известной детям формы новой, им неизвестной, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны, так чтобы форма смогла до конца исчерпать себя и незаметно быть вытесненной чем-то принципиально иным. Форма воспитательной работы динамична и не подвластна фиксации в качестве наилучшего образца.
- Форма не может быть воспроизведена в своем целостном виде, она всякий раз заново разрабатывается для конкретных обстоятельств. Отправной точкой данной разработки является содержательная идея, она подлежит анализу в применении к реальности, а вариативность форм рождается как следствие такого анализа.
Таким образом, форма – это то, благодаря чему какое-то явление существует для восприятия; это способ существования чего-либо; это плоть содержания.
Форму внеурочной деятельности с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом поддаются классификации.
Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно: учебно-познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, трудовая, физкультурно-оздоровительная и спортивная, общественно-патриотическая, досуговая, лекционно-образовательная деятельность. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей.
Учебно-познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей. Организуется она в таких формах внеурочной деятельности, как экскурсии, олимпиады, лектории, недели книги , предметные недели,библиотечные часы; фестивали творческих и научно-исследовательских проектов; общешкольные смотры-конкурсы «Лучший ученик»), «Лучший выпускник школы», «Лучшее портфолио ученика».
.
Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей — всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку обучающимися отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты, беседы о правилах безопасности дорожного движения; экологическая работа, праздники и фестивали народного творчества, национальных обычаев и традиций;
беседы о правилах поведения в общественном месте; работа с социально- неадаптированными подростками.
Общественная деятельность предполагает участие обучающихся в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления, вечера, праздники и пр.
Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий обучающихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах. Классные руководители имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ обучающихся; проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
-участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне города, области;
Трудовая деятельность. Положительно воздействует на детей совместная работа, различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства клумб, Также развитию трудовых навыков подчинена работа кружков, процесс дежурства по уборке помещений и территории, фестивали профессий, выставки самоделок;.
Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность:
работа спортивных секций; общеоздоровительная работа; проведение подвижных игр и «весёлых стартов»;проведение внутришкольных и городских спортивных соревнований; проведение бесед по охране здоровья, «Малых олимпийских игр», турниров (чемпионатов) по волейболу, баскетболу, легкой и тяжелой атлетике, шахматам и шашкам, спортивных эстафет; соревнований «Мама, папа, я — спортивная семья», «Самый спортивный класс».
Общественно-патриотическая деятельность: «уроки мужества»;посещение городского музея; экскурсионная работа; организация и проведение субботника по благоустройству школы. тематические вечера и праздники; военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок», соревнования «Безопасное колесо», отрядов ЮИД (юных инспекторов дорожного движения) и ЮДП (юных друзей пожарников).
Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать детям , однако классный руководитель не должен быть посторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы КВНы, просмотр и обсуждение фильмов,. тематические праздники, фестивали творчества и фантазии; конкурсы: «Алло, мы ищем таланты», «А ну-ка, парни», «Мисс школа», интеллектуальные турниры знатоков; конкурсы инсценированной или строевой песни, театральных постановок, чтецов и авторского творчества, «огоньки», круглые столы, дискотеки, посиделки, работа кружков и клубов по интересам, «мозговые штурмы», дискуссии и интерактив.
Лекционно-образовательная: проведение родительских собраний; лектории;
индивидуальная работа с родителями.
Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации всех этих форм работы. Прежде всего, в педагогике воспитательной работы в школе не очень ясно само понятие «форма работы» и часто ее трудно отличить от метода. Однако для классного руководителя важно все же знать, как он организует деятельность учеников, какими он обладает возможностями, так сказать, методическим арсеналом.
Форму внеурочной деятельности с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом поддаются классификации.
Коррекционная направленность внеурочной деятельности состоит в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.
Внеурочная деятельность (в отличие от учебной) предоставляет возможность подростку не только свободы выбора действия, но и создаёт условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.
Классный руководитель должен многое знать и уметь для правильной методической организации всех этих форм работы. В частности, следует осознавать, что в разных формах воспитательной работы классного руководителя преобладает то или иное основное средство воздействия. В беседе, конференции по нравственным и другим социальным проблемам главным будет воздействие словом, информацией (вспомним метод убеждения). В театральной постановке осуществляется воздействие образом, зрелищем, совместным эстетическим переживанием. В соревновании, в трудовой акции на воспитание работает игра, действие, деятельность детей. Конечно, в большинстве форм слово, образ, игра, действие тесно слиты, но педагог должен понимать, что является основным средством воздействия, и в зависимости от этого организовывать какое-либо дело с детьми.