Внешняя политика Горбачева
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 63.
Обновлено 17 Февраля, 2022
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 63.
Обновлено 17 Февраля, 2022
За годы нахождения Михаила Горбачёва у власти произошли изменения во внешнеполитическом курсе СССР, которые повлекли за собой бархатные революции в социалистических государствах Европы, а также роспуск блоков СЭВ и ОВД. Ещё до вступления на должность генерального секретаря ЦК КПСС Михаил Сергеевич совершил несколько поездок за рубеж, в том числе в Италию, Францию и Бельгию. В 1983 году он посетил Канаду, а в 1984 — Великобританию, где встретился с Маргарет Тэтчер.
Внешняя политика в 1985–1988 годах
Этот период следует считать первым во внешнеполитической деятельности Михаила Горбачёва.
В 1985–1988 годах ещё существовал блок социалистических государств, торговый обмен между ними был на уровне пиковых показателей. СССР оказывал помощь в строительстве социализма ряду государств:
- Никарагуа;
- Ангола;
- Мозамбик;
- Эфиопия;
- Южный Йемен;
- Афганистан;
- Ливия;
- три государства Индокитая — Лаос, Вьетнам, Камбоджа.
Военные расходы тяжёлым бременем ложились на экономику, поэтому Горбачёв попробовал улучшить отношения с Западом, особенно с США, где президентом был Рейган. Горбачёвская концепция внешней политики получила название «новое мышление». В одностороннем порядке был объявлен мораторий на испытание ядерного оружия. Генсек заменил на посту руководителя МИДа престарелого Андрея Громыко на Эдуарда Шеварднадзе, который и занимал эту должность до конца 1990 года.
В 1985–1988 годах Горбачёв провёл встречи не только с лидерами социалистических стран, но и с президентом США Рейганом в Женеве, Рейкьявике, Вашингтоне и Москве. Результатом стало подписание договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, который стал действовать с 1 июня 1988 года.
Внешняя политика в 1989–1991 годах
В 1989 году СССР вывел войска из Афганистана, но сохранил некоторую поддержку дружественного для себя президента Наджибуллы. Она прекратилась в конце 1991 года, и весной 1992 года к власти в этой среднеазиатской стране пришли моджахеды.
В том же 1989 году произошли бархатные революции и смена власти в социалистических странах Европы — Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии и Румынии. В последней дошло до вооруженного свержения Чаушеску. Исключением стала ГДР, которая в октябре 1990 года была поглощена ФРГ, а также Албания, где крах социализма пришёлся на 1991 год.
В 1990 году СССР прекратил поддержку многих стран социалистической ориентации и осудил вторжение президента Ирака Саддама Хусейна в Кувейт. Прекращение помощи соцстранам приводило к смене в них власти, например, в Никарагуа, где в 1990 сандинисты проиграли выборы, а также к экономическим проблемам, например, в КНДР и на Кубе.
Следствием бархатных революций стал роспуск военного блока социалистических стран — Организации Варшавского Договора (ОВД) 1 июля 1991 года. Почти одновременно с ним был распущен Совет Экономической Взаимопомощи. 31 июля 1991 года в Москве Горбачёв и президент США Буш-старший подписал договор об ограничении наступательных вооружений — СНВ-1.
Кратко по пунктам внешнюю политику СССР при Горбачёве можно охарактеризовать в таблице.
Концепция |
Новое мышление |
Глава МИДа СССР |
Э. А. Шеварднадзе |
Отношения с соцстранами |
Максимальная поддержка в 1985–1988 годах и её снижение в 1989–1991 годах |
Отношения со странами НАТО |
Встречи с президентами США, Рейганом и Бушем-старшим, односторонние уступки, согласие на объединение Германии |
Восстановление дипломатических отношений |
Албания, ЮАР, Израиль, Чили, Южная Корея |
Вывод войск СССР |
Афганистан, Монголия, бывшие страны ОВД |
Внешняя политика Горбачева имела свои плюсы и минусы. Итогом его деятельности стало упрощение для граждан выезда за рубеж, а также установление дипломатических отношений с рядом государств, к которым относятся Южная Корея, Израиль, Южная Африка, Албания, Чили.
Что мы узнали?
М. С. Горбачев возглавлял СССР с 1985 по 1991 год. Основным направлением его внешней политики стало западное, то есть европейско-американское. Улучшение отношений со странами НАТО пришлось компенсировать распадом социалистического блока и самого Союза.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 63.
А какая ваша оценка?
Для наилучшего опыта просмотра, пожалуйста, просматривайте проект с Комьютера, Ноутбука или Планшета
О ПРОЕКТЕ
«Виртуальный музей. Михаил Горбачев: Жизнь и реформы».
Международный общественный фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-Фонд) представляет интернет-проект Виртуальный музей «Михаил Горбачев: Жизнь и реформы».
—
Это рассказ «от первого лица».
Михаил Сергеевич Горбачев — Генеральный секретарь ЦК КПСС, Президент СССР — рассказывает о себе, об эпохе перестройки, изменившей нашу страну и мир.
—
Это биография М.С. Горбачева в контексте истории нашей страны.
—
Это уникальные документы, свидетельства современников и участников событий, фотографии из собрания семьи Горбачевых и архива Горбачев-Фонда, Российского государственного архива кинофотодокументов и Мультимедиа Арт Музея (г. Москва).
В основе проекта — мемуары М.С. Горбачева, его статьи, интервью разных лет. Экскурсия по виртуальному музею дает возможность ощутить дух и реалии перестроечного времени, лучше понять, как происходили грандиозные события ХХ века: демонтаж тоталитарной системы и начало демократизации в СССР и России, окончание холодной войны, объединение Германии, демократические революции в странах Центральной и Восточной Европы.
Команда Проекта
Ирина Горбачева-Вирганская — автор идеи
Ольга Здравомыслова — научный редактор
Павел Палажченко — научный редактор
Алексей Литвин — редактор-составитель
Елена Голосовская — бильд-редактор
Ирина Вагина — корректор
Проект реализован на
технической базе
Внешняя
политика СССР в 1985-1991 гг. Новое мышление
В первые
два года правления Горбачева внешняя
политика СССР основывалась на традиционных
идеологических приоритетах. Но в
1987-1988 в них были внесены серьезные
коррективы. Горбачев предложил миру
«новое политическое мышление». Оно
серьезно изменило к лучшему международные
отношения, существенно снизило
напряженность в мире. Однако некоторые
серьезные просчеты советского руководства
и экономический кризис в СССР привели
к тому, что от нового политического
мышления больше всего выиграл Запад, а
авторитет СССР в мире заметно упал. Это
стало одной из причин крушения СССР.
Причины
перемен во внешней политике СССР.
В середине
80-х годов внешняя политика СССР по многим
позициям зашла в тупик.
1) Существовала
реальная опасность нового витка «холодной
войны», что еще сильнее накалило бы
ситуацию в мире.
2) «Холодная
война» могла окончательно разорить
советскую экономику, которая переживала
тяжелый кризис.
3) СССР не
мог дальше оказывать безвозмездную
«интернациональную помощь» различным
антиимпериалистическим силам и
«дружественным» странам. Эта помощь
была разорительна для слабеющей экономики
СССР.
4) идеологические
«табу» ограничивали внешнеэкономическую
деятельность самого СССР, мешая
полноценному развитию советской
экономики.
Новое
политическое мышление.
Предложения,
выдвинутые Горбачевым в рамках нового
политического мышления, имели революционный
характер и в корне противоречили
традиционным основам внешней политики
СССР.
Основные
принципы «нового мышления»:
— отказ от
идеологического противостояния, от
деления мира на две враждующие политические
системы и признание мира единым, неделимым
и взаимозависимым;
— стремление
решать международные проблемы не с
позиции силы, а на основе баланса
интересов сторон. Это свело бы на нет
гонку вооружений, взаимную вражду и
создало атмосферу доверия и сотрудничества;
— признание
приоритета общечеловеческих ценностей
над классовыми, национальными,
идеологическими, религиозными и др. Тем
самым СССР отказывался от принципа
социалистического интернационала,
признавая высшие интересы всего
человечества.
В соответствии
с новым политическим мышлением были
определены три основных направления
внешней политики СССР:
— нормализация
отношений с Западом и разоружение;
— разрешение
международных конфликтов;
— широкое
экономическое и политическое сотрудничество
со различными странами без идеологических
ограничений, не выделяя особо соцстраны.
Результаты
политики «нового мышления».
Напряженность
в мире существенно ослабла. Речь зашла
даже об окончании «холодной войны».
Образ врага, который формировался
десятки лет по обе стороны «железного
занавеса», был фактически разрушен.
Впервые в
истории произошло не просто ограничение
ядерных вооружений – началась ликвидация
целых классов ядерного оружия. Европа
освобождалась и от обычных вооружений.
Начался
процесс более тесной интеграции СССР
и соцстран Европы в мировое хозяйство
и в международные политические структуры.
Отношения
СССР с Западом
Важным
следствием «нового политического
мышления» явились ежегодные встречи
М. С. Горбачева с президентами США Р.
Рейганом, а затем Д. Бушем. Результатом
этих встреч стали важные решения и
договоры, которые заметно снизили
напряженность в мире.
В 1987 году
между СССР и США заключен договор об
уничтожении ракет средней и меньшей
дальности. Впервые две сверхдержавы
договорились не о сокращении этого
оружия, а о его полной ликвидации.
В 1990 году
подписано соглашение о сокращении
обычных вооружений в Европе. В качестве
жеста доброй воли СССР в одностороннем
порядке снизил свои оборонные расходы
и уменьшил численность вооруженных сил
на 500 тысяч человек.
В 1991 году
подписано соглашение об ограничении
стратегических наступательных вооружений
(ОСНВ-1). Оно позволило начать сокращение
ядерного оружия в мире.
Параллельно
с политикой разоружения начали
формироваться новые экономические
отношения с США и другими западными
странами. Идеологические принципы
оказывали все меньше влияния на внешнюю
политику СССР и на характер его
взаимоотношений со странами Запада. Но
у дальнейшего сближения с Западом вскоре
появилась и весьма неблагоприятная
причина. Ухудшение экономического
положения Советского Союза делало его
все более зависимым от Запада, от которого
руководство СССР рассчитывало получить
экономическую помощь и политическую
поддержку. Это заставляло Горбачева и
его окружение идти на все более серьезные
и нередко односторонние уступки Западу.
В конечном итоге это вело к падению
авторитета СССР.
СССР и
региональные конфликты
В 1989 году
СССР вывел свои войска из Афганистана.
На II съезде народных депутатов СССР
афганская война была признана грубой
политической ошибкой.
В том же
году начался вывод советских войск из
Монголии. Одновременно СССР содействовал
выводу вьетнамских войск из Кампучии
(Камбоджи). Все это привело к улучшению
отношений с Китаем. Между двумя великими
державами была восстановлена приграничная
торговля, подписана серия важных
соглашений о политическом, экономическом
и культурном сотрудничестве.
СССР
отказался от прямого вмешательства в
конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии,
Никарагуа. Результат: в Анголе, Камбодже
и Никарагуа прекратилась гражданская
война, представители противоборствующих
сторон образовали коалиционные
правительства.
Советский
Союз значительно снизил безвозмездную
помощь союзным режимам и идейным
единомышленникам. Перестал поддерживать
режимы в Ливии и Ираке. А во время кризиса
в Персидском заливе в 1990 году впервые
поддержал действия Запада.
В 1991 году
было заключено международное соглашение,
которое способствовало улучшению
отношений Израиля с соседними арабскими
странами. Большую роль в этом событии
сыграл СССР.
Все эти
шаги существенно снизили напряженность
в мире, способствовали оздоровлению
международного политического климата.
Однако воспользоваться плодами своих
усилий Советскому Союзу не было суждено.
Отношения
с соцстранами. Распад соцлагеря.
Политическое поражение СССР.
В 1989 году
СССР начал вывод своих войск из
социалистических стран Восточной и
Центральной Европы.
Одновременно в
этих странах усилились антисоциалистические
настроения.
В 1989-1990
годах здесь произошли «бархатные»
революции, в результате которых власть
перешла мирным путем от компартий
к национально-демократическим силам.
Только в Румынии во время смены власти
произошли кровопролитные столкновения.
Югославия
распалась на несколько государств.
Хорватия и Словения, входившие в состав
Югославии, объявили себя независимыми
республиками. В Боснии и Герцеговине
вспыхнула война за территории и
независимость между сербской, хорватской
и мусульманской общинами. В составе
Югославии остались лишь Сербия и
Черногория.
В 1990 году
две Германии объединились: ГДР вошла в
состав ФРГ. При этом объединенная
Германия сохранила членство в НАТО.
СССР особых возражений против этого не
высказал.
Курс на
отход от СССР и сближение с Западом
взяли и практически все новые правительства
стран Центральной и Восточной Европы.
Они выразили полную готовность вступить
в НАТО и Общий рынок.
Весной 1991
года прекратили свое существование
Совет экономической взаимопомощи (СЭВ)
и военный блок соцстран Организация
Варшавского договора (ОВД). Социалистический
лагерь окончательно распался.
Руководство
СССР заняло позицию невмешательства в
процессы, которые кардинально меняли
политическую карту Европы. Причина была
не только в новом политическом мышлении.
К концу 80-х годов экономика СССР переживала
катастрофический кризис. Страна катилась
в экономическую пропасть и была слишком
слаба, чтобы осуществлять сильную и
достаточно независимую внешнеполитическую
деятельность. В результате Советский
Союз оказался в большой зависимости от
западных стран.
Оставшись
без старых союзников и не приобретя
новых, оказавшись в тяжелой экономической
ситуации, СССР быстро терял инициативу
в международных делах. Вскоре страны
НАТО все чаще стали игнорировать мнение
СССР по важнейшим международным
проблемам.
Западные
страны не оказали СССР серьезной
финансовой помощи. Они все больше
склонялись к поддержке отдельных союзных
республик, поощряя их сепаратизм. Это
тоже стало одной из причин развала СССР.
После
крушения Советского Союза в мире осталась
лишь одна сверхдержава – США. Вторая
сверхдержава, СССР, потерявшая старых
друзей, не обрела на Западе тех союзнических
отношений, на которые рассчитывала. Она
распалась под влиянием внешних и
внутренних факторов. В декабре 1991 года
президент США Джордж Буш-старший объявил
об окончании «холодной войны» и поздравил
американцев с победой.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Внешняя политика СССР в послевоенное время строилась в реалиях «биполярного мира». Военный паритет сторон был гарантией от перерастания локальных конфликтов в глобальную войну. Накал противоборства систем к 80-м годам достиг максимального предела. В условиях Холодной войны, непомерные траты на «гонку вооружений» надорвали экономику Советского Союза. Руководство страны активно искало иные подходы к решению острых вопросов внешней политики.
- 1 Новый лидер строит «новое мышление»
- 2 Путь от равенства к договорному диктату
- 3 Обрушение системы послевоенного устройства мира
- 4 Основные события
- 5 Плюсы и минусы внешней политики СССР в 1985 – 1991 годах
- 5.1 Положительные стороны новой политики СССР
- 5.2 Отрицательные стороны новой политики СССР
Новый лидер строит «новое мышление»
Приход к власти очередного генерального секретаря ЦК КПСС не предвещал существенных перемен во внешнеполитическом курсе СССР. Сохраняя традицию, Михаил Горбачев на весь свет заявил о приверженности делу мира, борьбе с военными угрозами, укрепления содружества с соцстранами и помощи борцам за национальную независимость. Политика Запада критиковалась им вплоть до назначения Эдуарда Шеварднадзе министром иностранных дел СССР.
Свежий министр сходу взялся за нормализацию отношений с США и ее сателлитами, ликвидацию противостояния в региональных конфликтах и политику разоружения. В дальнейшем, когда в окружении Генсека стала доминировать группа новых людей, мотивированных либеральными ценностями, поменялось отношение к обычному курсу советской внешней политики и у самого Горбачева.
В изменившихся условиях, лидер СССР сформулировал принципы внешней политики СССР, став, по его мнению, ключевой фигурой во внешней политике, сыгравшей решающую роль в окончании Холодной войны и переходу к партнерским отношениям бывших врагов. Эта доктрина, в дальнейшем развитии с 1987 года стала называться политикой «нового мышления». В ней предполагалось:
- отказаться от раскола мира на два враждебных полюса;
- признание единства и неделимости мира;
- отказ от применения силы в разрешении международных проблем;
- поднять общечеловеческие ценности выше национальных, идеологических и классовых.
Эти тезисы стали теоретической основой внешнеполитического курса СССР в годы перестройки, на практике выразившиеся в стремлении Горбачева добиться расположения Запада, невзирая на цену односторонних уступок.
Путь от равенства к договорному диктату
Регулярные встречи лидеров Советского Союза и Америки начались в ноябре 1985 года. Тогда лидеры главных мировых держав установили доверительные отношения. С 1987 года переговорный процесс перешел в стадию подписания основополагающих договоров по самым острым внешнеполитическим направлениям.
Теряя позиции внутри страны, Горбачев хотел укрепить свое положение за счет «выдающихся» свершений во внешней политике. Но «успехи» давались за счет изрядных односторонних уступок. Представители США, замечая стесненное положение руководителя СССР, не стеснялись выдвигать каждый раз новые условия, которые Горбачев вынужден был принимать.
Памятная встреча Михаила Горбачева и нового президента США Джорджа Буша на Мальте в конце 1989 года знаменита полным отказом Советского лидера от «доктрины Брежнева». Американцы не преминули воспользоваться случаем, для полного развала социалистического лагеря и расширение давления на СССР. Дошло до того, что летом 1991 года Президент США, предъявил Президенту СССР «шесть условий» для продолжения дальнейшего сотрудничества между Советским Союзом и Западом, в них были означены требования:
- ввести демократию;
- создать рынок;
- построить федерацию;
- отказаться от прежней политики на Ближнем Востоке;
- отказаться от интересов на Африканском континенте;
- остановить работу по модернизации советского военного ядерного потенциала.
В этот раз некоторые условия перешли в плоскость внутренней политики, что было непосредственным вмешательством во внутренние дела СССР. Такого не мог стерпеть даже Горбачев, и дни его у власти были сочтены.
Обрушение системы послевоенного устройства мира
Чувствительные для Советского Союза перемены происходили в 1989 году на западных его рубежах. Когда стало понятно, что единство соцлагеря не будет поддерживаться силой советского оружия, власти предержащие Восточной Европы не стали сопротивляться давлению оппозиционных сил, опиравшихся на мощную всестороннюю поддержку Запада.
Начало распаду социалистической системы положила серия «бархатных революций», в 1989 году, прошагавшая по странам Восточной Европы, а также кровавый переворот в Румынии. В октябре 1990 года Германия получило «добро» от Горбачева на объединение. В феврале 1991 года прекратил существование Варшавский договор, а весной официально распустили Совет Экономической взаимопомощи и социалистический лагерь в Европе рухнул.
В странах «третьего мира» СССР отказался от прежней политики поддержки лояльных режимов. Вывел войска из Афганистана, отказался вмешиваться в конфликты на Ближнем Востоке, Африке и Центральной Америке. А во время первой агрессии США в Ирак летом 1990 года и вовсе поддержали западную коалицию.
Эти многозначительные шаги и односторонние шаги безусловно, ослабляли напряженную обстановку на международной арене, у СССР появились дипломатические отношения с некогда одиозными странами: Израилем, ЮАР, Тайванем, Южной Кореей и другими. Однако почти все регионы традиционного советского влияния попали под опеку «западных партнеров».
Таким образом, итогом сложившейся на международной арене обстановки, стал тотальный провал планов внешней политики «нового мышления». Без политических гарантий и материальных компенсаций для СССР, была разрушена созданная послевоенным поколением система международного мироустройства. Советский Союз добровольно утратил статус мировой державы, а вскоре и вовсе распался.
Основные события
1. В годы перестройки кардинально изменилась внешняя политика СССР, результатом чего стало предотвращение угрозы ядерной войны, с одной стороны, крушение системы социализма — с другой. Новая внешняя политика СССР была провозглашена в 1985 г. и получила название «новое мышление», суть которого состоит в том, что:
- СССР перестал смотреть на отношения с окружающим миром через призму противостояния социалистической и капиталистической систем;
- СССР перестал навязывать другим странам свою модель развития;
- СССР начал стремиться к улучшению отношений с США и Западом;
- ради этого СССР был готов пойти на уступки.
2. Наряду с М.С. Горбачевым олицетворением «нового мышления» и новой внешней политики стал и Эдуард Шеварднадзе — новый министр иностранных дел СССР, занявший эту должность в 1985 г. (до этого 13 лет работавший первым секретарем
ЦК Компартии Грузии). Если прежние министры — В.М. Молотов и А.А. Громыко, жестко отстаивавшие интересы СССР, имели на Западе прозвище «Господин «Нет», то Э. Шеварднадзе получил впоследствии прозвище «Господин «Да» за регулярные уступки Западу.
3. В 1985 г. был возобновлен советско-американский диалог:
- состоялись встречи между М.С. Горбачевым и Р. Рейганом в Женеве в ноябре 1985 г. и в Рейкьявике осенью 1986 г.;
- 8 декабря 1987 г. в Вашингтоне между М.С. Горбачевым и Р. Рейганом был подписан договор о ликвидации ядерных ракет средней дальности в Европе, что стало точкой отсчета процесса разоружения;
- в 1988 г. Р. Рейган совершил ответный визит в СССР, где заявил, что больше не считает СССР «империей зла»;
- после этого встречи лидеров СССР и США стати регулярными;
- началось прямое общение между гражданами — телемосты, поездки.
4. В начале 1989 г. СССР осуществил важнейший внешнеполитический шаг — 15 февраля 1989 г. советские войска были полностью выведены из Афганистана. СССР перестал участвовать в войнах на чужой территории и поддерживать социалистические режимы.
5. В мае 1989 г., спустя 30 лет после поездки Н.С. Хрущева, состоялся визит М.С Горбачева в Китай. Началась нормализация советско-китайских отношений. Поездка Горбачева способствовала началу в Китае массовых антикоммунистических выступлений молодежи, которые были подавлены китайской армией 3 июня 1989 г. на площади Таньаньмэнь. Это был первый случай массовых народных антикоммунистических выступлений в соцстранах.
6. Подобные процессы перешли осенью в Европу, в результате чего один за другим пали социалистические режимы и власть компартии в соцстранах:
-
в августе — октябре 1989 г. начался кризис в ГДР — массовое бегство граждан ГДР в ФРГ, в результате которого на германо-германской границе скопилось около 2 млн человек, желающих уехать, и которых власти ГДР не выпускали;
-
это породило массовые беспорядки в ГДР, выступления молодежи, в результате которых репрессивный режим Э. Хонеккера в ГДР пал;
-
в апреле 1990 г. на свободных выборах коммунисты ГДР потерпели поражение и к власти пришли оппозиционные некоммунистические силы, взявшие курс на объединение с ФРГ;
-
еще ранее, летом 1989 г., на выборах в Польше 99% поляков проголосовало против коммунистов — в Польше мирным путем к руководству страной пришло антикоммунистическое правительство во главе с Тадеушем Мазовецким, начавшее десоветизацию Польши;
-
в 1989 г., после смерти Яноша Кадара, 33 года со времен подавления восстания 1956 г. возглавлявшего страну, сама компартия Венгрии (ВСРП-ВСЛ) в течение 3 месяцев демонтировала социализм и 23 октября 1989 г. провозгласила Венгрию буржуазной республикой, что было закреплено конституционно;
-
9 ноября 1989 г. рухнула Берлинская стена, которую разрушили жители обеих частей Берлина;
-
10 ноября 1989 г. в результате верхушечного заговора был отстранен от власти 78-летний Тодор Живков, правивший страной 35 лет, — начались реформы в Болгарии;
-
24 ноября 1989 г. начинаются беспорядки в Чехословакии («пражская осень»), в результате которых просоветское руководство во главе с Г. Гусаком с позором уходит в отставку, а новыми руководителями страны становятся Вацлав Гавел (избирается Президентом Чехословакии) и Александр Дубчек (избирается Председателем парламента);
-
22 — 26 декабря 1989 г. в результате народного восстания, спровоцированного расстрелом рабочих в Тимишоаре, был свергнут и расстрелян Николае Чаушеску, 24 года возглавлявший Румынию и до последнего дня упорно противодействовавший реформам.
7. Советский Союз занял позицию невмешательства в процессы, происходящие в данных странах. Социалистический лагерь рухнул.
3 октября 1990 г. с согласия СССР была объединена Германия — ГДР вступила в состав ФРГ на основании ст. 23 Основного Закона ФРГ, предусмотренной создателями ФРГ еще в 1949 г., и прекратила свое существование. СССР согласился с членством объединенной Германии в НАТО и обязался в течение 4 лет вывести все войска из Германии.
8.В 1991 г. были распущены Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организация Варшавского договора (ОВД) без всяких ответных шагов со стороны НА ТО.
В 1991 г. распалась Югославия.
В декабре 1991 г., после 69 лет существования, на 15 государств распался сам Советский Союз.
Пришедшее к власти новое руководство страны во главе с Горбачевым и министром иностранных дел Шеварднадзе начало вести активную международную политику вывода страны из международной изоляции. В первое время основные задачи оставались прежними: обеспечение безопасности и укрепление социалистического лагеря. Однако уже через 2 года во внешней политике произошли значительные коррективы. Связано это было с взятием Советским Союзом курса на перестройку и попыткой распространения ее на международной арене.
Появилось такое понятие как «новое идеологическое мышление». В основе направления лежал отказ от понятия, что весь мир расколот на 2 политические системы, а признание его единым и неделимым. Для его осуществления отвергался принцип социалистического интернационализма, а на его смену пришло понятие общечеловеческих ценностей.
Для осуществления новой политики требовалась деидеологизация в отношениях между государствами. Под этим термином понималось устранение идеологических предрассудков, которые разделяли народы с целью совместного строительства общего европейского дома. В первую очередь это касалось капиталистических стран, с которыми требовалось наладить нормальное сотрудничество, разблокировав все существующие конфликты.
В период с 1985 по 1991 годы шла реализация нового курса. Его итоги для СССР имели как положительный характер, так и провал по некоторым пунктам.
Плюсы и минусы внешней политики СССР в 1985 – 1991 годах
Положительные стороны новой политики СССР
Шаги по нормализации международных отношений:
-
Введение со стороны СССР моратория на испытание ядерного оружия. Это послужило поводом приглашения представителей Советского государства присутствовать на ядерных испытаниях США
-
С 1985 произошли встречи между Горбачевым и президентом США по вопросу разоружения. Начался период уменьшения гонки вооружения. Шел вопрос о ликвидации части ядерного оружия в отношении ракет малой и средней дальности. Наступил конец эпохи «холодной войны».
-
Был решен вопрос с Афганистаном. США перестало оказывать военную помощь стране, а Советский Союз вывел свои войска
-
Налаживание советско-китайских отношений. Этому способствовал вывод советских войск из Афганистана. Однако оставалось еще 1 препятствие – это проблема Камбоджи. После переговоров между СССР и Вьетнамом советские войска были выведены и оттуда. В итоге в 1981 году состоялась советско-китайская встреча на высшем уровне. На ней решались вопросы пограничных территорий, а так же экономического характера
-
Со стороны Советского Союза были осуждены военные действия Ирака в Персидском заливе. Это была кардинальная смена политики. СССР выступил против своих бывших союзников. Как результат, в 1991 году последовало приглашение Горбачева посетить встречу лидеров «большой семерки»
-
На советско-японской встрече со стороны Горбачева было высказано согласие о правильности постановки вопроса спорных территорий в отношении Курильских островов
Отрицательные стороны новой политики СССР
Проведение новой международной политики имело для СССР и негативные стороны:
-
Страны социалистического лагеря не поддержали новую политику СССР, который являлся их оплотом. В итоге взаиморасчеты между странами стали проводиться по рыночным законам. Это привело к антикоммунистическому взрыву в странах социалистического лагеря. В них прокатился ряд «Бархатных революций». Коммунистические лидеры были устранены, а румынский даже расстрелян. На их смену пришли демократические силы, которые взяли курс на европейский вектор развития и сближение с НАТО. После падения Берлинской стены произошло слияние ФРГ с ГДР.
-
Этот период характеризуется для СССР большими финансовыми трудностями. За помощью Советский Союз обратился к странам Запада. Однако никакой компенсации с этой стороны не последовало. Тогда просьба была направлена «большой семерке», в состав которой входили наиболее развитые страны мира. Сначала отказа не последовало. Была передана гуманитарная помощь: медикаменты, товары, продовольствие. Однако обещанные денежные компенсации не поступили. Причина объяснялась тем, что в СССР нестабильное внутреннее положение. Страны «большой семерки» проводили политику распада СССР и поддержания вновь образовавшихся государств. Однако в кредитах отказа не последовало. В итоге международный долг СССР на 1991 год составил 113 млрд долларов.
-
Падение международного авторитета. Инициатива в международных делах была потеряна, а новые союзники приобретены не были
-
Советский Союз перестал считаться военной сверхдержавой. Его мощь ослабла, и США в этом опросе заняло первое место. В связи с этим произошло поздравление американского президента своего народа с победным окончанием «холодной войны».
Политика СССР в 1985 – 1991 годы имела ряд положительных и отрицательных моментов.
Некоторые минусы касались только Советского государства. Например, распад социалистической системы для самих стран минусом не назовешь.
Встав на рыночный путь развития, они значительно нарастили свою экономику. Слияние ФРГ с ГДР возродило прежнюю Германию и позволило Восточной ее части значительно повысить свой уровень.
Лекция
14. Внешняя политика М. С. Горбачёва.
Вопрос 1.
«Новое политическое мышление».
С приходом к власти и марте 1985 г. М. С.
Горбачев, отдавая дань традиции, подтвердил прежние подходы СССР во внешней
политике. Однако вскоре не просто наметились коррективы внешнеполитического
курса, но и оформилась его новая философско-политическая концепция, получившая
название «новое политическое мышление».
Основные ее положения предусматривали:
— отказ от фундаментального вывода о расколе
современного мира на две противоположные общественно-политические системы
(социалистическую и капиталистическую);
— признание мира целостным и неделимым;
— провозглашение невозможности решения
международных проблем силовыми методами;
— объявление в качестве универсального
способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их
интересов;
— отказ от принципа пролетарского
(социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих
ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными.
Поворот в советской дипломатии диктовался
насущной потребностью придать свежий импульс внешней политике СССР, зашедшей по
многим серьёзным позициям в тупик (реальная опасность очередного и вконец
разорительного для страны витка «холодной войны», бремя безвозмездной «интернациональной
помощи» всякого рода революционным и антиимпериалистическим силам,
бесперспективная война в Афганистане и др.).
Смена внешнеполитического курса советского
руководства началась (как это бывало и прежде) со смены главы
внешнеполитического ведомства. Вместо А. Громыко, возглавлявшего МИД в течение
30 лет, министром был назначен бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э.
Шеварднадзе. Последовало значительное обновление руководства МИДа.
Были определены три основных направления
внешней политики: нормализация отношений Восток — Запад через разоружение,
разблокирование региональных конфликтов, установление тесных экономических и
взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения
странам социалистического лагеря. Реализация этого курса привела как к
безусловным успехам, так и к крупнейшим провалам.
Вопрос 2.
Начало разоружения.
Ежегодными стали встречи руководства СССР и
США, в ходе которых был налажен личный контакт между М. С. Горбачевым и Р.
Рейганом, а затем Д. Бушем-старшим (ноябрь 1985 г. —
Женева; октябрь 1986 г. — Рейкьявик; декабрь 1987 г. — Вашингтон; июль 1988 г.
— Москва). Результатом этих сложных переговоров стало подписание 8 декабря 1987
г. Соглашения об уничтожении целого класса ядерных вооружений — ракет среднего
и ближнего радиуса действия. Впервые от переговоров об ограничении вооружений
две сверхдержавы перешли к ликвидации этого оружия.
Вслед за этим были достигнуты соглашения о
развитии гуманитарного сотрудничества, экономических отношений СССР с США, а
позже и с другими странами.
Конечно, как и прежде, внешнеполитические
акции СССР преследовали и определенные пропагандистские цели. Особенно
явственно это было в 1985-1988 гг., когда политика СССР во многом строилась на
прежней тактике (в том числе на попытках противопоставить, разъединить США и их
союзников, отдалить от них страны «третьего мира»). Некоторые инициативы
(например, предложение о ликвидации ядерного оружия к 2000 г.) имели явную
пропагандистскую направленность. Тем не менее, в целом это была уже новая
политика.
С 1988-1989 гг. идеологические принципы
стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику СССР. Ухудшение
внутриэкономического положения СССР заставило его руководство идти на все
большие (нередко односторонние) уступки Западу в надежде добиться экономической
помощи и политической поддержки. Тем не менее, курс на разрядку осуществлялся и
далее. В мае 1987 г. страны Варшавского договора внесли предложение об
одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций).
В июле 1991 г. в Москве был подписан
советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных
вооружений (ОСНВ-1), предусматривавший сокращение самых мощных видов
наступательного оружия. Одновременно продвинулись вперёд многолетние переговоры
по снижению уровня обычных вооружений. В ноябре 1990 г. было подписано соглашение
об их значительном сокращении в Европе. Дополнительно СССР в одностороннем
порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и численности
собственных Вооружённых сил на 500 тыс. человек.
Успешное развитие отношений с
капиталистическими странами затронуло и Японию, чему в немалой степени
способствовал визит М. С. Горбачёва в апреле 1991 г. в Токио. Советская
делегация проявила готовность оживить двусторонние связи и официально признала
существование территориального вопроса – о государственной принадлежности
четырёх островов Южно-Курильской гряды.
Эти шаги способствовали значительному
ослаблению международной напряженности.
Вопрос 3.
Разблокирование региональных конфликтов.
Предпринимались усилия и по ослаблению
регионального противостояния СССР и США. В 1987 г. в ходе переговоров Горбачева
с Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной
помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. 15 февраля
1989 г. произошло событие, которого ждали советские люди и весь мир, —
завершился вывод советского воинского контингента из Афганистана. В декабре
1989 г. II съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны
и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск. За неё
заплатили жизнями свыше 14 тыс. солдат и офицеров Советской армии.
В том же году СССР начал вывод своих войск
из Монголии. Одновременно советское руководство способствовало выводу
вьетнамских войск из Кампучии. Все это устранило препятствие на пути
урегулирования советско-китайских отношений. В мае-июне 1989 г. состоялся визит
Горбачева в Китай, в ходе которого было официально объявлено о нормализации
двухсторонних отношений и налаживании широкого экономического и культурного
сотрудничества.
Отказ СССР от прямого советского
вмешательства во внутреннюю борьбу в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа
привел к началу поисков там национального согласия. Значительно сокращены были
объемы безвозмездной помощи союзным режимам и идейным единомышленникам,
составлявшие в 1986-1989 гг. 56 млрд. инвалютных рублей, т. е. более 1%
валового национального продукта (67% этой помощи приходилось на долю Кубы).
СССР отказался также от поддержки режимов в
Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва
впервые выступила с позиций поддержки Запада.
Все эти шаги, безусловно, оказывали заметное
влияние на ослабление международной напряженности, укрепление отношений СССР с
нетрадиционными партнерами — Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др.
Вопрос 4.
Распад социалистической системы.
В 1989 г. начался вывод советских войск из
стран Восточной и Центральной Европы. Наряду с самим курсом на перестройку
ослабление военного присутствия СССР в союзных странах вызвало активизацию
антисоциалистических настроений. Начавшиеся в них процессы демократизации
привели в конце 1989 — начале 1990 г. к «бархатным» революциям в Польше, ГДР,
Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооруженным путем
был свергнут президент Чаушеску в Румынии.
В Югославии входившие ранее в федерацию Хорватия
и Словения объявили себя независимыми республиками, Сербия и Черногория
остались в составе Югославии, а в Боснии и Герцеговине развернулись затяжные
военные действия на почве национально-территориального размежевания.
Нашёл своё окончательное решение и
германский вопрос. На встрече с канцлером ФРГ Г. Колем в феврале 1990 г. в
Москве М. С. Горбачёв заявил, что «канцлер может взять дело объединения Германии
в свои собственные руки». Не встретило принципиальных возражений у Горбачёва и
предложение Коля о вхождении объединённой Германии в НАТО, что положило конец
колебаниям в правящих кругах Вашингтона и Бонна, ранее не исключавших, по
признанию госсекретаря США Дж. Бейкера, «возможности того, что Германия будет в
конечном счёте иметь несколько более аморфные связи с Североатлантическим
союзом, чем полное членство – по примеру Франции, которая связана с НАТО
политически, но не в военном плане». В марте 1990 г. в ГДР были проведены
многопартийные выборы. Победу на них одержал блок буржуазно-консервативных партий.
В октябре того же года эта бывшая социалистическая республика влилась в состав
ФРГ, сохранившей полноправное членство в Североатлантическом союзе.
Курс на отход от СССР и сближение с Западом
взяли практически все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы.
Они выразили полную готовность вступить в НАТО и Европейский союз.
Произошла смена руководства в Монголии.
Пришедшие к власти в этих странах силы выступили за радикальную и быструю смену
модели общественного развития. В короткие сроки здесь были осуществлены
приватизация и акционирование производства, проведены аграрные реформы. Во
внешней политике новые режимы в своем большинстве стали ориентироваться на
Запад. Разрыв традиционных экономических и политических связей с Восточной
Европой также больно ударил по советским интересам, осложнил и без того
непростую внутреннюю ситуацию в СССР.
Весной 1991 г. состоялся официальный роспуск
Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора,
завершивший распад социалистической системы. В декабре 1991 г. прекратил
существование сам СССР.
Вопрос 5.
Результаты политики «нового мышления».
За годы перестройки международная напряженность
ослабла настолько, что во всем мире заговорили об окончании «холодной войны». В
сознании людей как на Западе, так и на Востоке был в значительной степени
размыт создававшийся десятками лет образ врага.
Впервые в истории началось не просто
ограничение ядерных вооружений или их частичное сокращение, а ликвидация целых
классов оружия массового поражения и освобождение Европы от обычных вооружений.
Ослабло региональное противоборство СССР и США, что принесло народам многих
стран мир и возможность самоопределения без вмешательства извне.
Наметились реальные перспективы более тесной
интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и международные
политические структуры.
Вместе с тем наряду с безусловными
позитивными переменами, происшедшими в мире, очевидно и другое — с окончанием
«холодной войны», распадом СССР и крахом коммунистических режимов в Восточной
Европе взорванной оказалась биполярная система международных отношений, на
которой базировалась стабильность в мире.
Из «холодной войны» вышла лишь одна
сверхдержава — США. Вторая распалась под влиянием внутренних и внешних
факторов, в результате возникла опасность утечки современнейших военных
технологий и вооружений в страны, от которых может исходить военная угроза.
Распад единой системы Вооруженных сил СССР,
«приватизация» бывшими союзными республиками наиболее оснащенных в техническом
отношении ударных военных группировок, находившихся по периметру границ СССР,
не только снизили обороноспособность России, но и во многом способствовали
эскалации межнациональных военных конфликтов (прежде всего на Кавказе и в
Средней Азии). Оказались беспочвенными и надежды на значительную западную
помощь в решении внутренних проблем.
Наконец, с распадом социалистического лагеря
и отказом от поддержки традиционных союзников в «третьем мире» Россия оказалась
в сложном положении, не обретя с западными странами тех союзнических отношений,
на которые рассчитывала.
Таким образом, сложившаяся международная
ситуация потребовала от российского руководства выработки новых внешнеполитических
и оборонных концепций.