Внешняя политика ельцинского руководства

Введение

Данный урок посвящен тому, как проблемы в экономике и политические кризисы повлияли на внешнюю политику Российской Федерации в 90-е гг. XX в.

Проблемы распада СССР

Распад Советского Союза (рис. 1) ознаменовал собой окончание холодной войны. Россия, как преемница СССР (рис. 2), становилась по факту второй по величине ракетно-ядерной страной и по-прежнему оставалась великой державой в международном статусе. Но на самом деле, это было не совсем так.

Рис. 1. СССР (Источник)

 

Рис. 2. Россия после распада СССР (Источник)

После распада СССР Россия находилась в поиске внешнеполитических партнеров: с кем дружить и с кем конфликтовать? Эти вопросы оставались открытыми для тогдашнего руководства страны.

Что касается вооруженных сил Российской Федерации, то на бумаге они были довольно мощными и современными. Но, по сути, российская армия была очень слабой. Во-первых, Россия лишилась множества военных объектов, находившихся за территорией РФ, то есть располагающихся на территории бывшего СССР (например, в Грузии, Латвии, Эстонии и т. д.). Советский Союз, будучи единым государством, имел общий оборонный военный комплекс, а с распадом СССР Россия столкнулась с проблемой отсутствия единой системы обороны, например комплексов ПВО, практическим отсутствием военных округов. То есть в России на момент распада Советского Союза не было слаженной военной машины. Кроме того, экономические проблемы заставляли руководство государства массово сокращать штат военнослужащих и количество военной техники.

Концепция «поиска друзей» во внешней политике

В этой связи сформировалась новая внешнеполитическая концепция РФ: воевать больше не с кем, Запад стал другом и главное, что нужно сделать для страны, – это решить ее экономические проблемы. Отсюда следовал весьма объективный вывод: раз у России нет врагов, нужно только правильно определиться с друзьями, и эти друзья помогут России решить экономические проблемы. Таким образом, Российская Федерация взяла курс на поиск друзей на Западе.

Б.Н. Ельцин (рис. 3) заявил, что российское оружие больше не направлено ни на какие капиталистические страны Запада и Россия готова заключать любые договоры по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ). И вскоре был подписан знаменитый договор СНВ-2, который предполагал сокращение всех стратегических ядерных вооружений на 66 %. Это было положительным достижением для Запада, так как данный договор означал, что РФ стала слабее и странам западного мира теперь нужно будет тратить меньше средств и сил для своей защиты от угрозы с Востока.

 

Рис. 3. Б.Н. Ельцин (Источник)

Более того, Россия начинает активно сотрудничать с НАТО (рис. 4). Был подписан специальный документ, по которому она подключалась к международной программе «Партнерство ради мира». Проводились различные совместные обучения российских и американо-европейских войск, всевозможные форумы, встречи между офицерами и так далее. То есть создавалась иллюзия дружбы и добрососедства Российской Федерации с западными странами. Но как таковой помощи во внутренних экономических проблемах России или решения реальных международных политических проблем со стороны Запада не наблюдалось.

 

Рис. 4. Страны-члены НАТО и Российская Федерация (Источник)

Это было связано с тем, что европейские и американские политики стали воспринимать дружественную позицию РФ прежде всего как слабость. В этом была объективная и горькая правда: Россия была готова искать союзников потому, что экономическая и политическая ситуация в стране была ужасающей. Поэтому, не имея реальной военной мощи, Российская Федерация могла говорить только о дружбе. Тогда интересами России начали пренебрегать.

Политика «многополярного мира»

На волне предвыборной борьбы в 1996 г. Б.Н. Ельцин понял, что дальнейшее заигрывание с Западом для него опасно. Внутри страны всё больше нарастало влияние тех сил, которые считали, что России необходимо отстаивать собственные интересы на международной арене и не оглядываться на западные страны. И тогда РФ заявила о начале политики т. н. «многополярного мира», то есть стремления к созданию такого общества, где всё бы решалось не с позиции силы, а с позиции удовлетворения интересов каждой из задействованных во внешней политике сторон.  Но это была идиллическая, невозможная система. 1999 г. показал, что Запад может разговаривать о чем угодно, но поступать будет по-своему.

Смена внешнеполитического курса России и налаживание отношений с восточными странами

В 1999 г. 19 стран НАТО во главе с США начинают бомбить Сербию (рис. 5). Это было сделано под предлогом того, что сербское политическое руководство притесняло права албанцев в одной из частей своего государства – в провинции Косово (рис. 6).

Рис. 5. Сербия на карте мира (Источник)

 

Рис. 6. Провинция Косово (Источник)

После этого внешнеполитический курс Российской Федерации изменился. Инцидент с аэропортом в Приштине и другие события показали, что Россия больше не будет заискивать перед Западом и будет пытаться отстаивать свои интересы во внешней политике.

Это проявилось в том числе в налаживании старых связей со странами Ближнего и Дальнего Востока, Передней и Малой Азии. С распадом СССР Россия потеряла эти значительные по политическому весу связи. Теперь же новый министр иностранных дел Е.М. Примаков (рис. 7), а впоследствии И.С. Иванов (рис. 8) попытались их наладить. Например, Российская Федерация и Китай совместно выступили на Генеральной Ассамблее ООН по вопросу о Косово. Впоследствии Китай стал для России стратегическим партнером как в экономике, так и во многих внешнеполитических делах. Также РФ вспомнила об Иране и направила туда своих специалистов для решения внутренних проблем страны. Это привело к конфронтации России с западным миром.

 

Рис. 7. Е.М. Примаков (Источник)

 

Рис. 8. И.С. Иванов (Источник)

Выводы

Все эти исторические события показывают, что внешняя политика Российской Федерации 90-х гг. XX в. носила противоречивый характер. С одной стороны, Россия была готова наладить тесное политическое взаимодействие с Западом. Возможно, российские руководители думали о вступлении в НАТО. Но Россию туда не приняли. Потом начались всевозможные трения, перераставшие иногда в конфликтные ситуации, к счастью, не закончившиеся открытой конфронтацией.

Но так или иначе Российская Федерация в начало нового тысячелетия входила с совершенно новой внешней политикой.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Vivovoco.astronet.ru (Источник)

2. Uchebnik-online.com (Источник)

Список литературы

1. Измозик В.С., Рудник С.Н. История России. 11 класс. М.: «Вентана-Граф», 2013.

2. Киселев А.Ф., Попов В.П. История России. ХХ – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень. – М.: «Дрофа», 2012.

3. Международные отношения на постсоветском пространстве / Под ред. И.Д.  Звягельской, Н.А. Косолапова. – М., 2000.

4. Нефёдов С.А., Алексеев В.В. Гибель Советского Союза в контексте истории мирового социализма // Общественные науки и современность. № 6, 2002.

5. Сэттер Д. Век безумия: распад и падение Советского Союза. – М.: Объединенное гуманитарное издательство, 2005.

6. Шевцова Л.Ф. Режим Бориса Ельцина. М., 1999.

Домашнее задание

1. Какие проблемы обозначились у Российской Федерации после распада СССР? Почему они были так важны?

2. В чем заключалась концепция «поиска друзей» во внешней политике РФ и к чему она привела?

3. После каких событий Россия изменила свой внешнеполитический курс и в какую сторону?

  1. Внешняя политика России при президенте б.Н.Ельцине.

Внешняя
политика Ельцина имела целью признание
России как суверенного государства и
была направлена с одной стороны на
налаживание отношений со странами
Запада и преодоление последствий
холодной
войны, с другой стороны —
на построение новых отношений с бывшими
советскими республиками, большинство
из которых стали участниками СНГ.

После
создания СНГ
в 1991
году, в декабре 1993 Ельцин
был избран его председателем. Во время
правления Б. Н. Ельцина саммиты
глав государств СНГ проводились несколько
раз в год. В марте 1996
года Ельцин вместе с
президентом Белоруссии
А. Г. Лукашенко,
президентом Казахстана
Н. А. Назарбаевым
и президентом Киргизии
А. А. Акаевым
заключил договор об углублении
экономической и гуманитарной интеграции,
а в апреле 1996
года — договор о союзе
России и Белоруссии. Это объединение
несколько раз меняло название и статус,
но до сих пор полностью не реализовано
и существует больше «на бумаге». В
последние годы правления выступал за
создание единого экономического
пространства.

В
1993 году, находясь с визитом в Польше,
Борис Ельцин подписал польско-российскую
декларацию, в которой «с пониманием»
отнёсся к решению Польши вступить в
НАТО.[58]
В декларации говорилось, что такое
решение не противоречит интересам
России.[58]
Подобные же заявления были сделаны
Ельциным в Словакии и Чехии.[58]

Известными
внешнеполитическими шагами Ельцина
были также следующие:

  • Вывод
    российских войск из Германии;

  • Выступал
    против бомбёжки Югославии, грозился
    «перенаправить» российские ракеты на
    США.

  • Советник
    Клинтона написал книгу, в которой
    отметил, что алкоголизм Ельцина был
    большой проблемой при организации
    встреч и телефонных переговоров между
    двумя президентами.

  1. Формирование российского государства при в.В.Путине.

Взят
курс на дальнейшую стабилизацию
политического и социально-экономического
положения в стране, упорядочение
законодательства (приняты новые Трудовой
и земельный кодексы, Кодекс РФ об
административных правонарушениях,
завершена разработка Налогового
кодекса), борьбу с преступностью и
коррупцией.

Началось
проведение масштабной административной
реформы, целью которой является укрепление
властной вертикали, формирование
эффективного государственного аппарата,
придание новых импульсов становлению
в России гражданского общества. В связи
с этим была преобразована
территориально-административная
система, изменен порядок формирования
обеих палат Федерального Собрания,
возникли новые представительные органы.
Поставлен вопрос о военной реформе –
постепенном переходе к комплектованию
армии на профессиональной основе. Был
взят курс на решительную борьбу с
террористами, искоренение экстремизма
в Чечне. Несмотря на целый ряд варварских
террористических актов, осуществленных
боевиками на Северном Кавказе и в Москве,
в Чечне постепенно налаживается мирная
жизнь, формируются местные органы
власти, учрежден пост президента
республики.

Даты:

-Март
2000г. – избрание В.В. Путина президентом
РФ на внеочередных выборах.

-Май
2000г. указ президента об образовании
семи федеральных округов: Центрального,
Северо-Западного, Приволжского,
Северо-Кавказского, Уральского, Сибирского
и Дальневосточного. Учреждение постов
полномочных представителей президента
в федеральных округах.

-Август
2000г. – закон о новом порядке формирования
Совета Федерации. В нем стали работать
представители, назначенные губернаторами
и законодательными собраниями субъектов
Федерации.

-Сентябрь
2000г. – указ президента о создании
Государственного совета – консультативного
органа, состоящего из руководителей
регионов РФ.

-Декабрь
2000г. – принятие законов о государственных
символах России – гербе, флаге, гимне.

-Октябрь
2002 г. – захват террористами театрального
центра на Дубровке в Москве.

7
декабря 2003 г. – выборы в Государственную
Думу. Победа пропрезидентской партии
«Единая Россия».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    14.02.201514.2 Mб30Immunologia_Royt_Brostoff_Meyl_2000.djvu

  • #
  • #

Деятельность Ельцина сложно оценивать беспристрастно, поскольку прошло слишком мало времени с периода его руководства страной. Однозначно только одно: это был человек, переломивший ход истории и осуществивший ряд реформ, имевших неоднозначные последствия для России.

Внутренняя и внешняя политика Ельцина

В области внутренней политики Ельцин проводил курс по демократизации политической системы страны. В 1993 году в ходе событий, вызванных внутриполитическим конфликтом в руководстве Российской Федерации, Ельцин сумел одержать победу над оппозицией – вице-президентом Александром Руцким и сторонниками Верховного Совета РФ во главе с Русланом Хасбулатовым. В результате Ельцин остался у власти, страна продолжила двигаться намеченным курсом, а все Советы были ликвидированы.

При Ельцине формировались конституционные основы политической системы России. В декабре 1993 года была принята Конституция Российской Федерации, страна превратилась в республику президентского типа. Были приняты основополагающие законодательные кодексы.

В борьбе с сепаратизмом и распадом государства Ельцин в 1994 году ввел войска в Чеченскую Республику. Официально операция называлась «Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике» и длилась с 11 декабря 1994 по 31 августа 1996 года. Позднее проводилась Контртеррористическая операция на Северном Кавказе (7 августа 1999 – 16 апреля 2009 года).

Внешнюю политику, проводимую Россией в ельцинский период, можно разделить на два периода: 1991–1996 годы – неудачная попытка сближения с Западом; 1996–1999 годы – разочарование в попытках установить равные отношения с евро-атлантическими государствами, формирование более независимого курса при министре иностранных дел РФ Евгении Максимовиче Примакове, а также переориентация отношений преимущественно на Китай и Индию и некоторые другие азиатские страны.

Реформы Ельцина

Помимо конституционной реформы и мер, направленных на формирование конституционных основ политической системы России, при Ельцине проводились и другие реформы, направленные на то, чтобы вывести страну из кризиса, но они не увенчались тотальным успехом.

В области экономики была проведена либерализация цен, либерализация внешней торговли, приватизация, велась борьба с инфляцией, дробились крупные сельскохозяйственные предприятия, изменялся их организационный тип. Первые три пункта были своеобразными «тремя китами» экономических реформ.

Кроме того, были проведены реформы: судебная, местного самоуправления, земельная, образовательная, военная, уголовно-исполнительной системы и другие.

Итоги деятельности Ельцина

Ни одна из реформ, направленных на формирование конституционных основ политической системы России, не была пересмотрена и отменена позднее.

В конце 1992 года в России был преодолен товарный дефицит, в российской экономике были запущены рыночные механизмы, но полноценная рыночная экономика не была создана. Однако в августе 1998 года Правительство РФ и Центральный банк объявили технический дефолт, за которым последовал один из самых тяжелых экономических кризисов в России. Причиной стала неэффективная макроэкономическая политика России на фоне тяжелой экономической ситуации в стране, резкое снижение мировых цен на энергоносители и финансовый кризис в Юго-Восточной Азии. Помимо этого, в России был создан новый класс крупных собственников, тогда как огромная часть населения страны обеднела, а численность малых предприятий существенно и резко сократилась, дифференциация доходов населения быстро росла. Тенденции к экономическому росту обозначились только на рубеже 1998–1999 годов.

Последствия экономических реформ для агропромышленного комплекса выразились в сокращении посевных площадей, поголовья скота, сельскохозяйственных угодий, наблюдался общий регресс.

Снижение финансирования науки в ходе реформ привело в том числе к снижению престижа научного труда, почти на треть сократилась численность работников, занятых в академической науке.

На протяжении 1990-х годов в стране наблюдался рост преступности.

Однако существует мнение, что позитивная динамика в области российской экономики в начале 2000-х годов была обусловлена в том числе и проявлением долгосрочных последствий реформ ельцинского периода.

Личность Ельцина

Политическая и партийная карьера Ельцина началась в 1968 году в Свердловском обкоме КПСС, где он возглавил отдел строительства. С 1978 по 1989 год Ельцин был депутатом Верховного Совета СССР. Взлет карьеры Бориса Николаевича пришелся на начало перестройки. В 1985 году он – начальник отдела строительства ЦК КПСС и первый секретарь Московского горкома партии, в следующем году – кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС. Уже тогда он стал славиться своими демократическими взглядами и нередкой критикой существовавшего строя. За резкие высказывания о работе Горбачева и Политбюро был снят с поста, пребывал в опале. В 1989 году Ельцин был избран народным депутатом СССР по Москве и возглавил демократическое движение в стране.

В марте 1990 года Ельцин стал Председателем Верховного Совета РСФСР. На этом посту он попытался провести радикальные реформы, но встретил противодействие со стороны руководства СССР. В результате ухудшились не только отношения Ельцина с Горбачевым, но и руководства РСФСР с СССР. Этому также способствовало принятие 12 июня 1990 года Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В 1990 году Борис Николаевич вышел из КПСС, 12 июня 1991 года был избран на должность президента РСФСР. После Августовского путча 1991 года и распада СССР позиции Ельцина как российского президента укрепились, но с началом экономических реформ (проводимых Егором Гайдаром) его рейтинг стал падать.

Средства массовой информации и политологи оценивали Ельцина как личность харизматическую, с властолюбивыми качествами, непредсказуемым поведением, присущим упорством. Противники Ельцина, напротив, характеризовали его как человека жестокого и злопамятного, обладавшего низким культурным уровнем. Фиксированные идеологические позиции были для Ельцина дискомфортными, поскольку он предпочитал действовать интуитивно. Будучи человеком пытливого ума, Борис Николаевич пребывал в стремлении мыслить «свежо». Он испытывал трудности со здоровьем, из-за чего часто отсутствовал на рабочем месте, но от окружающих требовал неукоснительной пунктуальности.

В 2006 году президент Путин сказал: «Можно как угодно оценивать деятельность первого президента. Но, безусловно, именно в то время, когда Борис Николаевич Ельцин возглавлял Россию, народ нашей страны, граждане России получили главное, ради чего все эти преобразования проводились, – свободу. Это огромная историческая заслуга Бориса Николаевича. Как бы действовал каждый из нас, в том числе и я, в тех условиях, можно только догадываться».

1. Внешняя политика Б.Н.Ельцина(1991-1999гг.)

Вошёл в историю как
первый всенародно
избранный глава
государства, один из
организаторов
сопротивления действиям
ГКЧП, радикальный
реформатор общественнополитического и
экономического устройства
России.

2.

Приоритетные задачи
внешней политики:
• Сохранение территориальной
целостности и независимости.
• Благоприятные условия для
развития рыночной экономики.
• Включение России в мировое
сообщество.
• Внешняя торговля России с
зарубежными странами, для
преодоления хозяйственного
кризиса.

3.

С 1991 года началось дипломатическое признание
России:
Визит главы Болгарии Ж.Желева в Россию.
Визит Б.Н.Ельцина в ФРГ.
ЕС признал суверенность России(соглашения о
партнёрстве 1993-1994гг.)
Присоединение России к натовской программе «
Партнёрство во имя мира»
Включение России в МВФ 1.06.2002г
России удалось договориться с крупнейшими
банками Запада об отсрочке платежей за долги
бывшего СССР
В 1996г. Россия вступила в Совет Европы(вопросы
культуры , прав человека, защита окружающей
среды

4.

Октябрь 1997 г. Россия присоединилась к Женевской
конвенции о запрещении разработки, производства и
применения химического оружия.

5.

Май 1997г. В Париже подписаны
соглашения о взаимоотношениях
между РФ и странами НАТО(документ
зафиксировал обязательства сторон
об отказе от применения силы в
отношениях друг с другом).
Однако очень скоро руководство
НАТО нарушило обязательства.
В состав НАТО вошли: Венгрия,
Польша, Чехия, страны Балтии.
Цель НАТО- расширение влияния на
Восток.

6. Постоянные экономические партнёры России

Государства
Ближнего
Востока
Государства
Латинской
Америки

7.

При участии России строились тепло-и
гидроэлектростанции в Афганистане,
Вьетнаме. Металлургические предприятия и
сельскохозяйственные объекты в Пакистане,
Египте, Сирии.

8.

Торговые контакты Россия
установила со странами
бывшего СЭВ
По территории стран
Восточной Европы
пролегали газо-и
нефтепроводы в Западную
Европу (экспорт России)
Импорт-медикаменты,
продовольственные и
химические товары.

9.

СНГ- РОССИЯ- ВАЖНОЕ МЕСТО ВО
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
15 мая 1992г. г . Ташкент создан Военно-политический
союз(Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан)Договор о коллективной безопасности.
1993г. В СНГ-12 государств
Главные вопросы СНГ:
Раздел имущества бывшего СССР
Установление границ со странами с
национальными валютами
Договоры о перевозке российских грузов по их
территории за рубеж
Поставки странам газа и нефти(экспорт России)
Импорт-продовольственные и промышленные
товары

10.

Проблема-долги СНГ России(сер.90-х.гг. около
6 млрд . долларов)
Острые споры Россия-СНГ:
Споры с Украиной из-за раздела
Черноморского флота и владения Крымом.
Конфликты с Прибалтикой-дискриминация
русскоязычного населения.
К концу 90-х годов на долю СНГ приходилось
22% российского товарооборота.
Главные партнёры РоссииБелоруссия и Украина

11.

СНВ-II, Договор о сокращении стратегических
наступательных вооружений был подписан Джорджем
Бушем и Борисом Ельциным в январе 1993. Договор
запрещает использование баллистических ракет с
разделяющимися головными частями. Хотя он был
ратифицирован парламентами обоих государств, он так и
не вступил в силу. В ответ на выход 14 июня 2002 США из
договора по ПРО от 1972 Россия вышла из СНВ II. Он был
заменён более мягким договором СНП, подписанным в
мае 2002.

12.

13.

Чеченская война (1994-2000гг.)Боевые действия между войсками России(ВС
и МВД) и непризнанной Чеченской
Республикой Ичкерия в Чечне , с целью
взятия под контроль территории Чечни , на
которой в 1991 году была провозглашена
Чеченская Республика Ичкерия.
Официальный конфликт определялся, как
«меры по поддержанию конституционного
порядка » . Конфликт характеризовался
большим количеством жертв среди
населения , военных и правоохранительных
органов.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

Март-апрель 1999 года –Югославский
конфликт(притеснение косовских
албанцев сербами)
НАТО предприняло военную операцию
против Республики Югославия.
Россия отказалась от разработанных
ранее программ сотрудничества с НАТО,
Так как она(НАТО) проводила
агрессивные мероприятия в Югославии

29.

30.

31.

32.

Гражданская война в Югославии явилась
оборотной стороной процесса демократизации,
охватившего эту страну после смерти её лидера
И. Б. Тито. Долгое время, с 1945 по 1980 г., Тито и
возглавляемый им Союз коммунистов
Югославии (СКЮ) осуществляли жёсткий
контроль над любыми разновидностями
национализма в этой стране. В рамках
единого государства удавалось избегать
национальных и религиозных конфликтов,
несмотря на то, что население каждой из
республик многоконфессиональной Югославии
имело собственное национальное самосознание
и своих национальных лидеров.

33.

После смерти Тито в 1980 г. началось
разложение партии, за которым последовал и
распад многонационального государства,
затянувшийся на долгие годы. На карте Европы
появились самостоятельные государства:
Союзная Республика Югославия (Федерации
Сербии и Черногории), Босния и Герцеговина,
Словения, Хорватия и Македония. А после
проведения референдума о независимости в
Черногории последние остатки прежней
федерации ушли в историю. Сербия и
Черногория также стали независимыми
государствами.

34.

В самом начале югославского конфликта политическое
руководство Сербии заявляло, что в случае развала
Югославии границы многонациональных республик
должны быть пересмотрены таким образом, чтобы всё
сербское население проживало на территории
«великой Сербии». В 1990 г. почти треть Хорватии
заселяли сербы, кроме того, более миллиона сербов
проживали в Боснии и Герцеговине. Хорватия
выступила против этого, за сохранение прежних границ, но при этом сама хотела контролировать те
районы Боснии, которые были заселены
преимущественно хорватами. Этногеографическое
распределение хорватов и сербов в Боснии не позволяло провести разумные и согласованные границы
между ними, что неизбежно вело к конфликту.

35.

Сербский президент С. Милошевич выступал за
объединение всех сербов в границах одного
государства. Необходимо отметить, что практически
во всех бывших югославских республиках ключевой
идеей этого периода стало создание моноэтнического
государства.
Милошевич, который первоначально контролировал
сербских лидеров в Боснии, вполне мог предотвратить
кровопролитие, однако не сделал этого. Ради
финансирования войны его режим, по существу,
ограбил население Сербии, проведя эмиссию,
следствием которой стала высокая инфляция. В декабре 1993 г. за купюру в 500 млрд динар в утренние часы
можно было купить пачку сигарет, а в вечерние из-за
инфляции — коробку спичек. Средняя зарплата при
этом составляла 3 долл. в месяц.

36.

Хроника событий войны в Югославии
1987 г. — избрание лидером СКЮ сербского националиста Слободана
Милошевича.
1990-1991 гг. — распад СКЮ.
1991 г. — провозглашение независимости Словении и Хорватии, начало войны в
Хорватии.
1992 г. — провозглашение независимости Боснии и Герцеговины. Начало
конфронтации между населением республики, которое состояло из мусульманбоснийцев (44%), католиков-хорватов (17%), православных сербов (33%).
1992-1995 гг. — война в Боснии и Герцеговине.
1994 г. — начало воздушных налётов НАТО на позиции боснийских сербов.
Август — сентябрь 1995 г. — НАТО осуществил массовый воздушный налёт на
военные объекты и коммуникации боснийских сербов, лишив их возможности
сопротивления.
Ноябрь 1995 г. — подписаны Дейтонские соглашения (США), согласно которым
Босния (состоявшая из 51 % мусульман и 49% православных христиан)
разделялась на боснийско-мусульманскую и боснийско-сербскую республики, но
в своих прежних границах. Единую Боснию должны были представлять
некоторые общие институты двух республик. 35-тысячный контингент войск
НАТО с участием США был обязан следить за соблюдением соглашений по
Боснии. Лица, подозреваемые в преступлениях, подлежали аресту (прежде всего
это касалось лидеров боснийских сербов Слободана Милошевича и Радко
Младича).

37.

1997 г. — на заседании союзного парламента Союзной Республики
Югославии президентом был избран С. Милошевич.
1998 г. — начало радикализации сепаратистского движения в Косово.
Март 1998 г. — СБ ООН принимает резолюцию об оружейном эмбарго в
отношении Союзной Республики Югославии.
Июнь 1998 г. — косовские албанцы отказываются от диалога с Сербией (они
будут бойкотировать встречи ещё 12 раз).
Август 1998 г. — НАТО одобрил три варианта урегулирования косовского
кризиса.
Март 1999 г. — начало бомбардировок целей в Сербии и Черногории (в
нарушение Парижской хартии, членом которой была Югославия, и всех
принципов ООН). Белград объявил о разрыве дипломатических отношений
с США, Великобританией, Германией и Францией.
Апрель 1999 г. — заявление России, в котором бомбардировка Югославии
расценивалась как агрессия НАТО против суверенного государства.
Май 1999 г. — в Гаагском трибунале начинается слушание по иску Белграда к
10 странам НАТО, участвующим в бомбардировках Югославии. (Позднее иск
был отклонён.)
Июнь 1999 г. — начался вывод военных и полицейских из Косово. Генсек
НАТО X. Солана отдаёт приказ о приостановке бомбардировок.

38.

Последствия войны в Югославии
Югославский конфликт стал величайшей трагедией
человечества за всё послевоенное время. Количество
убитых исчислялось десятками тысяч, этнические чистки
(насильственное изгнание с определённой территории
лиц иной этнической принадлежности) породили 2 млн
беженцев. Военные преступления и преступления против
человечности совершали все участники конфликта. За
время военных действий на территорию Югославии было
сброшено 5 тыс. тонн бомб, выпущено 1500 «крылатых
ракет». Ни дипломатические усилия Запада, ни
экономические санкции не давали своих результатов —
война длилась несколько лет. Не обращая внимания на
бесконечные переговоры и соглашения о прекращении огня, христиане (католики и православные) и мусульмане
продолжали убивать друг друга.

39.

В 2000 г. после попыток сфальсифицировать общенациональные выборы режим Милошевича пал, а сам сербский президент
1 апреля 2001 г. по приказу премьер-министра Зорана
Джинджича был арестован в Белграде. В Гааге начался
судебный процесс над бывшим лидером Сербии, который не
был доведён до конца из-за смерти Милошевича в начале 2006 г.
В ходе политического кризиса в 1991 году отделились четыре из
шести республик: Словения, Хорватия, Босния и
Герцеговина, Македония. На территорию сначала Боснии и
Герцеговины, а затем автономного края Косово были введены
миротворческие силы ООН. Для урегулирования, согласно
решению ООН, межэтнического конфликта
между сербским и албанским населением Косова край был
переведен под протекторат ООН (см. Война НАТО против
Югославии (1999)). Тем временем Югославия, в которой в
начале XXI века оставалось две республики, в 2003 году
превратилась в Сербию и Черногорию.

40.

31 декабря
1999года
Б.Н.Ельцин
досрочно
ушёл в
отставку.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по ремонту автомобилей toyota previa
  • Jinkairui массажер для шеи инструкция по применению
  • Инструкция к машинке indesit iwsc 6105
  • Аритмил инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена
  • Moulinex home bread 573814 инструкция на русском