https://ukraina.ru/20220212/1033261084.html
Просто о сложном. Как Украина перешла под внешнее управление
Просто о сложном. Как Украина перешла под внешнее управление — 13.07.2022 Украина.ру
Просто о сложном. Как Украина перешла под внешнее управление
На протяжении последних лет Украина неизменно остаётся одной из главных тем в информационном пространстве, но вовсе не потому, что имеет влияние на мировой арене, а с точностью до наоборот: она утратила самостоятельность и её судьбу стали решать другие страны. Как же так произошло?
2022-02-12T19:49
2022-02-12T19:49
2022-07-13T11:11
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103292/79/1032927998_0:0:5184:2916_1920x0_80_0_0_4020f0a6977fb296f50ae022cbf50c6c.jpg
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103292/79/1032927998_241:0:4849:3456_1920x0_80_0_0_10cfcef59094e65e26be4536de57acb2.jpg
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
эксклюзив
Просто о сложном. Как Украина перешла под внешнее управление
19:49 12.02.2022 (обновлено: 11:11 13.07.2022)
На протяжении последних лет Украина неизменно остаётся одной из главных тем в информационном пространстве, но вовсе не потому, что имеет влияние на мировой арене, а с точностью до наоборот: она утратила самостоятельность и её судьбу стали решать другие страны. Как же так произошло?
Интерес к Украине американцы начали проявлять достаточно давно. Ещё в конце 1970-х советник президента США демократа Джимми Картера по национальной безопасности Збигнев Бжезинский писал, что поражение СССР будет связано с падением западных республик: Украины, Белоруссии и Прибалтики.
«Будучи прозорливым геополитиком, он понимал, что Россия и Запад всё равно будут соприкасаться в Европе, поэтому очень важно, чтобы государства с очень похожим языком, близкие России, находящиеся на границах, сделали выбор в пользу Запада. В таком случае он считал, что и самостоятельная Россия будет не очень возможна, и это, соответственно, будет победа Запада», — пояснил американист Дмитрий Дробницкий в интервью изданию Украина.ру.
Именно в 1970-х годах американцы начали закладывать идеологические основы Майдана, а оперативно-тактическую непосредственную работу проводили в 1990-е. Впрочем, они принимали активное участие во всех процессах, происходящих после распада СССР, на всём постсоветском пространстве, не только на Украине.
Что касается конкретно Украины, то для реализации проектов на её территории США разработали чёткую схему: средства, выделенные Конгрессом, передавали запрещённому в РФ Агентству по международному развитию (USAID), а его представительство на Украине направляло деньги сети американских организаций, которые, в свою очередь, распределяли их между украинскими НКО. Зачастую исполнители даже не знали, что реализуют проект на деньги американского правительства.
Политические проекты, которые на Украине реализовывали Штаты, можно разделить на 4 направления:
- изменение законодательства в сферах проведения выборов, деятельности партий и неправительственных организаций (американские эксперты помогли разработать закон о выборах и написать Конституцию Украины редакции 1996 года, обучили украинских чиновников, многие из которых впоследствии получили высокие посты, в том числе членов ЦИК Украины и заместителей министров);
- учреждение политических партий и обучение наблюдателей для работы на избирательных участках (USAID содействовал учреждению политических партий и превращению их лидеров в политтехнологов, а также созданию Комитета избирателей Украины. ЦИК страны по договорённости с USAID в 1998 году провёл обучение 15 тысяч наблюдателей. Таким образом, 2 ключевые в избирательном процессе структуры оказались под колпаком американцев, а Штаты получили реальные механизмы влияния на ход выборов);
-
создание так называемых независимых средств массовой информации (для подготовки лояльных журналистов Вашингтон создал 2 структуры: Центр независимых СМИ, который распределял гранты среди молодых СМИ и обучал их сотрудников этике независимого репортёра, а также Фонд развития СМИ при посольстве США на Украине для финансирования местных СМИ. Кроме того, запущенный в 2002 году на американские деньги проект «Телекритика» впоследствии был активно вовлечён в избирательную кампанию парламентских выборов того же года, на которых победила «Наша Украина» Виктора Ющенко, второе место заняли коммунисты во главе с Петром Симоненко, третье — «За единую Украину!» Леонида Кучмы). В принципе, под независимыми СМИ в Украине выступали и продолжают выступать СМИЮ ориентированные на Запад, США и как правило, ими же и финансируемые;
-
формирование НПО для активной молодёжи (на американские гранты было создано более 200 неправительственных и молодёжных организаций, специализирующихся на партийной борьбе; кроме того, студентов обучали, как на английском языке выражать гражданскую позицию, а затем выпускники этих спецкурсов сами проводили подобные семинары для других молодых людей, формируя, таким образом, целый кластер прозападно настроенных граждан).
Триумфом американской мягкой силы на Украине стали госперевороты.
Мало того, что к началу оранжевой революции украинская общественность уже была готова к уличным акциям, а в пользу прозападных кандидатов работали и журналисты, прошедшие обучение в США, и американские политтехнологи, так ещё и на избирательных участках присутствовали наблюдатели от Национального демократического института, который впоследствии открыто требовал провести третий тур президентских выборов, утверждая, что зафиксировано множество нарушений, хотя наблюдатели из СНГ и Восточной Европы признали голосование легитимным.
В конечном итоге Верховный суд Украины на фоне уличных протестов сторонников самовыдвиженца Виктора Ющенко в Киеве и западных регионах страны признал голосование несостоявшимся, он-то и одержал победу на новых выборах, обойдя лидера Партии регионов Виктора Януковича на 7,79%.
Ющенко отрицал связи с заокеанскими спонсорами, однако в докладе «Особенности НПО и гражданского общества на Украине и в Молдавии», опубликованном местным отделением USAID в июле 2001 года, говорится, что политик наладил связи между правительством Украины и американскими «мозговыми центрами» с помощью фонда Freedom House.
Спустя почти 10 лет Штаты действовали уже открыто: во время массовых акций протеста 2013-2014 годов Майдан посещали высокопоставленные дипломаты и политики из США, чего стоит только сюжет, как Виктория Нуланд, занимавшая тогда должность заместителя госсекретаря по странам Европы и Евразии, раздавала печенье, а Барак Обама, будучи президентом США, в интервью телеканалу CNN с гордостью заявил, что Вашингтон «выступил посредником в переходе власти на Украине».
Подробно о роли американской стороны в этом процессе сказано в отчёте Национального фонда поддержки демократии: за период с 2011 по 2014 год он передал некоммерческим организациям Украины около $14 млн и сыграл ключевую роль в начальной стадии майдана, немаловажный вклад в госпереворот внесли и СМИ, поддерживаемые фондом. А в год свержения Виктора Януковича финансирование увеличилось более чем в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом.
О том, что же происходило в период майдана, в ноябре 2020 года рассказал Роман Ващук, в 2014-2019 годах возглавлявший посольство Канады на Украине.
«От гражданского общества (имеются в виду сторонники госпереворота, «соросята», существующие на деньги иностранных посольств и благотворительных фондов. — Ред.) и первых правительств после Майдана было приглашение: «вмешивайтесь, советуйте, оказывайте давление, чтобы мы могли сделать те реформы, которые хотим, несмотря на сопротивление наших внутренних врагов», — рассказал дипломат.
Таким образом, как отмечает Ващук, Украина стала полигоном для обкатки государствами G7 экономических, социальных, политических экспериментов, запрещённых для собственных обществ.
К тому же, говорит бывший посол, кураторы Украины от Демократической партии США настоятельно советовали руководству страны не идти на уступки в выполнения Минских соглашений, уверяя, что скоро внешнеполитическая конъюнктура изменится и окажется неблагоприятной для России, вот тогда можно будет пересмотреть «Минск-2». Теперь понятно, почему делегация Киева доводила переговоры в Контактной группе до абсурда.
В результате участия структур США в управлении социальными и политическими процессами на Украине вооружённый конфликт в Донбассе продолжается более 7 лет, и выхода из него не видно, точнее, всем прекрасно известен способ положить конец гражданской войне — Минские соглашения, но Киев сам загнал себя в угол и теперь не может их выполнить, а нынешний президент Украины Владимир Зеленский, как сказал в ходе «Прямой линии» в июне 2021 года российский лидер Владимир Путин, отдал страну под полное внешнее управление: вопросы решаются в Вашингтоне, частично — в Париже и Берлине. Но никак не в Киеве.
К этому необходимо добавить, что в сфере финансов основную скрипку в Украине играет Международный валютный фонд (МВФ), который управляет с помощью кредитов не только финансовой системой Украины, но и принятием важных социальных, правоохранительных и других систем управления обществом, например, созданием антикоррупционных органов, которые на самом деле борются не с коррупцией, а сбором и координацией информации о вип-чиновниках, депутатах, руководителях регионов, которую потом передают в посольство США.
Фактически, с помощью МВФ в Украине легально созданы структуры собирающие информацию о всех представителях украинской элиты, которую они передают для использования в США и ЕС. А те, в свою очередь, с помощью этой информации и управляют Украиной.
«РГ» возьмется описать глубинный смысл самого явления, историю его появления, и как оно отразилось на экономике страны и благосостоянии граждан. Первые агенты внешнего влияния появились на Украине еще в 1989 году, и это была организация «Просвита» («Просвещение»), десятки лет существовавшая в эмиграции под присмотром ЦРУ как пристанище для бежавших от Красной армии коллаборационистов. После провозглашения независимости, при президенте Кравчуке, его филиалы открылись повсеместно и сосредоточились на отборе, обучении и продвижении по служебным лестницам национально озабоченных кадров. Финансируемая из-за рубежа, «Просвита» дала политический старт десяткам депутатов парламента, чиновникам и общественным деятелям, которые стали локомотивом отталкивания от России и разрыва всех связей.
Параллельно еще в 1990 году на Украине открылся фонд «Возрождение», финансируемый Джорджем Соросом, и занимающийся похожей деятельностью, с той только разницей, что упор делался не на прославление Бандеры, а на глобализм и «западные ценности». Были и агенты влияния, работавшие на стыке двух течений. Например, отцом «современной украинской журналистики» считается Роман Купчинский, первый директор и главный редактор «Радио Свобода» на Украине, сын беглых бандеровцев, гражданин США, кадровый сотрудник ЦРУ. Его лучшей ученицей и преемницей была львовская комсомолка Анна Герман, позже, в 2004 году, ставшая пресс-секретарем Виктора Януковича.
К 2013 году на Украине фактически был создан внешний политический контур и альтернативное «гражданское общество», состоящее из сотен НКО, центров, фондов, ассоциаций, «независимых» СМИ. Именно на их формирование, воспитание и пропитание Госдеп потратил те самые 5 миллиардов долларов в виде стипендий и грантов, о которых проговорилась в 2014 году Виктория Нуланд.
Сегодня, когда украинское общество разрушено «активистами», а слово «семипосольщина» (послы G7, диктующие свою волю Зеленскому) стало политологическим термином, очевидны и цели перехвата управления страной извне. Если коротко, то речь только и исключительно о бизнесе, больше похожем на грабеж.
Внешнее управление оплачивают сами украинцы через налоги и тарифы
Вот свежие данные министерства экономики Украины: с 2012 по 2021 год количество прибыльных государственных предприятий сократилось на 45 процентов. Пополняют государственную казну только 802 из 3332 предприятий, причем их совокупный доход составляет менее 800 миллионов долларов. Понять такое падение не сложно — на Украине уже семь лет идет большая и малая приватизация, и многие государственные предприятия намеренно банкротятся. Самый яркий пример — «Укрзализныця» (УЗ), украинские железные дороги. Еще в 2019 году она была прибыльной, а уже прошлый год окончила с убытком почти в 500 миллионов долларов. И теперь ходят разговоры о скором отделении от нее грузового, заведомо доходного, подразделения с последующей продажей иностранному покупателю. В совете директоров УЗ «смотрящим» от внешних управляющих работает трибун «майдана», бывший журналист и депутат Сергей Лещенко, получающий в качестве зарплаты по 50 тысяч долларов в месяц. Внешнее управление, таким образом, вышло на самоокупаемость.
Похожая ситуация и в искусственно убыточном с недавних пор «Нафтогазе», о разделении и приватизации которого тоже много говорится, и в «Укрпочте», и в «Укроборонпроме» и в других концернах и компаниях до переворота бывших донорами бюджета, а теперь готовыми к продаже за бесценок. Везде в наблюдательных советах, диктующих волю советам директоров, есть либо иностранцы, либо воспитанники фонда «Возрождение». Собственно и само создание наблюдательных советов с правом независимого от правительства назначения членов, было требованием МВФ и ЕС.
Как банкротство и продажа предприятий отразится на простом украинце? Доходы будут выведены из Украины, а расходы лягут на бюджет, который прямыми и косвенными налогами этот самый украинец и наполняет. Так, рост тарифов на ЖКХ — прямое следствие схем закупки газа «по реверсу» и прочих махинаций. Можно без преувеличения говорить, что в каждый кубометр газа, киловатт электричества, литр бензина или билет в поезде уже заложен процент, который получат иностранные хозяева. Они же сделают все, чтобы цена ни в коем случае не снижалась, иначе о каком бизнесе можно вести речь?
Попутно идет уничтожение украинского машиностроения, авиастроения, судостроения. Потому что тепловозы Украина должна покупать в США, корабли — у Великобритании, вертолеты и самолеты — во Франции. Для этого Украине предлагают льготные миллиардные кредиты, расплачиваться за которые через повышение тарифов и потребительских цен будет простой украинец. Поэтому славные советские предприятия «Антонов», Запорожский автомобильный завод, Черноморский судостроительный и десятки других , когда-то делавших продукцию с высокой добавленной стоимостью, внешним управляющим не нужны. Как сказал перед отъездом за океан экс-посол США Джеффри Пайетт, Украина должна стать «великой аграрной», а не промышленной державой. Но, в любом случае, под каждым правительственным распоряжением, актом продажи, коррупционным тендером или иным антинародным решением будет стоять фамилия и имя гражданина Украины, воспитанного не украинцами.
1 декабря Украина отмечает годовщину референдума о независимости. В начале 90-х их на Украине состоялось два: союзный, проводившийся также в ряде других республик Советского Союза, и самостийный. Второй референдум легитимизировал декларацию о независимости (август 1991-го), превратив ее из решения депутатов Верховного совета УССР в коллективное «хотим». Хотим рулить своей республикой сами. Ок, вопросов нет.
Особых торжеств 1 декабря в стране никогда не проводилось, что даже дало кому-то из юмористов повод пошутить, мол, это потому, что после 1 декабря 1991 года от нас (народа) больше ничего не зависит. Акцент пафоса всегда был смещен на 24 августа – день оглашения декларации о независимости.
Президенты Украины, конечно, всегда выступали с дежурным поздравлением. Однако Зеленский в 2020 году явно переплюнул всех предшественников: «Хотя это и не предусмотрено правилами правописания, но я думаю, что слово «Независимость» следует писать с большой буквы. В знак безграничного уважения ко всем, кто веками ее добивался, и как символ того, как много она для нас значит».
Серьезно ли он? Совсем не обязательно. Нужно помнить, что Владимир Зеленский еще пару лет назад был юмористом. А до того – в том числе ведущим концертов и корпоративов. Конферанс, умение цветисто объявить и поздравить – это уже профессиональное. Однако в этот раз и тема особая.
Откровения посла
Вопрос зависимости/независимости звучит на Украине не только в годовщины памятных событий. Зависит ли от чего-то Украина? Конечно. Хоть бы и от российских энергоносителей (несмотря на все опровергающие заявления). Но похожая зависимость есть не только у нее: практически любая страна мира так или иначе зависит от других, и в этом смысле абсолютной независимости просто не существует. Поэтому упростим вопрос. Зависит ли Украина от кого-то?
Не так давно медиаполе на Украине всколыхнула лекция экс-посла Канады на Украине (2014–2018) Романа Ващука. Лекция не для широкой публики и уж тем более не для тех, кто критически настроен в отношении украинской государственности. Однако вещи экс-посол говорил кощунственные. По его словам, евромайдан дал Западу уникальную возможность навязывать властям Украины определенные финансовые и кадровые решения. Причем он уточнил, что сами западные политики, находясь на месте своих украинских коллег, ни за что не стали бы делать подобное в своих странах, поскольку эти решения вели к усилению зависимости Украины от Запада или вредили ее национальным интересам.
Отдельно посол коснулся «соросят» – собирательного названия лояльных Западу и его структурам украинских чиновников. Довольно часто такие чиновники проходили обучение по финансируемым структурами Сороса программам на Украине или в иных странах. А то и вовсе десантировались в правительство из этих структур, что и породило название. Их экс-посол назвал одной из причин поражения Порошенко на выборах в 2019 году. Мол, противники Порошенко изображали «соросят» агентами влияния, и этот негатив перешел на самого Порошенко, ведь как раз при нем состоялся их массовый приход во власть.
- Зеленский придумал новое правило украинского языка
-
Запад оставил Украину без денег
- Проект главного символа Украины оказался полон смешных ошибок
Зависимость ли все это? Видимо, да. Иначе сложно объяснить внезапный интерес Нацсовета Украины по вопросам телевидения и радиовещания к телеканалу ZIK. 11 ноября канал анонсировал проведение телемарафона «Реванш соросятни». А уже спустя две недели Нацсовет назначил ему внеплановую проверку с формулировкой «высказывания, имеющие признаки разжигание вражды и ненависти». Соросятня умеет защищаться.
Вряд ли посол, как гражданин своей страны, против такого прихода. Скорее он вел к тому, что работать нужно тщательнее, ведь так недолго и дело запороть. Однако если бы он не был экс-послом (да еще и Канады!), его вполне можно было бы принять за кремлевского пропагандиста. Ведь буквально на днях член комитета Госдумы России по международным делам Елена Панина говорила примерно то же самое, что и Роман Ващук: что США все сильнее вмешиваются в дела Украины и что это грозит ее независимости. Причем уже упомянутая «соросятня» всегда активнее и успешнее работала именно с администрацией демократов, а значит, победа Байдена все эти угрозы только усилит.
Тема внешнего управления Украиной (зависимости Украины от Запада) – одна из ключевых в риторике украинской партии «ОПЗЖ» (так после евромайдана и череды объединений/разъединений стала называться бывшая Партия регионов). 24 ноября партия даже проводила акцию у американского посольства, протестуя против этого самого управления. Тема «соросятни» тоже не осталась без внимания: один из участников в маске с лицом Джорджа Сороса водил на поводке девушку в национальном костюме (Украина), обыгрывая тем самым разморозку зарплат членов набсоветов госкомпаний в конце октября. Члены этих советов назначаются по прямой указке Запада и нередко связаны с НКО.
Дань набсоветам
«Если говорить о наблюдательных советах и о правлении, то если мы хотим эффективных работников, лучших топов из разных компаний с большим опытом, то очевидно, что они не будут работать за десять тысяч гривен», – говорил глава мининфраструктуры Украины Криклий летом этого года. Однако Украина платит не за профессионализм. Это своего рода дань.
Зарплаты заморозили весной, мотивируя это решение финансовыми проблемами, эпидемией коронавируса и т. п. Причем презентовал это решение лично Зеленский: «Затянуть пояса должны все государственные служащие. Независимо от ранга и должности уже с 1 апреля их зарплата не превышает 47 тысяч гривен. Это касается судей, народных депутатов, прокуроров, работников НБУ, ЦИК и многих других чиновников. Такие же ограничения касаются и членов наблюдательных советов».
Дело тут вот в чем. После евромайдана украинские чиновники словно бы разделились на две касты.
Те, что существовали в рамках привычной вертикали, продолжали получать достаточно невысокие зарплаты. А вот те, кому повезло войти в новосозданные структуры, получили зарплаты в пять–десять раз больше. Это многочисленные антикоррупционные организации, дублирующие структуры (нацслужба здоровья, созданная для реформирования системы здравоохранения и минздрава), аппараты госсекретарей при министерствах и т. п. Золотой дождь пролился и на набсоветы государственных компаний.
Через все эти структуры Запад и настроил контроль Украины. Причем за ее же деньги: большая часть пристроенной на теплые места агентуры получала зарплаты из госбюджета. Но введенные ограничения создали угрозу: а ну как с таким трудом выращенная агентура разбежится от обрезанных зарплат?
Впрочем, там не только агентура. Разморозку зарплат лоббировал не только Криклий, но и МВФ, а также посольства стран Европы и США. А причину этого назвал СМИ 18 ноября экс-советник Зеленского Игорь Уманский (сразу же после того, как подписал заявление об отставке): «Это их (членов набсоветов – прим. ВЗГЛЯД) пенсионный фонд. Посмотрите на состав набсоветов. Большинство их членов – бывшие сотрудники посольств и финансовых организаций, которые дают Украине деньги».
Суверенитет в обмен на кредиты
В том же интервью Уманский затронул и тему сотрудничества с ЕС, упомянув, что за предоставление очередного транша в размере 600 млн евро «…от нас требуют по сути отказаться от суверенитета страны… Мы берем обязательства, что судей, прокуроров будут назначать независимые европейские наблюдатели. Они же будут отбирать всех госслужащих. То есть мы отдаем эти институты на внешнее управление. Хочу посмотреть, как Рада за это проголосует. Держу пари, даже законопроект в зал не вынесут».
Учитывая все вышесказанное, Уманский излишне оптимистичен. К тому же все перечисленное – не будущее, а реальность. Это уже происходит, просто пока непублично. ЕС просто просит этот порядок официально закрепить.
Перечислять можно до бесконечности. Взбрык Конституционного суда Украины, обнулившего антикоррупционную вертикаль (вызвало бурю негодования на Западе и заморозку очередного транша МВФ), громкое заявление и. о. посла США на Украине о том, что Украина не будет покупать российскую вакцину от коронавируса (глава минздрава лишь взял под козырек: да, согласны, не будет), скандалы с вмешательством посольства США в работу генпрокуратуры (как при Порошенко, так и при Зеленском), участие работников посольств в реформировании судебной системы Украины (факт признал экс-посол Канады).
Однако на официальном уровне внешнее управление Украиной – это нарратив кремлевской пропаганды и (про)российских СМИ. Примечательно тут не только то, что вал фактов размером с Эверест попросту игнорируется, но даже формулировка. «Нарратив» – излюбленное словечко «соросни». В соседней с Украиной Белоруссии тамошняя «соросня» постоянно эти «нарративы» отслеживает.
…И вот на фоне всего этого выходит Зеленский и говорит: «Хлопцы, а давайте нашу Незалэжнисть только с большой буквы писать!» Тогда уж Independence сразу. Чтобы заокеанским кукловодам понятнее было.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
По просьбе украинского издания эксперты ответили на вопросы, каковы признаки внешнего управления страной и есть ли они на Украине? Кто-то из них считает, что Украина — под внешним управлением, другие говорят об относительной самостоятельности украинской власти. Впрочем, внешнее влияние отмечают все.
Разговоры о внешнем управлении нашей страной ведутся давно: кто-то уверен, что Украиной управляют из США и ЕС, кто-то считает, что сам вопрос о внешнем управлении — манипуляция и ложь. Как всегда, указанные позиции не только диаметрально противоположны, но и непримиримы: сторонники первой говорят о том, что Украина перестала быть независимым государством, приверженцы второй — призывают сажать первых в тюрьму.
При этом и у первых, и у вторых есть весомые аргументы: «внешнее управление» воде бы подтверждается, например, «пленками Деркача» (на которых Байден отдает команды Порошенко), оппоненты же (включая и столь авторитетный источник, как посольство США в Украине) указывают на заинтересованность России, которая якобы и спонсирует всех, кто доказывает, что Украиной управляют извне.
Впрочем, за пределами указанной дискуссии находятся бесспорная зависимость Украины от внешних кредитов и различных видов помощи, засилье влияющих на власть «соросят» (и самого Сороса), сковывающий экономику страны конфликт на востоке… Итак, каковы признаки внешнего управления страной, есть ли они в Украине?
Какие события и процессы следует считать признаками управления государством откуда-то извне?
Илья Кононов, заведующий кафедрой философии и социологии, профессор в ЛНУ им. Т. Шевченко:
— Внешнее управление — это политическая составляющая зависимого положения страны. Причем это предельное выражение политической зависимости, когда страна лишается субъектности, превращается в инструмент реализации чужих интересов. Зависимое положение, в принципе, может принимать и другие формы — неравноправные союзнические отношения и прочие.
С точки зрения американского социолога Иммануила Валлерстайна, все страны мира делятся на центр, полупериферию и периферию. Периферия характеризуется асубъектностью, то есть эти страны не принимают решений, выступая средствами реализации чужих целей. Конечно, в этих странах могут рассказывать, что народ — суверен и все для народа, но при этом политические элиты этих стран при принятии тех или иных принципиальных решений обращаются в посольства стран центра. Без этого ни одно принципиальное решение не принимается. Эти страны становятся зависимыми в кадровой политике, их правительства наполняются марионетками стран центра. Они не имеют самостоятельной внешней политики. Их культурную политику разрабатывают в иностранных think tank или brain trust. Даже художественная литература в этих странах приобретает проектный характер.
Увы! Все сказанное характеризует нынешнюю украинскую реальность. После 2014 года страна самостоятельных решений по принципиальным вопросам не принимает. Бюджеты свести без МВФ мы не можем. Наша внешняя политика инструментальна. Наша образовательная система выстраивается по иностранным образцам, и весьма сомнительным. Наша культурная политика подчинена по большому счету одной цели — радикально оторвать Украину от России. Кадровые назначения на ключевые должности определяются извне.
Эдуард Ставицкий, министр энергетики и угольной промышленности (2012-2014):
— Это прямые указания не в классически принятой дипломатической форме, а указание внешних структур, типа G7, Госдепа, МВФ. Как необходимо себя вести всем ветвям власти в Украине, как разговаривать и вести свою внешнюю и внутреннюю политику в своем государстве. Например, в медицине — сокращение медперсонала, больниц, медпунктов. В вопросе покупки вакцин происходят прямые, даже не косвенные указания из посольств о том, что запрещено. Ситуация в КС, да и вообще в реформе судебной власти — второй вопиющий пример, чего только стоят предложения о назначении в высшие судебные структуры иностранцев. Третий — блокировка в соцсетях неугодных политиков, представителей власти, которые просто пытаются высказать иную позицию, отличную от позиции своих оппонентов. Фактически это прямая цензура, что в конечном итоге приведет просто к пассивной внутренней и внешней политике, вытеснению из власти людей, заинтересованных в развитии государства.
Как я уже сказал ранее, складывается такое впечатление, что условный Запад сейчас пользуется глобальным экономическим кризисом в Украине, начавшимся после известных событий Майдана 2014 года и усугублявшимся за последние семь лет. А также мировой пандемией 2020 года, которая не только усугубила, но и вскрыла порочность всех этих псевдореформ, которые в совокупности, к сожалению, ставят вопрос о существовании Украины как унитарного государства в конституционном и экономическом плане. Сейчас Запад пытается за счет Украины просто решить свои собственные проблемы — как внутренние, так и внешние, в том числе свои идеологические разногласия и экономическую конкуренцию с Россией.
Сергей Сивохо, лидер Национальной платформы примирения и единства:
— Внешнее управление — вопрос не вчерашнего дня, а последних 30 лет развития нашей страны. Первый и самый яркий признак — это когда в твою страну начинают поступать финансы извне. Есть такая поговорка: «О чем бы мы ни говорили, мы говорим о деньгах». Как только в любое государство поступают внешние финансовые ресурсы и они не управляются так, как положено — выстраиваются специальные институции для того, чтобы эти финансы контролировать. Это делается для того, чтобы не было коррупции.
Международные финансовые организации нам настолько не доверяют, что следом за кредитами они присылают людей, которые смотрят, как мы расходуем деньги, которые заняли.
Вадим Карасев, политолог, директор Института глобальных стратегий:
— Это когда в стране нет выборов, никого не избирают из властей и колониальная администрация просто присылает своих ставленников или назначает на руководящие посты. Да, иногда из туземных, то есть местных, органов выбирают. Но есть такое классическое внешнее управление, когда местное правительство — чисто бутафорное, номинальное, а реально управляют из-за границы.
Почему в последнее время так обострилась полемика вокруг вопроса о внешнем управлении Украиной? Есть ли объективные признаки такого управления нашей страной?
Илья Кононов:
— Ученые давно об этом говорят, но их голос в нашей стране практически не слышен. В элитных кругах об этом заговорили в связи с обострением конкуренции. Один проект морально устарел («Слуга народа»), но политика у нас проектного характера не утратила. Думаю, уже готовятся проекты ему на смену. Возможно, на замену молодому и изящному молодому человеку готовят мачо в летах. Но все проекты нацелены на сохранение зависимого положения Украины. Поэтому политические группы, которые оказываются в проигрыше, взяли на вооружение объективно важную тему внешнего управления.
Примеров внешнего вмешательства сколько угодно. Достаточно вспомнить откровенные заявления временной поверенной в делах США в Украине Кристины Квин.
Колебания политической конъюнктуры в стране-патроне влияет на все политические процессы в Украине. После победы Дж. Байдена фактически торпедируются все переговоры по Донбассу, так как, видимо, иностранные советники рисуют перспективу изменения ситуации в мире, которая даст призрачные преимущества Украине. В кадровых раскладах существуют непотопляемые личности. Достаточно назвать Тимофея Милованова. Наша страна принимает решения в пользу экономических компаний стран центра. Скандал вокруг «Мотор Січі» — одно из ярких проявлений этого процесса. Особенно цинично это выглядит в случае выбора вакцины от сovid-19. Но этому подчинено и все другое. «ВКонтакте» блокируется в пользу Facebook и так далее.
Интересно, что для продвижения внешних решений в нашей стране есть специальные отряды людей, которые себя публично называют националистами. Это весьма интересная трансформация украинского национализма, которую еще следует осмыслить.
Эдуард Ставицкий:
— Президент Зеленский в начале своей каденции внедрял независимую как внутреннюю, так и внешнюю политику. Это и обмены удерживаемых лиц на Донбассе, отвод войск на линии разграничения согласно Минским соглашениям, решение вопроса по транзиту газа из России в Европу. При этом «Газпром» уплатил штраф практически в 3 миллиарда долларов. И ряд других независимых мер по снятию назначений Кабмина. Абсолютно объективно, такая политика, мягко говоря, не понравилась нашим западным партнерам. И как следствие начал применяться метод кнута и пряника, пряник — это кредиты и финансовая поддержка, а кнут — это раскачивание внутриполитической ситуации через националистические организации. К чему это может привести, мы увидели на Майдане 2014 года.
Марина Черенкова, член правления Национальной платформы примирения и единства, конфликтолог, депутат Донецкого областного совета:
— Обострение полемики вокруг вопроса о внешнем управлении Украиной на сегодняшний момент происходит потому, что в украинском обществе уже очень четко сформировались условные группы влияния. Одна группа хочет, чтобы у Украины все-таки был определенный суверенитет. А второй группе комфортно жить с институтами внешнего управления, потому что эти люди на самом деле являются их яркими представителями.
В Украине есть такое понятие, как «соросята». Это люди, которые получили образование, знания, навыки и умения в тех странах, которые так или иначе давали нам займы, и сейчас это уже активные агенты влияния.
Мы все говорим о представителях набсоветов, которые получают достаточно серьезные зарплаты в непонятных институциях. Но если в стране появляются организации и структуры, которые явно органично не подходят вашей стране и процессу ее управления — значит, это внешнее управление. Ситуации с Конституционным судом, прокуратурой, ГБР это доказывают.
Вадим Карасев:
— Признаки есть, но это не значит, что оно есть в полном объеме. А в Венгрии или Польше, которые управляются Европейской комиссией из Брюсселя, есть внешнее управление? Можно ли сказать, что Польша и Венгрия управляются извне? И что значит управление или влияние? Когда кредитор управляет заемщиком потому, что заемщик у него взял деньги, у него своих нет, а кредитор диктует свои условия — это что? Влияние или управление? Это не проработано. А второе, я думаю, что главная проблема заключается в том, что в стране неэффективно внутреннее управление и такое же плохое, неэффективное внешнее управление. Поэтому сейчас будет борьба за то, какое управление для Украины эффективнее и лучше — внешнее или внутреннее. Такое, как, например, у Польши, Венгрии в рамках ЕС. Или мы можем управлять, исключительно используя внутренние ресурсы. Или будет управлять внутренняя администрация, но при определенном внешнем влиянии. Мы не можем отказаться от доллара, от долгов, от кредитов МВФ. Точнее, мы можем отказаться, но денег у нас не будет.
Что могла бы/что следовало бы предпринять власти для минимизации возможных внешних воздействий на внутренние процессы в Украине?
Илья Кононов:
— Что же будет делать нынешняя власть, если она сама по себе есть результат проекта внешних игроков? Даже если внутри этой команды появляются какие-то движения к самостоятельному решению стоящих перед страной проблем, они быстро пресекаются. Достаточно вспомнить Фокина, Сивохо, эволюцию слов и дел Кравчука как председателя украинской делегации в ТКГ.
Те элитные группы, которые заинтересованы в самостоятельном развитии страны, даже придя к власти, не смогут сразу выбраться из тенет зависимости. Для этого нужно большое политическое мастерство и мужество.
Для начала нужно будет во внешнеполитическом плане перейти к идее многовекторной политики. Возможно, нужно будет вспомнить идею нейтралитета.
Нужно восстановить территориальную целостность, ибо сохранение нынешнего положения только усугубляет внешнюю зависимость. Необходимо наладить взаимовыгодные отношения с соседями, ориентируясь на приоритет высокотехнологических отраслей.
Нужно поддерживать свою науку, свою экспертную среду, свою систему образования, чтобы всегда иметь кадровый резерв высокого качества.
Эдуард Ставицкий:
— Это очень сложная задача. С одной стороны, есть огромные внешние долги, внутренние националистические организации и грантоеды. С другой стороны, нарастающие недовольство населения тарифами, пандемией, войной на востоке, ухудшением социальных стандартов. На мой взгляд, необходимо следовать четко в русле действующей Конституции и закона Украины, причем для всех слоев населения с разными политическими взглядами. Помните старый лозунг: закон один для всех, его надо просто научиться выполнять.
Далее — провести экономические преобразования, поддержав внутреннего производителя. Достаточно взять за основу программу экономического развития, принятую Кабмином Азарова в 2013 году, принятую, причем, на 20-летний срок. Максимально постараться вести независимую как внутреннюю, так и внешнюю политику — прежде всего президенту Зеленскому. Причем в слово «независимую» я вкладываю всеобъемлющий смысл, а именно возврат к субъектности государства Украина, в независимости от хотелок как Запада, так и России. Я убежден, что без внедрения этих базовых принципов Украину ждут сложные времена.
Марина Черенкова:
— Сама по себе власть, без консолидации бизнес-кругов, в нашем случае олигархов, не может избавиться от внешнего управления.
Мы живем сейчас в глобальном мире, где абсолютная независимость — это мечта. Мы взаимодействуем с огромным количеством «акторов», как сейчас принято говорить. Поэтому сейчас заявлять о классической независимости — это, наверное, взгляд в прошлое.
Власть совместно с ключевыми представителями бизнес-элиты должна четко определиться: они хотят вместе иметь относительно независимую Украину или это будет территория влияния наиболее сильных на сегодняшний момент государств? Безусловно, мы говорим о США или о Британии (в связи с тем, что она становится теперь ярким игроком на нашем поле). Ну и о Российской Федерации никогда не нужно забывать и списывать ее со счетов.
Должна быть консолидация усилий, направленных на отстаивание суверенитета или хотя бы на минимизацию внешнего управления. Ведь мы живем в таком мире, где абсолютной независимости не бывает.
Вадим Карасев:
— Главное — действовать и отстаивать свой суверенитет, понимая, что полной независимости нет ни в мире, ни тем более у нас. Мы можем отказаться от внешнего управления, но тогда кредиторы будут деньги выводить из страны, а это значит, что будет расти дефицит бюджета, уменьшатся зарплаты и пенсии, социальные выплаты. Выбирайте: либо внешнее управление и социальные выплаты, например, на данном этапе это увеличение пенсий, либо отказывайтесь от внешнего управления, но тогда и деньги будут уходить отсюда.
Власти надо балансировать между двумя вот этими крайними полюсами для того, чтобы не скатиться в кювет. Власть так и делает, между прочим. Я думаю, что расцвет внешнего управления уже прошел, когда Байден требовал в обмен на кредиты уволить Шокина, это была классика. Сейчас, слава Богу, такого уже нет.
Заключение «Общественной экспертизы»
Украина, как страна на периферии развитого мира, находится в зависимости от его центра. Эксперты по-разному оценивают эту зависимость: кто-то считает, что Украина — под внешним управлением, другие говорят об относительной самостоятельности украинской власти. Впрочем, внешнее влияние отмечают все. В современном глобализированном мире, если страна — не супердержава, и не может быть по-другому.
Однако следует сделать две оговорки. Во-первых, недопустимы случаи принятия под внешним давлением решений, которые наносят очевидный и непоправимый урон Украине и ее населению. Если мы отказываемся от российской вакцины только в угоду интересам компаний из США или ЕС, допуская гибель тысяч украинцев — это преступление.
Во-вторых, власти необходимо предпринимать шаги, выводящие страну за рамки парадигмы обязательной зависимости от кого-то из внешних игроков, будь то США, ЕС, Россия или Китай. Именно путь восстановления полноценной внешней и внутренней субъектности должен стать ориентиром для президента и его команды.
Окончательная передача Украины во внешнее управление: Обозначен последний шаг
Западные кураторы давно разработали план по развалу Незалежной. Окончательная передача во Украины во внешнее управление вот-вот произойдёт. Член Главного совета Военно-гражданской администрации Запорожской области Владимир Рогов обозначил последний шаг, который осталось сделать Киеву.
Сумасшествие в рядах украинских чиновников дошло до предела. Мало от них призывов «убивать русских орков», теперь они ополчились против своих же граждан. Убивать предлагается дезертиров, отказывающихся выполнять приказы командиров или сбежавших с позиции. Соответствующий законопроект в Верховную раду внесла член партии Владимира Зеленского «Слуга народа» депутат Марьяна Безуглая.
Владимир Рогов рассказал, что эта женщина — вовсе не рядовой нардеп, а агент западных спецслужб. Эта медсестра стажировалась в США по линии Госдепа, ей гарантировали избрание в Раду по квоте Вашингтона. Именно Безуглая сделала всё, чтобы избавить Службу безопасности Украины (СБУ) от остатков самостоятельности. Теперь СБУ целиком подчинена ЦРУ.
Отдать Украину в руки Запада — именно такой курс взят Киевом. Например, граждане Польши уже получили особые права в Незалежной: они могут пойти на госслужбу, занимать руководящие посты на оборонных предприятиях, получать доступ к засекреченным документам, садиться в кресла судей.
Владимир Рогов предложил сопоставить эти два факта: разрешение на расстрел солдат и почти ничем не ограниченные права для поляков.
«Зеленский готовит уход территорий под контроль Польши, чтобы поляки могли сами вершить судьбы простых людей. Это окончательная передача во внешнее управление Украины», — приводят слова Рогова «Народные новости».
Дзен
Телеграм
Подписывайтесь на наши каналы
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.