Внесение изменений в устав муниципального образования пошаговая инструкция

«О сроках и процедуре внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования»

Устав муниципального образования является основным нормативным правовым документом, определяющим характер и систему муниципального законотворчества. Изменение в Устав муниципального образования влечет за собой необходимость внесения изменений в другие муниципальные нормативные правовые акты, которые были приняты на основе его предшествующей редакции. По данной причине Устав муниципального образования не должен противоречить требованиям, как федерального, так и регионального законодательства. В свою очередь, муниципальные нормативные правовые акты не должны противоречить Уставу муниципального образования.

Данное обстоятельство диктует обязанность представительного органа муниципального образования принимать решения о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования в строгом порядке и в сроки, установленные законодательством.

В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации срок вступления в действие не установлен, срок приведения Устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта решения представительного органа муниципального образования о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого решения и, как правило, не должен превышать 6 месяцев (часть 9 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Проект решения представительного органа муниципального образования о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования, не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования, подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) утвержденного решением представительного органа муниципального образования Порядка учета предложений по проекту решения о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования представительного органа муниципального образования, а также Порядка участия граждан в его обсуждении.

После принятия представительным органом муниципального образования решения о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования, решение подлежит государственной регистрации. В связи с чем, в течение 15 дней со дня его принятия оно направляется главой муниципального образования для государственной регистрации в территориальное Управление министерства юстиции РФ (далее — регистрирующий орган).

После государственной регистрации решение о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированное решение представительного органа муниципального образования о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования в течение 7 дней со дня его поступления из регистрирующего органа .

Кроме того, в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) решения представительного органа муниципального образования о внесении изменений в Устав муниципального образования Глава муниципального образования обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта о внесении изменений в Устав муниципального образования для включения этих сведений в государственный регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.

Непредставление указанных сведений или несвоевременное их представление в регистрирующий орган влечет привлечение Главы муниципального образования к ответственности по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в систему муниципальных правовых актов входит, в том числе устав муниципального образования, являющийся актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеющий прямое действие и применяющийся на всей территории муниципального образования.

  Исходя из особой правовой природы устава муниципального образования, действующим законодательством установлен особый порядок, как принятия данного нормативного правового акта, так и внесения в него изменений.

  В соответствии с п.1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

  В обязательном порядке принятию Устава (или решения о внесении изменений в данный правовой акт) предшествует утверждение представительным органом местного самоуправления проекта устава или проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии указанных правовых актов. При этом указанный проект решения подлежат обязательному официальному опубликованию.

  В зависимости от оснований, которые являются причиной принятия устава или правового акта о внесении изменений в устав, действующим законодательством установлено 2 порядка принятия таких акта.

  В первом случае, если принимается непосредственно устав или муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в данный устав (кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами) проект решения публикуется  одновременно с установленным представительным органом муниципального образования порядком учета предложений по проекту устава, проекту правового акта, а также порядком участия граждан в его обсуждении и решением о проведении публичных слушаний по данным проектам.

В случае, если решение о внесении изменений в устав принимается исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, по проекту решения о внесении изменений публичные слушания не назначаются, информация об учете предложений по проекту не публикуется, публикуется только проект устава или решения о внесении в него изменений.

  По истечению 30-дневного периода необходимого для ознакомления с проектом решения (а в указанных выше случаях также после проведения публичных слушаний) представительным органом местного самоуправления при условии наличия на его заседании 2/3 от избранного состава депутатов, принимается соответствующий устав или решение о внесении изменений и дополнений в устав.

  Принятые решения подлежат государственной регистрации в территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации (далее – уполномоченный орган) в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

По проведению государственной регистрации принятый правовой акт подлежит официальному опубликованию органом местного самоуправления и вступает в силу только после официального опубликования. При этом после официального опубликования у главы муниципального образования появляется обязанность в течение 10 дней со дня официального опубликования таких актов направить в уполномоченный орган сведения об источнике и о дате их официального опубликования для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

  Соблюдение указанного порядка является важной гарантией реализации конституционных принципов законности, а также единства правового пространства на территории Российской Федерации.

​​​​​​​

О порядке принятия и государственной регистрации Устава муниципального образования и решений о внесении изменений в Устав муниципального образования

В соответствии с положениями ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в систему муниципальных правовых актов входит, в том числе устав муниципального образования, являющийся актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеющий прямое действие и применяющийся на всей территории муниципального образования.

  Исходя из особой правовой природы устава муниципального образования, действующим законодательством установлен особый порядок, как принятия данного нормативного правового акта, так и внесения в него изменений.

  В соответствии с п.1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

  В обязательном порядке принятию Устава (или решения о внесении изменений в данный правовой акт) предшествует утверждение представительным органом местного самоуправления проекта устава или проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии указанных правовых актов. При этом указанный проект решения подлежат обязательному официальному опубликованию.

  В зависимости от оснований, которые являются причиной принятия устава или правового акта о внесении изменений в устав, действующим законодательством установлено 2 порядка принятия таких акта.

  В первом случае, если принимается непосредственно устав или муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в данный устав (кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами) проект решения публикуется  одновременно с установленным представительным органом муниципального образования порядком учета предложений по проекту устава, проекту правового акта, а также порядком участия граждан в его обсуждении и решением о проведении публичных слушаний по данным проектам.

В случае, если решение о внесении изменений в устав принимается исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, по проекту решения о внесении изменений публичные слушания не назначаются, информация об учете предложений по проекту не публикуется, публикуется только проект устава или решения о внесении в него изменений.

  По истечению 30-дневного периода необходимого для ознакомления с проектом решения (а в указанных выше случаях также после проведения публичных слушаний) представительным органом местного самоуправления при условии наличия на его заседании 2/3 от избранного состава депутатов, принимается соответствующий устав или решение о внесении изменений и дополнений в устав.

  Принятые решения подлежат государственной регистрации в территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации (далее – уполномоченный орган) в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

По проведению государственной регистрации принятый правовой акт подлежит официальному опубликованию органом местного самоуправления и вступает в силу только после официального опубликования. При этом после официального опубликования у главы муниципального образования появляется обязанность в течение 10 дней со дня официального опубликования таких актов направить в уполномоченный орган сведения об источнике и о дате их официального опубликования для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

  Соблюдение указанного порядка является важной гарантией реализации конституционных принципов законности, а также единства правового пространства на территории Российской Федерации.

​​​​​​​

1. Уставом муниципального образования должны определяться:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

КонсультантПлюс: примечание.

П. 6 п. 1 ст. 44 признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 23.11.2021 N 50-П).

КонсультантПлюс: примечание.

О выявлении конституционно-правового смысла п. 6 ч. 1 ст. 44 см. Постановление КС РФ от 27.05.2021 N 23-П.

Об особенностях исполнения см. п. 5 указанного Постановления.

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 165-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

2. Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3. Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях, в которых полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, — населением непосредственно на сходе граждан.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 23.06.2014 N 165-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 28.12.2016 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 03.02.2015 N 8-ФЗ, от 28.12.2016 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) противоречие устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав;

3) наличие в уставе, муниципальном правовом акте о внесении изменений и дополнений в устав коррупциогенных факторов.

(п. 3 введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 494-ФЗ)

7. Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении в устав муниципального образования изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, а также в судебном порядке.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований уведомления о включении сведений об уставе муниципального образования, муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации, предусмотренного частью 6 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 08.12.2020 N 411-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, разграничение полномочий между органами местного самоуправления (за исключением случаев приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральными законами, а также изменения полномочий, срока полномочий, порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования, а в случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением в соответствии с пунктом 1 части 4 и пунктом 1 части 5 статьи 35 настоящего Федерального закона — после истечения срока полномочий главы муниципального образования, подписавшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и предусматривающие создание контрольно-счетного органа муниципального образования, вступают в силу в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящей части.

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ, в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Изменения и дополнения в устав муниципального образования вносятся муниципальным правовым актом, который может оформляться:

1) решением представительного органа (схода граждан) муниципального образования, подписанным его председателем и главой муниципального образования либо единолично главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа (схода граждан) муниципального образования;

2) отдельным нормативным правовым актом, принятым представительным органом (сходом граждан) и подписанным главой муниципального образования. В этом случае на данном правовом акте проставляются реквизиты решения представительного органа (схода граждан) о его принятии. Включение в такое решение представительного органа (схода граждан) переходных положений и (или) норм о вступлении в силу изменений и дополнений, вносимых в устав муниципального образования, не допускается.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 18.07.2017 N 171-ФЗ)

9. Приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.

(часть 9 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 494-ФЗ)

10. Изложение устава муниципального образования в новой редакции муниципальным правовым актом о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не допускается. В этом случае принимается новый устав муниципального образования, а ранее действующий устав муниципального образования и муниципальные правовые акты о внесении в него изменений и дополнений признаются утратившими силу со дня вступления в силу нового устава муниципального образования.

(часть 10 введена Федеральным законом от 18.07.2017 N 171-ФЗ)

Процедура принятия устава муниципального образования,муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования.

             Согласно основам конституционного строя в Российской Федерации признается, гарантируется и осуществляется местное самоуправление.

             Местное самоуправление в Российской Федерации с учетом исторических и местных традиций обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

             Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что муниципальное образование должно иметь основополагающий муниципальный правовой акт – устав, который определяет принципы и правила организации местного самоуправления и распространяет свое действие на всю территорию муниципального образования.

             В силу норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) и Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ « О государственной регистрации уставов муниципальных образований» ( далее – Федеральный закон № 97-ФЗ) процедура принятия устава муниципального образования (далее – Устав) или муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав (далее – МПА) представляет собой совокупность определенных действий.

             На первом проекте Устава или МПА рассматривается на заседании представительного органа муниципального образования и принимается решением о принятии данного проекта.

             Принятый проект Устава или МПА обязательно должен быть доведен до сведений жителей муниципального образования путем официального опубликования (обнародования). При этом официальное опубликование (обнародование) проекта Устава или МПА проводится не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии Устава или МПА.

             Второй этап предусматривает проведение публичных слушаний по проекту Устава или МПА.

             Принятое на публичных слушаниях решение по проекту, носящее рекомендательный характер, выносится на обсуждение представительного органа муниципального образования.

             Третий этап включает в себя непосредственное принятие Устава или МПА.

             В соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ Устав, МПА принимаются на заседании правительственного органа муниципального образования большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

             Четвертый этап – государственная регистрация в территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации.

             В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ Устав или МПА направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течении 15 дней со дня его принятия.

             По результатам проверки Устава или МПА на соответствии Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству субъекта Российской Федерации, соблюдение порядка их принятия, а также по результатам проведения антикоррупционной экспертизы территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации подготавливает мотивированные заключения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.

             Пятый этап – обязательное опубликование устава или МПА.

             Согласно части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ Устав или МПА подлежит обязательному официальному опубликованию (обнародованию) главой муниципального образования в течении семи дней со дня его поступления из территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации.

             Сведения об официальном опубликовании (обнародовании) Устава или МПА в обязательном порядке в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) подлежат направлению в территориальный орган Министерства юстиции российской Федерации для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации (статья 5 Федерального закона № 97-ФЗ).

                                     Управление Минюста России по Костромской области

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Заферан коралловый клуб инструкция по применению
  • Ансамбль ритмы планеты под руководством санкина
  • Тактика фельдшера фельдшерско акушерского пункта практическое руководство двойников скачать
  • Инструкция к швейной электрической машинке чайка 142 м
  • Коделак форте таблетки инструкция по применению