Внесение изменений в инструкцию по отходам

Официальное опубликование правовых актов

Официальное опубликование правовых актов

ОФИЦИАЛЬНОЕ ОПУБЛИКОВАНИЕ

  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
  • ПОИСК
  • КАЛЕНДАРЬ ОПУБЛИКОВАНИЯ

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.04.2023 № 173
«О внесении изменений в Требования при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 июня 2021 г. № 399»
(Зарегистрирован 29.05.2023 № 73539)

Номер опубликования: 0001202305290049

Дата опубликования:
29.05.2023


Страница №1
из 5:
Увеличить
Отправить документ

В связи с вступлением в силу Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности» необходимо ли переоформлять паспорта отходов по установленной форме нового приказа? На данный момент паспорта отходов утверждены и оформлены по старому приказу.

На вопрос отвечает Н.В. Королева, юрист ООО «Дельфи»:

Минприроды России в своем Письме от 05.02.2021 № 25-50/1308-ОГ «О рассмотрении обращения по вопросу переоформления паспорта отходов I-IV классов опасности» разъяснило следующее:

Согласно п. 9 Порядка паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденного приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1026 (далее — Порядок) паспорт отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО), подлежит переоформлению в следующих случаях:

— реорганизация юридического лица, изменение наименования юридического лица, адреса места его нахождения, — для юридических лиц;

— изменения места жительства, фамилии, имени и отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, — для индивидуальных предпринимателей.

Пунктом 8 Порядка установлено, что паспорт отходов, не включенных в ФККО, подлежит переоформлению на паспорт отходов, включенных в ФККО, в течение 30 календарных дней с даты включения соответствующего вида отходов в ФККО, о чем индивидуальный предприниматель или юридическое лицо уведомляется Росприроднадзором в письменной форме в течение 10 календарных дней.

В соответствии с пунктами 10 и 11 Порядка паспорта отходов, включенных в ФККО, действуют бессрочно, внесение изменений в паспорта отходов не допускается.

Таким образом, Порядком установлен исчерпывающий перечень оснований для переоформления паспорта отходов. В остальных случаях переоформление паспорта отходов не требуется.

08.02.2023, 09:18

Принят Государственной Думой 28 июня 2022 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2022 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2001, N 1, ст. 21; 2004, N 35, ст. 3607; 2009, N 1, ст. 17; 2015, N 1, ст. 11; 2016, N 1, ст. 24; 2018, N 1, ст. 87; N 31, ст. 4861; 2019, N 30, ст. 4127; N 51, ст. 7483; N 52, ст. 7768; 2021, N 27, ст. 5184) следующие изменения:

1) в статье 1:

а) абзац семнадцатый изложить в следующей редакции:

«сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;»;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«вторичные ресурсы — отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.»;

2) пункт 4 статьи 14 после слова «требования,» дополнить словами «в том числе к способам складирования, помещениям, в которых осуществляется складирование, оборудованию, применяемому для складирования отходов и их компонентов, ограничениям по срокам накопления и хранения отходов,»;

3) пункт 1 статьи 144 после слова «объектов» дополнить словом «утилизации,»;

4) главу III дополнить статьей 171 следующего содержания:

«Статья 171. Требования к обращению с вторичными ресурсами

1. Отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии, в соответствии с настоящим Федеральным законом могут быть отнесены к вторичным ресурсам.

2. Вторичные ресурсы подлежат утилизации, и их захоронение не допускается.

3. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались вторичные ресурсы, обеспечивают их утилизацию самостоятельно либо передачу другим лицам в целях утилизации.

4. Вторичные ресурсы, являющиеся ломом и отходами цветных и (или) черных металлов, передаются в целях утилизации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 131 настоящего Федерального закона.

Вторичные ресурсы, относящиеся к отходам I и II классов опасности, передаются в целях утилизации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 144 настоящего Федерального закона.

5. Физические лица, в процессе потребления которыми образуются вторичные ресурсы, обеспечивают их раздельное накопление в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов либо сдачу в места сбора вторичных ресурсов.

6. В местах сбора вторичных ресурсов может осуществляться складирование вторичных ресурсов как по видам вторичных ресурсов, так и по группам однородных отходов в соответствии с требованиями при обращении с такими группами.»;

5) пункт 1 статьи 19 после слова «образовавшихся,» дополнить словом «обработанных,»;

6) в абзаце первом пункта 3 статьи 24 слова «и перечень которых устанавливается» заменить словами «, производстве продукции, выполнении работ с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе, перечни которых устанавливаются»;

7) в статье 243:

а) в пункте 1 первое предложение изложить в следующей редакции: «Единая федеральная государственная информационная система учета отходов от использования товаров является федеральной государственной информационной системой, которая содержит информацию об отходах от использования товаров, информацию о вторичных ресурсах и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию (далее — система).»;

б) абзац первый пункта 2 после слов «в сфере обращения с отходами от использования товаров» дополнить словами «и вторичных ресурсов»;

в) пункт 6 дополнить словами «и (или) осуществляющие утилизацию вторичных ресурсов».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2011, N 30, ст. 4590, 4596; N 48, ст. 6732; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 30, ст. 4059; N 52, ст. 6971; 2014, N 30, ст. 4220; N 48, ст. 6642; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3994; 2016, N 1, ст. 24; N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4187; 2017, N 31, ст. 4774; 2018, N 31, ст. 4841; 2019, N 30, ст. 4097; N 52, ст. 7768, 7771; 2021, N 11, ст. 1704; N 24, ст. 4188; 2022, N 1, ст. 15) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить абзацем следующего содержания:

«вторичное сырье — продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации Российской Федерации, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.»;

2) статью 5 дополнить абзацами следующего содержания:

«установление перечней видов продукции (товаров), работ, услуг, производство, выполнение и оказание которых осуществляются с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их производству и выполнению;

установление перечня видов продукции (товаров), производство и использование которых не допускаются в связи с тем, что отходы от использования такой продукции (товаров) не подлежат обработке и (или) утилизации либо их обработка и (или) утилизация затруднительны.»;

3) абзац четвертый пункта 1 статьи 16 изложить в следующей редакции:

«хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов), в том числе складирование побочных продуктов производства, признанных отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 511 настоящего Федерального закона.»;

4) статью 161 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. В случае признания побочных продуктов производства отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 511 настоящего Федерального закона плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались такие побочные продукты.»;

5) пункт 1 статьи 162 дополнить абзацем следующего содержания:

«Особенности определения платежной базы для исчисления платы за размещение отходов в случае признания побочных продуктов производства отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 511 настоящего Федерального закона устанавливаются правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.»;

6) статью 163 дополнить пунктом 62 следующего содержания:

«62. В случае признания побочных продуктов производства отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 511 настоящего Федерального закона размер платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов исчисляется в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, с применением к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду дополнительного коэффициента, равного 52.

В случае признания побочных продуктов производства отходами в соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 511 настоящего Федерального закона указанный дополнительный коэффициент применяется к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду, если побочные продукты производства размещены на объектах размещения отходов по истечении одиннадцати месяцев с даты образования таких продуктов.»;

7) в статье 164:

а) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11. В случае признания побочных продуктов производства отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 511 настоящего Федерального закона плата за размещение отходов вносится по месту нахождения:

1) объекта размещения отходов, на котором размещены побочные продукты производства, в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 8 статьи 511 настоящего Федерального закона;

2) объекта, на котором осуществлялось складирование побочных продуктов производства, в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 8 статьи 511 настоящего Федерального закона.»;

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (за исключением платы за размещение отходов, вносимой в случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта) признается календарный год.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за размещение отходов в случае признания побочных продуктов производства отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 511 настоящего Федерального закона признается календарный год, в котором такие побочные продукты производства признаны отходами.»;

в) дополнить пунктом 51 следующего содержания:

«51. Квартальные авансовые платежи в текущем отчетном периоде не вносятся лицами, указанными в пункте 4 статьи 161 настоящего Федерального закона.»;

г) пункт 8 дополнить абзацем следующего содержания:

«В случае признания побочных продуктов производства отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 511 настоящего Федерального закона декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов представляется лицами, указанными в пункте 4 статьи 161 настоящего Федерального закона, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объектов, указанных в пункте 11 настоящей статьи.»;

8) дополнить статьей 511 следующего содержания:

«Статья 511. Требования при обращении с побочными продуктами производства

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются не являющиеся продукцией производства вещества и (или) предметы, самостоятельно осуществляют их отнесение к отходам либо побочным продуктам производства вне зависимости от факта включения таких веществ и (или) предметов в федеральный классификационный каталог отходов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 настоящей статьи.

2. К побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются побочные продукты производства, осуществляют их отдельный учет обособленно от учета основной продукции производства и отходов.

4. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались побочные продукты производства, информацию о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и результатах таких использования либо передачи отражают в программе производственного экологического контроля и отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в соответствии с порядком, установленным статьей 67 настоящего Федерального закона.

5. При обращении с побочными продуктами производства (складировании (хранении), транспортировке, обработке (переработке), в том числе обезвреживании, использовании) не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов и лесов.

6. Не допускается передача юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем третьим лицам побочных продуктов производства, которые не соответствуют требованиям, установленным к сырью либо продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Побочные продукты производства не признаются отходами, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 и 10 настоящей статьи.

8. Побочные продукты производства признаются отходами в случае:

1) размещения побочных продуктов производства на объектах размещения отходов;

2) неиспользования побочных продуктов в собственном производстве либо передачи другим лицам в качестве сырья или продукции по истечении трехлетнего срока с даты отнесения веществ и (или) предметов к побочным продуктам производства.

9. В случаях, установленных пунктом 8 настоящей статьи, датой признания побочных продуктов производства отходами является наиболее ранняя из дат наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. В случае признания побочных продуктов отходами юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в результате деятельности которых образовались такие побочные продукты, обязаны исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

10. Правительство Российской Федерации устанавливает перечень веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства.»;

9) в статье 67:

а) в пункте 3:

дополнить новым абзацем пятым следующего содержания:

«о побочных продуктах производства, в том числе информацию о видах таких продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве либо о передаче другим лицам для потребления в качестве сырья или продукции и результатах таких использования либо передачи;»;

абзацы пятый — седьмой считать соответственно абзацами шестым — восьмым;

б) в пункте 6:

абзац второй дополнить словами «и побочных продуктов производства»;

абзац четвертый дополнить словами «и побочными продуктами производства».

Статья 3

Пункт 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2716; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; 2014, N 30, ст. 4256; N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 11; N 29, ст. 4342; N 44, ст. 6047; 2016, N 1, ст. 51; 2018, N 31, ст. 4838; N 32, ст. 5116; N 45, ст. 6841; N 53, ст. 8424; 2019, N 16, ст. 1817; N 25, ст. 3168; N 31, ст. 4441, 4457; N 52, ст. 7796; 2020, N 8, ст. 915; N 31, ст. 5029; 2021, N 18, ст. 3072; N 22, ст. 3691; N 24, ст. 4188; N 27, ст. 5177; N 50, ст. 8410; 2022, N 1, ст. 59) дополнить словами «(за исключением случаев, если сбор отходов I — IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения)».

Статья 4

Пункт 4 части 4 статьи 14 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 41; 2019, N 31, ст. 4449; 2022, N 18, ст. 3016) после слов «источников энергии» дополнить словами «, вторичного сырья».

Статья 5

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года, за исключением пункта 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 2 статьи 2 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 марта 2024 года.

3. Положения пункта 2 статьи 171 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» применяются с 1 января 2030 года.

4. Положения пунктов 4, 8 и 9 статьи 511 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не применяются к побочным продуктам производства, учтенным в качестве таких продуктов до 1 марта 2023 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

В ежемесячном обзоре вместе с руководителем экологической практики юридической компании «Пепеляев Групп» Натальей Стениной рассказываем о главных изменениях в экологическом законодательстве за май 2023 года: об исключении отвалов вскрышных и вмещающих горных пород из Государственного реестра объектов размещения отходов (ГРОРО), установлении предельного срока эксплуатации объекта размещения отходов I и II классов опасности не более 25 лет, введении льготного кредитования для снижения выбросов опасных загрязняющих веществ предприятиями ТЭК и многом другом.

Наталья Стенина

Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

Вера Солдатова

Редактор Ecostandard.journal

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

Обращение с отходами

Исключение отвалов вскрышных и вмещающих горных пород из Государственного реестра объектов размещения отходов (ГРОРО)

Вносятся изменения в Порядок ведения государственного кадастра отходов приказом Минприроды России от 19.04.2023 № 211 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (далее — приказ Минприроды России от 19.04.2023 № 211), опубликованным 17 мая 2023 года.

При этом с 1 сентября 2023 года объекты хранения вскрышных и вмещающих горных пород не относятся к объектам размещения отходов производства и потребления. Исключение — случаи, когда такие породы были признаны отходами производства в установленном порядке. Соответствующее регулирование появилось в Федеральном законе от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (Закон о недрах) в июле 2022 года.

Учитывая данное регулирование, Минприроды России ввело новое основание для исключения отвалов вскрыши из ГРОРО. Для этого компании необходимо до 1 января 2026 года подать в Росприроднадзор заявление в свободной форме с приложением следующих документов:

  • технический проект или иную проектную документацию, предусмотренную Законом о недрах и/или
  • проект рекультивации земель, который подтверждает использование всего объема вскрыши, находящейся на данном объекте.

Приказ Минприроды России от 19.04.2023 № 211 вступит в силу с 1 сентября 2023 года.

У недропользователей появляется возможность исключения отвалов вскрыши из ГРОРО, если они планируют использовать вскрышные и вмещающие породы для следующих целей:

  • ликвидация горных выработок;
  • рекультивация земель;
  • добыча полезных ископаемых и полезных компонентов;
  • для собственных производственных и технологических нужд;
  • для ведения горных работ;
  • для передачи иному лицу в целях использования для собственных производственных и технологических нужд.

Скорректированы правила утверждения разрабатываемой недропользователями проектной документации

Изменения, направленные на установление требований к проектной документации в части использования отходов недропользования опубликованы в постановлении Правительства РФ от 20.05.2023 № 801 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2127» (далее — постановление Правительства РФ от 20.05.2023 № 801).

Внесение изменений связано со скорым вступлением в силу Федерального закона от 14.07.2022 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ „О недрах“ и отдельные законодательные акты РФ».

Постановление Правительства РФ от 20.05.2023 № 801 вводит следующие правила утверждения проектной документации:

  • устанавливает необходимость включать технические и технологические решения по использованию отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород (если такое использование планируется);
  • предусматривает необходимость учета добычи полезных ископаемых и компонентов из отходов недропользования в проекте опытно-промышленной разработки месторождения, техническом проекте разработки месторождения, технологической схеме первичной переработки минерального сырья;
  • вводит требование при планировании использования отходов недропользования для других целей включать соответствующие технические и технологические решения в технический проект разработки месторождения и/или технический проект строительства и эксплуатации подземных сооружений, и/или технический проект ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами;
  • исключает возможность направления документов на бумажном носителе: заявление и документы для согласования проектной документации необходимо будет направлять в электронном виде (в том числе с помощью «Единого портала государственных и муниципальных услуг»);
  • сокращает сроки и конкретизирует порядок рассмотрения и согласования проектной документации.

Оно вступит в силу с 1 сентября 2023 года. Согласованные до этой даты технические проекты и другая проектная документация, соответствующие постановлению Правительства РФ от 20.05.2023 № 801 и предусматривающие использование отходов недропользования, действуют до окончания своего срока.

Установлен предельный срок эксплуатации объекта размещения отходов I и II классов опасности не более 25 лет

Опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 01.05.2023 № 737 «О порядке определения срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности», устанавливающее порядок определения сроков эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности (ОРО).

Срок эксплуатации таких объектов определяет застройщик при вводе ОРО в эксплуатацию на основании проектной документации на строительство или реконструкцию ОРО. Этот срок эксплуатации ОРО исчисляется с даты его ввода в эксплуатацию и не может превышать 25 лет.

Решение об определении данного срока необходимо в уведомительном порядке направлять в Росприроднадзор. Кроме того, сведения о сроке эксплуатации ОРО будут включаться в федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности, а также во ФГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК).

Постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 года и будет действовать до 1 сентября 2029 года.

Ранее, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.12.2021 № 446-ФЗ, лица, эксплуатирующие указанные ОРО, обязаны не позднее чем за 5 лет до истечения срока эксплуатации ОРО подтвердить наличие финансового обеспечения мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды при выводе ОРО из эксплуатации (его консервации/ликвидации).

С учетом данного регулирования Правительство РФ унифицировало порядок определения срока эксплуатации строящихся и реконструируемых ОРО в постановлении от 01.05.2023 № 737, положений которого теперь будут придерживаться застройщики ОРО.

Введены в действие Межгосударственные стандарты по переработке упаковки

С 1 мая 2023 года введены в действие два новых стандарта, касающихся переработки упаковки:

  • ГОСТ ISO 18604-2022. Межгосударственный стандарт. Упаковка и окружающая среда. Переработка материалов (введен в действие Приказом Росстандарта от 21.09.2022 № 970-ст);
  • ГОСТ ISO 18606-2022. Межгосударственный стандарт. Упаковка и окружающая среда. Переработка органическим способом (введен в действие Приказом Росстандарта от 19.09.2022 № 952-ст).

Оба ГОСТа относятся к группе стандартов ISO, охватывающей воздействие упаковки на окружающую среду на протяжении всего цикла ее использования.

ГОСТ ISO 18604-2022 устанавливает требования к упаковке, классифицируемой как перерабатываемая путем рециклинга материалов, из которых изготовлена упаковка, с учетом развития технологий производства и переработки упаковки. Он описывает критерии оценки упаковки для определения возможностей ее переработки путем рециклинга. В число критериев включены входят:

  • проверка состава/конструкции и процесса производства упаковки;
  • пригодность к переработке имеющимися технологиями рециклинга материалов;
  • выбросы (сбросы) в окружающую среду в результате переработки использованной упаковки;
  • возможность сортировки упаковки конечным пользователем.

ГОСТ ISO 18606-2022 посвящен переработке упаковки органическим (биологическим) способом в целях производства компоста (удобрения, которое способствует повышению плодородности и предотвращает эрозию почвы) или компоста и биогаза. Компост и биогаз производится из биоотходов, например, из органической фракции твердых коммунальных отходов, отходов животного и растительного происхождения и других видов биоразлагаемого материала. Некоторые виды использованной упаковки (некоторые виды пластмасс, бумаги) могут быть переработаны вместе с потоками органических отходов.

Указанные ГОСТы вводятся впервые.

Ознакомиться с указанными ГОСТами стоит производителям товаров и упаковки, которые намерены перейти к использованию более простой в переработке упаковки. Такой переход становится более актуальным в контексте рассматриваемой Госдумой реформы расширенной ответственности производителей (РОП). В рамках этой реформы ответственность за утилизацию упаковки планируется перенести на ее производителей, а суммы экологического сбора, уплачиваемого вместо самостоятельной утилизации упаковки, будут зависеть в том числе от пригодности упаковки для переработки.

Воздействие на атмосферу

Предприятия ТЭК смогут получить льготный кредит для снижения выбросов опасных загрязняющих веществ

Предприятия топливно-энергетического комплекса в 12 городах — участниках федерального проекта «Чистый воздух» смогут получить льготные кредиты на мероприятия по снижению объемов вредных выбросов в атмосферу. Такая возможность закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2023 № 709 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям и государственной корпорации развития „ВЭБ.РФ“ на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для выполнения мероприятий по снижению выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2023 № 709).

Льготное финансирование можно получить на модернизацию объектов электрогенерации и теплоснабжения, в том числе на внедрение специального оборудования по улавливанию и утилизации вредных веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферу. Условия финансирования:

  • ставка составит 3% годовых;
  • разница будет субсидироваться государством до конца 2024 года.

Льготные кредиты будут доступны для предприятий, расположенных в Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите. В этих городах с 2019 года проходит эксперимент по квотированию вредных выбросов в атмосферу. Его цель — сократить количество таких выбросов и улучшить состояние окружающей среды.

Подробнее об эксперименте по квотированию выбросов загрязняющих веществ рассказывали в статье.

Финансирование новой кредитной программы будет идти в рамках федерального проекта «Чистый воздух». Предполагается, что в 2023–2024 годах общий объем субсидирования льготных кредитов может составить до 3,4 млрд рублей.

Обновлен перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками

На официальном сайте Минприроды 10 мая 2023 года опубликован обновленный перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — Перечень).

Перечень был дополнен Методикой расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании топлива в двигателях внутреннего сгорания (железнодорожная техника), ПАО «НЛМК», Ростов-на-Дону, 2023.

Указанная методика устанавливает метод расчета выбросов следующих загрязняющих веществ в атмосферный воздух от железнодорожной техники ПАО «НЛМК»:

  • оксиды азота NOx (NO и NO₂);
  • оксид углерода (CO);
  • смесь углеводородов (СхНу);
  • углерод (пигмент черный, сажа);
  • диоксид серы (SO₂).

Предприятия используют методики расчета выбросов в случаях:

  • в ходе их инвентаризации при подготовке разрешений на выбросы;
  • при расчете массы выбросов;
  • при разработке нормативов допустимых выбросов;
  • при проверке отчетов производственного экологического контроля.

Применять ту или иную методику можно после ее включения в Перечень методик, который ведет Минприроды России. Методики разрабатывают и используют предприятия при определении величины выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетными методами. В 2020 году данный перечень включал лишь 21 методику, на сегодняшний день их количество выросло до 121.

Изменены правила оснащения систем автоматического контроля выбросов на квотируемых объектах

Опубликован Федеральный закон от 28.04.2023 № 177-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и Федеральный закон «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».

Согласно нормативно-правовому акту внесены изменения в:

  • Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Федеральный закон от 26.07.2019 N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».

Среди основных нововведений можно выделить:

  • определение особенностей создания и эксплуатации систем автоматического контроля;
  • установление особенностей осуществления государственного экологического контроля в отношении квотируемых объектов;
  • определение сроков оснащения системами автоматического контроля стационарных источников выбросов в зависимости от месторасположения квотируемых объектов.

Между тем, как установлено ранее пунктом 9 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, на объектах I категории негативного воздействия на окружающую среду стационарные источники выбросов загрязняющих веществ должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ.

Дополнение ПЭК

Министерством Природных ресурсов выпущен приказ, уточняющий состав программы ПЭК (Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.03.2023 № 150 «О внесении изменений в требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 г. № 109»).  Приказ ожидаемый, так как отсылки к нему имеются в федеральных законах о побочных продуктах. Приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 года. 
После вступления в силу предприятия у которых образуются побочные продукты (в частности предприятия занимающиеся животноводством) должны будут скорректировать свои программы ПЭК и добавить в них несколько новых разделов. Также всем остальным предприятия (у которых нет побочных продуктов) имеет смысл добавить в программу ПЭК пару страниц с разделами о побочных продуктах и указать в них, об отсутствии таковых. 

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

и экологии РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минприроды России)
№ 150 от 24.03.2023

О внесении изменений в требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 г. № 109

В соответствии с пунктом 4 статьи 51.1, пунктом 4 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подпунктом 5.2.42 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, приказываю:

1. Внести изменения в требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 г. № 109 (зарегистрирован Минюстом России 25 февраля 2022 г., регистрационный № 67461), согласно приложению к настоящему приказу.

2.  Настоящий приказ вступает в силу 1 сентября 2023 года.

Приложение к приказу Минприроды России

Изменения, которые вносятся в требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 г. № 109

  1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Программа должна содержать следующие разделы: общие положения;

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

сведения о побочных продуктах производства;

сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.».

  1. Дополнить пунктом 6(1) следующего содержания:

«6(1). Раздел «Сведения о побочных продуктах производства» должен содержать:

перечень видов побочных продуктов производства, включающий наименование побочных продуктов производства;

показатели, характеризующие объемы образования побочных продуктов производства за год;

периодичность (не реже одного раза в квартал) или даты образования побочных продуктов производства;

планируемые сроки использования побочных продуктов производства в собственном производстве;

планируемые сроки передачи побочных продуктов производства другим лицам (в случае передачи побочных продуктов производства другим лицам);

сведения о результатах использования побочных продуктов в собственном производстве, включающие сведения о видах сырья и (или) продукции, полученных с использованием побочных продуктов производства, и их планируемом количестве за год, а также реквизиты документов, устанавливающих требования к получаемому сырью или продукции;

сведения о планируемом использовании побочных продуктов производства в качестве сырья или в качестве продукции для потребления в случае их передачи другим лицам (при наличии информации от потребителя такой продукции).».

  1. Пункт 9 дополнить абзацем следующего содержания:

«подраздел «Производственный контроль в области обращения с побочными продуктами производства.».

  1. Дополнить пунктом 9(4) следующего содержания:

«9(4). Подраздел «Производственный контроль в области обращения с побочными продуктами производства» должен содержать порядок учета побочных продуктов производства.».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Судмедэкспертиза московской области руководство
  • Престанс инструкция по применению при каком давлении как принимать таблетки
  • Roland spd 20 мануал
  • Руководство администратора сфинкс
  • Двухъярусная кровать с диваном карамель 75 инструкция по сборке