Влияют ли профессиональные стандарты на разработку должностных инструкций

Требуется ли разработка на предприятиях должностных инструкций в полном соответствии с профессиональными стандартами либо на их основе?

Для начала определим, есть ли у современных предприятий необходимость формировать должностные инструкции по профстандартам.

Должностная инструкция — документ, составление которого не предусмотрено ТК РФ, однако установлено рядом других федеральных нормативных актов для некоторых профессий, в частности:

  • врачей (подп. 1 п. 2 ст. 73 закона «Об охране здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ);
  • охранников (приказ МВД РФ от 22.08.2011 № 960) и пр.

Когда составление должностной инструкции необязательно, она может формироваться работодателем как локальный нормативный акт, дополняющий трудовой договор с наемным сотрудником, в целях:

  • официального закрепления квалификационных требований к кандидатам на трудоустройство;
  • установления прав и обязанностей сотрудника, с которыми он, подписывая документ, выражает согласие;
  • детальной регламентации трудовых функций сотрудника для повышения эффективности его работы.

Предполагается, что каждая из отмеченных целей утверждения инструкции будет находить отражение в ее содержании. Вопрос в том, чтобы обеспечить наполнение документа корректными и актуальными формулировками. Одним из источников данных, которые могут быть использованы при составлении соответствующих формулировок, может быть профессиональный стандарт, утвержденный для позиции, по которой разрабатывается должностная инструкция.

Собственно, назначение профстандарта заключается в установлении требований к квалификации сотрудника, необходимой для выполнения им работы по той или иной профессии. Профстандарты обязательны к применению, если это прямо предписано ТК РФ или иным федеральным нормативным актом. Но даже если это не так, то характеристики квалификации, отраженные в профессиональном стандарте, должны задействоваться работодателями в качестве основы при определении внутрикорпоративных требований к квалификации сотрудников — с учетом их трудовых функций, используемых технологий производства, системы менеджмента (ст. 195.3 ТК РФ).

Таким образом, положения ТК РФ фактически предписывают работодателям формировать должностные инструкции (если таковые используются как источники требований к квалификации) на основе профстандартов.

Рассмотрим, в какой структуре может быть представлена должностная инструкция работника в общем случае, а также каким образом она может быть заполнена с применением профстандартов.

Должностная инструкция с учетом профессионального стандарта: структура документа

Обязательная форма должностной инструкции законодательством РФ не установлена. Распространена практика, по которой в нее включаются следующие основные разделы:

1. Общие положения.

Здесь чаще всего отражаются:

  • сведения о назначении инструкции;
  • порядок назначения человека на должность, его подчиненность;
  • требования к уровню образования и опыту сотрудника;
  • требования к знаниям и умениям специалиста.

2. Функциональные обязанности.

Здесь фиксируется перечень типичных действий сотрудника, составляющих его работу на занимаемой должности.

3. Права.

Основные права, которые отражаются в документе, чаще всего связаны с доступом человека к тем или иным корпоративным сведениям, а также с возможностями его взаимодействия с другими сотрудниками по различным вопросам.

4. Ответственность.

Здесь фиксируются, как правило, стандартные формулировки — о том, что сотрудник несет ответственность за свои действия в соответствии с законодательством РФ и локальными нормативными актами.

5. Заключительные положения.

Здесь обычно отражается, что:

  • инструкция составлена в 2 экземплярах;
  • сотрудник знакомится с инструкцией и удостоверяет ознакомление с ней подписью.

Утверждается должностная инструкция руководителем предприятия.

Рассмотрим, какие именно формулировки профстандартов могут быть использованы в целях составления должностной инструкции. Полезнее всего будет изучить их в части тех разделов, которые являются в наибольшей степени зависящими от специфики конкретной должности работника («Общие положения», «Функциональные обязанности» и «Права»).

Сборник должностных инструкций, составленных в полном соответствии с действующим законодательством, вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к К+ можно получить бесплатно. 

Профстандарт как основа для должностной инструкции: сведения из раздела 1

Профстандарт в общем случае содержит (п. 6 методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтрудсоцзащиты РФ от 29.04.2013 № 170н):

  • раздел 1, в котором фиксируются общие сведения о позиции, для которой определяются квалификационные требования;
  • раздел 2, в котором содержится описание всех трудовых функций, которые входят в соответствующий профстандарт;
  • раздел 3, в котором отражаются сведения об обобщенных трудовых функциях, а также развернутые характеристики конкретных трудовых функций;
  • раздел 4, в котором отражаются данные об организациях, разработавших профстандарт.

Для нас наиболее полезными будут, очевидно, первые три раздела.

Из раздела 1 профстандарта в целях составления инструкции можно извлечь наименование занятия по коду ОК3 (графа «Группа занятий»). Именно эта графа определяет название должности, для которой составляется инструкция. Также наименование должности по инструкции может базироваться на сведениях в графе «Возможные наименования должностей» подраздела «Обобщенная трудовая функция» раздела 3 профстандарта.

Профстандарт как основа должностной инструкции: раздел 2

Второй раздел профстандарта может быть полезен прежде всего как инструмент соотнесения содержания работы человека по существу с определенными профстандартом характеристиками (т. е. с указанными там обобщенной и конкретизированной трудовыми функциями).

Близкие по содержанию работы отдельные трудовые функции объединены в разделе в группы — обобщенные трудовые функции. Для каждой обобщенной трудовой функции (для всех конкретных трудовых функций, которые входят в нее) установлен отдельный уровень квалификации. Например, в профстандарте «Бухгалтер», утвержденном приказом Минтруда от 21.02.2019 № 103н, предусмотрены обобщенные функции:

  • ведение бухгалтерского учета;
  • составление и предоставление финотчетности.

Для первой из указанных обобщенных функций требуется наличие квалификации уровня 5, для второй — уровня 6. Законодательно характеристики соответствующих уровней закреплены в приказе Минтрудсоцзащиты РФ от 12.04.2013 № 148н. Так, уровень 5 предполагает, в частности, наличие у человека как минимум среднего образования по профессии, а также практического опыта работы. Уровень 6 требует, в свою очередь, высшего образования или же среднего по программам подготовки специалистов среднего звена и аналогично практического опыта работы.

Профстандарт как основа для должностной инструкции: раздел 3

Конкретные требования к уровню образования и опыту по обобщенным трудовым функциям (и для соответствующих им конкретизированных функций) закреплены в третьем разделе профстандарта. Эти требования могут быть включены в раздел «Общие положения» должностной инструкции.

Третий раздел профстандарта также может быть также полезен с точки зрения:

  • формирования перечня функциональных обязанностей сотрудника по должностной инструкции (им может соответствовать перечень «Трудовые действия», установленный для конкретной трудовой функции в профстандарте);
  • формирования перечня знаний и умений сотрудника по должностной инструкции (им могут соответствовать перечни «Необходимые умения» и «Необходимые знания», также установленные для конкретной трудовой функции в профстандарте).

Кроме того, формулировки, приведенные в перечне «Трудовые действия» по профстандарту, могут быть использованы и при составлении раздела «Права» должностной инструкции. Как мы отметили выше, права сотрудника, фиксируемые в инструкции, могут выражаться в получении доступа к определенным данным, а также в возможности взаимодействия с коллегами. Профстандарт вполне может определять и то и другое.

Итоги

Определять перечни трудовых функций работника, фиксируемых в должностной инструкции, работодатели должны на основе профстандартов для соответствующей должности (либо, если это установлено федеральным законодательством, — в полном соответствии с профстандартом). Решение данной задачи облегчается тем, что современные профессиональные стандарты во многих случаях содержат все необходимые сведения для заполнения разделов «Общие положения», «Функциональные обязанности» и «Права» должностных инструкций.

Узнать больше о применении профстандартов вы можете в статьях:

  • «Наименование должностей по профстандартам (нюансы)»;
  • «Приказ о внедрении профстандартов в организации – образец»;
  • «Профстандарт юрисконсульта».

Разъяснения Минтруда России по вопросам применения профстандартов.

Официальные разъяснения Минтруда России по вопросам применения профстандартов

Минтрудом России подготовлены ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов для организации разъяснительной работы по данному направлению.

Информация Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов

1. Зачем разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты?

Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда.

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

2. Как часто профессиональные стандарты будут обновляться/добавляться?

Разработка профессиональных стандартов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23) осуществляется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (в редакции приказа Минтруда России от 10 февраля 2016 г. № 46).

Проекты профессиональных стандартов могут быть инициированы и внесены на рассмотрение в Минтруд России в установленном порядке различными организациями.

Изменения в профессиональные стандарты вносятся, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Внесение изменений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.

3. Где можно ознакомиться с содержанием профессиональных стандартов? Как узнавать о планах разработки (актуализации) профессиональных стандартов, о внесении изменений в профессиональные стандарты или принятии новых профессиональных стандартов?

Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru) и Научно- методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России (http://vet-bc.ru). На этих же сайтах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.

Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.

4. Будут ли отменены ЕТКС и ЕКС?

В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходит в течение достаточно длительного периода.

5. Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то какими документами должен пользоваться работодатель?

Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. В каких случаях применение профессиональных стандартов является обязательным? Обязаны ли работодатели применять требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме на работу? Согласно статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) профессиональные стандарты применяются «в качестве основы для определения требований к квалификации работников». Каким образом должно определяться, что именно из требований должно быть положено в основу? Есть ли необходимый минимум? В каких случаях допустимо повышение, а в каких — снижение требований? В чем заключаются изменения с 1 июля 2016 года, если те требования к квалификации, в части которых будет обязателен профессиональный стандарт, ранее установлены законами и иными нормативными правовыми актами?

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

  • -согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
  • -согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

7. Распространяется обязательность применения требований профессиональных стандартов на всех работодателей или только на государственные и муниципальные организации?

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.

Что касается государственных и муниципальных организаций, то учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), данным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.

8. Утвержденные Минтрудом России профессиональные стандарты являются нормативными правовыми актами. Согласно части первой статьи 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Означает ли данная норма, что содержащиеся в профессиональных стандартах требования являются обязательными для применения?

Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.

При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются ввиду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

9. Требования профессионального стандарта должны быть прописаны в трудовом договоре/должностной инструкции работника в полном объеме или могут быть какие-либо допущения?

Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом статьи 57 ТК РФ, должностные обязанности работников, при этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда.

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

10. Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу, измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)?

В ТК РФ нет такого основания. Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут.

Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

11. Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профессиональных стандартов? Обязанность по направлению на обучение и расходы несет работодатель?

Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

12. Если выполняемые работником обязанности шире, чем содержащиеся в профессиональном стандарте трудовые функции и трудовые действия, имеет ли он право требовать доплату за совмещение профессий?

Вопрос не связан с применением профессиональных стандартов.

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений статьи 151 ТК РФ.

13. Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов?

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

— согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

— согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Таким образом, если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.

В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.

Официальный источник: Информация Минтруда о применении ПС.

Конечно, это идеальная схема. Многие работодатели используют такую возможность для привлечения работников на неполную занятость, урезая под этим предлогом оплату труда. В Великобритании неполная занятость работников приняла угрожающие масштабы. Многие люди работают одновременно на многих предприятиях по нескольку часов в неделю, что отрицательно сказывается на их свободном времени и возможностях карьерного роста [15].
Прогрессивная возможность получения профессионального образования дискретно, с одной стороны, предлагает возможности и преимущества, а с другой, стимулирует снижение мотивации к продолжению образования, поскольку этот процесс требует постоянного самоконтроля и принятия решений в ущерб свободному времени. Общеизвестно, что сетевые компьютерные курсы и другие дистанционные технологии получения образования доступны далеко не всем людям именно по причине того, что требуют от человека постоянных волевых усилий. Очное обучение более привычно для человека, так как в нем могут использоваться стандартные приемы мотивации к обучению [17].

Внедрение профессиональных стандартов в России столкнулось со многими ментальными факторами. И несмотря на то, что задача по разработке и внедрению профессиональных стандартов, поставленная Правительством, фактически решена, данное достижение нельзя считать эффективным в полной мере. Во-первых, главная идея профессионального стандарта как стандарта профессиональной деятельности реализована не до конца. Достаточно посмотреть на названия: «профессиональный стандарт учителя», «профессиональный стандарт парикмахера»: все это профессиональные стандарты работников, а не деятельности, и проявилось это не только в названиях, но и в содержании многих профессиональных стандартов.

Во-вторых, в профессиональных стандартах все обобщенные трудовые функции соотнесены с возможными должностями. Слово «возможный» в данном случае должно пониматься буквально. Работодатель вправе дать должности иное название или возложить исполнение трудовой функции на работника, занимающего должность, которая не связана с данной обобщенной трудовой функцией. Кроме, конечно, тех случаев-исключений, о которых уже говорилось выше. В-третьих, введение профессиональных стандартов в России не означает отмену прежних документов, регламентировавших старые квалификационные структуры (ЕКС, ЕКСД, ТКС и др.) [13]. В квалификационной системе России сложилась ситуация своего рода «двоевластия», когда документы совершенно разной направленности действуют одновременно и часто противоречат друг другу.

Серьезную озабоченность выражают российские профсоюзы — структуры, призванные защищать права трудящихся. Их тревогу нельзя не разделить. Все социальные преференции работников сейчас соотнесены с их должностями, а не с обобщенными трудовыми функциями. Поэтому должность, как и прежде в системе трудовых отношений, занимает важнейшее место, хотя по идее профессиональных стандартов должна отмереть, стать атавизмом. По-видимому, в нашей стране должна произойти еще одна или несколько реформ трудового и образовательного права. В результате введения профессиональных стандартов работники не должны утратить тех социальных благ, которые причитались им по должностям [14].
Отдельно следует сказать и о системе профессионального образования. Лаконичность и ясность описания конкретных трудовых функций в профессиональных стандартах может сыграть злую шутку с образовательными стандартами. В действующем законе «Об образовании в Российской Федерации» однозначно сказано, что результатом любого профессионального образования или обучения является квалификация, а образовательные стандарты разрабатываются на основе профессиональных. Парадокс, но в законе ничего не сказано о таких важных результатах образования, как образованность и воспитанность человека. Речь идет только о квалификации. Такая трактовка привносит опасность сведения образования к обучению [17]. Именно перед профессиональным обучением традиционно не ставятся развивающие и воспитывающие задачи, и само оно воспринимается именно как инструмент формирования конкретных умений и компетенций. Профессиональное образование, особенно среднее профессиональное образование, при буквальном прочтении нормативов может превратиться в несколько расширенное обучение. Существует опасность выхолащивания из содержания образования знаний и умений, обеспечивающих развитие личности.

1. Bergan S. Qualifications — Introduction to a Concept. Мoscow, Avanglion-Print, 2013.

2. Blinov V. I., Batrova O. F., Faktorovitch A. A., Esenina E. Y. Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke professionalnykh obrazovatelnykh programm c uchetom trebovaniy professionalnykh standartov [Guidelines for the Development of Professional Educational Programs taking into Account the Requirements of Occupational Standards]. Мoscow, Federal Institute of education development, Pero, 2014, p. 53.

3. Blinov V. I., Batrova O. F., Esenina E. Y., Faktorovitch A. A. Kontseptsiya otsenivaniy kvalifikatsiy [The concept of Qualification Assessment]. Obrazovanie i nauka [The Education and Science], 2012, no.10, pp. 46–67.

4. Blinov V. I., Batrova O. F., Faktorovitch A. A., Yesenina E. Y. Professionalnye standarty: ot razrabotki k primeneniu [Occupational standards: from development to implementation]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2015, no. 4, pp. 5–14.

5. Blinov V. I., Faktorovitch A. A., Klink O. F., Rykova E. A., Esenina E. Y. Professonalnye standarty kak instrument formirovaniya i relizatsii kadrovoi politiki obrazovatelnoi organizatsii [The occupational standards as a tool of the Human Resource Management in the Educational Organization] Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2016, no.10, pp. 16–24.

6. Kravchenko А. I. Istoria menedzhmenta [History of management]. Мoscow, Akademicheskiy Proekt, 2000. Available at: http://www.bibliotekar.ru/ menedzhment-2/147.htm (Accessed: 01.04.2019).

7. Leybovitch A. N. Metodologiya i politika razrabotki i primeneniya Natsionalnoi sistemy kvalifikatsiy [Methodology and Policy of Designing and Implementing the National Qualification System] / Leybovitch A. N. Obrazovanie i nauka [Education and Science]. no. 4 (93), 2012, pp. 16–24. Available at: http://nark.ru/wp-content/uploads/060_metod_NSK.pd… (Accessed: 01.04.2019).

8. Matveeva T. A. Ponyatiinyi apparat kompetentnostnogo podkhoda v professionalnom obrazovanii [Concepts and Terms of the Competence Approach in Vocational Education]. Ponyatiinyi apparat pedagogiki i obrazovaniya [Concepts and Terms in Pedagogy and Education]. Мoscow, Vlados, 2007, vol. 5.

9. Metodika razrabotki professionalnykh standartov [Methodology for the Development of the Occupational Standards]. Saint Petersburg, National Agency of Qualification Development, 2008, 29 p.

10. Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke i aktualitsatsii naimenovaniya kvalifikatsii i trebobovaniy k kvalifikatsii, na sootvetstvie kotorym provoditsya nezavisimaya otsenka kvalifikatsii [Guidelines for the development and updating of the names of skills and qualifications, for compliance with which an independent assessment of qualification is carried out]. Мoscow, Pero, 2017.

11. Nezavisimaya otsenka kvalifikatsii [Independent Assessment of Qualification]. Мoscow, Pero, 2017.

12. Ob utverzhdenii metodicheskikh rekomendatsiy po razrabotke professionalnogo standarta [About of Guidelines for the Development of Occupational Standard] Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/104 (Accessed 01.04.2019).

13. Batrova O. F., Blinov V. I., Voloshina I. A., Esenina E. Y., Faktorovitch A. A., Kosakovskaya E. I., Leybovitch A.N., Novikov P.N., Pryanishnikova O. D., Zuev V. M. Razrabotka i primenenie professionalnykh standartov [Development and Applications of Occupational Standards]. Мoscow, Pero, 2014.

14. Blinov V.I., Voloshina I.A., Esenina E.Y., Faktorovitch A.A., Klink O. F., Kosakovskaya E.I., Leybovitch A.N., Novikov P.N., Pryanishnikova O.D., Sergeev I. S., Zuev V.M. Formirovanie sistemy professionalnykh kvalifikatsiy [The Formation of the system of Occupational qualifications]. Мoscow, Pero, 2016.

15. Allais S. The Development of Occupational Standards in English-speaking countries: A report prepared for the International Labour Organization, Moscow Office, 21tst November 2014. Centre for Researching Education and Labour, University of the Witwatersrand, 2014.

16. Kärki S.— L. Inspiring and strengthening the competence-based approach in all VET in Finland — Support material for implementation: Guidelines for education providers.Vocational Upper Secondary Education and Training Unit, Finnish National Board of Education, 2015.

17. Kurpal S. R. Labour Market Flexibility and Individual Careers. A Comparative Study. Technical and Vocational Education and Training Series, 13. UNESCO-UNEVOC, 2011.

18. Petersen A. W., Jepsen M. German approach and experience of development of occupational standards: Report. Flensburg, 2015.

19. The dynamics of qualifications: defining and renewing occupational and educational standards. Cedefop panorama series Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009.

20. Blomqvist C., Donohoe T., Kelo M., Linde K. J., Llavori R., Maguire B., Metz D., Sanchez T. Quality Assurance and Qualifications Frameworks: exchanging good practice. Brussels, 2012.

В должностной инструкции прописывают требования и обязанности для каждой штатной должности. Работника нужно ознакомить с инструкцией перед трудоустройством и обязательно под роспись. Если положения меняются, то об этом тоже нужно уведомить сотрудника.

Надо ли составлять должностные инструкции на основе профстандартов

Главная цель модернизации системы ЕКСД и перехода на профстандарты — введение и применение единых квалификационных требований для выполнения определенных работ и трудовых функций. Еще одна задача — внесение корректировок в учебные планы образовательных организаций профессионального образования. Порядок разработки, применения профстандартов регулируется ст. 195.2 и 195.3 ТК:

  1. Разработка и внедрение регламентируется правительством и Минтрудом РФ — постановление Правительства РФ № 23 от 22.01.2013, приказы Минтруда № 170н от 29.04.2013, № 147н от 12.04.2013, № 148н от 12.04.2013.
  2. Организации обязаны применять стандарты в строго регламентируемых случаях (ФЗ № 122, Письмо Минтруда России № 14-0/10/В-2253 от 04.04.2016).
  3. Применение рекомендовано и в необязательных ситуациях — в качестве основы для формирования требований к уровню квалификации сотрудников, при разработке перечня должностных обязанностей для трудовых договоров и должностных инструкций.

Трудовое законодательство не обязывает применять инструкцию, функции достаточно закрепить в договоре с нанимаемым (ст. 57 ТК). Одновременно в РФ установлено, что работнику поручаются только те обязанности, которые входят в его трудовую функцию и определяются локальными актами — ст. 15 ТК. Упоминание об инструкции содержится и в ст. 57 ТК.

Если организация применяет для регулирования трудовой деятельности сотрудников ДИ, то профстандарты при их разработке используются в следующих случаях:

  • законами или подзаконными актами к сотруднику установлены квалификационные требования для выполнения той или иной работы — ст. 195.3 ТК;
  • конкретной должности (профессии) или трудовой функции (при соответствии названия и квалификации) предоставляются льготы, дополнительные выплаты и компенсации — п. 2 ст. 57 ТК.

Крупные ведомства (организации) разрабатывают внутренние инструкции, подробно описывающие, как составить должностную инструкцию по профессиональному стандарту, правила оформления и введения.

Кто обязан применять профстандарты и на каком основании, показано на рисунке. Перечень не является исчерпывающим, он пополняется и обновляется.

Кто обязан применять профстандарты

Должностная инструкция и профстандарт

Коротко покажем, как пользоваться профстандартом при составлении должностной инструкции, в качестве примера возьмем должность эксперта по закупкам.

Шаг 1. Если использовать профстандарт необходимо или руководством принято решение обратиться к сборнику в качестве «помощника», то проверьте, есть ли подходящий в реестре.

Справка. Сборник содержит шаблоны ДИ для небольшого количества должностей и профессий, найденный текст следует взять за основу. В остальных случаях в соответствии с профстандартом перерабатывается имеющаяся ДИ.

Наименование необходимой должности или профессии необходимо искать в разделе III документа. Если вы обязаны применять профстандарты, а существующее название должности не соответствует предлагаемому, то штатную единицу придется переименовать. Это правило особенно важно для получения льгот, компенсаций и выплат.

Шаг 2. Учитывая специфику предприятия и должности, вносятся необходимые поправки. Базовые требования к должностной инструкции 2023 г. на основе профстандарта установлены с учетом требований и рекомендаций следующих документов:

  • ГОСТ Р 7.0.97-2016;
  • положений гл. 43 ТК РФ;
  • устава организации;
  • локальных актов компании.

Шаг 3. Должностные инструкция имеет вполне традиционную структуру. Представленные варианты форм должностной инструкции в соответствии с профстандартами отличаются размещением блоков «должен знать» и «должен уметь».

В первом случае они обобщены из описания каждой трудовой функции и располагаются в общей части.

Должностная инструкция по профстандарту

Во втором необходимые знания и умения приведены попунктно, применительно к каждой трудовой функции, структура должностной инструкции по профстандарту имеет следующий вид:

Структура должностной инструкции

Квалификационные требования, требования к стажу и условия допуска, независимо от места их размещения в ДИ, в профстандарте следует искать в разделе III «Характеристика обобщенных трудовых функций». Для должности «Эксперт по закупкам» (профстандарт 08.024) они находятся в начале раздела 3.2 стандарта.

Обобщенная трудовая функция (стр. 1)

Обобщенная трудовая функция (стр. 2)

В первом разделе ДИ обычно содержатся следующие сведения:

  • назначение документа;
  • порядок назначения работника на должность и освобождения с нее;
  • подчиненность;
  • требования к образованию и квалификации кандидата, к его опыту и умениям.

Эта часть разрабатывается с учетом внутренних ЛНА и выглядит следующим образом:

Должностная инструкция эксперта по закупкам

Шаг 4. В раздел 2 ДИ перечисляются трудовые функции. Для должности «эксперт по закупкам» они обобщены в разделе II профстандарта — код В таблицы.

Образец должностной инструкции: описание трудовых функций

Шаг 5. Должностные обязанности в разделе 3 ДИ детализируются в соответствии с методикой профстандарта — содержание каждой трудовой функции раскрывается через трудовые действия.

В нашем примере эксперт по закупкам выполняет две трудовые функции:

  1. Экспертиза закупочной процедуры.
  2. Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта.

В проф. стандарте должностных инструкций 2023 г. расшифровка функции 2 выглядит следующим образом:

Правила оформления должностной инструкции

В ДИ разработчику следует зафиксировать перечень действий, которые выполняет сотрудник. При необходимости работодатель расширяет его по своему усмотрению. Описание должностных обязанностей в используемом примере имеет следующий вид:

Трудовые функции в должностной инструкции эксперта по закупкам

Шаг 6. Права работника, которыми он обладает в рамках своих полномочий, описываются традиционно: указывают права доступа к информации, порядок взаимодействия с сотрудниками предприятия и пр. Используйте формулировки профстандарта (описание трудовых действий). Часть «ответственность» содержит стандартные формулировки (при необходимости включаются дополнительные сведения, например, о материальной ответственности).

Шаг 7. В заключительной части приводится порядок утверждения и вступления ДИ в силу, порядок внесения изменений. В этом разделе — ссылка на используемый стандарт и его реквизиты. Вот пример должностной инструкции в части прав и ответственности эксперта по закупкам.

4. Права

Эксперт по закупкам имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по поручениям, выданным заданиям.

4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.

4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

4.7. ……… (другие права)

5. Ответственность

5.1. Эксперт по закупкам привлекается к ответственности:

  • за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством в сфере закупок;
  • за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей трудовой деятельности, — в порядке, установленном действующим административным и уголовным законодательством Российской Федерации;
  • за причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ……… (другие положения об ответственности).

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.09.2015 № 626н, с учетом… (реквизиты локальных нормативных актов организации).

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом).

6.3. … (другие заключительные положения).

Как оформить должностную инструкцию

Подготовленная ДИ на основе профстандарта дальше проходит следующие стадии:

  1. Готовый текст ДИ утверждается — издается приказ руководителя, проставляется гриф «УТВЕРЖДАЮ», подпись руководителя и печать организации (при наличии) на титульном листе. После этого документ вводится официально.
  2. Ознакомление сотрудника и фиксирование этого факта в специальном журнале или листе.

Приказ об утверждении должностной инструкции по профстандарту не имеет унифицированной формы и подготавливается с учетом правил документооборота. Его составляют на бланке организации. В приказе указываются реквизиты инструкции и дата введения в действие. Подписывает распоряжение руководитель.

Подробнее: как составить приказ об утверждении должностных инструкций

Как ознакомить сотрудника с должностной инструкцией

При приеме сотрудника на работу работодатель обязан ознакомить его под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными нормативами, в том числе и ДИ, если она есть (ст. 68 ТК РФ). ДИ прилагают к трудовому договору или утверждают как отдельный самостоятельный документ (Письмо Минтруда № 14-6/ООГ-6058 от 27.09.2022).

Порядок ознакомления с ДИ в нормативах не установлен: работодатель сам определяет внутренние правила. Обычно организации применяют такие способы ознакомления:

  1. Составляют лист ознакомления, дают на подпись работнику и подшивают документ к ДИ.
  2. Оформляют журнал ознакомления работников с локальными нормативными актами, в котором упоминаются и ДИ.

Обязанность работника подписывать ДИ, если ее используют в организации, предусмотрена ст. 22 ТК РФ. Если сотрудник отказывается подписывать ДИ, то составьте акт.

Образец листа ознакомления с должностной инструкцией

Подробности: как оформить лист ознакомления с должностной инструкцией

Как изменить должностную инструкцию

Если изменения в должностную инструкцию влекут изменение условий трудового договора с работником, то их следует вносить в соответствии с порядком изменения условий трудового договора.

Если в связи с изменениями в должностную инструкцию условия трудового договора с работником не меняются, то изменения вносятся работодателем в соответствии с ЛНА.

ДИ — внутренний организационно-распорядительный документ, который содержит трудовую функцию работника, его круг должностных обязанностей и ответственность (Письмо Роструда № ПГ/13204-6-1 от 27.05.2022). Порядок составления, ведения и внесения изменений в ДИ в ТК РФ и других законах не прописан: работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения.

Если внесение изменений в ДИ не меняет обязательные условия трудового договора, то утвердите новую редакцию инструкции и ознакомьте с ней работника под подпись (ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 22.1, ст. 22.3, ч. 5 ст. 312.1, ч. 5 ст. 312.3 ТК РФ). Обычно новую редакцию руководитель утверждает так: проставляет гриф «Утверждаю» в правом верхнем углу, указывает наименование должности, свою подпись, ФИО и дату утверждения. Иногда издают приказ об утверждении, но это необязательно (ч. 1 ст. 8 ТК РФ, п. 5.16 ГОСТ Р 7.0.97-2016, утв. Приказом Росстандарта № 2004-ст от 08.12.2016).

Подробнее: как внести изменения в должностную инструкцию

Если ДИ является приложением к трудовому договору, то рекомендуется одновременно вносить изменения в трудовой договор и ДИ, оформив дополнительное соглашение в письменной форме (Письмо Роструда № 4412-6 от 31.10.2007). Но изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Работодатель обязан уведомить работника о предстоящих изменениях и причинах таких изменений не менее чем за два месяца (ч. 2 ст. 22.2, ст. 22.3, ст. 72, ч. 5 ст. 312.1, ч. 1 ст. 312.2, ч. 1 ст. 312.3 ТК РФ).

Если изменения в ДИ повлекут изменение условий трудового соглашения, то их вносят в порядке, описанном в ст. 72 или 74 ТК РФ. Если же изменения ДИ не меняют условия трудового договора, то работодатель утверждает должностную инструкцию в новой редакции и знакомит с ней работника в установленном порядке.

Другие должностные инструкции:

  • Должностная инструкция бухгалтера;
  • должностная инструкция кладовщика;
  • должностная инструкция материально ответственного лица;
  • должностная инструкция юриста на предприятии;
  • должностная инструкция секретаря организации;
  • должностная инструкция делопроизводителя в организации;
  • должностная инструкция водителя грузового автомобиля;
  • должностная инструкция водителя-экспедитора;
  • должностная инструкция охранника;
  • должностная инструкция слесаря-сантехника.

Вам в помощь образцы, бланки для скачивания

Как применять профессиональные стандарты

Что такое профессиональный стандарт и для чего он нужен

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).

Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:

  • при приеме на работу для определения квалификации работника;
  • при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
  • при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
  • при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;
  • при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.

Профстандарты нужны:

Во-первых, чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей должности. При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чем квалификационный справочник.

Совет: Для руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений, педагогов школ и детских садов предусмотрены льготы и ограничения (ст. 331 , 351.1 ТК РФ, ст. 47 , 51 , 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Во-вторых, при разработке образовательных программ:

  • профессионального образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
  • профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
  • дополнительного профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Совет: Если направляете работника на переподготовку или повышение квалификации, проверьте, чтобы программы учитывали действующие профстандарты.

Обязательно ли применять профстандарты

Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Ситуация: обязан ли работодатель уволить работника, если он не соответствует профстандарту?

Обязательность применения именно профессионального стандарта в образовательных организациях не установлена, то есть вы можете выбирать, что использовать.

Этот вывод подтверждает письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .

Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным должностям содержат различные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяет какой нормативный правовой акт он будет использовать.

Внимание: обязательность применения требований профессиональных стандартов не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя (вопрос № 7 Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 ).

Несмотря на то что сейчас работодателю предоставляется выбор между квалификационным справочником и профессиональным стандартом, в перспективе квалификационные справочники будут отменены (вопрос № 4 информации Минтруда России по вопросам применения профстандартов, направленной письмом Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253 ).

Для реализации идеи внедрения профстандарта в государственных и муниципальных учреждениях Правительство РФ установило сроки для их внедрения.

С какого момента применяют профессиональные стандарты

Для всех профстандартов срок применения установлен Трудовым кодексом РФ – 1 июля 2016 года (ст. 195.3 ТК РФ). К ним относятся, например, профстандарты непедагогических работников .

Однако Минтруд России может установить иной срок начала применения. Например, профессиональный стандарт педагога действует с 1 января 2017 года.

В сфере общего образования утверждены три профстандарта педагогических работников и определены даты их официального применения.

Принятые профессиональные стандарты педагогических работников в сфере общего образования

Наименование Профстандарта

Возможные наименования должностей

Утверждающий документ

Дата, с которой официально начинает применяться Профстандарт*

1

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

Воспитатель;

Учитель.

Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г№ 544н

1 января 2017 г.**

2

Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

Психолог;

Педагог-психолог;

Психолог образовательной организации.

Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г№ 514н

1 января 2017 г.

3

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Педагог дополнительного образования;

Старший педагог дополнительного образования;

Тренер-преподаватель;

Старший тренер-преподаватель;

Преподаватель;

Методист;

Педагог-организатор.

Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г№ 613н

1 января 2017 г.

«Принятые профессиональные стандарты педагогических работников в сфере общего образования»
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: http://mini.1obraz.ru/#/document/117/20797/bssPhr1/?of=copy-e1f8740222

Применяйте профстандарты с учетом сроков их применения.

Эта позиция подтверждается письмом Минобрнауки России от 3 марта 2015 г. № 08-241 .

Внимание: иные сроки начала применения профстандартов установлены для образовательных организаций пилотных регионов в которых проводят апробацию. Применение профстандартов в таких регионах осуществляют в соответствии с графиком апробации, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27 мая 2015 г. № 536 .

Как внедрить профстандарты в государственном или муниципальном учреждении

Для государственных и муниципальных школ и детских садов установлено поэтапное введение профессиональных стандартов (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

Этапы определяет само учреждение с учетом мнения представительного органа работников.

Реализацию мероприятий по введению профессиональных стандартов необходимо завершить не позднее 1 января 2020 года (п. 2 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

Для внедрения профессиональных стандартов:

1. Издайте приказ о создании рабочей группы ;

2. Разработайте план по организации применения профессиональных стандартов . План согласуйте с профсоюзом (при наличии) (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

Совет: При внедрении профессиональных стандартов учитывайте время, которое необходимо для приведения квалификации работников к требованиям профессионального стандарта. Например, если работникам необходима переподготовка, не вводите профессиональный стандарт пока все работники ее не пройдут.

Включите в план:

  • список профессиональных стандартов, которые будут применяться;
  • сведения о потребности в профессиональном образовании, обучении и дополнительном профессиональном образовании работников.
    Чтобы получить эти сведения, проанализируйте квалификационные требования профессиональных стандартов и кадровый состав;
  • сведения о мероприятиях по образованию и обучению;
  • этапы применения профстандартов;
  • перечень документов, в которые надо внести изменения с учетом положений профстандартов.
    В перечень включите документы по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников.

Какая ответственность предусмотрена за неприменение профстандартов

Если должность работника содержится и в квалификационном справочнике, и в профстандарте, то образовательная организация вправе продолжить применять квалификационный справочник (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, вопрос № 5 Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 ).

В этом случае к ответственности организацию за неприменение профстандартов не привлекут.

«Как применять профессиональные стандарты»
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: http://mini.1obraz.ru/#/document/16/22292/tit1/?of=copy-f675cf6ad9

 Приложение!!!

Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253

В Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с вступлением в силу с 1 июля 2016 гФедерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закон «Об образовании в Российской Федерации» поступают многочисленные вопросы организаций и граждан по применению профессиональных стандартов.

Минтрудом России подготовлены ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов и размещены на официальном сайте Минтруда России в системе Интернет.

Направляем Вам данные материалы для организации разъяснительной работы. Минтруд России готов принять участие в данной работе, в том числе, в формате вебинаров.

Л.Ю. Ельцова

Информация
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов

1. Зачем разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты?

Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда.

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

2. Как часто профессиональные стандарты будут обновляться/добавляться?

Разработка профессиональных стандартов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23) осуществляется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (в редакции приказа Минтруда России от 10 февраля 2016 г. № 46).

Проекты профессиональных стандартов могут быть инициированы и внесены на рассмотрение в Минтруд России в установленном порядке различными организациями.

Изменения в профессиональные стандарты вносятся, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Внесение изменений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.

3. Где можно ознакомиться с содержанием профессиональных стандартов? Как узнавать о планах разработки (актуализации) профессиональных стандартов, о внесении изменений в профессиональные стандарты или принятии новых профессиональных стандартов?

Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах Минтруда России (http://profstandart.rosmintmd.ru) и Научно- методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России (http://vet-bc.ru). На этих же сайтах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.

Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.

4. Будут ли отменены ЕТКС и ЕКС?1

В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходит в течение достаточно длительного периода.

5. Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то какими документами должен пользоваться работодатель?1

Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. В каких случаях применение профессиональных стандартов является обязательным? Обязаны ли работодатели применять требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме на работу? Согласно статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) профессиональные стандарты применяются «в качестве основы для определения требований к квалификации работников». Каким образом должно определяться, что именно из требований должно быть положено в основу? Есть ли необходимый минимум? В каких случаях допустимо повышение, а в каких — снижение требований? В чем заключаются изменения с 1 июля 2016 года, если те требования к квалификации, в части которых будет обязателен профессиональный стандарт, ранее установлены законами и иными нормативными правовыми актами?

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

7. Распространяется обязательность применения требований профессиональных стандартов на всех работодателей или только на государственные и муниципальные организации?1

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.

Что касается государственных и муниципальных организаций, то учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), данным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.

8. Утвержденные Минтрудом России профессиональные стандарты являются нормативными правовыми актами. Согласно части первой статьи 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Означает ли данная норма, что содержащиеся в профессиональных стандартах требования являются обязательными для применения?

Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.

При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются ввиду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

9. Требования профессионального стандарта должны быть прописаны в трудовом договоре/должностной инструкции работника в полном объеме или могут быть какие-либо допущения?

Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом статьи 57 ТК РФ, должностные обязанности работников, при этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда.

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

10. Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу, измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)? В ТК РФ нет такого основания.1

Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут.

Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 7272.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

11. Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профессиональных стандартов? Обязанность по направлению на обучение и расходы несет работодатель?

Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

12. Если выполняемые работником обязанности шире, чем содержащиеся в профессиональном стандарте трудовые функции и трудовые действия, имеет ли он право требовать доплату за совмещение профессий?

Вопрос не связан с применением профессиональных стандартов.

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений статьи 151 ТК РФ.

13. Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов?

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Таким образом, если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.

В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.

Для просмтра скачать Документ

14.09.2016, 13712 просмотров.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гидазепам инструкция по применению цена отзывы аналоги цена отзывы врачей
  • Технопроект узсг 01 руководство по эксплуатации
  • Сделать утепленную будку для собаки своими руками пошаговая инструкция
  • Урапидил капсулы инструкция по применению цена
  • Элеовит для животных инструкция по применению для кошек