Вид внеурочной самостоятельной работы это самостоятельные задания под руководством учителя

Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы. В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки.

Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т. д.

В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие:

Обучающие.

Тренировочные.

Закрепляющие.

Повторительные.

Развивающие.

Творческие.

Контрольные.

1. Обучающие самостоятельные работы. Их смысл заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение каждого ученика к работе на уроке. При выполнении данного вида работ школьник сразу видит, что ему непонятно, и он может попросить дополнительно объяснить эту часть материала. Учитель же составляет схему дальнейшего объяснения материала, в которой прописывает сложные для учеников моменты, на которые в дальнейшем необходимо будет обратить внимание. Также данный вид самостоятельных работ помогает выделить пробелы в знаниях прошлого материала у школьников. Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, также при непосредственном введении нового содержания, при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового, когда знания учащихся еще не прочны.

Так как самостоятельные обучающие работы проводятся объяснения нового материала или сразу после объяснения, то, на наш взгляд, необходима их немедленная проверка. Она создает четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания учащимися нового материала, на самом раннем этапе его обучения. Цель этих работ – не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить достаточно времени на уроке. К самостоятельным обучающим работам можно также отнести составление примеров на изученные свойства и правила.

Очевидно, что самостоятельная работа, организуемая при подготовке к усвоению новых знаний, для учащихся имеет важное значение. Нужно заметить, что данный вид деятельности можно организовать в следующих случаях:

— в процессе установления связи нового материала с ранее усвоенными знаниями, умениями и навыками;

— при создании поисковой ситуации и раскрытии перспективы предстоящей учебной работы;

— в ходе переноса приобретенных приёмов познавательной деятельности при овладении новыми знаниями, умениями, навыками.

Если ученик в процессе самостоятельной работы продумывает факты, на основании которых излагается новый материал или решается задача, то значительно повышается продуктивность его дальнейшей работы.

Проведение самостоятельной работы надо организовывать так, чтобы она не только обеспечивала восприятие программного материала, но и способствовала бы всестороннему развитию учащихся.

2. Тренировочные самостоятельные работы. К ним относятся задания на распознавание различных объектов и свойств.

В тренировочных заданиях часто требуется воспроизвести или непосредственно применить теоремы, свойства тех или иных математических объектов и др.

Тренировочные самостоятельные работы в основном состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Такая работа позволяет выработать основные умения и навыки, тем самым создать базу для дальнейшего изучения материала. При выполнении тренировочных самостоятельных работ необходима помощь учителя. Также можно разрешить пользоваться учебником и записями в тетрадях, таблицами и т.п. Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся. В таких условиях они легко включаются в работу и выполняют её. В тренировочные самостоятельные работы можно включить выполнение заданий по разноуровневым карточкам. Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

3. Закрепляющие самостоятельные работы. К ним можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают, насколько прочно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного типа учитель определяет количество времени, которое нужно посвятить повторению и закреплению данной темы. Примеры таких работ в изобилии встречаются в дидактическом материале.

4. Очень важны так называемые повторительные (обзорные или тематические) работы.

5. Самостоятельные работы развивающего характера. Это могут быть задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно творческим конференциям, проведение в школе дней математики и др. На уроках это могут быть самостоятельные работы, в которые включены задания исследовательского характера.

6. Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают достаточно высокий уровень самостоятельности. Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в неожиданных, нестандартных ситуациях. В творческие самостоятельные работы можно включить задания, при выполнение которых необходимо найти несколько способов их решений.

7. Контрольные самостоятельные работы. Как понятно из названия, их главной функцией является функция контроля. Необходимо выделить условия, которые нужно учитывать при составлении заданий для самостоятельных контрольных работ. Во-первых, контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; во-вторых, они должны быть направлены на отработку основных навыков; в-третьих, обеспечивать достоверную проверку уровня знаний; в-четвертых, они должны стимулировать учащихся, позволять им продемонстрировать все их навыки и умения.

Эффективность самостоятельной работы, формирование навыков самостоятельной деятельности во многом зависит от своевременного анализа результатов работы, когда у ученика еще не окончен процесс корректировки собствен новых знаний, очевидно, что анализ самостоятельной работы должен носить обучающий характер, т.е. не просто констатировать количество ошибок, а производить их разбор, с тем, чтобы учащиеся смогли до конца понять вопросы, в которых сделали ошибки.

Существует еще одна классификация самостоятельной работы по дидактической цели, которая выделяет пять групп деятельности:

1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

2) закрепление и уточнение знаний;

3) выработка учения применять знания в решении учебных и практических задач;

4) формирование учений и навыков практического характера;

5) формирование умений и навыков творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач.

К основным видам самостоятельных работ можно отнести следующие:

1. Работа с книгой.

2. Упражнения.

3. Выполнение практических и лабораторных работ.

4. Проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты, сочинения.

5. Подготовка докладов, рефератов.

6. Домашние опыты, наблюдения.

7. Техническое моделирование и конструирование.

Говоря о типах самостоятельной работы, принято выделять в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие.

К творческим самостоятельным работам можно отнести такие формы как:

практические работы;

контрольные работы;

тематические зачеты;

защита и написание рефератов;

решение проблемных задач прикладного характера и другие.

С точки зрения организации самостоятельная работа может быть:

фронтальной (общеклассной) — учащиеся выполняют одно в то же задание; групповой — для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-б чел.); парной – например, при проведении опытов, выполнении различных построений, конструировании моделей; индивидуальной – каждый учащийся выполняет отдельное задание.

Организуя самостоятельную работу ученика, учитель ненавязчиво раскрывает конфликтную ситуацию при изучении материала. Нет необходимости придумывать противоречия, проблемы, конфликтные ситуации, они есть в каждой теме, они составляют суть процесса познания любого объекта или процесса.

Рассматривая самостоятельную деятельность в качестве познавательной, выделяют четыре ее разновидности в процессе обучения:

1. Цель и план работы ученик определяет с помощью учителя.

2. Цель учащийся определяет с помощью учителя, а план самостоятельно.

З. Цель и план учащийся определяет самостоятельно, но задание даёт учитель.

4. Без помощи учителя учащийся сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно её выполняет.

Первая разновидность наиболее простая, и с неё учитель должен начинать подготовку ребят к более сложным этапам самостоятельной работы. Затем постепенно, переходя от этапа к этапу, ученик получает возможность полностью проявлять свои знания, инициативу, личные качества и индивидуальные особенности. Самостоятельная работа организуется с помощью индивидуальных форм обучения. Ученик работает самостоятельно дома при выполнении домашних заданий, написании рефератов и т. д. Индивидуальная форма предполагает деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий без контакта с одноклассниками, в едином для всех темпе. Она преимущественно используется при закреплении знаний, формировании умений и навыков, контроле знаний. Индивидуальная работа на уроке требует от учителя тщательной подготовки, большой затраты сил и времени. Однако эта форма организации познавательной деятельности не всегда создаёт условия для полной самостоятельной деятельности учащихся. Она является хорошим средством организации деятельности сознательных учеников. Но нередко можно наблюдать на уроках картину, когда слабо успевающие учащиеся либо ничем не занимаются, т. к. не могут справиться самостоятельно с заданием, либо спрашивают у соседей по парте о способе решения, что ведет к списыванию и подсказкам. Для организации большей самостоятельности школьников используется индивидуализированная форма обучения. Эта форма предполагает такую организацию работы, при которой каждый ученик выполняет свое, отличное от других, задание, с учетом учебных возможностей.

Практический опыт учителей многих школ показал, что:

1. Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.

2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умении и навыков.

С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа практически не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

Организация
самостоятельной  внеурочной деятельности обучающихся.

Организация самостоятельной работы обучающихся.

В
условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов
ФГОС, определяющих самостоятельную работу обучающихся, как одно из обязательных
требований к организации образовательного процесса, важным аспектом
профессиональной деятельности педагога является обеспечение эффективной
самостоятельной работы, направленной на развитие творческого потенциала личности,
формирование у обучающихся навыков самоорганизации, самообразования,
обеспечивающих возможность непрерывного личностного и профессионального роста.

В
зависимости от поставленной цели я использую различные виды самостоятельной
работы обучающихся:

1)                   
формирование умений:

·решение ситуационных, проблемных задач. Например: будут ли
треугольники равны, если у них есть равные два угла и одна сторона? (нет). Почему?
Ответ поясните;

·составление блок-схем, определяющих множество и подмножество математических
объектов(понятий), сравнительных таблиц и т.д.;

·использование компьютерной техники для составления презентаций,
видеороликов и т.д.;

·моделирование объектов, процессов. Например: из бумаги
сделать развертку геометрической фигуры и вычислить площадь ее поверхности;из
подручных материалов сделать модель объемной фигуры и т.д.

·выполнение опытно-экспериментальных задач.

2)                   
овладение знаниями:

·работа с текстами (учебника, справочника или другой
дополнительной литературы), конспектирование текста, выписки из текста;

·учебно-исследовательская работа, проектная деятельность;

·подготовка сообщений, рефератов, докладов;

·составление тематических кроссвордов.

Таким
образом, самостоятельную работу обучающихся можно использовать для
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических
умений, углубления и расширения знаний, развития познавательных способностей и
активности обучающихся, а также для формирования самостоятельности мышления и
саморазвития.

На мой
взгляд, метод проектов позволяет осваивать общие и профессиональные компетенции
и имеет преимущества перед другими методами реализации самостоятельной работы.
Во-первых, обучающийся  получает навыки самостоятельного поиска и обработки
необходимой информации (умение работать с текстами, анализировать информацию и
делать выводы). Во-вторых, получает навыки презентации себя и своей работы в
различных формах (устной, письменной, с использованием ИКТ), а, следовательно, 
развивает коммуникативные навыки (умение вести дискуссию, слушать и слышать
собеседника, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс). В-третьих,
такой метод активизирует познавательные интересы обучающегося и развивает его
творческие способности.

Более
того проекты могут быть как индивидуальные, так и групповые.

Считаю
целесообразным организовывать самостоятельную работу обучающихся, учитывая их
возрастные особенности.

 Организация и эффективность внеурочной деятельности обучающихся.

Продолжением урочной
деятельности является хорошо продуманная внеклассная работа по предмету. Под
внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС начального и основного общего
образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных
от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов
освоения образовательной программы. За счет часов внеурочной деятельности школа
реализует дополнительные образовательные и воспитательные программы.

Внеурочная
деятельность по математике является важнейшей составной частью работы по
привитию интереса учащихся к предмету. Кроме того, эта деятельность  приносят
большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу,
учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за
новостями математической науки. Для многих учеников математика не является
любимым предметом. Именно поэтому главная задача педагогов внеурочной
деятельности – привитие школьникам интереса к математике и воспитанию потребности
изучать его.

Исходя
из этого, целью моей педагогической деятельности является поиск и поддержание
талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления
личности. Обучающимся предоставляются возможности получать новые знания,
развивать свои способности и интересы, проявлять себя и проверять свои силы.

Большое
внимание уделяю подготовке выпускников к сдаче ГИА, подготовке учащихся к
предметным олимпиадам и конкурсам различного уровня, где дети имеют возможность
применить знания и навыки, полученные не только на уроках, но и на
дополнительных занятиях.

Также,
ежегодно провожу внеурочные мероприятия, направленные на решение учебных и
воспитательных задач: предметные недели гимназии; уроки-конференции, посвященные
отдельным разделам тем и свойствам математических объектов (приложение:
конференция: «Свойство высоты в различных видах пирамиды»);  научно-исследовательская
работа  и т.д. (приложение: копии приказов призеров научно-исследовательских
работ).

Таким
образом, внеурочная деятельность обеспечивает активизацию интеллектуальных
интересов учащихся в свободное время, развивает здоровую и творческую личность,
формирует гражданскую ответственность и правовое самосознание,  создаёт условия
для многогранного развития каждого учащегося. Как результат, мои воспитанники
успешно участвуют в предметных олимпиадах, в различных международных и
Всероссийских конкурсах. При проведении предметной недели я стараюсь
задействовать в подготовке  как можно больше учащихся. Ребята готовят задания
для команд-соперниц, составляют математические ребусы, загадки, занимательные
задачи, а ведущими и членами жюри являются старшеклассники.

Традиционными
внеклассными мероприятиями стали математические концерты,  капустники, КВНы между
классами одной параллели либо КВНы между параллелями (например, 8-9 или 9-11
классами), конкурсы математических стенгазет с награждением победителей.

В течение учебного года проводила индивидуальную
работу с отстающими учениками, как на уроке, так и во внеурочное время.
Проводилась работа по отработке вычислительных навыков учащихся, проводилась
регулярная работа над ошибками во всех видах работ по дополнительным сборникам,
тестам, индивидуальным карточкам, оказывалась помощь в выполнении домашних заданий.
Особое внимание было уделено  подготовке учащихся к сдаче экзаменов.

В целях привития учащимся навыков познавательной
деятельности, формирования у них правильного понимания жизненных и
общественно-значимых целей, наряду с уроками ведутся
 элективные
курсы по предмету
.

Одно из направлений в методической работе
учителей – это организация работы с одаренными и способными учащимися.
 С целью активизировать
работу с обучающимися, имеющими высокую мотивацию к изучению математики,
систематически привлекала своих учеников к участию различного рода и уровня
конкурсов и олимпиад по математике, проводила дополнительные занятия по
подготовке к олимпиадам, разработке творческих тем по проектной деятельности.

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №33»

Новокузнецкий ГО, Кемеровская область

Самостоятельная работа

учащихся в урочной и внеурочной деятельности

Составитель: учитель математики

Рубцова Светлана Петровна

2019 год

Содержание.

  1. Введение……………………………….стр. 3

  2. Основные принципы

организации самостоятельной

работы учащихся……………………….стр. 4

  1. Пояснительная записка

к дидактическим материалам…………….стр. 7

  1. Сборник инструкций…………………..стр. 8

а) Инструкции по организации

работы в группе…………………….……стр. 8

б) Инструкции для организации

работы с содержанием учебника,

источниками…………………………….стр.13

в) Инструкции для организации

творческой деятельности учащихся…..стр.14

г) Примерный список тем

для рефератов …………………….…….стр.17

д) Примерные темы проектов……………..стр.17

по математике 5-9 классы

  1. Список литературы…………………….стр.21

Введение.

Современная жизнь на передний план выдвигает вопросы развития человека в быстро меняющимся обществе. Мобильный, активный, самостоятельный человек имеет все шансы стать успешным в современном мире. В связи с этим особое звучание приобретает проблема взаимодействия человека и общества. В этом взаимодействии значимым оказывается не только то, как общество влияет на человека, какие оно обеспечивает условия для его развития, что происходит с ним в результате этого, но и то, как сам развивающийся человек воздействует на общественную жизнь, преобразует ее, создавая тем самым наиболее благоприятную ситуацию для собственного развития.

Социализация личности учащегося, т.е. его умение адаптироваться в окружающей действительности, ставиться во главу угла в процессе обучения и воспитания. Компетентностный подход в обучении становится рычагом, обеспечивающим социализацию личности ребенка. В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества усвоения знаний в школе, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти учащихся.

Овладение навыками самостоятельной работы на уроке дает учащемуся возможность приобретать необходимые ключевые компетенции, выявлять и задействовать различные личностные характеристики, помогающие повысить качество приобретаемых знаний и умений. Только те знания и умения переходят в разряд компетентностей учащегося, важность которых понята, апробирована на практике и доведена до автоматизма. В связи с этим я считаю, что организация самостоятельной работы учащихся на уроке, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть социализации учащихся, воспитания у них ключевых компетентностей. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь ввиду две, тесно связанные между, собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

2. Основные принципы организации самостоятельной работы учащихся.

В различной справочной литературе можно встретить следующие определения:

Самостоятельная работа учащихся

  • индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя.

  • вид познавательной деятельности обучаемых на уроке и дома; ее выполнение осуществляется по заданию учителя, но без его непосредственного участия

Как видно из приведенных выше определений и толкований, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, а с другой — как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью учащихся. Самостоятельная работа способствует формированию таких важных черт личности, как самостоятельность, познавательная активность, творческое отношение к труду и др.;

С точки зрения организации самостоятельная работа может быть:

  • фронтальной (общеклассной) — учащиеся выполняют одно и то же задание, например пишут сочинение на заданную тему;

  • групповой — для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.);

  • парной — например при проведении опытов, на занятиях в лингафонном кабинете;

  • индивидуальной — каждый учащийся выполняет отдельное задание.

Наиболее распространённые виды самостоятельной работы:

  • работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками;

  • решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения;

  • наблюдения, конструирование, моделирование и т.д.

Целесообразно выделить следующие уровни самостоятельности учащихся в ходе учебной деятельности:

    1. Простейшая воспроизводящая самостоятельность, когда ученик, имея правило, образец, самостоятельно решает задачи на его применение. Ученик, вышедший на первый уровень самостоятельности, но не достигший ещё второго уровня, использует для решения задачи или упражнения, имеющийся у него образец. Если же задача не соответствует образцу, то он решить её не может. При этом он даже не предпринимает попыток как-то изменить ситуацию, а чаще всего отказывается от решения новой задачи под предлогом того, что такие задачи ещё не рассматривались.

2. Вариативная самостоятельность. Проявляется в умении выбрать из нескольких правил, определений одно и использовать его в процессе решения задачи. На данном уровне самостоятельности учащиеся показывают умения производить мыслительные такие операции как сравнение и анализ. Анализируя условие задачи, ученик перебирает имеющиеся в его распоряжении средства для её решения, сравнивает их и выбирает более действенное.

3. Частично поисковая самостоятельность. Проявляется в умении из имеющихся у ученика правил и предписаний решения задачи формировать обобщённые способы решения более широкого круга задач, в умении осуществлять перенос методов, рассмотренных в одном разделе, на решение задач из другого раздела, в стремлении найти «собственное правило», приём, способ деятельности. В этих проявлениях самостоятельности присутствуют элементы творчества.

4. Высший, четвёртый уровень самостоятельности – творческая самостоятельность. Ученик на этом уровне обладает относительно большим набором приёмов умственной деятельности: умеет проводить сравнения, анализ, синтез, абстрагирование и т.п. Это находит выражение в самостоятельной постановке проблемы или задачи, в составлении плана её решения и отыскании способа решения, в постановке гипотез и их проверке.

Необходимо соблюдать следующие условия успешной организации самостоятельной работы учащихся:

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Цель каждого задания должна быть осознана. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.

2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

3. На первых парах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске. Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов
работы учителем, носит характер подражания.

При самостоятельной работе учащиеся опираются на свои знания, предметные умения, опыт в изучении данной дисциплины, а также умения пользоваться средствами обучения. Самостоятельная работа требует наличия у учащихся некоторых общеучебных умений, способствующих ее рациональной организации: умение планировать эту работу, четко ставить систему задач, вычленять среди них главные, умело избирать способы наиболее быстрого экономного решения поставленных задач, умелый оперативный контроль за выполнением задания, умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу, анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе.

Правильно организованная самостоятельная работа принесет следующие результаты:

1. Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитического характера.

2. Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.

3. Выработка умения применять знания на практике, переносить приобретенные умения в нестандартную ситуацию.

4. Формирование умений творческого характера, исследовательских, проектных и др. компетенций.

Высшая степень овладения умением самостоятельно работать – это способность организовать собственное индивидуальное продвижение по изучению учебных предметов, т.е. выход на собственную образовательную программу.

Но чтобы спокойно работать индивидуально на фоне самостоятельно работающего класса, чтобы продвигаться в обучении по индивидуальному плану необходимо предварительно специально обучить учащихся приемам самостоятельной работы, приемам взаимоконтроля и самоконтроля. Еще важнее овладеть новыми формами планирования самостоятельной работы учащихся, чтобы на каждом уроке ученик мог работать непрерывно. Затем мог бы перейти к самостоятельной работе дома по индивидуальной программе, а классную самостоятельную работу продолжать на следующем уроке независимо от остальных учащихся. Развитие этого нового уровня самостоятельности учащихся ещё предстоит исследовать и разработать.

3. Пояснительная записка к дидактическим материалам.

Представленная работа содержит набор инструкций и заданий позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся с материалом учебника, творческими заданиями, с источниками.

Содержание работы можно условно разделить на следующие части:

а) Инструкции по организации работы в группе, которые были составлены совместно с учащимися. В них учтены всевозможные ситуации, возникающие в результате групповой работы учащихся, и позволяют учащимся объективно оценивать вклад каждого члена группы в её работу. Деятельность группы в целом можно анализировать по оценочному листу, который заполняет старший группы в ходе работы.

б) Инструкции для организации работы с содержанием учебника, источниками. Они составлены на основе анализа множества заданий для работы по предмету, дидактических пособий, и содержат универсальные советы учащимся как правильно и с пользой проработать тот или иной источник информации. Они подходят для организации различных форм работы на уроке: групповой, фронтальной, парной, индивидуальной.

в) Инструкции для организации творческой деятельности учащихся, позволяющие переводить полученные знания и умения в разряд творческого осмысления.

г) Список тем для рефератов и исследований, позволяющих организовать творческую работу учащихся. Темы могут быть разбиты по месяцам в соответствии с примерным календарно-тематическим планированием уроков и позволяют расширить представления учащихся об изучаемом предмете.

Предлагаемые инструкции помогут сформировать у учащихся общие, а так же узкоспециальные, предметные компетенции. Дают возможность ребятам в потоке фактов и оценок правильно проанализировать учебный материал и составить собственное мнение о методе решения, явлении.

4. Сборник инструкций.

а) Инструкции по организации работы в группе.

Правила поведения во время работы в команде.

    1. Слушай своих товарищей, не перебивая.

    2. Помогай работать команде. От твоего участия зависит оценка всех членов команды.

    3. «Один за всех и все за одного». От того, как работает каждый, зависит оценка всех членов команды.

    4. Во время работы в команде разговаривай вполголоса, чтобы не мешать другим командам работать.

    5. Не балуйся, не кричи. Ты мешаешь работать окружающим и получить хорошую оценку.

    6. Будь вежливым со своими товарищами. Не оскорбляй их.

    7. Не выкрикивай во время выступления твоего товарища. Если хочешь что-то сказать, подними руку.

Старший команды.

1. Распределяет обязанности между членами группы.

2. Руководит выполнением задания и обсуждением.

3. Помогает членам группы в выполнении задания.

4. Следит за дисциплиной в команде.

5. Назначает выступающего.

Хранитель времени

  1. Следит за временем работы группы;

  2. Участвует в работе группы;

Эксперты (1 – 2чел.).

  1. Подбирают материалы;

  2. Анализируют материалы;

  3. Отбирают информацию для презентации;

  4. Готовят докладчика;

Секретарь.

  1. Фиксирует все идеи, ответы, вопросы группы;

  2. Участвует в создании слайдовой презентации;

Правила ведения дискуссии.

  1. Высказывай свое мнение открыто, без стеснения.

  2. Говори четко по существу вопроса.

  3. Избегай лишних слов и информации.

  4. Доказывай свои слова примерами из жизни и истории.

  5. Выслушай своего оппонента до конца, не перебивая.

  6. Ты высказался, дай высказаться другим.

  7. Уважай мнение оппонента.

  8. Если возникает спор, говори спокойно аргументировано.

  9. Кричать, перебивать оппонента, оскорблять нельзя.

10.Установи время выступлений на дискуссии, чтобы каждый мог высказать свое мнение.

11. Постарайся придти к общему мнению на дискуссии со своими оппонентами.

Правила выступления группы

  1. Представиться, внятно назвать себя (Меня зовут…).

  2. Кратко пояснить, о чём вы будете говорить («Тема моего выступления…» или «Я хочу рассказать о…).

  3. Говорить по существу, не отклоняться от темы.

  4. Рассказ должен соответствовать слайдовой презентации (дополнять, комментировать…).

  5. Стараться приводить интересные факты, примеры.

  6. Говорить достаточно громко, но не кричать.

  7. Стараться говорить, а не читать (в крайнем случае, обращаться к слайду)

  8. Речь должна быть правильной и чистой.

Как оценивать работу членов команды.

1.Работа с источником информации.

— оценка «5» ставится, когда ученик сам определяет источник информации, читает его, выбирает необходимую информацию без посторонней помощи, помогает своим товарищам найти необходимую информацию в тексте источника, соблюдает правила поведения во время работы в команде.

оценка «4» ставиться, когда ученик по подсказке определяет источник информации, читает его, выбирает необходимую информацию с помощью учителя или членов команды, соблюдает правила поведения во время работы в команде.

оценка «3» ставиться, когда ученик читает указанный ему текст, выбирает необходимую информацию с помощью учителя или своих товарищей, или нарушает правила поведения во время работы в команде.

2. Ответы на вопросы.

-оценка «5» ставиться, когда ученик самостоятельно нашел ответ на поставленный вопрос, предложил свой ответ товарищам, доказал его и с предложенным ответом согласились большинство членов команды, соблюдает правила поведения во время работы в команде.

— оценка «4» ставиться, когда ученик с помощью товарищей или учителя нашел ответ на поставленный вопрос и предложил его своим товарищам, но не смог доказать правильность своего ответа на вопрос, соблюдает правила поведения во время работы в команде.

— оценка «3» ставиться, когда ученик при помощи своих товарищей или учителя искал ответ на вопрос в источнике, но не смог предложить своих вариантов ответа, или нарушает правила поведения во время работы в команде.

3. Заполнение таблиц, составление схем, работа с картой.

— оценка «5» ставиться, когда ученик самостоятельно определил источники, которые необходимы для выполнения задания, нашел необходимую информацию в источнике, доказал товарищам правильность своей версии, заполнял таблицу или карту, составлял схему, помогал своим товарищам работать с источником информации, соблюдает правила поведения во время работы в команде.

— оценка «4» ставится, когда ученик с помощью товарищей или учителя определил источник информации, нашел необходимую информацию в источнике, предложил её товарищам, но не смог доказать, выдвигал версии при заполнении таблицы или карты, предлагал свои версии при составлении схемы, соблюдает правила поведения во время работы в команде.

— оценка «3» ставиться, когда ученик работал с источником информации при помощи товарищей или учителя, принимал участие в заполнении таблицы, карты, схемы, или нарушает правила поведения во время работы в команде.

4. Формулирование выводов и доказательств.

— оценка «5» ставиться, когда ученик делает выводы, доказывает выводы с помощью источника информации, приводит примеры, факты в качестве доказательства своего вывода, соблюдает правила поведения во время работы в команде.

— оценка «4» ставится ученику, когда ученик попытался сделать вывод, но не смог его доказать, предлагал факты и примеры для доказательства других выводов, соблюдает правила поведения во время работы в команде.

— оценка «3» ставиться ученику, когда он предлагал примеры и факты для доказательства выводов принятых командой, или нарушает правила поведения во время работы в команде.

  1. Выступление с результатами работы группы.

— оценка «5» ставиться ученику, когда он четко и ясно излагает информацию, которую наработали в группе, выводы сделанные группой и доказывает их примерами и фактами.

— оценка «4» ставится ученику, когда он излагает информацию, которую наработали в группе, выводы, сделанные группой, но нет четкости в ответе, и не может привести факты и примеры в качестве доказательства, просит помощь у команды.

— оценка «3» ставится ученику, когда он путается при выступлении, нет четкости в его ответах, не может сформулировать выводы и доказательства, группа помогает ученику при ответе.

  1. Участие в обсуждении или дискуссии.

— оценка «5» ставится ученику, когда он активно принимает участие в обсуждении или дискуссии, высказывает свои мысли по обсуждаемому вопросу, приводит примеры и факты в качестве доказательства своих выводов, соблюдает правила ведения дискуссии.

оценка «4» ставится ученику, когда он принимает участие в обсуждении или дискуссии, высказывает свои мысли, но не приводит примеров и фактов в качестве доказательства, соблюдает правила ведения дискуссии.

оценка «3» ставиться ученику, когда он иногда высказывает свои мысли во время обсуждения или дискуссии, не приводит примеров и фактов качестве доказательства или нарушает правила ведения дискуссии

Оценочный лист.

№ п/п

Фамилия, имя участника группы.

Вид работы.

Итог

Работа с

источником информации

Ответы на промежуточные вопросы

Заполнение таблиц составление схем, работа с диаграммой

Формулирование вывод

ов и доказательств

Выступление с результатами работы

Участие в обсуждении, дискуссии

1

2

Оценка работы в паре.

Этапы и критерии оценивания

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Оценка

Оценка

Оценка

Оценка

Оценка

  1. Организационный:

-распределение ролей в группе;

-участие в составлении плана действий группы;

-выдвижение гипотез;

2. Поисково-исследовательский:

-участие в сборе информации;

-работа с информацией:

а) отвечал на вопросы по карточке;

б) составлял вопросы;

в) формулировал выводы;

г) участвовал в составлении плана устного сообщения;

д) участвовал в создании слайдов;

3. Презентация результатов исследования:

-участие в публичном выступлении;

-задавал вопросы слушателям;

-отвечал на вопросы учителя, уч-ся;

-готовность идти на контакт, договариваться.

«+» — активное участие в работе группы;

«-» — отказ от работы;

«0» — безразличие (нет своей позиции).

План рецензии ответа.

  1. Правильность, полнота, точность ответа (выбери нужное).

Я считаю, что ответ был:

    • Полным;

    • Недостаточно полным и требует дополнения;

    • Очень кратким и неполным.

Отвечающий при ответе:

  • Опирался на то, что услышал на уроке;

  • Использовал материалы параграфа учебника;

  • Использовал дополнительную информацию из других источников.

При ответе я обнаружил следующие ошибки (указать какие).

  1. Последовательность изложения материала, знание карты, хронологии событий.

При ответе отвечающий:

  • Не путался, говорил последовательно;

  • Рассказывал материал последовательно;

  • Постоянно путался, переставлял действия не в той последовательности в какой они идут.

При ответе были использованы:

  • Формулы

  • Примеры решения.

  1. Решение, правильно ли оно сделано.

Отвечающий:

  • Выполнил решение и записал ответ;

  • Не выполнил решение.

  1. Точность, уверенность.

Ответ был:

  • Точный, последовательный. Решение понятно для слушателя.

  • Объяснение неуверенное, допущены ошибки.

  1. Дополнения.

К ответу я хочу добавить…

6. Оценка.

Моя оценка – это …

б) Инструкции для организации работы с содержанием учебника, источниками.

Как готовиться к уроку математики.

  1. Внимательно прочитай задание, запомните содержание и поймите его.

  2. Определите тему задания.

  3. Определи ход решения.

  4. Рассмотри в учебнике примерные задания.

  5. Примени алгоритм выполнения задания.

  6. Сверь решение.

в) Инструкции для организации творческой деятельности учащихся.

Как составить конспект.

  1. Включай в конспект план, тезисы, цитаты и другие виды записей.

  2. Сначала изучи текст, сокращенно запиши основные мысли.

  3. В основу конспекта положи план. Запиши краткие ответы на вопросы плана, используй заголовки и подзаголовки текста, выделяй определения, подчеркивай основные положения.

  4. На полях конспекта записываются дополнительные сведения.

Цитирование.

Цитата должна быть точной, полно отражать главные мысли законченной части текста и иметь связь с вашей общей мыслью.

Как высказать свою точку зрения.

  1. Позиция: в чем заключается ваша точка зрения.

«Я считаю, что …»

  1. Обоснование: на чем основывается ваша позиция, доводы в её поддержку.

« Потому, что …»

  1. Пример: приведи факты, иллюстрирующие твои доводы.

« Например …»

  1. Следствие: вывод.

«Поэтому …»

Как работать с текстом.

  1. Внимательно прочитай текст.

  2. Расставь вопросы к тексту.

  3. Выпиши незнакомые термины.

  4. Проанализируй содержание следующим способом:

  • знакомо « +»

  • незнакомо «-»

  • уточнить «?»

  • интересно «!»

  • очень важно «NB».

  1. Запомни основные понятия и формулы.

  2. Научись их применять.

Как оформить реферат.

1. Реферат выполняется на листах формата А-4.

  1. Объем реферата – 12 страниц рукописного текста (6 стр. печатного).

  2. Текст пишется с одной стороны страницы.

  3. На страницах необходимо оставлять поля – 1,5 см. слева и 0,5 см. справа.

  4. Если в тексте приводиться цитата, выделенная кавычками, необходимо рядом в круглых скобках указать автора и источник цитаты. Например: «Учиться, учиться.» ( В.И.Ленин. Речь на V съезде молодежи. М. «Политиздат». 1989.)

  5. Реферат должен включать в себя: план, список литературы.

  6. Список литературы включает в себя перечисление использованных в реферате произведений, монографий, статей и т.д. Литература оформляется в алфавитном порядке.

  7. Особо ценится наличие в реферате иллюстраций, карт, таблиц, диаграмм, исторического материала. Это дополнительный материал, который оформляется дополнительно к объему реферата.

  8. Оформляется титульный лист.

  9. Реферат скрепляется слева скрепкой, стиплером, шнурком.

Как составить схему?

  1. Прочитай текст.

  2. Выбери ключевые слова, фразы.

  3. Расположи ключевые слова или фразы в логической последовательности.

  4. Представь подготовленный материал в виде одной из схем.

Схемы бывают:

  1. Цепочка действий:

  1. Графическая схема:

3.Опорный конспект: (придумай свои обозначения).

Как работать над проектом.

Проект – происходит от латинского слова и буквально означает «камень, брошенный в пустоту». Это определенный план действий по решению какой-либо проблемы.

  1. Актуализация проблемы.

    • Внимательно прочитай заданную учителем тему работы.

    • Поставь несколько проблемных вопросов к данной теме или найди противоречие в рамках указанной темы. Вопросы могут начинаться со слов:

— почему

— с какой целью

— в каком случае

— вследствие чего

— как доказать, что

— чем объяснить, что

    • Выбери проблему, над которой ты будешь работать. Помни, она должна быть реальной, жизненной, решаемой.

    • Опиши подробно, в чем ты видишь проблему, в каких взаимоотношениях она проявляется.

  1. Анализ ситуации.

    • Вспомни несколько ситуаций из жизни, которые подтверждают, что выдвинутая тобой проблема действительно существует.

    • Опиши эти ситуации.

    • Если ты знаешь количественные данные (сколько) по своей проблеме приведи их.

    • Можно провести социологическое исследование по выдвинутой проблеме, опросив окружающих людей.

  2. Целеполагание.

    • Определи цель проекта, т.е. конечный результат, который ты получишь, решив поставленную проблему.

    • Определи задачи проекта, т.е. этапы по которым ты будешь достигать поставленной цели.

    • Определи целевую группу проекта, т.е. круг тех людей, положение которых улучшится после реализации проекта.

  3. Стратегия реализации.

    • Это описание конкретных дел и мероприятий по решению поставленной проблемы. Её можно представить в виде таблицы.

№ п.п.

Что сделать

Когда

Кто отвечает

Что нужно

  1. Опиши конкретные планируемые результаты проекта.

    • Кому станет лучше после реализации проекта.

    • Какие вещи будут изготовлены, построены.

    • Какие материалы будут собраны и.т.д.

г) Примерный список тем для рефератов:

  1. История появления алгебры как науки.

  2. Алгебра: основные начала анализ».

  3. Связь математики с другими науками.

  4. Способы вычисления интегралов.

  5. Определение элементарных функций.

  6. Двойные интегралы и полярные координат.

  7. Запись и вычисление дифференциальных уравнений.

  8. История появления комплексных чисел.

  9. Сущность линейной зависимости векторов.

  10. Математические головоломки и игры: сущность, значение и виды.

  11. Методы решения линейных уравнений.

  12. Решение смешанных математических задач.

  13. Математик Эйлер и его научные труды.

  14. Развитие логики и мышления на уроках математики.

  15. Современные открытия в области математики.

д) Примерные темы проектов по математике

для учащихся 5 класса:

В глубь веков или как считали древние.
В мире ребусов и лабиринтов.
Великая Отечественная Война в цифрах.
Величие числа.
Виды уравнений, решаемые в 5-м классе.
Возникновение чисел.
Вокруг обыкновенных дробей.
Герои любимых сказок в мире математики.
День рождения нуля.
Древние меры длины.
Единицы измерения, их история. Метрическая система мер.
Ее величество Математика.
Задачи –загадки.
Задачи на движение.
Задачи на проценты в жизни человека.
Зарождение и распространение понятия «проценты».
Значение числа в судьбе человека.
Интересные факты из жизни животных.
Как люди научились считать.
Математика в живописи. Преданья старины далёкой (решение старинных задач).
Не стоит огорчаться – проценты в этом убедят.

для учащихся 6 класса:

Алгебра в арифметике.
Веселые математические задачки.
Геометрия в национальном костюме народов России.
Делимость чисел и метод подобия.
Десятичные дроби и действия над десятичными дробями.
Дроби и единицы измерения.
Дроби и проценты.
Дроби. Сравнение дробей.
Египетские дроби.
Загадочный мир пропорций.
Задачи на делимость чисел.
Задачи на переливание жидкости.
Задачи о четных и нечетных числах.
Занимательная математика.
Золотое сечение в математике.
Из истории возникновения математических знаков и символов.
История календаря.
История модуля.
История Москвы в задачах.
Как с помощью НОК и НОД решаются разнообразные и интересные задачи.
Координатная плоскость и знаки зодиака.
Координатная плоскость и шахматы.
Координатная плоскость в рисунках.
Кратные числа.
Леонид Филиппович Магницкий.
Летопись открытий в мире чисел и фигур.
Масштаб. Работа с компасом, GPS-навигация.
Математика на клетчатой бумаге.
Математическая модель вышивания на окружности.
Математические головоломки.
Многоугольники.
НОД и НОК и их практическое применение.
НОД и НОК при решении задач.

для учащихся 7 класса:

Великие математики.
Виды симметрии. Симметрия в архитектуре и жизни.
Животные на координатной плоскости.
Изготовление центрально-симметричных фигур из бумаги.
Квадратные уравнения.
Линейная функция.
Мой край в координатах.
От абака до компьютера.
Построение графиков функций.
Принцип Дирихле в задачах.

для учащихся 8 класса:

Загадки таблицы умножения.
Замечательные кривые.
Замечательные точки треугольника.
Извлечение квадратных корней без калькулятора.
Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне.
Красная книга на координатной плоскости.
Краткий очерк деятельности Архимеда.
Кредиты – мифы и реальность.
Математика в быту.
Математика или искусство (на примере работ художников).
Математика в календаре.
Метрическая система мер (о возникновении и совершенствовании мер длины, площади, объема).
Научись решать уравнения.
От арифметики к алгебре (о происхождение и основных понятий алгебры).
От натурального числа до мнимой единицы.
Педальный треугольник.
Пифагор и его школа.

для учащихся 9 класса:

История развития учения об уравнениях.
Летопись открытий в мире чисел и фигур.
Математика – царица или слуга для других наук.
Методы решения текстовых задач.
На правильном пути по ступенькам прогрессии.
Неравенства и системы неравенств с двумя переменными.
Неравенства с параметром.
Нестандартные задачи по алгебре.
Нестандартные задачи по геометрии.
Нестандартные способы нахождения площадей некоторых многоугольников.
Парабола и я.
Последовательности и прогрессии в жизни.
Построение графиков сложных функций.
Презентации избранных вопросов алгебры или геометрии.
Приложения математики в экономике.
Применение свойств квадратичной функции при решении задач.
Прогрессии в нашей жизни.
Путешествие в историю математики.

5. Список литературы:

    1. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной

деятельности учащихся // Сов. педагогика. 1966. № 3.

    1. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М., 1985.

    2. Ратанова Т.А. Способы активизации познавательной деятельности

школьников. М. Русь, 2004

4. Харламов И.Ф. Педагогика. М. Наука, 2002.

5. Чуйкова Н.Г. Индивидуальные и групповые задания // Литература в школе. 1981. № 6.

21

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа.

Начинать следует с учёта возрастных особенностей и возможностей детей данного возраста. Нередко младший школьник хочет стать самостоятельным, но недостаточно развита воля. Индивидуальные особенности ребёнка, которые, в свою очередь, активизируют или тормозят, затрудняют проявление его самостоятельности.

Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять своё поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Так говорят психологи. А вот как понимают, что такое «сам», младшие школьники.
Сам – это когда дети делают всё без взрослых, одни, когда никто не заставляет, не командует, неподсказывает.
Самостоятельность – значит «захотел и сделал», «как придумал, так и будет».

Развитие самостоятельности у детей – процесс сложный. Тем не менее, можно выделить основные этапы:
Первый этап (этап подражания). Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия.
Второй этап (этап частичной самостоятельности) ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления.

Третий этап (этап более полной самостоятельности) ребята выполняют определённую работу самостоятельно в повторяющих ситуациях, в наиболее знакомых видах деятельности.

Самостоятельная работа  —  это такая  познавательная  учебная деятельность, когда последовательность мышления  ученика,  его умственные  и  практические  операции и    действия зависят и определяются самим учеником. 

Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока.

Школьник на уроке должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания. 

Требования к организации самостоятельной работы на уроке

Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь:

1.Конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.

2.Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от одного уровня сложности к другому.

3.Минимум шаблонности, т. к. основная ее задача — развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить:

1.По дидактическим целям:

  • задания на восприятие с целью изучения нового материала;
  • задания на применение знаний и формирование умений;
  • задания на закрепление и повторение учебного материала;

задания на обобщение учебного материала

2. По характеру познавательной деятельности

  • воспроизводящий по образцу;
  • реконструктивно – вариативный создаёт условия для развития мыслительной активности школьников;
  • эвристический формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные ситуации;
  • творческий позволяет получать принципиально новые для учащихся знания. Один из самых эффективных средств формирования творческой

3.По способу организации

фронтальная, групповая, индивидуальная

Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной  деятельности  и  возможностей  каждого  ребенка. Если задание простое и посильно для  всех, оно дается  всей группе, и  каждый  выполняет его самостоятельно. Для индивидуальной с/р, должны быть подготовлены специальные дидактические пособия, которые должны содержать задания разной трудности.

4.По цели применения:обучающие,тренировочные,закрепляющие,повторительные,развивающие,творческие, контрольные.

Таким образом, систематически проводимая самостоятельная работа при правильной её организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний; развитию их познавательных и творческих способностей; развитию мышления; ускоряются темп формирования у учащихся умений и навыков практического характера.

Организационно – педагогическими условиями формирования самостоятельности детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности является конструирование стимульных ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным решениям и действиям. Это свободный выбор заданий, поиск разных путей их решения, творческая деятельность, самопроверка и самоанализ, возможность высказать свои суждения, стимулирующим воздействием при этом становится развитие самостоятельнойдеятельности. Использование во внеурочной деятельности школьников сюжетно-ролевых игр, игр-загадок и игр-путешествий приобщает к решению практических задач, способствует накоплению жизненного опыта, стимулирует активность. Создание ситуаций, в которой ученик определяет цели своих действий: «Для чего я это делаю? Что я хочу узнать? Что должно получиться? и т.д.». Повышает уровень притязаний, стимулирует процесс осмысления своей деятельности.Использование при организации самостоятельной деятельности школьников различных инструкций, памяток, схем, образцов рассуждений способствует умению осуществлять целеобразование, планировать свою деятельность при овладении новым приемом получения знаний, стимулирует самостоятельные действия. Включение учеников в продуктивную самостоятельную деятельность через использование приемов: групповой формы организации обучения, систему дифференцированных заданий, анализа практических задач, актуализации опыта учащихся, совместного решения проблемных ситуаций — формирует умения контролировать свою деятельность, а также такие качества самостоятельной деятельности как ответственность и организованность.

Основными условиями проявления самостоятельности младших школьников являются:

1. Учет степени сформированности учебных умений (сравнивать, анализировать, определять порядок действий, проверять свою работу и т.д.).

2. Мотивированность учебного труда. Мотивация обеспечивается четким представлением ученика о нужности и значимости выполняемой им работы, познавательным интересом, пониманием сути учебной проблемы.

3. Наличие учебной проблемы, понимаемой учеником. При этом понимание обеспечивает возможность включения школьника в работу. Для выполнения задания ему не нужно переспрашивать: «С чего начинать?», «Как делать?», «Куда писать?» и т.д.

4. Разделение труда между школьником и педагогом. В начальной школе дети должны не только учиться действовать по инструкциям, планам, алгоритмам, но и учиться строить свои планы и алгоритмы, следовать им.

5. Процесс обучения должен обеспечить развитие всех компонентов познавательного интереса как источника развития учебной деятельности.

6. Содержание стимулирующих самостоятельность заданий должно соединять в себе практическую, интеллектуальную и эмоционально-оценочную деятельность в неразрывном единстве.

7. Система учебных заданий должна строиться на основе постепенного продвижения школьников от действий в сотрудничестве с учителем к полностью самостоятельным.

Существенную роль в развитии самостоятельности играет применение на практике интерактивных методов обучения и современных педагогических технологий (портфолио, организация проектной и исследовательской деятельности учащихся), дидактических игр, проблемных ситуаций, заданий, поддерживающих уверенность ребенка в успехе; создание условий для положительных переживаний успеха. Организация стимулирующей среды обуславливает успешность процесса формирования самостоятельности младших школьников в разных видах деятельности.

  Активное участие ребёнка во внеурочной деятельности приводит к развитию такого необходимого качества личности как самостоятельность. Именно в этой деятельности ребёнок может раскрыть себя, проявить свои личностные качества, инициативу, ответственность, трудолюбие, смекалку, выдержку и волю.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Эржан Таш

1


1 Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева

В данной статье говорится о формировании самостоятельности учащихся, и, как считает автор, следует учитывать два вопроса, тесно взаимосвязанных друг с другом: первый из них – формирование самостоятельности учащихся в познавательной деятельности, научить их самостоятельному овладению знаний, формированию своего мировоззрения; второй – научить практической деятельности. Основными принципами организации внеклассной работы по английскому языку являются принципы добровольности и массовости, принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учащихся, принцип связи урока и внеклассной работы. При организации самостоятельной работы во внеурочное время важно учесть, что только при условии, если у учащегося преобладают внутреннее, адекватное понимание, реально используемые учебно-познавательные мотивы, то она будет успешной. Условно самостоятельную работу во внеурочное время можно разделить на два этапа: ознакомительный и основной. В качестве целостного учебного процесса по английскому языку содержание самостоятельной работы включает в себя обучение языковой системе через речь в процессе общения на основе УМК языкового и речевого материала и определенных учебных программ. Основной задачей самостоятельной работы является формирование «учебных навыков», необходимых для дальнейшего изучения английского языка.

организация самостоятельной работы

принципы

воспитание учащихся

этапы личного творчества

дидактические материалы

принципы комплексности

мотивация

инициативность

развитие личного творчества

формирование учебной деятельности

1. Безукладнитков К. Э. Содержание и организация самостоятельной работы учащихся начальных классов в кабинете английского языка во внеурочное время // Иностранные языки в школе. – 1993. – № 5. – С.17-22.

2. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М., 2000. – 281 с.

3. Колкер Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку. – М., 2000. – 389 с.

4. Маслякова Е. Н. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие. – Мн.: Стереотип, 2000. – 522 с.

5. Мильруд Р. П. Компетентность в изучении языка // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 7. – С. 30-36.

6. Рабинович Ф. М., Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 187 с.

7. Шепелева В. И. Принципы организации внеклассной работы // Иностранные языки в школе. – 1975. – № 5. – С.15-16.

Организация самостоятельной работы, руководство ею – это сложная и ответственная работа каждого учителя. Необходимо рассматривать воспитание активности и самостоятельности как составную часть воспитания учащихся. Эта задача ставится перед каждым учителем наряду с вопросами первой степени важности. Самостоятельная работа является средством овладения учащимися глубокими и крепкими знаниями, средством формирования у них активности и самостоятельности как личностный характер, развития у них умственных способностей.

Принцип добровольности состоит в том, что учащиеся по желанию участвуют во внеклассной работе. Этот принцип имеет свои особенности: ученик, определивший свое участие в том или другом виде внеклассной работы, берет на себя обязанности добровольного выполнения дополнительной работы и продолжения изучения английского языка.

Принцип массовости предполагает активное участие во внеклассных мероприятиях многочисленных учащихся на различных уровнях изучения английского языка.

Принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учащегося предполагает в деятельностном контексте учащихся учет их индивидуального опыта, интересов, желаний, способностей, мировоззрения, личностной эмоционально-чувственной среды и статуса в коллективе.

Принцип связи урока и внеклассной работы, прежде всего, состоит в том, что обеспечивается единство практических, развивающих и воспитательных целей урока и внеклассных работ. Также он предполагает связь материалов учебно-методического комплекса, используемого по английскому языку, и учебных материалов, применяемых во внеклассной работе. Внеклассная работа основывается на привычках и способностях уащихся, приобретенных на уроках иностранного языка. Поэтому очень важно использовать во внеклассной работе эти привычки и способности учащихся. Вместе с этим внеклассная работа положительно влияет на учебную деятельность учащихся по английскому языку.

Принцип комплексности может обеспечить единство и взаимосвязь нравственного, эстетического, трудового и физического воспитания. Внеклассная работа по английскому языку должна воспитать истинного гражданина, с уважением относящегося к своей стране и стране изучаемого языка. Этот гражданин должен быть честным, совестливым, справедливым, должен понимать и уважать людей, с которыми они разговаривают. На внеклассных мероприятиях необходимо научить любить красоту, исполнять песни, слушать и понимать музыку, украшать альбомы, оформлять стенгазеты, готовить костюмы и различные реквизиты для спектаклей.

Принцип мотивации связан с отбором конкретных интересных фактов, влияющих на эффективное достижение поставленной задачи, и отбором новых, неповторимых учебных материалов, включающих в основном содержание страноведческого характера.

Принцип развития инициативности и личного творчества предполагает стимулирование и развитие у учащихся личного творчества и инициативности в работе. Во внеклассной работе учитель вместе с незаметным умелым руководством этим процессом может дать возможность учащимся самостоятельно применять свои знания и способности и разрешить им делать всё, что пожелают.

Личное творчество – это основа творчества, творческое удовлетворение в работе помогает хорошему знанию иностранного языка и желанию хорошо работать. Инициатива становится жизненной позицией каждого ученика. Учитель должен сподвигнуть учащихся на выбор ими самими темы и формы внеклассной работы [7, с.15].

Вышеуказанные принципы дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают всестороннее влияние на целенаправленное, упорядоченное, системное и наряду с этим личностное развитие.

И. Мокроусова и Н. Ю. Кузовлева вышеуказанные принципы дополняют принципами комплексности, мотивации, инициативности и развития личного творчества.

Формирование умений и навыков в учебной деятельности – это процесс формирования учебной деятельности учащихся. Он начинается с единой деятельности учащихся и учителя, учащиеся освоенные действия из стадии перепроизводства к стадии творческой деятельности переносят через стадию необоснованности личных психических процессов и возникновения понимания. Принято разделять три этапа личного творчества в формировании учащегося: репродуктивно-повторный, поисково-исполнительский, творческий. В связи с этим выделяется три типа самостоятельной работы: воспроизводящий, воссоздающий и творческий. Основные виды самостоятельной работы – это воспроизведение и воссоздание. Они помогают формировать у учащихся репродуктивно-повторную и поисково-исполнительскую учебную самостоятельность, это составляет основу для перехода на среднюю и высокую ступени самостоятельности творческого вида [6, с. 23].

Формирование репродуктивно-повторной самостоятельности предполагает активизацию элементарных психических функций: наблюдение, восприятие, размышление, анализ, сравнение, различие и запоминание важных признаков объекта, включающего познавательные операции. В результате самостоятельной работы воссоздающего типа учащиеся овладевают умениями воспринимать учебные задания, понимать порядок выполнения заданий, собирать опорные факты и способы действия, выполнение рациональных способов и заданий, адекватно оценивать результаты своей деятельности. Таким образом, создаются условия для перехода учащихся к выполнению заданий высокого уровня самостоятельности, самостоятельной работе воссоздающего типа. На этом уровне происходит формирование поисково-исполнительской самостоятельности. Учащиеся овладевают умениями проведения операций отбора, замены, расширения, трансформации, комбинации, восприятия учебных заданий, поиска путей их решения.

На ознакомительном этапе у учащихся закладывается основание для репродуктивно-повторной самостоятельности, формируются устойчивые языковые навыки. Они являются необходимым условием для развития речевых навыков (аудирование, говорение, позднее чтение) [1, с. 9].

С переходом на основной этап самостоятельной работы расширяется его содержание. Учащиеся овладевают навыками восприятия учебного задания, поиска путей его решения, произведения операций отбора, замены, трансформации и комбинации, расширения, т.е. у них формируется «поисково-исполнительская самостоятельность»; продолжается улучшение рече-интонационных, аудитивных навыков, начинает формироваться способность читать вслух. И в то же время у детей этого возраста и ступени обучения легко формируются навыки аудирования, говорения и чтения. А также развиваются вербальная память, устойчивость и концентрация внимания; навыки возможности прогнозирования в аудировании и чтении. Содержание самостоятельной работы включает в себя освоение информации о национальной культуре, особенностях жизнедеятельности изучаемого языка, формировании языкового сознания.

Для организации самостоятельной работы необходимы специально разработанные дидактические материалы (различные упражнения, записанные на магнитофонную ленту, карточки, задания для парной и групповой работы, звуковые диафильмы, кинофрагменты, видеозаписи). С опорой на них учащиеся овладевают возможностью выполнения достаточного количества действий и операций, необходимых для формирования и улучшения языковых навыков и речевых способностей [5, с. 31]. При подготовке материалов для самостоятельной работы во внеурочное время полезны следующие рекомендации.

  1. Недостаточно использовать материалы, входящие только в УМК. Для широкого применения самого кабинета необходимо поддержать интерес учащихся к этой работе. Рекомендуем использовать аудиовизуальные средства обучения, разработанные в соответствии с осваиваемым языковым и речевым материалом.

Специально отобранные материалы: полезны различные опоры для кодоскопа в виде транспаранта, кадры из картин и диафильмов, дополнительные тексты для аудирования; упражнения, постепенно снимающие опоры, карточки для самопроверки и парной, групповой работы.

  1. Необходимо создать материалы, способствующие реализации операционному управлению для репродуктивно-повторной самостоятельности, где учащиеся не только знают, как выполнять задание, но и смогут получить возможность для осуществления проверки правильности выполненных действий, уровня сформированности навыков с помощью ключа. Для воссоздающей самостоятельной работы полезны такие упражнения: «Слушай и повторяй за диктором», заучивание песен под фонограмму, четырех-тактовые условно-коммуникативные упражнения (для кодоскопа с опорой на транспарант, диапозитивы, кадры из картин и диафильмов, а также без опоры); упражнения, записанные на магнитофонную ленту, для разработки навыков техники чтения вслух, а также упражнения ближнего воссоздания звукового ряда диафильмов [2, с. 41].
  2. В целях формирования поисково-исполнительской самостоятельности для предоставления достаточной свободы творческой инициативе учащихся целесообразно представление на самостоятельные действия материалов только общего направления и осуществление управляющих функций только общего плана. Для организации самостоятельности воссоздающего типа эффективны задания следующего характера: упражнения, записанные на магнитофонную ленту и имеющиеся на графическом рисунке, также «Посмотри диафильм (прослушай текст) и расскажи товарищу по телефону… (парная работа в условиях лингафонного кабинета)»; «Сравни»; «Ответь на вопросы диктора по прослушанному тексту (по содержанию фрагмента диафильма или кино)»; «Прослушай задание №… и расскажи о себе»; «Составь диалог с товарищем на основе образца с внесением необходимых изменений»; «Сравни содержание текста и диафильма»; «Посмотри кинофрагмент или диафильм, и расскажи о…» [3, с. 87].
  3. Материалы для самостоятельной работы помогают развивать у учащихся вербальную память, гипотетическое прогнозирование и внимание. Поэтому для увеличения вербальной памяти, в первую очередь, предлагаем материалы для аудирования. Они должны обеспечить повторение за диктором в определенном порядке простые синтаксические конструкции, заучивание рифм, песен и стихов, диалогов, инсценирование отрывков из кинофрагментов, пересказ текстов, заучивание новых слов.
  4. Для развития у учащихся способности гипотетического прогнозирования в аудировании и чтении важны задания следующего типа: упражнения, обеспечивающие частое повторение языковых и речевых материалов, которые должны были быть освоены в различных ситуациях, а также стимулирующие учащихся к аналитико-синтетическим операциям, например, «Сначала прослушай фразу и закончи ее», «Вставь реплики, пропущенные в диалоге», «Найди продолжение рассказа» и др.
  5. Для обеспечения устойчивости и концентрации внимания, содержание материалов должно соответствовать возрастным особенностям учащихся, для этого должны быть достаточными и интересными, влиять на различные анализаторы. А также предполагается точно понимать задания и знать способы их выполнения.
  6. В разработке материалов необходимо использовать различные видимые и вербальные опоры: транспаранты для кодоскопа, диапозитивы, кадры диафильмов, рисунки и др. Они облегчают заучивание стихов и песен; помогают придумывать концовку рассказа, отвечать на вопросы диктора; обеспечивают понимание текста.
  7. Предлагается применять лингво-страноведческую информацию в необходимом объеме для освоения в этом возрасте в материалах для самостоятельной работы. Это дает возможность разбудить интерес к культуре народу изучаемого языка уже на начальном этапе.
  8. При отборе и разработке материалов необходимо учитывать создание коммуникативной направленности и разговор по телефону, составление диалога по образцу, чтение текста товарищу, возможность осуществления условно-коммуникативных упражнений типа упражнений вопрос-ответ, использующие различные опоры и ключи и постепенно снимающие их.
  9. Для самостоятельной учебной деятельности необходимы материалы, предполагающие применение групповой формы работы. Например, подготовка и инсценирование маленьких отрывков из кинофрагментов или прочитанных сказок.

Самостоятельная работа начинается с первых дней изучения иностранного языка. Учащиеся в ознакомительный период в основном овладевают навыками и умениями работать с звуковыми заданиями и в малой степени с диафильмами и кинофрагментами. В это время самостоятельная работа осуществляется только под руководством учителя. Учащийся замечает и понимает образец осваиваемого действия. Его самостоятельность проявляется в правильном выполнении упражнений, записанных на магнитофонную ленту. Задача учителя – это помогать ученикам, он характеризуется направляющим, объясняющим, организующим и исправляющим, дает рекомендации по выполнению тех или иных заданий; учит порядку выполнения упражнений; созданию необходимых условий [4, с. 89].

Учащиеся постепенно упражняются самостоятельной работе. Выполнение звуковых заданий не создает у них трудностей. На этом этапе учителю не стоит показывать образцы контроля процессом выполнения каждого действия, некоторые операции и порядок их выполнения. Целесообразно передать старшим классам часть функций по выполнению самостоятельной работы. С помощью учителя они успешно реализуют это. Привлечение старшеклассников к руководству самостоятельной работой помогает создать детский коллектив различного возраста.

С привлечением к руководству самостоятельной работой старших классов начинается его основной этап. Для поддержания интереса учащихся к работе очень важно расширить диапазон средств обучения и научить детей применять их. Часть упражнений, вошедших в звуковое приложение УМК, можно выполнять дома самостоятельно. Начиная с момента, когда дети учатся читать, работа в кабинете дополняется специальными упражнениями, направленными на отработку навыков техники чтения вслух, создание диалогов по образцу; увеличивается количество заданий для развития умения аудировать с опорой на диапозитивы. В выполнении заданий в кабинете большую роль играют различные лингафонные упражнения для работы в паре, затем в группе, а также диафильмы и кинофрагменты.

В начале работы с диафильмом не следует показывать его полностью, достаточно показать три-четыре кадра. Затем выолняются четырехактовые лингафонные упражнения «Ответь на вопросы диктора по содержанию диафильма, прослушай правильный ответ и повтори его». Содержание звукового сопровождения диафильма и диапозитива сначала носит описательный характер («В зоопарке», «Потерялась собака», «Сказка о докторе Дулиттл», «Занятие спортом», «Школа животных», «Времена года»). Постепенно увеличивается объем работы, появляются диафильмы с фабульным содержанием: «В магазине», «Красная шапочка», «8 Марта», «Летние каникулы».

Работа с кинофрагментами предполагает групповую форму самостоятельной деятельности – драматизацию отрывков. Школьники смотрят кинофрагменты, отвечают на вопросы по его содержанию. Повторяют реплики за диктором (каждый свою роль). После заучивания ролей начинается репитиция под руководством учеников старших классов [1, с. 17].

Самостоятельная работа во внеурочное время помогает формированию у учащихся учебно-трудовых навыков. За счет сбора деятельностных способностей и опорных фактов сокращается время на выполнение заданий, поиск путей решения учебных заданий, формирование способностей, проведение операций замены, расширения, отбора, трансформации и комбинации.


Библиографическая ссылка

Эржан Таш ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.
;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24210 (дата обращения: 24.09.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Строительство дачного дома своими руками пошаговая инструкция с фото
  • Дез средство тридерм инструкция по применению
  • Инструкция по обмену информацией с территориальными органами федеральных органов исполнительной
  • Тер 9 контроллер инструкция по настройке
  • Диклофенак мазь 100 мг инструкция по применению цена