Вертолетная система минирования всм 1 руководство

Инженерная техника
Советской (Российской) Армии

(восьмидесятые  годы XX века — начало
XXI века)

Система минирования ВСМ-1 предназначена для
дистанционного минирования местности с воздуха противопехотными минами ПФМ-1, ПФМ-1С,
ПОМ-1, ПОМ-1С, ПОМ-2, и противотанковыми минами ПТМ-3. Система ВСМ-1
представляет собой комплект оборудования, устанавливаемого на вертолетах
МИ-8Т, МИ-8МТ.

От автора. В данной статье я руководствуюсь данными, взятыми из
книги «Средства механизации минирования» и сайта Russian
Arms Forum.
Согласно книги ВСМ-1 предназначалась только для
установки противопехотных мин мин ПФМ-1, ПФМ-1С, ПОМ-1, и ПОМ-1С. 
Сайт же указывает на возможность применения противотанковых мин ПТМ-3 и противодесантных мин. Из вторичных источников следует, что возможно использование мин ПТМ-1, ПМД-4. Смею предположить, что система минирования ВСМ-1 способна использовать любые мины, помещаемые в кассеты
серии К (КСФ, КПОМ, КСО, КПТМ-3,…).

В комплект оборудования ВСМ-1 входят: 
1. Четыре контейнера для кассет. В каждом контейнере имеется 29 гнезд для
размещения кассет. Контейнеры устанавливаются на балочных держателях
БДЗ-57-КрВ по бокам вертолета. На каждом борту вертолета крепится по два
контейнера.
Размеры контейнера 1884 на 630 и на 410 мм. Масса пустого контейнера 80 кг.
Масса загруженного контейнера (брутто (347 кг.).
Кроме гнезд для кассет внутри в  кормовой части каждого контейнера размещается блок
управления, состоящий из коммутирующего прибора управления ПУС-36-71 и соответствующих штепсельных
разъемов. Также в контейнере имеются стопоры для фиксации кассет с минами. 
Кассеты вставляются в контейнер снизу.

На рисунке слева пример кассет,
используемых в ВСМ-1.

2. Пульт управления ПУМ-1В с
соответствующими соединительными кабелями, размещенный в кабине вертолета и
предназначенный для автоматической выдачи с различными временными
интервалами импульсов тока управления  и для распределения этих
импульсов на четыре контейнера.
Пульт закрепляется  на верхней панели аккумуляторного отсека. Масса
пульта 17 кг.,  размеры 512 на 353 и на 299 мм. Рабочее напряжение 24
вольта,  потребляемый ток 5 ампер, используемая мощность 200 ватт.
С пультом управления работает оператор, в роли которого выступает борттехник
вертолета.
В зависимости от скорости полета и типа используемых мин, пульт
обеспечивается интервалы между импульсами тока  от 0.4 до 10.4 сек.
Интервалы устанавливаются оператором. Кроме того, пульт позволяет
отслеживать количество установленных кассет, контроль количества заданных
импульсов и выданных. Управление левой и правой группами контейнеров
раздельное, что позволяет размещать в группах мины различного типа и разный
шаг минирования левой и правой групп контейнеров.

Тактико-технические характеристики системы минирования ВСМ-1:

Масса комплекта ВСМ-1
(нетто)…………………………………………..
400 кг.
Масса комплекта, снаряженного
минами……………………………..
1467 кг.
Боекомплект:  
  -мины
ПФМ-1………………………………………………
8352 шт.
  -мины
ПОМ-1………………………………………………
928 шт.
  -мины
ПОМ-2……………………………………………….
464 шт.
  -мины ПТМ-3,
ПДМ-4…………………………………..
116 шт.
Скорость вертолета во время
минирования…………………………. 
150-220 км/час
Высота  полета вертолета во время
минирования…………………
30-100 м.
Время установки минного поля из одного комплекта
мин…….
30-60 сек.
 Время подготовки к повторному
вылету на минирование……..
 
40 мин.

Параметры минных полей:

Тип мин ПФМ-1 ПОМ-1 ПОМ-2 ПТМ-3          
Длина минного поля 2 км. 3-4 км. 4 км. 0.4 км.          
Глубина минного поля 15-25 м. 15-25 м. 15-25 м. 15-25 м.          
Плотность минирования (мин
на погонный метр
3-5 0.2-03 0.1-0.15 0.5-08          

Работа  экипажа вертолета:
До начала минирования оператор в соответствии с
полученным заданием выставляет на пульте исходные данные.
Командир вертолета:
-выводит вертолет на боевой курс и удерживает заданные высоту и скорость
полета,
— подает команду оператору «Включить питание пульта управления
минированием»,
— по выходе на точку начала сброса мин нажимает кнопку РС на своей ручке
управления  РУ-2 и информирует экипаж «Начало минирования». По этой
команде штурман фиксирует координаты начала минного поля, оператор
отслеживает выброс мин.
-по израсходовании комплекта мин информирует экипаж «Конец минирования». По
этой команде штурман фиксирует координаты конца минного поля. Командир
подает команду оператору «Отключить питание пульта  управления
минированием».  

 Заметим, что пустые кассеты после отстрела из них мин
остаются в контейнере и удаляются вручную при перезарядке системы. 

Тактика минирования (по опыту афганской войны): 
Минирование осуществляется
2 вертолетами МИ-8Т. 2 вертолета МИ-24  летят впереди на удалении 2-4
километров и подавляют огневые средства противника. Прежде всего зенитные
пулеметы и малокалиберные зенитные пушки (СУ-23-2) и позиции ПЗРК.
2 вертолета МИ-24 летят несколько выше пары МИ-8 и несколько с боков. Их
задача прикрытие минирующих вертолетов от огня стрелкового оружия и
пулеметов с земли. 

P.S. Судя по публикациям в Интернете, сегодня вертолетчиков обучают применению системы ВСМ-1,
чего не делалось в Российской времен до
2013 года.  Это очень хорошо.
И вместе с тем, имея многолетний опыт службы в должности начальника
инженерной службы полка, а потом и дивизии, сильно сомневаюсь, что в случае
серьезной войны эта система найдет хоть какое то применение.
Дело в том, что инженерная служба и инженерные части не обладают своими
собственными  РСЗО типа Град, Ураган или Смерч, равно как и своими
вертолетами с тем, чтобы иметь возможность устанавливать перед наступающим
противником дистанционные минные поля. А выпрашивать  у командира
дивизии или  командующего армией хотя бы один залп РСЗО или вылет
минирующего вертолета дело тухлое. Этих огневых средств вечно не хватает
даже для нанесения сильных огневых ударов по противнику. И отдавать дивизион
РСЗО или вертолетную эскадрилью саперам  для установки какого то там
минного поля, которое чи сыграет свою роль, чи нет, командир согласится едва
ли. Тем более, что тот же вертолет нужно еще переоборудовать, загрузить
боекомплектом и ждать, когда  возникнет необходимость срочно выставить
минное поле на пути движения вражеских танков. А она может и не возникнуть.
Так что обычный командирский ответ инженеру: «Обходитесь своими
возможностями. У вас ведь есть свои, как их там, минные заградители,
раскладчики.»
Имеется информация (неконкретная), что ВСМ-1 успешно применялась
как во время афганской, так и обеих чеченских войн. Но это оказалось
возможным из-за того, что вертолетов в этих войнах имелось в избытке, боевые
действия велись очагово и в ограниченных масштабах. Наша армия могла
позволить себе роскошь иметь минные вертолеты.

Ноябрь 2017 г.

Источники и литература

1. Средства механизации минирования.  Руководство по
мат.части и применению. Книга 2. Военное издательство.  Москва. 1980 г.
2. Сайт «Russian Arms Forum» (www.russianarms.ru/forum/index.php/topic,3217.msg53904.html#msg53904)
3. Опыт боевых действий в горно-пустынной местности. Часть 1. Военное
издательство.  Москва. 1983 г.

—***—

Рейтинг@Mail.ru


 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерная техника

В настоящее время одним из наиболее перспективных видов оружия ВВС считаются авиационные системы минирования местности. Впервые в боевых условиях данные системы были использованы ВВС и ВМС США еще во время войны во Вьетнаме, тогда же такие системы получили положительные оценки военных специалистов. Данные средства создавались почти всеми ведущими странами, входящими в блок НАТО, причем в ходе разработки таких систем учитывался американский опыт, а также недостатки их первых образцов, особенно мин, которые были рассчитаны на дистанционную установку.

Столь активная разработка авиационных систем минирования местности была обусловлена в основном следующими причинами:

— принятием в армиях государствах-участниках североатлантического альянса концепции «воздушно-наземной операции (сражения)» и концепции «борьбы со вторыми эшелонами (резервами) противника». Данные концепции предусматривали нанесение массированных внезапных ударов по противнику, перегруппировку сил, совершение быстрых маневров и воздействие на всю глубину боевых порядков и оперативного построения противника (до 200-300 километров). Такое воздействие требовало установки минных заграждений в предельно сжатые сроки, в первую очередь противотанковых, предназначенных для прикрытия собственных флангов, а также для сковывания действий высокомобильных соединений противника, выполняющих определенные маневры – отход или наоборот наступление;

— существенными успехами в таких отраслях военной промышленности, как электроника и химия, созданием и внедрением новых технологий и материалов, которые позволили разработать принципиально новые инженерные виды боеприпасов – мины, которые характеризовались высокой эффективностью действия и механической прочностью при небольших массогабаритных характеристиках;

— созданием универсальных бомбовых кассет, которые были приспособлены для транспортировки и сброса малогабаритных авиационных боеприпасов разного предназначения, в том числе противотанковых, противопехотных и других видов мин.

Вертолетная система минирования ВСМ-1

Не осталась в стороне от разработки таких систем минирования и Россия. Одним из примеров отечественных систем данного типа является вертолетная система минирования – ВСМ-1. ВСМ предназначена для ускорения процесса минирования местности противопехотными, противопехотными и противодесантными минами кассетного снаряжения. В качестве вертолета носителя могут применяться различные версии вертолета Ми-8, находящиеся на вооружении частей и соединений российской армии. Система состоит из контейнеров с кассетным размещением мин, которые крепятся на внешней подвеске вертолетов, контрольно-измерительных приборов и системы управления минированием, которые смонтированы в кабине экипажа. Данная система позволяет устанавливать минные поля в глубине оперативного построения противника, а также в тактической зоне даже во время боя.

Современные вертолетные системы минирования предназначены для обеспечения сбрасывания авиационных мин различного типа в нужной последовательности, для осуществления минирования в наброс охраняемых рубежей и иных участков суши на безопасном удалении от собственных войск в очень сжатые временные рамки. Российская система ВСМ-1 как раз предназначена для ускорения процесса минирования местности с помощью противопехотных мин кассетного снаряжения ПФМ-1С и ПОМ-2, а также противотанковых мин ПТМ-3. Минирование производится экипажем военно-транспортного вертолета Ми-8Т с высот от 30 до 150 метров при скорости полета до 160 км/ч. В зависимости от типа используемых мин ВСМ-1 позволяет заминировать местность на протяжении в 400-2000 метров при ширине в 35-65 метров.

В настоящее время данная система минирования принята на вооружение российской армией. Она состоит на вооружении даже частей РВСН. В РВСН данную систему используют с целью установки минных заграждений и усиления обороны важных объектов, а также блокирования действий десантов и диверсионно-разведывательных подразделений противника.

Вертолетная система минирования (ВСМ-1) позволяет войскам в сжатые сроки устанавливать минно-взрывные заграждения противотанкового, противопехотного или противодесантного назначения с применением вертолетов Ми-8Т и Ми-8МТ. ВСМ была создана в Государственном научно-исследовательском инженерном институте (находится в Балашихе) и выпускается АО «Казанское вертолетное производственное объединение».

В комплект ВСМ-1 входит 4 контейнера для мин, пульт управления минированием, пульт контейнера, система подъема и подвески контейнера и тележка для их перевозки. Для монтажа контейнеров (по 2 с каждой стороны фюзеляжа) применяются внешние узлы подвески вооружения вертолета. Каждый из контейнеров рассчитан на установку в него 29 кассет типа КСО-1. Соответственно в 4-х узлах на внешних подвесках заряжается 116 кассет, в каждой из которых можно разместить от 116 до 7424 штук мин, в зависимости от используемого типа. На зарядку мин обычно отводиться не более 40 минут времени, но данный показатель может быть улучшен, все зависит от подготовки команды.

Установка минно-взрывных заграждений с вертолета производится методом «в наброс» при пролете над минируемой территорией. Установленные в систему мины отстреливаются из контейнеров поочередно с правого и левого борта, сначала из наружных, а потом из внутренних контейнеров. Равномерность отстрела мин обеспечивается при помощи заданного интервала выдачи электроимпульсов из пульта управления минированием, а также режимом полета винтокрылой машины.

Данная система минирования доказала свою высокую эффективность при выполнении минирования окрестностей баз и горных троп моджахедов на территории Афганистана и могла использоваться в качестве превентивной меры против их вылазок. В течение всего одной минуты обычный вертолет Ми-8 мог разбросать на отведенной для этого территории до 8,5 тысяч противопехотных мин на участке длиной до 2-х километров и шириной от 15 до 25 метров.

Тактико-технические характеристики ВСМ-1:

Масса съемного оборудования: контейнер загруженный – 340 кг., пустой – 71 кг., пульт управления – 17 кг., кассета – 9,1 кг.
Число контейнеров – 4 шт.
Число кассет – 116 шт.
Типы используемых в кассете мин: ПТМ-3, ПОМ-2, ПФМ-1С, ПДМ-4.
Количество мин в кассете:
— противотанковых неконтактных ПТМ-3 – 116 шт.
— противопехотных осколочных ПОМ-2 – 464 шт.
— противопехотных фугасных ПФМ-1С – 7424 шт.
Напряжение питания системы: 27± 10% В постоянного тока.
Режимы полета вертолета при минировании:
— высота 30 – 150 м.,
— скорость полета – до 160 км/ч.
Протяженность устанавливаемого минного поля:
— противотанкового – 400 м.
— противопехотного – 2000-4000 метров
— противодесантного – до 1500 метров.
Время подготовки к минированию – 40 мин.
Расчет – 3 чел.
Температурный диапазон использования -40+40 °С.

Источники информации:
-http://politikus.ru/army/6207-vsm-vertoletnaya-sistema-minirovaniya.html
-http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details_rvsn.htm?id=13552@morfDictionary
-http://www.arms-expo.ru/049053057055124057057050.html
-http://commi.narod.ru/txt/1990/0110.htm

Автор:

8 комментариев


Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official


Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.

Мины? вертолётами??  А почему бы и нет! ;)

В Центре боевой подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации отрабатываются и такие, необычные на первый взгляд, задачи. В этот день после разведки погоды как раз и значилась именно такая отработка.

Вертолетная система минирования (ВСМ) предназначена для устройства противопехотных, противотанковых и противодесантных минных заграждений с использованием вертолета Ми-8Т, Ми-8МТ. Сегодня рассказ об этом …

( Всё кликабельно до 1400, нажимаем ;)
1.

ВСМ разработана Государственным научно-исследовательским инженерным институтом (в городе Балашиха) и производится АО «Казанское вертолетное производственное объединение» в Казани. В качестве носителя в этот день в центре в плане полётов значился Ми-8МТ …
2.

Вертолёт заранее заправлен и подготовлен к вылету, осталось последнее — установить сами мины …
3.

В комплект системы входит пульт управления минированием, 4 контейнера для мин, пульт контейнера, тележка для перевозки и система подъема и подвески контейнера.
Для установки контейнеров (по два с каждой стороны фюзеляжа) используются внешние узлы подвески оружия вертолета. Каждый контейнер рассчитан на размещение 29 кассет типа КСО-1 …
4.

Так как это конечно тренировочные полёты, то и мины соответственно учебные, но внешне заряды выглядят аналогичны боевым …
5.

В 4-х узлах на внешних подвесках заряжается 116 кассет, в каждой из которых может находится от 116 до 7424 шт. мин, в зависимости от их типа …
6.

Так выглядит непосредственно сам процесс зарядки …
7.

На зарядку обычно выделяется не более 40 минут, но в этот раз уложились даже в более короткие сроки.
8-ка готова к взлёту …
8.

Получив «добро» на взлёт, машина уходит в зону отработки …
9.

Установка минного поля осуществляется методом «в наброс» при пролете вертолета над минируемой территорией. Мины отстреливаются из контейнеров поочередно с правого и левого бортов, вначале из наружных, затем из внутренних контейнеров …
10.

Равномерность отстрела мин обеспечивается интервалом выдачи электрических импульсов из пульта управления минированием и режимом полета вертолета …
11.

Система минирования показала высокую эффективность при минировании горных троп и окрестностей, занимаемых вооружёнными бандформированиями и использовалась как упреждающая мера против их вылазок. За одну минуту Ми-8 мог разбросать до семи с лишнем тысяч противопехотных мин на участке шириной 15-25 м и длиной до двух километров …
12.

Минирование успешно проведено, машина идёт на посадку …
13.

Но этот лётный день у 87-го закончится ещё не скоро …
14.

Выражаю благодарность пресс-службе Министерства обороны, а так-же всему составу 344-у ЦБП и ПЛС за возможность съёмок на территории центра.

From Wikipedia, the free encyclopedia

A Mi-8MT helicopter with a VSM-1 minelaying device of the Russian Air Force.

VSM-1 (Russian: ВСМ-1—Вертолетная Система Минирования-1) is a Soviet helicopter-based remote mining system. It can be mounted on various variants of the Mil Mi-8 helicopter, particularly the Mi-8T and Mi-8MT. It is capable of deploying a range of high explosive and fragmentation mines.[1][2][3]

The system was developed by the State Research Engineering Institute (ГНИИИ) and was manufactured by the Kazan Helicopter Production Association, which was renamed to Kazan Helicopters in 1993. It is still being produced and used today by the Russian Armed Forces.[4]

Action[edit]

The VSM-1 system is made up of 4 containers, a PUM-1V (Russian: ПУМ-1В) control panel, a PKPI-1 (Russian: ПКПИ-1) control device, a PP-1V (Russian: ПП-1В) electronics test panel and a container lifting & suspension system.[2][5]

Depending on the configuration, a Mi-8 equipped with VSM-1 can spray from 116 to 8352 mines in under a minute.[2] This allows the creation of minefields with a density ranging from one mine per 5-6 square meters to several mines per meter, depending on the helicopter’s altitude.[3]

Use[edit]

A Russian Air Force service member loading KSO-1 cassettes into the VSM-1 minelaying system.

Generally, the helicopter crew performs the mining from an altitude of 30-150 meters, at speeds of 150-220 km/h.[1][2] Depending on the type of mines loaded in the system, VSM-1 allows the mining of areas of 400-2000 meters in length, with a width of 15-60 meters.[1][2][3] The mines are commonly used in tandem with bombing runs, preventing the enemy from properly navigating the ruins, resulting in more effective mine use.[3]

Specifications[edit]

  • Container size:[2] 1884x410x630 mm
  • Weight:[2]
    • Loaded container: 347 kg (765 lb)
    • Empty container: 71 kg (157 lb)
    • Control panel: 17 kg (37 lb)
Mines utilized by VSM-1[2][5][6][7][8]

Cassette Mine Number Number in cassette
KSF-1 PFM-1 8352 72
KSF-1S PFM-1S 7424 64
KSF-1S-0.5 PFM-1 and PFM-1S 8352 — 4176 PFM1 & 4176 PFM-1S 36 PFM-1 & 36 PFM-1S
KPTM-3 PTM-3 116 1
KSO-1 POM-1 928 8
KPOM-2 POM-2 464 4
  • Minefield sizes (up to):[2]
    • Anti-tank: 400 m (1,300 ft)
    • Anti-personnel: 4,000 m (13,000 ft)
    • Anti-amphibious: 1,500 m (4,900 ft)
  • Temperature range of use:[2] −40 to +40 °C (−40 to 104 °F)
  • Average density of the minefield:[2]
    • High explosive: 3-5 pcs/m
    • Fragmentation: 0.2-0.3 pcs/m

Combat Use[edit]

The VSM-1, along with other minelaying systems like the BMR-2 (Russian: БМР-2), saw extensive use in the Soviet Invasion of Afghanistan. As a result, more than a million mines were dispensed across the territory of Afghanistan.[3][9]

Raid in Jalalabad[edit]

The mission was carried out in December 1981 and involved mining trails and passes on the border of Afghanistan with Pakistan. It was carried by two Mi-8MT helicopters of the 335th OBVP (from Rus. Otdelʹnyy Boevoy Vertolëtnyy Polk) helicopter combat regiment, escorted by two Mi-24B attack helicopters. However, the mission was led by a senior navigator of the Air Force of the 40th Army, who arrived from Kabul, and was unfamiliar with the area. He guided the helicopter’s crew over the border with Pakistan and ordered the mines to be dropped there, essentially mining the territory of Pakistan. The helicopter crew realized their mistake as soon as they saw railroads, which were not present in Afghanistan at that time.[3]

Operators[edit]

  •  Russia

Former Operators[edit]

  •  Soviet Union[3]

See also[edit]

  • PFM-1
  • Soviet Invasion of Afghanistan
  • Organization for Mine Clearance and Afghan Rehabilitation
  • PMN mine
  • PTM-3 mine

Notes[edit]

  1. ^ a b c «Минирование. Сайт Министерства Обороны РФ». Russian MoD (in Russian). Retrieved 2022-08-01.
  2. ^ a b c d e f g h i j k Средства Механизации Минирования (in Russian). Министерство Обороны СССР. 1980. pp. 194–229.
  3. ^ a b c d e f g Марковский, Виктор; Приходченко, Игорь (2022-04-16). Ми-8. Полвека в строю (in Russian). ISBN 9785040040957.
  4. ^ Годовой отчет АО «Казанский вертолетный завод» (in Russian), 2009
  5. ^ a b «INSTANT OBSTACLES: RUSSIAN REMOTELY DELIVERED MINES» (PDF). January 1996.
  6. ^ «EXPLOSIVE ORDNANCE GUIDE FOR UKRAINE» (PDF). GICHD. Geneva International Centre for Humanitarian Demining. 2022. Retrieved 2022-08-02.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  7. ^ Инженерные Боеприпасы. Руководство по материальной части и применению. Книга шестая (in Russian). г.Москва: Военное издательство министерства обороны СССР. 1988. pp. 13–21.
  8. ^ Инженерные Боеприпасы. Руководство по материальной части и применению (in Russian) (5th ed.). г. Москва: Военное издательство министерства обороны СССР. 1987. pp. 4–8.
  9. ^ Tanner, Stephen. «Afghanistan: A Military History».

Вертолетная система минирования (ВСМ) предназначена для устройства противопехотных, противотанковых и противодесантных минных заграждений с использованием вертолета Ми-8Т, Ми-8МТ. Сегодня рассказ об этом…

ВСМ разработана Государственным научно-исследовательским инженерным институтом (в городе Балашиха) и производится АО «Казанское вертолетное производственное объединение» в Казани. В качестве носителя в этот день в центре в плане полётов значился Ми-8МТ…

Вертолёт заранее заправлен и подготовлен к вылету, осталось последнее — установить сами мины…

В комплект системы входит пульт управления минированием, 4 контейнера для мин, пульт контейнера, тележка для перевозки и система подъема и подвески контейнера.
Для установки контейнеров (по два с каждой стороны фюзеляжа) используются внешние узлы подвески оружия вертолета. Каждый контейнер рассчитан на размещение 29 кассет типа КСО-1

Так как это конечно тренировочные полёты, то и мины соответственно учебные, но внешне заряды выглядят аналогичны боевым.

В 4-х узлах на внешних подвесках заряжается 116 кассет, в каждой из которых может находится от 116 до 7424 шт. мин, в зависимости от их типа.

Так выглядит непосредственно сам процесс зарядки.

На зарядку обычно выделяется не более 40 минут, но в этот раз уложились даже в более короткие сроки. 8-ка готова к взлёту.

Получив «добро» на взлёт, машина уходит в зону отработки.

Установка минного поля осуществляется методом «в наброс» при пролете вертолета над минируемой территорией. Мины отстреливаются из контейнеров поочередно с правого и левого бортов, вначале из наружных, затем из внутренних контейнеров.

Равномерность отстрела мин обеспечивается интервалом выдачи электрических импульсов из пульта управления минированием и режимом полета вертолета.

Система минирования показала высокую эффективность при минировании горных троп и окрестностей, занимаемых вооружёнными бандформированиями и использовалась как упреждающая мера против их вылазок. За одну минуту Ми-8 мог разбросать до семи с лишнем тысяч противопехотных мин на участке шириной 15-25 м и длиной до двух километров.

Минирование успешно проведено, машина идёт на посадку

Тактико-технические характеристики:

Масса съемного оборудования, кг:

— контейнер пустой 71
— контейнер загруженный 340
— кассета 9,2
— пульт управления 17
Количество контейнеров, шт.
4
Количество кассет, шт.:
116
Тип устанавливаемых мин в кассете:
ПФМ-1С, ПОМ-2, ПТМ-3, ПДМ-4
Количество мин в кассете, шт:

— противопехотных фугасных ПФМ-1С — 7424
— противопехотных осколочных ПОМ-2 — 464
— противотанковых неконтактных ПТМ-3 — 116
Напряжение питания системы, В
27± 10% постоянного тока
Режимы полета вертолета при минировании:

— высота, м 30 ÷ 15
— скорость, км/ч 60 ÷ 220
Протяженность устанавливаемого минного поля, м:

— противотанкового 600 ÷ 120
— противопехотного 2000 ÷ 4000
— противодесантного 800 ÷ 1500
Расчет, чел.
3
Температурный диапазон применения, °С
-40÷ +40

Полковник С. Перов

Одним из перспективных видов оружия военно-воздушных сил считаются
авиационные системы минирования. Впервые в боевых условиях они
применялись авиацией ВВС и ВМС США в ходе агрессии во Вьетнаме, получив
положительную оценку военных специалистов. Эти средства разрабатываются
практически всеми ведущими странами Североатлантического союза, причем
в ходе создания новых систем учитывается опыт американцев, недостатки
первых их образцов, особенно мин, рассчитанных на дистанционную
установку.

Такая активная разработка авиационных систем минирования обусловлена следующими основными причинами:

Принятием в армиях стран-участниц НАТО концепции
«воздушно-наземная операция (сражение)» и концепции «борьбы со вторыми
эшелонами (резервами)», предусматривающих нанесение мощных внезапных
ударов по противнику, совершение быстрых маневров, перегруппировку и
воздействие на всю глубину боевых порядков и оперативного построения
(до 200-300 км) противника, что потребует установки в предельно сжатые
сроки минных заграждений, в первую очередь противотанковых, для
прикрытия своих флангов, а также задержки движения высокомобильных
частей противника, ведущих наступление, выполняющих маневр или отход;

Значительными успехами в таких отраслях военной
промышленности, как электроника и химия, созданием и внедрением новых
материалов и технологий, позволившими разработать принципиально новые
инженерные боеприпасы — мины, характеризующиеся высокой механической
прочностью, эффективностью действия при малых массогабаритных
показателях;

Разработкой универсальных бомбовых кассет, приспособленных
для транспортировки и сброса (отстрела) малогабаритных авиационных
боеприпасов различного предназначения, в числе которых противотанковые,
противотранспортные и противопехотные мины.

В результате проведенных работ к настоящему времени
авиационные системы минирования находятся на вооружении ВВС США, ФРГ,
Великобритании. Этим новым средством располагают также части сухопутных
войск США, Италии и Испании, имеющие вертолетные системы минирования. В
ближайшие годы, как полагают зарубежные военные специалисты, следует
ожидать дальнейшего расширения масштабов и географии применения
авиационных систем минирования за счет разработки в других странах
собственных средств или закупки их за рубежом. Они считают, что
авиационные системы минирования найдут применение при установке
заграждений в ходе решения следующих основных задач:

Задержание наступающего противника путем установки мин
непосредственно перед его боевыми порядками или прямо на них, что
замедлит продвижение противника, создав тем самым благоприятные условия
для его поражения артиллерией и авиацией, или заставит его искать
обходные пути движения;

Воспрепятствование вводу в бой вторых эшелонов и резервов
противника за счет минирования маршрутов его передвижения и районов
сосредоточения;

Воспрещение противнику использовать важные районы и участки
местности, для чего планируется осуществлять минирование малой
плотности мест, где наиболее вероятно сосредоточение его сил,
размещение командных пунктов, узлов связи, тыловых объектов;

Минирование аэродромов противника для нарушения нормальной
работы его авиации, что рассматривается как элемент задачи завоевания
господства в воздухе.

Как подчеркивается в западной прессе, минирование авиацией
целесообразно проводить одновременно с нанесением по наземным целям
ударов другими видами авиационного оружия, что должно затруднить
противнику быстрый выход из зоны поражения и усложнить проведение
восстановительных работ. По мнению военных специалистов, минирование с
воздуха будет особенно эффективным при нанесении ударов по танковым и
механизированным колоннам и аэродромам. С этой целью предусматривается
использовать самолеты, несущие кассетное оружие различного снаряжения,
или комбинированное снаряжение универсальных кассет.

В США на вооружении частей ВВС состоит
авиационная система
минирования CBU-89/B «Гатор»
, включающая сбрасываемую невращающуюся в
полете авиационную бомбовую кассету многоцелевого назначения SUU-64/B,
снаряженную 72 противотанковыми (BLU-91/B) и 22 противопехотными
(BLU-92/B) минами. В комплекте кассеты имеются головной взрыватель
FZU-39/B и программирующее устройство K.MU-466/B, посредством которого
задаются время раскрытия кассеты, электрическое питание мин, а также
срок их самоликвидации после падения на землю и взведения.

Противотанковая мина BLU-91/B (см. таблицу) —
противоднищевая, имеющая заряд направленного действия, способный на
удалении полуметра пробить 70-мм броню, и неконтактный магнитный
взрыватель, срабатывающий в момент прохождения над взведенной миной
бронированной цели. Противопехотная мина BLU-92/B осколочная, с
контактным электронным взрывателем. При падении на землю из ее корпуса
разбрасываются в стороны четыре тонкие нейлоновые нити длиной по 12 м,
даже легкое касание одной из которых вызывает взрыв и поражение живой
силы осколками в радиусе до 12 м. Общая масса кассеты SUU-64/B,
относящейся к боеприпасам калибра 1000 фунтов, 320 кг, ее длина 2430
мм, диаметр 390 мм. Размеры минируемой площади одной кассетой зависят
от высоты ее раскрытия, в среднем они составляют 200 X 300 м. Штатные
самолеты ВВС США способны нести следующее количество кассет: F-4 — 22,
F-15E — 19, F-111 — 16, А-10 — 16, А-7 — 32, F-16X1 — 10, В-52 (на
наружных подвесках) — 24. В иностранной военной прессе сообщалось, что
минирование может осуществляться с высот от 60 до 12000 м на скоростях
полета 370-1300 км/ч в горизонтальном полете, при пикировании (до 60°)
и кабрировании (до 30°). Интервалы сброса кассет (всего их 12) задаются
автоматически в диапазоне от 0,63 до 4,1 с.

Сброшенная кассета на заданной высоте по команде головного
взрывателя раскрывается с помощью удлиненных кумулятивных зарядов,
освободившиеся мины, рассеиваясь встречным потоком воздуха, падают на
землю и после отработки механизма замедления взведения переводятся в
боевое положение.

Авиация ВМС США имеет на вооружении другой вариант системы
минирования «Гатор» — CBU-78/B, выполненный на базе кассетной установки
SUU-58/B. Она снаряжается 45 противотанковыми минами BLU-91/B и 15
противопехотными BLU-92/B. Это средство применяется главным образом для
установки минных заграждений в ходе проведения морских десантных
операций, когда возникает необходимость воспретить или задержать подход
вторых эшелонов либо резервов противника к плацдарму, прикрыть фланги
высадившегося на побережье десанта или сдержать быстрый отход частей и
подразделений противника, обороняющего побережье. Носителями систем
минирования «Гатор» в военно-морских силах могут быть как палубные
самолеты, так и машины, действующие с побережья. Меньший калибр кассет,
применяемых авиацией

ВМС, позволяет брать большее их количество за один вылет, чем в ВВС.

Поступление системы минирования «Гатор» в войска началось в
1986 году. Всего (с учетом требований ВМС) промышленность планировала
получить заказ на производство свыше 10 тыс. ее комплектов.
Одновременно с оснащением ВВС и авиации ВМС существующими средствами
дистанционного минирования в США ведутся работы по созданию более
совершенных средств минирования. К настоящему времени наиболее
перспективными из них американские военные специалисты считают
следующие.

Авиационная система минирования CBU-92/B
. Она должна будет
применяться самолетами тактической авиации. В ее составе упоминавшаяся
выше универсальная кассетная установка SUU-64/B, снаряжаемая девятью
противотанковыми противокрышевыми минами BLU-101/B ERAM. Кассетная
установка оснащена дистанционным взрывателем FZU-39/B, допускающим
сброс кассет с больших высот.

Мина BLU-101/B — автоматически действующий боеприпас,
представляющий собой миниатюрную пусковую установку с двумя боевыми
элементами типа «Скит» и откидывающимися при установке мины четырьмя
опорами. Верхняя часть ПУ полноповоротная, оснащена сейсмоакустическим
датчиком с тремя выдвигающимися антеннами. Система приводится в
действие следующим образом. Сброшенная кассета с помощью дистанционного
взрывателя на заданной высоте раскрывается, освободившиеся мины
разделяются встречным потоком воздуха, и каждая из них опускается на
парашюте, который при приземлении боеприпаса автоматически
отсоединяется. При ударе мины о землю срабатывает механизм
стабилизации, и она занимает на опоре требуемое положение.

После отработки механизма замедления взведения включаются в
работу сейсмические датчики. Обнаруженная движущаяся цель распознается
с помощью микропроцессора, затем определяются ее курс и дальность,
после чего происходит наводка пусковой установки на цель. В требуемый
момент производится отстрел в сторону цели боевого элемента, который,
стабилизируясь на траектории вращением, сканирует находящуюся под ним
местность. Обнаружение цели осуществляется посредством имеющегося у
боевого элемента ИК датчика, а поражение — ударным ядром, действующим
против наиболее слабо защищенной части боевой бронированной машины —
крыши (рис. 3).

Поражение боевым элементом танка-мишени во время испытаний


Кассетная бомба DAACM


Компоненты кассетной бомбы ISCB с
контрольно-измерительными приборами и
программирующей аппаратурой


Минирование с помощью самолета
«Торнадо». Внизу показаны кассета MW-1 «Штробо»
и мины: противотанковая MIFF (слева) и
противотранспортнаэя MUSPA


Схема применения мины MUSPA: 1 —
отстрел из кассеты; 2 — раскрытие
парашюта; 3 — снижение; 4 — приземление
и стабилизация; 5 — взведение; 6 —
срабатывание

Минирование такой системой, как полагают американские
специалисты, можно производить с различных высот — от 60 до 12000 м при
скоростях от минимальных до сверхзвуковых. Высказывались соображения,
что такое средство целесообразно использовать в первую очередь для
устройства заграждений вдоль линий коммуникаций, где ожидается
передвижение танковых и механизированных частей противника. Считается
также возможным ставить подобные мины одновременно с нанесением ударов
по аэродромам противника бетонобойными боеприпасами, что должно
затруднить ему применение средств механизации для быстрого
восстановления ВПП и рулежных дорожек.

Согласно планам командования ВВС отработка новой системы минирования должна завершиться в 1992 году.

Кассетная бомба DAACM
предназначается для нанесения ударов по
аэродромам противника. Она представляет собой ту же кассетную установку
SUU-64/B, снаряженную восемью бетонобойными бомбами CBU-106/B и 24
противотранспортными минами НВ876 английской разработки. Бомбы
применяются для разрушения ВПП аэродромов противника, а мины (их
описание приводится ниже) — для вывода из строя инженерных и
транспортных машин, используемых при ремонте разрушенной полосы.
Кассетная установка может быть оснащена дистанционным или временным
головным взрывателем, подающим в заданный момент команду на раскрытие
корпуса установки. Применяемые в этом боеприпасе мины подверглись
модернизации, вследствие чего изменен принцип отстрела их из кассетной
установки: в данном случае мины не отстреливаются вниз, как в
английском образце, а разбрасываются в радиальном направлении с помощью
пневматических баллонов, заполняемых газом в момент раскрытия кассеты.

Программа создания кассетной бомбы DAACM начала осуществляться
в 1984 году, а в 1987-м приступили к ее полномасштабной разработке,
завершение которой запланировано на 1992 год. ВВС намечали закупить
более 20 тыс. боеприпасов данного типа. Однако последние исследования,
проведенные специалистами министерства обороны США, показали, что новое
средство не будет достаточно эффективным, поскольку к настоящему
времени примерно половина аэродромов стран Варшавского Договора имеет
покрытие ВПП из отдельных железобетонных плит, а ремонтировать их путем
быстрой замены поврежденных элементов значительно легче, чем ВПП из
монолитного бетона. В связи с этим западные эксперты выступили с
предложением о необходимости усовершенствования бетонобойных элементов
бомбы.

Кассетные бомбы типа ISCB
разработаны американской фирмой ISC
в инициативном порядке и проданы армиям 17 стран. Существуют пять
вариантов боеприпасов, выполненных в единой стандартной для ВВС США
кассетной установке Мк20 «Рокай» и различающихся типом снаряжения. Так,
в ISCB-1 в качестве снаряжения используются малокалиберные бомбы,
именуемые фирмой-разработчицей минами, которые имеют взрыватель
замедленного действия с различными сроками срабатывания (максимальный
срок 24 ч) и программируются перед вылетом. Всего в кассетной установке
содержится 160 боевых мин, а также 65 инертных, внешне не отличающихся
от боевых. По мнению разработчиков, наличие в установленном заграждении
инертных боеприпасов должно затруднить противнику выполнение работ по
разминированию. Площадь, минируемая одной кассетой, з зависимости от
режима полета носителя может быть 2230-4650 м2. Другой вариант
снаряжения — ISCB-5 будет содержать 48 противотанковых мин, находящихся
в разработке.

Американские военные специалисты считают целесообразным
использовать в качестве носителей для проведения минирования кассетные
бомбы, имеющие двигатель, а также крылатые ракеты авиационного
базирования. По их мнению, данные средства позволят устанавливать
заграждения на территории, надежно прикрываемой ПВО противника, без
захода самолетов в зону ее поражения.

В качестве примера они приводят управляемую бомбу AGM-130B,
боевая часть которой представляет собой бомбовую кассетную установку
калибра 2000 фунтов, снаряжаемую 15 бетонобойными бомбами BLU-106/B и
75 модернизированными английскими противотранспортными минами НВ876.
Предполагалось, что такой боеприпас можно будет оснастить
твердотопливным двигателем и головкой самонаведения. Напряженность
военного бюджета не позволила американцам завершить разработку этого
средства, и в 1988 году она была приостановлена.

ВВС ФРГ
имеют на вооружении авиационную систему минирования,
выполненную на базе многоцелевой кассетной установки MW-1 «Штробо»,
которая рассчитана на снаряжение малокалиберными боеприпасами
различного назначения, в том числе минами. Последние могут применяться
не только самостоятельно, но и совместно с другими боеприпасами.

Кассетная установка MW-1 «Штробо» (рис. 6) состоит из четырех
секций — носовой, двух средних и хвостовой. Каждая представляет собой
пакет трубчатых направляющих, располагающихся горизонтально, в которых
находятся боеприпасы и пиропатроны для их отстрела. Мощность
пиропатронов различная, благодаря чему дальность отстрела боеприпасов,
ведущегося с обоих бортов кассеты, неодинакова (максимальная — 250 м).

Принятая в 1983 году на вооружение система содержит мины двух
типов — противотанковую и противотранспортную. Противотанковая мина
MIFF является противоднищевой. Она имеет заряд направленного действия с
двумя полусферическими выемками, направленными в противоположные
стороны, и электронный неконтактный взрыватель с магнитным датчиком,
располагающимся в средней части мины. У взрывателя две ступени
предохранения — механическая, с плунжером, выдвигающимся из корпуса
мины после ее отстрела из направляющей, и электронная, посредством
которой мина после падения на землю переводится в боевое положение. В
состав взрывателя входит электрический конденсатор, заряжающийся при
нахождении мины в кассетной установке по команде бортовой ЭВМ. На
боковой стенке цилиндрического корпуса мины устроены пружинящие лапки,
плотно прижатые к корпусу при нахождении ее в направляющей. При ударе
мины о землю лапки раскрываются, в результате чего боеприпас занимает
горизонтальное положение, то есть одна из полусферических выемок заряда
будет обращена кверху. Срабатывание мины произойдет при прохождении над
ней бронированной машины. При отсутствии цели мина по истечении
заданного срока самоликвидируется. Находящийся в боевом положении
боеприпас сработает при попытке снять его с места установки.

Противотранспортная мина MUSPA
осколочная, способна поражать
небронированные цели на дальностях в несколько десятков метров. Она
имеет неконтактный электронный взрыватель с акустическим датчиком и
таким же, как у предыдущего образца, электрическим конденсатором. MUSPA
оснащена также двумя ступенями предохранения, срабатывающими
последовательно, и пружинящими лапками для стабилизации на земле. Эта
мина рассчитана на срабатывание под воздействием движущихся целей
определенного типа, в первую очередь рулящих, взлетающих или садящихся
самолетов (рис. 7) и вертолетов (в момент нахождения их на земле). По
истечении заданного срока взведенная мина самоликвидируется. Срок
самоликвидации мин одной заправки различный, что, по мнению
разработчиков, должно затруднить противнику разминирование.

Масса снаряженной кассетной установки MW-1 «Штробо» достигает
4600 кг, ее размеры 5900х1200х840 мм, в 112 направляющих калибра 132 мм
могут содержаться 784 противотанковые мины или до 668
противотранспортных. Основным носителем установки является самолет
«Торнадо». Минирование ведется, как правило, с предельно малых высот
при скорости полета до 1100 км/ч. В этих условиях минируемая площадь
составляет 2500х500 м.

Считается, что наиболее целесообразно проводить минирование
одновременно с нанесением по противнику ударов другими видами
авиационного оружия с использованием этой кассетной установки, для чего
ее предполагается снаряжать боеприпасами различных типов. В настоящее
время к числу основных западные специалисты относят два варианта
снаряжения: противотанковый и противоаэродромный.

Противотанковый предназначается для нанесения ударов по
танковым и механизированным подразделениям противника, движущимся в
походных или боевых порядках. Он включает противотанковые кумулятивные
бомбы КВ44 и противотанковые мины MIFF: первые служат для
непосредственного поражения целей, вторые затрудняют им маневр, выход
из зоны поражения и создают благоприятные условия для поражения
противника другими видами оружия.

Противоаэродромный вариант служит для нанесения ударов по
аэродромам и авиабазам противника. В его составе бето-нобойные бомбы
STABO, осколочные бомбы MUSA (упрощенный вариант боеприпаса MUSPA с
взрывателем мгновенного действия) и противотранспортные мины MUSPA.
STABO предназначены для разрушения ВПП аэродрома, осколочными бомбами
поражается живая сила и выводятся из строя небронированные машины
противника, а установленные мины затрудняют проведение
восстановительных работ и действия авиации.

К 1990 году для ВВС ФРГ планировалось закупить около 500
кассетных установок MW-1 «Штробо» с набором различных боеприпасов (в
первую очередь с учетом приведенных выше двух вариантов снаряжения), а
к 1997-му — еще 650 комплектов. Одновременно военные специалисты ФРГ
развернули работы по созданию для этой кассетной установки ряда других
боеприпасов принципиально нового класса, среди которых главное место
отводится действующим автоматически (самонаводящимся бомбам и минам). К
последним, в частности, относится противотанковая противобортовая мина
«Лассо», которую предполагается ставить также другими средствами
механизации и вручную. Этот самонаводящийся боеприпас после падения на
землю стабилизируется и занимает боевое положение. После обнаружения и
распознавания цели на нее наводится заряд направленного действия;
срабатывание мины произойдет, когда цель окажется в зоне досягаемости
(в радиусе 50 м).

На вооружении ВВС Великобритании находится авиационная
система минирования, выполненная на базе кассетной установки JP233,
которая снаряжается малокалиберными бетонобойными бомбами и
противотранспортными минами НВ876. Кассетная установка состоит из двух
секций — головной, содержащей 215 мин, и хвостовой с 30 бомбами.
Основное предназначение системы — нанесение ударов по аэродромам
противника с одновременным их минированием. Конструкцией
предусматривается раздельное использование секций кассетной установки,
в зависимости от применяемого самолета-носителя и выполняемой задачи.
Так, возможно применение обеих секций, соединенных в одно целое
(самолет «Торнадо» может нести две такие кассеты под фюзеляжем, рис. 8,
F-111 — две секции на подкрыльевом пилоне, самолеты F-16 и «Ягуар» — по
одной секции под крылом).

Боеприпасы обоих типов находятся в направляющих (для мин их
90). Они расположены под углом 15-35° к продольной оси кассеты и
содержат одну-три мины и пиропатрон для их отстрела. Мина НВ876
комбинированная, имеет заряд направленного действия с полусферической
выемкой, обращенной вверх, и толстостенный корпус с множеством
небольших полусферических выемок на его наружной боковой поверхности.
При взрыве мины из этого корпуса образуется плоский пучок примерно из
100 ударных ядер, разлетающихся в радиальном направлении и поражающих
небронированные цели и живую силу в радиусе несколько десятков метров.
Ударным ядром, направленным вверх, выводится из строя техника (в том
числе бронированная), которая будет использоваться противником для
восстановления разрушений после взрыва бетонобойных бомб.

Мина НВ876
оснащена электронным взрывателем, вызывающим
срабатывание взведенного боеприпаса при изменении его положения. Несработавшая мина самоликвидируется, причем программируемые сроки
самоликвидации одной заправки различные, что должно затруднить их
обезвреживание противником. Мина оснащена крестообразным парашютом,
уменьшающим силу ее удара о землю, и пружинящими лапками для
стабилизации в месте ее падения. Общая масса снаряженной кассеты JP233
составляет 2355 кг, а ее головной (минной) секции — 1085 кг, размеры
соответственно 6550х1140х600 и 2470х1140х560 мм. Первая партия
кассетного оружия JP233 была заказана ВВС Великобритании в 1982 году.

По мнению английских военных специалистов, мина НВ876
является наиболее эффективной, что способствовало расширению масштабов
ее применения — этот боеприпас предполагается использовать в проходящей
испытания авиационной системе минирования HADES. Она рассчитана на
размещение 49 таких мин в несколько модернизированной кассетной бомбе
BL755. Бомба имеет временной взрыватель, по команде которого у
сброшенного боеприпаса тонкостенный корпус разрушается и освободившиеся
мины опускаются на парашютах (после приземления парашют автоматически
отсоединяется). При взрыве осколками мины стальной лист пробивается на
удалении 20 м, а алюминиевый — 50 м. Минами одной бомбы, сброшенной с
предельно малой высоты, перекрывается участок местности размером 85х35
м.

Как отмечают многие западные военные специалисты НАТО,
существенным недостатком всех приведенных выше авиационных систем
минирования является необходимость нахождения самолета-носителя над
местностью, подлежащей минированию, где возможно поражение его
средствами ПВО противника (особенно в случае установки заграждений
непосредственно на боевые порядки противника, районы его сосредоточения
или важные стационарные объекты, прикрываемые зенитными средствами).
Поэтому в последние годы в ведущих странах блока сделан акцент на
разработке сбрасываемых планирующих кассетных бомб и бомб с собственным
двигателем. Такие системы оружия способны достигать целей на дальностях
в десятки и сотни километров от места их сброса с самолета-носителя,
что позволяет последнему не входить в зону ПВО противника. В ряде
случаев указанные средства будут иметь приборы самонаведения, что
обеспечит большую точность достижения ими заданного района минирования
(цели). В этом случае предполагается иметь набор малокалиберных
боеприпасов различного назначения, в состав которого непременно должны
включаться мины, в первую очередь противотанковые и
противотранспортные. Часть их составят образцы, разработанные ранее и
уже имеющиеся на вооружении, а часть будет создана в ближайшие годы.
Характерным для последних, как подчеркивается в иностранной военной
печати, должны стать автоматизация действий по обнаружению,
распознаванию и наведению на движущиеся бронированные цели, а также их
поражение на значительных удалениях в наиболее уязвимую часть — крышу
или борт.

Страны НАТО объединяют усилия по созданию этого вида оружия
для ускорения и удешевления НИОКР. Работы ведутся в рамках единых
тактико-технических требований. К ним, в частности, относятся
разработки по проекту MSOW, в которых принимают участие США, ФРГ,
Великобритания, Италия и Испания (для ВВС этих стран требуется около
30000 подобных средств). Предполагается иметь три варианта кассетного
снаряжения такого оружия: для ударов по аэродромам и аэродромным
сооружениям с дальностей 30-50 км, по подвижным групповым бронированным
целям (15-30 км) и важным тыловым объектам (185-600 км).

В
Великобритании
также создается планирующая кассетная бомба SWAARM, снаряжаемая противотанковыми самонаводящимися боеприпасами и
минами. ФРГ совместно с Францией длительное время занимаются проблемой
кассетных планирующих бомб типа «Апаш»/CWS (с двигателем и без него),
служащих для доставки новых боеприпасов, включая противотанковые мины
«Лассо» и другие. Итальянские ВВС проявляют интерес к разрабатываемой
военной промышленностью страны кассетной бомбе «Скайшарк», снаряжаемой
наряду с противотанковыми малокалиберными бомбами и минами. Вариант
бомбы без двигателя (создаваемый в первую очередь) будет иметь
дальность планирования 6- 12 км. Носителем этого оружия (масса 745 кг)
станет самолет «Торнадо» или АМХ.

Основные характеристики мин
авиационных систем минирования

Наименование
(страна-изготовитель)

Масса, кг:
общая/ ВВ

Размеры, мм:

Тип взрывателя

Эффективность
действия

Противотанковые

BLU-91/B (США)

1,7/0,6

(145×145)


60

Электронный неконтактный

Пробивает 70-мм броню

BLU-101/B (США)

30/-

400

200

То же


Радиус поражения 150 м

MIFF (ФРГ)

3,4/0,9

132

80

То же


Пробивает 70-мм броню поражает в радиусе 50 м

Противотранспортные

MUSPA (ФРГ)

4,5/-

132

115

То же


На 20 м пробивает стальной лист, на 50 м — алюминиевый

НВ876 (Великобритания)


265/0,8

100

150

Электронный контактный


Противопехотные

BLU-92/B (США)

1,7

(145×145)


60

То же

Поражает в радиусе 12 м

Зарубежное военное обозрение №1 1990 С.

Наиболее широко известны два типа мин — противотанковые и противопехотные. На русском языке эти инженерные боеприпасы именуются (за полным названием в скобках дается их аббревиатура):

— противотанковая мина (ПТМ);

— противопехотная мина (ППМ).

С середины семидесятых годов появился совершенно новый способ минирования, не требующий присутствия минера на месте установки мин. Мины доставляются артиллерийскими снарядами, ракетами, авиацией или специальными системами, выстреливающими мины из кассетных модулей. Как правило, такие мины устанавливаются (строго говоря — разбрасываются) только на поверхность земли, а переводятся в боевое положение автоматически. Присутствие минера на минном поле во время установки не требуется.

В советской и российской военной терминологии такой способ минирования получил название «дистанционное минирование» (ДМ)
, а комплекты устройств, механизмов для выполнения минирования вместе с доставщиками мин к месту минирования получили название «системы дистанционного минирования» (СДМ)
. Для самих мин, устанавливаемых таким способом, отдельного термина введено не было. Обычно употребляются традиционные названия и аббревиатуры, а когда требуется подчеркнуть или уточнить что здесь мы имеем дело с минами, устанавливаемыми средствами дистанционного минирования, то употребляются выражения типа «ППМ устанавливаемая СДМ»
, или «ПТМ СДМ».

1. Переносной комплект минирования ПКМ-1″Ветер-М»

Переносной комплект минирования ПКМ-1 является простейшим общевойсковым средством дистанционной установки противотанковых и противопехотных минных полей.

С помощью комплекта личный состав мотострелковых и танковых подразделений может устанавливать противопехотные и противотанковые минные поля перед своим передним краем, в том числе и в условиях непосредственного соприкосновения с противником. Причем установка может производиться как заблаговременно, так и в ходе боя. Это значительно повышает тактические возможности в обороне общевойсковых подразделений.

Комплект состоит из примитивного пускового станка, подрывной машинки ПМ-4, 2 катушек с кабелем (2×50м.) и сумки для переноски комплекта.
Вес комплекта 2.6 кг.
Станок представляет собой небольшой металлический лист с прикрепленным к нему под углом 45 градусов поддоном с электрическим контактом.

Этот станок используется для размещения на нем кассет, внутри которых находятся противопехотные или противотанковые мины и для выстреливания мин из кассет.
Принцип работы предельно прост — при присоединении кассеты к станку, контакты кассеты и станка замыкаются между собой. При подаче электроимпульса от подрывной машинки или любого иного источника тока воспламеняется вышибной пороховой заряд в кассете, который выбрасывает мины на дальность 30-35 метров.

Кассеты с различными типами мин совершенно идентичны по размерам и различаются лишь маркировкой.

— Кассета КСФ-1 содержит 72 противопехотные мины ПФМ-1.

Кассета КСФ-1С-0.5 содержит 36 противопехотных мин ПФМ-1 и 36 ПФМ-1С

Кассета КСФ-1С содержит 64 противопехотные мины ПФМ-1С.

Кассета КСО-1 содержит 8 противопехотных мин ПОМ-1.

Кассета КПОМ-2 содержит 4 противопехотные мины ПОМ-2

Кассета КПТМ-3 содержит 1 противотанковую мину ПТМ-3.

Кассета КПТМ-1 содержит 3 противотанковые мины ПТМ-1.

Выброшенные из кассеты мины в соответствии с законом рассеивания разбрасываются на местности, образуя эллипс рассеивания. Так, например, одна кассета типа КСФ-1 или КСО-1 образует эллипс размером шириной 8-10 метров и длиной 18-20 метров. Между минами типа ПФМ (фугасные нажимного действия) расстояния 0,6 – 2м, что обеспечивает вероятность поражения 0,3 -0,5.
Между минами типа ПОМ (осколочные натяжного действия) расстояния будут составлять от 1.5 до 7 метров. Однако с учетом того, что длины натяжных нитей мины до 2 метров вероятность поражения достигает 0,7. Противотанковые мины выбрасываются на дальность до 100м и попадают в зону таких же размеров. Учитывая, что для противотанковых минных полей из противоднищевых мин вполне приемлемо расстояние между минами в ряду 9 – 12м, то тактика действий при установке с помощью ПКМ минных полей противотанковых и противопехотных одинакова.

Ценностью данной системы дистанционного минирования является ее простота;

Возможность минировать, не выходя из траншеи;

Устанавливать минные поля внезапно для противника, в нужном месте и в нужное время.

Еще одним минным устройством, пришедшим из советских времен, является универсальный минный заградитель
(УМЗ). Это одна из систем дистанционного минирования, предназначенная для установки противопехотных, противотанковых и смешанных минных полей. При этом мины можно устанавливать только на поверхность грунта.

Заградитель установлен на шасси бортового автомобиля Зил-131В. Кассетные блоки в количестве 6 единиц установлены в кузове на поворотном устройстве, а система управления выбросом – в кабине.

Кассетные блоки не зависят друг от друга и могут поворачиваться на 360 градусов под разными углами наклона. В зависимости от схемы минирования выбирается поворот кассет и угол их наклона. Все это делается вручную перед началом минирования.В каждом блоке может быть установлено до 30 кассет. А полная комплектация заградителя составляет 80 кассет. Исходя из вышесказанного, заградитель может одновременно быть заряжен 180 противотанковыми минами ПТМ-3, 540 противотанковыми минами ПТМ-1, около 12 тысяч противопехотных мин ПФМ-1, 1440 противопехотными минами ПОМ-1 и 720 противопехотными минами ПОМ-2.

Можно использовать и смешанную зарядку кассетных блоков. Тогда за один заход заградитель может нести противопехотные и противотанковые мины или мины одного типа, но различных вариантов. Можно установить поле и за несколько заходов, а также пополнить боекомплект в любой нужный момент.

В процессе минирования заградитель может развивать скорость от 5 до 40 километров в час. Повторную перезарядку 2 человека могут выполнить примерно за 1,5-2,5 часа, а саперное отделение из 6 человек – за 1 час.

Данный заградитель внешне ничем не отличается от обычного ЗИЛа, поэтому противник не сможет его идентифицировать. Экипаж машины включат два человека – водителя и оператора.

Более современным средством минирования является вертолетная система минирования
(ВСМ-1). Ее используют для установки противотанковых, противопехотных и противодесантных минных полей при помощи вертолетов Ми-8МТ и Ми-8Т. Чаще всего данную систему используют для того, чтобы быстро установить минные заграждения в местах прорыва противника, а также в зонах его продвижения вглубь охраняемой территории.

В комплекте системы, кроме пульта правления минированием, находятся контейнеры для мин в количестве 4 единиц, тележка для транспортировки, пульт и система подъема контейнера. В каждом контейнере предусмотрено место для 29 кассет КСО-1.

Устройство минного поля осуществляется во время полета над местностью, которую необходимо заминировать.

Наиболее эффективна данная система для минирования горных местностей. Ее использовали в Афганистане в качестве превентивной меры против моджахедов. Скорость разбрасывания мин составляет около 8,5 тысяч мин за одну минуту на участке около 25 метров в ширину и 2 километров в длину.

Еще одним эффективным минным средством является универсальный контейнер малогабаритных грузов
(КМГУ), который предназначен для перевозки и сбрасывания фронтовых контейнерных блоков с боеприпасами осколочного, фугасного, кумулятивного и зажигательного действия. Кассеты, после сбрасывания раскрываются, обеспечивая, таким образом, движение боеприпасов по траектории поражения целей. Внешне контейнер выглядит как алюминиевый силовой корпус, имеющий обтекаемую форму и два отсека для размещения блоков кассет. В нижней части корпуса расположены створки, которые работают от пневмопривода. Он, в свою очередь, работает от баллона сжатого воздуха. Носителями контейнера являются вертолет Ми-28Н и самолеты Су-17, Су-27, Су-24, МиГ-29 и МиГ-27.

Средство дистанционного минирования для РЗСО «Смерч» с реактивным снарядом 9М55К4 – это средство минирования, предназначенное для устройства минных полей при помощи противотанковых мин ПТМ-3. Мины размещаются в кассетных блоках по пять мин на каждом из пяти ярусов.
Головная часть снаряда отделяется, и мины при помощи пиропатрона выталкиваются. При этом они переводятся в боевую готовность, а через 90-100 секунд мины касаются поверхности грунта. Эллипс рассеивания зависит от траектории и дальности полета и составляет примерно 2 на 2 километра.
Для того получения такого минного поля необходимо 12 зарядов, то есть один полный залп «Смерча». Снаряды рассеиваются примерно на 150 метров в результате постоянной корректировки их движения при помощи газодинамических рулей, а также вращения вокруг своей оси.

Мины находятся в боевой готовности сутки, после чего происходит самоликвидация. Если мины находятся в неисправном состоянии или не находятся в состоянии боевой готовности из-за неправильного положения также самоликвидируются в пределах суток. А если они оказались в непосредственной близости от машин или танков на металлоконструкциях, то взрыв происходит мгновенно.

Наиболее безопасное расстояние для людей после начала самоликвидации мин составляет около 300 метров от крайней мины. Также мины типа ПТМ-3 можно уничтожать при помощи тралов ЭМТ.

Реактивный снаряд 9М55К4 применяется в реактивной системе залпового огня «Смерч» 9К58, которая была принята на вооружение еще советскими войсками в 1987 году. В настоящее время для этой установки применяют и другие типы снарядов.

Система «Смерч» способна развивать скорость до 60 километров в час. Пусковая установка включает в себя 12 трубных направляющих. Полный залп осуществляется за 20 секунд, дальность поражения – от 20 до 70 километров.

Эксперты уверены, что современные средства минирования стали более эффективными за счет применения электронных взрывателей и возможности программирования мин для самоликвидации через определенное время. Повышения механической прочности вследствие использования прочных материалов, дающих возможность сбрасывать их с большой высоты без повреждений, увеличение численности систем дистанционного минирования, использующихся не только военными инженерами, но и другими родами войск.

Руководитель занятия

Установка минных полей, групп и одиночных мин (фугасов) в целях нанесения противнику потерь, затруднения его маневра и разрушения сооружений. Способы М. зависят от условий боевой обстановки, назначения минных полей, характера местности, типа мин, срока их установки, времени года (суток) и наличия средств механизации. В зависимости от этих факторов противотанковые минные поля и противопехотные минные поля могут устанавливаться: вручную; с использованием средств механизации; дистанционно. М. вручную производится установкой мин, групп мин, минных полей с использованием возимых комплектов минирования (УВКМ, ВКПМ), комплекта ручного минирования (КРМП). М. с использованием средств механизации производится установкой минных полей с использованием прицепных (ПМЗ-4), гусеничных (ГМЗ), универсальных (УМЗ), бронированных («Ветер-Г») минных заградителей. Дистанционное М. производится установкой минных полей с использованием переносных комплектов минирования (ПКМ), авиационных (ВСМ), ракетных, артиллерийских систем минирования.

Дистанционно установленное минное поле, участок местности, на котором с использованием средств дистанционного минирования установлено минное поле. Дистанционно установленные минные поля (ДУМП) подразделяются на противотанковые, противопехотные, смешанные и противодесантные. ДУМП устанавливаются на определенный срок, после чего самоликвидируются. ДУМП характеризуется протяженностью и глубиной и может быть от несколько сотен метров до нескольких километров. Установленные мины располагаются на местности бессистемно на поверхности грунта или в воде. Количество мин, приходящихся на 1 м2. ДУМП, в разных точках различно. Для установки ДУМП на вооружении РВСН состоит вертолетная система минирования ВСМ-1 и наземные системы минирования ПКМ и КРМ-П. В данных системах дистанционного минирования используются противотанковые мины ПТМ-3 и противопехотные мины ПФМ-1С, ПОМ-2, ПОМ-2Р. ДУМП в РВСН устанавливаются подвижными отрядами заграждения (ПОЗ) в тесном взаимодействии с противодиверсионными формированиями (ПДФ) соединений. В соединении РВСН, как правило, создается один воздушный и 1-2 наземных ПОЗ. Командиром воздушного ПОЗ назначается командир вертолета, а командиром наземного ПОЗ назначается офицер инженерно-саперного подразделения оббо (оисб) ракетного соединения. Для действий в составе наземного ПОЗ может выделяться от отделения до взвода личного состава инженерных подразделений оббо (оисб), который действует на автомобиле повышенной проходимости или бронетранспортере.

Авиационная система минирования, вооружение самолета (вертолета), предназначенное для обеспечения сбрасывания в нужной последовательности авиационных мин (противотанковых, противопехотных и др.) для минирования внаброс рубежей и других участков суши на безопасном удалении от своих войск, в предельно сжатые сроки. Состоит из бомбовых и минных кассет и аппаратуры управления их установкой. На вооружении вертолетных частей РВСН состоит вертолетная система минирования ВСМ-1 (рис. 1), которая предназначена для ускоренного минирования местности противотанковыми ПТМ-3, противопехотными минами кассетного снаряжения ПОМ-2, ПФМ-1С внаброс. М. осуществляется экипажем вертолета МИ-8Т с высот от 30 до 150 м. при скорости до 160 км/ч. Протяженностью однорядного ППМП, установленного ВСМ-1 составляет в зависимости от типа мин 400-2000 м. х 35-65 м.

В РВСН М. осуществляется в целях усиления обороны важных объектов минно-взрывными заграждениями, а также блокирования действий диверсионно-разведывательных формирований и десантов противника. М. проводится вручную или дистанционно с использованием УВКМ, КРМП, ПКМ, ВСМ.

В ходе боевых действий М. осуществляется подвижными отрядами заграждений соединений РВСН, силами инженерных частей и подразделений, а также подразделениями охраны соединений РВСН.

Известно, что без хорошего знания военно-инженерного дела невозможно добиться успеха в общевойсковом бою. Важной составной военно-инженерного дела являются подрывные работы, которые включают в себя различные системы и средства минирования, а также миновзрывные заграждения.

По мнению экспертов, минное оружие можно использовать не только в обороне, но и в наступлении, поскольку современные средства минирования предполагают их скоростную установку, что позволяет устраивать минные поля непосредственно в ходе боя.

(IMG:http://topwar.ru/uploads/posts/2012-01/1327951495_pkm1.jpg)
Переносной комплект минирования «Ветер-М», ПКМ-1
известен еще со времен Советской армии. Он представляет собой простейшее общевойсковое средство, при помощи которого можно дистанционно установить противотанковые и противопехотные мины. Особенность комплекта состоит в том, что его можно устанавливать не только заблаговременно, но и непосредственно в ходе боя, что значительно повышает возможности тактической обороны войск.

В комплект входит примитивный пусковой станок подрывной машины ПМ-4, две катушки кабеля по 50 метров в каждой и сумка для переноски. Весит весь комплект около 2,5 килограммов. Станок выполнен в форме металлического листа небольших размеров, к которому под углом в 45 градусов крепится поддон с электрическим контактом. На станке размещаются кассеты с противопехотными или противотанковыми минами, а затем используется для выстреливания этих кассет. Работает станок предельно просто – когда к станку присоединяются кассеты, между ними замыкаются контакты. Затем подрывная машинка подает электроимпульс, происходит воспламенение вышибного порохового заряда в кассете. Это дает возможность выбросить мину примерно на 30-35 метров. Независимо от типа мин, размеры кассеты остаются одинаковыми, изменяется только маркировка на них. Так, существуют кассеты КСФ-1 с 72 противопехотными минами ПФМ-1, кассеты КСФ-1С-0.5 с 36 противопехотными минами ПФМ-1 и таким же количеством ПФМ-1С, кассеты КСФ-1С с 64 противопехотными минами ПФМ-1С, кассеты КСО-1 с 8 противопехотными минами ПОМ-1, кассеты КПОМ-2 с 4 противопехотными минами ПОМ-2, а также кассеты КПТМ-3 с 1 противотанковой миной ПТМ-3 и кассеты КПТМ-1 с 3 противотанковыми минами ПТМ-1.

Мины, выброшенные из кассет, разбрасываются и образуют эллипс рассеивания. Размеры его составляют около 8-10 метров в ширину и 18-20 метров в длину. Вероятность поражения, в зависимости от типа мины, составляет от 0,5 до 7 метров. Противотанковые мины выбрасываются примерно на 100 метров.
Существует возможность устанавливать одно- и многополосные минные поля.

Данная система дистанционного минирования ценна своей простотой, возможностью минирования не выходя из траншеи, установлении минных полей внезапно для возможного противника и подрыва в нужное время.

Еще одним минным устройством, пришедшим из советских времен, является универсальный минный заградитель УМЗ
. Это одна из систем дистанционного минирования, предназначенная для установки противопехотных, противотанковых и смешанных минных полей. При этом мины можно устанавливать только на поверхность грунта.

Заградитель установлен на шасси бортового автомобиля Зил-131В. Кассетные блоки в количестве 6 единиц установлены в кузове на поворотном устройстве, а система управления выбросом – в кабине.

Кассетные блоки не зависят друг от друга и могут поворачиваться на 360 градусов под разными углами наклона.

В зависимости от схемы минирования выбирается поворот кассет и угол их наклона. Все это делается вручную перед началом минирования.

В каждом блоке может быть установлено до 30 кассет. А полная комплектация заградителя составляет 80 кассет. Исходя из вышесказанного, заградитель может одновременно быть заряжен 180 противотанковыми минами ПТМ-3, 540 противотанковыми минами ПТМ-1, около 12 тысяч противопехотных мин ПФМ-1, 1440 противопехотными минами ПОМ-1 и 720 противопехотными минами ПОМ-2.

Можно использовать и смешанную зарядку кассетных блоков. Тогда за один заход заградитель может нести противопехотные и противотанковые мины или мины одного типа, но различных вариантов. Можно установить поле и за несколько заходов, а также пополнить боекомплект в любой нужный момент.

В процессе минирования заградитель может развивать скорость от 5 до 40 километров в час. Повторную перезарядку 2 человека могут выполнить примерно за 1,5-2,5 часа, а саперное отделение из 6 человек – за 1 час.

Данный заградитель внешне ничем не отличается от обычного ЗИЛа, поэтому противник не сможет его идентифицировать. Экипаж машины включат два человека – водителя и оператора.

Более современным средством минирования является вертолетная система минирования ВСМ-1
. Ее используют для установки противотанковых, противопехотных и противодесантных минных полей при помощи вертолетов Ми-8МТ и Ми-8Т. Чаще всего данную систему используют для того, чтобы быстро установить минные заграждения в местах прорыва противника, а также в зонах его продвижения вглубь охраняемой территории. ВСМ-1 производится Казанским вертолетным производственным объединением, а разработана система в Государственном научно-исследовательском инженерном институте города Балашиха.

В комплекте системы, кроме пульта правления минированием, находятся контейнеры для мин в количестве 4 единиц, тележка для транспортировки, пульт и система подъема контейнера. В каждом контейнере предусмотрено место для 29 кассет КСО-1.

Устройство минного поля осуществляется во время полета над местностью, которую необходимо заминировать.

Наиболее эффективна данная система для минирования горных местностей. Ее использовали в Афганистане в качестве превентивной меры против моджахедов. Скорость разбрасывания мин составляет около 8,5 тысяч мин за одну минуту на участке около 25 метров в ширину и 2 километров в длину.

Еще одним эффективным минным средством является универсальный контейнер малогабаритных грузов КМГУ
, который предназначен для перевозки и сбрасывания фронтовых контейнерных блоков с боеприпасами осколочного, фугасного, кумулятивного и зажигательного действия. Кассеты, после сбрасывания раскрываются, обеспечивая, таким образом, движение боеприпасов по траектории поражения целей. Внешне контейнер выглядит как алюминиевый силовой корпус, имеющий обтекаемую форму и два отсека для размещения блоков кассет. В нижней части корпуса расположены створки, которые работают от пневмопривода. Он, в свою очередь, работает от баллона сжатого воздуха. Носителями контейнера являются вертолет Ми-28Н и самолеты Су-17, Су-27, Су-24, МиГ-29 и МиГ-27.

Средство дистанционного минирования для РЗСО «Смерч» с реактивным снарядом 9М55К4
– это средство минирования, предназначенное для устройства минных полей при помощи противотанковых мин ПТМ-3. Мины размещаются в кассетных блоках по пять мин на каждом из пяти ярусов.

Головная часть снаряда отделяется, и мины при помощи пиропатрона выталкиваются. При этом они переводятся в боевую готовность, а через 90-100 секунд мины касаются поверхности грунта. Эллипс рассеивания зависит от траектории и дальности полета Ии составляет примерно 2 на 2 километра.

Для того получения такого минного поля необходимо 12 зарядов, то есть один полный залп «Смерча». Снаряды рассеиваются примерно на 150 метров в результате постоянной корректировки их движения при помощи газодинамических рулей, а также вращения вокруг своей оси.

(IMG:http://topwar.ru/uploads/posts/2012-01/1327951478_smerch04_2.jpg) Мины находятся в боевой готовности сутки, после чего происходит самоликвидация. Если мины находятся в неисправном состоянии или не находятся в состоянии боевой готовности из-за неправильного положения также самоликвидируются в пределах суток. А если они оказались в непосредственной близости от машин или танков на металлоконструкциях, то взрыв происходит мгновенно.

Наиболее безопасное расстояние для людей после начала самоликвидации мин составляет около 300 метров от крайней мины. Также мины типа ПТМ-3 можно уничтожать при помощи тралов ЭМТ.

Реактивный снаряд 9М55К4 применяется в реактивной системе залпового огня «Смерч» 9К58, которая была принята на вооружение еще советскими войсками в 1987 году. В настоящее время для этой установки применяют и другие типы снарядов.

Сам снаряд модульный и различается только по боевым частям: осколочно-фугасной, кумулятивно-осколочной, объемно-детонирующей, зажигательной, а также с применением самонаводящихся противотанковых боевых элементов.

Система «Смерч» способна развивать скорость до 60 километров в час. Пусковая установка включает в себя 12 трубных направляющих. Полный залп осуществляется за 20 секунд, дальность поражения – от 20 до 70 километров. Перезарядка установки производится транспортно-заряжающей машиной 9Т234-2 за 10-15 минут.

Полный комплект установки «Смерч» включает в себя пусковую установку 9А52-2, транспортно-заряжающую машину 9Т234-2 и машину КАМАЗ-4310 с системой управления огнем «Виварий», которая используется для шести установок.

Эксперты уверены, что современные средства минирования стали более эффективными за счет применения электронных взрывателей и возможности программирования мин для самоликвидации через определенное время, повышения механической прочности вследствие использования прочных материалов, дающих возможность сбрасывать их с большой высоты без повреждений, увеличение численности систем дистанционного минирования, использующихся не только военными инженерами, но и другими родами войск.

Системы дистанционного минирования НАТО

Командование армий Североатлантического альянса, которые долгое время считали мины пассивным средством введения боевых действий, по-новому оценили их возросший потенциал. С каждым днем все большую популярность приобретает термин «минная наземная война».

Минные заградители, которые находятся на вооружении натовских войск, предназначены для устройства противотанковых мин. Они делятся на две группы: самоходные и прицепные. Большую часть составляют прицепные заградители. Расстояние между минами можно регулировать, таким образом, можно увеличить или уменьшить плотность установки минного поля. Большинство мин – противотанковые противоднищевые, которые поражают бронецель по все площади. Применяют также и противогусеничные мины с целью затруднения преодоления противником установленного минного заграждения.

Минный заградитель FFV 5821 находится в наземной системе минирования MiWS. Это прицепное устройство, для буксировки которого применяется штатный автомобиль с 720 минами. При скорости 7 километров в час заградитель может установить до 20 мин за минуту. Разработано устройство шведской фирмой. Поставки его начались в 1989 году в Германию, а позже и в Нидерланды.

Прицепной минный заградитель, используемый в войсках Великобритании, — это штатное устройство, применяемое инженерными войсками для установки противогусеничных противотанковых мин L9A1. В настоящее время данный тип мин оснащен новым взрывателем, который срабатывает под всей площадью цели. Для его буксировки используется гусеничный бронетранспортер FV 432 «Троуджен» с 144 минами. Для установки мин на поверхность грунта используют также FV 602 «Столвэт», который может перевозить до 500 мин.

Испанский прицепной минный заградитель ST-AT/V используется для установки противотанковых, противоднищевых и противогусеничных мин. Для буксировки используется бронетранспортер с 200 минами. Работает заградитель со скоростью 4 километра в час.

Французский минный заградитель F1 имеет колесную базу. Основной особенностью его является то, что при установке мин он открывает для каждой из них индивидуальную лунку, при этом не повреждая растительный слой. Гидромеханический орган поднимает дерн, а после устройства мины опускает его обратно и равняет поверхность при помощи валика. Заградитель рассчитан на установку мин одинакового размера, к примеру, таких, как противогусеничные АСРМ.

В грузовом отсеке установки находятся кассеты по 112 мин каждая в количестве 4 единиц. При установке каждой мины машина останавливается, а все действия автоматизированы. Скорость минирования составляет около 400 мин в час.

Системы дистанционного минирования представляют собой новые средства, дающие возможность установки минных полей в самые короткие сроки на расстоянии от нескольких метров до сотни километров. В структуру систем сходят мины различных типов – противотанковые, противопехотные, противотранспортные, средство для их установки и сам носитель, в качестве которого могут быть использованы как наземные машины, артиллерийские снаряды или ракеты, так и самолеты и вертолеты.

Наземные системы минирования – это машины, которые в движении способны отстреливать или метать мины на расстояние 30-100 метров, образуя таким образом, минную полосу в несколько десятков метров. Мины, которые упали на поверхность, приводятся в боевое положение и срабатывают либо в процессе воздействия цели, либо при попытке переместить их, либо в процессе самоликвидации. К системам такого типа относятся американские системы минирования GEMSS, «Вулкан», немецкая MiWS, итальянская Истриче, британская «Рейнджер».

Артиллерийские системы представляют собой средства минирования, которые используют штатные артиллерийские орудия для стрельбы содержащими мины кассетными зарядами. После падения на поверхность они приводятся в боевое положение и срабатывают в процессе воздействия бронецели или по истечении срока действия. К ним относятся американские системы RAAMS и ADAM.

Ракетные системы минирования используют штатные РСЗО для устройства минных заграждений. Несмотря на то, что подобными разработками занимаются многие государства, на вооружении они находятся только в Германии. Там используют системы «Ларс-2» — это 36-ствольная пусковая установка. Боевая кассетная часть раскрывается в заданной точке, и мины опускаются на парашютах под действием воздушного потока. После приземления парашют отсоединяется, и мина приводится в состояние боевой готовности.

По мнению натовских экспертов, вертолетные системы целесообразно использовать для устройства заграждений на маршрутах противника, преследующего отходящие войска, для прикрытия флангов, а также для укрепления уже установленных заграждений. Недостаток таких систем заключается в том, что вертолеты действуют на предельно низких высотах, что значительно повышает их уязвимость. Чаще всего применяется два основных типа таких систем – универсальных, которые крепятся на борт машин, а также тех установок, которые транспортируются на внешней подвеске вертолета. Среди вертолетных систем можно отметить американскую систему «Вулкан», итальянскую DATS, SY-AT, которая используется в Испании и Португалии.

Вместе с оснащением войск НАТО этими средствами минирования, предполагается и разработка новых видов такого оружия, эффективность которых проверяется в ходе проведения учений.

Представители военного ведомства выделяют несколько основных направлений, по которым должны развиваться разработки новых систем минных заграждений. Это разработка противотанковых мин, способных поражать цель на расстоянии до 100 метров, создание противовертолетных мин, которые смогут поражать воздушные цели на малых высотах, а также диверсионных мин для отрядов спецназа.

Решение всех этих проблем планируется в ближайшее десятилетие.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Шкаф купе евро инструкция по сборке
  • Citroen grand c4 picasso 2007 руководство по ремонту
  • Handy recorder h1n инструкция на русском
  • Велафакс инструкция по применению отзывы пациентов
  • Гербицид вердикт инструкция по применению цена отзывы