Гуманное отношение к ребенку означает
понимание учителем той простой и
мудрой истины, что без внутренних
духовных усилий ребенка, без его желания
быть хорошим немыслима школа, немыслимо
воспитание
В. А. Сухомлинский
1. Вариативность классного руководства
Основным структурным
элементом школы является класс. Именно
здесь организуется познавательная
деятельность, общение, формируются
социальные отношения между учащимися.
В классах осуществляется забота о
социальном благополучии учащихся,
решаются проблемы досуга детей и
сплочения коллективов, формируется
соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором
деятельности учащихся в классе,
координатором воспитательных
воздействий на ученика является классный
руководитель. Именно он непосредственно
взаимодействует как с учащимися, так
и с их родителями. В связи с разнообразием
задач, решаемых классным руководителем,
целесообразно рассмотреть вопрос о
вариативности классного руководства.
Эта вариативность в школе может быть
представлена в разных аспектах:
■ в организационном
— варианты профессионального и
должностного статуса;
■ в содержательном
— варианты выделения доминирующих
функций в деятельности классного
руководителя и определения содержания
его работы;
■ в
психолого-педагогическом — выбор
позиции в отношениях с учащимися
(организатор, рядовой участник,
наблюдатель, старший товарищ, куратор
и т. д.).
Вариативность
классного руководства обусловлена
следующими факторами:
■ условиями работы
образовательного учреждения, особенностями
воспитательной системы;
■ экономическими
возможностями школы и родителей;
■ возрастными
особенностями детей, уровнем их
воспитанности, организованности,
обучаемости, состоянием здоровья и
физического развития учащихся;
■ подготовленностью
педагогов к организации воспитательной
работы.
Возможны следующие
варианты должностного статуса классного
руководителя в общеобразовательных
школах:
■ классный
воспитатель (освобожденный классный
руководитель);
■ классный
руководитель;
■ классный куратор.
Классный воспитатель
работает на полной учительской ставке.
Целесообразно совмещать классное
руководство с преподаванием учебного
предмета в этом же классе. Его рабочий
день не нормирован, но недельная занятость
классного воспитателя может быть
согласована с администрацией школы.
Введение должности классного воспитателя
целесообразно в тех коллективах, где
большинство детей нуждаются в особой
индивидуальной педагогической поддержке.
Наиболее
распространенной является должность
классного руководителя, которая
материально подкрепляется доплатой
к основной учительской ставке.
Целесообразно использовать различную
доплату за классное руководство в
зависимости от возраста учащихся,
качества работы и профессионализма
педагога, особенностей детского
коллектива.
В старших классах
возможно кураторство, особенно в тех
случаях, когда учащиеся готовы взять
на себя ряд организаторских функций
педагога.
Должностной статус
классного руководителя во многом
определяет задачи, содержание и формы
работы. Так, для классного воспитателя
становится возможным проведение
целенаправленной работы с каждым
учеником, составление индивидуальных
программ развития детей. В этом случае
доминируют индивидуальные формы работы
с учащимися и их семьями.
Воспитательные
задачи, содержание и формы работы
классного руководителя определяются
запросами, интересами, потребностями
детей и их родителей, условиями класса,
школы, социума, возможностями самого
педагога.
Вариативна позиция
руководителя в детском коллективе.
Она определяется прежде всего видом
совместной деятельности: в учебной
работе классный руководитель как учитель
является организатором и руководителем
деятельности детей; во внеучебное
время педагогу важно занять позицию
старшего товарища.
Роль педагога
изменяется в зависимости от возраста,
опыта коллективной, самоуправленческой
деятельности детей: от непосредственного
организатора работы до консультанта и
советчика.
Существенно
отличается деятельность классного
руководителя в сельской школе. Знание
личностных особенностей, бытовых
условий жизни, отношений в семьях
обеспечивает возможность индивидуального
подхода к каждому ребенку и его семье.
Воспитательная работа классных
руководителей в сельской школе должна
быть направлена на повышение культурного
уровня детей, подготовку их к жизни
в условиях рыночных отношений, на
преодоление дефицита общения сельских
школьников, воспитание хозяина своей
земли.
В малочисленной
сельской школе организация воспитательной
работы по классам, где обучаются несколько
человек, становится неэффективной.
В таких школах целесообразно создание
разновозрастных объединений (8—15
человек) и замена классных руководителей
в них воспитателями. Возможен и другой
вариант, когда классный руководитель
организует индивидуальную работу с
учащимися, родителями, проводит
классные часы, встречи, экскурсии,
соответствующие возрасту учащихся, а
творческая работа, интересная для
младших и старших, проведение общешкольных
дел осуществляются в разновозрастных
объединениях под руководством старших
учеников. В зависимости от характера
и сложности проводимых дел классные
руководители могут
участвовать в работе как консультанты
разновозрастных коллективов, как
временные руководители подготовительной
работы, как равные члены коллектива.
При организации
воспитательной работы в малочисленной
сельской школе, где коллектив учащихся
приближается по количественному
составу к классному (40—50 учащихся),
целесообразно вместо должности классного
руководителя ввести должность
организатора воспитательной работы в
школе.
Выступление заместителя директора по УВР Маковской Р.Г на педагогическом совете 15.01.2015г.
Тема: Вариативность воспитательной деятельности классного руководителя в современной социально-педагогической ситуации.
Вариативность воспитательной деятельности классных руководителей — объективно существующий феномен, проявляющийся в выборе и выработке классным руководителем вариантов воспитательной деятельности, представляющих комплекс педагогических целей, содержания, способов и форм этой деятельности в соотнесении с особенностями учебной группы.
Вариативность воспитательной деятельности классного руководителя имеет большое значение для успешной социализации учащихся и студентов.
Рассматривающий сегодня вопрос на педагогическом совете ставит задачи:
— организация информационно-методической помощи классным руководителям;
— активное включение классных руководителей в творческо — педагогическую деятельность;
— создание информационно-педагогического банка собственных достижений, популяризация собственного опыта;
— совершенствование методики работы классных руководителей по организации воспитательного процесса в учебной группе в свете современных технологий;
— содействие активному внедрению интерактивных форм работы с учащимися, студентами.
Актуальность темы обусловлена кардинальными социально-экономическими изменениями в современном обществе, которые не могут не затрагивать образовательные учреждения.
Цель воспитательной деятельности – воспитание личности, обладающей глубокими профессиональными знаниями и умениями; свободной и физически здоровой; готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
Это воплощается и в модели специалиста, ориентированной, помимо профессиональной компетенции и профессиональной культуры, на воспитание таких социально востребованных качеств, как гражданская ответственность и самодисциплина, толерантность и владение навыками межличностного общения, креативность и предприимчивость, способность к саморазвитию и анализу.
Способы достижения цели и задач:
— Активное включение обучающихся в разнообразную учебную и внеучебную деятельность;
— Создание условий для самоопределения и самореализации каждого обучающегося;
— Участие обучающихся в творческих инициативных группах, акциях, конкурсах, фестивалях и т.д.
— Создание в техникуме единого воспитательного пространства;
— Разработка правил жизни группы, прав и обязанностей каждого члена коллектива;
Нормативная основа вариативного образования, в частности Закон об образовании, предполагает многообразие различных типов учебных заведений, образовательных программ, концепций, педагогических задач, подходов, методов и форм обучения, а следовательно, право личности на общекультурное развитие и самореализацию в соответствии со своими особенностями, способностями и интересами, на основе свободного выбора мнений, убеждений, индивидуальных образовательных траекторий.
Важность и необходимость воспитательной деятельности в отмечены в Концепции воспитания молодежи, где указывается, что воспитание должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в процесс образования. То, как будет проводиться воспитательная деятельность в техникуме, какие ценности будут сформированы у студентов, является одним из факторов цивилизованного развития нашего общества.
Классное руководство — это основная форма воспитательной деятельности в техникуме и должно осуществляться в тесной взаимосвязи с руководителями подразделений, со всеми педагогами и администрацией техникума.
Нужна постоянная поддержка классного руководителя:
Значимость поддержки классных руководителей заключается в следующем:
— в признании особой важности труда классного руководителя;
— в необходимости стимулирования воспитательной деятельности классного руководителя и активизации воспитательной работы в учебных группах и в техникуме в целом.
— в учёте специфики деятельности классного руководителя, работающего в СПО.
Для эффективности воспитательного процесса в целом, повышения качества воспитательной работы классных руководителей, результативности воспитания студентов необходимы существенные изменения в их деятельности. Эти изменения связаны с выбором таких приоритетов в целях, содержании, способах и формах воспитательной деятельности, которые учитывают возможности педагога, особенности студенческого коллектива, организационно-педагогические условия образовательных учреждений. Особое значение имеет личность педагога-воспитателя, профессиональное развитие классного руководителя, социально-психологические аспекты его деятельности.
Теоретический аспект актуальности обозначенной проблемы связан, на наш взгляд, с необходимостью научного описания феномена вариативности воспитательной деятельности классных руководителей, построения модели вариативности воспитательной деятельности классных руководителей, описания конкретных подходов и механизмов её формирования. Практический аспект предполагает проектирование вариантов воспитательной деятельности классных руководителей, определение наиболее эффективных путей поддержки вариативности воспитательной деятельности педагогов-воспитателей как условия их успешности.
Существует ряд противоречий, связанных с проблемой совершенствования деятельности классных руководителей.
Как наиболее важные обозначим следующие противоречия:
— противоречие между проявлением в практике воспитательной деятельности классного руководителя разных вариантов этой деятельности и отсутствием описания (характеристики) содержания вариативности воспитательной деятельности, классификации и форм её проявления;
— противоречие между растущими требованиями общества к уровню профессионализма классных руководителей, качеству осуществления воспитательной деятельности и не разработанностью системы подготовки классных руководителей с учётом вариативности воспитательной деятельности;
Вариативность воспитательной деятельности классного руководителя проявляется у педагогов в построении воспитательной деятельности на основе осознанного выбора педагогом её варианта в соответствии с особенностями коллектива учебной группы.
Наукой предложен новый аспект в рассмотрении профессиональной деятельности педагога-воспитателя через характеристики, обусловливающие результативность труда классного руководителя в условиях вариативности:
— цель деятельности классного руководителя,
— содержание деятельности,
— основные способы и формы работы классного руководителя,
— основной результат.
Разработана и теоретически обоснована педагогическая модель вариативности воспитательной деятельности классных руководителей, которая раскрывает особенности воспитательного процесса в образовательном учреждении, заключающиеся в выборе приоритетных целей воспитательной деятельности, содержания, способов и форм их достижения, учитывающих особенности студенческого коллектива.
Теоретическая основа и педагогическая модель вариативности воспитательной деятельности классного руководителя позволяют педагогу-воспитателю обосновать выбор приоритетной линии, варианта профессиональной деятельности, позволяющего ему быть успешным в работе.
Классификация вариативности воспитательной деятельности классного руководителя определяет типы классных руководителей в соответствии с приоритетами воспитательной деятельности, лежащими в основе его успешности. Выделены следующие типы классного руководителя:
— классный «организатор», развивающий как деятельную, организованную, сплочённую группу, где каждый студент ощущает свою полезность и сопричастность общему делу;
— классный «социальный организатор», развивающий коллектив, как социально направленную группу, стремящуюся вносить свой вклад в улучшение окружающей жизни, и формирующий гражданскую компетентность студентов.
— классный «психолог», формирующий, прежде всего, систему товарищеских, доброжелательных отношений одногруппников друг к другу как в деятельности, так и в общении;
— классный «поддерживающий», обеспечивающий индивидуальное развитие и саморазвитие студента, поддерживающий студента в решении жизненных проблем, защищающий их личное достоинство и права;
Вариативность воспитательной деятельности классных руководителей — объективно существующий феномен, проявляющийся в выборе и выработке классным руководителем вариантов воспитательной деятельности, представляющих комплекс педагогических целей, содержания, способов и форм этой деятельности в соотнесении с особенностями учебной группы.
Модель вариативности воспитательной деятельности классных руководителей, содержащая цели, раскрывающая содержание деятельности педагога-воспитателя, способы и формы, а также основные критерии и показатели результативности деятельности, реализуемые в условиях деятельности классных руководителей типа «организатор», «психолог», «социальный организатор», классный «поддерживающий».
Воспитательная деятельность проявляется в различных процессах:
а) сотрудничестве педагога и воспитанника в деятельности;
б) ориентации на получение предметного результата;
в) создании благоприятных условий для развития личности.
Выбор и выработка вариантов профессиональной деятельности рассматривается через призму личностной позиции, в которой проявляются установки, ценности, мотивы и смыслы личности, а на их основе осуществляется сознательный, осмысленный и ответственный выбор.
Профессиональная деятельность классного руководителя представляет собой цепочку взаимосвязанных и взаимозависимых выборов. Любой выбор предполагает наличие вариантов.
Согласно системному подходу, воспитательная деятельность классного руководителя носит последовательный, непрерывный, целостный характер и строится на единстве и соответствии друг другу целей, задач, содержания, форм, методов, средств и результатов деятельности.
Основными способами и формами работы классного руководителя являются групповые, индивидуальные приёмы, направленные на решение частных задач в соответствии с оптимальным вариантом воспитательной деятельности классного руководителя.
В качестве основного критерия результативности воспитательной деятельности в модели выступает продуктивность воспитательной деятельности классного руководителя:
— сформированность как деятельной, организованной, сплочённой группы (для классного «организатора»);
— сформированность гуманистического микроклимата в группе (для классного «психолога»);
— сформированность основных возможностей студентов для реализации себя (для классного «поддерживающего»);
— сформированность учебной группы как социально направленной группы (для классного «социального организатора»).
Основным показателем выступает уровень продуктивности воспитательной деятельности и удовлетворённости классного руководителя своей деятельностью.
Содержание воспитательной деятельности классного руководителя
Основные критерии
Основные показатели
Классный «организатор» Классный «психолог» Классный «поддерживающий» Классный «социальный организатор»
Результат, к которому стремится классный руководитель — это развитие учебной группы, как деятельной, организованной, сплоченной группы; формирование гуманистического микроклимата в группе, создание возможностей для индивидуальной самореализации разными студентами, развитие учебной группы как социально направленной группы, где каждый ощущает свою полезность.
Приоритетные действия классного руководителя по организации воспитательного процесса:
— организация коллективной деятельности студентов,
— развитие увлеченности ребят общими делами, интересами коллектива,
— работа с органами соуправления,
— обеспечение коллективной успешности развитие в группе доброжелательного микроклимата
— поддержка групповых взаимоотношений студентов,
— регулирование и развитие их общения и отношений, построение доверительных отношений,
— регулировка отношения со сверстниками и преподавателями,
— помочь в решении учебных и жизненных проблем,
— развитие в ребятах социальных интересов и стремлений,
— ориентация на участие в социальных проектах и других общественно-полезных дел.
На последнем заседании школы классного руководителя рассмотрели методический доклад Рубановой А.В. (кл. рук. 309 эк группы) по теме «Организация проектной деятельности на воспитательных мероприятиях». Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.
Система групповых, индивидуальных приемов, направленных на решение данных задач:
КТД (коллективно творческие дела), праздники, конкурсы,игры, клубы общения, этические дискуссии, индивидуальные беседы, договор, тренинги и др. социальные проекты, общественно-полезные дела, акции и др.
Условия педагогической успешности вариативности воспитательной деятельности классных руководителей рассматриваются с различных позиций на макро-, мезо-, микроуровне.
Характеристики основных типов классных руководителей.
— Классные руководители-«организаторы»
Основной интерес «организатора» — формирование коллектива группы, развитие коллектива, сопричастности к общему делу. Основа содержания деятельности классного руководителя «организатора» — создание системы развивающей совместной деятельности и делового общения в группе; работа с органами самоуправления; создание ситуаций деятельного успеха; создание традиционных коллективных дел и поддержка связанных с ними традиций. Развитию организованности и самостоятельности студентов способствует использование методики коллективной творческой деятельности (КТД) стимулирующей активность ребят. Основным критерием оценки работы классного руководителя «организатора» является уровень сформированного коллектива. Результат работы — его сплочённость: поддержка студентами друг друга, заинтересованность в делах группы, желание вместе развлекаться, общаться в свободное время; развитость общественного мнения, характер связей в коллективе; активность и инициатива при участии в делах группы и в делах техникума.
— Классные руководители — «психологи»
Основной задачей такого классного руководителя является создание гуманистического микроклимата в группе: системы товарищеских, доброжелательных отношений друг к другу как в деятельности, так и в общении, создание благоприятной микросреды для каждого студента, регулирование межличностных отношений между студентами. Классный руководитель способствует развитию у них коммуникативных качеств и оказывает помощь в преодолении ими затруднений в общении. Основные формы организации классным руководителем — «психологом» общения и совместной деятельности ориентированы на возможность познать себя и выстроить свои отношения с одногруппниками в процессе значимой деятельности. Развитие гуманистического микроклимата группы обеспечивается в том случае, если в совместной деятельности студентов классный руководитель делает главный акцент не на организации деятельности и её результатах, а на их отношениях во время взаимодействия, их бесконфликтном общении и создании атмосферы общей заботы о каждом. Оценивать качество микроклимата группы можно по тому, насколько защищенным чувствует себя в коллективе каждый студент, насколько активно и какими способами каждый из них проявляет себя и свое отношение к учебной группе.
— Классные руководители «поддерживающего» типа
Основными задачами поддерживающего классного руководителя являются: создание возможностей для индивидуального развития и саморазвития студента; поддержка в решении жизненных проблем, защита его личного достоинства и прав. В своей деятельности такой классный руководитель ориентируется на актуализацию и реализацию потребности студента стать и быть самим собой, на формирование у него ЗУНов, помогающих самопознанию и саморазвитию, стимулирует стремления студентов к планированию и осуществлению самостоятельной работы по самосовершенствованию, решению важных для себя проблем, учит студента через осмысление себя видеть собственные жизненные ситуации (и себя в этих ситуациях), анализировать их с точки зрения желаний, стремлений, возможностей и принятия ответственности за свои действия. В качестве основных показателей результативности своей работы он видит умение анализировать студентами свои проблемы, проявление способности студента разрешать их, брать ответственность за такую «работу».
— Классные руководители «социальные организаторы»
Целью деятельности такого классного руководителя является развитие социальной активности и компетентности студентов. Педагог такого типа стремится развивать учебную группу как социально-направленную группу, способную внести свой вклад в улучшение окружающей жизни. Содержание деятельности классного руководителя -«социального организатора» заключается в создании условий для участия студентов в интересной для них общественно-полезной деятельности, поощрении инициатив студентов в проведении личностно значимых и социально одобряемых дел, привлечении студентов к проектированию и руководству социальными программами и акциями. Одним из эффективных способов формирования опыта активной социальной деятельности и гражданской компетенции является социальное проектирование — созидательная социальная деятельность на благо местного сообщества. Основным критерием результативности деятельности классного руководителя — «социального организатора» является сформированность учебной группы как социально-направленной группы. Качества коллектива группы как социально-ориентированной группы проявляются в степени включенности студентов в подготовку и участие в общественно-полезной деятельности; в степени овладения ими способами организации данной деятельности; в социально-направленной мотивации деятельности студентов; в вовлеченности студентов в решение социально-значимых вопросов.
Педагоги – воспитатели часто испытывают затруднения в нахождении приоритетной доминирующей линии воспитательной деятельности, в умении продемонстрировать свои индивидуальные достижения, результаты деятельности. В связи с этим нужны курсы классных руководителей на базе ПГИРО (повышения квалификации), как ключевой способ развития умения классных руководителей выявить доминирующие линии своей работы и совершенствовать свой вариант воспитательной деятельности классных руководителей.
Успешность вариативной воспитательной деятельности классного руководителя находится в зависимости от организационно-управленческих условий образовательного учреждения.
Исследование 130 классных руководителей школ Ульяновской области показало: 40% педагогов-воспитателей не имеют представления, на каких документах основана их деятельность; 54 % классных руководителей не знали, в чем собственно заключаются их функции; более 60% опрошенных указывало на то, что администрация школ требует от классных руководителей, прежде всего, работу, не связанную собственно с воспитанием как развитием личности школьников.
Педагогическая модель определяет содержание деятельности классного руководителя — «организатора», «психолога», «социального организатора», классного руководителя «поддерживающего» типа, его приоритетные действия по организации воспитательного процесса, выявляет основные способы и формы работы с коллективом группы, обозначает критерии успешности воспитательной деятельности и её уровни, а также результат в виде социально-психологических явлений.
К условиям обеспечения успешной вариативной воспитательной деятельности классных руководителей относятся разработка и введение в действие нормативно-методических документов, локальных актов, регламентирующих воспитательную деятельность классных руководителей; организация системы подготовки и повышения квалификации педагогов-воспитателей; анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
На должном уровне, с привлечением к подготовке и проведению большого количества студентов провели открытые воспитательные мероприятия:
В сентябре: Сапова Л.П., Яремко Н.Н., Трофимов А.
— «Здесь всюду шум, и смех, и гомон:
Кипит студенческий поток
Идей и мыслей круг не скован
И знаний тянется росток…»
Праздничная линейка, посвященная началу 2014 — 2015 учебного года и годовщине образования ПМР.
В октябре:
Мищенко Н.Л., Рак Ю.В. — Литературно – музыкальный монтаж, посвященный Дню Учителя
«Учитель..! Низкий Вам поклон!
За доброе слово и мудрый совет
За теплую шутку и яркий рассказ,
И просто за то, что Вы верите в нас!
Сапова Л.П. Бурля К.И. — «Посвящение в повара» с элементами конкурсной программы, приуроченное к Всемирному Дню повара.
В ноябре:
Терехова В.А., Возиян Л.А. — Вечер – портрет «Сын Отечества – Ломоносов».
В декабре:
Кардон Ю.И., Трофимов А. — Зимняя сказка. Развлекательная программа, посвященная Новому, 2015 году.
Об итогах проведения Республиканской акции «Знай Конституцию своего государства» с 16 -24 декабря 2014г в нашем техникуме. Отчет прилагается).
Предстоит провести: 22 января во всех учебных группах воспитательные часы, посвященные Дню студента и Татьяниному дню, а Укринская Н.В. и Орза Т.И, Орза Н.И. проведут открытый воспитательный час: Круглый стол, посвященный Дню студента
«Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать мы должны все чаще
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждет от нас страна»
с участием представителей коммерческих структур и сферы обслуживания города.
disserCat — электронная библиотека диссертаций работаем для вас с 2009 года
- Корзина пуста
Вход
|
Регистрация
Вы робот?
Мы заметили, что с вашего адреса поступает очень много запросов.
Подтвердите, что вы не робот
§ 4. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Вариативность классного руководства
Основным структурным элементом школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Однако до сих пор четко не определены функции классных руководителей, содержание их работы, круг полномочий и ответственности, вариа-
81
тивные формы решения ими педагогических задач, в связи с чем актуальной является проблема обеспечения оптимальной деятельности классного руководителя.
В связи с разнообразием задач, решаемых классным руководителем, целесообразно рассмотреть вопрос о вариативности классного руководства. Эта вариативность в школе может быть представлена в разных аспектах:
— в организационном — варианты профессионального и должностного статуса;
— в содержательном — варианты выделения доминирующих функций в деятельности классного руководителя и определения содержания его работы;
— в психолого-педагогическом — выбор позиции в отношениях с учащимися (организатор, рядовой участник, наблюдатель, старший товарищ, куратор и т.д.).
Вариативность классного руководства обусловлена следующими факторами:
— условиями работы образовательного учреждения, особенностями воспитательной системы;
— экономическими возможностями школы и родителей;
— возрастными особенностями детей, уровнем их воспитанности, организованности, обучаемости, состоянием здоровья и физического развития учащихся;
— подготовленностью педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.
Возможны следующие варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах:
— классный воспитатель (освобожденный классный руководитель);
— классный руководитель;
— классный куратор.
Классный воспитатель работает на полной учительской ставке. Целесообразно совмещать классное руководство с преподаванием учебного предмета в этом же классе. Его рабочий день не нормирован, но недельная занятость педагога воспитательной внеучебной работой может быть согласована с администрацией школы и классными воспитателями. Введение должности классного воспитателя целесообразно в тех классах, где большинство детей нуждаются в особой индивидуальной педагогической поддержке.
Наиболее распространенной является должность классного руководителя, которая материально подкрепляется доплатой к основной учительской ставке. Целесообразно использовать
82
различную доплату за классное руководство в зависимости от возраста учащихся, качества работы и профессионализма педагога, особенностей детского коллектива.
В старших классах возможно кураторство, особенно в тех случаях, когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога.
Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы работы. Так, для классного воспитателя становится возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление индивидуальных программ развития детей. В этом случае доминируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семьями.
Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.
Вариативна позиция руководителя в детском коллективе. Она определяется прежде всего видом совместной деятельности: в учебной работе классный руководитель как учитель является организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебной педагогу важно занять позицию старшего товарища, рядового участника.
Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и советчика.
Существенно отличается деятельность классного руководителя в сельской школе. Значение личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и его семье. Воспитательная работа классных руководителей в сельской школе должна быть направлена на повышение культурного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях рыночных отношений, на преодоление дефицита общения сельских школьников, воспитание хозяина своей земли.
В малочисленной сельской школе организация воспитательной работы по классам, где обучаются несколько человек, становится неэффективной. В таких школах целесообразно создание разновозрастных объединений (8—15 человек) и замена классных руководителей в них воспитателями. Возможен и другой вариант, когда классный руководитель организует ин-
83
дивидуальную работу с учащимися, родителями, проводит классные часы, встречи, экскурсии, соответствующие возрасту учащихся, а творческая работа, интересная для младших и старших, проведение общешкольных дел осуществляются в разновозрастных объединениях под руководством старших учеников. В зависимости от характера и сложности проводимых дел классные руководители могут участвовать в работе как консультанты разновозрастных коллективов, как временные руководители подготовительной работы, как равные члены коллектива. Организация разновозрастных объединений представляет большие возможности для развития самоуправления, реализации социальных проб, например, в роли лидера, педагога и т. д.
При организации воспитательной работы в малочисленной сельской школе, где коллектив учащихся приближается по количественному составу к классному (40—50 учащихся), целесообразно вместо должности классного руководителя ввести должность организатора воспитательной работы в школе (заместителя директора по воспитательной работе).
Функции классного руководителя
Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в определенной группе учащихся.
В соответствии с концепцией Р.Х.Шакурова в управлении целесообразно выделить три уровня функций. К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые Р.Х.Шакуров относит к группе целевых.
Традиционно среди педагогических функций доминирующее значение имеет функция воспитания учащихся. Перед классным руководителем стоит проблема интеграции усилий всех педагогов, направленных на решение этой задачи.
Среди социально-гуманитарных функций, которые также являются целевыми функциями, приоритетной является социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Под социальной защитой в целом понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.
84
Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребенка в существующих социально-экономических условиях. Деятельность классного руководителя по социальной защите ребенка — это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную поддержку и социальные услуги.
Социальная защита как функция классного руководителя — это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, отводить от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут встать.
Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком и узком смысле слова. В последнем — это деятельность классного руководителя, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Таковыми являются дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и другие, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широком смысле слова — это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями в различных направлениях.
Следовательно, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.
Критерием эффективности деятельности классного руководителя может служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка, которую можно оценить двумя видами показателей (объективными и субъективными). Объективные — это показатели соответствия социальных, материальных, духовно-культурных условий жизни ребенка основным, принятым в современном обществе нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития способности правовой защиты и т.д. Субъективные показатели характеризуют степень удовлетворенности или неудовлетворенности детей их социальной защищенностью.
85
Таким образом, функции воспитания и социальной защиты ребенка являются стержнем, вокруг которого строится система деятельности классного руководителя и наполняется соответствующим содержанием.
Для достижения поставленных целей воспитания и социальной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют социально-психологические функции, к которым относятся прежде всего организаторские.
Главное назначение классного руководителя — поддержка положительной инициативы учащихся, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Иначе говоря, акцент классным руководителем делается не столько на организацию учащихся, сколько на помощь им в самоорганизации.
Классный руководитель организует разнообразную деятельность учащихся: познавательную, трудовую, эстетическую, а также свободное общение учащихся, являющееся частью досуга школьников.
В процессе работы с классом представляется важным реализовывать функцию сплочения коллектива. При этом задача сплочения коллектива выступает не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед коллективом целей. Одной из задач, стоящих перед классным руководителем, является развитие ученического самоуправления.
Реализация диагностической функции предполагает постоянное выявление классным руководителем исходного уровня и изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование личности и индивидуальности ребенка, их анализ, поиск причин неэффективности получаемых результатов и характеристику целостного педагогического процесса.
Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, прослеживать результативность своей деятельности; во-вторых, диагностика из инструмента исследования и изучения ребенка в руках классного руководителя (классного воспитателя) может превратиться в инструмент формирования личности и развития индивидуальности.
Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку классным руководителем целей воспитательной деятельности. В зависимости от возраста уча-
86
щихся и уровня сформррованности классного коллектива доля участия классного руководителя (классного воспитателя) в этом процессе будет иеняться.
Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование воспитательной работы — это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности, (Попроще об этом будет сказано в главе 3.)
Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя — это обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса. Реализация функции контроля предполагает, с одной стороны, выявление положительных результатов, а с другой — негативных результатов и причин имеющихся недостатков, а также возникающих проблем в процессе воспитания. На основе анализа результатов контроля осуществляется процесс коррекции деятельности классного руководителе как с классом в целом, с группой учащихся, так и с отдельными учениками. Процесс контроля следует рассматривать не только со стороны администрации, других членов педагогического коллектива, учеников, но и как реализацию функции самоконтроля классным руководителем. Коррекция — это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.
Систематически и грамотно реализуемая функция контроля и коррекции в деятельности классного руководителя (классного воспитателя) имеет большое воспитывающее, развивающее и организующее значение, повышает эффективность воспитательного процесса.
Вышеперечисленные функции определяют содержание деятельности классного руководителя.
Классный руководитель и педагогический коллектив
Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса. Взаимодействуя г учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатор и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом. Он знакомит учителей с результатами изучения детей, привлекая и классный коллектив, и учителей, работаю-
87
щих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.
Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия, предварительно познакомив их с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на таких детей.
Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.
Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, учету профессиональных интересов школьников; привлекает учителей к подготовке и проведению собраний с родителями.
Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.
Классному руководителю целесообразно выявлять типичные проблемы в работе с коллективом, отдельными группами учащихся, проводить специальные семинары для педагогов. Полезно организовать посещение учебных занятий с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конк
88
ретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с Коллективом.
Основной формой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости и планируются так, чтобы предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, поиск решения той или иной проблемы.
В ряде случаев необходимо организовать индивидуальную консультацию учителя со специалистами, если у него возникают проблемы с ребенком.
Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей» проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.
Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функции, является тем человеком, который непосредственно организует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем как у всех учащихся, так и у каждого из них в отдельности.
Вопросы, для самопроверки
1. Какие варианты классного руководства существуют в школе?
2. Какие задачи решает классный руководитель?
3. Как может классный руководитель защищать учащихся?
4. Как взаимодействует классный руководитель с другими педагогами в воспитании учащихся?
Тема: «Общая характеристика деятельности классного руководителя».
План лекции:
1. Структура деятельности классного руководителя.
2.Вариативность в деятельности классного руководителя.
3. Направления деятельности классного руководителя.
4. Взаимодействие классного руководителя с работниками школы.
1. Структура деятельности классного руководителя.
- Система деятельности классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой компонентов педагогической деятельности вытекающих из целей и задач воспитания.
Компоненты педагогической деятельности классного руководителя:
- Гностический компонент
- Проектировочный компонент
- Конструктивный компонент
- Коммуникативный компонент
- Организаторский компонент
2.Вариативность в деятельности классного руководителя.
Возможны следующие варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах:
- – классный воспитатель (освобожденный классный руководитель);
- – классный руководитель;
- – классный куратор.
Типы классных руководителей:
- 1.классный руководитель-организатор
- 2.классный руководитель-психолог
- 3.классный руководитель — социальный организатор
- 4.поддерживающий классный руководитель
3.Направления деятельности классного руководителя.
- Создание благоприятного социально-психологического климата в классе.
- Организация разнообразной групповой и индивидуальной деятельности.
- Организация духовно-нравственной деятельности школьников.
- Организация педагогической поддержки школьника.
- Формирование у школьника отношения к собственному «Я» как представителю человечества, гражданину своего Отечества, члену общества, семьи, школьного коллектива.
- 6.Информационное направление .
- 7.Объединяющее направление .
- 8.Дисциплинирующее направление .
- 9.Идейно-воспитательное направление .
- 10.Направление обеспечения связи с родителями.
- 11.Координирующее направление.
4. Взаимодействие классного руководителя с работниками школы.