Вариативность классного руководства это

Гуманное отношение к ребенку означает
по­нимание учителем той простой и
мудрой ис­тины, что без внутренних
духовных усилий ребенка, без его желания
быть хорошим не­мыслима школа, немыслимо
воспитание

В. А. Сухомлинский

1. Вариативность классного руководства

Основным структурным
элементом школы является класс. Именно
здесь организуется познавательная
деятельность, общение, формируются
социальные отношения между уча­щимися.
В классах осуществляется забота о
социальном бла­гополучии учащихся,
решаются проблемы досуга детей и
сплочения коллективов, формируется
соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором
деятельности учащихся в классе,
коорди­натором воспитательных
воздействий на ученика является классный
руководитель. Именно он непосредственно
взаи­модействует как с учащимися, так
и с их родителями. В связи с разнообразием
задач, решаемых классным руко­водителем,
целесообразно рассмотреть вопрос о
вариатив­ности классного руководства.
Эта вариативность в школе может быть
представлена в разных аспектах:

■ в организационном
— варианты профессионального и
должностного статуса;

■ в содержательном
— варианты выделения доминирую­щих
функций в деятельности классного
руководителя и определения содержания
его работы;

■ в
психолого-педагогическом — выбор
позиции в отно­шениях с учащимися
(организатор, рядовой участник,
наблюдатель, старший товарищ, куратор
и т. д.).

Вариативность
классного руководства обусловлена
сле­дующими факторами:

■ условиями работы
образовательного учреждения, осо­бенностями
воспитательной системы;

■ экономическими
возможностями школы и родителей;

■ возрастными
особенностями детей, уровнем их
воспи­танности, организованности,
обучаемости, состоянием здоровья и
физического развития учащихся;

■ подготовленностью
педагогов к организации воспита­тельной
работы.

Возможны следующие
варианты должностного статуса классного
руководителя в общеобразовательных
школах:

■ классный
воспитатель (освобожденный классный
руко­водитель);

■ классный
руководитель;

■ классный куратор.

Классный воспитатель
работает на полной учительской ставке.
Целесообразно совмещать классное
руководство с преподаванием учебного
предмета в этом же классе. Его рабочий
день не нормирован, но недельная занятость
класс­ного воспитателя может быть
согласована с администраци­ей школы.
Введение должности классного воспитателя
це­лесообразно в тех коллективах, где
большинство детей нуждаются в особой
индивидуальной педагогической под­держке.

Наиболее
распространенной является должность
классного руководителя, которая
материально подкрепляется допла­той
к основной учительской ставке.
Целесообразно исполь­зовать различную
доплату за классное руководство в
зави­симости от возраста учащихся,
качества работы и профес­сионализма
педагога, особенностей детского
коллектива.

В старших классах
возможно кураторство, особенно в тех
случаях, когда учащиеся готовы взять
на себя ряд органи­заторских функций
педагога.

Должностной статус
классного руководителя во многом
определяет задачи, содержание и формы
работы. Так, для классного воспитателя
становится возможным проведение
целенаправленной работы с каждым
учеником, составле­ние индивидуальных
программ развития детей. В этом слу­чае
доминируют индивидуальные формы работы
с учащи­мися и их семьями.

Воспитательные
задачи, содержание и формы работы
классного руководителя определяются
запросами, интере­сами, потребностями
детей и их родителей, условиями клас­са,
школы, социума, возможностями самого
педагога.

Вариативна позиция
руководителя в детском коллекти­ве.
Она определяется прежде всего видом
совместной дея­тельности: в учебной
работе классный руководитель как учитель
является организатором и руководителем
деятель­ности детей; во внеучебное
время педагогу важно занять позицию
старшего товарища.

Роль педагога
изменяется в зависимости от возраста,
опы­та коллективной, самоуправленческой
деятельности детей: от непосредственного
организатора работы до консультанта и
советчика.

Существенно
отличается деятельность классного
руково­дителя в сельской школе. Знание
личностных особеннос­тей, бытовых
условий жизни, отношений в семьях
обеспе­чивает возможность индивидуального
подхода к каждому ребенку и его семье.
Воспитательная работа классных
ру­ководителей в сельской школе должна
быть направлена на повышение культурного
уровня детей, подготовку их к жиз­ни
в условиях рыночных отношений, на
преодоление дефи­цита общения сельских
школьников, воспитание хозяина своей
земли.

В малочисленной
сельской школе организация воспита­тельной
работы по классам, где обучаются несколько
че­ловек, становится неэффективной.
В таких школах целе­сообразно создание
разновозрастных объединений (8—15
человек) и замена классных руководителей
в них воспита­телями. Возможен и другой
вариант, когда классный ру­ководитель
организует индивидуальную работу с
учащими­ся, родителями, проводит
классные часы, встречи, экскур­сии,
соответствующие возрасту учащихся, а
творческая работа, интересная для
младших и старших, проведение об­щешкольных
дел осуществляются в разновозрастных
объе­динениях под руководством старших
учеников. В зависи­мости от характера
и сложности проводимых дел классные

руководители могут
участвовать в работе как консультан­ты
разновозрастных коллективов, как
временные руково­дители подготовительной
работы, как равные члены кол­лектива.

При организации
воспитательной работы в малочислен­ной
сельской школе, где коллектив учащихся
приближа­ется по количественному
составу к классному (40—50 уча­щихся),
целесообразно вместо должности классного
руко­водителя ввести должность
организатора воспитательной работы в
школе.

Выступление заместителя директора по УВР Маковской Р.Г на педагогическом совете  15.01.2015г.

Тема: Вариативность воспитательной деятельности классного руководителя в современной социально-педагогической ситуации.

Вариативность воспитательной деятельности классных руководителей — объективно существующий феномен, проявляющийся в выборе и выработке классным руководителем вариантов воспитательной деятельности, представляющих комплекс педагогических целей, содержания, способов и форм этой деятельности в соотнесении с особенностями учебной группы.

Вариативность воспитательной деятельности классного руководителя имеет большое значение для успешной социализации учащихся и студентов.

Рассматривающий сегодня вопрос на педагогическом совете ставит задачи:

— организация информационно-методической помощи классным руководителям;

— активное включение классных руководителей в творческо — педагогическую деятельность;

— создание информационно-педагогического банка собственных достижений, популяризация собственного опыта;

  — совершенствование методики работы классных руководителей по организации воспитательного процесса в учебной группе в свете современных технологий;

  — содействие активному внедрению интерактивных форм работы с учащимися, студентами.

Актуальность темы обусловлена кардинальными социально-экономическими изменениями в современном обществе, которые не могут не затрагивать образовательные учреждения.

Цель воспитательной деятельности – воспитание личности, обладающей глубокими профессиональными знаниями и умениями; свободной и физически здоровой; готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.

Это воплощается и в модели специалиста, ориентированной, помимо профессиональной компетенции и профессиональной культуры, на воспитание таких социально востребованных качеств, как гражданская ответственность и самодисциплина, толерантность и владение навыками межличностного общения, креативность и предприимчивость, способность к саморазвитию и анализу.

Способы достижения цели и задач:

— Активное включение обучающихся в разнообразную учебную и внеучебную деятельность;

— Создание условий для самоопределения и самореализации каждого обучающегося;

— Участие обучающихся в творческих инициативных группах, акциях, конкурсах, фестивалях и т.д.

— Создание в техникуме единого воспитательного пространства;

— Разработка правил жизни группы, прав и обязанностей каждого члена коллектива;

Нормативная основа вариативного образования, в частности Закон об образовании, предполагает многообразие различных типов учебных заведений, образовательных программ, концепций, педагогических задач, подходов, методов и форм обучения, а следовательно, право личности на общекультурное развитие и самореализацию в соответствии со своими особенностями, способностями и интересами, на основе свободного выбора мнений, убеждений, индивидуальных образовательных траекторий.

Важность и необходимость воспитательной деятельности в отмечены в Концепции воспитания молодежи, где указывается, что воспитание должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в процесс образования. То, как будет проводиться воспитательная деятельность в техникуме, какие ценности будут сформированы у студентов, является одним из факторов цивилизованного развития нашего общества.

Классное руководство  — это основная форма воспитательной деятельности в техникуме и должно осуществляться в тесной взаимосвязи с руководителями подразделений, со всеми педагогами и администрацией техникума.

Нужна постоянная поддержка классного руководителя:

Значимость поддержки классных руководителей заключается в следующем:

— в признании особой важности труда классного руководителя;

— в необходимости стимулирования воспитательной деятельности классного руководителя и активизации воспитательной работы в учебных группах и в техникуме в целом.

— в учёте специфики деятельности классного руководителя, работающего в СПО.

Для эффективности воспитательного процесса в целом, повышения качества воспитательной работы классных руководителей, результативности воспитания студентов  необходимы существенные изменения в  их деятельности. Эти изменения связаны с выбором таких приоритетов в целях, содержании, способах и формах воспитательной деятельности, которые учитывают возможности педагога, особенности  студенческого коллектива, организационно-педагогические условия образовательных учреждений. Особое значение имеет личность  педагога-воспитателя, профессиональное развитие классного руководителя, социально-психологические  аспекты  его деятельности.

Теоретический аспект актуальности обозначенной проблемы связан, на наш взгляд, с необходимостью научного описания феномена вариативности воспитательной деятельности классных руководителей, построения модели вариативности воспитательной деятельности классных руководителей, описания конкретных подходов и механизмов её формирования. Практический аспект предполагает проектирование вариантов воспитательной деятельности классных руководителей, определение наиболее эффективных путей поддержки вариативности воспитательной деятельности педагогов-воспитателей как условия их успешности.

Существует ряд  противоречий, связанных с проблемой совершенствования деятельности классных руководителей.

Как наиболее важные обозначим следующие противоречия:

— противоречие между проявлением в практике воспитательной деятельности классного руководителя разных вариантов этой деятельности и отсутствием описания (характеристики) содержания вариативности воспитательной деятельности, классификации и форм её проявления;

— противоречие между растущими требованиями общества к уровню профессионализма классных руководителей, качеству осуществления воспитательной деятельности и не разработанностью системы подготовки классных руководителей с учётом вариативности воспитательной деятельности;

Вариативность воспитательной деятельности классного руководителя проявляется у педагогов в построении воспитательной деятельности на основе осознанного выбора педагогом её варианта в соответствии с особенностями коллектива учебной группы.

Наукой предложен новый аспект в рассмотрении профессиональной деятельности педагога-воспитателя через характеристики, обусловливающие результативность труда классного руководителя в условиях вариативности:

— цель деятельности классного руководителя,

— содержание деятельности,

— основные способы и формы работы классного руководителя,

— основной результат.

Разработана и теоретически обоснована педагогическая модель вариативности воспитательной деятельности классных руководителей, которая раскрывает особенности воспитательного процесса в образовательном учреждении, заключающиеся в выборе приоритетных целей воспитательной деятельности, содержания, способов и форм их достижения, учитывающих особенности студенческого коллектива.

Теоретическая основа и педагогическая модель вариативности воспитательной деятельности классного руководителя позволяют педагогу-воспитателю обосновать выбор приоритетной линии, варианта профессиональной деятельности, позволяющего ему быть успешным в работе.

Классификация вариативности воспитательной деятельности классного руководителя определяет типы классных руководителей в соответствии с приоритетами воспитательной деятельности, лежащими в основе его успешности. Выделены следующие типы классного руководителя:

— классный «организатор», развивающий как деятельную, организованную, сплочённую группу, где каждый студент ощущает свою полезность и сопричастность общему делу;

— классный «социальный организатор», развивающий коллектив, как социально направленную группу, стремящуюся вносить свой вклад в улучшение окружающей жизни, и формирующий гражданскую компетентность студентов.

— классный «психолог», формирующий, прежде всего, систему товарищеских, доброжелательных отношений одногруппников  друг к другу как в деятельности, так и в общении;

— классный «поддерживающий», обеспечивающий индивидуальное развитие и саморазвитие студента, поддерживающий  студента в решении жизненных проблем, защищающий их личное достоинство и права;

Вариативность воспитательной деятельности классных руководителей — объективно существующий феномен, проявляющийся в выборе и выработке классным руководителем вариантов воспитательной деятельности, представляющих комплекс педагогических целей, содержания, способов и форм этой деятельности в соотнесении с особенностями учебной группы.

Модель вариативности воспитательной деятельности классных руководителей, содержащая цели, раскрывающая содержание деятельности педагога-воспитателя, способы и формы, а также основные критерии и показатели результативности деятельности, реализуемые в условиях деятельности классных руководителей типа «организатор», «психолог», «социальный организатор», классный «поддерживающий».

Воспитательная деятельность проявляется в различных процессах:

 а) сотрудничестве педагога и воспитанника в деятельности;

 б) ориентации на получение предметного результата;

 в) создании благоприятных условий для развития личности.

Выбор и выработка вариантов профессиональной деятельности рассматривается через призму личностной позиции, в которой проявляются установки, ценности, мотивы и смыслы личности, а на их основе осуществляется сознательный, осмысленный и ответственный выбор.

Профессиональная деятельность классного руководителя представляет собой цепочку взаимосвязанных и взаимозависимых выборов. Любой выбор предполагает наличие вариантов.

Согласно системному подходу, воспитательная деятельность классного руководителя носит последовательный, непрерывный, целостный характер и строится на единстве и соответствии друг другу целей, задач, содержания, форм, методов, средств и результатов деятельности.

Основными способами и формами работы классного руководителя являются групповые,  индивидуальные приёмы, направленные на решение частных задач в соответствии с оптимальным вариантом воспитательной деятельности классного руководителя.

В качестве основного критерия результативности воспитательной деятельности в модели выступает продуктивность воспитательной деятельности классного руководителя:

— сформированность как деятельной, организованной, сплочённой группы (для классного «организатора»);

— сформированность гуманистического микроклимата в группе (для классного «психолога»);

— сформированность основных возможностей студентов для реализации себя (для классного «поддерживающего»);

— сформированность учебной группы как социально направленной группы (для классного «социального организатора»).

Основным показателем выступает уровень продуктивности воспитательной деятельности и удовлетворённости классного руководителя своей деятельностью.

Содержание воспитательной деятельности классного руководителя

Основные критерии

Основные показатели

Классный «организатор» Классный «психолог» Классный «поддерживающий» Классный «социальный организатор»

Результат, к которому стремится классный руководитель — это развитие учебной группы,  как деятельной, организованной, сплоченной группы;  формирование гуманистического микроклимата в группе, создание возможностей для индивидуальной самореализации разными студентами, развитие учебной группы как социально направленной группы, где каждый ощущает свою полезность.

Приоритетные действия классного руководителя по организации воспитательного процесса:

— организация коллективной деятельности студентов,

— развитие увлеченности ребят общими делами, интересами коллектива,

— работа с органами соуправления,

 — обеспечение коллективной успешности развитие в группе доброжелательного микроклимата

 — поддержка групповых взаимоотношений студентов,

 — регулирование и развитие их общения и отношений, построение доверительных отношений,

 — регулировка отношения со сверстниками и преподавателями,

 — помочь в решении учебных и жизненных проблем,

— развитие в ребятах социальных интересов и стремлений,

—  ориентация на участие в социальных проектах и других общественно-полезных дел.

На последнем заседании школы классного руководителя рассмотрели методический доклад Рубановой А.В. (кл. рук. 309 эк группы) по теме «Организация проектной деятельности на воспитательных мероприятиях». Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.

Система групповых, индивидуальных приемов, направленных на решение данных задач:

КТД (коллективно творческие дела), праздники, конкурсы,игры, клубы общения, этические дискуссии, индивидуальные беседы, договор, тренинги и др. социальные проекты, общественно-полезные дела, акции и др.

Условия педагогической успешности вариативности воспитательной деятельности классных руководителей рассматриваются с различных позиций на макро-, мезо-, микроуровне.

Характеристики основных типов классных руководителей.

— Классные руководители-«организаторы»

Основной интерес «организатора» — формирование коллектива группы, развитие коллектива, сопричастности к  общему делу. Основа содержания деятельности классного руководителя «организатора» — создание системы развивающей совместной деятельности и делового общения в группе; работа с органами самоуправления; создание ситуаций деятельного успеха; создание традиционных коллективных дел и поддержка связанных с ними традиций. Развитию организованности и самостоятельности студентов способствует использование методики коллективной творческой деятельности (КТД) стимулирующей  активность ребят. Основным критерием оценки работы классного руководителя «организатора» является уровень сформированного коллектива. Результат работы — его сплочённость: поддержка студентами друг друга, заинтересованность в делах группы, желание вместе развлекаться, общаться в свободное время; развитость общественного мнения, характер связей в коллективе; активность и инициатива при участии в делах группы и в делах техникума.

— Классные руководители — «психологи»

Основной задачей такого классного руководителя является создание гуманистического микроклимата в группе: системы товарищеских, доброжелательных отношений друг к другу как в деятельности, так и в общении, создание благоприятной микросреды для каждого студента, регулирование межличностных отношений между студентами. Классный руководитель способствует развитию у них коммуникативных качеств и оказывает помощь в преодолении ими затруднений в общении. Основные формы организации классным руководителем — «психологом» общения и совместной деятельности ориентированы на возможность познать себя и выстроить свои отношения с одногруппниками в процессе значимой деятельности. Развитие гуманистического микроклимата группы обеспечивается в том случае, если в совместной деятельности студентов классный руководитель делает главный акцент не на организации деятельности и её результатах, а на их отношениях во время взаимодействия, их бесконфликтном общении и создании атмосферы общей заботы о каждом. Оценивать качество микроклимата группы можно по тому, насколько защищенным чувствует себя в коллективе каждый студент, насколько активно и какими способами каждый из них проявляет себя и свое отношение к учебной группе.

— Классные руководители «поддерживающего» типа

Основными задачами поддерживающего классного руководителя являются: создание возможностей для индивидуального развития и саморазвития студента; поддержка в решении жизненных проблем, защита его личного достоинства и прав. В своей деятельности такой классный руководитель ориентируется на актуализацию и реализацию потребности студента стать и быть самим собой, на формирование у него ЗУНов, помогающих самопознанию и саморазвитию, стимулирует стремления студентов к планированию и осуществлению самостоятельной работы по самосовершенствованию, решению важных для себя проблем, учит студента через осмысление себя видеть собственные жизненные ситуации (и себя в этих ситуациях), анализировать их с точки зрения желаний, стремлений, возможностей и принятия ответственности за свои действия. В качестве основных показателей результативности своей работы он видит умение анализировать студентами свои проблемы, проявление способности студента разрешать их, брать ответственность за такую «работу».

— Классные руководители «социальные организаторы»

Целью деятельности такого классного руководителя является развитие социальной активности и компетентности студентов. Педагог такого типа стремится развивать учебную группу как социально-направленную группу, способную внести свой вклад в улучшение окружающей жизни. Содержание деятельности классного руководителя -«социального организатора» заключается в создании условий для участия студентов в интересной для них общественно-полезной деятельности, поощрении инициатив студентов в проведении личностно значимых и социально одобряемых дел, привлечении студентов к проектированию и руководству социальными программами и акциями. Одним из эффективных способов формирования опыта активной социальной деятельности и гражданской компетенции является социальное проектирование — созидательная социальная деятельность на благо местного сообщества. Основным критерием результативности деятельности классного руководителя — «социального организатора» является сформированность учебной группы как социально-направленной группы. Качества коллектива группы как социально-ориентированной группы проявляются в степени включенности студентов в подготовку и участие в общественно-полезной деятельности; в степени овладения ими способами организации данной деятельности; в социально-направленной мотивации деятельности студентов; в вовлеченности студентов в решение социально-значимых вопросов.

Педагоги – воспитатели часто испытывают затруднения в нахождении приоритетной доминирующей линии воспитательной деятельности, в умении продемонстрировать свои индивидуальные достижения, результаты деятельности. В связи с этим нужны курсы классных руководителей на базе ПГИРО (повышения квалификации), как ключевой способ развития умения классных руководителей выявить доминирующие линии своей работы и совершенствовать свой вариант воспитательной деятельности классных руководителей.

Успешность вариативной воспитательной деятельности классного руководителя находится в зависимости от организационно-управленческих условий образовательного учреждения.

Исследование 130 классных руководителей школ Ульяновской области показало: 40% педагогов-воспитателей не имеют представления, на каких документах основана их деятельность; 54 % классных руководителей не знали, в чем собственно заключаются их функции; более 60% опрошенных указывало на то, что администрация школ требует от классных руководителей, прежде всего, работу, не связанную собственно с воспитанием как развитием личности школьников.

Педагогическая модель определяет содержание деятельности классного руководителя — «организатора», «психолога», «социального организатора», классного руководителя «поддерживающего» типа, его приоритетные действия по организации воспитательного процесса, выявляет основные способы и формы работы с коллективом группы, обозначает критерии успешности воспитательной деятельности и её уровни, а также результат в виде социально-психологических явлений.

К условиям обеспечения успешной вариативной воспитательной деятельности классных руководителей относятся разработка и введение в действие нормативно-методических документов, локальных актов, регламентирующих воспитательную деятельность классных руководителей; организация системы подготовки и повышения квалификации педагогов-воспитателей; анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

На должном уровне, с привлечением к подготовке и проведению большого количества студентов провели открытые воспитательные  мероприятия:

В сентябре:  Сапова Л.П., Яремко Н.Н., Трофимов А.

— «Здесь  всюду  шум,   и смех,  и  гомон:

Кипит студенческий  поток

Идей и мыслей круг  не скован

И  знаний  тянется  росток…»

Праздничная линейка, посвященная началу 2014 — 2015  учебного года  и годовщине образования ПМР.

В октябре:

Мищенко Н.Л., Рак Ю.В. — Литературно – музыкальный монтаж, посвященный  Дню Учителя 

«Учитель..! Низкий Вам поклон!

 За доброе слово и мудрый совет

За теплую шутку и яркий рассказ,

И просто за то, что Вы верите в нас!

Сапова Л.П. Бурля К.И. — «Посвящение в повара» с элементами конкурсной программы, приуроченное к Всемирному Дню повара.    

В ноябре:

Терехова В.А., Возиян Л.А. — Вечер – портрет «Сын Отечества – Ломоносов».

В декабре:     

Кардон Ю.И., Трофимов А. — Зимняя сказка. Развлекательная программа, посвященная Новому, 2015 году.

Об итогах проведения Республиканской акции «Знай Конституцию своего государства»  с 16 -24 декабря 2014г в нашем техникуме. Отчет прилагается).

Предстоит провести:  22 января во всех учебных группах воспитательные часы, посвященные Дню студента и Татьяниному дню, а Укринская Н.В. и Орза Т.И, Орза Н.И.  проведут открытый воспитательный час: Круглый стол, посвященный Дню студента

«Какие ждут нас в будущем дела?

Об этом думать мы должны все чаще

И если гражданин ты настоящий,

Большой отдачи ждет от нас страна»

с участием представителей коммерческих структур и сферы обслуживания города.

image description

disserCat — электронная библиотека диссертаций работаем для вас с 2009 года

  • Корзина пуста

Вход
|
Регистрация

Вы робот?

Мы заметили, что с вашего адреса поступает очень много запросов.

Подтвердите, что вы не робот

§ 4. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Вариативность классного руководства

Основным структурным элементом школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, фор­мируются социальные отношения между учащимися. Предста­вительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществ­ляется забота о социальном благополучии учащихся, решают­ся проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формиру­ется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координа­тором воспитательных воздействий на ученика является класс­ный руководитель. Именно он непосредственно взаимодейству­ет как с учащимися, так и с их родителями. Однако до сих пор четко не определены функции классных руководителей, содер­жание их работы, круг полномочий и ответственности, вариа-

81

тивные формы решения ими педагогических задач, в связи с чем актуальной является проблема обеспечения оптимальной деятельности классного руководителя.

В связи с разнообразием задач, решаемых классным руко­водителем, целесообразно рассмотреть вопрос о вариативности классного руководства. Эта вариативность в школе может быть представлена в разных аспектах:

— в организационном — варианты профессионального и должностного статуса;

— в содержательном — варианты выделения доминирую­щих функций в деятельности классного руководителя и опре­деления содержания его работы;

— в психолого-педагогическом — выбор позиции в отноше­ниях с учащимися (организатор, рядовой участник, наблюда­тель, старший товарищ, куратор и т.д.).

Вариативность классного руководства обусловлена следую­щими факторами:

— условиями работы образовательного учреждения, особен­ностями воспитательной системы;

— экономическими возможностями школы и родителей;

— возрастными особенностями детей, уровнем их воспитан­ности, организованности, обучаемости, состоянием здоровья и физического развития учащихся;

— подготовленностью педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.

Возможны следующие варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах:

— классный воспитатель (освобожденный классный руко­водитель);

— классный руководитель;

— классный куратор.

Классный воспитатель работает на полной учительской став­ке. Целесообразно совмещать классное руководство с препода­ванием учебного предмета в этом же классе. Его рабочий день не нормирован, но недельная занятость педагога воспитатель­ной внеучебной работой может быть согласована с админист­рацией школы и классными воспитателями. Введение долж­ности классного воспитателя целесообразно в тех классах, где большинство детей нуждаются в особой индивидуальной педа­гогической поддержке.

Наиболее распространенной является должность классного руководителя, которая материально подкрепляется доплатой к основной учительской ставке. Целесообразно использовать

82

различную доплату за классное руководство в зависимости от возраста учащихся, качества работы и профессионализма пе­дагога, особенностей детского коллектива.

В старших классах возможно кураторство, особенно в тех случаях, когда учащиеся готовы взять на себя ряд организа­торских функций педагога.

Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы работы. Так, для классного воспитателя становится возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление ин­дивидуальных программ развития детей. В этом случае доми­нируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семь­ями.

Воспитательные задачи, содержание и формы работы класс­ного руководителя не могут быть единообразными. Они опре­деляются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностя­ми самого педагога.

Вариативна позиция руководителя в детском коллективе. Она определяется прежде всего видом совместной деятельнос­ти: в учебной работе классный руководитель как учитель яв­ляется организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебной педагогу важно занять позицию старшего товари­ща, рядового участника.

Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и со­ветчика.

Существенно отличается деятельность классного руководи­теля в сельской школе. Значение личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и его семье. Воспитательная работа классных руководителей в сельской школе должна быть направлена на повышение куль­турного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях ры­ночных отношений, на преодоление дефицита общения сель­ских школьников, воспитание хозяина своей земли.

В малочисленной сельской школе организация воспитатель­ной работы по классам, где обучаются несколько человек, ста­новится неэффективной. В таких школах целесообразно созда­ние разновозрастных объединений (8—15 человек) и замена классных руководителей в них воспитателями. Возможен и другой вариант, когда классный руководитель организует ин-

83

дивидуальную работу с учащимися, родителями, проводит классные часы, встречи, экскурсии, соответствующие возрас­ту учащихся, а творческая работа, интересная для младших и старших, проведение общешкольных дел осуществляются в разновозрастных объединениях под руководством старших уче­ников. В зависимости от характера и сложности проводимых дел классные руководители могут участвовать в работе как кон­сультанты разновозрастных коллективов, как временные ру­ководители подготовительной работы, как равные члены кол­лектива. Организация разновозрастных объединений представ­ляет большие возможности для развития самоуправления, ре­ализации социальных проб, например, в роли лидера, педаго­га и т. д.

При организации воспитательной работы в малочисленной сельской школе, где коллектив учащихся приближается по количественному составу к классному (40—50 учащихся), це­лесообразно вместо должности классного руководителя ввести должность организатора воспитательной работы в школе (за­местителя директора по воспитательной работе).

Функции классного руководителя

Содержание деятельности классного руководителя опреде­ляется его функциями как руководителя педагогического про­цесса в определенной группе учащихся.

В соответствии с концепцией Р.Х.Шакурова в управлении целесообразно выделить три уровня функций. К первому уров­ню относятся педагогические и социально-гуманитарные функ­ции, которые Р.Х.Шакуров относит к группе целевых.

Традиционно среди педагогических функций доминирую­щее значение имеет функция воспитания учащихся. Перед классным руководителем стоит проблема интеграции усилий всех педагогов, направленных на решение этой задачи.

Среди социально-гуманитарных функций, которые также являются целевыми функциями, приоритетной является соци­альная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окру­жающей среды. Под социальной защитой в целом понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и меди­ко-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравствен­ного формирования, функционирования и развития детей, пре­дотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.

84

Реализация этой функции предполагает обеспечение усло­вий для адекватного развития ребенка в существующих соци­ально-экономических условиях. Деятельность классного руко­водителя по социальной защите ребенка — это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную под­держку и социальные услуги.

Социальная защита как функция классного руководителя — это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребен­ка и формирование его индивидуальности, адаптацию к суще­ствующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, отводить от ребенка те проблемы и трудности, кото­рые перед ним могут встать.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятель­ности классного руководителя в широком и узком смысле сло­ва. В последнем — это деятельность классного руководителя, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Таковыми являются дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и другие, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широ­ком смысле слова — это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями в различных направлениях.

Следовательно, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разу­меется, при этом остается неоспоримым принцип дифференци­рованного подхода к различным категориям детей, и приори­тет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.

Критерием эффективности деятельности классного руково­дителя может служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка, которую можно оценить двумя видами показателей (объективными и субъективными). Объек­тивные — это показатели соответствия социальных, материаль­ных, духовно-культурных условий жизни ребенка основным, принятым в современном обществе нормам питания, быта, от­дыха, учебы, развития способности правовой защиты и т.д. Субъективные показатели характеризуют степень удовлетво­ренности или неудовлетворенности детей их социальной защи­щенностью.

85

Таким образом, функции воспитания и социальной защиты ребенка являются стержнем, вокруг которого строится систе­ма деятельности классного руководителя и наполняется соот­ветствующим содержанием.

Для достижения поставленных целей воспитания и социаль­ной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация кол­лектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправле­ния). Эти задачи определяют социально-психологические функции, к которым относятся прежде всего организаторские.

Главное назначение классного руководителя — поддержка положительной инициативы учащихся, связанной с совершен­ствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Иначе говоря, акцент классным руководителем делается не столько на организацию учащихся, сколько на по­мощь им в самоорганизации.

Классный руководитель организует разнообразную деятель­ность учащихся: познавательную, трудовую, эстетическую, а также свободное общение учащихся, являющееся частью до­суга школьников.

В процессе работы с классом представляется важным реа­лизовывать функцию сплочения коллектива. При этом задача сплочения коллектива выступает не как самоцель, а как спо­соб достижения поставленных перед коллективом целей. Од­ной из задач, стоящих перед классным руководителем, явля­ется развитие ученического самоуправления.

Реализация диагностической функции предполагает посто­янное выявление классным руководителем исходного уровня и изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование личности и индивидуальности ребенка, их ана­лиз, поиск причин неэффективности получаемых результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Реализуя диагностическую функцию, классный руководи­тель может преследовать двоякую цель: во-первых, прослежи­вать результативность своей деятельности; во-вторых, диагно­стика из инструмента исследования и изучения ребенка в ру­ках классного руководителя (классного воспитателя) может превратиться в инструмент формирования личности и разви­тия индивидуальности.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совмест­ную с учащимися выработку классным руководителем целей воспитательной деятельности. В зависимости от возраста уча-

86

щихся и уровня сформррованности классного коллектива доля участия классного руководителя (классного воспитателя) в этом процессе будет иеняться.

Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование воспита­тельной работы — это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятель­ности, (Попроще об этом будет сказано в главе 3.)

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельно­сти классного руководителя — это обеспечение постоянного со­вершенствования воспитательного процесса. Реализация функ­ции контроля предполагает, с одной стороны, выявление поло­жительных результатов, а с другой — негативных результатов и причин имеющихся недостатков, а также возникающих про­блем в процессе воспитания. На основе анализа результатов контроля осуществляется процесс коррекции деятельности классного руководителе как с классом в целом, с группой уча­щихся, так и с отдельными учениками. Процесс контроля сле­дует рассматривать не только со стороны администрации, дру­гих членов педагогического коллектива, учеников, но и как реализацию функции самоконтроля классным руководителем. Коррекция — это всегда совместная деятельность классного ру­ководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.

Систематически и грамотно реализуемая функция контро­ля и коррекции в деятельности классного руководителя (класс­ного воспитателя) имеет большое воспитывающее, развиваю­щее и организующее значение, повышает эффективность вос­питательного процесса.

Вышеперечисленные функции определяют содержание де­ятельности классного руководителя.

Классный руководитель и педагогический коллектив

Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллекти­ва и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса. Взаимодействуя г учителями-пред­метниками, классный руководитель выполняет роль организатор и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом. Он знакомит учителей с результатами изучения детей, привлекая и классный коллектив, и учителей, работаю-

87

щих в классе, к обсуждению программы педагогической помо­щи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих ус­пешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.

Классный руководитель систематически информирует учи­телей о динамике развития ребенка, его трудностях и дости­жениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучени­ем, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей пре­одоления этих трудностей и помогает педагогам скорректиро­вать их действия, предварительно познакомив их с особеннос­тями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влия­ния на таких детей.

Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии вос­питания, особенностях родителей, организует встречи родите­лей с учителями-предметниками с целью обмена информаци­ей об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помо­щи родителям в организации домашней работы с учащимися.

Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, учету профессио­нальных интересов школьников; привлекает учителей к под­готовке и проведению собраний с родителями.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формиру­ется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с уче­ником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способно­стях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют ре­зультаты наблюдений за учеником, обмениваются информаци­ей, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.

Классному руководителю целесообразно выявлять типичные проблемы в работе с коллективом, отдельными группами уча­щихся, проводить специальные семинары для педагогов. По­лезно организовать посещение учебных занятий с последую­щим обсуждением действий учителей по отношению к конк­

88

ретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с Кол­лективом.

Основной формой работы с учителями-предметниками яв­ляются индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости и планируются так, чтобы предупредить воз­можные трудности и конфликты. Важно проводить такие бе­седы как совместные размышления, поиск решения той или иной проблемы.

В ряде случаев необходимо организовать индивидуальную консультацию учителя со специалистами, если у него возни­кают проблемы с ребенком.

Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учите­лей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремле­ние учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, ус­тановить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей» проявление их инициативы, реагирует на замечания, пробле­мы, поставленные учителями.

Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функ­ции, является тем человеком, который непосредственно органи­зует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем как у всех учащихся, так и у каждого из них в отдельности.

Вопросы, для самопроверки

1. Какие варианты классного руководства существуют в школе?

2. Какие задачи решает классный руководитель?

3. Как может классный руководитель защищать учащихся?

4. Как взаимодействует классный руководитель с другими педа­гогами в воспитании учащихся?

Тема: «Общая характеристика деятельности классного руководителя».   План лекции: 1. Структура деятельности классного руководителя. 2.Вариативность в деятельности классного руководителя. 3. Направления деятельности классного руководителя. 4. Взаимодействие классного руководителя с работниками школы.

Тема: «Общая характеристика деятельности классного руководителя».

План лекции:

1. Структура деятельности классного руководителя.

2.Вариативность в деятельности классного руководителя.

3. Направления деятельности классного руководителя.

4. Взаимодействие классного руководителя с работниками школы.

1. Структура деятельности классного руководителя.   Система деятельности классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой компонентов педагогической деятельности вытекающих из целей и задач воспитания.

1. Структура деятельности классного руководителя.

  • Система деятельности классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой компонентов педагогической деятельности вытекающих из целей и задач воспитания.

Компоненты педагогической деятельности классного руководителя: Гностический компонент Проектировочный компонент Конструктивный компонент Коммуникативный компонент Организаторский компонент

Компоненты педагогической деятельности классного руководителя:

  • Гностический компонент
  • Проектировочный компонент
  • Конструктивный компонент
  • Коммуникативный компонент
  • Организаторский компонент

2.Вариативность в деятельности классного руководителя.    Возможны следующие варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах: – классный воспитатель (освобожденный классный руководитель); – классный руководитель; – классный куратор.

2.Вариативность в деятельности классного руководителя.

Возможны следующие варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах:

  • – классный воспитатель (освобожденный классный руководитель);
  • – классный руководитель;
  • – классный куратор.

Типы классных руководителей: 1.классный руководитель-организатор 2.классный руководитель-психолог 3.классный руководитель - социальный организатор 4.поддерживающий классный руководитель

Типы классных руководителей:

  • 1.классный руководитель-организатор
  • 2.классный руководитель-психолог
  • 3.классный руководитель — социальный организатор
  • 4.поддерживающий классный руководитель

3.Направления деятельности классного руководителя.   Создание благоприятного социально-психологического климата в классе. Организация разнообразной групповой и индивидуальной деятельности. Организация духовно-нравственной деятельности школьников. Организация педагогической поддержки школьника. Формирование у школьника отношения к собственному «Я» как представителю человечества, гражданину своего Отечества, члену общества, семьи, школьного коллектива.

3.Направления деятельности классного руководителя.

  • Создание благоприятного социально-психологического климата в классе.
  • Организация разнообразной групповой и индивидуальной деятельности.
  • Организация духовно-нравственной деятельности школьников.
  • Организация педагогической поддержки школьника.
  • Формирование у школьника отношения к собственному «Я» как представителю человечества, гражданину своего Отечества, члену общества, семьи, школьного коллектива.

6.Информационное направление . 7.Объединяющее направление . 8.Дисциплинирующее направление . 9.Идейно-воспитательное направление . 10.Направление обеспечения связи с родителями. 11.Координирующее направление.

  • 6.Информационное направление .
  • 7.Объединяющее направление .
  • 8.Дисциплинирующее направление .
  • 9.Идейно-воспитательное направление .
  • 10.Направление обеспечения связи с родителями.
  • 11.Координирующее направление.

4. Взаимодействие классного руководителя с работниками школы.

4. Взаимодействие классного руководителя с работниками школы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мануал по ремонту мерседеса скачать бесплатно
  • Мануал для лексус lx470
  • Лидерство в отличие от руководства это
  • Вр 4149 весы руководство по эксплуатации
  • Мозготензин инструкция по применению цена по аптекам