В сфере внешней политики президент российской федерации осуществляет руководство

Конституция Российской Федерации с изменениями от 01.07.2020 | ст. 86

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Судебная практика по статье 86 Конституция РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 15-АПГ16-10, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

    Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Закон № 1-3 принят Государственным Собранием Республики Мордовия в пределах компетенции и в установленной форме в соответствии с пунктом 1 статьи 86 Конституции Республики Мордовия пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2004 г. № 34-3 «О Государственном Собрании Республики Мордовия», официально опубликован и по этим основаниям решение суда не оспаривается…

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Подпишитесь на рассылку

списков новых / измененных правовых документов

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.



а) В рамках конституционных полномочий, определенных п. «а» настоящей статьи, Президент помимо других полномочий наделяется обязанностью осуществлять руководство внешней политикой и представлять государство в отношениях с иностранными государствами и другими участниками международных отношений, что можно считать также исторически сложившимся международным обычаем. Полномочие Президента в области руководства иностранными делами было подтверждено статьей 32 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Представление Президентом своего государства во внешних обусловлено его статусом главы государства. Это вытекает из п. 4 ст. 80 Конституции, в котором записано: «Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях».

Президенту поручается руководство внешней политикой РФ, т.е. проведение общего курса государства в международных отношениях. К сожалению, в Конституции нет положений, прямо определяющих цели и принципы внешнеполитической деятельности. Таким образом, статья 86 Конституции возлагает исключительно на Президента ответственность по разработке и защите внешнеполитических интересов России.

Полномочия Президента по руководству и участию в ее осуществлении состоят в том, что он представляет и утверждает концепцию внешней политики, хотя это прямо не предусмотрено Конституцией, ведет переговоры и подписывает договоры и ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты (п. «б»-«г» комментируемой статьи). Президент обращается с ежегодным посланием к Федеральному Собранию, где затрагиваются вопросы внешней политики.

Важнейшим инструментом внешней политики является дипломатическая деятельность самого Президента и других уполномоченных на то должностных лиц, осуществляемая в различных формах, сложившихся в международной практике. Это официальные и неофициальные визиты, переговоры на высшем уровне, дипломатические конференции, совещания и встречи глав государств, участие в работе международных организаций, дипломатическая переписка, обмен мнениями и т.д.

Выбор конкретных средств достижения внешнеполитических целей и осуществления внешней политики требует гибкости, учета в каждом случае конкретных обстоятельств и подчас не может регулироваться формальными законодательными предписаниями.

В Администрации Президента создано специальное Управление по внешней политике (Указ Президента РФ «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по внешней политике» от 29 июня 2004 г.). Основными задачами этого органа являются содействие Президенту в определении основных направлений внешней политики государства, участие в разработке общей стратегии внешней политики государства, обеспечении реализации Президентом его полномочий по руководству внешней политикой государства. Помимо этого в Положении перечисляются функции по аналитической работе, участию в нормотворческом процессе, контроль за выполнением решений Президента и многие другие вопросы.

В качестве руководителя внешней политики Президент с помощью созданного аппарата осуществляет контроль за деятельностью Министерства иностранных дел, других органов исполнительной власти, к компетенции которых относится тот или иной аспект внешнеполитической деятельности, дает поручения о перспективной разработке мероприятий в сфере межгосударственных отношений, направленных на достижение целей внешнеполитического курса Российской Федерации, и т.д.

Рациональное проведение выработанного политического курса предполагает необходимость тесного сотрудничества Президента с органами законодательной и исполнительной власти. Направления такого сотрудничества определяются, в частности, Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденная (РГ. 2000. 11 июля). Совет Федерации и Государственная Дума участвуют во внешнеполитической деятельности посредством проведения законодательной работы по обеспечению внешнеполитического курса и выполнению международных обязательств.

Совет Безопасности концентрирует работу по подготовке решений Президента в области обеспечения безопасности и контролю за их исполнением. Основная задача Министерства иностранных дел состоит в непосредственной реализации утвержденного Президентом РФ внешнеполитического курса и координации внешнеполитической деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Согласно Концепции, субъекты Федерации развивают свои международные связи в соответствии с Конституцией и ФЗ от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».

Со своей стороны Правительство осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики России (см. комм. к п. «д» ст. 114).

б) В соответствии с п. «б» комментируемой статьи Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ.

Полномочия главы государства вести переговоры и подписывать международные договоры признано в праве международных договоров. Согласно п. 2 «а» ст. 7 Венской конвенции о праве международных договоров глава государства в силу его функции и без необходимости специального предъявления полномочий считается лицом, представляющим свое государство при совершении всех действий, относящихся к заключению договоров.

Тем не менее законодатель счел необходимым инкорпорировать эту норму международного права в национальное законодательство. Так, в ч. 1 ст. 12 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» записано, что Президент РФ как глава государства в соответствии с Конституцией и международным правом ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ без необходимости предъявления полномочий.

Подписание Президентом международного договора может иметь двоякое юридическое значение. В одних случаях подписание выступает промежуточной стадией заключения международного договора, требующего, например, последующей ратификации; в других случаях, когда стороны договора уславливаются о вступлении его в силу с момента подписания, оно является окончательной формой заключения договора. Однако следует заметить, что Президент вправе заключать только такие договоры в форме подписания, которые, согласно ФЗ о международных договорах, не требуют ратификации или утверждения.

в) Подписание ратификационных грамот является составной частью процедуры ратификации международных договоров. Подписывая ратификационную грамоту, Президент тем самым документально подтверждает факт выражения РФ согласия на обязательность для нее ратифицируемого международного договора.

Поскольку, согласно ст. 14 ФЗ о международных договорах, ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона, то Президент может подписать ратификационную грамоту только по завершении всего законодательного процесса (принятие закона Государственной Думой о ратификации, рассмотрения его Советом Федерации и подписания самим Президентом). Согласно ст. 18 названного Закона, именно на основании федерального закона о ратификации международного договора РФ Президент подписывает ратификационную грамоту, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел.

Из текста Конституции не следует, что на Президента возлагается обязанность подписывать ратификационные грамоты в отношении всякого представленного ему международного договора. Неподписание Президентом ратификационной грамоты или федерального закона о ратификации по существу означает отказ от заключения договора или приостановление процесса заключения договора, что, однако, само по себе не может считаться нарушением международных обязательств.

Ратификационная грамота состоит из трех частей. Во вступительной части указывается, что международный договор ратифицируется Федеральным Собранием РФ, приводится наименование ратифицируемого договора, место и дата его подписания. Основная часть включает полный текст договора, оговорки к нему, тексты дополнительных соглашений и приложений, являющихся его неотъемлемой частью международного акта.

Ратификационная грамота заканчивается торжественным заявлением о том, что данный договор будет точно и неуклонно соблюдаться. Подписанные и заверенные ратификационные грамоты сдаются на хранение депозитарию многостороннего договора. При заключении двустороннего договора производится обмен ратификационными грамотами.

г) Согласно п. «г» комментируемой статьи, Президент принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей. Верительная грамота — это документ, который выдается главам иностранных дипломатических представительств в ранге чрезвычайных и полномочных послов или посланников для удостоверения их представительского характера и аккредитования. Грамота выдается и подписывается главой посылающего государства, скрепляется подписью министра иностранных дел. Грамота адресуется главе Российского государства. В ней указывается имя и фамилия дипломатического представителя, а также его дипломатический ранг, определяемый по соглашению между российским Министерством иностранных дел и дипломатическим ведомством иностранного государства; подтверждаются полномочия дипломатического представителя представлять интересы его государства в Российской Федерации; содержится просьба верить его словам и действиям.

Дипломатический представитель считается приступившим к выполнению своей миссии с момента вручения верительной грамоты.

Отзывная грамота направляется Президенту главой государства, дипломатический представитель которого отзывается. В отзывной грамоте Президент уведомляется о факте отзыва дипломатического представителя, в ней выражается мнение о том, что его деятельность содействовала поддержанию и развитию отношений между Российской Федерацией и страной, которую он представлял.

Отзывная грамота вручается Президенту вновь назначенным дипломатическим представителем одновременно с его верительными грамотами. Отзывные грамоты оформляются по той же форме, что и верительные грамоты.

Текст Ст. 86 Конституции РФ последняя редакция на 2023 год:

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

В комментируемой статье определяются основные полномочия Президента в сфере внешней политики Российской Федерации.

Как глава государства Президент РФ определяет основные направления внешней политики РФ. Для реализации данной функции за Президентом закреплены полномочия, предусмотренные комментируемой статьей.

Наиболее существен в ст. 86 Конституции п. «а». В нем указано, что Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. под руководством Президента России действует Совет по внешней политике при Президенте РФ, являющийся координационным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение и межведомственную проработку вопросов внешней политики, а также подготовку соответствующих предложений для Президента Российской Федерации.

К основным задачам Совета относятся, в частности, подготовка рекомендаций по определению основ внешней политики Российской Федерации и осуществлению руководства ею в соответствии с полномочиями Президента Российской Федерации, а также разработка предложений по обеспечению согласованного взаимодействия федеральных органов государственной власти в области внешней политики.

Совет информирует Президента о внешнеполитических аспектах деятельности федеральных органов государственной власти, анализирует и прогнозирует международную обстановку и изучает общественное мнение по вопросам внешней политики в России, а также участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам внешней политики Российской Федерации.

В состав Совета входят по должности, в частности, руководители Министерства иностранных дел, Министерства обороны, Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, помощник Президента Российской Федерации, координирующий вопросы внешнеполитической деятельности.

Для организационного обеспечения полномочий Президента РФ в области международных отношений в структуре администрации Президента создано Управление Президента РФ по внешней политике.

На данное Управление возложена реализация следующих задач:

  • содействие Президенту РФ в определении основных направлений внешней политики государства;
  • участие в разработке общей стратегии внешней политики государства, обеспечении реализации Президентом РФ его полномочий по руководству внешней политикой государства;
  • обеспечение содержательной части внешнеполитических мероприятий с участием Президента РФ;
  • обеспечение взаимодействия Президента РФ с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;
  • подготовка предложений Президенту РФ по специальным вопросам международного сотрудничества.

В числе основных функций Управления:

  • участие в пределах своей компетенции в подготовке и согласовании проектов указов, распоряжений, поручений и писем Президента РФ, а также в подготовке материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию и для его программных выступлений;
  • участие в подготовке проектов международно-правовых актов и решений по вопросам заключения и прекращения международных договоров РФ;
  • взаимодействие с Министерством иностранных дел РФ и другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам планирования и подготовки содержательной части визитов Президента РФ за рубеж и визитов на высшем уровне в РФ зарубежных государственных деятелей, руководителей международных организаций;
  • взаимодействие с федеральными органами государственной власти по вопросам координации проводимых ими международных мероприятий с международными мероприятиями Президента РФ;
  • представление предложений Президенту РФ по подписанию верительных и отзывных грамот.

В соответствии с п. «б» комментируемой статьи Президент Российской Федерации ведет переговоры по вопросам внешней политики. Об активном участии Президента в переговорах свидетельствуют его практически регулярные встречи с лидерами ведущих иностранных государств, участие в важнейших международных дипломатических форумах, личное участие в переговорах, а также частые телефонные обмены мнениями с ведущими зарубежными политическими деятелями.

В проведении внешней политики Российского государства участвует и Правительство Российской Федерации, которое в соответствии с п. «д» ст. 114 Конституции РФ осуществляет меры по реализации внешней политики Российской Федерации.

Руководство внешней политикой со стороны Президента Российской Федерации в значительной степени проводится через федеральное Министерство иностранных дел, глава которого — министр иностранных дел — в соответствии со сложившейся международной практикой по всем вопросам внешних сношений, так же как и Президент, представляет государство по должности, т.е. без специальных полномочий.

Министерство иностранных дел Российской Федерации в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. , является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.

Министерство иностранных дел Российской Федерации подведомственно Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за Президентом Конституцией Российской Федерации, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

К основным задачам Министерства иностранных дел относятся, в частности, разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту, а также реализация внешнеполитического курса страны. К основным задачам Министерства иностранных дел отнесена и координация международных связей субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. в системе федеральных органов исполнительной власти Министерство иностранных дел «является головным органом в области отношений с иностранными государствами, международными организациями и осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации».

Кроме Министерства иностранных дел России рядом федеральных министерств и ведомств решаются внешнеполитические вопросы, отнесенные к их ведению федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства.

Это относится, в частности, к Министерству внешних экономических связей, Министерству финансов и Министерству по сотрудничеству с государствами — участниками Содружества Независимых Государств.

Личное участие Президента Российской Федерации в осуществлении внешнеполитических функций государства проявляется также в том, что он в соответствии с Конституцией подписывает международные договоры Российской Федерации. Значение этой акции Президента очень велико.

Ведь международные договоры Российской Федерации, как указано в ст. 15 Конституции, являются составной частью российской правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Президент в соответствии с п. «в» ст. 86 подписывает ратификационные грамоты, т.е. документы, свидетельствующие об утверждении федеральным законом международного договора Российской Федерации.

Если договор двусторонний, то стороны обмениваются ратификационными грамотами. Если же договор является многосторонним, то его участники сдают все ратификационные грамоты одному из участников договора — депозитарию.

Пункт «г» комментируемой статьи устанавливает, что Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Ратификационная грамота направляется главой иностранного государства Президенту России и удостоверяет, что указанное в ней лицо, т.е. дипломатический представитель, обычно посол, представляет интересы направившего его государства и его словам и действиям надлежит верить.

Направление отзывной грамоты означает прекращение полномочий указанного в ней лица.

Статья
83.

Полномочия
Президента Российской Федерации в
сфере внешней политики и международных
отношений

1. Президент Российской Федерации:

а)> представляет
Российскую Федерацию в иностранных
государствах и международных организациях;

б) осуществляет
руководство внешней политикой Российской
Федерации;

в) ведет
переговоры и подписывает международные
договоры Российской Федерации;

г) подписывает
ратификационные грамоты;

д) принимает
верительные и отзывные грамоты
аккредитуемых при нем дипломатических
представителей;

е) после
консультаций с соответствующими
комитетами или комиссиями палат
Федерального- Собрания назначает и
отзывает дипломатических представителей
Российской Федерации в иностранных
государствах и международных организациях.

2.
В целях обеспечения взаимодействия’ с
иностранными государствами и
межгосударственными и международными
организациями Президент Российской
Федерации вправе назначать своих
представителей.

Глава X. Полномочия президента российской федерации по обеспечению обороны и безопасности

Статья
84.

Полномочия
Президент Российской Федерации по
обеспечению обороны и государственной
безопасности

    1. Президент
      Российской Федерации совместно с
      Правительством Российской Федерации
      осуществляет необходимые меры по
      обеспечению обороны и государственной
      безопасности Российской Федерации.

    2. Президент
      Российской Федерации определяет
      необходимость оснащения вооружением
      и военной техникой, обеспечение
      материальными средствами, ресурсами
      и услугами Вооруженных Сил Российской
      Федерации, других войск и воинских
      формирований Российской Федерации.

    3. Президент
      Российской Федерации инициирует, а
      также совместно с Правительством
      Российской Федерации разрабатывает
      государственные целевые программы и
      планы развития вооружения, а также
      программы подгоювки граждан по
      военно-учетным специальностям.

    4. Президент
      Российской Федерации устанавливает
      социальные гарантии для военнослужащих
      и иных лиц, привлекаемых в соответствии
      с федеральными законами к обороне или
      обеспечению государственной безопасности
      Российской Федерации.

Статья
85.

Президент
Российской Федерации — Верховный
Главнокомандующий

      1. Президент
        Российской Федерации является
        Верховным Главнокомандующим
        Вооруженными Силами Российской
        Федерации.

      2. Вооруженные
        Силы Российской Федерации и верховное
        командование подчиняются Президенту
        Российской Федерации как Верховному
        Главнокомандующему.

      3. Полномочия
        Президента Российской Федерации как
        Верховного Главнокомандующего
        устанавливаются Конституцией
        Российской Федерации, настоящим
        законом, иными федеральными
        конституционными и федеральными
        законами, указами и распоряжениями
        Президента Российской Федерации.

Статья
86.

Полномочия
Президента Российской Федерации в
отношении Вооруженных Сил Российской
Федерации

        1. Президент
          Российской Федерации как Верховный
          Главнокомандующий:

а) определяет
и утверждает Военную доктрину Российской
Федерации;

б) осуществляет
непосредственное руководство
Министерством обороны Российской
Федерации;

в) устанавливает
военные округа на территории Российской
Федерации;

г) назначает
и освобождает высшее командование
Вооруженных Сил Российской Федерации;

д) формирует
и возглавляет Сове г Безопасности
Российской Федерации;

е) издает
указы и распоряжения о начале, ведении
и прекращении военных действий;

ж) утверждает
военную форму одежды и знаки различия
по воинским званиям военнослужащих
Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и
органов;

з) утверждает
Единый перечень воинских должностей,
подлежащих замещению высшими офицерами
в Вооруженных Силах Российской Федерации,
других войсках, воинских формированиях
и органах, и общее количество воинских
должностей, подлежащих замещению
полковниками, капитанами 1 ранга в
Вооруженных Силах Российской Федерации,
других войсках, воинских формированиях
п органах;

и) осуществляет
назначение на воинские должности и
освобождение от воинских должностей
военнослужащих, для которых штатом
предусмотрены воинские звания высших
офицеров;

к)
присваивает военнослужащим воинские
звания высших офицеров;

л)
осуществляет увольнение с военной
службы высших офицеров;

а)
осуществляет иные полномочия,
установленные законом и указами
Президента Российской Федерации.

        1. Решение
          о направлении за пределы Российской
          Федерации отдельных военнослужащих
          Вооруженных Сил Российской Федерации
          для участия в миротворческой
          деятельности принимается Президентом
          Российской Федерации как Верховным
          Главнокомандующим и оформляется
          распоряжением Президента Российской
          Федерации.

86ч
Ы4

3.
Решение о направлении за пределы
Российской Федерации воинских
формирований Вооруженных Сил Российской
Федерации для участия в международных
принудительных действиях с использованием
вооруженных сил принимается Президентом
Российской Федерации как Верховным
Главнокомандующим с согласия Совета
Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации и оформляется
указом Президента Российской Федерации.

С
гатья 87.

Полномочия
Президента Российской Федерации в
отношении внутренних войск Российской
Федерации:

1.
Президент Российской Федерации руководит
внутренними войсками Российской
Федерации, а также осуществляет следующие
полномочия в отношении внутренних
войск:

а) утверждает
состав, численпос1ь и струк1уру внутренних
войск;

б) принимает
решение о дислокации и передислокации
внутренних войск;

в) принимает
решение о привлечении внуфенних войск
для* участия совместно с органами
внутренних дел в обеспечении режима
чрезвычайного положения;

г) назначает
на должность по представлению министра
внутренних дел Российской Федерации
главнокомандующего внутренними войсками
и освобождает его от должности;

д) устанавливает
количество должностей во внутренних
войсках, подлежащих замещению высшими
офицерами;

е) назначает
военнослужащих внутренних войск на
воинские должности, для которых штатом
предусмофены воинские звания высших
офицеров;

ж) присваивает
в установленном порядке высшие воинские
звания;

з) увольняет
с военной службы высших офицеров;

и) утверждает
положение о Главном командовании
внутренних войск Министерства внутренних
дел Российской Федерации, положение
об оперативно-территориальном объединении
внуфенних войск и положение о военных
советах;

к)
определяет количество граждан Российской
Федерации, подлежащих призыву на военную
службу и военные сборы во внутренние
войска;

л)
утверждает военную форму одежды и знаки
различия для военнослужащих внутренних
войск;

м)
утверждает Устав внутренних войск
Министерства внутренних дел Российской
Федерации;

н)
принимает меры по обеспечению правовой
и социальной защиты военнослужащих
внутренних войск, граждан, уволенных
с военной службы во внутренних войсках,
членов их семей и гражданского персонала
внутренних войск

о)
осуществляет иные полномочия в сфере
деятельности внутренних войск.

Ста
тья 88.

^
5 и

Полномочия
Президента Российской Федерации в
отношении государственных органов
обеспечения безопасности

          1. Общее
            руководство государственными
            органами обеспечения безопасности
            осуществляет Президент Российской
            Федерации.

          2. Президент
            Российской Федерации:

а) возглавляет
Совет безопасности Российской Федерации;

б) контролирует
и координирует деятельность государственных
органов обеспечения безопасности;

в) в
пределах определенной законом компетенции
принимает оперативные решения по
обеспечению безопасности.

С
г а I ья 89.

Режим
военного положения

            1. Президент
              Российской Федерации при обстоятельствах
              и в порядке, предусмотренных
              федеральным конституционным законом
              о военном положении, вводит на
              территории Российской Федерации
              или в отдельных ее местностях военное
              положение с незамедлительным
              сообщением об этом Совету Федерации
              и Государственной Думе.

            2. Для
              обеспечения режима военного почожения
              Президент Российской Федерации:

а) осуществляет
руководство организацией обеспечения
режима военного положения;

б) обеспечивает
согласованное функционирование и
взаимодействие органов государственной
власти в* целях обеспечения режима
военного положения;

в) контролирует
применение мер по обеспечению военного
положения;

г) определяет
в соответствии с федеральным
конституционном законом о военном
положении меры по обеспечению режима
военного положения, применяемые
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и
органами военного управления на
территории, на которой введено военное
положение, а также полномочия указанных
органов по применению этих мер;

д) определяет
задачи и устанавливает порядок
привлечения Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских
формирований и органов для обеспечения
режима военного положения;

е) приостанавливает
деятельность полшических партий, других
общественных объединений, религиозных
объединений, ведущих пропаганду и (или)
агитацию, а равно иную деятельное 1 ь,
подрывающую в условиях военного
положения оборону и безопасное 1ь
Российской Федерации;

ж) устанавливает
запреты или ограничения на проведение
собраний, митингов и демонстраций,
шествий и пикетирования, а также иных
массовых мероприятий;

в*
Ъ + ь

з) устанавливает
запреты на проведение забастовок и на
приостановление или прекращение
деятельности организаций иным способом;

и) определяет
порядок прохождения военной службы в
период действия военного положения;

к)
принимает необходимые меры по прекращению
или приостановлению действия международных
договоров Российской Федерации с
иностранным государством (группой
государств), совершившим (совершивших)
акт агрессии против Российской Федерации,
и (или) государствами, союзными с ним
(ними); л) прекращает в условиях военного
положения деятельность в Российской
Федерации иностранных и международных
организаций, в отношении которых
правоохранительными органами получены
достоверные сведения о том, что указанные
организации осуществляют деятельность,
направленную на подрыв обороны и
безопасности Российской Федерации;

м)
устанавливает на территории, на которой
введено военное положение, особый режим
работы объектов, обеспечивающих
функционирование транспорта, коммуникаций
и связи, объектов энергетики, а также
объектов, представляющих повышенную
опасность для жизни и здоровья людей
и для окружающей природной среды; н)
утверждает положения о федеральных
органах исполнительной власти,

руководство
которыми ои осуществляет; о) во исполнение
международных обязательств Российской
Федерации принимает меры по уведомлению
Генерального секретаря Организации
Объединенных Наций (а через него
государств — участников Организации
Объединенных Наций) и информированию
Генерального секретаря Совета Европы
об отступлении Российской Федерации
от своих обязательств по международным
договорам, связанном с ограничением
прав и свобод граждан, а также о дате,
с которой Российская Федерация прекращает
указанное отс1упление в связи с отменой
(прекращением действия) военного
положения; п) осуществляет иные
полномочия, установленные федеральными
конституционными и федеральными
законами, а также указами Президента
Российской Федерации, издаваемыми на
основании и во исполнение Конституции
Российской Федерации и насюящего
закона.

Статья
90.

Режим
чрезвычайного положения

1.
Президент Российской Федерации при
обстоятельствах и в порядке, предусмотренных
федеральным консштуционным законом о
чрезвычайном положении, вводит на
территории Российской Федерации или
в отдельных ее местностях чрезвычайное
положение с незамедлительным сообщением
об этом Совету Федерации и Государственной
Думе.

2.
Для обеспечения режима чрезвычайного
положения Президент Российской
Федерации::

а) приостанавливает
действие правовых актов органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации, правовых, актов
органов местного самоуправления,,
действующих на территории, на которой
введено чрезвычайное положение, в
случае противоречия этих актов указу
Президента Российской Федерации о
введении на данной территории
чрезвь1чайного положения; „_,’

б); назначает
комендантш территории, на которой
введено чрезвычайное положение, для
осуществления единого управления
силами и средствами, обеспечивающими
режим чрезвычайного положения; .

в) утверждает
положение о комендатуре территории,,
на которой введено чрезвычайное
положение;

г) создает
объединенный оперативный штаб в составе
комендатуры территории, на которой
введено; чрезвычайное положение, из
представителей органов, обеспечивающих
режим чрезвычайного положения, для
координации действий,сил и средств; ,

д): обращается,
к населению территории, на которой
введено чрезвычайное

.
положение, и должностным лицам , органов
государственной власти

субъекта
Российской Федерации и органов местного
самоуправления, действующих на
данной’территории; с предупреждением
о возможности введения особого управления
территорией,• на которой введено
чрезвычайное положение, путем создания,
временного. специального органа
управления* территорией, на которой
введено чрезвычайное положение, либо/
федерального органа управления
территорией, на которой введено
чрезвычайное положение;.

е) утверждает
положение о временном; специальном
органе управления территорией, на
которой введено чрезвычайное положение;

ж) назначает
руководителя временного-специального’
органа управления территорией, на.которой
введено;чрезвычайное положение;

з) осуществляет
иные, полномочия, установленные
федеральными конституционными :’и
федеральными законами, а также указами
Президента Российской Федерации,
издаваемыми, на основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации и
настоящего закона.

Статья
91. .•■:'»■■…’

Полномочия
Президента Российской Федерации по
вопросам военно- технического
сотрудничества Российской Федерации

1.
В области военноттехнического
сотрудничества Российской Федерации
с иностранными государствами Президент
Российской Федерации:

а)
осуществляет руководство государственной
политикой в области военно-технического.,
сотрудничества Российской Федерации
с иностранными государствами; •

к

б)’определяет в>;
ежегодном послании* Федеральному
Собранию основные направления?
деятельности1
в ‘ области: военно-техничёскогог
сотрудничества;

в) принимает
решение об: установлении; военно-технического
сотрудничества- с. иностранными
государствами, а также решения о
приостановлении, прекращении и
возобновлении этого сотрудничества;:

г) устанавливает
ограничения в области . военно-технического
сотрудничества;:.. • ■ .

д) определяет
федеральные органы исполнительной1
власти по координации, контролю в
области военно-технического сотрудничества
и решению других задач государственного
регулирования в этой области, а также
создает в случае необходимости-
консультативные органы по вопросам
военно-технического сотрудничества:

е); определяет
порядок- осуществления;военно-технического:сотрудничества
Российской Федерации с иностранными
государствами, исключающий, нанесение
ущерба обороноспособности и безопасности
Российской Федерации, а. также
неоправданное вмешательство*
государственных органов во внешнеторговую
деятельность российских субъектов
военно- технического сотрудничества’,
ограничивающее, для ‘ них возможность
конкуренции с иностранными производителями
продукции военного

.
назначения; . ;
‘ ; ■ , , _

ж)1‘принимает решение
о создании в установленном / порядке
специализированных организаций;:,
являющихся государственными посредниками
при; осуществлений; внешнеторговой
деятельности в отношении продукции
военного назначения, ш- форме федерального
государственного унитарного предприятия,
основанного на праве хозяйственного
ведения, либо в форме открытого
акционерного


общества, 100 процентов акций которого
находится- в федеральной собственности-
или передано некоммерческой организации,
созданной Российской Федерацией в
форме государственной корпорации;

з) устанавливает
порядок предоставления; российским
организациям права на осуществление
внешнеторговой деятельности в отношении
продукции военного назначения;

и) определяет
порядок лицензирования в Российской
Федерации ввоза и вывоза продукции
военного назначения, экспорт и импорт
которой

:
подлежат контролю и осуществляются по
лицензиям. Указанный

.
порядок лицензирования предусматривает
рассмотрение /заявок и принятие решения
по ним в срок не более одного месяца;

к)
принимает решение по вопросу оказания
военно-технической помощи иностранным
государствам;;

л)
принимает решения по вопросам
сотрудничества с иностранными
государствами в области разработок
продукции военного назначения;

м)
принимает решение о передаче иностранным
заказчикам лицензий на производство
продукции военного назначения;н)
принимает иные решения в пределах своих
полномочий. Статья
92.

Полномочия
Президента по вопросам мобилизации в
Российской Федерации

1.
Президент Российской Федерации по
вопросам мобилизации и мобилизационной
подготовки в Российской Федерации
обладает следующими полномочиями:

а) определяет
цели и задачи мобилизационной подготовки
и мобилизации в Российской Федерации;

б) издает
правовые акты в области мобилизационной
подготовки и мобилизации;

в) обеспечивает
согласованное функционирование и
взаимодействие органов государственной
власти в области мобилизационной
подготовки и мобилизации;

г) устанавливает
порядок представления ежегодных
докладов о состоянии мобилизационной
готовности Российской Федерации;

д) веде1
переговоры и подписывает международные
договоры Российской Федерации о
сотрудничестве в области мобилизационной
подготовки и мобилизации;

е) в
случаях агрессии против Российской
Федерации или непосредственной угрозы
агрессии, возникновения вооруженных
конфликтов, направленных против
Российской Федерации, обьявляет общую
или частичную мобилизацию с незамедлительным
сообщением об этом Совету Федерации и
Государственной Думе;

ж) устанавливает
режим работы органов государственной
власти, органов местного самоуправления
и организаций в период мобилизации и
в военное время;

з) устанавливает
порядок организации работ по бронированию
на период мобилизации и на военное
время граждан, пребывающих в запасе и
работающих в органах государственной
власти, органах местного самоуправления
и организациях;

и) предоставляет
(приостанавливает) право на отсрочку
от призыва на военную службу по
мобилизации гражданам или отдельным
категориям граждан.

3.
Президент Российской Федерации кроме
полномочий, указанных в пункте 1 настоящей
статьи, осуществляет и иные полномочия
в области мобилизационной подготовки
и мобилизации, не урегулированные
настоящим соответствующим законом.

Статья
93.

Иные
полномочия Президента Российской
Федерации

Президент
Российской Федерации осущес1вляет иные
полномочия, возложенные на него
Конституцией Российской Федерации,
федеральными

7-х
-ьи

конституционными
законами, федеральными законами, указами
Президента Российской Федерации.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Комментарий к Статье 86 Конституции РФ

Осмысление нормативного содержания комментируемой статьи невозможно без учета всего комплекса положений Конституции, составляющих основы конституционного статуса Президента, прежде всего ст. 80, согласно которой Президент является главой государства и в этом качестве является его личностной персонификацией, определяет основные направления его внутренней и внешней политики и представляет Федерацию внутри страны и в международных отношениях. В частности, участие Президента в международных отношениях основывается на том, что он в отношениях с иными государствами и другими субъектами международного права действует в качестве суверена, выступающего от имени Российской Федерации и обладающего соответствующими прерогативами. Причем государство в данном контексте понимается не как система федеральных органов государственной власти, а в самом широком смысле этого слова, как это закреплено в ст. 1 Конституции РФ. При этом функции главы государства не ограничены субъектами, в отношениях с которыми эти функции проявляются.

Отсюда следует по меньшей мере три вывода, имеющих существенное значение для интерпретации нормативного содержания комментируемой статьи: во-первых, Президент является носителем как материальной власти в сфере внешней политики, так и органом, формирующим внешнюю политику Российского государства и контролирующим ее осуществление иными органами и должностными лицами; во-вторых, Россия, будучи федерацией, тем не менее является единым субъектом международного права; в-третьих, Российское государство в сфере внешних сношений «говорит одним голосом». В конечном счете речь идет о конституировании принципа единства внешней политики РФ и его организационных и материально-правовых гарантиях.

В связи с последним замечанием следует иметь в виду, что Конституция отнесла внешнюю политику и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира именно к ведению Российской Федерации (п. «к» ст. 71). Причем именно федеративное устройство России обусловило принятие Федерального закона от 04.01.1999 N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Кроме того, действует Указ Президента РФ от 12.03.1996 N 375 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации».

А. Глава государства, действующий во внешней политике в качестве суверена, осуществляет универсальное представительство государства и не нуждается в подтверждении своих полномочий — весьма обширных по кругу и значительных по весомости. В частности, согласно п. «а» комментируемой статьи Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Основы внешней политики, как и ее общие направления, излагаются в ежегодном послании Президента Федеральному Собранию. Президент утверждает военную и внешнеполитическую доктрины. После консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания он назначает дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях. Ему принадлежат значительные полномочия как Верховному Главнокомандующему, в том числе применение Вооруженных Сил в порядке самообороны, объявление нейтралитета, заключение перемирия и др.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

При этом содержание полномочия Президента по осуществлению руководства внешней политикой требует широкого взгляда на саму проблему; оно конкретизируется федеральным законодателем, актами самого главы государства, сложившимися в международных отношениях обычаями и действующими международными договорами, внутригосударственной практикой и т.п. В частности, руководство внешней политикой означает определение целей и задач внешнеполитического курса Российской Федерации. Оно также включает непосредственную реализацию этих целей и задач самим главой государства. Глава государства устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять внешнюю политику.

Он непосредственно руководит ими и осуществляет контроль за их деятельностью. При этом из взаимосвязанных положений ст. 80, 86 и ряда иных положений Конституции с очевидностью вытекает, что Президент должен располагать всей информацией обо всех действиях в международной сфере и в любой момент может взять на себя реализацию внешнеполитических функций, включая заключение межправительственных и межведомственных соглашений.

Таким образом, интеграционная и координационная функции главы государства в силу особенностей внешней политики и статуса самого Президента в данной сфере проявляются особенно отчетливо. В частности, полномочия Правительства в международной сфере определены Конституцией в самой общей форме: оно осуществляет меры по обеспечению «реализации внешней политики» (п. «д» ч. 1 ст. 114). Это означает, что Правительство осуществляет курс внешней политики, определяемый главой государства. Эти полномочия конкретизированы Законом о Правительстве РФ. Так, согласно его ст. 21 Правительство осуществляет меры по реализации внешней политики, обеспечивает представительство страны в других государствах и международных организациях, в пределах своих полномочий заключает международные договоры и обеспечивает выполнение обязательств по международным договорам, наблюдает за выполнением договоров другими участниками, защищает российских граждан за пределами территории РФ, выполняет некоторые другие функции.

При этом ст. 32 указанного Закона руководство МИД России (как и некоторыми другими) возлагает непосредственно на Президента. Это обусловлено тем, что МИД России по существу является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию конституционной функции главы государства в сфере внешней политики. Именно этим предопределены задачи Министерства, предусмотренные утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 865 (в ред. от 06.09.2008) Положением о МИД России:

1) разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту;

2) реализация внешнеполитического курса России в соответствии с Концепцией внешней политики РФ, утвержденной Президентом;

3) обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

4) обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности РФ, других ее интересов на международной арене;

5) защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;

6) содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики РФ и реализации ее международных прав и обязательств;

7) координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов РФ в целях проведения единой политической линии РФ в отношениях с иностранными государствами, международными организациями и реализации международных прав и обязательств РФ;

8) содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.

МИД России реализует и ряд иных полномочий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

В качестве специализированных органов внешних сношений выступают также другие министерства и государственные органы. Например, Закон о международных договорах РФ наделяет Генеральную прокуратуру полномочием осуществлять прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, заключать соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью (ст. 2). В Положении о Министерстве юстиции РФ предусмотрено, что оно заключает международные договоры РФ межведомственного характера по вопросам, относящимся к его компетенции. В международных отношениях по вопросам своей компетенции участвуют и другие министерства.

Парламент часто не относят к числу органов внешних сношений. Но в определении и осуществлении внешней политики он играет существенную роль. Парламент ратифицирует международные договоры РФ. Конституция специально оговаривает, что к его полномочиям относятся принятие федеральных законов по вопросам войны и мира, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за рубежом. Парламент вправе поддерживать межпарламентские связи, значение которых весьма существенно*(979).

Б. Согласно п. «б» комментируемой статьи Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ. Из монопольного права Президента на представительство Российской Федерации как особой международно-правовой личности во всей системе международно-правовых отношений вытекает, что для ведения переговоров и подписания международных договоров РФ он не нуждается в каких-либо дополнительных полномочиях, понимаемых в данном случае в качестве юридических прерогатив главы государства, составляющих существенный элемент его конституционно- и международно-правового статуса; они указаны непосредственно в Конституции и подтверждены практикой международных отношений — обычной и договорной.

Переговоры между заинтересованными в заключении договора сторонами являются основным методом подготовки текста договора. Они могут проходить по обычным дипломатическим каналам, в рамках международных конференций и международных организаций, могут вестись главой государства лично или по его поручению другими лицами, в этом случае наделяемыми специальными полномочиями.

С учетом сложившейся в течение столетий практики и Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. ст. 12 Закона о международных договорах РФ устанавливает, что Президент, Председатель Правительства и министр иностранных дел ex officio ведут переговоры и подписывают международные договоры РФ без предъявления полномочий. Федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции вправе вести переговоры и подписывать международные договоры РФ межведомственного характера также без предъявления полномочий.

Глава дипломатического представительства РФ в иностранном государстве или глава представительства РФ при международной организации вправе вести переговоры в целях принятия текста международного договора между Российской Федерацией и государством пребывания или в рамках данной международной организации без предъявления полномочий.

Президент может вести переговоры лично либо назначить для их ведения определенное лицо или лиц. В связи с этим указанный Закон в ст. 13 устанавливает, что полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров РФ предоставляются:

а) в отношении договоров, заключаемых от имени РФ, — Президентом; по вопросам, относящимся к ведению Правительства, — Правительством РФ. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента либо от имени Правительства МИД России;

б) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства, — Правительством. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Правительства МИД России;

в) в отношении договоров межведомственного характера — федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти.

В данном смысле полномочия представляют собой особые документы, подтверждающие право специально на то уполномоченных лиц, в которых оговариваются пределы их компетенции; в противном случае действия этих лиц не будут иметь юридического значения.

Подписание международного договора является наиболее распространенным способом выражения согласия на его обязательность, если, однако, в дальнейшем он не подлежит ратификации. В последнем случае подписание является формой установления аутентичности текста договора. Глава государства в силу п. «б» комментируемой статьи вправе подписать любой международный договор РФ. В этом смысле для него нет формальных ограничений, хотя в действительности он подписывает часть наиболее важных договоров, заключаемых от имени РФ и по вопросам, не относящимся к ведению Правительства или федеральных органов исполнительной власти.

В международных отношениях выработан ряд правил, регламентирующих процедуру подписания договоров. В частности, подписи представителей государств под двусторонним договором располагаются друг против друга или одна под другой. При этом действует принцип альтерната, т.е. чередования или поочередного старшинства: в экземпляре договора, предназначенном для данного договаривающегося государства, название этого государства, подписи его уполномоченных, печати, а также текст договора на языке данного государства помещаются на первом месте. Оно призвано отражать принцип суверенного равенства государств.

Что же касается многосторонних договоров, подписи представителей государств располагаются одна под другой, в алфавитном порядке названий государств на том языке, о котором договорились участники.

В. Согласно п. «в» комментируемой статьи Президент подписывает ратификационные грамоты. Ратификация — это утверждение международного договора уполномоченным на то органом государственной власти, т.е. выражение государством согласия на обязательность для него договора. Такое утверждение выражается в двух различных актах, относящихся к двум различным правовым системам: внутригосударственном — федеральном законе о ратификации и международно-правовом — ратификационной грамоте, подписываемой Президентом.

Венская конвенция о праве международных договоров устанавливает, что согласие государства на обязательность для него договора выражается ратификацией, если: а) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; б) участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации; в) представитель государства подписал договор под условием ратификации; г) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров. Отсюда следует, что международное право не устанавливает, какие договоры подлежат обязательной ратификации. Это определяется национальным правом государств, но может определяться и условиями самого договора. В частности, ст. 15 Закона о международных договорах РФ устанавливает, какие международные договоры РФ подлежат ратификации (см. комментарий к ст. 106).

В соответствии с Конституцией ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона, принимаемого Государственной Думой. Принятый Госдумой Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации и в случае одобрения им направляется на подпись Президенту. Закон о ратификации договора подлежит опубликованию.

Предложения о ратификации вносятся Президентом или Правительством в зависимости от того, кем были приняты решения о подписании. Предложение о ратификации международного договора должно содержать заверенную копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия договора законодательству РФ, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации. Депутаты Госдумы и члены Совета Федерации при обсуждении проекта международного договора, подлежащего ратификации, не вправе предлагать изменения аутентичного текста договора, делать к нему дополнения. Но они могут предлагать оговорки и заявления к многосторонним договорам, сохраняя неизменным ранее согласованный аутентичный текст.

На основании федерального закона о ратификации международного договора РФ составляется ратификационная грамота, которая подписывается Президентом и скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел*(980).

Участники двустороннего договора обмениваются ратификационными грамотами, грамоты о ратификации многостороннего договора сдаются на хранение депозитарию данного договора. Этими актами государство выражает свое согласие на обязательность для него договора в международном плане. До совершения этих действий согласие государства на обязательность договора считается не выраженным, а лишь заявленным как намерение.

В ратификационной грамоте обычно указываются орган, ратифицировавший договор, наименование ратифицированного договора, место и дата его подписания. Основная часть грамоты содержит полные тексты договора, заявлений и оговорок, если таковые были приняты, а также при их наличии — всех приложений, актов, схем, планов и дополнительных соглашений, составляющих международный договор. В заключительной части грамоты содержится заверительная формула о том, что данный договор будет применяться добросовестно. Здесь же ставится подпись и печать главы государства, скрепляемая подписью министра иностранных дел (контрасигнатура).

Г. Согласно п. «г» комментируемой статьи Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представлений. Установление дипломатических отношений осуществляется по соглашению государств. При этом установление дипломатических отношений не всегда влечет за собой учреждение представительства и обмен дипломатическими представителями.

Вручение верительной грамоты является завершающей частью процедуры назначения и принятия дипломатического представителя, называемой аккредитацией или аккредитованием. До официального назначения главы представительства государство должно получить согласие страны пребывания на назначение именно данного лица в соответствующем качестве (агреман). Страна пребывания может отказать в агремане без объяснения мотивов отказа. После получения агремана глава представительства становится persona grata (желательным лицом), и только после этого осуществляется его назначение, а глава представительства получает верительную грамоту, т.е. полномочие общего характера. Верительная грамота — документ, который выдается главам иностранных дипломатических представительств в ранге чрезвычайных и полномочных послов или посланников для удостоверения их представительского характера и аккредитования. Грамота выдается и подписывается главой посылающего государства, скрепляется подписью министра иностранных дел. Грамота адресуется главе Российского государства. В ней указываются имя и фамилия дипломатического представителя, а также его дипломатический ранг, определяемый по соглашению между МИД России и дипломатическим ведомством иностранного государства; подтверждаются полномочия представлять интересы его государства в Российской Федерации; содержится просьба верить его словам и действиям. Процесс аккредитации завершается вручением верительной грамоты Президенту, и с этого момента глава представительства юридически приступает к исполнению своих функций.

Миссия дипломатического представителя может быть завершена по инициативе его государства (отставка, болезнь, новое назначение). В этом случае Президенту главой государства, дипломатический представитель которого отзывается, направляется отзывная грамота. В отзывной грамоте Президент уведомляется о факте отзыва дипломатического представителя; в ней выражается мнение о том, что его деятельность содействовала поддержанию и развитию отношений между Российской Федерацией и страной, которую он представлял.

Отзывная грамота вручается Президенту вновь назначенным дипломатическим представителем одновременно с его верительными грамотами. Отзывные грамоты оформляются по той же форме, что и верительные грамоты.

Миссия главы дипломатического представительства может быть завершена и по инициативе Российского государства в случае его объявления persona non grata (нежелательным лицом). Для этого должны быть достаточно серьезные основания. Что же касается прекращения деятельности всего представительства, основаниями для этого могут явиться прекращение дипломатических отношений, состояние войны, прекращение существования государства-контрагента.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • В период руководства ссср ю в андроповым что произошло
  • Витамины виташарм инструкция по применению цена
  • Лепка из пластилина для малышей 2 3 пошаговая инструкция колобок
  • Эстрогиал крем инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Либхер премиум ноу фрост инструкция liebherr sbs 7212