В руководство игрой входят

В организации игры
проявляется мастерство педагога. В
руководство игрой входят наблюдение
за каждым играющим и игрой в целом,
регулирование нагрузки, коррекция
неправильных действий, стимулирование
и эмоциональная поддержка играющих,
предотвращение конфликтных ситуаций.

Выбор игры и
методика её проведения диктуются в
первую очередь степенью ограничения
подвижности ребёнка, его физическими
и психическими возможностями. При этом
учитывается истинный возраст,
соответствующий уровню развития ребёнка
на данный момент.

Организация детей
в игре – важное условие её успешного
хода. Игры проходят интересно, если
команды и участники равны по силам.

Регулировать
нагрузку в процессе игры можно различными
способами: сокращением длительности
игры, введением перерывов отдыха,
изменением количества играющих,
уменьшением поля игровой площадки,
изменением правил, переключением на
другую игру, сменой ролей играющих.
Заканчивать игру надо своевременно. Её
затягивание может привести к потере
интереса у детей.

Этапы организации
и методики проведения подвижных игр:

  1. выбор игры (зависит
    от коррекционных задач и возрастных
    особенностей детей, степени их
    подготовленности и количества участников,
    погодных условий, места проведения).

  2. подготовка места
    игры (необходимо принять меры
    предосторожности, наметить границы).

  3. подготовка
    инвентаря (инвентарь необходимо
    продумать и приготовить заранее).

  4. разметка площадки
    (границы должны быть ярко очерчены,
    линии границ намечаются не ближе 3
    метров от препятствий).

  5. размещение играющих
    (прежде чем начать игру, необходимо
    указать играющим исходное положение
    так, чтобы они хорошо видели и слышали
    ведущего).

  6. объяснение игры
    (любая игра объясняется в следующей
    последовательности: название игры,
    роли играющих и их расположение на
    игровой площадке, правило и ход игры,
    определение победителя).

  7. выделение водящих.

  8. распределение на
    команды.

  9. судейство
    (объективное и точное судейство имеет
    особое значение в играх с разделением
    на команды, где ярко проявляется
    соперничество и каждая команда
    заинтересована в выигрыше).

  10. дозировка нагрузки
    (объективный и лёгкий способ – это
    дозировка по ЧСС).

  11. окончание игры
    (игра заканчивается, как только у
    играющих появляются первые признаки
    утомления, и снижается интерес).

  12. подведение итогов.

Нагрузка в подвижных
играх.

Существует несколько
зон интенсивности для игр с разной
степенью подвижности.

  1. ЧСС до 100 уд/мин –
    зона самой низкой интенсивности. Игры
    из исходного положения – сидя, лёжа.

  2. ЧСС 100-120 уд/мин –
    зона умеренной интенсивности. Это игры
    на внимание, четкость, координацию,
    быстроту реакции.

  3. ЧСС 120-140 уд/мин –
    зона тонизирующей нагрузки. Двигательная
    активность в этой зоне является наиболее
    типичной для многих подвижных игр.
    Продолжительность 1 игры – 2-3 минуты,
    но повторяются игры многократно.

  4. ЧСС 140-160 уд/мин –
    зона тренирующего воздействия. Это
    игры, переходные к спортивным, а также
    спортивные игры по упрощенным правилам.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

         Руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста.

Игра-ведущий вид деятельности, так как вызывает качественные изменения в психике ребенка.  Дети играют, потому что развиваются, а развиваются, потому что играют. Для возникновения игры необходимы следующие условия:

-наличие впечатлений от окружающего мира;

— наличие игрового материала, возобновляющего яркие жизненные впечатления и стимулирующего  возникновение игры;

-общение с взрослыми, в ходе которого игровые ситуации занимают значительное место, формируют у детей навыки положительного  общественного поведения.

В дошкольной педагогике существуют различные подходы к руководству детской игрой. Одним из перспективных направлений является методика комплексного руководства игрой. Разработкой данного направления занимались ученые Е. В. Зворыгина, Н. Ф. Комарова, Н. Т Гринявичене, А. Д. Саар под научным руководством С. Л. Новоселовой.

Как показала практика, внедрение этой методики позволяет к концу дошкольного возраста сформировать полноценную самодеятельную творческую игру, что является важным условием подготовки детей к школе и переходу их к следующей ведущей деятельности — учебной.

Содержание работы организуется в соответствии с возрастом воспитанников

Группа раннего возраста — приобщение детей к разным играм:

2-я младшая группа — обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры

Средняя группа — освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, (подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм).

Старшая группа — обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным и др.)

Подготовительная группа — формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм — фантазированиям, играм в самодельной предметной среде.

Комплексное руководство игрой включает четыре внутренне связанных общим содержанием компонента, которые одинаково важны в процессе формирования игры. Их можно представить следующим образом:

-обогащение знаний детей, расширение представлений об окружающем;

-обогащение игрового опыта;

-создание развивающей предметной среды;

— активизирующее общение взрослых с детьми.

Обогащение знаний детей («во что» играть). Ребнок играет не с игрушкой, а со сложившимся у него образом мира. Можно завалить ребнка игрушками определнной тематики, но если он смутно представляет себе, что это такое, что здесь может происходить, — игры не возникнет (это было показано ещ в исследованиях Д. Б. Эльконина). Если же ребнок увлечн чем-то, он будет играть даже при полном отсутствии игрушек: нужные предметы и персонажей легко заменят камушки, палочки и т. д. Необходимо обогащать представления детей о самых разных областях действительности (от земли до космоса). Причм эти знания должны иметь не столько «энцеклопедический» характер, сколько практический, действенный, это должно быть «живое» знание. Обогащать знания детей и о социальных взаимоотношениях в разных областях действительности. Информация должна быть эмоционально значимой для ребнка, вызывать желание поучаствовать в сходной ситуации, применить на себя тот или иной образ, прожить то или иное событие.

Обогащение игрового опыта детей («как» играть). Обычно передача и обогащение игрового опыта происходят естественным путм – от старших детей к младшим через включение в общие игры. В современных условиях задачу обогащения игрового опыта должен взять на себя педагог. Педагог должен играть вместе с детьми (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова) (выступал партнром ребнка, более опытным, знающим, а не «учителем» в школьном смысле этого слова) В обогащении игрового опыта нуждаются как младшие, так и старшие дошкольники (совместные игры педагога со старшими детьми, т. к. их игры примитивны, структурно и содержательно обеднены, не развиты).Обогащение игрового опыта не должно подменять собой самодеятельную детскую игру (у ребнка должна быть возможность поиграть самостоятельно

Создание развивающей предметной среды. Игровая предметная среда должна соответствовать возрастным особенностям детей и следующим требованиям: — Проблемность (ребнок, действуя в такой среде, обнаруживает и практически решает комплекс задач, возникающих у него по ходу деятельности); — Обобщнность (нейтральность по отношению к смысловому полю игры, функциональная универсальность) — Сомасштабность элементов игровой среды между собой, позволяющая сочетать е элементы в любых комбинациях; — Трансформируемость игровой среды в соответствии с меняющимися игровыми задачами.

Активизирующее общение взрослого с детьми. Оно необходимо каждый раз, как только самодеятельная детская игра начинает «стопориться». Помочь продолжить сюжетную линию, предложить неожиданный новый сюжетный поворот можно как во время игры, так и вне е. Младшие дети охотно принимают новую интересную проблемную ситуацию, которую им предложит взрослый. Вмешиваться в игру старших либо не следует, либо делать это надо крайне деликатно, входя в игру так, чтобы не разрушить е. Чаще всего проблемы у детей бывают с началом игры. Педагог может помочь организовать игру, начав сюжетное действие, а потом незаметно выйти из не, когда дети перехватили инициативу

Основные требования к игровой среде

Младший возраст. Динамические игрушки, игрушки-орудия (каталки, сачки, палки и т. д., разнообразные дидактические игрушки, направленные на формирование сенсорных эталонов, обобщённые по образу сюжетных игрушек и разнообразной атрибутики, сомасштабной этой игрушке (фигурки людей, животных, соответствующая мебель, посуда и т. д). Особое значение имеет введение предметов-заместителей, (бруски, бросовый, а в среднем возрасте поделочный материал (принцип полифункциональности); показать как с ними играть).игрушка служит побудителем игры, в зоне доступности все игрушки,

Средняя группа. Более разнообразные по тематике образные игрушки. Многообразные игрушки для перевоплощения (шапочки, фартуки, платки, халаты и т. д.). Обязательно иметь не детализированные костюмы, а их элементы, которые позволяют именно почувствовать себя в образе. С этого же возраста необходимо менять игровые уголки на варианты обобщённой предметно-игровой среды. (это может быть модульная среда, а также средства оформления игрового пространства: ткани, ширмы, укромные уголки (принцип полифункциональности и трансформируемости). Исследования 80-х г. (Н. -Э. Т. Гринявичене) показали, что строгое зонирование приводит к типизации игры, игра ритуализируется, замыкается в рамки заданной взрослым регламентации. Модульная среда максимально эффективна при наличии сюжетных игрушек.

Старший дошкольный возраст. Остаётся максимально обобщённой. Принимают участие в создании предметно-игровой среды самостоятельно, создают фигурки героев своей игры, целые города жителей. В дело идёт весь бросовый материал (лоскуты. Фантики, пробки и т. д. создают квартиры в коробке для маленьких кукол. Игрушки сделанные руками детей-самодельные должны широко использоваться в игре. А не только стоять на выставке. Умение создать игрушку самому — это умение создать орудие совей деятельности, это умение организовать собственную деятельность в соответствии со своими потребностями.

Процесс руководства сюжетно-ролевой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием. Исходя из этого принципа ученые выделяют 3 группы методов

Первая группа методов — обогащение детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни- наблюдения; экскурсии; встречи с людьми разных профессий; чтение художественной литературы; беседу; беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его; рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране; составление детьми рассказов на определенныетемы, связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; этические беседы.

Вторая группа– это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности- непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли ;оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов; поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др.); беседы; поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий,проведение конкурсов на лучшее придумывание элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительность речи, мимики, жестов.

Третья группа методов — обучение детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек.

Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путем складывания (лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы и др., из тонкого картона по выкройкам; изготовлению игрушек из природного и дополнительного материала (катушек, картонных коробок разной формы и величины и др.

Немаловажную роль для развития игры имеет умение детей использовать предметы-заместители (кирпичик вместо мыла и т. д. ,чем больше предметов заместителей дети внесут, тем интереснее и содержательнее игра.

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.

Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

Взрослый должен давать детям образцы общения с различными людьми, эталоны эмоциональных переживаний, внимательно следить за реакцией детей, пытаться направить их коммуникации, способствовать адекватному и эмоциональному общению в процессе игры. В ходе обучения игре взрослый выполняет функции организатора и руководителя игровой деятельности.

Старший дошкольный возраст.

Приемы прямого руководства.

— Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) .

Приемы косвенного руководства.

— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)

— расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,

— включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого:

— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность

— спланировать ход игры, последовательность действий

— распределить роли, согласовать замысел,

— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,

— наблюдение за игрой детей,

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,

— создать игровую ситуацию,

— индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Воспитанники моей группы-дети шестого года жизни.

Основная задача руководства играми старших детей – развитие у них самостоятельности и самоорганизации: формирования умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета (обычно, в игре соединяется несколько сюжетов, подготовить игровую обстановку.

Продолжается и работа по расширению знаний. Предлагаются новые темы

Дети старшего возраста не испытывают особых трудностей при сговоре, при распределении ролей, т. к. объединяются на основе общих интересов, личных симпатий, возникают устойчивые игровые группировки. Но часто дети лидеры, дети – «звезды» берут на себя все время главные роли, намечают содержание игры, не прислушиваясь к другим, «оценивают» правильность исполнения роли. Часто в игре одни все время командуют, другие подчиняются. Перед игрой необходима воспитательная работа по формированию положительных взаимоотношений детей группы, подчеркивать индивидуальность, способности каждого ребенка. В игре вводить новые роли, поощрять новые замыслы разных детей, хвалить ха выдумку, удачное выполнение ролей. Воспитатель может, при необходимости, участвовать в сговоре, помочь детям разрешить конфликт. Участвуя в сговоре, воспитатель может направить внимание на подбор основного оборудования, предложить новую роль и обсудить ее, подсказать сюжетные линии, приучает к элементарному планированию, к самостоятельной организации игровой обстановки.

Мои дети играют в игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле,игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).

Ребенок развивается в процессе общения с взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становиться необходимым условием развития ребенка. Формирование игровой деятельности у детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни.

Для этого использую косвенное руководство игрой через

• наблюдения;

• беседы;

• чтение художественной литературы;

• занятия (особенно речевые)

• рассмотрение иллюстраций;

• ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;

• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками);

• игры (конструктивные, дидактические, подвижные);

• изобразительная деятельность;

• игры-имитации;

• мнимые «телефонные разговоры»;

• придумывание историй для планирования игры, например,«Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай»;

• «домашние задания», которые приучают ребенка к самостоятельному поиску информации (например,«Как мама убирает. Что делает сначала, что потом»).

А так же внесение игрушек и создание игровой обстановки до начала игры. Это используется для того, чтобы вызвать интерес к новой теме игры. Внесение новых игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес детей.

Прямое руководство (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др) дают мне возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих и т. д. Основное условие их использования — сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.

Заключение

На ход игры в старшем возрасте большое внимание оказывает сформированность детского коллектива, положительная оценка воспитателем отношений между детьми, дружба, а так же взаимооценка детей друг другом, так как в этом возрасте на первом плане в игре выступают отношения.

Похвала очень сильный стимул в детском возрасте, поэтому любые проявления инициативы по включению в игру новой сюжетной линии является хорошим подходом в стимулировании игры.

Надо сказать о том, что вся деятельность современного педагога в руководстве различными играми должна сводиться к тому, чтобы воспитать в детях творческую инициативу, организаторские способности, воспитывать чувство уверенности в своих силах, коллективизм, дружелюбие, отзывчивость и другие нравственные качества.

Руководство
подвижной игрой

Несмотря на то, что дети очень любят играть в
подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую,
самостоятельно. Это характерно для всего периода младшего дошкольного детства.

Подвижные игры с малышами всегда организует
воспитатель, хотя часто они могут быть начаты по желанию детей.

При проведении подвижной игры необходимо
помнить о выполнении основных образовательно-воспитательных задач. Одной из
таких задач является развитие и совершенствование движений детей. Малыши должны
соблюдать, хотя бы в общих чертах, обусловленный сюжетом и правилами способ
выполнения движений. По мере приобретения детьми двигательного опыта требования
к выполнению движений должны увеличиваться. Вторая задача — приучать детей
действовать в коллективе в соответствии с правилами игры. При этом большое
внимание уделяется воспитанию у детей организованности, дисциплины, умения
сдерживать себя, выполнять двигательные задания по сигналу.

Выполнение этих задач зависит от того, как
педагог сумеет привлечь малышей к игре, заинтересовать их. Одним из важнейших
условий при этом является общение детей со взрослым и между собой.

Для развития личности ребенка третьего года
жизни еще сохраняется та огромная роль постоянных контактов ребенка со
взрослыми, которая так ярко проявляется на предшествующих этапах развития. В
раннем возрасте все разнообразие возникающих отношений может быть реализовано
лишь в совместной деятельности со взрослыми. К 2-3 годам отношения между
взрослым и ребенком развиваются, изменяются, усложняются. Взрослый становится
уже руководителем самостоятельной деятельности ребенка. Это руководство
осуществляется путем показа, а также посредством словесного рассказа,
объяснений и указаний.

В освоении детьми новых движений, в развитии
самостоятельной двигательной активности ребенка воспитателю принадлежит ведущая
роль.

Очень важно, чтобы воспитатель был в игре не
только исполнителем ответственной роли, но и просто рядовым участником
(птичкой, зайкой и т. п.). Малыши с удовольствием играют, когда взрослые
проявляют интерес ко всем их действиям в играх и сами в них активно участвуют,
показывая пример правильного выполнения движений. Веселый, ласковый тон
воспитателя подкупает малышей, им передается его радостное настроение. В таких
случаях дети очень внимательно прислушиваются к каждому слову педагога,
выполняют все его требования, охотно повторяют игры, хорошо их усваивают.

Подвижные игры, подготовка к ним имеют большое
значение для развития общения детей: выполнение движений, заданий старшими
является примером для малышей, важным условием их активизации; в то же время
старшие привыкают помогать малышам, заботиться о них. Дети 2,5-3 лет очень
отзывчивы и с большей готовностью оказывают помощь маленьким. Но эта
отзывчивость проявляется в том случае, если воспитатель вовремя тактично укажет
ребенку, что нужно помочь товарищу, напомнит, как нужно себя вести.

При организации подвижных игр, как в первой,
так и во второй младшей группах в начале учебного года можно наблюдать, как некоторые
дети не хотят принимать участия в общей игре. Чаще всего это дети, которые
недавно пришли в детский сад и еще недостаточно освоились в коллективе. Они
стоят в сторонке, смотрят, как играют другие, и при этом эмоционально выражают
свое отношение к происходящему: улыбаются, хлопают в ладоши, подпрыгивают, стоя
на месте. Воспитатель не должен требовать обязательного участия всех детей в
игре с первых дней; постепенно освоившись, они сами будут включаться в игры и с
удовольствием играть. Но есть дети застенчивые, они и хотели бы поиграть, но
побаиваются. Таким надо помочь, взять за руку, предложить вместе побегать,
спрятаться, подбодрить их. При внимательном и чутком отношении воспитателя
такие дети через несколько дней становятся активными участниками подвижных игр.

Ответственным моментом, влияющим на ход игры,
является объяснение ее воспитателем. Объяснять малышам игру надо эмоционально,
выразительно, стараясь интонациями своего голоса охарактеризовать персонажей.
Например, о зайчиках, птичках нужно говорить нежно, ласково, а о медведе,
который пугает зайчиков, — низким голосом, несколько грубее. При объяснении
необходимо обратить внимание на сигналы, по которым дети в ходе игры меняют
свои действия. Произносить слова, сопровождающиеся теми или иными движениями
нужно четко, не торопясь: несколько громче следует произнести последнюю фразу
текста, если она служит сигналом к смене движений.

Объяснение сюжетных игр детям младшего
дошкольного возраста должно быть коротким образным рассказом и вызывать у ребенка
яркие представления о тех персонажах, которых он будет изображать в игре. Такое
эмоционально-образное преподнесение содержания, сюжета игры, лишенное
дидактизма, свойственного объяснению при прямом обучении, в упражнениях, и
отвечающее конкретному характеру мышления и восприятия детей, проходит очень
непринужденно и помогает малышу лучше представить игровую ситуацию, войти в
образ и более выразительно воспроизводить характерные для этого образа
движения.

Объяснение подвижной игры детям младшего
дошкольного возраста часто совпадает по времени (идет почти параллельно) с
началом и развертыванием самой игры. Например, воспитатель говорит, что сейчас
все будут играть в игру «Птички в гнездышках», и тут же предлагает
детям занять гнездышки (заранее нарисованные кружки или поставленные
скамеечки). Затем, продолжая объяснение, он говорит, что по сигналу
«Солнышко!»

все птички вылетят из гнездышек и будут
летать, при этом он показывает, как они будут летать, и предлагает
детям-птичкам полетать вместе с ним. Через некоторое время воспитатель
объявляет: «Дождик пошел, все птички прячутся в гнездышки», — и
поясняет, что все должны убежать и стать в свои кружки. Дети постарше, из
второй младшей группы, объяснение некоторых простых игр могут выслушать от начала
до конца, но в ходе игры воспитатель все время дает пояснения, уточняет
движения, добивается большей точности выполнения движений и правил.

При объяснении игры воспитатель использует
довольно большое количество слов, различные интонации, что значительно обогащает
речь детей. Дети, даже самые маленькие, не принимающие активного участия в
игре, всегда с большим вниманием прислушиваются к словам воспитателя.

Игровые упражнения также сопровождаются
пояснениями, приговариванием от начала до конца. Такие пояснения, своеобразное
подсказывание по ходу действия, помогают ребенку достичь определенного
результата в выполнении движения. Например, руководя действиями детей в игровом
упражнении «С кочки на кочку» (I вариант), воспитатель говорит:
«Теперь Коля будет переправляться через ручеек. Иди, Коля, не бойся,
ручеек неглубокий». «Осторожно, Коля, не спеши, — предупреждает
воспитатель, — не то попадешь в воду, промочишь ноги. Вот молодец! Сейчас ты
хорошо идешь, прямо на кочки ступаешь. А теперь сделай шаг пошире, чтобы попасть
на бережок». Попутно воспитатель разговаривает и с другими детьми,
подготавливая их к выполнению задания, «Олечка, а ты хочешь перейти через
ручеек?» — спрашивает он. Девочка смущенно улыбается и ничего не отвечает.
Кто-то из ребят говорит, что она боится. Воспитатель ободряет ребенка: «Мы
с Олей вместе пойдем через ручеек, возьмемся за руки, вот нам и не будет
страшно. Да?»

Постоянное словесное общение со взрослыми
доставляет детям радость и приносит большую пользу развитию их речи,
воображения.

Важным условием, вызывающим у малышей интерес
к игре, является непосредственное участие воспитателя в игре, проявление его
заинтересованности. Воспитателю часто приходится совмещать руководство игрой с
выполнением ответственной роли, так как дети даже второй младшей группы не.
могут еще хорошо справляться с этими обязанностями, хотя и проявляют к ним
большой интерес. Малышей не смущает то обстоятельство, что воспитатель, будучи,
например, медведем, делает им замечания по выполнению движений, напоминает
правила игры. Они охотно подчиняются его указаниям и в то же время воспринимают
его как активного участника игры.

Дети 2-3 лет стараются подражать воспитателю в
выполнении движений.

Однако малыши еще недостаточно владеют своим
телом и не могут точно выполнить движение, предложенное воспитателем. Например,
идя по мостику (по доске или между параллельными линиями), дети наступают мимо
его краев, не обращая на это внимания. Не следует настойчиво указывать ребенку
на его ошибки, не дав ему освоиться с новым движением.

Воспитатель должен быть очень тактичным с
малышами. Предъявляя им определенные требования и добиваясь их выполнения, он
не должен быть навязчивым и часто повторять замечания, подчеркивающие
недостатки ребенка. Нельзя, например, без конца напоминать ребенку, что он не
выполнил того или иного задания, потому что он неловкий, трусливый, неумелый.
Маленькие дети обижаются на такие замечания, у них пропадает желание
участвовать в коллективных играх, упражнениях. Для совершенствования движений
детей воспитатель в ходе игры может использовать разные приемы: показ,
пояснения, указания, игровые образы. Например, в игре «Мой веселый звонкий
мяч» воспитатель предлагает детям подпрыгивать повыше, как мячики, может
показать, как надо подпрыгнуть повыше и мягко приземлиться, поощряет малышей,
хорошо выполняющих движение.

Активное, заинтересованное участие педагога в
игре доставляет малышам большую радость, создает хорошую эмоциональную
атмосферу, способствует вовлечению в игру всех детей, активизирует их действия.

В процессе подвижной игры воспитатель следит
за выполнением правил, за взаимоотношениями детей, за их состоянием. Все это
очень важно, так как нарушение правил, например, со стороны большинства детей,
или слишком возбужденное их состояние являются признаками утомления. В этом
случае игру надо прекратить, переключить детей на более спокойную деятельность.

Как подготовиться к игре

Подготовка к игре состоит из нескольких важных
моментов. Одним из них является предварительное ознакомление воспитателя с
содержанием подвижных игр, причем необходимо знать игры не только своей группы,
но и смежных возрастных групп, особенно предшествующей данному возрасту.

Хорошее знание практического материала
позволит педагогу легче справиться с подбором игр в соответствии с возрастными
особенностями детей, их подготовленностью, правильно выбрать игру в зависимости
от условий проведения, количества детей, наличия пособий, состояния погоды,
воспитательных задач и т. п.

Второй момент — это подготовка к проведению
уже конкретной игры. Здесь необходимо прежде всего знать, в каких условиях
будет проводиться игра: на участке или в помещении, в групповой комнате или в
зале, с каким количеством детей. Это поможет воспитателю заранее продумать, как
разместить играющих на имеющемся пространстве, чтобы они могли свободно
двигаться. Заранее нужно уточнить и содержание игры, ее правила, повторить
текст (если он есть в игре), продумать приемы активизации детей, использование
отдельных пособий, игрушек. Малышей до игры надо познакомить с неизвестными им
персонажами при помощи картинки, игрушки, сказки. Это поможет им быстрее
освоить игровые действия.

Третий момент подготовка непосредственно перед
игрой обратить внимание на гигиеническое состояние помещения или площадки, где
будет проходить игра: в групповой комнате или зале надо провести влажную
уборку, открыть фрамуги, форточки или окна.

При проведении подвижных игр на свежем воздухе
площадку следует освободить от посторонних предметов, подмести, и если
возникает необходимость, то предварительно полить, чтобы не было пыли! Не
следует ограничиваться только групповой площадкой. Можно использовать и
прилегающие непосредственно к ней участки, дорожку вокруг здания детского сада.

Важное значение имеет одежда и обувь играющих.
Костюм и обувь не должны стеснять движений, поэтому перед игрой надо по
возможности облегчить одежду детей, предложить им снять лишние теплые вещи,
переобуть их в тапочки, если игра проводится в помещении. Переодевать детей
полностью в физкультурную форму нецелесообразно, так как это займет больше
времени, чем сама игра.

При проведении подвижных игр на участке в
холодные периоды года надо следить за тем, чтобы дети не были излишне тепло
укутаны: во время игры это стесняет движения и быстрее приводит к перегреванию,
что может вызвать простудные заболевания.

Непосредственно перед игрой воспитатель
подготавливает необходимое количество пособий (флажков, кубиков, погремушек и
т. п.), раскладывает их так, чтобы детям было удобно ими пользоваться,
размечает места для играющих (домики, гнездышки для птичек, норки для мышек,
место, где сидит кот или располагается гараж для автомобиля, и пр.).

Маленьких детей, особенно третьего года жизни,
необходимо предварительно ознакомить с теми предметами и движениями, которые
будут использованы в игре. Надо дать им возможность рассмотреть пособия,
игрушки, попробовать действовать с ними, приподнять, поиграть, с тем, чтобы при
выполнении упражнений или во время игры дети не отвлекались от их главной цели.
Такая подготовка обеспечивает радостное и активное отношение ребенка к
выполнению задания, помогает более быстрому усвоению им основного смысла и
правил игры или игрового упражнения.

Для детей четвертого года жизни также очень
важно ознакомление с обстановкой, в которой будет проходить игра. Иногда бывает
необходимо заранее познакомить детей с персонажами игры и их движениями,
которым они будут подражать. Предварительная подготовка детей к выполнению
заданий в игре или игровых упражнениях может проводиться в течение нескольких
дней или накануне игры.

Непосредственно перед началом игры малышей
можно привлечь к расстановке игрушек и пособий. Такое активное участие в
подготовке повышает их интерес к игре, к выполнению игровых заданий. Так,
например, перед проведением игр «Поезд», «Птички в гнездышках»,
«Воробушки и автомобиль» воспитатель не всегда может расставить
стулья предварительно. Он обращается к детям с предложением поиграть и начинает
ставить стулья так, как это нужно для игры; поясняя им, что это вагончики или
гнездышки, он просит детей постарше принести стулья. Малыши, подражая старшим,
тоже идут за стульями. Воспитатель должен подбадривать малышей, помогать им
ставить стулья ровно, а также напомнить тем, кто постарше, чтобы они помогли
маленьким принести и поставить стулья и сесть на них.

Когда все продумано и подготовлено заранее,
воспитатель может провести игру с большей пользой для детей, обращая все свое
внимание при руководстве игрой на выполнение поставленных ею задач.

Индивидуальный подход к детям при проведении
игр

Индивидуальный подход к каждому ребенку во
время игр и упражнений является непременным условием правильного руководства
деятельностью детей. Сюжеты, правила и организация предложенных игр несложны, к
тому же они вполне допускают выполнение заданий в соответствии с возможностями
и желаниями каждого ребенка. Например, в ходе игры дети должны проползти на
четвереньках определенное расстояние до указанного места, где лежит погремушка,
флажок и т. п. По пути к игрушке надо проползти под деревянной дугой. Некоторые
малыши, увлеченные игровым заданием, не могут сразу проползти все расстояние, и
они, после того как проползут под дугой, встают и идут или бегут к игрушке,
которую надо поднять над головой и показать остальным. Не следует требовать от
ребенка, особенно на первых порах, обязательно проползти все расстояние.
Главное — вовлечь детей в активную и полезную для них деятельность, и эта цель
достигнута: дети упражняются в ползании, подчиняясь при выполнении задания
определенному правилу.

Подвижность детей младшего дошкольного
возраста чрезвычайно разнообразна, но многие из них не обладают еще
необходимыми двигательными навыками и умениями, движения их ограничены и
однообразны. Они не умеют организовывать свою самостоятельную деятельность, не
умеют пользоваться разными игрушками. Воспитатель должен постоянно иметь в виду
таких детей, побуждать их к активности, подбирать для них специальные задания и
поручения. Некоторые дети в возрасте 2 лет с интересом наблюдают за играющими,
переживают их удачи и неудачи, но сами предпочитают не включаться в игру. На
вопрос воспитателя: «Нравится вам, как дети играют?» — отвечают
утвердительно, а на предложение пойти поиграть вместе со всеми отвечают
категорическим отказом. Воспитатель старается подобрать каждому такому ребенку
интересное задание, упражнение, которое он захотел бы выполнить самостоятельно
на виду у всех детей. Только после долгой индивидуальной работы удается
привлечь ребенка к совместным играм.

В то же время в любой группе детского сада
всегда есть чересчур активные дети, у которых наблюдается частая смена видов
двигательной деятельности. Ребенок не сидит на месте ни минуты: он то бежит за
мячом, то берет его в руки и тут же бросает на пол, то залезает на стул, а
потом начинает бегать по комнате без всякой цели. Такие беспорядочные,
нецелесообразные действия чрезмерно возбуждают ребенка. Он быстро устает,
становится капризным и непослушным. Беспокойное поведение одного ребенка
зачастую передается и другим детям. Подражая ему, они тоже вовлекаются в
беспорядочную шумную деятельность. В таких случаях воспитателю целесообразно
переключить внимание детей на более спокойное занятие, игру. Можно предложить,
например, кому-нибудь из детей пройти по узкой доске, лежащей на полу, пронести
на ладони вытянутой вперед руки маленький резиновый мячик. Малыши быстро
отзываются на интересное для них предложение и переключаются на выполнение
организованного воспитателем игрового задания — одни как исполнители, другие
как зрители.

Но не надо думать, что педагог должен
беспрерывно вмешиваться в деятельность детей. Ребенок второго и третьего года
жизни испытывает свои способности и возможности в каждом новом, доступном ему
движении. Повторение такого движения, являясь для него своеобразной игрой,
доставляет ему большое удовольствие.

Для ребенка этого возраста характерно, что его
деятельность зачастую определяют окружающие его предметы. Обнаружив, например,
что стул или ящик с кубиками можно передвигать с места на место, малыш сейчас
же начинает толкать этот стул или ящик, радуясь тому, что он двигается.
Подобные проявления вполне естественны для младших дошкольников, и не следует
их постоянно пресекать. Надо следить лишь за тем, чтоб интерес к таким
однообразным действиям не овладел ребенком на слишком большой срок.

Хотя у детей третьего года жизни и развиваются
интенсивно навыки общения со сверстниками, ребенок этого возраста, как правило,
любит играть один, не ищет себе партнера, а двигательные задания с
удовольствием выполняет вдвоем с воспитателем. Педагог должен время от времени
заниматься индивидуально с каждым ребенком, развивая его движения. Особенно это
важно для детей застенчивых.

После 2,5 лет все более возрастает
самостоятельность ребенка в выполнении игровых заданий. Его начинает занимать
результат своих действий. «Я сам» — это выражение прочно входит в
словарь малыша. Там, где это безопасно, надо дать ему возможность проявить свои
силы, излишне не опекать его, приучать к преодолению трудностей.

Дети 3 лет с удовольствием включаются в
организованные воспитателем подвижные игры, но и в этом возрасте у них имеются
значительные индивидуальные различия в проявлении двигательной активности как в
самостоятельной, так и в организованной деятельности. Активность детей в
подвижных играх зависит в большой мере от уровня общей и физической
подготовленности, а также от степени адаптации ребенка к условиям жизни в
детском саду.

Дети, недавно пришедшие в детский сад из
семьи, как правило, и в этом возрасте часто робки, не умеют действовать в
коллективе сверстников, отличаются более низкой физической подготовленностью.
Поведение таких детей в подвижных играх на первых порах характеризуется тем,
что они начинают движение не одновременно со всеми, в ходе игры часто
останавливаются, присматриваются к тому, что и как делают другие. Малыши боятся
быть пойманными, поэтому стараются не отходить далеко от условного домика,
гнездышка, держатся напряженно, настороженно, боясь пропустить сигнал, часто
возвращаются в домик, не дождавшись сигнала. Движения их неловки,
некоординированны. Отмеченные особенности поведения говорят о недостаточном
жизненном опыте детей, в том числе и двигательном. Естественно, что их
двигательная активность в подвижных играх гораздо ниже, чем у детей, посещавших
ранее детские учреждения. Однако это характерно для них лишь в первые месяцы,
пока они осваиваются в коллективе, привыкают к режиму детского сада, набираются
сил и двигательного опыта. Постепенно, по мере адаптации, во второй половине
учебного года двигательная активность детей, пришедших из семьи, повышается и
выравнивается с двигательной активностью других детей. К этим детям в начале
года при проведении подвижных игр воспитатель должен проявлять больше внимания,
побуждать их к активной деятельности, подбадривать. Педагог привлекает детей,
более опытных, к тому, чтобы они помогали малышам, затрудняющимся в выполнении
заданий, были бы внимательны к ним во время игры, старались бы не толкать их,
оказывали им помощь в нахождении своего места, в выполнении правил и т. п.

В этом возрасте отмечается и обратное явление.
У некоторых детей двигательная активность в подвижных играх в начале года
довольно высока, а к концу года наблюдается некоторое ее снижение. Это
происходит с детьми несколько более старшими по возрасту и более
подготовленными. Такие дети очень активны в начале года, охотно откликаются на
предложение воспитателя поиграть, играют с интересом. Во второй половине года,
когда они владеют более сложными движениями, умеют кататься на велосипеде, сами
организовывают игры, не всегда охотно откликаются на предложение поиграть в
подвижную игру.

Воспитателю следует учитывать интересы детей.
Участие в игре без интереса не вызывает у малышей достаточной активности,
инициативы, а, наоборот, ведет к их снижению. Дети, включившиеся в игру по
настоянию воспитателя, часто отвлекаются, смотрят на оставленные ими игрушки;
движения их в этих случаях вялы, не энергичны, они безразличны к сюжету,
правилам, ходу игры и при первой же возможности стараются выйти из нее. При
таких условиях подвижная игра, конечно, не может оказать должного влияния ни на
развитие двигательной сферы ребенка, ни на его воспитание. Двигательную
активность детей, не участвующих в общей игре, можно компенсировать за счет
организации малогрупповых игр и игровых упражнений в другое, более удобное для
этого время.

Подвижные игры, проводимые во внеурочное время (на переменах, школьных праздниках, на внеклассных занятиях, игровом часе) должны способствовать решению оздоровительных задач. К этим играм учащиеся привлекаются на добровольных началах.

Руководят подготовкой, проведением игр учителя, воспитатели, старшие учащиеся. Внеклассные занятия подвижными играми содействуют общему физическому развитию учащихся, воспитанию навыков и необходимых физических качеств, вызывают положительные эмоции.

Игры на переменах. Игры, проводимые на перемене, имеют воспитательное значение. После длительного статического положения и напряженной работы в классе учащимся необходим активный отдых. Для организации и проведения игр требуется 8-10 минут, поэтому они обычно проводятся на большой перемене. Лучше проводить их на свежем воздухе или хорошо проветриваемом помещении.

Игры на перемене должны быть простыми по содержанию, доступными и кратковременными. Нельзя проводить сильно возбуждающие или утомляющие игры. Нежелательны соревновательные игры, с разделением на команды.

Можно проводить игры-аттракционы. В них участвуют один-два человека, остальные активно наблюдают. Участники быстро меняются, в результате за 10-15 минут в нем смогут участвовать несколько десятков человек. По содержанию игры-аттракционы должны быть разнообразными, требующими быстроты, ловкости, меткости и т.п.

Подвижные игры на школьных праздниках и вечерах. Они организуют детей, создают бодрое, веселое настроение. Рекомендуется использовать массовые игры, желательно с музыкальным сопровождением, тогда они проходят веселее, их легче организовать проводить. Можно проводить игры – аттракционы, причем лучше до начала основного мероприятия (концерта, спектакля). Массовые игры и танцы рекомендуется проводить после основного мероприятия.

Одновременно можно проводить игры-аттракционы в классных комнатах, коридорах, чтобы дети могли проверить свою силу, меткость, ловкость и т.п. Для школьников средних и старших классов можно организовывать игры-поединки.

Игры в лагерях отдыха. По содержанию и организации игры в лагерях отдыха особенно многообразны. Они проводятся не только руководством вожатых, но и самими детьми. Большое место занимают индивидуальные игры-состязания, народные игры, широко используются игры на местности.

Умелое использование естественных природных условий для игр делает их одним из самых интересных и любимых занятий, повышает их педагогическую ценность, позволяет решать образовательные задачи, закаливать организм. Занятия играми в лагерях отдыха содействуют укреплению здоровья детей, сплочению и укреплению дружбы, развитию инициативы, повышению организованности и самостоятельности учащихся.

Использование игр на уроке. Очень важно, чтобы в уроке игры правильно сочетались с другими упражнениями. Для подготовительной части ушки характерны игры, направленные на развитие внимания, быстроты реакции, ориентировки. Игры на внимание проводятся в самом начале урока.

Для основной части подбираются игры, способствующие закреплению и совершенствованию изучаемого материала. Нагрузка в этих играх может быть значительной. Игры, включаемые в заключительную часть урока, помогают снизить нагрузку, сохранить приятное впечатление об уроке.

Основные требования к организации и проведению игры. Педагогическое руководство начинается с организации игры. К организации игры относятся: разметка поля, раздача и уборка учебных пособий, распределение обязанностей между играющими, выбор места расположения учащихся во время объяснения игры, построение их для начала игры.

Методика обучения подвижным играм. Она основывается на общих закономерностях процесса обучения. Важное условие успешной игровой деятельности заключается в ясности понимания правил игры. Это достигается наглядностью. Краткий, образный рассказ сюжета дополняется показом отдельных приемов и действий играющих. Объяснив главное, руководитель начинает игру. Первая попытка позволит ему проверить, как дети поняли игру.

Если необходимо, то игру сразу же останавливают для дополнительных разъяснений. В других случаях игру останавливают для введения мелких правил и исправления ошибок играющих. Объяснять сразу все содержание сложной игры не имеет смысла. Это только лишняя трата времени.

Рекомендуется объяснять игру в несколько этапов:

  • 1 этап — ознакомление с игрой (название, основной сюжет, основные правила);
  • 2 этап — дальнейшее изучение правил;
  • 3 этап — внесение изменений в содержание и правила игры.

Основное требование в обучении детей подвижным играм – постепенность усложнения. Начинать обучение целесообразно с простых некомандных игр, затем перейти к переходным играм и, наконец, к сложным командным играм. Переходить от простых игр к более сложным надо своевременно, не дожидаясь пока занимающиеся потеряют интерес к известным играм. Каждая новая игра должна “вырастать” из хорошо известной старой игры.

В проведении игр имеются 2 взаимосвязанные фазы:

  • создание предпосылок, куда входит овладение игровыми действиями;
  • проведение игры.

Практическая деятельность руководителя состоит из нескольких элементов:

  • выбор игры;
  • подготовка места и инвентаря;
  • организация учащихся;
  • объяснение игры;
  • руководство игрой;
  • подведение итогов.

Выбор игры. Подготовка к проведению игры начинается с ее выбора. При этом учитывается состав труппы, форма предстоящего занятия, место проведения, число участников, форма занятий, инвентарь.

Подготовка места и инвентаря предусматривает: уборку помещения, расстановку снарядов, разметку площадки, подбор инвентаря, отличительных знаков и пр. Хорошая подготовка повышает эмоциональное состояние занимающихся, вызывает желание быстрее начать игру. Подготовка должна быть заблаговременной, тщательной, к ней полезно привлекать детей.

Организация играющих. Она включает в себя их расстановку при объяснении, выделение водящих, капитанов и помощников, распределение по командам.

Выбирать водящих и капитанов можно различными способами:

  • по назначению руководителя;
  • по выбору занимающихся;
  • по результатам предыдущих игр;
  • по жребию.

Важно правильно распределить силы играющих по командам, иметь помощников в играх для судейства. Помощники могут оказать большую пользу преподавателю. Помощниками часто назначают детей с ослабленным здоровьем и учеников, наиболее авторитетных среди ребят. Они могут быть судьями, счетчиками очков, времени, наблюдателями за порядком и состоянием мест для игры.

Объяснение. Объяснять игру лучше на месте, в том построении, из которого она будет начинаться. При этом преподаватель занимает место, с которого все бы его видели и слышали.

Объяснение игры не следует затягивать. Это особенно важно в имитационных играх детей младшего школьного возраста. Рассказ, дополняемый иногда показом, должен не только создать полное представление об игре, но и заинтересовать детей, вызвать стремление к активному действию.

Руководство игрой – это самый трудный и решающий момент работы преподавателя. Только правильное управление ходом игры позволит достигнуть предполагаемого педагогического эффекта.

В руководство игрой входит:

  • наблюдение за действиями участников;
  • исправление ошибок;
  • указание правильного способа индивидуальных и коллективных действий;
  • пресечение индивидуализма, грубости, неправильного отношения к товарищам;
  • регулирование нагрузки;
  • стимулирование необходимого уровня соревнования на протяжении игры.

Именно в руководстве игрой проявляется мастерство педагога, основанное на его умении видеть и понимать ход игры.

Определение результата игры. Оно должно быть простым. Во многих играх нельзя ограничиваться только подсчетом очков, сантиметров, секунд. Нужно учитывать правильность действия играющих. Ошибки в выполнении приравниваются к секундам, метрам, как штрафные очки, которые суммируются с общим результатом. Подсчет очков должен быть наглядным.

Можно подавать сигналы голосом, хлопком, флажком, чаще свистком. Необходимо использовать и меры поощрения — дополнительные очки за качество выполнения, выделять лучших игроков, капитанов.

Дозирование нагрузки – одна из важных задач руководителя. В результате высокой эмоциональной игровой деятельности, у детей может возникнуть состояние перевозбуждения, утомления, усталость (пассивность, побледнение, нарушение координации). При появлении этих штампов необходимо снизить нагрузку.

Регулировать ее можно различными методами:

  • сокращение длительности игры,
  • введением перерывов,
  • изменением количества играющих,
  • уменьшением величины игровой площадки,
  • изменением правил, сменой ролей играющих.

Окончание игры. Заканчивать игру нужно своевременно. Затягивание игры может привести к потере интереса и утомлению играющих. Но преждевременное, внезапное окончание игры вызывает неудовлетворенность. Нужно стремиться, чтобы к концу игры были достигнуты поставленные цели. Тогда игра доставит удовольствие и вызовет у занимающихся желание повторить ее.

Организованному окончанию игры следует придавать серьезное значение. Остановив играющих, руководитель подсчитывает результаты и объявляет победителей. После этого он проводит разбор игры: оценивает результаты, разбирает ошибки играющих, отмечает положительное и отрицательное в их игре, объясняет наиболее целесообразные способы игровых действий.

При этом отмечает лучших водящих, капитанов, судей, обращает внимание на нарушение дисциплины и порядка. Систематический разбор игр, особенно с учащимися старших классов, повышает дисциплину, укрепляет товарищеские взаимоотношения, сплоченность коллектива, усиливает интерес к дальнейшей спортивной подготовке.

Судейство. В судействе подвижных игр преподаватель-судья должен, прежде всего, проявляться как воспитатель. Судить он обязан объективно, беспристрастно, следить за тем, чтобы участники игры строго выполняли установленные правила. Особенно четко необходимо судить командные игры, где ярко выражено соревнование, каждая команда заинтересована в выигрыше. От судьи зависит правильное окончание игры и подведение итогов. Только соблюдая эти требования, преподаватель может сделать судейство средством воспитания.

Итак, при проведении игры руководителю рекомендуется про­думать и учесть следующие аспекты:

1.   Познакомиться с требованиями и правилами игры, в кото­рую дети будут играть. Приготовить все необходимое оборудова­ние и материалы перед ее началом.

2.   Учесть уровень развития детей, их таланты, умения и не­умения.

3.  Предлагать только те игры, которые доступны данной возраст­ной группе, соответствующие росту детей, их силе, жизненному опыту. Умело выводить участников из игры, которая для них сложна.

4.   Избегать сверхэнтузиазма (перевозбуждения) у играющих.

5.   Быть готовым к участию в игре в качестве обычного игрока, подчиняться всем правилам, включая и те, которые вроде бы ума­ляют достоинство взрослого.

6.   Помогать детям, которые не совсем компетентны и не столь координированные как их сверстники, поручая им задания или предоставляя возможность выполнять упражнения с учетом сно­ровки, которой они обладают. Ребенок с каким-либо недостатком может получать удовольствие, если будет судьей-хронометристом, счетчиком очков или главным судьей в игре, в которой он не сможет принять участие. Не обращать внимания на ошибки не­которых детей или осторожно поправлять их, не прерывая игры. Не отчитывать детей перед другими, если они нарушили правила или ошиблись в игре.

7.   Объяснять правила каждой игры вовремя и разрешить детям один или большее количество раз потренироваться, перед тем как начнется активная игра. Иметь в запасе ряд альтернативных игр и необходимое оборудование, приготовленное заранее, если дети не одобрят первую предложенную руководителем игру.

8.  Давать детям отдых между играми в соответствии с их возра­стом и возможностями.

9.   Выбирать игры с учетом возможности их усложнения: начи­нать с простейших, тренируя, постепенно усложнять их по мере улучшения ловкости детей.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Амоксициллин 500 мг инструкция по применению взрослым при ангине капсулы
  • Медицинская сестра травматологического пункта должностная инструкция
  • Радиоприемник океан 214 руководство по эксплуатации
  • Весы тефаль классик напольные инструкция по применению
  • Tecna te 101 инструкция на русском