В россии осуществляет руководство всеми основными сферами

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РФ как правового государства – провозглашает Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплен в Конституции РФ. В ней говорится: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.

Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие).

Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.


Законодательная власть в Российской Федерации

Особую роль в системе российской власти Конституция РФ отводит Федеральному Собранию.

Федеральное Собрание – это избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих и свободных выборов.

Российский парламент – Федеральное Собрание – состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.


Исполнительная власть в Российской Федерации

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности; ежегодно отчитывается перед Государственной Думой о проделанной работе.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Компетенции Правительства РФ

– Общая компетенция – полномочия, определяющие главные направления деятельности Правительства, связанные с реализацией внутренней и внешней политики государства, осуществлением регулирования вопросов экономики и социальной сферы, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.

– Специальная компетенция – полномочия, определяющие деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни (экономической, социальной сферах, сферах науки и культуры, обеспечения обороны и безопасности государства и др.).

– Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти – полномочия по организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществлению систематического контроля за их соблюдением, мерами по устранению нарушения российского законодательства.

Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплен перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счет образования новых федеральных органов исполнительной власти.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Судебная власть в Российской Федерации

Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Понятием «судебная власть» охватываются как органы, осуществляющие ее, так и их деятельность – правосудие.

Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов.

Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ

– Основные: граждане России, достигшие 25 лет; имеющие высшее юридическое образование; имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

– Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.

Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличивается возраст и профессиональные требования.

Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на конституционных принципах.



Совокупность действующих в России судов образует судебную систему.

Структура судебной власти в РФ

• Конституционный суд РФ – высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, уставные суды субъектов Федерации.

• Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции.

• Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров. В систему арбитражных судов входят арбитражные суды федеральных округов и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

По каждому деянию (в совершении которого подсудимый обвиняется государственным обвинителем) перед коллегией присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:

– доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

– доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

– виновен ли подсудимый в совершении данного деяния.

Решение коллегии присяжных заседателей именуется вердиктом. При вынесении вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. За вердиктом (о невиновности подсудимого) следует постановление председательствующего об оправдательном приговоре.

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Компетенция мирового судьи включает уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. К компетенции Правительства РФ не относится

1) обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти
2) осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики
3) осуществление представительской функции
4) руководство исполнительной властью

Ответ: 3.

Тема 16. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации

2.7 (54.45%) 926 votes

Какие функции исполняет Федеральное Собрание?

Главные направления
деятельности Федерального собрания
находят свое полное отражение в его
основных функциях.

Законодательная
функция

проявляется в деятельности Федерального
Собрания по принятию федеральных
законов, в результате чего формируется
правовая система государства и
обеспечивается правовое регулирование.

В представительской
функции
Федерального
Собрания выражается народное
волеизъявление. С помощью периодически
проводимых парламентских выборов
происходит выявление интересов различных
социальных групп, учет федеративных
связей и отношений. Кроме того, за счет
представительской функции обеспечивается
ненасильственный, мирный, переход
государственной власти от одних выборных
представителей общества к другим.

Контрольная
функция

принадлежит Федеральному Собранию как
представительному органу. Она обусловлена
правом народа на контроль за деятельностью
всех структур власти, которым он передал
полномочия. Так эта функция реализуется
даже в законодательной деятельности,
когда депутаты в ходе разработки и
принятия законов, изучают положения
дел, анализируют ситуацию, дают свои
оценки работе различных государственных
учреждений. Кроме того, в Конституции
специально закреплены полномочия
Федерального Собрания на контроль за
некоторыми направлениями деятельности
Правительства РФ (Государственная Дума
имеет право высказывать недоверие
Правительству; с ее согласия происходит
назначение Председателя Правительства).
Реализовывать контрольную функцию
Федеральному Собранию так же позволяет
институты депутатских запросов и
парламентского расследования.

Финансовая
функция

Федерального Собрания заключается,
прежде всего, в утверждение федерального
бюджета и контроля за его исполнением.

Какое значение имеет Правительство России в системе государственной власти?

По
действующей Конституции Правительство
РФ – это высший исполнительный орган,
возглавляющий единую систему исполнительной
власти на всей территории России
.
Оно осуществляет руководство всеми
основными сферами и отраслями экономики,
социально-культурной жизни,
административно-политической деятельности.

Правительства
РФ наделено рядом полномочий, которые
регламентируют его деятельность в
интересах Российского государства и
его граждан. Правительство РФ в пределах
своей компетенции организует исполнение
федеральных законов, указов Президента
РФ, международных договоров РФ,
осуществляет систематический контроль
за их соблюдением, принимает меры по
устранению нарушения российского
законодательства.

Задание.
Каким образом законодательная власть
может осуществлять влияние на компетенцию
Правительства РФ?

Работу
органа исполнительной власти возглавляет
Председатель правительства. В состав
Правительства входят заместители
Председателя Правительства, федеральные
министры. Однако состав Правительства
может быть расширен за счет образования
новых федеральных органов исполнительной
власти.

Задание.
Почему Конституцией закреплен ряд
должностей обязательных в любом составе
Правительства?

Однако
не все федеральные органы исполнительной
власти находятся в ведение Председателя
Правительства. Исключение составляют
ряд федеральных структур, руководство
деятельностью которых осуществляет
Президент РФ. Так в юрисдикции Главы
Государства находятся министерства
обороны, внутренних дел, иностранных
дел, федеральная служба безопасности
и некоторые другие федеральные органы
исполнительной власти.

Задание.
Почему в формировании Правительства
принимают участи и Президент, и
Государственная Дума? Какие положительные
и отрицательные стороны имеют широкие
полномочия Президента по формированию
Правительства?

Правительство
РФ, согласно Конституции, ответственно
перед Президентом, поэтому с окончанием
срока его полномочий Правительство
слагает свои полномочия. Однако
Конституцией предусмотрены и другие
случаи прекращения полномочий
Правительства.

Правительство
РФ является одним из ключевых органов
в системе власти. Оно наделено значительными
полномочиями по управлению государственными
делами и организации различных сфер
жизни государства. Неслучайно Президент,
как глава государств, наделен значительными
полномочиями в сфере контроля и
руководством Правительством.

Какова
роль и функции судебной власти?

Судебной
власть — это вид государственной власти,
связанный с осуществлением правосудия
посредствам конституционного,
гражданского, административного и
уголовного судопроизводства
.

Понятием
«судебная власть» охватываются как
органы, осуществляющие ее, так и их
деятельность — правосудие. При этом в
Конституции РФ установлено, что правосудие
осуществляется только судами. Совокупность
действующих в России судов образует
судебную
систему
.

Центральное
место в судебной системе занимают
федеральные суды, действующие на всей
территории Российской Федерации. При
этом высшим судебным органом по
гражданским, уголовным, административным
и иным делам, подсудным судам общей
юрисдикции является Верховый
Суд РФ
, а по
разрешению экономических споров –
Высший
Арбитражный Суд РФ
.
Особое место в судебной системе занимает
Конституционный
суд
. Это —
высший
судебный орган, осуществляющий контроль
за соответствием законов и иных
нормативных актов действующей Конституции.

Задание.
Осуществлению
какого принципа федеративного устройств
России способствует функционирование
системы федеральных судов?

В
правовом государстве задачами судебной
системы является:


разрешать конфликты и споры на основании
закона;


осуществлять конституционный контроль
– проверку соответствия нормам
Конституции законов и иных нормативно-правовых
актов, а так же решений и действий органов
государственной власти;


защищать и восстанавливать нарушенные
права и свободы;


применять мер юридической ответственности
в виде наказания за виновные противоправные
деяния.

Задание.
Судебные системы существуют во всех
государствах мира, однако не во всех
странах они выполняют одинаковые задачи.
Как Вы считаете, какие задачи являются
общими для всех судебных систем? Почему?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Основные понятия: орган государственной власти, государственное устройство РФ, уровни государственной власти, ветви государственной власти, Федеральное собрание, функции Федерального собрания, палаты Федерального собрания, Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство РФ, полномочия Правительства РФ, судебная власть в Российской Федерации, Президент РФ, полномочия Президента РФ, функции Президента РФ


Орган государственной власти (государственный орган) — часть государственного аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции (полномочий) между органами, относящимися к этим трём ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.

Государственное устройство РФ

Глава государства — Президент РФ

Уровни государственной власти

Ветви государственной власти

Законодательная (представительная)

Исполнительная

Судебная

Система федеральных органов государственной власти

Федеральное собрание — парламент РФ

— Правительство РФ

— Федеральные министерства и ведомства

— Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах

— Конституционный суд РФ

— Верховный суд РФ

— Другие федеральные суды

Система региональных органов государственной власти (субъектов РФ)

Государственные собрания, законодательные собрания, думы и т. д.

— Правительства (в республиках)

— Администрации, мэрии (в других субъектах РФ)

— Региональные министерства, управления, департаменты, комитеты и т.д.

— Конституционные суды (в республиках)

— Уставные суды (в других субъектах РФ)

— Мировые судьи

Высшая законодательная власть в Российской Федерации

Федеральное собрание — двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих свободных выборов.

Функции Федерального собрания

  • Законодательная
  • Принимает конституционные законы, федеральные законы, законы о поправках к Конституции РФ; формирует правовую систему государства и обеспечивает правовое регулирование

  • Представительская
  • Выражает народное волеизъявление, являясь органом народного представительства. Отражает не только проблемы, значимые для всей страны, но и самые разнообразные интересы, важные для отдельных групп населения и регионов. Обеспечивает ненасильственный, мирный, переход государственной власти от одних выборных представителей общества к другим

  • Контрольная
  • Обусловлена правом народа на контроль за деятельностью всех структур власти, которым он передал полномочия. Осуществляет парламентский контроль за деятельностью некоторых органов власти в области различных сфер государственного строительства, за исполнением государственного бюджета

  • Верховного руководства делами государства
  • Утверждает федеральный бюджет, участвует в решении вопросов, связанных со статусом субъектов РФ, даёт согласие на введение чрезвычайного положения

    Палаты Федерального собрания: особенности формирования и их полномочия

    Государственная Дума (Нижняя палата)

    Совет Федерации (Верхняя палата)

    Особенности формирования

    Состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны сроком на 5 лет. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах

    Состоит из 170 членов (исходя из 85 субъектов РФ): по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и один — от исполнительного органа власти. Порядок формирования Совета Федерации регулируется федеральным законодательством

    Предмет ведения

    • Обсуждение и принятие законов.
    • Обсуждение и принятие федерального бюджета.
    • Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.
    • Ратификация (утверждение) международных договоров, вопросы войны и мира.
    • Вопросы статуса и защиты государственных границ.
    • Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.
    • Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.
    • Назначение на должность и освобождение от должности: Председателя Центрального банка РФ; Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов; Уполномоченного по правам человека в РФ.
    • Объявление амнистии.
    • Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности
    • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
    • Утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения.
    • Решение вопроса о возможности использовать Вооружённые силы РФ за пределами территории России.
    • Назначение выборов Президента РФ.
    • Отрешение Президента РФ от должности.
    • Назначение на должность судей Конституционного, Верховного судов РФ.
    • Назначение на должность и освобождение от должности: Генерального прокурора РФ; заместителя Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов; части членов Центральной избирательной комиссии РФ

    Высшая исполнительная власть в Российской Федерации

    Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

    Правительство РФ — высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

    Правительство:

    • обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти;
    • осуществляет руководство всеми основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности.

    Процедура формирования Правительства РФ

    • Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит её на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ, или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой.
    • Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.
    • После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам на должности своих заместителей и федеральных министров. Президент производит соответствующие назначения.

    Полномочия Правительства РФ

  • Разработка и представление Федеральному собранию федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление Государственной Думе отчёта об исполнении федерального бюджета
  • Государственный (федеральный) бюджет формируется путём налогов и сборов, доходов от государственной собственности и т. д.

  • Обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики
  • Политику проводят Министерство финансов, Центральный банк, другие структуры

  • Обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии
  • Политику проводят министерства: культуры, образования и науки, здравоохранения, труда и социальной защиты, другие структуры

  • Осуществление управления федеральной собственностью
  • Управление осуществляют министерства, государственные корпорации

  • Осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ
  • Обеспечивают министерства: обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, иностранных дел; Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, другие структуры

  • Осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью
  • Обеспечивают правоохранительные органы: министерства внутренних дел и юстиции, суды, прокуратура, исправительно-трудовые учреждения

    Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплён перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счёт образования новых федеральных органов исполнительной власти.

    Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства РФ. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

    Судебная власть в Российской Федерации

    Судебная власть — обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

    Институт президентства в Российской Федерации

    Потребность обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами

    Политическая необходимость поста президента

    Президент (от лат. praesidens — сидящий впереди, во главе) — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене.

    Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не относится ни к одной из ветвей государственной власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

    Конституционно-правовой статус Президента РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти

    Правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ

    Правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ

    Правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ

    Полномочия Президента РФ — это совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.

    Сфера деятельности

    Основные полномочия

    Правотворческая деятельность

    Издаёт указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам. Подписывает федеральные законы

    Правовой статус личности

    Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России иностранным гражданам, лицам без гражданства. Обладает правом помилования осуждённых за уголовные преступления. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания, высшие военные и высшие специальные звания

    Федеративное устройство государства

    Назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Использует согласительные процедуры в случае возникновения споров между органами государственной власти Федерации и её субъектов, либо между самими субъектами РФ

    Отношения с парламентом

    Назначает выборы в Государственную Думу. Обладает правом законодательной инициативы. Вносит поправки в обсуждаемые законопроекты. Имеет право вето. Обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями об основных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в установленном законом порядке

    Отношения с органами исполнительной власти

    Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. Определяет структуру Правительства РФ. Назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Принимает решение об отставке Правительства РФ. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ и федеральным законам. Формирует Администрацию Президента РФ

    Отношения с органами судебной власти и прокуратурой

    Выдвигает кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Предлагает Совету Федерации кандидатуру на должность Генерального прокурора РФ и вносит предложения об освобождении его от должности

    Оборона и безопасность страны

    Является Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами России. Утверждает военную доктрину. Назначает и освобождает от должности высшее командование Вооружённых сил РФ. Формирует и возглавляет Совет безопасности. Вводит в случае необходимости и в порядке, определённом Конституцией РФ, на территории России или отдельных её местностей военное или чрезвычайное положение

    Внешняя политика

    Осуществляет руководство внешней политикой РФ. Ведёт переговоры и подписывает международные договоры. Назначает и отзывает послов и других дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях. Подписывает верительные и отзывные грамоты

    Срок полномочий Президента РФ составляет 6 лет.

    Основные функции Президента РФ

    • Является гарантом (от фр. garant — поручитель) Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина
    • В установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности
    • Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти
    • В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства
    • Представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ФЕДЕРАЛЬНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО)

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ФЕДЕРАЛЬНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО)
    — высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России. Конституционный статус П. РФ, его место в системе органов государственной власти обусловлены принципом разделения властей, определенным ст. 10 и 11 Конституции РФ. Конституционно-правовая природа П. РФ характеризуется следующими особенностями:

    1. Спецификой формы правления РФ, особой ролью главы государства в системе разделения властей. Президент РФ наделен значительными конституционными полномочиями по формированию П. РФ, определению главных направлений его деятельности и контролю за этой деятельностью. Президент может отменять действие актов П. РФ в определенных законом случаях. П. РФ ответственно перед Президентом. Все это указывает на то, что высшую исполнительную власть в России П. РФ разделяет с федеральным Президентом.

    2. П. РФ есть федеральный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией, возглавляющий всю систему органов власти в РФ и обеспечивающий их согласованную деятельность. П. РФ — это такой федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет руководство всеми основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизнью, административно-политической деятельностью. Оно есть высший орган исполнительной власти, которому в той или иной мере подчинены все иные исполнительные структуры власти. Конституция РФ не употребляет термин «высший» применительно к характеристике федерального П. РФ. Такая характеристика П. РФ дана в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 1). Как высший федеральный орган исполнительной власти — П. РФ: а) осуществляет контроль за деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, а по предметам исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ; б) обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ; в) в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, для чего создает согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон; г) в случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному законодательству вносит Президенту РФ предложения об их приостановлении.

    3. В пределах своей компетенции П. РФ организует исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ. В этой связи П. РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов; вносить предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия федеральному законодательству. В соответствии с концепцией правового государства организация исполнения законов является главной функцией П. РФ и подчиненной ему системы государственных органов исполнительной власти в РФ.

    4. П. РФ — коллегиальный федеральный орган исполнительной власти. Его коллегиальность проявляется в характере обсуждаемых и принимаемых решений. Важнейшей организационно-правовой формой деятельности П. РФ являются заседания, которые проводятся Председателем П. РФ систематически, не реже одного раза в месяц. Из принципа коллегиального принятия П. РФ решений вытекает принцип коллегиальной ответственности П. РФ за осуществляемый политический курс.

    5. Деятельность П. РФ основывается на принципах верховенства федерального права, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

    (В.Ч.)

    Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература.
    .
    2002.

    Полезное

    Смотреть что такое «ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ФЕДЕРАЛЬНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО)» в других словарях:

    • Правительство Российской Федерации — Правительство России Белый Дом России Дом правительства Рос …   Википедия

    • ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — в соответствии с Конституцией РФ (ст. 110) исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Федеральный конституционный закон о П. РФ принят Государственной Думой (ГД) 11 апреля 1997 г., одобрен Советом Федерации (СФ) 14 мая 1997 г..… …   Энциклопедический словарь конституционного права

    • Конституция Российской Федерации — Политика  Портал:Политика Россия …   Википедия

    • Конституция Российской Федерации 1993 года — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента …   Википедия

    • Президент Российской Федерации — Шта …   Википедия

    • Министерства Российской Федерации — Здание Правительства РФ (Белый дом) в Москве. Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России …   Википедия

    • КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Основной Закон нашего государства. Действующая К. РФ принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных, или 54,8% внесенных в списки избирателей. За принятие… …   Энциклопедический словарь конституционного права

    • Президенты Российской Федерации — Действующий Президент России Дмитрий Медведев Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России …   Википедия

    • Министерство здравоохранения Российской Федерации — (Минздрав России) …   Википедия

    • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации — (Минтруд России) Общая информация Страна Россия Дата создания 21 мая 2012 года Предшествующее ведомство Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Руководство деятельностью осуществляет Правительство Российской… …   Википедия

    Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РФ как правового государства – провозглашает Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплен в Конституции РФ. В ней говорится: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

    Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.

    Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

    Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие).

    Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.


    Законодательная власть в Российской Федерации

    Особую роль в системе российской власти Конституция РФ отводит Федеральному Собранию.

    Федеральное Собрание – это избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих и свободных выборов.

    Российский парламент – Федеральное Собрание – состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.


    Исполнительная власть в Российской Федерации

    Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

    Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

    Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности; ежегодно отчитывается перед Государственной Думой о проделанной работе.

    Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

    После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

    Компетенции Правительства РФ

    – Общая компетенция – полномочия, определяющие главные направления деятельности Правительства, связанные с реализацией внутренней и внешней политики государства, осуществлением регулирования вопросов экономики и социальной сферы, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.

    – Специальная компетенция – полномочия, определяющие деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни (экономической, социальной сферах, сферах науки и культуры, обеспечения обороны и безопасности государства и др.).

    – Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти – полномочия по организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществлению систематического контроля за их соблюдением, мерами по устранению нарушения российского законодательства.

    Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплен перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счет образования новых федеральных органов исполнительной власти.

    Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

    Судебная власть в Российской Федерации

    Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

    Понятием «судебная власть» охватываются как органы, осуществляющие ее, так и их деятельность – правосудие.

    Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

    Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов.

    Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ

    – Основные: граждане России, достигшие 25 лет; имеющие высшее юридическое образование; имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

    – Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.

    Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличивается возраст и профессиональные требования.

    Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на конституционных принципах.



    Совокупность действующих в России судов образует судебную систему.

    Структура судебной власти в РФ

    • Конституционный суд РФ – высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, уставные суды субъектов Федерации.

    • Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции.

    • Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров. В систему арбитражных судов входят арбитражные суды федеральных округов и субъектов Федерации.

    В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

    По каждому деянию (в совершении которого подсудимый обвиняется государственным обвинителем) перед коллегией присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:

    – доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

    – доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

    – виновен ли подсудимый в совершении данного деяния.

    Решение коллегии присяжных заседателей именуется вердиктом. При вынесении вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. За вердиктом (о невиновности подсудимого) следует постановление председательствующего об оправдательном приговоре.

    Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

    Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

    Компетенция мирового судьи включает уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

    Образец задания

    A1. Выберите правильный ответ. К компетенции Правительства РФ не относится

    1) обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти
    2) осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики
    3) осуществление представительской функции
    4) руководство исполнительной властью

    Ответ: 3.

    Тема 16. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации

    2.7 (54.15%) 875 votes

    Основные понятия: орган государственной власти, государственное устройство РФ, уровни государственной власти, ветви государственной власти, Федеральное собрание, функции Федерального собрания, палаты Федерального собрания, Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство РФ, полномочия Правительства РФ, судебная власть в Российской Федерации, Президент РФ, полномочия Президента РФ, функции Президента РФ


    Орган государственной власти (государственный орган) — часть государственного аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

    Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции (полномочий) между органами, относящимися к этим трём ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.

    Государственное устройство РФ

    Глава государства — Президент РФ

    Уровни государственной власти

    Ветви государственной власти

    Законодательная (представительная)

    Исполнительная

    Судебная

    Система федеральных органов государственной власти

    Федеральное собрание — парламент РФ

    — Правительство РФ

    — Федеральные министерства и ведомства

    — Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах

    — Конституционный суд РФ

    — Верховный суд РФ

    — Другие федеральные суды

    Система региональных органов государственной власти (субъектов РФ)

    Государственные собрания, законодательные собрания, думы и т. д.

    — Правительства (в республиках)

    — Администрации, мэрии (в других субъектах РФ)

    — Региональные министерства, управления, департаменты, комитеты и т.д.

    — Конституционные суды (в республиках)

    — Уставные суды (в других субъектах РФ)

    — Мировые судьи

    Высшая законодательная власть в Российской Федерации

    Федеральное собрание — двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих свободных выборов.

    Функции Федерального собрания

  • Законодательная
  • Принимает конституционные законы, федеральные законы, законы о поправках к Конституции РФ; формирует правовую систему государства и обеспечивает правовое регулирование

  • Представительская
  • Выражает народное волеизъявление, являясь органом народного представительства. Отражает не только проблемы, значимые для всей страны, но и самые разнообразные интересы, важные для отдельных групп населения и регионов. Обеспечивает ненасильственный, мирный, переход государственной власти от одних выборных представителей общества к другим

  • Контрольная
  • Обусловлена правом народа на контроль за деятельностью всех структур власти, которым он передал полномочия. Осуществляет парламентский контроль за деятельностью некоторых органов власти в области различных сфер государственного строительства, за исполнением государственного бюджета

  • Верховного руководства делами государства
  • Утверждает федеральный бюджет, участвует в решении вопросов, связанных со статусом субъектов РФ, даёт согласие на введение чрезвычайного положения

    Палаты Федерального собрания: особенности формирования и их полномочия

    Государственная Дума (Нижняя палата)

    Совет Федерации (Верхняя палата)

    Особенности формирования

    Состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны сроком на 5 лет. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах

    Состоит из 170 членов (исходя из 85 субъектов РФ): по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и один — от исполнительного органа власти. Порядок формирования Совета Федерации регулируется федеральным законодательством

    Предмет ведения

    • Обсуждение и принятие законов.
    • Обсуждение и принятие федерального бюджета.
    • Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.
    • Ратификация (утверждение) международных договоров, вопросы войны и мира.
    • Вопросы статуса и защиты государственных границ.
    • Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.
    • Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.
    • Назначение на должность и освобождение от должности: Председателя Центрального банка РФ; Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов; Уполномоченного по правам человека в РФ.
    • Объявление амнистии.
    • Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности
    • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
    • Утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения.
    • Решение вопроса о возможности использовать Вооружённые силы РФ за пределами территории России.
    • Назначение выборов Президента РФ.
    • Отрешение Президента РФ от должности.
    • Назначение на должность судей Конституционного, Верховного судов РФ.
    • Назначение на должность и освобождение от должности: Генерального прокурора РФ; заместителя Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов; части членов Центральной избирательной комиссии РФ

    Высшая исполнительная власть в Российской Федерации

    Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

    Правительство РФ — высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

    Правительство:

    • обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти;
    • осуществляет руководство всеми основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности.

    Процедура формирования Правительства РФ

    • Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит её на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ, или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой.
    • Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.
    • После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам на должности своих заместителей и федеральных министров. Президент производит соответствующие назначения.

    Полномочия Правительства РФ

  • Разработка и представление Федеральному собранию федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление Государственной Думе отчёта об исполнении федерального бюджета
  • Государственный (федеральный) бюджет формируется путём налогов и сборов, доходов от государственной собственности и т. д.

  • Обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики
  • Политику проводят Министерство финансов, Центральный банк, другие структуры

  • Обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии
  • Политику проводят министерства: культуры, образования и науки, здравоохранения, труда и социальной защиты, другие структуры

  • Осуществление управления федеральной собственностью
  • Управление осуществляют министерства, государственные корпорации

  • Осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ
  • Обеспечивают министерства: обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, иностранных дел; Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, другие структуры

  • Осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью
  • Обеспечивают правоохранительные органы: министерства внутренних дел и юстиции, суды, прокуратура, исправительно-трудовые учреждения

    Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплён перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счёт образования новых федеральных органов исполнительной власти.

    Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства РФ. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

    Судебная власть в Российской Федерации

    Судебная власть — обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

    Институт президентства в Российской Федерации

    Потребность обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами

    Политическая необходимость поста президента

    Президент (от лат. praesidens — сидящий впереди, во главе) — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене.

    Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не относится ни к одной из ветвей государственной власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

    Конституционно-правовой статус Президента РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти

    Правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ

    Правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ

    Правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ

    Полномочия Президента РФ — это совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.

    Сфера деятельности

    Основные полномочия

    Правотворческая деятельность

    Издаёт указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам. Подписывает федеральные законы

    Правовой статус личности

    Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России иностранным гражданам, лицам без гражданства. Обладает правом помилования осуждённых за уголовные преступления. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания, высшие военные и высшие специальные звания

    Федеративное устройство государства

    Назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Использует согласительные процедуры в случае возникновения споров между органами государственной власти Федерации и её субъектов, либо между самими субъектами РФ

    Отношения с парламентом

    Назначает выборы в Государственную Думу. Обладает правом законодательной инициативы. Вносит поправки в обсуждаемые законопроекты. Имеет право вето. Обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями об основных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в установленном законом порядке

    Отношения с органами исполнительной власти

    Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. Определяет структуру Правительства РФ. Назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Принимает решение об отставке Правительства РФ. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ и федеральным законам. Формирует Администрацию Президента РФ

    Отношения с органами судебной власти и прокуратурой

    Выдвигает кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Предлагает Совету Федерации кандидатуру на должность Генерального прокурора РФ и вносит предложения об освобождении его от должности

    Оборона и безопасность страны

    Является Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами России. Утверждает военную доктрину. Назначает и освобождает от должности высшее командование Вооружённых сил РФ. Формирует и возглавляет Совет безопасности. Вводит в случае необходимости и в порядке, определённом Конституцией РФ, на территории России или отдельных её местностей военное или чрезвычайное положение

    Внешняя политика

    Осуществляет руководство внешней политикой РФ. Ведёт переговоры и подписывает международные договоры. Назначает и отзывает послов и других дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях. Подписывает верительные и отзывные грамоты

    Срок полномочий Президента РФ составляет 6 лет.

    Основные функции Президента РФ

    • Является гарантом (от фр. garant — поручитель) Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина
    • В установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности
    • Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти
    • В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства
    • Представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях

    Административная контрольная работа по теме

     «Основы конституционного строя в РФ»

    1 вариант

    1. Заполните пропуски в таблице «Государственная власть в РФ» в соответствии с конституционным принципом разделения властей.

    Государственная власть в РФ

    Законодательная

    (представительная)

    А. _____________________

    Судебная

    Б. _______________________

    Правительство РФ

    Верховный суд

    В.________________________

    Г. ___________________ — Конституция РФ не относит ни к одной из ветвей власти, эта должность является элементом системы сдержек и противовесов в реализации принципа разделения властей.

    2. Что из перечисленного является признаком любого государства?

    А) наличие трёх ветвей власти Б) наличие публичной власти, располагающей аппаратом управления и принуждения В) наличие системы сдержек и противовесов Г) наличие у властных структур права устанавливать государственную идеологию

    3. Верны ли следующие суждения?

    А. Объединение нескольких суверенных государств, созданное для решения общих проблем называется федерацией.

    Б. Для конфедерации характерна договорная основа образования.

    А) верно только А         Б) верно только Б          В) оба суждения верны         Г) оба суждения неверны

    4. Выберите верный вариант продолжения цитаты: «Единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является __________________».

    А) Президент РФ                            Б) Правительство РФ               В) её многонациональный народ      

    Г) Федеральное собрание РФ

    5. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

    А) Нормой построения и функционирования аппарата управления в современных демократических государствах является разделение властей.

    Б) На наш взгляд, чрезмерное сосредоточие власти в одних руках – самая большая опасность, угрожающая демократии, порождающая деспотизм и бесправие.

    В) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную предполагает, что органы власти, будучи независимыми друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга.  

    Г) Высшим органом, осуществляющим конституционный надзор в России, является Конституционный суд. Д) Можно с уверенностью заявить, что принцип разделения властей – наиболее оптимальный способ реализации концепции правового государства.

    Определите, какие положения текста  

    1) отражают факты  

    2) выражают мнения

    6. В приведенном списке указаны черты сходства представительных органов государственной власти  и местного самоуправления и их отличия. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт отличия.

    1) предусмотрены Конституцией РФ                  

    2) выполняют законотворческую функцию

    3) действуют в пределах своей компетенции      

    4) являются институтом гражданского общества

    7. Установите соответствия органов государства и должностных лиц с выполняемыми ими функциями: к каждой позиции, данной в первом столбике, подберите соответствующую позицию из второго.

    Органы государства

    Функции

    А) Президент РФ

    1) руководство работой правительства РФ

    Б) Федеральное собрание РФ

    2) законодательная деятельность

    В) Судебные органы

    3) разработка государственного бюджета, управление государственной собственностью, обеспечение обороны страны

    Г) Правительство РФ

    4) глава государства, издание указов и распоряжений

    Д) Премьер — министр

    5) разрешение правовых споров

    8. Верны ли следующие суждения о федеративном государстве?

    А. В федеративном государстве имеются федеральные органы власти и органы власти субъектов Федерации.

    Б. Согласно Конституции Россия является федеративным государством с республиканской формой правления

    А) верно только А         Б) верно только Б          В) оба суждения верны         Г) оба суждения неверны

    9. Запишите слово, пропущенное в таблице

    Принципы государственного устройства

    Содержание

     ________________________

    Россия – демократическое государство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ

    Федерализм

    Созданы различные формы национальной государственности народов РФ

    10. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

    А. Гражданское общество представляет собой совокупность негосударственных отношений и организаций граждан в различных сферах.

    Б. Для формирования институтов гражданского общества необходимо, чтобы законы зафиксировали приоритет частной собственности по сравнению со всеми остальными формами собственности.

    А) верно только А         Б) верно только Б          В) оба суждения верны         Г) оба суждения неверны

    11. Установите соответствие между типами государства и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго

    Признаки

    Типы государства

    А) отделение церкви от государства

    1) правовое государство

    Б) обеспечение достойного уровня жизни всем гражданам государства

    2) демократическое государство

    В) верховенство права

    3) светское государство

    Г) осуществление власти народом непосредственно либо через выборных представителей

    4) социальное государство

    12. Какое суждение является верным?

    А. Законы в Российской Федерации принимает Правительство РФ.

    Б. Президент РФ обладает правом законодательной инициативы.

    А) верно только А         Б) верно только Б          В) оба суждения верны         Г) оба суждения неверны

    13. В России осуществляет руководство всеми основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельностью

    А) Правительство РФ            Б) Государственная Дума      В) Совет Федерации         Г) Президент РФ

    14. Президент РФ приступает к исполнению своих полномочий с момента

    1) объявления итогов голосования            

    2) принесения присяги            

    3) выступления перед Федеральным Собранием РФ

    4) опубликования Указа о вступлении в должность    

    15. Верны ли суждения об основах конституционного строя в РФ?

    К основам конституционного строя относятся положения

    А. о приоритетности прав и свобод граждан

    Б. об особенностях правового статуса несовершеннолетних

    А) верно только А         Б) верно только Б          В) оба суждения верны         Г) оба суждения неверны

    16. Заполните пропуски в таблице

    Форма А) ________________________________

    Б) _________________________

    Форма государственного устройства

    В) _______________________

    1. ___________________Г):

    — абсолютная;

    -ограниченная (конституционная, парламентарная, дуалистическая)

    2. _____________________Д):

    -президентская;

    -парламентская;

    — смешанная

    1. Унитарное государство

    2. ___________________Е);

    3. Конфедерация

    1. Демократическое государство

    2. Авторитарное государство

    3. ____________________

    ______________________Ж)

    17. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства правового государства с государством любого типа, а во вторую – порядковые номера черт их отличия.

    1) обладает суверенными правами                    2) основано на принципе разделения властей

    3) гарантирует права и свободы меньшинств       4) обладает аппаратом принуждения

    18. Веры ли следующие суждения о гражданском обществе?

    А.Главным отличительным признаком институтов гражданского общества является их формирование по решению органов государственной власти.

    Б. Институты гражданского общества – итог проявления инициативы и самодеятельности граждан.

    А) верно только А         Б) верно только Б          В) оба суждения верны         Г) оба суждения неверны

    19. Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристиками.

    Политический режим

    Характеристика

    А) демократический

    1) гарантии прав и свобод личности

    Б) тоталитарный

    2) власть единой массовой партии

    3) официальная обязательная идеология

    4) политический плюрализм

    Прочитайте текст и выполните задания №20 и №21.

            Современное понимание демократии отличается тем, что народ признается источником власти, сувереном в государстве, но считается, что саму государственную власть должны непосредственно осуществлять специальные органы, которым народ делегирует своё право на управление общественными делами. Эти органы формируются народом посредством выборов, они представляют народ, поэтому такая демократия называется представительной….

    Все современные демократические государства функционируют как государства представительной демократии.

    Назовем  основные, общепринятые признаки демократий:

    • Суверенитет народа, то есть признание народа источником власти, обладающим правом осуществлять ее через органы государственной власти и местного самоуправления;
    • Выборность основных государственных органов. Выборы государственных органов должны быть свободными (граждане могут голосовать свободно, не опасаясь репрессий), справедливыми (все голоса должны обладать одинаковым «весом»), частыми (граждане могут регулярно выражать свое отношение к государственным должностным лицам);
    • Равноправие граждан;
    • Приоритетность прав человека над правами государства, их надёжная защита, включая неприкосновенность личности, право свободно выражать своё мнение, критиковать правительство;
    • Политический и идеологический плюрализм, предполагающий свободу создания разнообразных организаций, включая оппозиционные политические партии.

    С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты и озаглавьте каждый из них.

    С2. Назовите две особенности представительной демократии и проиллюстрируйте их примерами.

    Административная контрольная работа по теме

     «Основы конституционного строя в РФ»

    2 вариант

    1. Заполните пропуски в таблице

    Форма А) ________________________________

    Б) _________________________

    Форма государственного устройства

    В) _______________________

    1. ___________________Г):

    — абсолютная;

    -ограниченная

    2. _____________________Д):

    -президентская;

    -парламентская;

    — смешанная

    1. Унитарное государство

    2. ___________________Е);

    3. Конфедерация

    1.Демократическое гос-во

    2. Авторитарное государство

    3. ____________________ Ж)

    2. Какое суждение является верным?

    А. Законы в Российской Федерации принимает Правительство РФ.

    Б. Президент РФ обладает правом законодательной инициативы.

    А) верно только А         Б) верно только Б          В) оба суждения верны         Г) оба суждения неверны

    3. Установите соответствие между типами государства и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго

    Признаки

    Типы государства

    А) отделение церкви от государства

    1) правовое государство

    Б) обеспечение достойного уровня жизни всем гражданам государства

    2) демократическое государство

    В) верховенство права

    3) светское государство

    Г) осуществление власти народом непосредственно либо через выборных представителей

    4) социальное государство

    4. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

    А. Гражданское общество представляет собой совокупность негосударственных отношений и организаций граждан в различных сферах.

    Б. Для формирования институтов гражданского общества необходимо, чтобы законы зафиксировали приоритет частной собственности по сравнению со всеми остальными формами собственности.

    А) верно только А         Б) верно только Б          В) оба суждения верны         Г) оба суждения неверны

    5. Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристиками.

    Политический режим

    Характеристика

    А) демократический

    1) гарантии прав и свобод личности

    Б) тоталитарный

    2) власть единой массовой партии

    3) официальная обязательная идеология

    4) политический плюрализм

    6. Веры ли следующие суждения о гражданском обществе?

    А. Главным отличительным признаком институтов гражданского общества является их формирование по решению органов государственной власти.

    Б. Институты гражданского общества – итог проявления инициативы и самодеятельности граждан.

    А) верно только А         Б) верно только Б          В) оба суждения верны         Г) оба суждения неверны

    7. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства правового государства с государством любого типа, а во вторую – порядковые номера черт их отличия.

    1) обладает суверенными правами                    2) основано на принципе разделения властей

    3) гарантирует права и свободы меньшинств       4) обладает аппаратом принуждения

    8. Верны ли суждения об основах конституционного строя в РФ?

    К основам конституционного строя относятся положения

    А. о приоритетности прав и свобод граждан

    Б. об особенностях правового статуса несовершеннолетних

    А) верно только А         Б) верно только Б          В) оба суждения верны         Г) оба суждения неверны

    9. Президент РФ приступает к исполнению своих полномочий с момента

    1) объявления итогов голосования             2) принесения присяги            

    3) выступления перед Федеральным Собранием РФ

     4) опубликования Указа о вступлении в должность    

    10. Установите соответствие между типами государства и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго

    Признаки

    Типы государства

    А) отделение церкви от государства

    1) правовое государство

    Б) обеспечение достойного уровня жизни всем гражданам государства

    2) демократическое государство

    В) верховенство права

    3) светское государство

    Г) осуществление власти народом непосредственно либо через выборных представителей

    4) социальное государство

    11. В России осуществляет руководство всеми основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельностью

    А) Правительство РФ            Б) Государственная Дума      В) Совет Федерации         Г) Президент РФ

    12. Запишите слово, пропущенное в таблице

    Принципы государственного устройства

    Содержание

    Народовластие

    Россия – демократическое государство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ

    _____________________

    Созданы различные формы национальной государственности народов РФ

    13.Заполните пропуски в таблице «Государственная власть в РФ» в соответствии с конституционным принципом разделения властей.

    Государственная власть в РФ

    Законодательная

    (представительная)

    А. _____________________

    Судебная

    Б. _______________________

    Правительство РФ

    Верховный суд

    В.________________________

    Г. ___________________ — Конституция РФ не относит ни к одной из ветвей власти, эта должность является элементом системы сдержек и противовесов в реализации принципа разделения властей.

    1. Что из перечисленного является признаком любого государства?

    А) наличие трёх ветвей власти          Б) наличие публичной власти, располагающей аппаратом управления и принуждения В) наличие системы сдержек и противовесов Г) наличие у властных структур права устанавливать государственную идеологию

    15.  Верны ли следующие суждения?

    А. Объединение нескольких суверенных государств, созданное для решения общих проблем называется федерацией.

    Б. Для конфедерации характерна договорная основа образования.

    А) верно только А         Б) верно только Б          В) оба суждения верны         Г) оба суждения неверны

    16. Выберите верный вариант продолжения цитаты: «Единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является __________________».

    А) Президент РФ                            Б) Правительство РФ               В) её многонациональный народ      

    Г) Федеральное собрание РФ

    17.  Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

    А) Нормой построения и функционирования аппарата управления в современных демократических государствах является разделение властей. Б) На наш взгляд, чрезмерное сосредоточие власти в одних руках – самая большая опасность, угрожающая демократии, порождающая деспотизм и бесправие. В) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную предполагает, что органы власти, будучи независимыми друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга.  Г) Высшим органом, осуществляющим конституционный надзор в России, является Конституционный суд. Д) Можно с уверенностью заявить, что принцип разделения властей – наиболее оптимальный способ реализации концепции правового государства.

    Определите, какие положения текста

    1. отражают факты
    2. выражают мнения

    18.  В приведенном списке указаны черты сходства представительных органов государственной власти  и местного самоуправления и их отличия. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт отличия.

    1) предусмотрены Конституцией РФ                     2) выполняют законотворческую функцию

    3) действуют в пределах своей компетенции       4) являются институтом гражданского общества

    19. Установите соответствия органов государства и должностных лиц с выполняемыми ими функциями: к каждой позиции, данной в первом столбике, подберите соответствующую позицию из второго.

    Органы государства

    Функции

    А) Президент РФ

    1) руководство работой правительства РФ

    Б) Федеральное собрание РФ

    2) законодательная деятельность

    В) Судебные органы

    3) разработка государственного бюджета, управление государственной собственностью, обеспечение обороны страны

    Г) Правительство РФ

    4) глава государства, издание указов и распоряжений

    Д) Премьер — министр

    5) разрешение правовых споров

    20. Прочитайте текст и выполните задания.

            Современное понимание демократии отличается тем, что народ признается источником власти, сувереном в государстве, но считается, что саму государственную власть должны непосредственно осуществлять специальные органы, которым народ делегирует своё право на управление общественными делами. Эти органы формируются народом посредством выборов, они представляют народ, поэтому такая демократия называется представительной….

    Все современные демократические государства функционируют как государства представительной демократии.

    Назовем  основные, общепринятые признаки демократий:

    • Суверенитет народа, то есть признание народа источником власти, обладающим правом осуществлять ее через органы государственной власти и местного самоуправления;
    • Выборность основных государственных органов. Выборы государственных органов должны быть свободными (граждане могут голосовать свободно, не опасаясь репрессий), справедливыми (все голоса должны обладать одинаковым «весом»), частыми (граждане могут регулярно выражать свое отношение к государственным должностным лицам);
    • Равноправие граждан;
    • Приоритетность прав человека над правами государства, их надёжная защита, включая неприкосновенность личности, право свободно выражать своё мнение, критиковать правительство;
    • Политический и идеологический плюрализм, предполагающий свободу создания разнообразных организаций, включая оппозиционные политические партии.

    С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты и озаглавьте каждый из них.

    С2. Назовите две особенности представительной демократии и проиллюстрируйте их примерами.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Аннотация гепариновая мазь к применению инструкция показания
  • Руководство метрополитена контакты
  • Самахан чай шри ланка инструкция по применению
  • Как сделать кубик из спичек без клея пошаговая инструкция
  • Укт 138 руководство по эксплуатации