В какой период второй половины 20 века руководством ссср была провозглашена политика мирного

Тема:
Политика мирного сосуществования
в 1950-х — первой половине 1960-х гг.

Цели: сформировать
представление о концепции мирного со­существования как основе советской внешней
политики с сере­дины 1950-х гг.; познакомить с основными событиями внешней
политики СССР в 1953—1964 гг.

Тип
урока:
 урок общеметодологической направленности.

Ход
урока

I.   Мотивационно-
целевой этап

Внешняя
политика СССР в годы «оттепели» была так же про­тиворечива, как и внутренняя
жизнь страны. Советское руководство провозгласило курс на мирное
сосуществование с капитали­стическими странами, но дважды возникала опасность
прямого вооруженного столкновения между СССР и США. Советский Союз стал
проводить более гибкую политику в отношении стран «народной демократии», но в то
же время произошел крупней­ший раскол е мировом коммунистическом движении,
вызванный разрывом отношений между СССР и КНР.

План урока

1.    Отношения
СССР со странами Запада.

2.    СССР
и страны социалистического содружества.

3.    СССР
й страны «третьего мира».

II.   Введение в новый материал

После
смерти Сталина советское руководство признало глав­ной задачей внешней политики
ослабление международной на­пряженности. В марте 1954 г. Г.М. Маленков публично
заявил о том, что в современных условиях новая мировая война приведет к гибели
всей человеческой цивилизации. Для характеристики нового курса советской
внешней политики он впервые употребил словосочетание «мирное сосуществование»,
что означало отказ от разрешения «антагонистических классовых противоречий» ме­жду
двумя системами с помощью военной силы. И хотя В.М. Мо­лотов, занимавший в
1953-1957 гг. пост министра иностранных дел, не воспринял эту идею, она была
официально провозглашена основой советской внешней политики.

Дополнительный материал

В.М. Молотов об идее мирного
сосуществования

Как
же можно совместить мирное сосуществование и свержение империализма? В
«Коммунистическом манифесте» написано: «Комму­нисты не скрывают своих взглядов,
они стоят за насильственное сверже­ние всего существующего общественного
строя», — это основа Маркса, Ленина. Все основано, чтобы не противоречило этому
положению, а те­перь мы проповедуем мирное сосуществование, Как это одно с
другим вяжется?

Мы
за мирное сосуществование, если его понимать в том смысле, что мы за мир. Мы
всячески должны стоять за мир, мы — самая миролю­бивая страна, — постольку,
поскольку это не мешает дальнейшему уси­лению роста социализма, росту
освободительного движения. И мирового коммунизма — это само собой. Если мы не
будем бороться За коммунизм, за мировой коммунизм, тогда у нас не
будет и социализма. И посколь­ку это не мешает постепенному углублению ямы под
капитализмом — об этом мы прямо не говорим, но сохраняем мир для свержения
империализма.

Вопрос
к документу


Что не устраивало Молотова в идее мирного сосуществова­ния, несмотря на то, что
он тоже не отрицал необходимости смягчения международной напряженности?

(Ответы учеников.)

III.    Работа
по теме урока

1.    Отношения
СССР со странами Запада

В 1950-е гг. Советским Союзом и другими социалистически­ми
странами по его инициативе были заключены соглашения с США и их союзниками,
способствовавшие смягчению между­народной напряженности.

Дата

Документ

Содержание/последствия

1953 г.

Соглашение о перемирии
в Корее

Прекращение войны в
Корее и восстанов­ление довоенной границы между КНДР и Южной Кореей

1954 г.

Женевские соглашения
по Индокитаю

Прекращение войны в
Индокитае, нейтра­литет Лаоса и Камбоджи, разделение Вьет­нама на просоветскую
Демократическую Республику Вьетнам на севере и прозапад­ную Республику
Вьетнам на юге

1955 г.

Договор о не­зависимости
Австрии

Восстановление
суверенитета Австрии, про­возглашение ее постоянного нейтралитета, вывод с ее
территории войск бывших стран антигитлеровской коалиции, в том числе СССР

Декларация о
прекращении состояния вой­ны с Германией

Установление
дипломатических отношений между СССР и ФРГ

1956 г.

Соглашение

о прекращении
состояния вой­ны с Японией

Установление
дипломатических отношений между СССР и Японией. Мирный договор не был
подписан из-за отказа Японии при­знать Южные Курилы территорией СССР

Во взаимоотношениях СССР со странами Запада по-преж­нему
сохранялся высокий уровень взаимного недоверия. Го­товность советского
руководства к разрядке международной напряженности сочеталась с продолжением
гонки вооружений. Преимущество СССР перед США в развитии баллистической
ракетной техники позволило советскому руководству уверен­нее действовать на
международной арене, заявляя о готовности массированного возмездия США, если
они решатся на ядерную атаку.

Вопросы
к классу

1.  В каком году СССР опередил
США в развитии баллистиче­ской ракетной техники и в чем это выражалось?

2.  Почему неоднократные
предложения Хрущева о полном и всеобщем ядерном разоружении не имели шансов
быть реализованными?

(Ответы учеников.)

Одним из наиболее важных и болезненных международных вопросов к
концу 1950-х гг. стал статус Берлина. По мнению со­ветского руководства, власти
Западного Берлина при поддержке США стремились превратить его в «витрину
свободного мира», что приводило к разрушению пропагандистского лозунга о пре­имуществе
социалистического строя и массовому бегству граждан ГДР на Запад. Предложения СССР
о превращении Западного Берлина в «демилитаризованный вольный город», что
неизбеж­но означало его подчинение ГДР, не были поддержаны странами Запада.

Другим очагом роста напряженности в отношениях между СССР и США
стал кубинский вопрос. После победы нацио­нально-освободительной революции на
Кубе в 1959 г. ее новое правительство во главе с Ф. Кастро стало проводить курс
на по­литическую и экономическую независимость от США, что спо­собствовало
сближению с СССР. Стремясь не допустить уста­новления просоветского режима
вблизи своих границ, США инициировали экономическую блокаду Кубы, поддержали не­удачную
попытку вторжения на остров вооруженного десанта кубинских эмигрантов. В свою
очередь Кастро объявил о наме­рении строить социализм по советскому образцу, а
руководство СССР признало Кубу социалистической страной.

Возникновение этих очагов международной напряженности в начале
1960-х гг. едва не привело к началу новой мировой войны.

Кризис

Причина

Основные события

Итог

Бер­лин­ский

Массовое бег­ство граждан
ГДР на Запад через Запад­ный Берлин. Отказ США, Великобрита­нии и Франции от
предложения СССР о выводе войск из Запад­ного Берлина

Август 1961 г. — воз­ведена
бетонная сте­на вокруг Западного Берлина.

Август — октябрь 1961
г. — советские и американские вой­ска в Берлине при­ведены в боевую го­товность,
опасность их вооруженного столкновения

В результате пе­реговоров
удалось избежать вооружен­ного столкновения в Берлине. Берлин­ская стена
стала символом «холодной войны» и разделе­ния Европы на два лагеря

Ка­риб- ский

Установле­ние
советских ядерных ра­кет на Кубе по просьбе ее властей в 1962 г.

Октябрь 1962 г. —
блокада Кубы аме­риканским флотом. Ракетно-ядерные и военно-воздушные силы
СССР и США приведены в боевую готовность

Компромисс между Н.С.
Хрущевым и Дж. Кеннеди: США отказались от военного вме­шательства в дела
Кубы, советские ядерные ракеты дол­жны быть удалены с Кубы, а американ­ские —
из Турции

После Карибского
кризиса в отношениях между двумя сверхдержавами наступило потепление. В 1963 г.
СССР, США и Beликобритания подписали договор о запрете ядерных испытаний в
атмосфере, космическом пространстве и под водой. Это было первое в истории
соглашение по контролю над ядерным воору­жением.

2.    СССР
и страны социалистического содружества

Не менее назревшей проблемой, чем необходимость ослабле­ния
международной напряженности, стала потребность в коррек­тировке политики СССР в
отношении стран «народной демокра­тии». Навязывание им советской модели
социализма с помощью жестких репрессивных мер вело к росту общественного
недоволь­ства и опасности социального взрыва в этих странах. Так, в июне 1953
г. в Восточном Берлине начались волнения рабочих, кото­рые переросли в
антиправительственные забастовки по всей ГДР и были подавлены с помощью
советских войск.

—Схема
иллюстри­рующая изменение политики СССР в отношении стран «народной демократии»
в середине 1950-х гг.

(Схема составляется
при консультативной помощи учителя.)

https://documents.infourok.ru/298096fe-9781-48ac-a0dc-f3b41abf358f/0/image001.jpg

На состоявшихся в Москве в 1957 и 1960 гг. совещаниях
представителей коммунистических и рабочих партий
события      в Венгрии были оценены как
«контрреволюция» и «фашистский мятеж». «Многообразие пути к социализму» на деле
выразилось в том, что странам «народной демократии» дозволялись отсту­пать от
советской модели социализма только в экономической области. Полновластие
коммунистических партий и признание руководящий роли КПСС в мировом
коммунистическом движе­нии по-прежнему оставались обязательными условиями.

Решения XX съезда КПСС об осуждении культа личности Сталина и о
многообразии путей построения социализма были поддержаны и руководством КНР.
Однако к концу 1950-х гг. со­ветско-китайские отношения серьезно осложнились.

Для
отношений со странами социалистического лагеря тоже были характерны новые
веяния. Особо тесными в 1953-1956 гг. были отношения с КНР. В 1953 г. было
заключено новое экономическое соглашение на выгодных для Китая условиях. При
этом Китай претендовал на особую роль в мировом коммунистическом движении,
ссылаясь на своё влияние в странах Азии, ведущих национально-освободительную
борьбу. СССР и Китай тесно сотрудничали при разрешении двух крупных
международных проблем: войны в Корее и войны в Индокитае (она шла на полуострове
с 1945 г.). Но разоблачение «культа личности» Сталина на XX съезде
породило полное неприятие нового курса советского руководства со стороны Мао
Цзэдуна. С этого момента Китай начинает осуществлять свою собственную политику,
о которой заявил на совещании коммунистических и рабочих партий в Москве в
октябре 1957 г. По нарастающей стала развиваться враждебность в
советско-китайских отношениях.

Особенно широкий размах национально-освободительное движение
приобрело во Вьетнаме, входящем в состав французского Индокитая.

В июне 1954 г. на совещании министров иностранных дел пяти
постоянных членов Совета Безопасности и Демократической Республики Вьетнам
(ДРВ) в Женеве было подписано соглашение о прекращение военных действий в
Индокитае и разделе территории Вьетнама по 17 параллели.
Во Вьетнаме возникло 2 государства: опирающийся на западную помощь Южный
Вьетнам со столицей Сайгон, и коммунистический ДРВ со столицей Ханой.

Следом о независимости объявили Индонезия, Бирма, Филиппинские
острова. Индия была разделена на два государства: индуистскую Индию и
мусульманский Пакистан и предоставлено им право доминиона, сохраняя свое
подданство британской короне

Начиная с 1960 года развернулась «Африканская
фаза» процесса распада колониальной системы. В 1956 г.
национально-освободительные движения прошли Марокко, в Тунисе, Судан в 1962 г в
Алжире. Ливия провозгласила независимость в 1951 году, Гвинеи в 1958 году. 1960
год вошел в историю человечества как «Год Африки«: в
этом году на политической карте возникло 17 новых независимых государств. На
Африканском континенте образовалось 34 независимых государств

Домашнее
задание
: прочитать
§ 34.

Одним из внешнеполитических новшеств в СССР стала политика, построенная на принципах мирного существования. Сам термин появился в 1920-е годы. Теория мирного сосуществования принадлежит советским деятелям периода НЭПа, который в 1920-е годы считался краткой мирной передышкой накануне мировой революции.

Принципы мирного сосуществования сформулировал глава советского наркомата иностранных дел Георгий Чичерин в 1922 году. Также автором идей мирного сосуществования годов НЭПа иногда считают Ленина. Они были изложены в 1920 году в интервью корреспонденту из США.

НЭП – это в истории СССР период с 1921 по 1928 годы, когда шло восстановление экономики после гражданской войны и ещё существовали элементы капитализма.

Политика мирного сосуществования – это внешнеполитическая концепция, провозглашённая на:

  • международном экономическом совещании в Москве;
  • на XX съезде КПСС в 1956 году;
  • в Третьей Программе КПСС 1961 года.

Основные принципы:

  • отказ мира от войны как средства разрешения спорных вопросов между государствами;
  • приоритет переговоров перед любыми другими способами решения проблем.

В годы Холодной войны за мирное существование и против войны выступало также демократическое и антиимпериалистическое движение, созданное в 1949 году в Варшаве, то есть в социалистической Польше.

Опубликовано 

В период правления Никиты Сергеевича Хрущёва был начат процесс
нормализации отношений между Востоком и Западом. Однако противостояние между
двумя системами не прекратилось, а приобрело новые формы. Сам Хрущёв как-то
отмечал, что «договор имеет силу, только если он подкреплён пушками. Если
договор не подкреплён силой, то он ничего не стоит».

Далее вы узнаете о том, какими особенностями обладала политика
мирного сосуществования в 1950-х — первой половине 1960-х годов

Вопросы занятия. Новый курс
советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Отношения с Западом.
СССР и мировая социалистическая система. Распад колониальных систем.

После смерти Сталина в советском руководстве возникли споры о
направлениях внешней политики.

Вячеслав Молотов – министр иностранных дел – выступал за «паузу» в
«холодной войне». Но в тоже время настаивал на продолжении борьбы между
социалистическим и капиталистическим блоками.

Министр отрицал идею мирного сосуществования двух систем,
аргументируя это произведениями Ленина.

Других взглядов придерживался Георгий Максимилианович Маленков, а
после – и Никита Сергеевич Хрущёв.

Маленков считал, что после войны СССР и страны соцлагеря
выдвинулись на первые позиции в мире. Что из-за опасности применения ядерного
оружия необходимо придерживаться политики мирного сосуществования.

Однако наряду с этим рассматривал ядерный арсенал в качестве
единственного аргумента для равноправного диалога с Западом.

Маленков правильно оценивал ситуацию, при которой мирное будущее
советского народа зависело по большей части от развития отношений СССР с
Западом.

Такое положение дел и обозначило курс внешней политики СССР в
1953–1964 годах.

Летом 1953 года СССР и США достигли компромисса в Корейском
вопросе. КНДР и Республика Корея заключили перемирие.

В том же году СССР отказался от плана общей советско-турецкой
обороны Черноморских проливов. Эта идея предполагала размещение советских
военно-морских баз на территории Турции.

Также были озвучены предложения по нормализации отношений СССР с
Турцией и Югославией.

В 1954 году советская сторона поддержала соглашение о прекращении
войны в Индокитае. В 1955 году государства, победившие во Второй мировой войне,
заключили соглашение с Австрией. Согласно ему, Советский Союз выводил с её
территории свои войска.

В этом же году в СССР был издан указ, объявлявший о прекращении
состояния войны с Германией. А в 1956 году – аналогичный документ о прекращении
войны с Японией.

В марте 1954 года Маленков выступил с речью, в которой заявил о
недопустимости глобальных конфликтов, и аргументировал это наличием у вероятных
противников ядерного оружия.  Он стал первым в мире политиком высокого
ранга, озвучившим этот тезис.

На XX съезде КПСС были обоснованы положения «о мирном
сосуществовании и соревновании систем социализма и капитализма», «О
необходимости и возможности предотвращения войны в современности», «О различных
путях перехода государств к модели социализма».

Тогда же Хрущёв назвал три основных направления, реализация
которых сможет должна была гарантировать мир: создание системы коллективной
безопасности в Европе; создание аналогичной системы в Азии; всеобщее
разоружение.  

Однако политика СССР часто шла в разрез с оглашёнными принципами.

Нередко те или иные советские действия совершались в
пропагандистских целях. Например, положение «о мирном сосуществовании двух систем»
трактовалось как «специфическая форма классовой борьбы».

Кроме того, лидеры СССР и Запада не доверяли друг другу. Также в
тот период не существовало системы контроля за ядерным арсеналом вероятного
противника. Внешняя политика как стран Запада, так и СССР велась с позиции
силы.

В 1956 году Хрущёв заявил о внесении изменений в военную доктрину
Советского Союза. В частности: о приоритете ракетно-ядерного противостояния над
массовым применением войск.

Следует отметить, что в области ядерных вооружений во второй
половине 1950-х – начале 1960-х гг. СССР некоторое время опережал США. В 1957
году СССР провёл успешное испытание первой в мире межконтинентальной
баллистической ракеты. Территория вероятного противника – США – впервые
оказалась под угрозой атаки.

Ракетное вооружение поступило на службу не только в сухопутные
силы СССР, но и войска противовоздушной обороны, военно-воздушные силы. В
Советском Союзе началось строительство мощного подводного флота, оснащённого
ракетно-ядерным оружием.

Надо отметить, что призрак советского ядерного возмездия был
серьёзным фактором в переговорах советских лидеров с Западом. Во многом
благодаря ему в 1956 году удалось остановить агрессию западных держав и Израиля
против Египта.

По воспоминаниям сына Никиты Сергеевича Хрущёва (Сергея Хрущёва),
его отец не испытывал никаких сомнений в том, что «когда за океаном поймут
реальность возможности советского ядерного удара по США, ситуация в мире
кардинально изменится. Угроза потери даже нескольких крупных городов заставит
Америку трижды подумать, а нужно ли платить так дорого за сомнительное
удовольствие в несколько раз больше разрушенного Советского Союза».

Интересно, что в качестве главных целей советских ракет были
выбраны Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго, Лос-Анжелес.

Временное превосходство СССР в ракетном вооружении позволяло
Хрущёву не только подталкивать западных партнёров к компромиссу, но и активно
использовать силовые приёмы в их отношении.

Например, в июне 1961 года из-за непримиримой позиции Хрущёва по
берлинскому вопросу, его встреча с президентом США Джоном Кеннеди в Вене ни к
чему не привела.

Новое обострение отношений Востока и Запада произошло в августе
1961 года. В связи с очередным обострением берлинского вопроса, по решению
руководства стран ОВД была построена стена, отделявшая ГДР от Западного
Берлина.

В том же 1961 году СССР отказался от договора с США, который
предусматривал мораторий на испытания ядерного оружия в атмосфере. Все
вышеперечисленные действия Советского Союза сопровождались угрозами применения
ядерного оружия.

Но самым опасным оказался Карибский кризис 1962 года. В ответ на
размещение ядерного оружия США в Турции, СССР перебросил свои ракеты на Кубу.
Реакцией США стала подготовка ко вторжению на Кубу.

Мир оказался на пороге ядерной войны. Конфликта удалось избежать в
последний момент благодаря компромиссу между Кеннеди и Хрущёвым.

СССР дал согласие на вывод с Кубы всех своих ракет, США
гарантировали безопасность Кубы, согласились убрать ракеты из Турции.

После Карибского кризиса в отношениях Восток – Запад начался
период относительной разрядки. В его основе лежало доверие между лидерами СССР
и США. Но после убийства Кеннеди в ноябре 1963 года и смещения Хрущёва в
октябре 1964 года этот процесс прервался.

Одним из главных направлений советской внешней политики была
поддержка дружественных режимов в Восточной Европе, в Азии, чуть позже – на
Кубе. В 1955 году началась нормализация советско-югославских отношений.
Казалось, что этот шаг означал признание со стороны СССР права каждой страны
идти к социализму своим путём.

На XX съезде КПСС был обоснован тезис «о многообразии форм
перехода к социализму».

Идеи о различных путях к социализму также, как и критика культа
личности Сталина, нашли широкую поддержку в большинстве социалистических
государств. В некоторых из них был взят курс на демократизацию, происходил
отказ от сталинской модели. В 1956 году сменилось руководство в Польше, где с
лета не прекращались выступления рабочих.

В этом же году начались демократические перемены в Венгрии.
Критике подверглось старое руководство Венгерской партии трудящихся и её
ориентация на СССР. Однако свёртывание реформ новым венгерским руководством,
привело к восстанию в Будапеште.

Руководство Советского Союза
назвало причиной венгерского кризиса происки агентов Запада и деятельность
«врагов венгерского народа». На территорию
Венгрии были введены советские войска, подавившие выступление. Венгерское
восстание подтолкнуло руководство СССР не только к «закручиванию гаек» и
пересмотру критики сталинизма в СССР, но и к ужесточению политики в отношении
соцлагеря.

На проходивших в 1957 и 1960 годах совещаниях представителей
коммунистических и рабочих партий в Москве событиям в Польше и Венгрии была
дана резко негативная оценка.

Также в документах совещаний
была отмечена особая роль СССР и его опыта построения социализма.

В мае 1955 года, в дополнение к СЭВ, социалистические страны
заключили военно-политический союз. 

Собравшиеся в Варшаве представители СССР, Германской Демократической
Республики, Польской Народной Республики, Чехословацкой Социалистической
Республики, Венгерской Народной Республики, Румынской Народной Республики,
Народной Республики Болгарии и Народной Республики Албании подписали договор «О
дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи».

Он предусматривал создание объединённых вооружённых сил и
выработку единой стратегии обороны.

После XX съезда КПСС отчётливо проявились претензии Китая на роль
второго центра мирового коммунистического движения.

В Китае критика культа личности Сталина была воспринята весьма
болезненно.

Кроме того, осуждение сталинизма было негативно принято в Албании,
КНДР и, отчасти, в Румынии.

После мирного разрешения Карибского кризиса разделение сторон в
соцлагере приобрело окончательный вид.

Лидер Китая Мао Цзэдун критиковал «советский ревизионизм». Он
ставил его на одну доску с американским империализмом».

Также Китай предъявлял претензии на ряд советских территорий.

Попытки решить спор между СССР и КНР о том, «чей путь к коммунизму
более правильный» ни к чему не привели. Началось открытое противостояния двух
центров – КПСС и КПК.

Послевоенный кризис и распад колониальных империй позволили руководству
СССР предпринять ряд мер по вовлечению освободившихся стран в сферу советского
влияния.

На XX съезде партии национально-освободительные движения были
названы одной из трёх составляющих ведущих сил мирового революционного
процесса. Наряду с мировой системой социализма и мировым коммунистическим и
рабочим движением.

В 1955 году Никита Сергеевич Хрущёв и Николай Александрович
Булганин совершили государственные визиты в Индию, Бирму, Афганистан.

В 1957–1964 годах советские дипломаты провели переговоры с
лидерами более чем 30 развивающихся стран. За этот период было подписано свыше
20 соглашений о сотрудничестве.

СССР стремился направить развивающиеся страны если не по
социалистическому, то хотя бы по «некапиталистическому» пути.

Советское руководство предоставляло этим странам выгодные кредиты,
безвозмездную помощь, вооружало дружественные режимы, зачастую лучшими
образцами военной техники.

В результате противостояние США и СССР усилилось ещё больше.

Западные страны начали более тесно координировать свои действия в
борьбе против «советской экспансии».

Таки образом, в основе новой стратегии внешней политики СССР
лежала идея мирного сосуществования двух систем. Отношения Советского Союза с
Западом велись с позиции силы. После Карибского кризиса в них наступила
разрядка. СССР поддерживал и охранял установившиеся режимы в государствах
соцлагеря. После распада колониальных систем – стремился направить страны
«третьего мира» по социалистическому пути развития. Во второй половине 1950-х
годов началось открытое противостояние двух центров мирового коммунистического
движения – СССР и КНР.

Мирное сосуществованиеидеологическая концепция, лежавшая в основе внешней политики КПСС и Советского Союза в 50-ых – 80-ых годах XX века, но получившая свое начало еще в 20-ых годах.

Концепция заключалась в том, что, хотя между странами капиталистического и социалистического лагеря существуют классовые противоречия, эти противоречия не должны решаться военной силой. В своей практической части данная теория толковалась как мирное сосуществование между СССР и странами Варшавского Договора с одной стороны и США и странами НАТО с другой стороны. Идеология мирного сосуществования во многом вступала в противоречие с теорией марксизма-ленинизма, настаивающей на необратимости мировых революционных процессов. Практическая необходимость подобных изменений была понята руководством КПСС и Советского государства в первой половине 50-ых годов XX века. Этот вывод был в значительной мере связан с осознанием опасности возможности начала ядерной войны и советская теория Мирного сосуществования стала одним из элементов холодной войны.

Основоположником современной теории мирного сосуществования можно считать Н.С. Хрущева, первым из руководителей Советского государства начавшим активные зарубежные государственные визиты и принимавшего личное участие в работе международных межправительственных организаций. Именно он впервые провозгласил, что хотя социализм и коммунизм необратимо придут на смену капитализму, но произойти это может и мирным путем.

Концепция мирного сосуществования закреплена в многочисленных документах КПСС. Советское государство всемерно развивало и поддерживало пацифистские и антивоенные движения в странах Запада, солидарные с советской концепцией мирного сосуществования. Одним из основных проводников теории мирного сосуществования стал организованный в 1949 г. Всемирный Совет Мира.

Ссылки[]

Всемирный Совет Мира

Шаблон:Poli-stub
de:Friedliche Koexistenz
nl:Vreedzame Coëxistentie

      Одним
из последствий Первой мировой войны
была идеологизация международных
отношений. Ее факторами стали размежевание
между либерализмом и антилиберальными
идеологиями в нескольких основных их
формах — фашистской (итальянский фашизм),
нацистской (германский нацизм),
военно-этатистской (японский милитаризм).
Октябрьская революция в России усугубила
раскол, породив собственную,
левореволюционную версию антилиберальной
идеологии в лице большевизма и его
разновидностей. С точки зрения большевиков,
мир раскололся на две части — капитализм
и социализм, которые были разделены
между собой постоянно углублявшимся
идейно-политическим антагонизмом. Эти
«миры» по-разному представляли
себе перспективы развития цивилизации.
Сам факт существования «идеологически
чуждого» государства автоматически
считался странами, придерживающимися
иной системы ценностей, угрозой для их
национальной безопасности. Характерно,
что к миру капитализма советская
идеология относила и страны с
буржуазно-демократическими режимами
(Великобритания, США, Франция), и
государства, в которых зарождались
антилиберальные политические системы
(Италия, позднее — Япония и Германия).

      Советское
руководство видело причины войн в самой
системе капитализма, в его «агрессивной
сущности», внутренних стимулах к
экспансии, стремлении распространить
свою систему ценностей на весь мир.
Отсюда делался вывод об органической
природе антисоветской политики
капиталистических государств и их
непримиримости к «первому в мире
государству рабочих и крестьян». С
такой точки зрения борьба за мир
отождествлялась с борьбой за предотвращение
агрессии капиталистических стран против
Советской России, а борьба за предотвращение
этой агрессии — с борьбой против
капитализма вообще. Между тем, сама
концепция мирового переустройства на
базе всемирной пролетарской революции
была «зеркальным отражением» как
раз тех намерений, который в Коминтерне
приписывали капиталистическому миру.
Эта идея тоже ориентировала на
распространение советского,
социалистического строя на весь мир и
нацеливала на непримиримость к
идеологически чуждым буржуазным странам,
их строю и образу жизни.

      Однако
в начале 20-х годов во внешнеполитических
воззрениях большевиков стали происходить
перемены. Идея мировой революции не
утрачивала значения основополагающей.
Но наряду с ней советское руководство
начало разрабатывать новую теоретическую
платформу, которая позволяла бы совместить
революционность в идеологии с
необходимостью нормализовать отношения
с внешним миром, все части которого в
тот период (за исключением подконтрольной
большевикам Монголии) были капиталистическими.

      Такой
платформой стала концепция «мирного
сосуществования стран с различным
политическим строем», надолго
заложившая логико-понятийные и
политико-философские рамки внешней
политики СССР. Эта концепция не была
представлена в форме единого цельного
документа. Она складывалась постепенно
и состояла из трех основных постулатов,
которые в разные периоды то выдвигались
на передний план, то затенялись советским
руководством в зависимости от конкретных
обстоятельств.

      Во-первых,
концепция мирного сосуществования
предусматривала возможность нормализации
отношений и полноценного сотрудничества
Советской России и СССР с капиталистическими
странами на межгосударственном уровне.
В первую очередь имелось в виду налаживание
хозяйственных связей с окружающим
миром.

      Во-вторых,
концепция «мирного сосуществования»,
провозглашая отказ от прямого военного
столкновения с капиталистическими
странами, выдвигала на передний план
тактику мирной дипломатии посредством
«игры на межимпериалистических
противоречиях». Советское государство
должно было использовать эти противоречия
в интересах социализма. Задачей советской
дипломатии было не просто восстановление
контактов с внешним миром, а активное
маневрирование в международном сообществе
и участие в конкуренции за выход на
наиболее благоприятные позиции в решении
вопросов мировой политики без использования
военных методов.

      В-третьих,
логика «мирного сосуществования»
не исключала продолжения острой
идеологической борьбы между социализмом
и капитализмом и оказания советским
правительством поддержки революционерам
в любой стране мира. Это третье положение
концепции противоречило ее первому
постулату о мирном сотрудничестве с
капиталистическими странами, так как
фактически оно представляло собой
попытку легализации «морального
права» большевиков вмешиваться в
дела других государств, если там возникали
левые и революционные брожения.

      На
протяжении 20-30-х годов в системе
внешнеполитических органов в Москве
сложилась своего рода специализация:
открытый акцент на борьбе за победу
мировой революции остался характерным
для документов и практической работы
Коминтерна, а официальные государственные
органы советского государства —
правительство, отдельные ведомства и
комиссариаты в целом — строили международную
деятельность, сообразуясь с тезисом о
мирном сосуществовании.

      Создав
в Москве штаб-квартиру Коминтерна как
организационного центра мирового
революционного процесса, руководство
России рассматривало мирное сосуществование
как специфическую форму классовой
борьбы в международном масштабе. В
советском менталитете преобладал
постулат о необратимой, исторически
обусловленной смене общественно-экономических
формаций, якобы, неизбежно ведущей к
победе коммунизма. Западные страны
официально не признавали концепцию
«мирного сосуществования», считая
ее уловкой, призванной отвлечь внимание
от попыток экспортировать революцию
за пределы Советской России.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Super enzymes now инструкция по применению на русском
  • Пробантин инструкция по применению цена отзывы
  • Инструкция к часам касио aq s800w
  • Леспефлан инструкция по применению для кошек
  • Де нол инструкция по применению цена в краснодаре