В инструкциях указывается риторика 3 класс


Автор: Горлова Г.И.

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

«Новоивановская основная общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области

Рассмотрена на

заседании МО  учителей начальных классов

Протокол № 1

 от 29.08 2013

Руководитель МО

______________

/ Горлова Г.И./

Утверждена на

заседании

педагогического

совета

Протокол №  1

от  30. 08 2013

Введена в действие

Приказом № ____

от 02.09.2013

И.о.директора школы

______________

/ Ященко А.И../

Рабочая программа

внеурочной деятельности

для 3-го класса

на 2013-2014 уч.год

 «Риторика»

Направление: общеинтеллектуальное

Автор – составитель

                                                                  Горлова Галина Ивановна,

                                                                  учитель начальных классов

                                                            первой квалификационной категории

С. Новоивановка

Пояснительная записка

Статус документа

              Данная рабочая  программа внеурочной деятельности «Риторика» разработана в  соответствии  с «Положением «О рабочей программе» МКОУ «Новоивановская основная общеобразовательная школа» на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,  федерального базисного  учебного  плана, годового календарного учебного графика,   учебного плана школы    и авторской программы   Т.А. Ладыженской и  Н.В. Ладыженской.

         Структура документа

Рабочая  программа  представляет собой целостный документ, включающий следующие  разделы:

          1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Требования к уровню подготовки  обучающихся.

4. Основное содержание.

5. Тематическое   планирование.

6. Календарно-тематическое планирование.

7. Нормы и критерии оценивания.

8. Программно-методическое  обеспечение.

9. Материально-техническое обеспечение.

10. Приложения.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Русский известный писатель А.М. Пешковский писал,  что «там, где дети усиленно учатся говорить, …там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга» И чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями. Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других.Безусловно, изучение курса «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Важность этого предмета для младших школьников подчеркивается тем, что «Риторика» рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом.

 В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.

Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Форма реализации: кружок

Срок реализации: 4 года

Ведущие формы деятельности:

$1·                  Беседы

$1·                  Сообщения

$1·                  Просмотр видеоматериала

$1·                  Исследовательские проекты

$1·                  Экскурсии

$1·                  Конкурсы

$1·                  Праздники

$1·                  Викторины

$1·                  Игры

Место предмета в учебном плане

В соответствии федеральным базисным учебным планом и учебным планом школы на курс внеурочной деятельности «Риторика» в 3-ем классе  отводится 1час в неделю (34 часа в год).

Результаты изучения курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

– на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;

– на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; « готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач» и т.д.;

– на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного

литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.

Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.

Планируемые результаты

1 класс.  Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником  знаний о принятых в обществе нормах вежливого поведения, о разнообразии речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; осознание  детьми  свои речевых ролей в различных коммуникативных ситуациях; понимание  и оценивание  некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации; формирование  элементарных  речеведческих  понятий (устное и письменное, словесное и несловесное  общение, речевые жанры, текст и др.)

Результаты реализации программы 1 класса

Обучающиеся получили  знания:

о роли речи в жизни людей; о  правилах  вежливого, уместного поведения людей при общении;  о разнообразии речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.

Обучающиеся осознали свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях, научились оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения, соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности.

2-3 классы. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к  жизни и человеку,  к  общению, к  добру и истине, к семье, к труду и творчеству, к социальной солидарности, к гражданственности и патриотизму.

Результаты реализации программы 2 класса

 По окончании программы второго класса у детей сформировалось позитивное отношение к базовым ценностям:

жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья;

 общения– понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры;

         добраи истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основанными  на признании постулатов нравственной жизни;

семьи понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам;

труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области;

социальной солидарностиобладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;

социальной солидарностиобладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.                        

4 класс. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного  социального действия): школьник может приобрести опыт   оценивать свою вежливость, определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо); осознает важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

 свою ответственность за произнесённое или написанное слово; понимает необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Требования к уровню подготовки обучающихся

3-го класса

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

отличать подготовленную и неподготовленную речь;

знать особенности неподготовленной речи;

осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

знать особенности диалога и монолога;

анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

пользоваться основными способами правки текста.

Основное содержание (34ч)

ОБЩЕНИЕ (17 ч)

Речевые (коммуникативные) задачи.

Речевая деятельность.

Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.

Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).

Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.

Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.

Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.

Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ (17ч)   Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.

Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.

Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).

Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.

Вторичные речевые жанры.

Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.

Цитата в пересказах, её роль.

Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.

Типы текстов.

Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).

Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.

Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.

Рассказ по сюжетным рисункам.

Тематическое планирование

№  п/п

Наименования

раздела

Количество  часов

1

ОБЩЕНИЕ

17

1.1

Наука риторика

4

1.2

Учимся говорить

5

1.3

Похвала (комплимент)

1

1.4

Слушаем, вдумываемся

2

1.5

Учимся читать, писать

3

1.6

Вежливое общение

2

2

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

17

2.1

Разные тексты

2

2.2

Правильная речь

3

2.3

Правила успешного пересказа

4

2.4

Поздравляю тебя…Вас…

2

2.5

Учись объяснять и доказывать

2

2.6

Что общего – чем отличается

3

2.7

Подведем итоги

1

 

                                                   Итого

34

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Всего

часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

УУД

Дата

теория

практика

План.

Факт.

ОБЩЕНИЕ (17ч)

Личностные

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

— оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях.

Познавательные

–  ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

–  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

— планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

—  самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари.

Регулятивные:

— определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

— учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные:

— ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих.

— слушать и понимать речь других.

Предметные:

знать задачи науки риторики и её значение в жизни людей;

— уметь анализировать свою и чужую речь,различать подготовленную и неподготовленную речь, оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения, анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях.

   

Наука риторика (4 ч)

   

1

Проверь себя

1

 

тест

06.09

 

2

Речевая ситуация.

1

 

тренинг

13.09

 

3

Твои речевые роли.

1

беседа

 

20.09

 

4

С какой целью? Зачем?

1

 

практикум

27.09

 

Учимся говорить (5ч)

   

5

Неподготовленная речь.

1

объяснение

 

04.10

 

6

Подготовленная речь

1

   

11.10

 

7

8

Приемы подготовки

2

 

Показ таблиц

тренинг

18.10

25.10

 

9

Говорим подробно, кратко.

1

 

практикум

08.11

 

Похвала (комплимент) (1ч)

   

10

Похвала (комплимент).

1

беседа

 

15.11

 

Слушаем, вдумываемся  (2 ч)

   

11

Слушаем, вдумываемся…

1

беседа

 

22.11

 

12

Слушаем по-разному

1

 

тренинг

29.11

 

Учимся читать, писать (3 ч)

   

13

Читаем учебные тексты.

1

 

упражнение

06.12

 

14

Учимся писать, редактировать.

1

 

упражнение

13.11

 

15

Как исправить текст?

1

 

практикум

20.11

 

Вежливое общение (2 ч)

   

16

Что такое вежливость.

1

 

Ролевая

игра

27.11

 

17

Добрые дела – добрые слова.

1

 

Решение ситуационных задач

17.01

 

ТЕКСТ (17ч)

Разные тексты (2 ч)

Личностные

объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов;

контроль результатов деятельности

-оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

способность  к  самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

— давать оценку невежливому речевому поведению.

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и самостоятельно;

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные

– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

— использовать знаково-символические средства для решения задач.

-определять тему, основную мысль несложного текста;

– определять структурно-смысловые части текста;

— находить  основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.

Коммуникативные:

— соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Предметные:

знать  признаки текста, типы текстов.

уметь характеризовать разные тексты,  различать диалог и монолог, пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём, вводить в пересказ эффективные цитаты.

   

18

Тексты разные нужны.

1

беседа

 

24.01

 

19

Диалог и монолог.

1

 

практикум

31.01

 

Правильная речь (3 ч)

   

20

Пиши правильно!

1

 

практикум

07.02

 

21

Произноси правильно!

1

 

игра

14.02

 

22

Употребляй слова правильно!

1

 

викторина

21.02

 

Правила успешного пересказа (4 ч)

   

23

Пересказ.

1

беседа

 

28.02

 

24

Выбери нужное (выборочный пересказ)

1

 

практикум

   

25

Цитата в пересказе.

1

объяснение

 

07.03

 

26

Кратко о книге (аннотация).

1

 

Занятие в библиотеке

14.03

 

Поздравляю тебя…вас… (2 ч)

   

27

Поздравляю Кого? С чем? Как? Желаю Кому? Чего? Как?

1

объяснение

 

04.04

 

28

Поздравительные открытки.

1

 

Творческая мастерская

11.04

 

Учись объяснять и  доказывать (2 ч)

   

29

Рассуждение, вывод в рассуждении

1

объяснение

 

18.04

 

30

Правило и цитата в доказательстве.

1

 

практикум

25.04

 

Что общего – чем отличаются (3 ч)

   

31

Сравни и скажи.

1

 

упражнение

02.05

 

32

Правила сравнения.

1

объяснение

 

16.05

 

33

Как строятся сравнительные тексты.

1

 

практикум

23.05

 

Подведём итоги (1 ч)

   

34

Риторический праздник.

1

 

празд

ник

30.05

 
                   

Нормы и критерии оценивания

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

На каждом занятии используется словесная оценка (учителя и самооценка обучающегося), которая  определяет   качество достигнутых школьником результатов обучения.   По итогам  изучения тем и разделов данные (по трем уровням)  заносятся в таблицы результатов. 

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам  курса, умение пользоваться литературой при подготовке  сообщений, участие в  организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу,  умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить  исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности,   участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение  анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять  причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую  деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять   полученную информацию на практике.

           Данные  внеурочных достижений обучающихся  накапливаются в  портфолио.

Программно-методическое обеспечение

1. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Программа «Риторика»  для четырёхлетней начальной школы.

2. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента.- 2011.

3. Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента.

4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А.Горский, А.А.Тимофеев и др.; под ред.В.А. Горского.-М.: Просвещение, 2010. ( Стандарты второго поколения).

2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

Материально-техническое обеспечение

Печатные пособия

 Демонстрационный и раздаточный материал.

Информационно — коммуникативные средства

Мультимедийные   образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе и в цифровой форме).

Технические средства обучения

Аудиопроигрыватель.

Персональный компьютер.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Магнитная доска.

Книгопечатная продукция

1. Журнал «Начальная школа»

2. Богословская Н.Е., Купина Н.А. «Весёлый этикет» (развитие коммуникативных способностей) – Екатеринбург: «АРГО», 1997

3. Мартынова А.М. Потешки.  Считалки. Небылицы – Москва: «Современник»,1998

4.Шанина С.А., Серова Е.Д. 100 скороговорок для развития речи. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008

Приложения

ИГРА  «МАГИСТР   РИТОРИКИ»

Введение.

        Игру «Магистр Риторики» можно проводит на уроке, а также использовать во внеклассной работе. Она содержит основные понятия курса Т. А. Ладыженской «Детская риторика в рассказах и рисунках»  Образовательной системы «Школа 2100». В занимательной форме учащиеся смогут не только повторить изученное ими на уроках риторики, но и показать умение анализировать, использовать различные средства общения при решении различных коммуникативных задач. Игра предназначена для учащихся 2, 3 и 4 классов.

Цель: повторение и обобщение знаний курса риторики, формирование представлений об умелом, успешном и эффективном общении, создание мотивации для общения, развитие культуры личности ребёнка во всех проявлениях

Задачи:

воспитывать эмоционально – ценностное позитивное отношение к себе и окружающему  миру.

развить внимание к собственной речи и речи собеседника, умение замечать ошибки в своей и чужой речи;

сформировать у учащихся умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;

вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;

обучить учащихся основным правилам и  приёмам эффективного поведения в различных ситуациях.

Содержание игры.

Игра представлена тремя блоками, каждый из которых соответствует программе курса риторики во 2, 3 и 4 классах. Соответственно игра проводится в конце учебного года в каждом классе. Блок разделён на 5 основных разделов. К каждому разделу даны вопросы и задания.

Участник игры выбирает любой вопрос одного из разделов. Дав правильный ответ,  получает балл, соответствующий данному вопросу. Количество баллов суммируется. Участник, заработавший наибольшее число баллов, объявляется Магистром Риторики.

Некоторые вопросы помечены знаком «Кот в мешке» и «Аукцион». «Кот в мешке» означает передачу хода другому игроку, которого называет участник игры. «Аукцион» предполагает возможность дать за вопрос другой балл. Кто из участников даёт большую цену, тот и отвечает. Но, ответив неправильно, игрок теряет эти очки.

Итоговый  контроль

Конкурс знатоков

РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ    

1.То, о ком или о чём говорится в тексте.(Тема текста)

2.Назови типы текста. (Повествование, описание, рассуждение)

3.Для чего существует инструкция? (В  инструкции указываются правила использования какого-либо предмета)

4.Назови виды текста в зависимости от того, происходит или нет смена говорящего.(Монолог, диалог)

5.Что такое пьеса? (Произведение, которое  состоит из монологов и диалогов героев)

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

1.Назови автора «Толкового словаря живого великорусского языка»? (В. И. Даль)

2. «Кот в мешке» Для чего нужны толковые словари? (Узнать значение слова)

3.Что такое орфоэпия? (Наука, в которой изучаются  нормы произношения и ударения)

4. «Аукцион» Что такое орфографическая ошибка? (Ошибка в написании  слова)

5.Что такое орфоэпическая ошибка? (Ошибка в произношении

слова или ударении).

УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ

1.Что значит рассуждать?( Объяснять, доказывать)

2. Закончи пословицы:

Всякое решение любит…(рассуждение)

Как понимаешь, так и …(рассуждаешь)

Легко сказать, нелегко…(доказать)

3.Что такое цитата? (Дословная часть исходного текста)

4.Заполни схему:

То, что объясняется      →                Объяснение

                                  Слова-связки (потому что, так, как, дело в том, что)

5.Заполни схему:

Объяснение            →                   Вывод

                              Слова-связки (поэтому, вот почему, таким образом, следовательно)

ПЕРЕСКАЗ       

1.Какие бывают пересказы? (устный, письменный, подробный, краткий, выборочный)

2.Что такое выборочный пересказ? (Пересказ части текста)

3.Что такое аннотация? (Краткое содержание книги)

4.Для чего в пересказ вводят цитату? (Подчеркнуть выводы автора, передать особенности языка автора или персонажей)

5. «Кот в мешке» Что такое план текста? (Озаглавливание частей текста)

СРАВНЕНИЕ    

1.Что значит сравнить? (Узнать, чем предметы похожи и чем отличаются)

2. «Аукцион» Назови задачи сравнения. (Выявить различие, определить сходство)

3.Назови самое главное правило сравнения. (Сравнивать предметы

можно только по одним и тем же признакам)

4.Что значит параллельное сравнение? (Одновременно производится сравнение одного и того же признака у разных предметов)

5.Что означает последовательное сравнение? (Вначале описывается один предмет, затем другой – в сравнении  с первым.)

4 класс.

Раздел учебника

Вопрос

ОБЩЕНИЕ

1.Произнеси правильно:

Звонить, звонишь, звонит, звоним, звоните, звонят.

2. «Кот в мешке» Для чего человек общается? (Получить новую информацию,

рассказать о каком-то событии, поделиться своими чувствами)

3.О чём говорит улыбка? (О настроении человека,

подчёркивает красоту лица, делает человека более приветливым)

4.Что такое ухмылка? (Улыбка с оттенком иронии, насмешки, недоверия)

5.Что такое экслибрис? (Ярлык, знак, указывает, кому принадлежит книга из домашней библиотеки)

ТЕКСТ     

1.Назови типы текстов. (Повествование, описание, рассуждение)

2.Назови признаки текста (Заголовок, тема, абзац, завязка, кульминация, концовка, главная мысль)

3.Что такое абзац? (Самая маленькая смысловая часть текста)

4. «Аукцион» Каким бывает запрет? (Строгим и мягким)

5.Назови языковые знаки (Буквы, цифры, знаки препинания. )

ТЕКСТ     

1.Каким бывает описание? (Научное, деловое, художественное)

2.Где можно встретить научное описание? (В энциклопедиях,

справочниках, словарях)

3.Что обязательно должно быть в рассуждении? (Доказательство,

аргументы, факты)

4.Расположи по порядку: аргументы, вступление, тезисы, заключение.

5.Назови три вида дорожных знаков. (Информационные, запрещающие, предупреждающие)

РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ   

1.Что такое словарная статья? (Текст, в котором объясняется значение слов и их употребление)

2.Что такое кульминация? (Самый острый момент в рассказе)

3.Назови источники информации (Книга, газета, телевидение,

учитель, лектор)

4.Назови информационные жанры (Заметка, хроника, репортаж, статья)

5. «Кот в мешке» Назови самый малый газетный жанр (Хроника)

ЭТИКЕТ   

1.Назови этикетные жанры (Приветствие, поздравление, извинения, утешение, прощания, благодарность)

2. «Аукцион» Закончи пословицу: «Язык болтуна не доведёт до …» (добра)

3.Назови персонажей с хорошими и плохими речевыми манерами. (Мальвина, Буратино, Карабас-Барабас и т. д.)

4.Назови синонимы к слову привычки (Манеры, повадки, замашки,

ухватки)

5.Что помогает овладеть красноречием? (Чтение, пересказ, собственные упражнения в создании разных текстов)

В 4 классе в конце игры проводится II раунд, на котором выбирается Главнейший Магистр Риторики. Детям предлагается ответить на 3 вопроса. Участник, давший большее число правильных ответов считается победителем.

Вопросы: 1) О чём это сказано?

«Это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» (Книги)

2) Продолжи высказывание  С. Поварнина

« Уважение к чужим убеждениям не только признак уважения к чужой личности, но и признак широкого и развитого…» (ума)

3) Закончи высказывание академика Д.А. Лихачёва

 « В основе хороших манер лежит забота о том, чтобы…» (человек не мешал человеку,  чтобы все вместе чувствовали себя хорошо)

        По окончании каждой игры победители получают дипломы и подарки.

OBRAZOVALKA.COM

OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .

  • Наша доска вопросов и ответов в первую очередь ориентирована на школьников и студентов из России и стран СНГ, а также носителей русского языка в других странах.
  • Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык.
  • На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.


    Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.

    zoltemtses

    zoltemtses

    Вопрос:

    Помогите пожалуеста выполнит риторику 3 класс
    как ты думаешь для чего на свете существует так много разных текстов? вот например инструкция, объявление, рекламы-для чего они? попробуй закончить предложение.
    В инструкциях указывается________________________.
    В объявлениях сообщается _______________________.
    В рекламе хвалят________________________________.

    Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

    Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

    Ответы и объяснения 1

    jeanenkela184

    jeanenkela184

    В инструкцыях указываются о правильном пользевани прибора
    в обявлениях сообщается о меррприятиях которые будут скоро проходить
    в рекламах хвалят товар который производят

    Знаете ответ? Поделитесь им!

    Гость

    Гость ?

    Как написать хороший ответ?

    Как написать хороший ответ?

    Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

    • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
      правильный ответ;
    • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
      побуждал на дополнительные вопросы к нему;
    • Писать без грамматических, орфографических и
      пунктуационных ошибок.

    Этого делать не стоит:

    • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
      уникальные и личные объяснения;
    • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
      знаю» и так далее;
    • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
      пользователям;
    • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

    Есть сомнения?

    Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
    Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
    вопросы в разделе Другие предметы.

    Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
    смело задавайте вопросы!

    В данном разделе публикуются вопросы и ответы на них к непопулярным предметам.

    Урок риторики

    3 класс

    Тема: Текст. Разновидности текста.

    Цель: познакомить учащихся с разными видами текстов.

    Задачи: 1. Повторить понятие текста.

    2. Учить различать разные виды текстов.

    3. Развивать познавательный интерес, обогащать устную речь.

    4. Развивать критическое мышление при помощи технологии РКМЧП.

    5. Воспитывать у учащихся умение работать сообща, внимательно относиться к чужому мнению.

    Оборудование: кластер, таблица «Знаю –Хочу Узнать – Узнал», листы для выполнения задания 6 учебника, чистый лист у каждого ученика, лист самооценки.

    Ход урока:

    Речевая разминка.

    Упражнения на дыхание.

    Работа со скороговоркой.

    Бублик, батон и буханку пекарь испек спозаранку.

    Прочитайте про себя, вслух. Прочитаем с повышением, с понижением голоса, с различными интонациями (грустно, весело (логическое ударение на слово пекарь), удивленно (логическое ударение на слово спозаранку).

    Конкурс «Кто быстрее и четче скажет скороговорку?» (5 человек соревнуются, остальные – судьи).

    Скороговорки несут какую-то информацию. Что мы узнали? (Пекарь – человек, который печет хлеб, он очень рано встает (значение слова спозаранку смотрим по словарю Ожегова), чтобы испечь хлеб к завтраку).

    Стадия вызова.

    Получился ли у нас текст? Докажите, что это текст. Вспомним, что мы знаем о тексте.

    Заполните в своих таблицах графу «Знаю», обсудите свои записи в парах, в группах. Что же вы знаете о тексте? (В процессе беседы работаем с таблицей «Знаю-Хочу узнать-Узнал», в графе «Узнал» составляем кластер.)

    текст

    тема

    части

    заключение

    основная мысль

    вступление

    почему?

    какой?

    как это было?

    повествование

    описание

    рассуждение

    типы

    основная мысль

    Один человек с опорой на кластер вслух рассказывает о тексте. (Начало рассказа:

    Текст – предложения, связанные по смыслу и объединенные одной темой.)

    Тема урока.

    Назовите тему нашего урока (Текст.) Мы много знаем о тексте. Как вы считаете, достаточно ли наших знаний? (Очень сложная тема, сложно создавать тексты).

    Сегодня мы познакомимся с вами с разновидностями текстов. Что мы должны узнать?

    Заполните в своей таблице графу «Хочу Узнать», обсудите свои записи в парах, в группах.

    (Заполняем графу «Хочу узнать»:

    Какие бывают виды текстов?

    Для чего нужны разные виды текстов?

    Как распознать разные виды текстов?

    Как правильно составлять разные виды текстов?)

    Задача урока.

    Определите задачи нашего урока. (Узнать, какие бывают виды текстов, для чего нужны разные виды текстов, как распознать разные виды текстов. Учиться составлять тексты.)

    Физ. пауза.

    Стадия осмысления.

    Поможет нам учебник. Читаем на с. 8 теоретические сведения.

    Выполним задание 5. С какими видами текстов встретились ребята?

    Задание 6 вы будете выполнять в группах.

    (Задание выполняется на листках:

    В инструкции указывается _________________________________________ .

    В объявлении сообщается ____________________________________________ .

    В рекламе хвалят ____________________________________________________ . )

    Проверим вашу работу. (Один человек зачитывает получившееся предложение, обсуждаем, дополняем коллективно.)

    (В инструкции указывается в каком порядке нужно выполнять ту или иную работу. В объявлении сообщается о том. Что, где, когда произойдет, утеряно, продается, покупается и т.д. В рекламе хвалят , описывают достоинства, преимущества того или иного товара, который предполагается продать, даются точные сведения о месте, где его можно приобрести.)

    Стадия рефлексии.

    Назовите тему нашего урока.

    На какие вопросы должны были ответить? Что узнали? Заполните в своей таблице графу «Узнал». Обсудите в парах, в группах.

    (Заполняем графу «Узнал»: объявление реклама инструкция письмо)

    Самостоятельно выполните задание 7. Проверка.

    Еще один вид текста – телеграмма. Зачем мы их отправляем? (Коротко сообщаем важную информацию, которая должна дойти до адресата. Важные особенности телеграммы: краткость, лаконичность, ясность; содержит определенную информацию о чем-то; получателю должно быть понятно, кто отправил телеграмму; пишется без предлогов).

    Вспомните, в каком произведении герои отправляют телеграмму? (повесть И.Дика «В дебрях Кара-Бумбы»). Мальчики долго упрашивали мам отпустить их отдохнуть на Оку. Наконец, их мечта сбылась. Чтоьы мамы не волновались, ребята отправили телеграмму.

    Учитель зачитывает отрывок из произведения.

    Мы долго думали, как написать нашим мамам, чтобы они поняли, что мы живы — здоровы, что добрались благополучно и что нас надо теперь искать в копне сена на Оке.

    – «Ищите на Оке», — шептал Лешка перед окном телеграфа. — «Целуем».

    – Нет, не подойдет, — говорил Владимир Сергеевич. Твоя мама может еще подумать: «Ищите в Оке»! Надо тут что-нибудь короткое и ясное. И чтобы приятное…

    – Ну давайте: «Мы вас любим», — предлагал я.

    – Это сироп, — говорил Владимир Сергеевич. — Надо по-мужски.

    – «Привет от тети Груни», — сказал Лешка. — Они получат такое и сразу поймут, что мы в порядке.

    – А лучше всего просто написать: «Ура!» — и точка! — предложил Владимир Сергеевич. — И денег меньше платить, и все ясно! А?

    Мы согласились. Телеграмма вышла короткой, как удар сабли: «Ура!»

    Удачной ли получилась телеграмма? Какую телеграмму отправили бы вы? (работа в группах)

    Проверка. (Доехали хорошо. Отдыхаем. Ваши сыновья.)

    Прочитайте запись на доске.

    Вообразите на миг, что человечество утратило дар речи. Или в свое время не сумело бы овладеть им. Что было бы? (Л.Успенский)

    Порассуждайте. (индивидуальная работа на листках)

    Заслушиваем 2-3 человека.

    Вы написали еще один текст – эссе. А теперь давайте прочитаем, как ответил автор. (учебник с.4)

    Что добавим в графу «Узнал»? (телеграмма эссе)

    Оцените свою работу на уроке (листы самооценки)

    1. Я активно работал на уроке. 1 2 3 4 5

    2. Я был полезен своей группе. 1 2 3 4 5

    3. Я получил новые знания. 1 2 3 4 5

    Домашнее задание. с.10, задание 8.

    Вопрос задан 23.10.2018 в 09:37.
    Предмет Другие предметы.
    Спрашивает Зайцева Диана.

    разных текстов? вот например инструкция, объявление, рекламы-для чего они? попробуй закончить предложение.В инструкциях указывается________________________.В объявлениях сообщается _______________________.В рекламе хвалят________________________________.

    Ответы на вопрос

    Отвечает Борхоев Бато.

    В инструкцыях указываются о правильном пользевани прибора
    в обявлениях сообщается о меррприятиях которые будут скоро проходить
    в рекламах хвалят товар который производят

    Топ вопросов за вчера в категории Другие предметы

    Ответов: 1

    Ответов: 1

    Ответов: 1

    Ответов: 2

    Ответов: 2

    Ответов: 1

    Ответов: 1

    Ответов: 3

    Ответов: 3

    Ответов: 2

    Последние заданные вопросы в категории Другие предметы

    Ответов: 1

    Ответов: 1

    Ответов: 1

    Ответов: 2

    Ответов: 2

    Ответов: 1

    Ответов: 1

    Ответов: 1

    Ответов: 1

    Ответов: 1

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Магнезия инструкция по применению уколы внутримышечно взрослым для чего назначают
  • Waxy 2000 abrasive инструкция по применению
  • Зарядное устройство robiton procharger1000 с дисплеем инструкция по применению
  • Авифовир от ковид инструкция по применению цена
  • Инструкция кассира операциониста при работе с ккм