В чем вы видите роль воспитателя в руководстве сюжетно ролевыми играми

                     МДОУ ЦРР Д/С № 28 « КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

        Доклад

                Для педсовета на тему

« Роль воспитателя в развитии

сюжетно – ролевых игр детей              дошкольного возраста»

                                                                    Подготовила: Сватеева Т.В.

             г.Новоалександровск.        

                                          2016г.

Роль воспитателя в развитии сюжетно — ролевых игр детей

Сюжетно — ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни.. Отличительной особенностью сюжетно — ролевой игры является то, что её создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер. руководство этим видом игр требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный творческий характер игровой деятельности детей. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представление о труде и быте взрослых, о взаимоотношениях людей. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены на более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают её содержание, на обогащение их духовного мира. Однако в расширении знаний и представлений у детей необходимо соблюдать меру. Воспитатель не должен спешить, побуждая детей к быстрому воспроизведению в игре того, что они усвоили во время бесед, экскурсий, рассказов и т. д. Отражение окружающей жизни в игре не представляет собой прямого воспроизведения усвоенного содержания: оно некоторое время как бы отстаивается в сознании и чувствах детей.

Роль воспитателя в игре способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребёнка, выполняющего роль заведующего магазином, где касса, кто кассир, почему нет в магазине тех или иных продуктов, кто будет заворачивать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин ещё.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.

Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

В теории сложились разные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми детей. Один из них представлен в трудах Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой и включает следующие компоненты:

обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;

обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;

своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.

Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую роль он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких. В течение дня в группе возникает несколько игр: «Семья», «Детский сад», «Автобус», «Поезд», «Машина» и другие. Они как бы связаны между собой: на автобусе или машине можно ехать и в детский сад, и домой, и в театр. Дети объединяются небольшими подгруппами, иногда в игре принимают участие все. Воспитатель играет вместе с детьми, дает им советы.

Этапы развития сюжетно – ролевой игры

Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности.

Но жизнь в режиме детского сада построена так, что на игру остается очень мало времени.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Классически дошкольный возраст определяется как период сюжетно-ролевой игры. По мнению А.Н.Леонтьева, только самый конец дошкольного возраста характеризуется переходом к «рубежным» формам игры – игре фантазированию, драматическим играм и играм с правилами. Их «рубежный» определяется тесной связью с другими видами деятельности: литературным и художественным творчеством, учебной деятельностью, своеобразным сдвигом мотива игры с процесса на ее результат.

В концепциях игровой деятельности конца 20 века (Л.А. Венгер, Е.М.Гаспарова, Н.Я.Михайленко) убедительно доказано, что развитие игры в дошкольном детстве – процесс сложный и неоднозначный. Развитие этой деятельности начинается с сюжетно — отобразительной и индивидуальной режиссерской игр, которые затем образуют две самостоятельные линии становления игры. Сюжетно-отобразительная игра перерастает в сюжетно-ролевую, а индивидуальная режиссерская игра продолжает развиваться и к старшему дошкольному возрасту достигает своих вершин. Наличие сверстников способствует тому, что из индивидуальной режиссерская игра превращается в развернутую форму совместной детской деятельности. По-видимому, по отношению к ребенку старшего дошкольного возраста возможно говорить о развитии субъектной позиции – как в сюжетно- ролевой, так и в режиссерской игре.

Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер он выстраивает и развивает сюжет, управляет игрушками и озвучивает их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е.Е.Кравцова). Режиссерская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что происходит не с другими людьми (взрослыми или сверстниками), а с игрушками, изображающими различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами, действует ими и за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих “актеров”. Поэтому такая игра и получила название режиссерской.

Режиссерская игра выполняет важнейшую социокультурную функцию в развитии ребенка дошкольного возраста. Активно присваивая культуру, ребенок отображает в режиссерской игре то, что представляет для него первостепенную ценность. Создавая и «оживляя» предметный мир, ребенок воплощает свои замыслы, свое видение окружающей действительности. Поэтому режиссерская игра — важнейший фактор социализации дошкольника и в то же время одно из немногих средств, которое позволяет взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует.

Игровой мир режиссерской игры позволяет ребенку «опредмечивать» сюжет, видеть его как бы со стороны.

После – игра-фантазирование, драматическая игра, игра с правилами (связаны с литературой, художественным творчеством, учетов).

Акцент переносится с процесса игры на результат.

Связь образных областей: игра – труд – отражают знания о труде взрослых, игра – фантазирование связана с речевым творчеством.

— условия, необходимые, чтобы дети имели возможность проявить творчество, и чтобы эти игры были привлекательны:

— содержание игр должно соответствовать интересам, возможностям детей, учету окружающей детей обстановки.

2) педагогическое сопровождение должно строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;

3) предметно – игровая среда должна быть динамично изменяющейся, и в её создание должны принимать участие дети;

— Появление сюжетных игр у детей 3 года жизни – вся жизнь в группе должна быть насыщена игрой.

Например, кукла – медсестра осматривает детей и кукол перед обедом: «Пойдёмте руки мыть и т.д.».

Потом укладывают кукол спать, качают, затем наступает очередь детей.

— Забота взрослого о ребенке становится ведущим источником сюжетно – отобразительных и сюжетно-ролевых игр на 4ом году жизни.

Сюжетно-отобразительная игра – ребенок копирует бытовые действия взрослого.

Сюжетно-ролевая – отражает людей, их характера, настроения.

Роли: сначала взрослый в главной роли (шофер, доктор, повар и т.д.) задает так в игре, завязывает сюжет. Задает вопросы ребенку, побуждает его к ответам, действиям, побуждает вспомнить собственный опыт ребенка (как бы у врача, как делали прививку, как ходят с мамой в магазин и т.д.) и применить его в игре. Потом позиции меняется: педагог приводит на прием к «доктору — ребенку» свою «дочку — куклу», потом представляет детям самостоятельно играть, подсказывает дальнейшее развитие сюжета.

— Условия для индивидуальных режиссерских игр в группе должны быть разнообразные мелкие образные игрушки (куклы, матрешки, зверюшки, машины, строительные наборы, мебель детская и т.д.).

Педагог разыгрывает, используя игрушки различные бытовые оценки, сказки, втягивает ребенка в игру, подсказывая ему действия его игрушки.

В средней группе основой сюжетно – ролевой игры становится творческое преобразование детского опыта.

Содержание сюжетных игр обогащается: от разыгрывание бытовых сюжетов к отражению взрослых профессиональных отношений:

«Как мы ездили в театр», «Как я ходил в парикмахерскую» и т.д. или по сюжету сказки или мультфильма.

Можно дать детям готовый сюжет игры: побеседовать с детьми, составить рассказ об игре, «получением письма» из другого детского сада, где описана игра, в которую любят играть дети.

Педагог при игре может внести новый элемент в сюжет, о котором не договаривались, побуждает детей проявить творчество в развитии игрового сюжета.

В средней группе дети совместно с воспитателем могут изготовить атрибуты к играм: билеты, панно, шапочки, угощение.

Важно, чтобы имелись игровые зоны, относительно закрытые (мебель, ширма, накидка, чтобы отделить пространство).

Режиссерские игры в средних группах кроме мелких игрушек иметь и разнообразный бросовый материал (дощечки, пузырьки, коробочки и т.д.)

Педагог помогает ребенку в роли помощника: просит ребенка пояснить смысл тех или иных действий, но иногда и сам разыгрывает с игрушками различные сюжеты, в т.ч. и фантастические.

Давать детям творческие игровые задания: завершить историю, начатую воспитателем, придумать и показать сказку, придумать начало истории, или «а что было потом».

Старший дошкольный возраст — период расцвета режиссерской игры, содержание игры разное, в т.ч. фантастическое сюжета, в которых реальность сплетается с сюжетами из мифологии, книг. Полифункциональный игровой материал имеется в продаже – это карта – макет, она помогает детям представить сюжетную ситуацию еще до её разыгрывания, а затем конкретизировать её в процессе режиссерской игры. В процессе этих игр даются задания изготовить атрибуты, чтобы потом можно разыграть сюжет.

Организация сюжетно-ролевых игр предшествует обсуждение общего замысла. Педагог и дети садятся в круг, каждый придумывает кусочек сюжета к выбранной теме («Как мы путешествовали на Луну», «Наши приключения в волшебной стране»).

Дети проявляют свои индивидуальные особенности:

— дети-сочинители;

-дети-исполнители (используют в игре жест, мимику, речевую интонацию, оценочную речь);

-дети-режиссеры, выступают посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, «дирижируя» заменами игроков, способствует их согласованию.

Сюжетные игры делятся:

— ролевые: ребенок берет на себя роль и действует с партнерами от имени роли;

режиссерская: ребенок дает роли играющим и выстраивает отношения между ними;

Игрушки:

— образные игрушки и атрибуты роли: (куклы, фигурки животных, костюмы);

— предметы оперирования (игрушечное хозяйство, транспортные средства);

— манеры пространства (дома, другие здания, сооружения, малые архитектурные формы, мебель, некоторые предметы интерьера и ландшафта).

Требования к игрушкам (образным):

— открытый нейтральный облик;

— реалистичность, узнаваемость образа, но не его натуралистичность;

— подвижность отдельных частей (рук, ног, головы);

— отсутствие в них механизмов.

Требования к предметам оперирования:

— условность предмета, который может заменять множество вещей (например, быть стиральной машиной, плитой, микроволновкой);

-отсутствие механизма, т.е. технической оснащенности;

-необходимое и достаточное количество предметов оперирования (но не множество);

-соразмерность предметов оперирования куклами или игрушками – животных. Транспортные игрушки лучше иметь большого размера (но в играх по ПДД может быть по-другому). В режиссерских играх предметов требуется немного, чтобы они не отвлекали от сюжета игры.

Требования к маркерам пространства:

В режиссерских играх:

— открытый образ дома, позволяющий присвоить ему любое игровое значение;

-мобильность конструкции;

— достаточный размер для игры и соответствие размеру игровых персонажей;

— устойчивость и надежность.

Для ролевых игр:

— мобильная мысль, полифункциональные конструкторские блоки (могут служить столом, стулом, кроватью, ящиком и т.д.);.

Правила организации игровой среды в ДОУ:

-большое пространство и наличие укромных уголков (конструкторы, ширмы, ткань);

-необходимое и достаточное количество игрушек (смена их, не загромождать, следить какие игрушки детям надоели);

— разнообразие игрового материала:

* (транспорт разный: автобус, корабль, лодка, ракета, самолет, грузовой и легковой автомобиль);

* куклы: младенец, кукла – подружка, девочку и мальчика, набор кукол «семья» для режиссерских игр;

* фигурки животных, соразмерный им строительный материал.

Разнообразие игрового материала будет направлять и поддерживать детский замысел, позволит воплотить в игре разные истории.

Режиссерские игры с песком

Их роль в коррекции агрессивных проявлений старших дошкольников.

Психологические особенности агрессивных детей:

— неумение конструктивно взаимодействовать со сверстниками в конфликтных ситуациях;

— недостаточное развитие коммуникативной функции речи;

— неумение взаимодействовать в конфликтных ситуациях с взрослыми;

— неудовлетворенность в признании сверстниками и взрослыми;

— неумение безопасно для себя и для других выражать свои негативные эмоции;

— недостаточная способность чувствовать и понимать других.

Что надо делать? Вовлекать в режиссерские и сюжетно-ролевые игры, развивать коммуникативную функцию через обогащение и расширение речевых диалогов.

Игры с песком в группах, в кабинете педагога-психолога (ящик 50х70х20) мелкие игрушки, предметы-заместители;

— участие в игре добровольное;

-активная позиция взрослого, действия, выразительная речь, монологи и диалоги положительных и отрицательных персонажей;

— предупреждение открытых конфликтов между детьми;

— безоценочность, но в конце выразить удовлетворение от игры;

— безопасность;

— отсутствие соревновательного начала в играх, четкое ограничение игр во времени; предварительная договоренность с детьми об этом;

— использование символических сигналов к окончанию игры, возможность продолжить незаконченную игру;

Задачи и результаты совместных режиссерских игр с детьми старшего дошкольного возраста (если проводится игра с одним или двумя детьми)

— способствовать мирной договоренности от общей игре, выбору темы сюжета и распределению ролей между всеми участниками с учетом их пожеланий;

— договорится об ограничении времени на игру. Использовать речь как главное средство конструктивной деятельности;

— следить за развитием линии сюжета, влиять на изменение сюжета для предупреждения возникновения конфликтных ситуаций и для выхода из уже возникшего;

— четко контролировать время игры, влиять на изменение сюжета для предотвращения проявлений физической агрессии у детей.

Действия воспитателя:

Вносит предложения, берет на себя роль какого-либо персонажа, сдерживает или увеличивает темп развития сюжета, в роли своего персонажа, проявляет чуткость к другим персонажам, возникает понимание, принимает чувство других героев.

Результат, желательный для ребенка:

Усиленный выбор общей темы, сюжета, опыт достижения мировой договоренности, развитие коммуникативной функции речи, опыт положительного выхода из конфликтных ситуаций, развитии способности к сочувствию, опыт успешных, одновременных действий, опыт приятия взрослых, ощущение собственной полезности, необходимости, развития следования игровому правилу.

классификация театрализованных игр:

игры в кукольный театр:

настольный театр

театр на руке

напольные куклы

стендовый театр

верховые куклы

театр живой куклы

игры-драматизации:

инсценирование потешек

инсценирование небольших

инсценирование песен, сказок

инсценирование небольших литературных текстов

творчество детей

игры-спектакли:

драматический спектакль

музыкально-драматический спектакль

детская опера

спектакль на хореографической основе

спектакль ритмопластики

пантомима

мюзикл

театрализованное действие:

праздники

развлечения

театрализованные шоу

Данная классификация театрализованных игр позволяет разнообразить деятельность детей, обогатить и расширить театрализованные знания и умения.

Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное — спецификой детской театрализованной деятельности. Существуют такие виды театрализованной игры, как: кукольный, пальчиковый, теневой, настольный театр, игра-драматизация

.

http://rushkolnik.ru/tw_files2/urls_3/1045/d-1044817/1044817_html_34d3bbeb.png

Творческие  игры составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для дошкольников. Творческими их называют потому, что  дети  самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

       Творческие   игры  имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес  к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом,  игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.

      Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.

Творческие игры:

  • Сюжетно – ролевые  (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).
  • Театрализованная деятельность  (режиссерские, игры – драматизации).
  • Конструкторские.

        Сюжетно – ролевая творческая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Значительная часть творческих игр – это сюжетно – ролевые игры в «кого – нибудь» или «во что нибудь». Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3-4 лет. Отражение ребёнком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путём принятии на себя определённой роли, однако подражает не полностью, ибо не располагает реальными возможностями для действительного выполнения  операций принятой роли. Связано это с уровнем знаний и умений, жизненным опытом  на данном возрастном этапе, а также умение ориентироваться в знакомых и новых ситуациях. Поэтому в творческой сюжетно – ролевой игре он выполняет символические действия («как будто бы»), реальные предметы заменяет игрушками или условно теми предметами, которыми располагает, приписывая им необходимые функции (палка – «лошадка», песочница – «пароход» и т.д.)  Дети изображают людей, животных, работу врача, парикмахера, водителя и др. Понимая, что игра – не настоящая жизнь, малыши в то же время по – настоящему переживают свои роли, откровенно показывают своё отношение к жизни, свои мысли, чувства, воспринимая игру как важное и ответственное дело.  

          Структура ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину, включает в себя следующие компоненты:

  1. Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.
  2. Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.
  3. Игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.
  4. Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, посредством которого регулируется весь ход игры.

         Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно ролевая игра  оставляет в сознании ребёнка глубокий след, который обозначится на его отношении к людям, их работе, вообще жизни. Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Их игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений. Для играющих  детей становятся  характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры.

     Кроме того, повышения уровня ролевых  взаимоотношений способствует улучшению реальных взаимоотношений при условии, если роль выполняется на хорошем уровне.

     Однако существует и обратная связь  —  ролевые отношения становятся выше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребёнок значительно  лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся. Отсюда вытекает вывод о значении выбора партнёров, положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребёнка.

      Театральная деятельность — один  из видов творческой  игровой деятельности, которая связана с восприятием произведений театрального искусства и изображением в игровой форме полученных представлений, чувств, эмоций. Они разделяются на 2 основные группы: режиссёрские игры и игры — драматизации.

      В режиссёрской  игре  ребёнок как режиссёр и одновременно голос за кадром организовывает  театрально – игровое поле, актёрами и исполнителями в котором  являются куклы. В другом случае актёрами, сценаристами и режиссерами являются сами дети, который во время игры договариваются о том, кто какую роль исполняет, что делает.

      Игры — драматизации  создаются по готовому сюжету из литературного произведения  или театрального представления. План игры  и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем  наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы  героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей),  это  и является особенным значений игр – драматизации – они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его  художественную ценность,  положительно влияют на развитие выразительности  речи  и движений.

     Детское творчество особенно ярко проявляется  в  играх – драматизациях.

     Чтобы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями.

      В процессе работы у детей  развивается воображение, формируются речь, интонация, мимика,  двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.

      Ещё один вид – конструкторские  игры. Эти творческие игры  направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков  организации, привлечению их к трудовой деятельности. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей  к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и др.), из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Очень важно, чтобы педагог помог воспитанникам совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.

       В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У детей должно быть достаточно  строительного материала, различных конструкций и размеров.

Материал  для  конструкторских  игр :

  • Природный материал  (листья, шишки, снег, глина, песок)
  • Искусственный материал (мозаика, бумага, модульные блоки, конструкторы  различных видов и размеров).

         При всём разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети самостоятельно или при помощи взрослого (особенно в играх – драматизациях) выбирают тему игры, развивают её сюжет, распределяют роли между собой, выбирают необходимые игрушки. Все это должно происходит в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением художественно-эстетического развития детей №117»

« Роль воспитателя в организации

 сюжетно-ролевых игр»

(сообщение для педагогов)

Воспитатель:  Логинова Т.П.

Оренбург, 2017г.

В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит
ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные
качества.

Советы
и предложения воспитателя поддерживают интерес детей к игре,
помогают
довести ее до конца. Это важно для воспитания у дошкольников
настойчивости, целенаправленности.
Особенно нуждаются в такой поддержке дети с
неустойчивыми интересами, нетерпеливые, слишком
подвижные. Нужно
стараться внушить им, что трудности преодолимы, стараться поднять их веру в
свои силы.

Влияя на содержание
игры, воспитатель тем самым влияет и на отношения между детьми. Но даже при
сильном увлечении игрой ребенок не
утрачивает реальных связей с окружающими людьми. Поэтому возможно
и нужно устанавливать некоторые правила,
поведение в творческой игре,
воспитывать у детей чувство ответственности
перед товарищами за выполнение роли, за свои поступки. Дети стремятся в игре к
жизненной правде и в то же время нарушают
эту правду, по-своему изменяют события жизни. Ребенок, любящий и умеющий играть
в коллективе, иногда в игре
уединяется.

     В игре всегда видны результаты
педагогической работы. Отражение жизни в игре становится все более полным,
реалистическим, действия ребенка, выражаемые им чувства делаются более
осознанными, отношение к изображаемому более
определенным. Воображение приобретает все более
творческий характер,
направляется на достижение поставленной цели, на выбор наилучших средств для
этого. Все заметнее проявляется «радость победы», о которой говорил А.С.
Макаренко, удовлетворение от достигаемых
результатов, критическое отношение к своей деятельности.
Действия
участников игры, их роли становятся согласованными, организуются объединяемые
общими интересами дружные игровые коллективы.

Такого уровня
игрового творчества дети достигают только благодаря воспитанию, благодаря
систематическому, обдуманному руководству играми со стороны воспитателя.

 Наблюдая за самостоятельными игра­ми
младших дошкольников я
отметила много­кратное повторение однообразных
действий. Заметив, что мальчик длительное время возит машину, стараюсь,
включается в игру:
беру на себя какую-либо роль (например, «ма­ма»
куклы) и выполняю игровые действия, ко­торые знакомы ребенку и передают смысло­вые
связи между предметами. Например, про­сит водителя подвезти ее с
«дочкой» до мага­зина, сажает куклу в кузов, вынимает из маши­ны
(«идут в магазин»), опять сажает («возвра­щаются домой»).
Затем стараюсь под каким-либо предлогом выходить из игры и наблюдаю за детьми.
Большинство малышей с удовольст­вием повторяют действия воспитателя.

Участие
в игре взрослого способствует зарождению первых проявлений ролевого поведения.
Девочку, молча кормящую кук­лу, воспитатель побуждает к высказываниям
вопросами: «Это твоя дочка? Как ее зовут? Она любит кашу?» И т.д.

Еще
один важный компонент сюжетно-ролевой игры — использование предме­тов,
представляющих уменьшенную ко­пию реальных вещей и созданных специ­ально для
организации игры ребенка, и предметов-заместителей.

В
младшем возрасте
дети,
играя само­стоятельно, отдают предпочтение реальным игрушкам. В организованных
играх я использую предметы-заместители. Напри­мер, сообщаю ребенку, что его
машину сле­дует помыть (заправить бензином), и пока­зываю, как можно
воспользоваться корот­ким шнуром-«шлангом». Или, перемешивая в
тарелке кусочки цветной бумаги, привле­кает внимание девочки и предлагает угос­тить
куклу «салатом».

Малыши,
впервые пришедшие в детский сад, получают много новых впечатлений, но вначале они мало отражаются в игре. Игра в «детский
сад» ограничивается тем, что ребята только кормят своих кукол, укладывают их
спать.
Причина бедности этих игр, как показывают наблюдения, в том, что представления о детском саде у детей нечеткие,
отрывочные. Впечатлений много, а разобраться в них трудно. Главное, у детей нет
представлений о
деятельности сотрудников детского сада, а игра возникает
в том случае, когда они видят действия людей, которым подражают, понимают их
значение. Детей систематически знакомлю с работой повара, няни, медсестры. Все
это дает материал для игры. Интересные занятия вызывают у детей желание,
подражая воспитателю, рассказывать куклам сказки, проводить с ними
дидактические игры.

У
детей
II младшей
группы поводом к игре часто служат случайные
ассоциации. В этом должен помогать
воспитатель, подбирая игрушки и разные предметы. Так, наглядно напоминая детям
об увиденном, воспитатель все же не
определяет тему игры. Одна и та же игрушка может
вызвать разные
ассоциации. Например, с пианино можно играть не в «музыкальное занятие», а в «праздник», с игрушечными животными можно разыграть
знакомую сказку.

Одна
из основных тенденций развития игры — формирование ее целенаправленности, что
требует длительной систематической работы
воспитателя.

Способность идти от
мысли к действию начинает проявляться у детей уже на четвертом году жизни, это
дает право воспитателю учить их ставить в
игре определенную цель. Опыт показывает, что это достигается довольно быстро.
Вопросы воспитателя: «Во что будешь играть? Кем будешь? Какие
игрушки
хочешь взять на прогулку? Что будешь строить?» — заставляют ребенка задуматься,
определить тему игры. Я наблюдаю, выполняют ли дети задуманное и стараюсь
поддержать интерес к выбранной теме своим

одобрением, подходящей игрушкой, а иногда
и своим участием. Однако я не настаиваю на том, чтобы задуманная игра была
всегда доведена до конца, ее участники вправе переменить тему, если придумали
более интересную. Очень важно поддержать
усилия детей, дать им возможность
пережить радость от достижения игровой
цели.

С усложнением
содержания игры возникает необходимость наметить, хотя бы в общих чертах, что будет делать каждый. Вначале детям трудно решать
это самостоятельно, у каждого есть свой замысел, но согласовать его с другими
они еще не умеют. Тут особенно нужна помощь воспитателя. Влияя на распределение
ролей, составление некоторого плана действий, воспитатель
выполняет две важные задачи: направляет содержание игры и
способствует
организации детского коллектива, воспитанию дружеских чувств.

Особенно сложна роль
воспитателя в ходе развития сюжета игры. Во время
подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет
игры еще только начинается, воспитатель с
уважением относится к замыслу
участников, может давать им советы,
руководить их поведением, как взрослый детьми.

Иное
дело, когда в ходе игры неосторожным вмешательством можно
нарушить созданный ребенком образ. Далеко
не всегда дети прислушиваются к советам взрослых во время игры. Это право получают
люди, которые хорошо понимают замыслы детей, проявляют искренний интерес к
игре. Воспитатель не может быть равнодушным зрителем, он выражает сочувствие
матери, у которой заболела дочка, с интересом слушает рассказ летчиков или
моряков об опасностях и трудностях их путешествий. Такой воспитатель может дать
совет относительно дальнейшего развития игры, и ребенок прислушивается к его
словам, особенно если к нему обращаются как
к действующему лицу. Маме можно посоветовать пойти с больной дочкой к врачу, летчикам
напомнить, что
самолеты перевозят не только людей, но и грузы. Такие
советы обогащают содержание игры.

Руководя игрой, воспитатель всегда должен
помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей,
сохранять их непосредственность, радость
игры. Из приемов руководства игрой следует
исключить всякого рода
принуждение, никогда не фантазировать за ребенка,
не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на
развитие
интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно
развивается игровое
творчество.

Чтобы найти
правильный путь влияния на детскую игру, надо понимать ее, уметь наблюдать
играющих детей. Изучение игры и воспитание детей в игре неразрывно слиты в едином педагогическом процессе. Я изучаю игру, чтобы
лучше руководить ею.

Особенно
важно индивидуальное наблюдение за каждым ребенком. Ведь
в творческой игре, больше чем во всякой
другой деятельности, он обнаруживает свои
склонности, переживания. Влияние на игры отдельных детей всегда связано с
воспитанием детского коллектива в целом.

Когда дети выбирают
игру, я стараюсь следить, чем они руководствуются
при этом, задумываются ли над тем, во что играть.

Малышу нужно помочь в
выборе игры и потому, что он еще не освоился с обстановкой детского сада,
стесняется воспитателя, не решается взять привлекающую
его игрушку, примкнуть к игре товарищей. В таких случаях
игра помогает педагогу понять ребенка, сблизиться
с ним.

Игра — самая любимая
и естественная деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в
том, чтобы делать игру содержанием детской
жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Сюжетные игры вместе
с воспитателем и самостоятельные игры помогают детям понять логику простых
жизненных ситуаций: «готовим Мишке обед», «купаем куклу», «лечим зайчика».

При обучении детей
сюжетно-ролевой игре перед воспитателем стоят задачи:

   постепенно развивать
игровой опыт каждого ребенка;

   помогать открывать новые возможности
игрового отражения мира;

—  пробуждать интерес
к творческим проявлениям в игре и игровому
общению со сверстниками.

Путь развития игры —
это совместная игра воспитателя с детьми, создание
обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в
свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами,
предметами-заместителями и воспитании доброго отношения
детей друг к
другу.

Воспитатель должен
уделить внимание:

—    обеспечению
условий для возникновения и развития игровой
деятельности (достаточное количество времени
для игры; наличие площади
для развертывания игровых действий,
необходимых игрушек и пособий, и
правильное их расположение в группе; обогащение детей впечатлениями и
хорошее их самочувствие);

—      знать методику руководства игровой деятельностью;
методы и приемы,
направленные на поддержание и
улучшение эмоционально-положительного
состояния детей; обеспечение активности играющих; своевременное
переключение с одного вида деятельности на
другой, какими методами и
приемами это достигается направление детей на игру.

Итак, для развития сюжетно
ролевой игры
воспитателю необходимо:

·       
осуществлять
педагогическую поддержку сюжетно — ролевых игр де­тей; поощрять принятие роли,
развертывание ролевого взаимодействия и ролевое общение между детьми;
поддерживать сохраняющуюся игру ря­дом или индивидуальную игру; одобрять
ролевые реплики как средство кратковременного взаимодействия детей, играющих
вместе; участвовать в играх детей, демонстрируя образцы ролевого поведения;

·       
поощрять
эмоциональное и словесное обозначение своей роли для партнера, называние словом
игровых действий, связанных с ролью, выде­ление сверстника как возможного
партнера по игре;

·       
следить за
тем, чтобы предметно — игровая среда становилась сред­ством развития
самодеятельной игры; обеспечивать детям свободное ис­пользование образных
игрушек, предметов — заместителей, средообразую-щих игровых модулей;

·       
разыгрывать с
детьми сценки по знакомым сюжетам, поощрять само­стоятельное развитие и
изменение сюжета детьми.

Педагогические рекомендации.

1.   Педагогам необходимо стараться не
занимать время отведенное для игры другими видами деятельности.

2.   Создать игровую среду в соответствии
с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда
должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в
легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально
установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать
игровую среду самостоятельно.

3.   Эффективным приемом руководства играми
детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре
детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать
индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни
рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.

4.   В руководстве детей большое место
занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно
играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени
способствует развитию ребенка.

5.   Руководство игрой должно строиться
на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой
детей.

6.   Педагог должен как можно чаще
ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию
самостоятельности у детей.

Автор статьи

Яна Игоревна Архипенко

Эксперт по предмету «Педагогика»

Стать автором

Значение руководства сюжетно-ролевой игрой

Игра является не просто забавой для ребенка дошкольного возраста, а ведущим видом деятельности, в процессе которой формируется и развивается его личность.

Сюжетно-ролевая игра интересна детям тем, что в процессе игры они могут на время «войти» в мир взрослых, примерить на себе различные роли и профессии, понять их значимость в жизни. Кроме того, сюжетно-ролевые игры развивают у детей творческое отношение к окружающей действительности, дают выход энергии и эмоциям детям, учат общаться с окружающими людьми, обогащают его новыми знаниями, умениями, навыками и практическим опытом.

Замечание 1

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является первой «школой» для ребенка, которая формирует у него качества, необходимые для полноценного существования в окружающем социуме.

Важным моментом в процессе организации сюжетно-ролевой игры является руководство игрой. В детском саду сюжетно-ролевыми играми дошкольников руководят воспитатели. Во время руководства воспитатель оказывает воздействие на все стороны личности ребенка (чувства, воля, поведение и т.д.), используя их в целях всестороннего развития ребенка.

Процесс руководства сюжетно-ролевой игры необходим не только для того, чтобы игра развивалась по сюжету, но и для того чтобы воспитатель мог уточнить и углубить некоторые знания и представления детей. Например, для выполнения роли врача в игре ребенок должен не только иметь представление о работе врача, но и перевести ее игровые действия. Это достигается посредством руководства со стороны воспитателя (объяснение, показ, уточнение и т.д.).
Во время руководства воспитатель помогает детям устанавливать взаимоотношения, учит договариваться друг с другом и т.д.

Замечание 2

Таким образом, сюжетно-ролевая игра под руководством воспитателя не только закрепляет у детей конкретные знания и представления, но и выступает своеобразной формой активной познавательной деятельности по овладению новыми знаниями и умениями.

«Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников » 👇

Виды и направления руководства игрой

Руководством сюжетно-ролевыми играми дошкольников осуществляется в двух направлениях.

Косвенное руководство – осуществляется без непосредственного вмешательства воспитателя в игру детей, направлено на обеспечение получения детьми определенного практического и жизненного опыта.

Основные приемы: наблюдение, целевая прогулка, экскурсия, беседа, чтение, просмотр фильмов, специальные занятия и т.п.

В процессе сюжетно-ролевой игры воспитатель наблюдает за игрой детей, при необходимости он дает им указания, подсказки, направляет игру детей в нужное русло и т.д., но при этом сам он не выполняет игровых действий.

Прямое руководство – осуществляется путем вмешательства воспитателя в игру детей, либо он принимает в ней непосредственное участие.

Основные приемы: роль в игре, показ игрового действия, советы в процессе игры, разъяснения, беседа, различная помощь в ходе игры и т.п.

Данное руководство осуществляется у детей младшего дошкольного возраста, так как они не в полной мере еще овладели умениями играть. Воспитатель принимает непосредственное участие в игре, чаще всего он выполняет определенную роль, то есть играет вместе с детьми и при этом руководит ими.

Роль педагога в руководстве игрой

Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста зависит от возраста детей.

Дети младшего дошкольного возраста чаще нуждаются в помощи (руководстве) воспитателя в процессе игры, так как у них еще небольшой игровой опыт. Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточный игровой опыт и могут самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру. Руководство со стороны воспитателя необходимо только в том случае, если у детей возникла спорная или конфликтная ситуация, либо если игра организована воспитателем для усвоения ими конкретных знаний и умений.

Замечание 3

Таким образом, роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми дошкольников заключается в том, что он выступает как носитель игровых действий и игрового опыта, направленных на сохранение устойчивого игрового замысла.

Задача воспитателя в процессе руководства сюжетно-ролевыми играми в младшей дошкольной группе:

  1. Показать детям необходимые игровые действия.
  2. Описать сюжет и характерные черты персонажа.
  3. Упражнять детей в игровых действиях в различных ситуациях.
  4. Создание проблемных игровых ситуаций, с целью активации деятельности детей.

Таким образом, основная задача воспитателя младшей группы в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой заключается в том, чтобы научить детей играть и развивать у них игровые действия.

В средней дошкольной группе воспитатель в процессе руководства игрой выступает как партнер. Его основная задача заключается в обогащении игрового опыта детей.

Воспитатель средней группы во время руководства сюжетно-ролевой игрой:

  • принимает непосредственное участие в игре;
  • предлагает тему игры, ставить проблемные задачи или вопросы, проводит беседы перед началом игры, распределяет роли и обговаривает действия персонажей;
  • при необходимости дает детям советы;
  • вместе с детьми создает сюжет, следит за его развитием, комбинирует последовательность игровых действий;
  • дает подсказки по ходу игры.

Воспитатель старшей и подготовительной к школе группе выступает в роли наблюдателя. Его основная задача формировать у детей умения и навыки строить и развивать сюжет игры совместными усилиями, понимать партнеров по игре и согласовывать с ними свои игровые действия.

В процессе руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников воспитатель:

  • дает советы перед началом игры;
  • в случае затруднений в ходе игры оказывает помощь (намек, подсказка, совет, наводящий вопрос и т.д.);
  • при необходимости осуществляет прямое вмешательство в игру детей (особенно если она начинает приобретать отрицательное направление, воспитатель находит игровые действия и приемы исправить эту ситуацию и направить игру в нужное русло).

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, которая имеет развернутый характер, где единым смыслом связывается несколько задач. В сюжетно-ролевых играх воспитатель в совместной с детьми деятельности учит детей игровым действиям: как покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать и т.д. Если ребенок затрудняется в воспроизведении игрового действия, воспитатель пользуется приемом совместной игры.

Для игр подбираются простые сюжеты с 1-2 персонажами и элементарными действиями: шофер загружает машину кубиками и везет ее; мама катает в коляске дочку, кормит ее, укладывает спать. Постепенно появляются первые игровые замыслы: «Поедем в магазин, купим что-нибудь вкусненькое, а потом будет праздник». Игровые задачи воспитатель решает совместно со всеми участниками игры (строят дом, играют в семью).

Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к различным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Маленькие дети начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием. Здесь очень помогают игры-инсценировки. Они способствуют расширению детских представлений, обогащают содержание самостоятельной игры ребенка.

Дети охотно принимают для игры предметы-заместители. Игровые предметы имитируют реальные. Это помогает понять смысл игровой ситуации, включению в нее. В дальнейших совместных играх с детьми педагог расширяет круг действий с предметами-заместителями. Например, в одной игровой ситуации палочка – ложечка, в другой – та же палочка – градусник, в третьей – расческа и т.д.

В группе необходимо сохранять предметно-игровую среду, специально организовывать ее, подбирать одни и те же игрушки, которые использовались в совместной игре. Постепенно, наряду с предметами-заместителями, вводятся в игру и воображаемые предметы (причесать расческой, которой нет; угостить конфеткой, которой нет; разрезать арбуз, которого нет и т.п.).

Если все это ребенок вводит в игровую ситуацию самостоятельно, то он уже освоил элементарные игровые умения сюжетной игры.

Игра с куклами – основная игра ребенка-дошкольника. Кукла выступает в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Кукла – это и объект для общения, и партнер по игре. Она не обижается, не бросает играть.

Игры с куклами позволяют детям постичь правила поведения, развивают речь, мышление, воображение, творчество. В этих играх дети проявляют самостоятельность, инициативу и выдумку. Играя с куклой, ребенок развивается, учится обходиться с другими людьми, жить в коллективе.

Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни. Родители – самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Роль воспитателя в организации
сюжетно-ролевой игры
старших дошкольников

Автор: Ирина Анатольевна Бодрышева

Организация: МБДОУ №90 «Ласточка»

Населенный пункт: Калужская область, г. Калуга

Кто такой «идеальный воспитатель»? Каким он должен быть? В современном мире очень высокие требования к воспитателю. Речь идет не только о внешнем виде, уровне образования или интеллекта педагога, о его стремлении к саморазвитию, но и о внутренних качествах, о понимании степени ответственности за каждого ребенка, за его будущее. Мне кажется, что главный секрет хорошего воспитателя – это любовь к детям, умение понимать, чувствовать каждого ребенка, умение находить подход к каждому из них. Профессия воспитателя – это не работа, это призвание.

Для меня детский сад – это моя жизнь, мой второй дом. Я иду туда с радостью, с нетерпением жду каждого из моих детишек, всегда встречаю их с улыбкой. По-моему, очень важно постоянно общаться, разговаривать с детьми. В любом виде деятельности я стремлюсь быть с воспитанниками наравне, быть вместе с ними, слушать и слышать их, где-то помочь, а где-то успокоить.

Как всем нам хорошо известно, ведущий вид деятельности дошкольников – это игровая деятельность. Игра дает воспитателю невероятное количество возможностей сближения с детьми. В игре, в частности, в сюжетно-ролевой игре, каждый ребенок может раскрыться, а воспитатель имеет возможность лучше узнать каждого из своих воспитанников. Как говорил И.Ф Шиллер, «…в игре детей есть часто смысл глубокий». Именно в игре ребенок может проявить себя, свои творческие способности. Воспитатель, взаимодействуя с ребенком, в свою очередь, может воспитывать, развивать ребенка. Сразу приходят на ум слова В.А. Сухомлинского «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Каждый воспитатель должен уметь организовать игровую деятельность с детьми. При этом не следует ставить сюжетно-ролевую игру в жесткие рамки. Ведь игра – это деятельность, которой присуще свобода действий, творческая направленность. Мы лишь можем задать тему, направление сюжета, события же могут развиваться по абсолютно незапланированному сценарию. Каждый из детей может неосознанно стать настоящим режиссером игры. Задача же педагога – помочь договориться, согласовать действия. Конечно, речь идет о старшем возрасте.в играх младших дошкольников роль педагога несомненно усиливается. Для воспитателя очень важно уметь грамотно направить игру детей, при этом не навязывая своего мнения, помочь услышать друг друга, при этом давая возможность каждому из детей проявить себя. Недопустима критика детей, их предложений. Очень важно уметь отталкиваться от предложений воспитанников, аккуратно их дополнять или развивать. В организации сюжетно-ролевой игры большое значение имеет также и распределение ролей. И здесь очень важна помощь воспитателя. Для детей иногда бывает очень трудно договориться, все хотят быть продавцами, но никто не хочет быть покупателем. Задача педагога – показать, что покупателем быть – тоже очень интересно и увлекательно. Сделать это очень легко, нужно всего лишь самому быть немного «ребенком», как я уже говорила, быть с детками наравне.

Таким образом, можно сделать вывод, что игра – это огромное поле для деятельности, это возможность для педагога быть к детям ближе, помогать им, решать воспитательные, развивающие задачи.

В своей практике я постоянно организовываю сюжетно-ролевые игры с детьми. Этот процесс будет значимым только при условии, если он будет последовательным, систематическим и постоянным. Я разработала картотеку сюжетно-ролевых игр для детей старшего возраста. Мне бы хотелось представить вам некоторые из этих игр. Возможно, они помогут кому-то в организации игровой деятельности с детьми. Но стоит помнить, что в игре нет жестких рамок. Это лишь вариант развития игрового сюжета.

Сюжетно — ролевая игра «В гости к бабушке»

Задачи: продолжить формировать умение выполнять игровые действия в соответствии с сюжетом игры, умение выполнять в игре определенные роли, развивать внимание, воспитывать заботливое отношение к животным, доброе отношение к бабушке.

Ход игры:

У воспитателя звонит мобильный телефон

Воспитатель: Алло? Да, здравствуйте. Хорошо, мы обязательно приедем. До свидания!

Воспитатель: Дети, знаете, кто мне сейчас звонил? Это звонила бабушка Аня. Она живет далеко в деревне, приглашает нас к себе. Недавно у бабушки Ани, у её лошадки Маньки родился жеребёнок. Она хочет нам его показать. Я предлагаю отправиться в деревню. Как вы думаете?

Дети: Да, мы очень хотим поехать в деревню.

Воспитатель: На чем же мы туда отправимся?

Дети: Мы поедем на автобусе.

Воспитатель: Давайте собираться. Что же мы возьмем с собой?

Дети: Нужно взять с собой какие-то угощения.

Воспитатель: Предлагаю вам сделать для бабушки Ани тортик. Проходите на кухню.

Воспитатель и дети проходят к кухне. Выкладывают продукты и посуду.

Воспитатель: Наденьте фартуки и колпаки. Какие продукты нам понадобятся для теста?

Дети: Для теста нам нужны мука, молоко, сахар, яйцо, масло.

Воспитатель: Смешаем все продукты, теперь начинаем делать тортик. Поставим тесто в духовку.

Пальчиковая гимнастика «Торт»

Тесто ручками пожмём,

Сладкий тортик испечем,

Серединку смажем джемом,

А верхушку сладким кремом,

И кокосовою крошкой

Мы присыплем торт немножко.

Воспитатель: Молодцы, торт готов. Пора в дорогу. Кто будет водителем автобуса?

С помощью считалки выбирают водителя автобуса.

Воспитатель: Ну что же, садитесь, а Лёва у нас водитель.

Лёва: Приготовимся, автобус отправляется.

Звучит мотор автобуса

Лёва: автобус приехал. Можете выходить.

Дети с воспитателем выходят из автобуса

Воспитатель: Дети, посмотрите, чтобы пройти к бабушкиному дому, нужно пробираться по сугробам. Как же быть?

Дети: Нужно расчистить дорожку от снега.

Воспитатель: ну что же, берите в руки лопаты. Почистим дорожку.

Дети с воспитателем имитируют соответствующие движения

Из домика появляется бабушка

Бабушка: Ой, ну наконец-то. Здравствуйте, дорогие. Я вас так ждала! Сейчас я покажу вам нашего жеребёнка. Только он еще совсем маленький, всего боится. Проходите, пожалуйста.

Дети подходят к бабушке

Бабушка: посмотрите, вот он, наш красавец.

На экране появляется видео – жеребенок

Бабушка: Вот только мы ему еще имя не придумали. Может, вы мне поможете, подскажете?

Дети: Можно назвать жеребенка Весельчак, ведь он очень весёлый и игривый..

Бабушка: Ой, какое интересное имя, оно ему очень подходит.

Бабушка: Ну ладно, Весельчаку и Маньке пора отдыхать. Вы, наверное, с дороги устали. Пойдемте пить чай, я блинов напекла.

Воспитатель: Ой, бабушка Аня, а мы как раз торт для вас испекли.

Воспитатель и дети проходят к столу.

Бабушка: Ну-ка, девочки, помогите мне на стол накрыть.

Девочки помогают сервировать стол

Воспитатель: А сейчас попробуем блинчики и тортик.

Игра «Чаепитие»

Воспитатель: Спасибо тебе, бабушка Аня, за чай, за то, что Весельчака показала. А нам пора в детский сад отправляться, скоро стемнеет.

Дети: Спасибо, бабушка Аня.

Бабушка: Спасибо вам, внучата, что приехали, навестили. Жду вас снова в гости.

Воспитатель: Ну что же, дети пора нам на остановку. До свидания.

Дети: До свидания.

Бабушка: До свидания.

Воспитатель и дети подходят к остановке. Водитель проходит и садится за руль.

Лёва: Все не забудьте пристегнуться. Автобус отправляется.

Воспитатель: Ну вот мы и приехали. Дети, куда же мы с вами ездили?

Дети: Мы ездили к бабушке Ане в деревню.

Воспитатель: Кого мы там видели?

Дети: Мы там видели жеребенка, которого назвали Весельчак.

Сюжетно – ролевая игра «В поисках сокровищ»

Задачи: формировать умение развивать игровой сюжет, умение действовать в соответствии с игровой ролью, развивать диалогическую речь, воображение, воспитывать умение взаимодействовать друг с другом во время игры, действовать сообща.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это.

Дети: Это письмо.

Воспитатель: Сейчас, посмотрим, от кого оно.

Воспитатель открывает конверт

Воспитатель: Ой, посмотрите, здесь какая-то карта. Как вы думаете, что это за карта?

Дети: Это карта сокровищ. Красным крестиком обозначено место, где они зарыты.

Воспитатель: Да, я тоже так думаю. Здесь написано, что это карта острова «Сказка».

Как же мы туда доберемся?

Дети: На остров можно отправиться на корабле.

Воспитатель: Предлагаю вам его построить. Как будем делать корабль?

Дети: Корабль можно построить из стульев.

Дети с воспитателем строят корабль

Воспитатель: Ну что, кто будет капитаном? Предлагаю выбрать капитана с помощью считалки

Выбирают роль капитана

Воспитатель: А как называется человек, который крутит штурвал?

Дети: Штурвал крутит штурман.

Воспитатель: Милана, посчитай, кто будет штурманом.

Выбирают роль штурмана

Воспитатель: Ну что ж, остальные – матросы. Пора отправляться в путь. Главное – не забыть карту. Максим, я тебе доверяю ее на хранение. Смотри, не потеряй.

Капитан: Приготовьтесь к отплытию. Поднять якорь.

Штурман крутит штурвал.

Капитан следит за порядком, за направлением движения корабля. Матросы приводят в порядок палубу.

Воспитатель: Пора бы нам подкрепиться. Как называется повар на корабле?

Дети: Повар на корабле называется коком.

Воспитатель: Кто хочет быть у нас коком? Кира? Кира, приготовь нам вкусный обед. А

кто поможет Кире?

Воспитатель: Пора подкрепиться.

Кок: Обед готов.

Воспитатель: Посмотрите, а вон и земля. Это и есть остров «Сказка».

Капитан: Всем внимание! Приготовиться к высадке с корабля.

Все выходят на остров

Воспитатель: Максим, где карта. Давайте повнимательнее разглядим ее, куда нам нужно идти.

Все разглядывают карту

Воспитатель: Итак, сначала проходим по кочкам через болото, затем попадаем на мостик. После моста будет пещера. Там придется пройти через препятствия. Дальше мы и найдем сокровища.

Дети с воспитателем выполняют все действия и проходят заранее подготовленные препятствия

После прохождения препятствий дети находят шкатулку. В шкатулке угощения – яблоки и груши.

Воспитатель: Сокровище найдено. Пора возвращаться в наш детский сад.

Возвращаются на корабле в детский сад

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего понравилось?

Сюжетно – ролевая игра «Детский сад»

Задачи: Развивать умение совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслом сверстников, вызвать положительные эмоции от пребывания в детском саду.

Воспитатель: Все дети ходят в детский сад. Чем мы здесь занимаемся?

Дети: В детском игру мы играем в разные игры, поём песни, занимаемся физкультурой.

Воспитатель: А что вам нравиться делать в детском саду больше всего?

Ответы детей

Воспитатель: А как вы думаете, кто приходит в детский сад самым первым?

Дети: Самым первым в детский сад приходит воспитатель.

Воспитатель: Правильно воспитатель приходит раньше всех, чтобы всех вас встретить, задумать, в какие игры мы будем играть, чем будем заниматься.

Воспитатель: Я хочу предложить вам поменяться сегодня ролями. Давайте поиграем в «Детский сад». Может быть, кто-то з вас попробует побыть воспитателем.

Дети согласовывают сюжет игры, договариваются о ролях.

Воспитатель: Дети, здравствуйте. Как ваше настроение? Я рада всех вас видеть. Давайте поиграем с мячом.

В это время младший воспитатель накрывает на столы.

Дети играют с «воспитателем» в мяч.

Младший воспитатель: Проходите, садитесь за столы.

Воспитатель: Дети, пора кушать. Проходите мыть руки, садитесь за столы.

Дети имитируют мытьё рук

Завтрак

Воспитатель: Молодцы. Как хорошо вы поели! Каша очень вкусная и полезная! Нам пора на музыкальное занятие.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть. Подойдите ко мне поближе.

Музыкальный руководитель: Какие детские песни вы знаете?

Дети исполняют знакомые песни

Музыкальный руководитель: Молодцы. Теперь повторим основные танцевальные движения.

Дети выполняют танцевальные движения.

Дети танцуют под музыкальное сопровождение

Музыкальный руководитель: Молодцы. Возвращайтесь в группу.

Дети: До свидания.

Воспитатель: Ребята, немного поиграем, потом отправимся на прогулку.

Дети играют, воспитатель играет с детьми.

Имитация прогулки

Дети самостоятельно развивают игровой сюжет (воспитатель помогает в случае необходимости).

Итак, подведем итог. Игра, в частности, сюжетно-ролевая, играет большое значение в дошкольном возрасте. Организация игры с детьми – дошкольниками дает огромные возможности для воспитания и развития детей, помогает воспитателю быть ближе к детям, узнавать каждого из нас. Играйте с детками и пусть каждый из вас имеет возможность хоть иногда чувствовать себя немного ребенком!

Список используемой литературы

  1. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. – М.: “ Просвещение”, 2003.
  2. Доронова Т.Н., Каробанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте. – М.: издательский дом “Воспитание дошкольника”, 2008.
  3. Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под ред. Л.В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  4. Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 развивающих игр для детей 5-8 лет. — М.: АСТ Астрель, 2003.
  5. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 2-е. /Н.В. Краснощекова — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
  6. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н. Я.Михайленко, Н. А.Короткова. — М.: Линка-Пресс, 2009. — 96 с.

Приложения:

  1. file0.doc.. 52,0 КБ

Опубликовано: 25.04.2020

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Витамин е для наружного применения инструкция по применению
  • Bosch k34 8 e 23 инструкция
  • Хильба арабская в капсулах инструкция по применению
  • Эдас 801 масло туи инструкция по применению взрослым
  • Сушильная машина бош 4 серии инструкция по применению на русском