В чем отличие правил от инструкций

У

2.4.2.1.
Правила, инструкция, положения –
нормативные доку­менты,
устанавливающие определённый порядок,
нормы работы для организации в целом
или по отдельным направлениям (про­цессам)
ее деятельности.

Правила
– нормативный правовой акт, содержащий
системно связанные
между собой нормы, требования осуществления
какой-либо
деятельности.

В
инструкции устанавливается технология
выполнения опреде­ленного
вида деятельности (работ) или порядок
применения поло­жений законодательных
и иных нормативных правовых актов.

Положением
регламентируется: деятельность конкретной
орга­низационной структуры или дается
порядок осуществления управ­ленческого
действия, например: положение о
премировании.

2.4.2.2.
Правила (положение, инструкция) печатаются
на стан­дартном
листе бумаги формата А4 и имеют следующие
реквизиты: наименование
организации, наименование вида документа,
свя­занное
с заголовком к тексту (обозначением
краткого содержания или
назначения документа), гриф утверждения,
текст, визы.

Обозначение
вида документа и заголовок к тексту
правил (поло­жения,
инструкции) согласуются, например:

Основные правила работы архивов
организаций;

Положение
об отделе организационной работы и
управления документацией;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Положение о системе оплаты труда;

Инструкция
по заполнению трудовых книжек;

Должностная
инструкция специалиста отдела
организационной работы и управления
документацией.

2.4.2.3.
Текст правил (положения, инструкции)
излагается от тре­тьего
лица единственного или множественного
числа. В тексте ис­пользуются
слова: «должен», «следует», «необходимо»,
«запреща­ется»,
«не допускается».

В разделе
«Общие положения» указываются основания
разра­ботки,
назначение нормативного акта и сфера
его распростране­ния,
ответственность за нарушение установленных
правил и тех­нологий. В разделе «Общие
положения» может также указываться
подчиненность
регламентируемого объекта.

Текст правил (положения, инструкции)
делится на разделы, под­разделы, пункты
и подпункты. Разделы и подразделы могут
иметь собственные заголовки.

Нумерация
разделов, подразделов, пунктов и
подпунктов произ­водится
арабскими цифрами.

2.4.2.4.
Правила (положение, инструкция) в
обязательном поряд­ке
согласовываются (визируются) с
руководителем подразделения, подготовившим
проект документа, юридической службой
и отделом управления документацией ,
а также подразделениями, в компетенцию
которых входят вопросы,
отраженные в документе, после чего они
утверждаются ректором академии.

2.4.3. Протокол заседания

2.4.3.1. Обязательными
реквизитами протокола являются:
наи­менование
организации, наименование вида документа
(прото­кол),
дата, номер, заголовок к тексту, место
издания, текст, подписи,
при необходимости, визы.

В
заголовок к тексту протокола, как
правило, выносится указание органа
или делового мероприятия:

Протокол
заседания Научно-методического совета;

Протокол заседания Учёного совета.

2.4.3.2.
Текст
протокола состоит из двух частей: вводной
и основ­ной. В вводной части протокола
указываются фамилии председа­теля,
секретаря, членов коллегиального или
совещательного орга­на, присутствующих
на заседании, при
необходимости, лиц, приглашенных на
заседание в качестве
экспертов или заинтересованных в
рассмотрении вопро­са,
повестка дня.

Фамилии членов коллегиального
или совещательного органа перечисляются
в алфавитном порядке, лиц,
приглашенных на заседание, — с указанием
должностей и ме­ста
работы.

При
оформлении протокола с числом участников
более 15 чело­век
фамилии не перечисляются, а указывается
цифрой их общее количество;
список участников в таких случаях
прилагается.

Например: Присутствовало: 27 чел. (список
прилагается).

В
повестке дня заседания вопросы
располагаются по степени их сложности,
важности и предполагаемого времени
обсуждения. Во­просы
формулируются с предлогом «О (Об)» и
нумеруются араб­скими
цифрами. Под формулировкой вопроса
указывается фами­лия и инициалы
докладчика. Не рекомендуется вопрос
или группу вопросов обозначать словом
«Разное».

Основная
часть протокола состоит из разделов,
посвященных во­просам
повестки дня. Ход рассмотрения каждого
вопроса записы­вается
в последовательности: СЛУШАЛИ — ВЫСТУПИЛИ
— ПОСТА­НОВИЛИ
(РЕШИЛИ).

В разделе
СЛУШАЛИ приводятся: фамилия и инициалы
доклад­чика, (наименование должности
указывается в повестке дня), пол­ное
или краткое изложение доклада (сообщения,
отчета). Если до­кладчиком
представлен текст выступления, в
протоколе после ука­зания
фамилии докладчика в скобках указывается
— (текст доклада прилагается).

В разделе
ВЫСТУПИЛИ указываются фамилии, инициалы,
при необходимости,
— должности выступавших и содержание
их вы­ступлений
в той последовательности, в какой они
прозвучали на за­седании.

Вопросы
к докладчику, выступающим и их ответы
протоколиру­ются
по мере их поступления и записываются
в той же последова­тельности,
при этом слова «Вопрос», «Ответ» не
пишутся, а указы­ваются
фамилии и инициалы лица, от которого
поступил вопрос или
ответ.

В тексте
постановляющей части протокола
используются глаголы в
неопределенной форме («утвердить»,
«рекомендовать»).

В
постановляющую часть записываются
принятые решения. Если решений
несколько, они нумеруются арабскими
цифрами. При принятии
решения голосованием, после записи
решения приво­дятся
результаты голосования с указанием
числа голосов, подан­ных
«за», «против», «воздержавшихся», а
также список лиц, не уча­ствовавших
в голосовании.

Решения
по процедурным вопросам (об утверждении
повестки дня, о прекращении обсуждения,
о принятии к сведению справок, сообщений
и т.п.) также отражаются в тексте протокола.

В случае,
когда протокол фиксирует решение об
утверждении ка­кого-либо
документа, в тексте протокола должна
содержаться ссылка
на этот документ, а сам документ
прилагается к протоколу.

2.4.3.3. Участник
заседания может высказать особое
мнение
по принятому решению. После
заседания особое мнение изла­гается
на отдельном листе, подписывается и
передается лицу, ответственному
за ведение протокола. Содержание особого
мнения
записывается в протокол после записи
соответствую­щего
решения.

К
протоколу могут прилагаться тексты
выступлений, список при­сутствующих
на заседании.

2.4.3.4.
Протокол
заседания подписывается председателем
и сек­ретарем
заседания.

Датой протокола является дата заседания.

2.4.3.5.
Копии протоколов при необходимости
рассылаются за­интересованным
организациям и должностным лицам в
соответст­вии
с указателем рассылки; указатель
составляет и подписывает ответственный
исполнитель подразделения, готовившего
рассмо­трение
вопроса.

Принятые
решения могут доводиться до исполнителей
в виде выпи­сок
из протоколов. Выписка — копия части
протокола. В выписке вос­производят
все реквизиты заголовочной части
протокола, вводную часть,
вопрос повестки дня, по которому готовится
выписка, и текст, от­ражающий
обсуждение вопроса и принятое решение.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Наша профессия (1906)
  • Кадровое делопроизводство (22923)
  • Управление персоналом (1286)
  • Трудовое законодательство (7876)
  • Трудоустройство, обучение (899)
  • Свободное общение (1338)

c[_]

c[_]

Журнал «Кадровые решения»

В ближайшую неделю день рождения празднуют:
Статус неизвестенRepbyf, Статус неизвестенНаталья, Статус неизвестенАля, Статус неизвестен888, Статус неизвестенНаталия, Статус неизвестенИрина, Статус неизвестенСергей, Статус неизвестенпчелка, Статус неизвестенГалина, Статус неизвестенЛев, Статус неизвестенAnastasiya, Статус неизвестенJulia, Статус неизвестенAlisa, Статус неизвестенЕлена, Статус неизвестенМаргарита, Статус неизвестенКсюха, Статус неизвестенЛеонид Яковлев, Статус неизвестенМарина, Статус неизвестенИрина, Статус неизвестенНатка, Статус неизвестенЮлия, Статус неизвестенОлька, Статус неизвестенКсения, Статус неизвестенАцкая блондинка, Статус неизвестенАнастасия, Статус неизвестенКристина, Статус неизвестенКсения, Статус неизвестенАнастасия.

Посмотреть все

Голосование:

Как вы относитесь к возможной отмене трудовых книжек?

RSS

положение правила инструкции в чем различия?

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

milady

Статус неизвестенmilady
[e-mail скрыт]
Россия, Москва

#1[292701]  29 февраля 2012, 16:55

Оценок нет

Почему *DONT_KNOW* все(внутр.труд.расп, о защ.перс.дан., по охр.труда) называется так а не наоборот?

Правила внутреннего трудового распорядка
Положение о защите персональных данных
Инструкция по охране труда

Какая разница в понятиях *DONT_KNOW* ПОЛОЖЕНИЕ ИНСТРУКЦИЯ и ПРАВИЛО ?

Коллеги доскажете пожалуйста! *BRAVO*

Аля

Статус неизвестенАля
lady.alina.krsk@yandex.ru
Красноярск

#2[292711] 29 февраля 2012, 17:40

milady писал(а):

Правила внутреннего трудового распорядка

Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-н.

milady писал(а):

Положение о защите персональных данных

Свод правил, законов, касающихся че-го-н.

milady писал(а):

Инструкция по охране труда

Свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, выполнения чего-н.

Как видите, понятия идентичные.
А почему они так называются не все ли равно? Просто примите это к сведению, есть и посерьезнее вопросы.

« Первая ← Пред.1
След. → Последняя (1) »

Для того чтобы ответить в этой теме Вам необходимо зарегистрироваться.

У

2.4.2.1.
Правила, инструкция, положения –
нормативные доку­менты,
устанавливающие определённый порядок,
нормы работы для организации в целом
или по отдельным направлениям (про­цессам)
ее деятельности.

Правила
– нормативный правовой акт, содержащий
системно связанные
между собой нормы, требования осуществления
какой-либо
деятельности.

В
инструкции устанавливается технология
выполнения опреде­ленного
вида деятельности (работ) или порядок
применения поло­жений законодательных
и иных нормативных правовых актов.

Положением
регламентируется: деятельность конкретной
орга­низационной структуры или дается
порядок осуществления управ­ленческого
действия, например: положение о
премировании.

2.4.2.2.
Правила (положение, инструкция) печатаются
на стан­дартном
листе бумаги формата А4 и имеют следующие
реквизиты: наименование
организации, наименование вида документа,
свя­занное
с заголовком к тексту (обозначением
краткого содержания или
назначения документа), гриф утверждения,
текст, визы.

Обозначение
вида документа и заголовок к тексту
правил (поло­жения,
инструкции) согласуются, например:

Основные правила работы архивов
организаций;

Положение
об отделе организационной работы и
управления документацией;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Положение о системе оплаты труда;

Инструкция
по заполнению трудовых книжек;

Должностная
инструкция специалиста отдела
организационной работы и управления
документацией.

2.4.2.3.
Текст правил (положения, инструкции)
излагается от тре­тьего
лица единственного или множественного
числа. В тексте ис­пользуются
слова: «должен», «следует», «необходимо»,
«запреща­ется»,
«не допускается».

В разделе
«Общие положения» указываются основания
разра­ботки,
назначение нормативного акта и сфера
его распростране­ния,
ответственность за нарушение установленных
правил и тех­нологий. В разделе «Общие
положения» может также указываться
подчиненность
регламентируемого объекта.

Текст правил (положения, инструкции)
делится на разделы, под­разделы, пункты
и подпункты. Разделы и подразделы могут
иметь собственные заголовки.

Нумерация
разделов, подразделов, пунктов и
подпунктов произ­водится
арабскими цифрами.

2.4.2.4.
Правила (положение, инструкция) в
обязательном поряд­ке
согласовываются (визируются) с
руководителем подразделения, подготовившим
проект документа, юридической службой
и отделом управления документацией ,
а также подразделениями, в компетенцию
которых входят вопросы,
отраженные в документе, после чего они
утверждаются ректором академии.

2.4.3. Протокол заседания

2.4.3.1. Обязательными
реквизитами протокола являются:
наи­менование
организации, наименование вида документа
(прото­кол),
дата, номер, заголовок к тексту, место
издания, текст, подписи,
при необходимости, визы.

В
заголовок к тексту протокола, как
правило, выносится указание органа
или делового мероприятия:

Протокол
заседания Научно-методического совета;

Протокол заседания Учёного совета.

2.4.3.2.
Текст
протокола состоит из двух частей: вводной
и основ­ной. В вводной части протокола
указываются фамилии председа­теля,
секретаря, членов коллегиального или
совещательного орга­на, присутствующих
на заседании, при
необходимости, лиц, приглашенных на
заседание в качестве
экспертов или заинтересованных в
рассмотрении вопро­са,
повестка дня.

Фамилии членов коллегиального
или совещательного органа перечисляются
в алфавитном порядке, лиц,
приглашенных на заседание, — с указанием
должностей и ме­ста
работы.

При
оформлении протокола с числом участников
более 15 чело­век
фамилии не перечисляются, а указывается
цифрой их общее количество;
список участников в таких случаях
прилагается.

Например: Присутствовало: 27 чел. (список
прилагается).

В
повестке дня заседания вопросы
располагаются по степени их сложности,
важности и предполагаемого времени
обсуждения. Во­просы
формулируются с предлогом «О (Об)» и
нумеруются араб­скими
цифрами. Под формулировкой вопроса
указывается фами­лия и инициалы
докладчика. Не рекомендуется вопрос
или группу вопросов обозначать словом
«Разное».

Основная
часть протокола состоит из разделов,
посвященных во­просам
повестки дня. Ход рассмотрения каждого
вопроса записы­вается
в последовательности: СЛУШАЛИ — ВЫСТУПИЛИ
— ПОСТА­НОВИЛИ
(РЕШИЛИ).

В разделе
СЛУШАЛИ приводятся: фамилия и инициалы
доклад­чика, (наименование должности
указывается в повестке дня), пол­ное
или краткое изложение доклада (сообщения,
отчета). Если до­кладчиком
представлен текст выступления, в
протоколе после ука­зания
фамилии докладчика в скобках указывается
— (текст доклада прилагается).

В разделе
ВЫСТУПИЛИ указываются фамилии, инициалы,
при необходимости,
— должности выступавших и содержание
их вы­ступлений
в той последовательности, в какой они
прозвучали на за­седании.

Вопросы
к докладчику, выступающим и их ответы
протоколиру­ются
по мере их поступления и записываются
в той же последова­тельности,
при этом слова «Вопрос», «Ответ» не
пишутся, а указы­ваются
фамилии и инициалы лица, от которого
поступил вопрос или
ответ.

В тексте
постановляющей части протокола
используются глаголы в
неопределенной форме («утвердить»,
«рекомендовать»).

В
постановляющую часть записываются
принятые решения. Если решений
несколько, они нумеруются арабскими
цифрами. При принятии
решения голосованием, после записи
решения приво­дятся
результаты голосования с указанием
числа голосов, подан­ных
«за», «против», «воздержавшихся», а
также список лиц, не уча­ствовавших
в голосовании.

Решения
по процедурным вопросам (об утверждении
повестки дня, о прекращении обсуждения,
о принятии к сведению справок, сообщений
и т.п.) также отражаются в тексте протокола.

В случае,
когда протокол фиксирует решение об
утверждении ка­кого-либо
документа, в тексте протокола должна
содержаться ссылка
на этот документ, а сам документ
прилагается к протоколу.

2.4.3.3. Участник
заседания может высказать особое
мнение
по принятому решению. После
заседания особое мнение изла­гается
на отдельном листе, подписывается и
передается лицу, ответственному
за ведение протокола. Содержание особого
мнения
записывается в протокол после записи
соответствую­щего
решения.

К
протоколу могут прилагаться тексты
выступлений, список при­сутствующих
на заседании.

2.4.3.4.
Протокол
заседания подписывается председателем
и сек­ретарем
заседания.

Датой протокола является дата заседания.

2.4.3.5.
Копии протоколов при необходимости
рассылаются за­интересованным
организациям и должностным лицам в
соответст­вии
с указателем рассылки; указатель
составляет и подписывает ответственный
исполнитель подразделения, готовившего
рассмо­трение
вопроса.

Принятые
решения могут доводиться до исполнителей
в виде выпи­сок
из протоколов. Выписка — копия части
протокола. В выписке вос­производят
все реквизиты заголовочной части
протокола, вводную часть,
вопрос повестки дня, по которому готовится
выписка, и текст, от­ражающий
обсуждение вопроса и принятое решение.

Вопрос

На одном из этапов разработки инструкции по делопроизводству у нас в компании возник вопрос: «А в чем разница между регламентом, положением, инструкцией и правилами в части цели и содержания каждого из документов?»

Мы перестроили порядок по информационно-справочной документации (раньше все делалось только через служебные записки), но встал вопрос по организационно-правовым документам.

Будем признательны за помощь!

профессиональный управляющий документами,
документовед, приглашенный лектор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Разница – в цели создания и функциональном назначении видов документов. Вид документа – обобщенное название совокупности документов, принадлежащих к определенной системе документации и связанных между собой по признакам содержания и целевого назначения.

В процессе разработки инструкции по делопроизводству регламентируют прежде всего работу с документами, принадлежащими к системе организационно-распорядительной документации, в которой есть следующие подсистемы:

  • организационная документация (документы этой подсистемы являются правовыми актами);
  • распорядительная документация (документы этой подсистемы – также правовые акты);
  • справочно-информационные документы;
  • документы по личному составу;
  • договорная документация.

Положение, правила, инструкция, а также устав, штатное расписание, структура и штатная численность являются документами подсистемы организационной документации. К организационным документам относятся и новые виды создаваемых в настоящее время документов – концепция, стратегия, политика.

На общепонятийном уровне определения видов организационных документов закрепляются словарями – энциклопедическими, русского языка и специальными отраслевыми.

В профессиональной сфере делопроизводства и архивного дела названия видов документов должны, конечно же, употребляться в терминологическом значении. Рекомендуем проанализировать цели создания и функциональное назначение организационных документов, которые закреплены в определениях их видов, зафиксированных в Единой государственной системе делопроизводства (М., 1974):

  • «положение – правовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы учреждения, структурного подразделения»;
  • «инструкция – правовой акт, издаваемый органом государственного управления (или утверждаемый его руководителем) в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан».

Такую же юридическую природу имеют регламент и правила, определения и функциональное назначение которых были зафиксированы отраслевым словарем – Кратким словарем видов и разновидностей документов (М., 1974):

  • «регламент – свод правил, определяющих порядок работы учреждения, предприятия»;
  • «правила – свод обязательных для выполнения требований, норм».

В словарях фиксируется актуальное употребление того или иного слова в конкретном значении. В настоящее время новый словарь видов и разновидностей управленческих документов готовит ВНИИДАД, обобщая современную практику. Регламент как свод правил (название вида известно с 18 века, с петровских времен), правила и положение как свод правил, регулирующих определенную отрасль или направление деятельности, одинаково допустимы для наименования видов издаваемых организационных документов.

Опыт «лучших практик» показывает, что в настоящее время организации самостоятельно устанавливают видовой состав издаваемых организационных документов, разрабатывая и утверждая на высшем уровне принятия решений (совет директоров, правление) соответствующий стандарт или классификатор видов и разновидностей документов, которые подлежат обязательному применению в данной организации (конечно же, с учетом классификатора бизнес-процессов, классификатора функций или вопросов и участков деятельности организации). При разработке подобного стандарта учитываются требования действующего законодательства, указания вышестоящих и контролирующих организаций, «лучшие практики» и обычаи делового оборота, практика государственных органов и органов местного самоуправления. Определяются подробно цель создания, функция и даже структура текста (в общем виде) применяемого организационного документа.

Пример

В организации могут издаваться административные регламенты (по функциям и услугам, если брать пример с государственных органов) и технические регламенты (преимущественно по производственным процессам, по процессам контроля и поверки приборов и оборудования; обратите внимание, что на федеральном уровне утверждаются технические регламенты на продукцию, имеющие силу федерального закона).

Исходя из требований законодательства в государственных органах разрабатываются и утверждаются положения о подразделениях и служебные должностные регламенты.

Должностные инструкции, положения о должностях руководителей (например, положение о должности генерального директора, положение о должности члена совета директоров и т.п.) и положения о структурных подразделениях разрабатываются в организациях на основе требований подзаконных нормативных правовых актов.

Производственный процесс в целом может регламентироваться инструкцией, а одна из его составных частей (один из процессов) возможно регламентировать правилами его реализации, схемой или блок-схемой.

Регламентация видового состава документов в процессе разработки и регламентации процедуры, бизнес-процесса, функции и услуги (государственной, муниципальной, оказываемой клиентам организации и т.п.) способствует управляемости организации, повышает качество управления, позволяет оценивать его по показателям эффективности и обеспечивать реальный переход на электронный документооборот.

Трудовое законодательство с 2022 года подверглось существенным изменениям и дополнениям в части различных аспектов охраны труда, которой работодатели должны теперь уделять особое и повышенное внимание. В связи с этим приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н утвердил требования к разработке и содержанию правил и инструкций по охране труда с 2022 года (начало применения перенесено на 01.01.2023). В данной статье рассматриваем основные положения нового регламента для инструкций по охране труда, которые разрабатывают работодатели.

Чем руководствоваться

1 марта 2022 года вступил в силу приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н (далее – Приказ № 772н), который утвердил Основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем.

Этот регламент будет действовать до 1 марта 2028 года. Но учтите, что приказ Минтруда от 17.03.2022 № 140н установил не применять его до 1 января 2023 года.

Документ состоит из 3-х частей: общие требования, отдельные требования к правилам по охране труда и отдельные – к инструкциям.

Также см. «Охрана труда с 1 марта 2022 года: обзор новых правил и изменений».

Общие требования

Правила и инструкции по охране труда работодатель разрабатывает для обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей.

Причём в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков работодатель может устанавливать в правилах и инструкциях по охране труда дополнительные требования безопасности. Но при этом они не должны идти в разрез с государственными нормативными требованиям охраны труда.

Также см. «Профессиональные риски: что это и как ими управлять с 2022 года».

Сам порядок утверждения правил (стандартов) и инструкций по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии) регламентирует ст. 372 ТК РФ.

Конкретный перечень необходимых на предприятии правил (стандартов) и инструкций по охране труда определяет работодатель в соответствии со спецификой своей деятельности.

Вот, в чём главное отличие правил (стандартов) от инструкций по охране труда:

Правила (стандарты) Инструкции
Должны содержать требования по:

  • обеспечению безопасности труда;
  • контролю при организации работ работодателем (уполномоченным им лицом).
Должны содержать требования по безопасному выполнению работ работником (исполнителем).

То есть, правила и стандарты по охране труда носят больше организационный характер, а инструкции – это конкретные руководства.

Все эти документы наниматель должен поддерживать в актуальном состоянии. Также они должны соответствовать:

  • производственным процессам работодателя;
  • организационным или структурным изменениям.

Разработка и содержание правил по охране труда: требования

Форма утверждения правил

Правила по охране труда (далее – Правила) работодатель может разработать в 2-х формах:

  • стандарт организации;
  • иной локальный акт.

Действие Правил

Правила действуют в пределах данной организации. Они не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ трудового права.

Из чего исходить при разработке Правил

Разработку Правил работодатель ведёт на основе:

  • анализа состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • результатов спецоценки условий труда и оценки профессиональных рисков.

Содержание Правил по охране труда

Правила по охране труда должны включать следующие главы:

  1. Общие требования.
  2. Требования охраны труда работников при организации и проведении работ.
  3. Требования к производственным помещениям и площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений) в целях обеспечения охраны труда работников.
  4. Требования к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест в целях обеспечения охраны труда работников.
  5. Требования к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства в целях обеспечения охраны труда работников.

Далее опишем, что конкретно нужно включить в каждую главу Правил.

ГЛАВА ПРАВИЛ

КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТРАЗИТЬ

Общие требования Сфера действия Правил

Описание вредных и/или опасных производственных факторов, профессиональных рисков и опасностей, характерных для сферы действия Правил

Требования охраны труда работников при организации и проведении работ Требования охраны труда, предъявляемые к работникам

Требования по проведению технико-технологических и организационных мероприятий, в т. ч. при назначении должностных лиц, ответственных за организацию, выполнение, контроль выполнения соответствующих мероприятий

Требования при организации работ по наряду-допуску (при наличии)

Меры, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них опасное или вредное воздействие, с указанием:

  • опасностей и связанных с ними профессиональных рисков;
  • возможного причинения вреда здоровью работника;
  • перечня конкретных мер, направленных на защиту работников от определенных опасностей.

Способы контроля и управления, обеспечивающие:

  • защиту работников;
  • отключение или блокировку оборудования.

Способы своевременного уведомления:

  • о возникновении вредных и/или опасных производственных факторов;
  • реализации профессиональных рисков при проведении работ.

Меры по защите работников, реализация которых необходима при возникновении аварийных ситуаций.

Требования к производственным помещениям и площадкам (при наличии процессов, выполняемых вне производственных помещений) Это положения, связанные с соответствием производственных помещений и площадок безопасному выполнению работ. В том числе:

  • запрет на загромождение проходов и проездов, проездов внутри зданий (сооружений), производственных помещений (производственных площадок) для обеспечения безопасного передвижения работников и проезда транспортных средств;
  • содержание переходов, лестниц, площадок и перил к ним в исправном состоянии и чистоте, а расположенных на открытом воздухе – очищенными в зимнее время от снега и льда, обработанными противогололедными средствами;
  • наличие действующей общеобменной вентиляции, а на стационарных рабочих местах – местной вентиляции;
  • наличие необходимого освещения, в т. ч. сигнального в ночное время;
  • иные требования по усмотрению работодателя, необходимые для безопасного выполнения работ и предусмотренные государственными нормативными требованиями охраны труда.
Требования к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест Требования к оборудованию, отдельным его группам и видам, коммуникациям, их размещению

Требования к наличию ограждений, сигнальных устройств и предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков)

Требования к применению средств индивидуальной защиты работников, методов и средств коллективной защиты

Мероприятия по обеспечению безопасности труда при организации работ на опасном технологическом оборудовании.

Требования к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства В случае соответствующего вида деятельности сюда включают:

  • особенности исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, рациональные способы их хранения;
  • требования к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, влияющие на обеспечение охраны труда работников;
  • меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны;
  • меры по удалению и обезвреживанию отходов производства – источников вредных и/или опасных производственных факторов.

При необходимости Правила могут содержать требования или ссылку на требования:

  • стандартов безопасности труда;
  • государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), устанавливающих требования к факторам рабочей среды и трудового процесса;
  • правил и норм безопасности;
  • нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

Оформление и подписание Правил

Правила должны иметь лист согласования, который подписывают следующие лица:

  • разработчик (представители участников разработки);
  • руководитель юридической службы работодателя (при наличии);
  • руководитель службы охраны труда (при его отсутствии – лицо, выполняющее функции специалиста по охране труда);
  • лицо, ответственное за разработку Правил.

Причём работодатель вправе расширить круг лиц, согласующих разработанные Правила.

Если работодатель использует электронный документооборот, лист согласования Правил подписывают с учетом настроек маршрута согласования.

Утверждение Правил

Их утверждает работодатель (руководитель организации) или уполномоченное им лицом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

Разработка и содержание инструкций по охране труда: требования

Из чего исходить при разработке Инструкций

Инструкцию по охране труда для работника разрабатывают исходя из:

  • его должности или профессии;
  • направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы.

Разработку инструкций по охране труда работодатель ведёт на основе установленных государственных нормативных требований охраны труда и требований разработанных им Правил (при наличии), а также на основе:

  • анализа трудовой функции работников по профессии, должности, виду и составу выполняемой работы, для которых разрабатывается инструкция;
  • результатов спецоценки условий труда на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии, в т. ч. определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
  • анализа требований соответствующих профессиональных стандартов;
  • определения профессиональных рисков и опасностей, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
  • анализа результатов расследования несчастных случаев, а также типичных причин несчастных случаев на производстве и профзаболеваний для соответствующих должностей, профессий, видов работ;
  • определения безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций и работ.

Инструкция по охране труда для работника должна учитывать требования безопасности, изложенные:

  • в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования;
  • технологической документации организации – с учетом конкретных условий производства применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

Содержание Инструкций по охране труда

Инструкция по охране труда должна охватывать следующие вопросы:

  1. Общие требования охраны труда.
  2. Требования охраны труда перед началом работы.
  3. Требования охраны труда во время работы.
  4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.
  5. Требования охраны труда по окончании работы.

Далее опишем, что конкретно нужно включить в каждый пункт Инструкции.

ВИД ТРЕБОВАНИЙ

ЧТО ОТРАЗИТЬ

Общие требования охраны труда Указания о необходимости соблюдения правил внутреннего трудового распорядка

Требования по выполнению режима рабочего времени и времени отдыха при выполнении соответствующих работ

Перечень вредных и/или опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, а также перечень профессиональных рисков и опасностей

Перечень специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными государственными нормативными требованиями охраны труда, или ссылка на локальный акт

Порядок уведомления о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента (или ссылка на локальный акт)

Правила личной гигиены и эпидемиологические нормы, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.

Требования охраны труда перед началом работы Порядок подготовки рабочего места

Порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты) (при наличии)

Порядок осмотра работником и подготовки к работе средств индивидуальной защиты до использования

Порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения, наличия предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков).

Требования охраны труда во время работы Способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов

Требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты)

Указания по безопасному содержанию рабочего места

Действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций

Требования к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты работников

Требования охраны труда в аварийных ситуациях Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций и причины, их вызывающие

Процесс извещения руководителя работ:

  • о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей;
  • каждом произошедшем несчастном случае.

Действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций

Действия по оказанию первой помощи пострадавшим при (исходя из результатов оценки профессиональных рисков):

  • травмировании;
  • отравлении;
  • других повреждениях здоровья.
Требования охраны труда по окончании работ Действия при приеме и передаче смены – в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования

Последовательность отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры

Действия при уборке отходов, полученных в ходе производственной деятельности

Требования соблюдения личной гигиены

Процесс извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.

Временные инструкции по охране труда

Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допустима разработка временных инструкций по охране труда для работников. Они обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования.

Временные инструкции вводят на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

Утверждение Инструкций

Инструкции по охране труда утверждает работодатель (руководитель организации) или уполномоченное им лицом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

Пересмотр Инструкций

Инструкции по охране труда пересматривают в том числе в следующих случаях:

  • при изменении условий труда работников;
  • при внедрении новой техники и технологии;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • по требованию представителей органов исполнительной власти региона в области охраны труда или органов федеральной инспекции труда (Роструд).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по магнитоле рено аркана
  • Руководство по эксплуатации козлового крана кпб 10
  • Инструкция по охране труда для станочников деревообрабатывающих станков
  • Как пошить лоскутное одеяло своими руками пошаговая инструкция
  • Evion 400 витамин е в капсулах инструкция по применению