История психологии
рекламы
Оглавление
Введение. 3
ИСТОРИЯ
ПСИХОЛОГИИ РЕКЛАМЫ.. 4
«НЕМЕЦКАЯ»
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ. 5
«АМЕРИКАНСКАЯ»
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ. 9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ В РЕКЛАМ.. 14
Заключение. 20
Список
использованной литературы.. 23
Введение
Психологию
рекламы можно отнести к числу отраслей прикладной науки, популярность которых
постоянно возрастает. Однако ее методологические и теоретические основы в
современной научной литературе до сих пор четко не определены, в частности,
неясны предмет и основные задачи, что неизбежно сказывается на выборе методов
работы специалистов на практике. Многие рекламисты искренне убеждены, что
психология рекламы прежде всего должна разрабатывать и использовать приемы
психологического воздействия, направленные на стимулирование продаж товаров и
услуг, которое оплачивает рекламодатель. В частности, «на ура» проходят вопросы
применения таких технологий, как NLP, различные формы гипноза, воздействие на
подсознание с помощью всевозможных технических средств и прочее. Иногда
элементарный обман, основанный на искажении информации, необоснованных
преувеличениях, манипулировании собеседником во время переговоров также относят
к психологии рекламы. При этом этические и правовые аспекты, регулирующие как
саму рекламную деятельность, так и деятельность психологов рекламы, зачастую
игнорируются. Утверждается, что психологическое воздействие с целью
стимулировать покупку, когда у потребителя нет желания ее сделать, является
чуть ли не основной задачей психологии рекламы. Мол, это и выступает признаком
ее «эффективности».
ИСТОРИЯ
ПСИХОЛОГИИ РЕКЛАМЫ
Некоторые предприниматели (рекламодатели) убеждены, что
потребители представляют собой пластичный, легко поддающийся психологическим
воздействиям объект; что они практически бесконтрольно воспринимают и усваивают
как руководство к действиям любые сведения, предоставляемые им с помощью
средств массовой информации и коммуникации: телевидения, радио, прессы,
Интернет. В качестве примера часто приводят данные из области политической
рекламы, где манипулирование информацией в условиях предвыборной гонки
оказывается беспрецедентным. Однако в этом случае упускают из виду главное
отличие торговой рекламы от политической: наличие у потребителя возможности
достаточно быстро оценить свойства рекламируемой продукции после ее
приобретения, в то время, как в политической жизни избиратель может определить,
правильно он сделал выбор или нет, лишь через несколько лет после того, как
отдаст свой голос за того или иного кандидата. То есть в политической рекламе
манипулировать сознанием человека и даже обманывать его во много раз проще, чем
в рекламе торговой[1].
Как самостоятельная отрасль прикладной науки психология
рекламы возникла более ста лет назад. Например, американцы считают ее
основателем психолога-функционалиста Уолтера Дилла Скотта (V.G. Scott). В 1903
году он опубликовал работу под названием «Теория и практика рекламы», в которой
рассматривались вопросы ее воздействия на потребителей. В 1908 году этим же
автором была выпущена книга «Психология рекламы», где описывались результаты
психологических экспериментов, в частности, рассматривалось влияние размеров
рекламного объявления в газетах и журналах на внимание и память. Следует
отметить, что некоторые материалы, посвященные психологическим аспектам
рекламы. появились еще раньше. Так, например, специалистам хорошо известна
работа А. Веригина под названием «Русская реклама», опубликованная в 1898 году.
Анализ позволяет выделить две методологические традиции в
организации научно-практических исследований и прикладных разработок в области
рекламной деятельности, которые можно условно назвать «немецкой» и
«американской».
«НЕМЕЦКАЯ»
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
В начале XX века многие психологи начали проводить,
исследования в области рекламы. Большинство из них были учениками В. Вундта или
таковыми себя считали. Они использовали как экспериментальные методики, так и
основные теоретические положения о структуре и свойствах психических процессов
человека. В соответствии с этим подходом реклама рассматривалась главным
образом как суггестия — способ психологического воздействия на волю человека с
целью создания у него потребности в рекламируемом товаре. Предполагалось, что
потребности можно создавать в известном смысле искусственно, например, путем
внушения. В этом случае теоретические и методологические различия немецкого
структурализма и американского функционализма никак не влияли на решение
главного практического вопроса: считалось, что реклама должна «заставить
человека захотеть» приобрести рекламируемый товар.
В качестве основного исследовательского метода, на основе
которого собиралась информация для принятия управленческих решений в рекламном
бизнесе, рассматривался эксперимент. Американские психологи проводили
исследования в рекламе и формулировали практические рекомендации в полном
методологическом соответствии с принципами, которыми руководствовались немецкие
ученые Фехнер. Вундт, Эббингауз и другие, поэтому данная традиция преобладала
достаточно долго и в американской психологии. «В работах Скотта по вопросам
рекламы, — пишут Д. Шульц и С.Э. Шульц, — чувствуется влияние вундтовской
экспериментальной психологии, которую Скотт изучал в Германии, его попытки
привнести ее в область практического»[2].
Достаточно конкретно теоретические основы психологии рекламы
в рамках немецкой традиции были обозначены в 1905 году в статье Б. Витиса. В
данной публикации автор обосновывал возможность психического воздействия
рекламы на потребителя, попытался объяснить, «почему реклама продолжает
оказывать на публику определяющее влияние, несмотря на то, что эта же самая
публика теоретически прекрасно понимает своекорыстные интересы и цели рекламы,
и в силу этого, как и в силу уже имеющегося у нее опыта, относится недоверчиво
и скептически ко всем обещаниям и заманиваниям рекламы».
Автор полагал, что люди «в своем мышлении имеют параллель к
даваемому им через посредство органов чувств, это — способность духа перенимать
готовые мысли и суждения других мыслящих существ, и давать этим суждениям
возможность оказывать на них свое интеллектуальное действие». Это явление
получило название «интеллектуальной рецепции».
С точки зрения Витиса, интеллектуальная реклама способна
влиять на человеческое поведение определяющим образом подобно тому, как влияют
чувственность и самостоятельное мышление; она может даже противодействовать
этому собственному мышлению: так «слышанное слово, сообщение, воззрение
действуют и оказывают часто бессознательное влияние на наше поведение». Победит
ли чужое или собственное представление при мотивации зависит лишь от его
живости, ибо воля следует лишь наиболее сильному импульсу, безразлично чужому
или своему — и разум часто оказывается бессильным тому противодействовать.
При этом интеллектуальная рецепция в своем действии
подкрепляется рецепцией сенсорной, средствами, воздействующими на наши органы
чувств и вызывающими соответствующие представления о достоинствах фирмы или
доброкачественности товаров, что, ассоциируясь с яркими ощущениями, и
закрепляется в памяти. Предположение, что всякое человеческое действие
определяется разумным суждением, оказывается, по мнению Витиса, неверным. «Ибо
помимо разума, — пишет он, — другие, самостоятельные источники мотивации
определяют наши действия, источники. часто стоящие в противоречии с разумом и
пересиливающие последний». Из подобных источников мотиваций им рассмотрены два
— чувственность и интеллектуальная рецепция. При этом было найдено, что реклама
стремится использовать именно их, чтобы повлиять на поведение человека и
сделать спокойное рассуждение и разумное понимание бессильным. Из теории Витиса
следовало, что реклама способна не только сделать объективную потребность
актуальной, превратить ее в мотив, но и создавать потребность в рекламируемом
товаре «из ничего», т.е. без всяких на то объективных причин.
В 1923 году немецкий ученый Т. Кениг, поддерживая взгляды
своего современника Бауха писал, что, с их точки зрения, »торговая реклама есть
планомерное воздействие на человеческую психику в целях вызвать в ней возможно
полную волевую готовность купить объявленные предметы»[3]. Наличие у
потребителя объективной потребности в рекламируемом товаре (актуальной или
потенциальной) как обязательное условие эффективной рекламы специально не
рассматривалось.
В начале XX века в известной книге «Путь к покупателю» К.Т.
Фридлендер утверждал, что «конечной целью всякой рекламы является
воздействовать на сознание человека в такой степени, чтобы побудить его к
совершению известного поступка, по большей части заключающегося в покупке
данного товара… Последней и главной задачей рекламы является побуждение к
покупке. Все те моменты, которые вызывают добровольный акт покупки, как,
например, размышление, инстинкт, внушение, привычки к подражание, должны быть
нами здесь исследованы».
Автор рассматривал психологию тех людей, у которых
первоначально не было намерения купить какой-либо товар. Он считал: реклама,
предлагающая потребителю то, что он хочет, примитивна. «Поэтому, — пишет
Фридлендер, — мы ограничиваемся рассмотрением лишь той рекламы, которая
пытается влиять на еще непредубежденного зрителя, побуждая в нем бессознательное
внимание. Ибо только здесь организатор рекламы может проявить всю высоту своего
искусства». Фридлендер был ярым сторонником психологических исследований в
рекламе, главным методом которых он считал эксперимент.
Как известно, практически одновременно с функционализмом в
американской психологии начинает развиваться бихевиоризм, который
методологически максимально точно соответствовал идеям манипулирования и
воздействия в рекламе. «Лишив» человека психики, бихевиористы также «лишили»
его возможности иметь собственное мнение, критически воспринимать рекламные
стимулы[4].
Как известно из истории, основатель американского бихевиоризма Джон Б. Уотсон
на определенном этапе своего жизненного пути оставил научную психологию и начал
работать психологом в рекламном агентстве. Уотсон считал, что люди действуют,
как машины, и что их поведение в качестве потребителей можно контролировать и
предсказывать как поведение других машин.
Он отстаивал идею о том, что поведение потребителя необходимо
изучать в лабораторных условиях, и что рекламные сообщения должны делать акцент
не столько на содержании, сколько на форме и стиле, должны стремиться
произвести впечатление новым дизайном или образом. Цель рекламы, по мнению
Уотсона, состоит в том, чтобы заставить потребителя почувствовать
неудовлетворенность теми товарами, которыми он пользуется в настоящее время, и
разбудить в нем желание обладать новыми.
«АМЕРИКАНСКАЯ» МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
В конце 50-х гг. XX века на основе идей маркетинга, который
интенсивно развивался в США н настойчиво рекомендовал производить «не то, что
умеешь, а то, что нужно людям», постепенно формируется и закрепляется иное
представление о задачах психологии рекламы. В этом случае психологам
предписывалось изучать психологические характеристики потребителей, необходимые
для лучшего удовлетворения их объективных нужд и потребностей. Воздействие в
этом случае было направлено не на подавление воли покупателя с целью
«искусственно создать у него потребность в рекламируемом товаре», а на
управление принятием решения о выборе товара или услуги, предлагаемых
заказчиком, из числа аналогичных, имеющихся на рынке, на процессы
опредмечивания объективных потенциальных потребностей, на их актуализацию и
усиление средствами рекламы.
Американская традиция ориентируется прежде всего на
исследования, проводимые для максимально полного удовлетворения потребностей
потребителей, на создание им удобств, удовольствий, на принцип полезности, на
их удовлетворенность как товаром, так и самой рекламой. Подобному изменению взглядов
на задачи рекламы предшествовал ряд объективных процессов в американской
экономической и общественной жизни.
Так, начиная с 30-х гг. XX века, возникает и развивается
мощное движение потребителей за свои права (консюмеризм). В результате всплеска
социальной активности потребителей появились законы, запрещающие открытое
манипулирование сознанием и подсознанием человека в рекламе. Появились также
международные этические кодексы, помогавшие создать систему общественного
саморегулирования, которая способствовала установлению диалоговых отношений
между рекламодателями и потребителями, успешному развитию рыночных отношений.
В свою очередь, в большинстве развитых стран изобилие
высококачественных товаров и услуг на рынке обостряет конкуренцию. Производить
товар, не пользующийся спросом, становится бессмысленным и экономически
невыгодным. «Рынок продавца» постепенно вытеснялся «рынком покупателя», т.е.
главной фигурой в процессах производства и реализации продукции становится ее
потребитель, который получает максимальные возможности для выбора. К середине
XX века в психологии начинают интенсивно развиваться новые направления, имеющие
прямое отношение к рекламе, в частности, инженерная психология и эргономика.
Были также сделаны важные открытия в области других социальных наук, изменившие
представление о человеке в системе социально-экономических отношений. Эти
открытия показывали, что психологические воздействия в рекламе, противоречащие
человеческой природе (прежде всего, природе потребностей), экономически небезопасны
и связаны с риском возможных финансовых потерь. Одним из примеров являются
знаменитые Хотторнские эксперименты, которые заставили многих сделать вывод о
том, что внимание к людям и их духовным потребностям в ряде случаев может
давать более сильный мотивационный эффект. чем. например, техническое
совершенствование условий труда или даже материальные стимулы. Было показано,
что рассматривать человека, в частности, потребителя как объект суггестии,
манипулирования и прямого воздействия во многих случаях нецелесообразно.
Благодаря вышеперечисленным факторам формируется новая система представлений о
том. что должна делать психология в рекламе, и какие психологические переменные
должны изучаться в первую очередь.
Известный специалист в области маркетинга Ф. Котлер писал:
«Концепция маркетинга предполагает, что достижение компанией своих целей
зависят от определения нужд и запросов целевых рынков, а также от более
эффективного по сравнению с компаниями-конкурентами удовлетворения
потребителей. Как ни странно, но этот подход только недавно стал использоваться
в предпринимательской практике».
Котлер утверждает также, что «маркетинг — это не только
реклама и сбыт. Настоящий маркетинг занимается не столько сбытом, сколько
изучением того, что производить. Организации добиваются лидерства на рынке,
если они способны понять нужды потребителя и найти такие способы их
удовлетворения, которые обеспечат наивысшие ценность, качество и сервис.
Никакие объемы рекламы или сбыта не в состоянии компенсировать неудовлетворенность
потребителя».
Известный американский специалист в области управления
маркетингом П. Друкер, обсуждая вопросы, касающиеся психологии рекламы,
специально подчеркивал: «Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными.
Цель маркетинга — узнать и понять клиента настолько, чтобы товар или услуга
точно соответствовали его требованиям и продавали себя сами».
Американская методологическая традиция может быть
проиллюстрирована высказываниями ряда известных рекламистов, которые уделяли
самое пристальное внимание психологии и считали ее основой эффективной
рекламной деятельности. Так американские авторы Ч. Сэндидж. В. Фрайбургер и К.
Ротцолл приводят слова известного составителя рекламных текстов У. Уэйра: «За
свои первые пять лет в рекламе я проникся чувством превосходства избранной
профессии, превосходства в том смысле, что она оперирует приемами и средствами,
способными повлиять на людей, которых ты никогда и не увидишь, способными
заставить этих людей совершить действия, о которых они и не помышляли. Следующие
15 лет я провел в попытках избавиться от этого превратного представления.
Обнаружилось, что, несмотря на всю приобретенную сноровку в искусстве
увещевания, я не обрел и половины проницательности и мудрости тех миллионов
людей, за общение с которыми мне платили деньги. Пришлось разувериться в своих
представлениях о причинах совершения покупок и познать истинные причины их
совершения. Так что на самом деле люди оказывали свое влияние на меня». «Из
сказанного, вероятно, ясно, — пишут Сэндидж, Фраубургер и Ротцолл, — что
фундаментальные человеческие потребности нельзя создать, и что даже лежащие на
поверхности потребности поддаются постепенному изменению под воздействием
рекламы лишь в незначительной мере. С точки зрения этого «неманипулятивного»
подхода, самый благоразумный курс действий для производителей — добиваться,
чтобы их товары гармонировали с фундаментальными потребительскими запросами и
нуждами, а не пытаться привести эти фундаментальные потребности в соответствие
с особенностями своих товаров».
То, что вторая традиция начала развиваться прежде всего в
США, не случайно. Еще в начале века исследователь Купферберг отмечал, что
«особенно хорошо американский рекламист умеет почувствовать точку зрения
предполагаемого покупателя и сообразно с этим подчеркнуть те стороны товаров,
которые для этого последнего особенно важны».
Американская традиция получила дополнительное подтверждение
после неудачных попыток ряда авторов разработать методы воздействия на
подсознание потребителей с помощью технических средств. Так в начале 50-х гг.
XX века некто Джеймс Вайкери предложил спроецировать на кинопленку изображение
в виде 25-го кадра так, чтобы «мозг фиксировал то, что не видит глаз человека»
для создания известного в психологии эффекта «дежа-вю». Вайкери сообщил, что
нескольким десяткам тысяч зрителей в одном кинотеатре во время просмотра фильма
подсознательно предъявляли два сообщения: «Ешьте поп-корн» и «Пейте кока-колу»,
в результате чего объем продаж попкорна якобы возрос на 58%. а кока-колы — на
18%. В конце 50-х годов Вайкери, желая получить патент, продемонстрировал перед
специально собранной комиссией фильм со вставками рекламного сообщения, однако
комиссия признала этот эксперимент обманом. В обмане позже признался и сам
Вайкери. Неудачи с технологиями воздействия на подсознание в рекламе еще раз
убедили многих американских предпринимателей в необходимости маркетинговой
стратегии организации рекламной деятельности, в том, что реклама эффективно
действует на сознание и поведение человека только через внутренние условия, в
частности, через его потребности. Сегодня стало очевидным, что эта идея находит
теоретическое подтверждение в работах российских психологов, прежде всего С.Л.
Рубинштейна, который, анализируя вопросы мотивации деятельности человека,
указал на роль внутренних психологических условий для правильного понимания ее
механизмов.
Постепенно американская традиция распространяется по всему
миру. Многие специалисты, получившие хорошее психологическое образование,
начинают заниматься маркетингом, профессиональные маркетологи подробно изучают
основы психологической науки. Традиция находит многочисленных сторонников и в
Германии.
Например, сегодня деятельность таких крупных немецких
специалистов в области рекламы, как 3. Фегеле, создателя и руководителя
известного института директ-маркетинга, во многом осуществляется в рамках
американской психологической традиции, направляясь не на суггестию и поиск
методов порождения потребности у покупателя в рекламируемом товаре «из ничего»,
а на управление процессами принятия решения, выбора, на создание потребителям
благоприятных эргономичных условий при восприятии ими рекламы. Психолог в этом
случае в большей степени занимается диагностикой и оценкой, чем
манипулированием и воздействиями.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РЕКЛАМЕ
В рамках американской традиции экспериментальные
исследования, например, на психофизиологическом уровне, менее распространены,
чем в немецкой. Здесь для изучения психических процессов в рекламе чаще
используются достаточно простые методы массовых опросов, глубинных интервью и
фокус-групп. Это происходит потому, что эксперимент, как правило, ставит
человека в искусственные условия, требует выполнения непривычных действий,
выявляет факторы. . связанные с подсознанием и прочее, считающееся
нежелательным для американского менталитета и в правовом отношении весьма
рискованным. Однако без экспериментов часто бывает сложно получить информацию,
необходимую для того, чтобы создать потребителю рекламно-информационный комфорт
и лучше удовлетворять его потребности.
Для современного производства характерна тенденция выпуска на
рынок товаров, о свойствах которых потребители первоначально ничего не знают.
То есть современные технологии очень часто опережают рыночный спрос. Возникает
иллюзия, что реклама порождает потребность и полностью управляет спросом.
Поэтому в настоящее время классическая немецкая традиция в психологии рекламы находит
немало последователей.
Лабораторные эксперименты, более характерные для немецкой
традиции, как правило дают позитивные знания о психических процессах человека,
воспринимающего рекламу, и, следовательно, могут достаточно быстро
использоваться на практике, независимо от их теоретической интерпретации. Хотя
результаты многих из них можно соотносить как с установкой на манипулирование
человеческой волей, так и с позицией изучения потребностей, возможностей
человека и создания ему максимально комфортных условий.
Так как многие психологи рекламы, работавшие в рамках
немецкой традиции, считали, что побуждение к покупке возможно путем правильного
воздействия на психические процессы, то изучать эти процессы, с их точки
зрения, нужно именно с целью последующего воздействия. Собственные нужды
потребителей при данном подходе как бы уходят на задний план. В рамках
американской традиции, наоборот, на первый план выходят интересы потребителя,
его удобства, полезность, удовольствия, которые он получает.
Поэтому интерпретация получаемых результатов оказывается
соответствующей основным теоретическим принципам, принятым в той или иной
традиции. Так, например, результаты хорошо известных исследований У.Д. Скотта и
Г. Мюнстерберга по восприятию испытуемыми рекламных объявлений разной величины
могут получить совершенно различную интерпретацию в рамках немецкой и
американской традиций.
Анализируя исследования по данной теме, Фридлендер пишет:
«…объявление, занимающее целую страницу, уже благодаря одной своей
изолированности в поле нашего сознания действует на нас с силой единственного
раздражения, воздействующего на нас в данный момент… Действие целой страницы,
будь то размер in-folio или in-quarto, одинаково, так как наш глаз каждый раз
берет соответствующую установку на лежащий перед нами формат».
В свою очередь, интерпретация этого факта в рамках
американской традиции будет состоять в том, что, увеличивая размеры рекламных
объявлений, мы создаем человеку более благоприятные условия, облегчаем процесс
восприятия рекламного сообщения, его запоминания. При покупке товара, на
рекламу которого фирма затратила большие средства, потребитель имеет
возможность почувствовать себя личностью, повысить свою самооценку, т.е.
удовлетворить дополнительные потребности.
Известные факты из области восприятия шрифтов разного цвета в
рекламе также могут интерпретироваться по-разному. Так, Кениг, рассматривая
опыты Сейферта, пишет, что в одном эксперименте для правильного восприятия всех
предлагаемых с помощью тахистоскопа букв требовалось в среднем менее 11
повторений. Это могло интерпретироваться с точки зрения эффекта установки
(внушения). Однако позже Кениг отмечает, что близко стоящие при предъявлении
друг к другу буквы требуют для их лучшего восприятия от 13 до 18 предъявлений.
Этот факт может рассматриваться как влияние особенностей восприятия —
характеристики природных возможностей человека — которые необходимо учитывать,
чтобы обеспечить ему удобство при восприятии рекламной информации.
Следует отметить, что наличие двух обсуждаемых традиций и
соответствующих им методологических подходов в психологии рекламы определяется
реальными объективными условиями. Современные производство и торговля могут
осуществляться по двум направлениям: в первом случае — с целью извлечь быструю
прибыль, когда производится и реализуется товар, как правило, невысокого
качества, и производитель ориентируется лишь на его однократное приобретение
покупателем. Во втором случае это производство высококачественного,
конкурентоспособного, но более дорогого товара. Здесь критерии производства и
торговли приводят к необходимости сохранить потребителя, сделать его
приверженцем широко рекламируемой торговой марки (брэнда), для чего
предпринимателю приходится поддерживать характеристики товара на самом высоком
уровне. В России сегодня большую часть бизнеса составляют предприятия первого
типа, поэтому агрессивная манипулирующая реклама весьма характерна для нашего
внутреннего рынка.
Котлер пишет: «Концепцию маркетинга часто путают с концепцией
интенсификации коммерческих усилий… Концепция интенсификации продажи
представляет собой подход изнутри наружу. Она отталкивается от интересов
производства, ориентируется на уже имеющиеся товары и требует агрессивных
методов продажи в сочетании с активным продвижением товара на рынок с целью
заключения выгодных сделок. Деятельность компании при этом сводится к
завоеванию потребителя — к заключению единовременных, сиюминутных сделок; при
этом продавец не интересуется тем, кто и почему приобретает товар. Концепция
маркетинга, напротив, использует подход снаружи вовнутрь. Она отталкивается от
четкого определения рынков сбыта, ориентируется на нужды потребителя,
координирует все виды маркетинговой деятельности, направленной на
удовлетворение потребителя, и извлекает прибыль из создания долговременных
отношений с потребителем. Концепция маркетинга позволяет компаниям производить
то, что требуется потребителю, сочетая удовлетворение клиентов с получением прибыли».
Две проанализированные выше психологические традиции находят
подтверждение в рамках современного рекламного менеджмента. По результатам
сравнительного исследования, проведенного российским специалистом в области
рекламы А. Гребенниковым, в большинстве американских фирм отдел продаж
подчиняется отделу маркетинга, в немецких все наоборот — отдел маркетинга чаще
всего подчиняется отделу продаж.
Сравнительная таблица характеристик «немецкой» (суггестивной)
и «американской» (маркетинговой) методологической традиции в психологии
рекламы.
№ |
Немецкая |
Американская |
1 |
Историческими |
Историческими |
2 |
В |
В |
3 |
Методологическую |
Методологическую |
4 |
Потребитель |
Потребитель |
5 |
Практический |
Практический |
6 |
Исследование |
Исследование |
7 |
Управленческие |
Управленческие |
Проанализированные выше
различия основных характеристик обсуждаемых нами методологических традиций
представлены в таблице.
Разумеется,
использовать психологию в отечественной рекламе можно, ориентируясь как на «немецкую»
(суггестивную), так и на «американскую» (маркетинговую) психологические
традиции. Однако следует помнить, что до сих пор оценка экономической и
психологической эффективности рекламы представляет собой одну из нерешенных
проблем, а следы одной стратегии можно обнаружить на «территории» другой
(феномен Уотсона).
Возможно,
что при некоторых условиях интенсификация коммерческих усилий, о которых писал
Ф. Котлер и которая основана на суггестии, все-таки оказывается экономически
выгодной для определенной категории предпринимателей, так как она вполне
соответствует их личным целям. И должны будут пройти годы, чтобы эта ситуация
стала абсолютно невыгодной в условиях российского рынка.
Заключение
Таким
образом, в начале XX века исследования рекламы проводились параллельно по обе
стороны океана. Однако теоретическую и методологическую основу психологии
рекламы в США в те годы составляли в основном идеи и принципы, первоначально
разработанные немецкими психологами.
На
основе историко-методологического анализа можно предположить, что российская
психология рекламы в силу особой исторически сложившейся
социально-экономической ситуации в стране все-таки может приобрести некоторые
специфические особенности. Возможно, в ней постепенно будет происходить некоторое
стирание граней между «немецкой» и «американской» традициями. При благоприятных
условиях российская психология рекламы воспримет наиболее позитивные элементы
каждой из них. В этом случае сторонники первой методологии начнут ограничивать
свое стремление к психологическим воздействиям и суггестии, к искусственному
порождению потребностей, а сторонники второй будут уделять больше внимания
экспериментальным методам изучения потребителей и оценки эффективности рекламы.
Это
возможно по причинам, которые обнаруживаются уже в настоящее время:
1. Меняется (насыщается, а по некоторым позициям постепенно перенасыщается)
российский рынок: возникает потребность в новых психологических идеях,
основанных не только на здравом смысле, но и на объективных научных данных; прикладное
экспериментирование, богатейшим опытом в применении которого располагает
российская психология, в этом случае дает наиболее точную и глубокую
информацию, причем экспериментирование в России не является таким дорогостоящим
и юридически рискованным процессом, как на Западе.
2. Меняется потребитель: с развитием рынка неизбежно происходит обогащение его
опыта и повышение культуры потребления; он начинает разбираться в рекламных
технологиях, критически относиться к рекламе, учится выбирать, сравнивать, не
доверять всему подряд.
3. Меняется рекламодатель: он начинает экономить деньги, которые раньше, слепо
доверяя известным рекламистам, бесконтрольно тратил в попытке достичь эффекта
значительными объемами рекламы и мало заботясь об оценке ее психологической
эффективности; он начинает понимать, что главная задача эффективного
производства должна состоять в удовлетворении потребностей людей.
4. Меняется рекламист: интенсивно распространяются (прежде всего, благодаря
широкой сети учебных центров и многочисленной учебной литературы) маркетинговые
идеи, которые заставляют многих рекламистов пересматривать свои взгляды на
психологию потребителя; профессионалы все чаще прислушиваются к
психологам-экспериментаторам, отказываясь рассматривать российских потребителей
как податливый материал для психологического манипулирования.
5. Появляются и набирают силу общественные организации, ограничивающие
производство неэтичной, манипулирующей рекламы; принимаются и начинают работать
отечественные законы, регулирующие правовые аспекты рекламной деятельности.
6. Меняется характер деятельности исследовательских фирм в России: конкурируя
друг с другом, они расширяют арсенал используемых методов; в число своих услуг,
помимо традиционных ретроспективных опросов и фокусных групп, включают
экспериментальные психологические технологии. С нашей точки зрения, основная
идея маркетинга — производителю следует выпускать на рынок лишь то, что
пользуется спросом, или в чем объективно существует потребность — должна быть
перенесена и на рекламу. В итоге реклама должны как бы удовлетворять явные
(осознаваемые) или скрытые (неосознаваемые) потребности людей. В соответствии с
защищаемой нами точкой зрения, реклама постепенно будет рассматриваться как
часть товара, как его наиболее гибкая, личностно ориентированная специфическая
характеристика, обеспечивающая индивидуализацию товаров и услуг.
Разумеется,
реклама как характеристика товара может ухудшать или улучшать его восприятие
потребителями в зависимости от ее качества, от того. какое отношение она к себе
вызывает. Если реклама способствует улучшению восприятия образов товара и
товаропроизводителя, то ее можно считать эффективной. Поэтому интенсивно
развивающаяся сегодня на Западе концепция социально-этического (социетального)
маркетинга по отношению к товарам, услугам и формам их продвижения на рынке
должна быть перенесена и на рекламу.
Здесь
понятие воздействия перестает восприниматься как зомбирование, как способ
порождения потребности «из ничего». Оно используется для описания механизмов
того, как реклама вместе с рекламируемым товаром участвует в процессе
удовлетворения многочисленных человеческих потребностей (познавательных,
эстетических и пр.). В итоге не только товар или услуга, но и сама реклама
должны удовлетворять потребности людей. Эта точка зрения не абсолютна и
рассматривается автором как гипотеза, которая требует дальнейшего научного
анализа.
Список использованной литературы:
1. Лебедев
А.Н. #»#_ftnref1″ name=»_ftn1″ title=»»>[1]
Лебедев А.Н. #»#_ftnref2″ name=»_ftn2″ title=»»>[2]
Д. Шульц, С. Шульц. Психология и работа Психология бизнеса. Теория и практика
менеджмента Издательский Дом «Равновесие» 2004 г.
[4] Ludy T. Benjamin, Ludy T. Benjamin, Jr. A History of Psychology in
Letters. Blackwell Publishing, 2006, p. 156
Психология
рекламы как отрасль науки. «Немецкая»
методологическая традиция. «Американская»
методологическая традиция. Современные
теоретические взгляды на психологию
рекламы.
Психологию
рекламы можно отнести к числу отраслей
прикладной науки, популярность которых
постоянно
возрастает. Однако ее методологические
и теоретические основы в современной
научной литературе до сих пор четко
не определены, в частности, неясны
предмет и основные
задачи, что неизбежно сказывается на
выборе методов
работы специалистов на практике. Многие
рекламисты
искренне убеждены, что психология
рекламы, прежде
всего, должна разрабатывать и использовать
приемы
психологического воздействия, направленные
на стимулирование
продаж товаров и услуг, которое оплачивает
рекламодатель. В частности, применения
таких технологий, как NLP,
различные формы
гипноза, воздействие на подсознание с
помощью всевозможных
технических средств и прочее. Иногда
элементарный
обман, основанный на искажении информации,
необоснованных преувеличениях,
манипулировании собеседником во время
переговоров также относят к психологии
рекламы. При этом этические и правовые
аспекты, регулирующие как саму
рекламную деятельность, так и деятельность
психологов рекламы, зачастую игнорируются.
Утверждается, что психологическое
воздействие с целью
стимулировать покупку, когда у потребителя
нет желания
ее сделать, является чуть ли не основной
задачей психологии рекламы. Мол,
это и выступает признаком
ее «эффективности».
Некоторые
рекламодатели убеждены,
что потребители представляют собой
пластичный, легко
поддающийся психологическим воздействиям
объект.
Что они практически бесконтрольно
воспринимают
и усваивают как руководство к действиям
любые сведения, предоставляемые им
с помощью средств массовой информации
и коммуникации: телевидения, радио,
прессы,
Интернет. В качестве примера часто
приводят данные
из области политической рекламы, где
манипулирование
информацией в условиях предвыборной
гонки оказывается
беспрецедентным.
Однако
в этом случае упускают
из виду главное отличие торговой рекламы
от политической:
наличие у потребителя возможности
достаточно быстро
оценить свойства рекламируемой продукции
после
ее приобретения. В то время, как в
политической жизни
избиратель может определить, правильно
он сделал выбор
или нет, лишь через несколько лет после
того, как отдаст
свой голос за того или иного кандидата.
То есть в политической
рекламе манипулировать сознанием
человека
и даже обманывать его во много раз проще,
чем в рекламе торговой.
Как
самостоятельная отрасль прикладной
науки психология
рекламы возникла более ста лет назад.
Ее
основателем считают психолога-функционалиста
Уолтера Дилла Скотта (V.G.
Scott).
В 1903 году
он опубликовал работу под названием
«Теория и практика
рекламы», в которой рассматривались
вопросы ее воздействия
на потребителей. В 1908 году этим же
автором была выпущена книга «Психология
рекламы», где описывались
результаты психологических экспериментов,
в
частности, рассматривалось влияние
размеров рекламного
объявления в газетах и журналах на
внимание и память.
Следует отметить, что некоторые материалы,
посвященные психологическим аспектам
рекламы» появились
еще раньше. Специалистам хорошо известна
работа А. Веригина под названием «Русская
реклама»,
опубликованная в 1898 году.
Анализ
позволяет выделить две методологические
традиции
в организации научно-практических
исследований и
прикладных разработок в области рекламной
деятельности,
которые можно условно назвать «немецкой»
и «американской».
В
начале XX
века многие психологи начали проводить,
исследования
в области рекламы. Большинство из них
были
учениками В. Вундта или таковыми себя
считали. Они
использовали как экспериментальные
методики, так и
основные теоретические положения о
структуре и свойствах психических
процессов человека. В соответствии с
этим
подходом реклама рассматривалась
главным образом
как суггестия — способ психологического
воздействия на
волю человека с целью создания у него
потребности в рекламируемом
товаре. Предполагалось, что потребности
можно
создавать в известном смысле искусственно,
например,
путем внушения. В этом случае теоретические
и методологические различия немецкого
структурализма и американского
функционализма никак не влияли на
решение
главного практического вопроса:
считалось, что реклама
должна «заставить человека захотеть»
приобрести
рекламируемый товар.
В
качестве основного исследовательского
метода, на основе
которого собиралась информация для
принятия управленческих
решений в рекламном бизнесе, рассматривался
эксперимент. Американские психологи
проводили
исследования в рекламе и формулировали
практические
рекомендации в полном методологическом
соответствии
с принципами, которыми руководствовались
немецкие
ученые Фехнер, Вундт, Эббингауз и другие,
поэтому данная
традиция преобладала достаточно долго
и в американской
психологии.
Достаточно
конкретно теоретические основы
психологии
рекламы в рамках немецкой традиции были
обозначены
в 1905 году в статье В. Витиса. В данной
публикации
автор обосновывал возможность психического
воздействия
рекламы на потребителя, попытался
объяснить, «почему
реклама продолжает оказывать на публику
определяющее
влияние, несмотря на то, что эта же самая
публика
теоретически прекрасно понимает
своекорыстные
интересы и цели рекламы, и в силу этого,
как и в силу
уже имеющегося у нее опыта, относится
недоверчиво
и скептически ко всем обещаниям и
заманиваниям рекламы».
Автор
полагал, что люди «в своем мышлении
имеют параллель
к даваемому им через посредство органов
чувств,
это — способность духа перенимать
готовые мысли
и суждения других мыслящих «уществ, и
давать этим суждениям
возможность оказывать на них свое
интеллектуальное
действие». Это явление получило название
«интеллектуальной
рецепции».
С
точки зрения В. Витиса, интеллектуальная
реклама способна влиять на человеческое
поведение определяющим
образом подобно тому, как влияют
чувственность и самостоятельное
мышление. Она может даже противодействовать
этому собственному мышлению: так
«слышанное
слово, сообщение, воззрение действуют
и оказывают часто
бессознательное влияние на наше
поведение». Победит
ли чужое или собственное представление
при мотивации,
зависит лишь от его живости, ибо воля
следует лишь
наиболее сильному импульсу, безразлично
чужому или
своему — и разум часто оказывается
бессильным тому противодействовать.
При
этом интеллектуальная рецепция в своем
действии подкрепляется
рецепцией сенсорной, средствами,
воздействующими
на наши органы чувств и вызывающими
соответствующие
представления о достоинствах фирмы или
доброкачественности
товаров, что, ассоциируясь с яркими
ощущениями, и закрепляется в памяти.
Предположение, что всякое человеческое
действие определяется разумным суждением
по мнению В. Витиса неверно.
Из
источников мотиваций им рассмотрены
два — чувственность
и интеллектуальная рецепция. При этом
было найдено,
что реклама стремится использовать
именно их, чтобы
повлиять на поведение человека и сделать
спокойное
рассуждение и разумное понимание
бессильным. Из теории
В. Витиса следовало, что реклама способна
не только
сделать объективную потребность
актуальной, превратить
ее в мотив, но и создавать потребность
в рекламируемом товаре «из ничего»,
то есть без всяких на то объективных
причин.
В
1923 году немецкий ученый Т. Кениг,
поддерживая взгляды
своего современника Бауха, писал, что,
с их точки
зрения, «торговая реклама есть планомерное
воздействие на человеческую психику
в целях вызвать в ней возможно
полную волевую готовность купить
объявленные
предметы». Наличие у потребителя
объективной потребности
в рекламируемом товаре (актуальной или
потенциальной)
как обязательное условие эффективной
рекламы
специально не рассматривалось.
В
начале XX
века в известной книге «Путь к покупателю»
К.Т. Фридлендер утверждал,
что «конечной
целью всякой
рекламы является воздействовать на
сознание человека
в такой степени, чтобы побудить его к
совершению
известного поступка, по большей части
заключающегося
в покупке данного товара… Последней и
главной
задачей рекламы является побуждение к
покупке. Все
те моменты, которые вызывают добровольный
акт покупки,
как, например, размышление, инстинкт,
внушение,
привычки и подражание, должны быть нами
здесь исследованы».
Автор
рассматривал психологию тех людей, у
которых
первоначально не было намерения купить
какой-либо товар.
Он считал: реклама, предлагающая
потребителю то,
что он хочет, примитивна. К.Т. Фридлендер
был ярым
сторонником психологических исследований
в рекламе,
главным методом которых он считал
эксперимент.
Как
известно, практически одновременно с
функционализмом
в Американской психологии начинает
развиваться
бихевиоризм, который методологически
максимально
точно соответствовал идеям манипулирования
и воздействия
в рекламе. «Лишив» человека психики,
бихевиористы
также «лишили» его возможности иметь
собственное
мнение, критически воспринимать рекламные
стимулы.
Основатель американского
бихевиоризма Джон Б. Уотсон на определенном
этапе
своего жизненного пути оставил научную
психологию и
начал работать психологом в рекламном
агентстве. Уотсон
считал, что люди действуют, как машины,
и что их поведение
в качестве потребителей можно
контролировать
и предсказывать как поведение других
машин.
Он
отстаивал идею о том, что поведение
потребителя необходимо изучать в
лабораторных условиях и что рекламные
сообщения должны делать акцент не
столько на содержании,
сколько на форме и стиле, должны
стремиться
произвести впечатление новым дизайном
или образом. Цель
рекламы, по мнению Уотсона, состоит в
том, чтобы заставить
потребителя почувствовать неудовлетворенность
теми
товарами, которыми он пользуется в
настоящее время,
и разбудить в нем желание обладать
новыми.
Таким
образом, в начале XX
века исследования рекламы
проводились параллельно по обе стороны
океана. Однако
теоретическую и методологическую основу
психологии
рекламы в США в те годы составляли в
основном идеи
и принципы, первоначально разработанные
немецкими
психологами.
В
конце 50-х гг. XX
века на основе идей маркетинга, который
интенсивно развивался в США настойчиво
рекомендовал
производить «не то, что умеешь, а то, что
нужно
людям», постепенно формируется и
закрепляется иное представление
о задачах психологии рекламы. В этом
случае
психологам предписывалось изучать
психологические характеристики
потребителей, необходимые для лучшего
удовлетворения их объективных нужд и
потребностей. Воздействие в этом
случае было направлено не на подавление
воли покупателя с целью «искусственно
создать у него потребность в
рекламируемом товаре», а на управление
принятием решения о выборе товара или
услуги,
предлагаемых заказчиком, из числа
аналогичных, имеющихся
на рынке, на процессы опредмечивания
объективных
потенциальных потребностей, на их
актуализацию и усиление средствами
рекламы.
Американская
традиция ориентируется на
исследования, проводимые для максимально
полного удовлетворения потребностей
потребителей, на создание им удобств,
удовольствий, на принцип полезности,
на их удовлетворенность
как товаром, так и самой рекламой.
Подобному
изменению взглядов на задачи рекламы
предшествовал
ряд объективных процессов в американской
экономической и общественной жизни.
Так,
начиная с 30-х гг. XX
века, возникает и развивается
мощное движение потребителей за свои
права (консюмеризм). В результате всплеска
социальной активности
потребителей появились законы, запрещающие
открытое
манипулирование сознанием и подсознанием
человека
в рекламе. Появились также международные
этические
кодексы, помогавшие создать систему
общественного саморегулирования,
которая способствовала установлению
диалоговых
отношений между рекламодателями и
потребителями,
успешному развитию рыночных отношений.
В
свою очередь, в большинстве развитых
стран изобилие
высококачественных товаров и услуг на
рынке обостряет
конкуренцию. Производить товар, не
пользующийся
спросом, становится бессмысленным и
экономически невыгодным. «Рынок продавца»
постепенно вытеснялся «рынком
покупателя», то есть главной фигурой в
процессах
производства и реализации продукции
становится ее потребитель,
который получает максимальные возможности
для выбора.
К
середине XX
века в психологии начинают
интенсивно развиваться новые направления,
имеющие
прямое отношение к рекламе, в частности,
инженерная психология и эргономика.
Были также сделаны важные
открытия в области других социальных
наук, изменившие
представление о человеке в системе
социально-экономических отношений.
Эти открытия показывали,
что психологические воздействия в
рекламе, противоречащие
человеческой природе (прежде всего,
природе потребностей),
экономически небезопасны и связаны с
риском
возможных финансовых потерь.
Одним
из примеров
являются знаменитые Хотторнские
эксперименты, которые
заставили многих сделать вывод о том,
что внимание
к людям и их духовным потребностям в
ряде случаев
может давать более сильный мотивационный
эффект, чем,
например, техническое совершенствование
условий труда
или даже материальные стимулы. Было
показано, что
рассматривать человека, в частности,
потребителя как объект
суггестии, манипулирования и прямого
воздействия
во многих случаях нецелесообразно.
Благодаря вышеперечисленным
факторам формируется новая система
представлений о том, что должна делать
психология в
рекламе, и какие психологические
переменные должны изучаться в первую
очередь.
Американская
методологическая традиция может быть
проиллюстрирована высказываниями ряда
известных рекламистов,
которые уделяли самое пристальное
внимание психологии
и считали ее основой эффективной
рекламной
деятельности. Так американские авторы
Ч. Сэндидж, В.
Фрайбургер и К. Ротцолл приводят слова
известного составителя
рекламных текстов У. Уэйра: «За свои
первые пять лет в рекламе я проникся
чувством превосходства
избранной профессии, превосходства в
том смысле, что она оперирует приемами
и средствами, способными повлиять
на людей, которых ты никогда и не увидишь,
способными
заставить этих людей совершить действия,
о которых
они и не помышляли. Следующие 15 лет я
провел
в попытках избавиться от этого превратного
представления.
Обнаружилось, что, несмотря на всю
приобретенную
сноровку в искусстве увещевания, я не
обрел и половины проницательности и
мудрости тех миллионов людей,
за общение с которыми мне платили деньги.
Пришлось
разувериться в своих представлениях о
причинах совершения
покупок и познать истинные причины их
совершения.
Так что на самом деле люди оказывали
свое влияние
на меня». «Из сказанного, вероятно, ясно,
— пишут Ч. Сэндидж, В. Фрайбургер и К.
Ротцолл, — что фундаментальные
человеческие потребности нельзя
создать, и что даже лежащие на
поверхности потребности поддаются
постепенному изменению под воздействием
рекламы
лишь в незначительной мере. С точки
зрения этого «неманипулятивного»
подхода самый благоразумный курс
действий
для производителей — добиваться, чтобы
их товары
гармонировали с фундаментальными
потребительскими
запросами и нуждами, а не пытаться
привести эти фундаментальные
потребности в соответствие с особенностями
своих товаров».
То,
что вторая традиция начала развиваться
в
США, не случайно. Еще в начале века
исследователь
Купферберг отмечал, что «особенно хорошо
американский
рекламист умеет почувствовать точку
зрения предполагаемого
покупателя и сообразно с этим подчеркнуть
те стороны товаров, которые для этого
последнего особенно важны».
Американская
традиция получила дополнительное
подтверждение
после неудачных попыток ряда авторов
разработать
методы воздействия на подсознание
потребителей
с помощью технических средств. В начале
50-х гг.
XX
века некто Джеймс Ваикери предложил
спроецировать
на кинопленку изображение в виде 25-го
кадра так,
чтобы «мозг фиксировал то, что не видит
глаз человека».
Нескольким
десяткам тысяч
зрителей в одном кинотеатре во время
просмотра фильма
подсознательно предъявляли два сообщения:
«Ешьте
попкорн» и «Пейте кока-колу», в результате
чего объем
продаж попкорна якобы возрос на 58%, а
кока-колы — на 18%.
В
конце 50-х годов Д. Ваикери, желая получить
патент, продемонстрировал перед
специально собранной
комиссией фильм со вставками рекламного
сообщения,
однако комиссия признала этот эксперимент
обманом.
В обмане позже признался и сам Д. Ваикери.
Неудачи
с технологиями воздействия на подсознание
в рекламе
еще раз убедили многих американских
предпринимателей
в необходимости маркетинговой стратегии
организации
рекламной деятельности, в том, что
реклама эффективно
действует на сознание и поведение
человека только
через внутренние условия, в частности,
через его потребности.
Сегодня стало очевидным, что эта идея
находит
теоретическое подтверждение в работах
российских
психологов, прежде всего С.Л. Рубинштейна,
который,
анализируя вопросы мотивации деятельности
человека,
указал на роль внутренних психологических
условий
для правильного понимания ее механизмов.
Постепенно
американская традиция распространяется
по всему миру. Многие специалисты,
получившие хорошее психологическое
образование, начинают заниматься
маркетингом,
профессиональные маркетологи подробно
изучают
основы психологической науки. Традиция
находит
многочисленных сторонников и в Германии.
Например,
сегодня деятельность таких крупных
немецких
специалистов в области рекламы, как 3.
Фегеле, создателя
и руководителя известного института
директ-маркетинга, во многом осуществляется
в рамках американской
психологической традиции, направляясь
не на суггестию
и поиск методов порождения потребности
у покупателя
в рекламируемом товаре «из ничего», а
на управление
процессами принятия решения, выбора,
на создание
потребителям благоприятных эргономичных
условий
при восприятии ими рекламы. Психолог в
этом случае в большей степени занимается
диагностикой и оценкой, чем манипулированием
и воздействиями.
Она заявила, что в книге не хватает конкретных руководств к действию и маловато энергии.
Эта книга содержит не так много рекомендаций по организации и изменению собственной жизни, потребления, личности или отношения к миру – поэтому её нельзя считать учебным пособием или руководством к действию.
Само по себе это не будет значительной научной находкой – в конце концов, вряд ли можно удивить кого-то, сказав, что люди вовсе не обязаны воспринимать напечатанное в газетах и журналах как прямое руководство к действию.
В целом необходимо вырабатывать отношение к инструкциям не как к догмам, а как к руководству к действиям.
Эта книга не очередной сборник советов по красоте, не руководство к действию.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ягодина — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Разумеется, материалы, изложенные в этом пособии, не следует использовать как слепое руководство к действию.
Ни одна из сторон не считает свои предложения неразумными, так что ваше мнение о собственных предложениях – не очень надёжное руководство к действию.
Мы объединили своё исследование этих понятий с преподавательским опытом, чтобы дать вам руководство к действию, помогающее переживать падения и подъёмы на жизненном пути и, что самое главное, при этом радоваться жизни.
Что же делать? Просто иметь в виду, что порой родители, сами того не зная, не предупреждают нас, а руководство к действию дают. Сопротивляйтесь!
Воспринимайте информацию из этой книги как подсказки, рекомендации, напоминания, а не как строгое руководство к действию.
Это настоящее руководство к действию, изменившее жизнь многих людей, у которых была мечта.
Пусть эта книга станет для вас путеводителем в незнакомой стране. И руководством к действию.
Да, органика препятствует усвоению тяжёлых металлов, и вы можете это использовать как руководство к действию.
В силу того, что я достаточно давно работаю в данной области, посещала специализированные курсы и изучила немало пособий подобной тематики, для меня книга не является руководством к действию.
Я хочу дать вам руководство к действию, которое поможет вам прийти к успеху.
Ведь нашей задачей было написать не академический учебник, а прикладное руководство к действию.
Все материалы данной книги не являются инвестиционной рекомендацией или руководством к действию.
Эта книга – одна из первых попыток составить практическое руководство к действиям в самых разных ситуациях утраты информации, с которыми может столкнуться любой из нас.
Тешить себя приятными фантазиями несложно, но, чтобы стать руководством к действию, фантазия должна перерасти в нечто большее.
Если игры с открытым сюжетом для вас в новинку, то эта книга послужит отличным руководством к действию.
Эта книга-тренинг – отличное руководство к действию для тех, кому надоело наступать на одни те же грабли, идти на поводу у окружающих и загонять мечты о счастье в дальний угол.
Автор проделал титаническую работу – он переработал тонну ценнейшей информации, систематизировал её, домыслил, и выдал настоящее руководство к действию.
Двадцатый век воспринял как руководство к действию многие мысли этого немецкого философа, и данный тезис не стал исключением, тем паче, что, будучи вырванным из контекста, он допускает множество трактовок.
Эта книга больше похожа на практическое пособие, некое руководство к действию.
Трудно, правда, сказать чья, но во всяком случае её нельзя воспринимать как руководство к действию – да и к какому?
Эта книга задумана как руководство к действию, построенное на личной практике создания десятков воронок и нескольких пройдённых и отработанных западных курсов.
Необходимые конкурентные преимущества компании могут быть достигнуты только при трансформации накопленных знаний в ценное, осмысленное руководство к действию.
Такая цитата – не только руководство к действию для педагогов, но и послание, впитавшееся, вросшее, ставшее основой для многих поколений родителей.
Уравновешенный же человек – это тот, кто получает руководство к действию из центра, а не с периферии.
Всё, с чем мы вас познакомим на страницах этой главы, должно восприниматься лишь как ознакомительная информация, а не как руководство к действию.
В отличие от психолога учительница переадресовывать меня ни к кому не стала, а как только я обрисовала ситуацию, выдала рекомендацию, которую я и приняла к руководству к действию.
Практические подходы и интересные примеры, приводимые автором в каждой части, делают книгу, в отличие от многих других, не просто теоретическим справочником, а реальным руководством к действию.
Я вам расскажу, как это происходит у нас, но это личный опыт, а не руководство к действию.
Если вы не боитесь трудностей, то вы найдёте в этой книге полезные отправные точки и руководства к действию, предостережения от многих ошибок и массу практических советов.
Общепедагогические принципы являются, своего рода, общим руководством к действию во всех сферах воспитания.
Информация, представленная в отчётах, должна быть чёткой и ясной, надёжной и компетентной, а также независимой, объективной, правдивой и конструктивной, содержать руководство к действию.
Я предлагаю вам руководство к действию, а значит, каждый описанный в нём инструмент необходимо опробовать на практике.
Следует также отметить, что учение о ноосфере не носит пока законченного канонического характера, которое можно было бы принимать как некое безусловное руководство к действию.
Просто к кино надо относиться не как к руководству к действию или, наоборот, к бездействию.
На этих страницах вы не найдёте ни одного строгого практического руководства к действию – ни для консультантов, ни для собственников и менеджеров.
Ценности – это набор представлений о желаемом поведении, которые становятся внутренним руководством к действиям.
Рядом с литератором и историком выступает педагог и учитель, для которого история не простая регистрация фактов, а назидание и руководство к действию.
Если о вакансии даётся широкая реклама и нанимающая компания в ней названа, а место кажется как будто специально для вас созданным, используйте рекламное объявление в качестве руководства к действию.
Увидав начальство, коллектив воззрился на директора, ожидая дальнейшего руководства к действию.
Пользуйтесь книгой перед важными презентациями в качестве руководства к действию. Подчёркивайте и помечайте важные для вас моменты.
Вы получите практическое руководство к действию и узнаете, когда и как вводить в рацион новые продукты, чтобы предотвратить появление аллергии.
И всё-таки эта книга для вас не теоретический учебник, а совершенно практическое руководство к действию.
Эта книга – руководство к действию для любого руководителя в проблемных ситуациях.
В сельской местности родители ждут, что подрастают новые руки для тяжёлой работы по хозяйству, – ребёнок поневоле воспринимает это как руководство к действию.
Замечательное руководство к действию. Большое спасибо автору за то, что помогает нам, неопытным родителям, наладить отношения с нашими детьми и стать лучше.
Как же так? Еще вчера вы радовались тому, что, наконец-то, взяли наемных работников. Думали, появится время позаниматься глобальными задачами. Но все, как обычно, пошло не по плану. Работники ничего не понимают, бегают за уточнениями и вообще безобразничают. Не спешите записываться на дорогущие курсы руководителей. Скорее всего, проблема лежит на поверхности. Прочитайте нашу статью и убедитесь сами. А поможет нам в этом Плохой Начальник. Он все делает не так — учитесь на его ошибках!
Какие бывают задачи
Любые задачи различаются по статусу, срочности и значимости. Постановка текущих целей сильно отличается от планирования стратегических вопросов. Это не значит, что на рутину можно махнуть рукой. Из маленьких шагов и складывается большое целое. Неважных задач не бывает.
Важные долгосрочные задачи
Это все, что касается глобальных задач развития бизнеса. Например, войти в ТОП-10 интернет-магазинов вашего сегмента за 3 года. Или поднять выручку до ста миллионов в месяц в течение года. А может быть, сделать мир чуточку лучше. Такие задачи не раздаются между делом или на очередной планерке. Для этого нужна особая атмосфера и состав участников.
Важные текущие задачи
То, что можно сделать и завтра, но тянуть, все-таки, не стоит. Как пример: сменить поставщика, заключить договор с другой курьерской службой и так далее. Тоже требует определенной подготовки и планирования.
Ежедневные задачи
Это те поручения, которые вы раздаете менеджерам каждый день. Позвонить клиенту, сделать рассылку, заказать партию товара. Вроде бы, ерунда, но именно из таких задач складывается результат работы компании. Но эти вопросы решаются по ходу дела и не требуют особого планирования или подготовки.
Прочие задачи
Переезд в другой офис, покупка новой кофе-машины, организация корпоратива — все это может и подождать. Сделать бы надо, но не горит. За исключением корпоратива, разумеется. Корпоратив — это святое. А все остальное легко можно отодвинуть на второй или даже третий план.
Как делает Плохой Начальник
Но не таков наш герой. Он валит все задачи в одну кучу и смешивает мух с котлетами. Принести в жертву важный проект и заставить заниматься корпоративом лучшего сотрудника? Легко. Забыть о важной цели и сосредоточиться на сиюминутных перспективах? Без проблем. Ну можно же подождать полгода и не покупать новый “Мерседес”, а вложить деньги в развитие бизнеса. Но это же — Плохой Руководитель. А “Мерс” такой блестящий и быстрый — как тут устоять. И друзья на таких ездят.
Как выглядит идеальная задача
Поручение должно быть внятно и однозначно сформулировано
Задача, которая может быть истолкована неверно, обязательно будет истолкована неверно. Так уж работает человеческая психика. Для прикола, попробуйте сделать следующее. Опишите человеку предмет, о котором он не знает. Не представляет, как он выглядит. Например, машинку для стрижки бороды. Самое главное, чтобы человек не видел эту вещь раньше.
А теперь попросите оппонента нарисовать то, что вы описали. Догадайтесь, насколько изображение будет близко к реальному облику вещи? Наверняка оно не будет напоминать его даже отдаленно. И это нормально.
С постановкой задач все то же самое. Если бросить менеджеру между дел “ты бы звякнул клиенту” — будьте уверены: позвонит не тому покупателю. Или не по той теме, которую вы имели в виду. У менеджера свои мысли и заботы, и он воспримет поручение по своему.
Поэтому максимум подробностей никогда не будет лишним. Рассказывайте детали и тонкости. Но не перегибайте палку. Как только заметили, что человек начал раздраженно кивать и в глазах читается “да понял я, понял” — прекращайте рассуждения.
Как делает Плохой Начальник
А он вообще никак не делает. Он не считает нужным раздавать текущие поручения. Считает, что персонал и так все знает. Менеджеры должны звонить покупателям, бухгалтер — считать прибыль и налоги, курьер — развозить товар клиентам. Зачем отвлекать людей от работы? Сами разберутся.
Плохой Начальник заходит в отдел по утрам, спрашивает, все ли в порядке и чинно удаляется. Зачем спрашивать о ходе выполнения задач и возможных проблемах — сами скажут, если что. Молчат — значит, все ок.
Задача должна быть ограничена во времени
Сотрудник всегда должен знать, сколько времени ему дается на выполнение задания. Поверьте: все ваши работники очень заняты и сами расставляют временные приоритеты. Все задачи делятся для них на срочные и не срочные. Забудете сказать, к какому времени нужно решить вопрос, и задача будет поставлена в конец очереди. А потом вам скажут: “ты же не сказал, что срочно”.
Лайфхак: никогда не ставьте крайние сроки. Если презентация назначена на 1 сентября, ни в коем случае не делайте дедлайн накануне. Пусть ответственный сотрудник сделает проект к 20 августа. Это страховка на случай, если что-то пойдет не так — скорее всего, так и будет. Либо работник просто не успеет, либо сделает что-то не так. А тут — бац! Есть время для маневра. Можно не спеша все доделать и исправить.
Как делает Плохой Начальник
Плохой Начальник начитался умных книжек, но ничего не понял. Раз работники охотнее выполняют срочные задачи, значит все поручения нужно сделать срочными! Красота: на любое, даже самое пустяковое задание, сотрудники бросают все свои силы и умения. На самом деле все происходит с точностью до наоборот: у подчиненных вырабатывается иммунитет на слово “срочно” и они перестают различать действительно важные задачи и те, которые могут подождать.
Задачи должны быть измеримыми
Разговаривать в формате “нам нужно поднять выручку” — не вариант. Нужно поднять — говорите, на сколько. До миллиона, до миллиарда — конкретно. Расширить штат сотрудников — на сколько штатных единиц. Открыть новые филиалы — сколько и в каких городах. Только цифры, только конкретика. Если преподносить информацию абстрактно — толку не будет. Работники отчитаются о результатах, но цифры будут отличаться от тех, которые вы имели в виду. Поэтому показатели нужно озвучивать. Особенно, если речь идет о количественных показателях.
Как делает Плохой Начальник
Наш герой собирает всех у себя на ковре и начинает топать ногами, делать серьезное лицо и устраивает разнос сотрудникам. Дескать, не такой рост он имел в виду. Не таких финансовых показателей ожидал от вас, растяп. Ну, а то, что не сказал сразу — так вы сами должны были додуматься, выжспециалисты. И за что я вам только деньги плачу?
Поручения должны быть выполнимыми
Здесь мы сразу начнем с Плохого Начальника. Наш горе-босс считает, что нужно ставить сотрудникам невыполнимые задачи. Он прочитал в умной книжке метафору: “требуй невозможного и получишь максимум”. И воспринял это как руководство к действию. А результат получил обратный.
Сколько бы ни старались подчиненные, цель никогда не бывает достигнута. Вроде бы и результаты неплохие, а удовлетворения нет: задание не выполнено. Босс просил поднять продажи в 3 раза, а мы подняли только в 2 с половиной. Облажались, ничего не скажешь. Никому и не придет в голову, что поручение нельзя было выполнить в принципе. У всех в голове — только горечь поражения.
Если такое безобразие продолжается долго, это входит в привычку. Сотрудники перестают чувствовать вкус победы, радоваться достигнутым целям и праздновать результаты. Кругом только тлен и безысходность. Именно так хорошие работники становятся офисным планктоном. Еще пара штрафов за невыполнение плана — и готово.
Именно поэтому цели должны быть осязаемыми и достижимыми. Достигнутая цель — это как один шаг навстречу большой идее. Сотрудники должны видеть результаты своей работы. Если этого не будет — они потеряют интерес.
Как ставить задачи — полезные советы предпринимателям
Выбирайте время и место
Убедитесь, что сотрудник, которому выдается поручение, готов вас видеть и слышать. В идеале нужно раздавать задания в одно и то же время. Лучший вариант — оперативные совещания. Работники всецело ваши, слушают, записывают и усваивают информацию.
Как делает Плохой Начальник
Он фурией врывается в офис и бежит к первому попавшемуся менеджеру. Неважно, что то разговаривает с клиентом по телефону и вряд ли готов выслушать. Он вываливает на бедолагу поток своих мыслей и чинно удаляется. Менеджер, положив трубку, спрашивает у коллег: “А что шеф то прибегал?”. Он ничего не услышал и не понял. А Плохой Начальник уверен в обратном.
Соблюдайте субординацию
У вас есть отдел продаж, во главе которого стоит начальник отдела. Он подчиняется вам, а ему — менеджеры по продажам. Раздавайте поручения относительно работы продажников начальнику отдела, а не его подчиненным. Помните древнее правило: вассал моего вассала — не мой вассал.
Как поступает Плохой Начальник
Наш герой считает, что он главный босс, а значит, ему подчиняются все. Вообще все. Он дает указания уборщицам относительно мытья полов, менеджерам — касательно отношений с клиентами, а водителям напоминает правила дорожного движения. Бежит впереди паровоза, только наоборот.
Простой менеджер не может ослушаться хозяина — все-таки он тут решает все. Приходит горе-босс, говорит — “звони клиенту” — и тот приступает к выполнению распоряжений. Только вот беда в том, что тот забыл предупредить начальника отдела, что его подчиненный делает не ту работу, которую ему поручил непосредственный руководитель. И все идет наперекосяк.
Грамотно выбирайте адресатов
В зависимости от статуса и срочности задачи, ее нужно правильно адресовать. Глупо поручать менеджеру стратегические вопросы, да еще и между делом. Для этого нужно провести собрание учредителей или партнеров, хорошо подготовившись к встрече. Да еще и хорошенько подготовиться к встрече.
Как действует Плохой Начальник
Наш герой нервно курит в сторонке. Он слабо разбирается в делегировании полномочий, поэтому поручает задачи всем подряд, вне зависимости от статуса и сроков. А если сомневается — пытается тащить все сам. Потом жалуется, что ничего не успевает.
Назначайте ответственных
Опять дадим слово нашему герою. Он делает так: собирает подчиненных в своем кабинете и транслирует на них свои великие мысли. “Друзья, нам нужно повысить ключевые показатели” — вещает он. “Компании требуется улучшить клиентский сервис” — добавляет наш герой. “А в конце осени требуется провести выездную поездку на природу с шашлыком, пейнтболом и женами.”
Довольный собой, Плохой Начальник заканчивает оперативное совещание. Он удовлетворен и счастлив: поручения раздал, мысли высказал, цели поставил. Сотрудники отнеслись с пониманием: кивали головами, улыбались и даже предлагали варианты решения вопросов. Скоро все идеи воплотятся в жизнь — как пить дать.
Да только не воплотятся, вот в чем беда. Плохой Начальник забыл одну маленькую деталь — назначить ответственных за выполнение конкретных поручений. Кто должен заняться повышением позиций? Непонятно. А кто отвечает за выезд на природу? Да кто ж его знает.
А надо было, всего лишь, назвать фамилии ответственных сотрудников. Петров, ты отвечаешь за это, а ты, Иванов — за то. В идеале составить протокол оперативного совещания и собрать подписи. Чтобы не отвертелись.
Хвалите и мотивируйте персонал
Эх жалко, что Плохой Начальник об этом не знал. Даже простое человеческое спасибо способно сотворить чудеса. Но наш герой считает, что не стоит до этого опускаться — он же босс. Общается только официально и не позволяет перехода на личности.
На самом деле похвалить сотрудника, отлично справившегося с заданием — совершенно нормально. Это мотивирует к дальнейшим свершениям. В сознании формируется четкая связь: сделал хорошо — начальник заметил и оценил.
Можете мотивировать на опережение. Если сказать работнику: “Ты получил это задание, потому, что хорошо справился с прошлым поручением и я тебе доверяю” — он свернет после этого горы.
Подытожим
Раздавать поручения не так просто, как кажется на первый взгляд. Не берите пример с нашего героя. Этот несерьезный собирательный образ мы придумали для того, чтобы показать вам возможные ошибки. Если вы узнали себя в Плохом Начальнике — пора задуматься о смене формата общения с персоналом. Удачи!
Возможно вам также будет интересно:
Самовыкупы на Wildberries
22.09.2023
Когда речь идёт о бизнесе, предприниматели используют все возможные способы для его развития и получения прибыли. В том числе спорные….
Штрихкоды для Ozon
22.09.2023
Штриховые коды товара (ШК) применяют для идентификации и маркировки продукции. Маркетплейс Озон предъявляет к этикеткам со штрихкодом свои особые требования….
Это — не теория, которую должны обдумать и принять как руководство к действию в жизни; она должна быть настоящей…
За неимением лучшего идею приняли как руководство к действию.
Как отмечал Лавкрафт, «он был выше любой конъюнктуры, которую он мог бы принять как руководство к действию».
Фердинанд и его коллеги сразу же приняли их как руководство к действию.
Проснувшись, он решил принять сон как руководство к действию: он снимет этот фильм!
Отсюда следует, что мы все должны принять как руководство к действию обязательство, содержащееся в Уставе Объединенных Наций, а именно «вновь утвердить веру в основные права человека, достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций…»
Отсюда следует, что мы все должны принять как руководство к действию обязательство, содержащееся в Уставе Объединенных Наций, а именно «вновь утвердить веру в основные права человека, достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций…».
На следующей Встрече на высшем уровне в Найроби мы должны быть готовы систематизировать эти планы и принять их как руководство к действию.
На следующей Встрече на высшем уровне в Найроби мы должны быть готовы систематизировать эти планы и принять их как руководство к действию
Не подавая виду, она приняла совет Джерри как руководство к действию и выбрала себе самый легкий шар.
А потому готова была принять его слова как руководство к действию и сыграть ту роль, которую он ей отвел.
2. вновь призывает к созданию нового глобального инфраструктурного форума, действующего под руководством многосторонних банков развития, как это предусмотрено пунктом 14 Аддис-Абебской программы действий[footnoteRef:8], и просит Председателя Генеральной Ассамблеи в тесном сотрудничестве с Генеральным секретарем принять меры к учреждению такого форума и проведению его первой сессии в ходе семидесятой сессии Ассамблеи; [8: Резолюция 69/313, приложение.]
Было высказано мнение, что всем странам следует рассмотреть возможность установления эффективной нормативной базы по вопросам дистанционного зондирования (как это сделала Канада, недавно принявшая Закон о системах дистанционного зондирования) и при этом в качестве руководства к дальнейшим действиям следует проанализировать доклад Рабочей группы Юридического подкомитета по национальному законодательству, имеющему отношение к исследованию и использованию космического пространства в мирных целях (см.
Комиссия, возможно, пожелает принять к сведению, что ценные бумаги (в целом, а не только опосредованно удерживаемые ценные бумаги, на которые распространяется действие проекта конвенции), исключены из сферы применения проекта Руководства как первоначальные обремененные активы
Было высказано мнение, что всем странам следует рассмотреть возможность установления эффективной нормативной базы по вопросам дистанционного зондирования (как это сделала Канада, недавно принявшая Закон о системах дистанционного зондирования) и при этом в качестве руководства к дальнейшим действиям следует проанализировать доклад Рабочей группы Юридического подкомитета по национальному законодательству, имеющему отношение к исследованию и использованию космического пространства в мирных целях (см. A/AC.105/1045).
Если государство Y приняло рекомендации Руководства, то обеспечительное право ОК1 имеет приоритет перед обеспечительным правом ОК2 в течение краткого срока без каких-либо действий со стороны ОК1 и только тогда, когда соблюдены требования государства Y, предъявляемые к приданию обеспечительному праву силы в отношении третьих сторон.
В ответ было заявлено, что такая формулировка излишне ограничивала бы применение части третьей, которая призвана расширить действие Типового закона и применяться к трансграничному производству по делу о несостоятельности между странами, которые не приняли Типовой закон ЮНСИТРАЛ, как указывается в Практическом руководстве ЮНСИТРАЛ по вопросам сотрудничества в делах о трансграничной несостоятельности («Практическое руководство«).
Конференция, как единый многосторонний форум переговоров по разоружению, естественно является средоточием чаяний международного сообщества, и должна откликаться на них, приняв общую и цельную программу работы на основе одобренного в # году «декалога», который остается для всех нас существенной осью для размышлений и руководством к действию
Одни государства могут принять решение об осуществлении содержащихся в Руководстве рекомендаций посредством принятия отдельного всеобъемлющего закона (метод, который с большей вероятностью обеспечивает последовательность и исключение ошибок, связанных с упущениями или неправильным пониманием), в то время как другие государства, возможно, будут стремиться к тому, чтобы изменить действующий свод законов путем включения в различные законы конкретных норм
Некоторые государства могут принять решение об осуществлении содержащихся в Руководстве рекомендаций посредством принятия отдельного всеобъемлющего закона (метод, который с большей вероятностью обеспечивает последовательность и исключение ошибок, связанных с упущениями или неправильным пониманием), в то время как другие государства, возможно, будут стремиться к тому, чтобы изменить действующий свод законов путем включения в различных местах конкретных норм