Успешное классное руководство

Выступление на ШМО классных руководителей по теме

«Секреты успешности классного
руководителя»

Выступление подготовила: Бочарова Ирина Викторовна

учитель музыки

Эпиграф:

Нельзя воспитывать щенков
Посредством крика и пинков.
Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.
Где раздают щенкам пинки,
Там воспитатели – пеньки!

Быть классным руководителем – не
самое простое дело. Обладать умением из таких разных ребят создавать единый и
сплочённый коллектив – это искусство. Видеть в каждом ученике личность – это
профессионализм. Уметь прожить с ними добрую и запомнившуюся навсегда школьную
жизнь – это талант. Этими качествами и должен обладать настоящий классный
руководитель. Я хочу,
чтобы классный руководитель не терял своего особого значения и призвания
«разжигать огонь» в юных душах.

Я считаю, что основное назначение
классного руководителя – это создание условий для раскрытия таланта ребенка,
умственного, духовного и физического его совершенствования, сохранение его
неповторимости.

В работе классного руководителя
есть трудная, но очень важная миссия -быть классным руководителем. Классный
руководитель — ключевая фигура в воспитательной деятельности школы, он является
организатором воспитательного процесса. Все мы знаем, что воспитание детей -это,
наверное, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых
характеров, и к этому стоило бы относиться, как к самой важной из всех
профессий.

Классный руководитель- это не
работа, а образ жизни.

Итак, успешность классного
руководителя, на мой взгляд, складывается из многого:

·        
из
психологического климата в школе,

·        
из
самочувствия учителя в плане здоровья,

·        
из обстановки
в семье ,

·        
из
взаимопонимания с детьми и их родителями


Что же способствует успешности классного руководителя?

Одним из факторов, способствующие
успешной деятельности классного руководителя я считаю авторитет учителя. Авторитет учителя- это авторитет
старшего, более умного, более знающего, умеющего и справедливого. Поэтому
учитель сам должен серьёзно относиться к своему авторитету, понимать, что его
каждое действие усваивается учениками. За работой классного руководителя за его
словами и поступками следят не только ученики, но и наши родители. Они замечают
всё: как одет, как он разговаривает с другими людьми, как он относится к разным
ребятам, к отличникам и неуспевающим. Выполняет ли свои обещания или нет, может
ли признать свою неправоту или нет. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они
накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях,
справедливости, человечности. Сухомлинский подчёркивал, что отношение между
учителем и воспитанниками и их родителями должны строиться по типу самых
высоких и бескорыстных нравственных отношений. Я считаю, что это возможно, если
родители видят в учителе своего друга, единомышленника, если учитель переживает
вместе с ними радость побед и горечь утрат. Я глубоко уверена, что ни в одной
профессии личность человека, его характер, убеждения, нравственность отношения
к другим людям не имеют такого решающего значения, как в профессии учитель.
Учитель знающий, но недобрый, не справедливый может вызвать негативное
отношение к себе родителей и учеников. Воспитательную работу в классе организую
через совместную деятельность учащихся и их родителей. Для изучения семей моих
учащихся составляю социальный паспорт класса, благодаря которому можно
отследить, сколько в классе семей многодетных, неполных, малообеспеченных.
Здесь же отмечаю детей, находящихся под опёкой, семьи, в которых по одному
ребёнку, семьи, находящиеся в социально-опасном положении, семьи, где имеются
инвалиды. Отмечаю образовательный уровень родителей. Провожу диагностику, по
которой прослеживаю динамику развития классного коллектива.
Во-вторых, во взаимоотношениях с детьми, я считаю, должно быть меньше
формализма, а больше человеческого общения.

В-третьих, стиль общения с детьми выбираю
благожелательный и простосердечный.
Полагаю, что успешность учителя зависит от успешности учеников. А успешен
ребенок, когда ему хорошо, когда его поддерживают и учитель, и родители.
Ребенок самоценен, и нужно не формировать его как личность, а создавать условия
для его развития. Не вести его, а идти рядом, а может быть чуточку впереди, и
принимать его таким, каков он есть со всеми его недостатками.
Другой составляющей успешной деятельности классного руководителя считаю хорошую
осведомленность о семье, в которой растет ребенок и тесную связь с родителями.
Здесь важно знать все: про здоровье ребенка, в каких условиях он живет, а также
каковы его отношения с родителями.

К фактору, способствующему
успешной работы я бы ещё отнесла, то, что в
конце каждого учебного года я провожу классный час «Прощай,  —-    класс»,
где я, ребята и родители подводят итоги года, я готовлю фильм о том, чем мы
занимались весь учебный год, в каких мероприятиях принимали участие и каких
добились успехов.

Есть еще один фактор,
способствующий успешной деятельности классного руководителя — это тесная связь
с учителями, работающими в классе. Ведь ему важно иметь информацию об отношении
детей к учебе, к тому или иному предмету и, если потребуется, совместно с
учителями разрабатывать меры воздействия на класс или отдельных учащихся.

И еще немаловажный фактор,
подмеченный мною. К классным детям надо относиться так, как к своим
собственным. Просто надо любить классных детей. Слушать их и уметь слышать,
смотреть и видеть, чувствовать всех вместе и каждого в отдельности. Не
подчинять и не подстраивать под себя, а помогать тактично и ненавязчиво. А еще
обязательно сделать единомышленниками родителей. И, наконец, чем больше доверяешь
детям, бываешь с ними искренна, тем более проще решать возникающие проблемы.

На каждой перемене мой класс полон детей. Кто войдет просто поздоровается, кто
сядет посидеть за партой, перебросится парой слов, кто-то спросит совет,
поделится мыслями по поводу учебы, поведения, значит они хотят быть со мной,
хотят делиться со мной — это мой успех.

А я замечаю: кто-то подстригся, у кого- то новая кофточка, сапожки, а кто-то
появился после болезни, а у кого- то грустный вид.
Они чувствуют свою значимость для меня, а для меня — осознание ими своей
значимости — уже успех.
Классный руководитель должен все видеть, все слышать и кое-что не замечать. Они
же учатся доверять нам. Надо больше хвалить детей, и как можно меньше ругать.
А главной задачей воспитания сегодня считаю воспитание любви и
сострадания к ближнему.

В наше время, когда столько негатива и агрессии видят дети, главным законом
жизни должен стать закон «закон протянутой руки, души распахнутой».

Правила успеха классного
руководителя.

1.Будь честным и искренним.

2.Будь терпимым, принимай каждого
ученика, его сильные и слабые стороны.

3.Оценивай не личность, а
поступок.

4.Не будь равнодушным.

5.Будь открытым для общения с
детьми, умей шутить.

6.Будь здоровым.

7.Если не прав, умей признать свои
ошибки.

8.Будь настойчивым в достижении
поставленных целей.

9.Умей управлять своим
настроением.

10.Открытость классного
руководителя;

11.Способность признать
собственные промахи;

12.Способность понять и поддержать
ученика;

13.Отсутствие категоричности в
суждениях.

Факторы, мешающие успешной
деятельности классного руководителя:

1.Невысокий уровень образованности детей;

2 Нежелание некоторых родителей идти на контакт с классным руководителем (этим
я объясняю невысокие явки на родительские собрания);

3. Чрезмерная загруженность одних учащихся внеурочной деятельностью и нежелание
других остаться после уроков.

Принимая детей в 5 класс, стараюсь
узнать о жизни каждого ученика, его увлечениях, интересах и затем создать в
классе атмосферу, которая позволила бы ребенку чувствовать себя комфортно,
проявить свои индивидуальные способности, свою уникальность. Поэтому связь с
семьей, установление партнерских отношений с родителями учеников — это важное
звено в моей работе классного руководителя. Стараюсь донести до родителей одну
простую мысль: пока ребенок нуждается в них, ждет любви и поддержки, свято
верит в родительский идеал, нужно быть рядом с ним, чтобы в дальнейшем не
пришлось жалеть об упущенном времени. Как результат: все годы обучения ребенка
в старшей школе мы проживаем одной дружной семьей: «школа = дети +
родители + классный руководитель +учителя-предметники».

При составлении плана
воспитательной деятельности я обязательно принимаю во внимание уровень
воспитанности обучающихся, социальные условия их жизни.

Очень сложно разделить труд
учителя и классного руководителя, найти границу между обучением и воспитанием.
Здесь все взаимосвязано. Родители — активные участники образовательного
процесса, они всегда находятся рядом и бывают в курсе всех событий школьной
жизни своего ребенка. Совместные праздники, поездки, экскурсии, встречи с
интересными людьми — это только лишь часть совместных дел, когда и дети, и
взрослые — имеют прекрасную возможность проявить свои творческие способности,
личностные качества, узнать что-то новое, пообщаться. Чем больше времени дети
проводят с родителями, тем больше они понимают и

ценят друг друга, тем сплоченнее
становится классный коллектив. Такая работа дает свои положительные результаты:
многие в классе начинают дружить семьями, на дни рождения детей приглашают в
свой дом одноклассников. Наши дети усваивают уроки жизни не через книги и
назидания, а непосредственно через личный опыт общения с взрослыми и
сверстниками.

Привлекаю родителей к подготовке
совместных с детьми работ на различных конкурсах, олимпиадах, научных
конференциях.

Также организую работу по
повышению психологической и педагогической культуры родителей через проведение
родительских собраний, классные часы, круглые столы, совместную деятельность.

В системе работы классного
руководителя большую роль играет ученическое самоуправление. Мы выбираем
ответственных за классные сектора (центр «учёба», центр «Здоровье и спорт»,
центр «Труд и порядок», центр «Санитары», центр «Досуг»). Все это способствует
формированию лидерских качеств у учеников.

Провожу проекты: «Земля –наш общий
дом», «Моя родословная», Праздничный концерт «День Матери». Классные часы:
«Расскажи мне обо мне», «Что для тебя любовь и дружба?» и мн. др.

Быть учителем и классным
руководителем — это не работа, это мое призвание. Я счастлива, что мой
ежедневный, кропотливый труд находит признание у детей и их родителей.
Встречаться каждый день со своими учениками, учить детей добру и
справедливости, порядочности и честности, «делать прививку» на всю жизнь
от равнодушия и хамства, злобы и бесчеловечности — это не профессия, это
состояние моей души, это честное и неформальное служение своему делу.

В
заключение хотелось бы привести

«10
заповедей «классного» воспитателя»:

1.Умей
выслушать 
— ибо в идеях детей есть
рациональное зерно. Найди его.

2.Не
кричи. Не подавляй голосом 
— ибо твои авторитетные слова,
сказанные тихо, будут быстрее услышаны.

3.Найди,
за что похвалить 
— ибо доброе слово и кошке
приятно.

4.Будь
справедлива 
— ибо обиды больно ранят детскую
душу.

5.Умей
видеть положительные качества ученика 
— ибо хорошего в детях больше, чем
плохого.

6.Зарази
собственным примером 
— ибо кто-то должен быть
паровозом.

7.Защищай
своего ученика даже перед педагогами 
— ибо в негативных моментах есть
свои причины.

8.Не
ябедничай родителям по пустякам 
— ибо в собственном бессилии
расписывается только слабак.

9.Поощряй
инициативу учеников 
— ибо сделать все самой
невозможно.

10.Употребляй
во время общения много ласковых слов 
— ибо классный руководитель — мать
от завтрака и до обеда.

И пусть
эти простые правила помогут нам в нашей непростой работе.

Закончить я хочу строками Ф. И.
Тютчева, которые мне очень близки.

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность в человеке.

И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!

Как стать успешным классным рководителем?

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным и иным делом лёгким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения… но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания»

К.Д. Ушинский

      Слово «воспитание» известно каждому. Все лучшее в человеке дается воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки — это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. Человек, который призван профессионально заниматься воспитанием, должен четко себе представлять, что такое воспитание. В разное время педагогическая наука дает различные трактовки понятия «воспитание». Однако наиболее верным является следующее, предложенное Х.И. Лийметсом: «Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности».

       Основное в деятельности классного руководителя — воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний. Но к их решению он подходит прежде всего как воспитатель. Он помогает учителям в повышении качества обучения. К важнейшим функциям классного руководителя относятся: развитие познавательных интересов и способностей школьников, их профессиональная ориентация, забота об охране здоровья учащихся. Классный руководитель организует своевременную помощь отстающим учащимся, организует работу коллектива в общественном полезном труде, в важнейших общешкольных мероприятиях. Он также взаимодействует с детьми на основе уважения, взаимопонимания.

Воспитание детей — рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи — горе несравнимо ни с каким другим.
Демократ

Сочетание слов «классный руководитель» понятны и тому, кто уже закончил школу, и тому, кто еще учится в ней. Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именем классного руководителя.

Я не просто учитель. Я классный руководитель. И хочу быть КЛАССНЫМ  руководителем. Поэтому учусь сама и учу и воспитываю своих детей так, чтобы они любили школу, друзей, жизнь. Учились быть счастливыми сами и делать счастливыми своих близких.
В работе каждого учителя есть важная миссия – быть классным руководителем. Работа классного руководителя очень сложная, но она несомненно нужна детям. Талант классного руководителя, как мастера, раскрывается, если в процессе работы ему удаётся увлечь ребёнка, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать что – то новое, решить поставленную перед ним проблему. Важно, чтобы классный руководитель признал за учеником право выбора, право быть самим собой, свободно высказывать свои мысли, делиться переживаниями. 
По моему мнению, педагог новой школы – это не только знаток своего предмета, не только психолог, исследователь, но и яркая, творческая личность, способная к самосовершенствованию. На
 классного руководителя возложена огромная ответственность за каждое прикосновение словом, мыслью, жестом к разуму, душе ребёнка. 
Я думаю, наша профессия настолько «живая», деятельная, что это не позволяет нам стоять на месте, а требует постоянно быть в курсе всех событий, начиная от глобальных мировых и заканчивая изменениями в молодёжном сленге, моде, музыке и.т.д. Бывали моменты, когда очередной педагогический успех или успех детей давал силы и за спиной как будто вырастали крылья, хотелось творить ещё, поделиться всем, что знаешь, подарить частичку себя. Бывали минуты, когда опускались руки и, казалось, что всё, все возможности исчерпаны, но, придя в школу и увидев глаза детей, я понимала, что нужна им, что нужно работать над собой и искать новые пути и подходы в работе с ними. 
 Каким же всё-таки должен быть современный успешный  классный руководитель? Да, он должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики. Но, прежде всего он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Учиться наши дети должны в доме Радости, Любви и Добра. Чтобы ребята росли счастливыми, надо помочь им стать успешными. А человек успешен, если он правильно выбрал свой путь. Наша миссия, как классного руководителя – помочь ученику в этом выборе.

Сразу можно с уверенностью сказать: классное руководство — это не обязанность, это бесконечное творчество!

Кто он, классный руководитель? Каким он должен быть, чтобы ребята считали его лидером?

Вот он вошел в класс… Делает объявление… Заполняет журнал… Проверяет дневники… Организует уборку, поход… Читает записку от родителей… Классный руководитель помогает обрести себя, наметить свой путь, выбрать увлечение, стать лучшим другом, повести за собой… Основополагающим для любого классного руководителя должно быть и стать  в воспитательной системе принцип семи «У»: уверенности, успешности, удивительности, убедительности, уважительности, уравновешенности, улыбчивости.

Каков же он, этот эталон, эталон успешного классного руководителя?

(в папке каждого)

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Мерой воспитанности классного руководителя является интеллигентность – антипод хамству, невежеству, жлобству.

Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

Если воспитатель хочет, чтобы его уважали, он в первую очередь должен уважать человеческое достоинство других.

Прежде чем требовать внимания к себе, воспитатель должен проявить его к окружающим, помнить об интересах, нуждах и потребностях детей.

НУЖНО ИМЕТЬ:

Внутреннюю нравственную свободу.

Независимость мышления.

Свободу выбора образа мыслей и поведения.

Осознание своей полноты ответственности за результаты поступков.

НУЖНО УМЕТЬ:

Планировать свою профессиональную деятельность, интересную и вдохновляющую внеклассную жизнь, образ личности каждого воспитанника.

Анализировать и прогнозировать результаты своей деятельности.

Оказывать помощь воспитанникам в личностном становлении каждого.

Научить воспитанников анализировать свою внеучебную деятельность.

Устанавливать социальные контакты с родителями, учителями-предметниками своего класса, общественностью.

САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ:

.. доброта (конечно, доброта без требовательности – это ловушка для педагога. Но для детей – это оказалось самое главное качество в классном руководителе. Может быть, ребята устали от постоянного контроля и претензий, и им нужны простые человеческие чувства?); внимание; забота; понимание; отзывчивость; коммуникабельность; доброжелательность; ответственность; открытость; гуманизм; искренность; чувство юмора; серьезность; сдержанность; справедливость; целеустремленность; современность.

САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ:

честность и справедливость;

терпеливость;

спокойствие;

вежливость;

деликатность (такт);

высокий уровень культуры.

Не секрет, что одних учителей дети любят, других — не очень. С одним классным руководителем школьная жизнь у детей бьёт ключом, а с другим, несмотря на все его старания, — как-то вяло протекает.

 Как вы думаете, в чём секрет успешного классного руководителя?

Попробую высказать своё мнение.

 Классным руководителем должен быть человек с очень богатой фантазией. Мало знать методы и стандартные формы работы. Важно никогда не повторяться. Настоящий успешный классный руководитель должен смочь из пустяка силой воображения создать что-то интересное для детей.

Согласна, нужно быть почаще с детьми в любую свободную минуту, создать доверительные семейные отношения, показать ребятам своё доверие, разговаривать с ними уважительно на-равных, давать возможность высказаться, рассказать о своих радостях и неприятностях.

Есть просто умелый классный руководитель (воспитатель), который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть классный руководитель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе.

Все хорошо пока  «горишь» и идешь впереди, но сколько на это нужно сил.

Классный руководитель- это неугасимый факел. Но обязательно нужно помнить — Помните, что работа классного руководителя направлена на качественное улучшение состояния дел в воспитании и развитии личности, а не на увеличение количества мероприятий.

Успешный классный руководитель – это умелый педагог, знающий грань, где заканчивается демократия и начинается вседозволенность; умный организатор, которому по плечу любое мероприятие, и не для галочки, а для пользы дела. Он – авторитет для ребят всех возрастов, а также их родителей; лидер, к мнению которого прислушиваются окружающие. 
Но, оказывается, классное руководство не существовало вечно. Появилось оно в отечественной школе в формах, близких к современным, в тридцатые годы прошлого века. И вот уже более 70 лет его основная роль – обеспечение воспитательного процесса в школе.

Какой же он, современный классный руководитель? Разный! Средний классный руководитель может быть чуть добрым, чуть строгим и требовательным, инертным и очень деятельным, умеющим провести классный час и обеспокоенным проблемами ученика. 
Классный руководитель может быть уникален, и о нем вспоминают всю жизнь, к нему приходят за советом или просто поговорить по душам, будучи взрослыми. 
Но классный руководитель может за два года не запомнить имен своих воспитанников и вызвать вздох облегчения у родителей и учеников, когда он уходит.

ТИПЫ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Успешных классных руководителей, как правило, можно отнести к одному из четырех типов:
классный руководитель-организатор, классный руководитель-психолог, классный руководитель – социальный организатор и поддерживающий классный руководитель. 
Что же эти типы из себя представляют?

Классным организатором может стать только педагог, у которого есть талант руководителя; тот, кто умеет задавать работу, распоряжаться, подводить итоги и оценивать результаты и может научить этому ребят. 

Работать классным руководителем в современной школе нелегко. Но классный руководитель не может быть «мастером на все руки». Успешный классный руководитель всегда ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Чаще всего он это делает интуитивно. Опыт анализа деятельности успешных классных руководителей нашей школы показал наличие четырёх базовых вариантов деятельности классных руководителей:

Классный руководитель – организатор. Это классный руководитель – умелый организатор коллективной деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива. Его «конёк» – организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований. Но, хочется сказать, что не все так в идеале. Ведь в школьном педагогическом коллективе классные руководители – это и молодые учителя, не имеющие опыта в этой работе, и опытные, знающие педагоги. Следовательно, спрос-то должен быть единым, но это не так, ведь прежде чем спросить, нужно научить. Поэтому в начале года проводим  двойное анкетирование среди классных руководителей:  выявление успешности и затруднений в работе классного руководителя. должен быть единым, но это не так, ведь прежде чем спросить, нужно научить. Поэтому в начале года проводим  двойное анкетирование среди классных руководителей:  выявление успешности и затруднений в работе классного руководителя. В нашей школе 20 классных руководителей .

 Из них:

  • Нет опыта работы классного руководителя – 1;
  • Стаж работы классным руководителем до 3-х лет – 1;
  • Стаж работы классным руководителем до 5-ти лет – 4;
  • Стаж работы классным руководителем 10 и более – 14.

 Большинство, как вы видите, классных руководителей имеют большой стаж работы. Но, есть классные руководители, которые нуждаются в методической поддержке. Поэтому повышение компетентности классных руководителей реализуется через:

  • Чтение методической и педагогической литературы, а также индивидуальный практический педагогический поиск;
  • Методическую и обучающую деятельность в самом образовательном учреждении (в том числе через приобретение учреждениями качественной методической литературы);
  • Обучение на курсах повышения квалификации;
  • Применение в своей деятельности опыта школьных коллег;
  • Проведение мониторинговых исследований;
  • Анализ воспитательной деятельности.

Успешный классный руководитель — какой он…?

      Качества, необходимые для успешной деятельности классного руководителя:

      — эмпатия и креативность.

Эмпатия — развитая способность понимать внутренний мир ученика, умение встать на его позицию, идентифицировать себя с учеником, доброжелательность, уважение и педагогический такт в общении с ним. Степень развития эмтапии у педагога определяет характер его отношений с классом и влияет на удовлетворенность учащихся сложившимися отношениями.

Креативность — способность к творчеству вообще, к совместной творческой деятельности с воспитанниками, к соучастию в творческой деятельности педагогического коллектива. Креативность педагога способствует организации индивидуальной жизни класса, формированию классных традиций, что является условием удовлетворенности внутренней жизнью класса, влияет на формирование авторитета классного руководителя, как воспитателя.

Повышению уровня эмпатии педагога способствуют:

— общий микроклимат школы, гуманистические взаимоотношения в педагогическом коллективе, творческое самочувствие педагога-воспитателя, участие в совместной со школьниками деятельности, повседневное сотрудничество «педагог-педагог», «педагог-воспитанник».

Повышению уровня креативности педагога способствуют:

— работа в условиях воспитательной системы, основанной на методике коллективной творческой деятельности;

— методическая аранжировка воспитательной системы: испытание и использование различных приемов и методов воспитания, чувство нового, стремление к своеобразию как на уроке,так и во внеурочной деятельности с классом;

— воспитательная система, основанная на учебно-познавательной деятельности.

Педагогическая индивидуальность классного руководителя — совокупность личностных качеств педагога, обуславливающих его неповторимость в отношениях с детьми, с коллегами, с родителями учащихся, его особую позицию в воспитательной системе школы, способность организовать «индивидуальную жизнь класса», наличие особого педагогического почерка как воспитателя.

Педагогическое мастерство

Слагаемыми педагогического мастерства классного руководителя являются: 
– знания и умения по детской и подростковой возрастной психологии, педагогической психологии, социальной психологии и социальной педагогике; 
– знания теоретических основ воспитания; 
– владение технологией воспитательного воздействия на личность, группу, коллектив; 
– широкая образованность и духовная культура, интеллигентность; 
– бережное отношение к накопленному отечественному и мировому педагогическому опыту, опыту и традициям народной педагогики; 
– способность преодолевать отжившие штампы и стереотипы, находить нетрадиционные воспитательные технологии и брать на себя ответственность за педагогическое новаторство; 
– ориентация на человека, и прежде всего на ребенка, подростка, как на высшую ценность, уникальную человеческую личность; 
– опора на науку, способность прогнозировать и просчитывать свои действия, владение приемами анализа и самоконтроля, умение педагогически осмыслить новые социально-экономические условия, оценить новые тенденции с позиций педагогической целесообразности; 
– вера в человека, в пользу и правоту своего дела, педагогический оптимизм, мужество и сила воли; 
– коммуникабельность, сотрудничество в основе отношений.

ТИПЫ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Успешных классных руководителей, как правило, можно отнести к одному из четырех типов:
классный руководитель-организатор, классный руководитель-психолог, классный руководитель – социальный организатор и поддерживающий классный руководитель. 
Что же эти типы из себя представляют?

Классным организатором может стать только педагог, у которого есть талант руководителя; тот, кто умеет задавать работу, распоряжаться, подводить итоги и оценивать результаты и может научить этому ребят. 

Я без детей не значу ничего! 
Когда смеюсь, когда грущу и плачу.
Живу для них я видно оттого,
Что без детей я ничего не значу! 
Кручусь, вращаюсь в собственных делах,
Встречаю за удачей неудачу… 
Но каждый день мой полон мыслями о них — 
Ведь без детей я ничего не значу!

 Классное руководство — это не работа, это образ жизни!!!

 Завершить свою работу хочу словами В.А.Сухомлинского: “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка”

Факторы,способствующие и мешающие успешной деятельности классного руководителя.

«Классный руководитель- это не работа, а образ жизни»,- считаю я.

        Мой девиз такой: «Дети в классе — твое отражение, поэтому старайся постоянно работать

над собой»

        Главное — сохранить молодость души на долгие годы, тогда легче будет понять этих юных,

прекрасных, искренних детей.

       Итак, успешность классного руководителя, на мой взгляд, складывается из многого:

из психологического климата в школе,

из самочувствия учителя в плане здоровья, из обстановки в семье,

из взаимопонимания с детьми и еще многого чего.

       Что же способствует успешности классного руководителя? 

       Во-первых, во взаимоотношениях с детьми, я считаю, должно быть меньше формализма,

а больше человеческого общения.

       Во-вторых, стиль общения с детьми выбираю благожелательный и простосердечный.

Полагаю, что успешность учителя зависит от успешности учеников. А успешен ребенок,

когда ему хорошо, когда его поддерживают и учитель,

и родители.

        Ребенок самоценен, и я не формирую его как личность, а создаю условия для его развития.

Я не веду его, а иду рядом, а может быть чуточку впереди,

я принимаю его таким, каков он есть со всеми его недостатками.

        Другой составляющей успешной деятельности классного руководителя считаю хорошую

осведомленность о семье, в которой растет ребенок и

тесную связь с родителями.

Здесь важно знать все: про здоровье ребенка, в каких условиях он живет, а также каковы его

отношения с родителями.

        Есть еще один фактор, способствующий успешной деятельности классного руководителя –

это тесная связь с учителями, работающими в классе.

Ведь ему важно иметь информацию об отношении детей к учебе, к тому или иному предмету и,

если потребуется, совместно с учителями

разрабатывать меры воздействия на класс или отдельных учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«»Успешный классный руководитель» ( из опыта работы классного руководителя)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 1»

Мастер – класс «Секрет успешности современного классного руководителя».

Подготовила: Канавченко М.С.,

учитель начальных классов

2020 г.

Цель мастер-класса: представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.

Задачи мастер-класса:

— передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

— совместная отработка методических форм и методов работы учителя и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

— рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

— оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования;

— выявление с педагогами наиболее эффективных методов и форм работ с детьми для создания наибольшей ситуации успеха и для правильного формирования личности школьника.

Ход занятия

I. Мотивационный этап.

— Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю Вам обсудить со мной интересную, на мой взгляд, и актуальную для нас тему.

Своё выступление хотела бы начать с эпиграфа: «Если ты можешь это представить – ты можешь этого достичь». Джон Рон

1.Установление контакта с участниками мастер-класса.

Тренинговое упражнение «Комплименты»:

Цель: создание доброжелательной атмосферы; повышение внутригруппового доверия.

Каждому приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова.

Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сейчас мы встанем в круг, и будем говорить друг другу комплименты, поворачиваясь к человеку, который справа от вас. Не забывайте говорить за комплименты «спасибо».

  • Вам понравилось это упражнение?

  • Почему?

  • Одинаковыми были комплименты или разными?

  • Почему разные?

Действительно, каждый человек неповторимый, это индивидуальность.

2. Деление на группы для работы (методика «Солнышко»)

У меня на столе лежат лучики солнца, они разного цвета, они, как и вы индивидуальны и неповторимы.

Вы берёте лучик и садитесь за тот стол, где солнышко такого же цвета.

Посмотрите, какое лучистое и улыбающееся солнышко. Вы – такие же, как солнышко, улыбнитесь друг другу. Посмотрите, от ваших улыбок стало светлее.

II.Определение темы и целей мастер-класса.

Я предлагаю вспомнить всем нам первый день в своей школе. Вспомнить каким он был. Какие чувства, и ощущения вы испытывали и чего хотели. Наверняка каждый из вас одушевился и захотел стать частью, частью огромного, школьного организма, и не простого организма, а успешного. Так действительно, давайте же разберёмся, как создать этот успех. Успех для нашего огромного «школьного организма», успех для нас, педагогов, и успех для наших учеников. 

— Самый захватывающий и интересный путь в жизни каждого человека — это путь к успеху. 

-«Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага». Сегодня мы с вами попробуем определить шаги, которые должны сделать наши ученики, чтобы добиться успеха.

III. Практическая часть.

1. Работа над формированием понятия (методика «составление кластера»)

— А что такое успех?

— Ваша задача составить кластер к слову успех и оформить его на листах бумаги, которые есть у вас на столах. На выполнение задания у вас есть 3 минуты.

— Я вижу, что группы уже справились с заданием, поэтому давайте посмотрим, что у вас получилось. (Каждая группа озвучивает кластер)

— Вот видите, как много значений имеет понятие «успех».

Посмотрите на экран, как объясняется слово «УСПЕХ» в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова:

УСПЕХ —

1. Удача в достижении чего-нибудь.

2. Общественное признание.

3. Хорошие результаты в работе, учебе.

— Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя — т. е. развить мотив достижения успеха.

2.Сейчас я предлагаю вам послушать притчу и задуматься над её смыслом.

Притча о лягушке, которая дошла до цели».
Собрались несколько лягушек и разговорились…
— Как жаль, что мы живём в таком маленьком болоте!
– Вот бы добраться до соседнего болота, там значительно лучше! – проквакала одна лягушка.
– А я слышала, что в горах есть отличное место! Там чистый большой пруд, свежий воздух, и нет этих хулиганов-мальчишек, — мечтательно проквакала вторая лягушка.
– А вам то что с этого? – огрызнулась большая жаба. – Всё равно вам туда никогда не добраться!
– Почему не добраться? Мы лягушки можем всё! Правда, друзья? – сказала лягушка-мечтатель.
и добавила – давайте же докажем этой вредной жабе, что мы сможем перебраться в горы!
– Давайте, давайте! Переберёмся в большой чистый пруд!! – заквакали все лягушки на разные голоса.
Так они все стали собираться в дорогу. А старая жаба рассказала всем жителям болота о глупой затее лягушек.
И вот когда лягушки двинулись в путь, все, кто остался в болоте, в один голос закричали:
– Куда вы, лягушки! Вы не дойдёте до пруда. Уж лучше сидеть в своём болоте!
Но лягушки не послушались, и двинулись в путь. Несколько дней они шли.
Многие выбивались из последних сил и отказывались от своей цели. Они поворачивали обратно в родное болото.
Все, кого встречали лягушки на своём нелёгком пути, отговаривали их от этой безумной затеи.
И так их компания становилась всё меньше и меньше. И только одна лягушка не свернула с пути.
Она не вернулась обратно в болото, а дошла до чистого красивого пруда и поселилась в нём.
Почему именно она сумела достичь цели? Может, она была сильнее других?
Как потом оказалось, эта лягушка не была сильнее и настойчивее других. Просто она была глухая!
Она не слышала, что это «невозможно». Не слышала, как её отговаривали.
И поэтому она легко добралась до своей цели.

— В чём вы увидели смысл этой притчи? Наверное, вы со мной согласитесь, она отражает основную проблему многих взрослых людей, в том числе и учителей, которые изначально проектируют ребёнка на неудачу.
Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия — залог успешного воспитания. Мы должны правильно формулировать свои фразы и замечания.

— Я предлагаю Вам записать фразы успеха…

— Каждый ребёнок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

3. «Ситуация успеха».

Каждая группа должна создать ситуацию успеха одному из этих детей:

а) ребенок, испытывающий трудности в чтении;

б) ребенок, неуспевающий в учебе;

в) ребенок с низкой самооценкой.

-Затем группа должна защитить свою работу. Остальные могут внести дополнения.

-Защита проектов слушателей.

  • Ребенок, испытывающий трудности в чтении:

— совместное чтение

— ролевые игры

— похвала

— наизусть

— иллюстрированные книжки

— упражнения по проговариванию звуков

— короткие тексты

— творческие задания (на развитие мелкой моторики)

— выступление перед классом.

  • Ребенок, неуспевающий в учебе:

— работа с семьей (поддержка, похвала, контроль, режим дня, условие)

— здоровье (витаминизация, режим питания, занятие спортом)

— самооценка (похвала, занятие по интересу, работа с учителями-предметниками)

— мотивация (педдиагностика способностей и интересов, участие в познавательных мероприятиях)

— взаимоотношения со сверстниками (совместные игры, походы, поддержка друзей).

  • Ребенок с низкой самооценкой:

— поощрение

— подбор кружков по интересам

— выявление способностей и интересов

— поручение

— похвала

— выявление причины

— шефство

— психологическое сопровождение

— ситуация успеха

— привлечение семьи

— привлечение к участию в мероприятиях.
4. Составление синквейна.
— Продолжаем работу в группах. Составим синквейн. Напоминаю, что синквейн — это пятистрочная стихотворная форма, в которой человек выражает свое отношение к чему-то или к кому-то. Эти пять строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке. Давайте познакомимся с тем, как это делается.
Порядок написания Синквейна:
• Первая строка – одно ключевое слово (имя существительное), определяющее содержание синквейна.
• Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
• Третья строка – три глагола, описывающих действие понятия.
• Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор выражают свое отношение к описываемому предмету.
• Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
-Каждая группа читает, какой синквейн у них получился.
-А вот что получилось у меня:
Успех.
Желательный, долгожданный.
Развивает, окрыляет, вдохновляет.
Успех делает человека счастливым.
Радость.

IV.Рефлексия.

— Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя — т.е. развить мотив достижения успеха.

— Закончить мастер – класс хотела бы игрой «Клубочек». Члены группы по очереди говорят : «Я стану успешным, потому что…». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг успешности. Этот круг очень прочный, помните, что успешным можно стать только при поддержке других людей.

3829 (1)

Классный руководитель – учитель, который не только передает школьникам знания по конкретному предмету, но и координирует жизнь класса в целом. Именно он часто взаимодействует с учениками, следит за их успеваемостью и выступает в роли наставника, когда они участвуют в мероприятиях, олимпиадах и конкурсах.

Содержание

Что входит в обязанности классного руководителя?

1. Классный руководитель должен проводить воспитательную работу

Выполнение воспитательных задач основа деятельности классного руководителя. Ему необходимо следить за атмосферой в классе и принимать меры по предотвращению конфликтов среди учеников школы. Для воспитания учащихся отводятся отдельные классные часы, во время которых коллективы могут обсудить насущные проблемы и придумать выходы из непростых ситуаций.

2. Классный руководитель должен знать актуальные требования ФГОС

Педагогу нужно знать о новшествах, касающихся работников образовательной организации, и следить за остальными реформами в области образования. Особое значение имеет преподавание материала: ФГОС надо реализовывать так, чтобы передача знаний была увлекательным процессом, а не «сухой» отработкой должностных обязанностей.

3. Классный руководитель должен привлекать к сотрудничеству родителей учеников

Педагогу в своей деятельности нужно контактировать и с членами класса, и с их родителями. Законные представители должны знать обо всех проводимых медицинских осмотрах, прививках, предстоящих воспитательных мероприятиях, о поведении детей. Для взаимодействия классного руководителя и родителей учеников проводятся собрания в очной форме. Также связь поддерживается при помощи общих чатов, которые, как правило, организуют и модерируют члены родительского комитета.

Мы помогаем вырваться вперед в рейтинге школ

Наши выпускники побеждают в олимпиадах, получают 100 баллов на ЕГЭ, поступают в лучшие вузы страны и становятся гордостью своих школ

4. Классный руководитель должен контролировать успеваемость учеников

Классному руководителю необходимо проверять классный журнал и следить за тем, чтобы каждый ребенок выполнил все необходимые работы, не имел по итогам триместров/полугодий задолженностей, не превышал отведенное количество пропусков занятий.

5. Классный руководитель должен содействовать социализации детей

Любовь к обучению в школе сложно представить без дружного коллектива. Дети, которые проводят пять дней в неделю под одной крышей, на самом деле мало знают друг о друге. Задача классного руководителя – сплотить членов класса посредством групповых форм работ, дать каждому ученику возможность проявить себя. 

6. Классный руководитель должен соблюдать гарантии доступности образовательных ресурсов

Педагог не может открыть сбор денежных средств для покупки учебных пособий. Порекомендовать книги – да, но не принуждать. А также классный руководитель не вправе препятствовать участию ребенка в проверочной работе, если у последнего отсутствует сборник тестов.

7. Классный руководитель должен содействовать раскрытию талантов

Педагог должен подмечать, в каких областях ученики достигают успехов. Если школьники проявляют заинтересованность, стабильно демонстрируют высокие результаты по какому-либо предмету, им можно предложить попробовать свои силы в олимпиадах. Да, перед классными руководителями стоят десятки задач, поэтому найти время на подготовку юных олимпиадников не так-то просто. Но вовсе не обязательно самостоятельно обучать детей – можно помочь им ценными рекомендациями и поддержкой.

Онлайн-курсы подготовки к ВсОШ и перечневым состязаниям помогут школьникам встать на путь олимпиад, покорить интеллектуальные соревнования и получить ценные призы. На занятиях ребята ознакомятся со всеми особенностями заданий, изучат теорию, которую смогут успешно применить в 2023/2024 сезоне, и закрепят весь материал на практике.

image 2369 (1)

Какими чертами должен обладать классный руководитель?

Педагог, который управляет целым коллективом учащихся, обязательно должен отличаться стрессоустойчивостью. Крики, оскорбления, прилюдные унижения запрещено использовать любому педагогическому работнику и руководству. Деструктивное поведение не должно быть свойственно и другим должностям.

В школе собраны дети с разными судьбами, темпераментами, взглядами. Учителю надо быть тактичным, уважительно относиться ко всему коллективу класса.

При осуществлении деятельности классному руководителю поможет наблюдательность. Каково взаимодействие между членами класса, есть ли «симптомы» буллинга? В каких сферах дети демонстрируют свои способности? На эти и другие вопросы можно найти ответы, если чутко следить за атмосферой в группе. 

Опрятность характеризует педагога как личность. Он своими взглядами и поступками должен подавать ученикам положительный пример. Образ не только мудрого, но и аккуратного учителя, который следит за собой, всегда вызывает приятные воспоминания.

Твердость характера – одна из профессиональных черт учителя. Классный руководитель должен быть авторитетом для членов класса. Если он будет постоянно потакать желаниям детей, они начнут халатнее относиться к выполнению домашнего задания и посещению школы.

Любовь к деятельности видна сразу. Если учителя раздражает атмосфера, царящая в образовательных учреждениях, если он не любит детей, это быстро бросается в глаза. И тогда о построении доверительных отношений с учениками и их родителями не может быть и речи.

Классный руководитель должен быть готов к совместной работе в педагогическом коллективе. Нужно слушать и слышать коллег, грамотно обсуждать вопросы с другими классными наставниками.

image 2381 (1)

Как выстраивать взаимодействие с классом?

Ученикам интереснее слушать не монотонные лекции, а материал, который преподносится с долей юмора или забавных ассоциаций. В целом – не будьте угрюмыми людьми, тогда дети потянутся к вам.

•   Предлагайте тактики по повышению успеваемости

Если у учеников возникают сложности с освоением некоторых предметов, предоставьте перечень действий, которые можно предпринять для улучшения ситуации. Укажите, какие контрольные надо написать, какие доклады и презентации подготовить, чтобы заработать хорошие оценки.

•   Не умаляйте достоинство учеников и их родителей

«Если будешь плохо учиться, то пойдешь по стопам своего отца станешь уборщиком!». Подобная озвученная мысль поставит школьника в неловкое положение перед всем классом и ухудшит ваше взаимодействие. Аккуратнее подбирайте слова для критики.

Родительские собрания в школах

Правила организации родительских собраний

•   Организуйте классный час по самопрезентации

Попросите детей подготовить небольшие рассказы о своей жизни и своих увлечениях. Так вы сможете понять, чему ученики посвящают свободное время, и узнаете об интересах представителей младших поколений. А каждому школьнику удастся обменяться опытом и найти единомышленников.

•   Консультируйте классы по всем учебным вопросам

Будьте готовы к диалогу. У учеников могут возникнуть вопросы о дальнейшей сдаче экзаменов и поступлении в вуз, о том, как решать задачу, какими функциями обладают олимпиады. Делитесь опытом выпускников прошлых лет, историями из практики, советуйте детям варианты университетов и т.д.

•   Сотрудничайте с учениками

Работайте с детьми над общими проектами, помогайте им взять все от школьной поры, привлекайте к участию в конкурсах. Например, если ваш класс едет в другую школу на муниципальный этап Всероссийской олимпиады, отправьтесь вместе с ним в роли сопровождающего. Ученики смогут настроиться на усердную работу, если перед ответственным моментом они будут рядом с главным наставником – со своим классным руководителем.

image 2382 (1)

Как общаться с родителями учеников?

Установите временные рамки общения с родителями

На родителях лежат не менее важные обязанности по воспитанию и обучению младшего поколения. Если у законных представителей возникают вопросы, они начинают в полночь связываться с воспитателями, строчить сообщения классному руководителю. Чтобы таких случаев не возникало, сразу обозначьте время, когда с вами можно контактировать. А также укажите формат взаимодействия – переписки или звонки.

Не сплетничайте с родителями

Вероятно, что вам встретятся родители, которые захотят самоутвердиться за счет принижения одноклассников их сына/дочери, поговорить о других учителях и обсудить их педагогическую деятельность. Не поддерживайте диалог, который перетекает в такое русло. Сразу пресекайте попытки высмеять или унизить иных лиц: законных представителей, которые пришли к вам на консультацию, должны волновать дела их ребенка. И не давайте родителям управлять обязанностями классного руководителя. Педагог имеет соответствующее образование, он компетентен в вопросах обучения детей.

Заранее продумывайте ход родительских собраний

Встречи родителей и классного руководителя проводятся не так часто. Чтобы эти часы приносили максимальную пользу, нужно заблаговременно заботиться о плане беседы. Заранее отмечайте темы, которые нужно раскрыть: обсудить работы, которые выполняют школьники, общие тенденции успеваемости, анонсы мероприятий, направления образовательной деятельности, поговорить об обязанностях учеников.

3808 (1)

Выводы

Классный руководитель – не только учитель, но и наставник, способный эффективно управлять коллективом. Даже через много лет после окончания школы люди вспоминают с улыбкой тех классных руководителей, которые вкладывали душу в свою деятельность, а не просто следовали шаблону.

Данная должность – и дополнительные заботы, и дополнительные возможности. Если вы регулярно будете подмечать положительные стороны своей работы, то ваша любовь к педагогике и роли классного руководителя не угаснет.

Поделиться в социальных сетях

Какие плюсы классного руководства вы можете выделить?

Межтекстовые Отзывы

Посмотреть все комментарии

Читайте также

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Линимент нафталанской нефти инструкция по применению
  • Компания форм руководство
  • Мануал хонда стрим rn1
  • Индезит a class стиральная машина инструкция по применению
  • Проводка в бане своими руками пошаговая инструкция по установке