Уровень государственного руководства экономикой

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Предложить статью

Цели государственного управления экономикой

Формирование эффективной системы государственного управления экономикой преследует следующие цели:

  • обстановка свободного рынка, в том числе конкурентной среды и равного доступа к осуществлению предпринимательской деятельности и прочего;
  • обеспечение экономических роста и развития, в том числе инновационного развития;
  • обеспечение не только полной, но и эффективной занятости населения;
  • отсутствие инфляции, стабильность цен;
  • баланс внешних и внутренних экономических процессов.

Органы государственного управления экономикой

К органам государственного управления экономикой относятся:

  1. Органы общей компетенции:

    • высший законодательный орган страны – Федеральное Собрание РФ, к компетенции которого отнесены разработка законов, определяющих пределы вмешательства государства в регулирование экономических отношений, механизм и инструменты государственного регулирования экономики;
    • высшие органы исполнительной власти страны. Президент РФ, выступающий главой исполнительной ветви власти, определяет основные направления социально-экономического развития страны, конкретизирует отдельные аспекты государственного управления экономикой в своих указах. Правительство РФ, непосредственно реализующее управленческие функции государства, определяет стратегические направления развития и государственного регулирования экономики, в том числе в области внешних связей;
  2. Исполнительные органы специальной компетенции:

    • Министерство экономического развития осуществляет работы по подготовке и разработке программных документов в области государственного управления экономикой, в том числе стратегических планов и прогнозов экономического государственного развития, специальных целевых программ, предусматривающих мероприятия по государственному регулированию и развитию отдельных отраслей отечественной экономики;
    • Министерство финансов реализует полномочия по разработке и исполнению бюджета страны во всех его формах, в частности, федерального бюджета, бюджета развития и пр. Специальное структурное подразделение Министерства финансов, именуемое Федеральным казначейством, сосредотачивает и непосредственно распределяет средства бюджетов;
    • Банк России решает задачи реализации денежно-кредитной государственной политики, в частности Банк несет ответственность за обеспечение устойчивости рубля по отношению к иным валютам и др.

Замечание 1

Регулирование экономики реализуется так же системой органов регионального и местного уровней.

Многоуровневая система государственного регулирования экономическими процессами требует решения следующих задач:

  • обеспечение эффективного размежевания расходных и доходных полномочий между государственными и региональными органами власти;
  • развитие инфраструктуры на уровне субъектов федерации;
  • совершенствование федеральной (межрегиональной) инфраструктуры;
  • обеспечение согласования экономической общефедеральной и региональной политики с учетом ресурсного обеспечения и конкурентных преимуществ конкретного субъекта федерации и др.

Уровни государственного управления экономикой

Административно-территориальной устройство Российского государства обусловливает необходимость государственного регулирования экономики на уровне регионов и на федеральном уровне. Указанное актуализирует налаживание эффективного диалога и взаимодействия между федеральными и региональными органами власти.

«Государственное управление экономикой» 👇

Федеральное государственное управление экономическими процессами предполагает определение общей стратегии экономического развития страны, установление принципов, процедур, пределов регулирования экономических процессов, а также непосредственное управление имуществом, составляющим федеральную собственность, государственными предприятиями и пр. таким образом, органы федеральной власти оказывают прямое воздействие на региональное и муниципальное регулирование экономических процессов. Региональное государственное управление экономическими процессами – это регулирование, которое призвано учитывать специфику экономических отношений, складывающихся на уровне конкретного региона.

Муниципальное регулирование экономических процессов не может быть включено в состав государственного управления экономикой, поскольку местное самоуправление в России отделено от государства и представляет собой институт самостоятельного решения населением муниципалитета местных вопросов. Однако местное управление экономическими процессами всегда обусловлено государственной экономической политикой, не может существовать автономно от нее.

Замечание 2

Сегодня широко используется программный метод государственного регулирования экономических процессов: принимаются программы развития на федеральном уровне, с учетом их положений утверждаются программы на региональном и муниципальном уровнях. Кроме того, разрабатываются отраслевые, целевые и др. виды программ.

Государственные гарантии в области экономики

Государственное регулирование экономики реализуется при соблюдении конституционных демократических гарантий субъектам предпринимательских и других экономических отношений:

  • подлинной организационно-правовой, финансовой и иной охраны экономической деятельности;
  • единства экономического пространства на территории России;
  • свободного передвижения продукта экономических отношений по территории страны;
  • обеспечения конкурентной среды;
  • свободы в осуществлении экономической деятельности.

Сегодня государство решает задачу по формированию и внедрению на всех уровнях государственной власти механизмов поддержки субъектов предпринимательских и иных экономических отношений. Такая поддержка призвана, в первую очередь, обеспечить складывание в стране конкурентной среды, классов среднего и малого предпринимательства, развития инновационных технологий и пр. Сегодня отдельные меры поддержки предпринимательства используются государством с разной степенью эффективности, однако обще модели поддержки конкуренции и предпринимательства не выработано.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Объекты государственного регулирования
экономики различают в зависимости от
уровня решаемых ими задач и методов
решений. Это следующие иерархические
уровни: уровень фирмы; региона; отрасли;
сектора экономики (промышленность,
сельское хозяйство, услуги); хозяйства
в целом; глобальный (социальные отношения,
экология); наднациональный
(экономико-политические отношения с
зарубежными странами, различные
интеграционные процессы). При этом
невозможно сказать, какой из этих уровней
является доминирующим, а какой — вторичным,
поскольку они все действуют в рамках
одной системы.

Классификация видов государственного
регулирования может основываться на
степени воздействия государства на те
или иные отношения в различных отраслях
народного хозяйства или сегментах
рынка. Так, возможно выделение
максимального, среднего и минимального
уровня государственного регулирования
экономики. Максимальный уровень
регулирования предполагает использование
всех или большинства средств (инструментов)
государственного регулирования.
Максимальный уровень государственного
регулирования установлен в отношении,
например, естественных монополий в
сферах железнодорожных перевозок, услуг
общедоступной электрической и почтовой
связи и др. Минимальный уровень
государственного регулирования
существует в отношении предпринимательства,
связанного с творческой деятельностью.

Существует классификация видов
государственного регулирования в
зависимости от территории применения
тех или иных средств воздействия. В
связи с этим можно выделить государственное
регулирование на федеральном уровне,
на уровне субъекта Федерации.

4. Средства грэ

В условиях развитой рыночной экономики
государство для реализации отмеченных
выше и других целей использует целый
набор средств как экономического, так
и неэкономического характера.

Административно-правовые средства —
нацелены на формирование основ
экономического строя. Они не связаны
с созданием дополнительного материального
стимулирования или опасностью финансового
ущерба. Они базируются на силе
государственной власти и включают в
себя меры запрета, разрешения и
принуждения. Административные средства
регулирования в развитых странах с
рыночной экономикой используются в
незначительных масштабах. Их сфера
деятельности ограничивается в основном
на охране окружающей среды, создание
условий для социально слабо защищенных
слоев населения. Основные инструменты
государственного регулирования:

фискальная политика, то есть политика
в области правовых расходов и налогов;

денежная политика;

политика регулирования доходов;

социальная политика;

государственное регулирование
ценообразования;

внешнеэкономическое регулирование.

Экономические средства государственного
регулирования подразделяются на средства
денежно-кредитной и бюджетной политики.
Самостоятельным комплексным инструментом
ГРЭ является государственный сектор в
экономике.

Основные экономические средства-это:

  1. Денежно-кредитный инструментарий:

регулирование учетной ставки ( дисконтная
политика, осуществляемая центральным
банком )

установление и изменение размеров
минимальных резеров, которые финансовые
институты страны обязаны хранить в
центральном банке

операции государственных учреждений
на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия
государственных обязательств, торговля
ими и погашение.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Вопрос 4 Органы власти, осуществляющие регулирование экономики

Ответ

К основным федеральным органам власти, в чьи функции входит регулирование экономических процессов в стране, относятся:

• Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России);

• Федеральное агентство по государственным резервам России (Росрезерв);

• Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом России (Росимущество);

• Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости России (Роснедвижимость);

• Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами России (РосОЭЗ);

• Российский фонд федерального имущества (РФФИ);

• Федеральная антимонопольная служба (ФАС России);

• Федеральная служба по тарифам (ФСТ России).

При этом Росрезерв, Росимущество, Роснедвижимость, РосОЭЗ и РФФИ являются ведомствами, подчиненными Минэкономразвития.

Основные функции Минэкономразвития:

• выработка государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере экономического развития;

• регулирование внешнеэкономической деятельности, торговли, государственной статистики, тарифов естественных монополий;

• управление федеральным имуществом;

• управление государственным материальным резервом.

Росрезерв (рис. 1) осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом. [3]

Основные функции Росимущества:

• осуществление полномочий собственника имущества государственных унитарных предприятий;

Рис. 1 . Эмблема Росрезерва

• ведение реестра федерального имущества;

• разграничение государственной собственности на землю;

• осуществление полномочий собственника казенного имущества;

• исполнение полномочий государственного финансового контрольного органа.

Среди основных направлений деятельности Роснедвижимости:

• кадастровая оценка объектов недвижимости;

• мониторинг земель, землеустройство и территориальное планирование;

• государственный земельный контроль;

• технический учет и инвентаризация объектов капитального строительства.

Основные функции РосОЭЗ:

• оказание государственных услуг и осуществление правоприменительных функций в сфере управления особыми экономическими зонами;

• контроль за выполнением соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. [4]

РФФИ является учреждением, осуществляющим продажу приватизируемого федерального имущества, реализацию имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов, а также распоряжение и реализацию конфискованного, движимого бесхозного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства. [5]

ФАС России основана в 2004 г. в качестве основного правопреемника ликвидированного Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Основные направления деятельности службы:

• проведение государственной политики развития конкуренции на товарных и финансовых рынках;

• осуществление контроля за размещением госзаказов;

• осуществление контроля над деятельностью естественных монополий;

• осуществление контроля над экономической концентрацией.

• осуществление контроля над рекламной деятельностью.

ФСТ России уполномочена осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением. [6]

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
Глава 5. Налоговые органы. Таможенные

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
Глава 5. Налоговые органы. Таможенные

Регулирующие организации – федеральные органы исполнительной власти

Регулирующие организации – федеральные органы исполнительной власти
Федеральная служба по финансовым рынкам (бывшая ФКЦБ – Федеральная комиссия по ценным бумагам) – www.fcsm.ruЦентральный банк Российской Федерации – www.cbr.ruФедеральная налоговая служба –

28. Органы исполнительной власти субъектов РФ

28. Органы исполнительной власти субъектов РФ
Исполнительная власть в субъектах РФ занимает ведущее место в системе органов государственной власти, она наделяется широкими полномочиями и регламентируется более подробно, чем федеральная исполнительная власть в

29. Органы законодательной власти субъектов РФ

29. Органы законодательной власти субъектов РФ
Законодательные (представительные) органы в субъектах РФолицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции.Законодательный орган государственнойвласти является постоянно

ЛЕКЦИЯ № 2. Государственное регулирование рыночной экономики

ЛЕКЦИЯ № 2. Государственное регулирование рыночной экономики

1. Необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики
В соответствии с постоянным ростом масштабов производства в рамках общества, степени воздействия его результатов на

Лекция № 6. Регулирование экономики на макроуровне

Лекция № 6. Регулирование экономики на макроуровне

1. Денежный рынок как регулятор экономики
Деньги – это особый общественно признанный товар, всеобщий эквивалент.Денежная система – исторически сложившаяся в данной стране и установленная законом форма организации

15.3. Государственное регулирование экономики

15.3. Государственное регулирование экономики
Государство существует в любой экономической системе – рыночной, командной, переходной, однако его экономические функции в каждой из них различны. Рассмотрим регулирующую роль государства применительно к каждой из

3. Антимонопольное регулирование экономики

3. Антимонопольное регулирование экономики
Рыночная экономика имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами хозяйствования. Однако она наиболее эффективно функционирует только в том случае, когда все рыночные отношения и операции строятся на правовых началах.

45. Государственное регулирование национальной экономики в России

45. Государственное регулирование национальной экономики в России
Государственное регулирование национальной экономики в России отличается определенной спецификой. Непродуманная государственная экономическая политика в процессе приватизации, реорганизации

9. Участники бюджетного процесса. Представительные (законодательные) органы власти

9. Участники бюджетного процесса. Представительные (законодательные) органы власти
Бюджетные полномочия представительных (законодательных) органов обусловлены правовой формой бюджетов, поскольку в соответствии со ст. 11 БК РФ федеральный бюджет разрабатывается и

10. Участники бюджетного процесса. Исполнительные органы власти

10. Участники бюджетного процесса. Исполнительные органы власти
Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, закрепленные в ст. 154 БК РФ, реализуются в ходе составления проекта бюджета, исполнения бюджета, а также в ходе контроля за его исполнением.Органы

63. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ВЛАСТИ (1928–1940 ГГ.)

63. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ВЛАСТИ (1928–1940 ГГ.)
Процесс свертывания НЭПа начался постепенно, и вроде бы ничто его не предвещало. Экономическое развитие страны в 1924–1925 гг. еще не ощущало замедления темпов роста. Но к середине 1920-х гг. пропорции обмена между промышленными и

Регулирование экономики

Регулирование экономики
Но все ли так безоблачно в рыночной экономике? Конечно, нет. В экономике вообще, как говорят профессионалы, всегда приходится выбирать между «плохим» и «очень плохим». О монополиях мы уже знаем. Но существует и масса других рисков, связанных

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики – определение термина

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

  • создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
  • проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
  • распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
  • развитие научной деятельности;
  • контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
  • регулирование отраслевой структуры экономики;
  • проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
  • контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
  • производство общественно необходимых благ.

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Принципами ГРЭ являются:

  • Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
  • Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
  • Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
  • Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
  • Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.

Методы ГРЭ:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Оцените страницу:

Уточните, почему:

не нашёл то, что искал

содержание не соответствует заголовку

информация сложно подана

другая причина

Расскажите, что вам не понравилось на странице:

Спасибо за отзыв, вы помогаете нам развиваться!

Роль государства в экономике

Ни одна страна в мире не обходится без участия власти. Но способы и степень вмешательства государства зависят от уровня развития и типа экономики.

26.01.23
20693

0

Роль государства в экономике

Если нравится — подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости

Эксперт в области финансовой грамотности и инвестиций. Образование высшее экономическое. Опыт работы в банке – более 15 лет. Регулярно повышает квалификацию и проходит курсы по финансам и инвестициям, что подтверждено сертификатами Банка России, Ассоциации Развития Финансовой Грамотности, Нетологии и других образовательных платформ. Сотрудничает со Сравни.ру, Тинькофф Инвестиции, ГПБ Инвестиции и другими финансовыми изданиями. treskova@brobank.ru
Открыть профиль

Как правило, роль государства сильнее всего проявляется в периоды нестабильности и кризиса. Однако даже в стабильные периоды власть применяет разные методы и инструменты для сохранения устойчивости. Какие цели, задачи и функции у государства, расскажет специалист сервиса Бробанк.

  1. Что такое госрегулирование в экономике страны

  2. Какие функции и цели госрегулирования экономики

  3. Какие методы использует государство при регулировании экономикой

  4. Фискальная политика

  5. Денежно-кредитная политика

  6. Какие инструменты применяет власть для поддержания стабильности в стране

  7. Какие последствия

Что такое госрегулирование в экономике страны

Госрегулирование в экономике — это целый комплекс мер, путей и методов, которые помогают направлять экономическое развитие страны в заданном русле. Власти действуют через ценообразование, социальную сферу, эмиссионные механизмы, фискальную политику и многие другие экономические рычаги.

Жесткую государственную политику используют при командных экономических системах. Для них характерны плановый режим, централизация, монополизация ресурсов и директивное, а не рыночное, установление цен на товары и услуги. Перестройка экономики с плановой на рыночную сопровождается сложными макроэкономическими процессами.

В переходный период роль государства может усилиться или наоборот, свестись к минимуму. Второй вариант возможен в двух случаях:

  • власть целенаправленно уменьшает степень влияния, чтобы рынок сам постепенно пришел к равновесию;
  • власть утратила возможность управления процессом — законы в стране не соблюдаются, решения не исполняются, наступает кризис.

При рыночной экономике цена формируется исходя из двух показателей: спроса и предложения

При рыночной экономике роль государства менее ощутима, чем при командной. Цены в стране формируются под влиянием законов спроса и предложения. Если предложения мало, а спрос высокий, цены растут. Однако это при благоприятных условиях стимулирует производителей и наблюдается экономический рост.

При развитой рыночной экономике хорошо развита конкуренция и, как правило, есть право на частную собственность. Хотя при таком укладе власть меньше влияет на рынок, ее наличие и участие остается весомым для сохранения социального равновесия в стране. Главная роль у государства — перераспределение доходов и стабильное функционирование всех отраслей экономики для всех слоев населения.

Госуправление необходимо при любом типе экономической системы в стране — командной, рыночной или смешанной. Как минимум для установления ориентиров по темпам роста ВВП, уровню инфляции, контроля денежной массы на внутреннем рынке, поддержания стабильного валютного курса и многих других макроэкономических показателей.

Какие функции и цели госрегулирования экономики

Главные цели государственного регулирования в экономике:

  • соблюдение экономической стабильности и создание условий для экономического роста и повышения эффективности;
  • обеспечение экономической безопасности;
  • предотвращение экономических кризисов;
  • контроль уровня инфляции;
  • создание условий для полной занятости населения.

Основные функции государственной власти в экономике страны:

  • сбор и публикация достоверной информации;
  • помощь социально незащищенным слоям населения;
  • контроль качества товаров и услуг;
  • перераспределение денежных потоков;
  • формирование бюджетной политики и ее соблюдение;
  • установление правил внешнеэкономической политики;
  • введение стимулирующих или сдерживающих мер в зависимости от спада или роста экономики;
  • стандартизация процессов и методов контроля;
  • сохранение конкуренции и борьба с монополизацией рынков;
  • разработка законодательства в сфере экономики и права;
  • регуляция и контроль денег в экономике;
  • создание общественно необходимых благ.

В современных социально-экономических условиях рынок не обеспечивает справедливого распределения доходов. Поэтому именно государство берет на себя:

  • заботу об инвалидах, стариках и других социально-уязвимых категориях граждан;
  • гарантии по трудоустройству, предпринимая меры для предотвращения массовой безработицы;
  • развитие науки, так как для бизнесменов такие вложения могут показаться слишком рискованными, дорогими и долгое время не приносить доходов.

То есть государственная власть в целом стремится к соблюдению социально-экономических и политических принципов внутри страны.

Какие методы использует государство при регулировании экономикой

Государство использует разные методы в процессе регулирования экономики:

  1. Правовые — это любая законодательная деятельность, которая связана с экономическими процессами. Например, антимонопольное законодательство, право на частную собственность, защита малого и среднего бизнеса, защита прав потребителей, трудовое законодательство и многие другие законы, постановления и подзаконные акты.
  2. Административные — это прямое вмешательство власти в производственные процессы в стране. Это могут быть квоты, лицензирование, госстандарты качества или госзаказы.

Государство применяет фискальную и монетарную политику для выполнения актуальных экономических задач

Для достижения своих экономических задач и целей государство использует:

  • фискальную политику. Ее проводит правительство страны. В РФ — это Минфин и налоговая служба;
  • монетарную или денежно-кредитную политику. Ее разрабатывает и внедряет главный финансовый регулятор страны или центробанк. В РФ — это Банк России.

Оба направления взаимосвязаны и взаимозависимы, но степень их гибкости и скорость влияния на экономику отличаются.

Фискальная политика

Фискальная политика направлена на государственное регулирование экономики с помощью государственных расходов, налогов, сборов и пошлин. Если власти хотят простимулировать экономику, в стране:

  • увеличивают расходы бюджета, например, выделяют субсидии;
  • снижают сумму поступлений в доходную часть, например, снижают налоги.

Это приводит к тому, что у производителей и населения появляется больше денег, которые они могут потратить на покупку товаров и услуг. В итоге наступает экономический рост.

Государству сложнее влиять на экономику через налоги, так как их заранее анонсируют и просчитывают. Это не самый удобный инструмент. Поэтому гораздо чаще власть выбирает другой путь влияния — государственные расходы. Они включают пособия, пенсии, субсидии, расходы на здравоохранение, образование, целевую помощь компаниям из некоторых отраслей производства.

Госрасходы — это более гибкий и точечный инструмент государственного управления. Можно оказать разовую поддержку тем отраслям, которые попали в сложную экономическую ситуацию, или ввести временные пособия семьям с детьми. Как правило, госрасходы растут в период экономического спада и снижаются, когда экономика растет.

Фискальная политика ограничена размером государственного долга. Если власти будут постоянно субсидировать и дотировать всех, кому трудно справляться с кризисом — это увеличит долги государства. При росте государственного долга вырастут и расходы на его обслуживание. Поэтому размер государственного долга — это значимый показатель при формировании бюджета и последующем перераспределении доходов и расходов.

Денежно-кредитная политика

Монетарная политика не менее значима для экономики и стабильности страны. За счет объема денежной массы власть регулирует курс национальной валюты, инфляцию и темпы экономического развития. Также как и фискальная, денежно-кредитная политика может приводить к стабилизации или, наоборот, к кризису, если ориентиры или инструменты были подобраны неверно.

Центробанк реализует денежно-кредитную политику через:

  • операции на открытом рынке — это покупка-продажа государственных ценных бумаг — облигации федерального займа и еврооблигации. Государство продает или покупает свои ценные бумаги и тем самым влияет на объем денежной массы, которая находится в обращении;
  • обязательные резервы — это средства коммерческих банков, которые выступают своеобразной гарантией по обязательствам банка перед его клиентами. Такие резервы — это неприкосновенный запас. Банки не могут использовать эти деньги для своих коммерческих целей;
  • ключевую ставку — это ставка Центробанка, по которой он кредитует коммерческие банки, а также принимает от них деньги на вклады.

Операции на открытом рынке являются средством регулирования денежного предложения в стране

Самый эффективный способ влияния на экономику страны — операции на открытом рынке. Через них государство может изъять и влить большой объем денег. Самый медленный путь влияния через ключевую ставку. Как правило, эффект от ее снижения или поднятия наступает не раньше, чем через 3-5 месяцев, после того как Центробанк примет решение и озвучит его.

Какие инструменты применяет власть для поддержания стабильности в стране

Основные инструменты воздействия государства на экономику страны:

  • налоги — за счет налоговых ставок государство воздействует на экономику — замедляет или ускоряет развитие;
  • инвестиции — чаще всего предполагает прямое вложение средств государства в какую-то определенную отрасль экономики;
  • дотации — обычно это суммы из бюджета, которые выделяют для преодоления кризиса и сохранения приемлемого уровня цен на социально-значимые категории товаров и услуг;
  • ключевая ставка — ставка Центробанка, от которой зависит под какой процент бизнес и население смогут получить кредиты и разместить вклады;
  • регулирование цен — это политика государства для сдерживания цен на социально-значимые группы товаров. В странах с рыночной экономикой может не встречаться в классическом виде. В РФ предельные цены на некоторые группы товаров правительство устанавливает по ПП №530 от 15 июля 2010 года.

Кроме перечисленных государство может использовать радикальные и функциональные инструменты контроля. Радикальные:

  1. Денежная реформа. К ней прибегают, если в стране наблюдается гиперинфляция в сотни или миллионы процентов. Национальная валюта обесценивается с такой скоростью, что деньги вообще теряют какую-либо ценность и утрачивают свою основную функцию, как средство платежа. Население и бизнес предпочитают хранить накопления в других валютах или приходят к бартерному обмену. Наступает глубокий финансовый кризис. Государство принимает решение изъять старые деньги и ввести новые. Денежную реформу применяют только в крайних случаях.
  2. Либерализация цен. Применяют при смене одного экономического режима на другой, обычно при переходе с командной экономики на рыночную. Государство перестает контролировать цены на товары и услуги, и они приходят к равновесию только на основе спроса и предложения.

Функциональные инструменты государственного контроля — это:

  • регулирование операций коммерческих банков на фондовом рынке, например, введение ограничений по покупке ценных бумаг;
  • лимиты на объем выдаваемых потребительских кредитов, например, за счет увеличения обязательных резервов, которые должны оставаться в Центробанке;
  • сокращение объема кредитования бизнеса. Обычно такие ограничения носят рекомендательный характер, но большинство коммерческих банков могут им последовать, что создаст эффект удорожания кредитных денег для производителей.

Государство влияет не только на внутреннюю, но и на внешнеэкономическую деятельность через торговое и валютное регулирование. Например, вводит квоты, таможенные пошлины, субсидии налоги и другие заградительные или поощрительные методы, в зависимости от потребностей страны.

Так, например, для защиты отечественных производителей могут вводить заградительные таможенные пошлины и квоты, тогда импортерам становится невыгодно ввозить свои товары. А если внутренние потребности в каком-то товаре или сырье не удовлетворены, ограничения могут снимать, тогда в страну приходят импортеры.

Государство может поддержать отечественных производителей с помощью введения таможенных пошлин и квот

Какие последствия

Все методы и инструменты государственной экономической политики тесно взаимосвязаны. Решение в одной сфере обязательно скажется и на других. То есть изменение ставки налогов обязательно отразится на государственном бюджете и объеме денежной массы, которая находится в обращении.

Изменения в фискальной и денежно-кредитной политике повлияют на инвестиции, уровень занятости и доходов, объем производства и размеры чистого экспорта. Ни один из рычагов госполитики не удастся применить в отрыве от других.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Крокус банк руководство
  • Пао банк зенит руководство
  • Ибупрофен гель инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена
  • Мне навязывают классное руководство по
  • Крем 666 китайский инструкция по применению