Управление школой руководство учебно воспитательной работы

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,679
  • гуманитарные
    33,657
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    612,469
  • разное
    16,911

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

Перестройка — наименование периода в истории СССР, ознаменованного новой идеологией советской власти и проведением реформ в области экономической и политической сферы.

Инициатором преобразований выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачёв. Целью реформ была «демократизация» и совершенствование сложившейся экономической системы.

perestroika_v_sssp

Объективное содержание перестройки состояло в том, что стремление привести советские социалистические фундаментальные устои в соответствие с «общечеловеческими» ценностями и идеалами было непоследовательным и крайне противоречивым. Следствием провозглашённой в 1985 году и продлившейся до августа 1991 года «перестройки» стали: крушение КПСС и разрушение СССР.

  1. 1 Причины перестройки
  2. 2 Цели перестройки
  3. 3 Этапы перестройки
    1. 3.1 Первый этап
    2. 3.2 Второй этап
    3. 3.3 Третий этап
    4. 3.4 Четвёртый этап
  4. 4 Изменения в политическом устройстве СССР 1987-1991 гг.
    1. 4.1 Законотворческий процесс с марта 1989 по март 1990 годов
    2. 4.2 О главе государства
    3. 4.3 Новые высшие органы законодательной власти
    4. 4.4 Изменения в высших органах исполнительной власти
    5. 4.5 О судебной власти
    6. 4.6 Изменения в избирательной системе
  5. 5 Плюсы и минусы перестройки
  6. 6 Итоги перестройки

Причины перестройки

К 80-ым годам прошлого века в Советском Союзе назрела необходимость некоторых экономических, социальных и политических преобразований на фоне внутренних проблем и противоречий. Утвердившаяся система политической власти и хозяйственных отношений стала тормозить общественный прогресс. В высшей партийно-государственной элите вызрело убеждение: «нужно что-то предпринимать». 

Ситуация для СССР усугублялась внешнеполитическими факторами. А именно: 40-летней холодной войной, гонкой вооружений, общей политикой западных держав, направленной на обострение противоречий, присущих советской системе.

В спорах о перестройке даже маститые исследователи часто подменяют цели и причины этого явления. Безусловно, разные группы лиц пытались зачастую добиться с помощью объявленных преобразований совершенно противоположных целей. Кто-то желал улучшить советский строй. А для ряда лиц целью было полное уничтожение советской системы.

Основные же причины перестройки были следующими:

  • Навязывание, «проталкивание» в умы либеральных и демократических идей со стороны Запада. На фоне однопартийной системы и идеологических догм в СССР такие модели воспринимались многими как «глоток свежего воздуха».
  • Повышение заработной платы трудящихся на фоне товарного дефицита.
  • Значительное социальное расслоение общества в отдельных республиках. Речь в первую очередь идет о южных регионах.
  • Зависимость экономики от мировых цен на энергоносители.
  • Развитие отраслей тяжелой промышленности в ущерб легкой, как следствие гонки вооружений.
  • Убытки сельскохозяйственных предприятий и на их фоне рост импорта продовольствия.

Общее замедление экономического развития СССР привели партийную элиту к идее о необходимости преобразований. Взять на себя ответственность за «новый курс» в СССР было поручено М. С. Горбачёву, молодому и на первый взгляд энергичному партфункционеру «из народа».

Цели перестройки

  1. Кризисных процессов, начавших проявляться во всех сферах жизнедеятельности советского общества.

  2. Тенденций изоляционизма в отношении СССР со стороны «мирового сообщества».

Для достижения этой цели советские аналитики просчитали необходимые шаги:

Сфера жизнедеятельности

Необходимые действия

В области экономики

  • создание саморегулирующегося экономического механизма, при сохранении доминирующей роли государства;
  • обеспечение развития разных форм собственности;
  • всестороннее повышение экономической активности.

В политической и социальной сферах

  • изменение унитарной системы советского государства;
  • углубление демократизации советской политической и социальной системы;
  • достижение более высокого уровня жизни населения страны.

В сфере идеологии

  • реорганизация идеологической направленности внешней политики;
  • формула «нового политического мышления»;
  • открытие «железного занавеса» со стороны Советского Союза для окружающего мира.

Программы конкретных мероприятий под эти шаги предусматривали широкий спектр мероприятий, порой прямо противоречащих друг другу. Это отразилось на изменчивости целеполагания и как следствие, задач процесса трёх этапов перестройки.

Этапы перестройки

№ п/п

Временные рамки

Условное название

1

Апрель 1985 – январь 1987 гг.

«Ускорение»

2

Январь 1987 – июнь 1989 гг.

«Гласность»

3

Июнь 1989 – сентябрь 1991 гг.

«Парад суверенитетов»

4

Сентябрь – декабрь 1991 гг.

«Постперестройка»

Первый этап

11 марта 1985 года М. С. Горбачёв был избран Генеральным секретарём ЦК КПСС, что по факту означало занятие им первого по значимости поста в Советском Союзе. На состоявшемся уже в апреле 1985 года Пленум ЦК КПСС новый «генсек» провозгласил ускорение социально-экономического развития СССР как «новый курс» эволюционирования социализма:

  1. Главной идеей было объявлено построение «социализма с человеческим лицом».
  2. Основная задача – остановить процесс упадка социализма.
  3. Средством являлось робкое реформирование при отсутствии программной концепции преобразований («кампанейщина»).
  4. Метод – командно-административный («проб и ошибок»).

В майской (1985 г.) речи в г. Ленинграде, М. С. Горбачёв признал «некоторые недостатки политической и социально-экономической системы СССР». После этого были проведены административные мероприятия по их исправлению:

  1. «Антиалкогольная» кампания.
  2. Борьба с «нетрудовыми доходами».
  3. Введение госприёмки.
  4. Демонстративная борьба с коррупцией.

Слово «перестройка» ещё не прозвучало с высокой трибуны, но «дух» её уже витал в воздухе. «Кампанейщина» не дала сколь-нибудь значимых результатов. Внешне изменения почти никак не проявились, и всё оставалось как бы по-старому как во внутренней, так и внешней политике.

Однако в 1985-1986 гг. произошли, значимы для последующей истории явления:

  1. Без громких скандалов произошла замена старой («брежневской») команды («кремлёвских старцев») в Политбюро ЦК КПСС на новую группировку («молодых») лидеров.

  2. На XXVII съезде КПСС в феврале – марте 1986 года утверждено изменение в программу партии: хрущёвский курс на «построение коммунизма», тихой сапой заменён на «совершенствование социализма» (удвоить экономический потенциал СССР и предоставить квартиру каждой семье до 2000 года!).

  3. В 1986 году произошли: Чернобыльская катастрофа и обвальное падение нефтяных цен, во многом предопределивших ухудшение общей экономической ситуации в СССР.

  4. Постепенное улучшение отношений с «Западом», путём серьёзных (в основном односторонних – соглашение о РМСД) уступок.

Таким образом, первый этап перестройки не принёс желаемых результатов, стал своеобразным периодом «затишья перед грозой».

Второй этап

Главная идея этапа – радикализация процессов реформирования.

Основная задача – демократическое преобразование социализма.

Средства: изменение общественного мнения через средства массовой информации.

Метод – «гласность».

Этот период начинался с Пленума ЦК КПСС, состоявшегося в январе 1987 года, когда было принято решение начать масштабные преобразования во всех сферах общественной жизни СССР, в частности провозглашались:

  1. Политика «гласности» — снятие в СМИ ограничений на любые темы для обсуждения и кардинальное смягчение цензуры.

  2. Снятие запретов на частнопредпринимательскую деятельность (ИТД и кооперативы) и создание совместных предприятий с иностранными компаниями.

  3. «Новое мышление» в международной политике.

Развитие гласности, частной инициативы и нового мышления, в целом получили в основном позитивную оценку в немного дезориентированном советском обществе. Начавшееся преобразование политической системы, а затем самоподрыв авторитета через самоустранение власти катализировали массу негативных социальных процессов:

  1. Раскол общества по убеждениям: на «коммунистов» и «демократов».

  2. Обострение противоречий между традиционными и вновь создаваемыми общественно-политическими силами.

  3. Переход перестроечных процессов в состояние автономности и неуправляемости.

  4. Межнациональные конфликты выходят на уровень открытого противостояния.

  5. Элита союзных республик вступает в борьбу за полноту власти с центром.

В целом второй этап перестройки не выполнил задачи построения «демократического социализма».

Третий этап

Главная идея – изменение модели социального развития страны.

Основная задача – ликвидация монополии КПСС на власть в государстве.

Средства: переход к рыночной экономике капиталистического образца.

Метод: реорганизация СССР в «мягкую федерацию» суверенных государств (ССГ).

Отличительной чертой третьего этапа перестройки является утрата центральной властью контроля над инициированными процессами. Теперь власти уже только подстраивались под текущую ситуацию:

  1. Экономический рост сменяется падением на грань коллапса всей экономики.

  2. Жизненный уровень населения стремительно падает, а товарный дефицит достигает критического апогея.

  3. Эйфория перестройки меняется разочарованием, антикоммунизмом и русофобией.

  4. Горбачёв быстро терял «рычаги управления» страной, несмотря даже на его избрание Президентом СССР Верховным Советом Советского Союза.

  5. Начинается «парад суверенитетов» — признание республиками приоритетности своих законов над всесоюзными.

  6. Во внешней политике наступил «период беспрецедентных односторонних уступок СССР».

К 1991 году общественно-экономическая формация приобретает частнокапиталистический характер:

  1. Частная собственность становится легальной.
  2. Появились валютный и фондовый рынки.
  3. Кооперация перерастает в бизнес.

В итоге «августовского путча» 1991 года КПСС утратила монополию на власть, а СССР «покатился» к неминуемому распаду.

Четвёртый этап

Главная идея – ликвидация СССР.

Основная задача – обеспечить «мирный развод» союзных республик.

Средство: создание новой формы сохранения всестороннего взаимодействия союзных республик.

Метод: создание СНГ и оформление новых взаимоотношений между республиками бывшего СССР.

Цель «постперестройки» была достигнута в Беловежской пуще фактом договорённости между лидерами Белоруссии (Шушкевичем), России (Ельциным) и Украины (Кравчуком) о создании Союза независимых государств (СНГ). Через некоторое время к этому договору присоединились и другие республики (кроме прибалтийских). 25 декабря СССР перестал существовать юридически.

Изменения в политическом устройстве СССР 1987-1991 гг.

Перестройка породила потребность во всесторонних обновленческих процессах. Целью изменения политического устройства СССР была передача реальной власти от КПСС к Советам депутатов.

Законотворческий процесс с марта 1989 по март 1990 годов

Процесс политических реформ был начат январским (1987 г.) Пленумом ЦК КПСС. Политические преобразования были одобрены на  XIX Всесоюзной партконференции. На XII внеочередной декабрьской (1988 г.) сессии ВС СССР принят Закон с дополнениями в Конституцию СССР, в марте 1990 г. состоялся III Чрезвычайный съезд  народных депутатов СССР. Тогда была отменена ст. 6-я Конституции СССР (1977 г.) о ведущей роли КПСС. В октябре 1990 года закон разрешает формирование многопартийности. В декабре 1990 г. дополнена союзная Конституция.

О главе государства

С 20-х годов фактическим главой Советского государства являлся лидер компартии (Генеральный секретарь ЦК КПСС). Вступившие в декабре 1990 года в силу Конституционные изменения делали официальным Главой государства Президента СССР. Первым и последним этот пост занимал М. С. Горбачёв (март 1990-декабрь 1991 гг.).

Новые высшие органы законодательной власти

  1. Высшая власть в СССР — Съезд народных депутатов.
  2. Верховный Совет СССР — постоянно работающий орган власти (состав: Совет Союза, Совет Национальностей).
  3. Республиканские Верховные Советы, советы депутатов автономий и регионов нового формата.

Изменения в высших органах исполнительной власти

  1. Высшая исполнительная власть сосредотачивается в руках Совмина СССР в декабре 1988 г.
  2. В декабре 1990 Совмин СССР переименован в Кабинет министров Союза (декабрьские 1990 г. изменения в Конституцию).
  3. Запрет на совмещение министерской должности с депутатским статусом.

О судебной власти

  1. Народные и Верховные суды дополнились Высшим арбитражным судом Союза и подобием Конституционного суда — Комитетом Конституционного надзора.
  2. Расширение прав граждан на судебную защиту.
  3. Изменён порядок избрания и сроки полномочий судей.

Изменения в избирательной системе

  1. Установлен срок депутатских полномочий всех уровней – 5 лет.
  2. Депутаты избирались на альтернативной основе (союзный уровень предусматривал резервирование 1/3 мест за выдвиженцами от КПСС, ВЦСПС, ВЛКСМ и др.).
  3. Пребывание на выборных должностях ограничивалось двумя сроками.

Изменения в политическом устройстве СССР стали катализатором для разрушивших государство процессов.

Плюсы и минусы перестройки

«Плюсы»

«Минусы»

Крах тоталитаризма

Непродуманность концепции реформ

Создание многопартийной системы

Прохождение во власть сомнительных личностей

Появление подлинного парламентаризма

Стремительный рост коррупции

Прекращения противостояния «сверхдержав»

Утрата СССР статуса сверхдержавы»

Демилитаризация страны

Экономическое падение

Утверждение прав и свобод граждан

Разгул преступности

Итоги перестройки

Главным результатом перестройки является, прежде всего, то, что она была полностью проваленным проектом властей Советского Союза. Заявленные в начале процесса цели не достигнуты или по ходу переформатированы до неузнаваемости. Положение во всех сферах жизнедеятельности страны и основной массы населения катастрофически усугубилось.

В период перестройки СССР показал свою неспособность достойно ответить на внешние и внутренние вызовы. По вине политической элиты была дискредитирована и ликвидирована КПСС, вместе с идеей построения коммунистического общества. Потеряв скрепы, Советский Союз пришёл к логическому завершению уникального общечеловеческого прогрессивного проекта.

Глубокие изменения,
происходящие в российском обществе,
напрямую затронули и образование,
переживающее сегодня, по оценкам ученых,
учителей-практиков, государственных и
общественных деятелей, глубокий кризис,
выражающийся не столько в
материально-финансовом обеднении,
сколько в неопределенности целей и
содержания самого образования. Чтобы
быть эффективной и отвечать меняющимся
потребностям общества, система образования
нуждается в постоянном реформировании.
В педагогике существуют различные
подходы к определению причин развития
образования и его реформирования. Обычно
под реформированием понимаются те
нововведения, которые организуются и
проводятся государственной властью.
Результатами реформирования могут быть
изменения в общественном положении
образования, в структуре системы
образования, в содержании образования,
во внутренней организации деятельности
школы. Реформа образования состоит из
двух частей: внутренней (педагогической)
и внешней (общественной). Преобразования
в школьной системе, начавшиеся в середине
1980-х гг. и продолжающиеся до сегодняшнего
времени, проходят в три этапа.

Первый этап,
начавшийся с середины 1980-х гг. и
продолжавшийся до 1992 г., был этапом
развития альтернативного образования.
По свидетельству большинства отечественных
и зарубежных ученых и практиков, к
середине 1980-х гг. в Советском Союзе была
создана одна из сильнейших систем
образования в мире. Она укрепляла своим
потенциалом государственную мощь и
цементировала общественное сознание,
поддерживала необходимый уровень
научно-технической мысли, осуществляла
интеллектуальное самообеспечение
страны в условиях ее международной
изоляции. Российская система образования
стимулировала социальную мобильность
молодежи и предоставляла широкие
гарантии бесплатного образования на
всех уровнях, что, в свою очередь,
обеспечивало его массовость и
общедоступность. К недостаткам этой
системы стоит отнести идеологизированное
содержание образования, крайне слабую
чувствительность образовательного
комплекса к реальным потребностям
личности и общества. В стране отсутствовал
легальный рынок образовательных услуг,
способный удовлетворить дополнительные
образовательные потребности населения.
Таким образом, система общего обязательного
унифицированного единого советского
образования к середине 1980-х гг. устарела,
перестала решать основную задачу –
всестороннее развитие личности,
соответствующее требованиям современной
науки и общества.

Первый этап
перестройки в сфере образования должен
был решить несколько проблем: сделать
систему образования гуманистически
ориентированной, демократичной и
открытой, создать возможности для
удовлетворения разнообразных
образовательных потребностей отдельного
человека, позволить школе всех ступеней
адаптироваться к функционированию в
новых экономических условиях, повысить
качество образования и статус учителя.
Однако во второй половине 1980-х гг.
сложились неблагоприятные условия для
осуществления намеченных задач
реформирования, поскольку реформа
проводилась в обстановке глубокого
политического и социально-экономического
кризиса, неопределенности, бессистемности
и несинхронизированности
экономико-политических и образовательных
преобразований, в целом реформы
продвигались нерешительно и носили
неявный характер.

Во время осуществления
первого этапа реформы решались две
основные задачи: сменить господствующие
концептуальные подходы к образованию,
разработать концепции развития личности
человека и апробировать инновационные
подходы. До начала реформ система
образования использовала знаниевый
(когнитивный) подход. В ходе реформы был
сделан переход к личностно ориентированному
подходу, основанному на самореализации
учащегося, раскрытии его индивидуальных
особенностей. Этот период явился
всплеском педагогических разработок
и новых идей, движения учителей-новаторов.

В 1984 г. была
совершена попытка изменить содержание
и формы обучения: в программу обучения
были введены новые учебные курсы («Этика
и психология семейной жизни»,
«Информатика»), изменился подход к
факультативным курсам, была взята
установка на профориентацию в старшем
звене, гуманитаризацию общеобразовательных
дисциплин. В соответствии с положениями
реформы вводилось обучение с 6 лет в
течение 11 лет, однако в реальности дети
учились, как и прежде, десять лет, но
классов заканчивали одиннадцать.
Увеличились сроки обучения в вузах на
некоторых факультетах с 4 до 5 лет. В
целом предпринятая в 1984 г. попытка
реформирования образовательных
учреждений в рамках тех же общественных
условий не принесла ожидаемых результатов,
одиннадцатилетнее образование не
разрешило кардинальных внутренних
проблем образования, не состоялась в
полной мере диверсификация и специализация
обучения в старших классах. Были введены
классы с углубленным изучением некоторых
предметов, но при этом весь остальной
объем нагрузки сохранился, что осложнило
и отяготило процесс обучения в старшей
школе. Провозглашенные на первом этапе
реформы принципы демократизации,
гуманизации и гуманитаризации образования
дали толчок коренным изменениям в его
организации, однако незавершенность и
непоследовательность преобразований
потребовали дальнейшей реорганизации
образования.

Попытка выхода из
кризиса, предпринятая в ходе реформы
школы 1984 г., оказалась неудачной и еще
больше обострила проблемы. Реформа была
не подготовлена. У нее отсутствовала
четкая концепция, стратегия, механизмы
реализации. Фактически школе был
предложен набор косметических мер,
чтобы как-то скрыть изъяны. Реформа
предусматривала слияние общего и
профессионального образования,
профессионализацию средней школы,
создание нового звена в системе
образования – среднего профессионального
технического училища (СПТУ). Как показало
время, многие задачи реформы были
ошибочны.

В ходе распада
СССР в начале 1990-х гг. школа в России,
Беларуси приходила во все большее
несоответствие с общественными и
образовательными потребностями.
Увеличивались несоответствия между
провозглашенными высокими целями
образования и результатами школьного
обучения и воспитания. Это выражалось
в снижении уровня успеваемости, падения
интереса к образованию, ухудшения
здоровья учащихся, асоциальном поведении
детей и подростков, назрела необходимость
реформировать школу, образование,
учебные заведения всех типов. Распад
СССР также отрицательно сказался на
развитии системы образования в 1990-е гг.
Снижение уровня успеваемости, падение
интереса к учению, утрата воспитательной
системы, асоциальное поведение детей
– вот далеко не полный перечень проблем,
с которыми столкнулась школа. Феминизация
педагогических коллективов, низкие
зарплаты, как следствие – отток из
педагогической профессии квалифицированных
кадров и снижение уровня профессионализма,
перегруженность учителей, невнимание
к школе со стороны государства – все
это повлекло за собой резкое снижение
качества школьного образования.

Во второй половине
70-х – 80-х гг. XX
в. в советской педагогике получает
развитие новое направление – педагогика
сотрудничества

система методов, приемов обучения и
воспитания,
основанных на принципе гуманизма и
творческого подхода к развитию личности.
Данное направление представляли школьные
учителя, преподаватели вузов, имевшие
большой практический опыт и разработавшие
оригинальные методики обучения и
воспитания. Идеи педагогов-новаторов
Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Н.П. Гузика,
С.А. Гуревича, И.П. Иванова, В.А. Караковского,
С.Н. Лысенковой, E.H. Ильина, Б.П. и Л.А.
Никитиных, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина
и др. во многом опровергали традиционную
систему обучения.

Педагогика
сотрудничества базировалась на следующих
принципах:

  • обучение как
    творческое взаимодействие учителя и
    учащихся;

  • обучение без
    принуждения;

  • идея трудной цели;

  • идея крупных
    блоков (объединение несколько уроков
    в блоки);

  • использование
    опор (опорные сигналы, схемы, детали);

  • самоанализ
    деятельности (коллективный, индивидуальный);

  • интеллектуальный
    фон класса;

  • коллективная
    творческая воспитательная деятельность
    (коммунарская методика);

  • развитие
    самоуправления учащихся;

  • сотрудничество
    учителей друг с другом и с родителями.

Методическая
система, разработанная донецким учителем
В.Ф. Шаталовым,
позволяла
решить острые проблемы школьного
образования: перегрузку школьников,
пассивность и
отсутствие
интереса к учению. Педагог-новатор
разработал оригинальную систему
интенсивного обучения для средней и
старшей ступени общеобразовательной
школы, создал авторские учебные пособия,
предложил нестандартные формы контроля
знаний. Программный материал в
вербально-графической форме был
ориентирован на развитие творческого
мышления школьников. Система Шаталова
позволяла проходить полный курс средней
школы за 9 лет при общей нагрузке не
более 30 часов в неделю, оставляя учащимся
два свободных дня (четверг, воскресенье).
Его книга «Куда
и как исчезли тройки»

(1979) получила
широкую популярность в педагогической
среде.

Грузинский педагог
Ш.А. Амонашвили
с 1964 г.
руководил экспериментом по определению
нового содержания, форм и методов
начального обучения. Он научно обосновал
и проверил на практике условия, содержание
и принципы работы с детьми-шестилетками,
способствующие становлению социально
значимых мотивов учения и всестороннему
развитию личности младших школьников
Педагогическая система Амонашвили
строилась на началах гуманности и веры
в ребенка, воспитания творчеством и
тесного сотрудничества педагога с
детьми. Школьные занятия были уроками
познания, общения, взаимопомощи. Балльные
оценки и сравнение детей друг с другом
были отменены. В книгах «Обучение.
Оценка. Отметка»
(1980),
«Здравствуйте,
дети»
(1983), «В
школу
с
шести
лет»
(1986)
и др. педагог изложил взгляды на обучение
шестилеток и раскрыл основы системы
обучения и воспитания младших школьников.

Московская
учительница Начальных классов С.Н.
Лысенкова

разработала
действенную систему управления учением
младших школьников, вооружающую детей
способами учения и саморегуляции
учебно-познавательной деятельности.
Лысенкова использовала алгоритмизацию
учебного материала в виде опорных
сигналов (схем, карточек, таблиц, знаков),
предложила прием «комментированного
управления», при котором деятельностью
класса руководит не только учитель, но
и ученики, комментируя вслух выполнение
заданий и ведя за собой остальных. Важный
элемент ее методики – опережающее
обучение, предварительное пробное
изучение наиболее трудного материала
задолго до его прохождения по программе.
Методика Лысенковой обеспечивала
высокое качество усвоения знаний и
позволяла сократить период обучения в
начальной школе.

Один из инициаторов
педагогики сотрудничества, учитель
черчения и рисования И.П.
Волков
разработал
и проверил на практике систему выявления
и развития творческих способностей у
детей. Организовал в школе «комнату
творчества» и ввел в начальных классах
«уроки творчества», предложив школьникам
комплексные задания (создание макетов,
моделей, скульптур из дерева и т.п.).
Сведения о результатах работы фиксировались
в «творческой книжке» школьника,
отражавшей его увлечения, интересы и
профессиональные наклонности. Содержание
учебного материала и построение учебного
процесса позволяли не только выявлять
способности детей, но и вырабатывать у
них качества, обусловливающие проявление
творчества в любом деле.

Педагог-новатор
И.П. Иванов
(1923–1992)
развивал теорию коллективного воспитания
A.C. Макаренко применительно к новым
условиям. Он разработал и апробировал
методику коллективного творческого
воспитания, получившую название
коммунарской методики. Начиная с 50-х
гг. вел педагогический эксперимент:
организовывал коллективы детей и
взрослых в ленинградских школах и
созданных им общественных объединениях
(Коммуна юных фрунзенцев при Доме
пионеров, Коммуна им. A.C. Макаренко при
Ленинградском государственном
педагогическом институте). Основное
средство сплочения коллектива педагог
видел в «творческом деле» – совместной
организаторской и творческой деятельности
детей и взрослых с социально значимой
целью. Дети не только выполняли
коллективные творческие дела, но и
планировали их, анализировали, подводили
итоги. Иванов предложил и апробировал
новые формы воспитательной работы:
«советы дела», «разведка дел и друзей»
и др.

Ленинградский
учитель-словесник E.H.
Ильин
в
1960-70-х гг. разработал оригинальную
концепцию преподавания литературы на
основе педагогического общения, которое
преследовало цели творческого
стимулирующего воздействия ученика на
одноклассников и учителя, а также систему
организации занятий по предмету. Уроки
литературы стали для учащихся уроками
нравственного воспитания, познания
себя и жизни. Методика Ильина позволила
индивидуализировать освоение учащимися
программного материала, повысить их
активность в учебном процессе.
Педагогическая система Ильина стала
одной из составляющих педагогики
сотрудничества.

В целом педагогика
и школа советского времени сыграли
огромное значение в деле развития
всеобщего начального, среднего и высшего
образования, обеспечения его доступности
и бесплатности, разработки цельного
содержания образования, учебников и
учебных пособий с учетом возрастных,
индивидуальных особенностей учащихся.
Вместе с тем в сфере гуманитарных
дисциплин господство идеологических
подходов негативно сказывалось на
выработке и внедрении новых воспитательных
методик.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

OBRAZOVALKA.COM

OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .

  • Наша доска вопросов и ответов в первую очередь ориентирована на школьников и студентов из России и стран СНГ, а также носителей русского языка в других странах.
  • Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык.
  • На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.


    Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.

    Вопрос школьника

    Ответь развернуто и подробно на вопрос — Чем вы можете объяснить стремление руководства страны осуществить политическую реформу в стране в 1988 г.?

    Ответ от учителя

    Стремление руководства страны осуществить политическую реформу в 1988 году можно объяснить несколькими факторами.

    Во-первых, в 1980-х годах в СССР началась перестройка, которая привела к изменениям в политической жизни страны. Это стало примером для других стран, в том числе и для нашей. Руководство страны понимало, что необходимо изменить политическую систему, чтобы она соответствовала новым реалиям.

    Во-вторых, в 1988 году в стране произошли массовые протесты, которые стали сигналом для власти о необходимости изменений. Протесты начались в Армении, где народ вышел на улицы, чтобы выразить свое недовольство экономическими проблемами и коррупцией во власти. Позже протесты распространились на другие республики СССР, в том числе и на Украину. Руководство страны понимало, что необходимо принять меры, чтобы предотвратить дальнейшее усиление протестов и сохранить стабильность в стране.

    В-третьих, политическая реформа была необходима для укрепления демократических институтов в стране. В то время власть была сосредоточена в руках партийного руководства, а народ не имел возможности выражать свою волю. Политическая реформа должна была изменить эту ситуацию и дать народу больше возможностей участвовать в принятии решений.

    Таким образом, стремление руководства страны осуществить политическую реформу в 1988 году можно объяснить необходимостью изменения политической системы в соответствии с новыми реалиями, массовыми протестами в стране и необходимостью укрепления демократических институтов.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Полидекса с фенилэфрином спрей назальный инструкция по применению цена отзывы
  • Trazodoni tabl prolong 150mg инструкция по применению
  • Minsu auto cnc 200a инструкция на русском
  • Руководство по эксплуатации музыкального центра samsung
  • Руководство по системе управления безопасностью судов российского речного регистра