Управление руководства банка

Автор статьи

Наталья Викторовна Зайцева

Эксперт по предмету «Банковское дело»

Предложить статью

Основные принципы, факторы и цели формирования управления банком

Основные принципы организации банка являются основополагающими для налаживания банковского бизнеса и его увеличения. Они вырабатываются в зависимости от стратегии и тактики, предусматривающей осуществление основной деятельности в зависимости от имеющейся лицензии. К ним можно отнести:

  • функциональную систему построения банка;
  • иерархию властных полномочий и уровня организации;
  • соответствие органов управления банка поставленным целям;
  • целостную систему и её соответствие условиям внешней среды;
  • совместные и координированные действия;
  • рационализационные требования к управлению;
  • обеспечение контроля;
  • регламентацию деятельности персонала;
  • обеспечение оперативной и достаточной информацией.

Структура кредитной организации определяется следующими факторами: размерами банков; наличием квалифицированного персонала; универсализацией или специализацией деятельности; задачами экономии расходов и загрузкой персонала.

Замечание 1

Конечная цель по формированию структуры кредитной организации – достижение высокой эффективности управления всеми направлениями банковской деятельности и повышение рентабельности.

В связи с этим банковская структура управления не должна быть не развивающейся. Она видоизменяется в соответствии требованиями внешней и внутренней банковской среды.

Обычно организационное устройство кредитной организации соответствует общепринятой схеме управления в соответствии с российским и банковским законодательством (рисунок 1).

Организационная структура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Организационная структура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Управление банком и его структура» 👇

Высший орган управления кредитной организацией – это общее собрание, проходит не реже одного раза в год. На нём решаются вопросы, которые согласно российского законодательства относятся только к его компетенции.

Совет директоров наделён правом осуществлять общее руководство деятельностью в промежутках между годовыми собраниями.
Совет директоров и ревизионная комиссия – это наблюдательные органы.

Непосредственно руководством текущей деятельностью банков осуществляется единоличными исполнительными органами и коллегиальными исполнительными органами.

Основные варианты структуры управления банком

Банковская деятельность предусматривает три альтернативные варианта структуры управления кредитной организацией. Они включают: однолинейную (линейную) структуру; многолинейную структуру; линейно-штабную структуру.

Однолинейная (линейная) структура управления (рисунок 2) разработана экономистом А. Файоль. Она предусматривает принцип единоначалия, т.е. нижестоящая инстанция получает распоряжение только от существующей вышестоящей инстанции, и, наоборот, отдельная вышестоящая инстанция сможет отдать распоряжение не всем нижестоящим, а только одной или нескольким указанным во внутренних документах.

Однолинейная структура управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Однолинейная структура управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Её достоинством является четкое разграничение компетенций и указание ответственных лиц. Недостатком – малая гибкость в связи с длительным периодом прохождения сведений по цепочке инстанций, поэтому однолинейная структура управления применяется мелкими банками с базовой лицензией.

Многолинейной (штабной) структурой управления предусмотрен принцип прямого пути, её создателем является Ф.У. Тейлор (рисунок 3).

Многолинейная структура управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Многолинейная структура управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Верхние уровни данной структуры разделяют управленческие функции между несколькими инстанциями, которые выступают в виде специализированных штабов (к примеру, возможно наличие нескольких заместителей президента банка, и каждый наделён определённой сферой компетенций, т.е. снижается нагрузка на руководителя). Отличительная особенность штабов – наделение правами отдавать распоряжение напрямую разным нижестоящим подразделениям. В результате каждая нижестоящая инстанция получает распоряжение не от одной, а от нескольких вышестоящих, и перед ними несет ответственность за своевременное выполнение приказаний.

Достоинства: большая гибкость по сравнению с однолинейной структурой, сокращение времени движения информационных сообщений по инстанциям, использование выгод в специализации управленческой деятельности.
Недостатки: возможность пересечения областей компетенции штабов, нескоординированность их приказаний, возникновение конфликтных ситуаций, использование такой структуры только банками с базовой лицензией.

Линейно-штабной структурой управления предусмотрена попытка соединения достоинств двух вышеуказанных структур (рисунок 4).

Линейно-штабная структура управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 4. Линейно-штабная структура управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Такая структура пытается соединить достоинства всех структур и преодолеть имеющиеся недостатки. Создаются инстанции двух видов: линейные инстанции, которые обладают правами выдачи приказаний, и специализированные штабы, лишь принимающие приказания от вышестоящих линейных подразделений, но они правом их отдачи не наделяются. Следовательно, они функционируют только как консультативные органы, которые оказывают помощь линейным подразделениям при подготовке принятия решения (отделы кадров, юридические отделы, отделы маркетинга и др.)

Её достоинства: четко разграниченные полномочия и применение специализации управленческого труда. Недостатком является разграничение процессов подготовки и принятия решений.

Замечание 2

Линейно-штабная и модифицированная на практике линейно-штабная структура, способная наряду со штабными подразделениями без прав отдачи приказаний создавать штабы, которые обладают ограниченными правами отдачи распоряжений (ревизионные отделы, юридические отделы и др.), применяются банками с универсальной лицензией.

Субъекты управления банком и их характеристика

Современная банковская практика предусматривает трехступенчатую классификацию субъектов управления кредитной организацией по объёму распорядительных полномочий независимо от формы собственности:

  1. высшее руководство, обязано принимать основополагающие решения по реализации целевых установок и различных направлений банковской политики, подбору и расстановке кадров, руководству нижестоящих управленческих подразделений;
  2. среднее руководство должно осуществлять управление конкретными направлениями банковской деятельности, регулировать их процессы, руководить служащими подразделения, подготавливать принятие решений высших руководителей;
  3. низшее руководство производит распределение необходимых для решения заданий и контролирует работу отдельных групп.

При управлении банком следует разделить деятельность на следующие блоки:

  • блок, включающий общие вопросы планирования, прогнозирования, общих вопросов управления, методического обеспечения, анализа и т.д.;
  • блок коммерческой деятельности (кредитное, инвестиционное, расчетно-кассовое, консультационное и иные банковское обслуживание);
  • финансовый блок обеспечивает порядок учёта доходов, расходов и собственных операций деятельности банка (включает бухгалтерию, отделы внутрибанковских расчётов и корреспондентских отношений, кассу);
  • блок автоматизации;
  • административный блок.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Управление банком имеет многоуровневую структуру. Поскольку большинство современных коммерческих банков создаются в форме акционерных обществ, высшим органом управления в них является общее собрание акционеров. Высший орган управления в банке, созданном в форме общества с ограниченной ответственностью, – общее собрание пайщиков.

Собрания собственников кредитных организаций, в соответствии с действующим законодательством и их уставами, проводятся не реже одного раза в год.

В промежутках между собраниями акционеров или пайщиков оперативное управление банком осуществляет совет директоров, который избирается собственниками.

В функции совета директоров входит:

– определение стратегических целей и формулирование политики,

– подбор сотрудников на руководящие посты,

– создание комитетов.

В крупном банке обычно есть как минимум четыре комитета: административный, решающий текущие вопросы; кредитный, который дает заключения о выдаче займов; комитет по доверительной деятельности, отвечающий за инвестирование средств; ревизионный, проверяющий финансовое состояние подразделений кредитной организации.

Председатель совета директоров обычно не занимается оперативным управлением. Он созывает и ведет заседания совета директоров, участвует в выработке стратегических решений, представляет банк на различных форумах.

Текущей деятельностью современной кредитной организации, как правило, руководит президент, который избирается общим собранием акционеров.

На президента или председателя правления возложено оперативное управление банком. Реальная роль президента зависит от многих обстоятельств. В круг его обязанностей часто входит налаживание связей банка с властями, общественными организациями и другими финансовыми учреждениями. Он участвует в выработке оперативных решений, дает указания о выдаче крупных кредитов, оценивает перспективных клиентов и т. п.

В крупных кредитных организациях вместе с президентом работает ряд вице-президентов, отвечающих за отдельные направления деятельности банка. Они руководят ключевыми отделами и региональными подразделениями.

Кроме того, к высшим должностям финансового учреждения принято относить руководителя казначейства, главного бухгалтера и ревизора.

Руководитель казначейства отвечает за непосредственное осуществление всех оперативных функций, является связующим звеном между главными отделами банка. По его указанию и с его разрешения производится учет и продажа векселей, акцептование тратт, индоссирование различных документов. Под его контролем осуществляется выдача ссуд, прием депозитов, покупка и продажа ценных бумаг для банка. Он отвечает за кассовые операции, банковскую документацию и отчетность.

Как правило, одна из функций руководителя казначейства – контроль за текущей ликвидностью кредитной организации, то есть сведение поступающих и исходящих платежей, поддержание необходимых остатков денежных средств.

Главный бухгалтер возглавляет бухгалтерскую работу и отдел статистики, а также занимается проблемами введения новых методов работы, автоматизацией и т. п.

Ревизор осуществляет комплексную и выборочную проверку работы банка, его отдельных подразделений.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.

Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется ее единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом.

При избрании лиц в состав совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации и на должность председателя совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации должны соблюдаться ограничения, установленные пунктом 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа (далее — руководитель кредитной организации), главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации, не вправе осуществлять функции руководителя, главного бухгалтера в других организациях, являющихся кредитными организациями, иностранными банками, страховыми или клиринговыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, организаторами торговли на товарных и (или) финансовых рынках, акционерными инвестиционными фондами, специализированными депозитариями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, организациями, осуществляющими деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, микрофинансовыми компаниями, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации. Указанное ограничение не применяется, если кредитные организации (иностранный банк и кредитная организация) являются по отношению друг к другу основным и дочерним хозяйственными обществами, а также если аффилированным лицом кредитной организации является некоммерческая организация (за исключением государственной корпорации).

(в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 105-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лицо, осуществляющее функции члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, и кандидат на указанную должность должны соответствовать требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, а также квалификационным требованиям, устанавливаемым в соответствии с федеральными законами.

В случае, если в отношении члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации вступил в законную силу обвинительный приговор суда за совершение умышленного преступления либо вступило в силу решение суда о привлечении члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации к субсидиарной ответственности по обязательствам кредитной или некредитной финансовой организации (далее при совместном упоминании — финансовая организация) либо к ответственности в виде взыскания убытков в пользу финансовой организации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)») или о назначении административного наказания в виде дисквалификации, указанный член совета директоров (наблюдательного совета) считается выбывшим из состава совета директоров (наблюдательного совета) со дня вступления в силу соответствующего решения суда.

Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об избрании (освобождении) члена совета директоров (наблюдательного совета) в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения и представить сведения и документы, предусмотренные пунктом 10 части первой статьи 14 настоящего Федерального закона.

Кредитная организация в соответствии с порядком, установленным частями восьмой и десятой настоящей статьи, может возложить отдельные обязанности указанных в части восьмой настоящей статьи лиц, предусматривающие право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации, на лиц, занимающих должности, указанные в части девятой настоящей статьи, и иные должности в кредитной организации и соответствующих квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

Лицо, осуществляющее функции руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации (за исключением небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций) и единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, при согласовании кандидатур, назначении (избрании) на должности и в течение всего периода осуществления функций по указанным должностям, включая временное исполнение должностных обязанностей, должно соответствовать квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

Лицо, осуществляющее функции заместителя единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, заместителя главного бухгалтера, руководителя или главного бухгалтера филиала, а также кандидаты на указанные должности небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, при их назначении (избрании) на должности и в течение всего периода осуществления ими функций по указанным должностям (включая временное исполнение должностных обязанностей) должны соответствовать требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

Для получения согласия Банка России кредитная организация (включая небанковскую кредитную организацию, имеющую право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций) обязана направить ходатайство о согласовании кандидатов на должности, указанные в части восьмой настоящей статьи (возложении временного исполнения обязанностей по этим должностям и (или) исполнения отдельных обязанностей, предусматривающих право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации), и представить сведения и документы, предусмотренные пунктами 8 — 10 части первой статьи 14 настоящего Федерального закона. Банк России в месячный срок со дня получения таких документов в порядке, предусмотренном нормативным актом Банка России, дает согласие на назначение (избрание) указанных лиц на перечисленные должности или представляет мотивированный отказ в письменной форме по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона. Отказ Банка России в согласии на назначение (избрание) кандидата может быть обжалован им в судебном порядке.

Кредитная организация (включая небанковскую кредитную организацию, имеющую право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций) обязана в порядке, установленном нормативным актом Банка России, в письменной форме уведомить Банк России о назначении (избрании) кандидатов на должности, указанные в частях восьмой и девятой настоящей статьи (возложении временного исполнения обязанностей по этим должностям и (или) исполнения отдельных обязанностей, предусматривающих право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации), в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения и об освобождении указанных лиц от занимаемых должностей (освобождении от временного исполнения обязанностей по этим должностям и (или) исполнения отдельных обязанностей, предусматривающих право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации) не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.

В случае, если кредитной организацией (включая небанковскую кредитную организацию, имеющую право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций) после получения согласия Банка России на назначение (избрание) кандидатов, указанных в частях седьмой и восьмой настоящей статьи, и до фактического их назначения (избрания) на должности, указанные в части восьмой настоящей статьи (возложения временного исполнения обязанностей по этим должностям и (или) исполнения отдельных обязанностей, предусматривающих право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации), выявлены факты несоответствия кандидатов квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, кредитная организация обязана отказать кандидату в назначении на должность и не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выявления таких фактов, в письменной форме уведомить об этом Банк России с указанием фактов, повлекших принятие такого решения. При этом положительное заключение Банка России о согласовании кандидата считается аннулированным.

В случае, если факты несоответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, выявлены кредитной организацией после фактического назначения (избрания) кандидатов на должности, указанные в части восьмой настоящей статьи (возложения временного исполнения обязанностей по указанным должностям и (или) исполнения отдельных обязанностей, предусматривающих право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации), либо на должности, перечисленные в части девятой настоящей статьи (возложения временного исполнения обязанностей по указанным должностям), кредитная организация обязана:

1) не позднее двух рабочих дней, следующих за днем выявления таких фактов, в письменной форме уведомить об этом Банк России (с указанием соответствующих фактов);

2) не позднее одного месяца со дня выявления таких фактов в порядке, предусмотренном трудовым законодательством, освободить лицо от занимаемой должности (освободить от временного исполнения обязанностей по этой должности и (или) исполнения отдельных обязанностей, предусматривающих право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации);

3) уведомить Банк России об освобождении лица от занимаемой должности (освобождении от временного исполнения обязанностей по этой должности и (или) исполнения отдельных обязанностей, предусматривающих право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации) в порядке, предусмотренном частью одиннадцатой настоящей статьи.

В случае, если после направления кредитной организацией уведомления, предусмотренного частью шестой настоящей статьи, кредитной организацией выявлены факты, свидетельствующие о несоответствии деловой репутации избранного члена совета директоров (наблюдательного совета) требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, кредитная организация обязана не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких фактов, в письменной форме уведомить Банк России об этом (с указанием соответствующих фактов), а также о принятых кредитной организацией мерах по прекращению полномочий указанного лица.

В случае неисполнения кредитной организацией обязанностей, предусмотренных пунктом 3 части тринадцатой и частью четырнадцатой настоящей статьи, либо в случае самостоятельного выявления Банком России фактов несоответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, лиц, указанных в частях четвертой, седьмой — девятой настоящей статьи, Банк России направляет в кредитную организацию предписание с требованием об их замене в порядке, установленном нормативным актом Банка России.

В случаях, установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», полномочия единоличного исполнительного органа банка могут осуществляться обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора». При этом положения частей восьмой и десятой настоящей статьи не применяются.

Высшие
менеджеры обычно представлены советом
директоров банка.

Исполнительное
руководство банка (далее именуется
менеджментом, а отдельные руководители
— менеджерами) должно нести ответственность
за реализацию стратегии и политики
банка, утвержденной советом директоров;
развивать процессы, призванные выявлять,
измерять, отслеживать и контролировать
банковские риски; поддерживать такую
организационную структуру, которая
четко разграничивает сферы ответственности,
полномочий и отчетности; обеспечивать
эффективное осуществление делегированных
полномочий; разрабатывать соответствующие
правила внутреннего контроля; отслеживать
адекватность и действенность системы
внутреннего контроля.

Менеджмент
несет ответственность за выполнение
указаний совета директоров, включая
реализацию стратегии и политики и
создание эффективной системы внутреннего
контроля. Обычно менеджмент делегирует
полномочия на разработку конкретных
правил и процедур в сфере внутреннего
контроля руководителям соответствующего
подразделения. Делегирование полномочий
и ответственности является важной
частью управления; однако высшее
руководство должно контролировать
менеджеров, которым оно передало данные
обязанности с тем, чтобы обеспечить
разработку и исполнение надлежащих
правил и процедур.

Соблюдение
правил созданной системы внутреннего
контроля во многом зависит от хорошо
описанной и понятной организационной
структуры с четко очерченными сферами
отчетности, полномочий и эффективной
системой обмена информацией в рамках
всего банка. Разделение полномочий и
ответственности должно осуществляться
так, чтобы избежать пробелов в системе
подотчетности и охватить все уровни
банка и его структур эффективными мерами
управленческого контроля.

Важно,
чтобы высшее руководство принимало
меры, обеспечивающие выполнение работы
по внутреннему контролю высококвалифицированными
сотрудниками, обладающими необходимым
опытом и техническими возможностями.
Сотрудники отделов контроля должны
получать справедливое вознаграждение.
Необходимо постоянно повышать квалификацию
персонала. Высшее руководство должно
проводить политику поощрения,
вознаграждения и продвижения по службе
отличившихся сотрудников и сводить к
минимуму поощрение сотрудников,
игнорирующих или нарушающих механизмы
внутреннего контроля.

45. Система и функции банковского менеджмента

Менеджмент
банка представляет собой сложную
(полиструктурную) систему. Структура
его, как система управленческих отношений,
характеризуется взаимосвязанными
отношениями основных функций, в состав
которых входят:


функция подготовки управленческого
решения;


функция принятия управленческого
решения;


функция организации выполнения;


функция учета и анализа деятельности
банков;


функция контроля и надзора за реализацией
управленческих решений;


функция оперативного регулирования
процесса выполнения управленческих
решений.

Функция
подготовки управленческих решений в
виде вариантов проектов стратегического
и текущих планов, проектов программ,
прогнозов реализуется организационными
системами планирования на основе
информации маркетинговых исследований,
отчетных и аналитических данных, а также
материалов к проектам планов, программ
и прогнозов, которые представляются
управлениями и службами банка.

Функция
принятия управленческого решения
реализуется высшим звеном руководства
банка (Совет Директоров, Правление,
Президент, Вице-Президенты и другие
высшие менеджеры) в виде: «Миссии банка»,
схемы порядка организации управления,
стратегического плана, стратегических
программ и проектов (соглашений, договоров
и т.п.).

Функция
организации выражается в вице: —
организационных схем; — подготовки схем
документооборота; — положений и инструкций
по работе с персоналом; — организации
маркетинговых и социологических
исследований, внешних связей с иностранными
и отечественными банками и другими
организациями.

Реализуется,
эта функция службами и подразделениями
банка, работающими под руководством
менеджеров среднего и низового уровней.

Функция
учета и анализа реализуется службами
бухгалтерского учета, статистики,
планирования, маркетинга

в
форме бухгалтерских балансов,
периодической, фи -нансовой и статистической
отчетности, аналитических записок и
т.п.

Функция
контроля реализуется руководством
банка всех уровней от низшего до высшего.

Осуществляется
функция контроля в двоякой форме: внешней
и внутренней.

Внешний
контроль осуществляется органами
государственного надзора в соответствии
с действующими законодательными и
нормативными актами; внешним
вневедомственным аудитом со стороны
негосударственных организаций.

Внутренний
контроль осуществляется службами банка.

Функция
оперативного регулирования процесса
выполнения управленческих решений
осуществляется менеджерами среднего
и низшего звена. При этом возможна и
корректировка ранее принятых руководством
решений. Коррективы эти вносятся
руководством высшего уровня.

Маркетинговые
службы банка (или привлекаемые
маркетинговые специализированные
фирмы) обеспечивают необходимой
информацией реализацию всех функций
менеджмента.

Менеджмент,
как показывает исторический опыт
развития мировой экономики, и теоретически
и практи­чески возможен без маркетинга
на основе отличных от маркетинга главных
идей становления и развития банка.

История
развития банковской деятельности
позволяет выделить три этапа, для каждого
из которых была своя парадигма развития
банковской деятельности.

Первый
этап — охватывает период становления,
функционирования и развития
капиталистических отношений; от
зарождения капиталистического уклада
до победы и господства капитализма
свободной конкуренции.

Парадигма
этого периода истории банков — развитие
депозитно-ссудной деятельности.

Банки
— простые посредники между заемщиками
и владельцами временно свободных
денежных средств.

Информационная
подсистема менеджмента банков
целенаправленно формирует соответствующий
массив информации: о перспективах роста
ссудного капитала, о

кредитоспособности
и надежности заемщиков, о состоянии и
деятельности конкурирующих банков.

Второй
этап — становление и функционирование
монополистического капитализма от
70-80-х годов XIX века до 60-х годов XX века.

Концентрация
банковских капиталов, образование
банковских монополий формирует новую
роль банков.

С
образованием банковских монополий
изменяется роль и значение банков. Они
получают возможность сначала точно
узнавать состояние дел у отдельных
капиталистов, затем контролировать их
капитал, влиять на них посредством
расширения или сужения, облегчения или
затруднения кредита, и, наконец, всецело
определять их судьбу, определять их
доходность, лишать их капитала или
давать возможность быстро и в громадных
размерах увеличивать их капитал и т.п.

Для
менеджмента банка можно выделить
следующие переходные ступени:


переход от парадигмы «депозитно-ссудной
деятельности банка» к парадигме
«инвестора и имитента»; формируется
новая роль банков как одна из основных
черт монополистического капитализма;


переход к парадигме банковского
маркетинга; парадигма выявления
потребностей запросов и предпочтений
клиентов банков (корпоративных и
индивидуальных) и способов удовлетворения
этих потребностей, обеспечивающих
получение высокой устойчивой нормы
банковской прибыли.

Парадигма
«депозитно-ссудного» менеджмента
сменяется парадигмой «инвестиционной
деятельности» менеджмента.

Банки
становятся инвесторами и эмитентами
ценных бумаг, активно воздействуют на
процесс конкуренции промышленного
капитала, развитие акционерных обществ,
возникновение монополий.

Новая
парадигма не устраняет старую, но
превращает ее в подчиненную.

Она
меняет стиль работы банков, изменяет
содержание менеджмента. Его информационная
подсистема целенаправленно формирует
иной массив информации. На первый план
выдвигается информация, связанная с
инвестиционной, преимущественно
портфельной, деятельностью

на
основе купли-продажи ценных бумаг
корпораций, других банков и эмиссии
собственных ценных бумаг (акций и
облигаций); а также информация, связанная
с выявлением кредитоспособности и
ликвидности акционерных компаний и
т.д.

Третий
этап — современный, с 60-х годов XX столетия
до настоящего времени. В условиях
современной научно-технической и
технологической революции создается
общемировая информационная сеть,
создаются транснациональные и
международные корпорации и банки.
Появляется новая парадигма — маркетинг.
В новых экономических условиях обеспечить
устойчиво высокую прибыль нельзя без
всесторонней ориентации на выявление
потребностей, запросов и предпочтений
потребителей.

Парадигмы
депозитной и инвестиционной деятельности
становятся подчиненными новой идее —
парадигме удовлетворения запросов
потребителя, и на этой основе обеспечения
высокой рентабельности и эффективности
функционирования банковского капитала.

Учитывая
особое место информационного массива
во всей системе менеджмента, поскольку
предметом труда в управлении является
информация, можно определить менеджмент
банков на первом этапе как «депозитно-ссудный
менеджмент», на втором- как «инвестиционный
менеджмент» и на современном, третьем
этапе как «маркетинговый менеджмент».

Все
функции менеджмента идентичны на всех
этапах, но содержание их изменяется в
связи с иным содержанием массива
информации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

О чем статья

Введение

Внешнее и внутреннее управление банком являются важными аспектами его деятельности. Внешнее управление включает в себя взаимодействие банка с внешними структурами, такими как регуляторы и акционеры, а также управление репутацией и рисками. Внутреннее управление, в свою очередь, относится к организации и контролю внутренних процессов и структур банка.

В данном плане лекции мы рассмотрим основные принципы, функции и задачи внешнего и внутреннего управления банком, а также роль руководства в этих процессах. Понимание этих аспектов поможет студентам лучше понять, как банк функционирует и какие механизмы управления применяются для обеспечения его эффективной работы.

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать работу

Внешнее управление банком

Внешнее управление банком – это процесс управления банком со стороны внешних структур и органов государственного регулирования. Оно осуществляется через различные механизмы и инструменты, которые направлены на контроль и регулирование деятельности банка.

Внешнее управление банком включает в себя следующие аспекты:

Государственное регулирование

Государственное регулирование представляет собой систему нормативных актов и правил, которые устанавливаются государством для регулирования деятельности банков. Оно осуществляется через различные органы и институты, такие как Центральный банк, финансовые комиссии и другие.

Нормативные требования

Нормативные требования – это правила и стандарты, которым должны соответствовать банки при осуществлении своей деятельности. Они определяются государственными органами и регуляторами и включают в себя требования к капиталу, ликвидности, уровню риска и другим аспектам деятельности банка.

Лицензирование и регистрация

Лицензирование и регистрация – это процедуры, которые банк должен пройти для получения разрешения на осуществление своей деятельности. Они проводятся государственными органами и включают в себя проверку финансового состояния, квалификации руководства и других аспектов банковской деятельности.

Контроль и надзор

Контроль и надзор – это процессы, которые осуществляются государственными органами для проверки соблюдения банком нормативных требований и правил. Они включают в себя проведение аудитов, проверку отчетности, анализ финансовых показателей и другие меры контроля.

Внешнее управление банком имеет целью обеспечить стабильность и надежность банковской системы, защитить интересы депозиторов и клиентов, а также предотвратить финансовые кризисы и риски для экономики страны.

Внутреннее управление банком

Внутреннее управление банком – это система организации и управления внутренними процессами и операциями банка. Оно включает в себя установление правил и процедур, контроль за их соблюдением, а также принятие стратегических решений и управление рисками.

Роль руководства во внутреннем управлении

Руководство банка играет ключевую роль во внутреннем управлении. Оно определяет стратегию развития банка, устанавливает цели и задачи, разрабатывает политику и стратегии управления рисками, а также контролирует их выполнение.

Основные принципы внутреннего управления банком

Основными принципами внутреннего управления банком являются:

  • Принцип прозрачности и открытости – банк должен предоставлять достоверную информацию о своей деятельности и финансовом положении, а также обеспечивать доступ к этой информации для заинтересованных сторон.
  • Принцип эффективности и эффективности – банк должен стремиться к достижению максимальной эффективности и эффективности в своей деятельности, оптимизируя процессы и ресурсы.
  • Принцип независимости и непредвзятости – руководство банка должно принимать решения на основе объективной информации и в интересах банка и его клиентов, исключая конфликт интересов.
  • Принцип ответственности и учетности – руководство банка несет ответственность за свои решения и действия, а также должно вести учет и отчетность о своей деятельности.

Функции внутреннего управления банком

Функции внутреннего управления банком включают:

  • Планирование и стратегическое управление – разработка стратегии развития банка, определение целей и задач, планирование бюджета и ресурсов.
  • Организация и управление процессами – установление правил и процедур, организация работы банка, контроль за выполнением процессов и операций.
  • Управление рисками – идентификация, оценка и управление рисками, связанными с деятельностью банка, разработка политики и стратегий управления рисками.
  • Контроль и аудит – контроль за соблюдением правил и процедур, аудит финансовой отчетности, анализ финансовых показателей и деятельности банка.

Основные задачи внутреннего управления банком

Основными задачами внутреннего управления банком являются:

  • Обеспечение финансовой устойчивости – управление рисками, контроль за финансовыми показателями и обеспечение достаточного уровня капитала.
  • Обеспечение эффективности и эффективности деятельности – оптимизация процессов и ресурсов, повышение производительности и качества услуг.
  • Соблюдение нормативных требований и правил – контроль за соблюдением законодательства и регуляторных норм, предотвращение нарушений и рисков.
  • Защита интересов клиентов и депозиторов – обеспечение безопасности и конфиденциальности данных клиентов, предоставление качественных и надежных услуг.

Роль руководства во внешнем управлении

Руководство банка играет важную роль во внешнем управлении, которое включает в себя взаимодействие с внешними сторонами, такими как государственные органы, регуляторы, акционеры, инвесторы и другие заинтересованные стороны. Руководство банка выполняет следующие функции во внешнем управлении:

Представление банка перед внешними сторонами

Руководство банка является лицом, представляющим банк перед внешними сторонами. Оно общается с государственными органами, регуляторами, акционерами и другими заинтересованными сторонами, представляет интересы банка и обеспечивает сотрудничество и взаимодействие.

Установление и поддержание отношений с регуляторами

Руководство банка взаимодействует с регуляторами, такими как Центральный банк, и обеспечивает соблюдение всех нормативных требований и правил. Оно предоставляет необходимую информацию, отчитывается о деятельности банка и сотрудничает с регуляторами для обеспечения стабильности и надежности банковской системы.

Обеспечение прозрачности и открытости

Руководство банка отвечает за обеспечение прозрачности и открытости деятельности банка перед акционерами, инвесторами и другими заинтересованными сторонами. Оно предоставляет информацию о финансовом положении банка, его стратегии и планах, а также обеспечивает доступность отчетности и документов.

Управление рисками и обеспечение финансовой устойчивости

Руководство банка отвечает за управление рисками и обеспечение финансовой устойчивости банка. Оно разрабатывает и внедряет стратегии по управлению рисками, контролирует финансовые показатели и обеспечивает достаточный уровень капитала для обеспечения стабильности и надежности банка.

Защита интересов акционеров и инвесторов

Руководство банка защищает интересы акционеров и инвесторов, обеспечивая максимальную эффективность и эффективность деятельности банка. Оно принимает меры для повышения доходности акций и обеспечения устойчивого роста банка, а также предоставляет информацию и отчетность, необходимую для принятия решений инвесторами.

Роль руководства во внутреннем управлении банком

Руководство банка играет ключевую роль во внутреннем управлении, обеспечивая эффективное функционирование и развитие банка. Оно отвечает за принятие стратегических решений, контроль за выполнением задач и достижением поставленных целей.

Разработка стратегии и целей банка

Руководство банка определяет стратегию и цели банка, исходя из его миссии, визии и текущей ситуации на рынке. Оно анализирует внешнюю среду, конкурентов, потребности клиентов и определяет направления развития банка.

Организация работы банка

Руководство банка организует работу банка, определяет структуру и функции подразделений, назначает ответственных лиц, разрабатывает процессы и процедуры работы. Оно также обеспечивает эффективное использование ресурсов банка, включая финансовые, человеческие и информационные ресурсы.

Управление рисками

Руководство банка отвечает за управление рисками, связанными с деятельностью банка. Оно разрабатывает политику управления рисками, устанавливает процедуры и контрольные механизмы для минимизации рисков и обеспечения финансовой стабильности банка.

Контроль и мониторинг

Руководство банка осуществляет контроль и мониторинг за выполнением поставленных целей и задач. Оно анализирует финансовые показатели, операционную деятельность и эффективность работы банка, принимает меры по устранению выявленных проблем и недостатков.

Развитие персонала

Руководство банка заботится о развитии персонала, обеспечивая обучение, тренинги и развитие сотрудников. Оно создает условия для профессионального роста и карьерного развития сотрудников, а также стимулирует их мотивацию и эффективность работы.

Соблюдение законодательства и нормативных требований

Руководство банка обеспечивает соблюдение законодательства и нормативных требований, связанных с деятельностью банка. Оно следит за изменениями в законодательстве, разрабатывает политики и процедуры, соответствующие требованиям регуляторов и обеспечивает их исполнение.

Основные принципы внешнего управления банком

Принцип прозрачности и открытости

Принцип прозрачности и открытости внешнего управления банком означает, что банк должен предоставлять достоверную и полную информацию о своей деятельности, финансовом положении, рисках и стратегии. Это позволяет заинтересованным сторонам, таким как акционеры, инвесторы, клиенты и регуляторы, оценить работу банка и принять информированные решения.

Принцип эффективности и эффективности

Принцип эффективности и эффективности внешнего управления банком заключается в том, чтобы обеспечить оптимальное использование ресурсов банка и достижение поставленных целей. Руководство банка должно разрабатывать и реализовывать стратегии, политики и процедуры, которые позволяют достичь максимальной эффективности и эффективности во всех аспектах деятельности банка.

Принцип ответственности и учетности

Принцип ответственности и учетности внешнего управления банком предполагает, что руководство банка несет ответственность за свои действия и принимаемые решения. Оно должно быть готово отчитываться перед заинтересованными сторонами и регуляторами о своей деятельности и результативности. Кроме того, банк должен вести точный и надежный учет своих операций и финансовых показателей.

Принцип соблюдения законодательства и нормативных требований

Принцип соблюдения законодательства и нормативных требований внешнего управления банком означает, что банк должен действовать в соответствии с действующим законодательством и требованиями регуляторов. Руководство банка должно следить за изменениями в законодательстве, разрабатывать политики и процедуры, соответствующие требованиям регуляторов, и обеспечивать их исполнение.

Принцип учета интересов заинтересованных сторон

Принцип учета интересов заинтересованных сторон внешнего управления банком предполагает, что банк должен учитывать интересы своих акционеров, клиентов, сотрудников и других заинтересованных сторон при принятии решений и разработке стратегии. Руководство банка должно стремиться к достижению баланса между различными интересами и удовлетворению потребностей всех заинтересованных сторон.

Основные принципы внутреннего управления банком

Принцип эффективности и эффективности

Принцип эффективности и эффективности внутреннего управления банком заключается в том, чтобы обеспечить оптимальное использование ресурсов банка и достижение поставленных целей. Руководство банка должно разрабатывать и внедрять эффективные стратегии, политики и процедуры, которые позволяют достичь максимальных результатов при минимальных затратах.

Принцип прозрачности и отчетности

Принцип прозрачности и отчетности внутреннего управления банком предполагает, что банк должен предоставлять достоверную и полную информацию о своей деятельности, финансовом положении и результатах. Руководство банка должно обеспечивать прозрачность в принятии решений, раскрытии информации и отчетности перед заинтересованными сторонами, включая акционеров, клиентов, регуляторов и общественность.

Принцип контроля и надзора

Принцип контроля и надзора внутреннего управления банком предполагает, что банк должен иметь систему внутреннего контроля и надзора, которая обеспечивает проверку и оценку деятельности банка, выявление и предотвращение рисков, а также соблюдение законодательства и внутренних политик. Руководство банка должно устанавливать механизмы контроля, проводить аудиты и регулярно оценивать эффективность системы контроля и надзора.

Принцип ответственности и независимости

Принцип ответственности и независимости внутреннего управления банком предполагает, что руководство банка должно нести ответственность за свои решения и действия, а также быть независимым от внешних влияний и конфликтов интересов. Руководство банка должно действовать в интересах банка и его заинтересованных сторон, а также соблюдать принципы этики и профессионального поведения.

Принцип непрерывности и устойчивости

Принцип непрерывности и устойчивости внутреннего управления банком предполагает, что банк должен иметь механизмы и процедуры, которые обеспечивают непрерывность его деятельности и способность справляться с возможными кризисными ситуациями. Руководство банка должно разрабатывать планы контингентности, управлять рисками и обеспечивать финансовую устойчивость банка.

Функции внешнего управления банком

Регулирование и надзор

Одной из основных функций внешнего управления банком является регулирование и надзор за его деятельностью. Регулирование осуществляется государственными органами, которые устанавливают правила и нормы, которым должны соответствовать банки. Надзор осуществляется со стороны регуляторов, которые контролируют соблюдение этих правил и норм.

Лицензирование

Функция лицензирования заключается в выдаче банкам специальных разрешений на осуществление банковской деятельности. Лицензия подтверждает, что банк соответствует определенным требованиям и имеет право осуществлять операции с деньгами и ценными бумагами.

Контроль за финансовой устойчивостью

Внешнее управление банком также включает контроль за его финансовой устойчивостью. Регуляторы и надзорные органы следят за финансовым состоянием банка, его капиталом, ликвидностью и рисками. В случае выявления проблемных ситуаций, они могут принимать меры для восстановления финансовой устойчивости банка.

Защита прав и интересов клиентов

Функция защиты прав и интересов клиентов заключается в том, чтобы обеспечить справедливое и надежное обслуживание клиентов банка. Регуляторы и надзорные органы контролируют, чтобы банк соблюдал правила и нормы, касающиеся обслуживания клиентов, и реагировали на жалобы и претензии клиентов.

Предотвращение и борьба с финансовыми преступлениями

Внешнее управление банком также включает функцию предотвращения и борьбы с финансовыми преступлениями, такими как отмывание денег и финансирование терроризма. Регуляторы и надзорные органы устанавливают правила и процедуры, которые помогают банкам выявлять и предотвращать такие преступления.

Функции внутреннего управления банком

Планирование и стратегическое управление

Планирование и стратегическое управление являются одной из основных функций внутреннего управления банком. В рамках этой функции руководство банка разрабатывает долгосрочные и краткосрочные планы развития банка, определяет стратегические цели и задачи, а также разрабатывает стратегии и тактики для их достижения.

Организация и координация деятельности

Организация и координация деятельности являются важными функциями внутреннего управления банком. Руководство банка определяет структуру организации, распределяет задачи и ответственность между сотрудниками, а также обеспечивает координацию работы различных подразделений банка.

Контроль и анализ

Контроль и анализ являются неотъемлемой частью внутреннего управления банком. Руководство банка осуществляет контроль за выполнением поставленных задач и достижением стратегических целей, а также проводит анализ финансовых показателей и операционной деятельности банка для принятия решений и корректировки стратегии.

Управление рисками

Управление рисками является одной из ключевых функций внутреннего управления банком. Руководство банка разрабатывает и внедряет политику управления рисками, определяет методы и инструменты для идентификации, оценки и управления рисками, а также контролирует их выполнение.

Управление персоналом

Управление персоналом является важной функцией внутреннего управления банком. Руководство банка занимается наймом, обучением и развитием сотрудников, определяет систему мотивации и стимулирования персонала, а также осуществляет контроль за выполнением трудовых обязанностей и профессиональным развитием сотрудников.

Информационное управление

Информационное управление является неотъемлемой частью внутреннего управления банком. Руководство банка обеспечивает сбор, обработку и анализ информации, необходимой для принятия решений и управления банком, а также разрабатывает и внедряет информационные системы и технологии.

Основные задачи внешнего управления банком

Регулирование и надзор

Одной из основных задач внешнего управления банком является регулирование и надзор за его деятельностью. Регулирование осуществляется государственными органами, которые устанавливают правила и нормы, которым должны соответствовать банки. Надзор же представляет собой контроль за соблюдением этих правил и норм, а также за финансовым состоянием и стабильностью банка.

Взаимодействие с клиентами и партнерами

Внешнее управление банком также включает в себя задачи по взаимодействию с клиентами и партнерами. Банк должен обеспечивать качественное обслуживание клиентов, предлагать им различные финансовые продукты и услуги, а также поддерживать доверительные отношения с партнерами, такими как другие банки, финансовые институты и регуляторы.

Формирование и реализация стратегии

Руководство банка также отвечает за формирование и реализацию стратегии развития банка. Это включает определение целей и приоритетов, разработку планов и программ, а также контроль за их выполнением. Стратегия банка должна быть направлена на достижение устойчивого финансового результата, удовлетворение потребностей клиентов и укрепление позиций на рынке.

Финансовое планирование и управление

Одной из важных задач внешнего управления банком является финансовое планирование и управление. Руководство банка должно разрабатывать бюджеты, прогнозировать доходы и расходы, а также управлять активами и пассивами банка. Это позволяет обеспечить финансовую устойчивость и эффективность деятельности банка.

Репутационное управление

Репутационное управление является важной задачей внешнего управления банком. Руководство банка должно стремиться к созданию и поддержанию положительной репутации банка в глазах клиентов, партнеров и общественности. Это достигается через эффективное коммуникационное взаимодействие, ответственное поведение и социальную ответственность банка.

Основные задачи внутреннего управления банком

Установление и контроль политики и стратегии банка

Одной из основных задач внутреннего управления банком является установление и контроль политики и стратегии банка. Руководство банка должно определить цели и направление развития банка, а также разработать стратегию, которая позволит достичь этих целей. Кроме того, руководство должно контролировать выполнение стратегии и вносить необходимые корректировки в случае необходимости.

Управление рисками

Управление рисками является одной из ключевых задач внутреннего управления банком. Руководство банка должно разрабатывать и внедрять систему управления рисками, которая позволит идентифицировать, измерять, контролировать и управлять рисками, с которыми сталкивается банк. Это включает в себя оценку кредитного риска, операционного риска, рыночного риска и других видов рисков, а также принятие мер по их снижению или устранению.

Управление финансовыми ресурсами

Управление финансовыми ресурсами является также важной задачей внутреннего управления банком. Руководство банка должно эффективно управлять активами и пассивами банка, чтобы обеспечить его финансовую устойчивость и рентабельность. Это включает в себя разработку и реализацию инвестиционной политики, управление ликвидностью, управление капиталом и другие финансовые операции.

Управление персоналом

Управление персоналом является одной из задач внутреннего управления банком. Руководство банка должно разрабатывать и внедрять систему управления персоналом, которая позволит привлекать, развивать и удерживать квалифицированных сотрудников. Это включает в себя процессы найма, обучения, оценки и мотивации персонала, а также создание благоприятной рабочей среды и корпоративной культуры.

Управление информацией и технологиями

Управление информацией и технологиями также является важной задачей внутреннего управления банком. Руководство банка должно обеспечивать эффективное использование информационных систем и технологий, которые позволяют обрабатывать и хранить информацию, автоматизировать бизнес-процессы и обеспечивать безопасность данных. Это включает в себя разработку и внедрение информационной стратегии, управление информационными ресурсами и защиту информации от несанкционированного доступа.

Сравнительная таблица внешнего и внутреннего управления банком

Аспект Внешнее управление Внутреннее управление
Роль руководства Определение стратегии и целей банка, принятие решений на высшем уровне Организация работы внутри банка, контроль выполнения задач
Принципы управления Прозрачность, эффективность, ответственность Эффективность, эффективность, эффективность
Функции управления Установление взаимоотношений с акционерами, регуляторами, клиентами Планирование, организация, контроль, мотивация, координация
Задачи управления Обеспечение финансовой устойчивости, роста и развития банка Максимизация прибыли, управление рисками, улучшение операционной эффективности

Заключение

Внешнее и внутреннее управление банком являются важными аспектами его деятельности. Внешнее управление включает в себя роль руководства и основные принципы, которые помогают банку эффективно функционировать во внешней среде. Внутреннее управление, в свою очередь, включает в себя роль руководства и основные принципы, которые помогают банку эффективно управлять своими внутренними процессами. Оба вида управления имеют свои функции и задачи, которые направлены на обеспечение стабильности и успешного развития банка.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Toyota rav4 руководство по ремонту скачать торрент
  • Дота создание руководства
  • Opi масло для кутикулы карандаш инструкция по применению
  • Лекарство асд фракция 2 для человека инструкция отзывы врачей
  • Оформление квартиры с материнским капиталом пошаговая инструкция покупки