Управленческая роль руководства

Роль руководителя
одна из главных ролей в управленческих
отношениях. Слово руководитель буквально
означает «ведущий за руку». Смысл этого
лучше выражает слово надсмотрщик. Для
организации оказалось нужным иметь
человека, отвечающего за надзор за всем
подразделением в целом, а не только
полностью поглощенного выполнением
специализированных задач. Этот вид
деятельности – следить за целым –
составляет суть работы руководителя.

Слово «менеджер»
первоначально обозначало умение
объезжать лошадей и править ими. Термин
«менеджмент» буквально означает
«руководство людьми». Практически все
известные зарубежные энциклопедии
трактуют понятие «менеджмент» как
процесс достижения цели организации
руками и головой других людей. Функции
и методы деятельности, типы менеджеров
исторически меняются.

Общие ролевые
требования к руководителю (менеджеру)
включают ряд функций, направленных на
отбор, выполнение групповых производственных
задач, а также на поддержание и активизацию
деятельности сотрудников и отдельных
групп.

Ролевая модель
руководителя

заключается в выполнении следующих
задач:

1) определение
целей и задач деятельности организации,
подчиненных;

2) постановка задач
перед подчиненными;

3) стимулирование
работы подчиненных;

4) координация
деятельности внутри организации;

5) контроль за
выполнением работы;

6) оценка исполнения.

Психологические
характеристики деятельности руководителя:

1) большое разнообразие
содержания профессиональной активности;

2) повышенная
ответственность за состояние ресурсов
и результаты деятельности;

3) творческий
характер работы при обычном дефиците
информации, времени и средств;

4) особая роль
коммуникативных функций, поскольку
управленческая деятельность протекает
посредством общения;

5) высокая общая
нервно-психическая напряженность.

Поведенческая
реализация управленческой роли

складывается из двух процессов:

1) управленческое
общение; 2) управление собой как процесс
совершенствования своих личностных
качеств.

Управленческое
общение
, в
свою очередь, может реализовываться в
двух формах:

1) в форме ситуационных
взаимодействий с подчиненными;

2) в форме
производственных совещаний, собраний,
конференций, т.е. формализованных и
организованных встреч руководителей
с коллективом.

Управление собой
предполагает, что руководитель должен
осознавать себя как личность, которой
будут подражать, он должен подвергать
себя самооценке и создавать свой образ,
соответствующий представлениям об
эффективном управляющем, т.е. «Я-концепцию.
Под управлением собой понимают развитие
характерных черт руководителя, позволяющих
ему эффективно трудиться. Эти черты
можно сгруппировать следующим образом:
1) поддержание физического здоровья, 2)
рациональное распределение сил, 3)
преодоление трудностей, 4) рациональное
распределение времени.

Еще одним результатом
управления собой при выполнении роли
руководителя является формирование
управленческого менталитета –
определенного мироощущения, мировосприятия
руководителя. Управленческий
менталитет – определенная система
образов и представлений руководителя
о себе, своих подчиненных, об эффективности
своей работы. Все элементы данной системы
образов тесно взаимосвязаны и выполняют
функцию регулирования поведения
руководителя.

В различные периоды
существования и развития организации
роль руководителя может выполняться
по-разному. Рассмотрим содержание
некоторых ролей.

Разновидности
роли руководителя:

1. Руководитель
как предприниматель-новатор.

Предпринимательские и новаторские
навыки у руководителя должны быть
направлены на решение следующих
организационных задач:

  1. быть первым среди
    равных, а значит предприимчивым.

  2. Помнить, что успех
    на рынке рождается в конкуренции.

  3. Поддерживать
    свободу творчества и энтузиастов в
    коллективе

  4. Уметь учитывать
    коньюктуру рынка и перестраивать
    оргструктуру организации.

2. Руководитель
как коммерсант
.
Ролевая функция выполняет две задачи:

  1. обеспечение
    эффективных коммерческих переговоров
    руководителя с деловыми партнерами.

  2. Формирование у
    торговых сотрудников инновационного
    поведения.

3. Руководитель
как администратор
.
Эта роль направлена на формирование
персонала фирмы. Процесс планирования
людских ресурсов включает в себя три
этапа: оценка наличных ресурсов, оценка
будущих потребностей, разработка
программы удовлетворения будущих
потребностей.

4. Руководитель
как лидер-мотиватор
.
Задачи этой деятельности:

  1. завоевание
    психологического неформального
    авторитета среди сотрудников.

  2. Умение лучше
    других видеть цель совместной деятельности
    группы.

  3. Выработка
    индивидуального стиля общения и
    руководства подчиненными.

  4. Обеспечение
    эффективной мотивации работников,
    содействующей эффективному достижению
    групповых целей.

5. Руководитель
как практический психолог-воспитатель
.
Деятельность направлена на решение
следующих задач:

  1. познание и
    формирование необходимых деловых и
    личностных качеств сотрудников

  2. обеспечение
    эффективных управленческих воздействий
    на трудовое поведение работников.

  3. Создание условий
    для трудовой самореализации работников.

  4. Развитие персонала
    (в т.ч. оказание помощи по
    самосовершенствованию).

6. Руководитель
как создатель организационной культуры
.
Ролевые задачи:

  1. формирование и
    развитие организационной культуры в
    организации.

  2. обеспечение
    идентификации работников с организационной
    культурой.

  3. Развитие «духа»
    предпринимательства и новаторства в
    коллективе.

7. Руководитель
как координатор

решает следующие задачи:

  1. создание оптимальной
    организационной структуры управления
    предприятием.

  2. Организация
    эффективной совместной трудовой
    деятельности сотрудников в каждом
    первичном коллективе.

  3. Обеспечение
    делегирования подчиненным полномочий
    и ответственности.

  4. Систематическое
    осуществление комплексной и объективной
    оценки результативности трудовой
    деятельности работников.

8. Руководитель
как коммуникатор

обеспечивает эффективное взаимодействие
членов организации. Его роль заключается
в следующем:

  1. организация
    эффективных деловых коммуникаций
    (осуществление приема и распространения
    информации)

  2. обеспечение сбора
    и переработки информации для обоснования.

  3. Развитие
    межличностных коммуникаций.

9. Руководитель
как социальный контролер
.
Эта роль связана с выявлением слабых
мест и ошибок в управлении, а также
своевременным исполнением. Сущность
социального контроля в сфере труда
выражается в следующих функциях:

  1. оценочной,
    заключающейся в оценке социально
    значимых поступков работников и в
    сравнении их с действующими в коллективе
    нормами поведения.

  2. Стимулирующая,
    состоящая в регулировании как позитивной.
    Так и негативной модели поведения
    работников (при этом санкции понимаются
    как антистимул).

10. Руководитель
как дипломат
.
Среди различных навыков и умений
руководителя значимым является умение
налаживать выгодные контакты, умение
ладить с людьми.

Особенности
личностных качеств руководителя,
понимание, усвоение и выполнение им
своей роли определяют и его управленческий
стиль.

Индивидуальный
стиль выполнения роли

складывается из:

1) потребностей,
интересов, мотивов личности;

2) ответственности
личности;

3) уровня притязаний
человека;

4) самооценки
личности.

Выделяют следующие
стили управления. Авторитарный
(директивный) стиль

управления: характеризуется высокой
централизацией руководства, доминированием
единоначалия. Руководитель требует,
чтобы обо всех делах докладывали именно
ему. К мнению коллектива не прислушивается,
решает за коллектив сам. Преобладающими
методами управления являются приказы.
Наказания, замечания, выговоры.

Демократический
(коллегиальный) стиль

управления характеризуется распределением
полномочий, инициативы и ответственности
между руководителем и заместителями,
руководителем и подчиненными. Руководитель
выясняет мнения подчиненных по важным
вопросам. Принимает коллегиальные
решения. Методы управления: просьбы,
пожелания, рекомендации, советы,
поощрения, реже – приказы.

Либеральный
(попустительский) стиль

характеризуется отсутствием активного
участия руководителя в управлении
коллективом. Руководитель «плывет по
течению», предпочитает не рисковать,
стремится уменьшить свою персональную
ответственность. Работу пускает на
самотек. Редко контролирует. Такой стиль
управления предпочтителен в творческих
коллективах, где сотрудники отличаются
самостоятельностью и индивидуальностью.

Подлинным
критерием оценки
деятельности руководителя служит
конечный результат
труда всего коллектива, в котором
органически соединены
результаты труда и руководителя, и
исполнителей.
Результаты труда с экономической точки
зрения проявляются
как прибыль предприятия, качество и
количество
продукции, экономичность (себестоимость),
новизна
продукции. Но помимо указанных критериев,
эффективность
деятельности руководителя

оценивается через пси­хологические
критерии.

Психологические
критерии эффективности деятельности
руководителя:

1)
удовлетворенность членов коллектива
различными аспектами членства в нем
(например,
удовлетворенность отношениями с
коллегами, с руководителем,
условиями труда, заработной платой и
т. д.), что проявляется
в благоприятном либо неблагоприятном
психологическом климате коллектива, в
степени стабильности либо «текучести»
кадров;

2)
мотивация членов коллек­тива
(желание людей трудиться и сохранять
членство в коллективе);

3) авторитет
руководителя в коллективе;

4)
самооценка коллектива своей сплоченности,
своей успешности
функционирования.

Вопросы для
самопроверки:

1. Что такое
«социальная роль»?

2. Какие факторы
влияют на усвоение и выполнение социальной
роли?

3. Каковы основные
задачи ролевой модели руководства?

4. Из каких процессов
складывается поведенческая реализация
управленческой роли?

5. Охарактеризуйте
разновидности роли руководителя в
организации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Автор статьи

Владислав Александрович Андрюшин

Эксперт по предмету «Менеджмент»

Стать автором

Содержательная характеристика функции руководства

Определение 1

Функция руководства – это надфункция, или сверхфункция, то есть «мозг» всего управления.

Управление, включающее отдельные функции, будет выступать как цельное явление только тогда, когда все функции органически взаимосвязаны, а связь — постоянная. В связи с этим в управлении принято выделять еще одну функцию – руководство, включающую координацию деятельности разных управленческих подразделений.

Один человек влияет на другого посредством потребностей, интересов и стимулов. Потребности объективно определены характером производства и уровня общественного развития, носят экономический, социальный, физиологический, эмоциональный, духовный и пр. характер. Потребности развиваются и формируют у работника интерес, который должен быть изучен субъектом управления. Влияя на интересы посредством системы стимулов, можно принудить объект к действиям и развитию в нужном направлении.

Чем сложнее система управленческих функций, чем более она дифференцирована, тем острее перед руководством стоит задача постоянно совершенствовать управление внутри каждой из специальных функций, особенно в межфункциональном разрезе.

Понятие «руководство» — центральное в теории организации и управления. Ему можно дать несколько определений:

  • руководство – это персонифицированная деятельность должностного лица в организации, предполагающая непосредственное управление персоналом;
  • руководство – это проявление лидерских качеств в системе формальных отношений;
  • руководство – это тип организованного поведения, обусловленный неким должностным статусом, и предусматривает властные полномочия.

Замечание 1

Также под руководством подразумевают взаимоотношения людей, возникающие при выполнении и по поводу управления. В связи с этим, обратная сторона отношений руководства представлена отношениями подчинения.

«Функция руководства. Содержательная характеристика функции руководства. Роли руководителя по Г. Минцбергу» 👇

Отношения руководства реализуют посредством деятельности руководителя любого уровня, то есть должностного лица, обладающего формальным статусом и отвечающим за деятельность организации и ее подразделений. В этот момент возникает проблема признания власти и полномочий со стороны подчиненных.

В современной теории организации и управления принято различать следующие типы руководства:

  • прямое – приказами, распоряжениями, санкциями за отклонение от программы и пр.;
  • опосредованное – через механизмы мотивации.

Известно два подхода для понимания специфики деятельности руководителей на разном уровне:

  • первый подход – университетский – включает определение общих черт деятельности, характерных руководителям любого уровня, то есть универсальные управленческие функции и специальные качества. В рамках данного подхода рассмотрена ролевая модель руководителя;
  • второй подход отрицает возможности определить и описать общие черты руководителя и обращает внимание на специфику требований и средств деятельности в зависимости от уровня, занимаемого руководителем в иерархии организации.

Изучение содержания функции руководства связывают с исследованием стилей руководства на предприятии, в которых основное внимание уделялось не индивидуальным особенностям или типическим чертам поведения руководителей и исследованием феномена лидерства.

Роли руководителя по Г. Минцбергу

Определение 2

Роль – это набор определенных правил поведения, которые соответствуют рассматриваемому учреждению и конкретной должности.

Выделено 10 основных ролей, которые руководитель может принять на себя в разные периоды деятельности и в разной степени. Все эти роли сгруппированы в три категории:

  1. Межличностные роли:

    • главный руководитель представленный символическим главой, в обязанности которого входит процесс выполнения обычных обязанностей правового или социального спектра, например, ходатайства и церемониалы;
    • лидер – человек, занимающийся мотивацией и активизацией работников, то есть занимающийся набором и подготовкой работников, а также связанными с этим обязанностями, то есть всеми управленческими действиями с участием подчиненных;
    • связующее звено – занимается обеспечением работы саморазвивающейся сети внешних контактов и информационных источников, представляющих информацию и оказывающих услуги, например, переписку, участие в сторонних совещаниях и пр.
  2. Информационные роли:

    • приемник информации. Руководитель занимается розыском и получением разнообразной информации, преимущественно текущей, специализированного характера, анализирует внешние условия, успешно использует информацию в интересах своего дела, а также выступает центром обработки внешней и внутренней информации, которая поступает в организацию, например, занимается изучением почты;
    • распространитель информации. Руководитель передает информацию, которая была им получена из внешних источников или от других подчиненных, членам предприятия. Часть такой информации – чисто фактологического характера, а в другую часть необходимо интерпретировать для формирования взглядов организации, например, беседы с подчиненными, рассылка почты и пр.;
    • представитель. Руководитель передает информацию о планах, политике, действиях, результатах работы предприятия внешним организациям, действуя в качестве эксперта по вопросам данной отрасли.
  3. Роли, связанные с принятием решений:

    • предприниматель — руководитель ищет возможность внутри самого предприятия и за его пределами, разрабатывает проекты, направленные на совершенствование разных аспектов деятельности, контролирует разработку определенных проектов;
    • устраняющий нарушения: руководитель несет ответственность за корректировочные действия в случае, когда в организации обнаруживаются серьезные нарушения ее функционирования;
    • распределитель ресурсов: руководитель несет ответственность за распределение всевозможных ресурсов предприятия, то есть, именно он одобряет все значимые для предприятия решения;
    • ведущий переговоры: несет ответственность за представительство организации на любых значительных и важных переговорах.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Управленческая роль руководителя

Введение

В
современных условиях хозяйствования особое внимание стало уделяться вопросам
эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными. Успешное руководство
требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени
осознания ими себя как личностей, уровня их образованности, информированности.
Сплав перечисленных обстоятельств образует основу того, что принято называть
подходом к руководству. Необходимость изучения подходов к роли руководителя и
стилю руководства обусловлена тем, что именно за счет «человеческого ресурса»
можно достигнуть высоких результатов в бизнесе, не прибегая к дополнительным
финансовым издержкам.

Объектом
исследования выбрано торговое унитарное предприятие «Универсальная база»
Гродненского Облпотребсоюза, занимающееся оптовой торговлей. Предметом
исследования являются управленческие роли руководителя данной организации.

Целью
исследования является изучение и оценка управленческой роли руководства,
администрации ТУП «Универсальная база» Гродненского Облпотребсоюза. Также
значительное внимание уделяется теоретическим аспектам данного вопроса.

Общими
методами исследования, применяемыми в работе, выступают системный подход к
изучаемым процессам, анализ и синтез, позволяющие сформировать наиболее
существенные черты изучаемых процессов.

При
написании работы использовалась литература отечественных и зарубежных авторов.

1. Сущность и виды управленческих ролей руководителя.
Стиль руководства

Определяя
цели своей работы и оценивая приоритетность управленческих задач, каждый
руководитель предстает в особой профессиональной роли. Существует несколько
типологий управленческих ролей, среди которых наибольший интерес представляют
две.

Первая
из них — психологическая ролевая типология, созданная Л.Д. Кудряшовой. Она
включает восемь ролевых типов:

1.
«Регламентатор» — стремление к исчерпывающей регламентации деятельности
подчиненных, ориентация на формальные процедуры и документы.

2.
«Коллегиал» — ориентация на коллективные формы принятия решений и системы
размытого контроля.

3.
«Показушник» — приоритет оперативного реагирования на быстро меняющуюся
ситуацию, смена критериев оценки и способов построения отношений в зависимости
от конъюнктуры.

4.
«Объективист» — ориентация на внешние факторы, находящиеся за пределами
управленческой системы.

5.
«Формалист» — перенос ответственности на процедуры, «затягивание» решения
вопросов.

6.
«Максималист» — ориентация на максимально возможный результат, вне зависимости
от того, насколько он необходим, завышение требований.

7.
«Организатор» — ориентация на решение базовых управленческих задач: расстановка
кадров, планирование и техническое обеспечение.

8.
«Диспетчер» — стремление к решению всех мелких текущих проблем, смешение
представлений об уровнях руководства. [8, c.73-74]

Необходимо
отметить, что исполнение указанных ролей связано разнообразием индивидуальных
целей управления. Каждая роль «работает» на своего «зрителя», в качестве
которых выступают вышестоящие руководители, подчиненные, руководители других
подразделений и т.д.

Совершенно
иначе выглядит управленческая ролевая типология, созданная Г. Минцбергом. В
основу этой типологии положено представление о видах социальных ролей. Среди
всего разнообразия социальных ролей Г. Минцберг выделяет:


межличностные роли, характеризующиеся формой контактов и способом построения
отношений;


информационные роли, характеризующиеся степенью активности в коммуникации;


функциональные роли, связанные с принятием решений.

На
основе определения видов социальных ролей выделяются следующие роли
руководителей:

1.
Межличностные роли:


руководитель — «первое лицо»,


лидер,


связующее звено.

2.
Информационные роли:


собиратель информации,


распространитель информации,


эксперт.

3.
Функциональные роли:


предприниматель,


корректор,


распределитель ресурсов,


переговорщик.

Рассмотрим
функциональные роли руководителя более подробно.

На
основе выделения управленческих (функциональных) ролей выделяются следующие роли
руководителей [12]:

1.
Предприниматель (инициатор)

Описание действий

Примеры из практики управления, требующие активизации
соответствующей роли

Ищет возможности для совершенствования как процессов
внутри организации, так и системы взаимосвязей с другими подразделениями и
структурами, является инициатором внедрения новшеств, направленных на
улучшение положения дел и работников.

Участие в заседаниях с обсуждением и принятием
перспективных решений, совещания, посвященные ходу внедрения тех или иных
новшеств.

2.
Устранитель проблем (стабилизатор)

Описание действий

Примеры из практики управления, требующие активизации
соответствующей роли

Заботится об организации, вносит коррективы в действия,
берет ответственность на себя, когда возникают факторы, угрожающие
существованию и нормальной деятельности организации.

Обсуждение и принятие решений по стратегическим текущим
вопросам, связанным с поиском путей выхода из кризисных ситуаций.

3.
Распределитель ресурсов

Описание действий

Примеры из практики управления, требующие активизации
соответствующей роли

Определяет, как будут расходоваться материальные,
финансовые и трудовые ресурсы организации.

Составление и утверждение графиков, планов, смет,
бюджетов, контроль за их исполнением.

4.
Ведущий переговоры (посредник)

Описание действий

Примеры из практики управления, требующие активизации
соответствующей роли

Представляет организацию на всех значительных переговорах.

Ведение переговоров, установление официальных контактов
между организацией и другими фирмами.

По
мнению Г. Минцберга, руководители часто меняют свои роли в зависимости от
актуальных требований ситуации и в разные периоды своей деятельности. Можно
сказать, что освоение этих ролей представляет собой систему профессиональной
адаптации руководителей.

Американские
специалисты Р. Блейк и Дж. Мутон предположили, что характер ролевого
самоопределения руководителей связан с двумя факторами. Этими факторами
являются внимание к человеку (персоналу) и внимание к производству
(результату).

Индивидуальный
набор ролей конкретного руководителя и особенности их исполнения характеризуют
управленческий стиль. В психологию понятие «стиль» впервые попало из концепции
К. Левина. Именно он предложил разделить системы воздействия одного человека на
группу людей на три типа: авторитарный, демократический, анархичный.

Одна
из концепций стилей управленческой деятельности представлена разработками
университета штата Огайо (США). Работы сотрудников этого учреждения показали,
что для определения стиля руководства необходимо оценить два независимых друг
от друга фактора — стимулирование и предупредительность. Стимулирование
предполагает систему активного воздействия на сотрудников, ориентирующего их на
конкретные формы поведения. Предупредительность представляет ориентацию на систему
ограничений деятельности при предоставлении сотрудникам права самостоятельно
определять формы деятельности с учетом заданных ограничений.

Американские
психологи Роберт Блейк и Джейн Моутон предложили двухпараметрическую модель
стилей руководства. Эта модель, называемая также сеткой (решеткой) стилей
руководства и уточненная в 1985 г., учитывала две главные, по мнению авторов,
стороны в руководстве: заботу о производстве и заботу о людях. [1, c.61]

Танненбаум
и Шмидт в своей работе в отличие от Блейка и Моутона предложили иной подход к
объяснению стиля руководства. Их подход заключается в том, что применяемый
стиль руководства определяется четырьмя параметрами:

1)
«руководитель» — его личность и предпочитаемый им стиль;

2)
«подчиненные» — их потребности, отношения и навыки;

3)
«задание» — требования и цели работы, которую надо выполнить;

4)
«ситуация» — организация, ее ценности. [1, c.64]

Отметим,
что существует и ряд иных концепций.

В
заключение вопроса еще раз подчеркнем, что каждый руководитель в процессе своей
деятельности предстает в особой профессиональной роли, выполняет свои
обязанности в свойственном только ему стиле.

Изучение
этого вопроса ведется психологами уже более полувека. Исследователи накопили к
настоящему времени немалый материал по данной проблеме. Поэтому существует ряд
концепций управленческих ролей руководителя и стиля руководства.

2. Оценка управленческой роли руководства ТУП
«Универсальная база» Гродненского Облпотребсоюза

Рассмотрим
организационную структуру ТУП «Универсальная База» Гродненского ОПС.

Рис.2.1.
Структура управления

ТУП
«Универсальная База» Гродненского Облпотребсоюза

Во
главе всей базы стоит директор. В подчинении директора находятся главный
бухгалтер (заместитель гл. бухгалтера, бухгалтера); заместитель директора, кассир
(отдел кадров); главный экономист (экономисты); главный инженер
(инженер-технолог инженер-механик), начальник производственной лаборатории
(зав. производства, зав. центрального склада).

Директор
руководит всеми видами деятельности предприятия. Организует работу и
эффективное взаимодействие производственных единиц, цехов и других структурных
подразделений предприятия, направляет их деятельность на достижение высоких
темпов развития и совершенствование производства; повышение производительности
труда, эффективности производства и качества продукции на основе широкого
внедрения новой техники, научной организации труда, производства и управления.
Принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, по
наилучшему использованию знаний и опыта работников, созданию безопасных и
благоприятных условий для их труда. Директор должен знать: постановления,
распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные материалы вышестоящих
органов, касающиеся деятельности предприятия; профиль, специализацию и
особенности структуры предприятия; технологию производства продукции
предприятия; методы хозяйствования и управления предприятием.

На
директора предприятия возлагаются следующие функции:

1.
Общее руководство производственно-хозяйственной и финансово-экономической
деятельностью предприятия;

2.
Организация взаимодействия всех структурных подразделений, цехов и
производственных единиц.

3.
Обеспечение выполнения всех принимаемых предприятием обязательств.

4.
Создание условий для внедрения новейшей техники и технологии, прогрессивных
форм управления и организации труда.

5.
Принятие мер по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на предприятии.

6.
Контроль за соблюдением законности в деятельности всех служб.

7.
Защита имущественных интересов предприятия в суде и органах государственной
власти и управления.

Для
выполнения возложенных на него функций директор предприятия обязан:

1.
Руководить в соответствии с действующим законодательством всеми видами
деятельности предприятия.

2.
Организовывать работу и эффективное взаимодействие производственных единиц,
цехов и других структурных подразделений.

3.
Обеспечивать выполнение предприятием заданий согласно установленным
количественным и качественным показателям, всех обязательств перед
государственным бюджетом, поставщиками, заказчиками и банками.

4.
Организовывать производственно — хозяйственную деятельность предприятия на
основе применения методов научно обоснованного планирования материальных,
финансовых и трудовых затрат, максимальной мобилизации резервов производства,
добиваясь высоких технико-экономических показателей, повышения технического
уровня и качества продукции, рационального и экономного расходования всех видов
ресурсов.

5.
Принимать меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, по наилучшему
использованию знаний и опыта работников, созданию безопасных и благоприятных
условий для их труда, соблюдению требований законодательства по охране
окружающей среды.

6.
Осуществлять меры по социальному развитию коллектива предприятия, обеспечивать
разработку, заключение и выполнение коллективного договора; проводить работу по
укреплению трудовой и производственной дисциплины, способствовать развитию
творческой инициативы и трудовой активности рабочих и служащих.

7.
Обеспечивать сочетание экономических и административных методов руководства,
единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, материальных и
моральных стимулов повышения эффективности производства.

8.
Решать все вопросы в пределах предоставленных ему прав и поручать выполнение
отдельных производственно-хозяйственных функций другим должностным лицам —
заместителям директора, руководителям производственных единиц, а также
функциональных и производственных подразделений предприятия.

9.
Обеспечивать соблюдение законности в деятельности предприятия, активное
использование правовых средств для совершенствования управления, укрепления
договорной дисциплины и хозяйственного расчета.

Таким
образом, в соответствии с перечисленными функциями и должностными
обязанностями, директор в той или иной мере выполняет все описанные в первом
разделе управленческие роли.

Так,
директор проявляет инициативу в принятии перспективных решений, является
заинтересованным лицом в активном процессе внедрения новшеств.

В
компетенцию директора также входит принятие решений по стратегическим и
оперативным вопросам, за последствия которых директор предприятия несет
ответственность в соответствие со своими должностными обязанностями, нормами
законодательства Республики Беларусь. Кроме того, директор не освобождается от
ответственности за действия, произведенные лицами, которым он делегировал свои
права.

Составление
и утверждение основополагающих и ряда текущих документов (планов, смет и т.д.)
также возлагается на директора, который осуществляет контроль за их исполнением
и несет ответственность.

Ведение
переговоров, установление официальных контактов между организацией и другими
фирмами также осуществляется директором (или секретарем по его поручению).

Анализируя
значение каждого из вышеперечисленных блоков должностных обязанностей, его долю
в затратах рабочего времени, автор пришел к выводу, что основная роль
руководителя рассматриваемого предприятия характеризуется в соответствии с
классификацией Минцберга как «Устранитель проблем (стабилизатор)».

Согласно
типологии Л.Д. Кудряшовой ролевой тип руководства директора можно оценить как
«Регламентатор». В этом проявляется стремление директора к исчерпывающей
регламентации деятельности подчиненных, составление четких должностных
инструкций, ориентация на формальные процедуры и документы.

Стиль
управления директора, по мнению автора, приближен к производственно-командному.
Успех производства обеспечивается эффективным сочетанием заботы о людях и
производстве. Практикуется частичное делегирование прав и обязанностей своим
заместителям. Руководитель пытается сделать обязанности подчиненных более
привлекательными, вовлекает в принятие решений, предоставляет свободу
формулировать собственные цели на основе целей организации, что повышает
степень мотивации к работе, и в то же время осуществляет довольно жесткий
контроль над ними.

В
заключение вопроса необходимо отметить, что, если суммировать стили всех высших
руководителей предприятия, то в целом стиль руководства предприятия можно
отнести к т.н. инструментальному (или ориентированному на задачу), т.е. стилю,
при котором руководитель ориентируется на решение поставленной перед ним задачи
(распределяет задания среди подчиненных, планирует, составляет графики работ,
разрабатывает подходы к их выполнению, обеспечивает всем необходимым и т.п.).

Заключение

Определяя
цели своей работы и оценивая приоритетность управленческих задач, каждый
руководитель предстает в особой профессиональной роли. Существует несколько
типологий управленческих ролей, среди которых наибольший интерес представляет
психологическая ролевая типология, созданная Л.Д. Кудряшовой (включает восемь
ролевых типов) и ролевая типология, созданная Г. Минцбергом (включает десять
ролевых типов). И если в основе первой лежит разнообразие индивидуальных целей
управления, то в основе второй — представление о видах социальных ролей.

Рассматривая
различные стили управления, отметим, что все они основаны на различных формах
взаимоотношений руководителя и коллектива: от авторитарного до либерального, в
основе которых лежит либо стремление любой ценой достигнуть высоких результатов
в предпринимательской деятельности, либо обеспечить заботу о членах трудового
коллектива.

Структура
анализируемого предприятия (ТУП «Универсальная База» Гродненского ОПС)
характеризуется четкой иерархией и наличием отделов, подчиненных
непосредственно руководителю.

В
соответствии с изученными функциями и должностными обязанностями, можно
констатировать, что директор в той или иной мере выполняет все описанные в
первом разделе управленческие роли. Однако, анализируя значение каждого из
вышеперечисленных блоков должностных обязанностей, его долю в затратах рабочего
времени, автор пришел к выводу, что основная роль руководителя рассматриваемого
предприятия характеризуется в соответствии с классификацией Минцберга как
«Устранитель проблем (стабилизатор)». Согласно типологии Л.Д. Кудряшовой
ролевой тип руководства директора можно оценить как «Регламентатор». В этом
проявляется стремление директора к исчерпывающей регламентации деятельности
подчиненных.

Стиль
управления директора, по мнению автора, приближен к производственно-командному.
Хотя, если суммировать стили всех высших руководителей анализируемого
предприятия, то в целом стиль руководства можно отнести к т.н.
инструментальному (или ориентированному на задачу).

Список литературы

Аникин
Б.А. Высший менеджмент для руководителя: учебное пособие. -М.: Инфра-М, 2000.

Бураканова
Г. Стиль руководителя и эффективность управления // Проблемы теории и практики
управления. -2003. -№ 4. -C.112-117.

Дафт
Р.Л. Менеджмент: пер с англ. -Спб.: Питер , 2000. -829с.

Зубра
А.С. Формирование управленческой культуры современного руководителя // Проблемы
управления. -2003. -№ 1. -C.59-68.

Менеджмент:
Учебник / Под ред. Ф.М.Русинова, М.Л.Разу. -М.: ФБК-ПРЕСС,1999. -504с.

Основы
менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. -М.: Дело,
1992. -702с.

Розанова
В.А. Психология управления: Учебное пособие. -М.:ЗАО «Бизнес-школа
«Интел-синтез», 2000. -384с.

Семиков
В.Л. Организационное поведение руководителя: Учебное пособие. -М.:
Академический Проект: Гаудеамус, 2004. -219с.

Смолкин
А.М. Менеджмент: основы организации: Учебник. -М.: ИНФРА-М,1999. -248с.

Теория
системного менеджмента / Янчевский В.Г., Седегов Р.С., Кривцов В.Н. и др. -Мн.:
Академия управления при Президенте РБ, 2001. -391с.

Уварова
Г. Новые технологии управления предприятием // Директор. -2003. -№1. -С.35-38.

Электронный
ресурс http://www.bashedu.ru/konkurs/ibatullina/rus/rules.htm

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/

Дата добавления: 05.05.2008

Руководитель это… Человек, который ничего не делает, пока остальные работают? Надзиратель, пристально наблюдающий за всеми? Или эксперт, который сам выполняет самые сложные задачи? Зачастую на управленческие должности приходят люди, которые имеют смутное представление о функциях и обязанностях руководителей.

Кто такой настоящий руководитель

Если рассматривать бизнес, как единый механизм и систему взаимосвязанных элементов, у каждой детали есть своя функция. Например, одни отвечают за продажи, другие производят продукт, а третьи оформляют документы. Каждый выполняет свою работу. Чтобы все детали работали слаженно, нужен «дирижер» — человек, который стоит во главе всей команды, видит полную картину и своевременно предпринимает необходимые действия.

Руководитель, управляющий, директор, начальник… Так много слов, чтобы описать главу компании или отдела. Что они означают:

  • «Руководитель» буквально означает «водить за руку» сотрудников. 
  • «Управляющий» и «менеджер» происходят от слова «управлять». 
  • «Директор» происходит от dirigere «выстраивать в прямую линию, направлять» и от director «проводник, руководитель». 
  • «Начальник» идет от глагола «начало», а точнее «быть под началом», то есть под чьей-то властью.

Итак, кто такой руководитель?

Руководитель — это человек, который отвечает за эффективность компании или отдела. Его основная задача управлять людьми и добиваться от них высокой производительности. Личный результат руководителя — это результат работы всей команды. Должностные обязанности руководителя отдела локализованы его подразделением.

Как руководитель влияет на результаты команды

Руководитель управляет эффективностью сотрудников — это его основная роль в организации. Подчиненные будут эффективны, если знают что им делать и в каком количестве, как это делать и зачем. Поэтому в первую очередь руководитель занимается планированием — ставит цели и рабочие планы, которые соответствуют миссии компании. Затем он распределяет задачи между сотрудниками в соответствии с планом. Чтобы объяснить подчиненным как правильно выполнять работу, руководитель пишет инструкции и обучает по ним сотрудников. На следующем этапе поддерживает высокий уровень мотивации подчиненных, чтобы они хотели трудиться. И наконец, контролирует результаты работы и анализирует эффективность.

Таким образом, выделим и рассмотрим основные функции руководителя. Их семь:

  • Транслировать корпоративную культуру компании
  • Ставить цели и планировать работу
  • Распределять ресурсы: время, финансы, люди
  • Создавать стандарты и регламенты
  • Обучать и развивать команду
  • Мотивировать сотрудников
  • Контролировать и оценивать эффективность

Чтобы справляться с этими функциями, нужно знать основные инструменты управления людьми и уметь применять их. Успешным начальником редко становятся по интуиции. Руководитель — это профессия, и ей нужно учиться. Аналогично тому, как менеджер учится эффективно продавать, так и начальник обучается инструментам управления.

Функция 1. Транслировать корпоративную культуру компании

Многие думают, что основная функция директора организации — отдавать распоряжения и добиваться их исполнения. На самом деле успешные управленцы начинают с того, что объединяют сотрудников вокруг общей идеи, и стараются удержать их внимание в едином направлении. Миссия и ценности формируют единую философию компании и ложатся в основу корпоративной культуры.

Руководители должны олицетворять ценности компании и показывать пример подчиненным. Бывает, что главы отделов устанавливают свои личные правила и ценности в подразделениях. Тогда есть риск получить команду, лояльную своему боссу, а не компании в целом. Такие люди скорее всего будут бесполезны без этого руководителя или уйдут вместе с ним.

Читайте по теме:
— Как создать корпоративную культуру
— Как сформулировать миссию
— Ценности компании

Функция 2. Ставить цели и планировать работу

На основе философии компании топ-менеджер ставит общие цели — в каком направлении движется команда и какие приоритеты в работе, какие результаты и за какой срок ожидают получить. Если в компании нет планирования и четких приоритетов, результаты команды будут определяться внешними обстоятельствами и чужими приоритетами.

Выделяют три уровня планирования, за которые отвечает руководитель: 

  • Стратегическое. Стратегия задает общее направление развития и долгосрочные цели. Например, на год, три года, пять лет. Как правило, стратегические цели для всей компании ставит генеральный директор. А руководители подразделений могут совместно с ним декомпозировать эти цели по отделам. Пример: увеличить объем продаж на 30% за два года.
  • Тактическое. Тактические планы детализируют стратегию и формируют среднесрочные цели. Пример: открыть 2 филиала за квартал.
  • Оперативное. Позволяет спланировать деятельность на короткий срок — поставить конкретные задачи на месяц, неделю или на один день. Пример: подобрать помещение для нового филиала и нанять персонал.

Деятельность руководителя заключается в постановке реалистичных планов и распределении задач по коллективу, учитывая компетенции работников.

Читайте по теме: Как планировать работу в компании.

Функция 3. Распределять ресурсы: время, финансы, люди

Подход директора к работе существенно отличается от подхода специалиста. Ключевое отличие — это управление людьми. Когда рядовой сотрудник видит задачу, он думает о том, как сделать ее наилучшим образом. А когда такую же задачу видит руководитель, он думает кто из сотрудников лучше справится с этой задачей. В идеале он не выполняет работу подчиненных своими руками, а распределяет функциональные обязанности и дает инструкции.

Неумение делегировать полномочия – одна из главных причин низкой эффективности руководителя. Он берет на себя слишком много, и количество задач только растет. Считается, что управленец успешно справился с функцией делегирования, если он освободил свое время, а у подчиненных не возникает вопросов «Кто и как должен это делать?». Как руководитель распределяет ресурсы:

  • Формирует структуру отдела или предприятия, устанавливает иерархию подчиненности и зоны ответственности.
  • Подбирает оптимальных людей для выполнения работы. Для этого нужно знать компетенции всех сотрудников. Пример некорректного подбора исполнителя — когда дорогостоящий специалист выполняет простые задачи, не требующие особых навыков.
  • Обеспечивает коммуникации между сотрудниками и отделами. Каждый член команды должен знать к кому, по какому вопросу и в какой форме можно обращаться.
  • Оценивает необходимость в привлечении новых людей в компанию. Руководитель просчитывает кого выгодней привлечь — штатных сотрудников или внешних подрядчиков. Контролирует процесс отбора, найма и адаптации.

Читайте по теме:
— Как создать организационную структуру
— Как правильно делегировать полномочия
— Как нанимать эффективных сотрудников

Функция 4. Создавать стандарты и регламенты

Любой повторяющийся бизнес-процесс должен быть описан. Стандартизация процессов и создание инструкций — это одна из важных функций начальника. Эта работа непрерывна, поскольку любой процесс можно оптимизировать.

Стандарт, регламент или инструкция — это шаблон действий, который должен повторяться в будущем, чтобы задачи выполнялись правильным образом и не требовали дополнительных усилий руководителя. Речь не про формальные должностные инструкции, которые написаны сложным языком и которые невозможно применить. А про понятное практическое руководство. Чтобы описать правильные действия и важные нюансы для получения результата, нужно на практике выработать эту успешную последовательность. Не получится сделать инструкцию по тем действиям, которые еще не проверили в работе.

Когда у сотрудника перед глазами есть инструкция, он понимает как выполнять работу и как избежать ненужных ошибок. А директор может быть спокоен, что сотрудники знают правильную технологию работы.

Читайте по теме:
— Как создать регламент
— Описание бизнес-процессов
— Как писать понятные инструкции

Функция 5. Обучать и развивать команду

Стандартизация работы позволяет накапливать базу знаний компании. Корпоративное обучение не обязательно должно быть большим и сложным. Можно начать с малого — с коротких памяток как действовать в той или иной ситуации. В любой компании есть повторяющиеся процессы, по которым можно составить инструкции.

Обязанность ответственного руководителя — обновлять и распространять правильные технологии работы на подчиненных. Например, один менеджер по продажам придумал эффективный скрипт для обработки популярных возражений. Начальник должен узнать об этом и распространить на весь отдел.

Все больше управленцев переходят на онлайн-обучение сотрудников. Специальные платформы для корпоративного обучения позволяют разместить инструкции и с помощью инструментов статистики проконтролировать, что сотрудники изучили материал. А различные практические задания показывают как хорошо сотрудники поняли и усвоили материал, готовы ли они применить ее на практике.

Читайте по теме:
— Как организовать обучение сотрудников
— Как создать план развития сотрудников

Функция 6. Мотивировать сотрудников

Если сотрудники мотивированы, руководителям приходится прикладывать минимум усилий для получения результата. А если человек не хочет работать, он будет экономить силы, упускать возможности и избегать лишних усилий. Внутреннее побуждение работать и производить результат есть примерно у 20% людей. Результаты остальных 80% зависят от управленческих усилий начальников — сумеют ли они организовать команду и создать интерес к работе.

Мотивация к работе может быть внешней и внутренней. Чтобы влиять на внутреннюю мотивацию сотрудников, нужно чаще рассказывать им про цели и миссию организации. Сотрудники выполняют работу лучше, когда чувствуют, что они не просто зарабатывают деньги, а решают проблемы клиентов и делают важный вклад в общество. Внешняя мотивация сама по себе не так эффективна, но она отлично дополняет внутреннюю — например, руководитель составляет планы вертикального или горизонтального карьерного роста, хвалит подчиненных за хорошие результаты, использует материальные стимулы и вознаграждения.

Читайте по теме:
— Как мотивировать сотрудников
— Как составить план карьерного роста
— Система грейдов в компании

Функция 7. Контролировать и оценивать эффективность

Контролировать — это не значит ходить с указкой и бить подчиненных за ошибки. К контролю следует относиться не как к желанию наказать сотрудника, а как к проявлению внимания к нему. Руководитель выполняет следующие действия по контролю:

  1. На этапе планирования устанавливает качественные и количественные показатели эффективности работы. Например, в месяц нужно выполнить 30 сделок.
  2. Оценивает результаты работы и компетенции сотрудника. Для оценки результатов чаще всего используют KPI и отчетность. А оценить компетенции сложнее — проводят тестирования, метод 360 градусов, систему тайный покупатель, деловые игры, ассессмент-центр.
  3. Выясняет причины отклонений результатов от плана и старается устранить их в дальнейшем. Например, в отчете видно, что менеджер не выполняет план продаж. Глава отдела прослушал его звонки и выяснил, что тот проводит слабую презентацию продукта. В результате руководитель назначил сотруднику дополнительное обучение по продукту.

Читайте по теме:
— Как оценить эффективность сотрудников
— Как провести аттестацию и проверить знания
— Как работает метод оценки 360 градусов

Итог: Каким должен быть руководитель

С точки зрения бизнеса эффективный управленец — тот, кто без эмоций оценивает ситуации, принимает решения и берет на себя ответственность, хорошо оперирует цифрами и статистикой. Но с точки зрения команды важна эмоция. Руководитель заботится о сотрудниках, вдохновляет их, показывает пример и мотивирует работать ради высокой цели.

Как стать руководителем? Найти баланс между эффективностью и человечностью.

Три главных навыка хорошего руководителя:

  • Разбирается в функциях своего отдела. Некоторые думают, что можно не вникая в дела компании управлять командой. На самом деле руководитель должен иметь представление о том, чем занимаются его подчиненные и способен сам выполнять эту работу. В противном случае будет сложно добиться результата от подчиненных.
  • Умеет общаться и улаживать конфликты. Директору важно находить общий язык со своими сотрудниками и координировать их коммуникации. При возникновении разногласий он должен быть способен не вовлечься в эмоции, понять точку зрения каждого, договориться и привести всех к общему согласию.
  • Развивается. Важная обязанность руководителя — повышать свою компетентность. Нужно собственным примером задавать в компании тенденцию развития. Изучать и применять новые способы управления, узнавать новые тренды.

Эти качества помогут лучше всего выполнять функции руководства.

Читайте по теме: Темы для обучения руководителей.

Вам будет интересно

основы организации

Основы экономики и организации: роль бизнеса на рынке

менеджер по обучению персонала

Роль менеджера по обучению персонала в компании

создание регламента

Создание регламентов: основа порядка в компании

Перейти на главную блога

Шесть ролей современного руководителя

Эффективный современный руководитель должен успешно соединять в своей деятельности следующие шесть ролей:

  1. Цивилизованный человек:демонстрирует социально приемлемые нормы поведения, ведет себя уместно в различных ситуациях. Он умеет рассказывать о себе, проявляет уважение к другим, умеет расположить человека к установлению и поддержанию отношений. Соблюдает достигнутые договоренности, эффективно управляет временем.
  2. Эффективный профессионал:вносит вклад через активное использование своих способностей, знаний, опыта и умения использовать свой труд. Он демонстрирует глубокие знания в профессиональной области и регулярно их совершенствует. Является признанным профессионалом в своем подразделении и оказывает помощь коллегам. Достигает высоких результатов в работе.
  3. Командный игрок: вносит личный вклад в достижение целей, стоящих перед компанией, эффективно работает с другими членами команды. Он эффективно взаимодействует и обменивается информацией с командой. Распределяет обязанности и привлекает людей в команду с учетом их квалификации и мотивации. Поддерживает командный дух и сотрудничество, приветствует множественность мнений.
  4. Менеджер: организует людей, рационально распределяет ресурсы с целью выполнения поставленных задач. Он ставит четкие цели и контролирует их выполнение. Быстро находит ресурсы и избавляется от них. Повышает эффективность работы подразделения и организации. Эффективно взаимодействует с вышестоящими руководителями и подчиненными.
  5. Предприниматель: формулирует видение будущего и последовательно добивается того, чтобы компания продвигалась по намеченному пути. Он видит возможности для создания новой ценности и создает привлекательную для последователей картину будущего. Умеет просто объяснить сложные ситуации своим сотрудникам. Берет на себя всю полноту ответственности за результаты организации.
  6. Хозяин: его руководство позволяет добиться исключительных и долгосрочных результатов благодаря парадоксальному сочетанию выдающихся личных качеств и твердой профессиональной воли. Он ставит интересы компании выше своих собственных интересов, а также интересов сотрудников. Думает о последствиях своих действий и решений для компании, сфокусирован на ее долгосрочном развитии. Защищает интересы сотрудников во внешнем мире, целенаправленно развивает своих последователей.

Как развивать эти навыки руководителей? Приведем практические рекомендации для каждой из этих ролей.

1. Цивилизованный человек

  • Когда кто-то разговаривает с вами, уделяйте ему все свое внимание, демонстрируя вербальные и невербальные сигналы, подтверждающие активное слушание — кивки головы, слова «угу», «да», зрительный контакт. Задавайте уточняющие вопросы, перефразируйте высказывание собеседника, чтобы удостовериться, что вы поняли его правильно. Старайтесь слушать не для того, чтобы поскорей ответить собеседнику, а чтобы лучше понять ход его мыслей и его чувства.
  • Попросите разъяснений, если задача вам не ясна или кажется неразумной. Учитесь говорить «нет», если вы действительно не хотите что-либо делать. У вас есть право иметь свои приоритеты. «Нет» не должно быть сомнительным как «Я так не думаю» или «Я подумаю об этом». Как можно короче объясните причины отказа.
  • Выражайте сочувствие, пробуйте представить себя на месте другого при трудном обсуждении.
  • Постарайтесь общаться ясно и уверенно. Смотрите на людей, с которыми разговариваете. Проверьте, соответствует ли ваше невербальное поведение вербальному.
  • Удостоверьтесь, что ваши слова не расходятся с делом и вы всегда выполняете свои обещания.
  • Если вы неправы, извинитесь, возьмите на себя ответственность и объясните, что случилось. По возможности примите срочные меры по устранению причиненного вреда. Внесите свой вклад в поддержание отношений.
  • Если окружающие допускают ошибки, будьте готовы простить. Не обижайтесь и не мстите; это только ухудшит положение.

2. Профессионал

  • Создавайте четкие планы конкретных действий, которые будете претворять в жизнь. Объясняйте другим членам команды, каким образом вы достигнете поставленных целей.
  • Станьте ролевой моделью для других, всегда выполняя данные вами обещания. Никогда не обещайте того, чего не сможете сделать. Всегда сами делайте то, за что вы агитируете.
  • Регулярно спрашивайте других (руководителя, подчиненных, и коллег) об обратной связи о вашем выполнении работы и поведении. Размышляйте над полученной обратной связью, чтобы определить, какое поведение вы могли бы изменить, чтобы увеличить эффективность своей работы?
  • Будьте открыты критике. Постарайтесь не быть слишком агрессивным при получении информации, которая вам не нравится. Что вы сделаете для формирования имиджа профессионала своего дела?
  • Получайте информацию о своей профессиональной области, используя разнообразные источники — учебные программы, периодические издания, Интернет, профессиональные форумы и конференции. Проанализируйте, насколько эффективно вы учитесь новому и совершенствуете свои профессиональные знания. Как можно улучшить этот процесс?
  • Обсуждайте с коллегами последние тенденции развития вашей индустрии и самые интересные находки. Узнавайте, есть ли области, в которых вы можете помочь. Поощряйте обращение к вам за профессиональным советом. В случае возникновения вопросов у коллег оказывайте им помощь или направляйте их, указывая, где и каким образом они могут получить ответ на свой вопрос.

3. Командный игрок

  • Не переполняйте повестку дня. Оставьте время, чтобы проводить его с людьми.
  • Регулярно анализируйте эффективность команды. Сделайте так, чтобы ваша команда размышляла над методами улучшения качества исполнения своих обязанностей. Используйте различные инструменты обратной связи для получения данных для анализа взаимодействия внутри команды. Это позволит сравнить различное восприятие эффективности команды ее участниками, а также способность решать возникающие конфликты.
  • Пригласите тренера или коллегу, которому вы доверяете, на одну из ваших командных встреч. Попросите, чтобы этот человек дал объективную оценку работы команды, сосредоточившись на нижеследующих вопросах:

— Открыто ли участвуют члены команды?
— Есть ли скрытый конфликт?
— Слушаете ли вы?
— Вовлекаете ли вы каждого?
— Эффективно ли вы справляетесь с конфликтами?
— Во время совещаний контролируете ли вы управление временем в команде, повестку дня, обзор различных решений, выработку дальнейших шагов и действий, и т.д.?
— Что может быть сказано о составе команды?

  • Проделайте следующее упражнение с вашей командой: Попросите, чтобы люди визуализировали то, что видели бы три самых важных клиента, если бы они наблюдали за встречей команды. Что бы им понравилось / не понравилось?
  • Удостоверьтесь, что все роли и обязанности в команде соответствуют компетенциям и мотивации сотрудников. Если это не так, перераспределите роли и обязанности соответствующим образом.
  • Привлекайте различных по стилю мышления людей для работы в команде, приветствуйте множественность мнений. Проанализируйте, где и как члены команды могут быть полезными друг другу и дополнять друг друга. Объясните сотрудникам, что команды с наиболее разнообразным составом наиболее гибки в выполнении задач.
  • Во время принятия решений на встречах команды не высказывайте свою точку зрения первой. Позволяйте другим членам команды принимать решения время от времени.

4. Менеджер

  • В рамках общей стратегии устанавливайте четкие цели и приоритеты, создавайте планы конкретных действий, которые можно претворить в жизнь. Доходчиво объясняйте организации, каким именно образом вы достигнете стратегических целей, получайте обратную связь.
  • Регулярно анализируйте, какие ресурсы для выполнения тех или иных задач вам потребуются. Какие из этих ресурсов могут быть эффективно перераспределены в случае необходимости на наиболее приоритетные направления?
  • Периодически спрашивайте себя, есть ли у вас в команде непроизводительные активы или низкорезультативные сотрудники? От каких из них рационально было бы избавиться, но вы еще не сделали этого?
  • Изучите основные риски вашей организации. Проанализируйте, какие действия можно предпринять, чтобы избежать возможных кризисов и ЧП. В случае возникновения проблемы старайтесь находить системные, а не разовые решения, и вводить их в постоянную практику.
  • Удостоверьтесь, что двухсторонняя связь является частью всех процессов коммуникации. Измеряйте эффективность делегирования и двухсторонней коммуникации с помощью инструментов обратной связи.
  • Не ждите ежегодной оценки деятельности, чтобы дать обратную связь сотрудникам, давайте конструктивную обратную связь каждый раз, когда возникает подходящий случай (будь то успех или неудача).
  • Станьте ролевой моделью для других, проводя ежегодную оценку результативности с подчиненными. Проследите, чтобы члены управленческой команды делали то же самое. Подчеркните значимость выполнение ключевых целей в срок.
  • Постоянно рассматривайте то, что может быть делегировано. Используйте простую матрицу решения с двумя измерениями: «важные / не важные» и «вещи, которые я действительно люблю / не люблю делать». Фокусируйтесь на важных вещах, которые вы любите делать. Расположите по приоритетам каждый пункт в матрице решений. Попросите несколько членов вашей команды оценить матрицу и ваши приоритеты. Посмотрите, согласуются ли их оценки с вашими собственными.

5. Предприниматель

  • Будьте в курсе современных тенденций индустрии. Будьте информированы о лучших методах в других отраслях промышленности и в функциональных областях, таких как маркетинг, финансы, HR и логистика. Как эти тенденции могут повлиять на развитие компании?
  • Каждую неделю читайте деловую прессу и записывайте одну реалистическую идею, которая могла бы улучшить ваш бизнес. Задавайте себе вопрос: как, соединяя различные продукты, услуги или технологии, создать новую (дополнительную) ценность для организации?
  • Черпайте вдохновение из других областей, таких, например, как искусство и наука. Говорите с учеными или художниками, применяя полученную информацию для ответа, как улучшить эффективность работы компании. Старайтесь извлечь что-то новое, общаясь с людьми из самых разнообразных сфер.
  • Регулярно встречайтесь с клиентами и поставщиками, чтобы узнать, как они оценивают ваш бизнес и услуги по сравнению с вашими конкурентами. Старайтесь лучше понять существующие конкурентные преимущества и слабые стороны компании, а также найти источники формирования будущих конкурентных преимуществ компании.
  • Проделайте следующее упражнение: представьте, что вы находитесь в положении одного из ваших конкурентов. Какие стратегии он мог бы использовать, чтобы взять верх над вашей компанией?
  • Проделайте следующее упражнение: представьте, что ваша компания работает в той же самой внешней среде, но не связана с ее историей и существующими структурами. Что бы вы сделали, не имея этих ограничений?
  • Активно формируйте видение целостной картины бизнеса у сотрудников компании, поощряйте глобальное мышление и стратегический подход. Старайтесь объяснять сотрудникам сложные вопросы развития бизнеса максимально простым языком, чтобы обеспечить их полное понимание.
  • Поддерживайте нововведения, которые повышают эффективность организации, в том числе и те, которые были предложены не вами.

6. Хозяин

  • Задумайтесь о том, что станет с компанией после того, как вы уйдете с занимаемой должности. Есть ли наследие, которое вы хотите оставить? Ассоциируете ли вы свои личные достижения с достижениями своей компании? Что необходимо сделать, чтобы оставить после себя именно то наследие, которое вы представили себе?
  • Введите систему планирования преемственности резерва менеджмента в вашей организации/подразделении.
  • Ответьте на следующие вопросы. Задумываетесь ли вы над временем своего ухода с должности? Кто может вас заменить? Каких компетенций и опыта им недостает? Что вы делаете сейчас для подготовки своих преемников? Планируют ли преемственность ваши подчиненные?
  • Выделяйте из сотрудников наиболее талантливых и уделяйте особое внимание их развитию. Изучайте их сильные и слабые стороны. Сознательно ставьте сотрудникам новые развивающие их задачи и поощряйте приобретение ими новых знаний и навыков.
  • Подчеркивайте, что успех — это успех команды, а не ваш личный успех. Старайтесь говорить «мы», а не «я», говоря о достижениях в компании. Старайтесь демонстрировать более скромное и менее «кричащее» поведение.
  • В случае неудачи берите на себя полную ответственность за нее, не ищите «стрелочника». Примите на себя ответственность за все принимаемые в организации решения. Если неверное решение было принято без вашего участия, проанализируйте, что можно сделать, чтобы впредь таких ошибок не было?
  • Проанализируйте, какая часть ваших усилий сейчас сосредоточена на достижении текущих результатов, и какая на росте в долгосрочной перспективе? Насколько сбалансирован ваш подход? Обеспечивает ли текущее внимание к долгосрочному развитию необходимый уровень «здоровья» в организации?

Можно ли использовать в коммерческих целях изображения, созданные нейросетью

Нейросети научились генерировать классные картинки, и многие на радостях кинулись использовать их в коммерческих проектах — в рекламе, статьях, соцсетях и сайтах. Не разобравшись, что можно, а что нельзя. Объясняем, как это делать, чтобы не нарваться на серьёзный иск. Объясняет Артур Бабалов, юрист из Runetlex.

Можно ли использовать в коммерческих целях изображения, созданные нейросетью

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кондиционер оазис инструкция к пульту как настроить на тепло
  • Таблетки налгезин форте 550 инструкция по применению взрослым
  • Катрилан инструкция по применению таблетки взрослым максимум
  • Стиль руководства при котором лидер практически отстраняется
  • Главный механик по транспорту должностная инструкция