Уогз мвд россии руководство по

  • Положение об Управлении по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, Министерства внутренних дел Российской Федерации

  • Символика УОГЗ МВД России

  • Новости

УОГЗ МВД России образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06 сентября 2008 г. № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации».

В соответствии с приказом МВД России от 15 апреля 2010 г. № 282 «Об объявлении Дня подразделений системы МВД России по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите» — 12 сентября 2008 года считается датой образования подразделений системы МВД России по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, Министерства внутренних дел Российской Федерации (УОГЗ МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в области применения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, по обеспечению сохранности их имущества.

Управление осуществляет функции головного оперативного подразделения системы МВД России в области применения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, по обеспечению сохранности их имущества.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России. Управление в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с подразделениями МВД России, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями.

Управление в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, обеспечивает эффективность деятельности подразделений государственной защиты территориальных органов МВД России.


Контакты

119991, г. Москва, ул. Житная, д.16.

Дежурная часть:
тел.:  (495) 667-98-00  

Электронная почта:
yogz@mvd.gov.ru

(заявления и обращения граждан, поступившие по данному адресу, не рассматриваются) 

3140248Эту службу считают одной из самых закрытых в московской полиции. Работа её сотрудников нигде не афишируется, а сведения о тех, кого они защищают, являются государственной тайной.

Корреспондент «Петровки, 38» пообщался с начальником Центра государственной защиты ГУ МВД России по г. Москве полковником полиции Максимом КОКАНОВЫМ. Повод для разговора — приближающийся день рождения службы 12 сентября.

По указу Президента

— Максим Игоревич, праздник вашей службы выпадает на 12 сентября. С чем связана эта дата?

1140232— С приказом МВД России от 15 апреля 2010 года № 282 «Об объявлении Дня подразделений системы МВД России по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите». Ну и, конечно, с Указом Президента России от 6 сентября 2008 года № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации». Именно тогда в нашей стране начали создаваться подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих госзащите. Они были призваны защитить жизнь и здоровье граждан этой категории, а также обеспечить сохранность их имущества. Новая служба появилась на базе управлений по борьбе с организованной преступностью. Раньше в столичном УБОПе действовал отдел по защите свидетелей. Во исполнение указа Президента РФ в структуре ГУВД по городу Москве 23 октября 2008 года был сформирован Центр по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. В 2010 году он получил более короткое название — Центр государственной защиты.

— В новую службу перешла материальная база УБОПа?

— В отделе по защите свидетелей её и не было, пришлось начинать практически с нуля. Управление по борьбе с организованной преступностью не имело средств, чтобы осуществлять государственную защиту в полном объёме. Сотрудники отдела лишь обеспечивали закрытие сведений о защищаемых лицах и организовывали личную охрану. Вслед за указом Президента вышло постановление Правительства РФ от 02.10.2009 года, которым была утверждена государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009—2013 годы». Тогда на новом качественном уровне отрылось финансирование. У нас появились финансовые и материально-технические возможности для обеспечения госзащиты, необходимые средства на аренду жилья, питание, содержание, связь, коммуникации и т.д. Сейчас мы проходим вторую пятилетнюю программу, она завершается в 2018 году.

2140258Они вышли из МУРа

— Кто был первым руководителем Центра государственной защиты?

— Полковник милиции Алексей Викторович Горожанов. Он возглавлял наше подразделение в течение трёх лет. Фактически под его руководством был сформирован коллектив Центра и приобретён первый опыт работы. В 2012 году подразделение возглавил полковник полиции Иван Валентинович Горбунов. Они оба из МУРа. Надо сказать, что основной костяк нашей службы — это сотрудники, прошедшие школу уголовного розыска.

— Вы тоже служили в угрозыске?

— Да, 12 лет прослужил в отделе уголовного розыска УВД по Восточному административному округу. В 1997 году поступил сюда оперуполномоченным после окончания Московской высшей школы милиции. В последние годы работал по линии незаконного оборота оружия, был начальником отделения — заместителем начальника 2-й оперативно-разыскной части. В январе 2009-го меня назначили заместителем начальника Центра государственной защиты. А с января 2014 года — начальником Центра.

— Почему выбрали милицейскую службу? МУР славится своими династиями, вы случайно не в одной из них?

— В Московском уголовном розыске работал старшим уполномоченным мой дед Валентин Шаров. Он пришёл на Петровку, 38 ещё до войны. И отец всю свою жизнь отдал службе в органах внутренних дел. Полковник милиции Игорь Шаров был заместителем начальника муниципальной милиции ГУВД города Москвы. Для меня дед и отец всегда были примером, поэтому, долго не раздумывая, я пошёл по их пути.

Два закона — одна цель

— Выделите основные направления работы Центра. Что для вас главное?

— Мы работаем по двум федеральным законам. Первый — № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». И второй — № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Эти законы определяют наши задачи и направления. Самое главное — не допустить противоправных действий в отношении защищаемых лиц. Понимаем, что если такое случится, это будет серьёзной недоработкой всех сотрудников. Поэтому стараемся чётко моделировать ситуации, выявлять и предупреждать всевозможные угрозы, обеспечивать надёжную физическую защиту. Это даёт положительные результаты. За все годы существования нашей службы преступных деяний не было допущено ни разу. Хотя бывали очень сложные дела, связанные с дачей показаний на воров в законе, и возможность утратить нашего свидетеля была крайне велика.

— Как выглядит структура вашего подразделения?

— В структуру входят три отдела. 1-й отдел — по обеспечению мер государственной защиты и специальных мероприятий. Возглавляет его полковник полиции Дмитрий Блинов. Он отвечает за материальное и техническое оснащение Центра, обеспечивает финансирование нашей работы.

2-й отдел — оперативный. Считается основным, поскольку занимается организацией всех мер безопасности, координирует и контролирует их реализацию. Начальником отдела является мой заместитель подполковник полиции Александр Киреев. До перехода в Центр проходил службу в УБОПе как раз по данной линии работы.

3-й отдел — физической защиты, руководит им полковник полиции Юрий Федюнин. Сотрудники отдела выполняют функции по личной охране защищаемых лиц, обеспечивают силовое сопровождение мероприятий по задержанию угрозоносителей.

И дополнительно в штат введён психолог. Эта должность появилась не так давно. В конце прошлого года мы приняли классного специалиста — женщину. В её обязанности входит психологическая поддержка, тестирование граждан, находящихся в программе госзащиты. В случае необходимости она может оказать помощь любому сотруднику — абсолютно спокойно снимает стресс, делает психокоррекцию.

Профессионалы, вперёд!

— У вас в основном мужской коллектив?

— Да, женщин немного. Кроме психолога, есть ещё две сотрудницы, которые обеспечивают организацию оперативных мероприятий. В личной охране работают только мужчины. Конечно, это не означает, что женщинам сюда вход запрещён. Если появится достойная кандидатура, не уступающая в физической и боевой подготовке мужчинам, с удовольствием её примем.

— Кого из сотрудников можно отметить? Награды от государства получаете за героические поступки?

— У нас работа напряжённая и нелёгкая, но без громких подвигов. Герои не требуются, когда создана хорошая защита, тогда и спасать никого не нужно. А вот профессионалы всегда востребованы, и они заслуживают добрых слов.

Во 2-ом отделе хотелось бы отметить подполковника полиции Андрея Семёнова и майора полиции Дениса Макарова. Они работают старшими оперуполномоченными по особо важным делам. Занимаются обеспечением мер безопасности по Федеральному закону № 119-ФЗ. Под защитой этих офицеров находятся участники уголовного судопроизводства и члены их семей. Ведут наиболее сложные материалы. Это резонансные, особо тяжкие преступления, совершённые организованными преступными группами.

В 3-ем отделе добросовестно работает подполковник полиции Сергей Кривопалов, старший оперуполномоченный по особо важным делам. В августе этого года он удачно выступил на всероссийском конкурсе профессионального мастерства, который проходил в Уфе. Там за победу боролись около ста лучших сотрудников нашей службы. Сергей занял достойное место.

Вывести из зоны опасности

— Как обеспечивается безопасность защищаемых лиц? Вы сами решаете, какие меры следует применить?

— Мы не принимаем решение о государственной защите. Это компетенция следователя, он выносит постановление о применении мер госзащиты и направляет его в Центр для исполнения. После поступления материала необходимо предусмотреть практически всё — от комплекса защитных и оперативно-разыскных мероприятий до размещения семьи защищаемого лица в безопасном месте. Нужно обеспечить личную охрану, питание людей, их медицинское обслуживание, социальные льготы, устройство взрослых на работу, а детей в школу или детский сад, И при этом сохранить строжайшую конфиденциальность. В исключительных случаях меняются абсолютно все документы, создаётся легенда для человека по новому месту жительства. Не допускается его общение с родственниками и друзьями. По факту именно родные и близкие являются слабым звеном, могут привести за собой преступников. Наша основная задача — спрятать гражданина, вывести из зоны опасности в другое место, а также обеспечить его безопасность при участии в следственных действиях и судебных слушаниях. Держать свидетеля или других участников уголовного процесса, как поплавок на поверхности, подвергая риску их жизнь и здоровье, абсолютно нецелесообразно.

— Ваше подразделение защищает не только москвичей, но и жителей других регионов?

— В том случае, если они прибывают в столицу. Больше половины всех постановлений о государственной защите поступает в наш Центр от следователей из российских регионов. Естественно, нужно разместить этих людей, арендовать квартиру, помочь им наладить на первых порах свой быт, а в дальнейшем устроиться на работу. К сожалению, защищаемые лица из Москвы крайне редко едут в другие регионы. Некоторые граждане даже не хотят переезжать в ближайшее Подмосковье.

Загвоздка с менталитетом

— Кого чаще всего государство берёт под защиту? Во всём ли мире эта категория граждан одинакова?

— В странах Запада 98% всех защищаемых лиц — обвиняемые и подозреваемые. Это граждане, которые пошли на сделку с правосудием и стали сотрудничать с правоохранительными органами. Они дают показания в отношении злодеев, с которыми совершали преступления. По сути, у них нет выбора. Такие люди находятся либо в тюрьме, либо в тени, с подразделением физзащиты, либо в руках своих подельников. Поэтому и выбирают середину. В российской практике получается всё наоборот. У нас 98% — это потерпевшие и свидетели. Обычные граждане, которые боятся совершения дальнейших противоправных действий против них. И тут получается загвоздка. Потому что преступник в другой стране готов идти на все условия — переезжать с места на место, менять привычный образ жизни. А наши соотечественники, естественно, не готовы к этому. Многие случайно стали очевидцами преступления и дали показания в силу своего гражданского долга. Работать с данной категорией довольно сложно.

— Судя по фильмам, за рубежом ваши коллеги нередко прибегают к пластическим операциям, чтобы изменить внешность человека. А как у нас?

— В Москве подобной практики нет, поскольку нет людей, желающих сделать пластическую операцию. Хотя финансирование такой меры безопасности предусмотрено и пластика для нас — не проблема. По всей России известно случая два, не больше. У наших граждан, как я уже говорил, другой менталитет, они не хотят навсегда потерять своё лицо, свою прежнюю жизнь. К тому же, есть и другие приёмы изменения внешности. Для этого используются различные парики, грим. Приглашаем профессиональных гримёров, которые могут изменить человека до неузнаваемости. Но это временная мера, призванная миновать зону опасности. Например, когда мы сопровождаем защищаемое лицо на судебные слушания или следственные действия.

О важных деталях

— Государственная защита предусматривает круглосуточную охрану?

— Всё зависит от сложности объекта, тех угроз, что поступают. Бывает и круглосуточный режим, когда охраняем людей даже ночью в доме, квартире. Но чаще работаем в сменном режиме, допустим, с утра до вечера, чтобы дать человеку время на отдых, просто побыть одному. Для него определённый стресс, когда рядом постоянно кто-то находится.

— Уточните, вы всех судей и должностных лиц правоохранительных органов охраняете?

— Не всех, конечно. Только тех, кто подвергается угрозам, связанным с их служебной деятельностью.

— За защиту люди платят?

— Ничего не платят, для граждан это абсолютно безвозмездно. Однако государство всегда надеется на то, что в обмен получит те свидетельские показания, которые лягут в основу обвинения и приговора за совершённое преступление.

— Достаточно ли хорошо оснащены оружием, спецтехникой сотрудники Центра?

— Имеем всё самое передовое, что есть в системе МВД. Например, в нашем распоряжении — аппаратура, заглушающая сигналы, поступающие по радиоканалам, для взрыва автомобиля. Используем автоматы АК-74, пистолеты-пулемёты ПП-2000, пистолеты Ярыгина и Макарова. Есть специальный бронированный транспорт — мерседесы и фольксвагены.

— В большинстве стран подразделения государственной защиты действуют в составе правоохранительных органов. Обмениваетесь ли опытом?

— Мы обмениваемся опытом по линии МВД России с подобными службами в Австрии, Израиле, Италии, Румынии и других странах. Для нас интересна работа коллег в сфере информационных технологий, поиск угрозоносителей по различным системам, инновации по средствам защиты. Привлекает опыт израильской службы в организации личной охраны. Сейчас в нашем министерстве прорабатывается вопрос об обмене защищаемыми лицами с рядом государств. Возможно, такие соглашения в ближайшей перспективе будут заключены.

Самая высшая оценка

— Что можно сказать об уровне квалификации личного состава? Учитывается ли опыт оперативной работы при приёме к вам на службу?

— Уровень подготовки личного состава довольно высокий. Основная категория наших сотрудников — те, кому около 40, большинство из них старшие офицеры. Навыки общения с людьми, обеспечения мер безопасности требуют определённого опыта, который накапливается с годами.

Строгие требования предъявляем к сотруднику, который хочет у нас работать. Предварительно он должен пройти тестирование и собеседование. Приветствуется стаж оперативной работы свыше пяти лет. К претенденту выезжают на дом, чтобы оценить условия проживания. Кроме того, все желающие сдают нормативы — не полицейские, а специальные, разработанные отдельно для оперативного блока и подразделений физической защиты. Только после этого принимается решение, что сотрудник может стать в очередь на вакансию. На сегодняшний день вакансий в Центре нет. Придётся подождать, но попасть к нам всё-таки можно.

— Ваша служба связана с реальной угрозой для жизни. Неужели ради вскипающего в крови адреналина люди выстраиваются в очередь? Что их привлекает?

— Многие считают нашу службу престижной, элитной. Наверное, это навеяно популярным фильмом «Стиратель» и сериалом «Государственная защита». Но в жизни всё гораздо сложнее, чем на экране. Меня в службе госзащиты привлекает то, что она узконаправленная. У тебя нет дополнительных задач, кроме той, как обеспечить безопасность защищаемого лица, и дать возможность принести пользу государству. Если гражданин уверен в защите и даёт показания, он вносит ощутимый вклад в расследование и раскрытие преступления, вынесение справедливого приговора судом. Основным критерием оценки нашей работы является благодарность защищаемых лиц. Человек, даже выйдя из программы, много лет подряд может звонить, поздравлять с праздниками сотрудников. Для меня самой высшей оценкой является тот факт, что все эти люди живы и благодарны Центру государственной защиты, который помог им в очень трудный период.

Беседовал Александр РОМЕНСКИЙ,

фото Александра НЕСТЕРОВА и

из архива Центра государственной защиты

3140248Эту службу считают одной из самых закрытых в московской полиции. Работа её сотрудников нигде не афишируется, а сведения о тех, кого они защищают, являются государственной тайной.

Корреспондент «Петровки, 38» пообщался с начальником Центра государственной защиты ГУ МВД России по г. Москве полковником полиции Максимом КОКАНОВЫМ. Повод для разговора — приближающийся день рождения службы 12 сентября.

По указу Президента

— Максим Игоревич, праздник вашей службы выпадает на 12 сентября. С чем связана эта дата?

1140232— С приказом МВД России от 15 апреля 2010 года № 282 «Об объявлении Дня подразделений системы МВД России по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите». Ну и, конечно, с Указом Президента России от 6 сентября 2008 года № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации». Именно тогда в нашей стране начали создаваться подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих госзащите. Они были призваны защитить жизнь и здоровье граждан этой категории, а также обеспечить сохранность их имущества. Новая служба появилась на базе управлений по борьбе с организованной преступностью. Раньше в столичном УБОПе действовал отдел по защите свидетелей. Во исполнение указа Президента РФ в структуре ГУВД по городу Москве 23 октября 2008 года был сформирован Центр по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. В 2010 году он получил более короткое название — Центр государственной защиты.

— В новую службу перешла материальная база УБОПа?

— В отделе по защите свидетелей её и не было, пришлось начинать практически с нуля. Управление по борьбе с организованной преступностью не имело средств, чтобы осуществлять государственную защиту в полном объёме. Сотрудники отдела лишь обеспечивали закрытие сведений о защищаемых лицах и организовывали личную охрану. Вслед за указом Президента вышло постановление Правительства РФ от 02.10.2009 года, которым была утверждена государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009—2013 годы». Тогда на новом качественном уровне отрылось финансирование. У нас появились финансовые и материально-технические возможности для обеспечения госзащиты, необходимые средства на аренду жилья, питание, содержание, связь, коммуникации и т.д. Сейчас мы проходим вторую пятилетнюю программу, она завершается в 2018 году.

2140258Они вышли из МУРа

— Кто был первым руководителем Центра государственной защиты?

— Полковник милиции Алексей Викторович Горожанов. Он возглавлял наше подразделение в течение трёх лет. Фактически под его руководством был сформирован коллектив Центра и приобретён первый опыт работы. В 2012 году подразделение возглавил полковник полиции Иван Валентинович Горбунов. Они оба из МУРа. Надо сказать, что основной костяк нашей службы — это сотрудники, прошедшие школу уголовного розыска.

— Вы тоже служили в угрозыске?

— Да, 12 лет прослужил в отделе уголовного розыска УВД по Восточному административному округу. В 1997 году поступил сюда оперуполномоченным после окончания Московской высшей школы милиции. В последние годы работал по линии незаконного оборота оружия, был начальником отделения — заместителем начальника 2-й оперативно-разыскной части. В январе 2009-го меня назначили заместителем начальника Центра государственной защиты. А с января 2014 года — начальником Центра.

— Почему выбрали милицейскую службу? МУР славится своими династиями, вы случайно не в одной из них?

— В Московском уголовном розыске работал старшим уполномоченным мой дед Валентин Шаров. Он пришёл на Петровку, 38 ещё до войны. И отец всю свою жизнь отдал службе в органах внутренних дел. Полковник милиции Игорь Шаров был заместителем начальника муниципальной милиции ГУВД города Москвы. Для меня дед и отец всегда были примером, поэтому, долго не раздумывая, я пошёл по их пути.

Два закона — одна цель

— Выделите основные направления работы Центра. Что для вас главное?

— Мы работаем по двум федеральным законам. Первый — № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». И второй — № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Эти законы определяют наши задачи и направления. Самое главное — не допустить противоправных действий в отношении защищаемых лиц. Понимаем, что если такое случится, это будет серьёзной недоработкой всех сотрудников. Поэтому стараемся чётко моделировать ситуации, выявлять и предупреждать всевозможные угрозы, обеспечивать надёжную физическую защиту. Это даёт положительные результаты. За все годы существования нашей службы преступных деяний не было допущено ни разу. Хотя бывали очень сложные дела, связанные с дачей показаний на воров в законе, и возможность утратить нашего свидетеля была крайне велика.

— Как выглядит структура вашего подразделения?

— В структуру входят три отдела. 1-й отдел — по обеспечению мер государственной защиты и специальных мероприятий. Возглавляет его полковник полиции Дмитрий Блинов. Он отвечает за материальное и техническое оснащение Центра, обеспечивает финансирование нашей работы.

2-й отдел — оперативный. Считается основным, поскольку занимается организацией всех мер безопасности, координирует и контролирует их реализацию. Начальником отдела является мой заместитель подполковник полиции Александр Киреев. До перехода в Центр проходил службу в УБОПе как раз по данной линии работы.

3-й отдел — физической защиты, руководит им полковник полиции Юрий Федюнин. Сотрудники отдела выполняют функции по личной охране защищаемых лиц, обеспечивают силовое сопровождение мероприятий по задержанию угрозоносителей.

И дополнительно в штат введён психолог. Эта должность появилась не так давно. В конце прошлого года мы приняли классного специалиста — женщину. В её обязанности входит психологическая поддержка, тестирование граждан, находящихся в программе госзащиты. В случае необходимости она может оказать помощь любому сотруднику — абсолютно спокойно снимает стресс, делает психокоррекцию.

Профессионалы, вперёд!

— У вас в основном мужской коллектив?

— Да, женщин немного. Кроме психолога, есть ещё две сотрудницы, которые обеспечивают организацию оперативных мероприятий. В личной охране работают только мужчины. Конечно, это не означает, что женщинам сюда вход запрещён. Если появится достойная кандидатура, не уступающая в физической и боевой подготовке мужчинам, с удовольствием её примем.

— Кого из сотрудников можно отметить? Награды от государства получаете за героические поступки?

— У нас работа напряжённая и нелёгкая, но без громких подвигов. Герои не требуются, когда создана хорошая защита, тогда и спасать никого не нужно. А вот профессионалы всегда востребованы, и они заслуживают добрых слов.

Во 2-ом отделе хотелось бы отметить подполковника полиции Андрея Семёнова и майора полиции Дениса Макарова. Они работают старшими оперуполномоченными по особо важным делам. Занимаются обеспечением мер безопасности по Федеральному закону № 119-ФЗ. Под защитой этих офицеров находятся участники уголовного судопроизводства и члены их семей. Ведут наиболее сложные материалы. Это резонансные, особо тяжкие преступления, совершённые организованными преступными группами.

В 3-ем отделе добросовестно работает подполковник полиции Сергей Кривопалов, старший оперуполномоченный по особо важным делам. В августе этого года он удачно выступил на всероссийском конкурсе профессионального мастерства, который проходил в Уфе. Там за победу боролись около ста лучших сотрудников нашей службы. Сергей занял достойное место.

Вывести из зоны опасности

— Как обеспечивается безопасность защищаемых лиц? Вы сами решаете, какие меры следует применить?

— Мы не принимаем решение о государственной защите. Это компетенция следователя, он выносит постановление о применении мер госзащиты и направляет его в Центр для исполнения. После поступления материала необходимо предусмотреть практически всё — от комплекса защитных и оперативно-разыскных мероприятий до размещения семьи защищаемого лица в безопасном месте. Нужно обеспечить личную охрану, питание людей, их медицинское обслуживание, социальные льготы, устройство взрослых на работу, а детей в школу или детский сад, И при этом сохранить строжайшую конфиденциальность. В исключительных случаях меняются абсолютно все документы, создаётся легенда для человека по новому месту жительства. Не допускается его общение с родственниками и друзьями. По факту именно родные и близкие являются слабым звеном, могут привести за собой преступников. Наша основная задача — спрятать гражданина, вывести из зоны опасности в другое место, а также обеспечить его безопасность при участии в следственных действиях и судебных слушаниях. Держать свидетеля или других участников уголовного процесса, как поплавок на поверхности, подвергая риску их жизнь и здоровье, абсолютно нецелесообразно.

— Ваше подразделение защищает не только москвичей, но и жителей других регионов?

— В том случае, если они прибывают в столицу. Больше половины всех постановлений о государственной защите поступает в наш Центр от следователей из российских регионов. Естественно, нужно разместить этих людей, арендовать квартиру, помочь им наладить на первых порах свой быт, а в дальнейшем устроиться на работу. К сожалению, защищаемые лица из Москвы крайне редко едут в другие регионы. Некоторые граждане даже не хотят переезжать в ближайшее Подмосковье.

Загвоздка с менталитетом

— Кого чаще всего государство берёт под защиту? Во всём ли мире эта категория граждан одинакова?

— В странах Запада 98% всех защищаемых лиц — обвиняемые и подозреваемые. Это граждане, которые пошли на сделку с правосудием и стали сотрудничать с правоохранительными органами. Они дают показания в отношении злодеев, с которыми совершали преступления. По сути, у них нет выбора. Такие люди находятся либо в тюрьме, либо в тени, с подразделением физзащиты, либо в руках своих подельников. Поэтому и выбирают середину. В российской практике получается всё наоборот. У нас 98% — это потерпевшие и свидетели. Обычные граждане, которые боятся совершения дальнейших противоправных действий против них. И тут получается загвоздка. Потому что преступник в другой стране готов идти на все условия — переезжать с места на место, менять привычный образ жизни. А наши соотечественники, естественно, не готовы к этому. Многие случайно стали очевидцами преступления и дали показания в силу своего гражданского долга. Работать с данной категорией довольно сложно.

— Судя по фильмам, за рубежом ваши коллеги нередко прибегают к пластическим операциям, чтобы изменить внешность человека. А как у нас?

— В Москве подобной практики нет, поскольку нет людей, желающих сделать пластическую операцию. Хотя финансирование такой меры безопасности предусмотрено и пластика для нас — не проблема. По всей России известно случая два, не больше. У наших граждан, как я уже говорил, другой менталитет, они не хотят навсегда потерять своё лицо, свою прежнюю жизнь. К тому же, есть и другие приёмы изменения внешности. Для этого используются различные парики, грим. Приглашаем профессиональных гримёров, которые могут изменить человека до неузнаваемости. Но это временная мера, призванная миновать зону опасности. Например, когда мы сопровождаем защищаемое лицо на судебные слушания или следственные действия.

О важных деталях

— Государственная защита предусматривает круглосуточную охрану?

— Всё зависит от сложности объекта, тех угроз, что поступают. Бывает и круглосуточный режим, когда охраняем людей даже ночью в доме, квартире. Но чаще работаем в сменном режиме, допустим, с утра до вечера, чтобы дать человеку время на отдых, просто побыть одному. Для него определённый стресс, когда рядом постоянно кто-то находится.

— Уточните, вы всех судей и должностных лиц правоохранительных органов охраняете?

— Не всех, конечно. Только тех, кто подвергается угрозам, связанным с их служебной деятельностью.

— За защиту люди платят?

— Ничего не платят, для граждан это абсолютно безвозмездно. Однако государство всегда надеется на то, что в обмен получит те свидетельские показания, которые лягут в основу обвинения и приговора за совершённое преступление.

— Достаточно ли хорошо оснащены оружием, спецтехникой сотрудники Центра?

— Имеем всё самое передовое, что есть в системе МВД. Например, в нашем распоряжении — аппаратура, заглушающая сигналы, поступающие по радиоканалам, для взрыва автомобиля. Используем автоматы АК-74, пистолеты-пулемёты ПП-2000, пистолеты Ярыгина и Макарова. Есть специальный бронированный транспорт — мерседесы и фольксвагены.

— В большинстве стран подразделения государственной защиты действуют в составе правоохранительных органов. Обмениваетесь ли опытом?

— Мы обмениваемся опытом по линии МВД России с подобными службами в Австрии, Израиле, Италии, Румынии и других странах. Для нас интересна работа коллег в сфере информационных технологий, поиск угрозоносителей по различным системам, инновации по средствам защиты. Привлекает опыт израильской службы в организации личной охраны. Сейчас в нашем министерстве прорабатывается вопрос об обмене защищаемыми лицами с рядом государств. Возможно, такие соглашения в ближайшей перспективе будут заключены.

Самая высшая оценка

— Что можно сказать об уровне квалификации личного состава? Учитывается ли опыт оперативной работы при приёме к вам на службу?

— Уровень подготовки личного состава довольно высокий. Основная категория наших сотрудников — те, кому около 40, большинство из них старшие офицеры. Навыки общения с людьми, обеспечения мер безопасности требуют определённого опыта, который накапливается с годами.

Строгие требования предъявляем к сотруднику, который хочет у нас работать. Предварительно он должен пройти тестирование и собеседование. Приветствуется стаж оперативной работы свыше пяти лет. К претенденту выезжают на дом, чтобы оценить условия проживания. Кроме того, все желающие сдают нормативы — не полицейские, а специальные, разработанные отдельно для оперативного блока и подразделений физической защиты. Только после этого принимается решение, что сотрудник может стать в очередь на вакансию. На сегодняшний день вакансий в Центре нет. Придётся подождать, но попасть к нам всё-таки можно.

— Ваша служба связана с реальной угрозой для жизни. Неужели ради вскипающего в крови адреналина люди выстраиваются в очередь? Что их привлекает?

— Многие считают нашу службу престижной, элитной. Наверное, это навеяно популярным фильмом «Стиратель» и сериалом «Государственная защита». Но в жизни всё гораздо сложнее, чем на экране. Меня в службе госзащиты привлекает то, что она узконаправленная. У тебя нет дополнительных задач, кроме той, как обеспечить безопасность защищаемого лица, и дать возможность принести пользу государству. Если гражданин уверен в защите и даёт показания, он вносит ощутимый вклад в расследование и раскрытие преступления, вынесение справедливого приговора судом. Основным критерием оценки нашей работы является благодарность защищаемых лиц. Человек, даже выйдя из программы, много лет подряд может звонить, поздравлять с праздниками сотрудников. Для меня самой высшей оценкой является тот факт, что все эти люди живы и благодарны Центру государственной защиты, который помог им в очень трудный период.

Беседовал Александр РОМЕНСКИЙ,

фото Александра НЕСТЕРОВА и

из архива Центра государственной защиты

Библиографическое описание:

Пантелеев, В. А. Процессуальный порядок действий органов и должностных лиц, обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства (на примере МВД России) / В. А. Пантелеев. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/182/10739/ (дата обращения: 25.09.2023).



Основным субъектом обеспечения безопасности, а соответственно гарантом защиты прав и законных интересов всех граждан страны, в том числе вовлеченных в уголовное судопроизводство, является государство. Через органы законодательной, исполнительной и судебной властей оно в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность граждан на территории Российской Федерации, а также гарантирует их защиту и покровительство на момент нахождения за пределами государства.

Обеспечение безопасности присуще всем без исключения органам государства, при этом особое место отведено правоохранительным органам, в частности Министерству внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с ч. 11 ст. 2 Закона РФ от 7 февраля 2011 г. «О полиции» одной из главных задач МВД является «государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других лиц» [1]. МВД России является участником и координатором Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014–2018 годы».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1316 в МВД России образовано Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (УОГЗ МВД России), являющееся самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ, обеспечивающим функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, по обеспечению сохранности их имущества. Кроме того, образован Центр МВД России по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Такие центры в системе органов МВД (ЦГЗ МВД России) созданы во всех регионах России, которые являются оперативным подразделением МВД России и находятся в непосредственном подчинении УОГЗ МВД России.

Необходимо отметить, что для обеспечения надлежащего исполнения органами внутренних дел Российской Федерации функции по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких нормативной базой предусмотрен ряд административных процедур, регламентированных приказом МВД России от 21.03.2007 г. № 281 «Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких». Указанные процедуры условно делят процесс обеспечения государственной защиты участников судопроизводства на ряд этапов, в ходе которых специально уполномоченными субъектами осуществляются определенные процедуры. Эти этапы следующие:

  1. прием и регистрация заявления (сообщения);
  2. проверка заявления (сообщения);
  3. вынесение постановления о применении или об отказе в применении мер безопасности и мер социальной поддержки;
  4. подготовка и утверждение постановления об избрании мер безопасности;
  5. подготовка и утверждение постановления об отмене или изменении мер безопасности.

На первом из перечисленных этапов, как следует из его названия, в территориальном органе внутренних дел осуществляется прием и регистрация заявлений (сообщений) от участников уголовного судопроизводства и иных лиц о наличии угроз посягательства на их жизнь, здоровье, имущество, либо на жизнь, здоровье, имущество их родственников и близких [2].

В том случае, если в заявлении (сообщении) содержится конкретная информация, указывающая на признаки преступления, предусмотренного ст. 309 УК РФ «Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу» (данные о лице, оказывающем незаконное воздействие, последствия, время и место и т. п.), поступившее заявление (сообщение) подлежит регистрации в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. Нормативно установлено время регистрации одного заявления, которое составляет 20 минут. После выполнения необходимых процедур такое заявление в течение суток, а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно, направляется для принятия решения об осуществлении мер безопасности в орган, в производстве которого находится соответствующее уголовное дело.

На втором этапе должностное лицо, правомочное принимать решение об осуществлении государственной защиты (начальник органа дознания, руководитель следственного органа, следователь с согласия руководителя следственного органа), обязано в день поступления (или немедленно) рассмотреть заявление (сообщение), и организовать проверку наличия угрозы. На основании материала проверки либо указанного выше поручения оперативные работники ОРЧ ГЗ вправе проводить весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ.

Результаты данных мероприятий в установленные законом сроки докладываются инициатору проверки рапортом. Получив такой рапорт должностное лицо, правомочное принимать решение об осуществлении государственной защиты, должно принять решение по существу. Так, если в поступившем материале проверки не содержится данных, указывающих на признаки преступления в отношении заявителя, то следователем (начальником органа дознания) выносится постановление об отказе в применении мер безопасности и социальной поддержки, которое в тот же день направляется лицу, в отношении которого оно вынесено [3].

В противном случае, при установлении наличия и реальности угрозы фигуранту, необходимо принятие решения о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 309 УК РФ. В связи с этим начальник органа дознания либо следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление о применении мер безопасности.

К постановлению, направляемому в ОРЧ ГЗ, должны прилагаться:

− копии материалов проверки, свидетельствующие о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве;

− сопроводительное письмо, содержащее личные данные защищаемого лица и информацию о его местонахождении. Для того, чтобы подразделение государственной защиты могли незамедлительно приступить к применению мер безопасности следователю необходимо максимально полно проинформировать указанные подразделения о защищаемом лице;

− письменное поручение следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление лица (лиц), угрожающих участнику уголовного судопроизводства с целью привлечения к уголовной ответственности, даваемое в порядке, предусмотренном ст. 38 УПК РФ.

При поступлении в ОРЧ ГЗ указанного выше пакета документов уполномоченное должностное лицо в течение суток, а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно, должно подготовить предложения о применении конкретных мер безопасности в отношении защищаемого участника уголовного судопроизводства, и получить его письменное согласие на применение избранных мер безопасности. В течение трех суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно), подготавливается также постановление об избрании мер безопасности, которое содержит конкретный перечень мер безопасности, применяемых к защищаемому лицу, информацию о сроках исполнения мер, должностных лицах, ответственных за его исполнение, и поэтому имеет ограничительный гриф [4].

Данное постановление утверждается руководителем территориального органа МВД России по субъекту РФ. Под роспись с ним знакомится лицо, в отношении которого вынесено данное постановление. После этого с защищаемым лицом от имени руководителя территориального органа МВД России по субъекту РФ заключается договор, в котором формулируются права, обязанности и ответственность сторон, конкретные предписания органа, осуществляющего меры безопасности, защищаемому лицу. Заключение указанного договора является обязательным. Отказ в его подписании, равно как и нарушение условий договора, защищаемым лицом, является основанием для ходатайства органа, осуществляющего меры безопасности, следователю об отмене мер государственной защиты по отношению к заявителю.

После утверждения указанного постановления ОРЧ ГЗ в течение суток информирует об этом начальника органа дознания или следователя, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело [5].

Эффективность расследования преступлений зависит от степени защищённости лиц, содействующих уголовному судопроизводству. Чем выше степень такой защищенности, тем большую заинтересованность проявляют граждане при оказании содействия правоохранительным органам. Правовые основы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства уже созданы, соответствующие структуры сформированы, финансирование выделено, остаётся надеяться, что государству удастся преодолеть страх перед «преступным миром» в сознании граждан и успешно осуществлять меры по борьбе с преступностью.

Таким образом, следует отметить важность и необходимость наличия подобного института для современного правового государства, провозглашающего равенства каждого перед законом и судом.

Литература:

  1. Зайцев О. А., Москаленко А. В. Государственная защита частников уголовного процесса в ходе судебного разбирательства. — М., 2008. 186 с.
  2. Никонович С. Л. Проблемы оперативного документирования преступлений, совершаемых в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней и способы их устранения / С. Л. Никонович // Право и государство: теория и практика. — 2013. — № 9 (105).
  3. Демидов Ю. Н. Защита участников уголовного процесса // Право. — 1997. — № 2.
  4. Епихин А. Ю. Обеспечение безопасности личности в уголовном судопроизводстве. — СПб., 2004. — 331 с.
  5. Кардашевская М. В., Никонович С. Л., Абрамов В. А. Криминалистические проблемы расследования отдельных видов хищений: монография. — Тамбов-Липецк: Изд-во Першина Р. В., 2013.
  6. Леви А. А. Потерпевший в уголовном процессе. — М., 2007. 180 с.
  7. Михайлов В. А. Курс уголовного судопроизводства. Учебник в трех томах. — М.: Изд-во МПСИ, 2006. 824 с.

Основные термины (генерируются автоматически): уголовное судопроизводство, государственная защита, защищаемое лицо, МВД России, начальник органа дознания, Российская Федерация, лицо, признак преступления, следственный орган, течение суток.

Похожие статьи

Государственная защита субъектов уголовно-процессуальных…

уголовное судопроизводство, государственная защита, защищаемое лицо, МВД России, начальник органа дознания, Российская Федерация, лицо, следственный орган, течение суток, признак преступления.

Существенные нарушения уголовно-процессуального кодекса

Прокурор уполномочен: 1) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального

1) ограничение в правах подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, а так же других субъектов уголовного судопроизводства

О понятии защищаемого лица в уголовном судопроизводстве

защищаемое лицо, уголовное дело, государственная защита, уголовное судопроизводство, РФ, лицо, уголовное правосудие, принцип охраны, свобода человека.

Проблемы процессуального статуса дознавателя по УПК РФ

Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК [2].

Проблемы квалификации сокрытия преступления от учета…

Таким образом, 9,8 % всех возбужденных в 2016 году подразделениями МВД России уголовных дел возбуждены только после отмены органами

Как правило, уголовные дела возбуждаются по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285, ч. 1 ст. 286, ч. 1 ст. 292 УК РФ.

Государственным органам (должностным лицам) правовые…

защищаемое лицо, уголовное дело, государственная защита, уголовное судопроизводство, РФ, лицо, уголовное правосудие, принцип охраны, свобода человека.

Деятельность следователя по привлечению лица в качестве…

РФ, следователь, следственный орган, возбуждение уголовного дела, процессуальный статус следователя, предварительное следствие, орган дознания, Следственный комитет РФ, должностное лицо… Производство допроса на стадии предварительного…

Актуальные проблемы государственной защиты свидетелей

Сотрудники органов предварительного следствия, дознания и суда

5) вещественные доказательства; 6) протоколы следственных и судебных действий

Государственная защита участников уголовного судопроизводства предусмотрена положениями ряда статей УПК РФ.

Рассмотрение жалоб на действия и решения органов

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство, следственный орган, РФ, прокурор, предварительное следствие, стадий возбуждения уголовного дела… Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Культура руководства что это такое
  • Руководство магазина валберис
  • Циклодол инструкция по применению аналоги таблетки цена
  • Хлоропирамин ампулы инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Карт стандарт руководство