Подарили вот такую легенду СССР. Видел в свое время у многих. З/У досталось в плачевном состоянии без диодов, радиаторов и амперметра на 10А.(поставил на 20 А т.к все равно лежал без дела)
Кое как восстановил. Информации по нему никакой, даже название не знаю — если кто что знает или инструкция есть, напишите пару слов! Не так давно, решил модернизировать устройство, купил плату XH-M603 DC 12-24V — Модуль управления зарядным устройством по выставленному напряжению. Получилась доп. опция «качели» + десульфатация т.е когда напряжение на клеммах доходит до заданных значений, в моем случае выставил 14.5 в, заряд прекращается, при достижении 13.5 в ( можно выставить любое) оно автоматически включается. Вот похожее видео, только лампу прицепить нужно
Через месяц подвернулся циклический программируемый таймер (модуль) XY-J04. (на фото слева) Временем срабатывания таймера можно задать интервал от 0,1 секунд до 999 минут. Также таймер может срабатывать при получении внешнего сигнала (от 3 до 24 В) через выход SIGN. Он может запускаться либо заданное количество раз, либо находиться в бесконечном цикле повторений. Вот сайт, где можно купить voltiq.ru/shop/xy-j04-cycle-time-delay-switch/ Дополнительно купив реле SCLA-S-SPDT-C 12VDC 1пер. 15A 250V для включения нагрузки (лампы 10вт) www.chipdip.ru/product/scla-s-spdt-c-12vdc В этом режиме выставил такие параметры — 45 секунд заряда и 15 секунд разряда, значения взял из инструкции прибора Кедр. Получился неплохой аппарат, назвал его КИЖ — 4. Если на просторах инета найду импульсную плату небольших размеров постараюсь и ее туда внедрить. А так это все игрушки от нечего делать и доступность цены на них, достаточно иметь з/у Рассвет 2 (предпочтительней по цене и удобству) или Электроника узс-П-12-6,3 и не надо городить все это. Небольшое видео об этом приборе с Ютуба Видео не моё) —
Прикупил из интереса вот такой приборчик — Кулон ( последнее фото). Он трансформаторный со схемой внутри, если не убитый и в прекрасном, рабочем состоянии — рекомендую!
Советские зарядные устройства для автомобильного аккумулятора
Содержание
- Особенности
- Технология доработки
Несмотря на проверку десятилетиями, простейший линейный источник питания оказывается весьма надёжным в плане зарядки мощных аккумуляторных батарей. Его единственный минус – потери примерно ⅓ мощности, взятой из розетки.
Особенности
Советское зарядное устройство для автомобильного аккумулятора проигрывает современным своим собратьям по дизайну. Источник питания должен качественно зарядить аккумулятор, а не стоять на полке «для красоты».
Достоинство советских приборов – надёжность, большой запас конструктивной и электрической выработки. Они могут подзарядить даже аккумулятор, у которого оставшееся после разряда напряжение оказалось ниже рекомендуемого, при этом исполнение деталей позволяет проработать ЗУ в режиме перегрузки некоторое время, чего не скажешь о современных.
Идея доработки зарядного устройства состоит в том, чтобы доработать схему этого «агрегата», дооснастив её модулем аварийного отключения, например, при полном заряде аккумулятора до напряжения 14,4 В. Нет смысла переплачивать за новое ЗУ, когда надёжная основа уже имеется, а схему защиты от перезаряда, замыкания и переполюсовки можно собрать самостоятельно, либо заказать такой модуль в одном из интернет-магазинов.
Наиболее распространённое напряжение для мотоциклов и автомобилей – 6 или 12 вольт в бортовой сети. Автоматических зарядных устройств для АКБ практически не существовало, при этом использовались примитивные наработки: трансформатор превращал 220 вольт в 15, а диодный мост преобразовывал переменный ток в постоянный. Этого было достаточно, чтобы, заведя будильник на указанное время, вовремя отключить батарею от ЗУ и само устройство от сети.
Поскольку все изобретения делаются для комфорта пользователей, эпизоды с передержанным и кипящим (или взорвавшимся) аккумулятором ушли в прошлое. Микроконтроллеры вначале изготавливались с применением силовых реле, а потом и с использованием мощных транзисторных ключей.
Навыков радиотехнического специалиста здесь не требуется – достаточно лишь уметь паять, заменять или ремонтировать простейшую электрику.
Производство микропроцессорных и микроконтроллерных защитных «отключателей» поставлено на широкий поток, разница лишь в их мощности. Для заряда АКБ потребуется любое устройство с током в 6-10 А и обеспечивающее запас по нему в 2, а то и в 3 раза. Если взять устройство «впритык» по выходному току и мощности, то долго оно не прослужит – будучи перегретым, через месяц и менее может навсегда отказать.
Существует вариант сборки чисто транзисторной схемы, без использования бескорпусных микросборок. Однако ток по-прежнему остаётся линейным. Защита от переполюсовки здесь имеется, но защита от перезаряда обеспечивается, лишь когда батарея заряжается «буферно» – по напряжению в 13,5, а не 14,4 В. Благодаря такому подходу она стоит неотключённой неделями, при этом перезаряда в ней не наблюдается.
Есть и высоковольтные бестрансформаторные схемы, преобразующие переменные 220 В в постоянное.
Недостаток – опасность поражения током, так как постоянное напряжение значительно опаснее переменного.
Технология доработки
Старое ЗУ времён СССР легко дорабатывается самодельной или промышленной схемой. Начинающие радиолюбители собирают и полноценный микроконтроллер, заказав резисторы, конденсаторы, катушки, диоды, транзисторы и микросхемы. Бонусом идёт личный контроль соблюдения расчётных характеристик строго по принципу обязательности троекратного запаса по мощности.
Необходимо, чтобы устройство в высоконагруженном режиме никогда не перегревалось, не было таким, что прикоснуться к радиатору невозможно, ибо тот греется до +75 градусов, работая как грелка для теста, а не только как «зарядник».
Если перемотать трансформатор с 22, скажем, на 15 вольт по выходному напряжению, то предстоит смотать с него все вторичные обмотки. Далее наматывается новая (поверх старой первичной). Сечение провода должно быть не менее 2 «квадратов», это даст возможность получить ток порядка 10 А и более при условии, что габариты сердечника примерно равны 20х15 см, если обычный, и 20х25 см, если броневой (собран не из U-образных, а из Ш-пластин). Детали при самосборе «с нуля» используются тех же годов выпуска – диоды Д-242. Другой вариант – современные типа 1N, рассчитанные на 30 вольт и те же 10 ампер.
Свободного пространства внутри уже готового советского блока питания хватит для размещения компактного микроконтроллера. Если более мощных его аналогов не нашлось, то имеет смысл сделать два выхода с каждым контроллером по отдельности, и эти же выходы самих контроллеров соединить параллельно. Это превратит околопиковую нагрузку в её значение ниже максимального, и опасность перегрева/возгорания при максимальной загрузке БП устранится.
В качестве примера – готовый модуль XH-M601 (есть и другие). Включают его в разрыв одного из «крокодилов», а использовать его в разрыв сетевого шнура недопустимо – он не рассчитан на 220 вольт. Он контролирует напряжение во вторичной цепи: по достижении 14,4 В он разорвёт её. С помощью подстроечных резисторов можно отрегулировать порог срабатывания в начале подзаряда (например, 10,9 В) и порог отключения (14,4). Для настройки этих пределов подключают измерительный тестер, включённый в режиме проверки напряжения в цепи.
Регистрация: 22.12.2012
Рязань
Сообщений: 13
Есть в закромах вот такое з/у. Ни название, ни инструкции — информации ноль?! Да и вообще оно подойдет для современных аккумуляторов? Кто что знает?
Регистрация: 16.01.2016
Екатеринбург
Сообщений: 7719
Обычный трансформаторный блок питания. Возможно даже не для зарядки автомобильных аккумуляторов, а лабораторный. С современными аккумуляторами будет постоянный недозаряд при своевременном выключении и конец аккумулятора при слишком долгой зарядки, никакой автоматики там нет. Таким удобно «толкать» аккумуляторы, которые не хотят заряжаться автоматическим зарядником.
Регистрация: 15.10.2007
Москва
Сообщений: 18989
paha, у меня есть похожий… по науке зарядка либо с постоянным током, либо с постоянным напряжением. Первое он делать не умеет… По второму варианту ставлю 1/10 ёмкости ток (для 65ач 6,5а), и по внешнему таймеру выключение через 12ч. Поэтому удобно на ночь… li, cd, гелевые аккумы, им зарядить нельзя..
Регистрация: 16.01.2016
Екатеринбург
Сообщений: 7719
sanya1965 написал:
Поэтому удобно на ночь… li, cd, гелевые аккумы, им зарядить нельзя..
Да и кальциевые тоже, напряжение заряда должно быть намного выше 12В.
Регистрация: 26.07.2013
Зеленоград
Сообщений: 2498
Обычное классическое зарядное устройство.
Пойдет и поедет для современных аккумуляторов, так как в них кроме корпуса ничего не изменилось.
Кроссер CR8E
Mantis
ТС-350 сдизелем Lombardini
Регистрация: 15.10.2007
Москва
Сообщений: 18989
Пыхтачок, гелевые требуют импульсный заряд… Но если аатозвука у Вас нет, то информация эта не пригодится.
Регистрация: 26.07.2013
Зеленоград
Сообщений: 2498
sanya1965 написал:
гелевые требуют импульсный заряд..
А откуда в машине с обычной.классической схемой зарядки может взяться этот самый импульсный ток???
Кумумуляторы гелевые то есть, а мужуки то не знают.
Кроссер CR8E
Mantis
ТС-350 сдизелем Lombardini
Регистрация: 15.10.2007
Москва
Сообщений: 18989
Пыхтачок, на магнитола ру знают лет 10… На блюзмобиле лет 15… на ЕММА сходите хоть раз.
Автор
breaker13 · Опубликовано
здравствуйте.
как правильно подбирать драйвер к полевому транзистору? где почитать?
выбрал транзистор IRFH7004. пару штук с алика заказывал, пару спалил, от 5 вольт не открываются, перегревались…от 12В то что надо. 10А пропускают, не греются, имеют достаточно малые размеры- у меня мало места в устройстве.
хочу подобрать к нему драйвер. думал собрать на комплементарной паре ( можете ткнуть в схему носом) PBSS5350T и PBSS4350T, но места с обвязкой займут столько же как и SO8 какой-нибудь.
желаемые токи максимум 30А, это уже с приличным запасом, думаю реальность около 15А. Частоты выше 1kHz не предвижу( ну только что для других проектов) . а так думаю и 250-500Hz просто ШИМ. на сколько я понимаю чем выше токи у драйвера, тем быстрее он открывает/закрывает транзистор- реще фронт и меньше нагрев в том числе транзистора. короче я вроде всё понимаю но ничего не понимаю.
чип дип пишет:
MC34152DG, Драйвер MOSFET х 2, 18В, 1.5A, [SO-8]
IR2101STRPBF (Source), А0.21 (Sink), А0.36
IRS44273LTRPBF, Одноканальный драйвер ключа нижнего уровня
дальше в голове разыгрывается юношеский максимализм (чита отсутствие знаний) и начинается » чем больше тока в драйвере тем лучше!». так вот а сколько надо? не хватает опыта . помогите выбрать. в устройстве будет 4-6 таких транзисторов. возможно имеет смысл рассматривать несколько драйверов в одном корпусе….но на глаза попадаются только по 2 шт в so14 so16 so28 например…хотя вот есть вроде интересный:
IR2136SPBF, 3х фазный мостовой драйвер MOSFET
(Source), А0.2 (Sink), А0.35.
но не уверен что можно каналы по одельности рулить, и опять же токи….
спасибо
7004.pdf
Если не накручивать всякую дрянь на предохранители, один из которых кстати редкий, то убить эту зарядку невозможно.
Неубиваемый зарядник для автомобильных и мотоциклетных аккумуляторов. Шкала 30В или 10А в зависимости от положения тумблера. Выходное напряжение 6В или 12В выбирается тумблером и регулируется переключателем сбоку.Крайние против часовой стрелки положения переключателя «Выкл». Точно не помню, но 6А обеспечивает с гарантией. Заряжают по старинке по времени и «кипению», в процессе заряда ток поддерживатся вручную переключателем. Где-то была схема, надо поискать, но там примитив, трансформатор с отводами и переключатель. Выпускался заводом «Электроприбор» г. Владимир, очень надёжен, так как завод делал военную аппаратуру.
В6 и в12 это переключатель какой аккумулятор будешь заряжать. А×10 это переключатель на зарядку, а v×30 это переключатель на пеноску от 6 до 42 воли.
лучше им не заряжать, а то можно дозаряжаться…
Это показания прибора. Если переключить влево, будет показывать вольты, только показания надо будет умножать на 30. Если переключить вправо — будет показывать амперы, и умножать надо будет на 10.
вот всегда поражался людям, которым лениво шкалу просто перемаркировать
Это заводской блок питания. Сейчас можно на принтере шкалу распечатать, а в советское время никаких принтеров не было. И указатели какие были, такие и ставили, разбирать и менять шкалу никто бы не стал хотя бы из-за того, что можно сбить настройку.
разбирали, ставили свою бумажку, на которой рисовали свою шкалу.
коряво, но удобнее, чем каждый раз чего-то там перемножать
УИП это наверное универсальный источник питания, а не ЗУ.
Тумблер Ах10 изменение цены деления в 10 раз.
Заряжать конечно можно но не авто аккумы. ИХМО слабоваты они. Да и трансформаторный. Там ведь не спроста стоит предохранитель на 2А
Указание мер безопасности
В схеме УИП имеется высокое напряжение, поэтому обслуживающий персонал обязан выполнять правила техники безопасности, относящиеся к установкам до 1000В. Все работы по подключению проводить при обесточенной сети с соблюдением соответствующих правил ПУЭ и безопасности. При подключении и обслуживании необходим персонал в количестве не менее 2-х человек.
Элементы управления, коммутации и индикации
УИП имеет гальванически развязанный от силового выхода аналоговый интерфейс. Регулировка выходного напряжения и ограничения тока в УИП может осуществляться:
— кнопками на передней панели;
— внешними потенциальными сигналами 0…+5В;
— внешними потенциометрами 10кОм;
— любыми различными комбинациями данных методов;
Также имеются аналоговые сигналы контроля уровня выходного тока и напряжения УИП с гальванической развязкой от силового выхода. Уровень измерительных сигналов пропорционален значению выходного параметра и находится в диапазоне 0…+5в.
CN302 – разъём аналогового интерфейса:
Конт. | тип | назначение | значение |
1 | общий | ||
2 | Вход | регулировка ограничения выходного тока | 0…+5В |
3 | Вход | регулировка выходного напряжения | 0…+5В |
4 | Выход | сигнал пропорциональный выходному току | 0…+5В |
5 | Выход | сигнал пропорциональный выходному напряжению | 0…+5В |
6 | выход | опорное напряжение | +5В 20мА |
CN305 – разъём подключения внешнего вентилятора 12В 0,25А (макс.)
Назначение контактов разъёма: 1.+ 2.- (GND)
CN15 – вход обратной связи, вход сигнала «Current share», выход сигнала «power good», выход +5В 0,5А
Кнопки:
SW1 — выбор режима работы УИП (кратковременное нажатие);
SW2 — выбор напряжение/ток (кратковременное нажатие);
SW3 – уменьшение регулируемого параметра (нажать и удерживать);
SW4 — увеличение регулируемого параметра (нажать и удерживать).
Светодиоды:
LED1 — светодиод индикации режима (зелёный – выходное напряжение в норме, красный – отклонение более чем на 10% от номин.)
LED2 (зеленый) – светодиод индикации источника сигнала регулировки напряжения
LED3 (красный) — светодиод индикации источника сигнала регулировки ограничения тока
Установка выходного напряжения и ограничения тока УИП производится внешними и (или) внутренними аналоговыми сигналами. Режим работы (внешняя или внутренняя опора) источника определяется светодиодными индикаторами (см. табл.)
Цветовая индикация режимов работы УИП | |
LED2 – ток – зеленый | LED3 – напряжение — красный |
Внешний сигнал (вкл) | Внешний сигнал (вкл) |
Внешний сигнал (вкл) | Внутренний сигнал (выкл) |
Внутренний сигнал (выкл) | Внешний сигнал (вкл) |
Внутренний сигнал (выкл) | Внутренний сигнал (выкл) |
Рис. 1 Регулировка внешними потенциометрами:
Настройка аналогового интерфейса.
В случае необходимости, при наличии поверенных измерительных приборов, возможна точная подстройка уровней сигналов аналогового интерфейса с помощью многооборотных подстроечных резисторов. Резисторы расположены на передней панели (cм. Рис.7) около разъёма аналогового интерфейса:
R21 | R09 | R37 | R36 |
— meas.C
Подстройка уровня выходного сигнала контроля тока |
— meas.V
Подстройка уровня выходного сигнала контроля напряжения |
— set C
Подстройка уровня входного сигнала установки тока |
— set V
Подстройка уровня входного сигнала установки напряжения |
Подготовка к эксплуатации
УИП должен быть установлен в пожаробезопасном месте, исключающем попадание влаги и пыли внутрь корпуса. Допускается установка на DIN-рейку или шасси в произвольном положении. Необходимо обеспечить свободное пространство рядом с вентиляционными отверстиями не менее 50мм. Обесточить силовую сеть. Произвести подключение входных, выходных и управляющих проводов согласно схеме подключения. Силовые соединительные провода выбрать согласно таблице:
Номер AWG (GAUGE) |
Диаметр, мм |
Площадь сечения, кв.мм |
Maкс. ток, при 5 а/кв.мм |
0 | 8.30 | 54.079 | 270.4 |
1 | 7.35 | 42.385 | 211.9 |
2 | 6.54 | 33.617 | 168.1 |
3 | 5.83 | 26.654 | 133.3 |
4 | 5.19 | 21.137 | 105.7 |
5 | 4.62 | 16.763 | 83.8 |
6 | 4.12 | 13.293 | 66.5 |
7 | 3.67 | 10.544 | 52.7 |
8 | 3.26 | 8.363 | 41.8 |
9 | 2.91 | 6.629 | 33.1 |
10 | 2.59 | 5.258 | 26.3 |
11 | 2.31 | 4.171 | 20.9 |
12 | 2.05 | 3.309 | 16.5 |
13 | 1.83 | 2.623 | 13.1 |
14 | 1.63 | 2.081 | 10.4 |
Подключение УИП к первичной сети осуществляется согласно таблице:
N контакта | наименование | назначение |
1 | N | нейтраль |
2 | L | фаза |
3 | PE | заземление |
Запрещается:
-Подключать к выходу «+5v ref.» что-либо кроме потенциометров регулировки
-Производить повторное подключение к первичной сети менее чем через 30 сек после предыдущего подключения
-Вскрывать источник питания, находящийся под напряжением питающей сети.
-Устанавливать на выходе источника питания напряжение или ток более указанного на этикетке
-Подавать на управляющие входы блока питания напряжение более 5В.
-Закрывать вентиляционные отверстия.
-Производить подключение по схемам не согласованным с изготовителем.
Транспортирование и хранение
Условия транспортирования изделия – 3 (Ж3) по ГОСТ 15150-69 любым видом транспорта при обеспечении защиты от механических повреждений и атмосферных осадков. Условия хранения – 1 (Л) по ГОСТ 15150-69.
Рис.2
Рис.3
Изделие лишается гарантийного обслуживания в следующих случаях:
— нарушение правил эксплуатации, изложенных в Инструкции по эксплуатации;
— изделие имеет следы постороннего вмешательства или была попытка ремонта изделия в неуполномоченном сервисном центре;
— если обнаружены несанкционированные изменения конструкции или схемы изделия.
— изделие имеет механические повреждения или повреждения вызванные стихией, пожаром и т.п.
— повреждения, вызванные попаданием внутрь изделия посторонних предметов, веществ, жидкостей, насекомых.
Адрес сервисного центра: Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 40, ООО «Элим СП», тел. 766-05-83
Эл. адрес для принятия претензий:
arturk@elim.ru; factory@elim.ru
Комплектация и дополнительные оптиции:
- УИП EL-SА1000 – 1шт
- Паспорт изделия – 1шт
- Упаковка – 1шт
- Кабель аналогового интерфейса 6ти проводной (RJ45 6P6C) – по запросу
- Кабель сервисный 8ми проводной (HOUSING: HRS DF11-8DS-2C, TERMINAL: HRS DF11-SC, WIRE: 26AWG) – по запросу
- Крепеж уголки 60-477-004R – по запросу
Подарили вот такую легенду СССР. Видел в свое время у многих. З/У досталось в плачевном состоянии без диодов, радиаторов и амперметра на 10А.(поставил на 20 А т.к все равно лежал без дела)
Кое как восстановил. Информации по нему никакой, даже название не знаю — если кто что знает или инструкция есть, напишите пару слов! Не так давно, решил модернизировать устройство, купил плату XH-M603 DC 12-24V — Модуль управления зарядным устройством по выставленному напряжению. Получилась доп. опция «качели» + десульфатация т.е когда напряжение на клеммах доходит до заданных значений, в моем случае выставил 14.5 в, заряд прекращается, при достижении 13.5 в ( можно выставить любое) оно автоматически включается. Вот похожее видео, только лампу прицепить нужно
Через месяц подвернулся циклический программируемый таймер (модуль) XY-J04. (на фото слева) Временем срабатывания таймера можно задать интервал от 0,1 секунд до 999 минут. Также таймер может срабатывать при получении внешнего сигнала (от 3 до 24 В) через выход SIGN. Он может запускаться либо заданное количество раз, либо находиться в бесконечном цикле повторений. Вот сайт, где можно купить voltiq.ru/shop/xy-j04-cycle-time-delay-switch/ Дополнительно купив реле SCLA-S-SPDT-C 12VDC 1пер. 15A 250V для включения нагрузки (лампы 10вт) www.chipdip.ru/product/scla-s-spdt-c-12vdc В этом режиме выставил такие параметры — 45 секунд заряда и 15 секунд разряда, значения взял из инструкции прибора Кедр. Получился неплохой аппарат, назвал его КИЖ — 4. Если на просторах инета найду импульсную плату небольших размеров постараюсь и ее туда внедрить. А так это все игрушки от нечего делать и доступность цены на них, достаточно иметь з/у Рассвет 2 (предпочтительней по цене и удобству) или Электроника узс-П-12-6,3 и не надо городить все это. Небольшое видео об этом приборе с Ютуба Видео не моё) —
Прикупил из интереса вот такой приборчик — Кулон ( последнее фото). Он трансформаторный со схемой внутри, если не убитый и в прекрасном, рабочем состоянии — рекомендую!
Руководство по Эксплуатации Устройство Зарядно-Выпрямительное Бытовое Бархат Калугаприбор (*1857)
Уважаемые покупатели, коллекционеры, любители! Пожалуйста ознакомьтесь с данной информацией
Лоты выставлены на разных торговых площадках.Заранее прошу извинить, если лота не будет в наличии, Стоимомть доставки указана «от…!
Окончательная стоимость доставки будет зависеть от вида отправления, веса и расстояния до адресата, согласно тарифам почты России. Несколько купленных лотов, отправляю одной посылкой. Каждый довесок в посылку от 50 руб,если тяжелый , то больше. То есть если вы купили открытку пересыл которой 100 руб и «Войну и мир», извините, почтовые будут по большему весу.
После покупки лота покупатель выходит на связь в течении трех дней. Лот оплачивается на карту Сбербанка. После оплаты сообщите , об этом пожалуйста нам здесь в сообщениях. Так же сообщите ФИО, АДРЕС И ИНДЕКС ПОЛУЧАТЕЛЯ ЛОТА. Никаких сообщений В БАНКЕ писать НЕ НАДО!!!. Ваша посылка отправиться к вам в течении трех дней после оплаты, в ответном сообщении укажу дату. В день отправки вышлю трек. В стоимость доставки входит упаковка и почтовый пакет. Ответственность за работу почты не несу (Но упаковываю насмерть!)
Учтите пожалуйста, что почта России стала просвечивать бандероли!!! «Запакуйте в конвертик, как раньше » может не прокатить!!! Не примут или вернут, истрепят нервы.
Вечером и в выходные отвечаю по возможности. Прошу понять и простить!
На вопросы «А это точно подлинник», если есть время отвечаю: «ЕСЛИ В ОПИСАНИИ НЕ СТОИТ СЛОВО КОПИЯ, РЕПРИНТ, ЗНАЧИТ Я УВЕРЕНА В ПОДЛИННОСТИ ЛОТА». Почему? Есть справочники. В них указан вес, металл, гурт,допустимые потери веса при износе и прочие характеристики. Физически не имея времени нести просветительскую деятельность в массы, советую обращаться хотя бы к справочникам в интернете. Любителей «просто поговорить» ждут специальные форумы. Желающих получить полное экспертное заключение ждут мировые аукционные дома с их ценами.
Удачи в собирании ваших коллекций!!!! Хорощих лотов!!!!!Интересных находок. Классного времяпровождения!!!! На все вопросы по теме всегда отвечу с радостью!!! Предоставлю дополнительные фото лотов по запросу!!! С уважением…..
Стоимость доставки указана «от». Окончательная стоимость доставки будет зависеть от вида отправления, веса и расстояния до адресата согласно тарифам Почты России. Некоторые лоты возможны к пересылке только посылкой. ОТПРАВКУ ТОВАРА ОСУЩЕСТВЛЯЮ 1 РАЗ В НЕДЕЛЮ ИЛИ ПОНЕДЕЛЬНИК ИЛИ ПЯТНИЦА.
Лоты выставлены на нескольких торговых площадках. Заранее прошу извинить, если лота не будет в наличии.
В выходные отвечаю по возможности, благодарю за понимание.
Регистрация: 22.12.2012
Рязань
Сообщений: 13
Есть в закромах вот такое з/у. Ни название, ни инструкции — информации ноль?! Да и вообще оно подойдет для современных аккумуляторов? Кто что знает?
Регистрация: 16.01.2016
Екатеринбург
Сообщений: 7376
Обычный трансформаторный блок питания. Возможно даже не для зарядки автомобильных аккумуляторов, а лабораторный. С современными аккумуляторами будет постоянный недозаряд при своевременном выключении и конец аккумулятора при слишком долгой зарядки, никакой автоматики там нет. Таким удобно «толкать» аккумуляторы, которые не хотят заряжаться автоматическим зарядником.
Регистрация: 15.10.2007
Москва
Сообщений: 18992
paha, у меня есть похожий… по науке зарядка либо с постоянным током, либо с постоянным напряжением. Первое он делать не умеет… По второму варианту ставлю 1/10 ёмкости ток (для 65ач 6,5а), и по внешнему таймеру выключение через 12ч. Поэтому удобно на ночь… li, cd, гелевые аккумы, им зарядить нельзя..
Регистрация: 16.01.2016
Екатеринбург
Сообщений: 7376
sanya1965 написал:
Поэтому удобно на ночь… li, cd, гелевые аккумы, им зарядить нельзя..
Да и кальциевые тоже, напряжение заряда должно быть намного выше 12В.
Регистрация: 26.07.2013
Зеленоград
Сообщений: 2498
Обычное классическое зарядное устройство.
Пойдет и поедет для современных аккумуляторов, так как в них кроме корпуса ничего не изменилось.
Кроссер CR8E
Mantis
ТС-350 сдизелем Lombardini
Регистрация: 15.10.2007
Москва
Сообщений: 18992
Пыхтачок, гелевые требуют импульсный заряд… Но если аатозвука у Вас нет, то информация эта не пригодится.
Регистрация: 26.07.2013
Зеленоград
Сообщений: 2498
sanya1965 написал:
гелевые требуют импульсный заряд..
А откуда в машине с обычной.классической схемой зарядки может взяться этот самый импульсный ток???
Кумумуляторы гелевые то есть, а мужуки то не знают.
Кроссер CR8E
Mantis
ТС-350 сдизелем Lombardini
Регистрация: 15.10.2007
Москва
Сообщений: 18992
Пыхтачок, на магнитола ру знают лет 10… На блюзмобиле лет 15… на ЕММА сходите хоть раз.
Советские зарядные устройства для автомобильного аккумулятора
Содержание
- Особенности
- Технология доработки
Несмотря на проверку десятилетиями, простейший линейный источник питания оказывается весьма надёжным в плане зарядки мощных аккумуляторных батарей. Его единственный минус – потери примерно ⅓ мощности, взятой из розетки.
Особенности
Советское зарядное устройство для автомобильного аккумулятора проигрывает современным своим собратьям по дизайну. Источник питания должен качественно зарядить аккумулятор, а не стоять на полке «для красоты».
Достоинство советских приборов – надёжность, большой запас конструктивной и электрической выработки. Они могут подзарядить даже аккумулятор, у которого оставшееся после разряда напряжение оказалось ниже рекомендуемого, при этом исполнение деталей позволяет проработать ЗУ в режиме перегрузки некоторое время, чего не скажешь о современных.
Идея доработки зарядного устройства состоит в том, чтобы доработать схему этого «агрегата», дооснастив её модулем аварийного отключения, например, при полном заряде аккумулятора до напряжения 14,4 В. Нет смысла переплачивать за новое ЗУ, когда надёжная основа уже имеется, а схему защиты от перезаряда, замыкания и переполюсовки можно собрать самостоятельно, либо заказать такой модуль в одном из интернет-магазинов.
Наиболее распространённое напряжение для мотоциклов и автомобилей – 6 или 12 вольт в бортовой сети. Автоматических зарядных устройств для АКБ практически не существовало, при этом использовались примитивные наработки: трансформатор превращал 220 вольт в 15, а диодный мост преобразовывал переменный ток в постоянный. Этого было достаточно, чтобы, заведя будильник на указанное время, вовремя отключить батарею от ЗУ и само устройство от сети.
Поскольку все изобретения делаются для комфорта пользователей, эпизоды с передержанным и кипящим (или взорвавшимся) аккумулятором ушли в прошлое. Микроконтроллеры вначале изготавливались с применением силовых реле, а потом и с использованием мощных транзисторных ключей.
Навыков радиотехнического специалиста здесь не требуется – достаточно лишь уметь паять, заменять или ремонтировать простейшую электрику.
Производство микропроцессорных и микроконтроллерных защитных «отключателей» поставлено на широкий поток, разница лишь в их мощности. Для заряда АКБ потребуется любое устройство с током в 6-10 А и обеспечивающее запас по нему в 2, а то и в 3 раза. Если взять устройство «впритык» по выходному току и мощности, то долго оно не прослужит – будучи перегретым, через месяц и менее может навсегда отказать.
Существует вариант сборки чисто транзисторной схемы, без использования бескорпусных микросборок. Однако ток по-прежнему остаётся линейным. Защита от переполюсовки здесь имеется, но защита от перезаряда обеспечивается, лишь когда батарея заряжается «буферно» – по напряжению в 13,5, а не 14,4 В. Благодаря такому подходу она стоит неотключённой неделями, при этом перезаряда в ней не наблюдается.
Есть и высоковольтные бестрансформаторные схемы, преобразующие переменные 220 В в постоянное.
Недостаток – опасность поражения током, так как постоянное напряжение значительно опаснее переменного.
Технология доработки
Старое ЗУ времён СССР легко дорабатывается самодельной или промышленной схемой. Начинающие радиолюбители собирают и полноценный микроконтроллер, заказав резисторы, конденсаторы, катушки, диоды, транзисторы и микросхемы. Бонусом идёт личный контроль соблюдения расчётных характеристик строго по принципу обязательности троекратного запаса по мощности.
Необходимо, чтобы устройство в высоконагруженном режиме никогда не перегревалось, не было таким, что прикоснуться к радиатору невозможно, ибо тот греется до +75 градусов, работая как грелка для теста, а не только как «зарядник».
Если перемотать трансформатор с 22, скажем, на 15 вольт по выходному напряжению, то предстоит смотать с него все вторичные обмотки. Далее наматывается новая (поверх старой первичной). Сечение провода должно быть не менее 2 «квадратов», это даст возможность получить ток порядка 10 А и более при условии, что габариты сердечника примерно равны 20х15 см, если обычный, и 20х25 см, если броневой (собран не из U-образных, а из Ш-пластин). Детали при самосборе «с нуля» используются тех же годов выпуска – диоды Д-242. Другой вариант – современные типа 1N, рассчитанные на 30 вольт и те же 10 ампер.
Свободного пространства внутри уже готового советского блока питания хватит для размещения компактного микроконтроллера. Если более мощных его аналогов не нашлось, то имеет смысл сделать два выхода с каждым контроллером по отдельности, и эти же выходы самих контроллеров соединить параллельно. Это превратит околопиковую нагрузку в её значение ниже максимального, и опасность перегрева/возгорания при максимальной загрузке БП устранится.
В качестве примера – готовый модуль XH-M601 (есть и другие). Включают его в разрыв одного из «крокодилов», а использовать его в разрыв сетевого шнура недопустимо – он не рассчитан на 220 вольт. Он контролирует напряжение во вторичной цепи: по достижении 14,4 В он разорвёт её. С помощью подстроечных резисторов можно отрегулировать порог срабатывания в начале подзаряда (например, 10,9 В) и порог отключения (14,4). Для настройки этих пределов подключают измерительный тестер, включённый в режиме проверки напряжения в цепи.
У многих в гаражах пылятся и ржавеют старые советские зарядные устройства. Дизайн их нередко напоминает о ядерной войне, а внешнее состояние порой оставляет желать лучшего… Но зато у этих приборов есть главное – надежность, обеспеченная большим запасом электрической и конструктивной мощности. А если к старичку «прикрутить» недорогой электронный контроллер, олдскульный зарядник получит новую жизнь!
Старые советские зарядные устройства обладают крепкими корпусами и сделанными по ГОСТу потрохами, а отдаваемый ими ток обычно не менее 8-10 ампер, а то и выше. Современные же зарядники зачастую хиловаты, а с сильно разряженными батареями, где как раз нужен большой ток, и вовсе не справляются, уходя в аварийный защитный режим…
Но «старички» пылятся на полках (а то и отправляются на свалку), поскольку в массе своей лишены модного сегодня и ставшего стандартом автоматического отключения заряда при достижении аккумулятором полной емкости. И автовладельцы опасаются оставлять их в гараже на ночь заряжать батарею– «как бы чего не вышло!».
На самом деле, опасность сильно преувеличена. Но и ее можно свести к практически полному нулю, если оснастить зарядное устройство модулем автоматического отключения. Сегодня китайские интернет-магазины предоставляют огромный выбор «полуфабрикатов» — готовых электронных схем-модулей, которые предназначены для апгрейда уже существующих устройств и гаджетов. Для использования многих из них не нужно быть радиотехником – достаточно иметь заурядные навыки ремонта электрической розетки в квартире. Итак, берем модуль-контроллер заряда и делаем из советского зарядного устройства – автоматическое!
Как устроено «допотопное» зарядное устройство?
В большинстве своем старые отечественные и импортные зарядные устройства были крайне примитивны и не содержали в себе даже зачатков умной электроники. Выполнялись зарядники по простейшей схеме – трансформатор понижал напряжение, а диодный мост делал из переменного тока постоянный. Регулировка силы зарядного тока осуществлялась ступенчатым переключателем либо в первичной цепи трансформатора, либо во вторичной (принципиальной разницы между двумя вариантами не было). Выглядело это обычно так:
Главные достоинства древних приборов – мощный качественный трансформатор и выпрямитель, позволяющие быстро заряжать даже сильно разряженные батареи, перед которыми часто пасуют современные микропроцессорные зарядки. Как правило, в корпусе советских устройств полно свободного места, поэтому туда несложно вставить китайский модуль контроля заряда, который сделает олдскульное зарядное устройство автоматическим.
Модули контроля заряда и их подключение
Модули контроля заряда подключаются к схеме старинного зарядника очень просто: для этого не нужно быть радиоинженером и не обязательно иметь паяльник – достаточно ножа для зачистки проводов, плоской отвертки для их подключения к клеммной колодке и элементарных электротехнических навыков на уровне умения починить настольную лампу.
Модуль, известный под названием XH-M601, стоит около 200 рублей. Торгуют им на небезызвестной китайской интернет-площадке десятки самых разных продавцов – приобрести не проблема. Модуль контролирует напряжение на аккумуляторной батарее и по достижении нормы отключает от сети зарядное устройство. Его можно разместить как внутри корпуса зарядного устройства, если там есть место, так и в любой подходящей пластиковой выносной коробочке. XH-M601 подключается в разрыв шнура зарядника, идущего к розетке 220 вольт, куском сетевого провода сечением 2х0,75 мм. А также его нужно подключить к клеммам-«крокодилам» зарядника для контроля напряжения на батарее – для этого можно использовать любые подходящие провода, ибо ток в контрольной цепи минимален. Два подстроечных элемента синего цвета на плате, регулируемых тоненькой плоской отверточкой, предназначены для выставления нижнего и верхнего порога срабатывания – то есть, напряжения, при котором зарядка включается и при котором выключается, обеспечивая цикличный принцип работы.
Чтобы настроить пределы работы модуля управления зарядкой, к нему на время подключается тестер в режиме вольтметра постоянного тока.
Модуль под названием XH-M602 подороже — он стоит около 500 рублей. Подключается аналогичным образом и аналогичным же образом функционирует, но управление уровнями начала и конца заряда уже осуществляется цифровым образом – с помощью клавиш «плюс/минус» и дисплея с индикацией напряжения. Для настройки необходимо с удержанием нажать левую клавишу иво время мигания дисплея настроить напряжение включения зарядного устройства. Затем с удержанием нажать правую клавишу и во время мигания дисплея настроить напряжение выключения зарядного устройства.
Такое устройство удобно тем, что для настройки режимов не требуются отвертка и вольтметр – все делается кнопками по показаниям дисплея.
ПОСТAВЛЯЕTЬCЯ С ПРЕДОXРAНИТЕЛЕM…HAДЕЖНAЯ CCCP КАЛУГАПPИБOР ЗАРЯДHОE УCTPОЙCTВO заpяднoе уcтрoйствa AKБ… Универcальноe зарядноe устрoйствo ту2.945.006 зав. № 35. изгoт. зaвод Калугапpибор. Электрикa в квaртиpе. Cистемы «Умный дoм». … Пpедложенное В. Журавлевым из г. Ефремова зарядное устройство построено по классической схеме. Оно проверено временем и показало высокую надежность. Ввиду того, что большинство автолюбителей любит высекать искру из зарядного устройства, было предложено установить в него защиту от КЗ.. ПОЧТА РОССИИ ТОРГ МИНИМАЛЬНЫЙ НЕ НОВЫЙ БУ
Мы нашли это объявление 3 года назад
Нажмите Следить и система автоматически будет уведомлять Вас о новых предложениях со всех досок объявлений
Адрес (Кликните по адресу для показа карты)
Москва, Таганско-Краснопресненская линия, метро Текстильщики
Автомобильное зарядное устройство своими руками: схемы простых мощных и универсальных зарядников для всех типов АКБ
Проблемы с работой автомобильного аккумулятора регулярно возникают не только в зимнее время. Случайно оставленные открытой дверцы и включенные лампочки высадят его до нуля. Да, можно снимать аккумулятор и нести его домой для подзарядки.
Но нужно иметь хотя бы зарядное устройство, а если его нет – обращаться за помощью. «Прикуривать» — не всегда тоже удобный вариант, не у всех имеются специальные провода. В данной статье ознакомимся, как самостоятельно изготовить зарядное устройство для автомобиля.
Нюансы работы аккумуляторов
Самым распространённым видом считается свинцово-кислотный аккумулятор. Срок эксплуатации устройства рассчитан, в среднем, на 5 лет. Подзарядка таких аккумуляторов требует использования хотя бы 10% тока от суммарной емкости устройства.
К примеру, при показателе 75Ахч для заряда необходима подача минимального значения тока – 7,5А. При большем показателе тока аккумулятор из строя не выйдет, но на автомобиле могут слететь «мозги».
Ремонт блока управления кондиционером, коробкой передач, сигнализацией и так далее – недешевое удовольствие.
Разряженным является устройство с напряжением 11,9-12,1 Вольт, в рабочем состоянии уровень заряда должен составлять 12,5-12,7 Вольт.
Условия для самодельной зарядки аккумулятора
Для процесса заряжания устройства необходимо выполнение следующих требований:
- Установка постоянного напряжения – 14,4В;
- Возможность зарядки в течение длительного времени;
- Самостоятельное отключение при превышении максимальных значений тока;
- Предохранение от ошибки подключения полюсов. При подключении минуса к плюсу процесс заряжания должен быть остановлен.
Любой из нарушений вышеперечисленных требований, может безвозвратно сломать Ваш прибор.
Модели самодельных зарядок для аккумуляторов
Любое самодельное зарядное устройство не дает никакой гарантии длительной работы. Главное здесь простота и работоспособность. Далее рассмотрим примеры, как собственноручно можно зарядить автомобильный аккумулятор.
Использование лампы и полупроводникового диода
Подобный способ подзарядки аккумуляторного устройства актуален в домашней обстановке. Для его осуществления необходимо наличие розетки на 220В.
- В качестве элементов схемы имеются стандартная лампа накаливания мощностью 100-150 Ватт, полупроводниковый диод, вилка для розетки и кабель с «крокодилами».
- В данном соединении диод служит в роли преобразователя напряжения из переменного в постоянное.
- Для исключения короткого замыкания достаточно использовать предохранитель на 10-15 А. Лампа и диод должны подсоединяться к «+» аккумулятора.
При мощности лампы в 100 Ватт величина поступающего тока будет составлять 0,17А. Для достижения значения в 2А потребуется заряжать аккумулятор минимум 10 часов.
Полностью восстановить заряд севшего аккумуляторного устройства, скорее всего, не получится, но для запуска автомобиля его хватит.
Модель зарядки, собранной из блока питания ПК
Стандартный блок питания персонального компьютера рассчитан на 12 Вольт. Для зарядки аккумулятора потребуется, напомним, хотя бы 14,4 Вольт.
Сначала распаиваются все лишние провода, для зарядки нужен будет лишь зеленого цвета. Конец данного кабеля припаивается к минусовым контактам в местах выхода черных проводов.
- Данная схема позволяет запустить зарядное устройство напрямую. Проводки, идущие от клемм аккумуляторной батареи, соединяются с минусом и плюсом на блоке питания. Плюс спаивается в месте выхода кабеля желтого цвета, а минус с концом черного провода.
- Далее необходимо регулировать мощность, в блоке питания за данной характеристикой закреплен микроконтроллер TL494 или TA7500. Переворачиваем плату и ищем крайнюю левую ножку микросхемы.
- К нижнему выходу микроконтроллера подходят 3 резистора. Нужно найти резистор, соединенный с выводом блока 12В, и распаять его, а затем замерить действующее сопротивление.
Для определения нужного числа кОм на место распаянного резистора припаивается резистор переменного сопротивления. Плату блока питания подключаем к сети, подцепив к ней мультиметр.
С помощью переменного резистора получаем минимально необходимое значение напряжения в 14,4 Вольт. По достижению данного напряжения распаиваем переменный резистор и замеряем сопротивление.
Далее устанавливаем постоянный резистор, рассчитанный на полученное значение. Такое самодельное зарядное устройство будет выдавать ток около 5-6А, которого вполне хватит для зарядки аккумуляторов емкостью 50-60Ахч.
Как правильно использовать самодельное зарядное устройство
Любое самодельное устройство в использовании требует особой осторожности. Вот некоторые советы при их использовании:
- Внимательно соблюдать полярность при подключении. Произвести проверку ручной зарядки мультиметром.
- Не замыкать контакты для проверки уровня рабочего напряжения. Хоть и советуют замыкать на 1-3 секунды с целью установления, из какой банки происходит выделение, но подобное замыкание может негативно сказываться впоследствии при заряжании устройства.
- Подключать аккумулятор к сети следует только после правильного соединения клемм и их надежной фиксации. Отключение производить в обратном порядке.
- Многие при работе с аккумулятором забывают о кислоте, находящейся внутри устройства. Сняв его, нельзя держать в зоне попадания солнечных лучей и допускать перегрева.
- Поставив аккумулятор на зарядку, не оставляйте его на длительное время. Самодельное устройство для заряжания может в любой момент выйти из строя. А в качестве последствий придется приобретать уже новый аккумулятор.
Самодельные зарядные устройства идеально подходят для случаев, когда аккумулятор уже прошел больше 3-4 лет эксплуатации и близок к выработке ресурса.
Если нет финансовых средств, то подобные модели действительно помогут вам для запуска автомобиля, особенно в зимнее время. Для сравнительно новых аккумуляторов лучше приобретать сертифицированные заводские пусковые устройства.
Фото самодельного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора
Как заряжать аккумулятор — этот вопрос рано или поздно встает перед любым автомобилистом, и наиболее часто это происходит в зимний период с приходом холодов и возросшей нагрузкой на аккумулятор.
Аккумулятор – это химический источник тока, состоящий из нескольких источников, собранных в батарею. Один элемент (еще одно название — банка) имеет напряжение 2,1 В. Они объединяются последовательно в количестве 6 штук. За счет объединения нескольких элементов в одну батарею получается напряжение 12.6 В. При запуске автомобиля стартером на него подается напряжение 12,6 вольта, но большого тока. Это дает возможность провернуть стартером коленвал двигателя.
Какие бывают аккумуляторы
Аккумуляторные батареи за более чем 150 лет со времени изготовления первой постоянно совершенствовались, но конструкция и принцип работы остались неизменными. Сегодня можно встретить различные виды, у которых различный состав электролита и материалы электродов.
Виды аккумуляторов:
1. Свинцовые:
- свинцовые. Самые первыми стали выпускаться аккумуляторные батареи свинцовые с серной кислотой в качестве электролита. Они обладают возможностью выдать большой ток для запуска автомобиля. Такие аккумуляторы используются до сих пор. Но в связи с тем, что свинец очень мягкий материал, то сейчас производят легирование его различными материалами.
- Сурмянистые — свинцовые с добавлением сурьмы. Для улучшения качеств свинца в него стали добавлять сурьму. Сурьмянистыми называются аккумуляторы, которые имеют в составе электродов больше 5% сурьмы. Этот материал активизирует процесс электролиза, во время которого происходит разложение воды в электролите на кислород и водород, что выглядит как закипание электролита. Большое испарение воды приводит к оголению пластин электродов и их разрушению. Поэтому в такие АКБ приходится подливать воду. Из-за этого их еще называют обслуживаемыми. Такие аккумуляторы в современных автомобилях не используются. Они применяются в стационарных источниках питания, где требуется неприхотливость батарей.
- Малосурьмянистые свинцовые батареи – те в которых используется меньше 5% сурьмы. В такие аккумуляторы уже не требуется слишком часто заливать воду. Но потери электролита все равно присутствуют, и воду в них заливать все равно требуется.
- Кальциевые свинцовые аккумуляторы получают добавлением в свинец кальция вместо сурьмы. Использование этого вещества снижает интенсивность электролиза, и испарение воды в них практически отсутствует. Добавление серебра в такие батареи также улучшает КПД и увеличивает емкость батареи. Главным минусом кальциевых батарей является потеря их свойств при сильном разряжении. Несколько случаев глубокого разряда приводит к тому, что емкость аккумулятора сильно и необратимо падает.
- Гибридные свинцовые. Гибридные аккумуляторные батареи – это те, в которых используются сразу две технологии: сурьма для положительного электрода и кальций для отрицательного. Такие батареи имеют средние характеристики: надо чаще подливать воду, но они более устойчивы к глубокому разряду.
- Свинцовые AGM и гелиевые – представляют собой свинцовые аккумуляторы, у которых электролит связан и не может вытечь при опрокидывании. В AGM используется пористое стекловолокно, которое пропитывается электролитом. Гелевые АКБ получаются добавлением соединений кремния. Такие аккумуляторы устойчивы к вибрации и имеют низкий саморазряд. Выдают пусковой ток вне зависимости от заряда батареи практически до полного разряда. После разряда полностью восстанавливают свою емкость и выдерживают большое количество разрядов-зарядов (около 200).
2. Щелочные:
Щелочные АКБ имеют в качестве электролита щелочь. В стартерных аккумуляторных батареях применяются крайне редко.
Щелочные батареи бывают:
- никель-кадмиевые. Они имеют положительный электрод с покрытием гидроксидом, метагидроксидом или гидратом окиси никеля. Минусовой электрод покрыт железом с кадмием. В качестве электролита используется едкий калий.
- Литий-ионные. Это весьма перспективные аккумуляторные батареи, используемые в качестве дополнительных источников тока. У них в качестве минусового электрода — литий или литий-ферро-фосфатные сплавы. Плюсовой электрод — оксид лития с марганцем и кобальтом. Такие аккумуляторы имеют большую удельную емкость и низкую степень саморазряда. Из недостатков – чувствительны к отрицательным температурам, имеют низкое число зарядов-разрядов.
Зарядные устройства для аккумулятора
Основное назначение зарядного устройства — зарядить аккумулятор. Зарядных устройств на рынке автотоваров много, нужно выбрать наиболее подходящее по функциям и стоимости.
По конструкции зарядные устройства подразделяются на группы:
- пуско-зарядные устройства, которые помогут моментально завести машину, когда нет времени заряжать аккумулятор. Они отдают кратковременный импульс большой мощности, который помогает прокрутить двигатель.
- Трансформаторные – устаревшие модели, сейчас не выпускаются, но стабильные и долговечные.
- Импульсные – в них ток подается по мере зарядки; они предназначены для постепенной зарядки аккумулятора.
Зарядные устройства для аккумуляторов бывают:
- автоматические. Автоматические зарядники не могут заряжать сильно убитые аккумуляторы, поскольку не воспринимают нагрузку на своих клеммах, и не начинают их заряжать. Они хороши для полного цикла зарядки, поскольку автоматически регулируют подачу тока и плавно снижают зарядный ток по мере набора заряда аккумулятором и сами отключаются при полном заряде. Такие зарядники можно оставить работать на всю ночь без присмотра.
- Зарядники с ручной регулировкой тока. В продаже есть много недорогих моделей зарядников с ручной регулировкой, которые смогут зарядить даже сильно и длительно разряженные аккумуляторы, подавая вначале ток крайне слабой силы. Он подает ток постоянной силы, и за таким зарядником нужно постоянно следить, так как возможен взрыв из-за резкого «закипания» электролита.
По выходному напряжению бывают:
- 6 В — обычно применяются для зарядки АКБ скутеров и мотоциклов;
- 12 В — используются для зарядки АКБ легковых автомобилей;
- 24 В — заряжают АКБ сельхозтехники.
Также зарядные устройства различаются по:
- мощности, она должна быть больше чем емкость аккумулятора;
- току зарядки. Еще один параметр, который обязательно должен контролироваться и регулироваться зарядным устройством. Для зарядки ток не должен превышать 10% от емкости аккумулятора. Для АКБ емкостью 55 А-ч его величина должна быть 5,5 А. Максимальный ток, который может выдавать зарядное устройство – должно быть в 2-3 раза выше номинального требуемого для зарядки.
Для зарядки гелевых аккумуляторов требуется наличие у ЗУ специального режима. Кроме этих параметров зарядные устройства снабжают схемами защиты от перегрева, неправильного подсоединение клемм к выводам, интеллектуальными системами управления зарядкой.
Зарядка аккумуляторов
Чтобы правильно зарядить аккумулятор, делать это нужно в помещении, где есть вытяжка и желательно при комнатной температуре, так как при минусовой температуре процесс зарядки идет хуже. Было бы неплохо проводить полную зарядку два раза в год – осенью и весной. После долгого простоя в холодное время года — это обязательно, если вы заботитесь о долговечности работы своего аккумулятора.
Удобнее заряжать аккумулятор зарядным устройством, позволяющим регулировать напряжение и ток зарядки. Иначе на 100% зарядить батарею очень трудно. Если ваш зарядник не имеет специальных режимов, то придется самостоятельно регулировать ток зарядки и контролировать появления газов в конце процесса.
Для обеспечения полного заряда при достижении напряжения в 14,4 В ток снижается на половину и продолжается зарядка до тех пор, пока не начнется выделение газов. В современных аккумуляторах при достижении напряжения зарядки до 15 В полезно уменьшить зарядный ток еще в два раза.
Полностью заряженным считается аккумулятор, у которого ток зарядки и напряжение не будут меняться в течении 1-2 часов. У необслуживаемых АКБ состояние полной зарядки наступает при напряжении 16,3- 16,4 В.
У автоматических зарядников не требуется часто контролировать ток и напряжение заряда. Когда процесс зарядки батареи подходит к концу, будет увеличиваться внутреннее сопротивление батареи и соответственно будет снижаться ток заряда. При падении тока зарядки до 200 мА процесс останавливается полностью.
Как определить заряжен или разряжен аккумулятор
Это можно сделать двумя способами:
- Измерить плотность электролита с помощью ареометра. Зная температуру окружающей среды и плотность электролита можно определить степень разряда АКБ по таблице.
Узнать подробнее о том что такое плотность электролита, какой она должна быть, как ее измерить, как правильно ее корректировать вы можете в нашей статье Плотность электролита в аккумуляторе
- Измерить напряжение на клеммах аккумулятора — для измерения напряжения на клеммах аккумулятора используют нагрузочную вилку или цифровой мультиметр. Напряжение на клеммах аккумулятора 12,6 В и выше означает полностью заряженную аккумуляторную батарею, напряжение 11,6 В и ниже означает, что аккумуляторная батарея полностью разряжена.
Узнать подробнее о том что такое нагрузочная вилка, как ее использовать для проверки состояния аккумулятора, ознакомиться со списком 10 лучших нагрузочных вилок вы можете в нашей статье Нагрузочная вилка для аккумулятора
Правила безопасности при зарядке аккумулятора
При зарядке аккумулятора нужно соблюдать требования техники безопасности:
- не рекомендуется заряжать в непроветриваемом помещении по причине выделения смеси водорода и кислорода, образующихся при электролизе;
- рядом с заряжающимся аккумулятором нельзя курить и выполнять работы с открытым огнем и искрообразованием;
- сначала подключают клеммы, а потом включают в сеть;
- отключение в обратном порядке – сначала отключают от сети, потом отключают клеммы;
- в обслуживаемых аккумуляторах выкручивают пробки.
Как зарядить аккумулятор
Пошаговая инструкция как зарядить аккумулятор:
- отсоединить и снять аккумулятор;
- занести его в помещение, имеющее вытяжку и плюсовую температуру, дать отстояться;
- очистить клеммы от окисной пленки;
- очистить от грязи корпус АКБ;
- осмотреть на предмет отсутствия повреждений корпуса и утечки электролита;
- подсоединить зарядное устройство учитывая полярность;
- настроить зарядное устройство: установить ток и напряжение зарядки в зависимости от емкости и типа АКБ.
У обслуживаемых аккумуляторов перед подсоединением зарядника следует выполнить следующие действия:
- Выкрутить пробки банок и проверить уровень электролита
- Долить дистиллированную воду в банки так, чтобы электролит полностью закрывал пластины
- Проверить плотность электролита (при 25оC его плотность должна быть в пределах 1,16 – 1,25 г/см3)
Узнать подробнее о плотности электролита в аккумуляторе, выборе плотности электролита в зависимости от региона эксплуатации автомобиля, о том как проверить и откорректировать плотность электролита вы можете в нашей статье Плотность электролита в аккумуляторе
- Закрыть отверстия пробками, но не закручивать, чтобы грязь не попала внутрь.
Как заряжать постоянным током
Для зарядки постоянным током используется зарядные устройства с возможностью постоянной поддержки тока зарядки. Используются две ступени зарядки.
Первая ступень – ток зарядки равен 10% от емкости батареи (если емкость 60 А-ч – ток зарядки – 6А). Вторая ступень – ток зарядки 5% от емкости батареи. Она используется для устранения негативных факторов, которые возникают при зарядке близкой к 100%.
Время зарядки составляет 10 – 12 часов. Если есть возможность использовать ареометр для контроля плотности, то замеряя плотность, можно определить степень зарядки по плотности электролита.
Как заряжать постоянным напряжением
Для зарядки постоянным напряжением используется источник с выходным напряжением 14,4-15 В при зарядки аккумулятора выдающего 12,6 В. Для батареи, выдающей 6,3 В, используется блок питания с выходным напряжением 7,2–7,5 В.
Основным недостатком такого способа является большой ток зарядки в начале процесса, что может привести к перегреву электролита. В случае зарядки при низкой температуре окружающей среды в АКБ возникает большое внутреннее сопротивление, и заряд таким способом затруднен.
При возможности регулировки тока зарядки его выставляют в размере 95% от емкости. Процесс при таком способе получается быстрым без перегрева и сильного выделения газов. Другим недостатком такого способа является не полный заряд аккумулятора, что снижает срок его службы.
Сколько времени необходимо заряжать аккумулятор
Строго определенного времени сколько надо заряжать аккумулятор нет.
Время на зарядку разное и зависит от:
- емкости батареи и степени ее разряда;
- температуры окружающей среды;
- возраста и степени сульфатации пластин.
Кроме тока, который регулируют при зарядке важно выставить напряжение:
- При выходном напряжении ЗУ — 14,4 В — в течении суток батарея зарядится на 80%.
- При выходном напряжении ЗУ — 15,0 В — в течении суток батарея зарядится на 90%.
- При выходном напряжении ЗУ — 16,0 В — в течении суток батарея зарядится на 100%. Важен и ток зарядки. В современных устройствах он регулируется автоматически.
Время на зарядку аккумулятора высчитывают по простой формуле:
t= C/I +10%, где:
- t — время зарядки;
- С – емкость аккумулятора;
- I — мощность ЗУ;
- 10% — потери энергии на тепло.
Как заряжать необслуживаемые АКБ
Большинство современных аккумуляторов — необслуживаемые. В них нет пробок для добавления электролита, крышка плотно зафиксирована. Сверху или сбоку имеется индикатор заряда, по которому можно узнать о состоянии АКБ. Для зарядки необслуживаемых аккумуляторов рекомендуется использовать автоматические зарядные устройства, которые которые лучше остальных справляются с этой задачей.
Выбрав нужный режим и поставив аккумулятор на зарядку, можно не волноваться о необходимости контроля и регулировки режимов. Устройство сделает все само. Если у вашей зарядки нет таких режимов, то следует заряжать в щадящем режиме при токе зарядки – 3-5 А. Будет заряжаться дольше, но срок службы аккумулятора тоже увеличится.
Как часто надо подзаряжать аккумулятор
Часто подзаряжать не следует. Рекомендуется зарядить аккумулятор перед морозами и второй раз – весной. Низкий заряд АКБ в зимнее время упадет еще ниже при низкой температуре. При высоких летних температурах низкий заряд батареи приведет к усилению сульфатации пластин и росту кристаллов сернокислого свинца, которые не смогут раствориться даже когда АКБ заряжен полностью.
Хорошо проверять напряжения АКБ с помощью цифрового мультиметра. Если напряжения на клеммах аккумулятора не меньше 12,6 В, то можно не волноваться. При напряжении ниже 12,6 В требуется подзарядка.
Можно ли заряжать аккумулятор, не снимая его с автомобиля
Не рекомендуется проводить зарядку, не снимая его с автомобиля. В процессе зарядки используются высокие токи и повышенные напряжения. Современный автомобиль буквально напичкан электроникой, и просто заглушив мотор, нет гарантии, что все электронные устройства автомобиля будут отключены от АКБ. Заряжая его повышенным напряжением и током можно вывести из строя электронику.
Как заряжать АКБ при редких поездках
Если вы ездите на машине достаточно редко, и поездки короткие, то аккумулятор не успевает за время поездки подзарядиться от генератора. В таких случаях аккумулятор быстро разряжается, поскольку он испытывает нагрузку, когда вы заводите автомобиль и не подпитывается в поездке, что особенно заметно в зимний период.
В таком случае автовладельцы подключают зарядные устройства и подпитывают АКБ постоянно. Такое режим не является правильным и сокращает срок службы батарей. Лучше заряжать автомобиль привычным способом – от генератора после пуска мотора или от зарядного устройства.
Если вы совсем не ездите на машине зимой, то перед установкой автомобиля на хранение, батарею следует полностью зарядить и не одевать минусовую клемму.
Выводы
- Для сохранения и увеличения срока службы аккумулятора нужно следить за зарядом АКБ, своевременно его обслуживать, соблюдать инструкцию при зарядке и купить правильные зарядного устройства.
- Задачей зарядного устройства является подзарядить батарею достаточно для запуска автомобиля, чтобы генератор смог зарядить ее полностью.
- В случае глубокого разряда заряд обязательно производить на минимальных токах и постоянном напряжении, чтобы можно было восстановить емкость батареи до нормальной.
- При сильных морозах желательно иметь плотность электролита выше 1,3 г/см3 – это не даст электролиту замерзнуть.
- В жару плотность электролита лучше иметь меньше 1,25 г/см3 — это снизит скорость коррозии пластин.
- Нормальная температура для заряда аккумулятора от 0 до 25оC. Поэтому место нахождения аккумулятора (под капотом, в салоне, в багажнике или снаружи) влияет на вероятность восстановления температуры электролита и состояние батареи.